Мир природы конспект занятия средняя группа. Занятие по природе Тема: "Кто где живёт" в средней группе

Цель: воспитание у детей бережного отношения к природе, интереса к жизни леса, умению вести себя в лесу.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам из леса пришло смс-сообщение. Давайте его прочитаем: в лесу появился нарушитель тишины, возмутитель спокойствия рек и озер, разоритель птичьих гнезд – ХУЛИГАН. Помогите, помогите.

Воспитатель: Что же будем делать? (ответы детей). Я думаю нам нужно отправиться в лес на помощь природе. А на чем мы можем туда отправиться? (ответы детей). Но прежде чем мы с вами отправимся в лес на машине, давайте вспомним некоторые правила:

— по какой части дороги должен ходить пешеход? (тротуар)

— на какой знак светофора можно переходить улицу? (зеленый)

— как называют людей, переходящих дорогу? (пешеходы)

— назовите животное, которым обозначают участок дороги? (зебра)

Воспитатель: Молодцы, а теперь занимаем места в машине. Поехали. (звучит фонограмма)

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес. Ребята вы заметили, как здесь тихо, грустно, невесело, птицы не поют, деревья не шумят. Не зря нас позвали на помощь. (на поляне лежит куча мусора).

Воспитатель: Ребята, помните в смс-сообщении было написано про хулигана, наверное, это он намусорил. Давайте очистим лес от этого мусора. А что для этого нужно сделать? (ребята собирают мусор в пакет, чтобы отнести в мусорный бак)

(Входит хулиган с рогаткой в руках)

Хулиган: Я не понял, почему так чисто стало в лесу? (ответы детей).

Воспитатель: Хулиган, ты знаешь, что лес – это дом многих животных и птиц. А в чужом доме неприлично мусорить и громко кричать.

Хулиган: Ну ладно, понял. Мусор – это ерунда, я вот сегодня собрал грибы, и собираюсь их съесть.

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, какие он грибы собрал (дети разглядывают грибы и обнаруживают среди них мухомор)

Хулиган: Такой красивый гриб этот мухомор, я первым его съем (дети отбирают мухомор у хулигана).

Хулиган: А почему его нельзя есть? А кому можно? (ответы детей). Ребята, а какие грибы вы знайте?

Физкультминутка:

1. Все мы по лесу шагаем

Руки выше поднимаем,

Ноги ставим широко,

И медведя мы встречаем,

Руки за спину кладем,

Перед нами водоем,

Раз-два, раз-два,

Позади уже вода.

4. Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда,

Тихо птенчика берем,

И в гнездо его кладем.

Хулиган: Ребята у меня для вас есть сюрприз (достает из рюкзака черный ящик). Послушайте загадку: в этом ящике спрятан предмет и вы должны отгадать, что там лежит. Это предмет, который поможет вам в лесу, но с другой стороны этот предмет может стать причиной большой беды.

Это тесный, тесный дом

Сто сестричек жмется в нем

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер

Не шути с сестричками,

Тоненькими….. спичками.

Хулиган: Как могут помочь спички в лесу? А какой вред может нанести огонь в лесу? (ответы детей, после чего звучит музыка леса, пение птиц).

Воспитатель: Ребята, значит, мы с вами все правильно сделали?

Хулиган: Спасибо вам ребята, я вам даю честное слово, что не буде больше хулиганить, буду беречь лес.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам понравилось? Как мы помогли лесу? Что нельзя делать в лесу?(ответы детей). Ну что, нам пора возвращаться в детский сад, занимаем места в машине, поехали! (звучит фонограмма).

Задачи:

Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека;
передавать свои эмоции в мимике, жестах, движениях (под влиянием природных явлений),
оценивать природные явления, воспитывать интерес к явлениям погоды.

Материал: фланелеграф, картинки с изображением явлений природы (дождя, солнца, ветра, снега и др.), календарь погоды, шапочки Тучи, Дождя, снег, сосульки.

Ход НОД:

Предлагаю детям вспомнить, какими словами мы говорим о солнышке (ясное, лучистое, горячее, яркое). Отмечаю ответы детей, кто больше смог придумать определений. Затем говорю: "Ребята, давайте вспомним, какими словами можно сказать про небо, когда светит солнце (синее, голубое, чистое, солнечное, прозрачное), о небе на котором нет солнца (грустное, хмурое, пасмурное, серое)».

А теперь, послушайте сказку: "Жили - были два братца ­ветра; старший брат - Северный ветер, другой - Южный. Как же они не похожи друг на друга! Как подует северный ветер ­ сразу становится холодно и морозно". Какими словами еще можно сказать про этот ветер? (Ледяной, морозный, колючий). " А второй брат - Южный ветер был совсем другим. Каким был ЮЖНЫЙ ветер? (Теплый, ласковый, нежный).

Ребята, посмотрите на картинки на фланелеграфе, они рассказывают о солнечном дне, о тучах, дожде. Зачем нам солнце, какое оно? Послушайте стихи про солнце и утро.

"Солнце светит спозаранку,

Всей земле улыбку шлет

Мы выходим на полянку,

Ручеек в лесу поет

Клен кивает головой,

Птицы весело щебечут

Рады птицы нашей встрече,

Рады вместе с нами петь".

Чтение стих М. Щеловановой "Утро".

" Какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро,

Сегодня скучное утро,

И, кажется, будет дождь.

Сегодня не будет солнца,

Сегодня не будет солнца,

Сегодня будет хмурый,

Серый, пасмурный день.

Ребята, о чем говорится в стихотворении?

А как можно по-другому сказать о хмуром утре? (серое, невеселое, скучное).

А о солнечном? (радостное, голубое, безоблачное, счастливое).

Этюд "Дует ветер".

А теперь, ребята, встанем и пойдем, на прогулку, в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок, колышет траву и цветы. Он дует тихо, вот так: "У-у-у".

Дети (повторяют): "у-у-у".

Пришли в лес набрали ягод. Собрались обратно идти. Подул сильный ветер. Он громко загудел: "у-у-у".

Дети (повторяют): "у-у-у".

Этюд "Дождик".

