Убитая сыном актриса завьялова голодала, хоронить было не на что. Сын актрисы завьяловой признался в убийстве матери И это все о ней

Умерла Александра Завьялова. ФОТО. ВИДЕО

На 80-м году жизни скончалась знаменитая советская и российская актриса Александра Завьялова. Широкой публике она известна, прежде всего, по роли Пистимеи в фильме «Тени исчезают в полдень». Правоохранители полагают, что актрису убил собственный сын.

Не дожив 2 дня до 80 лет, скончалась известная советская актриса Александра Семёновна Завьялова.

О кончине Заслуженной артистки России рассказал в своем блоге . «За два дня до юбилея не стало Александры Завьяловой. Найдена мертвой в своей квартире, что это? Знаю, у нее замечательная, любящая семья, дочь-красавица, сын, внуки, правнуки, муж, с которым хоть и рассталась давно, но дружила всю жизнь. Ушла актриса невероятной красоты и трагического таланта, с фатально несправедливой творческой судьбой. Новостей никаких, информации - ноль. Умерла, оказывается, еще четыре дня назад, может, похоронили уже? Только вчера показали все серии «Теней...» - классику нашего кинематографа - это что, в память?!» , - написал он.

Александра Завьялова

Актрису обнаружили мертвой в собственной квартире накануне 80-летнего юбилея.

По информации LifeNews из источников в правоохранительных органах, Александра Завьялова погибла в своей квартире в Санкт-Петербурге от рук собственного сына Петра .

Мужчина расправился с матерью за два дня до ее 80-летнего юбилея и уже дал признательные показания.

По словам соседей, Александра и её сын жили в бедности и часто конфликтовали. Когда Пётр налегал на алкоголь, он бил мать.

Дети Александры Завьяловой: дочь Татьяна и сын Петр

Александра Семёновна Завьялова родилась 4 февраля 1936 года в Титовке Сосновского района Тамбовской области.

В 1958 году окончила Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского, после чего её по распределению направили в Брестский драматический театр. В этом театре Александра работала около года, отказываясь от приглашений на киносъёмки: она считала себя театральной актрисой. Но однажды ей передали личное приглашение режиссёра Александра Зархи на роль в фильме «Люди на мосту». Отказать она не смогла.

Обратно в Брест Александра Завьялова уже не вернулась. В лирической комедии «Алёшкина любовь» актриса сыграла стрелочницу Зинку, в которую влюблён робкий парень, геолог-буровик Алёшка ().

Об Александре Завьяловой заговорили, появилились приглашения от режиссёров. Один за другим вышли фильмы с её участием: мелодрама «Ждите писем», социальная мелодрама «Хлеб и розы», молодёжная киноповесть «Будни и праздники».

В 1961 году фотография Александры Завьяловой попала на страницы американского журнала «Лайф». Фотограф Филипп Халсман решил снять самых знаменитых людей Советского Союза, и среди тех, на кого пал его выбор, оказалась восходящая звезда кино Александра Завьялова.

В 1963 году Александра Завьялова вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина. Вскоре у супругов родилась дочь Татьяна, и Александра перестала сниматься в кино. Пришлось ей уйти и из Малого театра, где она работала в последнее время.

Спустя год актриса получила приглашение на Московский международный фестиваль. В один из вечеров Александру Завьялову пригласили на званый дипломатический ужин. Из советских актрис на прием была приглашена только Завьялова.

Красивая, темноволосая, с миндалевидным разрезом глаз, похожая на модный тогдашний итальянский кинотипаж, она произвела настоящий фурор среди дипкорпуса. А американский посол после целого часа беседы официально предложил ей посетить США. После этого успеха руководство кинофестиваля поручает актрисе достойно, на высшем уровне встретить в Ленинграде звезд итальянского кино, среди которых была Джульетта Мазина. И Александра Завьялова не ударила в грязь лицом.

Спустя год одна случайная встреча перевернула всю её жизнь. Александра Завьялова познакомилась с 50-летним американским бизнесменом, совладельцем крупной пароходной компании. Американец влюбился в актрису, между ними вспыхнул роман, который тут же был отмечен КГБ. Спецслужбы заподозрили бизнесмена в шпионаже и, объявив его персоной нон-грата, предложили ему в 24 часа покинуть СССР. Что же касается Александры Завьяловой, то за ней закрепился ярлык неблагонадежности, и с кино на некоторое время ей пришлось распрощаться. Кроме того, этот роман положил конец её семейной жизни - Александра развелась с мужем.

В 1966 году Александра Завьялова изначально была утверждена на роль Панночки в фильме «Вий». Однако сразу после начала съемок тяжело заболела.

