Современные проблемы науки и образования. Молодежная стратегия ес на гг.: европейская программа молодежной политики Международные и европейские принципы молодежной политики

молодежной политики:

· Директорат по молодежи и спорту;

· Совместный Совет по делам молодежи;

· Европейские молодежные центры в г. Страсбурге (Франция) и г. Будапеште (Венгрия);

· Европейский Молодежный Фонд;

· Партнерство между Европейской Комиссией и Советом Европы в молодежной сфере.

Реализует молодежную политику Совета Европы Директорат молодежи и спорта, расположенный в Европейском молодежном центре в г. Страсбурге. Важнейшим методом работы Директората молодежи и спорта является соуправление, которое реализуется Совместным Советом по делам молодежи.

Совместный комитет состоит из двух частей – Европейского руководящего комитета по делам молодежи (CDEJ) и Консультативного Совета по делам молодежи (AC). Руководящий комитет состоит из представителей стран-членов Совета Европы и представителей государств, подписавших Европейскую Конвенцию по Культуре (Белоруссия и Священный престол). На сегодняшний день 49 представителей министерств, ответственных за реализацию молодежной политики, участвуют два раза в год в заседаниях Руководящего комитета. Консультативный Совет состоит из 30 представителей молодежных организаций Европы. Заседания комитетов проходят в 2 этапа: сначала отдельно, а потом вместе на Совместном Совете, где принимаются решения о деятельности совета Европы в молодежной сфере.

Совместный Совет отвечает за реализацию молодежной политики Совета Европы, определяет направления деятельности в области молодежи. Совет формулирует свою собственную позицию по приоритетным направлениям развитиям молодежной политики Директората, определяет основные приоритеты, задачи и бюджет для развития молодежного сектора. Его задача – обеспечение сотрудничества в молодежной сфере, формулирование задач и предложений по вопросам молодежной политики, разработка программ, охватывающих весь сектор.

Через совместное управление решаются основные вопросы и ставятся основные задачи в работе Европейских молодежных центров и Европейского молодежного фонда, определяются стратегические планы развития этих организаций.

Кроме того, существует Программный комитет по вопросам молодежи, главной задачей которого является экспертная оценка заявок молодежных организаций в Европейский молодежный фонд. Программный комитет состоит из 8 членов Руководящего комитета по делам молодежи и 8 членов Консультативного Совета.

Осуществление принципа совместного управления Совета Европы является самим по себе актуальным и ярким примером настоящего участия молодежи в принятии решений на общеевропейском уровне. Все решения и вся политика по вопросам молодежи будут иметь большее воздействие, большее признание и более высокое качество, если молодежь, молодежные работники и молодежные лидеры, а также молодежные организации будут привлекаться в процесс оценки, определения приоритетов и нахождения решений. Наконец, молодежь является экспертом, если речь идет о ее собственных жизненных условиях и ситуации. Поэтому принцип соуправления так актуален и значим.

Важнейшую роль в реализации образовательных программ играют Европейские молодежные центры Совета Европы.

Первый Европейский молодежный центр был открыт Советом Европы в Страсбурге в 1972 год. Будапештский молодежный центр был представлен в 1995 году. Центры распространяют основную философию Совета Европы в отношении молодежной политики. Через участие в разнообразных молодежных программах по развитию партнерских взаимоотношений между молодежными организациями и молодежными сетями Совет Европы вовлекает молодежь в процесс обсуждения и создания молодежной политики. Европейские молодежные центры ежегодно разрабатывают программу, которая включает в себя 40-50 мероприятий совместно с международными молодежными организациями и другими ассоциациями. Для этих мероприятий молодежные организации сами выбирают интересующую их тему, которая затем одобряется Программным Комитетом. Центр привлекает команду специалистов (эксперты, проводящие международные образовательные программы) для подготовки и проведения всех учебных сессий.

В добавление к учебным сессиям Европейские молодежные центры проводят симпозиумы и конференции раз или два в год, приглашая представителей разных общественных организаций, государственных структур, специалистов и исследователей в области молодежи со всей Европы, для которых создается возможность встретиться и обсудить основные темы и проблемы. Еще одним важным элементом программ реализации молодежной политики Директората молодежи и спорта в рамках Европейских молодежных центров являются четырехнедельные языковые курсы, проводимые специальными тренерами. Проводятся курсы английского, арабского, испанского, итальянского, немецкого, русского и французского языков. Курсы специально предназначены для работников молодежных негосударственных организаций, которые затем смогут применять полученные знания на местном уровне в работе организаций.

Европейский молодежный фонд, основанный в 1972 году, является подразделением Совета Европы. Его целью является усиление сотрудничества между молодыми людьми в Европе благодаря финансовой поддержке европейских молодежных программ, таких, которые будут развивать мир, взаимопонимание и сотрудничество в соответствии с основными ценностями Совета Европы: прав человека, демократии, толерантности и солидарности.

Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовую поддержку мероприятий, проводимых негосударственными молодежными организациями и сетями, по основным приоритетам молодежной политики Совета Европы. Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовое сопровождение обучающим программам и выпуску информации для молодежи, включающим видео-, аудиопродукцию, выставки, веб-сайты и другие материалы. Европейский молодежный фонд предоставляет ежегодные гранты для покрытия основных административных расходов по управлению и содержанию международных негосударственных молодежных организаций.

Партнерство между Европейской Комиссией и Советом Европы в молодежной сфере

Деятельность Совета Европы и Европейского Союза в сфере молодежной политики при всей схожести задач существенно различается по способам их осуществления. Если Европейский Союз, имея в своем распоряжении большие финансовые ресурсы, избрал основным способом работы реализацию централизованной программы, то Совет Европы больше внимания уделяет исследовательской, образовательной деятельности и сотрудничеству со странами – членами. Эти различия определили возможности для сотрудничества с целью взаимодополнения.

Первая фаза сотрудничества в рамках программы Партнерства между Европейской Комиссией и Советом Европы в молодежной сфере начавшаяся в 1998 году, характеризовалась соглашениями, которые касались определенных сфер деятельности, тренинг молодежных работников, позже также исследования молодежи и сотрудничество с регионом Средиземного моря..

В настоящее время четыре основные цели партнерства:

Гражданственность, участие, воспитание в области прав человека, межкультурный диалог;

Социальная сплоченность, включенность, равенство возможностей;

Качество, признание и наглядность работы с молодежью и тренинга;

Больше познаний о молодежи и развитие молодежной политики.

Менеджмент программы Партнерства обеспечивается секретариатом, который финансируется, как и вся рабочая программа, - кроме финансируемых Комиссией мероприятий Кампании - поровну Европейской Комиссией и Советом Европы, несмотря на то, что секретариат располагается непосредственно в Директорате по молодежи и спорту Совета Европы.

Партнеры договорились совместно реализовывать такие программы как: Европейская молодежная кампания в интересах многообразия, прав человека и участия «Все различны – все равны»; проводить курсы для молодежных работников на тему Европейской гражданственности в рамках программы «Молодежь»; проводить программы в кооперации с уполномоченным ресурсным центром «SALTO»; сотрудничать в рамках кооперации с регионом Средиземноморья; образовательные программы для молодежных работников на звание магистра в области Европейских молодежных знаний на базе девяти европейских университетов; ряд программ, ориентированных на развитие молодежной политики в Российской Федерации, с Восточной Европой и Кавказским регионом, Юго-Восточной Европой.

Важным элементом сотрудничества является проведение «Продвинутых Тренингов для Тренеров в Европе», длительность которых около двух лет, где идет полный процесс погружения в учебный процесс. Создан единый пул молодежных тренеров.

В рамках партнерства действует Виртуальный Европейский центр знаний по молодежной политике, скорее известный под его английским названием «European Knowledge Center for Youth Policy». Центр обеспечивает развитие знаний и распространение информации о реальном состоянии молодежной сферы в странах членах и странах-партнерах Совета Европы и Европейского Союза. Центр знаний создан в рамках Партнерства Совета Европы и Европейской Комиссии по вопросам исследований в области развития молодежной сферы и представляет собой сеть взаимодействующих экспертов из стран- членов и стран- партнеров данных международных институтов. Центр знаний является основным инструментом реализации Белой книги Европейской Комиссии «Новые стимулы для молодежи Европы» и призван содействовать процессам принятия решений в европейской молодежной политике. Основой работы Центра выступает деятельность по созданию аналитической базы и базы результатов научных исследований для усиления информационного обмена и конструктивного диалога по вопросам развития молодежной сферы в Европе.

Партнерство уделяет большое внимание изданию обучающих материалов. Издаются обучающие пособия T-Kits, Журнал Coyote, регулярно выходит бюллетень о предстоящих мероприятиях Совета Европы и Европейской комиссии в области молодежной работы, издается журнал «Forum 21», где можно найти информацию по реализации молодежной политики. Выпускается большое количество методических материалов, разной учебной литературы, информационных бюллетеней.


ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Европейское сотрудничество в области молодежной политики развивалось посредством пошагового подхода, что привело к возрастанию интереса к знаниям о потребностях и ожиданиях молодых людей в смежных областях, таких как занятость, социальная включенность и здоровье.

Успешность международного сотрудничества в сфере молодежной политики, накопленный опыт реализованных программ и необходимость совершенствования политики Европейского Союза в сфере обучения в течение всей жизни и неформального образования послужили основой для разработки системной молодежной политики ЕС.

· Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы», принята Европейской Комиссией в ноябре 2001 г. и содержит основные приоритетные направления развития молодежной политики в Европе на ближайшую перспективу. Белая книга не является законодательным документом, тем не менее, распространяется среди институтов Европейского Сообщества и принимается Европейской Комиссией. Книга содержит предложения о расширении участия молодежи в общественной жизни, повышении уровня ее информированности и осведомленности в вопросах европейской интеграции и развития Европейского Союза, а также призывает молодых европейцев к формированию более активной гражданской позиции на основе новых принципов сотрудничества, предполагающих укрепление международного сотрудничества в рамках ЕС и углубление молодежной составляющей в других направлениях политики. «Белая книга» предлагает новые рамки для европейского сотрудничества, включающие два основных аспекта: применение открытого метода координации в сфере молодежи и лучший учет «молодежного» измерения в других политических инициативах.

· Европейский молодежный пакт, принятый Европейским Советом в марте 2005 г. Все мероприятия и проекты, предпринимаемые в рамках данного международного соглашения, учитывают Европейские стратегии занятости и социального включения и ориентированы на рабочую программу «Образование и профессиональная подготовка – 2010». Соглашение направлено на повышение качества обучения и профессиональной подготовки, улучшение возможностей для мобильности, профессиональной занятости и социальной включенности молодых европейцев. В данных политических документах предложено разработать широкий межведомственный подход к молодежи, и с этой целью обозначено предоставление трехлетнего Европейского доклада о положении молодежи. Это предложение, основанное на возрастающей потребности сделать молодежную политику в большей степени основанной на знаниях о потребностях и ожиданиях молодых людей, направлено на повышение ее действенности, эффективности и наглядности.

· Коммюнике Европейской Комиссии «Поддержка полноценного участия молодых людей в сфере образования занятости и обществе» было опубликовано в 2007 г. Учитывая постепенное старение общества, коммюнике призывает к более качественной поддержке и финансированию молодежи, чтобы улучшить образование, повысить занятость, участие в социальной жизни, укрепить здоровье и активную гражданскую позицию. Коммюнике выдвигает на первый план потребность в улучшении условий труда и сокращении безработицы. Ключом к полному участию молодежи является возможность получения хорошей работы, которая также требует качественное и востребованное образование. Повышение полного участия в общественное жизни молодых управленцев, предпринимателей и работников также является одним из ключевых составляющих инновационной, основанной на знаниях и конкурентоспособной в международном масштабе экономики ЕС.

Рамки Европейского сотрудничества в сфере молодежи были разработаны в июне 2002 г. на основании Белой книги, и дополнены в 2005 г. Европейским молодежным пактом:

1) Активная гражданственность молодых людей. Государства – члены ЕС утвердили задачи четырех приоритетов Белой книги. С целью достижения этих задач используется открытый метод координации . Другим инструментом содействия активной гражданской позиции молодых людей является программа «Молодежь в действии», молодежный портал и Европейский центр знаний по молодежной политике. Также ЕС ведет структурный диалог с целью вовлечения молодых людей в процесс принятия решений на европейском уровне.

2) Социальная и профессиональная интеграция молодых людей. Европейский молодежный пакт служит улучшению образования и тренингов, трудоустройству и социальной включенности молодых Европейцев.

3) Включение молодежного измерения в другие политики. Такие темы, как занятость, образование, социальная интеграция, расизм и ксенофобия, иммиграция, проблемы потребителей, здоровье и предотвращение риска, экология, равные возможности для женщин и мужчин и т.д., требуют тесной координации с различными властями, как на национальном, так и на европейском уровне.

В дополнение к этим трем направлениям Европейский Союз вносит вклад в развитие мобильности молодежи и признанию неформального образования.

Открытый метод координации является важным методом реализации европейской молодежной политики и включает «фиксирование руководящих принципов Союза, соединенных с отдельными расписаниями для достижения целей, которые [страны-члены] определили на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды; установление, где это подходит, количественных и качественных индикаторов и критериев, приспособленных к нуждам различных стран-членов и отраслей, в качестве средства для сравнения наилучшей практики; перевода этих европейских руководящих принципов в национальную и европейскую политику путем постановки конкретных задач и принятия мер с учетом национальных и региональных различий; периодический мониторинг, оценка и экспертиза, организованные как процесс взаимного обучения».

В этой связи открытый метод координации предлагает «путь поощрения сотрудничества, обмена наилучшей практикой и согласования общих целей и руководящих принципов для стран-членов. Он основывается на регулярном мониторинге прогресса в достижении этих целей, позволяя странам-членам сравнивать свои усилия и учиться на опыте других». Открытый метод координации определяет приоритетные темы, устанавливает общие цели и руководящие принципы, а также обеспечивает механизмы для последующих действий. Он также включает меры по консультациям с молодежью.

Европейская Комиссия предлагает следующий план:

Действуя на основе предложения со стороны Комиссии, Совет Министров периодически принимает решения относительно приоритетных сфер, представляющих общий интерес.

Каждая страна-член назначает координатора, который должен действовать как контактное лицо для Комиссии по вопросам, относящимся к молодежи. Различные координаторы представляют Европейской Комиссии детали инициатив в сфере политики, примеры наилучшей практики и другой материал для рассмотрения по избранным темам.

Европейская Комиссия представляет обзор и анализ данной информации Совету Министров совместно с предложениями относительно общих целей.

Совет Министров устанавливает общие руководящие принципы и цели по каждой теме и утверждает мониторинговые процедуры и, где необходимо, критерии, основанные на индикаторах.

Европейская Комиссия ответственна за периодический мониторинг и оценку, а также сообщает о прогрессе Совету Министров по вопросам молодежи.

Европейский Парламент должен иметь подобающую роль в этом процессе и в мерах по мониторингу. Экономический и социальный комитет, а также Комитет Регионов также должны иметь возможность давать заключения.

С молодежью проводятся консультации по приоритетным темам и мерам по их развитию «участия» (термин «participation», переводимый далее как «участие», обычно понимается как «активное участие молодежи в общественной жизни»).

Страны-кандидаты подключаются максимально возможным образом.

Структурный диалог означает консультации с молодежью по актуальным вопросам с целью разработки, формулирования или проведения политических решений. Диалог структурирован в соответствии с темами и временем: молодые люди могут принять участие в дебатах и других мероприятиях, организованных политиками на постоянной основе. На основе структурного диалога были разработаны Белая книга и Европейский молодежный пакт.

Европейская Комиссия координирует диалог, но не в состоянии проводить его в одиночку. Поэтому Комиссия полагается на поддержку национальных правительств и национальных советов по молодежи, которые проводят различные консультации, обсуждения, слушания и дебаты и распространяют их результаты. Молодежные организации играют основную роль в структурном диалоге, так как они выражают интересы большого количества молодых людей.

Европейский молодежный портал был создан по результатам Белой книги и является информационным источником для молодых людей, которые живут, учатся и работают в Европе. Портал предоставляет европейскую и национальную информацию о 31 стране на 24 языках. Он предоставляет молодым людям возможность выразить свое мнение через дискуссионные форумы и задать волнующие их вопросы.

Европейское сотрудничество в области молодежной политики развивалось посредством пошагового подхода, что привело к возрастанию интереса к знаниям о потребностях и ожиданиях молодых людей в смежных областях, таких как занятость, социальная включенность и здоровье.

Успешность международного сотрудничества в сфере молодежной политики, накопленный опыт реализованных программ и необходимость совершенствования политики Европейского Союза в сфере обучения в течение всей жизни и неформального образования послужили основой для разработки системной молодежной политики ЕС.

    Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы», принята Европейской Комиссией в ноябре 2001 г. и содержит основные приоритетные направления развития молодежной политики в Европе на ближайшую перспективу. Белая книга не является законодательным документом, тем не менее, распространяется среди институтов Европейского Сообщества и принимается Европейской Комиссией. Книга содержит предложения о расширении участия молодежи в общественной жизни, повышении уровня ее информированности и осведомленности в вопросах европейской интеграции и развития Европейского Союза, а также призывает молодых европейцев к формированию более активной гражданской позиции на основе новых принципов сотрудничества, предполагающих укрепление международного сотрудничества в рамках ЕС и углубление молодежной составляющей в других направлениях политики. «Белая книга» предлагает новые рамки для европейского сотрудничества, включающие два основных аспекта: применение открытого метода координации в сфере молодежи и лучший учет «молодежного» измерения в других политических инициативах.

    Европейский молодежный пакт, принятый Европейским Советом в марте 2005 г. Все мероприятия и проекты, предпринимаемые в рамках данного международного соглашения, учитывают Европейские стратегии занятости и социального включения и ориентированы на рабочую программу «Образование и профессиональная подготовка – 2010». Соглашение направлено на повышение качества обучения и профессиональной подготовки, улучшение возможностей для мобильности, профессиональной занятости и социальной включенности молодых европейцев. В данных политических документах предложено разработать широкий межведомственный подход к молодежи, и с этой целью обозначено предоставление трехлетнего Европейского доклада о положении молодежи. Это предложение, основанное на возрастающей потребности сделать молодежную политику в большей степени основанной на знаниях о потребностях и ожиданиях молодых людей, направлено на повышение ее действенности, эффективности и наглядности.

    Коммюнике Европейской Комиссии «Поддержка полноценного участия молодых людей в сфере образования занятости и обществе» было опубликовано в 2007 г. Учитывая постепенное старение общества, коммюнике призывает к более качественной поддержке и финансированию молодежи, чтобы улучшить образование, повысить занятость, участие в социальной жизни, укрепить здоровье и активную гражданскую позицию. Коммюнике выдвигает на первый план потребность в улучшении условий труда и сокращении безработицы. Ключом к полному участию молодежи является возможность получения хорошей работы, которая также требует качественное и востребованное образование. Повышение полного участия в общественное жизни молодых управленцев, предпринимателей и работников также является одним из ключевых составляющих инновационной, основанной на знаниях и конкурентоспособной в международном масштабе экономики ЕС.

