Сравнение апача и ми 28. «Кинжал» Apache против стратегии «Ночного охотника»: кто на самом деле круче

Мирового признания Ми-28 удостоился в 1990 г., когда было заключено соглашение с Ираном о его продаже. Но этим планам помешала война в Персидском заливе. Спустя пять лет министерство обороны Швеции выбрало для проведения сравнительных испытаний российский Ми-28А и американский АН-64 «Апач». Итоги первого этапа тендера, объявленного Швецией на закупку партии боевых вертолетов, были подведены в ноябре 1999 г. Тогда Ми-28А признали лучшим. В отчете об этих испытаниях, поступившем из Швеции, говорится, что российский боевой вертолет надежен (за все время испытаний не было ни одного отказа), прекрасно вооружен, прост и доступен в обслуживании и эксплуатации. Высокая оценка была дана маневренным возможностям Ми-28. Отмечалось, что он может выполнять все фигуры высшего пилотажа. Но в то же время шведы потребовали оснастить вертолет оборудованием, позволяющим вести боевые действия ночью. Для участия во втором этапе тендера, проведение которого из-за финансовых проблем Швеция перенесла на 2001 г., МВЗ имени М.Л. Миля намеревался выставить вертолет Ми-28Н «Ночной охотник». Но позже второй этап отменили.


Двухместный боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор»



Ми-28Н в полете


Следует отметить и ряд других достоинств Ми-28. В современных войнах, особенно в локальных вооруженных конфликтах, важное значение приобретает авиатранспортабельность вертолета. Ми-28 спроектирован так, что после снятия лопастей несущего винта и консолей крыла он может перевозиться грузовыми самолетами: отечественными Ан-22 и Ил-76 и американским С-17. На сборку машины после выгрузки из транспортного самолета уходит всего полтора часа. При транспортировке «Ночного охотника» гигантами Ан-124 «Руслан» или С-5 на это необходимо в три раза меньше времени. Это существенно расширяет географию применения машины.

Что касается вопросов боевого применения, то единственный случай участия Ми-28Н в белорусско- российских учениях «Щит Союза- 2006», проходивших в Белоруссии, не может служить основанием для оценки боевых качеств машины.

Однако, как говорится, «бочку меда может испортить ложка дегтя». По мнению специалистов Центра боевого применения и переучивания летного состава в Торжке (Тверская область), компоновка передней кабины Ми-28Н не позволяет оборудовать ее для летчика-инструктора. Это существенный недостаток, усложняющий переход летного состава на новую технику. Остается надеяться на упоминавшийся ранее наземный тренажер.

По мнению Героев России, заслуженного военного летчика полковника А. Новикова и заместителя начальника отдела боевой подготовки, старшего инспектора-летчика управления армейской авиации в Главном командовании ВВС полковника А. Рудых, «на Ми-28Н решить проблему второго адекватного управления не удалось в силу эргономических особенностей передней кабины. Эта проблема для Ми-28Н, имеющего специфические особенности в пилотировании и даже на рулении, является серьезным препятствием в его дальнейшей судьбе».

Как считают некоторые эксперты, Ми-28 (как, впрочем, и Ка-50) перетяжелен, поскольку предназначен главным образом для боевой работы в прифронтовой полосе. Для проведения же антитеррористических операций и для борьбы с повстанцами нужна более легкая машина. У Ка-50 этот недостаток компенсируется большей тягой несущих винтов, поскольку у Ми-28 значительная часть мощности тратится на парирование реактивного момента.

Ми-28НЭ по ряду показателей превосходит зарубежные аналоги, но ему труднее реализовать это преимущество, поскольку, как следует из сообщений средств массовой информации, система наведения и ПТУР устарели и из-за этого комплексный показатель боевого потенциала ниже, чем у AH-64D. Только Ка-52, оснащенный управляемыми ракетами нового поколения «Вихрь» (у них вероятность поражения таких точечных целей, как, например, танк, достигает 80 – 90%), выигрывает по нему у AH-64D. В свою очередь, Ми-28НЭ по эффективности приблизительно на 20% уступает Ка-52.


Основные данные зарубежных вертолетов – аналогов Ми-28
AH-64D CSH-2
Двигатели T700-GE-701C «Макила» 1К2
Мощность максимальная, л.с. 2x1890 2x1880
Диаметр несущего винта, м 14,63 15,58
Длина, м 17,76 16,389
Высота, м 4,95 4,447
Размах крыла с узлами подвески на концах, м 5,82 5,198
Масса, кг:
пустого 5350 5730
взлетная нормальная 7480 8750
взлетная максимальная 10 107 11 500
боевой нагрузки 2770 2350
Запас топлива, л:
во внутренних баках 1157 1854
в подвесных баках 4x871 2x750
Скорость, км/ч:
максимальная 296 230
крейсерская 260 -
Скороподъемность у земли, м/с 15,5 13
Потолок, м:
статический 3780 5650
динамический 6250 6100
Практическая дальность, км 1900 -600
Радиус действия, км 611 -


Вертолет AH-64D «Апач» ВВС Нидерландов, 2006 г.



Вертолет CSH-2 «Руивалк» на выставке в Фарнборо (Великобритания), сентябрь 1994 г.


Сравнение удельных характеристик вертолетов Ми-28НЭ, AH-64D «Апач Лонгбоу» и CSH-2 «Руивалк»

Неудачным на Ми-28 следует признать и расположение в носовой части фюзеляжа подвижной артиллерийской установки, создающей вибрации с повышенной амплитудой и снижающей точность стрельбы.

Интересно сравнить Ми-28НЭ с зарубежными вертолетами подобного назначения. Ближайшими к нему по взлетной массе являются американский AH-64D «Апач Лонгбоу» (Apache Longbow) и «Руивалк» (Rooivalk) южноафриканской фирмы «Денел».

«Апач» был создан немного раньше советского Ми-28 и поступил на вооружение армии США в 1984 г. В 1991 г. приступили к модернизации машины, получив вариант AH-64D. Внешне новая модификация почти ничем не отличается от предшествующих, разве что силовой установкой, состоящей из пары турбовальных двигателей T700-GE-701 компании «Дженерал электрик» и системой управления огнем «Лонгбоу» на базе РЛС фирмы «Вестингауз», работающей в миллиметровом диапазоне волн и размещенной над втулкой несущего винта. Но изменился состав вооружения. В арсенал AH-64D, кроме НАР, входят ракеты класса «воздух – воздух» AIM-92 «Стингер», AIM-9, «Мистраль», «Сайдарм» и «Старстрик» компании «Шорт» и до 16 усовершенствованных ПТУР AGM-114D «Хеллфайр». AH-64D предназначен не только для борьбы с бронетехникой и воздушными целями, но и для поддержки пехоты. Для этого служит артиллерийская установка с 30-мм пушкой М230.

«Американец», как и Ми-28НЭ, помимо бортовой РЛС, укомплектован телевизионной и тепловизионной аппаратурой наведения оружия, нашлемной системой целеуказания и лазерным дальномером-целеуказателем. Единственное, чего нет на российской машине, но есть на AH-64D, так это системы спутниковой навигации, но это дело времени.

Опытный образец американского вертолета с системой «Лонгбоу» совершил первый полет 11 марта 1991 г., но лишь спустя четыре года, в мае 1995 г., состоялся первый пуск ПТУР «Хеллфайр», а поставки модернизированного «Апача» армии США начались в 1996 г. Эти вертолеты США также продали в Великобританию, Израиль, Нидерланды и Сингапур.

По сравнению с Ми-28НЭ «Апач Лонгбоу» летает медленнее на 10 км/ч, но чуть дальше и выше. Вышесказанное позволяет сделать главный вывод: Ми-28НЭ и AH-64D практически равноценны, если не учитывать боевую нагрузку «Ночного охотника», которая заметно ниже, чем у его американского аналога.

Что касается южноафриканского ударного вертолета CSH-2 «Руивалк», то работы по его созданию начались в компании «Атлас авиэйшн» (в настоящее время – «Денел авиэйшн») в 1980 г. под влиянием опыта боевого применения винтокрылых аппаратов в ходе вооруженного конфликта между Анголой и Родезией. В качестве прототипа взяли французский вертолет SA 330 «Пума», ремонт которых был освоен в Южно- Африканской Республике (ЮАР).

