Стадии развития социально-политического кризиса. Политический кризис и конфликт

Сопровождающееся нарушением ее нормального функционирования, связанное с отказом значительной части граждан в поддержке управляющей организации. Население выражает недоверие исполнительной власти и правящей партии, проявляет недовольство осуществляемой в стране политикой. Это приводит к тому, что система в подобных условиях не может успешно выполнять свои функции.

Политический кризис может возникнуть между странами или в рамках одного государства, когда согласовать действия между политическими силами невозможно. Внешнеполитические кризисы развиваются из-за международных противоречий. Внутренние (парламентский, правительственный, конституционный и другие) являются следствием расхождения политических интересов между разными социальными силами внутри страны.

Правительственный кризис является наиболее распространенным явлением, когда правительство теряет авторитет, что приводит к невыполнению его распоряжений исполнительными органами. Его может сопровождать смена лидеров или форм правления. Парламентский кризис выражается в изменении соотношения сил в законодательных органах, когда действия парламента расходятся с мнениями большинства граждан страны. В результате происходит роспуск существующего органа и проведение новых выборов. Кризис конституционный связан с окончанием действия Основного закона, когда он утрачивает легитимность и возникает необходимость в его пересмотре.

И кризисы имеют между собой общие черты. Политический конфликт является лишь формой выражения кризиса, которая состоит в открытом выступлении масс против существующей организации центральной власти. Конфликт может перерасти в восстание, революцию, перейти в реакцию и контрреволюцию.

В основе кризисов и конфликтов лежат социальные противоречия. Они рождаются тогда, когда общество (его противоборствующие силы) не видит других путей реализовать собственные интересы, кроме вступления в открытую борьбу для того, чтобы устранить эти противоречия.

Однако открытое столкновение (конфликт) не всегда является единственной и лучшей формой разрешения противоречий, которые приводят к ситуации, когда начинает развиваться устойчивый политический кризис. Порой более перспективным является путь эволюционный, особенно если учитывать высокую цену конфликта и используемых революционных средств в разрешении противоречий. В таком случае накопленные расхождения сознательно разукрупняются и опускаются с высоты уровня общества на уровень отдельных людей.

Сегодня затянувшиеся межрасовые и существуют в Канаде, США, Великобритании, странах бывших ЧСФР, СФРЮ, СССР.

В России в настоящее время развивавшийся в последние годы политический кризис приобрел устойчивый необратимый характер. Это не означает, что скоро страна «выйдет на улицы». Кризис скорее выражается в нарастании усталости от находящихся у власти и элиты власти.

Уже в мае 2011 года эксперты предсказывали падение рейтингов тандема и то, что власть окажется неспособной удерживать позиции без использования Это означает, что доверие населения власти снизилось настолько, что существует угроза полной утраты ею политического контроля над страной. Недовольство усиливается не только в среднем классе (как это было раньше), но практически во всех социальных стратах.

Страна «выходит из левого крена», что свидетельствует о складывании предпосылок для формирования новой правоцентристской партии большинства.

Предпринимаемые меры экономического характера по выводу страны из кризисного состояния не сопровождались необходимыми преобразованиями в политической системе советского общества. Некоторые действия в этом направлении были положены в конце 1982 г., когда к руководству КПСС пришел Ю.В.Андропов.

С середины 80-х гг. по инициативе нового руководства во главе с М.С. Горбачевым начался период радикальных преобразований, который получил название политики перестройки, обновления всех сфер общественной жизни. Перестройку предполагалось производить в рамках социалистических идеалов и ценностей под лозунгом «Больше демократии, больше социализма», ибо без глубоких демократических преобразований, радикального слома отжившей политической системы необходимые изменения в других сферах общества невозможны.

Цели и достигнутые результаты в ходе предпринятых попыток модернизации советской политической системы:

    Демократизация всех сфер жизни советского общества. Прекратились политические преследования, ослаб гнет цензуры, из ссылок и тюрем стали возвращаться деятели диссидентского, правозащитного движения.

