Танки т 26 годы выпуска. Добавить в избранное

Советский легкий танк Т-26: История создания, конструкция, боевое применение

Советский легкий танк Т-26

История танка Т-26 начинается с 1929 года. Выполняя постановление ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 года «О состоянии обороны СССР», конструкторы приступили к разработке основного танка общевойсковых соединений. По тогдашним понятиям, им должен был стать легкий танк, дешевый в производстве, простой в обслуживании. Образцом послужил приобретенный закупочной комиссией И. А. Халепского английский танк «Виккерс 6-тонный» (Vickers Mk E), вместе с которым купили лицензию на производство, но не технологию. За год ее разработали, как и всю техническую документацию, и 13 февраля 1931 года после доклада Халепского Реввоенсовету легкий танк Т-26 приняли на вооружение, даже не дождавшись изготовления опытного образца. Он появился в том же году под названием Т ММ-1.

Видео: советский легкий танк Т-26

По сравнению с английской машиной у него несколько изменили конструкцию корпуса из-за установки двигателя жидкостного охлаждения «Геркулес» мощностью 95 л. с. Два пулемета Виккерс с водяным охлаждением стволов находились в двух башнях, а советский ДТ – справа в корпусе. Экипаж состоял из 4 человек. Боевая масса танка доходила до 8т, толщина брони до 13 мм, как на прототипе, а скорость до 30 км/ч.

Видео: история создания танка Т-26

Есть сведения, что было изготовлено около десятка Т ММ-1. В следующем году появился Т ММ-2 с одной башней для 37-мм пушки (боевая масса – 8 т, толщина брони до 13 мм, скорость – 30 км/ч, экипаж – 3 человека; двигатель, бронирование и скорость остались без изменений). Оба Т ММ не удовлетворили военных, и в производство пустили Виккерс с некоторыми изменениями. Его делали на заводе «Большевик» с привлечением специалистов и мощностей «Красного путиловца». Дальнейшую работу по модернизации танка поручили коллективу специалистов во главе с С.А. Гинзбургом.

Советский легкий танк Т-26

15 первых машин приняли участие в военном параде 7 ноября 1931 года. В 1932 году разработали новую модель танка Т-26 . В 1933 году на базе Т-26 образца 1931 года создали огнеметный ОТ-26.
С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять при помощи электросварки (до этого они соединялись заклепками), боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 в танках с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков. Масса машины возросла до 9,6 т. На танках 1936 года начали устанавливать пулемет в кормовой нише башни, боекомплект опять сократили, оставив 102 снаряда, незначительные изменения внесли в ходовую часть – танк потяжелел до 9,65 т. С 1937 года на Т-26 появился зенитный пулемет, размещенный на крыше башни, и внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л. с.


Советский легкий танк Т-26

Боевая масса достигла 9,75 т. Т-26 образца 1937 года получили конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов, лучше выдерживающих попадания пуль. Емкость бензобаков возросла с 182 до 290 литров, боекомплект составил 107 снарядов, масса возросла до 10,25т. Начиная с 1938 года на танках начали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости. С февраля 1939 года, Т-26 изменил конструкцию. Конструкция танка была проста.

Советский легкий танк Т-26

Т-26 отличался легкостью управления, не требовал большого ухода. Компоновка следовала классической схеме: впереди отделение управления, затем боевое и в корме моторное. Четырехтактный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров позволил уменьшить высоту кормовой части, где находился 182-литровый бензобак. Силовая передача состояла из главного фрикциона, 5-скоростной коробки передач тракторного типа, расположенной в передней части корпуса слева от водителя, бортовых фрикционов и редукторов.


Ведущее колесо находилось впереди, в ходовой части имелось по две тележки с 4 обрезиненными катками. Радиостанции пулеметные танки не имели. 45-мм пушки образцов 1932, 1934 и 1938 годов с клиновым полуавтоматическим затвором и углом наведения в вертикальной плоскости от -5° до +22° обладали одинаковыми баллистическими характеристиками и отличались лишь некоторыми усовершенствованиями. Начальная скорость бронебойного снаряда была 760 м/с и на дистанции в 100 метров он пробивал 32-мм броню, начальная скорость фугасного снаряда достигала 335 м/с.

История создания легкого танка Т-26

В июле 1936 г. вспыхнул мятеж в республиканской Испании, вскоре переросший в открытую итало-германскую интервенцию. Антифашисты 54 стран мира оказали поддержку испанскому народу в его борьбе против фашизма. Возник антифашистский фронт в лице интернациональных бригад. Прибыли добровольцы и из Советского Союза. 26 сентября 1936 г. в порт Картахена поступила первая партия из пятнадцати Т-26. Всего же за время гражданской войны в Испанию было отправлено 297 однобашенных танков. Эти машины принимали участие почти во всех операциях, проводившихся армией республиканцев. За рычагами Т-26 сидели не только советские танкисты, но и бойцы интербригад.

Танк Т-26 в танковом музее в Кубинке

Итальянские танкетки СУ 3/33 и немецкие Рг 1 с пулеметным вооружением были бессильны против Т-26.
Первый бой смешанные экипажи провели 29 октября за город Сесенья. Было уничтожено до двух батальонов противника, два танка «Ансальдо», десять орудий, около 40 автомашин. На стороне мятежников в боях участвовали немецкие пулеметные танки. Бои были ожесточенными и кровопролитными. Советские и испанские экипажи отличились в боях под Толедо, Гвадалахарой и при обороне Мадрида. Постановлением ЦИК СССР от 31 декабря 1936 г за проявленное мужество и героизм шести танкистам были впервые присвоены звания Героев Советского Союза – П.М. Арману, Д.Д. Погодину, С.К. Осадчему, Н.А. Селицкому, П.Е. Куприянову, С.М. Быстрову.


Танк Т-26 преодолевает окоп


В составе частей 2-й механизированной бригады Первой Дальневосточной армии танки Т-26 участвовали в ожесточенных боях в районе оз. Хасан за сопки Безымянная и Заозерная. Бои начались 31 июля 1938 г и завершились 11 августа поражением японских захватчиков. Однако 28 мая 1939 г. они вторгаются в Монгольскую Народную Республику. Согласно договору о взаимной помощи советское правительство дало указание своим войскам, находившимся в МНР, защищать монгольские границы так же, как границы СССР. В боевых действиях у реки Халхин-Гол принимало участие небольшое количество огнеметных танков. Бой приняли танковые бригады 9-я, 11-я, 6-я, а также танковые полки стрелковых дивизий, в составе которых воевали танки Т-26. В результате разработанной совместно с монгольским и советским командованием операции японские войска были разгромлены и 16 сентября 1939 г. боевые действия прекращены.
1 сентября 1939 года нападением Германии на Польшу и объявлением Англией и Францией войны Германии началась Вторая мировая война.


Танк Т-26 в варианте с двумя башнями, вооруженный двумя пулеметами Максим

Ломая сопротивление Польской армии, немецкие части быстро продвигались на восток. К середине месяца они не только вышли на рубеж рек Западный Буг и Сан, но и в ряде мест переправились на восточные берега этих рек, вступив на территории Западной Украины и Западной Белоруссии. 17 сентября. перешли границу и советские войска. В составе стрелковых и кавалерийских соединений Белорусского и Украинского фронтов находились соответственно пять и шесть танковых бригад, имевших на вооружении танки Т-26.
30 ноября 1939 г. разразился тяжелый вооруженный конфликт между Финляндией и Советским Союзом. В этой зимней кампании с советской стороны было задействовано пять общевойсковых армий со средствами усиления. Армии имели в своем составе танковые бригады и батальоны, на вооружении которых имелись танки Т-26,в том числе и пушечные «двухбашенники».