Основной задачей этой двухместной машины предполагалась огневая поддержка войск в сложных метеоусловиях, как днем, так и ночью, а вспомогательной – борьба с вертолетами противника. Однако полностью реализовать задуманное не удалось. Отсутствие РЛС исключает ее боевое применение ночью. Первый полет CSH-2 состоялся в феврале 1990 г., а первый серийный экземпляр передали ВВС ЮАР в ноябре 1998 г.

Как и на Ми-28НЭ, шасси с хвостовой опорой у него не убирается и позволяет приземляться с вертикальной скоростью до 10 м/с. Эксплуатация вертолета в пустынной местности, которой свойственна сильная запыленность воздуха, привела к необходимости установки пылезащитных фильтров на входе воздухозаборников двигателей. Силовая установка состоит из двух двигателей «Макила» французской компании «Турбомека» мощностью по 1880 л.с., расположенных по аналогичной с Ми-28НЭ схеме.

Общая площадь брони, изготовленной из керамики, меньше, чем у Ми-28. Топливные баки и проводка системы управления вертолетом выдерживают прямое попадание пуль калибра 12,7 мм.

«Руивалк» оборудован приборами ночного видения, лазерным дальномером, многофункциональным дисплеем, автопилотом, системой предупреждения о лазерном и радиолокационном облучении, а также нашлемной системой отображения информации. Его вооружение включает пушку GA-1 «Рэтлер» калибра 20 мм фирмы «Аэротек», размещенную под носовой частью фюзеляжа (как на Ми-28) на управляемой установке (в дальнейшем предусмотрена возможность ее замены 30-мм орудием), 16 противотанковых управляемых ракет ZT-3 с лазерной системой наведения, или ZT-6, или «Хот», управляемые ракеты V-3P или «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения и до 18 НАР калибра 68 мм.

Ми-28Н немного превосходит южноафриканский вертолет по боевой нагрузке, значительно – по скорости и очень близок к нему по потолку.

Удельная нагрузка на ометаемую площадь несущего винта у всех трех машин примерно одинаковая и изменяется от 35 кг/м 2 у AH-64D до 37,1 кг/м 2 у Ми-28НЭ при нормальной полетной массе. При этом удельная нагрузка на мощность двигателей у иностранных машин в два раза меньше, что и определяет их лучшие динамические характеристики. Российский вертолет – самый тяжелый, и при этом уступает по боевой нагрузке «Апачу» и близок к «Руивалку». Проводя анализ военной техники, приходится пользоваться рекламными буклетами фирм-разработчиков, в которых многие данные не разглашаются. Единственным объяснением меньшей боевой нагрузки отечественной машины может быть более тяжелая «начинка» и усиленная бронезащита.

В 1980-е гг. в Соединенных Штатах началась разработка нового разведывательно-ударного вертолета RAH-66 «Команч» (Comanche). Его главной особенностью должна была стать исключительно низкая заметность. Предполагалось, что вероятность обнаружения «Команча» будет значительно меньше, чем у «Апача». Но в 2004 г. в США решили свернуть эту программу.

В заключение следует отметить, что Ми-28Н сегодня – единственный в мире вертолет, способный осуществлять полет в автоматическом режиме на высоте от 5 до 15 м с огибанием рельефа местности в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.

Российский боевой вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» потерпел крушение в районе сирийского города Хомс, Два члена экипажа погибли.

По данным военного ведомства, вертолет не был сбит. Он потерпел крушение в районе города Хомс в 01:29 мск 12 апреля.

«На месте крушения вертолета работает оперативная группа специалистов по расследованию летных происшествий. Причина летного происшествия выясняется. Пухом земля погибшим летчикам.

Рассмотрим поближе вертолет МИ-28.

Поступление ночных всепогодных вертолетов Ми-28Н в части армейской авиации ВВС России заставляет еще раз обратить внимание на боевые возможности этой машины, которые в немалой степени определяются ее электронной начинкой. Радиоэлектронная аппаратура стала важнейшей частью вертолетного вооружения. От нее значительно зависит эффективность ведения разведки и управления оружием. По поводу электронной начинки Ми-28Н и Ка-52 начальник управления армейской авиации ВВС Виктор Иванов отметил: «Единственное, о чем приходится сожалеть, все компьютеры выполнены не на отечественной элементной базе, такая же ситуация и с тепловизионными системами. Сейчас мы используем в основном французские, шведские системы. В России ведутся подобные разработки, наши стараются догнать европейцев».

Создание Ми-28Н было ответом Советского Союза на появление американского вертолета АН-64 «Апач». Отработка Ми-28Н осуществлялась при социалистической и капиталистической госсистемах, характерной чертой которых было традиционное отставание в электронике от Запада. В то же время создание и совершенствование АН-64 «Апач», являющегося аналогом Ми-28Н, реализовывать на базе последних достижений в компьютерных, оптоэлектронных, микроэлектронных технологиях и средствах связи.

Принятие на вооружение любого образца должно сопровождаться оценкой его эффективности и сравнением боевых возможностей с аналогом противника. Попробуем проделать такую работу применительно к Ми-28Н и АН-64 «Апач».

Возможности МИ-28Н

Вертолет Ми-28Н предназначен для поражения наземных и воздушных целей. В справочных изданиях (например, «Оружие России 2000», ВП, М., 2000 и др.) подробно перечислены компоненты бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) этой машины. Но отсутствует оценка соответствия облика БРЭО функциональному назначению ударного вертолета. Особого внимания в этом плане заслуживает анализ процесса поражения бронетехники и других наземных целей с помощью противотанковой управляемой ракеты (ПТУР) «Атака», которая составляет основу боекомплекта Ми-28Н. В этом случае для управления ракетой используется способ полуавтоматического наведения, при котором наводчик удерживает прицел на объекте поражения, а система наведения автоматически ведет ракету к нему. Координаты ракеты относительно прицельной линии определяются с помощью оптической системы (размещенной на Ми-28Н) и трассера, установленного на ракете. Команды управления с вертолета передаются ракете по радио. В данной ситуации использование ПТУР «Атака» крайне опасно, так как суммарное время визуального поиска наземной цели и управления ракетой значительно больше, чем время реакции современных средств войсковой ПВО. Под временем реакции понимается время от обнаружения вертолета до схода зенитной ракеты с пусковой установки, которое для зенитного ракетно-пушечного комплекса малой дальности составляет 4–10 с. Наибольшей опасности Ми-28Н подвержен при стрельбе на дальности 6 км, что требует увеличения высоты полета для обеспечения надежного визуального контакта с объектом поражения. При цене вертолета, равной цене 3–4 танков, вызывает сомнение, что Ми-28Н с противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) второго поколения в условиях развития зарубежных средств ПВО решит проблему поражения целей с учетом критерия «эффективность – стоимость».

Применительно к решению той или иной боевой задачи предусмотрено семь вариантов боекомплекта Ми-28Н, состоящего из различных сочетаний следующих боеприпасов: ПТУР «Атака», ЗУР «Игла», НАР С-8, НАР С-13 и выстрелов к 30-мм пушке 2А42. В свою очередь, ПТУР «Атака» может оснащаться либо кумулятивной тандемной боевой частью (БЧ) для поражения бронетехники, либо стержневой – для поражения воздушных целей, либо БЧ, снаряженной объемно-детонирующей смесью для поражения наземных целей. С учетом дальности стрельбы 6 км для ПТУР «Атака», а для остальных боеприпасов – 4 км время выполнения боевой задачи всегда будет превышать время реакции войсковой ПВО, что будет приводить к поражению Ми-28Н. При атаке лобовых зон вероятность поражения по критерию «потеря подвижности или огневой мощи» танка «Абрамс», не оснащенного динамической защитой (ДЗ), не будет превышать 0,2 (см. табл.) Под «потерей подвижности» понимается вывод из строя двигателя, гусениц и других узлов, а также механика-водителя. «Потеря огневой мощи» достигается выводом из строя орудия, его систем, а также наводчика. Заметим, что бронестойкость лобовых фрагментов защиты этой машины составляет 850 мм, а бронепробиваемость «Атаки» – 800 мм. Другими словами, поражение «Абрамса» будет происходить за счет ослабленных фронтальных зон защиты. Данные таблицы свидетельствуют, что надежное поражение танка М1А2 ракетой «Атака» наступает при стрельбе в борт.

