Вадим базыкин вертолетчик. Вадим Базыкин: «Полярный вертолетчик - как бойцовая собака

Неожиданная февральская весна уже принесла первые сообщения о нуждающихся в спасении любителях подледной рыбалки. Вадим Базыкин, заслуженный пилот России, рассказал, что сами рыбаки далеко не всегда хотят спасаться и идут на всяческие ухищрения, чтобы ввести

Неожиданная февральская весна уже принесла первые сообщения о нуждающихся в спасении любителях подледной рыбалки. Вадим Базыкин , заслуженный пилот России, рассказал, что сами рыбаки далеко не всегда хотят спасаться и идут на всяческие ухищрения, чтобы ввести в заблуждение спасателей. Кроме того, до сих пор Петербург и Ленинградская область не могут решить, кто должен оплачивать операции по вызволению петербуржцев, попавших в ледяной плен на территории Ленобласти. Базыкин считает, что для решения этой проблемы нужно ввести обязательное страхование рыбаков. Как понять, когда можно выходить на лед? Сколько стоит спасательная операция? Как рыбаки прячутся от спасателей? На эти и другие вопросы Вадим Базыкин ответил сайт


Роман Романов: Вадим Валерьевич, вот уже снова в новостях появляются сообщения, что очередных рыбаков унесло на льдине. И каждый год, видимо, когда оттепель, одних и тех же рыбаков уносит на одной и той же льдине. Скажите, часто вообще приходится их спасать в сезон?

Вадим Базыкин: Постоянно. Каждый год. Начиная с конца февраля, и по сути, до конца апреля. Так всегда. Каждый год уже.

Р.Р.: А сколько примерно человек нужно спасать?

В.Б.: У нас один день был - 800 человек на льдине было.

Р.Р.:800?

В.Б.: Да. Думали, как их складывать уже куда. Вытащили всех. Нормально.

Р.Р.:Как вы вообще относитесь к тем людям, которые в такую погоду выходят на лед? И потом нужно поднимать вертолет для того, чтобы их оттуда вытаскивать.

В.Б.: Да, я нормально к ним отношусь. Все же лучше, чем водку пить. Пусть ходят. Просто ветровую обстановку, надо следить за этим обязательно. Это, во-первых. А во-вторых. У нас только-только в этом году первый раз информация правдивая стала идти, о том можно рыбачить или нельзя. У нас же всегда нельзя рыбачить, потому что будет плохая погода. Естественно человек даже не прислушивается к метеопрогнозам.

Р.Р.: То есть синоптики обманывают?

В.Б.: Да, ложную информацию дают и все. Я вот только в этом году, смотрю по телевизору - была карта с припаем, где можно рыбачить, где нельзя рыбачить. И ребята сейчас начали уже прислушиваться. А по поводу того, что вертолет вылетает или не вылетает, тут, как правило,понимаете, проблема очень серьезная. То, что два губернатора спорят, кто будет платить. Поскольку один губернатор говорит, что это же в Ленинградской области, а другой говорит - это же с жителями Санкт-Петербурга случается, как правило. И поэтому, с9 до 17 - эти проблема, как правило, решаются. А после 17, когда наступает ночь, начинаются звонки: «давайте, летите, спасайте!» А ночью летать, как сами понимаете, это очень сложно. Усложняет это все. Вот. Поэтому нам бы лучше, чтобы информация поступала вовремя и мы тогда готовы.

Р.Р: Понятно. А вообще, как вы считаете, может надо, чтобы рыбак как-то сам нес ответственность за свои действия? И финансовую, в том числе.

В.Б.: Мы со страховыми компаниями разговаривали, обсуждали это лет 7 назад, они сказали, что это в принципе, на сегодняшние деньги,может быть 1000 рублей на сезон, на весну. Я думаю, каждый рыбак может найти около 1000 рублей, чтобы застраховать именно свои риски рыбацкие. Но зато, уже есть капитал, который оплачен…

Р.Р.:Понятно. Чувствовать себя уверенно.

В.Б.: Конечно, что вертолет прилетит.

Р.Р.:А какова стоимость спасательной операции примерно?

В.Б.: Как правило, нормальный поиск от 2,5 часов. Это порядка 230-250 тысяч рублей.

Р.Р.: А как рыбаки реагируют, когда вы за ними прилетаете?Потому что, я знаю, что они далеко не всегда хотят спасаться.

В.Б.: Потому что их напугали. То, что они будут ответственны по оплате, скажем, транспортных расходов: вертолетов, МЧС, бригад и прочего. Хотя я не представляю, как можно их сделать ответственными, посколькуполовина из них работают без трудовых книжек. То есть, они либо на пенсии, либо в каком-то другом режиме непонятном, или без прописки. Люди ходят за вдохновением.