На пробах в фильме «Вий»

В 1969 году режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский приступили к экранизации романа Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень». Александру Завьялову они пригласили на роль Серафимы Клычковой (Пистимеи Морозовой). Съёмки продолжались три года. Завьялова начинала играть 17-летнюю девушку, а в последней серии по сценарию ей было уже 70 лет.

В фильме «Тени исчезают в полдень»

Фильм, вышедший на экраны в 1971 году, оказался последним для Александры Завьяловой во времена СССР. После этой картины актрису не снимали более 20 лет. Полное забвение в кино вылилось у неё в глубокую депрессию.

Александру Завьялову, оторвав от детей, поместили в психиатрическую больницу. Спустя два месяца Завьялова вернулась из больницы. За это время дочь Татьяну забрал к себе её отец, а маленького сына определили в детский дом. Долгое время Завьяловой не хотели возвращать сына, а спустя год её снова увезли в лечебницу, теперь уже вместе с ребёнком. Дмитрий Петрович Бучкин усыновил Петра, сына Александры Семёновны Завьяловой.

Спустя много лет - в 1994 году - Завьялова была удостоена звания Заслуженной артистки России.

Дочь Татьяна стала художником-дизайнером. Сын Пётр работал в сфере строительства.

Фильмография Александры Завьяловой:

1959 - Люди на мосту - Лена
1959 - Песня о Кольцове - Дуня
1960 - Алёшкина любовь - Зинка
1960 - Ждите писем - Римма
1960 - Хлеб и розы - Любаша Тиунова
1961 - Будни и праздники - Светлана
1964 - Одиночество - Наташа
1964 - Фро - Фро
1965 - Клятва Гиппократа - Валентина Томилова
1967 - Сергей Лазо - Ольга Грабенко
1967 - Четыре страницы одной молодой жизни - Полина
1969 - Встреча у старой мечети - Маша
1971 - Тени исчезают в полдень - Пистимея Макаровна Морозова (Серафима Аркадьевна Клычкова)
1992 - Белые одежды - Раечка.

В Санкт-Петербурге простились с известной актрисой, звездой сериала "Тени исчезают в полдень" Александрой Завьяловой. Женщина редкой красоты, в последние годы она нигде не снималась, не общалась с коллегами, вела крайне замкнутый образ жизни. И только сейчас, после трагической гибели артистки, стало ясно, насколько тяжело ей приходилось. На похоронах на Смоленском кладбище не было сына Завьяловой, Петра. Следствие полагает - именно он убил мать накануне её 80-летия.

В многоэтажке в одном из спальных районов Петербурга заслуженная артистка России Александра Завьялова прожила большую часть жизни, с 68-го года. Вместе с сыном актриса ютилась в тесной "двушке" на втором этаже. Соседи говорят: она вела замкнутый, отшельнический образ жизни, мало общалась с людьми. Но конфликтов в семье здесь никто не помнит.

Заслуженная артистка России сторонилась публичности. Она часто гуляла в одиночестве и почти ни с кем не разговаривала. Вместе с сыном Петром их вообще видели крайне редко. Мужчина, говорят соседи, нигде не работал и так и не обзавелся своей семьей. За матерью в основном ухаживала старшая дочь.

"Она иногда выходила гулять, как все пенсионеры выходят гулять. А про Петю я могу сказать, что он был порядочным человеком, а то, что пил, ну что делать! Был хорошим, он не наркоман", - рассказывает женщина.

Именно Петр Завьялов в ночь трагедии позвонил сестре и признался в страшном поступке. Это случилась за сутки до юбилея актрисы. Четвертого – исполнилось бы 80.

"По версии следствия, Завьялов ночью 3 февраля 2016 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения в одной из квартир дома 6 по Гаврской улице, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений ударил ножом свою мать - Александру Завьялову, 1936 года рождения, заслуженную артистку России, которая скончалась на месте происшествия", - сообщил старший помощник руководителя ГСУ СК по СПб Сергей Капитонов.

Выпускница Ленинградского театрального института, она рано стала сниматься в кино. В комедии "Алёшкина любовь" - жизнерадостная стрелочница Зинка. Партнером по картине у Завьяловой был Леонид Быков. Хотя самая главная роль случилась, конечно, позже. Это, по сути, сразу два характера в одном фильме. В легендарном "Тени исчезают в полдень" она и ещё совсем юная Серафима Клычкова, и нелюдимая, скрывавшаяся под вымышленным именем затворница Пистимея Морозова. После этой роли почти совсем не появляясь на экране. Стала заложницей своего таланта, говорят те, кто работал с ней.

"У Саши были глаза, которые рассказывали о внутреннем мире этой женщины. И поэтому роль становилась не только внешне, но внутренне, на нее было смотреть интересно. Не просто восхищались ее красотой, когда она была по-другому одета, или ее злостью. Восхищались умением, как она несла свой образ", - говорит режиссер Владимир Краснопольский.