Рамки Европейского сотрудничества в сфере молодежи были разработаны в июне 2002 г. на основании Белой книги, и дополнены в 2005 г. Европейским молодежным пактом:

1) Активная гражданственность молодых людей. Государства – члены ЕС утвердили задачи четырех приоритетов Белой книги. С целью достижения этих задач используется открытый метод координации . Другим инструментом содействия активной гражданской позиции молодых людей является программа «Молодежь в действии», молодежный портал и Европейский центр знаний по молодежной политике. Также ЕС ведет структурный диалог с целью вовлечения молодых людей в процесс принятия решений на европейском уровне.

2) Социальная и профессиональная интеграция молодых людей. Европейский молодежный пакт служит улучшению образования и тренингов, трудоустройству и социальной включенности молодых Европейцев.

3) Включение молодежного измерения в другие политики. Такие темы, как занятость, образование, социальная интеграция, расизм и ксенофобия, иммиграция, проблемы потребителей, здоровье и предотвращение риска, экология, равные возможности для женщин и мужчин и т.д., требуют тесной координации с различными властями, как на национальном, так и на европейском уровне.

В дополнение к этим трем направлениям Европейский Союз вносит вклад в развитие мобильности молодежи и признанию неформального образования.

Открытый метод координации является важным методом реализации европейской молодежной политики и включает «фиксирование руководящих принципов Союза, соединенных с отдельными расписаниями для достижения целей, которые [страны-члены] определили на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды; установление, где это подходит, количественных и качественных индикаторов и критериев, приспособленных к нуждам различных стран-членов и отраслей, в качестве средства для сравнения наилучшей практики; перевода этих европейских руководящих принципов в национальную и европейскую политику путем постановки конкретных задач и принятия мер с учетом национальных и региональных различий; периодический мониторинг, оценка и экспертиза, организованные как процесс взаимного обучения» 16 .

В этой связи открытый метод координации предлагает «путь поощрения сотрудничества, обмена наилучшей практикой и согласования общих целей и руководящих принципов для стран-членов. Он основывается на регулярном мониторинге прогресса в достижении этих целей, позволяя странам-членам сравнивать свои усилия и учиться на опыте других». Открытый метод координации определяет приоритетные темы, устанавливает общие цели и руководящие принципы, а также обеспечивает механизмы для последующих действий. Он также включает меры по консультациям с молодежью.

Европейская Комиссия предлагает следующий план:

    Действуя на основе предложения со стороны Комиссии, Совет Министров периодически принимает решения относительно приоритетных сфер, представляющих общий интерес.

    Каждая страна-член назначает координатора, который должен действовать как контактное лицо для Комиссии по вопросам, относящимся к молодежи. Различные координаторы представляют Европейской Комиссии детали инициатив в сфере политики, примеры наилучшей практики и другой материал для рассмотрения по избранным темам.

    Европейская Комиссия представляет обзор и анализ данной информации Совету Министров совместно с предложениями относительно общих целей.

    Совет Министров устанавливает общие руководящие принципы и цели по каждой теме и утверждает мониторинговые процедуры и, где необходимо, критерии, основанные на индикаторах.

    Европейская Комиссия ответственна за периодический мониторинг и оценку, а также сообщает о прогрессе Совету Министров по вопросам молодежи.

    Европейский Парламент должен иметь подобающую роль в этом процессе и в мерах по мониторингу. Экономический и социальный комитет, а также Комитет Регионов также должны иметь возможность давать заключения.

    С молодежью проводятся консультации по приоритетным темам и мерам по их развитию «участия» (термин «participation», переводимый далее как «участие», обычно понимается как «активное участие молодежи в общественной жизни»).

    Страны-кандидаты подключаются максимально возможным образом.

Структурный диалог означает консультации с молодежью по актуальным вопросам с целью разработки, формулирования или проведения политических решений. Диалог структурирован в соответствии с темами и временем: молодые люди могут принять участие в дебатах и других мероприятиях, организованных политиками на постоянной основе. На основе структурного диалога были разработаны Белая книга и Европейский молодежный пакт.

Европейская Комиссия координирует диалог, но не в состоянии проводить его в одиночку. Поэтому Комиссия полагается на поддержку национальных правительств и национальных советов по молодежи, которые проводят различные консультации, обсуждения, слушания и дебаты и распространяют их результаты. Молодежные организации играют основную роль в структурном диалоге, так как они выражают интересы большого количества молодых людей.

Европейский молодежный портал был создан по результатам Белой книги и является информационным источником для молодых людей, которые живут, учатся и работают в Европе. Портал предоставляет европейскую и национальную информацию о 31 стране на 24 языках. Он предоставляет молодым людям возможность выразить свое мнение через дискуссионные форумы и задать волнующие их вопросы.

Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы»

Параллельно с реализацией программ и проектов, особую роль играют соглашения, договоры и документы. Существуют различные меры Сообщества, которые более прямым образом воздействуют на молодежь в сферах образования, занятости и профессиональной подготовки, а также в плане доступа к информационным технологиям.

Наряду с общей политикой в молодежной сфере и ее отдельными направлениями, существует и иной тип деятельности, который способствует мобильности, межкультурным обменам, гражданству и работе добровольцев. В этом контексте и на основе Статьи 149 Лиссабонского договора , ЕС ввёл серию программ, включая программу “Молодёжь”, которые, в свою очередь, привели к созданию планов по увеличению мобильности и обменов среди молодежи. Данный тип сотрудничества постепенно распространился и на такие сферы, как информация, обмены между организациями и добровольческая служба.

В более широком плане, существует ряд тем - таких как участие или автономия для молодых людей, которые не являются напрямую предметом заботы Сообщества, но которые заслуживают углубленного анализа ввиду их тесной связи с молодежной политикой и их политического воздействия. В этой связи замысел состоит в том, чтобы пре- доставить странам-членам практический ресурс для координации их действий в соответствующих секторах.

Все эти конкретные виды деятельности, связанной с молодежью, получили безоговорочную поддержку Европейского парламента, как при разработке программ, так и в форме резолюций и слушаний по проблемам молодежи. Совет министров по вопросам молодежи принял ряд резолюций по образовательному потенциалу спорта, общественной интеграции, инициативе и предпринимательству среди последней. Экономический и Социальный комитет, а также Комитет регионов регулярно принимают позитивные и обнадеживающие заключения по различным проблемам, касающимся молодежи.

Договоры предоставляют основу для действий в широком ряде секторов , затрагивающих молодежь напрямую или косвенным образом, таких как дискриминация, европейское гражданство, занятость, исключённость из общества, образование, профессиональная подготовка, культура, здравоохранение, защита потребителей, свобода передвижений, охрана окружающей среды, мобильность для молодых исследователей, сотрудничество в интересах развития и бедность.

Важное значение имеет Европейский пакт для молодежи. Он был заключен главами государств и правительств Европейского Союза в марте 2005 г. В нем говорится о создании рабочих мест, условий для развития основных способностей в период учебы и возможностях совмещения семьи и профессии.

Другим значительным документом является Белая книга. Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы» (White Paper on Youth. A New Impetus for European Youth) 2 , была принята Европейской комиссией в ноябре 2001 г. Она содержит основные приоритетные направления развития молодежной политики в Европе на ближайшую перспективу. Белая книга не является законодательным документом. Тем не менее, она распространяется среди институтов Европейского сообщества и принимается Европейской комиссией. Книга содержит предложения о расширении участия молодежи в общественной жизни, повышении уровня её информированности и осведомленности в во просах европейской интеграции и развития Европейского союза, а также призывает молодых европейцев к формированию более активной гражданской позиции на основе новых принципов сотрудничества, предполагающих укрепление международного сотрудничества в рамках ЕС и углубление молодежной составляющей в других направлени-1

ях политики.

Подготовка и публикация Белой книги были выполнены в соответствии с открытым методом координации на основе широких публичных консультаций с основными участниками политического процесса, в том числе и с молодым населением стран - членов ЕС. Белая книга о молодежи полностью соответствует новым принципам управления, отмеченным Европейской комиссией в её Белой книге об управлении (Commission’s White Paper on European Governance) , принятой в июле 2001г.

Первоначально «Белая книга» о молодежи в виде проекта была представлена в конце 1999 года Европейскому парламенту люксембургским политиком, комиссаром Европейского союза по юстиции, фундаментальным правам и гражданству (с 9 февраля 2010 года), ранее - комиссаром по вопросам информационного общества и СМИ Вивиан Рединг - членом ЕК, ответственным в тот период за молодежные вопросы. Она включала: 15 национальных подготовительных конференций, собрание 450 молодых людей в Париже, уже существующие трения между молодыми представителями организаций - членов Европейского молодежного форума и другими представителями; сомнение определенных членов Европейской Комиссии относительно пользы, необходимости или вероятности создания такой «Белой книги». Она была результатом терпеливой политической работы для достижения оптимального согласия между тогдашними 15 членами ЕС. Эта операция позволила завязать продолжительные гармоничные связи и даже дружбу между уполномоченными по вопросам молодежи в министер

Россия и ЕС на пути к общеевропейскому пространству высшего образования: сценарии будущего // Сборник аналитических материалов по сотрудничеству в области образования со странами Европы в рамках реализации «дорожной карты» Россия - ЕС, http://www.edc-aes.ru/content/user_files/Image/Russial.pdf ствах и самой Комиссией, она сделала возможным создание настоящей коалиции для развития европейского молодежного подхода, хотя его еще не решились назвать европейской политикой. Поддержка со стороны Европейского парламента в лице депутата Лиси Грёнера, а также со стороны Европейской Комиссии по экономическим и социальным вопросам, в том числе от имени Джиллиан ван Турнхоут, сделали возможным дальнейшее усиление этой коалиции. Государства-члены единогласно и торжественно призвали Комиссию наконец-то опубликовать ее «Белую книгу», что произошло в ноябре 2001 года. В течение всего этого времени решающее значение имела неутомимая поддержка со стороны генерального директора Клауса ван дер Паса.

