Фонд народонаселения оон. История, структура, цели и задачи Организации Объединенных Наций (ООН) Комиссия по народонаселению в оон была учреждена

Фонд народонаселения ООН

Фонд народонаселения ООН

Фонд народонаселения ООН (ЮНФПА) был образован в 1969 г. как Фонд Организации Объединённых Наций в Области Деятельности Народонаселения (это название было изменено в 1987 г.) под управлением Фонда развития ООН . В 1971 г. ЮНФПА перешёл под управление Генеральной Ассамблеи ООН .

ЮНФПА проводит свои программы в четырёх регионах мира - Арабские Государства, Азия и Океания , Латинская Америка и страны Карибского Бассейна , а так же страны Южно-Африканского региона. Организация действует более чем в 140 странах, областях и регионах. Около трёх четвертей сотрудников организации работают непосредственно в этих регионах.

Одна из сфер деятельности ЮНФПА - проведение мероприятий по охране репродуктивного здоровья. Также, ЮНФПА помогает молодым мужчинам и женщинам, живущим в районах, в которых существует проблема низкого репродуктивного здоровья, заново выстроить отношения в обществе, принимая меры по предотвращению заболеваний, передающихся половым путём , в том числе ВИЧ /СПИД .

ЮНФПА сотрудничает с другими организациями ООН, правительствами разных стран и различными сообществами. Сотрудничая с ними, ЮНФПА увеличивает уровень информированности, оказывает необходимую поддержку и предоставляет ресурсы, необходимые для достижения Целей развития тысячелетия .

Роль

Официально утверждённая миссия ЮНФПА - защита права каждого человека- мужчины, женщины или ребёнка - на здоровую жизнь и равные возможности. ЮНФПА помогает странам использовать сведения о населении в проведении политики и программ по борьбе с бедностью, обеспечению желательности каждой беременности, безопасности каждого рождения, защите молодого населения страны от СПИДа/ВИЧ, а также защите слабого пола от дискриминации .

Главные задачи ЮНФПА

  • Всеобщий доступ к услугам в сфере охраны репродуктивного здоровья к 2015 году
  • Всеобщее обязательное начальное образование и устранение полового неравенства в сфере образования к 2015 году
  • Сокращение материнской смертности на 75 % к 2015 году
  • Сокращение детской смертности
  • Увеличение средней продолжительности жизни
  • Сокращение случаев ВИЧ-инфицирования

Руководство

Исполнительные директора и заместители министров ООН

  • 2000 - наст.время г-жа Торайя Ахмед Обейд (Королевство Саудовская Аравия)
  • 1987-2000 Доктор Нафис Садик (Пакистан)
  • 1969-1987 Г-н Рафаэль М. Салас (Филиппины)

Сферы деятельности

ЮНФПА - крупнейший в мире источник финансирования программ в областях народонаселения и репродукционного здоровья. Фонд сотрудничает с правительственными и неправительственными организациями более чем в 140 странах, при поддержке международного сообщества в программах по оказанию помощи мужчинам, женщинам и молодёжи в:

  • Планировании семьи и предохранении от нежелательной беременности
  • Успешном протекании беременности и родов
  • Предотвращении заболеваний, передающихся половым путём
  • Снижении уровня насилия в отношении женщин
  • Борьбе за права женщин

Согласно ЮНФПА, эти пункты служат продвигают право на «репродуктивное здоровье». Понятие «репродуктивное здоровье» предполагает физическое, психическое и социальное здоровье населения в вопросах репродукции и репродуктивных систем .

Фонд повышает степень информированности в данном вопросе по всему миру, призывает пристально следить за проблемами населения, а также помогает нуждающимся странам сформировать политический курс и стратегии, направленные на поддержку устойчивого развития . С 2001 г. главой ЮНФПА является г-жа Торайя Ахмед Обейд. Представителями Фонда также являются Послы Доброй Воли.

Программа действий

Работа ЮНФПА регламентируется Программой действий, принятой 179 странами на Международной конференции по вопросам народонаселения и развития в 1994 году. Участники конференции пришли к согласию в том, что поддержка сфер образования и здравоохранения , в том числе охрана репродуктивного здоровья, - это необходимое условие для достижения устойчивого развития.

Основные задачи Программы действий:

Всеобщий доступ к услугам в сфере охраны репродуктивного здоровья к 2015 году Всеобщее обязательное начальное образование и устранение полового неравенства в сфере образования к 2015 году Сокращение материнской смертности на 75 % к 2015 году Сокращение детской смертности Увеличение средней продолжительности жизни

Эти задачи были сформулированы в 1999 году. Одно из важнейших поправок касательно ВИЧ: Уровень ВИЧ-инфицированных в возрасте от 15 до 24 лет в наиболее подверженных распространению ВИЧ-инфекции странах должен быть сокращён на 25 % к 2005 году, и во всём мире - к 2010.