После оглушительного успеха, режиссеры перестали предлагать ей роли. Одной из возможных причины того, что от успешной актрисы отвернулись, был брак с крупным американским бизнесменом. Его заподозрили в шпионаже и выдворили из страны. Многолетнее забвение в кино, семейные неудачи – всё это переросло в тяжелую депрессию.

"Я слышала о том, что она часто болела и бывала в больницах, что у нее не очень хорошо было с памятью", - сказала Элеонора Шашкова.

Петр, как говорят правоохранители, дал признательные показания. В семье до сих пор не верят в то, что мужчина мог сознательно решиться на такое.

Петр Завьялов сейчас находится под стражей. За обычной деревянной дверью их квартиры тишина. Кадры из документального фильма наших коллег – по сути, одно из последних появлений яркой актрисы на телеэкране. Она играет с правнучкой и кажется вполне счастливым человеком. Если бы не строчки Беллы Ахмадулиной, которые актриса вполоборота читает перед окном.


Имя: Александра Завьялова (Alexandra Zavialova)

Возраст: 79 лет

Место рождения: село Титовка, Тамбовская область

Место смерти: Санкт-Петербург, Россия

Деятельность: актриса театра и кино

Семейное положение: была замужем

Александра Завьялова - биография

В 35 лет Александра Завьялова перестала играть в театрах, сниматься в кино, появляться на публике. Исчезла, словно тени в полдень. Что сгубило актрису? Ее красота и дарование - слишком яркие для СССР.

Александра Завьялова родилась в крестьянской семье под Тамбовом 4 февраля 1936 года. Симпатичная девочка росла скромной и кроткой. Прилежно училась в школе, помогала старшим в огороде, вечерами читала книги, а по выходным смотрела кино в местном клубе.

В пятом классе Саша заявила: «Вырасту - буду актрисой!» Решение дочери расстроило родителей. «Лучше закончи педагогический или сельскохозяйственный вуз, - советовал отец. - Будешь уважаемым человеком, всегда при работе!» Он словно предчувствовал, что мир кино сделает дочь несчастной. И его опасения оправдались. Биография актрисы оказалась трагической.

Александра Завьялова - фильмы

Красивая девушка без труда поступила в Ленинградский театральный институт, на один курс с Татьяной Дорониной . Получив диплом, по распределению оказалась в Бресте. Провинциальный театр Александру приятно удивил: ей сразу дали главные роли в классическом репертуаре и хорошую комнату в общежитии - о чем еще мечтать? Вот почему она долго отказывалась от съемок в кино.

Все изменил режиссер Александр Зархи. Увидев фото Завьяловой, он выехал в Брест и уговорил актрису сыграть в его ленте «Люди на мосту». Кинопроба оказалась настолько удачной, что в белорусский театр Завьялова не вернулась. Фильмы с участием новой звезды выходили часто - «Ждите писем», «Хлеб и розы», «Будни и праздники», «Одиночество», «фро»... После дуэта с Леонидом Быковым в картине «Алешкина любовь» Завьялову пригласили в столичный Малый театр. Предложение сделал лично Михаил Царев, легендарный актер и режиссер.

Александра Завьялова - биография личной жизни

В перерыве между съемками на одной из ленинградских улиц Александра встретила художника Дмитрия Бучкина , знакомого по институту. Через пару дней он признался актрисе, что любит ее много лет и готов жениться. Пара сыграла свадьбу, вскоре на свет появилась дочь Татьяна.

Наверное, этот брак был обречен изначально. Во-первых, молодые стали жить в квартире матери Бучкина. Ту раздражали частые съемки Александры. Хорошая жена должна ухаживать за ребенком и мужем, а не пропадать неведомо где. К тому же Завьялова, когда и находилась дома, ничего по хозяйству не делала - ни шить, ни готовить, ни убирать она просто не умела.

Да и зачем звезде экрана быть образцовой домохозяйкой? Ею восхищались Аркадий Райкин и Михаил Ромм, Юлиан Семенов и Белла Ахмадулина . Сфотографировать Завьялову пожелал сам Филипп Халсман. В коллекции амбициозного американца уже были снимки таких кино-див, как Брижит Бардо , Софи Лорен , Мэрилин Монро и Одри Хепберн . Фото Завьяловой, сделанное в одном из номеров московского отеля «Националы), появилось в журнале LIFE 16 июня 1961 года.

Эта «выходка» была верхом наглости даже для хрущевской оттепели. Но власти опомнились не сразу. Ведь СССР хотел доказать «прогнившему Западу», что и у нас есть красавицы-актрисы. Продолжением международного триумфа Завьяловой стало участие в Московском кинофестивале 1963 года. Его посетили такие знаменитости, как Жан Маре и Джульетта Мазина.

Вскоре после этого события Бучкин и Завьялова развелись. Брак угас тихо, сойдя на нет от долгих разлук. И все же в конце жизни актриса признается: «Дима оказался лучшим мужчиной в моей жизни».

