Базыкин вадим валерьевич. Вадим базыкин: «страх приходит потом — после аварии

Неожиданная февральская весна уже принесла первые сообщения о нуждающихся в спасении любителях подледной рыбалки. Вадим Базыкин, заслуженный пилот России, рассказал, что сами рыбаки далеко не всегда хотят спасаться и идут на всяческие ухищрения, чтобы ввести

Неожиданная февральская весна уже принесла первые сообщения о нуждающихся в спасении любителях подледной рыбалки. Вадим Базыкин , заслуженный пилот России, рассказал, что сами рыбаки далеко не всегда хотят спасаться и идут на всяческие ухищрения, чтобы ввести в заблуждение спасателей. Кроме того, до сих пор Петербург и Ленинградская область не могут решить, кто должен оплачивать операции по вызволению петербуржцев, попавших в ледяной плен на территории Ленобласти. Базыкин считает, что для решения этой проблемы нужно ввести обязательное страхование рыбаков. Как понять, когда можно выходить на лед? Сколько стоит спасательная операция? Как рыбаки прячутся от спасателей? На эти и другие вопросы Вадим Базыкин ответил сайт


Роман Романов: Вадим Валерьевич, вот уже снова в новостях появляются сообщения, что очередных рыбаков унесло на льдине. И каждый год, видимо, когда оттепель, одних и тех же рыбаков уносит на одной и той же льдине. Скажите, часто вообще приходится их спасать в сезон?

Вадим Базыкин: Постоянно. Каждый год. Начиная с конца февраля, и по сути, до конца апреля. Так всегда. Каждый год уже.

Р.Р.: А сколько примерно человек нужно спасать?

В.Б.: У нас один день был - 800 человек на льдине было.

Р.Р.:800?

В.Б.: Да. Думали, как их складывать уже куда. Вытащили всех. Нормально.

Р.Р.:Как вы вообще относитесь к тем людям, которые в такую погоду выходят на лед? И потом нужно поднимать вертолет для того, чтобы их оттуда вытаскивать.

В.Б.: Да, я нормально к ним отношусь. Все же лучше, чем водку пить. Пусть ходят. Просто ветровую обстановку, надо следить за этим обязательно. Это, во-первых. А во-вторых. У нас только-только в этом году первый раз информация правдивая стала идти, о том можно рыбачить или нельзя. У нас же всегда нельзя рыбачить, потому что будет плохая погода. Естественно человек даже не прислушивается к метеопрогнозам.

Р.Р.: То есть синоптики обманывают?

В.Б.: Да, ложную информацию дают и все. Я вот только в этом году, смотрю по телевизору - была карта с припаем, где можно рыбачить, где нельзя рыбачить. И ребята сейчас начали уже прислушиваться. А по поводу того, что вертолет вылетает или не вылетает, тут, как правило,понимаете, проблема очень серьезная. То, что два губернатора спорят, кто будет платить. Поскольку один губернатор говорит, что это же в Ленинградской области, а другой говорит - это же с жителями Санкт-Петербурга случается, как правило. И поэтому, с9 до 17 - эти проблема, как правило, решаются. А после 17, когда наступает ночь, начинаются звонки: «давайте, летите, спасайте!» А ночью летать, как сами понимаете, это очень сложно. Усложняет это все. Вот. Поэтому нам бы лучше, чтобы информация поступала вовремя и мы тогда готовы.

Р.Р: Понятно. А вообще, как вы считаете, может надо, чтобы рыбак как-то сам нес ответственность за свои действия? И финансовую, в том числе.

В.Б.: Мы со страховыми компаниями разговаривали, обсуждали это лет 7 назад, они сказали, что это в принципе, на сегодняшние деньги,может быть 1000 рублей на сезон, на весну. Я думаю, каждый рыбак может найти около 1000 рублей, чтобы застраховать именно свои риски рыбацкие. Но зато, уже есть капитал, который оплачен…

Р.Р.:Понятно. Чувствовать себя уверенно.

В.Б.: Конечно, что вертолет прилетит.

Р.Р.:А какова стоимость спасательной операции примерно?

В.Б.: Как правило, нормальный поиск от 2,5 часов. Это порядка 230-250 тысяч рублей.

Р.Р.: А как рыбаки реагируют, когда вы за ними прилетаете?Потому что, я знаю, что они далеко не всегда хотят спасаться.

