Сладков кто что. Сладков Николай Иванович

Кто такой? (читать с иллюстрациями)

Николай Сладков
Кто такой?

Увидел Дрозд на пеньке птенца. Что птенец - сразу видно, а вот чей птенец - непонятно: головастый какой-то, кургузый, рябенький. Таких Дрозд ещё не встречал.

Ты чей будешь? Кто такой?

А птенец в ответ только глазами моргает. И говорит:

Не знаю… Маленький я ещё, чтобы знать!

Маленький, а из гнезда выскочил! - Дрозд говорит. - Зачем выскакивал, коли маленький?

Захотел и выскочил! - стрекочет птенец.

Лучше бы знал, как тебя зовут, - обиделся Дрозд.

Откуда мне знать, как меня зовут, если мне не говорил никто?

Птенец прислушался, повертел головой туда-сюда и задремал.

Чего же ты никому не отзываешься? - спрашивает Дрозд.

А кому? - открыл глаза птенец. - Я же не знаю, кто я? Кому же мне откликаться?

«Да, - задумался Дрозд. - Вот это птенец так птенец - безымянный. Первый раз такого встречаю».

А где ты сидел на дереве - на ветке или в гнезде?

Ни в гнезде, ни на ветке - в дупле сидел. Темно, и ничего не видно. Высунулся посмотреть и упал…

Слушай меня внимательно! - Дрозд птенцу говорит. - Вот я - Дрозд. А она - Сорока. А вон на ветке вниз головой висит - Синица. У каждого есть свое имя. А ты кто такой?

Синичонок он скорее всего! - говорит Сойка. - Синичата все всегда - по дуплам сидят. Эй, Синица, тут синичонок сидит - не твой ли выскочил?

Синица перевернулась, глянула быстрым глазом и снова повисла вниз головой.

Что вы, - пищит, - да он один больше всей моей дюжины!

Тут снова вступился Дрозд:

Хоть помнишь, какого цвета было яичко, из которого ты вылупился? Или и это не помнишь?

Как же мне помнить, если я из яичка слепым вылупился? - удивился птенец. - Да и в дупле-то темно.

И верно… - опечалился Дрозд. - Вот дела…

А Сойка спрашивает:

А кормил тебя в дупле кто? Их-то уж должен помнить!

Кормили меня хорошо. А вот кто кормил - не разглядел. Я рот свой так разевал, что ничего перед собою не видел. А проглочу, рот закрою - и нет уже никого!

Задумались Синица, Сойка и Дрозд. Увидела их Кукушка, подлетела из любопытства.

О чём, соседи, задумались? - спрашивает.

Так и так, - отвечают, - птенец тут ничейный: сам себя не знает, и его не признает никто! Не твой ли случайно, а?

Посмотрела Кукушка на птенца и отвернулась:

Откуда мне знать, я ведь птенцов своих никогда не видела. Мне до птенцов дела нет.

Посмотрел и птенец на Кукушку.

Нет! - говорит. - Другие меня кормили. Эта какая-то серая и чужая, а у тех, помню, что-то красновато-рыжее было!

И тут появляется Горихвост: рыжеватая грудка, красноватый хвост! И тревожно кричит:

Фють, цик-цик! (Что значит: «Волнуюсь, сынок у меня потерялся!»)

Есть тут один красноротый, - ответил Дрозд. - Но на твоего совсем не похожий. Неизвестно чей!

Взглянул Горихвост на птенца и обрадовался.

Фють, цить-цить! - кричит. («Миленький, маленький мой!»)

И птенец Горихвоста узнал:

Так вот кто, значит, я - Горихвост!

Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.

В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».
Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г. Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса». Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в книгах.

Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как "Краешком глаза", "За пером синей птицы", "Осиновый невидимка", "Подводная газета", "Земля над облаками", "Свист диких крыльев" и многие другие прекрасные книги… За книгу "Подводная газета" Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской.