Учитывая масштаб вызовов и пределы нынешней системы сотрудничества, на Совете по вопросам молодежи в конце 1999 г. Комиссия предложила создать Белую книгу о новых формах европейского сотрудничества в сфере молодежной политики. В ходе широких консультаций, данная идея получила полную поддержку стран-членов ЕС, сменявших друг друга председательств и Европейского парламента.

Белая книга является результатом проходивших в период с мая 2000 г. по март 2001г. консультаций. Они привлекли молодых людей различного происхождения, молодежные организации, научное сообщество, политических деятелей и государственные администрации. По своему масштабу, продолжительности, разнообразию консультантов, а также ценности полученной информации, данное мероприятие явилось поистине беспрецедентным событием на европейском уровне 1 . Для некоторых стран-членов это также было первым опытом такого рода.

Консультации, предварявшие данную Белую книгу, были не только значительными по масштабу, создавшими настоящее движение на местах, но и приведшими к большому количеству предложений. Последние являются результатом диалога и обменов между всеми заинтересованными сторонами, а именно - молодежью, представителями молодежных организаций, исследователями, чиновниками и политическими деятелями. Четыре ключевые идеи стали результатами процесса консультаций: 1) Активная гражданственность для молодых людей; 2) Расширение и признание сфер экспериментов; 3) Развитие самостоятельности у молодежи; 4) За Европейский союз как поборника ценностей.

Молодежь в Европе разделяет те же основополагающие ценности, что и Европейский союз. Она ожидает, что ЕС сможет оправдать

"European Commission White Paper «A New Impetus for European Youth». Brussels,

21.11.2001. COM(2001) 681 final

http://ec.europa.eu/youth/whitepaper/download/whitepaper_en.pdf их ожидания. Само собой разумеется, что не все молодые люди в Европе одинаковы. Социальные, экономические, культурные и региональные различия накладывают свой отпечаток как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, что в свою очередь ни в коем случае не должно упускаться из виду как национальными, так и европейскими властями. Вышеупомянутые предложения касаются многих сфер и в значительной степени подтверждают анализ Комиссии о вызовах Европе в молодежной сфере и о необходимости обновленных политических действий. В ходе процесса консультаций, молодежь выделила пять основных сфер: 1) участие; 2) образование; 3) занятость, профессиональная подготовка, социальная включенность; 4) благополучие, личная самостоятельность, культура; 5) европейские ценности, мобильность, отношения с остальным миром.

«Белая книга» является, в первую очередь, диагнозом, который Европейская комиссия ставит молодежи в начале XXI столетия. Можно констатировать, что и по прошествии шести лет этот диагноз в целом все еще не утратил своей актуальности. Кроме того, «Белая книга» устанавливает один приоритет - развитие активной гражданственности у молодежи и решает споры между уполномоченными по вопросам молодежи - Францем Мюллером, Нико Майш, Даниэлем Меншертом, Яном ван Гее, Хеленой Мэтью, Петером Фрике, Ирэне Гарсией, Аст-рид Уттерстрём, Олли Саарелой и т.д. об этом приоритетном вопросе. Белая книга обращается к широкому кругу вопросов, которые затрагивались в ходе консультаций, вне зависимости от уровня компетенции. Действительно, собственно молодежная политика является, по сути, ответственностью стран-членов ЕС, и в некоторых странах, она в значительной степени регионализирована и зачастую осуществляется на местном уровне. Именно принимаемые на местном уровне решения оказывают наибольшее воздействие на повседневную жизнь молодых людей. В этой связи в данной сфере необходимо применять принцип субсидиарности из-за принципиальных соображений и в целях эффективности. Но это все еще совместимо с усиленным сотрудничеством на европейском уровне, которое в свою очередь усилило бы воздействие и слаженность национальных политик.

По этой причине главная цель «Белой книги» - дать Европейскому союзу новые рамки для сотрудничества, одновременно масштабные, удовлетворяющие устремлениям молодежи, и в то же время реалистичные, задающие приоритеты среди множества других проблем, под

нятых в ходе процесса консультаций с пониманием о наличии различных уровней ответственности. Такое сотрудничество должно строиться на основе существующей деятельности, быть совместимым и дополняющим другие текущие инициативы, особенно в сфере занятости, образования и социальной интеграции - если это надо доказывать. Также оно должно облегчать сотрудничество между различными уровнями ответственности и различными действующими силами. Существует два основных аспекта в этих новых рамках для сотрудничества: 1) применение открытого метода координации в более конкретной сфере молодежи, 2) больший учет молодежи в других направлениях деятельности.

«Белая книга» является методом координации. Государства-члены выбрали так называемый открытый („легкий“) метод координации, т.е. с ограниченным принуждением для оценки реализации согласованных целевых установок 1 .

Открытый метод координации (ОМК) как мягкая форма европейского управления используется в нескольких политических областях, в которых ограничена наднациональная компетенция Европейской комиссии. ОМК - это возможность для правительств учиться друг у друга, делиться лучшими национальными практиками и сосредоточиться на улучшении национальной политики.

Статья 149 Договора касается участия в развитии качественного образования путем поощрения сотрудничества между странами-членами. Забота о молодежи, как четко проявилось в ходе консультаций, не может осуществляться при помощи одного лишь законодательства. С другой стороны, всеми действующими силами широко признана добавленная стоимость, которая может быть получена в результате совместной работы. Со стороны стран-членов есть также четкая воля к более тесному сотрудничеству.

По этой причине открытый метод координации является наиболее подходящим и есть все необходимые условия, для того, чтобы он эффективно работал. Данный метод включает «фиксирование руководящих принципов для Союза, соединенных с отдельными расписаниями для достижения целей, которые страны-члены определили на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды; установление там, где это подходит, количественных и качественных индикаторов и критериев по образцу лучших в мире и приспособленных к нуждам различных стран-членов и отраслей в качестве средства для сравнения наилучшей практики; перевода этих европейских руководящих принципов в национальную и европейскую политику путем постановки конкретных задач и принятия мер с учетом национальных и региональных различий; периодический мониторинг, оценка и экспертиза, организованные как процесс взаимного обучения» 1 .

В этой связи открытый метод координации предлагает, как подчеркивается в «Белой книге» по вопросам управления, «путь поощрения сотрудничества, обмена наилучшей практикой и согласования общих целей и руководящих принципов для стран-членов. Он основывается на регулярном мониторинге прогресса в достижении этих целей, позволяя странам-членам сравнивать свои усилия и учиться на опыте других».

Открытый метод координации определяет приоритетные темы, устанавливает общие цели и руководящие принципы, а также обеспечивает механизмы для последующих действий, включая меры по консультациям с молодежью. Практика ОМК в сфере молодёжной политики предполагает следующие действия: 1) Действуя на основе предложения со стороны Комиссии, Совет министров периодически принимает решения относительно приоритетных сфер, представляющих общий интерес; 2)Каждое государство-участник назначает координатора, который должен действовать как контактное лицо для Комиссии по вопросам, относящимся к молодежи. Различные координаторы представляют Европейской комиссии детали инициатив в сфере политики, примеры наилучшей практики и другой материал для рассмотрения по избранным темам; 3) Европейская комиссия представляет обзор и анализ данной информации Совету министров наряду с предложениями относительно общих целей; 4) Совет министров устанавливает общие руководящие принципы и цели по каждой теме и утверждает мониторинговые процедуры, и, где необходимо, критерии, основанные на индикаторах, 5) Европейская комиссия несет ответственность за периодический мониторинг и оценку, а также сообщает о прогрессе Совету министров по вопросам молодежи; 6) Европейский парламент должен иметь подобающую роль в этом процессе и в мерах по мониторингу. Экономический и Социальный комитет, а также Комитет регионов также должны иметь возможность давать заключения. 7) С молодежью проводятся консультации по приоритетным темам и мерам по их развитию; 8) Страны-кандидаты подключаются к процессу с максимально возможным тщанием.

Предложенный метод координации расширяет перечень инструментов Сообщества и является беспристрастным по отношению к решениям, которые могут быть приняты в рамках Договора и которые могут побуждать Комиссию, например, предложить некоторые рекомендации по статье 149.

Из числа различных тем, рассматриваемых как относящиеся к собственно молодежной сфере, и которые подходят к открытому методу координации в том виде, как он описан выше, Европейская комиссия предлагает участие, волонтерскую службу, информацию, улучшение осведомленности властей о проблемах молодежи и, в более общем плане, любую другую тему, которая могла бы содействовать развитию и признанию деятельности на молодежном направлении (например, молодежная работа, молодежные клубы, работа на улицах, проекты по усилению чувства гражданственности, интеграции, солидарности между молодыми людьми и т.д.) в той части, которая не затронута политическими процессами, такими, как занятость, социальная интеграция и образование. В большой степени это соотносится с теми видами деятельности и ресурсами, которые обычно связываются с молодежной политикой на национальном уровне.

