Для чего нужны горы для человека. Научно-исследовательский проект «Образование горы Карадаг, горного массива Крыма

Прочтите мысли альпинистов. Из отдельных слов и высказываний вы поймете, что такое АЛЬПИНИЗМ. Можно легко сравнить отношение к альпинизму 30-40 лет назад и сейчас, когда бизнес и деньги заслоняют всю красоту горных вершин. То что писали газеты об авторах «мыслей», я привел не приукрашивая и не прибавляя ничего.

ГОРЫ ИЗДАВНА МАНЯТ ЛЮДЕЙ, явление это трудно объяснимо, хотя и общепризнанно. Какая сила отрывает взрослого серьезного человека от рабочего места и домашнего очага? Какая сила заставляет его каждый год впрягаться в лямки рюкзака, до изнеможения рубить ступени во льду и на пронизывающем ветру или солнцепёке сжимать в потных от напряжения руках страховочную веревку? Ни один альпинист не сможет точно и коротко ответить на этот вопрос. Но верность горам, как большую любовь, пронесет через всю жизнь, измеряя её не годами, а «сезонами».

Газета «Советская Абхазия», 12 октября 1972 г.
«Ходил человек по Кавказу. Видит: впереди стоит красивая гора – Азау-Чегет-Кара-баши. Гора была так красива, что человек поклонился ей. Но тут другая гора – старый Эльбрус обиделся: ему, самому высокому, человек не поклонился! И Эльбрус отомстил тем, что украл сердце человека и спрятал на своей вершине. Всю зиму человек скучал по Кавказу, А следующим летом он стоял у подножия Эльбруса и просил: «Эльбрус, зачем тебе моё сердце? Отдай его обратно!». «Возьми! — сказал Эльбрус – Оно на моей вершине!». И человек стал взбираться на Эльбрус…Гора устрашала его снежными лавинами, буранами, трещинами. Но человек был храбрый и дошел до вершины. На вершине он замер, увидев красоту Кавказа. И пока он стоял так его сердце украла двуглавая Ушба. С тех пор человек бродит по горам с вершины на вершину, и не может не бродить – в горах оставил он своё сердце».

Природа своего рода абсолют для человека, без нее жизнь человека попросту невозможна, эта истина не для всех является очевидной, судя по тому, как люди заботятся о природе. Человек получает все необходимое для жизнедеятельности из окружающей среды, природа обеспечивает условия для процветания всех форм жизни на земле. Роль природы в жизни человека основополагающая. Стоит упомянуть безапелляционные факты и посмотреть на конкретных примерах, что дает человеку природа. В природе все взаимосвязано, исчезнет один элемент, даст сбой вся цепочка.

Что дает человеку природа

Воздух, земля, вода, огонь – четыре стихии, вечные проявления природы. Не стоит объяснять, что без воздуха жизнь человека попросту невозможна. Почему же люди выруливая леса не беспокоятся о новых насаждениях, чтобы деревья дальше работали во благо очищения воздуха. Земля дает человеку столько благ, что сложно пересчитать: это полезные ископаемые, возможность выращивать с помощью сельского хозяйства разнообразные культуры, жить на земле. Еду мы получаем из лона природы, будь то растительная пища (овощи, фрукты, злаки) или пища животного происхождения (мясо, молочные продукты). Материальные блага имеют источником сырья блага природы. Одежда шьется из тканей основой, которых выступают природные материалы. Мебель в домах производиться из дерева, бумага изготовляется из дерева. Косметические средства, бытовая химия имеют в основе растительные компоненты. Вода воплощается в океанах, морях, реках, озерах, подземных водах, ледниках. Питьевая вода удовлетворяет потребности людей по всему миру, люди состоят из воды, от чего прожить без воды человек не может и дня. Без воды невозможно представить жизнь в бытовых реалиях: при помощи воды люди моются, стирают, моют все что угодно, вода незаменима на производстве. Природа дает человеку тепло в виде огня, дерево, уголь, нефть и газ тоже источники энергии.