    Политика гласности позволяла средствам массовой информации начать широкую компанию критики существующего общества и его истории с позиций приоритета «общечеловеческих ценностей». К сожалению, многие исторически сложившиеся прогрессивные идеалы были безосновательно отвергнуты. Однако следует отметить и другую сторону политики гласности, которая подготовила почву для подлинной свободы слова, печати. Люди начали получать новую, ранее недоступную для них информацию.

    В обществе разворачиваются широкие дискуссии по проблеме сталинизма и репрессий. Но весьма печально то, что постепенно антисталинизм превращается в отрицание опыта и достижений народа за весь советский период.

    В сентябре 1987 г. была создана Комиссия Политбюро по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 1930-1940-х – начале 1950-х гг.

    Исторический факт. В процессе работы этой Комиссии было реабилитировано около 1 млн граждан, которые необоснованно подверглись репрессиям.

    Весной 1989 г в Беларуси проходят выборы народных депутатов СССР на альтернативной основе и в обстановке высокой активности населения.

Многие обстоятельства достаточно красноречиво свидетельствуют о потере КПСС авторитета и ведущей роли в широких слоях народа.

В мае-июне состоялся 1-й съезд народных депутатов СССР. Он сформировал первый в истории страны профессионально работающий парламент – Верховный Совет.

На 19-й партийной конференции (май-июнь 1988 г.) было принято очень важное решение о «четком отделении» функций партии от функций Советов. Это означало, что партия продолжает править, но отказывается от прямых директивных указаний. Это была важная политическая реформа, но она осталась лишь на бумаге.

Вывод: Политическое развитие советского общества в условиях перестройки ускорило переход социалистической системы к новой, демократической модели.

Существует, по меньшей мере, пять основных причин кризиса и распада СССР:

    Советский Союз распался в результате заговора враждебных государств и прежде всего США.

    Победа демократии над тоталитаризмом – это объективный, закономерный процесс и, следовательно, к этой модели развития СССР мог прийти только таким путем.

    Советскому Союзу были имманентно, внутренне присущи объективные противоречия, разрешение которых закономерно привело к таким последствиям.

    Советский Союз был империей (даже последней империей), распавшейся в результате внутреннего кризиса имперской политики и нараставшего сопротивления национально-освободительного движения в союзных республиках и в европейских социалистических странах.

    Советский Союз распался - даже точнее, с этой точки зрения, - был развален в результате борьбы за власть в высших эшелонах политического руководства страны и подписания Беловежского соглашения.

В экономической сфере становится очевидным неконкурентоспособность советской экономики. Уже начиная с 1966 г. проявляться динамика падения производительности труда. Во второй половине 1970-х гг. происходит снижение объемов производства. Снижение производительности труда и объема производства оказало существенное влияние на потребительский спрос, который начал обнаруживать хроническую тенденцию оставаться неудовлетворенным. Неэффективность экономического развития за счет преобладания экстенсивного способа хозяйствования демонстрирует общее экономическое, социальное и техническое отставание СССР от передовых стран мира. Например, к концу 1970-х гг. в СССР телефонов было в 10 раз меньше, компьютеров в 100 раз меньше, чем в США.

Значительные средства требовались для поддержания военного паритета двух противостоящих систем, при этом главные и основные затраты приходились на долю СССР. Военные расходы СССР 1981 г. составили 27 % валового национального продукта, а в США - 6,5 %.

