Что такое лид в газете. Как писать лид и что это такое? Что это такое

1. Одним ударом. Это как бы мат в один ход: в первом же предложении вы сообщаете читателю самую суть события. Весь остальной материал, по сути, является лишь объяснением того, что вы сказали вначале, описанием подробностей. Такой лид называют ещё перевёрнутой пирамидой.

Надо ли объяснять, что не о любом событии можно написать таким образом? Тут не подойдут Дни именинника в кружке, окончание учебного года, стандартная дискотека. Сам факт должен быть достаточно незаурядным и шокирующим. Вот, например, как начал свое сообщение о крупнейшем землетрясении в Сан-Франциско Джек Лондон, когда работал репортером в одной из американских газет: «Сан-Франциско больше нет».

Еще пара примеров:

Слишком часто стали пропадать куртки в школе-лицее № 18.

Сразу по трем заболеваниям - дифтерии, коклюшу и менингококковой инфекции - объявили карантин в 18-й школе.

Этот лид также применяется в сообщениях, предупреждающих граждан об опасности, угрожающей их жизни и здоровью. В самом деле, если необходимо, чтобы все узнали о надвигающейся беде, ни к чему лишние слова.

2. Нагнетание напряжения. Каждое последующее предложение первого абзаца как бы более и более «накаляет страсти» не позволяя читателю «расслабиться».

Этот лид хорош для материалов, рассказывающих о реальных трагических или связанных с приключениями событиях, бедствиях, зонах военных действий, курьезных случаях.

Например:

...На вечер назначен бал. Гости приехали из самого Петербурга. Одна из знатных дам в пышном платье решила погулять по парку. Ни о чем не подозревая, она села на скамейку. Вдруг со всех сторон на нее обрушиваются струи воды. Нет, это не дождь. Просто барышня, наступив каблучком на камушек, включила фонтан. Ей, конечно, не до смеха, зато остальным гостям потеха.

В страшный и тяжелый день понедельник я встретил ее... С тех пор нет душе моей покоя! О, какая у нее фигура! Увидев ее, Останкинская башня покачнулась бы, а Пизанская свалилась-таки, наконец..

Если немного «обмануть» читателя, то есть, начать таким образом заметку о самом заурядном факте, всячески его обыгрывая, вы рискуете разочаровать какую-то часть аудитории, не оправдав ее надежд.

3. Зарисовка. Материал начинается с описания: места события, людей - героев материала, собеседника, если это интервью, обстановки, условий, которые сопровождали вас при написании материала или сборе информации.

Например:

Серая, мохнатая, полуоблезлая собака запрыгнула на заднюю подножку автобуса, тяжело дыша и роняя капельки слюны на пол. Она спокойно и скромно пристроилась у наших ног мордой к выходу.

Также вы можете заставить читателя нарисовать в своем воображении картину, свидетелем которой вы вовсе не обязательно были, или смысл которой не до конца ясен, так что весь материал будет служить пояснением к ней.

Описание может быть как более-менее подробным, так и состоять из нескольких грубоватых, размашистых штрихов.

4. Вопрос. В первом предложении задается один или несколько вопросов, ответом на который служит материал.

Желательно, чтобы это не были риторические или элементарные вопросы, на которые и так каждый знает ответ, типа: «В чем смысл жизни?», «Известно ли вам, кто такие панки?», «Довелось ли вам хоть раз в жизни посидеть ночью у туристского костра?»

Этот лид хорош, если вам удалось придумать действительно неожиданный, даже парадоксальный вопрос.

Например:

Говорите, у кошек не бывает стрессов?

О чем может рассказать твой Филька? Или Васька? Или, на худой конец, Барсик?

5. Цитата. Материал начинается не со слов автора, а с речи собеседника, если это интервью (В том, конечно, случае, если это очень интересный ответ, или часть ответа), источника информации.

Например:

- Я бы хоть сейчас каждому отличнику вручил по стипендии и именному подарку, - мечтательно улыбнулся Лев Петрович Иванов, директор шестьдесят третьей школы...

«Спокойной ночи, малыши!» - сказал дядя Володя, и во Дворце спорта «Юность» начался праздник. Вся веселая компания - Хрюша, Степашка, Филя - была в сборе.

