Факторы, определяющие форму государства. Проблема «идеальной» формы государства
Как мы уже отмечали, содержанием государства является государственный аппарат, весь реальный процесс его жизнедеятельности. Любой объект действительности (в том числе и государство) представляет собой единство содержания и формы.
Под формой понимается способ существования и внешнего выражения содержания.
Применительно к форме государства это следует понимать следующим образом. Форма государства как способ существования и внешнего выражения содержания показывает особенности образования, структуры и предназначений органов государственной власти, специфику государственно-территориального построения, средства и методы, используемые государственным механизмом для реализации властных полномочий.
Таким образом, под формой государства следует понимать организацию политической власти в государстве, взятую в единстве трех ее основных элементов (или сторон) - формы государственного правления, формы государственного устройства и государственного (политического) режима.
Существование той или иной формы государства связано с различного рода факторами.
1. Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, большое значение имеет расстановка социальных сил, их представительство во власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в антидемократических либо демократических методах его деятельности. Действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные периоды, доказательством чего является, в частности, падение монархических режимов в результате Великой французской революции 1789 г. или Февральской революции 1917 г. в России.
2. На форму государства большое влияние оказывает также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности).
3. Специфика конкретной формы государства зависит от культуры и тех традиций, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут служить монархические традиции в Великобритании. Вне исторического контекста невозможно, например, объяснить существование в современной Великобритании парламентской монархии).
4. На форму государства могут оказывать влияние и внешние силы. Так, смена форм правления в ряде восточноевропейских стран в результате Второй мировой войны имела своей предпосылкой присутствие в этом регионе армии Советского Союза.
5. При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. В современном мире даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. При многообразии связей менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности. Примером могут служить страны СНГ, которые используют (а иногда копируют) опыт государственного строительства других стран.
6. В определенной степени, хотя и косвенно, на форму государства оказывают влияние особенности его географического положения (Россия, Бразилия, Австралия).
Следует отметить, что существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на определенной ступени экономического развития. Республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе - лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев.
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме ПОНЯТИЕ «ФОРМА ГОСУДАРСТВА» И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО СПЕЦИФИКУ:
- Вопрос № 1. Понятие формы государства, ее элементы. Факторы, определяющие многообразие форм государства
- 5. Форма государства: понятие, элементы. Факторы, влияющие на форму государства.
Формы государства.
1. Понятие формы государства и факторы, влияющие на многообразие форм государства;
2. Проблемы определения формы правления России;
3. Проблемы определения формы государственного устройства России;
4. Проблемы выделения типов политико-правового режима.
Единого подхода к пониманию формы государства не существует. В западной науке нет разграничения между формой правления и типом режима правления. Одни авторы берут за основу структурный подход. И определяют форму государства посредством перечисления её элементов. Традиционно говорят о 3х элементах (форма правления, государственный режим, территориальное устройство). Некоторые авторы говорят о том, что наряду с этими тремя элементами и в дополнение к режиму, необходимо выделять и четвертый самостоятельный элемент формы государства – политическую динамику (характер политического развития власти и общества). В современной литературе как правило определение формы государства происходит через содержательную характеристику этого явления. При таком подходе форму государства определяют как совокупность способов организации, распределения и осуществления государственной власти, определяющих степень участия народа в формировании и реализации государственной власти. Форма государства также показывает какими способами, какими методами, в чьих интересах осуществляется государственная власть, на сколько народ допущен к участию в формировании органов государственной власти и какова степень участия народа в осуществлении государственной власти, на сколько народ допущен к реализации власти.
От чего зависит форма конкретного государства? Что будет предопределять форму конкретного государства и её эволюцию?
1. Территориально-географические факторы:
Ø Размер территории государства;
Ø Наличие крупных географических объектов (например, крупных горных хребтов). Влияние на форму устройства. Например, Швейцария;
Ø Климатические условия предопределяемые географическим расположением государства. Еще Макиавелли связывал форму правления и географическим расположением государства. Сверенные государства – монархия, южные народы – республика;
Ø Расположение государства (наличие выхода к морю, наличие полезных ископаемых, островное/континентальное). Оказывает влияние на экономическое развитие государства è форма государства.
2. Внутренние факторы (находят своё проявление на территории самого государства):
ü Внутриэкономические факторы (тип экономики – распределительная или обменная; степень укладности экономики – одноукладная или многоукладная; уровень экономического развития общества; тип и характер производственных отношений – производящая экономика или ресурсная; степень экономической стабильности общества);
ü Социально-духовные факторы:
o Отношение государства к религии;
o Национальный состав населения;
o Историческое развитие, формирование ментальности общества (традиции, обычаи, культура);
o Характер и степень социальной стратификации общества (степень совместимости социальных интересов, состав групп и т.д.).
ü Внутриполитические факторы:
o Расстановка политических сил – какие существуют политические силы в обществе, чьи интересы эти политические силы выражают, как эти политические силы организованы, какое влияние они имеют на формирование и осуществление государственной власти;
o Уровень политического сознания и политической культуры общества;
o Степень политической активности населения;
o Степень политической стабильности общества (последовательное, поступательное развитие политических процессов).