В.Б.: Потому что их напугали. То, что они будут ответственны по оплате, скажем, транспортных расходов: вертолетов, МЧС, бригад и прочего. Хотя я не представляю, как можно их сделать ответственными, посколькуполовина из них работают без трудовых книжек. То есть, они либо на пенсии, либо в каком-то другом режиме непонятном, или без прописки. Люди ходят за вдохновением.

Р.Р.:Не за рыбой.

В.Б.: Конечно, конечно! Вот. Поэтому нечего бояться. А так вплоть до того, что просто прячутся. Несколько лет назад с собой простыни даже брали. Когда объявили, что они теперь будут обязательно оплачивать вертолет. Так они накрывались.

Р.Р.:Накрывались простынями?

В.Б.: Да. Мы на следующий день за ними прилетали. Я точно знаю, что ночью я эту льдину обследовал. По формам, по контурам - она. Я говорю: «А где вы были? Вас не было на этой льдине ночью». - «Ну вот мы прятались». Показывают простыни, смеются.

Р.Р.:Скажите, а вот их вещи, снасти рыбацкие, вы забираете или нет? Или там остаются?

В.Б.: Если плотный режим спасения, то оставляем на льдине. Если очень много людей. И потому, чтобы у нас был запас хотя бы недельку. Пока они купят новые снасти… Ну, а в принципе, когда эпизодические полеты… Это бывают зимы такие, антициклонические, устойчивые. Может один вылет всего за зиму, естественно, мы не зверствуем, берем и снасти, и все. Бога ради, заходите.

Р.Р.: А когда вы снасти оставляете рыбаки наверняка против?

В.Б.: Да нет. Мы забираем-то в основном «смертничков» или тех, кто уже попрощались с жизнью. Те, как правило, даже… Во всяком случае, не высказывают свои мысли на эту тему.

Р.Р.: А вот этой зимой? Как, по-вашему, зимой, весной, много будет таких случаев?

В.Б.: Много.Зима циклоническая, с очень частыми поворотами ветра. Практически каждый день новый ветер идет. А наши водоемы… Вот Ладога. Для того чтобы ей замерзнуть, ей не нужны морозы. Достаточно минус 2, минус 1 и недели безветрия, ну спокойного, скажем, одного ветра и она встанет. А будет минус 40, но будет ветровая обстановка разная, она никогда не встанет. Она все время будет разрушаться. Потому что шаг волны очень мелкий, дно на Ладоге изрезано - до 300 метров глубины. От 1 метра до 300 с перепадами. Поэтому этот водоем очень сложный. И вода тяжелая. Там держаться на ней практически невозможно. Поэтому разбивается быстро лед.

Р.Р.: Рыбаку чтобы не попасть в какую ситуацию нужно наблюдать за температурой и за ветром?

В.Б.: В основном за ветром. И за давлением. Как это не странно. Просто, это основное.Вот нас учили, в своем время, определять погоду от давления.

Р.Р.: А расскажете?

В.Б.: Якуты ее так определяют. Просто обыкновенный прибор - падает или растет давление. Если давление падает, будет обязательно поворот ветра.

Р.Р.: И выходить нельзя.

В.Б.: Да, обязательно, да. Если давление растет, то будет устойчиво, нормально все.

Р.Р.: Все понятно. То есть все просто.

В.Б.: Да.

Р.Р.: Вадим Валерьевич, скажите, вот вчера один из питерских депутатов Елена Бабич, она критически отозвалась о службе спасения 112. Сказала, что не дозвониться до них и вообще к ним много претензий. Вы вообще что-нибудь знаете про них? Как ребята работают? Как впечатления от них?

В.Б.: Да, вы знаете, главное, что они уже работают и кому-то помогают. Критиковать-то мы все может, а хорошо ли мы сами работаем? Я знаю, что там очень отзывчивые, хорошие люди. Как они работают, я просто не проверял.

Р.Р.: Понятно.

В.Б: Во всяком случае, я стараюсь быть похожим на этих людей, которые, во всяком, случае, никогда не отказывают в помощи. То есть не говорят: «мы за это не возьмемся, позвоните туда-то». Видимо подготовленный состав - всегда выезжают. Молодцы! Мне нравятся!