Подобный дар — рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога — дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями — такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям…

____________________________________________________

Вчерашний снег

Кому нужен вчерашний снег? Да тому, кому нужен вчерашний день: только по вчерашнему снегу можно вернуться в прошлое. И как бы заново его прожить. Я так и сделал, пойдя по старому следу рыси в ее вчерашний день.
…Перед рассветом рысь вышла из мрачного ельника на лунное моховое болото. Плыла серым облачком между корявых сосенок, неслышно ступая широкими лапами. Напряжены уши с кисточками, топорщатся у губ изогнутые усы, в черных глазах зигзаги луны.
Наискосок, шурхая снегом, прокатил заяц. Рысь кинулась за ним жадными стремительными прыжками, но опоздала. Помедлив, серое облачко плавно поплыло дальше, оставляя за собой многоточие круглых следов.
На поляне рысь свернула к лункам тетеревов, но лунки были выстуженными, позавчерашними. Учуяла у ручья спящих под снегом рябчиков, но рябчики и сквозь сон услышали ее тихие крадущиеся шаги по крыше своей снежной спальни и выпорхнули в пролом, как в чердачное оконце.
Только в слепом предрассветном свете удалось рыси сцапать белку, зачем-то спустившуюся на снег. Тут было натоптано и накручено — снеговая толока. Съела целиком белку, оставив пушистый хвостик.
Дальше пошла, сдвоила по-заячьи след, покаталась в снегу. Еще прошла, вырыла лапой у сосенки яму — снеговые стены в бороздках когтей. Но что-то ей тут не понравилось, бросила яму, вспрыгнула на снеговую кочку, повертелась, отопталась и улеглась. И дремала, как ленивая кошка на теплой лежанке, весь прошлый день.
А теперь я на ее кочке сижу — слушаю лес. Ветер накатывается на сосны, и вершины пылят снегом. В лесной глубине затаенно дятел постукивает. Пухляк шелестит сосновой чешуйкой, как мышонок бумажкой.
Все это слышала рысь и вчера. Вчерашний снег обо всем рассказал.

Сушеные камни

Вышел на поляну медведь. На поляне лежат серые камни. Может, тысячу лет лежат. Но вот пришёл медведь и принялся за них. Поддел лапищей, перевернул — сразу стал камень двухцветным. То была одна сухая верхушка видна, а теперь и сырое тёмное донышко. Понюхал медведь двухцветный камень — и дальше. Второй камень перевернул мокрым донышком кверху. Потом третий. Четвёртый.
Всю поляну обошёл, все камни перевернул. Все камни — мокрым донышком к солнцу.
А солнце печёт. Задымили мокрые камни, парок от них пошёл. Сохнут.
Смотрю я на медведя и ничего не пойму. Для чего он камни, как грибы, на солнце сушит? Зачем ему сухие камни?
Спросить бы, да боязно. Медведи — они подслеповаты. Ещё не разглядит, кто спрашивает. Придавит сослепу.
Молчун смотрю. И вижу: подошёл медведь к последнему, самому большому камню. Сгрёб его, навалился и тоже перевернул. А сам скорей носом в лунку.
Ну вот и спрашивать не надо. И так всё понятно. Не камни зверь
сушит, а поживу под камнями ищет! Жуков, слизняков, мышей. Дымят камни. Чавкает медведь.
Не лёгкая у него пожива! Сколько камней перевернул — одного мышонка добыл. А сколько нужно перевернуть, чтобы брюхо набить? Нет, ни одному камню в лесу не пролежать тысячу лет без движения.
Чавкает мишка и прямо на меня косолапит. Может, и я ему камнем показался? Ну, подожди, сейчас я с тобой по-своему поговорю! Чихнул я, кашлянул, свистнул, обушком по дереву застучал.
Охнул мишка и пошёл кусты ломать.
Остались на поляне я да сушёные камни.

Три яичка лежали в гнезде чайки: два неподвижно, а третье шевелилось. Третьему не терпелось, оно даже посвистывало! Будь его воля, оно бы так и выскочило из гнезда и, как колобок, покатилось бы по бережку!
Возилось яичко, возилось и стало тихонько похрустывать. Выкрошилась на тупом конце дырочка. И в дырочку, как в оконце, высунулся птичий нос.

Птичий нос - это и рот. Рот открылся от удивления. Еще бы: стало вдруг в яйце светло и свежо. Глухие доселе звуки зазвучали властно и громко. Незнакомый мир ворвался в уютное и скрытое жилище птенца. И чайчонок на миг оробел: может, не стоит совать свой нос в этот неведомый мир?

Но солнце грело ласково, глаза привыкли к яркому свету. Качались зеленые травинки, плескали ленивые волны.