Набежали на небо тучки, спрятали солнышко, и вдруг начался дождик, забарабанил по листьям и траве. Как закапали капли?

"Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва –

Кап, кап, кап.

(Дети медленно хлопают).

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять ­

Кап, кап, кап.

(Дети чаще хлопают).

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

(Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик).

Ребята, давайте подойдем к уголку природы. Там есть календарь погоды. Что мы там отмечаем?

Правильно, рисуем дождь или солнце, сильный ветер, а зимой отмечаем снег, осенью - падающие листья. Ребята, давайте мы вспомним приговорки и загадки о солнышке.

"Солнышко - ведрышко,

Выйди из-за облачка,

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек.

Какая еще погода бывает, кроме солнечной? (дождь, снег, гром, ветер и пр). Я буду загадывать загадки о погоде, а вы попробуйте их разгадать.

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер).

Живет - лежит, умрет - побежит. (Снег).

Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака).

Без досок, без топоров

Через речку мост готов

Мост, как синее стекло­

Скользко, весело, светло. (Лед).

Сперва блеск, за блеском треск,

За треском плеск. (Гроза).

Кто играет проводами,

Поднимает пыль клубами?

Кто к земле деревья клонит?

Кто волну речную гонит (Ветер).

Я нужен зеленым лугам, я нужен полям,

Я нужен цветам и кустам.

И если я вдруг опоздаю-

Все вянет кругом, засыхая.

Но стоит меня всем заслышать ­

Попрячутся сразу под крыши. (Дождь).

Среди поля голубого - яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Землю - матушку обходит,

Светит весело в оконце,

Ну конечно, это. .. . (Солнце).

Ребята, давайте теперь поиграем в игру" Солнышко и дождик". Сначала, поставим стулья спинкой вперед - это домики, а отверстие спинки - окошко. Выгляните все в окошко и помашите рукой солнышку. Солнышко зовет всех на прогулку. Подойдите ко мне, давайте повторим слова о солнышке:

" Смотрит солнышко в окошко, (поднимают головы)

Светит в нашу комнату (разводят руки в стороны)

Мы захлопали в ладоши (хлопают в ладоши)

Очень рады солнышку (кружатся).

А теперь побегаем! (Дети разбегаются)

Посмотрите дождик прошел! Скорее домой! (дети садятся за стульчики)

Давайте послушаем, как дождик барабанит по крышам.

"Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай не жалей,

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи"

Выгляньте в окошко, солнышко светит! Нет дождя! Выходите гулять!

(Игра продолжается еще раз)

Ребята, а какое у нас с вами было настроение на прогулке? Мы все светились от улыбок, как солнышки, были добрыми веселыми. Как лучики солнышка, так и мы разбегались по всей полянке. Хорошо всегда быть добрым и радостным.

Задачи:
развивать монологическую и диалогическую речь, логическое мышление, зрительную память;
систематизировать представления воспитанников о животных жарких стран, их отличительных особенностях;
совершенствовать умение группировать объекты по месту их обитания, по способу питания;
воспитывать бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания.
Материалы и оборудование: карта, картинки с изображением животных жарких стран, животных средней полосы, лампа, верблюжье одеяло, стаканчики с песком, фломастеры (с одной стороны острый конец, с другой - кусок поролона).
Ход занятия:
Вступительная часть
1. 1. Организационный момент
- Ребята, мы сегодня с вами побываем в одном очень интересном месте. А для того чтобы узнать куда мы с вами отправимся вам надо послушать стихотворение и вы всё сами узнаете.
Где-то в джунглях, на лианах,
Где-то с южной стороны
Обитают обезьяны,
И жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.
Африка, Африка,
Сказочные страны,
Африка, Африка,
Жаркий небосвод,
Африка, Африка,
Сладкие бананы,
Потому что в Африке
Лето круглый год!
- Ребята, так куда мы с вами отправляемся? Правильно, в Африку.
2.1. Беседа об Африке
- Вот посмотрите, на карту (демонстрация) это Африка. Скажите, каким цветом она обозначена на карте? Почему именно жёлтым? Правильно, большая часть территории Африки покрыта песками. Скажите, какие деревья и цветы растут там? А почему там так мало растений? А кто живет там их животных и птиц? Молодцы.
2.2. Дидактическая игра «Выбери животных жарких стран»
Задачи: формировать умение группировать объекты по месту их обитания.
- Тогда, вам первая игра. Перед вами разложены картинки с изображениями разных животных. Вам необходимо собрать только животных, обитающих в жарких странах.
-Назовите, ребята ваших животных. (Ответы детей). Скажите, а чем питаются львы, слоны, жирафы, тигры. Правильно, слоны, жирафы едят листья, траву, кору, эти животные называются травоядные. А вот львы, тигры едят мясо, их называют хищниками.
2.3. Дидактическая игра «Хищники - травоядные»
Задачи: формировать умение группировать объекты по способу питания..
- Давайте, разложим наши картинки на два стола. (На красном столе - хищники, на зелёном - травоядные). Молодцы!

2.4. Игровое упражнение «Угадай по описанию»
Задачи: формировать умение отгадывать объект по описанию.
- Ребята, а сейчас я хочу рассказать вам об ободном животном. Слушайте внимательно. Это домашнее животное. Оно живёт в жарких странах. У него есть два горба. Кто это? Правильно. Это верблюд. Ребята, представляете, верблюд благодаря своим горбам может целую неделю не есть и пить.
2.5. Опыт «Почему верблюду не жарко»
-Дети, а хотите узнать, почему верблюду не жарко? Посмотрите, вот это лампа, представьте, что это солнце. Подставьте свои ладошки под солнце (лампу). Горячо? А теперь возьмём верблюжье одеяло (педагог демонстрирует одеяло и объясняет, из чего оно сделано). Педагог накрывает ладошки детей одеялом. Скажите, а теперь вы чувствуете тепло от солнца (лампы). Вот так шкура верблюда защищает его от палящих солнечных лучей.
2.6. Опыт «Почему копыта верблюда не проваливаются в песке»
- Дети, а хотите узнать, почему копыта верблюда не проваливаются в песке? Тогда возьмите палочки фломастера. (Педагог подготавливает заранее фломастеры, где с одной стороны фломастер острый, а с другой - вставлен кусочек поролона.) Возьмите стаканчики с песком, представьте, что это пустыня. Нажмите на песок острым концом, что происходит. Правильно, фломастер проваливается. А теперь нажмите на песок другой стороной фломастера. Что происходит? Правильно, вот копыта верблюда, благодаря своим подушечка и не проваливаются в песок. Вот как много мы сегодня с вами узнали нового.
3. Рефлексия