Таким образом, Белая книга предлагает предоставить Европейскому союзу новые рамки для сотрудничества по молодежной политике. Данный шаг представляет собой ответ на настойчивое требование со стороны всех заинтересованных в молодежной политике, включая государства-члены. Предполагается, что данное сотрудничество будет основываться как на национальной, так и на общеевропейской практике реализации молодежной политики, а равно и на мерах по применению открытого метода координации в отдельно взятой молодежной сфере, а также содействовать большему учету молодежного фактора в других направлениях деятельности.

  • 1 Статья 149 Договора:
  • 3 Деятельность Сообщества направлена на: - развитие европейского измерения в образовании, в частности, путем обучения языкам государств-членов и распространения их знания; - создание благоприятных условий для мобильности студентов и преподавателей, в том числе поощряя академическое признание дипломов и периодов обучения; - содействие сотрудничеству между образовательными учреждениями; - развитие обмена информацией и опытом по вопросам, которые являются общими для систем образования государств-членов; - создание благоприятных условий для развития обменов молодыми людьми и организаторами процесса обучения; - поощрение развития дистанционного обучения.
  • 5 Чтобы внести вклад в достижение указанных в статье целей, Совет: - действуя в соответствии с процедурой, на которую ссылается Статья 251, после консультации с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, устанавливает поощрительные мероприятия - исключая при этом любую гармонизацию законодательства и регламентарных положений государств-членов; - действия квалифицированным большинством, на основе предложения со стороны Комиссии, принимает рекомендации.
  • 2 European Commission White Paper «A New Impetus for European Youth». Brussels, 21.11.2001. COM(2001) 681 final http://ec.europa.eu/youth/whitepaper/download/whitepaper_en.pdf
  • 2 European Commission White Paper on European Governance. Brussels, 25.07.2001. COM(2001) 428 final http://eur- lex.europa.eu/LexUriServ/site/en/com/2001/com2001_0428en01.pdf

Ценностные ориентации российской и европейской молодежи

Творческие и инновационные ценностные ориентации. Среди подростков и молодежи от 15 до 29 лет более половины (53%) считают себя похожими или даже очень похожими на человека, для которого важно придумывать новое и подходить ко всему творчески, которому нравится делать все по-своему, своим оригинальным способом.

В "младших средних возрастах" (30-44 года) такие самооценки встречаются реже (48%), в "старших средних возрастах" еще реже (46%). Однако эти две средние возрастные группы отличаются от самой младшей незначительно - на 5 - 7%. Резко выделяется лишь самая старшая группа: 60 лет и более, для нее соответствующий показатель составляет лишь 31%, что на 22% меньше, чем в самой младшей группе.

Однако на фоне других стран - участниц проекта ESS, российская молодежь не отличается высокой степенью инновационности. По данному показателю (53%) наша страна заняла лишь 20-е место среди 28 стран. Максимальный показатель - на Кипре (89%), минимальный - во Франции (42%). По степени инновационности российская молодежь на европейском фоне ближе к минимуму, чем к максимуму.

Ориентация на личное обогащение. В данном аспекте российская молодежь заметно отличается от более старших возрастных групп. Эта ориентация характерна почти для половины российских респондентов в возрасте до 30 лет (47%). Это вдвое больше, чем у респондентов от 45 до 59 лет (25%) и в четыре раза больше, чем у пожилых людей старше 60 лет (12%).

По стремлению к обогащению среди молодых людей (47%) наша страна заняла четвертое место среди 28 стран, пропустив вперед лишь Латвию (54%), Турцию (53%) и Грецию (48%), и оказавшись практически на одном уровне с Израилем (тоже 47%, разница с Россией в десятых долях процента).

Интересно, что богатство занимает высокое место в системе ценностей молодых людей, проживающих в относительно бедных (по европейским понятиям) государствах. В то же время в богатых и благополучных странах (Швеция, Бельгия, Швейцария, Франция, Нидерланды, Норвегия) лишь 13-14% молодых людей ориентированы на личное обогащение, а в Финляндии - еще меньше - 10%. Это минимальный показатель в Европе - в пять раз ниже, чем у нас.

Ориентация на социальную справедливость и равенство. Данная ориентация у молодых россиян до 30 лет встречается примерно так же часто (59%), как у поколения в возрасте от 30 до 44 лет (60%). Это несколько меньше, чем в возрастах 45-59 лет (66%) и 60 лет и старше (71%).

Но разница между поколениями по данному показателю не очень велика и для подавляющего большинства российской молодежи (почти 60%) социальная справедливость занимает важное место в системе ценностей.

Однако по данному показателю Россия занимает одно из последних мест (25-е) среди 28 стран - участниц проекта ESS. Еще меньшее значение придают социальной справедливости молодые люди лишь в Эстонии (58%), Латвии (56%) и Украине (54%), причем различия между показателями этих стран и показателями РФ - в рамках статистической погрешности.

В то же время в подавляющем большинстве европейских стран ориентация молодежи на социальную справедливость намного выше, чем у нас и эти различия статистически значимы.

Амбициозность. Амбициозность, понимаемая как ориентация на успех и общественное признание своих личных способностей, свойственна более, чем половине наших молодых соотечественников (54%). В возрастной группе 30-44 года этот показатель немного ниже и составляет ровно 50%. Еще меньше он в возрасте 45-59 лет (42%) и особенно после 60 лет (32%).

По данному показателю, который может служить своеобразным индикатором амбициозности, российская молодежь занимает 11-е место из 28. Диапазон колебаний достаточно широк - от 30% в Финляндии, до 79% в Израиле.

Показатель в России чуть больше, чем в странах, которые находятся в середине списка: в Польше (50%, 14-е место) и Бельгии (49%, 15-е место). Средний, точнее серединный, т.е. медианный уровень по 28 странам - 49,5% (средняя арифметическая между странами, занимающими 14-е и 15-е места из 28). Показатель амбициозности у молодых россиян несколько выше этой средней величины, но различие несущественно. Судя по ответам на этот вопрос, степень амбициозности молодых людей в нашей стране соответствует среднеевропейскому уровню.

Однако о степень амбициозности можно судить еще и по ответам на другой вопрос. Почти две трети (63%) молодых россиян признают себя похожими на человека, которому важно быть очень успешным и который надеется, что люди признают его достижения.

Представители среднего и особенно старшего поколения гораздо реже узнают себя в этом портрете: в 30 - 44 года - 49% респондентов, в 45 - 59 лет - 40, после 60 лет - только 27%.

Если определять степень амбициозности российской молодежи по ответам на этот вопрос, то наша страна занимает 7-е место. Для сравнения надо указать, что минимальный показатель зафиксирован во Франции (28-е место, 21%), максимальный - в Израиле (1-е место, 84%). Средние показатели, в Венгрии, (14-е место, 55%) и Дании (15-е место, 54%), заметно ниже, чем у нас.

Поэтому степень обоснованной амбициозности российской молодежи следует признать весьма высокой.

Можно определить еще один показатель амбициозности - стремление к общественному признанию и авторитетному статусу вне связи с какими-либо личными достижениями. В данном случае речь может идти уже о необоснованной амбициозности.

Более половины молодых россиян (56%) считают себя похожими на человека, для которого важно, чтобы его уважали и который хочет, чтобы люди делали так, как он скажет. Однако, в отличие от других параметров амбициозности, в данном случае показатели в молодых, средних и пожилых возрастах почти одинаковые: диапазон колебаний от 52% до 56%, такие различия статистически не значимы.

В данном случае в вопросе не акцентировалось внимание на том, что человек хочет, чтобы его уважали за какие-то личные способности и достижения. Многие пожилые люди хотят, чтобы их уважали и считались с их мнением просто из-за возраста и жизненного опыта. Неуважение к себе они воспринимают не менее болезненно, чем молодые.

По стремлению к общественному признанию и авторитетному статусу вне связи с какими-либо личными достижениями молодые россияне занимают пятое место из 28 стран (56%). Опережают Россию по этому показателю только Турция (71%), Израиль (70%), Греция (67%) и Латвия (58%). Замыкают список Франция, Португалия, Эстония, Финляндия и Болгария (у последней соответственно 16% и 28-е место). Россия намного опережает страны, находящиеся в середине списка: Чехию (14-е место, 37%) и Хорватию (15-е место, 36%).

По показателю необоснованной амбициозности (56%), не связанной с какими-либо личными достижениями, российская молодежь занимает 5-е место из 28 стран. Данный показатель намного (на 18-19%) превышает среднеевропейский уровень.

Осторожность как поведение, ориентированное на безопасность. Российская молодежь менее осторожна, чем лица более старших возрастов, особенно после 45 лет (в группе респондентов 30-44 лет личная безопасность занимает важное место для 70%, 45-59 лет - 76, 60 лет и старше - 77%). Однако, даже среди подростков и молодых людей от 15 до 30 лет почти две трети (63%) признают, что для них важно жить в безопасном окружении и избегать всего, что может угрожать их безопасности.

По доле респондентов, стремящихся обеспечить себе безопасность своими личными усилиями, российская молодежь с показателем 63% занимает 13-е место, т.е. находится очень близко к середине списка (14-е место - Польша, те же 63%, 15-е - Чехия, 62%). Диапазон колебаний очень велик - от 28% в Швеции до 82% - на Кипре. Однако сами показатели слабо связаны с реальным уровнем безопасности в тех или иных странах. Ответы на данный вопрос характеризуют личное поведение респондентов, т.е. то, в какой степени они сами готовы заботиться о своей безопасности. Другая сторона проблемы состоит в том, в какой степени респонденты желают, чтобы государство обеспечивало их личную безопасность.

