В чем различие знака и символа. Логотип или товарный знак: что выбрать, в чем разница

Андрей Батурин, 24 октября, 2018

Студия WebEvolution выполняет разработку логотипов по 3 тарифным планам: «Экспресс», «Стандарт», «Товарный знак». У них есть особенности и отличия. Подробнее об этом можно прочитать на . Но сейчас поговорим о том, в чем разница между логотипом и товарным знаком, почему мы выделили такой тариф и чем регистрация фирменной символики выгодна владельцу.

Логотип

- запоминающийся графический символ компании, который выступает одним из основных компонентов фирменного стиля. Он может представлять собой начертание наименования фирмы, изображение, абстрактный символ-эмблему. Это определение следует из практики, законодательство точного значения не содержит.

Товарный знак

- обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или ИП. На него выдается свидетельство, за владельцем признается исключительное право. Это понятие и норма закреплены в ст. 1477 ГК.

Та же статья ГК в части 2 указывает на еще один термин. Речь о знаке обслуживания, способе индивидуализировать работу или услугу.

Так в чем же разница между логотипом и товарным знаком? Фактически получается, что для выделения продукта применяется товарный знак, для услуг или работ - знак обслуживания. А логотип может заказать любая компания, которая производит или продает товары, предоставляет сервис, оказывает услуги, выполняет работы.

Это понятная, но упрощенная формулировка. Различия между понятиями глубже, и содержатся они преимущественно в границах правового поля.

Чем отличается товарный знак от логотипа

В российских законах, которые регулируют авторские права, термин «логотип» отсутствует. Не предусмотрено такой правовой процедуры, как регистрация лого. Но имеется и подробно регламентируется регистрация товарного знака. Почему так получилось?

На интеллектуальную собственность распространяется защита государства. Получают ее не все, а лишь те, кто в установленном порядке обратился за оформлением знака. Он может быть:

  • Словесным.
  • Графическим.
  • Словесно-графическим.

Учет «запротоколированной» символики ведется по сферам. МКТУ распределяет виды деятельности по классам. Когда компания, торгующая стиральным порошком, хочет зарегистрировать наименование своего продукта, допустим, «Чистин», его уже не сможет оформить на себя другая организация, занимающаяся бытовой химией. Но если компания зарабатывает чем-то другим, к примеру, оказывает клининговые услуги, тогда сможет воспользоваться этим же наименованием.

Проще говоря, логотип - это незарегистрированный товарный знак. На него редко распространяется правовая защита. Соответственно, товарный знак - это, в том числе, прошедший регистрацию лого.

На эту юридическую операцию соглашаются далеко не все владельцы логотипов. Хотя после нее товарный знак гарантированно не сможет использовать никто другой. Точнее, сможет, но с риском быть сурово наказанным за факт обнаружения неправомерного применения. Штрафы за это доходят до 5 миллионов рублей.

Сложность в том, что процедура регистрации товарного знака:

  1. Непростая.
  2. Длительная.
  3. Не бесплатная, а вполне затратная.

Поэтому многие предпочитают ограничиться логотипом. Нельзя сказать, что он никак не охраняется законом об интеллектуальной собственности. Бывают случаи, когда компания и ее символ настолько известны, что все понимают, чей это лого. Яркий пример - РЖД. Общеизвестные эмблемы бренда нельзя использовать никаким другим субъектам, даже если они действуют в иной сфере.

Логотип должен быть уникальным! Как и иные атрибуты бизнеса: наименования, слоганы, доменные имена сайта. Чтобы случайно не нарушить чьи-либо права, нужно проводить проверку на тождество символики. Она, конечно, не сравнится с экспертизой у патентных поверенных, но даст свои результаты. Есть много онлайн-сервисов для поиска обозначений.

Как проходит регистрация товарного знака

Сервисы помогают найти точную копию символа. Тогда становится ясно, что использовать его нельзя. Но есть такое понятие, как сходство до степени смешения. Иными словами, логотип повторяет "коллегу" не точь в точь, но использует аналогичный шрифт, образ, цветовую гамму.

Роспатент при регистрации товарных знаков проверяет такое сходство и не станет выдавать свидетельство на знак, который похож на зарегистрированный. Отказ можно получить внезапно. Вы действительно можете не знать, что сходную символику уже кто-то разработал и оформил. При отказе внесенная госпошлина не возвращается!

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, можно пользоваться услугами специализированных организаций. Патентные бюро проведут проверку, выполнят поиск, в том числе на наличие схожих логотипов.