Теперь недостатки

Отмечается, что Ми-28Н имеет высокий уровень боевой живучести, кабина экипажа которого полностью бронирована. Но так ли это на самом деле? Все, что летает, не может иметь серьезного бронирования. О каком бронировании может идти речь, когда стрелковое оружие способно выводить из строя винтокрылые машины. Так, например, 12,7-мм бронебойно-зажигательная пуля (индекс 7БЗ-1) пробивает броню толщиной 20 мм под углом 20 град. на дальности до 750 м. При этом бронекоробка экипажа выполнена из 10-мм листов алюминиевого сплава, на которые наклеены керамические плитки. Такая конструкция может спасти экипаж от пуль калибра 7,62 мм. В ходе чеченской кампании вертолеты Ми-24 получали значительные повреждения даже от обстрелов из стрелкового оружия калибра 5,45 и 7,62 мм («НВО» № 38, 2000 г.).

Главным недостатком Ми-28Н является устаревшее вооружение, не способное поражать цели без захода в зону войсковой ПВО противника. Эти вертолеты в рядах армейской авиации вряд ли позволят внести заметный вклад в авиационную поддержку Сухопутных войск.

Известно, что эффективность динамической защиты определяется ее размерами в плоскости взаимодействия. Но отработка тандемных БЧ ПТУР осуществлялась с помощью отечественного элемента ДЗ длиной 250 мм. Используемые в боевых условиях зарубежные элементы ДЗ имели длину 400–500 мм. По этой причине вероятность преодоления ракетой «Атака» ДЗ зарубежных танков не будет превышать 0,5. Вместе с тем предпринятая попытка использования в конструкции тандемной БЧ ПТУР «Атака» телескопического штока, на конце которого размещен предзаряд, не позволила решить проблему надежного преодоления ДЗ длиной 500 мм.

Нельзя пройти мимо характеристик вертолетных пушечных установок. Например, масса пушки 2А42 вертолета Ми-28Н в 2 раза превышает массу пушки М230 вертолета «Апач», а боезапас последнего в 4,8 раза превосходит боезапас нашего вертолета и все это при одинаковом калибре. Заметим, что если пушка М-230 специально разрабатывалась для вертолета «Апач», то установка 2А42 была «позаимствована» у БМП-2. Ударный вертолет должен иметь высокоэффективное вооружение, основу которого составляют ПТУР третьего поколения и БРЭО не хуже, чем у вертолета «Апач Лонгбоу».

Ми-28Н с БРЭО и вооружением вчерашнего дня не соответствует современным требованиям. Вызывает недоумение – почему «Государственная программа вооружений на период до 2015 года» допускает принятие на вооружение несовременных образцов? Следует отметить, что 30-м ЦНИИ МО разработан методический аппарат (методики и модели), позволяющий проводить комплексное технико-экономическое обоснование ГПВ в части военной авиации. Сложно поверить, что этот аппарат допускает создание неперспективных авиационных комплексов.

Не доработаны средства спасения, размещение орудия не под ЦТ и не на одной оси с НВ (Ка-50 тут получше), что ведет к проблемам при стрельбе, Не доведенность оборудования и отсутствие по сей час РЛС, Не полное, частичное бронирование основных узлов и агрегатов (Ка-50 получше защищен).

Для сравнения: особенности американского вертолета АН-64D «АПАЧ ЛОНГБОУ

БРЭО вертолета «Апач Лонгбоу» и головка самонаведения (ГСН) ракеты «Хеллфайр» разрабатывались в условиях высокого уровня развития радиоэлектронной и других технологий. ПТУР «Хеллфайр» постоянно модернизировалась и прошла путь от ракеты второго поколения (AGM-114A) с полуактивной лазерной ГСН до ракеты третьего поколения (AGM-114L) с использованием радиолокационной ГСН.

При создании комплекса ПТРК «Лонгбоу» преследовалось значительное сокращение времени нахождения вертолета под прицельным огнем противника при наведении ракет благодаря высокоинтеллектуальному БРЭО и возможности осуществлять залповый пуск ракет по скоплению бронетехники.

Главное достоинство БРЭО «Апач Лонгбоу» заключается в том, что к моменту достижения вертолетом оптимальной высоты для залповой стрельбы уже по степени важности определены объекты поражения и на них нацелены ракеты. БРЭО «Апач», обладая способностью определять различия между зенитными комплексами и колесными машинами, а также другими объектами поражения, значительно повышает живучесть вертолета на поле боя. БРЭО «Апач Лонгбоу» обеспечивает:

автоматическое обнаружение неподвижных и подвижных целей на максимальной дальности стрельбы;

идентификацию и определение степени важности каждой цели по пяти классам (классифицирует и выделяет приоритетные);

сопровождение целей, координаты которых относительно вертолета передаются на ракету, если она находится вне зоны захвата головкой самонаведения цели;

передачу точных координат обнаруженных целей другим вертолетам, ударным самолетам или наземным пунктам.

Тандемная БЧ ракеты «Хеллфайр» благодаря несовершенству конструкции ДЗ российских танков (длина элемента ДЗ – 250 мм) имеет вероятность ее преодоления 0,8–0,9 и бронепробиваемость 1000 мм, что обеспечивает надежное поражение бронетехники.

Последние мероприятия по модернизации вертолета «Апач Лонгбоу» еще более повышают его выживаемость в боевых условиях. Модернизация по версии «блок-3» позволяет пилоту вертолета управлять беспилотными летательными аппаратами «Скай Уорриор», которые будут выполнять полет в 90 км впереди вертолета и поражать цели ракетами «Хеллфайр».

За свою долгую жизнь вертолет АН-64D успел поучаствовать в различных боевых конфликтах. Так, в иракских войнах и югославском конфликте боевому использованию «Апачей» всегда предшествовал разгром иракской и югославской ПВО. Другими словами, создавалась обстановка, при которой начиналась безнаказанная охота на танки, которых за один вылет вертолета уничтожалось не менее десятка.

В чем же секрет выживаемости АН-64D? Первое – БРЭО обеспечивает малое время нахождения под огнем противника. Второе – подавление ПВО противника высокоточными противорадиолокационными ракетными ударами.

Итого: кратко по вертолетам

В сравнении с АН-64 Apache, Ми-28Н тяжелее почти на 3 тонны, зато двигатели у него тоже мощнее, что дает ему даже выигрыш в максимальной боевой нагрузке и в летных характеристиках. Кроме того, обзор из кабины Ми-28Н лучше, зато в АН-64 Apache устанавливаются выпуклые стекла, которые не создают бликов, способных помешать работе с приборами. Эти вертолеты даже внешне легко спутать.

Если же сравнить пушечное вооружение, то здесь преимущество будет скорее за Ми-28Н, хотя и оно не слишком значительно. И он, и Apache вооружаются подвижными автоматическими одноствольными орудиями калибра 30 мм. Американская пушка М230 массой 54 кг обеспечивает скорострельность 625 выстрелов в минуту, при эффективной дальности стрельбы 3 км. Считается, что эта пушка отличается не слишком высокой точностью и недостаточной мощностью.

Есть свои отличия и в ракетах. Главный «инструмент» обоих вертолетов – противотанковые управляемые ракеты (ПТУРы), каждый несет их по 16 штук, подвешиваемых на внешних узлах. Для Ми-28Н создали сверхзвуковую высокоточную ракету «Атака-В» с радиокомандным наведением, о котором мы уже упоминали. Такие ракеты работают и в условиях задымленности, и в пыли, которая рассеивает лазерные лучи, мешая ракетам с «обычным» лазерным наведением. А новая версия ракеты «Атака-Д» обладает дальностью действия уже до 10 км.

Важнейший инструмент АН-64 Apache – ракеты Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением. Вертолет может принять оба типа ракет, и экипаж получает возможность прямо во время боя выбрать подходящий вариант. Дальность их действия составляет 6-7 км, но, в отличие от российских ракет, Hellfire дозвуковые. На то, чтобы добраться до цели в 4 км, ракеты тратят 15 с, тогда как российским на это требуется в 1,5 раза меньше.

Чем мы воюем в Сирии.