Страсти по Отелло

В 1964 году Александра вылетела в Одессу на съемки очередного фильма. В самолете ее укачало. Иностранец лет пятидесяти, сидевший рядом, предложил стакан воды. «Отелло Черезолли, отставной адмирал военно-морских сил США, - представился незнакомец. - Лечу в Одессу по торговым делам. Вы полька?» «Нет, я русская», - на ломаном немецком ответила Завьялова.

Между ними вспыхнула страсть. Отелло поразила редкая красота советской актрисы, а Александру -утонченные манеры заграничного ухажера. Две недели влюбленные не расставались - бродили по улицам Одессы, ужинали в лучших ресторанах. «Я заберу тебя в Штаты, разведусь с женой, мы будем жить вместе!» - каждый вечер повторял иностранец. И вдруг исчез. Его номер в гостинице опустел мгновенно - ни вещицы на память, ни записки... В КГБ актрисе объяснили: ее знакомый - американский шпион, его выслали из страны в считанные часы, запретив попрощаться со всеми, кого он знал.

«Так я оказалась „неблагонадежной", почти изменницей Родины, - позже вспоминала Завьялова. - За мной установили слежку, стали редко снимать». Актриса с ужасом осознала, что от забвения ее отделяет всего шаг. Надо было что-то делать. И она сделала этот шаг сама.

Александра Завьялова - роль как приговор

В 1971-м Александре предложили роль в киноэпопее «Тени исчезают в полдень». Эта роковая работа - 13-й по счету фильм актрисы в ее недолгой кинокарьере. Роль Пистимеи (Серафимы) в экранизации романа Анатолия Иванова далась Завьяловой тяжело. Во-первых, она сыграла три возраста одной героини - девушку 17 лет, женщину после 40 и старуху. Во-вторых, Александре впервые пришлось вживаться в образ столь жестокой женщины. И, наконец, все злодейства Пистимея оправдывает верой в Бога. Это ли не испытание для актрисы, с детства верующей в Христа?


Отказаться от роли Завьялова не решилась. С каждым годом ее снимали все неохотнее, а тут - целый сериал, главная роль, причем такая неоднозначная! Необыкновенный успех фильма стал для Александры и триумфом, и проклятием. Врага советской власти актриса сыграла настолько талантливо, что некоторые задумались: а так ли она хороша, эта самая власть?

Терпение государства лопнуло в одночасье. Завьяловой припомнили все: и фотографии в LIFE, и общение с иностранцами на Московском кинофестивале, и роман с американцем. «Больше ее не снимать!» -постановили сверху.

Во время Московского международного кинофестиваля Александра Завьялова стала единственной советской актрисои, получившей приглашение на званый ужин в американском посольстве

Это был приговор, и обжалованию он не подлежал. В 35 лет для актрисы началась новая жизнь -в забвении, бедности, а позже - под одной крышей с сыном-алкоголиком.

Убийственная любовь Завьяловой

Петр - поздний ребенок актрисы. Она родила его, когда поняла, что в театре и кино ей больше не играть. Через два года декрета у нее началась депрессия. Женщина закрылась в квартире, перестала пускать к сыну врачей из поликлиники. Соседи, обеспокоенные постоянным плачем ребенка, вызвали МЧС. Завьялову увезли в психиатрическую клинику, дочь передали отцу, а сына отправили в детский дом.

За время болезни актрисы квартиру ограбили. Вынесли все, что она заработала: меха, бриллианты, дорогой фарфор, деньги...

Все произошедшие события изменили Александру Семеновну. Она озлобилась на весь мир, перестала здороваться с соседями и следить за собой, начала каждый день читать одни и те же газеты и журналы - все из ее молодости. По свидетельствам очевидцев, на улице могла ни с того ни с сего пнуть коляску.


Единственным человеком, которого актриса обожала, был Петя. Она хвалила сына за пустяки, всегда жалела и оправдывала. Юноша вырос ленивым и слабохарактерным. Отслужив в армии, работал то поваром, то строителем. На каждом месте - два-три месяца от силы. «Всему виной алкоголизм, - объясняла журналистам Татьяна, дочь Завьяловой. - Мой брат начал пить еще в старших классах».

Последние 20 лет Петр был безработным. Люди говорили про него разное: сидит у матери на шее, пропивает ее пенсию. И упускали главное - что он убирался в квартире, готовил еду, мыл и расчесывал постаревшую актрису, даже красил ей волосы. Возможно, мать и сын периодически ругались. Но, по словам Татьяны, все же любили друг друга.