Подход к здравоохранению

Фонд обеспечивает глобальный подход в области охраны репродуктивного здоровья населения. Он подразумевает доступность для населения эффективных и недорогих способов контрацепции и психологических консультаций; ведения беременности; отправки в родильные дома, экстренной акушерской помощи и послеродового наблюдения. Фонд также добивается предотвращения распространения заболеваний, передающихся половым путём, посредством сексуального воспитания населения.

ЮНФПА следит за улучшением качества жизни и расширением возможностей одиноких граждан и семейных пар, потому что, по мнению ЮНФПА, со временем выбор партнера в масштабе различных сообществ и стран, повлияет на структуру и общую направленность развития населения.

Деятельность ЮНФПА, так или иначе, связана с усилением охраны репродуктивного здоровья, созданием более благоприятных условий для материнства, поддержкой подростков и молодёжи, предотвращением распространения ВИЧ/СПИДа, борьбой за равенство полов, защитой прав человека, а также с предоставлением помощи в области охраны репродуктивного здоровья; наравне с этим, ЮНФПА использует различные подходы в зависимости от специфики страны. Прежде всего, деятельность ЮНФПА направлена на поддержку стран третьего мира , в которых эти проблемы наиболее актуальны.

Примеры программ

Кампания по предотвращению родовых травм Задачами этой глобальной кампании под руководством ЮНФПА является предотвращение родовых травм, психологических травм, связанных с общественной изоляцией родильниц, забота о женщинах в период беременности, и помощь в социальной адаптации женщин после родов. Эта кампания действует более чем в 40 странах Африки , Арабского мира и Южной Азии .

Борьба с женским обрезанием

ЮНФПА потратил много лет на искоренение практики удаления детородных органов у женщин (другое название - женское обрезание)- частичное или полное удаление женских внешних детородных органов, вызванное национальными или другими не медицинскими причинами. Практика обрезаний, затрагивающая 100-140 миллионов женщин и девочек по всему миру, нарушает их права на здоровье и физическую полноценность. В 2007, ЮНФПА, при содействии ЮНИСЕФ , потратила $44 млн на запуск программы по сокращению случаев обрезания в 16 странах мира на 40 % к 2015 году, и полному искоренению этой практики в период жизни одного поколения. Также, ЮНФПА недавно профинансировала Международное совещание по техническим вопросам, на котором собрались специалисты со всего мира для обсуждения стратегий убеждения народов разных стран в прекращении практики обрезания.

Организация взаимного образования молодежи (Ю-ПИР)

Эта широкая организация, действующая под управлением ЮНФПА и призванная информировать молодежь об эпидемии СПИДа, поддерживает сотни проектов, работающих по принципу взаимного образования молодежи более чем в 20 странах Восточной Европы, Африки и Арабского мира. Она стремится установить общие стандарты высокого уровня в различных видах деятельности, в которые вовлечены подростки, проводя обучение, разрабатывая учебные пособия и создавая обширный веб-сайт для обмена опытом и знаниями, а также многое другое.

Сенегал

Успешная программа ЮНПФА, которая поддерживает три специальных проекта по сокращению материнской смертности, специализируется на создании, восстановлении и оснащении медицинских центров и сельских родильных домов.

Мали

При помощи межведомственной командной работы ЮНФПА, в этой стране были созданы и обеспечены всем необходимым семь новых медицинских центров в трех областях страны и один современный родильный дом.

Взаимоотношения с правительством США

В период с 2002 по 2008 гг., администрация президента США Буша отказала ЮНФПА в финансировании, к тому времени уже назначенном Конгрессом, на основании того, что ЮНФПА оказывал поддержку правительственным программам Китая , включавшим в себя аборты и стерилизацию . В письме к Конгрессу от заместителя госсекретаря по вопросам политики, Николаса Бёрнса, сказано, что администрацией было постановлено, что поддержка организацией ЮНФПА китайской программы по народонаселению «способствует продвижению правительственной программы Китая по совершению принудительных абортов», нарушая, тем самым, поправку к законопроекту Кемп-Кастена, которая налагает запрет на финансирование или поддержку абортов заграницей со стороны США.

Это обвинение не было подкреплено никакими доказательствами, и по сути было опровергнуто различными группами из США, Великобритании и ООН, расследовавшими действия ЮНФПА в Китае. ЮНФПА отмечает, что он «не оказывает поддержку услуг по совершению абортов». «В его хартии отчётливо прописан пункт об осуждении насильственных мер»

Исследования 2001 года, проведенные Институтом Демографических Исследований, возражающим против абортов, установили, что ЮНФПА сотрудничал с китайской организацией по планированию семьи, проводившей программу принудительных абортов.

