Танк эксельсиор отзывы. Excelsior - динамичный тяж

«Гадкие утята» V-го уровня: Excelsior

Когда я приступал к работе над обзором Matilda Black Prince, я уже готовился закончить серию статей, вытереть рукавом пот со лба и спокойно отправиться загорать на солнышке. Но коварный патч 0.8.6 взял да и вышел. А я взял да и вспомнил, что в нем будет выпущен новый премиумный танк 5-го уровня – британский тяжелый Excelsior. Ну что ж, не прерывать же начатое, не закончив? Поэтому встречайте очередного подопытного.

Как и в случае с Matilda Black Prince, хочу сразу сказать, что на момент написания обзора у меня будет около 10 боев на танке. Поэтому обзор можете расценивать как первые впечатления о танке и его обкатку. Это я к тому, что мои советы по игре на нем будут довольно условными и уважаемых читателей я бы попросил в случае несогласия не ругать меня в комментариях, а объяснить, что не так сказано и почему это не так. А теперь приступим.

Жадная на факты история

Excelsior – это экспериментальный танк, который был построен на основе танка Cromwell. Занятный факт – причиной для начала работ над A33 Excelsior, как и в истории американского тяжелого танка T14, стал тяжелый танк Churchill. Вернее, провал его первых испытаний в боевых условиях.

В 1942 году и был создан проект, который должен был соединить в себе черты крейсерского и пехотного танков. В 1943-1944 годах компания English Electric построила два экземпляра машины.
Один экземпляр был построен на подвеске от американского тяжелого танка M6, другой – именно тот, который сейчас можно купить в World of Tanks - на базе Cromwell, с удлиненным шасси и бортовыми экранами.
Но, как и T14, который примерно в то же время разрабатывался по такому же заданию за океаном в США, A33 Excelsior не пошел в серийное производство, так как более целесообразным было доработать «напильником» Churchill, а также поставить на вооружение танк Cromwell.

Покрутим танк в ангаре

Среди премиумных танков 5-го уровня немало хороших и даже замечательных моделей, но большинство из них мало кому нравятся сразу. Почти все они начинают нравиться только после пары десятков боев, когда начинаешь понимать, что к чему. Но вот Excelsior – не такой. Во всяком случае, мне он понравился с первых же секунд боя. И главным образом радует его подвижность.

Наследие танка Cromwell ощущается в нашем «подопытном» очень сильно: Excelsior на ровной местности быстро разгоняется до 30 км/ч, и если ему не мешать, то скорость потихоньку подбирается к указанным в ТТХ максимальным 38.6 км/ч. В общем, подвижность этого танка вызывает настойчивое желание заглянуть к нему «под капот». Что мы там видим?

Вот и разгадка: 600 лошадиных сил в двигателе, а нести им нужно не такую уж большую массу в 41 тонну. Это и дает танку отличную динамику. В общем, Excelsior почти отнял у T14 лавры самого подвижного премиумного тяжелого танка 5-го уровня. Но все же, я бы поставил их на одну ступеньку: у Т14 немного лучше удельная мощность, а у Excelsior выше максимальная скорость. Что и говорить, в машинах действительно прослеживается то, что исторически их разрабатывали по одному техническому заданию.
Кроме хорошей динамики, танк может похвастаться неплохой маневренностью и проходимостью. Скорость поворота ходовой части – 32 градуса в секунду. Движение на этом танке приносит удовольствие.

Но все же речь идет о тяжелом танке, а значит нужно смотреть на броню, с которой выходит довольно интересная картина. У Excelsior нет такого внушительного кругового бронирования, как у T14, но зато есть по 114мм во лбу корпуса и башни. Возможно, одноклассник Черчилль III и мог бы похвастаться более крепким лбом, но у Excelsior толщина брони распределена более равномерно, что лично мне дает увереннее держать удар.
Радует в Excelsior и низкий силуэт. Меньше силуэт – меньше попаданий. Хотя, в условиях новой системы прицеливания, это преимущество стало значить меньше.

А вот с бортовой броней дела обстоят похуже: всего 32мм толщины мало от кого спасут. Но тут есть небольшая компенсация в виде бортовых экранов толщиной 25.4мм. При попаданиях под углами, близкими к 90 градусам, броня не спасает даже с экранами, а вот при постановке «ромбом» танк начинает очень сильно бесить противника «непробитиями». Главное здесь – не переусердствовать с поворотом, чтобы вас не начали пробивать в борт.
В целом, главный недостаток бронирования Excelsior, как и у большинства его одноклассников 5-го уровня, это отсутствие рациональных углов наклона брони. Поэтому нужно создавать этот угол «ромбом», иначе циферки брони в ТТХ вас не спасут.
Запас прочности у Excelsior – самый маленький среди премиумных тяжелых соперников – 670 хп. Предположим, что ХП танку подрезали за его сочетание подвижности и бронирования.
Башня имеет 350 метров обзора – немного, но и не меньше, чем у собратьев. И вот чего уж я не ожидал от башни Excelsior – это хороших УВН. Орудие очень хорошо склоняется вниз и это дает танку преимущество при боях на неровной местности. Ну и, в отличие от Matilda Black Prince, башня позволяет держать удар и её небольшой размер относительно корпуса танка повышает шансы противника на промах. Кроме того, башня быстро поворачивается.