Ориентация на сильное государство, обеспечивающее безопасность граждан. 67% молодых россиян желают, чтобы государство было сильным, могло защитить своих граждан и обеспечивало их безопасность во всех отношениях. У лиц средних и старших возрастов это желание выражено еще сильнее (от 73% до 82%). В целом распределение ответов на этот вопрос довольно близко к распределению ответов на предыдущий вопрос, который также относится к безопасности.

Молодые россияне по своим ориентациям на защиту их безопасности со стороны сильного государства занимают 10-е место (67%) из 28. Самые низкие показатели по данному вопросу отмечены во Франции и в Дании (обе страны - по 37%), самые высокие - на Кипре (84%) и, что вполне понятно, в Израиле (80%). В середине списка находятся Чехия (15-е место, 59%) и Словения (14-е место, 58%), но в этих странах показатели заметно ниже, чем в России.

В Российской Федерации ориентация молодежи (да и всего населения) на то, чтобы государство было сильным и обеспечивало безопасность граждан, выражена сильнее, чем в большинстве европейских стран.

Авантюризм, стремление к неожиданностям, приключениям и риску. Противоположностью по отношению к заботе о безопасности является авантюризм, стремление к неожиданности и приключениям, что свойственно почти половине российских подростков и молодых людей (48%). В средних и особенно в старших возрастах процент стремящихся к авантюризму, неожиданностям и риску значительно меньше: в 30-44 года - 35% респондентов, 45-59 лет - 25, 60 лет и старше - только 21%.

За последние два десятилетия в нашей стране произошли бурные и драматические события, в ходе которых "вышли в люди" многие личности со склонностью к авантюрному поведению, которых особенно много среди молодежи. Однако это было характерно для 1990-х гг., после 2000 г. авантюризм стал "выходить из моды". Да и те, кто ранее "вышел в люди", составляли лишь малую часть населения, в том числе и среди молодежи. Если же иметь в виду всю российскую молодежь в целом, то она очень консервативна и мало склонна к авантюрам и приключениям.

По доле молодых людей, в системе ценностей которых важное место занимает авантюризм, стремление к неожиданности и приключениям, наша страна занимает предпоследнее, 27-е место, заметно отличаясь не только от лидирующих стран (на первом месте - Кипр, 73%), но и от стран, которые находятся в середине списка (14-15-е места), т.е. от Бельгии и Дании (обе по 57%).

Другим показателем авантюризма является стремление не просто к приключениям, а к приключениям, связанным с риском. Это крайняя форма авантюризма.

Каждый третий (33%) из молодых россиян считает себя похожим на человека, который ищет приключений и которому нравится рисковать. В средних и старших возрастах установка на рискованное поведение встречается значительно реже: в 30-44 года - у 21% респондентов, в 45-59 лет - у 15, после 60 лет - только у 10%. С годами люди становятся осторожнее и это совершенно естественно.

По доле молодых людей, склонных к авантюрному рискованному поведению (33%), наша страна занимает 19-е место из 28. Для сравнения можно указать, что на первом месте оказалась Латвия (58%), на последнем - Португалия (22%). В середине списка Швейцария (14-е место, 37%) и Финляндия (15-е место, тоже 37%). Наша молодежь "отстает" от молодежи из этих стран на 4%, но такое отставание, с учетом численности опрошенных, не является существенным.

Конформизм. Противоположностью авантюризма является конформизм, т.е. стремление следовать принятым в обществе правилам (законам и неформальным социальным нормам поведения). Это характерно для 30% молодых россиян. В более старших возрастах доля конформистов выше: 37% - в 30-44 года, 40 - в 45-59 лет, 50% - после 60 лет. В среднем по всем возрастам - 40%.

По показателю конформизма среди молодежи Россия занимает 15-е место из 28, т.е. "срединное". Минимальный показатель (28-е место) - 11% - у Франции, максимальный (1-е место) - 69% - у Турции, 2-е место занимает Израиль (52%).

Конформизм характерен также для стран Восточной и Юго-Восточной Европы (Польша, Румыния, Словакия, Болгария, Греция, Кипр, Украина). Во всех этих странах доля конформистов среди молодых людей заметно больше, чем в России.

В то же время некоторые страны Западной Европы, например, Великобритания, Нидерланды, Дания и Финляндия, очень непохожие на Россию в других отношениях, весьма близки к нам по уровню конформизма среди молодежи.

О степени конформизма российской молодежи можно судить и по другим показателям. 43% наших молодых соотечественников считают себя похожими или даже очень похожими на человека, для которого важно всегда вести себя правильно и который старается не совершать поступков, вызывающих осуждение со стороны других (среди возрастной группы 30-44 года таких 48%, 45-59 лет - 59%, 60 лет и старше - 66%).

Среди молодых людей доля конформистов значительно меньше, чем среди респондентов в средних, и особенно в пожилом возрастах. В то же время ответы на этот вопрос показывают значительно большую степень конформизма среди российской молодежи, чем ответы на предыдущий вопрос (43 против 30%). Однако и в такой редакции вопроса, в которой конформизм воспринимается, прежде всего, как стремление избежать осуждения со стороны окружающих, наша молодежь занимает то же самое среднее, 15-е место среди молодежи из 28 стран, как и по ответам на предыдущий вопрос.

Самые низкие показатели конформизма (по ответам на данный вопрос) - в Португалии (25%) и в Швеции (32%). Самые высокие - в Турции (68%) и в Израиле (66%).

Хотя сам термин "конформизм" часто воспринимается негативно, стремление следовать принятым в обществе правилам и избегать поступков, вызывающих осуждение со стороны окружающих, способствует социальной стабильности, соблюдению законов и снижению уровня преступности.

Толерантность. В нашей стране толерантность (т.е. терпимость и внимание к мнению других людей) несколько менее характерна для подростков и молодежи (47%), чем для людей средних и старших возрастов (среди респондентов возрастной группы 30-44 года тех, кто считает толерантность важной ценностью, оказалось 53%, 45-59 лет - 58%, 60 лет и старше - 54%).

По сравнению с другими европейскими странами для нашей молодежи характерна довольна низкая степень толерантности: 22-е место из 28. Диапазон показателей весьма широк - от 33% в Чехии до 79% в Швейцарии.

Показатель в нашей стране примерно на 10% ниже, чем во Франции (14-е место, 58%) и Польше (15-е место, 57%), которые оказались в середине списка.

Скромность. От поколения к поколению в нашей стране уменьшается процент людей, которые хотят быть простыми и скромными и стараются не привлекать к себе внимания. В целом такие люди составляют ровно половину (50%) среди российских респондентов.

При этом среди пожилых людей (старше 60 лет) стремящихся быть скромными две трети (65%), среди лиц от 45 до 59 лет - немногим более половины (54%), среди респондентов в возрастах от 30 до 44 лет - уже менее половины (44%), а среди подростков и молодежи до 30 лет - лишь одна треть (33%). Тенденция очевидна.

По данному показателю наша молодежь занимает лишь 19-е место из 28 стран. Судя по результатам опроса, самые скромные - турки (70%) и израильтяне (66%), самые нескромные - норвежцы (19%) и хорваты (21%). Среднее положение занимают румыны (14-е место, 37%) и немцы (15-е место, 36%). Показатели для этих стран лишь на 3-4% выше, чем для нашей, такие различия статистически незначимы. Можно считать, что степень скромности российской молодежи (33%) примерно соответствует среднеевропейскому уровню.

Гедонизм (стремление к удовольствию и наслаждению) присущ более, чем половине молодых россиян (54%). В средних и особенно в пожилых возрастах этот показатель меньше: в возрастной группе 30-44 года тех, кто признает гедонизм важным для себя, 35%, в группе 45-59 лет таких 24%, а после 60 лет - лишь 16%.

Показатели гедонизма среди молодежи (при данной редакции вопроса) колеблются от 33% в Словакии до 83% в Швейцарии. Россия занимает 18-е место (54%), что несколько ниже среднеевропейского уровня: Финляндия (14-е место, 63%), Кипр (15-е место, 61%), однако различия между нашей страной и этими государствами невелики.

Другим, может быть даже более важным, индикатором гедонизма, является стремление не просто получать удовольствие, но и использовать любую возможность повеселиться "как следует".

Почти половина наших молодых соотечественников (46%) не упускает возможности повеселиться и заняться тем, что доставляет им удовольствие. Естественно, среди молодежи таких людей намного больше, чем среди лиц средних и пожилых возрастов: среди людей возрастной группы 30-44 лет таких 29%, 45-59 лет - 23%, 60 лет и старше - 19%.

Однако на международном фоне молодые россияне больше похожи на "аскетов", чем на "гедонистов": они занимают лишь 22-е место из 28 по показателям стремления к гедонизму.

Самостоятельность, личная свобода и независимость. Широко распространено мнение о том, что представители тех поколений, чья активная жизнь началась в советское время, были ориентированы на государственный патернализм, т.е. на то, чтобы "за них все решало начальство". С этой точки зрения ориентация на самостоятельность, личную свободу и независимость в нашей стране должна быть более всего распространена среди молодых поколений, воспитанных уже в постсоветский период.

Действительно, почти для двух третей молодых россиян (62%) важно быть свободными, не зависеть от других и самим принимать решения о том, как и что делать. Однако в "младших средних возрастах" (30-44 года) таких людей еще больше (66%), а в "старших средних возрастах" (45-59 лет) их ровно столько же, сколько среди молодежи, т.е. 62%. Только для пожилых респондентов (старше 60 лет) эти ценности менее значимы, но даже и среди них подобных взглядов придерживаются 52%, т.е. более половины.