Р.Р.:Не за рыбой.

В.Б.: Конечно, конечно! Вот. Поэтому нечего бояться. А так вплоть до того, что просто прячутся. Несколько лет назад с собой простыни даже брали. Когда объявили, что они теперь будут обязательно оплачивать вертолет. Так они накрывались.

Р.Р.:Накрывались простынями?

В.Б.: Да. Мы на следующий день за ними прилетали. Я точно знаю, что ночью я эту льдину обследовал. По формам, по контурам - она. Я говорю: «А где вы были? Вас не было на этой льдине ночью». - «Ну вот мы прятались». Показывают простыни, смеются.

Р.Р.:Скажите, а вот их вещи, снасти рыбацкие, вы забираете или нет? Или там остаются?

В.Б.: Если плотный режим спасения, то оставляем на льдине. Если очень много людей. И потому, чтобы у нас был запас хотя бы недельку. Пока они купят новые снасти… Ну, а в принципе, когда эпизодические полеты… Это бывают зимы такие, антициклонические, устойчивые. Может один вылет всего за зиму, естественно, мы не зверствуем, берем и снасти, и все. Бога ради, заходите.

Р.Р.: А когда вы снасти оставляете рыбаки наверняка против?

В.Б.: Да нет. Мы забираем-то в основном «смертничков» или тех, кто уже попрощались с жизнью. Те, как правило, даже… Во всяком случае, не высказывают свои мысли на эту тему.

Р.Р.: А вот этой зимой? Как, по-вашему, зимой, весной, много будет таких случаев?

В.Б.: Много.Зима циклоническая, с очень частыми поворотами ветра. Практически каждый день новый ветер идет. А наши водоемы… Вот Ладога. Для того чтобы ей замерзнуть, ей не нужны морозы. Достаточно минус 2, минус 1 и недели безветрия, ну спокойного, скажем, одного ветра и она встанет. А будет минус 40, но будет ветровая обстановка разная, она никогда не встанет. Она все время будет разрушаться. Потому что шаг волны очень мелкий, дно на Ладоге изрезано - до 300 метров глубины. От 1 метра до 300 с перепадами. Поэтому этот водоем очень сложный. И вода тяжелая. Там держаться на ней практически невозможно. Поэтому разбивается быстро лед.

Р.Р.: Рыбаку чтобы не попасть в какую ситуацию нужно наблюдать за температурой и за ветром?

В.Б.: В основном за ветром. И за давлением. Как это не странно. Просто, это основное.Вот нас учили, в своем время, определять погоду от давления.

Р.Р.: А расскажете?

В.Б.: Якуты ее так определяют. Просто обыкновенный прибор - падает или растет давление. Если давление падает, будет обязательно поворот ветра.

Р.Р.: И выходить нельзя.

В.Б.: Да, обязательно, да. Если давление растет, то будет устойчиво, нормально все.

Р.Р.: Все понятно. То есть все просто.

В.Б.: Да.

Р.Р.: Вадим Валерьевич, скажите, вот вчера один из питерских депутатов Елена Бабич, она критически отозвалась о службе спасения 112. Сказала, что не дозвониться до них и вообще к ним много претензий. Вы вообще что-нибудь знаете про них? Как ребята работают? Как впечатления от них?

В.Б.: Да, вы знаете, главное, что они уже работают и кому-то помогают. Критиковать-то мы все может, а хорошо ли мы сами работаем? Я знаю, что там очень отзывчивые, хорошие люди. Как они работают, я просто не проверял.

Р.Р.: Понятно.

В.Б: Во всяком случае, я стараюсь быть похожим на этих людей, которые, во всяком, случае, никогда не отказывают в помощи. То есть не говорят: «мы за это не возьмемся, позвоните туда-то». Видимо подготовленный состав - всегда выезжают. Молодцы! Мне нравятся!