Ну, вот всё в этом танке хорошо, всё прекрасно и приятно. Естественно было ожидать – нас не могли не огорчить орудием. Пушка имеет низкое пробитие обычным снарядом – 91мм. И в этом, пожалуй, главная беда Excelsior. Впрочем, при возможности прицельной стрельбы особых проблем с пробитием не возникает, но уже на средней дистанции непробития случаются часто. Радует тот факт, что, в отличие от T14 и премиумной Матильды IV, у Excelsior не бесполезные премиумные снаряды – их пробитие составляет 144мм, и хотя бы десять штук в боезапасе придают уверенности.
Урон орудия – 110хп. Среднее значение – не много, но и не мало. Вполне достаточно при скорострельности в 15.79 выстрелов в минуту. Точность, с одной стороны, не лучшая – 0.42м, но, с другой стороны, T14 имеет разброс 0.46м, поэтому можно зачесть это как преимущество.

«Поехали!», или британский тест-драйв

Сразу скажу, что советовать умения экипажа в этом обзоре я не буду. По ветке тяжелых танков Британии я добрался только до Churchill VII, и экипаж только приближается к 100% основной специальности. Из общих советов – берите любимую «Лампочку».
По моему небогатому опыту боев на Excelsior могу предположить, что неплохо бы на этом танке иметь прокачанный ремонт – гусеницы часто принимают урон на себя, и в таком положении для нас страшнее арта, чем выстрелы другого танка.

С другой стороны, неплохо проявит себя и маскировка, ведь точность орудия позволяет более или менее нормально попадать на дальних дистанциях. Для дальней стрельбы стоит добавить стереотрубу, но, на мой взгляд, такой вариант использования танка требует от игрока стрельбы премиумными снарядами, потому что на дальней дистанции обычные бронебойные малоэффективны.
Картина из боя: на Заполярье я забрался на пригорок, с которого можно простреливать верхнюю базу врага. Там светится вражеский Т-50, который ничего не делает. Может, макароны варит, или борщ убежал у него, не знаю. Но из жадности я решаю убить именно этого неподвижного врага. И что бы вы думали? Из 5 выстрелов на дальней дистанции 3 снаряда не пробили Т-50.
Из оборудования у меня на данный момент установлена вентиляция, досылатель и приводы наводки. Хочу сказать, что пока я не до конца обкатал танк, поэтому не буду утверждать, что для него важнее. О варианте со стереотрубой я уже высказался.
Расходники – стандартные. Аптечка, ремкомплект и огнетушитель.
В бою Excelsior – это вполне себе штурмовой танк. Если, конечно, балансировщик не забросил его к 6-м уровням. Тогда как обычно – боимся КВ-1С и прочих танков с большим калибром.

Особенно приятно на Excelsior работать по направлениям средних танков. Да, есть у меня такая тяга на премиумной технике 5-го уровня воевать против средних танков. Но если это у машины получается эффективно, то почему бы и нет? В случае с Excelsior мы вообще имеем под командованием почти что средний танк – можно как минимум наравне со средними танками брать высоты. Маневренный бой в стиле СТ, конечно, не лучшая идея, но немного покружить КВ-1 у меня получалось.
К СТ-шкам тянет еще и потому, что против них можно спокойно стрелять бронебойными снарядами и уверенно наносить урон. В то же время лобовая Excelsior броня для большинства средних танков будет непростой задачкой.

Из проведенных боев я вынес для себя следующие моменты:
- «Ромб» превыше всего. Следи за вражескими орудиями и отворачивай корпус и башню под выстрел. Танк реально может держать удар.
- У врага много СТ – двигай против них. Закружить танк сложно, пробить в лоб – тоже не легко. Поэтому можно стать неплохой преградой от всяких «залетных».
- Нет премиумных снарядов – не трать время на стрельбу по тяжам с дальней дистанции. Потратишь снаряды, время, а еще и «Стальную стену» врагу сделаешь. Найди место, где ты будешь полезнее.
- Далеко не все «стандарты» тяжелых танков нужно применять на Excelsior. Есть подвижность - пользуйся ей.

Бухгалтерия и резюме

Удачные бои, неплохая чистая прибыль (с премиумом). В среднем получилось 23 000 кредитов за бой. Не особо выдающийся результат по сравнению с остальными прем-танками 5-го уровня, но, главное, не худший.