Также можно процитировать слова известного писателя, поэта, мыслителя, рассказать пословицу, поговорку, напомнить фразу из песни.

Например:

«Ребята, давайте жить дружно!». Помните, так сказал один очень известный кот. О друге, верном, надежном, мечтает, наверное, каждый. Вот и мы хотим с вами подружиться.

В этом случае они чаще всего выделяются кавычками или оформляются как прямая речь. Главное, не перестараться в желании «образованность показать» - не переврать слова другого человека, да и не забывать о том, что цитируемая знаменитость вовсе не для всех читателей - авторитет. Кое-кого она может отпугнуть от материала, а не привлечь.

Неточная, приблизительная цитата может быть раскавычена:

Один мой знакомый сказал, что весь мир делится на читателей и писателей. Все, с кем мы встречаемся каждый день во Дворце, школе, в кино, трамвае, на улице - это читатели.

6. Анекдот, шутка. Если это уместно, рассказать анекдот на тему, на которую написан сам материал, шутливо обыграть факт.

Например:

«Бегемота можно положить в холодильник в три приема: открыть дверцу, положить бегемота, закрыть холодильник. А вот жирафа - в четыре: открыть дверцу, вынуть бегемота, засунуть жирафа и закрыть холодильник. Если, как утверждает анекдот, жираф в холодильник с трудом влезает, то в купе поезда - ни за что.

Вот и пришлось жирафам Иде и Ларику стать пассажирами кораблей Балтийского флота.

Разумеется, есть такие события и такие темы, когда шутить не стоит - реальное горе у людей, смерть, тяжелая болезнь, угроза жизни и здоровью.

7. Интересная подробность. Вы бросаете читателю для «затравки» какую-нибудь занятную, необычную подробность, чтобы он «клюнул», и не в коем случае не говорите в самом начале о том факте или событии, о котором хотите рассказать в материале. Чтобы понять, о чем, в целом идет речь, нужно прочесть весь материал или хотя бы его половину.

Этот лид как бы противоположен лиду «одним ударом».

Например:

Недовольный шепоток и усмешки в зале - таким был финал. А начинался концерт симфонической музыки так хорошо...

В этот день каждый, кто находился в лагере имени В. Терешковой, должен был носить бантик. Вернее, вынужден - иначе обольют холодной водой.

8. Повествование. Материал начинается с перечисления различных фактов и событий, таким образом, что каждое последующее предложение логически развивает, дополняет или обыгрывает тему предыдущего. Как правило, самое последнее предложение лида и бывает «ударным»: оно резко выбивается из выстроенной логической цепочки неожиданным выводом. Такой лид называют ещё «затяжной прыжок»

Например:

Маша была хорошей девочкой. Она слушалась маму, ела манную кашу и мыла руки. За что часто получала мороженое. Маша его очень любила. Так сильно, что, когда выросла, стала работать на мороженой фабрике. Директором. Правда, не долго. До тех пор, пока не ограбила сейф в своем же кабинете.

Какой лид выбирать для заметки - решать вам самим.

В журналистском тексте широко используется метод лида: от английского слова lead - вести, возглавлять. Материал начинается с максимально полного и максимально концентрированного изложения основного факта. Все остальное в тексте посвящено расшифровке того, что заявлено в лиде. Это позволяет журналисту максимально сжато изложить факты и максимально четко выстроить структуру материала; читателю - быстро сориентироваться в материале, оценить значимость факта, решить* продолжать или не продолжать чтение. Специфика этого лида: он подходит только для информационных жанров, максимальная эффективность его в жанрах заметки или корреспонденции, иногда эффективен в интервью-монологе.

Различают два типа лида: лиды, рассчитанные на жесткую структуру материала (фактологическая информация" о событии, сенсации); лиды, рассчитанные на мягкое построение материала (к фактологической информации добавляются еще подробности и детали, иногда комментарии).

Лиды жестких материалов - л ид одного элемента. Используется в том случае, когда в новости есть очень сильный элемент. Например, весь лид может быть сосредоточен на итоге какого-то мероприятия, события, времени его происшествия.

Лид-обобщение. Используется, если в материале фигурируют несколько одинаково важных элементов. Например, необходимо обратить внимание на место и время действия или на действие и персону.