Так как наша авиагруппа в Сирии сейчас выступает в качестве «витрины» технического состояния отечественных ВКС, то всё «соринки» на этой витрине очень заметны. Главная «соринка» - это конечно же устаревшее ракетное вооружение новых истребителей Су-30СМ защищающих наши силы в Сирии от возможных атак воздушного противника: Современная отечественная СОЭП Л-370-5 установлена лишь на части российских вертолетов Ка-52 и Ми-8АМТШ, Станции Л-370-5 установленные на вертолёте Ка-52. Ми-8АМТШ оснащенный тремя СОЭП Л-370-5, Вертолёты Ми-28Н, так же как и штурмовики Су-25СМ видимо ожидающие лазерную СОЭП нового поколения, такой защиты на сегодняшний день не имеют.

Не получили эффективной защиты от современных ракет ПЗРК и транспортно-боевые вертолеты Ми-24 разных модификация оснащенные устаревшей малоэффективной СОЭП Л-166 «Липа»

Ракеты современных ПЗРК представляют большую опасность для развернутых в Сирии в составе российской авиационной группировки вертолетов, что и заставляет задействовать их лишь для решения вспомогательных задач.

Конечно можно сказать что любые военные учения не определят возможности авиационной техники без применения её в боевых условиях. Надеюсь что все недостатки устранятся. И мы получим доработанный боевой вертолет как воздушный танк МИ-24П.

Сравнивать современную боевую технику – занятие неблагодарное. При прочих равных, в реальном бою многое решает случай и не столько заложенные в характеристики, сколько умелое его применение. Но мы все равно попробуем, ведь всех так интересует – кто круче, наши Ми-28Н и Ка-52 или «ихние» Apache?

Понятно, что сравнение самых современных боевых вертолетов мира – тема, породившая великое множество «священных войн» на интернет-форумах. Так что мы попробуем обобщить лишь самые главные моменты.

Видео: Ка-50

Первое, что стоит учесть – это принципиальная схема несущих винтов. Ми-28Н и АН-64 Apache построены на классической основе, с одним несущим и одним рулевым винтом. В отличие от них, Ка-52 реализован на базе крайне редкой и сложной технически соосной схемы, с двумя винтами, одновременно выполняющими функции и полета, и рулежки. Такая схема дает выигрыш в мощности, увеличивая доступный потолок полета на 100-200 м, что в условиях горной местности может оказаться крайне полезным. Да и отсутствие хвостового винта хорошо сказывается на надежности работы среди горных склонов.

Кроме того, вертолет становится более компактным в длину. Зато его профиль увеличивается в высоту, так что выигрыш оказывается довольно сомнительным. Немного улучшается контроль над полетом, что дает возможность Ка-52 делать знаменитую фигуру «Воронка» - вращаясь вокруг точки прицеливания, непрерывно поливать ее огнем. Однако все это не столь существенно, чтобы говорить о серьезных преимуществах соосной схемы над классической одновинтовой.

Гораздо более велика разница в другом. Дело в том, что основным противником вертолетов считается бронетехника, однако любой современный танк имеет средства ПВО, эффективные на расстояниях до 6 км. У вертолета в этой зоне есть считанные секунды на то, чтобы обнаружить и распознать цель и выстрелить по ней. За такое время можно разве что пальнуть из пушки, ракете требуется больше.

Эту проблему американцы решили использованием связок из 1 вертолета разведки и целеуказания вместе с несколькими ударными машинами. Легкий разведчик буквально крадется поблизости от противника, обнаружить и поразить его намного сложнее, чем остающиеся вне пределов досягаемости ПВО танка ударные АН-64 Apache. Он передает сигнал – и только после этого «Апачи» наносят удар.

На такую схему действий был рассчитан и непосредственный предшественник Ка-52, «Черная акула» Ка-50. Это позволило сделать его и легче, и маневренней, избавившись от одного члена экипажа и сделав упор на средства обмена информацией между вертолетами в группе. Однако советская (а теперь – и российская) промышленность до сих пор не может произвести подходящего для таких целей легкой разведывательной машины. Ка-50 (а вместе с ними – и потомки Ка-52) были быстро переведены на другую манеру боя, с использованием ракетного комплекса «Вихрь», способного работать с расстояния до 10 км. Однако у «Вихрь» ночью эта эффективная дистанция снижается до тех же роковых 6 км, да и лазерная система наведения ракет не слишком надежна.

Видео: Ми-28Н

Ми-28Н изначально был более простым и дешевым вариантом. Двухкабинная схема позволила разместить и пилота, и оператора-наводчика, который берет на себя все заботы о стрельбе. А установленный на этом вертолете комплекс «Атака», работающий на дистанциях до 6-8 км, использующих более надежный радиокомандный метод наведения (под ракеты с радиокомандной системой наведения Hellfire AGM-114B модернизировали и американцы свои АН-64 Apache).

Важный элемент обоих российских вертолетов – бортовая РЛС «Арбалет», которая и выполняет задачи разведки и целеуказания, на которые в американском подходе выделяется целый отдельный вертолет (Bell OH-58D Kiowa). Эта, казалось бы, незначительная деталь делает Ка-52 и Ми-28Н оружием совершенно нового уровня – всепогодным. РЛС обеспечивает обнаружение и распознавание целей, картографирование маршрута, целеуказание ракетам, поддерживает маловысотный полет. На Ми-28Н и Ка-52 РЛС установлена над втулкой винта – как и у всепогодной версии АН-64 Apache, небезызвестного Longbow.

Зато американская РЛС не способна решать задачи пилотажа и навигации, а «Арбалет» - может. Ми-28Н считается единственным в мире вертолетом, способным на такой трюк: даже ночью и при плохих метеоусловиях, перейдя в автоматический режим, лететь, огибая рельеф местности, на высоте 5 м ночью, ведя при этом поиск, опознавание и уничтожение целей, параллельно ведя целеуказание и для других участников боя. Впечатляет.

Но все-таки самое тревожащее преимущество американцев – в электронике. По некоторым данным, среди 13 тыс. электронных компонентов, которые устанавливаются на Ми-28Н, более 70% были разработаны 15 и больше лет назад. Современное бортовое радиоэлектронное оборудование «Апачей» позволяет быстрее и более эффективно работать с целями, и даже ранжировать их по степени важности, что сокращает время, которое нужно провести вертолету в пределах досягаемости вражеских средств ПВО. (Такие «умные» системы управления ракетами применяются и в России – к примеру, в противокорабельных ракетах «Гранит», о которых можно прочесть в статье «Петр Морской»). Электроника сама отличит обычную машину от зенитной установки и сама выберет нужную цель.

Ми-28Н против АН-64 Apache

В остальном же Apache весьма похожи на Ми-28Н. А скорее, наоборот, поскольку Ми-28Н создавались на базе одного из самых удачных советских вертолетов Ми-8, и с оглядкой на американских конкурентов. Оба обладают неубирающимся шасси и хвостовой опорой. Оба несут по паре двигателей, расположенных в гондолах по бокам фюзеляжа. У обоих экипаж располагается тандемом – один чуть позади и выше другого. У Ка-52, кстати, два члена экипажа сидят бок о бок, что считается недостатком, снижая обзор и увеличивая фронтальную проекцию машины.

В сравнении с АН-64 Apache, Ми-28Н тяжелее почти на 3 тонны, зато двигатели у него тоже мощнее, что дает ему даже выигрыш в максимальной боевой нагрузке и в летных характеристиках. Кроме того, обзор из кабины Ми-28Н лучше, зато в АН-64 Apache устанавливаются выпуклые стекла, которые не создают бликов, способных помешать работе с приборами. Эти вертолеты даже внешне легко спутать.

Если же сравнить пушечное вооружение, то здесь преимущество будет скорее за Ми-28Н, хотя и оно не слишком значительно. И он, и Apache вооружаются подвижными автоматическими одноствольными орудиями калибра 30 мм. Американская пушка М230 массой 54 кг обеспечивает скорострельность 625 выстрелов в минуту, при эффективной дальности стрельбы 3 км. Считается, что эта пушка отличается не слишком высокой точностью и недостаточной мощностью.

На Ми-28Н устанавливается модифицированная танковая пушка 2А42, старая и проверенная. Она заметно тяжелее американской и обладает серьезной отдачей. Однако с последней проблемой справились конструкторы вертолета, добившись точности даже выше, чем у американского конкурента. Зато, решив ряд трудностей, они получили самое мощное вертолетное орудие в мире: вес снаряда и начальная скорость почти вдвое больше, чем у М230, дальность стрельбы – 4 км, а скорострельность – до 900 выстрелов в минуту. Снаряд, выпущенный с Ми-28Н, прошивает 15-мм броню с 1,5-километровой дистанции.