Чайчонок уперся лапками в пол, а головой в потолок, нажал, и скорлупа расселась. Чайчонок так испугался, что громко, во все горло крикнул: «Мама!»

Так в нашем мире одной чайкой стало больше. В хоре голосов, голосищ и голосишек зазвучал новый голосок. Был он робок и тих, как писк комара. Но он звучал, и его слышали все.
Чайчонок встал на дрожащие ножки, поерзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперед: вода так вода!

Минует ли он грозных щук и выдр? Или путь его оборвется на клыках первой же хитрой лисы?
Крылья матери — чайки распластались над ним, как руки, готовые прикрыть от невзгод.
Покатил в жизнь пушистенький колобок.

Серьезная птица

В лесу у болота колония цапель. Каких только цапель нет! Большие и маленькие: белые, серые, рыжие. И дневные, и ночные.

Разные цапли по росту и цвету, но все очень важные и серьезные. И больше всех важна и серьезна цапля-кваква.

Цапля-кваква - ночная. Днем она отдыхает на гнезде, а ночью ловит на болоте лягушат и рыбьих мальков.

Ночью на болоте ей хорошо - прохладно. А вот днем на гнезде - беда.

В лесу духота, солнце печет. Кваква сидит на краю гнезда, на самом припеке. Клюв от жары разинула, крылья широкие свесила - совсем разомлела. И дышит тяжело, с хрипом.

Подивился я: серьезная на вид птица, а такая глупая! В тень спрятаться - и на то ума не хватает. И гнездо построила кое — как - у птенцов ноги в щели проваливаются.

Жара. Хрипит на припеке, разинув клюв, кваква. Медленно движется по небу солнце. Медленно передвигается по краю гнезда кваква…

И вдруг кровь ударила мне в лицо - так стало стыдно. Ведь кваква телом своим птенцов от жгучего солнца закрывала!

Птенцам ни холодно, ни жарко: сверху тень, снизу в щели гнезда ветерок поддувает. Сложили они длинные носы свои один на другого, ноги в щели свесили и спят. А как проснутся и есть запросят, кваква полетит на болото ловить им лягушат и мальков. Накормит птенцов и опять на гнездо сядет. Носом по сторонам водит - караулит.

Серьезная птица!

Синичка необыкновенная

Звонкоголосую и белощекую нашу синицу называют большой или обыкновенной. Что большая, я с этим согласен: она больше других синиц - пухляков, московок, лазоревок. Но что она обыкновенная, с этим я не могу согласиться!

Она поразила меня с первой же встречи. А было это давным-давно. Она попалась в мой западок. Я взял ее в руку, и она… умерла! Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы - и вот умерла. Я растерянно разжал руку. Синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал ее, подержал - и положил на пенек. И только руку отвел - синичка вскрикнула и улетела!
Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица! Захочет - умрет, захочет - воскреснет.
Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. Но у синички это получается лучше всех и часто спасает ее от неволи.

Свистуны.

Сколько можно свистеть! Пришел к болоту еще в темноте, в час тридцать ночи. На обочине уже пересвистывались два погоныша — кто кого? Шелкали, как хлыстами: «Твуть! Твуть!» Четко так — раз в секунду. До пяти досчитаю — пять «твуть» услышу, до десяти — десять. Хоть секундомер проверяй!
Но это только принято говорить, что, мол, в одно ухо входит, а в другое выходит. Куда там — застревает!
До рассвета эти погоныши все уши мне просвистели. Хоть и умолкли рано: в три часа тридцать минут.
А теперь давайте считать.
Свистели погоныши ровно два часа, это 120 минут, или 7200 секунд. То есть 14 400 секунд на двоих, 14 400 свистов! Не переставая. А они еще и до моего прихода свистели и, может быть, не один час!
И не охрипли, не осипли и голоса не сорвали. Вот сколько можно свистеть, если весна…

Январь − месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья − что-то творится в лесу. Читать...


Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день − метель, что ни ночь − мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться. Читать...


На мусорную кучу зимой только сытый не летит. Но сытых зимой мало. Всё видят голодные птичьи глаза. Чуткие уши всё слышат. Читать...


Все птицы хороши, но скворцы с особой изюминкой; каждый у них в особицу, один на другого не похож. Читать...