Кто сказал, что идеалисты остались на страницах романов? Их, конечно, пора заносить в Красную книгу, но всё-таки они не вымерли, как мамонты.

Заслуженный лётчик России Вадим Базыкин объединяет разных людей. Это и спасённые пассажиры с парома «Эстония», затонувшего 15 лет назад. И счастливая мамочка из глухой деревушки, которую Вадим доставлял в роддом. И рыбаки на отколовшейся льдине. В ту ночь из-за метели видимость была меньше 300 метров, и наземные службы не давали разрешения на взлёт. Базыкин вышел на министра гражданской авиации: «Даю честное слово, что не убьюсь». Первым рейсом «сняли» 50 рыбаков. Вроде всех спасли, а у Базыкина душа не на месте. Спустя несколько часов вылетел снова, снизился, видит: ещё двое машут руками. Потом один из них признался: «Льдина практически затонула, а я воды страшно боюсь. Решил вскрыть вены, достал нож. И тут услышал вертолёт». Эпопея с рыбаками в последние 20 лет повторяется у Базыкина каждую зиму: «Сначала я на них злился. А потом понял, что для них это такая же страсть, как для меня небо. Стараюсь относиться к людям не по закону, а по любви. Этому меня научил отец Мефодий с Валаама».

Звонок другу

Для монахов с острова Валаам Базыкин незаменим. Благодаря лётчику даже в минус 40° в тамошних храмах будут живые цветы. Доставить запасы продуктов - тоже к нему. Он появился на Валааме, когда на разрушенных стенах монастыря красовалось размашистое «Здесь был Вася!». Немногочисленное население спивалось. На монахов смотрели исподлобья. И тогда Базыкин помог организовать для валаамских ребятишек воскресную школу. Дети поют, играют на музыкальных инструментах, ставят спектакли. Когда у Базыкина появилась небольшая компания по оказанию авиационных услуг, он помог детям с поездкой во Францию: «Денег на Париж хватило только для семерых ребят. Чтобы другим шестерым не было обидно, я привёз их к себе в гости - посмотреть Петербург. Приходил с работы, а дома борщ сварен и полы вымыты. Я - им: «Зачем?! Вы же в гостях!» - «Нам, дядя Вадим, так хочется».

В кабине пилота Базыкина есть место для иконы. Так повелось с 1990 года, когда его экипаж летел над московскими Мытищами и по необъяснимой причине у вертолёта отказали сразу оба двигателя. Ситуация патовая. Машина должна была грохнуться о землю, а она приземляется без единой царапины. «Без Божьей помощи это было бы невозможно», - уверен Вадим. Как и то, что три года назад он выжил после страшной автокатастрофы. Со встречной полосы в его машину на скорости 140 км/ч врезалось авто, которое вёл пьяный водитель. Позже врачи только на левой ноге Базыкина насчитают 107 переломов. Из артерии на шее хлестала кровь, заливая мобильный телефон. Он набрал «03», а потом сбросил звонок, подумал: «Все отмечают майские праздники, кто поедет за 120 км от Питера?»

Базыкин позвонил отцу Мефодию, попросил за всё прощения, сказал, что умирает. Тот ответил: «И не думай!» Через три минуты рядом с Вадимом была «скорая», в которой сидел монах Александр. Оказалось, недалеко от места аварии находилось одно из подворий Валаамского монастыря. В областной больнице хирург честно признался: «Не мой уровень. Слишком сложный случай». Добрались до Петербурга. Женщина-анестезиолог потребовала снять нательный крестик. - «Ни за что!» - Вадим услышал, как она шепнула хирургу: «Уснёт - и мы срежем!» Базыкин взбунтовался из последних сил: «Не буду делать анестезию!» Пришлось хирургу дать клятву, что крест оставят.