3. Внешние факторы:
v Политическое окружение государства. Либо государство находится во враждебном окружении либо в дружественном. Это влияет на режим государственного устройства;
v Внешнеполитическое заимствование. Ни одно государство не может быть изолированным. Они взаимодействуют и воспринимают какие-либо элементы формы государства;
v Фактор внешнеполитического давления (фактор внешнеполитического навязывания). Одно государство (группа государств) путём экономического, политического, прямого военного давления навязывает другому государству какие-либо выгодные для себя элементы формы.
Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.
Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.
На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определённой степени, хотя и косвенно, даже особенности её географического положения.
При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.
Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.
Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет её пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство - это я»); за результаты своей деятельности не несёт юридической ответственности.
Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.
Республика - форма правления, при которой государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет своё функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти; представительная власть сменяема, избирается на определённый срок; законодательно закрепляется и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.
В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.
(По В.Л. Кулапову )
Пояснение.
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:
1) факторы по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства: соотношение классовых сил, уровень культуры и традиции, которые сложились в результате исторического развития страны, национальный состав населения, особенности географического положения;
2) факторы не по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства: могут быть названы религиозный (конфессиональный) состав населения, размер территории, степень политической активности населения.
Могут быть названы другие факторы.
Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.
Социальный фактор. Здесь речь идет о социальной структуре общества, степени ее развитости, характере и содержании отношений между составляющими структуры. Например, структура рабовладельческого общества, упрощенно говоря, проста. Она сводится в целом к двум социальным классам (рабовладельцы и рабы), отношения между которыми, как свидетельствует история, напряженны. Разумеется, велика роль личности, межличностных отношений, индивидуальных и групповых интересов.
Экономический фактор. У общества есть и экономического свойства потребности в государстве как властвующего и управляющего института власти. Характер и содержание, мотивация индивидуального и общественного труда, формы собственности, степень научно-технической оснащенности общественного производства.
Политический фактор. Включает также политическое сознание, партии, политические процессы и ценности, нормы, политические идеологии, политические отношения.
Культурный фактор. Государство можно рассматривать и понимать как явление культуры в целом, а не только политической. При всей многозначности понятия культуры, ее деления на материальную и духовную она не может быть сведена к книгам, музеям, театрам и т.д. Одной из центральных идей культуры является идея достоинства личности, понимания человека как высшей ценности. Именно в этой своей части культура ориентирует государство в его формах, деятельности, принципах властвования и управления, организации государственного аппарата на человека, его материальное благополучие, безопасность, духовное развитие. Помимо названных факторов, естественно, существуют и другие. Например, моральный, национальный, религиозный.
Среди факторов, влияющих на форму государства дозволительно отметить: 1. особенности исторического развития государства; 2. исторические традиции; 3. различные политико-правовые идеи; 4. национальный состав населения; 5. внешние факторы (международное положение и т. д.). Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая соперничество и её результаты.
12) Функции государства: понятие и классификация. Формы и методы осуществления функций государства.
Функции гос-ва – основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение гос-ва, причем постоянные. От функций следует отличать задачи гос-ва – конкретные цели, которые стоят перед гос-вом. Признаки функций гос-ва (они конкретизируют цели гос-ного управления на каждом историческом этапе развития общества): 1.В функциях проявляется деятельность гос-ва, его управленческая природа.
2. Функции гос-ва – основные направления деятельности, без которых на данном историческом этапе развития не обойтись (например, функция охраны природы раньше не была основной).
3. Функция гос-ва – обобщенная хар-ка деятельности его органов. Функции гос-ва следует отличать от функций гос-ных органов. Гос-во – система органов, т.е. его деятельность осуществляется через гос-ные органы.
4. Функции выражают его сущность, его связь с обществом. Гос-во – аппарат органов, взаимодействующих с обществом. Цель состоит в стабилизации и оптимальности связей с населением, обществом.
5. Реализуются функции в определенных преимущественно правовых формах и особыми характерными для гос-ной власти методами.
Классификация функций гос-ва : по изменению сущности гос-ва, по причинам их возникновения (функции, вытекающие из классовых противоречий, и функции, вытекающие из потребности общества в целом – функция обороны), по времени действия (постоянные – экономическая функция, функция обороны; временные – функции периода неразвитого гос-ва), по направленности деятельности (внутренние, внешние). Внутренние функции гос-ва: функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан, экономическая (гос-во ведет денежное хоз-во, осуществляет бюджетную политику, кредитование, должно бороться с монополизмом, налоговая политика, охрана различных форм собственности), социальная (поддержание отдельных сфер жизнедеятельности: здравоохранение, образование, соц. обеспечение, сферы культуры, науки; поддержание отдельных соц. групп населения: пенсионеры, инвалиды, пострадавшие от техногенных катастроф), экологическая, информационно-идеологическая, функция сохранения и укрепления гос.власти. Внешние функции гос-ва: функция сотрудничества, мирного сосуществования с другими гос-вами, внешняя экономическая функция, функция обороны (организация военной промышленности и организация обучения армии, подготовка сил), функция захвата чужих территорий (у современных гос-в нет, есть у неразвитых), функция расширения сфер влияния (расширение экономического, культурного влияния).