Может быть фарм на Excelsior не лучше, чем на других «гадких утятах», но я ни секунды не пожалел о том, что потратил на Excelsior 1500 золотых монет. На данный момент этот танк понравился мне больше, чем другие прем-машины 5-го уровня. Можно сказать, это «фан с первого взгляда». Танк оказался очень гибким в применении и его ТТХ не навязывают ему стиль боя, не ограничивают его. Даже там, где тот же T14 может спасовать из-за слабого пробития пушки, в том числе и голдой, у Excelsior в арсенале неплохое пробитие премиумными снарядами.
Вполне возможно, что танк выпустили с завышенными ТТХ, чтобы его получше покупали. Увидим, что с ним будет дальше, ну а пока Excelsior – это самый близкий к лебедю «гадкий утенок».
На этом у меня все, благодарю вас за внимание!

Премиумный тяжелый танк 5уровня. От остальных тяжей отличается не плохой динамикой. Высокой скорострельностью и не плохой точностью. Но из недостатков слабая броня бортов, пробиваемая даже фугасами. Тонкая маска орудия.

Прокачка

В прокачке танк не нуждается ибо премиум. Кстати, стоймость данного произведения 1500 золота.

Поговорим о прибыльности

За бой (без премиум аккаунта) мы получаем 10-20к.

За бой (с премиум аккаунтом) мы получаем 26- 35 к.

Разберем танк по модулям

Орудие 75mm Mk. V

Средняя бронепробитие бронебойным снарядом составляет 91 мм, его вполне достаточно для 5 уровня на 6 мы будем сливать светляков. У голды пробитие 144 мм, а у фугаса 35мм.

Орудие не очень точное, но это восполняется довольно быстрым сведением.

Из-за низкой альфы орудия, большого разброса при движения и слабого бронепробития.От вас требуется выцеливание слабых зон противника.

Шасси (ходовая) exelsior

32гр/с скорость поворота шасси. Благодаря широким гусеницам, можно использовать тактику от гусли, главное при этом в качать эжкипажу ремонт.

двигатель Rolls-Royce meteor

600л.с и 20% возможность возгорания. Двигатель, бодро разгоняет наш танк до 38км/ч. Но маленькая максимальная скорость мешает нам вести активные действия.

Радиостанция WS No.19 special

Дальность связи 570м не плохой показатель.

Башня Excelsior

Обзор 350м, это совсем не полохо. Также обзор можно увеличить благодаря специальных перков или оборудования. Лишнего обзора не бывает!

Кстати, бронированние лба башни достаточно маленькое

114мм. Вас будут пробивать в лоб башни. Хоть и редко но будут.

Броня наша не крепка и танк наш не быстр

Итак, поговорим о самом больном месте этого танка- это броня.

  • У танка боеукладка находится во лбу, при сражении лоб в лоб, легко задевают боеукладку и контузят заряжающего, почти через каждый бой. При этом танк практически не горит. У нашего танка картонная крыша, так что экипаж танка будет часто получать чемоданы от арты. Борта танка это отдельный разговор, по мне даже фугасами пробивали и наносили критов и урона. При этом на бортах стоят экраны!!

тактика в бою

  • Большая ошибка назвать этот танк тяжелым. Этот танк что-то среднее между ТТ и СТ. И тактика для него не простая. Любимая тактика многих это активный раш - это когда летишь вперед и рвешь противников, для нас не подходит. Потому что половина танков меньшего лвл нас пробивает с легкостью.
  • Ехать в "стаде" или "волчьей стае" в зависимости от команды нам достаточно легко. Наш танк второго фронта, из этого мы больше подходим для поддержки. Когда более сильный союзник отвлекает врага на себя, мы должны набить урон и криты врагу который сражается с нашим союзником. При столкновении с врагом лоб в лоб часто нажимайте клавиши поворта "A "и "D" и старайтесь чаще откатываться назад под небольшим углом, чтобы увеличить рикошетность нашей брони. Вам не стоит ездить по одиночки. Кататься стоит вместе с командой.
  • Позиции нам стоит занимать чуть подальше от ТТ союзников, чтобы отвлечь от себя огонь противника. При игре на ББ снарядах будет достаточно туго, особенно при встрече с кв-1. При встречи с семейством кв, нам нужно быть осторожным.
  • С кв-1 нам стоит доворачивать броню, заставляя его рикошетить об вас и отстреливать по рубкам в кузове танка.
  • С кв-2 если он перезарядился то нам не стоит даже лезть. Для нас кв-2 это серьезный противник- 1 плюха и вы в ангаре. Дождитесь пока он выстрелит, а потом нападайте.
  • С кв-1с и кв-85 для вас эта встреча может оказаться печальна(если вы 1 на 1). На эти танки стоит идти с командой.
  • При встречи с светляками, нам стоит поворачивать не только башню, но и доворачивать корпус. Чтобы избежать лишних трат хп.
  • Наша вторая тактика это стрельба из укрытий на средних расстояниях. В "качельки" мы играть не сможем, а вот пока враг вас не замечает пострелять можно)
  • За все время игры на этом чуде, меня кидало к 5-6 уровням. Самое интересное 6 из 10 боев нас кидает к 6 уровням. Что заставляло меня довольно часто страдать первое время, потом приспособился)

Блэк джек и печеньки с молоком

Выбирать оборудование для этого танка, все равно что играть в русскую рулетку. Так как право на ошибку у вас нет, я наблюдал как многие ставят маскировочную сеть на этот танк. Я считаю это глупой ошибкой, ибо танк с таким орудием не будет никогда снайпером.

