Утренняя зарядка в доу. Комплексы утренней гимнастики в детском саду

Дети очень активные, хотят играться, бегать, постоянно двигаться. В детском саду утро лучше начинать с полезных упражнений, которые нужно проводить весело, в игровой форме. Это небольшое, но наполненное позитивными эмоциями физическое занятие нужно проводить под ритмическую музыку, сопровождать стихами, песенками, загадками, соревнованиями и эстафетами. Удачно спланированную утреннюю зарядку в детском саду дети будут ждать еще с вечера, с радостью посещая детский сад.

Цель занятий

Утренняя гимнастика позволяет любому человеку не только пробудится ото сна, но и настроится на весь последующий день. Монотонные упражнения дают возможность подумать, спланировать день. Если зарядку начинать в определенное время, она, как ежедневное обязательное занятие, отлично дисциплинирует. Для взрослого человека утренняя зарядка может заключаться не только в упражнениях, но и в утреннем выгуле собаки, собирании детей в садик, школу, приготовлении завтрака, сборе на работу.

Дети в садик вряд ли поднимаются самостоятельно. Родители с трудом их поднимают, помогают одеться, причесаться, заставляют завтракать. В садике их ждет утренняя зарядка. Именно эта зарядка — это не просто физкультурная процедура, а первая обязательная самостоятельная работа малыша. Хотя дети и повторяют упражнения за воспитателем, все же они учатся в определенное время дисциплинировано заниматься работой, и то в коллективе. В долгосрочной перспективе — это является главной задачей утренней зарядки, а не физическое развитие детей, которые и так настолько много двигаются, что их нужно останавливать, а не заставлять что-либо делать.

Задачей воспитателя является не формальный подход согласно требованиям ФГОС, а разработка на основе государственных стандартов собственного, удобного для педагога комплекса. При разработке нужно учитывать полезность для детей с разных сторон — важно развитие не только физических качеств, ловкости, но и навыков слушать, музыкальных качеств, возможно навыков речи, а также умения точно выполнять задания по просьбе педагога.

Идеальная зарядка должна длиться не более 15 — 20 минут и включать разминку, упражнения, игровую часть, возможно небольшую викторину. Задача создать хороший комплекс — не из легких, но, как и в любой педагогической работе, упорно поработав первый год, заинтересовав детишек веселой игровой зарядкой авторской работы, можно пользоваться плодами своих наработок многие годы.

Физическое развитие

Дети в детском саду бывают очень разные. Есть с повышенной активностью, которых нужно постоянно приструнивать, а есть и такие, которые с самого раннего детства сидят у телевизора, компьютера, игровой приставки и их нужно заставлять двигаться. Также есть дети с отличным здоровьем, а есть здоровые, но с особенностями развития организма, также есть дети с разными хроническими заболеваниями. Так как гимнастика в детском садике имеет развивающее значение и делается в группе из нескольких или нескольких десятков детей, то она должна быть достаточно универсальной, чтобы не заниматься индивидуально с каждым ребенком. Поэтому сложные упражнения недопустимы, усложнять занятия можно с помощью гимнастических аксессуаров и ускорения темпа движения.

Утренняя гимнастика должна решать задачи:

  • пробуждение ото сна, повышение концентрации ребенка;
  • улучшение обмена веществ, кровообращения внутренних органов;
  • усиление иммунитета;
  • развивать силу, скорость, гибкость, координацию и другие физические качества;
  • иметь в своей программе основные движения, гимнастический комплекс можно постепенно дополнять упражнениями, которые будут обогащать навыки ребят;
  • заинтересовать детей веселыми упражнениями, которые они будут с радостью повторять в группе и в домашних условиях;
  • привить интерес к спорту;
  • развивать способности и физические качества, утренняя гимнастика помогает определить детей, которые делают упражнения с легкостью, им можно заниматься спортом;
  • двигательные навыки, которые уже имеются, на занятии утренней гимнастики закрепляются.

Критики указывают на невозможность исполнения поставленных выше задач, они указывают на то, что в садике нет специалистов по физкультуре, что поставленные упражнения не эффективны, нет условий, чтобы заниматься физкультурой. Но это же не лечебная гимнастика, которой должны заниматься специалисты ЛФК в специальных кабинетах, это игровые упражнения, для которых нужно площади не больше, чем игровой ковер. И аксессуары должны быть в минимальных количествах — гимнастические палки, обручи, кубики, скакалки.

Еще одно неверное утверждение состоит в том, что двигательную активность не нужно формировать, так как дети и так много двигаются. Но нужно формировать целенаправленность движений, навыки слаженной работы, внутреннюю потребность быть организованным и умение ставить и выполнять цели. Эти психологические задачи могут быть решены исполнением комплекса утренней зарядки, так как у маленьких детей физическое и психологическое развитие идут рядом. Поскольку дети еще не сидят за школьными партами, познание нужно объединять с игровым процессом, который и может стать частью утренних физических занятий.

