Сообщение на тему образ солнца в искусстве. Образ солнца в искусстве

Солнце – небесное светило, почитавшееся славянами как источник жизни, тепла и света.

При изучении нового предмета НРК – Литературы Красноярского края мы увидели необычное изображения солнца, изображение солнца коренными народами Севера совершенно не напоминало привычный нам образ. На уроках окружающего мира, мы знакомились с изображением солнца в нашей русской культуре, и оба эти образа были противоположными. Мы заинтересовались – почему?

Актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы раскрыть влияние национальности народа и его условий жизни на изображение предметов окружающего нас мира.

Целью – проследить изменения образа солнца от древних славян до современности. Поэтому объектом исследования является образ Солнца в творчестве разных народов, а предметом – его образ в славянской литературе и современной русской литературе.

I. Представления древних славян о солнце

На народные представления о Солнце оказывала свое влияние церковь. В древнерусской литературе, особенно в былинах с Солнце сравнивали князя: «Ой, ты князь, Владимир Красное Солнышко» или богатыря, а в песнях и причитаниях XIX в. «светлое» или «красное солнышко» - это родственник или просто любимый человек.

В фольклоре Солнце называют ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым. Во многих славянских традициях Солнцем клялись и упоминали его в проклятиях. Оно предстает в поверьях как разумное и совершенное существо, которое или само является божеством, или выполняет Божью волю. В народных представлениях Солнце - это лицо, око или слово Бога либо оконце, через которое Бог смотрит на землю. По украинским поверьям, Солнце- это колесо от той колесницы, на которой ездит по небу Илья-пророк, а по другой версии, Солнце поднимают на своих крыльях ангелы Божьи.

В славянских поверьях Солнце следит с неба за делами людей и вечером рассказывает о них Господу. В полдень и перед тем, как опуститься за горизонт, оно немного замедляет свой ход и отдыхает. На восходе в Пасху Солнце «играет» (переливается разными цветами), радуясь воскресению Христа, а на Ивана Купалу - купается в воде.

1. 1. Солнце в устном народном творчестве

Может быть, поэтому Солнце, часто упоминается в пословицах и поговорках. Не всякий вспомнит сказку или споет песню про Солнце, а пословицу когда-нибудь да и скажет и сам не заметит, что упомянул Солнце в разговоре. Многие пословицы появились в результате наблюдения над жизнью природы и людей, в результате интереса как солнце появляется на небосводе.

▪ Солнышко всходит, барских часов не спрашивает.

▪ Солнышко нас не дожидается.

▪ Запечет красно солнышко и на моем задворке.

▪ Придет солнышко и к нашим окошечкам.

▪ Не все ненастье, проглянет и красно солнышко.

▪ При солнышке тепло, при матери добро.

По народным представлениям, Солнце опускается на ночь под землю или в море. В связи с этим оно, как и луна, в некоторых случаях осмысляется как светило мертвых. В похоронных причитаниях девушка-лебедушка после смерти удаляется:

За горушки она за высокия,

За облачка она за ходячии.

К красну солнышку девица во беседушку,

К светлу месяцу она в приберегушку!

В русских песнях и загадках Солнце изображается в девичьем образе: «Красная девица в зеркало глядится», «Красная девушка в окошко глядит». В украинских колядках хозяин дома сравнивается с месяцем, его жена - с Солнцем, а звезды - с их детьми; также и в белорусской свадебной поэзии месяц - это мужичина, а Солнце - женщина. В песне из Тамбовской губернии девушка рассказывает о себе:

Мне матушка - красна Солнушка,

А батюшка - светел Месяц,

Братцы у меня - часты Звездушки,

А сестрицы - белы Зорюшки».

В русской свадебной песне: «Ясен месяц - жених, красное солнце - невеста». Русские загадки про Солнце:

▪ Красная девушка по небу ходит.

▪ Красная, девушка в окно глядит.

▪ Встану я рано, бело да румяно; умоюсь росой, распущу золотые косы.

▪ Как взойду на горы в венце золотом, да гляну светлыми очами, и человек и зверь обрадуются.

Обращаются славяне к образу солнца и в детском фольклоре. В потешках образ солнца упоминается в уменьшительно-ласкательном варианте. В закличках, исполняемых детьми, чтобы перестал идти дождь, упоминаются дети Солнца:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Ещё малых ребят.

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

1. 2. Художественное изображение солнца

В обрядах, фольклоре и народном искусстве СОЛНЦЕ символизировали как колесо, золото, костер, сокол, конь или олень, глаз человека и др. Множество солнечных знаков, которые, по-видимому, играли роль оберегов, обнаружено в восточнославянских археологических материалах Х-ХIII вв. , главным образом, в украшениях женского костюма. Это круг, крест в круге, колесо, розетка и др. Такие мотивы обычны в орнаментации народной одежды и тканей, в резьбе на различных частях крестьянских домов, мебели, орудий для прядения и ткачества – приложение 1.

Подобное представление сохранилось и в славянском фольклоре. В известные годовые праздники у славян зажигали колесо, которое, по свидетельству средневековых писателей, принималось за священное изображение солнца. «Русские поселяне, встречая во время масленицы весеннее солнце, возят сани, посредине которых утвержден столб, а на столбе одето вертящееся колесо», У болгар декабрь назывался «коложег», т. е. месяц возжжения солнечного колеса - время, когда нарождается Солнце. В Ишимском уезде говорили про отсталых людей: «Жили в лесу, молились колесу». В народных песнях пели: «Колесом-колесом сонычко в гору йде» - приложение 2.