Советский легкий танк Т-26. Проекции танка.

Танкам Т-26 приходилось особенно тяжело вести бои в условиях озерно-лесистой местности, изобиловавшей болотами и созданными искусственными заграждениями, сильных 30–40-градусных морозов и глубокого снега до двух метров толщиной. Пригодные для выдвижения пути были прикрыты финскими войсками. Узкие гусеницы проворачивались, буксовали, и танк садился днищем на снег или проваливался в незамерзающее болото. При длительных остановках для запуска двигателя воздушного охлаждения приходилось под днищем машины разводить костры. Выполнение боевых задач для танка как средства непосредственной поддержки пехоты было ограничено. Как следствие – большие потери от огня противотанковой артиллерии.


Советский легкий танк Т-26.

22 июня 1941 года войска округов, дислоцированные вдоль западной границы, вступили в неравный бой с немецко-фашистскими захватчиками. Особенно сильные удары в первые часы войны обрушились на войска Прибалтийского, Западного и Киевского особых военных округов (впоследствии переименованных в Северо-западный, Западный и Юго-западный фронты).
Южнее Бреста, в трех-четырех километрах от границы, за рекой Мухавец располагался военный городок 22-й танковой дивизии 14-го механизированного корпуса Красной Армии, на вооружении которого находились 504 танка Т-26 и несколько танков БТ. В состав корпуса входила и 30-я танковая дивизия, имевшая на вооружении устаревшие двухбашенные пулеметные танки и танки первых выпусков с 37-мм пушками. Обрушившийся неожиданный удар артиллерии и авиации из-за Буга уничтожил большую часть танков, артиллерии и автомашин, артсклад и склад горюче-смазочных материалов. Оставшиеся танки Т-26, развернувшись в боевой порядок, с ходу вступили в бой и вместе с подошедшими мотострелками отбили атаку и потеснили противника к Бугу.


Советский легкий танк Т-26. Проекции танка.

Танки из батальона капитана С.Н. Кудрявцева, совершив фланговый маневр, вышли к переправе через реку и огнем из пушек и пулеметов накрыли немецкий десант.
Во второй половине дня 22 июня 22-я дивизия, почти без горючего, боеприпасов и средств связи, вступает в бой с 3-й танковой дивизией немцев. Несмотря на большие потери, 23 июня, имея в своем составе всего 100 танков, дивизия принимает участие в контрударе 14-го мехкорпуса в районе Бреста. В бою у г. Жабинки 22-я дивизия понесла большие потери и под угрозой окружения отошла к г. Кобрину. 24 июня она совместно с 30-й танковой дивизией, имея в общей сложности 25 танков, вела бои на рубеже Буга. К 28 июня, после беспрерывных атак 3-й танковой дивизии немцев, наша 22-я насчитывала в своем составе всего 450 человек личного состава, 45 автомашин и ни одного танка.


Потерянные в ходе остутпления советские танки Т-26

Пушечные «двухбашенники» Т-26 имелись в составе 25-го мехкорпуса Харьковского военного округа. С началом войны дивизии корпуса были переброшены на Западный фронт, где участвовали в боях за г. Жлобин. Батальон двухбашенных Т-26 поддерживал огнем 117-ю стрелковую дивизию.


Командирский танк Т-26, вид слева.

Много боевых машин вышло из строя по техническим причинам, из-за хронической нехватки запасных частей и не слишком высокого качества бронетехники (чаще всего из строя выходили главный фрикцион и коробка передач). Большое количество поломок Т-26 было также из-за слабой подготовки механиков-водителей. Но участие в боях с фашистскими войсками Т-26 принимали до 1944 г. Они стояли на вооружении 1-й и 220-й танковых бригад Ленинградского фронта. В последний же раз Т-26 применялся в 1945 году против Квантунской армии в Маньчжурии.


Вид спереди


Вид спереди-сбоку


Танк Т-26, вид сзади.


Вид сбоку


Вид на танк сверху


Вид на заднюю часть башни


Вид на заднюю часть башни


Вид на выхлопную систему танка


Вид на моторный отсек танка Т-26


Вид на башню танка сзади


Вид на рым и крепежные элементы задней части корпуса танка Т-26


Вид на бронеплиту задней части корпуса танка


Вид на переднюю часть танка Т-26

Этот вариант стал основным танком общевойсковых соединений и танковых частей, предназначенных для поддержки пехоты. Он выпускался с 1933 до 1941 года в следующих модификациях:
- Т-26 - линейный танк с цилиндрической башней. Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 года и 7,62-мм пулемет ДТ;
- Т-26РТ - командирский танк с радиостанцией и цилиндрической башней;
- Т-26А - артиллерийский танк с 76,2-мм пушкой КТ-26 и 2 пулеметами ДТ;
- СТ-26 - саперный танк (мостоукладчик);
- ОТ-130, 131, 132, 133, 134 - огнеметные танки с огнеметной установкой и 1 - 2 пулеметами ДТ;
- Т-26-1 - линейный танк с конической башней. Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 -1938 гг., 2 пулемета ДТ. Часть машин выпускалась с 7,62-мм зенитной установкой П-40.

Всего на базе танка Т-26 разработано 53 типа боевых машин различного назначения, из которых 23 типа находились в серийном производстве. Начиная с 1938 года, на танках устанавливали телескопический прицел ТОС со стабилизацией линии прицеливания в вертикальной плоскости. Всего за время производства промышленностью было выпущено 11218 танков Т-26.
Более подробную информацию по модификациям Т-26 смотрите во второй части статьи про вариант танка Т-26 с одной башней.

Производство однобашениых танков Т-26, вооруженных 45-мм пушкой 20К, началось летом 1933 г. Уже осенью танк получил радиостанцию 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне. Такие машины имели наименование Т-26РТ, которые часто именуют командирскими. Так как работа орудия 20К вызывала массу нареканий, в основном связанные с так и не устраненными отказами автоматики, то к концу 1933 г. была проведена частичная модернизация пушки. С декабря улучшенное орудие 20К под наименованием 45-мм танковой пушки образца 1934 г. (часто можно встретить обозначение "45-мм танковая пушка образца 1932/34 гг.") было поставлено в серийное производство. Для поражения пространства сзади танка с начала 1936 г. в кормовой части башни стали устанавливать шаровую установку с пулеметом ДТ. Каждый пятый танк оснащался фарами боевого света для ночной стрельбы, закрепленными на маске орудия.

Для обороны от вражеских самолетов часть машин несла зенитные пулемёты ДТ. Первоначально их устанавливали на вертлюжной установке. Однако, ввиду неудобства пользования пулеметом, начиная с 1937 г монтировалась вращающаяся турельная установка П-40.

В 1936 г. танк принял участие в боевых действиях в Испании. Советский Союз поставил 297 танков Т-26. Советские танки продемонстрировали с одной стороны, полное превосходство над немецкой и итальянской бронетехникой, находившейся на вооружении сторонников Франко, а с другой - слабость легкобронированных танков перед появившимся на поле сражения - скорострельной малокалиберной противотанковой артиллерией.
К этому времени 8 ряде стран были разработаны и запущены в серийное производство танки той же весовой категории, что и Т-26, но имевшие при более-менее сходном вооружении лучшее бронирование, скоростные и маневренные качества. Конструкторы разработали ряд проектов машин, призванных заменить Т-26, но они так и остались на стадии эскизов.
А танк подвергся новой модернизации, в ходе которой планировалось поднять мощность двигателя, усилить подвеску и бронирование танка. По ряду причин как производственного, так (не в последнюю очередь) и политического, характера в полном объеме реализовать намеченные планы не удалось. В частности, не был готов новый корпус с наклонным расположением утолщенных листов подбашенной коробки. Появившаяся в 1938 г. модификация танка имела старый бронекорпус, но новую башню конической формы, что должно было несколько повысить защищенность машины.