Позднее, в Китай на две недели была отправлена следственная группа из государственного департамента США в составе трёх человек. В письме государственному департаменту они писали, что не нашли «никаких свидетельств того, что ЮНФПА причастен к управлению программами принудительного совершения абортов в Китае, равно как и принудительной стерилизации», о которых было заявлено ранее. Президент Буш проигнорировал этот отчёт. Однако представитель республиканской партии Кристофер Х. Смит раскритиковал расследование, проведенное государственным департаментом. Он заявил, что следственной группе показали лишь «Потемкинские деревни», в которых жители были до того запуганы, что лгали о программе семейного планирования Китая.

Группы, отправленные в Китай Британским парламентом и Организацией Объединённых Наций получили те же результаты.

Под курсом администрации президента Буша, финансирование на общую сумму в $224 млн, одобренная Конгрессом , было заморожено исполнительной властью (возглавляемой президентом).

Некоммерческие организации объединились в попытке изменить такое отношение к ЮНФПА и компенсировать невыплаченную правительством дотацию путем сбора частных пожертвований:

Американцы в защиту ЮНФПА

В январе 2009 года, президент Барак Обама возобновил финансирование ЮНФПА, заявив в своём публичном обращении, что он «надеется на сотрудничество с Конгрессом с целью возобновления финансирования ЮНФПА. Возобновляя материальную поддержку ЮНФПА, США присоединится к 180 странам, осуществляющим поддержку 154 стран в борьбе с бедностью, улучшению здоровья женщин и детей, предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа и оказании помощи женщинам в вопросах планирования семьи.»

Межгосударственная миграционная политика по сравнению с внутренней представляет собой более жесткую и более регламентированную миграционную политику, которая включает систему специальных мер, законодательных актов и международных соглашений (двусторонних и многосторонних) по регулированию межгосударственных миграционных потоков. Миграционная политика на мировом уровне вырабатывается и проявляется прежде всего через деятельность международных организаций, в первую очередь ООН. В документах, материалах и рекомендациях, которые ими принимаются на различных заседаниях и конференциях, содержатся концептуальные подходы миграционной политики, основные направления и механизмы ее реализации, которыми в той или иной мере руководствуются многие государства при проведении национальной политики.

Главная роль здесь принадлежит всемирным конференциям ООН по народонаселению, имеющим правительственный статус, хотя документы, принимаемые на них, носят только рекомендательный характер. За последние тридцать лет были проведены три такие конференции: в 1974 г. в Бухаресте, в 1984 г. в Мехико и в 1994 г. в Каире.

На первой Всемирной конференции по народонаселению в 1974 г. в Бухаресте был принят Всемирный план действий в области народонаселения.

Главным затруднением в период принятия первого Всемирного плана действий были проблемы трудящихся-миг- рантов, легального использования иностранной рабочей силы странами-импортерами, защита прав рабочих-миг- рантов и их семей, борьба с дискриминацией на рынках труда и в обществе.

Масштаб международных проблем, связанных с беженцами, был тогда значительно уже, чем в настоящее время. Общее число беженцев в мире в 1970 г. оценивалось примерно в 2,5 млн. - это почти в восемь раз меньше, чем число беженцев на начало 1990-х гг. Вопросу о беженцах было отведено скромное место и рекомендации сводились только к проблемам прав человека. В одной из рекомендаций подчеркивалось, что проблемы беженцев, включая их право вернуться на родину, должны решаться в соответствии с Хартией ООН, Всеобщей декларацией прав человека и другими международными документами. План не был увязан с Конвенцией ООН 1951 г. и Протоколом 1967 г., определяющими статус беженцев, и не содержал ссылок на них.

Следующая Всемирная конференция по народонаселению состоялась в 1984 г. в Мехико. В период между двумя конференциями было подготовлено и принято много важных документов по международной миграции. Главным образом они касались внешней трудовой миграции. Генеральной конференцией МОТ была принята конвенция № 143 по вопросу о рабочих-мигрантах. Генеральная Ассамблея ООН практически ежегодно с 1977 г. рассматривала вопросы и принимала резолюции по рабочим-мигрантам. Первой такой резолюцией была резолюция № 32/120 от 16 декабря 1977 г., призывающая все государства обеспечить равенство мигрантов и отечественных рабочих. Эта же позиция была повторена в резолюции № 33/163 от 20 декабря 1978 г. В резолюции № 34/172 от 17 декабря 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН перешла к конкретным шагам по защите прав рабочих-мигрантов и их семей, учредив рабочую группу для выработки международной конвенции. Таким образом, в этот период на международном уровне проводилась политика повышения международной мобильности рабочей силы, стимулирования использования труда рабочих-мигрантов в государствах, где темпы экономического роста не были обеспечены внутренними трудовыми ресурсами.