Формы и методы осуществления функций гос-ва
Под формами осуществления понимаются специфические виды гос.деят-ти и деят-ть, посредством, которого реализуются функции гос-ва
По отраслевой специфике относят:
Законодательную(нормотворческая деят-ть)
Исполнительная(управленческая деят-ть)
Судебная(правосудие)
Контрольно-надзорная деят-ть за состоянием законности
По критерию однородности выделяют правовые и организационные формы
Правовые: 1. правотворческая деят-ть – это форма осуществления функций гос-ва путем издания нормативных актов, принятия новых юридических норм, изменений или отмены устаревших норм;
2. правоприменительная деят-ть – деят-ть органов гос-ва по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, являющихся основанием для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей.
Правоприменит.деят-ть включает в себя:
1. исполнительно-распорядительную функцию – управленческая деят-ть органов гос-ва, осуществляемая путем принятии правоприменит.актов распорядит.хар-ра;
2. правоохранит.деят-ть – деят-ть правоохранит.органов, осуществляемая путем принятия правоприменит.актов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридич.лиц и общества в целом.
Организационные формы: 1. организационно-регламентирующая деят-ть – текущая работа организационно-технич.хар-ра,направленная на обеспечение деят-ть органов гос-ва(подготовка документов,организация различных мероприятий, подбр и растоновка кадров); 2. организационно-хозяйственная деят-ть – текущая работа хоз. хар-ра, направленная на материальное обеспечение выполнения функций гос-ва(сбыт,учет,статистика); 3. организационно-идеологическая деят-ть – повседневная разъяснительная работа, направленная на идеологическое обеспечение выполнения ф-ий гос-ва(разъяснение законов,формирование обществ.мнения и т.д.)
Формы государства.
1. Понятие формы государства и факторы, влияющие на многообразие форм государства;
2. Проблемы определения формы правления России;
3. Проблемы определения формы государственного устройства России;
4. Проблемы выделения типов политико-правового режима.
Единого подхода к пониманию формы государства не существует . В западной науке нет разграничения между формой правления и типом режима правления. Одни авторы берут за основу структурный подход. И определяют форму государства посредством перечисления её элементов. Традиционно говорят о 3-х элементах (форма правления, государственный режим, территориальное устройство). Некоторые авторы говорят о том, что наряду с этими тремя элементами и в дополнение к режиму, необходимо выделять и четвертый самостоятельный элемент формы государства - политическую динамику (характер политического развития власти и общества).
В современной литературе как правило определение формы государства происходит через содержательную характеристику этого явления. При таком подходе форму государства определяют как совокупность способов организации, распределения и осуществления государственной власти, определяющих степень участия народа в формировании и реализации государственной власти. Форма государства также показывает какими способами, какими методами, в чьих интересах осуществляется государственная власть, на сколько народ допущен к участию в формировании органов государственной власти и какова степень участия народа в осуществлении государственной власти, на сколько народ допущен к реализации власти.
От чего зависит форма конкретного государства? Что будет предопределять форму конкретного государства и её эволюцию?
Факторы :
1. Территориально-географические факторы:
Размер территории государства;
Наличие крупных географических объектов (например, крупных горных хребтов). Влияние на форму устройства. Например, Швейцария;
Климатические условия предопределяемые географическим расположением государства. Еще Макиавелли связывал форму правления и географическим расположением государства. Сверенные государства - монархия , южные народы - республика;
Расположение государства (наличие выхода к морю, наличие полезных ископаемых, островное/континентальное). Оказывает влияние на экономическое развитие государства и форма государства.
2. Внутренние факторы (находят своё проявление на территории самого государства):
Внутриэкономические факторы (тип экономики - распределительная или обменная; степень укладности экономики - одноукладная или многоукладная; уровень экономического развития общества; тип и характер производственных отношений - производящая экономика или ресурсная; степень экономической стабильности общества);
Социально-духовные факторы:
Отношение государства к религии;
Национальный состав населения;
Историческое развитие, формирование ментальности общества (традиции, обычаи, культура);
Характер и степень социальной стратификации общества (степень совместимости социальных интересов, состав групп и т.д.).
Внутриполитические факторы:
Расстановка политических сил - какие существуют политические силы в обществе, чьи интересы эти политические силы выражают, как эти политические силы организованы, какое влияние они имеют на формирование и осуществление государственной власти;
Уровень политического сознания и политической культуры общества;
Степень политической активности населения;
Степень политической стабильности общества (последовательное, поступательное развитие политических процессов).
3. Внешние факторы:
Политическое окружение государства. Либо государство находится во враждебном окружении либо в дружественном. Это влияет на режим государственного устройства;
Внешнеполитическое заимствование. Ни одно государство не может быть изолированным. Они взаимодействуют и воспринимают какие-либо элементы формы государства;
Фактор внешнеполитического давления (фактор внешнеполитического навязывания). Одно государство (группа государств) путём экономического, политического, прямого военного давления навязывает другому государству какие-либо выгодные для себя элементы формы.