3 февраля 2016 года Петр напился до беспамятства. Не исключено, что из-за контрафактного алкоголя у него начались галлюцинации и вместо матери он увидел перед собой нечто другое, враждебное... Когда пришел в себя, несчастная женщина была уже мертва. Отбросив окровавленный нож, убийца позвонил сестре и сообщил о содеянном. До своего 80-летия Александра Завьялова не дожила всего день.

Звезду сериала «Тени исчезают в полдень» два года держали в психиатрической больнице

Слава пришла к Александре ЗАВЬЯЛОВОЙ после роли Пистимеи в многосерийной ленте «Тени исчезают в полдень». Ее не по-советски красивое лицо украшало обложки западных журналов, критики прочили ошеломляющую карьеру, а мужчины мечтали взглянуть на нее вживую хоть одним глазком. Но прошло два года, и актриса перестала появляться на экране. Об этом ходило много слухов, потом и они затихли. Остался только один - Завьялова ушла в монастырь и дала обет молчания. Накануне ее 75-летия, которое Александра Семеновна отметит 4 февраля, «Экспресс газете» удалось разыскать одну из самых загадочных актрис советского кино.

Телефон Александры Завьяловой в ее петербургской квартире на Выборгской стороне упорно не отвечал. Свет в окнах не горел, а соседи уверяли, что Александра Семеновна здесь давно не была - переписала жилплощадь на сына Петю, который вроде бы работает охранником.

Да вот он и сам, - показали нам на приближающегося крепкого молодого человека.

Все вопросы про маму задавайте моей сестре Татьяне, она ею занимается,- пробурчал Петр и, протянув листок с мобильным телефоном сестры, скрылся в парадном.

Старшая дочь Завьяловой, питерский художник Татьяна Бучкина , уверила, что Александра Семеновна живет не в монастыре, а на даче, но разговаривать с журналистами не может.

Ей трудно говорить. У нее нет зубов. Не успели вставить к юбилею, - объяснила Бучкина. - Если хотите поговорить с мамой, то можете сделать это по Интернету. Она умеет пользоваться. Мы с ней сейчас потихоньку пишем книгу ее воспоминаний. К сожалению, память у нее уже не та, какие-то события она уже вспоминает с трудом. У мамы же была страшная депрессия из-за того, что ее перестали снимать. Успех после картины «Тени исчезают в полдень» был ошеломительным. Но ей больше не предлагали главные роли. Актрисе с такой внешностью очень тяжело было в советское время. По типажу она не трактористка, не доярка и не передовик производства.

Выход для нее был: ей надо было соглашаться на любую работу, но она этого не делала, решив, что героини второго плана не для нее. Она нашла спасение для себя в материнстве. Ей казалось это очень правильным поступком. Однажды она поехала к себе на родину, познакомилась там с каким-то молодым красавцем и в 39 лет родила от него Петю. Отца Петра она больше никогда не видела. Петя уже не помнит маму здоровой. Все хлопоты по воспитанию ребенка легли на мои плечи. Петр может быть хорошим и интеллигентным, но до тех пор, пока не выпьет. Очень жалко, что в то время я была еще ребенком и не понимала, как ее поддержать. Мой папа, известный художник Дмитрий Бучкин , тоже ничего не смог сделать. У них сохранились хорошие отношения, но прожили они всего два года. Сейчас папе 84 года, я ему тоже помогаю. Вам он ничего не расскажет, кроме того, что у него маленькая пенсия.

Меня пугает наш кинематограф

Из-за отсутствия зубов Александре Завьяловой пока сложно разговаривать, кроме того, актриса стесняется своего временно непрезентабельного вида. Зато она с удовольствием пользуется новыми технологиями и любит Интернет. С его помощью мы и «поговорили».

- Александра Семеновна, как вы собираетесь отметить свой день рождения?

Пышных торжеств не будет. Все-таки женщине о том, сколько ей лет, лучше не вспоминать. А черту под своей жизнью я еще не подвожу... Соберемся в кругу своей семьи. У меня двое прекрасных детей - дочь Татьяна и сын Петр. Татьяна подарила мне замечательных и красивых внуков - Дмитрия и Дашеньку. Дочь моя - молодец, всего в жизни достигла сама, я ничем ей помочь не могла. Сегодня Татьяна - состоявшийся и востребованный художник-дизайнер. Как она при этом успевает заниматься детьми и мужем, для меня загадка. Я, к сожалению, никогда не могла совместить семью с профессией. К счастью, по моим стопам пока никто не пошел. Я бы для своих родных этой судьбы не хотела.

- Ваша самая яркая роль - Пистимея в сериале «Тени исчезают в полдень»...

