Игра доскажи словечко про животных. Дидактическая игра "доскажи словечко"

Игра «Доскажи словечко»

Лексическая тема

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Моя семья
Если я надену шляпу,
Буду я похож на (папу)
* * *
Поцелует мама в щёчку
На ночь маленькую (дочку)
Заявляем твёрдо, прямо
Лучше всех на свете (мама)
* * *
Папа, мама, брат и я,
Вместе нас зовут (семья)
___

Игрушки
От него стекло всё прячь –
Разбивать всё любит (мяч)
* * *
Ждём в игре мы лишь удач
От тебя, футбольный (мяч)
* * *
Из шампуня, посмотри,
Мы пускаем (пузыри)
В праздник весёлый у всей детворы
Рвутся на ниточках в небо (шары)
* * *
Любят яркие одёжки
Деревянные (матрёшки)
* * *
То не гром, не ураган,
Брат колотит в (барабан)

Огород. Овощи
Ох, в земле засела крепко
Наша сказочная (репка)
Пышный хвост схватил я ловко,
Потянул - и вот (морковка)
* * *
Сильно плачут все вокруг,
Если мама чистит (лук)
Прекращайте все споры – раздоры,
Сок томатный дают (помидоры)
* * *
Весь в пупырышках малец -
Изумрудный(огурец)

Сад. Фрукты
Висит на яблоне высоко,
И называется (яблоко)
* * *
Детвора и обезьяна
Любят сладкие (бананы)
Дарят вкусные плоды
Наши фруктовые (сады)
* * *
С яблони что – то упало на нас.
Это, скорее всего (на ананас, а яблоко)
Грозди ягод спелых ряд –
Вкусный крымский (виноград)
* * *
Гость тропический у нас
Пышнохвостый (ананас)

Грибы
___
В этой липовой мы бочке
Солим на зиму (грибочки)
Хоть и радует он взор,
Есть опасно (мухомор)

Лесные ягоды
Прибегу я по тропинке
К сладкой ягодке (малинке)
Чёрный рот у Вероники,
Ведь в лесу полно (черники)
Краснощека, невеличка,
Манит в лес нас (земляничка)

Осень в гости к нам пришла
Редко видим в небе просинь,
Тучи, дождь, ведь это - (осень)
Листьев летящих прощальный парад
Словом осенним зовём (листопад)
* * *
Сосны, деревья стеною вокруг,
Это дремучий, таинственный (не луг, а лес)
Зелены лишь иглы сосен,
Красить их боится (осень)
* * *
Роща в золото одета,
Так бывает только (не летом, а осенью)

Вот какой я человечек

Про войну читают книжки
Только храбрые (мальчишки)
* * *
Шьют для кукол распашонки
Рукодельницы (девчонки)
Чтобы знать про дважды два,
Нам нужна всем (голова)
* * *
Головой верти сильнее –
Будь без дела скучно (шее)
* * *
Оля летом загорела
Шоколадным стало (тело)

Мои помощники

Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши (руки)
* * *
Вы, ребята, на пороге.
Вытирайте чаще (ноги)
* * *
Чтобы в цель попасть хоть раз,
Нужен острый, меткий (глаз)
* * *
Дом, где наш язык живёт,
Называем все мы (рот)

Предметы гигиены
Искупали малыша,
Вымыли всё тельце.
Вытирали малыша
Мягким (полотенцем)
Полотенце?