Кроме того, пушка 2А42 исключительно надежна и практически не перегревается: в отличие от АН-64 Apache, Ми-28Н способен полностью, без перерывов на охлаждение, выпустить весь свой боекомплект. Наконец, стрелок сам выбирает тип снаряда – бронебойный или осколочно-фугасный.

Есть свои отличия и в ракетах. Главный «инструмент» обоих вертолетов – противотанковые управляемые ракеты (ПТУРы), каждый несет их по 16 штук, подвешиваемых на внешних узлах. Для Ми-28Н создали сверхзвуковую высокоточную ракету «Атака-В» с радиокомандным наведением, о котором мы уже упоминали. Такие ракеты работают и в условиях задымленности, и в пыли, которая рассеивает лазерные лучи, мешая ракетам с «обычным» лазерным наведением. А новая версия ракеты «Атака-Д» обладает дальностью действия уже до 10 км.

Важнейший инструмент АН-64 Apache – ракеты Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением. Вертолет может принять оба типа ракет, и экипаж получает возможность прямо во время боя выбрать подходящий вариант. Дальность их действия составляет 6-7 км, но, в отличие от российских ракет, Hellfire дозвуковые. На то, чтобы добраться до цели в 4 км, ракеты тратят 15 с, тогда как российским на это требуется в 1,5 раза меньше.

Но в целом все это больше напоминает игры из серии «найди десять отличий»: все три машины обладают приблизительно одинаковыми характеристиками и относятся к одному поколению. Так что однозначного вывода о том, «кто круче», сделать, видимо, невозможно. Как и говорилось в начале этой заметки, все решает умелое применение и, конечно, судьба.

Ми-28НЭ в упорной борьбе все же уступил американскому конкуренту. Фото Алекса Белтюкова

Мы привыкли считать, что наши вертолеты - одни из лучших в мире, а некоторым из них и вовсе нет равных. Однако, как мы знаем, в результате проводившегося длительное время тендера Министерство обороны Индии в конечном итоге приняло решение закупить американские вертолеты АН-64D «Апач Лонгбоу» («Longbow» в переводе с английского – «Длинный лук»), а не российские Ми-28НЭ «Ночной охотник». Неужели «Апачи» превосходят наши «Ми»? Попробуем в этом разобраться.

Известно, что радиоэлектронная аппаратура стала важнейшей частью вертолетного вооружения. От нее значительно зависит эффективность ведения разведки и управления оружием. Начало создания вертолета Ми-28НЭ было ответом Советского Союза на появление американского вертолета «Апач». Следует напомнить, что завершение работ по Ми-28НЭ пришлось на период российских реформ, когда отставание нашей страны от Запада по радиоэлектронным, микро- и наноэлектронным, а также компьютерным технологиям продолжало увеличиваться. Сегодня ни один из создаваемых образцов российских вооружений не может быть обеспечен на 100% элементами отечественного производства. Отсталая элементная база обуславливает увеличение массы, габаритов аппаратуры и недостаточную ее эффективность и надежность.

Рассмотрим, какие боевые характеристики вертолетов «Апач» заставили Минобороны Индии их закупить.

ЭКСПОРТНОЕ ДОСТОИНСТВО АН-64D «АПАЧ ЛОНГБОУ»

Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета «Апач» и головки самонаведения (ГСН) различных модификаций ракеты «Хеллфайр» разрабатывались в условиях высокого уровня развития радиоэлектронной и других технологий. Противотанковая управляемая ракета (ПТУР) «Хеллфайр» постоянно модернизировалась и прошла путь от ракеты второго поколения (AGM-114A) с полуактивной лазерной ГСН до ракеты третьего поколения (AGM-114B) с использованием радиолокационной (РЛ) ГСН.

При создании комплекса ПТРК для «Апача» ставилась задача значительно сократить время нахождения вертолета под прицельным огнем противника при наведении ракет благодаря высокоинтеллектуальному БРЭО и возможности осуществлять залповый пуск дальнобойных ракет по скоплению бронетехники.

Главное достоинство БРЭО вертолета «Апач Лонгбоу» заключается в том, что к моменту достижения вертолетом оптимальной высоты для залповой стрельбы уже по степени важности определены объекты поражения и на них нацелены ракеты. БРЭО американского вертолета, обладая способностью определять различия между зенитными комплексами и колесными машинами, а также другими объектами поражения, значительно повышает живучесть «Апача» на поле боя.

Бортовое радиоэлектронное оборудование «Апач Лонгбоу» обеспечивает: автоматическое обнаружение неподвижных и подвижных целей на максимальной дальности стрельбы; идентификацию и определение степени важности каждой цели по пяти классам (классифицирует и выделяет приоритетные); сопровождение целей, координаты которых относительно вертолета передаются на ракету, если она находится вне зоны захвата головкой самонаведения цели; передачу точных координат обнаруженных целей другим вертолетам, ударным самолетам или наземным пунктам.

Тандемная боевая часть (БЧ) ракеты «Хеллфайр» благодаря несовершенству конструкции динамической защиты (ДЗ) российских танков (длина элемента ДЗ – 250 мм) имеет вероятность ее преодоления 0,8–0,9 и бронепробиваемость 1000 мм, что обеспечивает высокую вероятность поражения бронетехники.

Высокий уровень развития электроники позволяет МО США с 2016 года перейти к принятию на вооружение единой универсальной ПТУР JАGM четвертого поколения для установки на различные носители сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил. Новая ракета, установленная на «Апач», будет иметь дальность стрельбы 16 км, что значительно повысит эффективность поражения танков противника (дальность стрельбы ПТУР с самолетов – до 28 км). В результате благодаря большой дальности стрельбы ракеты JАGM вертолет не заходит в зону поражения ЗРК противника малой дальности действия.

Данная ПТУР имеет следующие основные тактико-технические характеристики: бронепробиваемость – 1200 мм, тип боевой части – кумулятивная тандемная/осколочно-фугасная, тип системы наведения – инерциальная, цифровой автопилот и многорежимная ГСН, тип двигательной установки – РДТТ, стартовая масса ракеты – 52 кг, длина ракеты – 1,72 м, диаметр корпуса ракеты – 0,178 м.

НЕДОСТАТОЧНАЯ ЖИВУЧЕСТЬ

Вертолет Ми-28НЭ предназначен для поражения наземных и воздушных целей. В справочных изданиях перечислены компоненты БРЭО этой машины. Но по какой-то причине отсутствует оценка соответствия облика БРЭО функциональному назначению ударного вертолета. Особого внимания в этом плане заслуживает анализ процесса поражения бронетехники и других наземных целей с помощью ПТУР «Атака», которая составляет основу боекомплекта Ми-28НЭ. В этом случае для управления ракетой используется способ полуавтоматического наведения, при котором наводчик удерживает прицел на объекте поражения, а система наведения автоматически ведет ракету к нему. Координаты ракеты относительно прицельной линии определяются с помощью оптической системы (размещенной на Ми-28НЭ) и трассера, установленного на ракете. Команды управления с вертолета передаются ракете по радио.

ПТУР «Атака» имеет следующие основные характеристики: масса ракеты – 42,5 кг, масса транспортно-пускового контейнера с ракетой – 48,5 кг, диаметр ракеты – 130 мм, дальность стрельбы – 6000 м, средняя скорость полета – 400 м/с, боевая часть – тандемная, стержневая, ОДС (объемно-детонирующая смесь), масса боевой части – 7,4 кг, бронепробиваемость – 800 мм, вероятность преодоления встроенной ДЗ длиной 500 мм – 0,5.

Использование ПТУР «Атака» крайне опасно, так как суммарное время визуального поиска наземной цели и управления ракетой больше, чем время реакции современных средств ПВО. Под временем реакции понимается время от обнаружения вертолета до схода зенитной ракеты с пусковой установки, которое для зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) малой дальности составляет 4–10 с. Наибольшей опасности Ми-28НЭ подвержен при стрельбе на дальности 4–6 км, что требует увеличения высоты полета для обеспечения надежного визуального контакта с объектом поражения. При цене вертолета, равной цене 3–4 танков, вызывает сомнение, что Ми-28НЭ с ПТРК второго поколения в условиях развития зарубежных средств ПВО решит проблему поражения целей с учетом критерия эффективность–стоимость.