В 1938 г. была принята на вооружение 45-мм танковая пушка 20К образца 1938 г., которая и стала устанавливаться на Т-26. Пушка имела электроспуск и стабилизированный прицел ТОП-1, который существенно повышал возможность поражения цели при ведении огня с ходу. Удалось поднять мощность двигателя с 90 до 95 л.с., и за счет установки дополнительного топливною бака увеличить запас хода. Тем не менее несмотря на усиление тележек подвески, ходовая часть оказалась перегруженной. От модификации к модификации неизменно ухудшались проходимость и маневренные свойства танка.

В 1939 г. машина претерпела последнюю модернизацию Танк получил подбашенную коробку с наклонными листами, толщину которых увеличили с 15-мм до 20-мм, увеличилась боеукладка, чему способствовало и изъятие на большей части Т-26 данного выпуска тыльного пулемета. Лобовая деталь башни изготавливалась как сварной, так и штампованной. Особенностью танка стала специальная защитная крышка над жалюзи радиатора. Танк получил радиостанцию 71-ТК-З, поручневая антенна, резко выделявшая радийные танки (в большинстве случаев являвшимися танками командиров подразделений), была заменена на штыревую.

Все эти изменения привели к тому, что масса Т-26 превысила 10 тонн. Несмотря на усиление конструкции, ходовая часть работала на пределе. Часто, особенно при поворотах, танк стал терять гусеницы. По результатам испытаний было отмечено, что бронирование танка не отвечает современным требованиям, нет и резерва для возможного усиления вооружения. Вывод был сделан: "Т-26 является танком устаревшей конструкции. Необходимо срочно разработать замену этой боевой машине". И такая замена появилась, разработанный в КБ завода №174 новый танк сопровождения пехоты Т-50. Танк Т-26 оставался в производстве до конца 1940 г.

К этому времени танк успел принять участие в советско-японском вооруженном конфликте у озера Хаоан в июле 1938 г. и в боевых действиях у реки Халхин-Гол в 1939 г. Причем, во всех случаях речь идет об однобашенных танках, так как участью двухбашенных Т-26 стала роль учебной машины в стрелковых и механизированных частях. Накануне Второй мировой войны Т-26 состояли в основном на вооружении отдельных легкотанковых бригад (в каждой из которых насчитывалось от 250 до 270 машин) и отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий (50-60 танков). В сентябре 1939 г. танки Т-26 принимали участие в «освободительном походе» в Западную Украину н Западную Белоруссию. Всею границу Польши пересекли свыше полугора тысяч Т-26, из них в боях было потеряно 15 штук. Правда, эксплуатационные потери за то же время оказались в двадцать раз большими.

1 - броневой корпус; 2 - башня; 3 - двигатель; 4 - коробка перемены передач; 5 бортовой фрикцион; 6 - тормоза; 7 - бортовая передача (за броневым листом); 8 - ходовая часть; 9 - перегородка, отделяющая боевое отделение от моторного; 10 - броневые жалюзи над масляным радиатором; 11 - воздушный колпак; 12 - 45-мм пушка 20К; 13 - аккумуляторная батарея; 14 -откидной лобовой щиток водителя; 15 - опорные катки; 16 - тележка подвески; 17 - глушитель.

К началу боевых действий против Финляндии, то есть к 30 ноября 1939 г., в составе бронетанковых войск Ленинградского фронта насчитывалось 848 танков Т-26, причем представлена данная модель была практически всеми модификациями: начиная с двухбашенчых самого первого выпуска и заканчивая новыми машинами, поступившими прямо из заводских цехов. Танки применялись по прямому назначению - поддержки действий пехоты. Первые же бои еще раз напомнили об основной проблеме Т-26 - слабости бронезащиты. Противотанковые орудия финнов без труда поражали легкие танки, испытывавшие к тому же немалые трудности при передвижении по глубокому снегу. Срочно потребовалось решить вопрос о существенном усилении бронирования танка. Единственным доступным способом оказалось экранирование дополнительными бронелистами толщиной 30-мм-40-мм (толщина собственной брони Т-26 последних модификаций не превышала 20-мм). Как показали полигонные стрельбы, танк выдерживал попадание 45-мм бронебойного снаряда с дистанции 500 м. Но масса экранированного танка превысила 12 тонн, что заставляло работать двигатель и подвеску с большой перегрузкой. В войска, переоборудование подобным образом, танки поступили в середине февраля 1940 г. и приняли участие в завершающей фазе советско-финской войны. Характер боевых действий обусловил и уровень потерь: около 1000 танков Т-26 было потеряно по причинам как боевого, так и небоевого характера.

К началу Великой Отечественной войны бронетанковые войска претерпели ряд реорганизационных мероприятий. Бронетехника была сведена в механизированные корпуса, находящиеся в различных стадиях формирования. Большей частью входящая в их состав техника была представлена наиболее многочисленными к тому времени танками Т-26 и БТ различных модификаций. Всего по состоянию на 1 июня 1941 г. в РККА числилось 10268 танков Т-26, включая специальные машины на её базе, из них в приграничных, военных округах насчитывалось 4875 машин. По различным оценкам количество боеготовых машин колеблется от 3000 до 3500 штук. Ситуации усугублялась тем, что до трети от этого числа танков составляли машины первых лет выпусков, отличавшихся более низкой надежностью, что не могло не сказаться в условиях реальных боевых действий.

С началом войны вся эта техника, даже считавшиеся безнадежно устаревшими двухбашенные танки, была брошена в бой. Потери в танках в первые недели воины оказались катастрофическими. На смену потерянным машинам срочно перебрасывались Т-26 из внутренних округов и с Дальнего Востока. Используя имеющийся задел корпусов, башен и других агрегатов, завод №174 возобновил в июле 1941 г. выпуск Т-26. До своей эвакуации в сентябре того же года завод изготовил порядка 120 танков.

Несмотря на кажущуюся бесполезность машины, в умелых руках при грамотном применении танк наносил врагу чувствительный урон. Даже двухбашенные Т-26, которые, судя по имеющимся документам, применялись до Сталинградской битвы (на Ленинградском Фронте вплоть до снятия блокады в начале 1944 г.). Внеся посильный вклад в разгром врага под Москвой. Т-26 в 1942 г. принял участие практически во всех боевых операциях, танк защищал Севастополь, участвовал в наступлении на Харьков, в Сталинградской битве и обороне Кавказа. Практически по всех случаях потерянные в боях Т-26 не восстанавливались, а заменялись более современными Т-60 и Т-70.

Тактико-технические характеристики танков Т-26

Т-26 2-х башенный пулеметный

Т-26 2-х башенный пушечно-пулеметный

Т-26, вып. 1934 г.

Т-26, вып. 1935 г.

Т-26 вып. 1936 г.

Т-26 вып. 1937 г.

Т-26 вып. 1938 г.

Т-26 вып. 1939 г.

Т-26, вып. 1940 г.

Боевая масса, г
Экипаж,чел.
Длина корпуса, мм
Ширина, мм
Высота, мм
Клиренс, мм

С началом производства танка Т-26 советские танковые войска вышли на новый уровень эффективности. На технику данной модели возлагалась поддержка пехоты при наступлении в рамках концепции глубокого боя. При проведении наступательных операций эти танки стали основной силой. Сегодня мы узнаем, как создавался и модернизировался танк Т-26. Фото моделей разных лет помогут проанализировать, как он развивался.