Конспект занятия для средней группы

"ДОКТОР АЙБОЛИТ СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ"

Цель: Формировать представления о разнообразии животного мира на Земле.
Задачи:

  • развивать познавательный интерес к объектам живой природы, диалогическую речь, зрительное внимание;
  • формировать представления о типичных обитателях разных климатических зон;
  • формировать умение отгадывать животное по отличительным признакам;
  • формировать умение соотносить изображение животного с контурным изображением;
  • воспитывать сопереживание к живым существам.

Материалы и оборудование: Игрушки (белый медведь, пингвин, верблюд), лампа, одеяло, песок, фломастеры, карточки с контурным изображением животных жарких стран, кукла доктора Айболита.

Ход занятия
1. Игровая ситуация
Педагог приносит музыкальную книгу, в книге находит письмо.
-Ребята, это письмо от директора сказочного зоопарка. Случилась беда. В зоопарке заболели звери. Нам нужно срочно придумать, как помочь медвежонку, львёнку, слонёнку. Ребята, как вы думаете, кто может вылечить сказочных зверей? Кто в сказках помогает животным? Конечно, это доктор Айболит.
-Ребята, мы должны позвать на помощь доктора Айболита. Но где же его искать? Ведь он лечит зверей по всему миру.
- Знаете, в новостях по телевизору я слышала, что Айболит был в лесу. Давайте отправимся за ним в лес, может он ещё там. (Дети становятся в круг).
2. 1.Игра-имитация
2.2. Игра «Теремок»
Задачи: закрепить представления о диких животных средней полосы.
Дети ходят по кругу.
- Стоит терем-теремок, он не низок не высок… А живут в теремке только дикие звери. Я лиса, а ты кто? (дети по очереди называю знакомых животных средней полосы. Кто правильно назвал, становиться в круг).
-Так, посмотрим, здесь ли Айболит? (Нет). Ребята, его здесь нет. Может быть он в жарких странах? Давайте отправимся на Север и посмотрим.
2.3. Игра-имитация «Самолет»
2.4. Игра «Угадай по описанию»
Задачи: формировать умение детей отгадывать животное по отличительным признакам с опорой на схему.
Педагог с опорой на схему описывает животных (пингвин, белый медведь). После того, как дети отгадали животное, педагог раскрывает «сугроб» и достает спрятанную игрушку.
-Так, посмотрим, здесь ли Айболит? (Нет). Ребята, его здесь нет. Может он в другом месте? Давайте отправимся в Африку и посмотрим. Раз-два-три, паровозик нас вези!
2.5. Игра-имитация «Поезд»
2.6. Опыт «Почему верблюду не жарко»
- Вот мы с вами и в Африке. Посмотрите, кого мы тут встретили? (верблюд).
-Ребята, а хотите узнать, почему верблюду не жарко? Посмотрите, вот это лампа, представьте, что это солнце. Подставьте свои ладошки под солнце (лампу). Горячо? А теперь возьмём верблюжье одеяло (педагог демонстрирует одеяло и объясняет, из чего оно сделано). Педагог накрывает ладошки детей одеялом. Скажите, а теперь вы чувствуете тепло от солнца? (лампы). Вот так шкура верблюда защищает его от палящих солнечных лучей.
2.7. Опыт «Почему копыта верблюда не проваливаются в песке»
- А хотите узнать, почему копыта верблюда не проваливаются в песке? Тогда возьмем палочки фломастера. (Педагог подготавливает заранее фломастеры, где с одной стороны фломастер острый, а с другой - вставлен кусочек поролона.) Возьмем ящик с песком, представим, что это пустыня. Нажмем на песок острым концом. Что происходит? Правильно, фломастер проваливается. А теперь нажмем на песок другой стороной фломастера. Что происходит? Правильно, вот копыта верблюда, благодаря своим подушечкам и не проваливаются в песок. Вот как много мы сегодня с вами узнали нового.
2.8. Дидактическая игра «Чей силуэт?» (подгрупповая форма)
Задачи: формировать умение соотносить изображение животного с контурным изображением.
- Ребята, а чтобы узнать, кто же еще живет в Африке, мы разделимся на 2 команды. Детям предлагается соотнести контурное изображение животного с соответствующей картинкой. Во время выполнения задания педагог подходит к детям и предлагает назвать животных.
2.9. Музыкальная игра-имитация «Жирафы, зебры и слоны…»
Задачи: закрепление представлений детей о животных жарких стран, их характерных особенностях.
Дети под музыку выполняют движения по образцу педагога, имитируя животных (зебра, слон, жираф)
2.10. Сюрпризный момент (Появляется кукла).
-Здравствуйте, ребята. Что у вас произошло?
Давайте расскажем Айболиту, где мы побывали, пока его искали…
-Ребята, ведь Айболит сказочный герой? Давайте мы сделаем сказочный ковёр - самолёт, чтобы доктор быстрее помог больным животным.
3. Анализ работы детей на занятии. Обыгрывание ситуации. Рефлексия.