Не плюхнуться

После операции Базыкин заново учился ходить: «Главное, чтобы не было ран на душе. С ранами телесными можно справиться». Спустя год после аварии он рванул в экспедицию на Северный полюс. Третью в своей жизни. «Шли на корабле, вертолёт «отдыхал» на палубе. Когда упёрлись в лёд, до нашей станции оставалось 350 км. Если использовать ледокол, потратишь сутки, а на вертолёте - полтора часа. Мы прилетели вовремя: льдина, где размещались домики полярников, растрескалась, каждый вагончик плавал на маленьком осколке, вокруг в воде копошились голодные белые медведи». Экипаж эвакуировал полярников, оборудование и даже вагончики…

Вадим помнит каждую операцию по спасению людей. Взять тот же паром «Эстония». «Ночь, люди в спасательных жилетах «рассыпаны» в обжигающе холодном море. Мы максимально снизились, 20-50 см до воды. Помощник лёг животом на дно вертолёта и, наблюдая через открытый люк за ситуацией, давал мне команды, чтобы мы не плюхнулись в воду. Другой помощник за руки вытаскивал из воды потерпевших. Мы нарушили все мыслимые правила. Полагалось быть гораздо выше и спускать утопающим специальную корзину. Но ведь это лишние секунды!» Из тысячи с лишним пассажиров парома выжили 140 человек. Несколько десятков жизней на счету российского экипажа, который по собственной инициативе пришёл на помощь: «Узнали из СМИ о трагедии в водах Балтийского моря. Сразу же предложили помощь, нам сказали: «Прилетайте».

За 15 лет Базыкин сумел создать вокруг себя команду единомышленников, которые работают в его компании. У него пять вертолётов, а значит, пять экипажей, в каждом - 5 человек (трое - в небе, двое - наземные механики). «Бывает, экспедиция длится несколько месяцев. Когда вокруг дикая природа, человек становится, как стёклышко, прозрачным. Знаете, чем можно пронять настоящего мужика? Дыней! Ребята-полярники не вспомнят, как их эвакуировали, они скажут: «Помнишь, как на лёд дыню выкатили?!» - это мы с собой её прихватили, чтобы мужиков порадовать.

В экспедицию 2007 года везли полярникам трёх щенят. Пока плыли на корабле, собаки к нему, как к дому родному, прикипели. Когда мы высадились на льдине, а «дом» стал уплывать, один щенок кинулся за ним в воду. Он бы наверняка погиб, если бы не начальник станции, который скинул тулуп и сиганул за собакой в ледяную воду. Я ему: «Ты что?! Если заболеешь, в ближайший месяц отсюда не выбраться!» - «Ерунда! Вот его жалко». Мокрая собака грелась в тулупе полярника».

Сейчас Базыкин горюет, что один его проверенный сотрудник решил уйти из компании - на новом месте будет возить на вертолёте состоятельных людей: «Ну какая там романтика?!»

…И правда никакой. А здесь… Кто был в Петербурге, видел, как сверкает на солнце отреставрированный золотой ангел на шпиле Петропавловской крепости. Базыкин месяц тренировался на специальном полигоне. И с первого раза водрузил фигуру на шпиль. Ювелирно сработал. С Божьей помощью.

В гостях у «смены»

Вадим Базыкин:
«Полярный вертолетчик - как бойцовая собака»

Жизнь отплатила знаменитому пилоту добром за добро

Все мальчишки мечтают о героических подвигах, но с возрастом забывают о былых романтических устремлениях и погружаются в рутину повседневности. Заслуженный пилот России Вадим Базыкин - исключение из правил. На своем вертолете он творит в воздухе настоящие чудеса, выполняя сложнейшие работы и спасая людей, когда их, казалось бы, уже невозможно спасти.

Восторг от работы

Вадим Валерьевич, не будет преувеличением сказать, что сейчас вы являетесь самым знаменитым летчиком Петербурга, а то и всей страны. Такая популярность вам в радость?
- В радость. Но никакого тщеславия нет и в помине, с медными трубами мне удалось справиться довольно давно. Помогло правильное воспитание и любовь к чтению. В летном училище засел за книжки, чтобы, грубо говоря, не скуриться и не спиться. И с тех пор читаю постоянно. Очень люблю классическую русскую литературу. Погружаюсь в нее все глубже и глубже - недавно прочитал письма Чехова, четыре версии «Капитанской дочки» Пушкина, неоконченные произведения Лермонтова и был, поверьте, весьма впечатлен.
- А когда вы «заболели» небом?
- Еще лет в семь, лежа вечерами на горке и смотря вверх. У меня отец ведь тоже был летчиком, и мне очень нравилась его работа. Особенно тем, что папа всегда приходил домой восторженным, сияющим, а не уставшим и измотанным, как остальные взрослые. А как только он меня, мальчишку, впервые взял с собой в полет, стало ясно - вот чем хочу заниматься в жизни! Но сразу после школы мне не удалось поступить в летное училище (по состоянию здоровья), пошел в Ленинградский электротехнический институт связи имени Бонч-Бруевича. Но вскоре проблемы со здоровьем разрешились, и я попытал счастье еще раз. И поступил. На удивление легко, хотя в те времена конкурс был примерно 20 человек на место, а еще столько же рубили «на здоровье».
- Почему, кстати, выбрали именно вертолеты, а не самолеты?
- Прочитав «Двух капитанов», я начал, как и многие сверстники, бредить Арктикой. Для меня Арктика тогда была словно космос, а там ведь летают именно на вертолетах. Так что выбор напрашивался сам собой. По окончании училища сразу же стал проситься в самые удаленные уголки страны: в Якутию, в Тюмень - поближе к мечте, которую в итоге удалось реализовать.