Предпосылки для создания

В мае 1930 года закупочная комиссия Советского Союза во главе с И.В. Халепским подписала контракт с английской компанией Vickers на покупку 15 танков. В конце октября этого же года в СССР прибыл первый танк, а к середине следующего года - последний. В сборке купленной техники участвовали как английские, так и советские специалисты. Каждый танк обошелся СССР в 42 тысячи рублей. Советский танк Т-19, к примеру, стоил более 96 тысяч рублей. При этом английская машина, которую уже тогда назвали Т-26, была гораздо проще в сборке и эксплуатации, а также обладала большей маневренностью. В силу этих обстоятельств было принято решение отказаться от выпуска танка Т-19 и бросить все силы на организацию серийного производства модели Т-26 на просторах СССР.

Выбор производителя

В феврале 1931 года Реввоенсовет СССР принял танк Т-26 на вооружение. Производство машины предполагалось развернуть на Челябинском ТЗ. Затем предпочтение получил Сталинградский завод, который еще строился. При этом на последнем предприятии планировалось выделить отдельный цех для выпуска 10 тысяч танков в год в военное время. Но в итоге производство решили развернуть на заводе «Большевик» в Ленинграде, так как это предприятие уже имело опыт в танкостроении. Руководство проектными работами и дальнейшей модернизацией техники поручили С.А. Гинзбургу.

В конце лета 1931 года Комитет обороны СССР принял постановление, касатеющиеся программы создания танков в условиях военного времени. Согласно этому документу, в первый год военных действий заводы должны будут выпустить практически 14 тысяч боевых машин. Как выяснилось позже, данная цифра оказалась более чем завышенной, как и план производства на год. Первоначально планировалось, что за 1931 год предприятие выпустит 500 единиц техники. Уже в феврале план сократился до трехсот танков с условием, что первая машина будет готова к маю. Но и эти задачи оказались невыполнимыми.

Производство

Весной 1931 года полным ходом шла подготовка к серийному выпуску танка Т-26 по временной (обходной) технологии. Предприятие собирало параллельно две эталонные машины. К 1 мая были закончены рабочие чертежи, а 16 июня был утвержден технический процесс. Лишь после этого завод начал изготавливать инструмент и оснастку для дальнейшего производства. В результате летом 1931 года была создана установочная партия танков, состоящая из десяти машин. Осенью серийное производство начало набирать нормальные обороты.

В феврале следующего года на базе завода «Большевик» открыли новое предприятие - завод №174. Его главным конструктором стал С.А. Гинзбург. Несмотря на расширение мощностей, план 1932 года также не удалось выполнить. В апреле К.К. Сиркен (директор завода №174) в своем докладе заявил, что предприятие отстает от графика из-за смежников, которые не только задерживают поставку узлов и агрегатов, но и выпускают некачественную продукцию. Доля брака по силовым установкам доходила до 88%, а по корпусам - до 41%.

Тем не менее в 1932 году завод выпустил 1410 экземпляров техники, 960 из которых попали в войска. Подобную картину можно было наблюдать и в дальнейшем. К середине 1941 года с конвейера завода №174 сошло 11218 танков Т-26. Танк данной модели стал наиболее массовой боевой машиной армии в предвоенный период.

Отличия от прообраза

Выпускающаяся с 1931 года двухбашенная модель незначительно отличалась от британского прототипа. Корпус танка был клепанным с коробчатым сечением. На подбашенной коробке располагались две цилиндрические башни. В каждой из них отводилось место для одного солдата. В передней части корпуса с правой стороны располагался механик-водитель. Самым весомым отличием первых серий танка Т-26 от английского аналога был тот факт, что башни были приспособлены под установку пулемета ДТ, а на машинах Vickers вместо прямоугольных амбразур были круглые.

С осени 1931 года так называемая вторая серия машин стала оборудоваться башнями большей высоты, оснащенными смотровым окном. Крышка люка механика-водителя получила смотровую щель, но пока что без стеклоблока. В марте 1931 года над коробом воздуховывода появился кожух для защиты от осадков. Немного позже кожух начали делать единым целым с коробом воздуховывода.

Оснащение

Теперь узнаем, каким оборудованием отличался от своего английского аналога танк Т-26. Двигатель был копией английского мотора Armstrong Siddeley и развивал мощность 90 лошадиных сил. Он включал в себя 4 цилиндра и имел воздушную систему охлаждения. Механическая трансмиссия, которой оснащался танк, имела в своем составе однодисковый фрикцион сухого трения, карданный вал, 5-ступенчатую КПП, бортовые фрикционы, бортовые передачи и ленточные тормоза. В составе ходовой части одного борта были 8 опорных 300-миллиметровых прорезиненных катков, 4 поддерживающих 254-миллиметровых обрезиненных катка, направляющих колесо с натяжным механизмом кривошипного типа и ведущих переднее колесо, оснащенное съемными зубчатыми венцами. Гусеницы имели ширину 250 мм и выполнялись из марганцовой или хромоникелевой стали.

Средства внешней связи отсутствовали на линейных машинах Т-26. Танк оборудовался «звуковой трубой» для контакта механика-водителя с командиром. Позже ее заменили на светосигнальное устройство.

Вооружение

В начале 1932 года началась проработка вопроса об усилении вооружения модели Т-26. Танк, оснащенный пулеметом, не мог работать по огневым точкам неприятеля с больших расстояний и с должной эффективностью обороняться от противника. В марте 1932-го прошли испытания танка Т-26, правую башню которого заменили аналогичным элементом танка Т-35-1, вооруженным пушкой ПС-2 калибром 37 мм. Вскоре подобная доработка коснулась еще двух опытных образцов Т-26.

Орудие ПС-2 для своего времени имело весьма внушительные характеристики, однако оно так и не было принято на вооружение. ГАУ отдало свое предпочтение немецкой пушке Rheinmetall с таким же калибром. По образу последней была создана и принята на вооружение пушка Б-3 (5К). В сравнении с ПС-2, Б-3 имела не такой большой откат и размер казенника. Это открывало перспективу ее монтажа в штатную башню Т-26 с минимальными доработками.

Заводу имени Калинина так и не удалось наладить производство пушек Б-3 в достаточных объемах. А с лета 1932 года все орудия Б-3 стали передаваться на вооружение танков модели БТ-2. В этой связи в правой башне Т-26 начали устанавливать 37-миллиметровую пушку ПС-1, которая на тот момент была уже хорошо освоена промышленностью. Тем не менее выпуск таких орудий затухал, а складские запасы оказались весьма скудными. Поэтому пришлось использовать демонтированные пушки с устаревших танков «Рено», или Т-18.

По плану перевооружения, орудиями должно было оснащаться 20% танков, но в действительности пушки установили на несколько большее количество боевых машин. Из 1627 экземпляров, выпущенных за 1931-1932 годы, пушками ПС-1 вооружили 450 танков Т-26. В марте 1932 года Красная Армия приняла на вооружение противотанковую пушку 19К калибром 45 мм. Вслед за ней была создана соответствующая установка с заводским индексом 20-К. По сравнению со старой противотанковой пушкой ГТС-2, 19К имела ряд улучшенных показателей: бронепробиваемость, массу осколочного снаряда и массу взрывчатого вещества. Кроме того, благодаря введению вертикального клинового затвора, конструкторам удалось увеличить скорострельность пушки. Проблема в том, что на отладку 19К ушло порядка четырех лет. Лишь в 1935 году начались поставки пушек с отлаженной полуавтоматикой.

