Законы перцептивной организации. Виды и свойства восприятия

Базовая предпосылка принципов восприятия в гештальт-психологи состоит в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, объединяясь между собой, чтобы создать структуру, которая выделялась бы на общем фоне.

Согласно гештальт-теории, первичная деятельность нашего мозга по визуальному восприятию объектов заключается не в накоплении их отдельных проявлений. Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, не реагирует на отдельные элементы визуальных входных сигналов и не связывает их вместе с помощью механического процесса ассоциации. Мозг представляет собой динамичную систему, в которой все элементы являются активными в каждый момент взаимодействия. Элементы, которые являются одинаковыми или близкими друг другу, стремятся к объединению, а элементы, которые являются несходными или далекими друг от друга, не объединяются.

Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании целостной структуры над ее составляющими. Так, для целостного восприятия человеческого лица достаточно лишь нескольких элементов его контура .

Итак, принципы восприятия согласно гештальт-психологии:

Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

1. Принцип близости. Объединение в единую форму элементов, расположенных близко друг к другу во времени или пространстве. На рисунке 6 мы видим два квадрата, заполненные кругами, проходящими горизонтальными и вертикальными линиями. Объединение по вертикали или горизонтали происходит исключительно в мозгу, ведь с точки зрения структурализма ни одна из конфигураций не будет необходимой. Таким образом, близость приводит к двум эффектам. Во-первых, объединяет или интегрирует элементы, что называется принадлежностью, а во-вторых, она разделяет элементы, не объединенные близостью, например, отделяет колонки квадратов. Считается, что эта интеграция/сегрегация лежит в основе отношений фигура/фон и отвечает за группировку отдельных элементов в процессе восприятия.

Рисунок 6. Принцип близости


2. Принцип сходства
. Объединение в единую форму элементов, имеющих сходные черты. Чем больше части картинки похожи друг на друга по какому-либо зрительно воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т.е. обладающие симметрией или периодичностью. Так, несмотря на то, что круги и квадраты на рисунке 7 расположены на одинаковом расстоянии, мы группируем фигуры в столбцы аналогичных элементов: кругов и квадратов.

Рисунок 7. Принцип схожести.

Современная психофизическая методология пытается выяснить, какой принцип гештальта первичен - близости или схожести . Увеличивая расстояние между рядами на рисунке 7 можно определить, когда принцип близости возобладает над принципом схожести (рисунок 8).

Рисунок 8.


3. Принцип заполнения пробелов, или принцип замкнутости
говорит о том, что мы стремимся завершить незаконченные фигуры – мы заполняем существующие пробелы. Мозг всегда стремится свести фрагментарные изображения в фигуру с простым и завершенным контуром.

Таким образом, на рисунке 9 только из-за активной обработки разумом мы склонны видеть треугольники, а не ряд разъединенных линий.

Рисунок 9. Принцип замкнутости

4. Принцип Симметрии. Рисунок 10 показывает, что на верхнем изображении мы воспринимаем ромб, хотя часть его закрыта кругом. Обратите внимание, что ни один из трех других возможных путей завершения конструкции на рисунке ниже не кажется предпочтительным. Способность воспринимать конструкцию именно ромбом называют амодальным завершением; разум работает без использования сенсорного восприятия – зрения, завершая конструкцию амодально по принципу симметрии, ведь зрительно невозможно увидеть скрытую часть ромба.

Рисунок 10. Принцип симметрии.

5. Принцип общей судьбы . Это расчленение воспринимаемых объектов на простые составляющие с каким то общим признаком. Так, например, на рисунке 11 наблюдатель может выделить прямую и изогнутую соприкасающиеся линии (рисунок 12), хотя в принципе рисунок мог бы состоять из двух элементов, содержащих в себе и прямой и изогнутую часть отрезка (рисунок 13).

Рисунок 11. Принцип общей судьбы.

Рисунок 12 и рисунок 13.


6. Принцип вхождения без остатка. Принцип вхождения без остатка это способность структурировать элементы в единую форму без каких либо исключений. Согласно принципу близости, мы на рисунке объединили бы в фигуру две узкие вертикальные полосы, но поскольку по краям остаются еще две линии – мы объединяем линии в три широкие полосы, и тут принцип вхождения без остатка преобладает над принципом близости.

Рисунок 14. Принцип вхождения без остатка.

7. Принцип непрерывности. Объединение в единую форму элементов, имеющих одно направление. В нашем восприятии существует тенденция следования в направлении, позволяющем связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придать им определенную ориентацию. На рисунке 15 мы группируем находящиеся на одной линии элементы в наклонную линию, а другие элементы воспринимаются разрозненными и расположенными беспорядочно

Рисунок 15. Принцип непрерывности

Этот принцип подводит нас к самому основному общему принципу группировки, относящемуся к сущности или конечному смыслу восприятия, который Вертгеймер назвал законом Prägnanz (Законом Прегнантности). Согласно этому закону, перцептивная организация стремится быть настолько хороша, насколько позволяют существующие условия.

Закон прегнантности стал одним из основных принципов гештальт-психологии.

Закон прегнантности или равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте принципа фигуры и фона это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее "удобоваримую", с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют "хорошим гештальтом".

Мы видим наш мир упорядоченно, последовательно и экономно настолько, насколько это позволяют существующие условия. Хороший гештальт симметричен, прост и стабилен, как, к примеру, мыльный пузырь, и не может быть упорядочен более или сведен к более простой форме. Поэтому на рисунке 16 мы склонны видеть квадрат и прямоугольник, а не сочетание более сложных форм. Изображение на рисунке дает интуитивное подтверждение этого закона.