Звонкоголосую и белощёкую нашу синицу называют большой или обыкновенной. Что большая, я с этим согласен: она больше других синиц пухляков, московок, лазоревок. Но что она обыкновенная, с этим я не могу согласиться! Читать...


− Почему это, Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ножки? Читать...


Свистит косая метель − белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах! Читать...


Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет. Читать...


Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы. Читать...


Чижа я купил за рубль. Продавец сунул его в бумажный кулёк и подал мне. Читать...


У всех день рождения − радость. А у клестят − беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт. Читать...


− Чего они, дурачки, меня боятся? − спросила Люся. Читать...


Ночью в коробке вдруг зашуршало. И выползло из коробки что-то усатое и мохнатое. А на спине сложенный веерок из жёлтой бумаги. Читать...


Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени − как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Читать...


Расчирикался Воробей на навозной куче − так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом...

] Сборник. Для среднего возраста. Рисунки Т. Капустиной. Фотографии автора.
(Ленинград: Издательство «Детская литература», 1970)
Скан, OCR, обработка, формат Djv: PAV, 2017

  • ОГЛАВЛЕНИЕ:
    Желтый океан (6).
    Голос пустыни (6).
    «На трусливого и собака лает» (7).
    Пойдем на бархан (8).
    ВЕСНА
    День за днем (10).
    «Длинное ухо». Тает снег. Весна в песке. Туман. Такыры ожили. События на старом кладбище. Черепаха. Чернотелка. Вежливые чернотелки. Тушканчики. Таинственная птичка. События в колодце. Саксауловые дрова. Земляная белка. Упупик. Каменный воробей. Черепашата. Пыль из норы (11).
    На желтой тропе. Следы редких зверьков. Следы газелей и антилоп (22).
    День за днем (23).
    «Длинное ухо». То и не то. Нахальные жильцы. Рассвет. Черная бабочка. Зайцы-садовники. Бездомный домовой сыч. На огонек. На поклон к эфе. Таинственные бугорки. Полосатик. Пустыня ночью. В деревне песчанок. Ночные голоса. Поджаренная злость. Глоток тумана. Геккон строит баню. Ящуркин нос. Свирепый скарит. Змея, которая стоит. Странный лес. События в саксаульнике. Песчаная акация. Сенокос. Вороний зонт. А ему нипочем. За орлиной спиной. У вараньей норы. Оса угощает варана. Булак. Мусорщицы. Пушистый дом. Живой фонтан. Новоселье. Палка на счастье. Рот с ушами. Сиворакша. Яркий крик (24).
    На желтой тропе. На месте преступления. Следы ящериц. Записи песчаной круглоголовки. Самый короткий след (44).
    С днем рождения! (47).
    День за днем (48).
    «Длинное ухо». Красные дали. В степь по... грибы! Ящеричный град. Черепаший пир. Кукушка на песке. Многоквартирное дерево. Змеи на рельсах (рассказ обходчика). Домик под рельсами. Утка в печке. Земляной сыч. В лисьей норе. Не подходи! Лес розово-серебристый. События в тугае. Наводнение в тугае. Лисий концерт. Заячий сон. Пыльные зайцы. Предсказатели. Пугливый сверчок. Хомяк работает головой. Джейранчик. Разбойничье логово. Ущелье каменных козлов. События в ущелье каменных козлов. Они знали! Живой ураган. Геккон со свистулькой. События на крыше. Такыр. События на такыре (49).
    На желтой тропе. Перепуганный жук. Скарабей катит шар. Следы разные. Следы жуков. Силуэты на проводах (71).
    С днем рождения! (74).
    Невидимки песков (75).
    Кто чего может? (76).
    У ночного костра. Воришка. Змеиная хитрость (77).
    Живые цепочки. Костер. Дорога (78).
    Охота. Охота на змей. Опасно для жизни. Змея и скорпион. Следы змеиных зубов. Оружие змеелова. Страшные случаи на змеиной охоте (рассказы ловцов змей). Про черепах (79).
    Золотые слова (88).
    ЛЕТО
    День за днем (90).
    «Длинное ухо». Варан собирает дань. Равнина цикад. Шум в норе. Жавороночья степь. Цветное пятнышко. Вкусная паутина. Хитрый удод. Бегунок. Авдотка. Птичий базар. Бабочки под землей. Поющий бархан. События на поющем бархане. Инкубатор. Зеленые зонтики. Слепушонка пьет тюльпаны. Кто спит - тот пьет. Пчелиные отбивные. Черепахи несутся. Подземный луг. Черепашья скала. События на заброшенном кладбище. События в ущелье каменных козлов. Сторожевые колокольчики. Хвост торчком. Всем по капельке. Кумушки. Гнездище. Голоса змей (рассказ змеелова). Красный каньон. События в красном каньоне (91).
    На желтой тропе. Плавающие в песке. Сетчатая ящурка на охоте. Ежик и черепаха. Гусеница и таракан (110).
    С днем рождения! (112).
    День за днем (113).