Особенностью этого периода был рост числа беженцев. Поэтому на международном уровне внимание к этому вопросу возросло. Генеральная ассамблея ООН в 1979 и 1980 гт. в своих резолюциях квалифицировала проблему беженцев как существенное политическое, экономическое и социальное бремя для международного сообщества. Несколько резолюций в последующие годы также были непосредственно адресованы Верховному комиссару ООН по делам беженцев.

Эти изменения в ситуации нашли отражение в ходе проведения Международной конференции по народонаселению, состоявшейся в Мехико в 1984 г.

На конференции 1984 г. был предложен и воспринят новый подход, признающий разнообразную природу существующих международных передвижений населения. Рекомендации конференции для дальнейшего воплощения в жизнь Всемирного плана действий в области народонаселения подчеркивали важность признания таких специфических типов миграционных потоков, как официальная миграция, в том числе трудовая, неофициальная миграция, нелегальная трудовая миграция и беженцы. Согласно новому подходу повышалось значение государственной миграционной политики, так как ей отводилась роль одной из важнейших составных частей всего комплекса взаимосвязанных причин, которые вызывают те или иные виды и типы миграционных потоков, и, что особенно важно, роль главного фактора, влияющего на последствия миграционных процессов и формирующего их.

В отношении другого официально признанного типа мигрантов-беженцев или ищущих политическое убежище - в документах, принятых в 1984 г., содержалась рекомендация правительствам присоединиться к Конвенции ООН 1951 г. относительно статуса беженцев и протоколу 1967 г., который раздвигал рамки конвенции.

Но при этом в международных документах не был достаточно четко изложен порядок предоставления статуса лицам, обратившимся с запросом о предоставлении убежища, в том числе не указан срок, в течение которого должно быть принято юридическое решение по запросу. В итоге порядок рассмотрения просьбы о предоставлении политического убежища и принятия решений в различных странах сильно различался. Правительствам и международным организациям предписывалось самостоятельно, с учетом конкретных условий найти надежные решения по проблемам беженцев, в частности в предоставлении помощи странам, принявшим на себя первую волну беженцев; создавать условия, способствующие добровольному возвращению, а в тех случаях, когда возвращение невозможно, содействовать интеграции беженцев в местную среду. В то же время вопросу о предоставлении политического убежища не было уделено специального внимания. Проблема права индивидов на предоставление политического убежища рассматривалась только в контексте недопущения преследования беженцев.

Во второй половине 80-х и начале 90-х гг. произошло новое качественное изменение социально-экономической и миграционной ситуации в мире. Это проявилось в следующих основных процессах: во-первых, нарастал дисбаланс между демографическим развитием и ситуацией на рынке труда; во-вторых, увеличился разрыв в темпах экономического роста между отдельными странами и регионами. Это совпало с распадом бывшего СССР и возникновением на его месте самостоятельных государств; с распадом политической и социально-экономической системы в странах Восточной Европы; с началом множественных конфликтов на этнической почве (в том числе с распадом бывшей Югославии); кризисом в Персидском заливе 1990 г. и гражданскими войнами в Африке и Азии и т.д. Эти и другие события привели в движение огромные, непрогнозируемые волны международных миграционных перемещений и выдвинули международную миграцию в ряд важнейших международных проблем. Кроме того, в начале 90-х гг. в развитых странах замедлился экономический рост и соответственно возрос уровень безработицы, т.е. экономические условия в них для иммиграции складывались неблагоприятно. Такое сочетание повышенного «миграционного» спроса на новые места проживания с невозможностью его удовлетворения вызвало резкое изменение мировой миграционной политики для всех типов миграций. К 1994 г. главной проблемой в мире стал поиск баланса между населением, стабильным экономическим ростом и устойчивым развитием. Такая ситуация предполагала необходимость более тесной увязки между политикой в области народонаселения, окружающей средой и развитием, требовала выработки комплексной политики и нового подхода к наиболее сложным и важным явлениям, в первую очередь международной миграции.

На Международной конференции по проблемам народонаселения и развития (МКНР) в 1994 г. в Каире была принята 20-летняя Программа действий в области народонаселения и развития, которая учитывала главное новое требование мировой политики - обеспечение устойчивого развития.