На резных и раскрашенных воротах словацкой крестьянской усадьбы изображали восход и заход Солнца, показанного в виде круга – приложение 3. На одном столбе ворот вырезана Утренняя Заря в виде человекообразной фигуры с золотистой головой. Над ней сияние, а еще выше - утреннее Солнце, покатившееся по своей дороге-дуге. На другом конце дуги - заходящее Солнце, которого ждет внизу Вечерняя Заря, над ее головой переливается вечернее сияние. Там же, кроме того, изображен ряд потемневших солнц, сошедших с небесной дуги. Возможно, что это умершие солнца, о которых много раз говорится в славянском фольклоре – приложение 4.

Найти черты коренных народов Севера: долган, ненцев и эвенок, можно в образе Северного Солнца – приложение 5.

В современном искусстве, анимации художники тоже не обходят тему Солнца, изображая его таким, как им подсказывает их фантазия и понимание характера солнца – приложение 6 и 7.

Завораживают людей и фотографии солнца, люди снимают солнце в разных ракурсах, с особой любовью – приложение 8.

Особое место Солнце находит в детском творчестве. Дети начинают рисовать солнышко с самого малого возраста и совершенствуют свои умения на протяжении всего детства – приложение 9.

1. 3. Солнце - божество

Изучив эти данные мы пришли к выводу, что в жизни славян солнце было больше, чем образ, солнце было божеством. В древнеславянской мифологии Солнце предстает в образе двух богов: Даждьбог и Ярило.

Даждьбог - Бог лета и счастья, также известен как: Щедрый бог. Его символом является Солнечный диск, золотого цвета. Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он -веселый бог и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается и зло наказано. Наконец, он является покровителем двенадцати знаков зодиака. При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того, как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем.

Ярило – Бог плодородия, культ Ярилы сопровождался карнавальными играми, плясками.

Свет и сила Бог Ярило

Красное солнце наше

Нет тебя в мире краше!

Даруй Бог света, теплое лето.

А почему на масленицу угощали именно блинами? Этот обряд связан с огнем. Чтобы ускорить пробуждение Солнца, люди старались помочь ему повыше забраться на небо, для этого Ярилу –солнце задабривали блинами, по форме, напоминающей солнечный круг. Сопровождалось этот действие закличкой:

Красно солнышко,

В дорогу выезжай,

Зимний холод прогоняй!

Именно, поэтому наши предки испытывали если не ужас и страх перед Солнцем, то искреннее уважение к нему. До наших дней дошли предания и суеверия связанные с Солнцем.

Во Владимирской губернии при виде восходящего, а также и заходящего Солнца крестьяне снимали шапки и истово крестились «на солнышко». На него же и молились, находясь в поле, в лесах или лугах. К Солнцу или к восточной стороне, как правило, обращаются в заговорах:

Стану я на сырую землю,

Погляжу я на восточную сторонушку,

Как красное солнышко воссияло,

Припекает мхи-болоты, черные грязи.

Так бы припекала, присыхала обо мне.

1. 4. Суеверия, связанные с солнцем

Почитанием Солнца обусловлено множество правил и запретов: не становись к Солнцу спиной даже во время работы в поле, не справляй свою нужду так, чтобы это могло видеть Солнце, не плюй в его сторону, иначе воцарится тьма, не показывай на него пальцем, не то выколешь ему глаз. После захода Солнца не давали ничего из дома в долг, особенно огня, чтобы счастье и достаток не покинули семью, не выбрасывали мусор на улицу, не починали новую ковригу хлеба.

Пытались древние славяне объяснить, откуда появилось Солнце, так рождались мифы и легенды о Солнце. В легенде «Рождение солнца» солнце предстает в образе отрицательного и злого героя, но так люди пытались пояснить появление Солнечного диска на небе.

И вот появилось солнце и стало убивать людей и сжигать их дома. Хотя люди собрали камни и колья, солнце убивало их, а люди ничего не могли ему сделать.

II. Солнце в современной и классической литературе

В славянском фольклоре Солнце предстает как в женском, так и в мужском образе. В сказках оно живет там, где земля сходится с небом, имеет мать и сестру, похищает себе жену у людей; к Солнцу отправляется человек, чтобы узнать, почему оно восходит веселое, а вечером садится печальное и темное, этот сюжет использован П. П. Ершовым в стихотворной сказке «Конек - Горбунок».

В сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» королевич Елисей обращается к Солнцу за помощью:

К красну солнцу наконец

Обратился молодец.

«Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в совете?. »

В русской народной сказке старик выдает своих дочерей за Солнце, Месяца и Ворона Вороновича; чтобы накормить старика блинами, когда он приходит в гости, Солнце печет их на самом себе.

Фольклорное творчество, и, прежде всего, сказки, всегда могут многое рассказать о народе, который их создал. Все сказки о солнце похожи друг на друга. В каждой народной сказке проявляются особенности ментальности народа, его мироощущения, понимания человека в мире, отношения к добру и злу. "Сказка ложь, да в ней намек", - лучшее тому доказательство из уст самого сказочника.

В сказке К. Д. Ушинского «Ветер и солнце» Солнце становится на защиту человеку, и показывает читателю, что лаской и добром можно добиться большего, чем угрозами.

– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

В корякской народной сказке «Сохолылан»Солнце предстает перед нами не образе доброго, ласкового солнца, а трусливым, завистливым получеловеком, полубожеством, не захотевшим из-за красавицы обогревать земли, где находится тундра. Так коряки, пытаются объяснить условия и традиции своего жизненного уклада: вечную мерзлоту и полярную ночь.

Мы будем жить и здесь и немного в тундре. Пусть жители тундры немножко будут видеть меня. Но я буду ходить далеко от них. Пусть ворон помнит об этом.

Увидела дочь Севера, что нет близко солнца, что жители тундры мерзнут и недовольны вороном, а он бессилен вернуть солнце тундре. Посмеялась она над вороном и ушла к своему отцу Северу. А солнце с тех пор больше живет за морем и в тундру посылает только самые холодные лучи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образ Солнца используют в своих произведениях многие писатели и поэты всех времен и народов.