Занятие для средней группы
по образовательной области «Ребёнок и природа»
"ЦВЕТЫ"

Задачи:
Обобщить представление детей о цветах как растениях, их разнообразии через:
формирование умений самостоятельно составлять описательные рассказы, образовывать форму множественного числа существительных в именительном и родительном падежах с использованием схем;
побуждение к активному поиску правильной формы слова во время анализа, синтеза, сравнения;
обогащение словарного запаса по теме;
заучивание стихотворения с использованием картинок-символов;
Развивать темпо-ритмическую сторону речи через формирование умения выполнять спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох с речевым сопровождением.
Оборудование:
Предметные картинки по теме «Цветы», картинки-символы для описания цветов и заучивания наизусть стихотворения, картинки-схемы для образования формы множественного числа существительных, разрезные картинки.
Магнитофон, электронные носители.
I.​ Начало занятия
Организационный момент
Воспитатель приглашает детей в страну цветов. Обращает внимание на красивую, наполненную чудесными ароматами волшебную цветочную полянку.
В. - Дети, послушайте, какая звучит чудесная музыка. Давайте соберем цветы. Что у каждого из вас в руках? А если цветов много?
Д. - Букет.
В. - Посчитайте, сколько цветов в моем букете?
Д. - Один цветок, два цветка…
В. - Что можно сказать о цветах? Все ли цветы в букете одинаковые?
Д. - Нет, они разные.
В. - Как называется каждый из них?
Д. - У меня тюльпан. У меня роза…
В. - Вам нравятся цветы. Почему они вам нравятся?
Д. - Цветы красивые, приятно пахнут…
II.​ Ход занятия
Дыхательная гимнастика с речевым сопровождением (вдох носом, выдох ртом).
В. - Цветы можно понюхать.
Д. - Ах!
- Ах, как пахнут!
- Ах, как пахнут цветы!
- Ах, как хорошо пахнут цветы!
- Ах, как хорошо пахнут красивые цветы!
Игровое упражнение: «Назови, из каких частей состоит цветок».
В. - Дети, найдите на картинках цветы, которых не было в нашем букете, назовите их.
В. - Давайте рассмотрим цветок, назовем его части.
Д. - Серединка, лепестки, стебель, листочки, корень...
Игровое упражнение: «Составь цветок».
В. - Дети, у вас на столе лежат конверты, а в них - задание. Это части каких-то картинок.
Д. - Это части цветов.
В. - Надо составить эти части так, чтобы получился целый цветок. Какой цветок получился у каждого из вас?
Д. - Роза, ромашка, тюльпан, василек, ландыш, колокольчик...
Составление описательных рассказов о цветах по предложенной схеме.
Воспитатель предлагает детям описать цветок по предложенной схеме (как называется цветок, какие у него лепестки (цвет, размер), листья (цвет, размер, форма), какой стебель, где он растет, какого ухода требует…).
Например: это тюльпан. Лепестки у тюльпана красивые, крупные. Листья - светло-зеленые длинные, продолговатые. Стебель - толстый, сочный. Тюльпан растет в саду. Это очень красивый садовый цветок. Тюльпаны бывают разного цвета: белые, красные, полосатые, даже черные…
Игровое упражнение «Сравни цветы».
В. - Давайте попробуем сравнить два разных цветка, используя маленькое слово «а» (дети составляют по одному предложению по цепочке). Например:
- Это роза, а это ландыш.
- Лепестки у розы красные крупные, а у ландыша белые мелкие.
- Листья у розы темно-зеленые круглые, а у ландыша светло-зеленые овальные.
- Стебель у розы длинный колючий, а у ландыша тонкий, короткий.
- Роза растет в саду - это садовый цветок, а ландыш в лесу - это лесной цветок.
Физкультурная минутка с речевым и музыкальным сопровождением.
- Наши алые цветки распускают лепестки
(дети поднимают руки вверх и в стороны, медленно разжимают пальцы из кулачков)
- Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
(дети покачивают кистями рук вправо и влево)
- Наши алые цветки закрывают лепестки
(медленно сжимают пальцы в кулаки и опускают руки)
- Головой качают, тихо засыпают
(дети качают головой вправо и влево, приседают, «засыпают»).
Работа со схемой на отработку навыков образования множественного числа существительных.
Воспитатель представляет схему и предлагает образец выполнения задания. Например: ромашка - одна ромашка - две ромашки - букет ромашек.
Дети по очереди выполняют задание.
Заучивание наизусть стихотворения Е.Серовой «Одуванчики».
В. - Люди любят выращивать цветы, собирать их в букеты, украшать ими комнаты, дарить друг другу. Есть много стихов о цветах. Послушайте стихотворение о цветке одуванчик.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное
Ветерку послушное.
В. - Чтобы легче было запомнить это стихотворение, мы подберем картинки-символы к каждой его строчке.
- Какой наряд носит молодой одуванчик (желтый сарафанчик).
- Как он выглядит, когда подрастет (белое платьице).
- Какое «беленькое платьице» у одуванчика (легкое, воздушное, ветерку послушное).
В. - Попробуйте рассказать стихотворение, глядя на эти картинки-символы.
Рассказывание стихотворения детьми.
Рисование «Раскрась цветок»
В. - Я приготовила для вас подарки - цветы (раскраски), но чтобы они были красивыми цветы надо раскрасить.
Дети выполняют задание в индивидуальных тетрадях.
III. Окончание занятия (дети стоят в кругу)
В. - Дети, вспомните, о чем мы говорили сегодня на занятии?
- Что вам больше всего понравилось?
Дети оценивают свою работу, настроение, рассказывают, что понравилось больше всего.

Программные задачи

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Цель: формирование понимания разнообразия природных объектов и необходимости гуманного отношения к ним.

развивать:
потребность в видении красоты природы;
желание познавать природу;
формировать:
представления о:
животных, растениях ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их разными органами чувств;
роли света, тепла, влаги, воздуха, питания в жизни растений, животных, человека;
внешнем строении органов чувств человека и их гигиене;
умение замечать изменения, происходящие в природе;
воспитывать:
гуманное отношение ко всему живому;
желание заботиться о растениях и животных;
познавательное отношение к миру окружающей природы.

Неживая природа

Представления об:
отличительных свойствах воды (агрегатные состояния), воздуха, песка (сыпучий, рыхлый, пропускает воду, меняет свойства под воздействием воды - становится пластичным), глины (плотная, не пропускает воду), камней и т.д.;
основных состояниях погоды: холодно, тепло, жарко, пасмурно, солнечно, ветер, дождь, снег.
Умения:
различать и называть свойства воды, снега, льда, песка, глины, камней и т.д. (льется, лепится, гладкий и др.);
отличать и называть день, ночь.
Игры с природными материалами: "Необычные следы", "Прятки", "Отпечатки", "Угощения", "Здравствуй, водичка", "Ловись, рыбка, большая и маленькая", "Слепи снежок", "Печатание на снегу" и др.