1. Понятие и типология политических кризисов Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической системы, в конфликтологии и политологии используется понятие Политический кризис> (греч. 1сп518-решение, поворотный пункт, исход). Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (ми тингов, забастовок, демонстраций и т.д.). Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.). Правительственный кризис - особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д. Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат-роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные проти-22 Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ Специфика субъектов, причин международных конфликтов обусловливает формы и механизмы их возникновения, развития и разрешения. В числе первоначальных форм проявления -межгосударственные споры, дипломатические акции. Развитие конфликта связано с формированием противоборствующих сторон, зачастую в виде блоков, коалиций и прочих сообща действующих групп государств и других политических организаций. В ряду форм проявления международных конфликтов и их разрешения - политические переговоры: двусторонние и многосторонние с привлечением посредников, в виде международных конференций и другие. В настоящее время в международной практике предотвращения и разрешения конфликтов к противоборствующим сторонам широко применяются политические и экономические санкции международного сообщества (ООН), региональных объединений государств (Совет Европы, Организация африканского единства и др.). Решение о применении санкций в ООН принимается Советом Безопасности (в этом случае они носят обязательный характер) или Генеральной Ассамблеей, которая только рекомендует эту меру. Санкции осуществляются в виде эмбарго на поставки нефтепродуктов и других необходимых товаров для стран, участвующих в конфликтах, а также запрета на предоставление им оружия, замораживания капиталов, принадлежащих данным странам и т.д. И как крайняя мера - применение вооруженной силы со стороны международного сообщества, если конфликт перерастает в военное противостояние, как это случилось, например, в бывшей Югославии. Принуждение к преодолению насильственного конфликта более мощной международной силой, не требующее согласия всех задействован-ныхв конфликтах сторон, -в числе мер ООН по поддержанию мира. ГлуховаА.В. Типология политических конфликтов. Воронеж, 1997. ЗеркинД.П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д, 1998. Конфликты и согласие в современной России: Социально-философский анализ. М., 1998. Лекция 4. Политические кризисы 23 ЛЕКЦИЯ 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ 1. Понятие и типология политических кризисов Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической система!, в конфликтологии и политологии используется понятие (греч. К.П515 -решение, поворотный пункт, исход). Политический кризис - это состояние юлитической системы общества, выражающееся в углублениии обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Политический кризис характеризуется детептгимацией структур власти, отсутствием взаимодействия межцу различными центрами власти, блокированием одного центр} другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (ми"" тингов, забастовок, демонстраций и т.д.). Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственняй, парламентский, конституционный и др.). Правительственный кризис - особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета в Невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если йравительство не справляется с ситуацией, то парламент можег отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отстгвку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правле-нияит.д. Парламентский кризис - это изменении соотношения сил в органах законодательной власти, когда реикния парламента расходятся с волей большинства граждан страня. Результат-роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные проти-24 Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ воборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. И как итог -роспуск парламента и назначение новых выборов. Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр. 2. Кризисы политического развития В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в конфликтологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения. Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д. Для поддержания легитимности вдасти используются различные средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др. Показателями легитимности власти выступают: 1) уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; 2) наличие попыток свержения правительства или лидера; 3) сила проявления гражданского неповиновения; 4) результаты выборов, референдумов; 5) массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др. Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединениям идентификации с определенной политической системой. Лекция 4. Политические кризисы 25 В этой связи следует отметить двоякое и противоречивое влияние информационной революции. С одной стороны, высокий образовательный уровень населения способствует быстрому, но в основном поверхностному приобщению к ценностям политической культуры участия. С другой стороны, западная модель социального поведения, выражающаяся в таких ценностях, как частная собственность, правовое государство, для значительной части населения является достаточно абстрактной, не усвоенной в процессе социализации, поскольку отсутствуют деятельностноактивная ориентация личности, психология рационального оптимизма и предпринимательские традиции. Отсюда проблема психологической и нравственной приемлемости политической модернизации, которая воспринимается не как национальное развитие, а как иностранное или космополитическое влияние. Проблема идентификации решается двумя путями: 1) с помощью харизматических лидеров, способных объединить национальную или территориальную общность; при этом обычно используются радикальные средства политической мобилизации населения, что чревато насилием, несущим внутреннее отрицание целей политической модернизации; 2) путем осуществления государственной политики, нацеленной на создание механизма содействия людям в поисках идентичности, что предполагает отказ от идеологических решений и концентрацию усилий на профессиональном обучении, широком использовании опыта других стран, формирование благоприятных условий для социальной мобильности. Решающими здесь оказываются два слоя. Первый из них - интеллигенция. Она вносит мутации в культуру, продуцирует инновации, способные открывать путь к новым цивилизационным завоеваниям. Второй слой - бюрократия. Она способна обеспечить сохранность социальной наследственности, тех социальных структур, которые исторически сложились и которые составляют основу существующего образа жизни. Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на 26 Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами. Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями. Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения. ЛИТЕРАТУРА Барсамов В. А. Политические кризисы и смуты (История, теория, современность. М., 1997. ЗдравомысловА.Г. Социология конфликта. М., 1996. Купряшин ГЛ. Кризисы модернизации // Кентавр. 1994. № 3. Лекция 5. Этнополитические конфликты 27