Рисунок 16. Пример действия закона Прегнантности

Принцип фигуры и фона. Любой образ или предмет имеет тенденцию восприниматься как фигура, выделяющаяся на определенном фоне. Эдгар Рубин (Edgar Rubin, 1886-1951) рассматривал два компонента значимых перцептивных отношений как Фигуру (объект) и Фон. Фигура относится к "предметности" объекта, тогда как фон передает остальную часть сцены. Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый стимул - обратимые лица/ваза. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план. Рубин считал такой результат свидетельством интеграции и сегрегации значимых сущностей, существующих в мире. Тут можно вернуться к рисунку 4 (ваза Рубина), в которой последовательно можно рассмотреть как белую вазу, так и два черных профиля человеческих лиц, смотрящие друг на друга. В первом варианте фигурой будет белая ваза, во втором случае ваза является фоном, а черные силуэты становятся фигурой.

Впоследствии принципы прегнантности и фигуры и фона были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом "здесь и сейчас", согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальт-психологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф.Перлзом, Е.Полстером и рядом других гештальт-психологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальт-психологии.

Гештальт-подход подвергался критике за излишнюю расплывчатость и неопределенность терминологии. Например, что означает слово "хороший" в определении гештальта? Как мы можем знать, что данная перцептивная организация является наилучшей возможной? Даже незначительное изменение структуры стимулов может не позволить точно определить понятия "хорошести".

Заключение.

Гештальт-психология как направление в психологии возникла как альтернатива структурализму в связи с необходимостью инструментального исследования психики человека, в частности, восприятия, это было поначалу поистине первое экспериментальное направление в психологии. Развиваясь из экспериментов по восприятию, гештальт-психология оспаривала существующие на тот момент подходы, дополняя и обогащая исследовательский и экспериментальный опыт психологии как науки.

Гештальт-психология не ограничивается одним только восприятием, акцентуация на восприятии была необходима как основной аргумент критики в период главенствования идей теории Вундта.

Работы гештальт-психологов заложили новые подходы к разнообразным проблемам - от творческого мышления до активности личности. Многообразные исследования психики позволили понять закономерности развития восприятия, мышления и личности, сформировать принципиально отличные от прежних экспериментальные методики.

Среди других достижений гештальт-психологии следует отметить: концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур психических и нервных процессов); представление о «научении через инсайт»; новую концепцию мышления (новый предмет воспринимается не в своем абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении с другими предметами); представление о «продуктивном мышлении» (т.е. творческом мышлении как антиподе репродуктивного, шаблонного запоминания); выявление феномена».

В книге «Теория поля и обучение» (1942) Левин раскрыл содержание важного для него понятия временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и служит основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Эти исследования легли в основу разработанной им теории конфликтов. Он выявил и описал три типа конфликтов: «стремление-стремление», «избегание-избегание», «стремление-избегание». В его экспериментах на вызванную агрессию было доказано, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать Конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии - против себя, других, ситуации. Левину также принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения - демократического, авторитарного, попустительского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах. Эти исследования Левина стали основой нового направления в социальной психологии - процессы групповой динамики.

Исследования Левина помогли создать экспериментальные методы исследования в социальной психологии и психологии личности. Таким образом, он создал новые направления в обеих этих областях, хотя его последние работы получили более широкое распространение, чем работы по исследования мотивации. Социально-психологические эксперименты также помогли Левину, единственному из всех гештальт-психологов, создать новую научную школу в США.

Маслоу серьезно изучал гештальт-психологию, которая исследует восприятие, познание и другие виды сложных проявлений человеческого разума комплексно, целой системой. Он восхищался Максом Вертгеймером (Max Wertheimer), чья работа о продуктивном мышлении была тесно связана с работами Маслоу о познании и креативности. Для Маслоу, как и для представителей гештальт-психологии, основным элементом эффективного мышления и творческого решения проблем является способность воспринимать и осмысливать, скорее, нечто целое или его модели, а не отдельно взятые части.

Фриц Перлз (1893– 1970) , пересмотрев теории Фрейда и взяв за основу принципы гештальт-психологии, создает новое направление в психотерапии: гештальт-терапию, цель которой осознавание непосредственного опыта. На передний план выходит вопрос: «Что Вы чувствуете сейчас?».

Цикл контакта Ф. Перлза:

Гештальт-терапия фокусируется на наших отношениях со средой, как внешней, так и внутренней. Встреча и взаимодействие человека со средой без потери индивидуальности – это и есть контакт. Чтобы встретиться с чем-либо, необходимо иметь опыт выделения себя в окружающей среде, опознавания своей границы и опыт опознавания различий между собой и другими («как он другой»). В гештальт-терапии есть понятие границы-контакта: пространства, принадлежащего встрече, а не индивиду или среде.

Цикл контакта – это динамика образования гештальта, фигуры из фона, ее формирование и последующее разрушение. Состоит из нескольких стадий сопровождающихся возникновением напряжения на границе контакта организм-среда, вызванного внутренними импульсами или внешними раздражителями, а затем деятельностью организма, направленную на уменьшение этого напряжения и возвращению к энергетическому балансу организма. Последовательность последовательность построения-разрушения гештальтов называемая динамический цикл контакта применяется гештальт-терапевтами в современном консультировании.