Растения

Представления о (об):
строении растения: корень, стебель, лист, цветок, плод (растение живое, чтобы выжить, ему необходимы все части: корень, стебель, листья);
жизненных формах растений: дерево, куст, трава и их отличительных признаках (дерево высокое, имеет один ствол, куст имеет несколько стеблей (стволов), они тоньше, чем стволы у дерева, трава низкая, зеленая и т.д.);
потребностях растений в свете, влаге, тепле;
особенностях состояния конкретных растений в разные сезоны;
отличительных признаках конкретных растений ближайшего окружения (2 - 3 дерева: ель, береза; 2 кустарника: сирень, смородина; 3 - 4 растения цветника: ноготки, бархатцы, тюльпаны, нарциссы; 3 - 4 растения огорода: лук, горох, бобы, огурцы; 3 - 4 комнатных растения: бальзамин, колеус, аукуба, китайский розан).
Умения:
различать и называть конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений;
осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, прополка, посев, посадка.
Дидактические игры: "Опиши, мы отгадаем", "Чего не стало?", "Беги к дереву, какое назову", "Найди, что назову", "Угадай, что в руке", "Найди листок, какой покажу", "Такой листок лети ко мне" и др.

Животные

Представления о (об):
росте и развитии животных;
животных (домашних (кошка, собака, корова, лошадь, курица и др.) и диких (лиса, заяц, медведь и др.) и их детенышах;
потребностях животных как живых существ в свете, влаге, тепле, пище, жилище;
сезонных изменениях в жизни животных (особенностях состояния конкретных животных в разные сезоны);
особенностях внешнего строения животных: количество конечностей, особенности головы, органов чувств, покрова и т.д.;
отличительных признаках конкретных животных ближайшего окружения (птица, рыба, бабочка, жук).
Умения:
различать и называть домашних и диких животных;
осуществлять элементарный уход за животными: кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке или на участке.
Дидактические игры: "Как их назвать?", "Четвертый лишний", "Чей силуэт?" и др.

Организм человека

Представления о:
строении, защите органов чувств: глаза (разная форма и цвет, веки, ресницы, бережное отношение к глазам); нос (разная форма носа, крылья, ноздри, гигиена носа); уши (разная форма и размер, ушная раковина, слуховой проход, гигиена ушей); язык (гигиена полости рта); кожа (гигиена кожи);
росте и развитии человека;
потребностях человека в свежем воздухе, чистой воде, здоровой пище, тепле и т.д.
Умение содержать руки, нос, полость рта в чистоте.
Дидактические игры: "Узнай по запаху", "Узнай по вкусу", "А где наши ручки?", "Собери человечка" и др.

Взаимосвязи в природе

Представление о характерных признаках времен года (изменение окраски листьев, дождливая погода - осень, короткий день, мороз, снег - зима и т.д.).
Умение соотносить яркие признаки с конкретным сезоном.
Подвижные игры: "Мыши и кот", "Птичка и птенчики", "Воробушки и кот" и др.

СРЕДНЯЯ ГРУППА ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ

Цель: формирование обобщенных представлений об объектах и явлениях природы.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
развивать:
умения и навыки гуманного обращения с животными и растениями;
желание заботиться о них;
формировать:
представления: об общих для всех живых существ признаках у человека, животных и растений (чувствительность, движение, питание, дыхание, рост, размножение); о животных, растениях ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их всеми органами чувств; о роли света, тепла, влаги, питательной почвы в жизни растений, животных, человека; о целостности природных сообществ; о взаимосвязи и взаимозависимости живой (человека, животных и растений) и неживой природы;
воспитывать:
гуманное и бережное отношение к живым существам, к их среде обитания;
стремление оберегать природу;
познавательное отношение к окружающей природе;
сострадание к людям с ограниченными возможностями, понимание их затруднений.

Неживая природа

Представления о:
погодных явлениях каждого сезона: температуре, осадках, долготе дня;
свойствах воды, почвы, воздуха.
Умение замечать состояние погоды и отмечать в календаре погоды.
Дидактические игры: "Какая сегодня погода?" и др.

Растения

Представления о (об):
признаках растений как живых существ: растения двигаются (поворачивают листья, стебель, цветы к солнцу, раскрывают и закрывают лепестки и т.д.); растения питаются (корень всасывает воду из земли, стебель проводит воду, пищу к другим частям растения, листья улавливают свет и питают растение); растения дышат листьями, стеблем (стволом), корнями; растения "чувствуют" приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду и др.; растения растут и размножаются;
разнообразии листьев, цветков, плодов, семян растений, уникальности каждого растения;
растениях природных сообществ, созданных руками человека (огорода, сада, цветника, парка);

отличительных признаках растений ближайшего окружения (4 - 5 деревьев (рябина, клен, каштан, сосна), 3 - 4 кустарника (малина, чубушник, снежноягодник), 3 - 4 растения цветника (колокольчик, настурция, лилия, ирис и др.), 5 - 6 растений огорода (свекла, капуста, кабачок, тыква, лебеда и др.), 4 - 5 комнатных растений (бегония, герань, агава, аспарагус и др.), 2 - 3 растения аквариума (роголистник, элодея, кабомба или др.).
Умения:
различать и правильно называть достаточно большое количество растений, их характерные признаки;
соотносить растения с природными сообществами, созданными руками человека (огород, сад, цветник, парк);
осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, удаление пыли с листовой пластины, прополка, посев, посадка.
Дидактические игры: "Продайте, что назову", "Найди такой листок, как на дереве", "Детки на ветке", "Опиши, мы отгадаем", "Найди дерево по описанию" и др.

