Министерству иностранных дел российской федерации подведомственно. Структура мид российской федерации

Помимо президента РФ и председателя правительства, полномочия по решению вопросов, касающихся внешней политики, принадлежат Министерству иностранных дел (сокращенно МИД) России, которое представляет собой федеральный орган исполнительной власти и действует на основании положения, утвержденного президентом РФ.

Кто устанавливает структуру МИД в России?

Указом президента РФ закрепляется структура данного органа, представленная министром, его заместителями, статс-секретарем, центральным аппаратом, состоящим из департаментов, представительств России за рубежом, представительств в субъекта РФ и подведомственными организациями.

Центральный аппарат

В настоящий момент законодатель закрепляет возможность наличия 41 департамента в структуре МИД РФ по основным направлениям деятельности. Департаменты подразделяются на территориальные, занимающиеся вопросами, касающимися отношений с иностранными государствами, и функциональные, выполняющие определенные функции, закрепленные за ним.

  • Департаменты стран СНГ, которых насчитывается 4 в структуре МИД. Развитие сотрудничества в рамках СНГ является приоритетным направлением для России. Органы отраслевого сотрудничества в СНГ развивают взаимоотношения в отраслях экономики, гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, а также в других сферах жизнедеятельности стран-участников. В 2017 году РФ выступала в качестве председательствующей страны в СНГ. За год правления проведены крупнейшие заседания Совета, на котором поднимались вопросы торгово-экономических связей между странами, принято решение о необходимости проведения работ в области устранения препятствий для передвижения товаров и услуг.

  • Европейские департаменты, которых в структуре МИД также 4.
  • Департамент общеевропейского сотрудничества. В рамках которого обсуждаются вопросы международных европейских организаций.
  • Департамент Северной Америки. Отношения России и США являются основным фактором в контексте обеспечения мировой безопасности и стабильности. В силу различных подходов к урегулированию ряда международных проблем эти отношения периодически претерпевают сложные периоды. В настоящий момент продолжается интенсивный обмен мнениями по актуальным международным проблемам. Отношения стран в области культуры складываются более удачно, так за последние годы на территории США проведены успешные гастроли российских исполнителей классической музыки, театра, балета. Значительные усилия принимаются для сохранения российского культурно-исторического наследия в США, включая музей на месте крепости Форт-Росс в Калифорнии.
  • Латиноамериканский департамент.
  • Департамент Ближнего Востока и Северной Африки.
  • Департамент Африки.
  • Департаменты Азии, которых в структуре МИД насчитывается три. Политика России в данном направлении является взаимовыгодной и нацелена на оказание помощи в социально-экономическом и культурном развитии, обеспечении безопасности, расширении военного сотрудничества, а также оказании содействия странам Центральной Азии в решении других задач. Помощь, оказанная Россией за последние 5 лет, оценивается в 6,7 млрд долл. США.
  • Департамент азиатского и тихоокеанского сотрудничества.

Функциональные департаменты

Таких в структуре МИД России насчитывается больше по сравнению с территориальными департаментами.

Выделяют:

  • Департамент в рамках которого поднимаются вопросы участия России как в целом в ООН, так и отдельно в органах, организациях и учреждениях ее системы.
  • Департамент внешнеполитического планирования.
  • Департамент по вопросам нераспространения и контроля над вооружением.
  • Историко-документальный департамент. Важным направлением историко-архивной деятельности стала реализация масштабной программы мероприятий и проектов, посвященных 100-летию событий 1917 года в России.
  • Департамент по вопросам новых вызовов и угроз, обсуждающий вопросы в области противодействия терроризму, незаконного оборота наркотических средств, пиратству, а также в области науки, связи и технологий и другие

Подведомственные образовательные учреждения

В рамках структуры МИД выделяются различного рода подведомственные организации. Так, министерство является учредителем Дипломатической академии, являющейся ведущим вузом в мире по подготовке специалистов в области международных отношений. Помимо этого, под руководством органа действуют институт международных отношений, колледж МИД, средняя школа-интернат, высшие курсы иностранных языков. Учреждения МИД располагаются и за пределами нашей страны, так в настоящий момент открыто 82 общеобразовательные школы при посольстве России с углубленным изучением иностранных языков, располагающиеся в 79 странах мира.