Примеры упражнений

Родителям и воспитателям нужно помнить, что физическое воспитание в образовательном учреждении невозможно без адекватного отношения к здоровому образу жизни дома. Родители должны подавать пример детям, не имея вредных привычек, а также заниматься своими чадами — ходить с ними на спортплощадку, на речку, в походы.

Тажетдинова Динара Вакилевна, воспитатель д/с №106 «Забава» г. Набережные Челны, РТ

Перспективный план на октябрь

Утренняя гимнастика

Цель: продолжать упражнять детей в ходьбе, беге, наклонах, приседаниях. Развивать умение действовать по сигналу. Приучать детей выполнять упражнения в соответствии с произнесенными словами, вызвать у детей желание участвовать в утренней гимнастике.

Комплекс ОРУ «Дружная семья»

1. И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину; хлопнуть перед лицом 8 раз под слова педагога:

Папа, мама, брат и я, Вместе - дружная семья!

Отвести руки за спину. Повторить 3 раза.

2. Все вместе наклоняемся, Физкультурой занимаемся!

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, ладони на коле­ни, смотреть вперед. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

3. Папа большой, А я - маленький. Пусть я маленький, Зато - удаленький.

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Присесть, руки вниз. Вернуться в и. п. Повторить 4-5 раз.

4. Прыгаем мы дружно, Это очень нужно! Кто же прыгнет выше - Мама или Миша?

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Выполнить 6-8 подпрыгиваний; непродолжительная ходьба (5-6 сек) . Повто­рить 2 раза.

5. Носом воздух мы вдыхаем, Ртом мы воздух выдыхаем. Не страшна простуда нам, Нам не нужно к докторам!

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, вдох носом. Вер­нуться в и. п. , выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 3-4 раза.

Гимнастика после сна.

Цель: способствовать пробуждению после дневного сна, тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Укреплять дыхательный тракт. Дать заряд бодрости на вторую половину дня.

1. «Потягушки». И. П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.

2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех) .

И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и. п.

3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки».

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и. п. , выдох, наклон.

4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

И. п.: о. с. вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.

5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди) .

И. п.: о. с. , руки за голову, вдох - подняться на носки, выдох - присесть.

6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза) .

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и. п.

Гимнастика для глаз.

Цель: способствовать снятия статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения. Содействовать укреплению двигательной системе глаз.

1. Медленное моргание в течение 10 секунд.

«Бабочки полетели, крылышками помахали». Дети выполняют взмахи ресницами.

2. Совершенствовать зрительное слежение по вертикали и горизонтали; фиксацию взора.

Поднять голову вверх - посмотреть на потолок; опустить вниз - посмотреть на пол. Повернуть голову налево, направо. Движения головой сопровождать движениями глаз.

В качестве ориентиров использовать яркие игрушки.

3. «Погреем глазки».

Предложить детям потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими глазки (глаза под ладонями закрыты) . «Потрем ладошки, чтобы они стали тёплыми. Закроем глазки и положим на них ладошки, погреем глазки». (Глаза прикрыты на протяжении 5-10 секунд) .

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развивать моторику рук, координации движений пальцев рук, упражнять детей воспроизводить действия согласно тексту, воспитывать внимание, память.

«Листопад»

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают) .

С клёна - кленовый,

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба - дубовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины - осиновый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябинырябиновый.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Хлопки в ладоши.

«Осенью»

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы) , пальцы разведены в стороны (кроны яблонь) . Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают) .

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли) . Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями.

Дыхательная гимнастика.

Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствовать правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

1. «Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки, с какого дерева упали. 4-5 раз

2. «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе) . Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

3. «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Закаливающие процедуры.

Цель: профилактика простудных заболеваний, способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья, укреплять иммунитет.

Солнечные, воздушные ванны,

Оздоровительные прогулки, ежедневно;

Обширное умывание, умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук;

Воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре

Ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие артикуляционной моторики.

1. «Посчитаем нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

2. «Пароход гудит»

Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

3. «Улыбка»

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов. (удерживать до 10) .

4. «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

Упражнения оздоровительного характера очень важны в детском возрасте, так как помогают правильно развивать фигуру и укрепляют иммунитет. Именно поэтому далее будут рассмотрены различные виды гимнастики, проводимой для детей в детском саду, которые желательно делать ребенку, чтобы быть здоровым и крепким.

Гимнастические занятия для в детском саду подразделяются на несколько видов:

  • оздоровительная (лечебная) гимнастика;
  • ритмическая;
  • артикуляционная;
  • пальчиковая;
  • после сна.