Природа заряжает человека энергией, вдохновляет на новые свершения, наполняет силой. Чего стоят закаты и рассветы, моменты наполнены огромным смыслом, конца дня и начало нового, когда все становится возможным, несмотря на день прошедший. Солнце источник радости, счастья, вспомните в солнечную погоду, как-то особенно прекрасно все вокруг. Солнце дает жить и развиваться всему живому на земле. Есть люди, которые отказались от привычной пищи и питаются солнечной энергией.

Природа способна восстанавливать человеческие силы после изматывающей работы умственной или физической, неспроста многие люди едут отдыхать в горы, в лес, к океану, к морю, реке или озеру. Гармония природы вносит баланс и в бешеный ритм человеческого существования.

Пребывание на природе в одном из выше перечисленных ареалов благоприятно влияет на здоровье человека, проходят головные боли, улучшается общее состояние, самочувствие человека. Неспроста многие люди стремятся проводить время на природе. В эти формы досуга входят: кемпинг, пикник, просто поездка за город на пару часов. В местах удаленных от городской суеты, можно обновиться, разобраться в мыслях, чувствах, эмоциях, заглянуть внутрь себя. Множество уникальных трав, цветов деревьев окружают человека, даря благоухание и пользу, находите время насладиться, полюбоваться ими.

Люди неразрывно связаны с природой, она на протяжении всего существования человека заботиться о нем, почему же человек только берет и ничего не дает взамен. Люди загрязняют экологию ежедневно, бездумно обращаются с дарами природы. Возможно, стоит остановиться, подумать, раз природа столько дает человеку, разве не стоит ответить ей взаимностью и заботиться о ней так же трепетно, как она заботиться о нас.

Ирина Ивановна Пашкун
Педагогический проект «Лучше гор могут быть только горы»

Введение

Проект «» разработан в рамках региональной проекта «Путешествие по чудесам лета» и рассчитан на создание педагогических условий для формирования и развития социально значимых ценностей в процессе воспитания и обучения дошкольников.

Реализация проекта позволяет не просто расширить объем знаний и умений дошкольника, но в совместной деятельности со взрослыми (педагогами и родителями ) повысить интерес к естественнонаучным знаниям, сформировать любознательность, самостоятельность в объяснении явлений природы и природоохранной деятельности человека.

Паспорт проекта

Наименование проекта «Лучше гор могут быть только горы »

Разработчик проекта Пашкун Ирина Ивановна, воспитатель ЧДОУ «Детский сад № 98 ОАО «РЖД»

Адрес учреждения 352700 Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Дзержинского 1 Г

Предмет проектирования : Организация образовательной среды обеспечивающей расширение представлений детей об особо охраняемых объектах Российской Федерации.

Цель проекта Создание педагогических условий для формирования и развития элементарного экологического мировоззрения и знаний природной зоне – горы .

Задачи проекта 1 . Уточнить и расширить знания об образовании гор, их разнообразии.

2. Дать элементарные знания о природоохранной деятельности в Российской Федерации.

3. Познакомить с особенностями Уральских и Кавказских гор : элементарная история возникновения, полезные ископаемые, особо охраняемые природные зоны, расположенные в регионе Уральских и Кавказских гор.

4. Стимулировать у детей развитие чувства прекрасного, умение любоваться красотами горных пейзажей.

Вид проекта По доминирующему методу : информационно-творческий;

по характеру содержания : ребенок, природа, общество и его ценности;

по характеру участия ребенка : участник от зарождения идеи до получения результата;

по характеру контактов : внутри одной возрастной группы;

по количеству участников : фронтальный;

по продолжительности : среднесрочный (июнь-август 2015)

Участники проекта Воспитанники подготовительной к школе группы ЧДОУ «Детский сад № 98 ОАО «РЖД» ;

родители (законные представители) воспитанников группы, воспитатель : Пашкун Ирина Ивановна;

заместитель заведующего по внедрению инновационных программ, научной и методической работе : Шарпак Любовь Алексеевна

Ожидаемые результаты Дети :

Приобщатся к посильному участию в создании ландшафтного дизайна прогулочного участка подготовительной к школе группы;

Приобретут навыки коллекционирования;

Познакомятся с творчеством Бажова и сказами, былинами народов Кавказа;

Узнают упрощенную теорию возникновения гор;

Расширят представления о красоте о особенностях Уральских и Кавказских гор;

Освоят различные технологии росписи камней;

Приобретут навык создания каменных мини скульптур.