Одежда. Головные уборы
Загораем на лужайке
Без рубашек и без (майки)
Полосатая рубашка
Называется (тельняшка)
* * *
Врач шагает по палате,
В белом, чистом он (халате)
В дом войдя, наденьте тапки,
А с голов снимите (шапки)
* * *
Мы воспитаны - и руки
Никогда не прячем в (брюки)

Обувь
Чтоб «дышали» летом ножки,
Надевайте (босоножки)
Истоптал я все тропинки,
Продырявил все (ботинки)
Когда поплаваешь в бассейне
Обязательно ты не забудь
Шлёпанцы на ноги
Поскорее ты (обуть)

Здравствуй, зимушка – зима
У зимы отличный мех:
Это мягкий, белый (снег)
* * *
Сколько же дела зимой для лопат!
Им отдыхать не даёт (снегопад)
Летает, кружится в небе пушинка,
В ладони растает, ведь это (снежинка)
* * *
Блестящий, светло – синий
Украсил ветки (иней)
Знаю точно я сама:
После осени - (зима)
* * *
В белые шапки одела дома
Двор запушила нам снегом (зима)

Новый год. Зимние забавы
Дед Мороз подарки шлёт:
Мягкий снег и крепкий (лёд)
Нарядились мы в костюмы
Мышек, бабочек, стрекоз.
Зажигай, скорее ёлку,
Добрый Дедушка (Мороз)
Платье не шьют нам все эти иголки.
Эти иголки – на ветках у (ёлки)
* * *
Хороводы зазвенели
В Новый год у каждой (ели)

Перелетные птицы

Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят (журавли)

Дикие птицы

Ох, и черен, черен, черен,
От хвоста до клюва (ворон)
* * *
Почернели без листвы
Всех деревьев кроны.
Украшают их теперь
Только лишь (вороны)
Зимою зерна для него не жалей
Прискачет к нам в гости малыш (воробей)

Домашние птицы

Волн высоких не боюсь,
Я ведь плаваю, как (гусь)
Это правда, а не враки:
Мягкий пух дают нам (не раки, а гуси)

Домашние животные

Помурлыкала немножко
И в клубок свернулась (кошка)
* * *
Распустив свои хвосты,
Размяукались (коты)
* * *
Ребятишки все хотят
Завести себе (котят)
В этой кофте я, как в печке,
Шерсть мы брали у (овечки)
* * *
Кудри – колечки
Всегда у (овечки)
* * *
Упрямо рогами идёт на таран –
Друзьям не уступит дорогу (баран)

Дикие животные

Берегись, когда берёшь
Весь в иголках острых (ёж)
* * *
На щётку колючую очень похож
В клубочек свернувшийся маленький (ёж)
Мне от зависти не спится,
Шубу мне б, как у (лисицы)

Весна в окно стучится
Всё очнулось ото сна,
Всё цветёт – пришла (весна)
В мамин праздник, без мороза,
Расцвела краса (мимоза)
Вот цветы лежат на парте –
Дарим им девчонкам в (марте)
* * *
Под ногой в лесу трещит
И хрустит валежник,
Ищем мы цветок весны,
Что зовут (подснежник)

Праздник наших мам
Открытка?
___
__

Город. Улица
Нравится летом всей детворе
Вместе играть допоздна во (дворе)
На дорогах с давних пор
Есть помощник (светофор)
Глазами с тобою ведёт разговор,
Всегда у дороги стоит (светофор)
* * *
Машины мчат во весь опор
Горит зелёный (светофор)

Транспорт
В гости к бабушке привёз
Нас по рельсам (паровоз)
Грызла белочка орешки
И сидела на (тележке)
* * *
Однорукий великан,
Строит дом подъёмный (кран)
* * *
От страны своей вдали
Ходят в море (корабли)
Со стройки на стройку день целый сновал,
Нагруженный щебнем, песком (самосвал)
* * *
Для перевозки грузов
Машине нужен (кузов)
* * *
День прошёл, и спит уже
Грузовик наш в (гараже)

Профессии
Мне мигает светофор,
Знает он, что я (шофёр)
* * *
Знает точно детвора:
Вкусно кормят (повара)
Лихачу прикажет «Стой!»
На дороге (постовой)
* * *
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам (продавцы)
* * *
Сапогам хромым помощник,
Каблуки прибьет (сапожник)
В небе синий самолёт,
Управляет им (пилот)
* * *
Письма в дом приносит он,
Долгожданный (почтальон)
* * *
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут (пожарный)