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ

(теоретический очерк)

I . Кризис власти. Термин кризис

а)

б) резкое обострение трудностей в деятельности того или иного властителя ,

Платона и Аристотеля

- кризисов монархий;

- парламентских кризисов;

II . Политический кризис.

. В научной литературе рассматриваются такие конкретные формы кризисов, как политический кризис :

-

-

-

Политическая наука выделяет внешнеполитические кризисы внутриполитические кризисы

Правительственный кризис выражается в потере кабинетом министров авторитета , в невыполнении его распоряжений исполнительными органами

Парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти , когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны.

Конституционный кризис .

Кризис партии состоит в утрате ею своих

III , как:

- кризис легитимности

- кризис идентичности

- кризис проникновения , проявляющийся в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение обычно связано с расхождением между реальной правительственной политикой и провозглашенными политическими целями;

- кризис распределения , который означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

б) возникновение кризиса

в) , выражающиеся в распаде существующих политических структур, в возникновении анархии или многовластия.

- первая группа противоречий приводит к функциональному расстройству общественно-политических механизмов, к несоответствию форм и методов власти изменившимся внутренним и внешним условиям жизни. .

Развитие структурных противоречий означает, что

- c истемные противоречия означают, что

- c оциальная катастрофа представляет собой такую ситуацию, когда важнейшие экономические и политические системы и институты перестают функционировать, граждане оказываются беззащитными перед лицом неконтролируемой и резко растущей преступности

забегание вперед в результате кардинальных революционных преобразований, за которыми не поспевают общественное сознание, деятельность государственного аппарата , экономические возможности и т. д.

Политические кризисы имеют место и в системе отношений между государств ами, в международных отношениях .

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ

(теоретический очерк)

I . Кризис власти. Термин кризис (от греч krisis – перелом, тяжелое переходное положение, исход) в политике означает одно из наиболее выразительных проявлений разного рода потрясений, перемен, тупиковых ситуаций в целом и в жизни общества или государства . Кризис власти может быть охарактеризован, как:

а) резкий, крутой поворот в развитии власти и ее судьбах , тяжелое переходное состояние;

б) резкое обострение трудностей в деятельности того или иного властителя, системы или органа власти, требующее кадровых изменений:

На уровне правительства – смены кабинета или его части;

На уровне парламента – его роспуска и переизбрания.

Политические кризисы нашли свое отражение в трудах Платона и Аристотеля . Эти мыслители зафиксировали имевшие место в древнем мире факты крушения государств, ломку судеб правителей, властителей и даже народов. В обществоведении многоплановость такого рода кризисов отразилась в виде:

- кризисов монархий;

- кризисов государственности;

- кризисов конституционности;

- парламентских кризисов;

- кризисов каждой из ветвей власти и т. д.

