Как соотносятся темперамент и характер. Характер: понятие и черты. Общее понятие характера. Социальный и индивидуальный характер

Наряду с понятием «темперамент » в психологии широко используется и понятие «характер » (от греч. charakter - «черта, признак, печать, чеканка»). Под последним подразумевают устойчивые индивидуальные особенности личности, скла-дывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, что обусловливает типичные для нее способы поведения. Среди множества черт характера одни - ведущие, другие второстепенные, при этом они могут либо гармонировать (и тогда говорят о цельности характера), либо контрастировать с ведущими чертами (и тогда говорят о противоречивом характере).

Темперамент. однако существует множество теорий с различными понятиями об этом. В этом смысле это означает оценку. в соответствии с выбранными критериями оценки. Термин символ имеет свое происхождение на греческом языке и означает гравированную метку. Когда мы говорим, что кто-то есть. однако значения индивидуальной конфигурации. например. Внутри личности, темперамент и характер включены. Значение заключается в способности субъекта на приятные или неприятные свойства данного объекта. но что они могут быть распознаны в общих чертах у некоторых людей. они все порочны, возможно потому, что виртуозы меньше интересовали читателей.

Среди черт характера наряду с правдивостью и лживостью, тактичностью и грубостью и другими приобретаемыми в процессе социализации человека чертами личности, называются и экстраверсия - интроверсия, считающиеся свойствами темперамента. Отсюда возникает вопрос: каково же соотношение между темпераментом и характером?

Как отмечают А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев (1957), вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами. Авторы выделили четыре группы мнений:
1) отождествление темперамента и характера;
2) противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений;
3) признание темперамента элементом характера;
4) признание темперамента основной природой характера.

Личность. Набор признаков, которые определяют человека «набор характерных форм и способов воздействия на окружающую среду человека». которые определяются вашей нейроэндокринной системой и другими биологическими факторами. чтобы понять, что литературные описания не превышают интуитивный и популярный уровень. по крайней мере частично. подходить к изучению характера. Он включает критерий оценки, который включает оценочное суждение о личности. Конституция Конституция представляет собой набор физических характеристик личности.

Это описания идеальных типов. Антонио Андрес Пуэйо. Возможно, использование оценочных критериев выходит за рамки науки. 30 различных типов персонажей, описанных Теофрастом, которые пришли к нам. Самым известным автором был Теофраст. знак, который вылеплен или нарисован на каком-либо объекте. Характер = суммируется по характеру или твердости воли. Личность определяется как все, что отличает человека от других людей, то есть набор психологических характеристик, которые определяют их личную и социальную индивидуальность.

Автором первой точки зрения является Э. Кречмер, который, выводя темперамент из особенностей телесной конституции по существу отождествляет его с характером личности. Эта точка зрения довольно распространена в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «личность» и « характер » (Р. Кеттелл).

Формирование личности - это постепенный процесс, сложный и уникальный для каждого человека. Все люди имеют характеристики этих 4 доминирующих групп темперамента в большей или меньшей степени. Для лучшего понимания первоначальные названия темпераментов, холерики, меланхолики, сангвиники и флегматики были переименованы в: сбалансированные спонтанные созерцательные детерминанты личности: наследственные и экологические аспекты.

Теория признаков - Основываясь на биологических основах - сегментированный, картезианский взгляд. Эта теория получила большую критику, особенно на основании того факта, что идентификационные характеристики недостаточны, поскольку личность динамична и не полностью стабильна. Этот тип теорий объединяет в 4 черты, которыми должен обладать лидер: Физические черты: энергия, внешний вид и вес; Интеллектуальные черты: адаптивность, агрессивность, энтузиазм и уверенность в себе; Социальные черты: сотрудничество, способность к межличностным отношениям и управлению; Черты, связанные с задачей: способность к достижению, настойчивость и инициатива.

В российской психологии близкие взгляды разделял А.Ф. Лазурский (1923), который практически отождествлял темперамент и характер и относил их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Он считал, что эндопрояв-ления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы.

Психодинамическая теория - создатель психоанализа, Зигмунд Фрейд. Он особенно подчеркивает человеческое бессознательное как детерминанту поведения. Гуманистическая теория - Творец Карл Роджерс - У всех людей есть внутреннее стремление к самоактуализации, чтобы стать тем, чем они могут стать. Сосредоточьтесь на росте и улучшении личности.