Кто сказал, что идеалисты остались на страницах романов? Их, конечно, пора заносить в Красную книгу, но всё-таки они не вымерли, как мамонты.
Заслуженный лётчик России Вадим Базыкин объединяет разных людей. Это и спасённые пассажиры с парома «Эстония», затонувшего 15 лет назад. И счастливая мамочка из глухой деревушки, которую Вадим доставлял в роддом. И рыбаки на отколовшейся льдине. В ту ночь из-за метели видимость была меньше 300 метров, и наземные службы не давали разрешения на взлёт. Базыкин вышел на министра гражданской авиации: «Даю честное слово, что не убьюсь». Первым рейсом «сняли» 50 рыбаков. Вроде всех спасли, а у Базыкина душа не на месте. Спустя несколько часов вылетел снова, снизился, видит: ещё двое машут руками. Потом один из них признался: «Льдина практически затонула, а я воды страшно боюсь. Решил вскрыть вены, достал нож. И тут услышал вертолёт». Эпопея с рыбаками в последние 20 лет повторяется у Базыкина каждую зиму: «Сначала я на них злился. А потом понял, что для них это такая же страсть, как для меня небо. Стараюсь относиться к людям не по закону, а по любви. Этому меня научил отец Мефодий с Валаама».
Звонок другу
Для монахов с острова Валаам Базыкин незаменим. Благодаря лётчику даже в минус 40° в тамошних храмах будут живые цветы. Доставить запасы продуктов - тоже к нему. Он появился на Валааме, когда на разрушенных стенах монастыря красовалось размашистое «Здесь был Вася!». Немногочисленное население спивалось. На монахов смотрели исподлобья. И тогда Базыкин помог организовать для валаамских ребятишек воскресную школу. Дети поют, играют на музыкальных инструментах, ставят спектакли. Когда у Базыкина появилась небольшая компания по оказанию авиационных услуг, он помог детям с поездкой во Францию: «Денег на Париж хватило только для семерых ребят. Чтобы другим шестерым не было обидно, я привёз их к себе в гости - посмотреть Петербург. Приходил с работы, а дома борщ сварен и полы вымыты. Я - им: «Зачем?! Вы же в гостях!» - «Нам, дядя Вадим, так хочется».
В кабине пилота Базыкина есть место для иконы. Так повелось с 1990 года, когда его экипаж летел над московскими Мытищами и по необъяснимой причине у вертолёта отказали сразу оба двигателя. Ситуация патовая. Машина должна была грохнуться о землю, а она приземляется без единой царапины. «Без Божьей помощи это было бы невозможно», - уверен Вадим. Как и то, что три года назад он выжил после страшной автокатастрофы. Со встречной полосы в его машину на скорости 140 км/ч врезалось авто, которое вёл пьяный водитель. Позже врачи только на левой ноге Базыкина насчитают 107 переломов. Из артерии на шее хлестала кровь, заливая мобильный телефон. Он набрал «03», а потом сбросил звонок, подумал: «Все отмечают майские праздники, кто поедет за 120 км от Питера?»
Базыкин позвонил отцу Мефодию, попросил за всё прощения, сказал, что умирает. Тот ответил: «И не думай!» Через три минуты рядом с Вадимом была «скорая», в которой сидел монах Александр. Оказалось, недалеко от места аварии находилось одно из подворий Валаамского монастыря. В областной больнице хирург честно признался: «Не мой уровень. Слишком сложный случай». Добрались до Петербурга. Женщина-анестезиолог потребовала снять нательный крестик. - «Ни за что!» - Вадим услышал, как она шепнула хирургу: «Уснёт - и мы срежем!» Базыкин взбунтовался из последних сил: «Не буду делать анестезию!» Пришлось хирургу дать клятву, что крест оставят.
Не плюхнуться
После операции Базыкин заново учился ходить: «Главное, чтобы не было ран на душе. С ранами телесными можно справиться». Спустя год после аварии он рванул в экспедицию на Северный полюс. Третью в своей жизни. «Шли на корабле, вертолёт «отдыхал» на палубе. Когда упёрлись в лёд, до нашей станции оставалось 350 км. Если использовать ледокол, потратишь сутки, а на вертолёте - полтора часа. Мы прилетели вовремя: льдина, где размещались домики полярников, растрескалась, каждый вагончик плавал на маленьком осколке, вокруг в воде копошились голодные белые медведи». Экипаж эвакуировал полярников, оборудование и даже вагончики…
Вадим помнит каждую операцию по спасению людей. Взять тот же паром «Эстония». «Ночь, люди в спасательных жилетах «рассыпаны» в обжигающе холодном море. Мы максимально снизились, 20-50 см до воды. Помощник лёг животом на дно вертолёта и, наблюдая через открытый люк за ситуацией, давал мне команды, чтобы мы не плюхнулись в воду. Другой помощник за руки вытаскивал из воды потерпевших. Мы нарушили все мыслимые правила. Полагалось быть гораздо выше и спускать утопающим специальную корзину. Но ведь это лишние секунды!» Из тысячи с лишним пассажиров парома выжили 140 человек. Несколько десятков жизней на счету российского экипажа, который по собственной инициативе пришёл на помощь: «Узнали из СМИ о трагедии в водах Балтийского моря. Сразу же предложили помощь, нам сказали: «Прилетайте».