II . Политический кризис. Чаще всего под политическим кризисом подразумевают особое состояние в развитии и функционировании политической системы общества и, прежде всего, его властных структур, которое характеризуется:

а) нестабильностью, разбалансированностью деятельности политических институтов;

б) снижением уровня управляемости всеми сферами жизни общества;

в) нарастанием социально-политической активности масс. Всякий кризис в принципе является определенной ступенькой развития конфликтной ситуации . В научной литературе рассматриваются такие конкретные формы кризисов, как общий кризис системы, экономический, продовольственный, правительственный, парламентский и другие кризисы. Важнейшим моментом общего кризиса системы является политический кризис :

- это, прежде всего, основанное на нерешенности конфликтных ситуаций всеобщее недовольство и возмущение деятельностью правящих кругов, которые продемонстрировали свою неспособность решать стоящие перед страной, народом важнейшие вопросы их жизнедеятельности;

- это потеря доверия масс к своим политическим и государственным лидерам, правительству, правящей партии;

- это отчуждение народных масс от государства, органов власти, от институтов народного самоуправления.

Политическая наука выделяет внешнеполитические кризисы , обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный, кризис партии и др.).

Правительственный кризис – особо частое явление, которое выражается в потере кабинетом министров авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами . В России в 1998 г. правительственный кризис длился более месяца, когда одно правительство было отправлено в отставку, а на назначение нового Государственная Дума не давала своего согласия. Этот кризис мог привести и к парламентскому кризису, так как троекратное отклонение внесенной Президентом РФ кандидатуры на пост Председателя правительства вело к обязательному досрочному роспуску Государственной Думы в соответствии со статьей 117 Конституции РФ.

Парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результатом может стать роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе и это мешает принятию решений , парализует работу законодателей.

Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия “Основного закона” страны. Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр .

Кризис партии состоит в утрате ею своих социально-политических идеалов, программных целей и ориентиров, потере авторитета и влияния в массах, в отрыве партийных лидеров от реальной жизни и интересов масс, в организационном и идеологическом распаде. Выход из кризиса может состоять лишь в обновлении партии, чему всегда противодействуют консервативные силыу4зурпировавший власть в партии партийный аппарат.

III . Формы политического кризиса. Политический кризис как таковой характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т. п.). В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в политологии выделяют следующие его формы , как:

- кризис легитимности , который возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т. п.;

- кризис идентичности , возникающий тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой;

- кризис политического участия , характеризующийся созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности. национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами;

- кризис проникновения , проявляющийся в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение обычно связано с расхождением между реальной правительственной политикой и провозглашенными политическими целями;

- кризис распределения , который означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

IV. Этапы развития политических кризисов. Политический кризис в своем развитии проходит ряд этапов:

а) предкризисное состояние общества или его политической системы, когда социальные противоречия уже не могут быть разрешены путем компромиссов;

б) возникновение кризиса , означающее неспособность правительства решать стоящие перед обществом проблемы политическими методами, характерными для нормального функционирования политической системы;

в) развитие и обострение кризиса , выражающиеся в распаде существующих политических структур, в возникновении анархии или многовластия. Обострение кризиса может стать началом его разрешения, состоящего в устранении конфликтной ситуации, а также дальнейшим его развитием, нарастанием возможности политической катастрофы.

Политический кризис обычно является производным от противоречий и конфликтов в обществе, не снятых в силу различных причин обычными средствами политического управления обществом. Такие противоречия можно разделить на функциональные, структурные и системные:

- первая группа противоречий приводит к функциональному расстройству общественно-политических механизмов, к несоответствию форм и методов деятельности институтов власти изменившимся внутренним и внешним условиям жизни. Для их преодоления обычно достаточно реформ . Но если правящие группы проявляют неспособность к реформированию, то функциональные противоречия способны перерастать в структурные, то есть вести к дальнейшему углубления кризиса;

Развитие структурных противоречий означает, что формы государственного устройства не соответствуют социально-экономическим и другим условиям жизни общества. Начинается кризис структур власти, ее легитимности. Объективно это означает, что общество на этом этапе исчерпало возможности своего развития в рамках данной организации и созрело для его перехода в качественно новую стадию. Структурные кризисы сопровождаются бурными социальными потрясениями, но могут протекать и сравнительно мирно. Для их разрешения необходимы структурные реформы, означающие глубокие преобразования в экономической и политической сферах;