Спасенные рыбаки стали друзьями

- Когда другие пилоты называли миссию невыполнимой, вы летели и справлялись с задачами. За счет чего?
- За счет честолюбия, тщательной подготовки и, конечно же, благодаря хорошему учителю. Который никогда не отказывался от работы, мотивируя это инструкциями или правилами, а пробовал ее выполнить. Вот и я всегда так поступаю. Да, в плохую погоду летать по правилам нельзя, но вот в чем проблема: все катастрофы случаются именно в такую погоду. И кому-то надо спасать людей. Однажды (дело было в 90-е годы) нужно было лететь - спасать рыбаков в очень сложных метеоусловиях. Позвонил министр гражданской авиации, он не хотел отпускать меня в полет. Я тогда ему искренне сказал: «Честное слово, не хочу умирать. Если встречу непреодолимую преграду, обязательно вернусь». Министр отпустил, и мы спасли на Ладоге 52 рыбака. Одного сняли со льдины, когда он от безысходности уже вытащил нож и хотел порезать себе вены. Кстати, поддерживаю отношения со многими спасенными рыбаками - трое из них стали моими закадычными друзьями.
- Считаете, сколько человек удалось спасти?
- Считал, но после того как их число перевалило за две тысячи, перестал. Главное, эти люди остались живы.
- Вы как-то говорили, что экстремальные ситуации, адреналин необходимы вам, чтобы успешно делать свою работу.
- Все верно, полярный вертолетчик - как бойцовая собака. Никогда нельзя расслабляться, необходимо быть постоянно в драке. Поскольку любой полет только на пятьдесят процентов зависит от физики (погода, время суток, ветер), а еще на пятьдесят - от психологии. Помню, встречал в Арктике летчиков, которые ставили видеокамеры. Мол, если что с нами случится, пусть хоть семьи увидят. То есть они были готовы умереть, а с таким настроем ничего хорошего не жди. Поэтому пилотов очень важно готовить психологически. К сожалению, методика летного обучения во многом утрачена. И все из-за популярной во время правления Горбачева фразы: «То, что не запрещено, - разрешено». Россия не только в авиации, но и в других сферах страдает от отсутствия внутренней дисциплины. И дело даже не в самолетах, а в человеческом факторе.
- Но и с точки зрения техники ситуация у нас в стране, как я понимаю, тоже довольно печальная...
- Да, она хуже, чем во многих странах мира. Поскольку в России нет планового подхода к технике. Сроки эксплуатации постоянно продлеваются, то есть мы сами залезаем в мешок. Долгое время авиации не уделялось необходимого внимания. Сейчас вроде как спохватились, но быстро выправить ситуацию невозможно. Лишь постепенно - прежде всего необходимо обновить парк самолетов. Говорю не только об иностранных лайнерах, но и об отечественных разработках. SuperJet - хорошая машина, которой можно гордиться, и не ее вина, что она прошла четыре стадии финансирования. Украинский Ан-48, к которому и Россия имеет непосредственное отношение, - тоже качественный самолет. Так что если не цепляться за устаревшую технику, у российской авиации может быть хорошее будущее. Уверен, появятся асы и среди нового поколения пилотов.