    «Длинное ухо». Соленый иней. События у колодца. Жара. Жаркие пляски. Обугленные хвостики. Соленая дорога. Держи ноги в... холоде! Сокол в засаде. Белые платочки. Сойка в телогрейке. 45 градусов в тени. Жареная саранча. Волчий колодец. Зверь за ловцами бежит. Где тень? Крикливый хвост. А ему хоть бы что! События на такыре. Синяя борода. Наперегонки. События в садах. Джейраньи чаши. Волшебное зеркальце. Таран-тулий посев. «Проклинающая солнце». Розовая равнина. Примета. Краснокрылы (113).
    На желтой тропе. По следу удава. Следы неожиданные (129).
    С днем рождения! (130).
    День за днем (131).
    «Длинное ухо». Слезопойки. Хитрецы. Ежик бегает ночью. Разноцветные склоны. Кобра купается. Змея в очках. Кобра и божьи коровки. Сколько земли? Кому жарче? Сколько саранчи? Зверек, которого никто не знал. Ручной зверек. Селе-виния на охоте. Чим-чим и биб-биб. Завтрак в постель. Песочное одеяльце. События на крыше. Сайгачьи дожди. Мышиные дыни. Опасный обед. Непьющие. Вкусный столб. Ржавый нос. Потерянные воротнички. Неряха. Барахольщик (рассказ зоолога). События на бахче (132).
    На желтой тропе. Птичьи следы. Следы зверьков. Силуэты на проводах. Силуэты на барханах. Силуэты на небе (145).
    С днем рождения! (147).
    Невидимки песков (147).
    Кто что умеет? (148).
    У ночного костра. Защитник. Дояр (149).
    Живые цепочки. Вода с ножками. Кто пьет воздух. Караванный путь (150).
    Охота. Ночью за змеями. Страшные случаи на змеиной охоте (рассказы ловцов змей). Приключения на вараньей охоте (рассказы охотников на варанов) (152).
    Золотые слова (156).
    ОСЕНЬ
    День за днем (158).
    «Длинное ухо». Забот полон рот. Хвост за голову. Рубаху съел. Круглоголовка падает в обморок. Вкусные камешки. Радужное настроение. Тени ночного неба. В кяризе. Тревожные барабаны. Пустынный загар. Кровопийцы. Глаза на песке (158).
    На желтой тропе. Следы безногих. По следам саксаульной сойки. Следы жуков. Силуэты на облаках (165).
    День за днем (167).
    «Длинное ухо». На узкой дорожке. Ящерка и круглоголовка. Лунная струйка. Напудренная куропатка. Белая смерть. И жук - мясо! Бегут кусты перекати-поля. В солонке. На чужих крыльях. Сквозь землю. Полынка ложится спать. В норку погреться. Корабль пустыни. Травяной островок. Прогревание животов. Красотка и красава (168).
    На желтой тропе. Следы тушканчиков. Следы сусликов. Следы песчанок. Кошки - мышки. Какая черепаха (176).
    День за днем (178).
    «Длинное ухо». Ветер метет барханы. Хвост-сачок. На солнышке. Мышь-робинзон. Великий посев. Варан набирает вес. Пошла Жучка в пески... Охотничий дом. Земляная крыса. Гости из тайги. Тропинка гостей. Пир на весь мир. Сам карусель. Франты. Сон. Телеграфный лес. Верблюжий гребешок (178).
    На желтой тропе. Следы очень редких зверей. Силуэты на проводах (186).
    Невидимки песков (188).
    Кто чего может? (189).
    У ночного костра. Хитрецы. Верные сторожа. Петушок (190).
    Живые цепочки. Работа кипит. Вор у вора украл (192).
    Охота. Страшные случаи на змеиной охоте (рассказы ловцов змей) (193).
    Золотые слова (196).
    ЗИМА
    День за днем (198).
    «Длинное ухо». Бегом от мороза. Верблюжий запас. Уснувшие обеды. Общежитие под землей. Грачи прилетели. Песчанки затопили печи. Белая чернотелка. Гек-конница. Заживо погребенные. Пешком по солончаку. По глинистой пустыне. По барханам. Майна на печке (198).
    На желтой тропе. Следы тушканчиков. Следы редких зверей (204).
    День за днем (205).
    «Длинное ухо». Они знали. Холодно. Гости с гор. Гости из тундры. Тамарисковая песчанка. Глубокий снег. На берегу. Старые и молодые. Ночной вор. Нос с глазами. Заячьи носогрейки. Зимняя змея. Зимний гриб. Как весной (206).
    На желтой тропе. Птичьи следы. Эти следы приводят к жилью (211).
    День за днем (212).
    «Длинное ухо». В саксаульнике. В кишлаке. Беда. За каменной стеной. Зачем тушканчику хвост? Видно тушканчика по хвосту. Кошка и мышка. Большой и маленький. Джейраньи зеркальца. Жаворонки и воробьи. Песочные часы. Не бесследно. Змеиное логово. Жизнь сквозь сон. Грустное письмо. Солнце пригрело (213).
    На желтой тропе. Следы очень редких зверей. Силуэты на облаках (220).
    Невидимки песков (220).
    Кто чего может? (222).
    У ночного костра. Стрелок. Дулта. Верное средство. Человек-инкубатор. Самоубийца (223).
    К рассказам «У ночного костра» (пояснения зоолога) (226).
    Живые цепочки. Наследники. Гнездо и нора. Кони и снег (229).
    Охота. Охота с ловчими птицами. С соколом на уток. С беркутом на волка (231).
    Золотые слова (233).