Анализ структуры МИД в целом и отдельных департаментов при нем позволяет сделать вывод об эффективной и интенсивной работе данного органа, что создает предпосылки для успешного решения в дальнейшем вопросов внешнеполитического характера.

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Руководство деятельностью МИДа России осуществляет Президент Российской Федерации.

Основными задачами МИДа России являются:

    разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

    реализация внешнеполитического курса РФ

    обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

    обеспечение защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности

    защита прав, свобод и интересов граждан РФ за рубежом;

    координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти

    содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

В систему министерства входят

    центральный аппарат

    загранучреждения

    территориальные органы (представительства МИДа России на территории РФ)

    организации, подведомственные МИД РФ, которые обеспечивают его деятельность на территории России.

Центральный аппарат МИД РФ

    Министр иностранных дел РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом по представлению Председателя Правительства.

    Заместители Министра, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации.

    Генеральный директор Министерства иностранных дел Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

    Структурными подразделениями центрального аппарата МИДа России являются департаменты по основным направлениям деятельности.

    коллегия из 25 человек в составе Министра, его заместителей, генерального директора, руководителя Россотрудничества, послов по особым поручениям, рук-лей департаментов.

Загранучреждения

Посольства, постоянные представительства при международных организациях, консульства

Территориальные органы(36)

    Обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения принципа единства внешней политики

    Содействие структурным подразделениям МИД России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям

    Содействие полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе по вопросам, входящим в компетенцию Представительства;

    Содействие органам государственной власти субъекта/субъектов Федерации в развитии международных связей, подготовке и осуществлении мероприятий международного характера;

    Ведение информационно-аналитической и справочной работы по вопросам своей компетенции.

9. Реформы Петра 1 в дипломатической службе. Коллегия иностранных дел.

С приходом к власти Петра I утверждается понимание дипломатии как системы взаимоотношений между суверенными госу­дарствами, основанной на взаимном обмене постоянными дипломати­ческими представителями, воплощающими суверенитет своего прави­теля. Петр I радикально реформирует государственную власть и государеву службу, осуществляет секуляризацию государственного устройства, подчиняет церковь государственному Синоду, перехо­дит на принципы господствующей в то время в Европе концепции дипломатической системы. Все это позволило включить страну в европейскую дипломатическую систему, превратить Россию в ак­тивный фактор европейского равновесия.

Вскоре после вступле­ния в Северную войну, Посольский приказ Петр I пре­образовал в особую дипломатическую канцелярию - Посольскую походную канцелярию. Новшество заключалось в том, что ведение всех внешнеполитических дел царь, находясь в походе, брал на себя.

Окончательное устройство Коллегии иностранных дел России последовало только в 1720 г. на основе «Определения Коллегии иностранных дел».

Первым президентом Коллегии иностранных дел России был назначен Гаврила Иванович Голов­кин. Члены коллегии назначались Сенатом. В центральном аппа­рате коллегии помимо обслуживающего персонала, работало 142 человека. За рубежом находилось 78 человек - послы, министры, агенты, консулы, секретари, копиисты, переводчики, ученики, а также священники. Чины служителям Коллегии иностранных дел присваивал Сенат. Все чиновники приносили присягу на верность царю и Отечеству.

Структура коллегии выглядела следующим образом:

Присутствие - орган, принимавший окончательные решения. Присутствие состояло из восьми членов Коллегии во главе с пре­зидентом и его заместителем, собиралось на свои заседания, по крайней мере, четыре раза в неделю;

Канцелярия - исполнительный орган, состоявший из двух от­делений: секретного, непосредственно занимавшегося вопросами внешней политики, и административно-финансового.

По мере совершенствования центрального внешнеполитичес­кого ведомства учреждаются новые постоянные российские дипло­матические и консульские представительства:

    дипломатические миссии появляются в Австрии, Англии, Гол­ландии, Испании, Дании, Гамбурге, Польше, Пруссии, Меклен-бурге, Турции, Франции, Швеции;

    консульства располагаются в Бордо (Франция) и Кадисе (Испания);

    дипломатические агенты и аудиторы направляются в Амстер­дам (Голландия), Данциг (ныне Гданьск), Брауншвейг (Германия);

    временные миссии направляются в Китай и Бухару;

    специальный представитель назначается при калмыцких ха­нах.