Ч. Осгуд

ПЕРЦЕПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ1

Как феноменальный мир организован в восприя­тии? Когда мы смотрим вокруг, то видим не хаос ощущений, о котором писал Джемс, а окружение, четко разделенное на осмысленные предметы. Вот это карандаш (желтый), лежа­щий на книге (зеленой), а не просто желтое продолговатое пятно на зеленом поле; это - лицо Самюэля Джонса, а не хаотическое нагромождение красных, белых и коричневых ощущений. Очень может быть (как думают эмпиристы), что до перцептивного научения внутренний опыт хаотичен по своему характеру, но наверняка к тому времени, когда у мо­лодых индивидуумов развиваются их моторные способности в мере, достаточной для проведения на них экспериментов, сенсорный хаос оказывается подчиненным перцептивному порядку. Какова же природа этого перцептивного порядка? Какие виды организации при этом имеют место? При каких стимулах и центральных условиях? И «почему» в терминах физиологической, гештальтистской и бихевиористской тео­рий перцептивная организация имеет свои специфические особенности?

ФЕНОМЕНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Посмотрите пристально в течение некоторого вре­мени на фигуру из маленьких черных квадратов, изобра­женную на рис. 1, А: вы заметите постоянные изменения в ее организации - то горизонтальные, то вертикальные ли­нии, то группы из четырех квадратов, то центральный крест. Мы здесь имеем двусмысленную ситуацию, в которой раз­личные периферические (стимульные) и различные цент­ральные (установка, значение и т. д.) факторы соревнуются

С. Е. Osgood. Method and Theory in Experimental Psychology. N. Y., 1953, ch. 5, pp. 212-228.

в определении того, что будет воспринято. Впервые эта «шах­матная доска» была описана Шуманном (1900), который приписал флуктуации перцептивной организации капри­зам внимания. На рис. 1,Б мы ввели доминирующий стимульный фактор - группу кружков, образующих знако­мую фигуру,- и он полностью подавил процессы внима­ния. Попробуем, насколько это возможно, направить наше внимание на горизонтальные и вертикальные ряды; попро­буем, насколько это возможно, воспринять Х-образную фор­му (необходимо составленную из черных и белых фигур разной формы) - эти организации сопротивляются нашим усилиям. Вертгаймер (1923) первый осуществил подробное исследование факторов, влияющих на перцептивную груп­пировку элементов в зрительном поле. Последующее изло­жение исходит из его классификации этих факторов, хотя точно и не соответствует ей.

1. Близость

Чем ближе (при прочих равных условиях) объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы. Пары линий на рис. 2, А по этой причине легко организуются так, что две соседние воспринимаются как целое, при этом почти невоз­можно воспринять как целое линии, разделенные большим про­межутком, т. е. разрушить единицы, основанные на факторе пространственной близости. Кстати, здесь имеет место не про­сто пространственная близость, но близость процессов одина­кового качества.

2. Сходство

Сходство процессов в зрительном поле: чем больше
единые и целостные образы, тем с большей вероятностью они
организуются. Тот факт, что крест на рис. 1, Б воспринимается
мгновенно и продолжает видеться неизменно, иллюстрирует
действие этого стимульного фактора - крест состоит из каче­ственно одинаковых элементов.

3. Продолжение

Чем больше элементы в зрительном поле оказыва­ются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности, т. е. функционируют как части знакомых контуров, тем с большей вероятностью они организуются в

Рис. 1.А - расположение фигур, которое позволяет наблюдать меняющу­юся организацию (по Шуманну, 1900). Б - расположение, при котором одна доминирующая организация сопротивляется изменениям.

единые целостные образы. На рис. 2, Б факторы близости и сходства остаются теми же, что и на рис. 2, А, однако здесь более отдаленные элементы обладают свойством продолжения, выступая как части простого целого. Поэтому можно легко орга­низовывать в связанные единицы относительно отдаленные ломаные линии, несмотря на фактор близости.

4. Замкнутость

Чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы. Это простое логи­ческое развитие принципа продолжения. На рис. 2, В ломаные

Рис. 2. А - фактор близости предрасполагает наблюдателя организовать линии в группы. Б - фактор продолжения работает в противовес близос­ти, способствуя группировке менее близких линий. В - замкнутость ис­ключает возможность группировки близких частей раздельных фигур.

линии продолжены до соединения друг с другом и образова­ния форм квадратов; такие замкнутые контуры обладают силь­ным приоритетом в зрительной организации.

Выше мы перечислили объективные, стимульные перемен­ные. Существуют также центральные факторы (смысл, отно­шение), которые определяют организацию зрительного поля. Строчка букв которую мы приводим ниже, довольно легко распадается на единицы в соответствии со значениями отдель­ных слов.

Собакаестмясо

Если то же сделать на незнакомом языке, то, естественно, такой организации не произойдет. Очевидно, мы накладыва­ем организацию на сенсорные данные, осмысливая их, и это является результатом научения, а не врожденной Перцептив­ной организации. Смысловая организация не ограничивается словесным материалом. Изображения на рис. 3, по-видимому, имеют небольшой смысл для большинства читателей - про­сто некое скопление форм и линий. Но как только вам ска­жут, что рисунки изображают «Солдата с собакой, проходящих за воротами забора» и «Женщину, моющую пол», они сразу превращаются в понятную организацию. Примечательно, что после того, как эти рисунки ассоциируются с конкретными зна­чениями (и поэтому воспримутся определенным образом), ста­новится очень трудно реконструировать их и воспринять как что-то другое.