В конце 1932 года было принято решение о выпуске танков Т-26, оснащенных 45-миллиметровой пушкой, спаренной с пулеметом ДТ. Под этот тандем спроектировали новую башню, которая уже на первых испытаниях отлично себя показала. С 1935 года советский танк Т-26 стал оборудоваться противотанковой пушкой образца 1934 года. К этому времени на ней заменили полуавтоматику механического типа на полуавтоматику инерционного типа. Последняя могла работать полностью лишь при ведении огня бронебойными снарядами.

При стрельбе осколочными снарядами автоматика работала только на четверть. Это значит, что стрелок должен был вручную открывать затвор и извлекать гильзу, а при вкладывании нового патрона в камеру закрывание затвора происходило автоматически. Причиной тому стало различие в начальной скорости полета бронебойного и осколочного снарядов.

Нововведения последующих лет

В 1935 году при изготовлении корпуса и башни стали применять электрическую сварку. Боекомплект пушки составил 122 выстрела, а у моделей с радиостанцией - и вовсе 82. Емкость топливного бака возросла. Легкий танк Т-26 образца 1935 года весил 9,6 тонн.

В 1936 году был изменен натяжной механизм, введен сменный резиновый бандаж с опорными катками. Но самое главное новшество этого года - установка второго пулемета ДТ в нише башни. Из-за этого боекомплект пушки сократили до 102 выстрелов. Масса танка слегка возросла и составила 9,65 тонн.

В 1937 году на некоторые экземпляры танка стали устанавливать зенитные пулеметы на турельных установках. Вместе с тем на пушке появилось два прожектора, выполняющих функцию так называемого боевого света. Также было введено переговорное устройство модели ТПУ-3. В этом же году силовую установку форсировали до мощности 95 лошадиных сил. Боекомплект танков без радиостанции достиг 147 снарядов и 3087 патронов. Масса машины увеличилась до 9,75 тонн.

В 1938 году цилиндрическую башню заменили на коническую с 45-миллиметровой пушкой. В пушках, произведенных в 1937 и 1938 годах, был электрический затвор, позволяющий производить выстрел как ударным способом, так и с помощью электрического тока. Пушки с электрическим затвором имели телескопический прицел ТОП-1, который с 1938 года начал назваться ТОС. В отличие от танков ранних годов выпуска с одним 182-литровым баком, машина стала оснащаться двумя баками на 110 и 180 литров. Благодаря этому значительно увеличился запас хода. Вместе с тем масса боевой машины возросла до 10,28 т.

Модели с конической башней и подбашенной коробкой прямой конфигурации могли отличаться друг от друга наличием радиостанции, кормового пулемета ДТ, прожекторов боевого света и зенитной установки. Кроме того, конические башни могли быть двух типов: со сварным или штампованным лобовым щитом. На части танков устанавливалась командирская панорама.

В 1939 году советский легкий танк Т-26 в очередной раз был модернизирован. Была введена подбашенная коробка с броневыми листами, установленными под наклоном. На части машин кормовой пулемет заменили на дополнительную 32-снарядную боеукладку. Как результат, боекомплект танков без радиостанций вырос до 205 снарядов и 3654 патронов. У танков с рацией было 165 снарядов и 3213 патронов. На машины 1939 года выпуска устанавливалось новое переговорное устройства. Изменения затронули также силовую установку, которой оснащался танк Т-26. 5-ступенчатая трансмиссия с доработанным 97-сильным мотором позволила танку передвигаться гораздо динамичнее. Также было произведено усиление подвески.

В 1940 году Т-26 был модернизирован в последний раз. Вместо цементированной 15-мм брони использовать гомогенную 20-мм броню. Также в этом году был введен унифицированный смотровой прибор, обновленный погон башни и бакелитированый топливный бак. Масса такого танка составила более 12 тонн.

Боевые машины специального назначения

Модель танка Т-26 стала основой для большого количества специальных боевых машин. На ее базе выпускали:

  1. Огнеметные танки ХТ 26/130/133.
  2. Телемеханические машины ТТ-26 и ТУ-26.
  3. Мостоукладчик СТ-26.
  4. Самоходные установки для артиллерии СУ-5-2.
  5. Бронетранспортеры.
  6. Артиллерийские тягачи.

Танк Т-26: боевое применение

Боевое крещение танк прошел в Испании во время гражданской войны. Первая партия, состоящая из 15 машин, прибыла в Картахену в начале осени 1936 года. В общей сложности до конца войны СССР поставил в Испанию 297 машин Т-26. Танк, поставляющийся в Испанию, был однобашенным (1933 года выпуска). Он участвовал едва ли не во всех операциях республиканцев и очень неплохо себя зарекомендовал. После испанских боев стало очевидно, что советский танк во многом превосходит немецкую и итальянскую технику, однако имеет недостаточную степень броневой защиты.

В операциях Красной Армии танк впервые принял участие в 1938 году во времена советско-японского конфликта. В танковую группировку тогда вошло 257 экземпляров Т-26, 107 из которых представляли собой специальную технику. Во времена Великой Отечественной войны танки Т-26 активно использовались вплоть до 1943 года.

Заключение

Сегодня мы узнали, что представлял собой танк Т-26. Фото этой мощной машины выглядит не очень внушительно, по сравнению с современными танками. Но были времена, когда Т-26 считался едва ли не вершиной военного искусства. Героя нашего рассказа не единожды можно встретить в литературе. К примеру, книга «Т-26. Тяжелая судьба легкого танка», которую написал военный эксперт Максим Коломиец, полностью посвящена боевой машине данной модели. Ее также часто вспоминают в общем контексте советского танкостроения. Книга Михаила Барятинского «Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2» описывает военные достижения танков разных лет, выпущенных в СССР.

Рассказав в первой части о танке Т-26 образца 1933 года, мы плавно переходим ко второму экземпляру, который нам удалось пощупать и увидеть в действии.


Так же, как и первый Т-26, этот танк находится в открытой экспозиции Музея отечественной военной в селе Падиково Московской области.

Заметно, что за 6 лет (с 1933-го по 1939-й) танк прошел определенный путь развития.

В первом материале мы остановились на том, что Т-26 однобашенной компоновки пошел в серийное производство в 1933 году. Но к 1939 году это была уже несколько другая машина. Мы остановимся на самых значительных с нашей точки зрения моментах.

В то время танки командиров оснащались радиостанциями. Это было прекрасно. Радиостанции комплектовались поручневыми антеннами. Это был минус, причем громадный.

Мало того, что из-за размещения рации задней части башни боекомплект пришлось уменьшить со 136 до 96 снарядов. Опыт боев в Испании и у озера Хасан показал, что противник обычно сосредотачивает огонь именно на танках, с характерным ободком вокруг башни. Поручневую антенну заменили менее заметной штыревой. По опыту боевого применения танки обзавелись фарами: над пушкой для ведения огня ночью и для водителя.

С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять с помощью электросварки вместо заклепок, боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 для танка с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков.


С 1937 года на Т-26 появилось внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л.с.

На танках появились конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов. Такие башни лучше выдерживали попадания обычных, не бронебойных пуль.

1938 год стал эпохальным в плане нововведений для Т-26. На танках начали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости. В днище появился аварийный люк. В пушках выпуска 1937 и 1938 годов появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела как ударным способом, так и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 года - ТОС).

Если хорошо так задуматься – для «совсем устаревшего» танка – весьма и весьма неплохо.

Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 года, имели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, задний башенный пулемет убрали и боекомплект пушки довели до 205 снарядов (на машинах с радиостанцией до 165).


Перископы для командира и стрелка

Еще раз попробовали повысить мощность двигателя и довели ее до 97 л. с.

С 1940 года подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной стали вместо цементированной.

Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 года, но в июле-августе 1941 года в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов. Всего Красная Армия получила более 11000 легких танков Т-26 двадцати трех модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся "химическими") и саперные (мостовые).