Проведенные реформы способствовали включению России в европейскую дипломатическую систему, существенно повысили действенность дипломатической службы и авторитет России на международной арене.

При поступлении на работу в Коллегию иностранных дел не­обходимо было сдать, как сейчас говорят, специальный квалифи­кационный экзамен. Это правило соблюдалось достаточно строго: дипломатия стала рассматриваться не только как искусство, но и как наука, требующая особых знаний, умений и навыков. В результате Россия смогла сформировать достаточно эффективный админи­стративный аппарат системы дипломатической службы.

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Руководство деятельностью МИДа России осуществляет Президент Российской Федерации.

Основными задачами МИДа России являются:

¾ разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

¾ реализация внешнеполитического курса РФ

¾ обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

¾ обеспечение защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности

¾ защита прав, свобод и интересов граждан РФ за рубежом;

¾ координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти

¾ содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

В систему министерства входят

· центральный аппарат

· загранучреждения

· территориальные органы (представительства МИДа России на территории РФ)

· организации, подведомственные МИД РФ, которые обеспечивают его деятельность на территории России.

Центральный аппарат МИД РФ

Министр иностранных дел РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом по представлению Председателя Правительства.

Заместители Министра, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации.

Генеральный директор Министерства иностранных дел Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Структурными подразделениями центрального аппарата МИДа России являются департаменты по основным направлениям деятельности.

коллегия из 25 человек в составе Министра, его заместителей, генерального директора, руководителя Россотрудничества, послов по особым поручениям, рук-лей департаментов.

Загранучреждения

Посольства, постоянные представительства при международных организациях, консульства

Территориальные органы(36)

Обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения принципа единства внешней политики

Содействие структурным подразделениям МИД России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям

Содействие полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе по вопросам, входящим в компетенцию Представительства;

Содействие органам государственной власти субъекта/субъектов Федерации в развитии международных связей, подготовке и осуществлении мероприятий международного характера;

Ведение информационно-аналитической и справочной работы по вопросам своей компетенции.


Структура МИД РФ.

МИД – руководящее звено территориальных подразделений, которое занимается отношениями с государствами; ведомство, отвечающее за внешнюю политику России и защиту дипломатическими средствами интересов Российской Федерации, её граждан и имущества, находящихся за рубежом.

Основой деятельности МИД, является положение деятельности, которое утверждено указом президента №865. Руководство деятельностью МИД осуществляет президент. В систему МИД входит центральный аппарат, территориальные органы

Руководящий состав МИД:

Министр иностранных дел. Назначается президентом по предложению председателя правительства.

Зам. Министра. Назначается министром. Всего 8 зам. министров, под руководством каждого 4-5 департаментов

Генеральный директор МИД. Назначается президентом. Финансовые вопросы и вопросы по обеспечению работы МИД.

Помимо руководящих должностей существуют должности оперативного состава. Самая низкая ступень – референты.

Так же имеются консультанты, специалисты: ведущие, 1 и 2 категории.

Каждой должности соответствует дипломатический ранг:

¾ Чрезвычайный и полномочный посол

¾ Чрезвычайный и полномочный посланник 1,2 класса

¾ Советник 1,2 класса

¾ 1,2,3-ий секретарь

Присваиваются указом президента. Дипломатические ранги присваиваются пожизненно. Высшие дипломатические ранги имеют: министр ин.,дел,посол и его заместители, а так же главы дипломатических представительств.

Структура центрального аппарата МИД включает в себя подразделения, которые в своём большинстве именуются департаментами. Департаменты, в свою очередь, делятся на отделы. Департаменты МИД России возглавляются директорами, а их отделы - начальниками.

Делятся на территориальные и функциональные.

Территориальные: отношение России с ин. Государствами (по условным регионам)

Функциональные: закрепленные за ними функции.

Функциональные:

Департамент международных организаций

Департамент общеевропейского сообщества

Департамент внешнеполитического планирования

Департамент гос. Протокола

Департамент по вопросам вызова и угроз

Историко-документальный

Департамент специальных связей

Департамент по гуманитарному сообществу и прав человека

Начиная с марта 96г. На Российской территории в крупных городах созданы представительства МИД, которые обеспечивают взаимодействия с органами исполнительной власти, с субъектами федерации.