Н.И. Сладков (1920 - 1996) по профессии был вовсе не писателем. Он занимался топографией, то есть создавал карты и планы различных местностей. А раз так, то очень много времени проводил на природе. Умея наблюдать, Н. Сладков приходит к мысли, что все интересное надо записывать. Так появился писатель, который создавал рассказы и сказки, интересные и детям, и взрослым.

Жизнь путешественника и писателя

Николай Иванович Сладков родился в столице, а в Ленинграде прожил всю жизнь. Он рано заинтересовался жизнью природы. В начальной школе уже вел дневник. В него мальчик записывал самые интересные наблюдения. Он стал юннатом. В.В. Бианки, замечательный натуралист, стал ему учителем, а потом и другом. Когда Н. Сладков стал постарше, то заинтересовался охотой. Но быстро понял, что убивать животных и птиц он не может. Тогда он взял в руки фотоаппарат и бродил по полям и лесам, выискивая интересные кадры. Профессия способствовала тому, чтобы Николай Иванович увидел наш необъятный мир. Когда он открыл для себя Кавказ и Тянь-Шань, то навсегда их полюбил. Горы притягивали его, несмотря на опасности, которые его подстерегали. На Кавказе он разыскивал снежного барса.

Это редкое животное обитает в труднодоступных местах. Н. Сладков поднялся на небольшой плоский участок горы и случайно обрушил на него каменную глыбу. Он оказался на крошечном закрытом участке, где было только гнездо беркутов. Больше недели он жил там, думая, как оттуда выбраться, и питаясь той пищей, которую взрослые птицы приносили птенцам. Затем из веток гнезда он сплел нечто вроде веревки и спустился вниз. Побывал Николай Иванович и в и на холодном Белом море, и в древней Индии, и в жаркой Африке, занимался, как сейчас говорят, дайвингом, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки и фотографии. Они значили для него очень многое. Перечитывая их, он снова погружался в мир странствий, когда возраст уже не позволял ему отправляться далеко. «Серебряный хвост» - так называлась первая книга, которую составили рассказы Сладкова. Он вышла в 1953 году. После этого будет еще очень много книг, о которых пойдет рассказ ниже.

