Правильная поза за партой. Как правильно сидеть за партой? Рекомендации ортопедов Сафры

Все родители хотят, чтобы их дети росли активными и здоровыми. Но, к сожалению, медицинская статистика свидетельствует о том, что состояние здоровья молодого поколения ухудшается из года в год. Особенно часто среди детей школьного возраста встречаются заболевания опорно-двигательного аппарата. У ≈ 40% детей и подростков имеются патологии суставов, а у ≈ 80% школьников - нарушения осанки. Сохранение правильной осанки у школьника, и, как следствие, его здоровья, - актуально как никогда. Об этом ещё раз напоминают педиатры и детские ортопеды медицинского центра Сафра, призывая родителей и учителей помочь детям выучить правила поведения за партой.

Немногим более месяца назад начались школьные занятия. Некоторые дети впервые оказались за школьной партой. За годы, проведённые в школе, формируется не только багаж знаний, но и закладываются основы здоровья ребёнка. Ни для кого не секрет, что большинство проблем с осанкой и здоровьем у взрослых людей имеют свои корни в детстве. Скелет человека развивается примерно до 20-25 лет, но наиболее значительные изменения происходят в нём до 15-16 лет. Длительное сидение за партой в школе или дома в неправильном положении может привести к раннему развитию остеохондроза, который может стать причиной головных болей, повышенной утомляемости, снижения внимания и болей в спине.

Пяти и шестичасовые занятия в школе сменяются двумя-тремя часами подготовки домашнего задания дома, просмотром телевизора и играми за компьютером. В результате, большую часть своего времени школьник проводит сидя. Помимо всех известных проблем, связанных с подобным образом жизни, таких как ожирение, гиподинамя, нарушения зрения и т. д.., это чревато развитием нарушений опорно-двигательного аппарата – кифоза, патологии суставов и др.

Так на что же следует обращать особое внимание?

В школе:

К сожалению, в большинстве современных школ все стулья и парты однотипные и стандартные, что неправильно, учитывая то, что рост детей одного возраста может значительно отличаться. И всё же, следует обращать внимание на следующие моменты:

  • Высота стула: Когда ребёнок сидит на стуле, опираясь на спинку, его стопы должны стоять на полу (или на особой подставке/скамеечке) так, чтобы колени были согнуты под углом 90˚ и находились на одном уровне с бёдрами.
  • Угол наклона корпуса: Угол между спиной и бёдрами должен составлять приблизительно 100˚.
  • Глубина сиденья: Глубина сиденья должна составлять не более 4/5 длины бёдер.
  • Высота парты: Высота парты должна быть такой, чтобы ребёнок мог сидеть за ней с руками согнутыми в локтевых суставах на 90-100˚, предплечья должны лежать на столе симметрично, свободно и без напряжения. Плечи маленького школьника должны находиться на одном уровне.
  • Спинка стула: Спинка стула должна поддерживать спину в месте естественного углубления в области поясницы.
  • Сидеть следует с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
  • Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика должно быть расстояние, равное ширине кисти руки ребёнка.
  • Под столом должно быть место для вытянутых ног. Положение ног надо периодически менять: согнуть – вытянуть.
  • При длительном сидении следует менять положение тела примерно каждые 15 минут, так чтобы в поддержании положения тела принимали участие попеременно различные группы мышц, давая возможность другим расслабиться. Для этого достаточно лишь немного изменить положение спины и ног.
  • Кроме того, следует периодически менять место ребёнка в классе, для изменения угла разворота туловища по отношению к классной доске и преподавателю, что необходимо как для здоровья позвоночника, так и для профилактики нарушений зрения и слуха.

Дома:

Разумеется, те же правила следует соблюдать и дома во время подготовки домашних заданий. В отличие от школы, дома есть возможность организовать для ребёнка полноценное рабочее место.

При работе за компьютером, уровень глаз ребёнка при вертикально расположенном мониторе должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Следует исключить ситуацию, при которой при взгляде на монитор приходится поднимать глаза и/или голову. Оптимальное расстояние от монитора до глаз составляет 60–70 см, но не менее 50 см (с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков). Монитор должен быть расположен так, чтобы на нём не было бликов. Кроме того, время нахождения ребенка за компьютером должно быть ограниченным. Для детей до одиннадцати лет это время не должно превышать получаса в день.