Лид-«вешалка». Его особенность заключается в том, что первый абзац практически полностью исчерпывает весь материал. На него «навешиваются» все факты. Это очень сложный лид, поскольку он намного обесценивает следующий далее материал и сам носит сумбурный характер.

Лид - быстрая идентификация. Прямо отвечает на вопрос «кто?». Дает очень точный ответ. Оправдан в материалах, извещающих об участии очень известной личности в описываемом событии.

Лид-затянутая идентификация. Используется в материалах, основанных на участии в событии не столь важного лица, но лица, ставшего важным в результате события (убийство, катастрофа). Заход «кто» не дает полных сведений о личности. Часть их переносится в последующие абзацы.

Лид-одиночный выстрел. Применим, когда предмет сообщения может быть кратко или афористично обозначен.

Лид-комментарий. По форме выражения мысли он состоит из новости, которая объективно выглядит, но сопровождается комментариями. Такие комментарии малозаметны. Ими могут быть оценочные слова, оговорки, вводные слова.

Лиды мягких материалов:

Повествовательный лид. Отличается от лида-рассказа присутствием ярко выраженной интриги.

Лид-контраст. В первом абзаце происходит столкновение старого и нового, разных обстоятельств, сопутствующих основному материалу.

Направленно-адресованный лид. В первом абзаце текста - прямое обращение к читателю (вы, вам...).

Лид-стаккато. Ряд коротких, отрывистых фраз, содержащих намеки, недосказанность.

Лид-вопрос. Это может быть любая форма вопросов - открытый, закрытый, полуоткрытый, прямой, косвенный.

Лид-цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек. Эта форма лида пришла к нам из французской журналистики и до сих пор именно там особенно распространена.

Подзаголовок и лид входят в так называемый заголовочный комплекс. Их задача - обозначить тему журналистского материала.

Отличия и сходство

В заголовочный комплекс входят шапки, рубрики, заголовки (о них мы уже ), надзаголовки (как правило, их придумывает выпускающий редактор, оформляя полосу), подзаголовки и лиды.

«Лидом» в журналистике называется первый абзац (от английского lead - вести, побуждать, руководить, быть первым, быть впереди, возглавлять).

По общим наблюдениям, многие журналисты, даже состоявшиеся, путают подзаголовок с лидом. Между тем подзаголовок и лид - это разные составные части заголовочного комплекса.

Отличить их можно так: подзаголовок обычно поддерживает только заголовок (конкретизирует его содержание), лид раскрывает основную тему/идею журналистского материала.

И еще отличия: подзаголовок обычно состоит из одного предложения (как правило, до десяти слов), лид может состоять из нескольких предложений. Или одного, но длинного, с периодами.

Вот пример, не первый попавшийся, но попавшийся все-таки под руку, из свежего номера «КП в Беларуси»:

Заголовок: «В Витебске пьяный в трамвае средь бела дня напал с ножом на ребенка».

(К слову, несколько затянутый и слишком эмоциональный заголовок, «средь бела дня» из него вполне можно было перенести в подзаголовок или лид).

Подзаголовок: «Мальчика спас сотрудник Следственного комитета».

(Классический образец подзаголовка: пять слов, одно предложение, в нем три существительных, один глагол и одно прилагательное).

Лид: «13-летний мальчик получил резаную рану плеча, когда просто ехал в трамвае. На одной из остановок в салон зашел подвыпивший мужчина и устроился на сиденье Максима. Мужчина некоторое время бормотал что-то непонятное, а потом выхватил заточку и ударил ребенка». (Стандартный лид: три предложения, кратко описывающие произошедшее).

Как видим из вышеприведенного примера, подзаголовок и лид значительно отличаются друг от друга. А объединяет их общая задача: увлечь читателя вглубь текста. В смысле - заманить.

Но это, по-хорошему, без всяких там УК и КоАП: так уж устроена современная журналистика.

Зачем они нужны?

Подзаголовки и лиды журналисты используют не всегда. Но уж лучше бы использовали: с ними материал становится более увлекательным с самого начала, и с самого начала становится понятно - читать его или нет.

Скажем больше: развернутая информация, корреспонденция, статья без подзаголовка и лида - это вообще катастрофа. Бывает, надо доползти до середины материала, чтобы понять, о чем речь, что за тема?