Вера сильнее боли

- Знаю, что вы активно занимаетесь благотворительностью. Как к этому пришли?
- Думаю, такова потребность многих - не только самим улыбаться, но и видеть улыбки других людей. Естественно, мне не нравится, что у нас есть оборванная детвора. Поэтому мы и содержим на Валааме детский театр и воскресную школу. Там у нас друзья-монахи, помогаем монастырям и в других местах. И вообще добро всегда окупается добром. Ведь монахи несколько лет назад фактически спасли мне жизнь.
- Тогда вы попали в жуткую автокатастрофу…
- Да, боль была жуткая, из артерии на шее шла кровь, набрал было 03, но сбросил звонок - решил, что «скорая» все равно не успеет. Тогда позвонил отцу Мефодию, попросил помолиться за меня. Но он заставил отбросить мысли о смерти, узнал, где я нахожусь, и вскоре прибыли монахи вместе с врачами. Вскоре выяснилось: рядом с местом катастрофы находилось подворье Валаамского монастыря. Причем когда отцы начали меня соборовать, боль сразу прошла - это разве не чудо?!
- Чудо и то, что вы вновь вернулись к своей работе после тяжелейших травм.
- Врачи, глядя на мои сильно переломанные ноги, давали плохие прогнозы - вплоть до ампутации. А монахи, напротив, поддержали, вселили веру в успешное восстановление. Построил график: начинать день не с уколов, а с молитвы и зарядки. Вы удивитесь, но это, возможно, были самые лучшие дни в моей жизни - я поставил перед собой цель и неуклонно благодаря вере и внутреннему стержню шел к ее выполнению. Спустя два с половиной месяца после аварии впервые встал на ноги, последующие полтора месяца заново учился ходить, а через два года восстановился полностью.

Сергей ПОДУШКИН


Кто сказал, что идеалисты остались на страницах романов? Их, конечно, пора заносить в Красную книгу, но всё-таки они не вымерли, как мамонты.
Заслуженный лётчик России Вадим Базыкин объединяет разных людей. Это и спасённые пассажиры с парома «Эстония», затонувшего 15 лет назад. И счастливая мамочка из глухой деревушки, которую Вадим доставлял в роддом. И рыбаки на отколовшейся льдине. В ту ночь из-за метели видимость была меньше 300 метров, и наземные службы не давали разрешения на взлёт. Базыкин вышел на министра гражданской авиации: «Даю честное слово, что не убьюсь». Первым рейсом «сняли» 50 рыбаков. Вроде всех спасли, а у Базыкина душа не на месте. Спустя несколько часов вылетел снова, снизился, видит: ещё двое машут руками. Потом один из них признался: «Льдина практически затонула, а я воды страшно боюсь. Решил вскрыть вены, достал нож. И тут услышал вертолёт». Эпопея с рыбаками в последние 20 лет повторяется у Базыкина каждую зиму: «Сначала я на них злился. А потом понял, что для них это такая же страсть, как для меня небо. Стараюсь относиться к людям не по закону, а по любви. Этому меня научил отец Мефодий с Валаама».
Звонок другу
Для монахов с острова Валаам Базыкин незаменим. Благодаря лётчику даже в минус 40° в тамошних храмах будут живые цветы. Доставить запасы продуктов - тоже к нему. Он появился на Валааме, когда на разрушенных стенах монастыря красовалось размашистое «Здесь был Вася!». Немногочисленное население спивалось. На монахов смотрели исподлобья. И тогда Базыкин помог организовать для валаамских ребятишек воскресную школу. Дети поют, играют на музыкальных инструментах, ставят спектакли. Когда у Базыкина появилась небольшая компания по оказанию авиационных услуг, он помог детям с поездкой во Францию: «Денег на Париж хватило только для семерых ребят. Чтобы другим шестерым не было обидно, я привёз их к себе в гости - посмотреть Петербург. Приходил с работы, а дома борщ сварен и полы вымыты. Я - им: «Зачем?! Вы же в гостях!» - «Нам, дядя Вадим, так хочется».
В кабине пилота Базыкина есть место для иконы. Так повелось с 1990 года, когда его экипаж летел над московскими Мытищами и по необъяснимой причине у вертолёта отказали сразу оба двигателя. Ситуация патовая. Машина должна была грохнуться о землю, а она приземляется без единой царапины. «Без Божьей помощи это было бы невозможно», - уверен Вадим. Как и то, что три года назад он выжил после страшной автокатастрофы. Со встречной полосы в его машину на скорости 140 км/ч врезалось авто, которое вёл пьяный водитель. Позже врачи только на левой ноге Базыкина насчитают 107 переломов. Из артерии на шее хлестала кровь, заливая мобильный телефон. Он набрал «03», а потом сбросил звонок, подумал: «Все отмечают майские праздники, кто поедет за 120 км от Питера?»
Базыкин позвонил отцу Мефодию, попросил за всё прощения, сказал, что умирает. Тот ответил: «И не думай!» Через три минуты рядом с Вадимом была «скорая», в которой сидел монах Александр. Оказалось, недалеко от места аварии находилось одно из подворий Валаамского монастыря. В областной больнице хирург честно признался: «Не мой уровень. Слишком сложный случай». Добрались до Петербурга. Женщина-анестезиолог потребовала снять нательный крестик. - «Ни за что!» - Вадим услышал, как она шепнула хирургу: «Уснёт - и мы срежем!» Базыкин взбунтовался из последних сил: «Не буду делать анестезию!» Пришлось хирургу дать клятву, что крест оставят.
Не плюхнуться
После операции Базыкин заново учился ходить: «Главное, чтобы не было ран на душе. С ранами телесными можно справиться». Спустя год после аварии он рванул в экспедицию на Северный полюс. Третью в своей жизни. «Шли на корабле, вертолёт «отдыхал» на палубе. Когда упёрлись в лёд, до нашей станции оставалось 350 км. Если использовать ледокол, потратишь сутки, а на вертолёте - полтора часа. Мы прилетели вовремя: льдина, где размещались домики полярников, растрескалась, каждый вагончик плавал на маленьком осколке, вокруг в воде копошились голодные белые медведи». Экипаж эвакуировал полярников, оборудование и даже вагончики…
Вадим помнит каждую операцию по спасению людей. Взять тот же паром «Эстония». «Ночь, люди в спасательных жилетах «рассыпаны» в обжигающе холодном море. Мы максимально снизились, 20-50 см до воды. Помощник лёг животом на дно вертолёта и, наблюдая через открытый люк за ситуацией, давал мне команды, чтобы мы не плюхнулись в воду. Другой помощник за руки вытаскивал из воды потерпевших. Мы нарушили все мыслимые правила. Полагалось быть гораздо выше и спускать утопающим специальную корзину. Но ведь это лишние секунды!» Из тысячи с лишним пассажиров парома выжили 140 человек. Несколько десятков жизней на счету российского экипажа, который по собственной инициативе пришёл на помощь: «Узнали из СМИ о трагедии в водах Балтийского моря. Сразу же предложили помощь, нам сказали: «Прилетайте».