Плачет бедный воробей.

Выйди, Солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно.

В поле зернышка не видно!

К. И. Чуковский «Краденое солнце»

Ученики нашего класса попытались изобразить свое солнышко, чтобы показать какой у него характер. Солнышко получилось у всех разное, наверное, оно перенимает черты своего художника, который его изображает.

У подсолнуха забота –

Ни минуты без заботы,

Пока солнышко стоит:

Как радар за самолетом,

Он за солнышком глядит. (В. Мусатов)

Виноградова Ксения, Антошина Дарья, Пашкова Валерия

выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.

Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса.

В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

г. Лыткарино

Городская литературоведческая конференция

«Русская поэзия XX века»

Исследовательская работа по литературе

Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века»

Подготовили учащиеся 8 А кл.:

Антошина Дарья

Виноградова Ксения

Пашкова Валерия

Учитель: ВасильеваТ.А.

2013 г.

Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века»

Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  1. найти и отобрать материал по теме «Символика Солнца»;
  2. проанализировать, какие изменения происходили в восприятии и трактовке данного образа в разные периоды развития литературы;
  3. подобрать стихотворные произведения поэтов Серебряного века, в которых встречается солнечная символика;
  4. сопоставить найденный материал, выявить связь и отличия, сделать выводы по данной теме исследования;
  5. выучить понравившиеся стихотворения поэтов Серебряного века.

Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса.

В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.

  1. Образ Солнца в мифологии древних славян.
  1. Обожествление Солнца, обычаи и верования.
  2. Художественный образ Солнца в древнерусской литературе.
  3. Светская литература XVIII в, XIX в.
  1. XX век – ожидание перемен, предчувствие трагических событий.
  1. Образ Солнца в поэзии Бальмонта.
  2. Опера «Победа над Солнцем», картины художника Н.Чюрлениса.
  3. Солнечная символика в стихотворениях Маяковского В., М.Цветаевой,

А.Ахматовой, О. Мандельштама.

3. Обобщение изученного материала, выводы.

1 слайд (титульный) Тема: «Образ солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века».

1 ученик:

Целью нашей проектной работы было выяснить, какое значение имел образ солнца в мифологии древних славян и в связи с этим проанализировать, как изменилось восприятие данного образа в сознании человека XX века и как по-разному трактовали образ Солнца в конце XIX – начале XX в. представители разных направлений поэзии серебряного века.

Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьбы земли тесно связаны с судьбами солнца. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом и представил его в антропоморфических и зооморфических образах. Богом солнца индусов был - Сурья и Савитар, персов - Ормузд; ассириян - Издубар и Нимрод; вавилонян - Мардук; египтян - Озирис, Пта, Ра; финикиян - Геракл; греков - Аполлон, Гелиос, Феб; скандинавов - Один; германцев - Бальдер; славян - Даждь-бог, Хорс, … Религии древнего Востока, культы Греции и Рима, культы Мексики и Перу, наконец, религии литовцев, славян, германцев и других народов создавали секты, поклоняющиеся солнцу и огню, как земному прообразу первого… Славянские праздники - коляда, праздник Мароны, Купала сопряжены с языческими обрядами поклонения солнцу».

2 и 3 слайды. 2 ученик: Образ солнца в древнеславянской мифологии.

2 слайд Солнце, согревающее все живыми лучами, приобщающее Землю к свету Небесному, зовется в языческой Руси Дажьбогом и приходится сыном Небу-Сварогу. «И после Сварога царствова сын его именем Солнце, его же наричают Дажьбог... Солнце-царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бо муж силен...» - говорится в Ипатьевской летописи. Дажьбог - главное божество Солнца, податель всего благого. Прося у Неба благ либо желая друг другу добра, люди говорили: «Дай Бог!». А поскольку в древнерусском языке слово «дай» звучит как «дажь», то и получалось: «Дажь Бог!».
В богатом образном восприятии крестьян Дажьбог-Солнце виделся как «огненный небесный бык», Луна - как «небесная корова», а их космический союз был символом рождения новой жизни.

3 слайд С весною и разгорающимся Солнцем, с пробуждением природы и ее яровым цветением связан сын Велеса - Ярила (Яр), который среди «календарных» богов, выделяется наиболее ярко именно как солнечный бог. Славяне посвятили ему первый месяц весны - белояр (март). Ярила изображался в образе молодого красивого человека на белом коне и в белой мантии, с венком весенних цветов на голове и колосьями в левой руке.

Все весенне-полевые работы шли под знаком поклонения этому богу. По окончании сева, в Ярилин день, ему выбирали в невесты самую красивую во всей округе девушку. Ярилину невесту украшали первыми весенними цветами, усаживали на белого коня и возили по часовой стрелке - «по солнцу», вокруг обработанного поля. Молодежь пела песни, водила хороводы. Все это должно было задобрить Ярилу, побудить его принести всем труженикам хороший урожай, а дому - приплод, ибо народное поверье гласило: «Влачился Ярило по всему свету: полю - жито родил, людям - детей плодил». Считалось, если Ярило будет каждый день «объезжать» нивы хлеборобов, то на Земле будут стоять ясные и теплые дни, несущие в дома пахарей хлеб и благополучие.

Знакомясь с былинами, сказаниями славянского народа, с гимнами, посвящёнными солнцу, мы видим, что люди в древности солнце обожествляли, поклонялись ему, относились с большим почтением и уважением. Воспевая солнце, люди просили у него света, тепла, защиты и помощи.

4 слайд ГИМН СОЛНЦУ ДРЕВНИХ ДРУИДОВ

О, Солнце!
О, Божественное Солнце!
Взойди и озари родную нашу Землю
Теплом и ярким светом,
Которых ждет здесь человек.
на слайде
О, Солнце!
Когда ты являешься в небе,
Поражая алым блеском и красотою,
Ночь рассеивается, уступая тебе место.