Привести здесь пример такого рода довольно трудно, в таком случае надо цитировать весь материал. Но любопытные могут легко их найти и увидеть «картину» из серии: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»

Между тем все больше и больше в наших центральных (и не только) СМИ считается хорошим тоном использовать подзаголовок или хотя бы лид в информационных материалах (которые, в общем-то, и составляют большую часть газетных или интернет-публикаций).

И эта тенденция понятна: здесь не только вопрос вкуса и качества, но и конкуренции. Читатель предпочтет иметь дело с той прессой, где материалы поданы удобно и вкусно.

Причем, как отмечают современные исследователи, на долю заголовка/подзаголовка и лида должно приходиться примерно 70% общего смысла информации и только 30% - на всю оставшуюся часть публикации вне зависимости от общего количества строк.

И это правильно: скользящий по заголовкам, подзаголовкам и лидам читатель должен сразу понять, что за материал перед ним и какова его основная тема.

Именно так, с этой целью, и выстраивается информационный материал в современных СМИ: в начале - главное (ответы если не на все шесть (кто? что? когда? где? почему? как?), то, как минимум, на четыре вопроса журналистики), затем - второстепенное (детали, пояснения, комментарии, предыстория)…

Такой принцип построения называется «перевернутой пирамидой» (о ней мы подобно поговорим в последующих публикациях).

Где и как используются?

До сих пор мы говорили о подзаголовках и лидах - в целом. Не привязывая их к жанрам. Но, разумеется, есть разница, для какого материала планируется их написать.

Если для информационного (заметка, репортаж, интервью, отчет), то, как мы уже отметили, подзаголовок и лид для удобства читателей должны нести в себе информацию о событии. О том, о чем журналист собирается рассказать в публикации.

Если для тематической статьи, корреспонденции, очерка, фельетона и т. д., то подзаголовок (если используется) и лид не обязательно должны быть «информационными».

В частности, лид здесь может быть «игровым», или, как его еще называют, «сценическим», вопросительным, анекдотическим. А также - контрастным, статистическим, ретроспективным и т. д.

Здесь уже сам журналист должен определить, что ему важнее выделить, вынести в материале на первый план. Причем, так вынести, чтобы читателей «снесло», накрыло волной интереса к этой публикации. Когда это случилось, считайте, что ваша задача как журналиста выполнена.

Мнение эксперта

Александр Томкович, журналист, писатель.

На мой взгляд, подзаголовки и лиды важны не меньше, чем то, что мы напишем «в развернутом виде», то есть - в самом журналистском материале. Поскольку в них - сама суть, само сердце материала.

Например, в книгах (говорю уже как писатель) это кажется не столь важным. Но это - только на первый взгляд. Все эти вещи и в них, на самом деле, не менее важны, чем в газетах. Ибо книги тоже нужно «продать» читателям. Только с той разницей, что они «продаются» не каждый день, а гораздо реже…

Успех заметки зависит не только от заголовка, но и от лида. Используя минимум деталей, вы в двух-трех предложениях ответите на вопросы что, где, когда произошло, каковы причины происшествия, есть ли пострадавшие.

Последние полгода специализируюсь на написание новостей в рубрику «происшествия». Пишу на криминальную тему – грабежи, кражи, мошенничество. Лид в моих материалах отражаеть суть события, содержит краткую, но понятную информацию в тридцать-сорок слов (по крайней мере, так у меня). Раздуть лид деталями, канцеляризмами – значит похоронить публикацию – читатель спотыкается на мелких подробностях, «официальщине» и теряет интерес к заметке.

Перед тем, как учиться писать лид, впору узнать, что означает это слово. В Интернете я нашел следующее определение:

Лид (lead, от того же корня, что «лидер» — в американской журналистике lede) — это первая фраза или, в некоторых случаях, первые две фразы любого материала.

С чего начать лид?

При написании лида на первый план можно вынести:

— личность

— факт

— дату

— место события

— причину

— процесс (действие)

Факт , который важнее даты, места события, личностей и т.п. («Убийство произошло на почве ревности…»)

Дата события , когда пишем срочный материал («14 августа прошел суд по делу…»)

Место события («В Железногорске убит президент Америки…»)

Причины В связи с участившимися случаями жестоко обращения с детьми Правительство РФ приняло новый закон об опеке…»)

Какой-либо процесс : («После двухдневных переговоров , которые сопровождались убийствами заложников,14 августа ФСБ приняло решение уничтожить террористов…»).