История лисы с серебряным хвостом

Внезапно ночью в горы пришла зима. Она спустилась с вершин, и сердце охотника и натуралиста дрогнуло. Он не усидел дома и отправился в путь. Все тропки замело так, что не узнать знакомых мест. И вдруг - чудо: бабочка-белянка порхает над снегом. Приметил внимательный взгляд и легкие следы ласки. Она, проваливаясь, шла и под снегом, изредка высовывая шоколадный нос. Сделала великолепный ход. А вот и лягушка, бурая, но живая, сидит на снегу, на солнышке греется. И вдруг на солнце по снегу, куда от яркого света и смотреть невозможно, кто-то бежит. Присмотрелся охотник, да это горная лисица.

Только хвост у нее совершенно невиданный - серебряный. Бежит далековато, и выстрел сделан на авось. Мимо! А лиса уходит, только хвост сверкает на солнце. Так и ушла за поворот речки, пока ружье перезаряжалось, и унесла свой невероятный серебряный хвост. Вот такие рассказы Сладкова начали печать. Кажется, простенькие, но полные наблюдений за всем живым, что обитает в горах, лесах, полях.

О грибах

Тот, кто не рос в грибных краях, грибов не знает и может, если пойдет в лес один, без опытного человека, набрать поганок вместо хороших грибов. Рассказ для неопытного грибника называется «Федот, да не тот!». В нем приведены все отличия белого гриба от жёлчного или И то, чем отличается несущая верную смерть от вкусного шампиньона. Рассказы Сладкова о грибах и полезны, и забавны. Вот история о лесных силачах. После дождика соревновались подосиновик, подберезовик и моховик. Подберезовик поднял на шляпке березовый листочек и улитку. Подосиновик поднатужился и поднял 3 осиновых листочка и лягушонка. А моховик вылез из-под мха и решил поднять целый сучок. Только ничего у него не получились. Шапочка напополам разошлась. И кто стал чемпионом? Конечно, подосиновик - ему и яркая шапочка чемпиона!

Кто что ест

Загадал натуралисту загадку лесной зверек. Предложил угадать, кто он, если он расскажет, что он ест. И выяснилось, что любит он жуков, муравьев, ос, шмелей, мышей, ящериц, птенцов, почки деревьев, орехи, ягоды, грибы. Не угадал натуралист, кто ему такие хитрые загадки загадывает.

Оказалось - белочка. Вот какие необычные рассказы Сладкова читатель разгадывает вместе с ним.

Немного о лесной жизни

Лес красив в любое время года. И зимой, и весной, и летом, и осенью в нем идет тихая и тайная жизнь. Но она открыта для внимательного взгляда. Только не каждый умеет в нее всмотреться. Этому учит Сладков. Рассказы о жизни леса в течение каждого месяца года позволяют узнать, почему, например, переворачивается медведь в своей берлоге. Каждый лесной зверек, каждая птичка знает, что если мишка повернется на другой бок, то и зима повернет на лето. Уйдут лютые морозы, день удлинится, а солнышко начнет пригревать. А медведь знай себе крепко спит. И пошло все лесное зверье будить мишку, просить его перевернуться. Только всем медведь отказывает. Он пригрелся на боку, ему сладко спится, и переворачиваться он не собирается, хоть все и просят. И что же подсмотрел Н. Сладков? Рассказы сообщают, что малюсенькая мышка высунулась из-под снега и пропищала, что быстро повернет лежебоку. Она побегала по его мохнатой шкуре, пощекотала его, небольно покусала остренькими зубками. Не выдержал мишка и перевернулся, а за ним и солнце повернуло на тепло да на лето.

Летом в ущелье

На солнце и в тени стоит духота. Даже ящерицы ищут тесный уголок, где можно спрятаться от палящего солнца. Стоит тишина. Вдруг за поворотом звонкий писк слышит Николай Сладков. Рассказы, если читать их в разбивку, снова вернули нас в горы. Натуралист победил в человеке охотника, который присматривался к горному козлику. Козлик подождет. А почему так отчаянно кричит птичка-поползень? Оказалось, что по совершенно отвесной скале, где и зацепиться не за что, ползет к гнезду толстая, в руку человека, гюрза. Она опирается на хвост, а головой нащупывает невидимый уступ, цепляется за него и, переливаясь, как ртуть, поднимается все выше и выше. В гнездышке всполошились птенчики и жалобно пищат.