- c истемные противоречия означают, что основные элементы общества пришли в такое взаимное несоответствие, что его уже невозможно преодолеть в рамках существующей политической системы . Они разрешимы только в ходе ее смены – революционным или ненасильственным путем. Обычно на стадии системного кризиса возникает революционная ситуация, когда налицо полная потеря властью своей легитимности. В борьбу вступают новые субъекты политического процесса. И если ситуация выходит из-под их контроля, то кризис переходит в социальную катастрофу;

- c оциальная катастрофа представляет собой такую ситуацию, когда важнейшие экономические и политические системы и институты перестают функционировать, граждане оказываются беззащитными перед лицом неконтролируемой и резко растущей преступности . Социальная катастрофа отбрасывает страну и общество на многие годы назад, требует для своего преодоления чрезвычайных мер и усилий всех сил общества.

Причины противоречий, порождающих политические кризисы, весьма разнообразны. Чаще всего их источником является отставание государства и его институтов в осознании назревающих или уже проявившихся проблем в общественной жизни. Но иногда происходит и определенное забегание вперед в результате кардинальных революционных преобразований, за которыми не поспевают общественное сознание, деятельность государственного аппарата, экономические возможности и т. д. Как правило, такое опережение характеризуется постановкой завышенных целей, свертыванием или разрушением уже существующих хозяйственных форм и механизмов, далеко не исчерпавшими своих потенциалов, проведением радикальных реформ в условиях, когда общество оказывается не подготовленным к ним.

Общим условием выхода из политического кризиса является доступность системы для критики со стороны общества, ее открытость к источникам информации, гибкость, подвижность системы, ее способность изменяться применительно к новым вызовам мирового развития. Анализ развития политических конфликтов и кризисов показывает, что продуманные усилия, направленные на их преодоление и регулирование, достигают своей цели. Люди могут и должны научиться разрешать конфликты и кризисные ситуации, раз уж они неизменные и неизбежные участники их жизни.

Политические кризисы имеют место и в системе отношений между государствами, в международных отношениях. На региональных или глобальных уровнях происходит накопление разного рода противоречий, среди которых есть и такие, которые вызывают резкое изменение соотношения сил в системе, когда выход возможен только в установлении нового международного порядка. Примерами кризисов в мировой системе международных отношений могут считаться ситуации, приведшие к первой и второй мировым войнам, распаду мировой социалистической системы и т. п. Чрезвычайно важно, чтобы политические кризисы планетарного масштаба разрешались мирными, ненасильственными средствами.

Введение

Глава I . Социально-экономическая и политическая ситуация в СССР в конце 70-х – начале 80-х гг. XX века

1. Нарастание застойных явлений в экономике и предпосылки социально - экономического кризиса

2. Состояние политической системы

3. Горбачев М.С.: становление нового политического лидера

Глава II . Реализация политики перестройки в 1985-1991 гг. и последствия перестроечного процесса.

1. Изменение государственной идеологии: гласность, перестройка

2. Основные этапы реализации реформы политической системы

3. Последствия перестройки: распад СССР

4. Реализация «нового политического мышления» в международных отношениях

5. Неоднозначность оценки событий 1985- 1991 гг. в отечественной и зарубежной историографии

Заключение

Литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

С середины 80-х и особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз. Вместе с тем политические события, проходившие в советском союзе и в его республиках, отразились и на процессе мировой политической истории. Сегодня трудно объективно разобраться во всех этих событиях и, особенно в их последствиях, дать однозначный ответ на все вопросы, которые в этой связи возникают. Потребуется немало времени, прежде чем историки дадут на все эти вопросы убедительные ответы. Сегодня же точка зрения и оценки исследователей противоречивы, во многом субъективны и далеки от совпадения. Это естественно, так как для глубокого и объективного осмысления этих событий потребуются время, накопление и изучение всестороннего и большого документального материала. Тема перестройки и распада СССР особенно интересна и тем, что в настоящий момент трудно найти человека, судьба которого не изменилась бы существенным образом в связи с реформами М.С. Горбачева. Учитывая вышесказанное, следует считать тему данной выпускной квалификационной работы «Кризис политической системы в СССР в 1985-1991 гг.» актуальной.