О, Солнце!
Вернись же к нам,
Вернись!

1 ученик

Начиная с периода принятия христианства и на протяжении развития древнерусской культуры, солнце как символ широко бытует в литературе и искусстве. В былинах о князьях и богатырях, в летописях, «Слове о полку Игореве», «Задонщине», в житиях святых - везде присутствует образ солнца. Солнце может быть светлым, нести человеку жизнь, но иногда оно может тьмой преграждать путь и меркнуть.

Наиболее общая скрепа, которая связывает начало и конец «Слова»,- это солнечный свет. В начале «Слова» солнце дважды предупреждает Игоря об опасности: «Тогда Игорь възр ѣ на св ѣ тлое солнце и вид ѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты». Это при выступлении в поход. В самом походе: «Солнце ему тьмою путь заступаше»* В «Слове» солнце выступает в качестве единого источника «тьмы» и «света», которыми оно суверенно распоряжается применительно к зависимым от него героям для их наказания или награды. Внутренняя эпическая логика солнечной символики «Слова» такова: солнце, а за ним два солнечных бога (Даждь-бог, Хоре) оказывали определяющее влияние на состояние и действия как природы, так и людей. В действие вступали вслед за солнцем, с одной стороны, зависимые от него силы небесные (ночь, гроза, тучи, гром, молнии, зори) и земные (животные, птицы, растения). С другой стороны, - люди, которые не только так или иначе реагировали на символы солнца и природы, но и сами могли действовать, как это изображалось, подобно животным и птицам (в особенности часто «волкомъ», а также «лютым зверемъ», «горностаемъ», «орломъ», «соколомъ», «гоголемъ» и т. п.). Органически связанный с солнечными знамениями образ Всеслава, как человека-волка, восходящий к древним верованиям, поддерживал зооморфные изображения подвигов Ольговичей.

Описывая выступление Дмитрия Донского в поход, автор «Задонщины» говорит, что «солнце ему ясно на встоце (востоке) сияет и путь поведает». В «Слове о полку Игореве» выступление войск Игоря в поход сопровождается солнечным затмением («Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты»). Рассказывая о движении сил Мамая к Куликову полю, автор «Задонщины» приводит картину зловещих явлений природы: «А уже беды их (татар) пасоша (подстерегают) птицы крылати, под облакы летают, вороны часто грают, а галици (галки) свои речи говорять, орли хлекчют, а волцы (волки) грозно воют, а лисицы на кости брешут». В «Слове» эти же зловещие предзнаменования сопровождают движение русского войска.

В «Сказании о Мамаевом побоище» Мамай, враг Русской земли, изображается автором «Сказания» в резко отрицательных тонах. Если Дмитрий - это светлое начало, глава благого дела, деяниями которого руководит бог, то Мамай - олицетворение тьмы и зла - за ним стоит дьявол. Принцип абстрактного психологизма в данном случае проявляется очень ярко.

Описания русского воинства представляют собой яркие и образные картины. Возможно, автор «Сказания» испытал здесь влияние поэтики Галицко-Волынской летописи: «Доспехы же русскых сынов, аки вода в вся ветры колыбашеся. Шоломы злаченыя на главах их, аки заря утренняа в время ведра светящися , яловии (флажки) же шеломов (на шлемах) их, аки пламя огньное пышется».

В древнерусской литературе сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце было в течение нескольких столетий символом сначала княжеской, а потом и царской власти .

5 слайд В светской литературе XVIII-XIX в. солнце встречается как светлый образ наполненный романтизмом. Так, в оде М.Ломоносова «Солнце», читаем строки:

Возможно было долететь, на слайде
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло, приблизившись, воззреть,»>

Т.образом, солнце у Ломоносова – божественное светило, подчиняющее себе все на Земле. Он восторгается им, но уже пытается и приблизиться к пониманию его сути и научными исследованиями (астрономические наблюдения и открытия). Ломоносов первым догадался, что поверхность Солнца представляет собой кипящую огненную массу, что вблизи Солнца особые силы действуют на хвосты кометы, «отворачивая» их от Солнца. Поверхность Солнца – это бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят».

«Утреннее размышление о Божием величестве»

Уже прекрасное светило

Простерло блеск свой по земли

И Божии дела открыло.

Мой дух, с веселием внемли,

Чудяся ясным столь лучам ,

Представь, каков Зиждитель Сам…

Сия ужасная громада

Как искра пред Тобой одна.

О, сколь пресветлая лампада

Тобою, Боже, возжжена

Для наших повседневных дел,

Что Ты творить нам повелел…

Творец, покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи,

И что угодно пред Тобою,

Всегда творити научи!

И, на Твою взирая тварь,

Хвалить Тебя, Бессмертный Царь!

6 слайд В стихотворениях Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета образ солнца всегда радостный и восторженный . Так, у Державина читаем: «Но, солнце, мой вечерний луч! Уже за холмы синих туч Спускаешься ты в темны бездны»; у Пушкина: «Уж реже солнышко блистало», «Мороз и солнце; день чудесный!», « Блестя на солнце, снег лежит »; у Фета: «Еще вчера, на солнце млея», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок»; у Тютчева: «И солнце нити золотит», «Уж солнца раскаленный шар с главы своей земля скатила,», « Сияет солнце , воды блещут, на всем улыбка, жизнь во всем,», « Солнце светит золотое, ». А отсутствие солнечного света приобретает в себе символическое значение на страницах повестей Н. В.Гоголя, романов Ф.М.Достоевского.

Рассмотрим, что же поменялось в восприятии образа Солнца в сознании человека XX века, как трактовали и использовали данный художественный образ в своих произведениях в конце XIX – начале XX в. представители разных направлений искусства в «этом мире очарований, в этом мире из серебра».