Оздоровительная (лечебная) гимнастика

Лечебная гимнастика или ЛФК проводится для детей, страдающих от небольших отклонений в физическом развитии.

Зарядка оздоровительного характера имеет 3 части:

  • подготовительную;
  • основную;
  • завершающую.

Среди выше представленных этапов, первый считается неизменным, остальные два меняются в зависимости от возраста детей и времени проведения зарядки:

  • до 4 лет — 25 мин;
  • до 6 лет — 35 мин.

  • укрепить суставы;
  • улучшить общий иммунитет;
  • закалить организм;
  • снизить риск появления заболеваний спины, ступней;
  • улучшить работу сердца, сосудов и легких;
  • сформировать правильную осанку;
  • научиться правильно двигаться и слушать тело.

Для получения результата желательно соблюдать следующие правила:

  • делать зарядку каждый день;
  • увеличивать нагрузку постепенно;
  • совершать различные упражнения, периодически внося изменения;
  • установить определенный временной интервал;
  • осуществлять отдых при помощи статических, расслабляющих упражнений.

В качестве примера заданий, входящих в комплекс ЛФК, стоит указать:

Ритмическая

Гимнастика для детей в детском саду имеет не только оздоровительный, но и развлекательный характер: упражнения выполняются под веселую, разнообразную музыку.

Суть ритмики:

  • обучение работе в команде;
  • адаптация среди сверстников;
  • обучение чувству ритма;
  • тренировка уже известных движений;
  • обучение новым движениям;
  • обучение и тренировка использования спортивного инвентаря во время выполнения упражнения.

Артикуляционная

Гимнастика — это подготовка не только тела к взрослой жизни, но и языка.

Для наглядности стоит привести несколько примеров:


Помимо указанных упражнений, эту зарядку советуют, особенно для детей до 4 лет, проводить в виде сказки «О Язычке», в которой также все действия показываются при помощи губ, зубов и языка.

Пальчиковая

Пальчиковая гимнастика подразумевает активные действия с пальчиками и ладошкой.

Среди упражнений стоит отметить:

  • сказка про сороку-ворону ‒ сначала в открытой ладошке делаются круговые движения, улучшая работу не только мышц руки, но и кишечника, а после походу сказки загибаются и разгибаются пальчики, образуя кулачок и разжимая его;
  • ладушки – хлопать ладони друг об друга, приговаривая ладушки-ладушки, где были, у бабушки…
  • потирать ладони друг об друга, согревая их;
  • замок — сплести пальчики обеих рук и делать: то домик, то птичку;
  • рукопожатие — обе руки сжать по очереди, имитируя рукопожатие;
  • фейерверк – разжимать и сжимать каждую кисть с определенной периодичностью.

После сна

Гимнастика для детей в детском саду проводится не только утром, но и после обеденного сна.

В качестве упражнений, помогающих стать снова бодрыми, стоит отметить:


Для детей, страдающих сердечно-сосудистой дистонией, последнее упражнение рекомендуется проводить без резких движений, во избежание риска обморока и появления плохого самочувствия. Упражнения проводятся непосредственно в постели, чтобы не травмировать психику детей.

Польза дыхательной гимнастики

Гимнастика для детей в детском саду, проводимая утром, желательна и полезна не только для тела, но и для дыхания.

В процессе выполнения дыхательной зарядки необходимо проделать следующие упражнения:

Существует более сложный вариант этого упражнения: распределенным воздухом, существующим в организме, задувается не одна свеча, а несколько.

  • ветерок — нужно набрать воздуха, заполняя щеки, и выдохнуть струей, изображая ветер.

Представленные упражнения специалисты советуют выполнять, чтобы:

  • развить правильную речь – для правильной постановки дыхания и голоса перед прочтением какого-либо текста на письменном носителе или в заученном состоянии;
  • пробуждение бодрости и спокойствия – умение управлять дыханием позволяет чувствовать себя уверенно в процессе выступления на сцене или перед большой публикой;
  • снятие стресса – в процессе правильного дыхания легче расслабится и отдохнуть, не реагируя на раздражители;
  • подготовка ко сну – применение определенных упражнений на дыхание, например качка, позволит воспитаннику не только успокоиться, но и настроится на сон;
  • закаливание организма — частая смена воздушных потоков позволяет «проветривать» организм, удаляя возможные начала инфекций и сохраняя здоровье малыша;
  • борьба с болезнями – правильная техника дыхания через нос – вход через нос, выдох через рот — позволяет, особенно в холодное время, помогает не замерзнуть и спокойно дышать при ходьбе, не застудив горло и внутренние органы.

Все упражнения на дыхание необходимо проделывать под строгим контролем воспитателя.