Карл Юнг, швейцарский психиатр и потенциальный преемник Фрейда, до его теоретических разногласий, разработал, казалось бы, парадоксальное представление о том, что люди принципиально разные, но также принципиально похожие. В 1940-х годах Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс с энтузиазмом относились к работе Юнга и разработали инструмент, способный практиковать его теорию, которая стала известна как индикатор типа Майерса-Бриггса. Это инструмент, широко используемый в организационном мире для лучшего понимания индивидуальных различий, особенно в ситуациях отбора, формирования команды, управления конфликтами и идентификации конфликтов управления.

Сторонники второй точки зрения отмечают, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, а характер - это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции (П. Викторов, 1887). Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Вторая тормозит первую.

Существует четыре основных предпочтения в теории типов и два возможных варианта для каждого из четырех предпочтений. Метафорически мы можем представить их как четыре матриоска, содержащиеся друг в друге; начнем с первого. Спаллетта - Здоровые и потревоженные личности - изд.

К темпераменту относятся более общие аспекты характера как экстравертированные или интровертированные, застенчивые или самоуверенные, послушные или, как правило, мятежные. Областями, в которых проявляются эти тенденции, являются эмоции, внимание и двигательная активность.

Этой же точки зрения придерживается Н.Д. Левитов (1969), который считает, что темперамент не входит в характер и последний находится в антагонистических отношениях с первым. По мнению автора, развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом.

Мы можем определить «темперамент» как основную природу каждого человека, не относящегося ни к чему, кроме таинственного сочетания наследственных факторов. Важно повторить, что существует характер, характерный для природы, чтобы не подвергать риску попасть в «образовательный детерминизм», основанный на предположении, что качество образовательных отношений представляет собой единственную переменную, способную определять поведение, ценностную ориентацию и успех жизни наших детей.

Поэтому ошибки детей всегда и неизбежно восходят к образовательным ошибкам и их поведению неадекватны ошибкам родителей. Из-за этого кошмара, который держит отрасль материнской тревоги открытой, она не является «достаточно хорошей» матерью двадцать четыре часа в день.

Д.В. Ермолович (1991) тоже не отождествляет темперамент и характер. Первый он связывает с сочетанием свойств темперамента, обеспечивающих гармоничность в развитии индивидуальности, а второй - с акцентуацией черт, о которой пишут К. Леонгард и А. Е. Личко.
Третья точка зрения обозначена И. П. Павловым.
Наконец, сторонники четвертой точки зрения (Л. С Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. М. Русалов и др.) рассматривают темперамент как врожденную основу характера, как динамичную сторону характера и личности. По Л. С Выготскому, например, темперамент есть наличная предпосылка, а характер - конечный результат воспитательного процесса. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, считают темперамент ядром характера, его неизменной частью в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.

Когда возникает каждая детская проблема, для тех, кто следует культуре «образовательного детерминизма», вопрос один: «где родители?» Строго передавая свои обязательства и свои образовательные способности, и поскольку ни один из родителей не совершенен, виноват.

Фактически, они должны были предвидеть, что не так. Поэтому ошибка ребенка неизбежно вызвана образовательным провалом родителя, как если бы они были всемогущими, и образование могло делать все, независимо от врожденных характеристик ребенка и его способности решать за себя.

Это предположение, которое не учитывает понятие «темперамент», не делает ничего, кроме как отнести родителя к превышению ответственности с единственным результатом ощущения, которое постоянно вызывает беспокойство и неудачи, если ребенок не так, как должен.

Сложность окончательного решения этого вопроса обусловлена отсутствием четкого понимания того, что же собой представляют и темперамент, и характер, какие свойства относятся к тому и другому.

В. М. Русалов считает необходимым различать темперамент и характер , так как их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики. Если обобщение происходит за счет общности всех структурных и функциональных биологических свойств (гуморальные, соматические и нервные подсистемы организма), мы имеем дело с темпераментом; если в основании лежат динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов, то такое психическое образование следует отнести к характеру.

Существует большая разница между отчаянным родителем с гипер-полномочиями и тем, кто страдает от ошибок детей. Страдание первого - «больное», потому что оно продиктовано виной, второе - здоровым, потому что оно вызвано истинным неудовольствием. Родители генерируют детей, но не создают их; даже дети являются носителями эмоциональных и моральных слабостей, характерных для природы, по своим размерам, несовершенным и ограниченным. Только осознание и принятие могут «содержать» и усиливать то, что природа дает нам в качестве подарка.

Характер - вторая матриоска, в которой содержится «темперамент». «Характер» - это элемент личности, который в наибольшей степени определяется окружающей средой. Не имеет значения, чтобы родиться в спокойной и сбалансированной семье, а не в неблагополучной семье. Именно в формировании характера наиболее раскрывается образовательная сила родителей, которые могут очень часто бессознательно подпитывать некоторые аспекты и препятствовать другим, внося значительный вклад в настройку психологического программного обеспечения своего ребенка.