Избежать проблем с опопрно-двигательной системой у ребёнка можно благодаря регулярному прохождению врачебных осмотров и выполнением вместе с ним упражнений профилактической гимнастики.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2


Описание слайда:

Слайд 3


Описание слайда:

Слайд 4


Описание слайда:

Слайд 5


Описание слайда:

Посещая школу, дети сталкиваются с несколькими негативными факторами 1. Необходимость носить тяжёлые сумки с учебниками. Этого полностью избежать нельзя, но можно уменьшить до минимума этот негатив. Надо пользоваться ранцами - перенося таким образом груз, дети симметрично нагружают позвоночник, что исключает боковое искривление (сколиоз). При использовании обычных портфелей надо подсказать ребенку, чтобы он чаще менял руку. 2. Необходимость длительное время сидеть за партой в неподвижной позе. Организм ребёнка и его позвоночник рассчитан на движение - длительное статическое положение противоестественно. Стремясь компенсировать этот недостаток, дети "вертятся" за партой, и это нормально, надо только первоначально научить их правильно сидеть, чтобы они возвращались в правильное исходное положение. Здесь, к сожалению, родители сталкиваются с непреодолимой преградой - однотипные стандартные парты и стулья в школе. А ведь именно от этого зависит усидчивость ребёнка и способность его воспринимать информацию. Трудно требовать от детей внимания к учебе, если ноги "болтаются" высоко от пола или колени упираются в парту. В обоих случаях ребёнок будет невольно отвлекаться от учёбы, меняя позу за партой. По возможности надо контролировать учебное место и подбирать стол и стул соответственно росту. В отличие от школы, дома есть возможность сделать полноценное рабочее место для ребёнка. Оно должно выглядеть так: - спинка стула - выше плеч, - сиденье - жёсткое и ровное, его высота должна равняться длине голени (если стопы не достают до пола, то надо под ноги поставить скамейку),

Слайд 6


Описание слайда:

Слайд 7


Описание слайда:

Правильная осанка 1. Прямое положение головы и позвоночника. 2. Симметричные, расположенные на одной высоте лопатки. 3. Горизонтальная линия ключиц. 4. Одинаковые "треугольники талии" ("окошки" образованные контуром талии и опущенных рук). 5. Симметричное положение ягодиц. 6. Одинаковая длина ног и правильное положение стоп: внутренние их поверхности должны соприкасаться от пяток до кончиков пальцев. Если один или несколько из этих признаков не соблюдаются, есть основание заподозрить сколиоз. Точный диагноз и методику лечения можно узнать только у специалиста в лечебном учреждении.

Слайд 8


Описание слайда:

Слайд 9


Описание слайда:

Слайд 10


Описание слайда:

Слайд 11


Описание слайда:

Слайд 12


Описание слайда:

Итак, правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность Вашего ребенка - основа профилактики нарушений осанки, сколиозов и других дефектов опорно-двигательного аппарата. Итак, правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность Вашего ребенка - основа профилактики нарушений осанки, сколиозов и других дефектов опорно-двигательного аппарата. И еще один важный момент: ребенок с трудом выдерживает неподвижные позы. Чем младше ребенок, тем сложнее ему стоять или сидеть "спокойно". Это объясняется особенностями анатомического строения детского позвоночника, он гораздо более эластичен, чем взрослый, а, значит, менее устойчив. Чтобы удержать свое тело в выпрямленном состоянии, ребенок затрачивает значительно большие усилия, чем взрослый, и поэтому быстрее устает. Поэтому не надо мучить своих детей неподвижностью. При ходьбе учите ребенка ставить стопы параллельно и удерживать вертикальную ось тела. Разворот стоп носками внутрь и наружу нарушает походку и способствует плоскостопию. Поза сидя имеет особенно большое значение. Если у дошкольника воспитать устойчивый навык, то в школе Ваш ребенок будет сидеть правильно, избежит большей части проблем со здоровьем. Важно, чтобы ребенок сидел прямо, не сгибая туловище, голова может быть слегка наклонена вперед. Ноги упираются в пол всей стопой и согнуты в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спина должна опираться на спинку стула или кресла, а бедра лежать на двух третях сиденья. Нельзя допускать, чтобы ребенок сидел, положа одну ногу на другую в подражание взрослым, или убирал ноги под сиденье, так как под коленями проходят крупные кровеносные сосуды и в таких позах они пережимаются.