Цель работы : изучить причины, развитие и последствия политического кризиса в СССР в 1985-1991 гг.

Объект исследования – История России XX век.

Предмет исследования политическое развитие страны в 1985-1991 гг.

Задачи работы:

Выделить предпосылки экономического и политического кризиса в СССР;

Рассмотреть изменения государственной идеологии в 1985-1991 гг., дать понятия «новое политическое мышление», гласность, перестройка;

Проанализировать основные этапы реализации реформы политической системы в СССР;

Определить последствия перестройки, дать характеристику распада ССР;

Обобщить различные оценки данных событий отечественными и зарубежными авторами.

Методы исследования:

Анализ литературы по данной проблеме;

Изучение документов и материалов по проблеме;

Анализ и обобщение различных точек зрения по проблеме.

Проблема освещения событий истории СССР 1985-1991 гг. до настоящего момента в различной литературе оценивается неоднозначно. В качестве источниковой базы данного исследования были выбраны работы как отечественных, так и зарубежных авторов: Согрин В.А. Политическая история Современной России 1985-1994 гг. От Горбачева до Ельцина; Верт Н. История Советского государства; Мау В.А. Экономика и власть; Геллер М.Я. Горбачев: победа гласности и поражение перестройки; Афанасьев Ю.Н. Опасная Россия. Важным источником послужила книга М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление», на основе которой можно было давать анализ событиям с точки зрения непосредственного их руководителя. Необходимым для исследования являлось и изучение документов (проектов, постановлений, законов) и материалов ЦК КПСС, в том числе и речей и обращений М.С. Горбачева на Пленумах ЦК КПСС.

Материал работы представлен во введении, двух главах и заключении. Разработаны приложения к данной работе.

Практическая значимость работы обусловлена наличием документов, цитат из различных источников. Работа может быть использована в качестве справочного материала, материалов для подготовки уроков по данной теме студентами и преподавателями школ и колледжей.


Глава I . Социально-экономическая и политическая ситуация в

СССР в 1980-1985 гг.

1. Нарастание застойных явлений в экономике и предпосылки

социально - экономического кризиса.

Рассматривая исторические события в Советском Союзе середины 80-х – начала 90-х годов необходимо для понимания явлений и процессов проанализировать ситуацию, сложившуюся в стране к началу 80-х годов.

Последствия кризиса, нарастающего с момента смещения Хрущева, на рубеже 70-х и 80-х годов начали проявляться все чаще в разнообразных формах. В первую очередь он коснулся экономики.

Система управления обществом, которую называют командно-административной, функционировала все хуже с точки зрения достижения тех целей, которые – по крайней мере, на бумаге – она ставила перед собой: централизованного планирования, производства и распределения, контроля над этими процессами. Даже простое ознакомление с официальными документами эпохи – а ведь в них постоянно присутствовало стремление представить действительность в наиболее оптимистическом свете – неоспоримо свидетельствует: поставленные задачи, провозглашенные проекты, обещанные изменения либо вовсе не осуществлялись, либо осуществлялись минимально. Так называемые государственные планы, в конечном счете, оказывались бесконечно повторяющимися призывами, обреченными на провал.