Цели утренней гимнастики в разных группах детского сада

Проведение утренней гимнастики в детском саду необходимо, чтобы достичь следующих целей:

Младшая группа — дети до 3 лет Средняя группа – дети до 5 лет Старшая группа — дети до 6 лет
Тренировка координации Тренировка рук и ног Усиление мышц на руках и ногах
Изучение сторон направления (лево, право, перед, зад) Обучение работе с предметами
Тренировка ориентирования в пространстве Снижения риска появления болезней опорно-двигательной системы Тренировка выносливости
Тренировка пальчиков рук Тренировка выносливости Закрепление ранее полученных навыков
Обучение и тренировка дыхания Формирование навыка следовать определенным правилам Изучение принципа работать по команде
Формирование осанки и правильной ходьбы. Развитие фантазии Усиленное развитие фантазии и логического мышления
Тренировка разных видов памяти:
  • мышечной;
  • зрительной.
Формирование способности принимать информацию, поданную разными способами Формирование волевого характера
Обучение дисциплине Закрепление желания заниматься спортом закрепление любви к спорту
Формирование интереса к играм с движением Укрепление навыка действовать в команде
Формирование любви к спорту
Обучение навыку работать в команде
Обучение старательности, целеустремленности

Использование музыки в качестве сопровождения упражнений

Гимнастические упражнения в детском саду должны сопровождаться музыкой, чтобы дети изучали не только движения, но и чувство ритма.

Для достижения вышеуказанных целей, музыкальное сопровождение должно быть подобрано в соответствии с характером гимнастики.

Песни или музыка должны быть:

  • ритмичной;
  • веселой;
  • яркой;
  • разнообразной;
  • положительно влияющей на психику воспитанника;
  • вызывающей желание двигаться.

Главные задачи музыки во время зарядки:

  • пробудить ребенка;
  • помочь обрести бодрость;
  • поднять настроение.

Помимо основной задачи, существуют второстепенные, которые решают воспитатели, используя музыку:

  • создание образа действия – выполнение движения ассоциируется с каким–то музыкальным фрагментом;
  • всестороннее развитие;
  • развлечение;
  • психологическая разгрузка.

Общие правила выполнения утренней гимнастики

Гимнастика для детей в детском саду предусматривает следующие правила в процессе ее выполнения:

  • Утреннюю зарядку рекомендовано проводить за 30 мин. до завтрака.

Упражнения малышам могут показывать:

  1. специалист по физкультуре;
  2. воспитатель.

Местом для проведения зарядки может служить:


  • Обувь, предназначенную для гимнастики, рекомендовано надевать непосредственно перед выполнением упражнений, не раньше.
  • В процессе выполнения упражнений желательно использовать мяч, обруч, кегли, скакалку.
  • Зарядку рекомендуют проводить под ритмичную музыку или счет.

Гимнастика для детей в детском саду должна включать:

  • упражнения без движения;
  • подвижные упражнения.

Время проведения гимнастики необходимо регламентировать в зависимости от возраста детей:

  • до 4 лет – до 5 минут;
  • до 5 лет – до 7 минут;
  • до 6 — до 12 мин.

Во время зарядки можно использовать фитбол, чтобы разнообразить упражнения и тренировать у детей координацию движений.

Комплекс для детей 4 лет

Зарядка для дошкольников 3 – 4 лет должна проводиться в течение 10 — 15 мин.

В течение этого времени дети проходят 3 части упражнений:

1. Вводную — необходима для общего разогрева мышц:

  • по прямой линии, по кругу;
  • с препятствиями – необходимо оббегать стулья, кегли;
  • с выполнением упражнений на другие части тела — двигать руками.

ходьба:


2. Основную – проводится в игровой форме и нужна для тренировки всех мышц:


3. Завершающую – необходима для отдыха и постепенный выход из зарядки в свободное время. Эта часть включает:

  • спокойную ходьбу;
  • упражнения для восстановления дыхания, например солнышко – с вдохом поднять руки, с выдохом опустить и наклониться, расслабляясь.

Комплекс для детей 5 лет

1. Вводная часть:

  • ходьба с мячом, который держат на вытянутых руках перед собой;
  • бег с препятствиями — нужно оббегать различные предметы (кегли, мячи, кубики) не касаясь их;
  • ходьба с поднятым над головой предметом: палкой, гантелей, мячом, кубиком;
  • ходьба по канату – положить на пол веревочку и пройти по ней: необходимо для тренировки координации;

2. Основная часть:


Каждое, приведенное упражнение необходимо выполнять от 5 до 10 раз.

3. Заключительная часть:

  • мячик идет домой – наклоняться с мячиком в руках до касания пола и бросать его в ящик для хранения инвентаря.