Вот такой танк встречал войну в основной массе советской бронетехники.

По личным ощущениям. Небольшая, но удобная для всех членов экипажа машина. Довольно много места, можно неплохо так перемещаться в танке. Если сравнить с Т-34, который сам побольше будет, но потеснее. Удобная машина, вот ничего больше не сказать. Чувствуются английские корни.


ТТХ легкого танка Т-26 образца 1939 г.

Масса в снаряженном состоянии: 10 250 кг
Экипаж: 3 чел

Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона: 15 мм/28-80°
Башня/угол наклона: 15-10 мм/72°
Борт/угол наклона: 15 мм/90°
Корма/угол наклона: 15 мм/81°

Вооружение:

45-мм пушка образца 1934-1938гг, два 7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект:

205 выстрелов, 3654 патрона (для танка с рацией 165 и 3087 соответственно)

Двигатель:

Т-26, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения
Мощность двигателя: 97 л. с. при 2200 об/мин
Количество передач: 5 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака: 292 л.
Скорость по шоссе: 30 км/ч.
Запас хода по шоссе: 240 км

Преодолеваемые препятствия:

Подъем: 35 град.
Ширина рва: 1,8 м
Высота стенки: 0,55 м
Глубина брода: 0,8 м

Насколько был хорош в бою Т-26, насколько он устарел фактически, мы поговорим в следующей части.

Первым танковым соединением, получившим Т-26, была 1-я механизированная бригада имени К.Б. Калиновского (МВО). Машины, поступившие в войска до конца 1931 года, не имели вооружения и предназначались в основном для обучения. Эксплуатация их началась лишь в 1932 году, тогда же был утвержден новый штат мехбригады, по которому в ее составе должно было быть 178 Т-26.

Опыт учений 1931-32 гг. выявил необходимость создания еще более крупных соединений. С осени 1932 года начинается формирование механизированных корпусов в Московском, Ленинградском и Украинском военных округах. В состав корпуса входили две механизированные бригады, одна имела на вооружении танкиТ-26, другая - БТ. С 1935 года, мехкорпуса стали вооружаться только танками БТ.

С момента начала поступления в войска Т-26 образца 1933 года, какое-то время танковый взвод состоял из 2-х пулеметных и одной пушечной однобашенной машины. По мере насыщения войск новой модификацией Т-26, двухбашенные пулеметные машины передавались в учебно-боевые парки и танковые батальоны стрелковых дивизий. К 1935 году танковый батальон стрелковой дивизии состоял из 3-х рот по 15 Т-26 в каждой.

В августе 1938 года механизированные корпуса, бригады и полки были преобразованы в танковые. На конец 1938 года в РККА имелось 17 легкотанковых бригад по 267 танков Т-26 в каждой и три химические танковые бригады, укомплектованные химическими (огнеметными) танками на базе Т-26.

Боевое крещение Т-26 получили во время гражданской войны в Испании . 26 сентября 1936 года в Картахену прибыла первая партия из 15 танков Т-26, которые предназначались для обучения испанцев. Но положение республиканцев осложнилось и из этих танков сформировали танковую роту, под командованием капитана П. Армана. 29 октября рота вступила в бой.

1 ноября участие в боях приняла танковая группа полковника С. Кривошеина, в составе 23-х Т-26 и 9-ти бронеавтомобилей. При этом на части танков уже были испанские экипажи. С начала декабря в Испанию стали в массовом порядке поступать танки Т-26 и другая техника, а также личный состав во главе с комбригом Д.Г.Павловым. Танкисты-добровольцы были набраны из лучших частей Красной Армии: механизированной бригады имени Володарского (г. Петергоф), 4-й механизированной бригады (г. Бобруйск), 1-го механизированного корпуса им. Калиновского (г. Наро-Фоминск). На основе почти 100 единиц техники и прибывшего личного состава началось формирование 1-й Республиканской танковой бригады. За счет советской помощи к лету 38 года в республиканской армии уже было 2 танковые дивизии.

Интербригадовцы на танке Т-26

Всего до конца войны в Испании СССР поставил республиканской армии 297 Т-26, причем поставлялись только однобашенные машины образца 1933 года. Эти танки принимали участие фактически во всех операциях республиканцев и показали себя достаточно хорошо. Немецкие Pz-I и итальянские танкетки CV3/33 были бессильны против Т-26.

Во время боя у селения Эскивиас Т-26 Семена Осадчего таранил итальянскую танкетку и сбросил ее в ущелье. Вторая танкетка была уничтожена пушечным огнем, а две других повреждены. Соотношение потерь иногда было еще выше. Так, в период сражения под Гвадалахарой за 1 день 10 марта взвод из двух Т-26 под командой испанца Э.Феррера подбил 25 итальянских танкеток. Надо сказать, что советским танкистам противостоял достойный противник. Пехота мятежников, особенно "Иностранный легион" и марокканцы, неся большие потери от действий танков, позиций не оставляла и не отступала. Марокканцы забрасывали танки гранатами и бутылками с зажигательной смесью, а когда их не было, отчаянно кидались прямо под боевые машины, стреляли в упор по смотровым щелям, били прикладами и хватались за гусеницы.

Бои в Испании продемонстрировали, с одной стороны, превосходство Т-26 над итальянской и немецкой техникой, а с другой - недостаточную броневую защиту Т-26. Даже его лобовая броня пробивалась снарядами 37-мм ПТО на всех дистанциях действительного огня.

Республиканский Т-26 на улице Мадрида

Первой боевой операцией, собственно Красной Армии, в которой участвовали Т-26, стал советско-японский конфликт у озера Хасан в июле 1938 года. Для разгрома японской группировки, советское командование привлекло 2-ю механизированную бригаду, а также 32-й и 40-й отдельные танковые батальоны. В советской танковой группировке насчитывалось 257 Т-26, в том числе 10 ХТ-26, три мостоукладчика СТ-26, 81 БТ-7 и 13 САУ СУ-5-2.

При штурме занятых японцами сопок Богомольная и Заозерная наши танкисты натолкнулись на хорошо организованную противотанковую оборону. В результате, было потеряно 85 танков Т-26, из них 9 - сожжены. После окончания боев 39 танков были восстановлены силами воинских частей, остальные потребовали заводского ремонта.

Основная тяжесть боев в Монголии у реки Халхин-Гол "легла на плечи" танков БТ. По состоянию на 1 февраля 1939 года в составе 57-го Особого корпуса имелось всего 33 танка Т-26, 18 ХТ-26 и шесть тягачей на базе Т-26. БТ-5 и БТ-7 было 219 штук. Мало изменилась ситуация и в дальнейшем. Так, на 20 июля 39 года в частях 1-й армейской группы имелось в наличии 10 танков ХТ - 26 (11-я легкотанковая бригада) и 14 Т-26 (82-я стрелковая дивизия). К августу число Т -26, главным образом химических, немного увеличилось, но все равно они составляли небольшую часть участвовавших в боях единиц бронетехники. Тем не менее, использовались они весьма интенсивно.

В документах 1-й армейской группы отмечалось, что "Т-26 показали себя исключительно хорошо, прекрасно ходили по барханам, очень большая живучесть танка. В 82-й дивизии был случай, когда в Т-26 было 5 попаданий из 37 -мм орудия, разнесло броню, но танк не загорелся и после боя своим ходом пришел на СПАМ". После подобной лестной оценки следует куда менее лестное заключение, касающееся уже бронирования Т-26: "японская 37-мм пушка пробивает броню любого нашего танка свободно".

Отдельной оценки удостоились действия химических танков.