Программа, признавая положительное влияние миграции на развитие, подчеркивает, что правительства направляющих и принимающих стран должны прилагать усилия к тому, чтобы и коренное население стран испытывало влияние позитивных последствий этого процесса. Миграция должна превращаться в позитивный фактор развития принимающего государства, благоприятно воздействуя на все стороны жизнедеятельности проживающего в нем населения, в том числе и самих мигрантов. В качестве мер, направленных на достижение такого эффекта, правительствам было рекомендовано поощрять приток денежных переводов мигрантов; использовать краткосрочную миграцию как форму передачи технологических достижений. Появились новые подходы и в отношении беженцев. Среди них - концентрация внимания на вопросах физической защиты женщин-беженцев и детей-беженцев, меры привлечения самих беженцев к планированию помощи им.

Между странами - экспортерами и импортерами рабочей силы возникли разногласия по вопросу воссоединения семей, и на нем было акцентировано большее внимание, нем на предыдущих конференциях. Страны - экспортеры рабочей силы в противовес странам-импортерам настаивали на признании права на воссоединение семьи в качестве одного из основных прав человека.

Кроме того, было официально признано большое количество вновь возникающих проблем:

Возможное негативное влияние краткосрочной трудовой миграции на условия занятости в принимающих странах;

Возможное увеличение объемов миграций в результате климатических изменений;

Право принимающих стран регулировать доступ на их территорию, т.е. право проведения странами государственной миграционной политики, защищающей интересы внутреннего рынка труда;

Возникающие в связи с увеличением масштабов вынужденной миграции неблагоприятные социальные и экономические последствия;

Положение мигрантов, чьи прошения о предоставлении убежища были отклонены;

Защита женщин-мигрантов и детей-мигрантов от унизительного отношения к ним со стороны работодателей;

Торговля женщинами и детьми, проституция;

Необходимость международной защиты в случае непрогнозируемого и массового прибытия беженцев и перемещенных лиц.

Программа действий с точки зрения самого подхода к определению международной миграции во многом соотносится с программными решениями, принятыми на двух предыдущих конференциях. Тремя базовыми элементами Всемирного плана действий в области народонаселения являются:

Включение международной миграции в контекст экономического развития;

Уважение национального суверенитета;

Ориентация на соблюдение прав и свобод человека.

Дискуссии по проблемам, относящимся к международной миграции и развитию, проходили на конференциях ООН. В ходе них выработаны рекомендации о необходимости разработки и проведения миграционной политики на национальном уровне. В качестве основного инструмента регулирования процессов миграции, представляющих угрозу безопасности, рекомендовалось использовать комплексные программы в области миграций (внутренних и внешних).

Программа действий Всемирного саммита по вопросам социального развития, состоявшегося в 1995 г., которая содержит главу о социальных потребностях беженцев, перемещенных лиц и ищущих политическое убежище, официальных мигрантов, а также нелегальных мигрантов;

Платформа действий IV Всемирной конференции по проблемам женщин, состоявшейся в 1995 г., которая содержит пункты, касающиеся женщин и миграции.

Обобщая анализ действий международного сообщества в области регулирования миграционных процессов, можно констатировать:

Миграционные. процессы, влияющие на положение народонаселения и развитие, отнесены к категории глобальных проблем, оказывающих воздействие на направления и интенсивность всех наиболее значимых политических, экономических и социальных процессов в мире и тесно взаимосвязанных с проблемами устойчивого развития;

Для обеспечения эффективного воздействия на развитие миграционных процессов необходимы скоординированные, экономически и политически просчитанные действия правительств, подчиненные достижению взаимоприемлемых и взаимовыгодных результатов;

Определение стратегии и направления действий, а также форм и методов реализации политики опирается на точную диагностику наиболее актуальных и острых проблем развития миграционных процессов.

Господин Председатель,

Прежде всего, позвольте поздравить Вас и членов Бюро с избранием на ваши ответственные посты и пожелать успеха в работе.

Разделяем оценки доклада Генсекретаря, что за последние десять лет был достигнут значительный прогресс в осуществлении Программы действий МКНР. Вместе с тем, и на это также указывает Генсекретарь, прогресс в достижении целей МКНР как на международном уровне, так и среди групп населения внутри стран был неравномерным. Считаем, в этой связи, что национальные и международные программы в области народонаселения должны строится на базе анализа реального положения дел в реализации Программы действий Каира в развивающихся, развитых и транзитных странах.