Комплекс для детей 6 лет

Воспитанникам старшего дошкольного возраста рекомендовано повторять упражнения, изученные годом ранее, однако, помимо представленных выше движений, в зарядку для них включаются:

  • упражнения для глаз:

  • упражнения на стуле:
  • прятки ног – выпрямление ног перед собой и сгибание их под стулом;
  • ножницы – прямые ноги нужно скрещивать перед собой;
  • танец стопы – перекат с носочка на пяточку и обратно.

Гимнастические упражнения, проводимые для детей в детском саду, необходимы не только для тренировки всех групп мышц, но и для адаптации ребенка к различным видам нагрузок. Помимо физической адаптации воспитанник проходит и социальную, так как учится общаться со сверстниками и работать в команде, что полезно во взрослой жизни.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о гимнастике для детей

Веселая и оздоровительная гимнастика для детей:

. (25 сек)

В лесу белочка живет,

Шишки собирает,

Мы ее сейчас найдем,

С нею поиграем.

Ходьба по наклонной доске. (30 сек)

Чтобы белочку найти,

Надо к бегу перейти.

Бег. (30 сек)

Ходьба и построение в круг для выполнения общеразвивающих упражнений. Во время ходьбы детям раздают по одной шишке.

1. (30 сек)

Вот невиданный успех-

Я забрался выше всех.

2. «Белочка прыгает»

Прыжки на двух ногах (20 сек), ходьба (15 сек), прыжки на одной ноге (15 сек), ходьба по кругу (15 сек), по ходу воспитатель собирает шишки.

Все мы славно потрудились,

Даже с белкой подружились.

Дети имитируют движения животных.

Комплекс утренней гимнастики «Игра на поляне»

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Ходьба по групповой комнате, высоко поднимая колени.

Воспитатель говорит: «На этой поляне растут высокие и низкие деревья. На сигнал «высокие»-ходьба на носках, руки вверх; на сигнал «низкие»-ходьба в полуприседе. На поляну прилетают воробышки».

Игра «Воробышки» -прыжки на двух ногах с продвижением вперед, переход на ходьбу спиной вперед. Построение для выполнения общеразвивающих упражнений; по ходу воспитатель раздает листья.

1. «Высокое дерево»

Потянулись мы повыше,

Чтобы дерево достать.

И.п.-ноги вместе, руки с листьями внизу.

Поднять руки вперед, вверх, показать, какие деревья выросли высокие, руки через стороны опустить вниз. (5-6 раз)

2. «Деревья качают ветвями»

Ветер дует нам в лицо

И качает деревцо.

И.п.-ноги на ширине ступни, руки внизу.

Поднять руки в стороны, вверх, помахать ими, опустить руки через стороны. (6-8 раз)

3. Опадают листья,

Кружатся, летят,

Всех ребят сегодня

Порадовать хотят.

И.п.-ноги на ширине плеч, руки внизу.

Присесть, положить листья на пол, выпрямиться, руки в стороны, присесть, взять листочки, вернуться в и.п. (5 раз)

4. Кто же там, под елочкой,

Спрятался от нас?

Зайчик или белочка?

Или рыжий пес?

И.п.-стоя на коленях с опорой на ладони рук, голова поднята.

Ползание к елочке, которая стоит посреди круга. Со словами «Никого нет» дети ползут назад. (4-5 раз)

5. Налетел вдруг ветерок,

Закачались ветки,

Желтый полетел листок,

И радуются детки.

Бег по групповой комнате, свободно размахивая руками с листочками (25-30 сек), переход на спокойную ходьбу, по ходу дети кладут листья в корзинку.

Комплекс утренней гимнастики «Дождик, дождик, пуще…»

. (20-25 сек)

Захотелось нам сегодня

Рано-рано утром встать,

Захотелось порезвиться,

Поиграть и поплясать.

Бег друг за другом со сменой направления. (25-30 сек)

«Идем по мостику».

Ходьба по гимнастической скамейке, руки разведены в стороны, спина прямая. (4-5 раз)

Перепрыгивание с кочки на кочку, как лягушки (прыжки из обруча в обруч).

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква,

Вытянувши ножки.

Ходьба, построение в круг для выполнения общеразвивающих упражнений.

1. Зонтик я возьму с собою

И укроюсь от дождя.

И.п.-стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены вниз.

Поднять руки через стороны вверх, соединить над головой, слегка согнуть в локтях, посмотреть на них. Опустить руки через стороны вниз (закрыть зонтик). (4-6 раз)

2. «Похлопаем по водице»

И.п.-сидя, руки в упоре сзади, ноги разведены в стороны.

Наклониться вперед, руки вперед, вернуться в и.п. (4-6 раз)

3. «Поплаваем по водице»

Перекаты с живота на спину. Плывем на животе, затем на спине и наоборот (3-4 раза).