Животные

Представления о (об):
разнообразии животных: дикие и домашние; хищные, растительноядные и всеядные; перелетные, зимующие и оседлые, летающие, плавающие, ползающие и т.д.;
признаках животных как живых существ: животное дышит, питается, двигается, растет и размножается; животные чувствуют приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду, опасность, заботу и др.; об уникальности каждого животного;
животных огорода, сада, парка, цветника;

отличительных признаках конкретных животных ближайшего окружения (3 - 4 птицы (голубь, воробей, ворона, ласточка и др.), 3 - 4 обитателя водоема (щука, карась, лебедь, лягушка и др.), 6 - 8 зверей (кошка, собака, белка, еж, заяц, лиса и др.), 3 - 4 насекомых (божья коровка, стрекоза, муха, шмель и др.).
Умения:
различать и правильно называть достаточно большое количество животных, их характерные признаки;
соотносить животных с природными сообществами, созданными руками человека (огород, сад, цветник, парк);
осуществлять элементарный уход за животными: кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке и на участке, млекопитающих в клетке, мытье кормушек и поилок, уход за аквариумом.
Дидактические игры: "Что сначала, что потом", "Птицы, рыбы, звери" и др.
Подвижные игры: "Охотник и пастух", "Кто что делает" и др.

Организм человека

Представление о функциях органов чувств человека, помогающих познавать окружающий мир (функции языка: помогает есть, говорить, ощущать вкус еды (сладкий, горький, кислый, соленый); функции кожи: помогает ощущать свойства предметов (холодный - горячий, сухой - мокрый, гладкий - шероховатый, круглый - угловатый и т.д.); ощущать прикосновение, боль, щекотку; гигиена кожи; функции носа: помогает ощущать запахи, дышать и т.д.; функции глаза: помогает ощущать цвет, форму, величину; функции уха: помогает слышать звуки).
Умение использовать органы чувств для познания объектов природы.
Дидактические игры: "Назови, что видишь", "Чего не стало?", "Что изменилось?", "Почему у нас два глаза?", "Звуки природы", "Звуки голоса", "Звуки предметов", "О чем сообщит нам язычок?", "Что в мешочке?", "Угадай, что тебе сказали руки", "Найди помощника", "Узнай помощника" и др.

Взаимосвязи в природе

Представления о:
природных сообществах, созданных руками человека (огород, сад, поле, цветник, парк) и их обитателях;
правилах поведения человека в природных сообществах, созданных руками человека;
сезонных изменениях природных сообществ, созданных руками человека.
Умение обосновать необходимость соблюдения правил поведения на огороде, в цветнике, саду и т.д.
Дидактические игры: "Так бывает или нет?", "Какое время года?" и др.

СТАРШАЯ ГРУППА ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ ЛЕТ

Цель: систематизация знаний о природе (о совокупностях растений и животных, занимающих определенную территорию); о группах растений и животных (на основе выделения признаков внешнего вида и характера взаимодействия со средой); о сезонных изменениях природы; об организме человека).
Задачи развития воспитанника в деятельности:
развивать:
чувство радости от единения с природой, осознания себя человеком, частью живой природы;
умения и навыки гуманного обращения с живым существом, интерес к разнообразным видам деятельности в живой и неживой природе;
стремление и навыки активного участия в охране природы;
формировать:
представления о (об):
объектах и явлениях неживой природы, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
общевитальных признаках человека, животных и растений: чувствительности, дыхании, питании, движении, росте, формируя элементарное представление о строении и функциях их внутренних органов (систем);
том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах (лес, луг, водоем и т.д.);
углублять представления о целостности и уникальности каждого природного сообщества;
воспитывать:
нравственное (сопереживание, сочувствие), эстетическое, познавательное отношение к природе;
уважительное отношение к уникальности каждого живого существа и сообщества, в котором оно живет;
внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания;
ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

Неживая природа

Представления о:
характеристиках каждого сезона: долготе дня, температуре воздуха, осадках, состоянии растений, животных, людей;
свойствах объектов и явлений неживой природы (свет, тепло, вода, почва - песок, камни, глина);
Земле, Луне, Солнце, звездном небе.
Умение замечать изменения погоды, природы и отмечать их в календаре природы.
Игры с природными материалами: "Ветер дует нам в лицо", "Узоры на песке", "Суша - вода" и др.

Растения

Представления о (об):
дифференцированных потребностях растений в свете, влаге, тепле;
разнообразии способов размножения растений: семенами, луковицами, клубнями, листовыми и стеблевыми черенками;
растениях естественных природных сообществ (леса, луга, водоема);
сезонных изменениях в состоянии растений;
лекарственных растениях (лук, чеснок, подорожник, дуб, ромашка, смородина, малина и т.д.);
опасных для человека растениях (волчье лыко, вороний глаз, борщевик, молочай и др.);
отличительных признаках конкретных растений: 5 - 6 растений цветника (пион, георгин, хризантема, примула, маргаритка и др.), 6 - 8 растений огорода (морковь, томат, картофель, салат, укроп, петрушка, зерновые культуры, разные виды лука, чеснок, пырей, мокрица и др.), 3 - 4 растения сада (яблоня, груша, вишня, земляника и др.), 3 - 4 растения луга (ромашка, василек, смолка, колокольчик и др.), 4 - 5 растений леса (ель, сосна, орешник, черника, голубика, сон-трава и др.), 3 - 4 растения водоема (кувшинка, кубышка, рогоз, касатик, аир и др.), 6 - 7 комнатных растений (традесканция, кливия, амариллис, зигокактус, плющ, комнатный виноград и др.).
Умения:
соотносить:
типичных представителей с группами растений (деревья, кустарники, травы; овощи, фрукты);
растения с природными сообществами (лес, луг, водоем);
состояние растений с сезонными изменениями в неживой природе;
осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, удаление пыли с листовой пластины, прополка, посев, посадка, опрыскивание.
Дидактические игры: "Что за овощ, что за фрукт?", "Редкие растения", "Отгадай", "Магазин "Семена", "Вершки и корешки", "Ботаническое лото", "Составь букет", "Что где растет" и др.