На грани XIX и XX веков состоялось обновление воззрений на мир . Казалось, что сам эмоциональный фон российской жизни на рубеже веков требовал перемен, переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные направления, в которых смещался смысл привычных понятий и идеалов. Родились символистская и футуристическая поэзия, акмеизм, музыка, претендующая на философию, декоративная живопись, новый синтетический балет , декадентский театр , архитектурный стиль «модерн» . Искусство «серебряного века» - это яркое воплощение чисто русского бунтарства и противление серой обыденной жизни, это величие души человека-творца. Мощное новое уверенно уничтожало традиции, еще совсем недавно казавшиеся незыблемыми и плодотворными.

2 ученик 7 слайд

«Солнце наивного реализма закатилось»,- вынес свой приговор А.Блок. Н.А. Бердяев писал: «… многие чувствовали, что Россия летит в бездну, что старая Россия кончается и должна возникнуть новая Россия, еще не известная». (на слайде) А.Белый в своих воспоминаниях характеризует напряженность своего кружка поэтов- символистов как ожидание зорь и как видение зорь. Ждали восхода солнца Грядущего дня . Это было ожидание не только совершенно новой коллективной символической культуры, но также ожидание грядущей революции» (из кн. Н.А.Бердяева «Русская идея»).>

Кого-то новый век захватывал ожиданием нового, кто-то предрекал конец цивилизации и полное разрушение. Предсказания «гибели России», «края истории», «конца культуры» звучали как тревожный набат. И Солнце как воплощение внеземного, недосягаемого постепенно меняет свой облик и статус в творениях поэтов, художников, композиторов «серебряного» века.

1 ученик 8 слайд «Портрет Бальмонта»

Константин Дмитриевич Бальмонт , поэт-символист первой волны, царил на российском Парнасе последнее десятилетие XIX века. Тема света, огня, солнца стала как бы сквозной в его поэзии , отсюда и названия книг “Солнечная пряжа”, “Сонеты солнца, меда и луны”, “Северное сияние”.

Солнечные стихи Бальмонта великолепно демонстрируют его виртуозную игру поэтическими ритмами .

Я тебя воспеваю, о яркое, жаркое Солнце ,

Но хоть знаю, что я и красиво, и нежно пою, На слайде!

И хоть струны поэта звончей золотого червонца,

Я не в силах исчерпать всю властность, всю чару твою.>

Удивительно, гордый поэт признается в своем бессилии перед солнцем, выражает стремление служить ему. Солнце - источник жизни. Огненное начало, по Бальмонту, - сама сущность жизни. С солнцем связывает Бальмонт осуществление своей мечты, именно оно соединяет человека со Вселенной, где царят вечные Добро и Красота. “Когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта, в ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила, ” – писал В. Брюсов. Сам Бальмонт называл свои стихи “солнечной пряжей”.

Хрестоматийным в символистской поэзии стало стихотворение-гимн «Будем как солнце». Солнцу – идеалу космической красоты, его стихийной силе и животворящей мощи посвятил Бальмонт немало возвышенных строк. Современная душа, по Бальмонту,- это горение, пожар чувств. Пожалуй, в русской лирике нет мастера, которого можно было бы поставить в один ряд с Бальмонтом по страстности мироощущения:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

В своих стихах поэт проявлял себя не только музыкантом (стихия музыкальности захлестнула его творчество), но и живописцем, выстраивая сложный ряд звуковых и зрительных ассоциаций.

2 ученик

А художники-символисты? Стремились ли они в эпоху перемен уловить зов вечной музыки и показать музыкальность красок? Конечно.

9 и 10 слайды «Картины художника М.Чюрлениса.

«Музыкальной живописью» называл М.Горький полотна художника М.Чюрлениса , чье творчество неразрывно связано с русской культурой начала XX века. Художник мечтал создать новый вид искусства – «зримую музыку», где органично сливались бы музыкальные формы и изобразительный аналог. Удивительно «звучат» его полотна - сонаты: «Весенняя», «Летняя», «Соната моря».

Его композиция «Соната солнца» - это настоящий гимн могущественному светилу. На картине «Баллада о черном солнце» над миром восходит черное солнце, черные лучи пересекают небо, гасят его краски, в небесах реет зловещая птица, вестник беды и несчастья. Двойственное впечатление складывается, глядя на его полотно и текст баллады: мы чувствуем и восхищение, и надежду, и в то же время трагическую безысходность, ощущение надвигающейся катастрофы в новом веке, и стремление сохранить вечное и незыблемое.

Чюрленис открылся нам не только художник, но и как композитор, и поэт. Нам удалось найти его поэтическое произведение, посвященное вечному Солнцу. Вот его содержание, а внизу подпись самого автора. (на экране).

1 ученик

Новаторство во всех областях искусства, обновление его – таковы лозунги молодых российских бунтарей от искусства. В искусстве авангарда новизна и смелость становятся мерилом творческой одаренности, эталоном современности. То была вера, пусть наивная, в наступление новой эры в истории народов - эры больших индустриальных городов, аэропланов и чудо-техники, меняющей отношения людей друг с другом и, главное, с природой .

11 слайд «Иллюстрации оперы «Победа над солнцем».

Особый резонанс вызвала новая опера «Победа над солнцем» . Художник Казимир Малевич сам делал огромные декорации, поэт Крученых выступал как актер, композитор Матюшин был организатором спектакля. В чем же заключалась основная идея оперы? Об этом лучше всего сказал сам композитор: «…опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием, вся «Победа над солнцем» есть победа над старым привычным понятием о солнце как красоте». Иначе говоря, «Победа над солнцем»- это эмблема нового индустриального века. Побежденное солнце – это и символ, и элемент действия одновременно . В начале действия разрывался занавес, на котором был изображен черный квадрат. Сами декорации - это образ будущего урбанистического мира, мира без солнца. Вся обстановка сцены демонстрировала освобождение от земного тяготения и торжество технических идей,здесь были части самолета, небоскребы с раздвигающимися стенами, повернутые внутрь окна :

Мы вырвали Солнце со свежими корнями.