Под представительством министра находится коллегия, которая рассматривает наиболее важные вопросы. В коллегии 23 человека.


Похожая информация.


Непосредственной реализацией утвержденного Президентом России внешнеполитического курса занимается Министерство иностранных дел РФ. Согласно Положению о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента России от 14 марта 1995 г. №271, МИД России является «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями».

В Положении было особо подчеркнуто, что Министерство иностранных дел подведомственно напрямую Президенту России по вопросам, закрепленным за ним Конституцией страны. Тем самым была юридически закреплена принадлежность МИД к так называемым «президентским» министерствам (к числу которых относятся также основные силовые ведомства), которые в своей работе подчиняются не правительству, а напрямую главе государства.

Роль МИД в системе органов власти России была качественно усилена в марте 1996 г., когда появился Указ Президента России «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». Согласно этому Указу, МИД получил полномочия по контролю за внешнеполитической деятельностью других федеральных и региональных органов власти РФ, а также по координации этой их деятельности.

Согласно Положению о Министерстве иностранных дел и другим документам основными задачами МИД России являются следующие:

Разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ;

Реализация внешнеполитического курса РФ;

Координация международных связей субъектов РФ;

Обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов РФ на международной арене;

Защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

Обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

Координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

Задачи определяют функции МИД РФ, к числу основных из них относятся:

Разрабатывает проекты международных договоров РФ, подготавливает предложения о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров и в установленном порядке вносит эти предложения на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

Ведет переговоры с иностранными государствами и международными организациями;

Участие в подготовке предложений по приведению законодательства РФ в соответствие с ее международно-правовыми обязательствами;

Участвует в разработке политики и конкретных мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан РФ, ее обороны и безопасности, осуществлению конверсии ее оборонной промышленности;

Реализует дипломатическими средствами усилия РФ по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с учетом ответственности РФ как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов;

Обеспечивает участие РФ в деятельности ООН, СНГ, других международных организаций, конференций, форумов, содействует повышению роли России как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;

Содействует распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике РФ, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны;

Содействует осуществлению межпарламентских и других внешних связей Федерального Собрания;

Организация на территории РФ и за рубежом консульской работы;

Информирование загранпредставительств по вопросам внешней и внутренней политики РФ;

Осуществления кадрового обеспечения центрального аппарата, загранпредставительств, представительств министерства и подведомственных ему организации на территории РФ; подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров дипломатической службы;

Содействие функционированию иностранных дипломатических и консульских представительств на территории РФ и осуществление в пределах своей компетенции контроля за деятельностью обслуживающих их предприятий, учреждений и организаций;

Участие в разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.


Структура МИД РФ.

Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

А.Руководящий состав. Возглавляется министром иностранных дел; с 2004 - Сергей Лавров. Министр иностранных дел - глава внешнеполитического ведомства. Министр представляет Россию на двусторонних и многосторонних переговорах и подписывает международные договоры; распределяет обязанности между своими заместителями и генеральным директором; утверждает положения о структурных подразделениях.

Министр иностранных дел РФ в установленном порядке присваивает дипломатические ранги от атташе до советника 1 класса включительно, а также представляет Президенту РФ ходатайства о присвоении дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса.

По состоянию на декабрь 2008 г. 8 заместителей министров (их число может меняться). Все они назначаются Президентом РФ. Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства.

Денисов Андрей Иванович - первый заместитель

Карасин Григорий Борисович - статс-секретарь (курирует вопросы двусторонних отношений с государствами СНГ, работу с соотечественниками за рубежом. Отвечает за взаимодействие с палатами Федерального Собрания и общественными организациями, включая законопроектную деятельность министерства)

В Министерстве иностранных дел образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, генерального директора, а также других руководящих работников системы МИД России. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИД и принимает соответствующие решения. Принимаются они простым большинством голосов в форме постановлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра.

Генеральный секретарь. Занимает высшую государственную должность федеральной государственной службы РФ, курирует деятельность секретариатов министра и его заместителей. Под его руководством работает группа оперативной информации, отдел документации, контроля, инспекции, группа советников министра, а также персонал, занимающийся информацией загранучреждений, письмами и личными обращениями.