В центре внимания текущей сессии Комиссии находятся вопросы налаживания партнерского взаимодействия, создания потенциала и мобилизации людских и финансовых ресурсов для осуществления Программы действий МКНР. В этой связи хотели бы выделить такие направления наращивания международного сотрудничества в этой области, как укрепление нормативно-правовой базы, поиск новых форм организационного обеспечения и создание единого информационного пространства, с тем, чтобы обеспечить обмен новыми социальными технологиями, которые позволят улучшить демографическую ситуацию в странах. При этом с учетом устойчивого процесса депопуляции в России и сложной демографической ситуации, характеризующейся высокой смертностью в т.ч. трудоспособного населения и высокими темпами старения, для нас приоритетом является наращивание взаимодействия с партнерами в целях создания условий для сохранения имеющегося демографического потенциала, прироста населения, улучшение качественных характеристик населения, формирование позитивных «демографических установок».

Господин Председатель,

Важное значение для обзора хода выполнения решений МКНР имел Региональный форум ЕЭК/ЮНФПА по народонаселению. В ходе Форума были проанализированы демографические процессы и тенденции в регионе ЕЭК, опыт решения народонаселенческих проблем, актуальных для всех стран региона, включая страны с переходной экономикой (СПЭ).

Важным компонентом обзора и оценки прогресса, достигнутого в реализации целей МКНР считаем всесторонний анализ проблемы международной миграции. В Программе действий Каирской конференции признается позитивное воздействие международной миграции как на принимающие страны, так и на страны происхождения и транзита. С учетом значения миграции в достижении стратегически необходимых параметров демографического развития, считаем, что одним из приоритетных вопросов международной социально-экономической повестки дня должно быть преодоление негативных последствий стихийно развивающихся миграционных процессов и создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов. Рассчитываем, что Отдел народонаселения Секретариата ООН продолжит информационно-аналитическую работу в этой области, что особенно важно в свете проведения в 2006 г. Диалога высокого уровня ГА ООН по международной миграции и развитию.

Господин Председатель,

Программа действий МКНР, подтверждая применимость общепризнанных норм в области прав человека в отношении всех аспектов демографических программ, подчеркивает важность всеобщего доступа к образованию с учетом религиозных и культурных традиций. Для России данная проблема актуальна в т.ч. и с точки зрения сохранения сферы распространения и функционирования русского языка, среднего и высшего образования на русском языке, формирования единого образовательного пространства, поддержки культурной деятельности соотечественников, защиты их прав в области решения проблем инвалидности и инвалидов, пенсионного обеспечения в том числе в бывших республиках Советского Союза.

После распада Союза для огромного числа оказавшихся за границей России людей вопросы сохранения и поддержания русского языка как средства общения и обучения приобрели особую значимость. Эта проблема затрагивает жизненные интересы миллионов людей, и, на наш взгляд, она так или иначе должна находить свое отражение в повестке дня международного сотрудничества в области образования, неразрывно связанного с реализацией решений Каирской конференции 1994 года.

В заключение, господин Председатель, хотелось бы обратить внимание на вывод, сделанный в докладе Генсекретаря, о том, что поставленная МКНР задача мобилизовать к 2000 г. 17 млрд. долл. реализована не была. Как известно, в Каире сформировался консенсус в отношении графика мобилизации ресурсов, что является важной частью повестки дня МКНР с точки зрения выполнения целей Конференции. С учетом этого, поддерживаем линию установление эффективных партнерских отношений между донорами и реципиентами, в деле мобилизации финансирования на цели народонаселения и развития.

Благодарю Вас.

Генеральная Ассамблея ООН – главный директивный, совещательный и представительный орган Организации Объединенных Наций. Состав Ассамблеи формируется из представителей всех государств членов ООН. На сегодняшний день в состав Организации Объединенных Наций входят 193 государства, каждое из которых представлено своей делегацией на заседаниях Генеральной Ассамблеи. Сессии Ассамблеи проходят в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

История создания Организации Объединенных Наций

Идея создания международной организации, главной задачей которой было поддержание мира и безопасности зародилась во время Второй мировой войны. Первым шагом к созданию ООН стало подписание Соединенными Штатами Америки и Великобритании документа, в котором были изложены основные принципы международной безопасности. Он был подписан 14 августа 1941 года президентом США Ф. Д. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем на военно-морской базе Арджентия в Ньюфаундленде. Документ получил название Атлантической хартии.

Вскоре к Атлантической хартии присоединились 26 стран входящих в антигитлеровскую коалицию. 1 января 1942 года ими была подписана декларация Объединенных Наций, в которой выражалась поддержка основным пунктам хартии.

На московской конференции, проходившей с 19 по 30 октября 1943 года, представители СССР, США, Великобритании и Китая подписали декларацию, в которой призывали создать международную организацию, которая занималась решениями проблем мировой безопасности. Вопрос по созданию такой организации также поднимался на встрече руководителей стран-союзников 1 декабря 1943 года в Тегеране.