Применительно к решению той или иной боевой задачи предусмотрено 7 вариантов боекомплекта Ми-28НЭ, состоящего из различных сочетаний устаревших боеприпасов: ПТУР «Атака», зенитные управляемые ракеты (ЗУР) «Игла», неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-8 и С-13, а также выстрелы к 30-мм пушке 2А42. Ракета «Атака» может оснащаться либо кумулятивной тандемной БЧ для поражения бронетехники, либо стержневой – для поражения воздушных целей, либо БЧ, снаряженной объемно-детонирующей смесью для поражения наземных целей.

Фактически ПТУР «Атака» является модернизированным вариантом ракеты комплекса второго поколения «Штурм». Но сегодня недопустимо оснащать дорогостоящие ударные вертолеты ПТУР второго поколения и БРЭО вчерашнего дня. Только установка ПТУР третьего поколения и современного БРЭО позволит повысить эффективность вертолетного вооружения.

Вертолетная пушка 2А42 имеет массу, в два раза превышающую массу пушки М230 вертолета «Апач», а боезапас последнего почти в три раза превосходит боезапас нашего вертолета, и все это при одинаковом калибре. Заметим, что если пушка М-230 специально разрабатывалась для вертолета «Апач», то установка 2А42 была «позаимствована» у БМП-2.

Результаты сравнения вооружения и БРЭО вертолетов Ми-28НЭ и АН-64D свидетельствует не в нашу пользу.

Зенитный ракетный комплекс «Игла» был принят на вооружение в 1983 году. Вероятность поражения истребителя одной зенитной управляемой ракетой «Игла», оснащенной тепловой головкой самонаведения, составляет 0,4–0,6. При этом скорость истребителя не должна превышать 300 м/с. При отстреле целями тепловых помех вероятность их поражения одной ЗУР составит 0,2–0,3.

Неуправляемая авиационная ракета С-8 (максимальная дальность стрельбы – 4 км) с кумулятивно-осколочной БЧ обладает бронепробиваемостью 400 мм, которой достаточно для эффективного поражения небронированной и легкобронированной техники. Но Ми-28НЭ при использовании этого вооружения может быть сбит не только ЗРК малой дальности, но и в результате обстрела переносными зенитными ракетными комплексами («Стингер», «Мистраль»), находящимися в боевых порядках противника.

В СМИ отмечается, что Ми-28НЭ имеет высокий уровень боевой живучести, кабина экипажа которого полностью бронирована. Но так ли это на самом деле? Все, что летает, не может иметь серьезного бронирования. О каком бронировании может идти речь, когда стрелковое оружие способно выводить из строя винтокрылые машины. Так, например, 12,7-мм бронебойно-зажигательная пуля (индекс 7БЗ-1) пробивает броню толщиной 20 мм на дальности 1500 м. При этом бронекоробка экипажа выполнена из 10-мм листов алюминиевого сплава, на которые наклеены керамические плитки. Такая конструкция может спасти экипаж от пуль калибра 7,62 мм.

Главным недостатком Ми-28НЭ является устаревшее вооружение, неспособное поражать цели без захода в зону ЗРК малой дальности противника. Эти вертолеты в рядах армейской авиации вряд ли позволят внести заметный вклад в авиационную поддержку Сухопутных войск.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Заседание госкомиссии под председательством главкома ВВС Александра Зелина, на котором было принято решение о принятии на вооружение вертолета Ми-28НЭ, состоялось в последние дни 2008 года. Следует заметить, что создание этой машины продолжалось 30 лет. За год до этого события в журнале «Военная мысль» (№ 8 за 2007 год) появилась статья «Особенности военно-научных исследований по обоснованию концепций и обликов перспективных авиационных комплексов», подготовленная коллективом авторов: полковник к.т.н. А.Л. Гусев, подполковник к.т.н. А.К. Денисенко, полковник д.т.н. В.С. Платунов. В этой работе большое внимание на начальной стадии создания авиационных комплексов (АК), включая вертолеты, уделено военно-научному исследованию, связанному с обоснованием концепций, обликов и требований к перспективным и модернизируемым АК. Можно полагать, что после этой статьи не последовало указание провести по новой методике в плане модернизации Ми-28НЭ работы по обоснованию нового вооружения и БРЭО, которые действительно соответствовали бы новому ударному вертолету. Вызывает недоумение, что данная статья, являясь прорывом в методологии создания АК, оказалась неиспользованной применительно к вертолету Ми-28Н.

Вертолет Ми-28НЭ предназначался в основном для поражения американских танков. Но американцы активно усовершенствовали бронемашины, в результате чего появились модификации от М1 к М1А1, М1А2, М1А2 SEP. К настоящему времени модернизации подверглись тысячи танков. Например, вертолету Ми-28НЭ совершенно бесполезно обстреливать ракетой «Атака» танк М1А2 SEP, на котором установлен высокоэффективный комплекс активной защиты. Модернизация «Абрамсов» должна закончиться в 2020 году.

Надо полагать, что создатели Ми-28НЭ не следили за модернизацией иностранной бронетехники и не осуществляли адекватные технические мероприятия. Об этом свидетельствует тот факт, что тактико-технические задания и тактико-технические требования, выданные создателям Ми-28НЭ в 1978 году, через 30 лет нуждались в уточнении. Но этого не произошло.

Чего же добились американцы, победив в тендере, где были представлены ударные вертолеты? Они усилили индийскую армию «Апачами» для борьбы с китайскими танками. В этом просматривается политика США по сдерживанию Китая. Вслед за этим событием будет организована база вертолетов «Апач», на которой американские инструкторы смогут проводить занятия по изучению материальной части вертолетов, их пилотированию. Будут оборудованы склады хранения боеприпасов и мастерские по ремонту вертолетов.

Россия надолго уступила свое место в Индии по ударным вертолетам, что нанесло вред бренду Ми-28НЭ. Такая ситуация требует разборки и принятия соответствующих решений, чтобы не допустить кризиса в области создания отечественных ударных вертолетов.

МИ-28Н

Ударные вертолеты «Апач» и «Ночной охотник» (обозначение НАТО - «Havoc») - машины одновинтовой схемы с неубирающимся шасси и хвостовой опорой, 2 двигателями в гондолах по бокам фюзеляжа, тандемным расположением экипажа, Х-образным рулевым винтом. «Охотник» почти на 3 тонны тяжелее американца, но на нем установлены более мощные двигатели (2 по 2200 л.с. против 2 по 1930 л.с.); отношение мощности к взлетному весу у него лучше, что однозначно характеризует более высокое конструктивное совершенство летательного аппарата и его летные характеристики. Да и максимальная боевая нагрузка у «Апача» - 771 кг, а у «Ми» - 2300 кг.

АН-64А Апач

Обзор из кабин у «Апача» ограничен вперед-вниз и назад; у «Ми» обзор лучше, и лица экипажа ближе к панелям остекления. Площадь остекления больше у американца, его панели имеют некоторую выпуклость, а у «Ми» они плоские, что может создавать в кабине однонаправленные блики света («прожекторный эффект»), мешающие считыванию приборов. В целом обзор у обоих примерно одинаков.

Над втулкой несущего винта «Охотника» - радиолокационная станция в шарообразном обтекателе, у «Апача» она в виде толстой «лепешки». Вообще-то, оба вертолета внешне очень похожи, издалека под определенным углом зрения их можно даже спутать. Забавны мнения патриотов чужого, например: «Лучшая система обнаружения и прицеливания позволила американцам убрать из вертолета излишек брони и прирастить скоростенку».

Итак, «скоростенка»: у «Апача» максимум - 365 км/ч, у Ми-28Н - 324 км/ч, то есть разница невелика, а вот крейсерская у них одинакова - 260 км/ч.