За 15 лет Базыкин сумел создать вокруг себя команду единомышленников, которые работают в его компании. У него пять вертолётов, а значит, пять экипажей, в каждом - 5 человек (трое - в небе, двое - наземные механики). «Бывает, экспедиция длится несколько месяцев. Когда вокруг дикая природа, человек становится, как стёклышко, прозрачным. Знаете, чем можно пронять настоящего мужика? Дыней! Ребята-полярники не вспомнят, как их эвакуировали, они скажут: «Помнишь, как на лёд дыню выкатили?!» - это мы с собой её прихватили, чтобы мужиков порадовать.
В экспедицию 2007 года везли полярникам трёх щенят. Пока плыли на корабле, собаки к нему, как к дому родному, прикипели. Когда мы высадились на льдине, а «дом» стал уплывать, один щенок кинулся за ним в воду. Он бы наверняка погиб, если бы не начальник станции, который скинул тулуп и сиганул за собакой в ледяную воду. Я ему: «Ты что?! Если заболеешь, в ближайший месяц отсюда не выбраться!» - «Ерунда! Вот его жалко». Мокрая собака грелась в тулупе полярника».
Сейчас Базыкин горюет, что один его проверенный сотрудник решил уйти из компании - на новом месте будет возить на вертолёте состоятельных людей: «Ну какая там романтика?!»
…И правда никакой. А здесь… Кто был в Петербурге, видел, как сверкает на солнце отреставрированный золотой ангел на шпиле Петропавловской крепости. Базыкин месяц тренировался на специальном полигоне. И с первого раза водрузил фигуру на шпиль. Ювелирно сработал. С Божьей помощью.


Top