Тем не менее по доле молодых людей, ориентированных на самостоятельность, личную свободу и независимость (62%), наша страна занимает лишь 26-е место из 28. Еще ниже этот показатель только в Португалии (53%) и Румынии (57%). На противоположном полюсе находятся Словения (86%) и Швейцария (85%). Среднее положение по данному показателю занимают Словакия (14-е место, 72%) и Венгрия (15-е место, 71%). Даже от своих сверстников из бывших социалистических стран, тоже переживших эпоху государственного патернализма, молодые россияне "отстают" примерно на 10%. В то же время например, во Франции данный показатель такой же, как в России (62%). Государственный патернализм свойствен и тем странам Западной Европы, где существуют очень сильные социальные гарантии. Разумеется, они в какой-то мере ограничивают личную инициативу. Однако для значительной части населения, в том числе и молодежи, государственный патернализм более предпочтителен, чем самостоятельная жизнь на свой страх и риск.

Альтруизм, забота об окружающих людях. Стремление помогать окружающим людям и заботиться об их благополучии характерно для значительного большинства россиян в возрастах 45-59 лет и старше 60 лет (в обеих возрастных группах по 60%). Несколько реже такая установка проявляется в возрасте 30-44 года (53%), и еще реже - у молодежи до 30 лет (47%).

Однако подростки и молодые люди в нашей стране менее альтруистичны и соответственно более эгоистичны не только по сравнению со своими родителями, дедушками и бабушками, но и по сравнению со своими сверстниками в большинстве европейских стран. По показателю альтруизма среди молодежи (как сказано выше это 47%) наша страна оказалась на 24-м месте. Еще ниже уровень альтруизма молодежи только на Украине, в Румынии, Эстонии и Чехии (последняя, например, заняла последнее, 28-е место, 42%). Однако различия между этими странами и Россией невелики и статистически незначимы. На противоположном полюсе по данному показателю оказалась Испания (83%), второе место занял Израиль (82%), третье - Великобритания (80%), четвертое - Кипр (77%), пятое - Турция (76%). Россия резко отличается в данном аспекте не только от этих государств, но и от стран, занимающих среднее положение по альтруизму: Германии (14-е место, 65%) и Финляндии (15-е место, тоже 65%).

Однако для россиян альтруизм по отношению к близким людям, особенно к друзьям характерен гораздо больше, чем альтруизм по отношению просто к окружающим, которые могут быть совершенно чужими для респондентов. 69% наших молодых соотечественников считают себя похожими на человека, для которого важно быть верными своим друзьям и который хотел бы посвятить себя близким людям. В возрастной группе 30-44 года подобного мнения придерживаются также 69% респондентов, 45-59 лет - 71%, 60 лет и старше - 68%.

Альтруизм по отношению к друзьям и другим близким людям - это, если можно так выразиться, "конкретный" альтруизм. Он принципиально отличается от "абстрактного" альтруизма по отношению к "окружающим людям" вообще. Однако по обоим показателям российская молодежь занимает почти одни и те же места, 24-е - по "абстрактному" альтруизму и 23-е - по "конкретному" альтруизму.

Места ниже российского в данном списке занимают Чехия, Украина, Словакия, Португалия и Румыния (Румыния, например, занимает последнее, 28-е место, 51%). На противоположном полюсе - Дания (94%), Швейцария, Германия, Бельгия, Испания. В середине списка - Словения (14-е место, 79%) и Швеция (15-е место, 78%). Россия даже от стран, находящихся на средних местах, "отстает" на 10%.

Экологизм. 59% российских респондентов в возрасте от 15 до 29 лет считают себя похожими на человека, который твердо верит, что люди должны беречь природу и для которого важно заботиться об окружающей среде. Это весьма высокий показатель, но значение экологических взглядов среди молодежи ниже, чем среди респондентов средних и старших возрастов: среди респондентов возрастной группы 30-44 года приверженцев охраны экологии 65%, 45-59 лет - 78%, 60 лет и старше - 75%. Видимо, осознание исчерпаемости природных ресурсов, так же как и понимание ограниченности собственных возможностей, ко многим людям приходит только с возрастом.

По показателю экологизма (стремления к охране окружающей среды) среди молодежи (59%) наша страна занимает среднее, 15-е место среди 28. Самый высокий показатель - в Греции (78%), самый низкий - в Норвегии (41%).

Консерватизм (религиозные и семейные ценности). В России консервативная ориентация на соблюдение традиций (включая религиозные), а также семейных обычаев более всего характерна для пожилых людей старше 60 лет (70%), несколько реже она встречается в возрасте от 45 до 59 лет (62%), еще реже - от 30 до 44 лет (53%). Менее всего такая ориентация свойственна молодежи до 30 лет, но даже и в этой возрастной группе ее придерживается почти половина респондентов (47%).

Российская молодежь не самая консервативная. По степени консервативности (47%) наши молодые люди занимают 9-е место из 28. На первом месте находятся турки (71%), на втором - израильтяне (69%). Замыкают список французы (26%), предпоследнее место занимают португальцы (27%).

В странах, которые находятся в середине списка, - в Словакии (14-е место, 41%) и Нидерландах (15-е место, 40%) - показатели лишь на 6 - 7% ниже, чем у нас. При данной численности опрошенных, статистически достоверными (на уровне значимости 95%), как правило, являются различия в 7% и более. Поэтому можно считать, что степень консервативности российской молодежи лишь немного превосходит среднеевропейский уровень.

Итак, повторим некоторые моменты нашей статьи и сделаем выводы.

  1. По творческим и инновационным ценностным ориентациям российская молодежь на европейском фоне ближе к минимуму, чем к максимуму.
  2. В то же время в подавляющем большинстве европейских стран ориентация молодежи на социальную справедливость намного выше, чем у нас.
  3. Степень обоснованной амбициозности, связанной с личными заслугами и достижениями, российской молодежи является весьма высокой (54% или 11-е место из 28). Однако по показателю необоснованной амбициозности (56%), не связанной с какими-либо личными достижениями, российская молодежь занимает 5-е место из 28 стран и намного (на 18-19%) превышает среднеевропейский уровень.
  4. По доле осторожных респондентов, стремящихся обеспечить себе безопасность своими личными усилиями, российская молодежь с показателем 63% занимает 13-е место, т.е. находится очень близко к середине списка.
  5. В Российской Федерации ориентация молодежи (да и всего населения) на то, чтобы государство было сильным и обеспечивало безопасность граждан, выражена сильнее, чем в большинстве европейских стран (67% или 10-е место из 28).
  6. Степень авантюризма, связанного с риском, у молодых людей (33%) в нашей стране близка к среднеевропейскому уровню.
  7. Когда конформизм воспринимается прежде всего как стремление избежать осуждения со стороны окружающих, наша молодежь занимает то же самое среднее, 15-е место среди молодежи из 28 стран. Хотя сам термин "конформизм" часто воспринимается негативно, стремление следовать принятым в обществе правилам и избегать поступков, вызывающих осуждение со стороны окружающих, способствует социальной стабильности, соблюдению законов и снижению уровня преступности.
  8. По сравнению с другими европейскими странами для нашей молодежи характерна довольна низкая степень толерантности: 47%, или 22-е место из 28.
  9. Степень скромности российской молодежи (33%) примерно соответствует среднеевропейскому уровню.
  10. На международном фоне молодые россияне больше похожи на "аскетов", чем на "гедонистов", которые стремятся к удовольствиям и наслаждениям: они занимают 22-е место из 28.
  11. В то же время по доле молодых людей, ориентированных на самостоятельность, личную свободу и независимость (62%), наша страна занимает лишь 26-е место из 28.
  12. Подростки и молодые люди в нашей стране менее альтруистичны и соответственно более эгоистичны не только по сравнению со своими родителями, дедушками и бабушками, но и по сравнению со своими сверстниками в большинстве европейских стран. Показатель "абстрактного" альтруизма (по отношению к окружающим людям вообще) среди российской молодежи составляет 47%. Альтруизм по отношению к друзьям и другим близким людям - это "конкретный" альтруизм. Он распространен значительно больше (69% против 47%) и принципиально отличается от "абстрактного" альтруизма. Однако по обоим показателям российская молодежь занимает почти одни и те же места, 24-е - по абстрактному альтруизму и 23-е - по "конкретному" альтруизму.
  13. По показателю экологизма (стремления к охране окружающей среды) среди молодежи (59%) наша страна занимает среднее, 15-е, место среди 28.
  14. Степень консервативности (ориентация на религиозные и семейные ценности) российской молодежи равна 47% и немного превосходит среднеевропейский уровень.

А.Б. Синельников, канд. экон. наук, доц. кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Подробнее об этом исследовании, включая анкету на русском языке см.: www. ess-ru.ru; www.cessi.ru - сайт Института сравнительных социальных исследований, который проводил это исследование в России (координатор проекта с российской стороны А.В. Андреенкова); о ESS на английском языке см.: www.european-socialsurvey.org
На сайте http://nesstar.ess.nsd.uib.no/webview/
Россия в Европе: по материалам международного проекта "Европейское социальное исследование" / Под общ. ред. А.В. Андреенковой, Л.А. Беляевой. М., 2009.
Европейское социальное исследование: изучение базовых социальных, политических и культурных изменений в сравнительном контексте. Россия и 25 стран Европы: Аналитический доклад. М., 2008; Антонов А.И., Лебедь О.Л., Соколов А.А. Семья, брак и удовлетворенность жизнью в России и в Европе // Фамилистические исследования. Т. 2. Миллион мнений о семье и о себе / Отв. ред. А.И. Антонов. М., 2009. С. 207-244; Соколов А.А. Семья - установки, выбор действий, последствия в России и в Европе // Там же. С. 244-292; Синельников А.Б. Критерии социальной зрелости в России и европейских странах // Социология. Журнал Российской социологической ассоциации. 2009. N 1-2. С. 80-100.
В связи с очень большими различиями в показателях ценностных ориентаций по разным странам было решено не использовать "дизайн-весы", учитывающие повышенные или пониженные шансы каждого из респондентов попасть в выборку. Взвешивание по "дизайн-весам" незначительно влияет на уточнение данных показателей, но затрудняет некоторые дальнейшие расчеты.