Я ставил:

Орудийный досылатель среднего калибра

Улучшенная вентиляция Класс 3

Усиленные приводы наводки

С собой брал:(Огнетушитель, аптечка, рем.комплект)

Снаряды

Из снарядов стоит брать ББ и Голду. Без голды вам будет тяжко, а с голдой у вас будет стата. Но вы будете уходить в минус до 30к

Поэтому так:

Перки

Дополнительный контент

Шкурка для танка Excelsior. (моя первая работа)

Итог

Наш танк хорош только с голдой, но с такими снарядами вы будете уходить в минус. А с бб для вас этот танк будет жутким кактусом. Куча недостатков у нашего танка.Поэтому этот танк создан только для фана, а не для фарма.

Спасибо за внимание! С новым годом)

Excelsior – это премиумный танк 5-го уровня, который относится к ветке развития Британии. Сразу отметим, что машина весьма неординарная, хотя пользуется заслуженным интересом у игроков, так еще и имеет и льготный уровень боев. Стоимость танка – 1 500 игрового золота . Сумма не маленькая, поэтому перед покупкой важно иметь полное представление о боевых возможностях, достоинствах и недостатках этой единицы техники. В этом поможет Excelsior гайд, который мы представляем вашему вниманию.

Excelsior тактико-технические характеристики

Итак, в чём заключается неординарность данной машины? «Эксельсиор», гайд по которому мы предлагаем на ваше рассмотрение, позиционируется WG, как отлично защищённый и манёвренный тяжёлый танк. Однако реальные характеристики несколько отличаются от рекламных обещаний.

В плане подвижности, к «британцу особых претензий нет: машина весит чуть больше 40 тонн , оснащается 600-сильным двигателем. В совокупности это даёт соотношение массы к мощности примерно 14 «лошадей» на единицу живого веса и позволяет разгоняться до 38 км/час . На хорошем грунте и с горки «Эсельсиор» может показать даже 40 км/час . Это указывает, что машина может быстро менять вектор атаки, перемещаясь по карте на потенциально опасные фланги.

Броня тоже присутствует, но по уверению игроков спасает она только от низкоуровневой техники, при условии, что она не заряжается голдой. Несколько исправляет ситуацию факт, что «британца» наградили льготным уровнем боёв, поэтому сражается он только с одноклассниками, которые, к слову, частенько пробивают разрекламированную броню в любой проекции, просто стреляя по силуэту.

Если рассматривать показатели выживаемости, то прочность нашего героя составляет 670 единиц. Радиус обзора в базовой комплектации – 350 метров . Шасси вращается со скоростью 32 градуса , поэтому закрутить тяжа проворным «светлякам» будет проблематично. Коэффициент незаметности здесь отсутствует в принципе и составляет всего 8.5% для неподвижной машины. Поэтому любители поиграть в ПТ будут разочарованы: танк будет гарантированно светиться при каждом выстреле.

Переходим к вооружению. Excelsior WoT явно не может похвастаться сокрушительной огневой мощью. На танк устанавливается 75-миллимитровое орудие Cun Mk. V , способное пробивать броню, толщиной не более 90 мм .

Подкалиберные снаряды позволяют повысить данный показатель до более привлекательных 144 миллиметров . Разовый урон для обоих типов снарядов составляет 110 единиц . Нужно отметить, что орудие обладает неплохой скорострельностью (15.7 выстрелов в минуту) и вполне комфортным сведением: 2.3 сек .

Точность у нас сравнительно неплохая, ствол опускается к земле на 13 градусов, позволяя грамотно играть от рельефа. Дополним, что орудие подкачала стабилизация, поэтому вести эффективную стрельбу в движении практически невозможно. Кроме этого, слабые значения бронепробития не позволяют максимально реализовывать показатели скорострельности, ведя огонь по КД. «Эксельсиор» танк основательный, как все англичане, поэтому чтобы получать доход, стрелять придётся только при полном сведении, обязательно выцеливая уязвимые зоны.

Оборудование на Excelsior

Чтобы «Эксельсиор» позволял получать максимум удовольствия от игры, не стоит игнорировать установку дополнительного оборудования. Съёмные модули помогут заштриховать проблемные характеристики танка и повысить положительные параметры до максимальных значений.

Здесь можно воспользоваться стандартным набором любителей тяжёлых танков и поставить такое оборудование:

  • Досылатель – скорострельность в бою даёт неоспоримое преимущество.
  • Вентиляцию – комплексное повышение всех базовых характеристик.
  • Стабилизатор – повышение эффективности стрельбы и снижение разброса орудия в движении.

В качестве альтернативы, стабилизацию можно заменить усиленными приводами наводи, сократив время сведения на 10%. Некоторые танкисты предпочитают устанавливать ящик с инструментами, получая ощутимый бонус к ремонту повреждённых модулей. В любом случае, ориентируйтесь на персональный стиль игры.