Дом. Квартира

___
Бородатый, старый гном
Выстроил огромный (дом)
* * *
Маленький весёлый гномик,
Выстроил красивый (домик)
Место, там, где мы живём,
Называется наш (дом)
* * *
Зимой заклеено оно,
В узорах белых всё (окно)
* * *
Уходя, дружок, проверь,
Заперта ли крепко (дверь)

Комнатные растения

___
Я с цветочков пыль сдувал,
Мокрой тряпкой вытирал.
И вдруг вышел такой «ляпсус»
Укололся я об (кактус)
В нашем доме зеленеет
Шёлковая травка.
Рядом с пышною геранью
Расцвела (фиалка)

Мебель
Чтобы ночью сладко спать,
В спальне есть всегда (кровать)
Дядя Ваня на работе
Устал очень – очень.
Захотелось дяде Ване
Поваляться на (диване)
* * *
Ох, высок, ну как жираф,
Толст, как слон, наш новый (шкаф)
Папе, Барсику и Ване
Сладко спится на (диване)
* * *
Всюду: в городе, в селе
Отдыхают на (диване, а не столе)

Бытовая техника
___
Греет воду кипятильник,
Охлаждает (холодильник)
Позабыты лыжи, велик,
Днём и ночью смотрим (телек)
* * *
Вышла на пенсию наша духовка,
Сменит старушку (микроволновка)

Посуда
Однорукие милашки
В ярких платьях – это (чашки)
* * *
Супа, каши вам немножко
Прямо в рот доставит (ложка)
Утром в лес пошла
Маленькая Зиночка.
И грибов набрала
Полную (корзиночку)
* * *
Помогать всегда я буду,
Нашей маме мыть (посуду)
Ждут стакан и подстаканник,
Закипит когда друг (чайник)
* * *
Дом, живёт в котором джинн,
Называется (кувшин)

Продукты питания
Знай, корове нелегко
Делать детям (молоко)
* * *
Ждём обеденного часа –
Будет жареное (мясо)
Только стали на порог,
Запах мамочкин (пирог)
* * *
Разве можно было киске
Доверять стеречь (сосиски)
* * *
Я расти быстрее стану,
Если буду есть (сметану)
Страшный враг любой диеты –
Это сладкие (конфеты)
* * *
Будет строен и высок
Тот, кто пьёт фруктовый (сок)
* * *
Творог, сахар, яйца, манка –
Будет скоро (запеканка)
* * *
Мясо, рыба, крупы, фрукты –
Вместе все они - (продукты)

Лес. Деревья весной
У сосны и ёлки
Не листочки, а (иголки)
Лето, осень иль весна,
Зелена всегда (сосна)
Расцвела в саду у меня
Молодая (яблоня)

Птицы прилетели
___
Песен звонких не жалей
Нам весною (соловей)
С буквы «А» начинается
Имя птицы (аиста)

Насекомые
Слышим мы гудящий звук,
То летит к нам майский (жук)
* * *
Кто жужжит тут возле уха?
Надоедливая (муха)
«Больше всех мои глаза!» -
Любит хвастать (стрекоза)
* * *
Мёд душистый принесла
С луга вешнего (пчела)
* * *
Вяжет сети он без рук,
Мошек в гости ждёт (паук)
С цветка на цветок
Жизнь очень легка,
Но короток век, увы, (мотылька)
* * *
Легко собирает пыльцу с цветка
Порхает красавица - (бабочка)

Водный мир
Мы купаемся в реке,
Загораем на (песке)
* * *
Непоседы, поскакушки,
У воды живут (лягушки)
За корягой, где камыш,
Там клюёт отлично (не мышь, а рыба)
* * *
К нам течёт издалека
Лентой синею (река)
* * *
Никогда не мойте руки,
В речке, там, где плещут (щуки)
В аквариум чистой водицы нальёшь –
И плавать, плескаться будет в нем (ёрш)
* * *
В сто морей тот великан,
Он зовётся (океан)
* * *
Море дарит нам игрушки,
Под названием (ракушки)

Цветы
Чтоб добыть себе медок,
Села пчёлка на (цветок)
Мы гадали Машке
В поле на (ромашке)
Днём дождливым вместо солнышка
Светит шапочка (подсолнуха)
* * *
В пышный белый сарафанчик
Нарядился (одуванчик)

Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давай­те поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи.сло­вечко».

Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, свя­занные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю... (Снег.)

С неба все скользят пушинки -

Серебристые... (Снежинки.)

На поселки, на лужок

Все снижается... (Снежок.)

Вот веселье для ребят -

Все сильнее... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в... (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка -

Эта девочка - ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... (Снег.)

Какие слова вы добавляли? (Ответы детей.)

На какое слово они все похожи? (Ответы детей.)

6. Дидактическая игра «Скажи ласково»
Снег - снежок, ветер - ... ,

мороз - ... , сугроб - ... , холод - ... , лед - ... и т.д.

Образование родительного падежа

Как называется явление природы, когда падает снег? (Сне­
гопад.)
А нет чего?

Снег. А нет... (снега).

Вьюга. А нет...

Метель. А нет...

Сугроб. А нет...

Лед. А нет...


Дидактическая игра «Составь предложение»

Снег, белый, выпал, пушистый.

Холодная, зима, наступила, снежная.

Из, дети, горку, снега, сделали. Дорожки, ребята, от, чистят, снега. Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.

9. Рассказ о зиме
Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снега­
ми, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми обла­
ками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сы-
пучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спо­
койно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру,
как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около раз­
личных преград. Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят го­
лые, только большинство хвойных по-прежнему зеленеют. На дере­
вьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения
от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцвет­
ный, прозрачный, хрупкий. Трудно зимой бывает птицам и живот­
ным. Но звери холода не боятся. От лютой стужи их спасает пушис­
тая шерсть. Но и зверям и птицам нередко бывает зимой голодно.
Поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки, на­
сыпают корм, раскладывают сено, морковь, капусту.

С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теп­лее, чем одевались осенью. И все: люди, животные, птицы - ждут наступления весны, она приходит следом за зимой.

Итог занятия

О каком времени года говорили на занятии?

Назовите первый, второй и третий месяцы зимы.
Материал для закрепления

I. Активизировать словарь детей по данной теме. Знать призна­ки зимы и названия зимних месяцев. Уточнить, после какого вре­мени года наступает зима и какое время года наступает после зимы. Вспомнить с детьми зимние развлечения. Составить рассказ о зиме.

11. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Подобрать эпитеты к словам.

Снег (какой?) - белый, рассыпчатый, холодный и т.д., лед - ... , день зимой - ... , ночь зимой - ... .

2. О чем можно сказать?

Ударили - ... , хрустит - ... , бушует - ... , висят - ... , замерзли - ... , скрипит - ... , метут - ... . О чем можно сказать? Морозный - ..., холодное - ..., снежная - ..., ледяные - ... .

3. Изменить слово так, чтобы слово отвечало на вопрос -
какой (-ая, -ое, -ие)?


Например, мороз - морозный. «Холод» (какое?) - ... «Снег» (какая?) - ... «Лед» (какие?) - ...

4. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ным суффиксом.

5. Образование множественного числа существительных роди­
тельного падежа со словами: санки, лыжи, коньки, клюшка, шайба,
снежинка.

Например: Снег (много чего?) - снега.

6. Закрепить употребление предлогов. Составить предложения с предлогами и записать в тетрадь.

Занятие 15. «Зимующие птицы»

Цели: закрепить и уточнить название зимующих птиц; обра­зовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суф­фиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изо­бражением зимующих птиц; раздаточный материал - семена рас­тений, карточки с разным количеством зимующих птиц, картин­ки с изображением-птиц.

Ход занятия

Организационный момент

Сядет тот, кто сидит за первым, вторым, ... , шестым сто­
лом.