АН-64А Апач

А янки «излишек брони» не убирали, его просто не было, потому что их подход к вопросу бронезащиты боевых вертолетов совершенно иной, нежели у нас. Их конструкторы прикрывают броней лишь экипаж, а порою она отсутствует вовсе; считается, что спасение винтокрылой машины в бою - ее скрытность и маневренность. А если уж настигнет вражеский снаряд, то его легко впустит и выпустит тонкая панель бортовой стенки. А что, если за местом входа снаряда сидит пилот? Или расположен жизненно важный узел? В условиях насыщенного средствами ПВО современного боя у бронированного вертолета больше шансов выжить, чем у его более маневренного, скрытного, но слабо защищенного собрата.

По западным меркам «Апач» бронирован прилично: кабина экипажа прикрыта с боков и снизу кевларовыми и полиакрилатовыми бронеплитами, выдерживающими попадание 23-мм снаряда. Двигатель и трансмиссия не бронированы, тут применяется принцип защиты более важных узлов конструкции менее важными, многие детали переразмерены и обладают повышенной прочностью, также выдерживая попадание 23-мм снаряда. Акцент на этот калибр сделан не случайно, по опыту войн ХХ века для вертолета наиболее опасна зенитная артиллерия типа ЗСУ-23-4 «Шилка». «Апач» имеет большое количество плоских поверхностей и специальную матовую темно-зеленую окраску, снижающую бликообразование. Американцы считают, что слабое бронирование компенсировано достаточно малой заметностью вертолета и его хорошей маневренностью (кстати, у «Охотника» заметность во всех диапазонах такая же).

МИ-28Н

Милевцы к бронированию подошли по старому принципу российских оружейников «кашу маслом не испортишь»: бронекабина экипажа («ванна») полностью защищена 10-мм листами алюминия, на которые наклеены 16-мм керамические плитки; двери - из двух слоев алюминиевой брони и слоя полиуретана между ними; лобовые стекла - силикатные блоки толщиной 42 мм, боковые стекла - такие же блоки толщиной 22 мм. Обе кабины разделены 10-мм алюминиевой бронеплитой для исключения поражения обоих летчиков одним выстрелом. Огневые испытания показали, что борта выдерживают попадание пуль американского 20-мм пулемета «Вулкан», лобовое стекло - пуль калибра 12,7 мм, боковые стекла - 7,62 мм. Такой защиты не имеет ни один зарубежный вертолет. «Апачи» пробиваются и сбиваются из 12,7 мм пулемета ДШК (проверено в Афганистане, март 2002-го, операция «Анаконда»). «Из 7 задействованных АН-64А повреждения получили 4, один совершил вынужденную посадку, отлетев лишь на 1,5 км от места боя. В нем насчитали 13 пробоин от ДШК, было пробито бронестекло фонаря кабины». Сказанное относится и к «Апачу Лонгбоу»: в Ираке их сбивают пулемет КПВ (14,5 мм) и «Стрела-3», в то время как даже старые «крокодилы» Ми-24 в Чечне выдерживали огонь ЗУ-23-2, прямые попадания ПТУР, гранат РПГ, «Стингеров» и «Игл».

Кстати, несмотря на тяжелую броню, «Ми» крутится не хуже «Апача». Дело в том, что на маневренность винтокрылов сильно влияет величина разноса шарниров несущего винта: чем она больше, тем и маневренность выше. Так вот, разнос шарниров у «Апача» - 4%, а у «Ми» - 6%; его пятилопастный несущий винт более эффективен, чем четырехлопастный «индейца», особенно на малых скоростях; он успешно выполняет фигуры сложного пилотажа (петля Нестерова, бочка, иммельман), что важно для противоракетного маневра в бою; вследствие особой конструкции винтов и системы шумопоглощения полет его практически бесшумен; уровень вибрации у него тоже меньше, что важно при прицеливании.

МИ-28Н

Ми-28А по прицельно-пилотажному оборудованию был значительно хуже, чем конкурент с системой TADS/PNVS, позволяющей эффективно использовать вооружение и безопасно пилотировать машину круглосуточно на любых высотах, содержащей оптическую систему прицеливания, инфракрасную систему ночного видения, телевизионную систему для условий низкой освещенности, лазерный дальномер-указатель. «Апачи» славились своим эффективным оборудованием. Правда, при первом же их массовом применении ночью во время «Бури в пустыне» было потеряно минимум 5 машин с системами ночного видения (врезались в барханы или столкнулись в воздухе), очевидно, система не обеспечила экипажам полной безопасности. Эти машины были предшественники нынешнего «Апача Лонгбоу», который можно с полным основанием назвать ночным вертолетом с современной системой управления оружием; его козырь - надвтулочный радар «Лонгбоу» миллиметрового диапазона повышенной разрешающей способности, позволяющий помимо ночной охоты выполнять разведывательные задачи подобно самолетам «АВАКС».

У нас всего этого не было и в помине; но время прошло не впустую... Для наглядности: представьте себе воина, тихо, но быстро бегущего в полной темноте по пересеченной местности и навскидку поражающего одного за другим появляющихся противников. Это - Ми-28Н «Ночной охотник» с совершенно новым российским комплексом бортового оборудования. Сейчас это пока единственный в мире вертолет, способный как в ручном, так и в автоматическом режиме лететь на высоте от 5 метров с огибанием рельефа местности днем и ночью, в сложных метеоусловиях, с постоянным поиском, опознаванием, уничтожением наземных и воздушных целей, и выдачей целеуказания другим участникам боя. Установленная многофункциональная РЛС «Арбалет» предупреждает о препятствиях: отдельно стоящих деревьях и проводах линий электропередач; отдельно стоящего человека она видит ночью за 500 м; рельеф местности - на несколько десятков километров. Для той же цели - очки ночного видения и пилотажная тепловизионная станция, дающая «инфракрасное окно в ночь» вперед по курсу или в направлении поворота головы пилота. РЛС дает возможность искать цели, работая вместе с ОПС (оптико-прицельной системой) «Ротор». Для наглядности: «Охотник», тихо урча, висит за деревьями, выставив из засады только свою «макушку» - шар РЛС. Определив цели, распределив их между участвующими в атаке вертолетами, выбрав себе объект для атаки, он энергично «подскакивает» вверх и «обрабатывает» цель средствами поражения.

Машина обладает картографической системой с высокой степенью разрешения и банком цифровых данных о рельефе местности в районе боевых действий. ЭВМ формирует трехмерное изображение участка, над которым находится вертолет, что легко уточняется с помощью спутниковой навигации, объединенной с инерциальной, включающей в себя систему ориентации по физическим полям Земли. Вся информация выдается экипажу на цветные дисплеи (их по 3 в каждой кабине). Каждое из перечисленных средств может использоваться автономно, но основной режим - это синтез картографической, тепловизионной и радиолокационной информации с выводом на экран трехмерного изображения местности в удобном для пилота виде. Точностные характеристики аппаратуры должны по расчетам обеспечить условия безопасного пилотирования на предельно малой высоте. Поиск и опознавание целей ведет новейшая ОПС с оптическим, телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами наблюдения. Все каналы (кроме оптического) подают цифровую информацию на экран и в систему автоматики опознавания целей. Совокупные данные поступают к штурману-оператору, который и принимает решение на применение оружия. Оборудование обеспечивает связь со всеми участниками операции, сам вертолет может получать целеуказание и от внешних источников. Все это позволяет ему работать на высотах 5- 15 м в боевых порядках войск, проводить штурмовые операции с посадкой и без, стрелять как бы из-за угла, не входя в прямой контакт с целью и не подвергая себя риску. Кроме того, РЛС «Охотника» в отличие от «Апача» способна решать пилотажно-навигационные задачи.

АН-64А Апач

Вооружение обоих вертолетов, состоящее из пушки, управляемых и неуправляемых ракет, внешне очень похоже и даже подвешено сходно.

Пушки на первый взгляд примерно одинаковы: это подвижные одноствольные автоматические орудия калибра 30 мм, установленные под «подбородком» вертолета на турели с примерно одинаковыми углами обстрела, работающие синхронно с прицелом. На самом деле разница между ними колоссальна.

«Апач» вооружен пушкой М230, разработанной специально для него; это относительно легкое орудие массой 54 кг со скорострельностью 625 выстр./мин., эффективная дальность стрельбы по наземным целям 3000 м; его недостатки - плохая точность/кучность стрельбы, относительно небольшая начальная скорость и недостаточная мощность снарядов. Это компенсируется большим боезапасом (утверждается, что при стрельбе с малых дистанций это более важно). Сообщалось об адаптации М230 под боеприпасы с урановым сердечником.