К настоящему времени физиологическая точка зрения мо­жет мало внести в наше понимание описанных законов груп­пировки. Верно, конечно, что формирование контура есть необ­ходимое предшествующее условие всех типов перцептивной организации, и статистические механизмы, описанные Маршал­лом и Тальботом, безусловно, имеют к ней отношение. С дру­гой стороны, точка зрения гештальтпсихологии предлагает объяснение почти всех фактов, что неудивительно, поскольку гештальттеория развивалась преимущественно в рамках экс­периментальных исследований восприятия. Сходство и бли­зость в перцептивной организации являются прямым выра­жением факторов, влияющих на величину связывающих сил. Продолжение контуров и замкнутость могут рассматриваться как выражение закона прегнантноспги. Роль смысла как орга-

низующей силы не затрагивается классической гештальттео-рией, которая делает большой акцент на врожденном харак­тере перцептивных процессов.

Довольно удивительно, что бихевиористская точка зрения может сказать больше об этих характеристиках организации, чем о других перцептивных феноменах. В соответствии со схе­мой Халла организмы способны вырабатывать реакции разли­чения на повторно предъявляемые комплексы стимулов, отли­чающиеся от реакции на компоненты стимулов в другой ком-

Рис. 3. Две фигуры, иллюстрирующие влияние значения на перцептив­ную организацию (обсуждение см. в тексте).

бинации. Связь большинства объектов между собой является физическим фактом; из этого следует, что стимулы от объек­тов будут повторяющимся образом действовать на организм как взаимодействующие комплексы. Маленький ребенок выу­чивается отдельным реакциям на свою собственную руку, бу­тылочку, лицо матери как на различимые «целые», и последу­ющее применение словесных обозначений облегчает организа­цию стимульного множества. Связывающие факторы сходства и близости, способствующие группировке стимульных элемен­тов, становятся основой генерализованных перцептивных на­выков. Поскольку связь объектов, с которыми производятся манипуляции, имеет физическую основу, стимулы, близкие в сенсорном пространстве, будут объединяться во взаимодейству­ющие комплексы гораздо чаще, чем те, которые удалены друг от друга. Эта генерализованная тенденция отвечать на сосед­ние части как на «принадлежащие друг другу» приводит к многочисленным ошибкам ребенка: он может схватить баш­ню из кубиков за верхний кубик и очень удивиться, увидев, что только он один окажется поднятым. Подобным образом у многих объектов практического действия ребенка (ложки, за­стежки, прутья кровати) взаимодействующие части в высшей степени похожи по сенсорным качествам, и это приводит к генерализованной тенденции воспринимать сходные элемен-

ты как единые целые. Ребенок делает усердные попытки взять красивый красный цветок с платья матери; ему трудно вос­принимать тонкую бечевку как связанную с яркой красной игрушкой, которую он старается притянуть к себе.

ТРАНСПОЗИЦИЯ (ПЕРЕНОС )

Перцептивные формы как интегрированные целые допускают перенос, несмотря на значительные изменения в сен­сорных элементах, их составляющих. Известной иллюстраци­ей тому является мелодическая тема. Временная последова­тельность тонов, которая неизменно узнается нами как «Ми­лая Аделина», может переходить от струнных к духовым или голосу, из одного ключа в другой и т. п.: даже измененная по ритму, она еще сохраняет свой «целостный характер». Одна­ко этот характер теряется, когда мелодия проигрывается в об­ратном направлении,- факт, которому теоретики гештальта не уделили достаточного внимания. Подобно этому, квадрат или круг сохраняет свой «целостный характер» вопреки боль­шим изменениям в величине, цвете, точке зрения и т. д. Этот феномен тесно связан как с константностью восприятия, так и с образованием понятий.

Сюда может быть привлечена нейрофизиологическая ги­потеза Хебба, хотя, по общему признанию, она спекулятивна по своей природе. Вопреки изменению в характере стимуля­ции от треугольников разных размеров, вопреки изменению локализации возбудительного процесса в 17-е поле, в 18-м поле могут образовываться соответствующие клеточные объе­динения, например возбуждение в этом месте (18-го поля) представляет «форму» треугольности. Подобный же аргу­мент может быть применен к «формам» и в других модаль­ностях, например мелодиям, меняющимся в ключе. Для геш-тальттеоретиков транспонируемость с легкостью следует из идеи изоморфизма: мозговые процессы, имеющие одну и ту же молярную физиологическую организацию или структуру, сопровождаются восприятием одинаковых форм в феноме­нальном поле.

Халл обсуждает феномены переноса, в особенности пара­докс арпеджио Хамфри, в связи со своей гипотезой взаимо­действия. Однако его аргументация не является ни достаточно подробной, ни достаточно убедительной.

ФЕНОМЕН «ОДИН» И «ДВА»