В. М. Русалов (1985, 1986) предлагает ряд критериев для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Оно:
1) не зависит от содержания деятельности и поведения, т. е. отражает их формальный аспект (является независимым от смысла, цели, мотива);
2) характеризует меру энергетического (динамического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;
3) универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
4) рано проявляется в детстве;
5) устойчиво в течение длительного периода жизни человека;
6) значимо коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических систем (гуморальной, телесной);
7) является наследуемым.

Если, например, родитель чувствует себя виноватым в отношении ребенка, он не будет достаточно решительным, чтобы управлять своими капризами и портить его. Этот метод восходит к очень древним временам. Фурукава, профессор психологии в токийской женской средней школе, начал наблюдать различия в темпераменте среди ее учеников. Когда он закончил учебу, он опубликовал первую книгу: «Изучение темперамента через группы крови».

По словам исследователя, характеристики каждого человека определялись типом крови, которую они имели, приписывая различные типы характера различным группам крови, к которым принадлежали эти индивидуумы. По мнению некоторых японцев, объединение различных групп крови также определяло бы характер народов. Например, в Соединенных Штатах доминирует группа О, в то время как группа А преобладает в Японии.

Соотношение понятий "характер" и "темперамент"

Происхождение слов

Слово "характер" происходит от греческого character (печать, знак, чеканка). Смысл этого слова хорошо виден в словосочетании "характерные особенности" (яркие и информативные особенности) и глаголе "характеризовать" (давать краткое и информативное описание какого-то объекта, в том числе с помощью каких-то ярких эпитетов).

Вот основные характеристики, соответствующие каждой группе крови, разделенные мужчинами и женщинами. Человек типа А Они очень методичные люди, которые стремятся организовывать свою жизнь шаг за шагом с чрезвычайной мелочью. Они строги, судя себя и других; они обладают большим чувством ответственности и не оправдывают себя, если люди, которые уходят от них. Быть очень послушным и уважительным в отношении правил может показаться довольно строгим, и поскольку они ожидают такого же поведения от других, они создают впечатление, что они немного «властны».

Слово "темперамент" латинского происхождения (temperamentum - надлежащее соотношение частей, упорядоченность, соразмерность). Изначально это слово употреблялось для обозначения типов людей, так оно употребляется и сейчас.

Характер и темперамент в обиходе

Говоря о характере, обычно подразумевают те свойства личности, которые накладывают определенный яркий отпечаток на все ее проявления. Характер выражают специфическое для личности отношение к миру, другим людям, животным, объектам и явлениям. Именно в этом смысле обычно говорят, что у человека плохой характер или хороший, благородный или низкий, и т. п.

Люди любят иметь четкое представление в ситуациях и иметь четкое и решительное мнение обо всем, поэтому они никогда не сдерживают от выражения своих идей и мнений, но они не любят слушать других. Это может быть немного тяжело в обычном разговоре. Иногда они не очень эмоциональны, они придирчивы во всем, что они делают, поэтому они могут спокойно наблюдать ситуации, а затем делать объективные суждения.

Из-за этих качеств они считаются великими работниками, и люди склонны доверять им. Они становятся фундаментальным присутствием в любой среде. Мужчинам типа А удается полностью сосредоточиться и посвятить себя проекту. Однако им не хватает гибкости, и из-за этого даже перед лицом самых тривиальных проблем они не знают, как себя вести. Если они не справятся с чем-то, что они поставили перед собой, они даже способны потерять уверенность в себе и перейти от крайнего оптимизма к отчаянию. Даже если, с одной стороны, они могут обладать большой энергией, с другой стороны, им не хватает небольшой проблемы.

Если говорят, что такой-то человек бесхарактерный, то желают этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы поведение, нет четко выработанной системы отношений к окружающему. Бесхарактерный человек - это человек, лишенный внутренней определенности, детерминированности. Каждый поступок бесхарактерного человека зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого.

Но это позитивная сторона людей А, потому что эта жесткость и строгость характера скрывает в действительности большую заботу о вещах и доброту, которая их отличает. Если их ходатайствует другой человек, они готовы делать то, что от них требуется, но они также могут принимать внезапные решения и стремиться к цели, которую они поставили перед собой. Они пользуются доверием других и часто считаются лидерами.