Перки для экипажа на Excelsior

«Эксельсиор» танк – это рабочая лошадка для 5 членов экипажа. Раскачивая танкистов и изучая в определённой последовательности боевые навыки, можно существенно улучшить основные характеристики машины.

Мы рекомендуем вначале изучить навык ремонта, после этого, профильные перки для каждого члена экипажа. Не стоит забывать про универсальный навык «Боевого братства», который даёт комплексное повышение базовых параметров. В нашем представлении, перки изучаются в такой последовательности:

Отметим, что в представленном перечне дольше всего будет выкачиваться именно «Боевое братство», поэтому можно пойти на небольшую хитрость. Нужно изучить два любых перка, которые выкачиваются быстрее всего, например, ремонт и маскировку. После этого делается сброс навыков, и освободившиеся очки вливаются в изучение «Боевого братства».

Для боевого снаряжения выбор небольшой, поэтому запасаемся привычными огнетушителями, аптечками и ремкомплектами. Брать в бой вместо огнетушителя пудинг с чаем, не советуем: вероятность возгорания двигателя у «британца» 20%. Соответственно каждое 5 критическое повреждение может спровоцировать пожар.

Бронирование Excelsior

Для своего уровня, Excelsior WoT неплохо защищён. В лобовой проекции башни и корпуса мы имеем уверенные 114 миллиметров брони. Однако здесь имеются слабые участки ВЛД и НЛД , которые защищены 54-миллиметровыми бронелистами . Сразу уточним, что 114 мм – это честная броня. Башня и корпус не имеют рациональных углов, поэтому надеяться на приведёнку не имеет смысла.
Схема бронирования —
Excelsior

Борт корпуса – 31 мм , что естественно не является серьёзной преградой для любых противников. Танковать такими бортами не получится даже под острым углом, однако, здесь есть защитные экраны, которые будут частично впитывать урон от фугасов и кумулятивных снарядов. Борт башни – 92 мм , что выглядит несколько солиднее, но всё равно не серьёзно.

Ключевым козырем британца является корма. В башне здесь 92 мм, а тыл корпуса защищает 108-миллиметровая бронеплита . Это своеобразный бонус, который поможет выжить в окружении. Закрутив танк, «светляки» обычно выцеливают борта и корму, и здесь их ожидает неприятный сюрприз.

Как играть на Excelsior

«Эксельсиор» танк тяжёлый, однако обладающий неплохой подвижностью и динамикой. Поэтому его можно смело использовать в качестве СТ – поддерживая атаку сокомандников на любом направлении. Для этого у нас имеется неплохой потенциал, подкреплённый вполне комфортным бронированием. Кроме этого, можно не спеша ползти вместе с другими тяжами на выбранный фланг и методично выдавливать противника с выбранного направления. Здесь главное не увлекаться и не вырываться вперёд: одинокие танки в рандоме выживают очень редко.

В позиционных перестрелках, можно использовать отличные УВН и перестреливаться с противниками из-за холмиков, показывая только часть башни. Если есть уверенность, что вражеский танк вам не соперник, можно снова превратиться в СТ, сблизиться с противником на ближнюю дистанцию и быстренько отправить его в ангар, пользуясь скорострельностью орудия.

Не стоит забывать, что манёвренность, скорость и динамика позволяют «британцу» возвращаться для защиты базы или совершать глубокие рейды в тыл противника, лишая его поддержки артиллерии.

Стоит ли покупать Excelsior?

Проведём анализ характеристик танка «Эсельсиор» и добавим несколько слов о способности машины к фарму.

Положительные характеристики:

  • Сравнительно неплохое бронирование, при условии, что по танку не стреляют голдой.
  • Отличная скорость и динамика, позволяющая совершать невероятные манёвры.
  • Приличное пробитие подкалиберными снарядами.

Недостатки:

  • Слабое бронепробитие. По этому показателю, «британец» уступает многим одноклассникам. Учитывая, что танк часто оказывается в ТОПе списка, от него обычно ждут ратных подвигов, а затащить бой с таким орудием получается далеко не всегда.
  • Уязвимая крыша. Попадания артиллерии гарантированно будут заходить с максимальным уроном, превращая грозного тяжа в калеку.
  • Крит экипажа. Непонятно чем руководствовались британские конструкторы, определяя места посадки танкистов. Членов экипажа гарантированно будут ранить в каждом бою.
  • Стрельба в движении. Учитывая скоростные показатели, танк просто напрашивается пострелять на ходу, но вот попаданий при этом никто гарантировать не может.

Недостаткам можно отнести факт, что для поднятия КПД данная машина приспособлена мало. Чтобы заметить прирост личной статистики, необходимо наносить порядка 1 000 урона за бой. Учитывая значения бронепробития и разового урона, задача для некоторых игроков практически не выполнимая.