4. «Отдыхаем»

И.п.-лежа на спине, ноги вместе прямые, руки на полу вдоль туловища, ладонями вниз.

Поднять прямые ноги вверх, опустить вниз. (5 раз)

5. «Дождик кончился»

Прыжки на месте. Ноги вместе-в стороны, хлопки в ладоши над головой. (20-25 сек)

6. Спокойная ходьба. (20-25 сек)

Выглянуло солнышко

И гулять отправилось,

И на нашей улице

Все ему понравилось.

Чередование больших и маленьких шагов.

Консультация

«Утренняя гимнастика в детском саду»

Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных настроить, «зарядить» человека на весь предстоящий день. Её оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учётом анатомо - физиологических и психических особенностей детей. Во время утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания, формируются необходимые двигательные навыки, красота и точность движений, развиваются быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, укрепляется здоровье.

Утренняя гимнастика в детском саду важна не как средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Варианты проведения утренней гимнастики.

Традиционная гимнастика с ОРУ.

Гимнастика игрового характера.

С использованием полосы препятствий.

С использованием простейших тренажёров.

С включением оздоровительных пробежек.

Ритмическая гимнастика.

Структура утренней гимнастики.

Вступительная часть:

Построение;

Два-три вида ходьбы;

Один вид бега.

В заключении обычная ходьба, построение для выполнения ОРУ.

Основная часть:

Дыхательные упражнения и упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

Мышц туловища;

Брюшного пресса и ног.

Заключительная часть:

Ходьба, хороводы и т. д.

Планирование утренней гимнастики.

Оно тесно связанно с планированием всего материала по развитию движений на физкультурных занятиях. Комплексы упражнений утренней гимнастики составляют с учётом требований «Программы воспитания в детском саду», уровня физического развития и подготовленности каждого ребёнка, а так же с учётом места проведения (в помещен или на участке), сезонности, наличия физкультурных пособий и инвентаря.

Новый комплекс лучше начинать с понедельника. В плане воспитательной работы он описывается подробно:

Названия упражнений;

Исходные положения;

Число повторений каждого упражнения, слова и звукосочетания, используемые для регулирования дыхания при выполнении упражнения.

Комплексы упражнений для утренней гимнастики без пособий чередуются с комплексами с использованием мелких физкультурных пособий (флажков, кубиков, обручей, мячей, палок и др.). Их применение делает занятие интересным и улучшает качество выполнения упражнений.

Комплексы составляются из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях, так как уже знакомые упражнения выполняются правильно, а это повышает эффективность их влияния на детский организм и сокращает время на объяснение и показ.

Более сложные комплексы могут быть использованы во время спортивных праздников и вечеров развлечений.

Условия проведения утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика проводится в зале, групповой комнате. Весной и летом - на участке (с детьми всех возрастных групп). Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физкультурную нагрузку: в прохладную погоду увеличивает её (изменяет темп, количество повторов и т. д.), в тёплую погоду - снижает, чтобы избежать перегревания организма.

Методика проведения утренней гимнастики.

В методику проведения входят:

Организация детей (построение их для выполнения упражнений);

Подготовка, раздача пособий;

Методы и приёмы обучения движениям.

Расстановка, раздача, сбор предметов.

Всё это не должно занимать много времени. В ДОУ применяются следующие приёмы раздачи предметов:

Воспитатель сам подходит к ребёнку и даёт ему предмет (до или после построения), стоя в кругу, он бросает или катит мяч каждому воспитаннику;

Воспитатель или дежурный расставляет предметы (кубики и др.) на полу, дети строятся около них;

Воспитатель выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими предметами, дети по сигналу разбирают их;

Дети берут предметы разложенные на стульчиках или скамейках;

Дежурные или направляющие колонн раздают предметы детям своей колонны;

Дети самостоятельно достают их из стойки (корзины, подставок, стеллажей, сеток);

Предметы разбираются во время ходьбы в колонне по одному.

Эти приёмы могут быть использованы и при сборе предметов после выполнения упражнений.

Выбор приёмов раздачи и сбора предметов зависит от возраста и подготовленности детей.

Методы обучения физическим упражнениям.

Практические:

Повторение упражнений без изменений;

С изменениями;

Обучение в игровой форме;

В соревновательной форме.

Словесные:

Название упражнения;

Его описание;

Объяснение, как правильно его выполнить;

Указания, распоряжения, команды;

Вопросы к детям;

Рассказ, беседа.

Наглядные:

Использование наглядных пособий;

Имитация;

Звуковые сигналы;

Зрительные ориентиры.