Центральным для гештальтистской точки зрения на перцептивную организацию является принцип прегнантности, в соответствии с которым наши восприятия стремятся быть на­столько простыми и «хорошими», насколько позволяют усло­вия стимуляции. Коффка (1935) в связи с этим ставит следую­щий вопрос: когда контурная фигура с линиями внутри будет выглядеть как «одно», а когда как «два»? Фигура на рис. 4, А воспринимается как «одно» - как прямоугольник, разделен­ный включенной в него линией. Фигура же 4, Б, напротив, воспринимается как «два» - как две раздельные единицы, приложенные друг к другу боковыми сторонами. Почему это так? Согласно Коффке, «причина ясна: в первом случае общая фигура лучше, чем каждая из двух ее частей, тогда как во втором имеет место обратное». Коффка отклоняет объяснение эмпиристов, что «лучшими» фигуры становятся благодаря прак­тическим манипуляциям (знакомости), ссылаясь на экспери­менты Готтшальдта (1926). В этих экспериментах испытуемые повторно знакомились с простыми фигурами типа той, которая приведена на рис. 5, А. Затем им предъявлялись фигуры, по­добные той, которая изображена на рис. 5, Б, с просьбой сооб­щить, что они видят. Хотя знакомая фигура всегда была вклю­чена в новую, только в исключительных случаях испытуемые ее замечали. В самом деле, трудно обнаружить знакомую фор­му, даже если намеренно ее искать. Используя эти результаты как аргументы против обучения восприятию формы, Коффка считает, что эмпиризм есть также с необходимостью элемента-ризм. Почти любой сравнительный бихевиорист согласится с тем, что дополнение одной стимульной организации к другой представляет нечто большее, чем просто сложение,- взаимо­действие приводит к изменению всей ситуации. В приведен­ном примере следует заметить, что наиболее успешно маски­руют простую фигуру те дополнения, которые продолжают ее контуры в прежних направлениях и вызывают ошибочные движения глаз (что в соответствии с физиологической точкой зрения приводит к формированию несовместимых с прежней формой клеточных ансамблей). Дополнительные линии на рис. 5, В не интерферируют с видимой исходной формой, посколь­ку пересекают исходный контур почти под прямыми углами.

Рис. 4. Одно и два. А воспринимается как одна фигура, разделенная внут­ренней линией. Б воспринимается как две независимые фигуры, соеди­ненные боковыми сторонами.

ВЫДЕЛЕНИЕ ФИГУРЫ ИЗ ФОНА

Почему, как образно выразился Коффка, мы видим вещи, но не дыры между ними? Когда я протягиваю руку с распростертыми пальцами и смотрю на нее, рука, конечно, выглядит фигурой, вещью, а различные другие объекты в поле зрения становятся бессмысленными слитными в невы­разительную аморфную массу, которую мы и называем фо­ ном. В исключительных обстоятельствах мы способны ви­деть «дыры» так, как если бы они вдруг стали фигурой, на­пример, когда через темную массу скал видится пронзитель­но яркий кусок голубого неба; однако мы подозреваем, что в таких случаях многие факторы, нормально связанные с фи­гурами, переносятся на то, что обычно выступает как фон. В обычном видении нашего трехмерного мира имеется целый ряд чисто физиологических факторов, содействующих выде­лению того, что фиксируется. «Вещь», на которую мы смот­рим, видится как единичная, тогда как объекты, располо­женные ближе и дальше в поле зрения, выглядят как неясно

Рис. 5. Простая форма А включена в £ и В. Ее очень трудно выделить в Б, и то время как в В она легко отделяется (эксперименты Готтшальдта, 1926; по Коффке, 1935, стр. 126).

двоящиеся; аккомодационный механизм настраивается на поверхность вещи, на которую мы смотрим, и это делает зри­тельно ясным один объект за счет других. Но существует много других сил, обеспечивающих различие фигуры и фона, и большинство их наилучшим образом может быть проил­люстрировано на двухмерных формах (возможно, из-за этого передача научных идей в нашей культуре осуществляется большей частью через посредство плоских поверхностей книжных страниц).

В процессе образования фигуры прежде всего находят об­щее выражение уже изученные нами феноменальные законы группировки. Чем ближе друг к другу элементы, образующие фигуру, тем легче она может быть изолирована. Фактическим доказательством этого может быть то обстоятельство, что сис­темы звезд, получившие наименования, содержат звезды, рас­положенные близко друг к другу, и не содержат тех, которые не составляют часть общей конфигурации.

Аналогично чем больше сходство между элементами, образу­ющими фигуру, тем легче она воспринимается как таковая. Дру­гой параметр стимуляции, еще не обсуждавшийся нами как об­разующий «целостность»,- контраст: при прочих равных ус­ловиях чем сильнее контраст между элементами фигуры и фона (либо по яркости, либо по цвету или форме), тем легче образуется фигура. То же справедливо в отношении непрерывности и замк­ нутости: чем более легко элементы, образующие фигуру, следу­ют закономерным и зрительно предсказуемым направлениям, чем более они образуют замкнутые пространства, тем с большей легкостью возникают фигуры. Осмысленность является еще од­ним определяющим фактором. Если просвечивающие между скалами куски неба имеют характер знакомой формы: профиля, животного, привычной геометрической формы,- они с большей готовностью приобретают качество фигуры.

Как правило, большинство «хороших» фигур, подобно чер­ному кругу на белом фоне, сочетает в себе все эти качества организации: части фигуры плотно скомпонованы (близки), в высокой степени сходны и отделены резким контрастом от частей фона; их контуры непрерывны и правильны по форме; кроме того, они представляют привычные формы как целые.

Каковы феноменальные характеристики, различающие фи­гуру и фон?

Рубин (1915, 1921), используя перевертывающиеся изобра­жения фигуры и фона, подобные тем, которые приведены на рис. 6 и 7, выделил следующие различия.

1. Части фигуры имеют характер объекта или «вещи», фон
же относительно аморфен и имеет характер материала или суб­страта.

2. Части фигуры кажутся лежащими феноменально бли­ же к наблюдателю, чем фон; хотя этот пространственный
эффект не первый по значению, он вполне отчетлив, так
что фигура кажется лежащей поверх фона. В самом деле,
когда обратимые фигуры перевертываются, нередко возни­кает впечатление движения назад и вперед в третьем изме­рении.