"К началу боевых действий в составе 57-го Особого корпуса имелось всего 11 химических танков (ХТ-26) в составе роты боевого обеспечения 11-й легкотанковой бригады. Огнеметной смеси имелось 3 зарядки в роте и 4 на складе.

20 июля в район боевых действий прибыла 2-я рота химических танков из состава 2-й танковой химической бригады. Она имела 18 ХТ-130 и 10 зарядок огнеметной смеси. Однако оказалось, что личный состав имеет очень слабую подготовку к огнеметанию. Поэтому до выхода роты непосредственно к району боевых действий с личным составом были проведены практические занятия по огнеметанию и изучен боевой опыт, уже имеющийся у танкистов-химиков 11-й ЛТБр.

Кроме того, в составе прибывшей на фронт 6-й танковой бригады имелось 9 ХТ-26. Всего к началу августа в войсках 1-й армейской группы имелось ХТ-26 - 19, ЛХТ-130 - 18 шт.

За период августовской операции (20-29 августа) все химические танки принимали участие в бою. Особенно активно они действовали в период 23-26 августа, причем в эти дни ЛХТ-130 ходили в атаку по 6-11 раз.

Всего за период конфликта химические подразделения израсходовали 32т огнеметной смеси. Потери в людях составили 19 человек (9 убитых и 10 ранено), безвозвратные потери в танках - 12 машин, из них ХТ-26 - 10, ХТ-130 - 2.

Слабым местом применения огнеметных танков явились плохая разведка и подготовка машин к атаке. В результате было большое расходование огнесмеси на второстепенных участках и излишние потери.

В ходе первых же боев было установлено, что японская пехота не выдерживает огнеметания и боится химического танка. Это показал разгром отряда Азума 28-29 мая, в котором активно использовались 5 ХТ-26.

В последующих боях там, где использовались огнеметные танки, японцы неизменно оставляли свои укрытия, не проявляя стойкости. Например, 12 июля отряд японцев в составе усиленной роты с 4-мя ПТО проник в глубь нашего расположения и, несмотря на неоднократные атаки, оказывал упорное сопротивление. Введенный только один химтанк, который дал струю огня по центру сопротивления, вызвал в рядах противника панику, японцы из передней траншеи убежали в глубь котлована и подоспевшей нашей пехотой, занявшей гребень котлована, этот отряд был окончательно уничтожен".

Накануне Второй мировой войны Т-26 главным образом состояли на вооружении отдельных легкотанковых бригад (256-267 танков в каждой) и отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий (одна рота - 10-15 танков). В составе этих частей, они принимали участие в "освободительном походе" на Западную Украину и Польшу.

17 сентября 1939 года польскую границу пересекли 878 Т-26 Белорусского фронта и 797 Т-26 Украинского фронта. Потери в ходе боевых действий во время польского похода были незначительны: всего 15 "двадцатьшестых", а вот по причине разного рода технических неисправностей в ходе маршей вышли из строя 302 машины.

Советско-финская война началась 30 ноября 1939 года. В войне с Финляндией принимали участие 10-й танковый корпус, 20-я тяжелая, 34-я, 35-я, 39-я и 40-я легкие танковые бригады, 20 отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий. Уже в ходе войны на фронт прибыли 29-я легкотанковая бригада и значительное количество отдельных танковых батальонов. Парк танков Т-26, использовавшихся во время Зимней войны, был очень пестрым. Можно было встретить и двухбашенные и однобашенные танки разных годов выпуска, от 1931 до 1939 года. В танковых батальонах стрелковых дивизий, материальная часть была, как правило, старая, выпуска 1931-1936 гг. Всего же к началу боев в танковых частях Ленинградского фронта было 848 танков Т-26.

Как и боевые машины других марок, Т-26 использовались в качестве основной ударной силы при прорыве линии Маннергейма. В основном привлекались для разрушения фортификационных сооружений: от расстрела противотанковых надолб до стрельбы прямой наводкой по амбразурам финских ДОТов.
Советский легкий танк Т-26 выдвигается к месту боев. На крыле выложены фашины для преодоления рвов. По характерным признакам машина выпуска 1939 года. Карельский перешеек.



Отдельного описания стоят действия 35-й легкотанковой бригады, так как только она столкнулась с финскими танками. К началу прорыва главной полосы обороны линии Маннергейма, танки бригады побатальонно были приданы 100-й, 113-й и 123-й стрелковым дивизиям. В конце февраля 1940 года в полосу наступления указанных дивизий была выдвинута 4-я финская танковая рота, в состав ее входили 13 танков "Виккерс 6-тонный", из них 10-вооруженных 37-мм пушкой "Бофорс". Финские танки должны были поддержать атаку 23-й финской пехотной дивизии.
Легкий танк Т-26 на занятиях по преодолению противотанковых препятствий. На крыле выложены фашины для преодоления рвов. По характерным признакам машина выпуска 1935 года. Карельский перешеек.

В 6.15 26 февраля восемь пушечных "Виккерсов" двинулись в бой. Из-за поломок две машины остановились, и к позициям советских войск вышли шесть танков. Однако финским танкистам не повезло - пехота за ними не пошла, а из-за плохой разведки "Виккерсы" напоролись прямиком на танки 35-й бригады. Если судить по финским документам, судьба "Виккерсов" сложилась так: танк R-648 был подбит огнем нескольких советских машин и сгорел. Командир танка был ранен, но сумел выйти к своим, остальные трое членов экипажа погибли. Танк R-655, перейдя железную дорогу, был подбит и оставлен экипажем. Этот танк финны смогли эвакуировать, но восстановлению он не подлежал и был разобран на запчасти. "Виккерсы" R-664 и R-667 получили по нескольку попаданий и потеряв ход некоторое время вели огонь с места, а затем были оставлены экипажами. R-668 застрял, пытаясь свалить дерево и был сожжен, из экипажа уцелел один человек. "Виккерс" R-670 также был подбит.

В оперативной сводке 35-й бригады за 26 февраля сделана лаконичная запись: "Два танка "Виккерс" с пехотой вышли на правый фланг 245-го пехотного полка, но были подбиты. Четыре "Виккерса" пришли на помощь своей пехоте и были уничтожены огнем трех танков командиров рот, шедших на рекогносцировку".

В "Журнале военных действий" 35-й бригады запись не менее красноречива: "26 февраля 112-й танковый батальон с частями 123-й стрелковой дивизии вышел в район Хонканиеми, где противник оказывал упорное сопротивление, неоднократно переходя в контратаки. Тут подбито два танка "Рено" и шесть "Виккерсов", из них 1 "Рено" и 3 "Виккерса" эвакуированы и сданы в штаб 7-й армии".

Вот как раз эти подбитые финские танки



Действия малочисленных финских танковых частей, конечно же, не оказали никакого заметного влияния на ход боев. Но финская противотанковая оборона оказалась очень эффективна. За весь период боевых действий с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года Красная Армия потеряла 3178 танков, из них 1903 - боевые потери и 1275 - потери по техническим причинам. Потери танков Т-26 примерно составляют 1000 единиц, то есть превысили количество Т-26 на начало войны. Однако в ходе боевых действий для пополнения прибывали танки, как с заводов, так и в составе перебрасывающихся на фронт новых танковых частей.
Колонна разбитой и брошенной техники советской 44-й стрелковой дивизии на дороге Раате-Суомуссалми, котороую рассматривают финские военные. На переднем плане два Т-26 - командира 312-го отдельного танкового батальона капитана Тумачека и помощника начальника штаба батальона лейтенанта Печурова. За ними три Т-37. На заднем плане, вероятно, скатившийся в кювет Т-26 начштаба батальона Квашина. Это оставшиеся на ходу машины батальона, прикрывавшие прорыв остатков 44-й стрелковой дивизии по дороге Раате и застрявшие перед завалом на 23-м километре дороги. Танки вели бой в течение шести часов и полностью израсходовали боеприпасы, после чего танкисты покинули танки и ушли лесом.