За 15 лет Базыкин сумел создать вокруг себя команду единомышленников, которые работают в его компании. У него пять вертолётов, а значит, пять экипажей, в каждом - 5 человек (трое - в небе, двое - наземные механики). «Бывает, экспедиция длится несколько месяцев. Когда вокруг дикая природа, человек становится, как стёклышко, прозрачным. Знаете, чем можно пронять настоящего мужика? Дыней! Ребята-полярники не вспомнят, как их эвакуировали, они скажут: «Помнишь, как на лёд дыню выкатили?!» - это мы с собой её прихватили, чтобы мужиков порадовать.
В экспедицию 2007 года везли полярникам трёх щенят. Пока плыли на корабле, собаки к нему, как к дому родному, прикипели. Когда мы высадились на льдине, а «дом» стал уплывать, один щенок кинулся за ним в воду. Он бы наверняка погиб, если бы не начальник станции, который скинул тулуп и сиганул за собакой в ледяную воду. Я ему: «Ты что?! Если заболеешь, в ближайший месяц отсюда не выбраться!» - «Ерунда! Вот его жалко». Мокрая собака грелась в тулупе полярника».
Сейчас Базыкин горюет, что один его проверенный сотрудник решил уйти из компании - на новом месте будет возить на вертолёте состоятельных людей: «Ну какая там романтика?!»
…И правда никакой. А здесь… Кто был в Петербурге, видел, как сверкает на солнце отреставрированный золотой ангел на шпиле Петропавловской крепости. Базыкин месяц тренировался на специальном полигоне. И с первого раза водрузил фигуру на шпиль. Ювелирно сработал. С Божьей помощью.

О любви

Надо реже произносить слова “любовь” и “красота”. Это надо чувствовать. Я пока на Севере не побывал, вообще красоту не знал. Только здесь ты ее впускаешь в себя. А любовь...Любовь - это жертвенность. Дружба, взаимовыручка познаются в экспедициях, - рассуждает летчик-испытатель Вадим Базыкин . Даже в его голубых глазах отражается небо.

Сегодня рано утром Базыкины вернулись из Севастополя . Там заслуженный пилот открывает новый аэропорт. Строят его с нуля. Первым делом запустят рейсы деловой авиации.

Но это все потом, - отмахивается Вадим Валерьевич. О работе - неохотно. О ней и так ему постоянно напоминает телефон. Сегодня не до этого. 1 сентября, школьная линейка. Дочку Наташу отправили в 7 класс. Сын Андрей пошел в 3-й.

Мы их всегда провожаем на 1 сентября, - говорит Базыкин. - Но на родительские собрания я не хожу. Один раз пришел. В класс зашла учительница математики. Пожилая женщина, очень сильный педагог. Но строгая, аж жуть. “Достаем тетрадки! - скомандовала она нам. - Вы что, записывать не собираетесь?!”. Даже не по себе стало.

О прериях

Это сейчас Вадим Валерьевич смотрится так внушительно в своей форме пилота, что мимо проходящие дети с трепетом отдают ему воинское приветствие, а в школьные годы он был еще тем сорванцом.

Во втором классе, когда посмотрел очередной фильм, понял, что жизнь моя проходит зря, - рассказывает герой. - Собрал колчан стрел, взял лук. Сдал молочные бутылки и каким-то образом пробрался на поезд, который отправлялся с Балтийского вокзала в восемь вечера и приходил в Таллин в шесть или в восемь утра. Людей в вагоне много, меня никто и не заметил. В Таллине пересел на товарняк и на нем добрался в Пярну . Там уже говорили на эстонском языке. Мне казалось, что это уже заграница. Я был в полной уверенности, что уже в прериях. Подхожу к милиционеру и прошу помочь найти вождя краснокожих. Он сказал, что я правильно попал и отвел меня в участок. Оттуда меня отправили домой, где я получил серьезную порку. Но желание путешествовать у меня не отбили. Когда у меня рождался ребенок – мама все время спрашивала, кто это. И когда была дочь, она выдыхала и говорила: “Слава Богу, что не сын”.

Хотя о сыне Вадим мечтал давно. Первыми родились две дочки, а потом появился Андрей. И, вот же, удача - мальчик хочет пойти по стопам отца - тоже в авиацию.