Поговорим о доходности. Брать Excelsior для зарабатывания серебра бессмысленно. Бронебойными снарядами очень трудно наносить урон, соответственно доходность таких боёв будет только оправдывать расходы + приносить немного прибыли. Однако если позволяет состояние игрового счёта, машину можно приобрести просто для фана. Зарядив голду, «британец» буквально нагибает рандом, при этом загоняя владельца в минус на 5 000-50 000 серебра, в зависимости от точности стрельбы и общих итогов боя.

Единственное преимущество этого премиумного танка – прокачивание экипажей для британской ветки машин. Поэтому решаете сами, готовы вы потратить 1 500 звонких золотых монет, чтобы заполучить этого красавца в ангар или нет.

Excelsior видео

Как фармит Excelsior ? Эксельсиор за 50 боев

На протяжении всей Второй мировой войны британская промышленность работала над развитием существующей бронетехники и созданием новых образцов с повышенными характеристиками. Характерные особенности существующих образцов, обусловленные спецификой имеющейся школы танкостроения, становились поводами для критики и в некоторых случаях приводили к появлению новых проектов. Одной из попыток исправить имеющееся положение при помощи нового проекта стал тяжелый штурмовой танк A33 Excelsior.


Главной предпосылкой к появлению проекта A33 стали результаты рейда на Дьеп, прошедшего в августе 1942 года. В ходе этой операции одним из главных средств огневой поддержки пехоты являлись тяжелые танки Churchill. Отличаясь высокой огневой мощью и хорошей защитой, такие машины, тем не менее, показали недостаточную подвижность и маневренность. Как следствие, бронетанковые части понесли серьезные потери, а командование сделало определенные выводы. С учетом подобных выводов планировалось проводить дальнейшее развитие танков.


Первый прототип танка A33. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com

В то время Великобритания использовала свою собственную классификацию танков, основывавшуюся на их роли в бою. Пехотные и крейсерские танки имели разные задачи, что соответствующим образом сказывалось на их облике. Накопив определенный опыт эксплуатации такой техники, командование решило создать «универсальный танк», в котором сочетались бы все положительные особенности техники двух существующих классов. Также в отношении подобной техники использовалось определение «тяжелый штурмовой танк». Решение о начале работ в новом направлении было принято в конце лета 1942 года. Вскоре были сформированы основные требования к подобной бронемашине.

В качестве основы для перспективного танка было решено использовать существующее шасси, которое следовало дооснастить требуемыми агрегатами. Базовое шасси предлагалось заимствовать у среднего по массе крейсерского танка Mk VIII Cromwell, недавно вышедшего на испытания. Вскоре несколько ведущих компаний представили свои версии «универсального» танка. Военное ведомство изучило эти предложения и выбрало наиболее удачное, которое должно было получить развитие, а в дальнейшем использоваться при перевооружении сухопутных войск.

Компанией Rolls-Royce были предложены два варианта танка с рабочими обозначениями A31 и A32. Первый проект подразумевал незначительную переделку танка «Кромвель» с установкой дополнительных накладных листов бронирования. Проектом A32 тоже предлагалась установка усиленной брони, но при этом машина должна была оснащаться иной ходовой частью, компенсирующей рост массы конструкции. Армейские специалисты изучили эти проекты и не одобрили их дальнейшую разработку. В обоих случаях имел место рост боевой массы с соответствующим ухудшением подвижности. Такие особенности проектов сочли неприемлемыми.

Альтернативный вариант «универсального» танка предложила компания English Electric. Ее проект получил обозначение A33 и собственное имя Excelsior («Высочайший»). В этом проекте так же планировалось использовать некоторые существующие узлы и агрегаты, однако предлагалось большее число новых компонентов. Кроме того, танк A33 должен был отличаться более удачным сочетанием боевых и технических характеристик. Как сам по себе, так и в сравнении с проектами A31 и A32, разработка фирмы «Инглиш Электрик» выглядела более удачной. Компания получила заказ на продолжение работ.

В основе проекта A33 лежала конструкция недавно разработанного танка A27M, в дальнейшем принятого на вооружение под названием Cromwell. Так, у существующей машины предлагалось заимствовать броневой корпус, который, однако, должен был претерпеть некоторые изменения. Для повышения уровня защиты предлагалось использовать более толстую броню. Компенсировать выросшую массу конструкции, а также улучшить подвижность танка предлагалось при помощи более мощного двигателя. Переработка силовой установки потребовала увеличить моторно-трансмиссионное отделение корпуса.


Пехотный танк Churchill Mk III с 57-мм пушкой. Фото Wikimedia Commons

В рамках нового проекта было предложено сохранить основные обводы существующего корпуса. Так, лобовой агрегат корпуса состоял из нескольких основных деталей. Нижняя часть лба состояла из двух листов, помещенных под разным углом к вертикали. Над ними располагался наклонный верхний лист, позади которого устанавливалась вертикальная деталь. Непосредственно за ней находилась горизонтальная крыша. Корма корпуса сохранила наклонный верхний лист. Борта представляли собой вертикальные листы. К ним присоединялись крупные надгусеничные полки. Ниже последних на поперечных балках подвешивались бортовые экраны большого размера.