Однако они считают, что они всегда правы и не имеют объективного представления о ситуациях. Иногда они самодовольны, и это провоцирует враждебность других людей к ним, которые стремятся дистанцироваться от них. Они чрезвычайно искренни и в конечном итоге остаются в одиночестве, но они очень хорошо умеют внезапно менять свое настроение и возвращать людей всех времен.

Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему., выражающейся в определенности его действий и поступков. Поведение человека с характером в очень значительной степени можно спрогнозировать.

В обиходе нельзя услышать слово "бестемпераментный" или "человек с темпераментом", то есть подразумевается что темперамент есть всегда. Однако часто можно услышать про какого-то человека, что он "темпераментный" (активный и бурно реагирующий, возможно неуравновешенный).

От отождествления до противопоставления

А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев (1957) отмечают, что вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами. Авторы выделили четыре группы мнений:

Отождествление темперамента и характера

Противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений

Признание темперамента элементом характера

Признание темперамента основной природой характера

Точка зрения 1. Темперамент = Характер

Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, отождествляет его с характером личности.

Такое отождествление распространено в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий "характер" и даже "личность". Такую точку зрения можно найти у авторов: R. Cattell, H. Eber, M. TatsuoKa, Н. Eysenk, А. Ф. Лазурский. Последний отождествлял темперамент и характер, относя их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Лазурский считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы.

Точка зрения 2. Темперамент противоположен характеру

Темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Характер же - это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей "первичную индивидуальность", и вторичной реакцией, или "вторичной индивидуальностью", возникает антагонизм. Вторая тормозит первую. Темперамент не входит в характер, последний находится в антагонистических отношениях с первым. Развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом. Темперамент связывается с сочетанием его свойств, обеспечивающих гармоничность в развитии индивидуальности, характер же связывается с акцентуацией его черт.

Точка зрения 3. Темперамент входит в характер

Эта точка зрения обозначена И. П. Павловым и его последователями. Тип темперамента есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности человека. Под влияниям окружающей обстановки, на которую человек вынужден реагировать, формируется окончательная наличная нервная деятельность, которая есть сплав из черт типа темперамента и результатом научения.

Точка зрения 4. Темперамент определяет природу характера

Темперамент рассматривается как врожденная основа характера, динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть наличная предпосылка, а характер - конечный результат воспитательного процесса. Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.

Черты характера и черты темперамента

Хотя существует довольно много различных моделей темперамента, каждая из них оперирует лишь несколькими чертами (свойствами) темперамента. Примеры: сила нервной деятельности, уравновешенность, экстраверсия, сила процессов возбуждения. Черты же характера значительно более многообразны. Примеры: правдивость, общительность, ответственность, доброжелательность, тактичность, патриотичность.

Черты характера определяют устойчивые индивидуальные особенности личности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, что обусловливает многообразие этих черт. Среди множества черт характера одни признаются ведущими, другие второстепенными, третьи эпизодическими. Черты характера могут гармонировать между собой, определяя цельность личности, могут противоречить друг другу, создавая предпосылки внутриличностных конфликтов.

В. М. Русалов предлагает ряд критериев для отнесения того или иного психического свойства к темпераменту, а не характеру:

Свойство не зависит от содержания деятельности и поведения

Свойство характеризует меру энергетического (динамического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности

Свойство универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности

Свойство рано проявляется в детстве

Свойство устойчиво в течение длительного периода жизни человека

Свойство значимо коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических систем (гуморальной, телесной)

Свойство является наследуемым

Важно, что много (если не большинство) черт характера могут быть иметь место при любом типе темперамента. Например: честность, доброта, вежливость, лживость, жадность, грубость. Однако в зависимости от темперамента эти черты могут проявляться по-разному.

Темперамент - в большей степени биологическое понятие, отражающее динамические особенности поведения

В. М. Русалов считает необходимым различать темперамент и характер, так как их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики. Если имеет место общность всех структурных и функциональных биологических свойств (гуморальные, соматические и нервные подсистемы организма), то речь идет о темпераменте. Если имеет место общность динамических и содержательных характеристик побуждений, мотивов, то такое психическое образование следует отнести к характеру.

Темперамент таким образом большинством современных ученых признается индивидуальной особенностью человека, определяющей динамику протекания психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов (в том числе эмоциональных процессов), подвижность, активность, быстрота или замедленность реакций.

Характер в значительно меньшей степени описывает динамичность личности, он находится в плоскости убеждений, взглядов, интересов, ценностей, определяет некоторые возможности личности. Ключевым для характера является понятие "отношение". Под характером часто подразумевается именно система отношений человека к другим людям, миру, к себе, к разного рода явлениям и пр.


Top