Потихоньку подвожу их к этой мысли. Старшая дочь все просила достать облако. Я когда на вертолете летал, открывал блистер, залезал в облако, набирал капельку росы и привозил дочке – рассказывал, что вот это облако. Так вот к небу приучал. Андрей поначалу «стрелял» с вертолета, когда сидел в кабине. Ну делал вид, что понарошку стреляет. А когда он подрос, я стал давать ему легкое управление. Смотрю, он серьезнее к этому стал относиться. Думаю, что он уже вынашивает идею стать летчиком. Уже даже уверен.

О небе

В ребенке специальных качеств, чтобы стать летчиком, не нужно. Воспитывайте в нем мечтателя, романтика. Это вот единственное условие, которое может сделать человека счастливым: если ты приходишь в этот мир на крыльях своей мечты. Детские мечты очень ценятся тем, что они безоблачные и чистые, как слеза. И если ты их протащил по своей жизни, то станешь счастливым человеком. Ну и чтобы ребята не сдавались ни в коем случае.

У меня был удивительный пример. Некоторое время пробовал преподавать и однажды принимал экзамен. 15 человек положили мне зачетки и в одиннадцати из них было по тысяче рублей. Я удивился, что это сделали только отличники, а троечники денег не положили. Им я поставил пять, отличникам положил еще по тысяче в каждую зачетку и поставил два балла. Они недоумевали. Попросили объяснить. Я сказал, что перекупил у них оценки. Вы же хотели купить у меня пятерки, а я купил у вас двойки. Как вы так можете на третьем курсе? Кто вас этому научил? Это самое страшное, что мы повзрослев, трогаем своими серыми душами эти пока еще чистые, безоблачные мечты.

Летное дело - это у Базыкиных семейное. Отец Вадима Валерьевича тоже летчик, поднимал в небо гражданские самолеты.

У меня был прекрасный пример перед глазами - мой отец. Меня поражало, что с работы он приходил радостнее , чем на нее уходил. Он приходил просто окрыленный, восторженный, улыбался, едва не читал стихи. Во всем чувствовалась его торжественность. Обычно ведь люди приходят усталыми, а тут наоборот. Решил узнать, что это за работа такая, читал книги и полностью погрузился. Так влюбился в авиацию. А когда попал на Север, вопросов не осталось. Решил, что если вдруг не выучусь на летчика, буду геологом в Заполярье. Либо путешественником или, была такая детская мысль, золотодобытчиком. Но лишь бы ощущать себя путешественником.

Когда пришел в училище – первый год не было самолетов. Все расстроились, а я единственный радовался, потому что я изначально хотел быть вертолетчиком. А когда им стал, просто был счастливым человеком. Я в основном участвовал в экспедициях, связанных с геологией. Ну, поначалу. Потом уже были Арктика и Антарктика .

-Не страшно летать?

Недавно мне мой друг - опытный пилот - признался, что стал испытывать ему страх. А я говорю: "Значит, ты стал профессионалом". Нет бесстрашных. Просто надо уметь этим управлять и контролировать себя. Всегда есть сначала волнение, а потом эйфория. Без нее не успокоишься. А то так можно переволноваться и не посадить машину.

Но я отлично понимаю, что вот, сейчас, к примеру, посажу с собой в кабину иструктора. И на серьезный выезд сам за штурвал не сяду. Потому что давно не летал. Это же, как с автомобилем, десять дней не полетал, уже надо пару тренировочных полетов.

x HTML-код

Заслуженный пилот России Вадим Базыкин: "Сын, скорее всего, станет летчиком". Съемка - Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙАнатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ

17 ноября 2015

Вадим БАЗЫКИН: «Страх приходит потом — после аварии»

Дмитрий ЖВАНИЯ

Вадим Базыкин — вертолётчик номер один Петербурга. Достаточно сказать, что именно он устанавливал золотого ангела на шпиль Петропавловского собора. До него довольно трудно дозвониться — один за одним срочные вылеты. То на Валаам надо лететь, чтобы забрать монаха с приступом аппендицита, то в карельские леса, дабы вывезти покалечившегося лесоруба, то на Ладожское озеро, чтобы снять с дрейфующей льдины фанатов зимней рыбалки.

«В Бологое родился недоношенный ребёнок. Если его срочно не поместить в специальное оборудование, он умрёт. Сейчас прилетают финские врачи с барокамерой. И мы их на вертолёте везм в Бологое», — сказал Вадим, когда мы наконец встретились. Мы поговорили, так сказать, на лету.

Дмитрий ЖВАНИЯ: Часто приходится срываться с места?