Чаще я пишу срочные материалы и приоритет в лидах отдаю дате события . Когда же новость безнадежна устарела (и такое бывает!) лучше на первый план вынести факт (конечно, если он действительно весомее, чем дата, личность, процесс и т.п.)

Два примера лида

Рассмотрим хороший и плохой пример лида.

Плохой лид

Если бы новости писали чиновники, то лиды были бы такими:

Заголовок: В Курске убили русского миллионера

Лид: 18 августа в проходном подъезде дома №21 по улице Радищева тремя точными выстрелами в голову из охотничьего ружья был застрелен Василий Иванович Пупкин — миллионер, владелец московской нефтяной компании ««ТрансШмацБац». По предварительным данным – это заказное убийство, преступники не найдены.

На свои материалы я смотрю с двух позиций – с читательской и журналисткой.

Сначала я включаю в себе читателя и пишу заголовок, лид. После этого я «становлюсь» журналистом и пишу продолжение публикации (даю подробности, детали, комментарии).

Когда я «читатель» я рассуждаю так:

Я считаю, что нельзя вносить в лид номер подъезда, улицу, орудие убийства, количество дыр в голове, отчество убитого. Эти детали – вынос для моего мозга! Слишком много информации! Меня не интересует проходной или непроходной подъезд, мне плевать на название нефтяной компании. Я – ленивый читатель и не хочу читать всю публикацию, я смотрю на текст, который выделен жирным шрифтом и хочу узнать кто, когда, кого убил?

От прочтения «детального» лида у самого остается дыра в голове, пропадает желание читать новость.

Яркие лиды – одна из основных ошибок начинающих журналистов .

По себе знаю: хочется втиснуть в первый образ побольше красочных подробностей, предоставить читателю полную картину происшествия. Короче, хочешь подать якобы живую информацию, а получаешь оплеуху от редактора.

У моего начальника есть хорошая фраза, которая касается подачи новостей: «Пишите новости для технички». Примерно так звучит.

Хороший лид

Все просто:

18 августа в подъезде жилого дома неизвестными убить миллионер Василий Пупкин, владелец московской нефтяной компании. Убийство носит заказной характер.

Краткость – сестра таланта и уважение от верстальщика газеты. Смакуйте подробности убийства во втором и далее абзацах. Самое главное, что вы кратко, без искажений ответили в лиде на вопросы Кто? Что? Где? Когда? Выдвинули версию убийства:

Кто?
Было: Василий Иванович Пупкин — миллионер, владелец московской нефтяной компании ««ТрансШмацБац».
Стало: Миллионер Василий Пупкин, владелец московской нефтяной компании

Что? (действие)
Было: был застрелен тремя точными выстрелами в голову из охотничьего ружья
Стало: убит

Где?
Было: в проходном подъезде дома №21 по улице Радищева
Стало: в подъезде жилого дома

Было: преступники не найдены.
Стало: неизвестными

Ваше «когда» не изменилось, но изменилась версия убийства:

Было: По предварительным данным – это заказное убийство
Стало: Убийство носит заказной характер.

Такая краткая информация для молодого бойца. Надеюсь, тот минимум, что я выдал, поможет вам написать хороший лид.

На страницах газет, журналов и сайтов все читатели видят заголовки и краткие описания статей. Для привлечения внимания каждого читателя обычно простого заголовка не достаточно, нужно вступление (лид). Далее поговорим о правилах составления лида.

Любая статья имеет четкую структуру: , краткое содержание (небольшой абзац) и непосредственно текст.

В чем заключается смысл лида?

Лид дает возможность одним взглядом пройтись по сути текста. Цель – завлечь внимание читателей, раскрыть, пояснить им суть .
Не нужно опасаться, что вступление полностью раскроет суть статьи, и не будет смысла читать ее полностью. Такое происходит только со скучными и бессмысленными идеями, а хорошие издания такого никогда не опубликуют.