Вот-вот змея доберется до них. Она уже подняла голову и нацеливается. Но маленький отважный поползень клюнул злодейку в голову. Потряс ее лапками и стукнул всем тельцем. И змея не удержалась на скале. Ей хватило слабого удара, чтобы упасть на дно ущелья. А козлик, за которым охотился человек, давно ускакал. Но это неважно. Главное - то, что увидел натуралист.

В лесу

Сколько знаний надо, чтобы понять поведение медведей! Ими обладает Сладков. Рассказы о животных - этому подтверждение. Кто бы знал, медведицы очень строго относятся к своим малышам. А медвежата - любопытные и непослушные. Пока мама дремлет, возьмут и забредут в чащу. Там интересно. Медвежонок уже знает, что под камнем прячутся вкусные насекомые. Только его надо перевернуть. А перевернул камень медвежонок, и камень придавил ему лапку - больно, и насекомые разбежались. Видит мишка гриб и хочется его съесть, но по запаху понимает - нельзя, ядовитый. Рассердился на него малыш и стукнул по нему лапой. Гриб лопнул, и полетела мишке нос желтая пыль, зачихал медвежонок. Прочихался, огляделся и увидел лягушку. Обрадовался: вот оно - лакомство. Поймал и начал ее подбрасывать и ловить. Играл, да и потерял.

А тут и мама из-за куста смотрит. Как хорошо встретить маму! Она сейчас его приласкает и поймает ему вкусную лягушку. А мама как даст ему такую оплеху, что малыш покатился. Обозлился на маму до невозможности и грозно на нее рявкнул. И снова покатился от оплеухи. Мишка поднялся и побежал по кустам, а мама за ним. Только и слышались удары. «Вот как учат осторожности» - подумалось натуралисту, который тихонько сидел у ручья и наблюдал за отношениями в семье медведей. Рассказы Сладкова о природе учат и читателя внимательно приглядываться ко всему, что его окружает. Не пропускать ни полета птички, ни круженья бабочки, ни игры рыбок в воде.

Клоп, который умеет петь

Да, да, некоторые умеют петь. Удивляйтесь, если вы об этом не знали. Он называется гребляк и плавает на животе, а не как другие клопы - на спине. И умеет петь даже под водой! Он стрекочет почти как кузнечик, когда трет свой нос лапками. Вот и получается нежное пенье.

Зачем нужны хвосты

Совсем не для красоты. Это может быть руль - для рыбы, весло - для рака, для дятла - опора, для лисы - обманка. А зачем хвост нужен тритону? А вот для всего, о чем уже было сказано, и кроме того, он хвостом впитывает воздух из воды. Поэтому и может просидеть под ней, не поднимаясь на поверхность почти четыре дня. Много знает Сладков Николай Иванович. Рассказы его не перестают удивлять.

Баня для кабана

Все любят вымыться, но лесная свинья делает это особым образом. Найдет летом грязную лужу, в которой на дне лежит густая жижица, и ляжет. И давай в ней кататься и мазаться этой грязью. Пока кабанчик всю грязь на себя не соберет, ни за что из лужи не выйдет. А уж вышел, то красавец-красавцем - весь липкий, черно-бурый от грязи. Она на солнышке и ветерке на нем коркой покроется, и тогда ему не страшны ни мошкара, ни слепни. Это он от них спасается такой оригинальной банькой. Шерсть летом у него редкая, и прокусывают его кожу зловредные кровососы. А через грязевую корку его никто не укусит.

Почему писал Николай Сладков

Больше всего ему хотелось оградить ее от нас, людей, бездумно рвущих цветы, которые увянут по дороге домой.

Вместо них вырастет потом крапива. Всякая лягушка и бабочка чувствуют боль, и нельзя их ловить и обижать. За всем живым, будь то грибок, цветок, птичка, можно и нужно с любовью наблюдать. И следует бояться что-нибудь испортить. Разрушить муравейник, например. Лучше присмотреться к его жизни и рассмотреть своими глазами, как хитро она устроена. Наша Земля совсем маленькая, и всю ее надо беречь. И кажется писателю, что главная задача природы - сделать нашу жизнь интереснее и счастливее.


Top