Роль Пистимеи - это большая проверка на талант и индивидуальность. Ведь мне пришлось играть три возраста: в начале фильма моей Серафиме-Пистимее - 17, затем я играла 40-летнюю женщину, а в конце фильма гримеры меня превращали в 70-летнюю. Я никогда не ассоциировала себя со своими героинями. Просто была художником, создавала образ и работала на площадке с полной отдачей. Помню, снимали сцену, когда Устин Макарович смотрит на Пистимею 70-летнюю, а ему мерещится она же, но молодая. Тогда мне делали сразу два грима - для старой и молодой. Вернувшись в гостиницу, я обнаружила, что все морщины на месте, не исчезли они и утром. Срочно побежала к гримеру с криками: «Что ты со мной сделала? Я навечно останусь старухой?»

А в картине «Алешкина любовь» я играла с Леонидом Быковым . Жена Лени страшно ревновала меня. Она даже приехала на съемку вместе с мужем. Но для ревности не было причин. Леня был очень порядочный человек и прекрасный семьянин. Фильм имел оглушительный успех. На представлении картины зрители встречали нас стоя. Но наше «триумфальное шествие» закончилось тем, что мы оба остались без работы. Не знаю, чем это было вызвано в отношении Быкова, но в последнюю минуту обязательно раздавался телефонный звонок и Лене сообщали, что на роль утвержден кто-то другой. Леня жаловался мне: «Кормить семью нечем». И он переехал в Киев. В последний раз мы с ним случайно встретились на Киевской киностудии. Леня сказал: «Я подкову прибил к косяку двери. На удачу. Сам буду снимать фильм и играть главную роль». И он снял необыкновенное, удивительно теплое кино «В бой идут одни «старики».

- Как вы оказались в Москве, в кино?

Меня пригласил Александр Зархи в фильм «Люди на мосту». Он увидел мою фотографию на «Мосфильме». Сначала я не хотела ехать: не люблю больших городов, боюсь их. Но он уговорил...

На заре вашей карьеры вы служили в Брестском театре. Как дальше складывались отношения с театрами? Нет сомнений, что кто-то из худруков хотел получить вас в штат.

После фильма «Алешкина любовь» меня пригласил в Малый театр сам главный режиссер Михаил Царев . Я уже сдала документы в отдел кадров и об этом даже рассказала в прессе. Но вскоре поступило предложение с киностудии «Ленфильм» от режиссера Владимира Шределя - сняться в фильме «Будни и праздники». Это первая картина, сделанная по сценарию писателя Юлиана Семенова .

В Ленинграде я и встретила своего будущего мужа, художника Дмитрия Петровича Бучкина . Я осталась в этом городе и была принята в штат киностудии «Ленфильм».

Вы фантастически красивая женщина. Понятно, что актрисе необходимо быть привлекательной, но вот с такой уникальной красотой каково жить?

Внешность я унаследовала от родителей. Мой папа - смуглолицый кареглазый красавец, а мама - словно дворянка: утонченная, у нее бабушка - гречанка. А я получилась такая... исламская. Красота помогает не только в актерской профессии, но и в жизни: она - как лекарство. На мой взгляд, актриса, обладающая и талантом, и красотой, - большая редкость. Поклонников у меня хватало не только среди актеров и режиссеров, но и среди писателей, поэтов и художников. У меня до сих пор хранится книга, подписанная поэтом Расулом Гамзатовым : «Моей независимой республике - Завьяловой», а Кайсын Кулиев написал: «Если бы люди не придумали бога, я бы молился на тебя!»

Но я считала, что пока ничего не сделала в профессии, поэтому мужчины уходили на второй план. А потом у меня появилась семья, родилась дочка... Какие уж здесь поклонники!

Ваше фото публиковалось на обложках самых престижных американских журналов. Наверняка актрису такого масштаба могли принять за рубежом. Рассматривали вы когда-нибудь отъезд за границу?

В то время, когда я работала актрисой, любое упоминание о загранице перечеркивало всю дальнейшую биографию. Да и сегодня наших актеров в Голливуде не ждут. К сожалению, сегодняшний российский кинематограф меня пугает. Особенно сериалы, состряпанные на скорую руку. И полное отсутствие запоминающихся лиц.

- Александра Семеновна, были разговоры, что вы оказались неугодны властям из-за романа с иностранцем.

Из меня искусственно сделали врага. Пострадала за любовь. Я всю жизнь любила одного человека, наверное, поэтому замуж больше не вышла. Он был иностранцем. Мы с ним познакомились в самолете. Это был потрясающей красоты американец. Высокий, статный... Меня укачало, и он наливал мне боржоми. Наутро в гостинице я выхожу из своего номера - отдохнувшая, свежая, в белоснежном костюме. И нос к носу сталкиваюсь с ним. Он глаз не может отвести. Спрашивает меня: «Вы полячка?»


Говорили мы на немецком. Я помнила его со школы, а мой знакомый знал шесть языков. Начались встречи, прогулки по набережной, ночные ужины в ресторане под шум прибоя....