Слайд 13


Описание слайда:

Слайд 14


Описание слайда:

Слайд 16


Описание слайда:

Рассаживая учеников в классе, учитель руководствует разными критериями. Определенное значение имеет телосложение – ведь если впереди ребенка небольшого роста сидит ученик значительно выше его, школьнику плохо будет видна классная доска. В ряде случаев решающим фактором оказывается состояние здоровья – слабовидящего ребенка приходится сажать поближе к доске. Но в большинстве случаев учитель опирается на психологические особенности детей.

Ведущий глаз и ведущее ухо

Одна из индивидуальных характеристик человека связана с асимметрией полушарий головного мозга. У одних людей ведущее полушарие правое, у других – левое. Не всегда человек с ведущим правым полушарием бывает левшой, но в большинстве случаев ведущее полушарие определяет ведущий глаз и ведущее ухо.

Грамотный в психологическом отношении учитель всегда учитывает такие особенности детей при рассаживании их по партам, особенно когда речь идет о первоклассниках. Ведь у семилетних детей еще не сформировано произвольное внимание, и если посадить ребенка с ведущим левым глазом у окна, расположенного слева от него, он будет смотреть не на доску, а в окно. Первоклассник с ведущим правым ухом, сидя у стенки, расположенной справа, будет больше прислушиваться к тому, что происходит за ней, чем к словам учителя.

Рассаживать детей нужно так, чтобы ведущие органы чувств были обращены к учителю и классной доске. Мальчиков ориентируют преимущественно по ведущему глазу, а девочек – по ведущему уху.

Диагностировать эти особенности учитель может с помощью простых тестов, которые предлагает детям в форме игры: «посмотрим в подзорную трубу», «положим на парту часы и послушаем, как они тикают». Дети непроизвольно «подносят» воображаемую подзорную трубу к ведущему глазу, а к воображаемым или реальным часам наклоняют ведущее ухо.

Другие особенности

В процессе занятий становятся очевидными и другие психологические черты детей, которые тоже приходится учитывать.
Учеников неусидчивых, склонных постоянно отвлекаться, учителя сажают поближе к своему столу, чтобы удобнее было их контролировать. Озорников, которые любят привлекать к себе внимание одноклассников вызывающим поведением, сажают на заднюю парту, тем самым лишая их возможности «играть на публику».

Многие учителя сажают детей-холериков за одну парту с флегматиками или меланхоликами: присутствие спокойного одноклассника умиротворяющее действует на излишне возбудимого ребенка.

Хороший вариант – посадить за одну парту друзей, но если они на уроках больше разговаривают друг с другом, чем занимаются , их приходится рассаживать.

Нередко учителя учитывают и фактор успеваемости. Отстающих сажают рядом с отличниками, чтобы сильные учащиеся помогали слабым. Правда, при этом учитель должен быть уверен, что будет иметь место именно помощь, а не списывание.

Порой посещение школы становится тяжелой обязанностью, потому что не складываются отношения с преподавателем одного из предметов. Проще всего, конечно, сделать виноватым учителя: специально придирается, незаслуженно ставит низкие оценки. Вот и предмет становится неинтересным, и урок тянется долго. Но все-таки желательно найти выход и сгладить конфликт.

Инструкция

Ответьте (только откровенно) на следующие вопросы:
- все ли задания выполняет ученик,
- все ли учебные принадлежности приносит на урок,
- внимательно ли слушает на уроке объяснение учителя,
- старается ли разобраться в материале,
- не отвлекается ли ребенок во время урока (играет в телефон, болтает с соседом по парте),
- не идет ли ученик намеренно на конфликт с учителем.

Отвечая на данные вопросы, сделайте вывод, о том, что или кто является источником конфликта. Если на первые 3-4 вопроса ответ "нет", то причина, скорее всего, в ребенке. Если же на первые четыре вопроса вы дали ответы «да», а на последние вопросы – «нет», то причина конфликта в учителе .

Поймите, что учитель, как правило, - нормальный, адекватный человек, он в состоянии принять тот факт, что не все его ученики могут легко овладеть учебным материалом по предмету.

Поэтому стоит обратиться к нему за помощью, он поможет или объяснит материал еще раз, подскажет, что и как нужно делать. Но если учащийся намеренно идет на конфликт с учителем, зарабатывая дешевый авторитет в глазах одноклассников, срывает уроки, то учитель вынужден защищать свою честь и отстаивать свое достоинство . Правильный выход в такой ситуации – признать свои ошибки и изменить свое поведение.

Поговорите с учителем. Так бывает иногда, что преподаватель не любит


Top