3. В соответствии с этим пространственным эффектом фон
кажется непрерывно простирающимся за фигуру, приводя к
тому, что Коффка называл «двойственной репрезентацией».
Так, часть географического поля, представляющаяся нам как
фигура, в психологическом поле выступает дважды: один раз
как поверхность фигуры и второй - как (подразумеваемая)
поверхность фона.

4. Контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а
не фону.
Это еще одно отчетливое впечатление, которое возни­кает при восприятии перевертывающихся фигур (см. рис. 6).
Хотя каждый контур является общим для обеих возможных
фигур, он как бы «прилипает» к той части поля, которая выс­тупает в данный момент как фигура.

Коффка (1935) приводит множество примеров этого эффек­та, высказывая мнение о том, что эта «односторонность» кон­туров является важным аспектом формообразующих процес­сов в восприятии.

Выводы Рубина получили подтверждение и развитие в ра­ботах Уивера (1927). Используя черные фигуры на белом фоне и ограниченное время экспозиции (при помощи тахистоскопа Додж а), он дополнительно обнаружил, что

5. В то время как фигура имеет вполне определенную лока­ лизацию в пространстве и структуру поверхности, фон пло­хо локализован и обладает поверхностью «пленки». Уивер на­
шел также, что при постепенном увеличении длительности эк­спозиции различные характеристики фигуры (контур, форма,
выступы и т. д.) обнаруживаются с различным успехом. Ста-


новление контура является необхо­димым условием любого феномено­логического опыта в отношении фи­гуры. Кроме того, как уже отмеча­лось, восприятие фигуры облегчает­ся наличием «хорошей» формы, а также фактором осмысленности (Эренштейн, 1930). Особенно инте­ресным в наблюдениях Рубина (1921) было то, что испытуемые с трудом узнавали конфигурации сти­мулов, ее ли отношения фигуры и фона были перевёрнуты. Обычной иллюстрацией этого факта может служить вид знакомой карты, на ко­торой массы воды и земли закрашены противоположным об­разом, а также рассматривание негативов.

ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Упорядоченность и стабильность, накладываемые перцептивными процессами на сенсорные данные, в луч­шем случае являются делом времени. Любое сенсорное поле, если оно пристально рассматривается достаточно длитель­ное время, начинает изменяться на наших глазах, обнару­живая свой действительно неоднозначный характер. Ког­да сенсорная информация нарочито делается двусмыслен­ной, как, например, в случае обращающихся фигур, эта тен­денция становится просто более отчетливой. Можно рассмат­ривать любой сенсорный объект как потенциально способ­ный вызывать множественную перцептивную организацию. В большинстве «нормальных» случаев восприятия один из способов организации безраздельно доминирует над осталь­ными благодаря либо врожденным, либо приобретенным механизмам, либо и тому и другому вместе. Когда я смотрю на портрет деда, висящий на стене, имеется крайне высо­кая вероятность того, что произойдет специфическая орга­низация восприятия и в силу ее высокой вероятности она останется неизменной продолжительное время. Однако даже лицо деда через несколько минут начинает испытывать нео­жиданные трансформации.

Посмотрите пристально некоторое время на рис. 7, А: в от­личие от лица деда этот объект с самого начала двусмыслен; первое, что вы видите,- это фигуру, напоминающую вазу, за­тем что-то похожее скорее на двух полных дам, поглощенных светским разговором, затем снова вазу и т. д. Как сенсорная информация этот зрительный объект почти в одинаковой сте­пени ассоциируется с этими двумя альтернативными органи­зациями. Мы можем специально изменить вероятностные от­ношения в этой ситуации. Если, как показано на рис. 7, Б, мы придадим вазоподобной области различные метки, что, кроме всего прочего, увеличит ее «вещный характер», то переход ко второму способу организации затруднится. Если же, как это показано на рис. 7, Б, мы сделаем осмысленные лица из двух внешних областей, то близнецы возьмут верх над вазой. Эти манипуляции мы производили с самой сенсорной информаци­ей. Но мы можем также изменить перцептивные вероятности, меняя значения, отношения, смысл для наблюдателя. Шафер и Марфи (1943), например, показали, что поощрение и наказа­ние могут надежно определить, какая из двух обращающихся фигур будет восприниматься.

Неоднозначность не ограничивается только альтернативой между двумя конкурирующими организациями. Могут быть созданы такие зрительные ситуации, которые будут вызывать большое число различных перцептивных организаций пример­но с одинаковой вероятностью. Майлс (1931) предложил уста­новку, названную им кинефантоскопом: отчетливая тень вра­щающейся горизонтальной металлической полосы проециру­ется на экран, и зрительная последовательность, изображенная на рис. 8, повторяется неограниченное время. Наблюдатель может видеть «две руки, протягивающиеся к нему», затем вдруг «две руки, машущие от него», затем «нечто вращающееся по часовой стрелке», после чего «брусок» растягиваемый и сжи­мающийся», потом опять «машущие к нему руки», затем «дыру в белой простыне, открывающуюся, и вновь закрывающуюся» и т. д. Эти многочисленные возможности легко подвергаются влиянию подсказки: если наблюдатель монотонно повторяет: «машут к...к...к..., машут от...от...от... и т. п.», то характер воспринимаемого движения обычно подстраивается к такому самовнушению. Харроувер (1939) показала, что люди с мозго-


Рис. 7. Изменение отношений фигура - фон. А - поле без дополнитель­ных влияний: появление «вазы» и «лица» почти равновероятно. Б - «ваза» как фигура сделана более вероятной. В - более вероятной фигу­рой сделано «лицо».