С 21 сентября по 7 октября 1944 года на заседаниях проходивших в Вашингтоне, дипломаты СССР, США, Великобритании и Китая договорились о структуре, целях и функциях новой организации. 11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции Сталин, Черчилль и Рузвельт высказались о готовности создать «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».

Итогом этой договоренности стала Конференция прошедшая в Сан-Франциско 25 апреля 1945 года. На этой конференции делегаты от 50 стран подготовили Устав новой организации. 24 октября 1945 года Устав ООН был ратифицирован странами – постоянными участниками Совета Безопасности (СССР, США, Великобритания, Китай, Франция) и таким образом была создана Организация Объединенных Наций.

Первое заседание Генеральной Ассамблеи ООН состоялось 10 января 1946 года в Центральном зале Вестминстерского дворца в Лондоне. На ней присутствовали делегации 51 государства. Первая резолюция Генеральной Ассамблеей была принята 24 января 1946 года. Она касалась мирного использования атомной энергии и ликвидации ядерного и другого оружия массового поражения.

Динамика увеличения стран-членов ООН

Структура Генеральной Ассамблеи ООН

Генеральная Ассамблея была учреждена в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций в 1945 году. Руководит Ассамблеей председатель, который выбирается голосованием. Также методом голосования выбирается 21 заместитель председателя. При голосовании каждое государство-участник ООН имеет 1 голос. Председатель и его заместители избираются на одну сессию и выполняют свои обязанности в течение той сессии на которой они были выбраны. Действующий председатель Генеральной Ассамблеи ООН – Сэм Кутеса (Уганда).

Каждая новая сессия Генеральной Ассамблеи ООН начинается с решения организационных вопросов, после чего начинаются общие прения. В ходе проведения общих прений представители всех государств имеющих членство в ООН получают возможность высказать свою позицию на тему международных вопросов. Как правило, общие прения проходят 7 дней, после чего Ассамблея переходит к решению вопросов стоящих на ее повестке. Поскольку вопросов, находящихся в рассмотрении Генеральной Ассамблеи ООН очень много, для оптимизации ее работы были созданы специальные комитеты. Комитеты разделены по тематике вопросов и занимаются непосредственным их обсуждением. После чего резолюции вынесенные комитетами рассматриваются на пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. На сегодняшний функционирует 6 главных комитетов:

  • Первый комитет рассматривает вопросы посвященные разоружению и международной безопасности. Действующий председатель комитета - Кортни Рэттри (Ямайка);
  • Второй комитет рассматривает вопросы касающиеся экономической и финансовой деятельности. Действующий председатель комитета – Себастьяно Карди (Италия);
  • Третий комитет рассматривает вопросы связанные с социальными и гуманитарными проблемами, а также рассматривает вопросы культуры. Действующий председатель комитета – София Мескита Боргес (Тимор Лешти);
  • Четвертый комитет занимается рассмотрением политических вопросов, которые не входят в юрисдикцию других комитетов. В их числе вопросы деколонизации и деятельности БАПОР (Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ). Действующий председатель комитета – Дурга Прасад Бхаттараи (Непал);
  • Пятый комитет рассматривает административные и бюджетные вопросы Организации Объединенных Наций. Действующий председатель комитета –Франтишек Ружечка (Словакия);
  • Шестой комитет рассматривает вопросы международного права. Действующий председатель комитета – Тувако Натэниел Манонги (Танзания);

Помимо шести основных комитетов функционируют комитет по проверке полномочий и генеральный комитет. Комитет по проверке полномочий насчитывает 9 членов, назначаемых Генеральной Ассамблеей в задачу которых входит проверка полномочий представителей государств-членов ООН.

Генеральный комитет занимается организационными вопросами Ассамблеи. В его задачу входит оказывать содействие Председателю в составлении повестки дня для каждого пленарного заседания, устанавливать очередность рассматриваемых вопросов и координировать работу основных шести комитетов. Кроме этого, генеральный комитет предоставляет рекомендации по дате закрытия сессии Генеральной Ассамблеи. В состав комитета входит председатель, 21 его заместитель и руководители шести основных комитетов.