Вадим БАЗЫКИН: Часто. Выручаем иностранных рабочих, которые работают на нашем Северо-Западе. Недавно вывозили одного финского лесоруба, повредившего циркулярной пилой печень. Кровь из него рекой лилась! Бедняга так кричал, что уши закладывало. Несколько месяцев назад доставляли из Киришей в ожоговый центр пятилетнего малыша, опрокинувшего на себя ведро крутого кипятка. Другой обварившийся малыш умер у нас на руках. Обидно, что врачи сутки решали, везти его в ожоговый центр или не везти. Хуже нет видеть мучения ребёнка.

Конечно же, много хлопот доставляют любители зимней рыбалки. Только за этот сезон спасли около 160 рыбаков. 90 человек ещё могли дрейфовать на льдине. 72 — были смертниками. Опоздай мы на несколько минут — они бы утонули. Их мы доставали буквально из воды. Бывает, поднимешь рыбака, а он тебя узнаёт, здоровается с тобой, как со старым знакомым. Так как второй или третий мы его спасаем.

Рыбаки не злят…

Сперва очень сильно злили. Еле сдерживал себя, чтобы не отругать их, не отхлестать по щекам, не двинуть по морде. Когда же поближе познакомился с рыбаками, понял, что бороться с ними бесполезно. Как поэта нельзя заставить не писать стихи, гитариста — не играть на гитаре, так и любителя зимнего лова нельзя заставить не выходить на лёд. Зимняя рыбалка — это поэзия с удочкой в руке. Человек не за рыбой ходит, а за вдохновением и впечатлениями. Вертолёт вызывают только тогда, когда людей нельзя спасти каким-то иным методом. На Северо-Западе крайние ситуации — далеко не редкость. Здесь дуют сильные ветры, температура вечно скачет с минуса на плюс и плюса на минус, на Ладоге и Неве — мощные подводные течения и мелкий шаг волны. Поэтому лёд буквально в считанные часы становится кашей. В нашем регионе необходимо мобильное спасение.

Вот от какой работы с радостью бы отказался, так это от обслуживания охоты на морских котиков. Убивают малышей, так как они покрыты мехом, из которого делают дорогие шубы. Мамка до последнего защищает своего детеныша. Охотники прямо на её глазах убивают маленького котика ударом багра. Тушки сваливают в кучу. Не раз видел, как мамка отыскивала труп своего детеныша в этой куче, чтобы похоронить его подо льдом… Сердце кровью обливалось…

Расскажите немного о спасении пассажиров парома «Эстония».

Мы прилетели в район бедствия ночью. Дул сильный порывистый ветер. Высота волны доходила до 4-6 метров. Скажу честно: был момент, когда мы молились, чтобы ничего не найти. Все мы тогда испытали лёгкий испуг. Когда же прожектора стали выхватывать во тьме жилеты, лодки, плоты, наш страх испарился. Мы начали работать. Над лодкой или плотом трудно зависнуть — ориентиров нет. Во время этого спасения увидели, как в милях пяти шлепает наш сухогруз. Мы его остановили с воздуха. Затем отлетели и зависли над лодкой. Капитан сухогруза правильно понял наши действия. Судно подошло к лодке и подцепило её. Мы полетели в другой квадрат бедствия.

Сейчас в моде экстремальный туризм. Его приверженцы хлопот не доставляют?

На Кольском полуострове сильно развита спортивная ловля сёмги методом «поймал-отпустил». Разрешается лишь один раз в неделю брать трофей. Сёмга ловится на крючки без бородки. Это элитарный вид спорта. Типа гольфа. Путёвка на неделю без оплаты дороги стоит минимум четыре тысячи долларов. Лагерь находится в районе Гремихи, где одни из самых чистых рек в мире. Примерно такие же реки есть в Исландии и Шотландии. На Кольском в день ловится не менее семи экземпляров сёмги весом от пяти до 16 килограмм. В Исландии и Шотландии можешь просидеть неделю и не поймать ни одной рыбины. Немудрено, что все приверженцы этого вида спорта рвутся в Россию. Спорт этот считается экстремальным. Это вызывает смех! Что такое экстремальные условия для западного человека? Домик на двоих с горячей водой и душем. Только что — тундра вокруг. Холодно. Даже в июне в этом районе температура от силы плюс шесть.

В этот лагерь занесло сингапурца. Однажды он, неосторожно шагая по скалистому берегу, сорвался и, упав прямо на пороги, весь переломался. Произошло это в час ночи. Когда мы прибыли на место происшествия, сингапурец уже лежал в резиновой лодке. Стали его поднимать — лодка прогнулась и бедолага сильно закричал от боли. Тогда мы посадили вертолёт так низко, что лодка буквально вплыла в его салон. К пяти утра доставили пострадавшего в Мурманск, где его уже ждала «Скорая помощь». Сингапурец выжил. И в знак благодарности премировал экипаж.