А теперь внимание: важная информация! , который мы предлагаем клиентам, включает предварительную проверку. Занимается этим патентный поверенный, который сотрудничает с нами на постоянной основе. Подробности - ниже.

Процесс регистрации длительный, занимает от десяти месяцев до полутора лет. Есть плюс - с момента подачи заявления до выдачи свидетельства владелец получает приоритетное право на использование обозначения. Свидетельство на товарный знак выдается на 10 лет, затем его нужно продлить, что тоже займет длительное время - примерно год.

Зато в результате регистрации вы получаете всю полноту прав на свою фирменную символику и можете:

  • Отстаивать нарушенные интересы в суде и требовать компенсаций!
  • Продавать права использования на знак заинтересованным лицам.
  • Организовать франшизу и извлекать из этого прибыль.
  • Развивать и продвигать бренд без риска того, что конкуренты могут «увести» ваш логотип.

Разработка логотипа по тарифу «Товарный знак»

  • Разработка начинается с заполнения брифа. Когда он готов, формируется задание, и мы подписываем договор.
  • Первым шагом мы вместе выберем концепцию логотипа. Определившись с ней, работаем с формой, далее подбираем шрифт и цвет. Ограничений по количеству правок нет!
  • Далее проводится поиск сходных товарных знаков.
  • За пять рабочих дней мы готовим, как минимум, три идеи для разработки логотипа и демонстрируем вам. Ваши комментарии помогут двигаться в нужном направлении.
  • Поэтапно, мы прорабатываем идею, получаем обратную связь, дорабатываем логотип, пока вы его не одобрите. И тут снова запускается поиск на наличие сходных знаков.

Разработка ведется на высоком профессиональном уровне. Все ваши идеи воплощаются, а пожелания – учитываются.

Обратите внимание, что подготовка документов и пошлина в Роспатент оплачиваются отдельно!

У этого тарифа есть очевидный плюс: вы получаете товарный знак. При этом вероятность отказа Роспатента в его регистрации сведена к минимуму. Патентный поверенный может помочь вам и в дальнейшем при общении с инстанцией. Сделайте первый шаг в этом направлении - позвоните нам!

Культура, начинаясь с организации, с порядка, с ритуала, структурирует окружающий человека мир в определенных формах. Эти формы носят знаково-символический характер. Когда речь идет о символах и знаках, всегда возникает вопрос: знак – чего? символ – чего? Этот вопрос означает, что раскрыть смысл этих понятий можно лишь анализируя их отношение к чему-то третьему, к оригиналу, который может не иметь (и чаще всего не имеет) ничего общего по физическим, химическим и иным свойствам с носителем отражения. Но все находятся в некоторой связи, являясь результатом человеческого познания, облекая этот результат в определенные формы. Понятия "знак" и "символ" часто используются в одном и том же смысловом контексте, однако это далеко не всегда оправдано. Рассмотрим специфику их происхождения и функционирования.

Иногда можно встретить утверждение, что знаки – это то, что отличает человека от животного мира. Определение знака в качестве водораздела между поведением животных и человека – это результат смешения понятий знака и символа. Однако есть основания полагать, что праязыки возникли из знаковых систем, сформировавшихся в животном мире. Исследователи утверждают, что эти системы могут быть весьма дифференцированными. Так, например, доминирующие самцы в стае верветок могут издавать шесть разных сигналов опасности. Некоторые из этих сигналов означают "просто" опасность, некоторые – отдельные "виды" опасности ("человек" или "змея", "опасность сверху", "леопард", "опасность снизу") .

Грань между культурой и природой вообще не так очевидна, как полагают те, кто абсолютизируют самое короткое из определений культуры: "культура – это все то, что не природа". К. Леви-Стросс, проводивший полевые исследования в тропических джунглях Центральной Бразилии среди племен, где слой культуры еще очень тонок и можно проследить связь человека с природой, когда обозначающее еще не вполне оторвалось от обозначаемого, сделал вывод, что табу на инцест оказалось той границей, за которой природа перешла в культуру. Однако немецкий этнолог Бишоф доказал, что такое же табу существует у серых гусей и что аналогичная поведенческая модель обусловлена, по всей вероятности, гормональными процессами .

Основываясь на подобного рода исследованиях, мы полагаем, что человеческая культура начинается там и тогда, где и когда появляется способность сознания к символизации. Знаки и символы, писал Э. Кассирер, "принадлежат двум различным дискурсивным вселенным: сигнал [Э. Кассирер употребляет этот термин как синоним знака. – Н. Б. ] есть часть физического мира бытия, символ же представляет собой часть человеческого мира значения. Сигналы суть "операторы", символы – "десигнаторы"... Символ не только универсален, но и предельно изменчив... Знак или сигнал соотносятся с вещью, к которой они отсылают, фиксированным, единственным путем" .