Там, где, по теории, все регулировалось и контролировалось сверху, большая часть экономических явлений на самом деле ускользала от какой бы то ни было эффективной проверки и предвидения. Наряду с официальной экономикой, отраженной в статистической отчетности, складывалась целая сеть параллельных каналов, причем настолько многочисленных, что из них образовалась «теневая экономика». Ее неписанные правила покорно принимались (а то и поощрялись) самими государственными предпринимателями, вступавшими с ними во взаимоотношения. Поскольку ни один механизм такого рода не был предусмотрен законом – напротив, речь шла о нелегальных, а потому тайных операциях, – подобная хозяйственная практика развивалась рука об руку с коррупцией, постепенным приспособлением властей к незаконным операциям и обширными явлениями деформации нравов и приличий.­

В результате складывалось очень тревожное положение. Экономика в целом не развивалась. Даже по официальной статистике, обоснованно подозреваемой в оптимистическом завышении данных, темпы хозяйственного роста СССР на протяжении 70-х годов медленно, но неуклонно угасали и. наконец, почти замерзли к началу следующего десятилетия. Именно это явление было позже охарактеризовано как период «брежневского застоя».

В качестве основного направления развития советской экономики уже в начале 70-х был провозглашен переход от «экстенсивного» к «интенсивному» хозяйствованию, то есть к такой экономике, рост которой определялся бы главным образом улучшением качественных показателей. На практике же именно эти показатели: производительность труда, ресурсосбережение, качество продукции, эффективность использования оборудовании – не только не прогрессировали, но и ухудшались.

Брежневское руководство началось с того, что предстало перед страной с лозунгом, в котором обобщалась целая программа: научно-техническая революция. Но именно на этом направлении стране не удалось продвинуться вперед: ее экономика оказалась маловосприимчивой к тем достижениям – от компьютеров до биотехнологий, – которыми характеризовалась НТР.

Вместе с тем нельзя сказать, что политических новшеств вовсе не было, особенно в деревне. Огромные средства были направлены в сельское хозяйство. Но это не дало ожидаемого эффекта – производство сельскохозяйственной продукции, и в частности животноводства, оставалось на прежнем уровне. Возможно, эти средства не были на практике эффективно использованы. Возможно, уже было слишком поздно и уже нельзя было преодолеть отчужденность крестьянина по отношению к собственному труду, побуждавшую, особенно молодежь, уезжать из села. Как бы то ни было, вместо обещанного изобилия – и, несмотря на импорт зерна в огромных масштабах – страна столкнулась в начале 80-х годов с настоящим продовольственным кризисом. Рассыпалось, таким образом, и обещание роста благосостояния путем обеспечения все большего обилия потребительских благ, которым брежневское руководство пыталось найти и вначале добивалось поддержки населения.

Естественно, нельзя не отрицать некоторых успехов, до­стигнутых страной в рамках данного временного отрезка. Так, к началу 70-х годов во много раз увеличилось произ­водство электроэнергии, нефти, газа, станков. В ряде отрас­лей в непосредственную производительную силу превраща­ется наука, ее достижения. В производство внедряются ЭВМ, кибернетические устройства, станки с программно-числовым управлением. Строятся атомные энергетические станции, работающие на ядерном топливе.

Однако в целом партийно-государственный аппарат ока­зался неспособным перестроить экономику страны в соот­ветствии с новым этапом научно-технической революции («микроэлектронная революция»). В структуре экономики господствующее положение занимали устаревшие, традици­онные отрасли (производство стали, чугуна, железной руды и т, д.). Сказывалась предельная милитаризация экономи­ки, чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство. Экономика развивалась в основном за счет экстенсивных факторов - министерства предпочитали строить новые пред­приятия, а не оснащать новые. В итоге вытеснение ручного труда в производстве шло очень медленно. Автоматические линии составляли в конце 70-х годов всего лишь 6 % от общего объема оборудования, при этом ручным и малоква­лифицированным трудом было занято более половины всех работников материального производства (50 млн. человек). Политическая элита предпочитала наращивать экспорт не­фти и газа, доходы от продажи которых позволяли снижатьсоциальную напряженность, сглаживать последствия кри­зиса в легкой промышленности и других сферах народного хозяйства. Определенное значение имели и субъективные факторы: низкая дисциплина работников, недостаточная тре­бовательность к кадрам .


Top