Родители (законные представители) воспитанников :

Повысят уровень ответственности и компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей, приобщатся к совместной деятельности.

Педагоги :

Повысится качество методического сопровождения образовательного процесса, самосовершенствование профессионального мастерства педагогов , включенных в новую деятельность; транслирование опыта работы педагогам своего и других ДОУ .

Предметно-пространственная среда группы :

Создание на участке группы музея под открытым небом «В гости к хозяйке медной горы » , включая «Мастерскую Данилы Мастера «Малахитовая шкатулка» , дидактический и игровой материал : коллекции, альбомы, папки, детская литература, дидактические игры, рабочая тетрадь.

Трансляция проекта Информация на педагогическом совете ЧДОУ ,;

информация на сайте ЧДОУ;

внесение в банк данных ресурсного центра поликультурного образования дошкольников ОАО «РЖД» .

Актуальность проблемы.

В России 2017 год станет Годом особо охраняемых территорий (Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации года особо охраняемых природных территорий»). Данный документ подчеркивает особую значимость для охраны окружающей среды, для сбережения биологического разнообразия России. Природоохранными мероприятиями может заниматься лишь человек, который понимает, любит эту природу. Не мыслит себя без красоты своей малой Родины, без красоты России в целом. Экологическое образование в данном процессе играет главенствующую роль. Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является : к концу дошкольного возраста ребенок «обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт… обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания…»

Актуальность данного проекта подтверждает и «Приметная основная образовательная программа дошкольного образования» :

«В сфере развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей

Взрослые совместно с детьми создают насыщенную предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, творческую активность во всех видах детской деятельности, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами.

Ребенок с самого раннего возраста проявляет исследовательскую активность и интерес к окружающим предметам и их свойствам, а в возрасте 3-5 лет уже обладает необходимыми предпосылками для того, чтобы открывать явления из естественнонаучной области, устанавливая и понимая простые причинные взаимосвязи «если… то…» .

Уже в своей повседневной жизни ребенок приобретает многообразный опыт соприкосновения с объектами природы – воздухом, водой, огнем, землей (почвой, светом, различными объектами живой и неживой природы и т. п. Ему нравится наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Он строит гипотезы и собственные теории, объясняющие явления, знакомится с первичными закономерностями, делает попытки разбираться во взаимосвязях, присущих этой сфере.

Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, способствует построению целостной картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У ребенка формируется понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, перед ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.

Помимо поддержки исследовательской активности, взрослый организует познавательные игры, поощряет интерес детей к различным развивающим играм и занятиям, например лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.

В сфере развития представлений в разных областях знаний об окружающей действительности

Взрослые создают возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в …экологии. Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий»

Кроме всего вышеперечисленного для детей моей группы (6-7 лет) своевременность и интерес данного проекта определился через игру и коллекционирование. Началось все с того, что дети стали приносить камни и журналы из коллекции «Минералы. Сокровища Земли» , затем по инициативе детей началась развертываться сюжетная игра «Кладоискатели» , которая переросла в игру «Геологи» . Интерес детей подтолкнул меня на создание проекта «Лучше гор могут быть только горы »

Подготовительный этап

Планируемая работа Ожидаемый результат Сроки

Цель : подготовка и создание условий для реализации проекта

Диагностирование детей

Составление перспективного плана по реализации проекта .

Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.