Падать приходилось?

Три раза падал. Один раз — в Москве, два раза — в Питере. В Москве сел прямо на кольцевое шоссе в Мытищах. Помню, вёл тогда себя, как обезьяна: делал всё на автопилоте. Страх пришёл потом. Было такое ощущение, как будто все зубы покрыты кариесом. Второй раз делал всё осознано. В Питере мы попали в газовое облако от ТЭЦ, в котором содержание кислорода было менее одного процента. Вот двигатель и заглох. Бортмеханик крикнул: «Оба двигателя отказали!» Штурман спросил: «Куда садимся? Рядом гаражи». Я ему: «Да хрен с ними!» В этой ситуации главное добиться того, чтобы вертолёт падал под прямым углом. Упали мы в парке на Балканской улице, прямо на берёзы. Причём, что удивительно, не поломали их: когда вертолет подняли, берёзы выпрямились. Не успев прийти в себя после падения, мы с ребятами поспешили сдать анализ на содержание в крови алкоголя. Потом поехали ко мне на дачу и напились, чтобы снять стресс.

Станет ли у нас вертолёт городским транспортом?

В этом назрела острая необходимость. Все мы знаем, какие пробки возникают в центре города в час пик. Чтобы добраться на вертолёте из одного конца города в другой, требуется четыре минуты. Особенно это актуально для «Скорой помощи».

Наш город с высоты полёта вертолёта — это что-то необычайное. Пёстрые крыши, ровнейшие линии улочек. Я не перестаю удивляться, как их построили с такой точностью. Ведь строители не видели перспективы сверху. Особенно приятно летать над городом вечером, когда на улицы падают тени...

На А321 была установлена такая техника, которая вместе с лётчиком будет бороться за пассажиров и машину до последнего. Допускается даже отказ обоих двигателей. Даже если разрушился бы мотор и начался пожар, у пилотов было бы время передать о ЧП. Но произошло что-то настолько экстренное, что у экипажа не оказалось и этих минут.

Кто сказал, что идеалисты остались на страницах романов? Их, конечно, пора заносить в Красную книгу, но всё-таки они не вымерли, как мамонты.

Заслуженный лётчик России Вадим Базыкин объединяет разных людей. Это и спасённые пассажиры с парома «Эстония», затонувшего 15 лет назад. И счастливая мамочка из глухой деревушки, которую Вадим доставлял в роддом. И рыбаки на отколовшейся льдине. В ту ночь из-за метели видимость была меньше 300 метров, и наземные службы не давали разрешения на взлёт. Базыкин вышел на министра гражданской авиации: «Даю честное слово, что не убьюсь». Первым рейсом «сняли» 50 рыбаков. Вроде всех спасли, а у Базыкина душа не на месте. Спустя несколько часов вылетел снова, снизился, видит: ещё двое машут руками. Потом один из них признался: «Льдина практически затонула, а я воды страшно боюсь. Решил вскрыть вены, достал нож. И тут услышал вертолёт». Эпопея с рыбаками в последние 20 лет повторяется у Базыкина каждую зиму: «Сначала я на них злился. А потом понял, что для них это такая же страсть, как для меня небо. Стараюсь относиться к людям не по закону, а по любви. Этому меня научил отец Мефодий с Валаама».

Звонок другу

Для монахов с острова Валаам Базыкин незаменим. Благодаря лётчику даже в минус 40° в тамошних храмах будут живые цветы. Доставить запасы продуктов - тоже к нему. Он появился на Валааме, когда на разрушенных стенах монастыря красовалось размашистое «Здесь был Вася!». Немногочисленное население спивалось. На монахов смотрели исподлобья. И тогда Базыкин помог организовать для валаамских ребятишек воскресную школу. Дети поют, играют на музыкальных инструментах, ставят спектакли. Когда у Базыкина появилась небольшая компания по оказанию авиационных услуг, он помог детям с поездкой во Францию: «Денег на Париж хватило только для семерых ребят. Чтобы другим шестерым не было обидно, я привёз их к себе в гости - посмотреть Петербург. Приходил с работы, а дома борщ сварен и полы вымыты. Я - им: «Зачем?! Вы же в гостях!» - «Нам, дядя Вадим, так хочется».