Департамент - основное структурное подразделение МИД РФ. Разделено (37) департаменты по основным направлениям деятельности.

Б.Территориальные департаменты, на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациямию

В.Департаменты и управления функционального характера.

Г. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера. (Департамент экономическое сотрудничество, Департамент информации и печати и.д.)

В Министерстве иностранных дел Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников системы Министерства.

Члены коллегии Министерства, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и принимает соответствующие решения.


15) Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции

Департамент - основное структурное подразделение МИД РФ. Разделено (37,39) департаменты по основным направлениям деятельности.

Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов.

К числу департаментов, занимающих отношениями РФ с другими, относятся территориальные департаменты по регионам, которые в свою очередь подразделяются на отделы, занимающихся отношениями с конкретными странами. Государства Европы, например, делятся на четыре региона, и отношениями с входящими в них странами соответственно занимаются четыре европейских департамента (ЕД). Отношениями с государствами Азии также занимаются четыре департамента (ДА) и т.д.

Особую группу составляют департаменты, занимающиеся отношениями со странами ближнего зарубежья. К ним принадлежат четыре департамента. Три из них занимаются отношениями с этими странами по союзвопросами сотрудничества России со странами СНГ в целом. Отделы последнего курируют такие вопросы, как связи с уставными органами СНГ, внешнеполитическое сотрудничество, экономика и право, культура, наука, образование, спорт, охрана границ и правопорядка, таможенный союз, миротворчество и урегулирование конфликтов, информационно-аналитические вопросы.

Следующие работы территориальных департаментов; сбор, анализ официальных документов и информационных материалов, осуществление дипломатической переписке с аккредитованными дипломатическими представительствами стран, находящиеся в ведении департамента и т.д.

Таким же образом формируются и функциональные подразделения министерства. Все они, за исключением некоторых управлений и самостоятельных отделов и групп, также именуются департаменты. Среди них правовой (ДП), государственного протокола (ДГП), экономическое сотрудничество (ДЭС), международных организаций (ДМО) и т.д. Одной из основных мест в системе МИД РФ занимает департамент информации и печати (ДИП). На департамент возложены обязанности по проведению брифингов и пресс-конференции, организации работы пресс-центра. Департамент занимается аналитической деятельностью, им обеспечивается обслуживание всех государственных визитов. Консульская служба (ДКС) важнейшее функциональное подразделение, координирует и направляет деятельность консульских загранучреждений (генконсульств, консульств, вице-консульств), консульских отделов посольств.

Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера. Управление делами (УД), валютно-финансовый департамент (ВФД) и т.д.

Д.Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организации, а также загранпредставительств.

Специальное место занимают Историко-документальный департамент (ИДД), в котором сосредоточен архив МИДа РФ.

Вступление

С целью конкретизации многообразия проявлений, функций и задач обширной области социальных отношений я выбрала тему «Министерство иностранных дел Российской Федерации». И выбор мой не случаен. Я считаю, что знать функции и систему этого министерства очень важно, так как МИД играет существенную роль в жизни россиян. Последние годы отмечены исключительно интенсивной дипломатической активностью. Крупные достижения в нашем внутреннем развитии, ставшие результатом созидательных усилий, проецировались и на внешние дела. Свидетельством признания возросшей ответственности нашей страны в международных делах стали решения о проведении саммита ШОС в Екатеринбурге в 2009 году, саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году, зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году и чемпионата мира по футболу 2018. Всего этого не удалось бы достичь без динамичных дипломатический действий.

Министерство иностранных дел: задачи, функции и структура

История развития

Первым органом, который занимался отношениями нашего государства с другими странами, был Посольский приказ.

Посольский приказ - центральное правительственное учреждение в Москве в 1549--1720 годах, ведавшее сношениями с иностранными государствами.

Затем в русле Петровских преобразований, в 1718 г. его переформировали в Коллегию иностранных дел Российской империи. Которая стала новым органом центрального управления для заведования сношениями России с иностранными государствами.

В 1802 году и она была заменена на Министерство иностранных дел Российской империи, которое теперь стало ведать отношениями с иностранными государствами.

Оно просуществовало вплоть до 7 ноября 1917 года, когда в ходе революции был образован Народный комиссариат иностранных дел (НКИД).