Лобовые детали корпуса танка «Кромвель» имели толщину до 57 мм. Танк A33 Excelsior для улучшения защиты должен был нести броню максимальной толщиной 114 мм – вдвое больше, чем у базовой конструкции. Прочее бронирование не подвергалось серьезной доработке. Как и ранее, разные части корпуса следовало изготавливать из брони толщиной не менее 20 мм. Применение усиленного бронирования позволяло обеспечить определенное превосходство в уровне защиты перед другими существующими британскими танками, в том числе перед Mk IV Churchill.

Компоновка корпуса «Высочайшего» соответствовала другим танкам Великобритании своего периода. В передней его части помещалось отделение управления, позади которого располагалось отделение управления. Крупный кормовой отсек должен был вмещать двигатель, трансмиссию и иные устройства силовой установки.

При создании новой башни применялся такой же подход, как и в случае с корпусом. Существующую восьмиугольную конструкцию, состоящую из нескольких ровных листов, усилили путем применения более толстых деталей. Максимальная толщина бронирования новой башни достигала 114 мм. Любопытной особенностью башни, унаследованной от других британских танков, было внутреннее размещение подвижной маски орудия. В лобовом листе башни, соответственно, имелось окно сложной формы.

В кормовом отсеке корпуса предлагалось устанавливать бензиновый двигатель Rolls-Royce Meteor мощностью 600 л.с. с жидкостным охлаждением. С двигателем сопрягалась механическая трансмиссия. Ходовую часть танка решили строить на основе идей, заимствуемых у американского тяжелого танка M6. Подобная конструкция использовалась впервые в британской практике. На каждом борту машины с одинаковыми интервалами помещалось по шесть опорных катков малого диаметра с резиновыми бандажами. Катки блокировались попарно и оснащались горизонтальными пружинами. Также ходовая часть имела передние направляющие и кормовые ведущие колеса. Верхняя ветвь гусеницы лежала на трех поддерживающих роликах. Использовалась гусеница с траками американской разработки.


Танк Cromwell. Фото Imperial War Museum Photograph Archive Collection / Iwm.org.uk

От предшественника типа A27M Cromwell новый танк A33 должен был «унаследовать» основное вооружение. В лобовой установке башни предлагалось монтировать пушку Ordnance QF 75 mm. Конструкция орудийной установки и башни обеспечивала круговую наводку с обстрелом целей при углах возвышения от -13° до +20°. Кроме того, рассматривалась возможность использования 57-мм орудия Ordnance QF 6-pounder. В обоих случаях перспективный танк должен был иметь огневую мощь на уровне существующих образцов. Внутри боевого отделения удавалось разместить 68 снарядов для «шестифунтовки» или 35 выстрелов калибра 75 мм.

В качестве вспомогательного вооружения должны были использоваться два 7,92-мм пулемета BESA. Один из них являлся спаренным и монтировался на общих креплениях с пушкой. Второй должен был помещаться в установке лобового листа, у левого борта. Боекомплект двух пулеметов мог включать до 5 тыс. патронов.

Как и другие британские танки того времени, новый A33 Excelsior должен был управляться экипажем из пяти человек. В переднем отделении управления корпуса помещались механик-водитель и его помощник, также выполнявший функции стрелка и радиста. Попадать на свои места они должны были через люки в крыше корпуса. В вертикальном лобовом листе имелись два проема: правый использовался в качестве смотрового люка водителя, левый – для установки курсового пулемета.

Трое других танкистов (командир, наводчик и заряжающий) располагались в боевом отделении. Доступ к местам в башне обеспечивался люками в крыше. Рабочие места экипажа оснащались набором смотровых приборов для наблюдения за окружающей местностью и прицельными устройствами. Для покидания танка в экстренных ситуациях в бортах боевого отделения предусматривались круглые люки.

Танк «Высочайший» имел общую длину 6,9 м при ширине 2,88 м и высоте 2,4 м. Боевая масса превышала 40 т. Максимальная скорость достигала 40 км/ч, запас хода – 160 км. Имелась возможность подъема на стенку высотой 0,9 м, пересечения рва шириной 2,3 м и преодоления водных преград вброд при глубине до 0,9 м.


Первый прототип "Высочайшего", вид сбоку. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com

Разработка проекта A33 завершилась в начале 1943 года. Вскоре компания English Electric приступила к сборке опытного образца новой машины. Строительство танка осуществлялось в рамках кооперации. Так, фирма-разработчик изготовила корпус и оснастила его рядом оборудования, тогда как компания Rolls-Royce поставила двигатель, трансмиссию и некоторые другие агрегаты. Результатом совместного труда нескольких организаций стало появление полноценного опытного образца. На испытания был представлен танк с усиленным бронекорпусом новой модели, оснащенный 57-мм пушкой.