Требования к физкультурному оборудованию.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Оборудование подбирается в соответствии с программными задачами всестороннего воспитания детей. Количество инвентаря определяется по числу занимающихся детей, его размеры и масса - согласно возрасту дошкольников. При оформлении мест занятий физическими упражнениями необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине.

Для хранения физкультурного инвентаря в групповых комнатах и зале используется встроенная или секционная мебель с выдвижными ящиками-тележками для мелких пособий. Они не нарушают эстетику интерьера, удобны для использования в работе с детьми. Важнейшее требование - безопасность физкультурного оборудования. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяются воспитателем перед занятием.

Места для занятий физическими упражнениями должны содержаться в чистоте. Для этого проводится регулярная уборка помещений и площадок, чистка инвентаря.

Во время утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Физическая нагрузка должна возрастать постепенно (за счёт увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между ними, общей продолжительности гимнастики), достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу занятия.

Важно обеспечить высокую моторную плотность, поэтому на объяснение и показ упражнений, раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время.

Моторная плотность на утренней гимнастике достигается:

Специальным подбором упражнений;

Их повтором, дозировкой;

Использованием подвижных игр, бега;

Физкультурных пособий;

Правильной организацией детей;

Местом проведения (на воздухе);

Музыкальным сопровождением.

Контроль.

Старшая медсестра контролирует состояние мест для занятий физическими упражнениями на площадке, в помещении (проведение влажной уборки, проветривание), физкультурного инвентаря, чистоту костюмов, обуви. Во время утренней гимнастики она измеряет пульс, следит за осанкой, дыханием, самочувствием детей, выявляет признаки усталости или недостаточной нагрузки, если нужно, страхует воспитанников.

Реакцию на физическую нагрузку можно определить по внешним признакам:

Цвету кожи лица (покраснение, побледнение, посинение);

Потливость (лица, лба);

Дыхание (через рот, одышка);

Работе сердца (усиление сердцебиения);

Поведению (снижение внимания и интереса к занятиям, рассеянность, недисциплинированность, неусидчивость, излишняя подвижность, чрезмерная активность, вялость);

Ухудшению качества выполняемых упражнений (нарушение координации движений, потеря ритмичности, снижение скорости);

Наблюдаемые признаки

Степень выраженности утомления

небольшая

средняя

Цвет кожи на лице

Незначительное покраснение

Значительное покраснение

Выражение лица

Спокойное

Напряжённое

Потоотделение на лице

Незначительное

Выраженное

Несколько учащённое

Резко учащённое

Движения

Бодрые, задания выполняются чётко

Неуверенные, нечёткие, появляются дополнительные движения. Возбуждение или заторможенность.

Самочувствие

Хорошее, жалоб нет

Жалобы на усталость, отказ от выполнения задания

Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики.

Выполнение гигиенических условий и время проведения.

Наличие трёх частей утренней гимнастики.

Соответствие ОРУ возрасту детей.

Продолжительность утренней гимнастики.

Использование физкультурного инвентаря.

Дозировка упражнений.

Приёмы регулирования дыхания.

Использование музыкального сопровождения.

Самочувствие детей и их настроение.

Работа с родителями.

Утренняя гимнастика должна стать потребностью не только каждого воспитанника детского сада, но каждого члена семьи дошкольника. Как правило, в ДОУ дети охотно выполняют упражнения, потому что заниматься вместе весело и интересно. Конечно, дома создать такие условия сложнее, но обязательно нужно найти подход к малышу, настроить его на то, что гимнастику нужно делать каждый день.

Педагогический коллектив должен вести работу с родителями, разъяснять важность утренней гимнастики, консультировать по вопросу её организации дома. Это может происходить на родительских собраниях, «показательных выступлениях» детей, консультациях воспитателя, в индивидуальных беседах.

Педагоги могут оформить специальные «Уголки для родителей», где размещаются статьи о проведении утренней гимнастики дома, комплексы упражнений, которые проводятся в данной группе в настоящее время.

С самого раннего детства необходимо формировать привычку ежедневно делать утреннюю гимнастику. И личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. Поэтому в тех семьях, где взрослые занимаются утренней гимнастикой, ребёнок с ранних лет привыкает к правильному распорядку дня.

Совместные усилия работников ДОУ и родителей, единство требований к организации и проведению утренней гимнастики будут способствовать развитию двигательной активности детей, укреплению их здоровья.

Увлекательные упражнения

для дошкольников.

Упражнения, снижающие двигательное и психоэмоциональное напряжение.

Такие упражнения - своеобразный мостик, переход от одного вида деятельности или активности к другому. Они улучшают способность ЦНС перестраиваться, приспосабливаться, подстраиваться к новым условиям и ритму деятельности, а также ослабляют негативные эмоции, особенно у гиперактивных детей.

Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза.