В 1946 г. НКИД реформирован в Министерство иностранных дел СССР, которое было переименовано в 1991 году в Министерство внешних сношений, которое в свою очередь с прекращением существования Советского Союза было ликвидировано и заменено на Министерство иностранных дел Российской Федерации, которое существует вплоть до сегодняшнего дня.

Министерство иностранных дел, как орган исполнительной власти.

Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

В системе федеральных органов исполнительной власти Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов Российской Федерации. Указ Президента РФ №375 от 12 марта 1996г. «О координирующей роли МИД РФ»

МИД России подведомственен Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за Президентом Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации. Министерство иностранных дел, как орган исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере международных отношений РФ. Руководство деятельностью внешнеполитического ведомства осуществляет Президент.

МИД осуществляет свою деятельность непосредственно через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях и территориальные органы - представительства МИДа России на территории России.

В систему МИД входят:

· Центральный аппарат;

· Загранучреждения;

· Территориальные органы;

· Организации подведомственные МИД России, которые обеспечивают его деятельность на территории России.

В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами.

Обязательному согласованию с МИД подлежат проекты договоров и соглашений, заключаемых от имени РФ и Правительства, а также межведомственные протоколы, если они касаются внешнеполитических вопросов или принципиальных направлений межгосударственных отношений. Распространение официальной информации относительно внешнеполитического курса России осуществляется по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Распоряжение Президента №663-рп от 8 ноября 1992г.

Контроль за деятельностью Министерства иностранных дел РФ осуществляется по соответствующим направлениям деятельности Министерства Президентом РФ и Правительством РФ. Деятельность МИД России охватывает все стороны отношений страны с иностранными государствами: политические, экономические и культурные. Министр иностранных дел осуществляет международное представительство, ведет непосредственные переговоры с официальными представителями иностранных государств от имени Президента и Правительства РФ без специальных на то полномочий и подписывает с ними международные документы. В процессе своей деятельности МИД России издает в пределах своей компетенции инструкции, указания, которые обязательны для министерств, ведомств, других органов и организаций при осуществлении ими международных связей и контактов.

Задачи Министерства иностранных дел

Основными задачами Министерства иностранных дел РФ являются:

· Разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ;

· Реализация внешнеполитического курса РФ;

· Координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;

· Содействие согласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы участие этих органов и их должностных лиц в международной деятельности обеспечивало соблюдение принципа единства внешней политики РФ и выполнение международных обязательств РФ;

· Обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и других интересов РФ на международной арене;

· Защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

· Обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

· Содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

Функции Министерства Иностранных дел

Министерство иностранных дел РФ в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

· Разрабатывает проекты международных договоров РФ, подготавливает предложения о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров и в установленном порядке вносит эти предложения на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

· Ведет переговоры с иностранными государствами и международными организациями;

· Осуществляет общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ, участвует в подготовке предложений по приведению законодательства РФ в соответствие с ее международно-правовыми обязательствами;

· Участвует в разработке политики и конкретных мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан РФ, обороны и безопасности государства;

· Реализует дипломатическими средствами усилия РФ по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности;

· Обеспечивает участие РФ в деятельности Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств, органов Союзного государства, международных организаций, содействует повышению роли РФ как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;

· Обеспечивает необходимые условия для функционирования центрального аппарата, загранучреждений, территориальных органов -- представительств Министерства на территории РФ, организаций, находящихся в ведении Министерства, вносит в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по организационным, финансовым и другим вопросам, связанным с их деятельностью;

· Содействует распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике РФ, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны.

Структура Министерства Иностранных дел

Структура центрального аппарата МИД включают в себя подразделения, которые в своем большинстве именуются департаментами. Департаменты, в свою очередь, делятся на отделы. Департаменты МИД РФ возглавляются директорами, а их отделы - начальниками. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 года № 1163, Министерство разделено на 39 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства. По своему назначению департаменты разделяются на территориальные и функциональные (см. приложение 1).

В каждом департаменте работает 20-30 дипломатов. Кроме того при Министерстве действуют четыре подразделения (см. приложение 2).

Вне структуры департаментов работают послы по особым поручениям, каждый из которых отвечает за определенную проблему международных отношений. Послы по особым поручениям подчиняются непосредственно заместителям министра.

министерство иностранный российский внешнеполитический


Top