Животные

Представления о:
видовых признаках групп животных: птицы, рыбы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся;
дифференцированных потребностях животных в свете, влаге, тепле, пище, жилище, защите от врагов;
приспособлениях животных к среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной);
животных леса, луга, водоема;
сезонных изменениях в жизни животных;
отличительных признаках конкретных животных: 5 - 6 животных леса (лось, зубр, барсук, кабан, жук-олень, кукушка и др.), 5 - 6 животных луга (пчела, кузнечик, стрекоза, дрофа, махаон и др.), 3 - 4 животных водоема (водомерка, жаба, комар, беззубка и др.), 3 - 4 животных сада (скворец, дрозд, тля, гусеница и др.), 3 - 4 животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (зубр, медведь, жук-олень, журавль, цапля и др.).
Умения:
соотносить:
типичных представителей с группами животных (рыбы, птицы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся);
животных с природными сообществами (лес, луг, водоем);
сезонные изменения в неживой природе с состоянием животных;
осуществлять элементарный уход за животными: подготовка корма и кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке и на участке, млекопитающих в клетке, пресмыкающихся, мытье кормушек, поилок, поддонов, чистка клеток, уход за аквариумом.
Дидактические игры: "Чьи следы?", "Редкие животные", "Отгадай", "Кто здесь живет?", "Зоологическое лото", "Что за птица?", "Летает - не летает", "Найди лишнего", "Кто живет в воде?" и др.

Организм человека

Представления о (об):
элементарном строении, функциях и защите органов чувств (глаза, нос, язык, уши, кожа) и возможностях выразить чувства (радость, печаль, удивление и т.д.), вызванные встречей с объектом природы; о том, что объекты природы имеют разные свойства и качества;
внутреннем строении тела человека: скелет и мышцы, сердце и кровообращение, дыхание, пищеварение;
условиях, от которых зависит здоровье человека: качество среды обитания, правильность удовлетворения жизненно важных потребностей;
росте и развитии человека;
возрастных периодах в жизни человека и их сменах: младенец - дошкольник - школьник - взрослый - старый;
неповторимости каждого человека.
Умение соблюдать правила личной гигиены.
Дидактические игры: "Опасно - неопасно", "Если я сделаю так?", "Что такое хорошо, что такое плохо?", "Что ты знаешь о...?", "Полезная и вредная еда" и др.

Взаимосвязи в природе

Представления о:
приспособленности растений и животных к обитанию в водной, воздушно-наземной, почвенной средах обитания;
климате в холодных краях (зима длинная, холодная; лето короткое, прохладное); в жарких краях (зимы нет, жаркое лето); в средней полосе (не очень холодная зима и нежаркое лето), о типичных обитателях разных климатических зон (по 2 - 3 животных и растения);
сезонных изменениях природных сообществ;
состоянии природы Земли, необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека; о Красной книге Республики Беларусь (3 - 4 животных и растения);
правилах поведения человека в природных сообществах.
Умение соотносить животных со средой обитания (вода, почва, воздушно-наземная среда).
Дидактические игры: "Что? Где? Когда?", "Знатоки природы" и др.

Цель: Систематизировать знания детей о водных ресурсах Земли.

Задачи:

  • Уточнить представления детей о значении воды для всех живых существ (растений, животных, человека), многообразии водных обитателей.
  • Систематизировать знания о различных видах водоёмов.
  • Развивать познавательную активность, исследовательскую деятельность детей.
  • Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Ход занятия

(Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель – перед ними.)

Ребята, что это такое? (Глобус)

Что такое глобус? (Модель нашей планеты, Земли, так она выглядит из космоса)

У каждого из вас есть свой праздник – День рождения. У нашей планеты тоже есть такой день – День Земли. Он отмечается 22 апреля. И сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по нашей планете.

Посмотрите, что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода.)

Какие ещё цвета вы видите? (Зелёный, жёлтый, оранжевый, коричневый.)

Что обозначено этими цветами? (Суша, материки.)

Воспитатель быстро крутит глобус.

Какого цвета на глобусе больше? (Голубого.)

Как вы думаете, что это значит? (Вода занимает большую часть поверхности Земли.)

Воспитатель: В древности люди называли нашу планету Землёй, а когда научились строить большие корабли и стали на них плавать по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) намного меньше, чем воды.

Человек может жить без воды? (Нет.)

Для чего людям нужна вода? (Для еды, питья; для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении; вода нужна для того, чтобы работали заводы; по ней движется водный транспорт; люди любят отдыхать на берегах водоёмов, рыбачить.)

Кому ещё нужна вода? (Животным, растениям.)

Получается, что всему живому нужна вода.

Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!

Откуда мы с вами берём воду? (Из крана, из колодца, из родника.)

А как она попала к нам в дом? (Вода в кране – из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Но перед этим воду очищают.)

Глядя на глобус, мы видим, что воды много на Земле. Оказывается, что вода бывает разная- пресная и солёная. Мы с вами пьём пресную воду. Она берётся из ручейков, рек, озёр, подземных родников.

А воду из моря можно пить? (Нет, она солёная.)

Сейчас мы с вами побываем около водоёмов, в которых содержится пресная вода.

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (ручей)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (река)

Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (озеро)

Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги. (болото)

Ребята, а может ли какой-нибудь из этих водоёмов быть лишним? (Болото. Из него нельзя пить воду, так как она очень грязная.)

Теперь давайте немножко поиграем. Игра “Покажи водоём”. (Воспитатель показывает карточки – схемы с изображением водоёмов.)

Если я показываю карточку, которая обозначает ручей, вы перепрыгиваете воображаемый ручеёк. Если это река – “плывёте”. Озеро – бежите на месте. Болото – приседаете, думаете, как его обойти.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. (Подходим к доске, на которой висит карта мира.)

Ребята, посмотрите, на суше встречается голубой цвет? (Да.)

Как вы думаете, что это? (Реки и озёра.)

Какая в них вода? (Пресная.)

Водное пространство между частями суши (материками) – это моря и океаны. Вода в них солёная.

Моря и океаны безжизненные, или в них кто – нибудь обитает? (Ответы детей.)

Конечно, море – это дом для многих видов растений и животных.