выми поражениями обычно менее гибки и в меньшей степени подвержены влиянию осмысленной оценки стимульных веро­ятностей. Она использовала плоские обращающиеся фигуры, подобные тем, которые приведены на рис. 7. Выводы, получен­ные при этом для стойкости социального восприятия, заслу­живают детального экспериментального исследования.

ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЦЕПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВРОЖДЕННОЙ ИЛИ ПРИОБРЕТЕННОЙ ?

Гештальтисты, постулирующие изоморфизм, склон­ны приписывать все характеристики восприятия врожден­ным «полевым» свойствам центральной нервной системы. Бихевиористы, следуя некоему принципу экономии, пыта­ются найти во всех этих формах поведения признаки науче­ния. Это составляет часть непрерывной и, вероятно, необхо­димой полемики между нативизмом и эмпиризмом. Одна­ко, как это обычно случается, ответ постепенно оказывается компромиссным - определенные аспекты перцептивной организации врожденно детерминированы, другие являются

продуктом жизненного опыта. Как можно исследовать эту проблему? Поскольку перцептивная организация развивает­ся вместе с инструментальным поведением - а в случае приматов, может быть, идет впереди него - и последнее при­ходится использовать в качестве показателя, возникает не­обходимость задержать перцептивное развитие в период, когда формируются другие способности. В случае животных это означает воспитание их от рождения в полной темноте (если мы желаем изучить зрительное восприятие); в отношении же людей мы должны положиться на случай - иногда с помощью операции возвращается зрение лицам, слепым от рождения.

Хебб (1949) дает наиболее полное описание фактов, имею­щих отношение к этой проблеме, и читатель, желающий раз­рабатывать ее дальше, должен познакомиться с его книгой и цитируемыми в ней источниками (в особенности с обзором Зендена (1932) случаев возвращения зрения лицам, слепым от рождения, и исследованием Райзена (1947) на шимпанзе, вы­ращенных в темноте). Хебб приходит к выводу, что, хотя неко­торые свойства перцептивной организации врожденно детер­минированы (особенно процессы выделения фигуры из фона), другие свойства, как это может быть показано, являются про­дуктом длительного периода научения. И как раз к этим по­следним формам организации он адресует свои нейрофизио­логические гипотезы (образование клеточных ансамблей и пр.).

Литература

1. Ehrenstein W. Untersuchungen tiber Figur-Grund und
Fragen. «Z. Psychol.», 1930, 117, 339-412.

2. Gottschaldt K. Uber den Einfluss der Erfahrung auf die
Wahrnehmung von Figuren. «Psychol. Forsch.», 1926, 8,
261-317.

3. Hebb D. O. The organization of behavior. A neuropsy-
chological theory. N. Y.: Wiley, 1949.

4. Miles W. R. Movement interpretations of the silhouette of
a revolving. «Amer. J. Psiyichol.», 1931, 43, 392-405.

5. Richardson H. M. The growth of adaptive behavior in
infants: an experimental study at seven age levels. «Genet.
Psychol. Monogr.», 1932, 12, 195-359.

6. Riesen A, H. The development of visual perception in
man and chimpanzee. Science, 1947, 106, 107-108.

7. Rubin E. Synsoplevede Figurer. Kobenhavn, 1915.

8. Schumann F. Beitrage zur Analyse der Gesichtswahrne-
hmungen. «Z. Psychol.», 1900, 23, 1-32. 24, 1-33.

9. Senden M. Von Raum-und Gestaltauffassung bei
operierten Blindgeborenen vor und nach der Operation.
Leipzig: Barth, 1932.

10. Wertheimer M. Untersuchungen zur Lehre von der
Gestalt. П «Psychol. Forsch.», 1923, 4, 301-350.

11. Wever E. G. Figure and Ground in the visual perception
of form. Amer. J. Psychol., 1927, 38, 194-226.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов

Физиолог основа: Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями.

Основные свойства восприятия: Предметность - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Целостность образа предмета (обобщение инфы об отдельнсв-вах и кач-вах). Структурность -доводит до нашего сознания структуру предмета или явления Константность -постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Апперцепция - зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни (опыта). Осмысленность - попытки установить сходство,поиск наилучшего толкования данных. Стабильность видимого мира (сво-во зрит восприят) - изображение постоянно остается на одном и том же месте, даже если наблюдатель перемещается.

Виды восприятия***Классификации:1. В зависимости от анализатора выделяют: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и возникают сложные виды восприятия. 2. В зависимости от формы существования материи выделяют: восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служитьваза Рубина . В качестве фигуры может восприниматься либо ваза, либо два профиля. Соответственно фоном будет служить черный или белый цвет изображения. Иными словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

Канадский психолог Ж. Годфруа приводит следующие примеры соотношения фигуры и фона для разных модальностей восприятия. Когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Подчеркнем, что отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. Этот факт становится совершенно очевидным в таких ситуациях, когда мы обнаруживаем иные способы распознания стимула.

Например, в той же вазе Рубина одно и то же изображение можно считать белой вазой, а можно – двумя человеческими профилями. Такие реверсивные изображения помогают понять, что с точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем.

Закон близости . Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.

Закон сходства . Согласно М. Вертгеймеру , при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными .

Закон замкнутости утверждает, что при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться.

Например, одному незрячему испытуемому было предложено рельефное изображение утки, на котором было только одно крыло . Слепой пошутил, что второе крыло, должно быть, находится «на другой стороне листа ». И добавил, что, конечно же, это второе крыло «только воображаемое ».