Итак, знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную – математическую, статистическую, логическую – обработку.

Символ – одно из самых многозначных понятий. Полагают, что словом simbolon называлась половинка черепка, выдававшаяся гостю и служившая удостоверением его личности при последующих посещениях дома. Символ в культуре – это универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него.

Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом степеней свободы, намного превышая возможности человеческого восприятия. "Я называю символом всякую структуру значения, – писал П. Рикер, – где прямой, первичный, буквальный смысл означает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый. Этот круг выражений с двойным смыслом составляет собственно герменевтическое поле" .

В табл. 6.1 сделана попытка систематизировать информацию о знаке и символе. В нее включена также информация о такой важной категории языка, как метафора.

Таблица в. 1

Сравнительные характеристики категорий "знак", "символ", "метафора"

Критерии

Метафора

Происхождение

Из животного мира

Возникает с развитием психики, когда осознано разделение на разум и чувство, различается реальный мир и его отражение в искусственных формах

Возникает стихийно в процессе художественного освоения мира как следствие интуитивного чувства сходства материи и духа (вода течет, время течет), областей, воспринимаемых разными органами чувств (твердый металл и твердый звук)

Место пребывания

Бытует в животном мире, в разных сферах жизни общества: науке, религии, искусстве, в коммуникациях и т.п.

Культура в целом на этапе, когда сформировано ее единство, через формы искусства, науки, религии. Бытует в личной жизни, в социуме, государственной, этнической и т.п. общности

Художественная, повседневная и научная речь (кроме делового дискурса, где требуется точность и однозначность). Не принадлежит ни к какой личной или социальной сфере

Цель применения

Информирование, коммуникация

Репрезентация объектов, событий или идей

Копвенционализация смысла

И негру ментальность и адресность, стремление к классификации, прямая связь между знаком и обозначаемым

Обозначает не себя, а нечто другое, открывает доступ к сознанию, выражает общие идеи, экстралингвистичен, императивен. Имеет обобщенную форму. Легко преодолевает "земное тяготение", стремясь обозначить вечное и ускользающее, уводит за пределы реальности. Раскладывает образ на символические элементы, превращая его в "текст"

Вербальная структура, сема! точность, не стремится к классификации.

Образ-индивидуализация. Делает ставку на значение. Используется в пределах значений, прямо или косвенно связанных с действительностью, и таким образом углубляет понимание реальности.

Сохраняет целостность образа

Архетипичность значений: базируются на неизменных свойствах природы и человека

Тяготеют к графическому изображению, стабилизируют форму

Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. В символах и знаках проявляется как внешнее "я" человека (self), так и внутреннее "я" (I), бессознательное, данное ему от природы. К. Леви-Стросс утверждал, что нашел путь от символов и знаков к бессознательной структуре разума, а следовательно, к структуре Вселенной.

Единство человека и вселенной – одна из самых древних и загадочных тем в культуре. В преданиях люди – звезды, спиральность небесных туманностей многократно повторена в орнаментах всех земных культур, красная кровь обязана цветом железу, а все железо, которое есть на земле, по утверждениям астрономов, возникло в звездном веществе. Или возьмем спиральную структуру многих областей человеческого тела: ушной раковины, радужки глаза... Именно это чувство единства позволило математику и поэту В. Хлебникову создать собственную модель метаязыка, состоящего из семи слоев.

Приближение к загадке, однако, лишь увеличивает ее таинственность. Но это ощущение таинственности и есть "самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, – как утверждая А. Эйнштейн, – лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если нс мертвецом, то во всяком случае слепым"

Повседневная действительность наполнена знаками и символами. Те и другие несут важную смысловую нагрузку. Но не каждый сможет ответить на вопрос, чем отличается знак от символа. Попытаемся в этом разобраться.

Определение

Знаком является изображение (жест, действие), под которым подразумевается какая-либо конкретная мысль.

Дорожный знак

Символ – это вещь, изображение или иное, чему присваивается особый глубокий смысл, лишь косвенно связанный с непосредственным содержанием видимого.


Символ мира

Сравнение

Обсуждаемые предметы играют важную роль в человеческом общении. А отличие знака от символа состоит, в первую очередь, в соотношении зрительного образа и того, что под ним скрывается. Знак прямо указывает на что-то. Например, палец у сомкнутых губ явно выражает просьбу сохранять молчание, а глядя на изображение перечеркнутого утюга на этикетке, каждый поймет, что гладить такую вещь нельзя.