Они пропахли арифметикой,жирные,

Вот оно, смотрите!

Опера вызвала неоднозначные оценки, выдержав всего два показа. Но выстрел в прошлое, музыкальный бунт состоялся. Состоялся синтетический, объединивший разные искусства спекталь. Реконструирована опера была в 80-е годы на сцене Берлинской Академии искусств, а в 1989 г. спектакль возобновили в России в Петербурге во Дворце молодежи. Музыку Матюшина дополнили сочинениями современников.

2 ученик

Панибратское отношение к Солнцу – не новость в среде футуристов. Борьба с солнцем, отрицание его силы для футуристов (или «будетлян», как они себя сами называли) становится существенным мотивом творчества . Эти настроения прекрасно выразил Маяковский В. в своем известном стихотворении «Необычайное приключение…»:

12 слайд «ПОРТРЕТ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО»

Чтение стихотворения МАЯКОВСКОГО (отрывок наизусть)

Жара, пекло, тяжелая работа, затем взрыв и вызов Солнцу, в разговоре по душам выясняется, что поэту тяжело все время писать плакаты для РОСТа,а Солнцу тяжело нести свет людям. Работа непростая, но людям тяжело жить без света. Когда Солнце уходит за горизонт, светит поэзия. Таким образом, герой и Солнце сходны в том, что оба противостоят тьме. Но ты взялся за ношу и обязан нести ее, по мнению Маяковского. Отсюда бескомпромиссный лозунг, завершающий стихотворение

1 ученик

Постепенно ликующее мироощущение поэтов было потеснено наплывом ощущения предстоящей катастрофы, в которую погружалась Россия, ощущение дисгармонии окружающего мира и его трагичности. Окружающий мир природы и вещей начинают нести отпечаток внутреннего состояния лирического героя поэзии Серебряного века. Возникает образ жестокого, смертельно раненного, разбитого времени.

13слайд «Стихотворные строки Блока, Мережковского, Мандельштама».

Закат в крови! А.Блок

Мы - над бездною ступени.

Дети мрака солнца ждём. Д.С.Мережковский "Дети мрака">

Связали ласточек – и вот

Не видно солнца: вся стихия

Щебечет, движется, живет;

Сквозь сети – сумерки густые-

Не видно солнца и земля плывет.> Осип Мандельштам 1918 г.

14 слайд «ПОРТРЕТ О.МАНДЕЛЬШТАМА».

Интересно, что в стихотворениях Мандельштама совсем не присутствует Солнце желтого цвета. Либо оно отсутствует, либо оно темное . Устойчивый образ темного Солнца находим в стихотворениях поэта довольно часто: «черное солнце, ночное солнце, вчерашнее солнце». Образ черного, ночного солнца - нередкий гость в мировой литературе, особенно религиозной. Затмение солнца - черное солнце - предвестие гибели.

Солнце черное уймем».

«Солнце черное взошло».

…………………….. На слайде!

«Я проснулся в колыбели,

Черным солнцем осиян».

«Человек умирает, песок остывает согретый,

И вчерашнее солнце на черных носилках несут».

«А ночного солнца не заметишь ты»

Читаем в стихотворении 1920 г.:

«В Петербурге мы сойдемся снова,

Словно солнце похороним в нем»

Из воспоминаний О.Мандельштама своей жене в 1930 г.:

«..Запутали меня, как в тюрьме держат, свету нету. Все хочу ложь смахнуть- и не могу, все хочу грязь отмыть – и нельзя. Стоит ли тебе говорить, какой бред, какой дикий тусклый сон все, все, все…». Век-зверь обернулся для поэта веком-волкодавом.

В стихотворении 1937 г. читаем: «И неба круг мне был недугом». Трагическая судьба поэта находит отражение в мироощущении лирического героя поэзии О.Мандельштама, и отсутствие солнечной символики свидетельствует о тяжелой душевной драме поэта.

1 ученик

15 слайд «ПОРТРЕТ А.Ахматовой»

Существование Ахматовой полностью вписано в окружающий мир. Она ощущает, что нечто бессловесное, подземное стремиться через нее обрести голос («Многое еще, наверно, хочет/ Быть воспетым голосом моим…»). Именно поэтому в лирике Ахматовой практически нет пейзажей. Природа для поэтессы - способ характеристики не только людей, их качеств, чувств и переживаний, но и средство передачи через слово характеристик предметов. Так как для Ахматовой характерно больше вечернее и ночное восприятие города, то образ "луны" представлен в большей степени, чем "солнце".

Но мы постарались найти и проанализировать некоторые строки.

«Молюсь оконному лучу -

Он бледен, тонок, прям. На слайде

Сегодня я с утра молчу,

А сердце – пополам». 1910 г.

Мудрость ахматовской миниатюры, чем-то отдаленно похожей на японское хокку, заключается в том, что она говорит о целительной для души силе природы. Солнечный луч, "такой невинный и простой", с равной лаской освещающий и зелень рукомойника, и человеческую душу, поистине является смысловым центром этого удивительного стихотворения.

Образ солнца в поэзии Ахматовой представлен следующими вариантами: "солнце", "лик солнца", "луч солнца" или "солнечный луч ". В ранних стихотворениях часто применяется Ахматовой цветовая характеристика Солнца: «малиновое, бледное, тусклое, морозное».

В стихотворениях 1916 -1922 г. Солнце каменеет, скрывается в туманном свете или предстает в виде кровавой зари:

«Сводом каменным кажется небо,

Уязвленное желтым огнем» 1916 г. На слайде

«Казалось, небо сожжено

Червонно-дымною зарею» 1916 г .