20 декабря 1939 года передовые части 44-й дивизии, усиленной 312-м отдельным танковым батальоном вступили на Раатскую дорогу и стали продвигаться в направлении Суомуссалми на выручку окруженной 163-й стрелковой дивизии. На дороге шириной 3,5 метра колонна растянулась на 20 км, 7 января продвижение дивизии было остановлено, ее основные силы попали в окружение. За разгром дивизии ее командир Виноградов и начальник штаба Волков были отданы под трибунал и расстреляны перед строем.

Мы уже говорили, что на момент начала ВОВ в пяти западных округах имелось примерно 3100 - 3200 исправных танков Т-26 и машин на их базе. В ходе боевых действий первых месяцев Великой Отечественной, основная часть Т-26 была потеряна, в основном от действий артиллерии и ударов авиации противника. Многие машины вышли из строя по техническим причинам, а нехватка запчастей не позволили их отремонтировать. При отходе даже танки с незначительными поломками приходилось оставлять на территории занятой противником, взрывать или сжигать. Динамику потерь можно рассмотреть на примере 12-го механизированного корпуса, дислоцированного в Прибалтийском Особом округе. В составе корпуса на 22 июня имелось 449 танков Т-26, два химтанка и четыре тягача Т-27Т. К 7 июля 201 Т-26, два химтанка и все тягачи были подбиты. Еще 186 Т-26 вышли из строя по техническим причинам. За этот же период в 125-м танковом полку 202-й моторизованной дивизии было потеряно 66 Т-26, из них безвозвратно - 60. К 21 июля в 28-й танковой дивизии 12-го мехкорпуса осталось 4 БТ-7, 1 Т-26 и 2 БА-20, в 23-й моторизованной дивизии - один Т-26. Корпус перестал существовать как соединение танковых войск.

Подбитые советские танки Т-26 и КВ-1 3-й танковой дивизии, потерянные 5 июля 1941 года в боях c немецкой 1-й танковой дивизией на дороге Псков - Остров в районе деревни Карпово.


К осени 1941 года число Т-26 в РККА заметно сократилось, но они продолжали составлять значительный процент материальной части. На 1 октября в танковых частях Западного фронта насчитывалось 475 танков, 298 из них это Т-26. Это составляло 62%. Впрочем техническое состояние многих из них было плохое, что способствовало быстрой убыли боевых машин этого типа.

Спустя неполный месяц, 28 октября, в составе Западного фронта имелся 441 танк. Только 50 из них были Т-26, причем 14 из них находились в ремонте. Т-26 принимали участие не только в обороне Москвы, ими, например, был вооружен 82-й отдельный танковый батальон Ленинградского фронта.

Т-26 продолжали использоваться в боевых действиях на всем протяжении советско-германского фронта в течении всего 1942 года, правда, уже в гораздо меньшем количестве, чем в 1941 году. Так, в составе 22 танкового корпуса Юго-Западного фронта на 9 мая 1942 года, имелось 105 танков. Шесть из них - Т-26. К сожалению, полных данных о танковой группировке Юго-Западного фронта нет, поэтому нельзя указать, в каких еще частях фронта имелись танки этого типа. Упомянутые шесть Т-26 находились на вооружении 13-й танковой бригады. Все бригады 22-го корпуса вступили в бой с немецкой танковой группировкой 13 мая 1942 года, отражая контрудар во фланг наступавшим войскам нашей 38-й армии. В результате боев 13-я, 36-я и 133-я бригады, потеряли все свои танки. При этом, по донесениям командования бригад, было подбито более 100 танков противника.
Брошенный неисправный советский танк Т-26 при отступлении советских войск в районе Сталинграда.

Последними крупными операциями в ВОВ, в которых в более или менее значительных количествах участвовали Т-26, были Сталинградская битва и битва за Кавказ.

На 15 июля 42 года "двадцатьшестые" имелись только в 63-й танковой бригаде (8 шт.) и 62-м отдельном танковом батальоне (17 шт.) Южного фронта. В ходе боев к концу месяца 15 танков Т-26 были потеряны. В составе войск Приморской группы Северо-Кавказского фронта действовал 126-й отдельный танковый батальон (36 танков Т-26).

10 августа 42 года 126-й батальон был переброшен в район Абинская-Крымская с задачей совместно со 103-й стрелковой бригадой "упорно оборонять горные перевалы к Новороссийску, используя танки как неподвижные огневые точки, закопав их в землю". Утром 17 августа противник силами до 18 танков Pz 4 с двумя ротами пехоты при поддержке 2-3 артиллерийских и минометных батарей перешел в наступление от ст. Ахтырская в направлении ст. Абинская. Этот населенный пункт обороняла 1-я рота 126-го отдельного танкового батальона в составе 11 танков Т-26. В течении 2-х часов она вела бой с танками противника, а затем отступила на запасные позиции, с которых танки вели огонь с места. К концу дня рота потеряла от артогня и в танковом бою 7 танков. Еще три машины получили повреждения и были взорваны по приказу политрука роты. Эвакуационные средства в батальоне отсутствовали. 18 августа вступила в бой с противником 2-я танковая рота. До 30 немецких танков и 20 машин с пехотой двигались в направлении ст. Крымская. В результате трехдневных боев 2-я рота потеряла два танка. Немцы - 4 танка и несколько десятков пехотинцев. К 22 августа батальон потерял 30 танков. От ударов авиации - 5 машин, от огня артиллерии и танков противника - 21 танк, от огня огнеметчиков - 1 танк. Кроме того 3 танка были подорваны экипажами. Оставшиеся в строю 6 танков использовались как неподвижные огневые точки для обороны горных проходов в 25 км севернее Новороссийска. Батальон понес большие потери из-за неправильного применения танков, которые без поддержки пехоты и артиллерии вели оборонительные бои на фронте в 20км, группами по 3-5 машин.
Советские офицеры осматривают подбитый финский танк - трофейный советский ХТ-133 (огнеметный вариант Т-26). Финны заменили огнемет на пушку и пулемет.

Следует отметить, что практически во всех случаях после потери танков Т-26 бригады и батальоны, их имевшие, в качестве пополнения получали боевые машины других типов, состоящих в производстве или полученных по ленд-лизу. В частности танки Т-60, Т-70 и "Валентайны".

В 1943 году на большинстве участков советско-германского фронта танки Т-26 уже не использовались. В основном они сохранились там, где фронт был достаточно стабилен, где длительное время не велось активных боевых действий, а также в некоторых тыловых подразделениях. Например 151-я танковая бригада, в составе 24 Т-26 и 19 английских Mk7 "Тетрарх" охраняла госграницу СССР с Ираном. Довольно долго Т-26 сохранялись в войсках Ленинградского фронта. В частности на момент начала операции по снятию блокады в 1-й и 220-й бригадах Ленинградского фронта имелось по 32 танка Т-26. На другом стабильном участке фронта - в Карелии - Т-26 состояли на вооружении еще дольше - до лета 1944 года.
Советский танк Т-26, подбитый при штурме полицейского поста Хандаса на Южном Сахалине.
Фотография Г. Грохова, фотографа 214-й отдельной танковой бригады. Август 1945 года.


Последней же боевой операцией советских ВС, в которой приняли участие Т-26, стал разгром японской Квантунской армии в августе 1945 года.

Брошенный немцами трофейный танк Т-26 дивизии СС «Мертвая голова», носивший имя «Mistbiene» (Пчела)


Тот же танк «Mistbiene» еще живой

tle="">


Top