Кроме комитетов, действуют другие вспомогательные органы, решающие более узкий круг вопросов. Вспомогательные органы подразделяются на советы, комиссии и рабочие группы. Советы и комиссии делятся на исполнительные и консультационные. На сегодняшний день действуют Исполнительные совет Детского фонда ООН, Исполнительные совет Мировой продовольственной программы, Исполнительный совет Программы развития ООН в области народонаселения. К консультационным органам относятся Совет по вопросам разоружения и консультационная комиссия БАПОР. Кроме этого, в структуре Генеральной Ассамблеи функционируют:

  • Комиссия международного права. Занимается вопросами прогрессивного развития международного права и его кодификацией;
  • Комиссия ООН по праву международной торговли. Занимается вопросами содействия унификации права международной торговли;
  • Комиссия по разоружению;
  • Комиссия по международной гражданской службе. Занимается вопросами создания единой международной гражданской службы путем применения общих норм и методов в отношении персонала;
  • Комиссия по миростроительству. Занимается вопросами предотвращения военных конфликтов;
  • Комиссия ревизоров. Оказывает независимые аудиторские услуги.

Рабочие группы создаются Генеральной Ассамблеей в соответствии с принятыми резолюциями и решениями на пленарных заседаниях. Группы подразделяются на группы открытого состава и специальные рабочие группы. К группам отрытого состава относятся группы рассматривающие вопросы: защиты прав пожилых людей, финансового положения ООН, импорта и экспорта обычных видов вооружений и пр. Специальные рабочие группы занимаются вопросами: активизации деятельности Генеральной Ассамблеи, обеспечению мира в Африке, координации встреч на самом высоком уровне касающихся экономического развития государств и пр.

Задачи и функции Генеральной Ассамблеи

Генеральная Ассамблея ООН является наиболее представительным органом этой организации, так как в нее входят делегации всех стран-членов ООН. По своей сути Генеральная Ассамблея является консультационным международным органом. Ведь в отличие от резолюций Совета Безопасности ООН, резолюции Генеральной ассамблеи носят не обязательный, а рекомендательный характер.

Но в то же время, принятые Ассамблеей резолюции имеют большое морально-политическое значение для международных отношений. Нынешний Пан Ги Мун заявил, что хотя резолюции Генеральной Ассамблеи не носят обязательный характер, ООН в своей работе будет руководствоваться их положениями.

Такое заявление Пан Ги Муна связано в первую очередь с тем, что на резолюцию Генеральной Ассамблеи не налагается . Это отличает резолюции ГА от резолюций Совета Безопасности ООН. Хотя решения СовБеза являются обязательными к выполнению для всех стран-участниц ООН, резолюция может быть принята только в том случае если ни один из постоянных участников Совета Безопасности не проголосовал «против». Резолюции Генеральной Ассамблеи принимаются при условии 50% большинства при голосовании. При рассмотрении особо важных вопросов, для принятия положительного решения, необходимо согласие 2/3 делегатов.

Генеральная Ассамблея ООН является форумом для обсуждения всех проблем международной политики прописанных в Уставе организации. Согласно действующего Устава, Генеральная Ассамблея призвана выполнять следующие функции:

  • Обсуждение вопросов касающихся поддержания мира и безопасности, вопросов разоружения. Вынесение рекомендаций по этим вопросам;
  • Обсуждение и вынесение рекомендаций по вопросам касающихся организации и Устава ООН.
  • Организация исследований в областях международного права и международного сотрудничества в различных областях. Содействие осуществлению прав и свобод человека;
  • Вынесение рекомендаций по мирному урегулированию конфликтов;
  • Рассмотрение и утверждение бюджета ООН;
  • Избрание и утверждение представителей в руководящие органы ООН.

Кроме этого, Генеральная Ассамблея ООН может принимать необходимые меры, в случае когда имеется угроза безопасности мира, а Совет Безопасности ООН не может принять решение из-за его ветирования одним из своих постоянных членов. Это прописано в резолюции «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 года.

Порядок работы Генеральной Ассамблеи

Генеральная Ассамблея ООН является сессионным органом. Сессии бывают ежегодные очередные и внеочередные специальные. Очередные сессии Генеральной Ассамблеи начинаются в третий вторник сентября. При этом Генеральный секретарь извещает всех участников, как минимум за 60 дней до начала заседаний. Также Генеральным секретарем составляется предварительная повестка дня очередной сессии и любая из стран-участниц имеют право не менее чем за 30 дней до открытия сессии внести на рассмотрение дополнительные пункты.

На первом заседании в обязательном порядке проводятся выборы Председателя Генеральной Ассамблеи ООН, его заместителей, глав шести основных комитетов, а также оговаривается дата закрытия сессии.

Внеочередные сессии Ассамблеи созываются Генеральным Секретарем ООН по требованию Совета Безопасности или в случае получения от большинства членов ООН уведомлений о созыве такой сессии. Направить уведомление о созыве внеочередной сессии может любой член ООН, а Генеральный Секретарь обязан известить других участников. Сессия созывается, если в течение 30 дней большинство участников дадут свое согласие на проведение заседаний.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


Top