«Циркачи»

«Добрая кошка»

«Сердитая кошка»

«Обхвати плечи»

«Наруби дров»

«Разгоняем тучи»

«Силач»

Упражнения, активизирующие и объединяющие двигательные и речевые центры мозга.

Эти упражнения своеобразная зарядка для нервной системы, помогающая сбросить напряжение. Помимо этого, они - хорошее средство профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Каждое упражнение выполняется по 3 - 4 раза.

«Весёлый паровоз»

«Домашние птицы»

«Эхо»

«Воздушный шарик»

«Насекомые»

Упражнения, способствующие профилактике мышечной слабости.

Введение в структуру физкультурных занятий упражнений с элементами акробатики носит игровой, сюжетный характер. Выполняются они с положительной эмоциональной составляющей и должной силовой нагрузкой после ОВД, когда мышцы уже разогреты. При выполнении упражнений воспитатель оценивает у каждого ребёнка уровень развития тех или иных мышечных групп, тем самым индивидуализируя амплитуду и количество повторений.

Каждое упражнение выполняется в течении двух недель с постепенным усложнением по 3 - 4 раза.

«Рыбки»

Силовое упражнение

Относится к силовой части нагрузок, улучшает структурные характеристики мышц задней и передней поверхности тела.

«Акробаты»

Упражнение для мышц спины и живота.

Активизирует волевые двигательные качества тела.

«Лягушки»

На усиление функции мышц сгибателей - разгибателей.

Повышает их выносливость.

«Достань тучку»

На координацию движений и для укрепления мышц ног.

Улучшают эластичность сосудов и нормализуют мышечный тонус.

«Бусинки»

Для укрепления мышц рук, ног, спины; на гибкость и координацию движений.

Улучшает работу вестибулярного аппарата.

«Паровоз»

Для мышц спины, живота, ног.

Усиливает приток крови к грудной клетке, стимулирует работу двигательной системы.

«Умный ёжик»

Для укрепления мышц плечевого пояса, спины и живота.

«Добрый слон»

Для мышц спины, ног, ягодиц.

Улучшает работу кишечника и органов малого таза.

«Скамеечка»

Лечь на спину, не отрывая плеч и ступней от пола, приподнять туловище на 3 - 4 сек.

Упражнение на укрепление мышц тазобедренного сустава.

Способствует укреплению мышц тазобедренного сустава, подколенных связок, мышц области голеностопного сустава, усиливает каркасные мышцы спины с изменением функций мышц плечевого пояса.

«Ладошки»

Для коррекции осанки.

«Весёлые медвежата»

Для мышц ног.

Укрепляет мышцы ног и улучшает координацию движений с переносом веса тела на одну опорную ногу.

«Самолёт»

Упражнения на релаксацию.

Самый лучший способ снять любое напряжение (утомление) - физическое, нервное, психическое и убрать фактор раздражения - расслабиться, независимо от наличия или отсутствия специальных условий, руководствуясь только собственным желанием, перемещаясь в тот или иной сказочный мини-сюжет, задействовать только слуховые анализаторы. Умение расслаблять мышцы тела, начиная с мышц лица, - одно из направлений восстановительной терапии.

Предлагаемые упражнения позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Музыкальное сопровождение помогает созданию сложных образов воображаемой действительности. Текст читается спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз.

«Сон котёнка»

«Лентяй и лежебока барсук»

«Прогулка в лес»

Текст

Движения

- Мы отправляемся на прогулку в осенний лес. Сегодня

необычайно хорошее утро. Ярко светит солнце, его лучи нас согревают. Мы входим в лес по узкой тропинке и попадаем в лесное царство. Проходим по опавшей листве, прислушиваемся к шелесту листьев. Ложимся на волшебное покрывало. Пахнет листвой и грибами. Мы наслаждаемся этими ароматами и чувствуем себя счастливыми. Где-то в вышине поют птицы, курлычут журавли. Мы лежим на мягком ковре из листьев и слушаем звуки леса.

А теперь медленно встаём, открываем глазки и видим, что мир вокруг нас так же добр и красив, как утренний лес.

Лечь на пол, закрыть глаза, дышать легко, медленно.

«Сон на берегу моря»

«Тихое озеро»

«Плывём в облаках»

Текст

Движения

- Сегодня необыкновенно хороший день. Вы лежите и смотрите вверх на облака - большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землёй навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь ещё выше на самую его вершину и мягко утопаете в нём. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, и вы плывёте на самом большом и мягком облаке из тех, что можно сейчас видеть на небе. Затем ваше облако плавно плывёт вниз, опускается всё ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось на небо. Оно улыбается вам, а вы улыбаетесь ему. Полёт на облаке был так хорош!

Удобно лечь на пол, вытянуться, расслабиться, закрыть глаза.


Top