«Еще на западе земное солнце светит

И кровли городов в его лучах блестят.

А здесь уж белая дома крестами метит

И кличет воронов, и вороны летят» Зима 1919 г.

«Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых

И запомнили все мы до конца наших дней.

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник..» сентябрь 1922 г.

Несмотря на трагические события, происходящие вокруг, лирическая героиня Ахматовой не жалуется, а спокойно и мужественно принимает возложенную на нее миссию. Божественный поэтический дар позволяет видеть мир с высоты: и последний луч солнца, и облака в крови, «….И свод светло-зеленый, Размытый, мутный, в солнечной пыли». В поздних философских стихотворениях Ахматовой Солнца практически нет. В 1945 г. она напишет:

«И заря притворилась тьмой» 1945 г.

1 ученик

16 слайд « ПОРТРЕТ М.Цветаевой».

Марина Цветаева, поэт предельной правды чувства, со всей своей не просто сложившейся судьбой, со всей своей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию первой половины 20 века. По результатам нашего поиска и по нашим личным впечатлениям, Марина Цветаева предстала нам как один из самых «солнечных» поэтов.

Солнце у нее – «светоносное, божественное, солнце в груди, солнце –одно» Солнце будто «пронзает» строки Цветаевой, которая буквально поклоняется Божественному всемогущему светилу:

«Шли от него лучи,-

Жаркие струны по снегу.

Три восковых свечи-

Солнцу-то! Светоносному!» 1916 г.

«Ударило в виноградник-

Такое сквозь мглу седу -

Что каждый кустик, как всадник,

Копьем пригвожден к седлу.

Из туч с золотым обрезом-

Такое – на краснозем,

Что весь световым железом

Пронизан – пробит – пронзен.

Пред солнца Масонским оком

Куст служит; боготворит…» сентябрь 1935 г.

Или вот еще строки:

“Солнце – одно, а шагает по всем городам.

Солнце-мое. Я его никому не отдам. На слайде.

Ни на час, ни на луч, ни на взгляд.-

Никому. – Никогда.

Пусть себе руки, и губы, и сердце сожгу!..» 1919 г.

У этого стихотворения нет названия, поэтесса не хочет сузить рамки восприятия. Определяется ключевой образ солнца. Что даёт он для понимания авторского замысла? Солнце – любовь как основа жизни на земле, без чего жизни не бывает, т. е. любовь у Цветаевой – насущно необходимое чувство. Есть у поэта и образ вечернего солнца. Это не тревога, не закат, не одиночество. Это жар творчества, поиск истины, стремление к совершенству:

Чтение наизусть стихотворения М. Цветаевой «Солнце вечера-добрее»

Солнце Вечера – добрее

Солнца в полдень.

Изуверствует - не греет -

Солнце в полдень.

Отрешеннее и кротче

Солнце - к ночи.

Умудреннее – не хочет

Бить нам в очи.

Простотой своей тревожа-

Королевской.

Солнца Вечера дороже

Песнопевцу!

Низвергаемый с престолу,

Вспомни – Феба!

Низвергаемый – не долу

Смотрит – в небо!

О, не медли на соседней

Колокольне!

Быть хочу твоей последней

Колокольней!

17 слайд Подведем итоги нашей проектной работы:

2 ученик

В древней мифологии образ Солнца, огня связан в первую очередь с теплом, домашним очагом, является символом жизни, тепла . В различных религиях и философских школах, как правило, огонь имел очищающее значение и воспринимался как стихия возрождения, очищения, диалектического устройства мира. На протяжении всего периода развития литературы в прозаических и поэтических произведениях присутствует образ Солнца.

1 ученик

Поэзия начала XX века изумляет и удивляет своим многоцветьем, многоголосьем. «Будем как солнце!» - восклицает в 1902 году К. Бальмонт, один из лидеров русского символизма. В центр мира он ставит Солнце - источник света и совести, источник жизни.

Мы видим, что творчество поэтов серебряного века резко отличается от воспевания солнца в древней славянской культуре. На творчество поэтов серебряного века накладывает отпечаток эпоха, в которой они живут и творят. Это время революционного настроя, стремления к изменению не только жизненного уклада, но и искусства, которое шагало бы в ногу со временем.

Мы постарались увидеть, каким представляли солнце поэты, художники в эти испепеляющие годы. В русское искусство вновь входит образ Вселенной- необъятной, зовущей. Для одних - это воплощение восторга и трепета перед вечной красотой сотворенного Богом, для других - отражение религиозных чувств или полное отрицание. Но главное , что на вдохновенных страницах вновь и вновь возникает извечное желание художников всех времен и народов: открыть космос Души, осветить его, тронуть струны, звучащие во внутреннем человеческом оркестре, отразить невидимые миру слезы и страдания. Эти желания творцов вечны, как вечно всемогущее Солнце.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Ответ оставил Гость

Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и солнца не бывает людских сердцах.

Например, если мы обратимся к творчеству Винсента Ван Гога, то заметим, что цвет – это его большая страсть. Экспрессия, искрящийся, чистый солнечный свет, который заливает все вокруг и проникает в самую сущность окружающего мира, является для него целью жизни. Чтобы найти максимальный свет, художник даже переселялся на юг Франции. Это привело к нахождению самого солнечного образа в природе – подсолнуха. Этюды Ван Гога уже много десятилетий дарят удивительный свет почитателям его творчества. Автор называл эти произведения «симфонией синего и желтого» .