МИ-28Н

На «Ми» установлена модифицированная танковая пушка 2А42, давно и успешно воюющая на российских боевых машинах пехоты/десанта и вертолетах Ми-24. Она вдвое тяжелее американской (115 кг). Размещение ее на внешней турели крайне сложно, ведь отдача (гораздо выше, чем у чисто авиационного орудия) раскачивает вертолет, ухудшая точность стрельбы. Тем не менее, конструкторы с проблемой успешно справились, и точность стрельбы у «Охотника» выше, чем у «индейца». Конечно, установка на вертолете танковой пушки необычна, и злословия по этому поводу хоть отбавляй. Однако милевцы, следуя той же традиции «Кашу маслом не испортишь», считают это решение оправданным.

Во-первых, по баллистическим данным 2А42 далеко впереди американского орудия. У него вес снаряда - 0,24 кг, у «Ми» - вдвое больше - 0,4 кг; минутный залп «Апача» - 147 кг, «Ми» - вдвое больше - 301 кг; дальность стрельбы у «Ми» больше - 4000 м; начальная скорость снаряда у «Апача» - 550 м/сек., у «Ми» - почти вдвое больше - 980 м/сек., что обеспечивает исключительную точность и высокую бронепробиваемость (снаряд на дистанции 1500 м пробивает 15-мм стальную броню).

Во-вторых, «Апач» может стрелять только короткими очередями вследствие угрозы перегрева пушки. Высокая живучесть ствола «Охотника» позволяет при надобности выпустить без промежуточного охлаждения сразу весь боекомплект, и это может сыграть в бою решающую роль.

В-третьих, пушка 2А42 надежно работает в условиях сильной запыленности, что было хорошо проверено в Афганистане. Как нельзя кстати она пришлась на вертолете, спецификой работы которого является ведение огня с предельно малых высот в пыльных условиях, автономное базирование на грунтовых площадках при ограниченных возможностях техобслуживания. Как сказал главный конструктор Ми-28 Марк Владимирович Вайнберг (ныне, к сожалению, покойный), «машина рассчитана на рядового Мамедова». Пожалуйста, без обид: сказанное в равной мере относится и к «рядовому Пупкину»; речь идет о грубой реальности настоящей войны, а не о сладких фантазиях заокеанских фильмов. Так вот, пушка «Апача» плохо переносит и загрязнение, и неаккуратное обращение, часто клинит (что имеет место в Ираке). Война - дело грязное, и пока «Апач» летает на работу с ухоженных площадок, возможных в условиях малых войн, когда «мочат» заведомо более слабого противника, Си-Эн-Эн показывает в своих агитках, как все хорошо получается.

Минусом «Охотника» называют меньший боезапас (380 снарядов против 1200 у «Апача»). Но, учитывая более высокую эффективность его орудия (в 3-4 раза) для уничтожения цели ему и снарядов требуется меньше: пушка имеет переменную скорострельность (900 выстр./мин по воздушным и 300 - по наземным целям); благодаря селективному боепитанию из двух патронных ящиков можно выбирать тип снаряда (бронебойный или осколочно-фугасный) прямо в ходе боя в зависимости от вида цели и, следовательно, более экономно расходовать боекомплект. Эффективность поражения целей повышается на 30%, меньший запас снарядов вполне компенсируется рациональным их использованием. Кроме того, боепитание из патронных ящиков, укрепленных на пушке (короткий путь подачи снарядов), значительно повышает надежность.

Вероятно, сейчас 2А42 является самой мощной вертолетной пушкой в мире, надежно поражающей легко- и среднебронированные цели на удалении до 4 км. Но для Ми-28Н уже разрабатывается улучшенное орудие калибра 30 мм.

АН-64А Апач

Так что, судите сами, чем закончится гипотетическая дуэль обоих вертолетов на пушках. По образному выражению одного из российских авиаоружейников, «наша пушка - это крупнокалиберный пулемет, а их пушка - двустволка».

На 4 внешних узлах у обоих вертолетов подвешивается прочее вооружение, их главный калибр - по 16 ПТУРов (противотанковые управляемые ракеты).

У «Ми» это сверхзвуковая высокоточная ракета «Атака-В» с радиокомандным наведением повышенной помехозащищенности, имеющим ряд преимуществ перед лазерным - работает в дыму, пыли, сильном тумане; дальность - до 8 км; ракета поражает и воздушные цели. Возможна установка ПТУР «Вихрь» с лазерным наведением. Для «Охотника» разработан новый ПТУР «Атака-Д» с увеличенной до 10 км дальностью: новое оборудование машины обеспечивает поиск точечных целей на таком удалении. Бронепробиваемость данных ракет примерно одинакова - до 1000 мм за динамической защитой с любых ракурсов.

Главный калибр «Апача» - ракета Hellfire AGM-114A с лазерным наведением для работы днем, правда, при загрязненности атмосферы ее использование проблематично. Ракету AGM-114B с радиолокационным наведением стало возможным (благодаря новой РЛС) применять ночью и при любых метеоусловиях. Экипаж, взяв на борт оба типа ракет, может во время боя выбирать оптимальный. Помимо ракет AGM-114 «Апач» можно будет вооружать ракетой «Хеллфайр-II» (разрабатывается для перспективного вертолета «Команч») с активной системой наведения и применением по принципу «пустил-забыл», что дает машине возможность сразу после пуска уйти за укрытие. Все ПТУРы семейства «Хеллфайр» - хорошие ракеты, способные поражать бронированные цели с дистанции 6- 7 км (бронепробиваемость до 1000 мм), эффективные при стрельбе по подвижным малоразмерным целям, укреплениям и так далее. Но у них есть один существенный недостаток - дозвуковая скорость. Это намного увеличивает время атаки, особенно на больших дистанциях, повышая уязвимость вертолета. Так, дистанцию 4 км ракета пролетает за 15 сек., в то время как российскому «Вихрю» на это требуется всего 9 сек.

Оба вертолета могут нести неуправляемые ракеты:

- «Апач» - калибра 70 мм, стандартные для всех ударных вертолетов ВВС США, за один вылет он может взять 4 блока по 76 шт.;

- «Ми» - калибра 57 мм (128 шт.), 80 мм (80 шт.) и 122 мм (20 шт.), а также 2 авиационные пушки (23 мм) в контейнерах с боезапасом по 250 снарядов. Благодаря новейшей электронике вертолета его огневую мощь можно наращивать.

Для борьбы с воздушными целями «Апач» вооружается известным «Стингером» («пустил-забыл), а также ракетой «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух» (дальность до 20 км); «Ночной охотник» - сверхзвуковой ракетой «Игла» («пустил-забыл»), а также ракетой Р-73 класса «воздух-воздух» (дальность до 30 км), эффективно поражающей воздушные цели, маневрирующие с перегрузкой до 12 g в диапазоне скоростей от 0 (вертолет на висении) до 2500 км/ч, и ракет класса «воздух-поверхность». «Ми» может нести противорадиолокационные ракеты типа Х-25Л с наведением как с помощью своей РЛС, так и через внешнее целеуказание для достижения большей дальности пуска. Скорее всего, ракеты такого же типа может применять и «Апач».

«Охотник» может проводить постановку минных заграждений из подвесных контейнеров. Кстати, помимо своих образцов вооружения он может нести всю номенклатуру подвесного оружия Ми-24, что повышает эффективность их совместного использования.

«Апач» безнадежно проигрывает «Охотнику» по летным характеристикам, боевой живучести и эффективности оружия. Он имеет неоспоримое преимущество в одном: производится серийно и давно реально воюет, именно так выявляются скрытые недостатки, практически отрабатывается оборудование и вооружение. Кроме того, Ми-28Н делался уже с оглядкой на «индейца», что давало конструкторам некоторое преимущество. С другой стороны, нужно учитывать, сколько средств вложили именно янки в разгром российской оборонки. Идею «Охотника» все-таки не удалось «задавить», и сейчас она реализуется на совершенно новой базе, машина назло всем «нежелающим» летает. Боевой вертолет круглосуточного всепогодного применения, неотъемлемая часть ВВС любой страны в XXI веке, у России есть, и с ним лучше не связываться.

СКАЧАТЬ - фотки вертолетов МИ-28 и Апач (1,7 Мб)


Top