Создание группы единомышленников среди родителей детей группы : личная беседа с каждым родителем, изготовление и распространение памятки-обращения.

Создание на прогулочном участке группы музея под открытым небом «В гости к хозяйке медной горы » .

Оборудование творческой «Мастерской Данилы – мастера «Малахитовая шкатулка» .

Подбор материалов для творческих заданий для детей : раскрашивание, рисование, аппликация, художественный труд.

Разработка перспективного плана основного этапа проекта .

Разработка и описание развлечений, игр, бесед.

Подготовка презентаций : «Как образовались горы » , «Вулканы» «Красота Кавказских гор» , «Горные реки» , «Обитатели Кавказских гор» , «Сказки и были народов Кавказа» , «В страницам уральских сказов П. П. Бажова» , «По стопам кавказских сказок и былин» , «Семейные путешествия по Кавказу»

Подготовка интерактивных игр по проекту . Будет собран и систематизирован

необходимый материал для работы в данном направлении. Июнь

Основной этап

Цель : реализация проекта в образовательную практику.

Реализация перспективного плана работы на лето.

Проведение итогового детско-родительского литературного досуга «По страницам «Каменного цветка» - по мотивам уральских сказов П. Бажова». Реализуется поставленная цель и задачи проекта . Июнь-август 2015

Заключительный этап

Цель : подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта . Определение дальнейших перспектив.

Итоговая педагогическая диагностика .

Анализ результатов проекта .

Анкетирование и опрос детей и родителей.

Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада.

Оформление презентаций «Наш летний проект

Оформление фотоальбома «Лучше гор могут быть только горы – листая страницы летних каникул»

Создание рабочей тетради для дальнейшей работы по проекту в 2015-2016 учебном году. Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость. Проектом воспользуются педагоги ЧДОУ № 98 и других ОУ с 25 августа 2015 по 30 сентября 2015

Обеспечение проекта

Материально - техническое :

Аудио, медиа система (проектор , компьютер, экран) фотоаппаратура.

«Мастерская Данилы-мастера «Малахитовая шкатулка» .

Материалы для продуктивной деятельности.

Учебно-методическое :

Детская художественная литература

Методическая литература

Альбомы и папки по теме проекта

Дидактические игры.

Описание мероприятий

Мультимедийных презентации

13. Иллюстрации к сказам "Каменный цветок" и "Горный мастер"

Для чего нужны горы человеку и какое значение гор в природе, Вы узнаете, прочтя эту статью.

Значение гор в жизни человека и природе

Значение гор в природе и жизни человека так же велико, как солнечного тепла или воды. Эти высокие массивы приносят невероятную пользу. Итак, давайте разберемся.

Что дают горы человеку и природе?

  • Водные ресурсы

В горах берут свое начало крупнейшие реки. Они питают большую часть водоемов нашей планеты. Например, самые полноводные североамериканские реки Рио-Гранде и Колорадо практически полностью зависят от Скалистых гор. Больше половины населения Земли обитает в Восточной и Южной Азии. И их жизнь также зависит от дождей и снегов, которые выпадают в таких горных массивах как Памир, Гималаи, Тибетское нагорье, Каракорум.

  • Богатую флору и фауну

Недоступность и удаленность гор, их непригодность для земледелия большей мерой защитили массивы от вторжения и разрушительной деятельности человека. Благодаря этому в них сохранилось большое видовое разнообразие фауны и флоры, которые давно исчезли на равнинах, в долинах и лесах. К примеру, взять бы Национальный парк Кинабалу, расположенный в Малайзии. Эта горная местность по размерам меньше, чем территория города Нью-Йорк, однако здесь произрастает 4 500 видов флоры. Это количество равно 1\4 всех растений, которые растут в США. Часто горы являются жилищем редких животных: панды (Китай), кондоров (Анды), снежного барса (Центральная Азия). Само их существование зависит от гор.