Готовый прототип универсального / тяжелого штурмового танка A33 Excelsior вышел на полигонные испытания, в ходе которых показал достаточно высокие, но все же неоднозначные характеристики. Было установлено, что с точки зрения подвижности новый танк имеет заметные преимущества перед серийным «Черчиллем». Одновременно с этим он отличался более мощным бронированием при схожем вооружении. Подвижность опытной машины была на уровне «Кромвеля», что, однако, не посчитали однозначным преимуществом. По результатам испытаний было решено не ставить танк в существующем виде в серию.

Тем не менее, проект не закрыли. К моменту завершения испытаний первого прототипа компанией English Electric был достроен второй танк с иной конструкцией. По-видимому, использование необычной для британских танков ходовой части сочли рискованным, из-за чего вскоре появился другой вариант бронемашины с иными агрегатами. Кроме того, было решено усилить вооружение путем установки орудия пушки увеличенного калибра.

Второй прототип «Высочайшего» получил ходовую часть, основывавшуюся на уже освоенных идеях и решениях. На каждом борту сохранялось по шесть опорных катков, но теперь они имели больший диаметр. Катки блокировались попарно, причем из-за конструкции подвески расстояние между катками одной тележки было больше, чем прочие промежутки. Общая компоновка ходовой части с задними ведущими колесами и поддерживающими роликами не менялась. Для упрощения производства танк получил гусеницы, заимствованные у машины Cromwell.


Второй прототип танка A33, видны отличия корпуса и ходовой части. Фото Aviarmor.net

Некоторым доработкам подверглись отдельные элементы бронирования. Так, бортовые экраны теперь по всей длине соединялись с надгусеничными полками, не оставляя зазоров. В башне монтировалось более мощное орудие Ordnance QF 75 mm, изначально предусматривавшееся новым проектом. После всех доработок боевая масса второго прототипа превысила 45 т.

К середине 1943 года второй опытный образец танка A33 Excelsior тоже вышел на испытания. Обновленная конструкция ходовой части не дала заметного прироста характеристик подвижности. В то же время, сохранялось преимущество в виде мощного бронирования, а установка 75-мм пушки позволяла получить требуемый уровень огневой мощи. В таком виде перспективный «универсальный» танк мог представлять определенный интерес для армии. Военные могли приступить к изучению реальных перспектив проекта и определить целесообразность серийного производства техники.

Тем не менее, решение о запуске серийного производства не было принято. Одной из главных причин появления проекта A33 были недостаточно высокие отдельные характеристики существующих танков Churchill. К середине 1943 года британская промышленность смогла исправить некоторые недостатки серийных машин, в первую очередь за счет использования иного вооружения. Так, танки «Черчилль» последних модификаций теперь несли пушки калибра не менее 75 мм.

Проект «Высочайший» оказался в сложном положении. С одной стороны, перспективный танк отличался от серийной техники более высокими характеристиками защиты и подвижности. С другой, теперь у него отсутствовали заметные преимущества в вооружении. Серийные пехотные танки Mk IV Churchill последних модификаций уже могли выпускаться в больших количествах при регулярном внедрении тех или иных доработок, тогда как серийное производство A33 пока отсутствовало. Кроме того, к массовому строительству уже готовился новый «Кромвель», не отличавшийся от A33 с точки зрения подвижности и вооружения, но заметно проигрывавший в защите.

Командование британской армии внимательно изучило сложившуюся ситуацию и сделало выводы. В подобной обстановке перспективный «универсальный» танк с хорошей защитой и мощным представлял определенный интерес, но все же не мог рассчитывать на запуск в серию. Промышленность уже выпускала иные типы бронетехники, в ходе модернизации лишившиеся большей части основных недостатков. Перевооружение армии с переводом на новые танки A33 сочли нецелесообразным.


Второй прототип A33 Excelsior в бовингтонском музее. Фото Forum.warthunder.com

Армии Великобритании и стран Британского содружества продолжили эксплуатацию техники имеющихся моделей, постепенно осваивая ее новые модификации. Танки A33 Excelsior более не были нужны потенциальным заказчикам, что соответствующим образом сказалось на их дальнейшей судьбе. Первый прототип с оригинальной подвеской и 57-мм орудием был списан и отправлен на разборку. Второй опытный образец был более удачлив. Его отправили на консервацию, а после передали музею бронетанковой техники в Бовингтоне. Там уникальная машина находится по сей день.

Задачей проекта A33 Excelsior, как и других разработок того времени, было совершенствование существующей техники или создание новых образцов на ее основе. Новые танки должны были отличаться от существующих отсутствием некоторых характерных недостатков. Поставленные задачи были успешно решены, однако параллельно с разработкой новой техники велась модернизация существующих бронемашин. Как следствие, к моменту завершения основных работ по «Высочайшему» удалось улучшить серийные «Черчилли», что сделало перспективный проект ненужным. Интересный вариант универсального / тяжелого штурмового танка не смог продвинуться дальше стадии испытаний.

По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://wwiivehicles.com/
http://wardrawings.be/
http://arcaneafvs.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/


Top