Еще хочется отметить картину В. Цыплакова «Мороз и солнце» . Когда я ее увидел, она меня очень впечатлила. Название картины повторяет начало стихотворения известного русского поэта А. С. Пушкина «Зимнее утро» . Да и само описание зимнего пейзажа в стихотворении прекрасно характеризует то, что на полотне запечатлел художник. На картине все просто: крестьянин на санях, в которые запряжена темная лошадь, едет в деревню. Возможно, он ездил за дровами в лес или был в городе, а может – в соседнем селе. Дорога на картине угадывается лишь по синеватым теням. Слева – деревенские дома, на заднем плане – просторы заснеженных полей. Хотя предметов на картине немного, но мы видим, что это зимний солнечный день. Художник при помощи солнца передает здесь очень морозный день. Русская зимняя природа благодаря этому кажется величественной. Картина наполнена солнцем и светом. Но это лишь один из примеров…

Также очень часто в живописи используется образ огня. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. . На картинах он присутствует в полной мере. Это поистине мистико-философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь – первоисточник всего сущего, символ познания и движения. В нашем сознании этот образ также связан с адскими муками. Этот мир опустошения и страстей, порочной добродетели и добродетельного порока мы можем увидеть в картинах, например, Э. Шклярского, а также у многих известных классических художников.

Если взять во внимание современное художественное искусство, то ярким примером образа огня в живописи можно назвать его выставку картин «Огонь, иди со мной» . Все произведения здесь посвящены пламенной сущности красного цвета. При этом качество поверхности холста благодаря масляной живописи становится «зеркальным» . Это заставляет не просто пассивно наблюдать, а находить интерпретации собственному восприятию.

Итак, образы огня и солнца в живописи были и остаются вечными, а символика их очень богата. Поэтому художники всех времен не обходили эту тему стороной.


О ГОНЬ И СОЛНЦЕ Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. Огонь – это антипод воды. Это поистине мистико- философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь – первоисточник всего сущего, символ познания и движения. Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. Во все времена его почитали. В его образе с древних пор представляли различных богов. Но слишком много света и солнца не бывает ни в людских сердцах, ни в жизни, ни на полотнах.










К. Б АЛЬМОНТ: «Ж АР - ПТИЦА ». То, что люди называли по наивности любовью, То, чего они искали, мир не раз окрасив кровью, Эту чудную Жар-Птицу я в руках своих держу, Как поймать ее, я знаю, но другим не расскажу. Что другие, что мне люди! Пусть они идут по краю, Я за край взглянуть умею и свою бездонность знаю. То, что в пропастях и безднах, мне известно навсегда, Мне смеется там блаженство, где другим грозит беда. День мой ярче дня земного, ночь моя не ночь людская, Мысль моя дрожит безбрежно, в запредельность убегая. И меня поймут лишь души, что похожи на меня, Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня!


А.С. П УШКИН: «З ИМНЕЕ УТРО » (ОТРЫВОК). Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела А нынче..... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запрячь?


Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. Во все времена его почитали. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и солнца не бывает ни в людских сердцах, ни в жизни, ни на полотнах.

Например, если мы обратимся к творчеству Винсента Ван Гога, то заметим, что цвет – это его большая страсть. Экспрессия, искрящийся, чистый солнечный свет, который заливает все вокруг и проникает в самую сущность окружающего мира, является для него целью жизни. Чтобы найти максимальный свет, художник даже переселялся на юг Франции. Это привело к нахождению самого солнечного образа в природе – подсолнуха. Этюды Ван Гога уже много десятилетий дарят удивительный свет почитателям его творчества. Автор называл эти произведения “симфонией синего и желтого”.

Еще хочется отметить картину В. Цыплакова “Мороз и солнце”. Когда я ее увидел, она меня очень впечатлила. Название картины повторяет начало стихотворения известного русского поэта А. С. Пушкина “Зимнее утро”. Да и само описание зимнего пейзажа в стихотворении

прекрасно характеризует то, что на полотне запечатлел художник. На картине все просто: крестьянин на санях, в которые запряжена темная лошадь, едет в деревню. Возможно, он ездил за дровами в лес или был в городе, а может – в соседнем селе. Дорога на картине угадывается лишь по синеватым теням. Слева – деревенские дома, на заднем плане – просторы заснеженных полей. Хотя предметов на картине немного, но мы видим, что это зимний солнечный день. Снег искрится на солнце так, что глазам даже больно смотреть. Художник при помощи солнца передает здесь очень морозный день. Русская зимняя природа благодаря этому кажется величественной. Картина наполнена солнцем и светом. Но это лишь один из примеров…

Также очень часто в живописи используется образ огня. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. Огонь – это антипод воды. На картинах он присутствует в полной мере. Это поистине мистико-философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь – первоисточник всего сущего, символ познания и движения. В нашем сознании этот образ также связан с адскими муками. Этот мир опустошения и страстей, порочной добродетели и добродетельного порока мы можем увидеть в картинах, например, Э. Шклярского, а также у многих известных классических художников.

Если взять во внимание современное художественное искусство, то ярким примером образа огня в живописи можно назвать его выставку картин “Огонь, иди со мной”. Все произведения здесь посвящены пламенной сущности красного цвета. При этом качество поверхности холста благодаря масляной живописи становится “зеркальным”. Это заставляет не просто пассивно наблюдать, а находить интерпретации собственному восприятию.

Итак, образы огня и солнца в живописи были и остаются вечными, а символика их очень богата. Поэтому художники всех времен не обходили эту тему стороной.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В каких произведениях русской литературы находит воплощение об­раз солнца и в чем их можно сопоставить со стихотворением Маяков­ского? В качестве литературного контекста можно привлечь следующие...
  2. О ЖИВОПИСИ… Различают несколько разновидностей живописного искус­ства. Наиболее хорошо известна и наиболее распространена в настоящее время так называемая станковая живопись, к кото­рой относятся обычные картины...
  3. ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ Жанрами в живописи называют её разновидности, которые определяются предметом изображения. Одним из наиболее важ­ных и широко распространённых является бытовой жанр, то есть изображение...

Top