Иногда бывает трудно догадаться, как истолковывается тот или иной знак, – это следует просто выяснить и запомнить. Но в любом случае подобные изображения очень конкретны. Часто знаки что-то разрешают, запрещают или являются предупреждающими.

Символ же служит обнаружению того, что не лежит на поверхности. Он не указывает прямо на какой-либо предмет, а представляет собой абстракцию. Здесь ключевую роль играет художественный образ, олицетворяющий идею, переживание или, к примеру, представление о профессии, направлении искусства. Символизировать что-то могут цвета (белый – невинность), фигуры (круг – вечность), изображения животных (лев – сила, величие). Герб и флаг – это тоже символы.

Знак обычно незамысловат. Чем проще он расшифровывается, тем удобней пользоваться таким средством. Символ, напротив, богат по своему содержанию. Это некая загадка, для понимания которой нужно уметь размышлять. Кроме того, символ, в противоположность знаку, может толковаться в нескольких вариантах. Например, зеленый цвет связывается с умиротворением, спокойствием, гармонией, свежестью, юностью, обновлением.

В чем разница между знаком и символом еще? В том, что знаки чаще образуют целые системы. Символы, как правило, «предпочитают» обособленное существование. Примечательным также является то, что в науке рассматриваемые понятия находятся в синонимичных отношениях. Отображения величин, сокращения и прочее может называться как знаком, так и символом.

Оба знака и символа - графические презентации, но люди часто используют их взаимозаменяемо. Основное различие между ними состоит в том, что знак - это язык сам по себе, и он используется для передачи информации людям, а символ субъективен по своей природе и часто требует интерпретации.

Основные характеристики знака

Знак - это сам по себе язык и его значение, общепринятое людьми, принадлежащими к определенному географическому положению. Например, знак в основном используется, чтобы давать предупреждение людям, информировать их или регулировать их поведение в определенных случаях. Знак обязательно следовать, поскольку он связывает важную информацию с вами. Например, при управлении красным светофором вы должны остановиться.

Знак для инвалидов

Знак носит описательный характер, и это означает что-то. В большинстве случаев, когда знак где-то установлен, он напрямую общается с целевой аудиторией, и они должны следовать тому, что это означает. Многие признаки часто имеют универсальное значение, которое разделяют люди из разных слоев общества.

Основные характеристики символа

Символ - это признак, который выступает за что-то, и он субъективен по своей природе, поскольку его можно интерпретировать по-разному людьми из разных слоев общества. Крест является примером символа, который был общепризнанным как представляющий христианство.

Символ предупреждения о радиации

Символ рассматривается как знак, который представляет что-то, а не описывает его. Главная особенность символа в этом контексте состоит в том, что он подвержен различным интерпретациям. Люди из разных слоев общества могут интерпретировать один и тот же символ по-разному.

Резюме различий между знаком и символом

Имея в виду

  • Знак - это форма языка в своем собственном праве, и он специально предназначен для передачи определенной информации. Знаки обычно являются информативными, нормативными, предупреждающими или запрещающими. Знак должен соблюдаться, как есть.
  • Напротив, можно заметить, что символ является формой знака, имеющего глубокий смысл. Его можно интерпретировать по-разному, поскольку его значение не разделяется между людьми разными людьми.

интерпретация

  • Во многих случаях знак имеет аналогичную интерпретацию в разных частях земного шара. Это описательно, и его значение разделяют многие люди.
  • С другой стороны, символ является знаком, который подлежит различным интерпретациям. Он представляет разные вещи, которые по-разному интерпретируются людьми из фона.

Таблица, показывающая различия между знаком и символом

Заключение

Сверху и выше можно заметить, что знак и символ не являются синонимами. Основное различие между ними состоит в том, что знак является формой языка, который напрямую общается с целевой аудиторией. Напротив, символ рассматривается как знак, который представляет что-то, но значение отличается от места к месту. Знак носит описательный характер, а символ субъективен, поскольку его можно интерпретировать по-разному в зависимости от таких аспектов, как место. Знак часто означает что-то, и его значение не может быть легко подделано. Значение символа не является субъективным.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Знаки - это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы - SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Символ - это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ - это синтез знака и образа.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб - символы таинства причащения; цветы лилии или ириса - символ Богоматери.

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный - цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый - цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853-1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881-1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.


Top