Парижского католического института и Центра изучения религии и социологии им. Бенедикта XVI в Лондоне об отношении современной европейской молодёжи к религии.

Примечания

  1. В статье всегда речь идёт о молодых людях в возрасте от 16 до 29 лет, мы не всегда будем это указывать.
  2. “Не имеющие религиозной принадлежности”, или “no religious affiliation” это НЕ то же самое, что атеисты, сюда в том числе относится большинство агностиков и некоторые другие группы.
  3. Доклад покрывает не все европейские страны и сосредоточен на католиках, поэтому все мнения и оценки относятся только к группе рассмотренных 22 стран. Православные представлены только Россией.

Краткие результаты

  • Не имеющими религиозной принадлежности себя назвали 91% в Чехии, 80% в Эстонии, 75% в Швеции. Это соотносится с лишь 1% в Израиле, 17% в Польше, 25% в Литве. Для Великобритании и Франции значения в 70% и 64%.
  • В России 41% молодых людей назвали себя христианами, нерелигиозными назвали себя 49%, мусульманами 9%. Это делает русскую молодёжь более христианской, чем испанскую, венгерскую и французскую, однако менее религиозной по сравнению с немцами и швейцарцами, не говоря уже о поляках.
  • 70% молодых чехов, 60% молодых голландцев, бельгийцев, испанцев и британцев никогда не посещают религиозные службы. 80% чехов, 70% шведов, 67% датчан и эстонцев, 66% голландцев и британцев, 59% норвежцев никогда не молятся. В России никогда не посещают службы 37%, а не молится 46%.
  • Самые высокие доли христиан в Польше, Словении, Ирландии, Португалии, Австрии, где она составляет более 50%, Германии, России, Испании, где она более 40%. На деле всем им стоит брать пример с Израиля с его 78% иудеев и 1% нерелигиозных (остальные мусульмане плюс один процент христиан).
  • Самые высокие показатели религиозной вовлечённости, то есть посещения служб и молитв – это Польша, Португалия, Ирландия, Германия, Нидерланды. Из бывшего социалистического лагеря все, кроме Польши, показывают крайне низкие показатели, несмотря на высокую и очень высокую долю христиан в принципе. Это показывает фундаментальную важность сохранения традиционных религиозных регионов и непрерывности традиции. Нидерланды, являясь одной из самых неверующих стран Европы, имеют один из самых больших “библейских поясов” Европы, что позволяет при общем неверии сохранять религиозное ядро. В восточной Европе при общей религиозности ядро отсутствует и лишь формируется заново, с постепенным ростом религиозной вовлечённости среди всех слоёв.
  • Страны с низкой долей христиан: Чехия – 9%, Швеция – 18%, Нидерланды – 19%, Эстония – 19% (в основном православные), Великобритания – 22%, Бельгия – 25%, Франция – 25%.
  • В целом у христианства в Европе большие проблемы – протестантизм по большому счёту мёртв, а в 12 из 22 стран доля нерелигиозных превосходит 50% .

Об авторе

Стивен Балливант, профессор теологии и религиозной социологии в университете Святой Марии в Лондоне, автор 9 книг. Много внимания он уделяет современному положению религии и особенно католицизма в Европе, причинам его упадка и возможностям религиозного возрождения.

Исследование проведено католическими организациями Великобритании и Франции.

Введение

Данный доклад рассматривает религиозную принадлежность и практику среди молодых людей от 16 до 29 лет, преимущественно в Европе. В первой части рассматриваются ключевые данные для двадцати двух европейских стран, во второй более конкретные данные о католическом населении, в последней представлено более подробное исследование религиозности молодёжи в Великобритании и Франции.

Рассмотренные страны

Исследование является плодом сотрудничества двух католических университетов, Университета Святой Марии в Лондоне и Парижского католического университет а. Исследование предназначено для Синода епископов 2018 года, который будет посвящён ситуации с молодёжью, однако авторы надеются, что оно будет интересно широкой публике, СМИ, другим исследователям и религиозным группам.

Данные, используемые в докладе, получены от ESS, Европейского социального исследования . Каждые два года с 2002 ESS проводит масштабный демографический анализ европейских стран с репрезентативной случайной выборкой. Для одних стран использовались результаты обоих опросов 2014 и 2016 года, для других был доступен лишь один из них (см. иллюстрацию выше).

[Исследователи стремились максимально сократить собственные комментарии, к тому же они касались малозначительных ремарок относительно католичества, так что мы добавили свои.]

Религиозность европейской молодёжи

Доля молодых людей, не идентифицирующих себя с какой-либо религией

Опрос проходил в два этапа. Респондентам сперва задавали вопрос – “Принадлежите ли вы к какой-либо религии?” Если ответ да, то им предлагался список возможных вариантов.

График выше отображает долю тех, кто ответил “нет” , а значит не ассоциируют себя с религиями. Именно высокая доля нерелигиозных среди молодёжи, вероятно, является ключевым фактом нашего доклада. Оба края диаграммы, как оказалось, заняли посткоммунистические страны.

В двенадцати странах больше половины молодых людей нерелигиозны, в девятнадцати – более трети.

Доли ассоциирующих себя с христианством, нехристианскими религиями и не ассоциирующими себя с какой-либо религией.

На графике выше видно, что шесть самых христианских стран являются исторически католическими.[Напоминаем о примечании #3… Впрочем здесь речь идёт скорее о противопоставлении католиков и протестантов. Именно протестантские страны являются самыми нерелигиозными.] Также обратите внимание на Португалию, которая принимает очень много мигрантов. Вот только среди них нет нехристиан.

Более детальные данные о религиозной принадлежности молодых людей.

Здесь достаточно неплохо видно, как нерелигиозные “съели” протестантов. Но есть важные исключения – католические Франция и Бельгия показывают столь же невероятный упадок религии, как и типичные протестанты. Обратите внимание и на долю мусульман в России, а также в Европе. По 10% уже во Франции, Бельгии и Австрии. [А вообще обожаю православную Эстонию… Ну и Израиль конечно.]

Частота посещения религиозных служб, среди всех молодых людей, НЕ только христиан

На всех подобных графиках приведены два типа ответов – “еженедельно или чаще” и “никогда”. Остальные, соответственно, относятся к категории “иногда” .

Лишь в четырёх странах более чем каждый десятый посещает богослужения раз в неделю или чаще, причём одной из этих стран является нехристианский Израиль. Статистику Европы также нарушает мусульманское население. По сравнению с предыдущими графиками выделяются Австрия, Литва и Словения, где при очень высокой доле идентифицирующих себя христианами, их активность довольно низка. Однако в этих странах, как и в России, достаточно низкая доля тех, кто никогда не присутствует на богослужениях.

Также почему-то в нерелигиозной Эстонии жители так или иначе попадают в церкви, хотя бы изредка. Или попадали когда-то…

Частота молитв, кроме религиозных служб, среди всех молодых людей, НЕ только христиан

И снова авторы выделяют Литву, как очень католическую страну, где очень малая доля хотя бы молится. Учитывая долю христиан в населении, страну можно посчитать одной из самых нерелигиозных в Европе. Если обратить внимание на чехов, голландцев, немцев, даже англичан – то те христиане, что остаются, являются достаточно или даже крайне консервативными, они очень активно посещают богослужения и часто молятся. В них сохраняется некая традиция, тогда как лишённые её в этих странах или уже перешли в нерелигиозную группу, или перейдут в ближайшем будущем. Традиция в посткоммунистических странах разрушена, кроме разве что Польши.

Молодые католики в Европе

Доля католиков среди молодёжи по странам Европы

Частота посещения богослужений молодыми католиками (не всего населения!)

В эту статистику не вошли страны, где слишком мало католиков. Как видно, дела у них тоже не очень, особенно в Испании, когда-то бастионе католичества. Ранее мы выделили Нидерланды, но библейский пояс там протестантский, а не католический. Моравские католики также вновь показывают высокие результаты, атеистической частью страны является Богемия. В этой связи укажем, что Моравия гораздо более склонна поддерживать правых кандидатов. Бельгия также совершенно утратила христианский дух.

Частота молитв среди молодых католиков

В целом лишь подтверждает более ранние наблюдения.

Религия молодёжи в Великобритании и Франции

[Авторы акцентируют внимание на католиках, поэтому мы привели их графики с краткими комментариями, но не более.]

Религиозная самоидентификация молодых французов и британцев

В более подробных круговых диаграммах мы также выделили англиканство. В обоих странах католичество является крупнейшей христианской деноминацией, в обоих две трети молодых людей нерелигиозны.

То же самое, но с разделением по полу

Как мы ясно видим, молодые девушки заметно более религиозны, во Франции молодых католичек на 10% больше, чем католиков.

3% из них молятся минимум раз в неделю… Кому?


Top