Предлагаю окунуться в море. (Дети вместе с воспитателем перемещаются к мольберту, на котором размещены фотографии морских обитателей.)

Дети рассматривают и называют их.

Воспитатель: Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звёздочки. Морские звёзды ползают по дну или зарываются в него.

Мягкое тело осьминога не имеет скелета (костей) и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены присоски, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Осьминоги – хищники.

У медузы полупрозрачное тело в форме зонтика или колокола. Добычу они захватывают с помощью щупалец. На щупальцах у медуз расположены клетки, которые выделяют яд и вызывают ожоги. В Приморском крае, где мы с вами живём, самая опасная медуза – крестовик.

Лапы морских черепах превратились в ласты. Морские черепахи не могут прятать голову под панцирь, в отличие от сухопутных. Среди морских черепах есть и хищники, и мирные травоядные, которые едят водные растения.

Акулы – сильные хищники. Их тело приспособлено к быстрому плаванию. У акул очень много острых зубов. Они растут в несколько рядов, имеют треугольную форму и зазубрены по краям. Питаются рыбой, нападают на дельфинов, черепах, других акул и даже на китов. Акулы имеют большие размеры и легко могут перекусить человека пополам.

Дельфины – самые разумные обитатели океана. Они часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды. Нередко дельфины подплывают к самому берегу, чтобы поиграть с людьми. Забывая о собственной безопасности, дельфины готовы помогать другим животным. Бывало, что дельфины помогали даже раненым акулам, а ведь акулы – их злейшие враги. Дельфинов легко обучают различным цирковым трюкам.

Вот какие замечательные животные обитают в морях и океанах. А какие птицы летают над морем? (Чайки.)

Физкультминутка.

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

Ребята, вы любите купаться, плавать и нырять?

А где легче плавать: в реке или в море? (Ответы детей.)

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте, как настоящие исследователи, проведём опыт. Подходите все к столу.

Что вы видите? (Яйцо, две банки, воду, соль.) В банку с № 1 наливаем воду, в банку с № 2 тоже, предварительно добавив соль. Растворяем соль во второй банке.

Представьте, что куриное яйцо – это человек. Погрузим яйцо в пресную воду. Что происходит? (Оно тонет.)

А теперь в солёную. (Яйцо плавает.)

Какой можно сделать вывод? (Солёная вода сильнее выталкивает погружённые в неё предметы.)

Ну что, понравилось вам путешествие по водным просторам Земли? Мы много сказали о различных водоёмах, значении воды для всего живого. Я надеюсь, вы поняли, что к воде нужно относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги,
Мы ведь на планете не одни!

Гузалия Сафаргалеева
«Живая и неживая природа». Конспект занятия по экологии в средней группе

Цель : обобщить знания детей о живой и неживой природе , развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи :

1) Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы ;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Расширить знания о живой и неживой природе , показать их взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить способам самостоятельного познания;

Продолжать воспитывать любовь к природе ;

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

Развивать навыки проведения опытов;

Расширять и активизировать словарь детей;

Поощрять выдвижение гипотез;

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Методы и материалы : игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей

Оборудование :

Схемы живой и неживой природы ;

Картинки живой и неживой природы ;

Игрушка «Кукла» и ширма;

Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;

Спасательные нарукавники;

Миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;

Игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;

Сундучок;

Стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

Чеснок, чеснокодавилка;

Веера по количеству детей;

Воздушные шары по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.

(Дети здороваются) .

Сегодня мы с Вами поговорим о природе , послушайте стихотворение :

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

– А что такое природа ? (Ответы детей)

Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой .

А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей) . Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой .

– Всю природу можно разделить на два огромных мира : мир живой и неживой природы . Сейчас нам Эмилия расскажет, о живой природе .

Эмилия : Мир живой природы - это растения , животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все , что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель : Разиль расскажет нам о неживой природе .

Разиль : Неживая природа - это все то , что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы .

Воспитатель : Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение» .

Конечно, вы запомнили, о чем говорили нам Эмилия и Разиль. Закончите мое предложение.

Неживая природа - это . (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

Живая природа - это . (растения, животные, насекомые, рыбы)

Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы ) .

Воспитатель : Мы с вами сказали, что живые организмы не могут жить без неживой природы . Недавно мы с вами ставили опыт. Проращивали лук в разных условиях. И выяснили, что для роста лука нужны : тепло, вода, свет и уход. Можно сделать вывод, что без воды, тепла, света и ухода не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку :

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети : Воздух!

Воспитатель : Правильно, это воздух! И я предлагаю заняться сейчас исследованиями и исследовать свойства воздуха.

Кукла, появившись из-за ширмы : Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель : Мы с ребятами говорим о природе . И хотим исследовать воздух и побольше узнать о нем.

Кукла : Воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?

Воспитатель : Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети : Нет, не видим.

Воспитатель : Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети : Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кукла : Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель : Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кукла : Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель : Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети : Да.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : Он пуст.

Воспитатель : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете . Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха.

Воспитатель : Смотри, Кукла! Вывод : воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Кукла : А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель : А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.

Опыт 2. Подводная лодка.

Воспитатель : Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?

Дети : Потому что он наполнился воздухом.

Кукла : Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки : какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок) .

Дидактическая игра : «Тонет - не тонет» . (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).

Воспитатель : Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Воспитатель : Молодцы, а теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Воспитатель : Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками) .

Кукла : А интересно внутри людей есть воздух?

Воспитатель : Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 3. Воздух в человеке.

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель : Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети : Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите! Вывод : значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Кукла : Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель : Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети : Нет.

Воспитатель : Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

Кукла : Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель : Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 4. «Не дышу»

Ребята зажимают нос и стараются не дышать.

Воспитатель : Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель : Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?

Дети : Да.

Воспитатель : Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети : В лицо дует ветерок.

Кукла : Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Кукла : Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!

Что воздух постоянно нас окружает;

Что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

Что воздух легче воды;

Что воздух есть внутри людей;

Что без воздуха не возможна жизнь;

Что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

Что ветер - движение воздуха.

Воспитатель : Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?

Кукла : Я тут! (дует) . Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!

Воспитатель : И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!


Top