  • Отдых

В отдаленных уголках гор сохранились уголки нетронутой человеком природы. Это прекрасные, живописнейшие ландшафты, озера и дивные водопады. Третья часть мировых заповедников расположились на горных массивах. И туристы посещают их с превеликим удовольствием, даже самые отдаленные национальные парки. Каждый год их посещают больше 1 000 000 людей со всех уголков планеты. Самыми популярными являются: гора Мак-Кинли (Северная Америка), Национальный парк Денали (Аляска), горы Меру и Килиманджаро (Восточно-Африканская зона разломов). Здесь туристы имеют возможность понаблюдать за стадами диких животных, увидеть диковинные и реликтовые растения.

Проект «Богатства, отданные людям»

Главная идея проекта «Богатства, отданные людям» – рассказать о человеке духовно богатом, чья судьба вызывает уважение и восхищение. Этот человек жил ранее или живёт сейчас; ему хорошо знакомы законы добра, ему присуще настоящее, человеческое величие. Он щедро отдаёт свои богатства людям, что можно заметить по его делам, помыслам, поступкам.

Этот рассказ о Константине Эдуардовиче Циолковском, первом в мире теоретике космонавтики и обычном школьном учителе. Он много знал, многого достиг, и все что имел, отдавал людям. Именно благодаря большому вкладу Циолковского полет Юрия Гагарина в космос стал реальностью.

Жизнь Циолковского была трудной. В десятилетнем возрасте он узнал о страшной болезни скарлатине и мир для него стал почти не слышим, он почти полностью лишился слуха. Но эта беда не сломила его. Он всю жизнь трудился для людей, стал учёным с мировым именем.

В то же время Циолковский был простым школьным учителем. Он учил детей математике, физике, химии. Как мог преподавать человек, который постоянно пользовался собственным изобретением – слуховой трубой? Для истинного учителя нет преград. Циолковский много знал, а знания – это большое богатство. И он отдавал это богатство людям. Просто по-другому не мог. Ему важно было быть нужным.

Чтобы дети, его ученики, учились лучше, Константин Эдуардович прибегал к различным хитростям. Очень любил простые, наглядные опыты, показывал целые физические «спектакли». За добросовестный учительский труд Константин Эдуардович был награжден орденами святого Станислава и святой Анны.

Десятки учеников Циолковского стали учителями. Его собственные дети тоже овладели знаниями и дарили их детям. Его отец также был учителем. Сложилась целая семейная учительская династия.

Как успевал всё сделать вовремя этот великий человек, ведь он работал не только учителем, но и на мировую науку? Именно наука - ключевое дело всей его жизни. Есть такие люди, величие души которых поражает. Любовь к людям – это особенный вид любви. Изменить мир, сделать его лучше могут люди, обладающие красотой и удивительной силой души, даже если они соприкасаются с непреодолимыми препятствиями, барьерами. «Любовь к людям – это и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего», - писал А.М.Горький.

Жизнь Циолковского – пример благородного служения человека людям.

Цель проекта: Узнать, что даёт людям природа.
Форма работы (индивидуально, в парах, группах, всем классом): в парах

Этапы работы:
1) Узнать, что даёт людям океан (море. река, озеро)
2) Что даёт людям лес.
3) Что дают людям горы.
4) Вывод

Мои обязанности по проекту: Я должен выяснить, что даёт людям лес, найти подходящие картинки и интересный материал.
Сроки работы: [i]неделя

Способы оформления результатов (рассказ-портрет, рассказ-биография, альбом, книга, стенд и др.): Рассказ-биография

План моего выступления на презентации.

1) Прочитать свою часть доклада
2) Показать фотографии
3) Сделать вывод и поблагодарить присутствующих людей.

Материалы к проекту (напиши, наклей, нарисуй то, что считаешь нужным).

Как я оцениваю свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной).
Работа была трудной, но мы её сделали на отлично! Без помощи я бы не смог, но мама и папа мне помогли. Наш доклад вышел очень интересный и увлекательный!

Благодарности за помощь и сотрудничество.
Спасибо большое родителя и другу за помощь.


Top