Закон хорошего продолжения . Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход » использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение» . Согласно закону хорошего продолжения, части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.

Закон прегнантности (хорошей формы) . Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей », «простой », «стабильной », «внутренне непротиворечивой », «симметричной » или, если использовать немецкое слово, введенное гештальтпсихологами и включающее все эти понятия, «прегнантной ».



Прегнантность означает значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Иными словами, имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. Наиболее ясно этот закон изложил К. Коффка .

Теория Найссера.

Теория Брунера.

Теория Гельмгольца.

Три вида образов:

1) первичный образ - имеет чувств. природу, порождается физиол. элементами; полностью очищен от опыта

2) образ-представление - он содержит знания человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внеш. миром (напр., представление о форме вещей, их простр. локализации и т.п.

3) перцептивный образ - синтез (1) И (2) через процесс бессознат. умозаключения.

Восприятие - выражение знаний о мире в чувственной форме.

4 стадии процесса категоризации:

2) Поиск признаков - если выделенные на (1) признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных признаков.

3) Подтверждающая проверка - поиск признаков, подтверждающих отнесение к категории.

4) Окончательное подтверждение - завершение процесса категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение

Осн. положения:

1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности

2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек

3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения

Найссер критикует Гибсона: Гибсон не рассматривает механизм (что происходит в голове)

Осн.понятие:

Когнитивная схема - средство описания и фиксации феноменологии, касающейся знаний человека о мире. Т.е., наши знания о мире представлены в виде когнитивных схем. Знания амодальны (получены из разных источников). Схемы упорядочены, структурированы.

Схемы постоянно развиваются, дополняются, уточняются. Они задают направленность процесса восприятия (общий план сбора информации). Схемы участвуют и в интерпретации информации.

Ф-ции схем : предвосхищение, ориентиров.-исслед. деятельность, интерпретация.

2 важных аспекта восприятия :

1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными схемами)

2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний чел-ка о мире)

Гештальт - целостная форма.

Осн. тезис: сложное перцептивное образование нельзя рассматривать как сумму его частей.

Феномены :

1) фигуры и фона (два целостных образования, не сводимые к сумме частей).

2) фи-феномен (кажущееся движение при мигании двух лампочек)

3) транспозиция (не меняет восприятие музыки)

Законы перцептивной организации:

1) смежности (близости в пространстве)



2) сходства (общей судьбы)

3) хорошей формы (хорошего продолжения)

4) контраста

Эти законы описывают внешнюю сторону явлений.

Механизмы описываются следующим законом:

действие двух разнонаправленных сил (в перцептивном поле): связывающей и разъединяющей. Борьба этих сил обусловливает динамичность образа (напр., смена фигуры и фона). Происхождение этих сил, в свою очередь, объясняется принципом изоморфизма. Проекция образа в ЦНС, образование электрического поля. Формообразующая сила - разность потенциалов в ЦНС, сдерживающая сила - отсутствие разности потенциалов на рецепторах.

Гештальтпсихология как направление вытекает из признания первичности сознательных, или феноменальных, объектов (Брентано,Гуссерль ) и резкого неприятия положений элементаризма. Идея гештальтов связана с именами Э. Маха ифон Эренфельса (1890 ). Как научная школа гештальтпсихология сложилась в Германии в 1920-40 гг. Ведущими ее представителями былиМ. Вертгеймер ,К. Коффка, В. КёлериК. Дункер . Наибольший вклад они внесли в изучение психологии восприятия и решения ее задач. Начало было положено после обнаружения в 1912 г. феноменального («фи ») движения, когда при определенном сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственного расположения и межстимульного интервала возникало ощущение движения без идентификации самого движущегося объекта. Исследовались также феномены индуцированного и автокинетического кажущегося движения, восприятия скорости движения, цветовых и структурных отношений, организации и восприятия пространства. Были сформулированы принципы (законы организации ), в соответствии с которыми части комбинируются в устойчивое целое. Важным достижением гештальтпсихологов явилась разработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Устойчивое состояние достигается при равновесии приложенных моментов и может быть выведено из принципов векторного анализа. Динамические принципы организации включают соотношение фигуры и фона, иерархическую организацию перцептивных систем отсчета, транспозицию и константность скорости. Гештальтпсихология базируется на философии холизма, центральным положением которого является известное утверждение: целое всегда больше суммы своих частей . Такой подход можно проиллюстрировать на примере так называемого « гештальтистского треугольника» . Несмотря на то что нарисованы только три точки, наше сознание непроизвольно достраивает изображение до целого – треугольника. По мнению гештальтпсихологов, структурализм, рассматривая восприятие как простую сумму ощущений, игнорирует такую категорию, как связь между элементами воспринимаемого объекта. В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки . Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне . 1) Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Фигура и фон взаимозаменяемы. Ж. Годфруа : когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами. Отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. С точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем. 2) Закон близости . Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке. 3) Закон сходства . М. Вертгеймер : при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными . 4)Закон замкнутости: при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться. 5) Закон хорошего продолжения . Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными. 6) Закон прегнантности (хорошей формы) . Все принципы группировки - проявление тенденции перцептивной организации быть «хорошей », «простой », «стабильной », «внутренне непротиворечивой », «симметричной », «прегнантной ». Прегнантность - значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. К. Коффка : фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. В. Келер: принцип изоморфизма - в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие - не процесс.


Top