Его звали Отелло. Прямо как по Шекспиру! Отелло Черезолли . Бывший адмирал военно-морских сил США, владелец пароходной фирмы, которая поставляла пшеницу в Одесский порт. Он был вдвое старше меня, в Америке его ждала жена. Отелло говорил, что она очень красива, но любит он меня. Если бы у нас не подозревали во всех иностранцах шпионов, я бы вышла за него замуж и уехала. Однако тогда я знала, что за эту связь могу дорого поплатиться, поэтому на встречи с ним частенько брала с собой знакомую жену местного прокурора. Но это не помогло.

Наш роман длился всего две недели. Однажды утром в номер ворвались люди и схватили моего Отелло. Оказывается, за нами следили, все разговоры записывали на магнитофон... Показали кучу фотографий, на которых мы вместе... Все это страшно. Я не знаю, кому понадобилось нас разлучать. Когда мы расставались, то оба рыдали. Отелло сразу же объявили персоной нон грата и даже не разрешили лететь в Нью-Йорк через Париж, как он собирался. Пришлось ему тащиться через океан на собственном пароходе. От мужа я ничего скрывать не стала. Сказала честно, что полюбила другого.

- Вы считаете, из-за вашего романа с иностранцем вас перестали снимать в кино?

Думаю, что я встала у кого-то на пути. Кому-то не нравился мой талант, моя независимость. А еще знаете - есть такие несчастливые судьбы... Просто однажды замолчал телефон, который до этого момента разрывался без перерыва. Не скрою, для меня это было неожиданно и непривычно. Все двери передо мной сразу закрыли. Два года меня держали в психиатрической больнице. Что я там вытерпела, страшно вспоминать. Мне не давали спать. Делали укол со снотворным, а потом будили. Детей ко мне не пускали. Я кричала, умоляла, но они закрывали двери. Профессия актрисы, которая составляла смысл всей моей жизни и которой я хотела посвятить всю себя, была прервана. Я пережила тяжелый период забвения. Не скрою, было сложно. Сегодня я смирилась с тем, что не снимаюсь, хотя это трудно. Жаль... Я совсем себя не раскрыла. Всю жизнь мечтала сняться в костюмированном, историческом фильме, в сказке.

Мне иногда снится съемочная площадка с софитами, направленными прямо на меня...

И это все о ней

Владимир КРАСНОПОЛЬСКИЙ, второй режиссер фильма «Тени исчезают в полдень»:

- Фильм «Тени исчезают в полдень» мы снимали на Урале целых полтора года. Саша была поразительно трудоспособной. Она очень хорошо знала, чего хочет. Входила в роль настолько, что если кусалась в кадре, то кусалась до крови, если любила - до слез, а укоряла так, что хотелось сквозь землю провалиться. Саша, даже когда молчала в кадре, была неотразимой. Не произнося ни слова, она могла выразить и ненависть, и бескрайнюю нежность. Своей героине Саша очень много отдала. Я думаю, что оттого ее сознание и не выдержало потом обыкновенных житейских передряг. В красоте этой женщины всегда сквозило что-то сюрреалистически демоническое.

Евгений ЛЕОНОВ-ГЛАДЫШЕВ, президент Гильдии киноактеров Санкт- Петербурга:

- У Александры Семеновны, к сожалению, серьезное заболевание. Когда начинается рецидив, она пропадает на шесть - восемь месяцев, иногда на год. Уверена, что за ней до сих пор следит КГБ... Как-то мы решили устроить ей творческий вечер в Доме кино. Собрался полный зал народа, а она не пришла. Однажды я пожурил ее сына: что же маме не помогаете, она же иногда попросту голодает. Он отмолчался. Это странный молодой человек без определенных занятий...

Мне жаль до слез Александру Семеновну: талант ее, как Северное сияние, полыхал ярко, но недолго.

7 февраля Петр дал признательные показания в убийстве матери. © Кадр из фильма «Тени исчезают в полдень»

4 февраля в квартире дома № 6 по Гаврской улице в Петербурге нашли тело актрисы Александры Завьяловой. Первым о ее трагической гибели в своем «Живом журнале» сообщил актер Станислав Садальский, однако его пост от 6 февраля остался незамеченным.

«За два дня до юбилея не стало Александры Завьяловой. Найдена мертвой в своей квартире — что это? Знаю, у нее замечательная, любящая семья, дочь-красавица, сын, внуки, правнуки, муж, с которым хоть и рассталась давно, но дружила всю жизнь», — написал Садальский, озаглавив свое сообщение фразой «Почему молчат СМИ?»

Спустя два дня информацию о смерти заслуженной артистки России подтвердила пресс-служба ГСУ СК РФ по Петербургу. В ведомстве также отметили, что подозреваемый в убийстве задержан. По версии следователей, исполнительницу роли Пистимеи из фильма «Тени исчезают в полдень» зарезал родной сын.