Как должен выглядеть лид

  • Около 350 знаков с пробелами. Это только один абзац.
  • Он должен включать в себя не больше трех-четырех предложений.
  • Не менее 2 длинных или 3 небольших предложений (около трехсот знаков с пробелами).
  • Его необходимо писать от третьего лица. В редких случаях пишут от второго, и никогда от первого лица. В качестве исключения бывают статьи, в которых люди пишут истории из жизни.
  • Поскольку лид – это небольшой пересказ материала , автор может использовать некоторые выражения из статьи.
  • Избегайте вводных слов. Все предложения должны иметь свой смысл, и нести определенную ценность.
  • При написании не нужно использовать восклицательный знак. Желательно обходиться без точек с запятыми. Его не следует заканчивать многоточием. О вопросительных предложениях также лучше забыть, так как вопрос обычно задается в названии.

Каждый автор должен знать и помнить:
1) Написать вступление – не творческий механизм. Элементарный метод сочинить лид – из всех абзацев выбирать ключевые фразы, отсечь все не нужное и объединить оставшееся.
2) Вступление должно быть конкретным и ясным. Оно может не полностью раскрыть суть материала, но должно дать понять читателям, что их ожидает далее.
3) Если у вас не получается его составить, скорее всего, сам текст статьи написан не качественно.
4) Лид выводят на первой странице сайте, под заголовком статьи, поэтому писать лид лучше в виде конспекта, который отображает краткий пересказ статьи.

Виды лида

  • Резюме – вступление, в котором кратко изложены события.
  • Единичный – данный вид сосредотачивает внимание читателей только на одном, самом важном пункте статьи, который раскрывается далее.
  • Драматический – позволяет держать читателя в напряжении, выдерживает интригу до последней точки.

Есть и такие виды лида, которые не нуждаются в пояснении:

  • Цитатный
  • Описательный
  • Вопросительный
  • Аналитический

Что важно помнить при написании лида

Перед написанием вступления необходимо поставить перед собой некоторые вопросы: свежая ли это новость? Ситуация элементарная или требуется анализирование (проведение расследования)? Акцент поставлен на людях или на событиях? В какой степени люди осведомлены в этой ситуации? Какую роль данное событие играет для людей?
Для написания захватывающего лида можно брать:
1) Свежую, острую новость.
2) Резкий переход от проблемы к методу ее решения.
3) Спорное утверждение или провокация.

Как не нужно писать лид

Не пишите лид с придаточного предложения. Его следует делать «взрывным», а придаточные предложения не позволяют этого сделать. Избегайте и «числового» начала вступления, то есть не используйте цифры в первом предложении.
Не пишите начало своего текста, используя цитату. Как правило, только автор знает на 100%, для чего он написал цитату, а читателя при первом прочтении, не доходя до основного содержания, зачастую, это сбивает с толку.

Ни в коем случае в первом абзаце не пишите больше 20 строк. Читателю становится не интересно, он устает, и тем более, это его никак не настраивает на прочтение основного содержания. Он больше времени потратит на прочтение лида и это окончательно утомит его.

Всегда старайтесь делать лид уникальным. Возьмите тот аспект, который сможет затронуть и привлечь читателей.
Лид – слабое место многих журналистов. Они не могут как говорил Пол О’Нил «схватить читателя за горло первым предложением…». Такие журналисты не понимают, что это самая важная часть статьи. Им никто не мешает написать вступление, которое мгновенно прославит их и обогатит, не обязательно в финансовом аспекте, это могут быть и миллионные благодарности от читателей.

Как проверить качество лида

Проверять его качество необходимо после того, как будет написано вся статья. Это нужно для того, чтобы избежать многократного редактирования, но и к проверке относится необходимо очень серьезно. Читайте вступление, будто вы читатель. И анализируйте его: смог ли он вас заинтересовать? Хотите ли после него прочесть всю статью.
При возникновении сложностей с проверкой, пусть вступление прочтет кто-то из родных и выскажет свою точку зрения. Также внимательно проверяйте текст на ошибки. Вступление – это следующий важный компонент статьи, поэтому он должен быть качественным (первый компонент – заголовок).
Не забывайте, что оно должно информировать читателя. Вступление должно показать ему, что данная статья будет полезной, поможет разобраться в вопросе и решит проблемы, поставленные в ней. Статья стоит того, чтобы прочитать ее полностью. Когда вы научитесь писать качественные, эффектные лиды, ваши статьи станут гораздо качественнее.


Top