В кабине пилота Базыкина есть место для иконы. Так повелось с 1990 года, когда его экипаж летел над московскими Мытищами и по необъяснимой причине у вертолёта отказали сразу оба двигателя. Ситуация патовая. Машина должна была грохнуться о землю, а она приземляется без единой царапины. «Без Божьей помощи это было бы невозможно», - уверен Вадим. Как и то, что три года назад он выжил после страшной автокатастрофы. Со встречной полосы в его машину на скорости 140 км/ч врезалось авто, которое вёл пьяный водитель. Позже врачи только на левой ноге Базыкина насчитают 107 переломов. Из артерии на шее хлестала кровь, заливая мобильный телефон. Он набрал «03», а потом сбросил звонок, подумал: «Все отмечают майские праздники, кто поедет за 120 км от Питера?»

Базыкин позвонил отцу Мефодию, попросил за всё прощения, сказал, что умирает. Тот ответил: «И не думай!» Через три минуты рядом с Вадимом была «скорая», в которой сидел монах Александр. Оказалось, недалеко от места аварии находилось одно из подворий Валаамского монастыря. В областной больнице хирург честно признался: «Не мой уровень. Слишком сложный случай». Добрались до Петербурга. Женщина-анестезиолог потребовала снять нательный крестик. - «Ни за что!» - Вадим услышал, как она шепнула хирургу: «Уснёт - и мы срежем!» Базыкин взбунтовался из последних сил: «Не буду делать анестезию!» Пришлось хирургу дать клятву, что крест оставят.

Не плюхнуться

После операции Базыкин заново учился ходить: «Главное, чтобы не было ран на душе. С ранами телесными можно справиться». Спустя год после аварии он рванул в экспедицию на Северный полюс. Третью в своей жизни. «Шли на корабле, вертолёт «отдыхал» на палубе. Когда упёрлись в лёд, до нашей станции оставалось 350 км. Если использовать ледокол, потратишь сутки, а на вертолёте - полтора часа. Мы прилетели вовремя: льдина, где размещались домики полярников, растрескалась, каждый вагончик плавал на маленьком осколке, вокруг в воде копошились голодные белые медведи». Экипаж эвакуировал полярников, оборудование и даже вагончики…

Вадим помнит каждую операцию по спасению людей. Взять тот же паром «Эстония». «Ночь, люди в спасательных жилетах «рассыпаны» в обжигающе холодном море. Мы максимально снизились, 20-50 см до воды. Помощник лёг животом на дно вертолёта и, наблюдая через открытый люк за ситуацией, давал мне команды, чтобы мы не плюхнулись в воду. Другой помощник за руки вытаскивал из воды потерпевших. Мы нарушили все мыслимые правила. Полагалось быть гораздо выше и спускать утопающим специальную корзину. Но ведь это лишние секунды!» Из тысячи с лишним пассажиров парома выжили 140 человек. Несколько десятков жизней на счету российского экипажа, который по собственной инициативе пришёл на помощь: «Узнали из СМИ о трагедии в водах Балтийского моря. Сразу же предложили помощь, нам сказали: «Прилетайте».

За 15 лет Базыкин сумел создать вокруг себя команду единомышленников, которые работают в его компании. У него пять вертолётов, а значит, пять экипажей, в каждом - 5 человек (трое - в небе, двое - наземные механики). «Бывает, экспедиция длится несколько месяцев. Когда вокруг дикая природа, человек становится, как стёклышко, прозрачным. Знаете, чем можно пронять настоящего мужика? Дыней! Ребята-полярники не вспомнят, как их эвакуировали, они скажут: «Помнишь, как на лёд дыню выкатили?!» - это мы с собой её прихватили, чтобы мужиков порадовать.

В экспедицию 2007 года везли полярникам трёх щенят. Пока плыли на корабле, собаки к нему, как к дому родному, прикипели. Когда мы высадились на льдине, а «дом» стал уплывать, один щенок кинулся за ним в воду. Он бы наверняка погиб, если бы не начальник станции, который скинул тулуп и сиганул за собакой в ледяную воду. Я ему: «Ты что?! Если заболеешь, в ближайший месяц отсюда не выбраться!» - «Ерунда! Вот его жалко». Мокрая собака грелась в тулупе полярника».

Сейчас Базыкин горюет, что один его проверенный сотрудник решил уйти из компании - на новом месте будет возить на вертолёте состоятельных людей: «Ну какая там романтика?!»

…И правда никакой. А здесь… Кто был в Петербурге, видел, как сверкает на солнце отреставрированный золотой ангел на шпиле Петропавловской крепости. Базыкин месяц тренировался на специальном полигоне. И с первого раза водрузил фигуру на шпиль. Ювелирно сработал. С Божьей помощью.


Top