«По версии следствия, Петр Завьялов, ночью 3 февраля 2016 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в одной из квартир дома 6 по Гаврской улице на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений ударил ножом свою мать — Александру Завьялову 1936 года рождения, заслуженную артистку России, которая скончалась на месте происшествия. В результате проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий обвиняемый был задержан», — сообщили в ГСУ.

Завьялову предъявили обвинение по части 1 статьи 105 УК РФ (убийство). Максимальная санкция — 15 лет лишения свободы. Суд арестовал подозреваемого.

— А вы слышали? — такой фразой в подъезде встречают друг друга жители многоэтажки на Гаврской улице. О трагедии, произошедшей на прошлой неделе, сегодня ничто не напоминает. Дверь в квартиру, где Александра Завьялова проживала вместе с Петром, не опечатана. Правда, почтовый ящик пуст — возможно, родственники, до сих пор забирают почту. Некоторые из соседей до этого дня даже не знали о случившемся.

— Следователей я не видел, возможно, они опросили ближайших соседей, и на этом все. Ужас просто, — сказал корреспонденту «Росбалта» Анатолий, проживающий в том же подъезде, что и семья Завьяловых. По его словам, погибшая страдала от разных заболеваний, а ее сын был «полупьяницей». С этим, впрочем, согласны далеко не все соседи.

— Я про Петра ничего плохого не могу сказать. Мне вообще очень жаль, что такая ситуация произошла. Обращалась к нему несколько раз — «Петя, приди, помоги», он всегда откликался, — сказала женщина, проживающая на третьем этаже.

Александр Васильевич отметил, что его соседка однажды вошла в роль и до последних дней из нее не выходила: «Бывает, что идешь к двери, она открывает ее и прямо перед тобой закрывает! Я 11 лет здесь живу и внимание на нее обратил, потому что она ото всех отличается. Вот чувствуется, что человек идет с достоинством…»

О том, как жили Петр с Александрой Семеновной, известно немного. Иногда их навещали родственники. Сообщения о том, что Завьяловы бедствовали, соседи не подтвердили — дескать, «жили, как все». Заслуженная артистка России держалась от других людей на расстоянии — по словам соседей, женщина впала в депрессию из-за забвения.

— Я ей говорил «здрасьте», она мне — ничего, — вспомнил один из знакомых актрисы.

— Нет, с ней общаться невозможно было в принципе. Но жили они вдвоем с Петром. За него у меня прям сердце болит — как такое могло вообще произойти? Он ведь не был буйным, не дебоширил, скандалов не устраивал. Вообще очень доброжелательный был человек. Бывают же агрессивные люди, а он таким не был, — рассказала Мария.

Более того — некоторые соседи сообщили, что Петр «уже столько лет терпел» свою мать. Но серьезных скандалов и тем более драк между ними никто не замечал. Знавшие Завьялову отрицают и то, что Петр якобы страдал алкоголизмом.

— Я его знаю с рождения, с 1975 года, и ничего плохого про него не могу сказать. И я не понимаю, как эта ситуация вообще могла произойти. В голове не укладывается!

— Она никогда с синяками не ходила, руку он на нее тем более никогда не поднимал. Но не здоровалась с нами — узнавала, но не здоровалась. А Петю я на той неделе видела — зря говорят, что он пил. Нормально был одет, поздоровался. А ему 40 лет уже, я даже не поверила, так и сказала: «Петя, ты уже такой взрослый?»

Тем не менее, по данным Следственного комитета, 7 февраля Петр дал признательные показания. Разобраться в случившемся и доказать его вину еще предстоит следователям.

Заслуженную артистку России похоронили на Серафимовском кладбище Петербурга.

Илья Давлятчин

Александра Завьялова родилась 4 февраля 1936 года в селе Титовка Сосновского района Тамбовской области. В 1958 году окончила Ленинградский театральный институт имени Островского, после чего ее по распределению направили в Брестский драматический театр. Поначалу она категорически отказывалась от приглашений на киносъемки, поскольку считала себя театральной актрисой. Но однажды ей передали личное приглашение кинорежиссера Александра Зархи. Тот предложил ей роль в фильме «Люди на мосту». Отказать она не смогла. Обратно в Брест Александра Завьялова уже не вернулась. Позднее были роли в фильмах «Песня о Кольцове», «Алешкина любовь», «Ждите писем», «Будни и праздники», «Фро», «Клятва Гиппократа». Но пожалуй, наибольшую славу Завьяловой принесла роль Серафимы Клычковой (Пистимеи Морозовой) в фильме «Тени исчезают в полдень». После этой картины актрису не снимали более 20 лет. Спустя много лет, в 1994 году, Завьялова была удостоена звания Заслуженной артистки России. Дети к тому моменту стали уже взрослыми: дочь Татьяна стала художником-дизайнером, а сын Петр, отслужив в армии, занялся строительством.


Top