Беседа о времени года

Как вы думаете, какое сейчас время года?

Как вы догадались?

Какой день зимой?

Какая ночь?

Что можно сказать о снеге?

Какой бывает лед?

Рассказ о птицах

а) Логопед загадывает загадку: Спинкою зеленовата, Животиком желтовата. Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.) (Выставляется картинка.)

Синица какая, если у нее желтая грудь? Тонкие лапы? Ко­
роткий клюв?


б) Логопед загадывает загадку:
Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.

Ведь еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.) (Выставляется картинка.)

С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в
жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зо­
вутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в
том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они
живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их крас­
ные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапоч­
ки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь
серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и яго­
дами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Вес­
ной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там
гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова
раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю».

в) Логопед загадывает загадку:
В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орел, а все же птица. (Воробей.)

(Выставляется картинка.)

Воробей - маленькая птичка. У него серо-коричневое опе­
ренье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий
хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зер­
нами, семечками. Воробей - шустрый, быстрый, ловкий, драчли­
вый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди силь­
ного мороза.

Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами?

Какие это птицы? (Зимующие.)

А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Голубь, ворона, дя­
тел, сорока, клест, кукушка и т.д.)
(Выставляются картинки зимую­
щих птиц.)

Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв,
лапы, хвост.)

Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)

У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы
думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малопод­
вижный и т.д.)

А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т.д.)

Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой,
боевой, шустрый и т.д.)


Воробей - чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона - каркает. Голубь - воркует. Сорока - трещит и т.д.

Голодно и холодно зимой птщам. Люди заботятся о них,
делают для птиц кормушки.

А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам пока­
жу семена, которыми можно подкормить птиц.

Это семена от дыни. Какие семещ? - Дынные. Их ест синшда.

Это семена от арбуза. Какие семена? - Арбузные. Их ест
снегирь.

Это семена от ясеня. Какие семена? - Ясеневые. Их тоже
любит снегирь.

Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких
птиц?

А еще у нас есть сало, какая птица любит сало?

Физкультминутка

Птички прыгают, летают, Дети прыгают, «летают»,

Птички прыгают, поют, «поют»,

Птички крошки собирают. «собирают»,

Зернышки клюют. «клюют»,

Перышки почистили. «чистят».

Перышки почистили,

Клювики почистили,

И на место сели. садятся. "

(Проводится дыхательная гимнастика.)

Дидактическая игра «Сосчитай»

(У детей карточка с разным количеством зимующих птиц.)

6. Дидактическая игра «Скажи ласково» (по карточкам)

Анна Жиганова
Речевые игры для старших дошкольников

Эти игры направлены на развитие речи ребенка, умение строить предложения и короткие монологи. Играя с малышом в подобные игры , вы обогащаете его словарный запас. Речевые игры - прекрасная тренировка памяти.

Обязательно объясняйте ребенку значение незнакомых слов, обращайте его внимание на слова-синонимы, антонимы, омонимы. Это позволит ему почувствовать красоту и богатство языка. Игры этого раздела способствуют развитию творческого мышления и логики.

Игровое задание : «Что подойдет?»

Эта игра поможет установлению ассоциаций. В ней ребенок должен распределить объекты на различные группы.

Задавайте детям вопросы и проследите, сколько ответов они смогут дать. Например :

Пирожки с какой начинкой вы любите? Назовите предметы, которые могут взлететь. Сколько явлений природы вы знаете? Сколько дней недели вам известно? Каких перелетных птиц вы знаете?

Назовите «волшебные слова» , которые вы чаще всего произносите. Сколько домашних животных вы знаете?

Рифмы. Игровое задание : «Подумай и скажи»

Прочтите ребенку стихотворение Дж. Чиарди «Об удивительных птицах»

На улице Прохожего

Увидел я вчера.

Он ящик нес,

Написано : «Игра» .

Я два квартала

Шел за ним

(Поверьте, я не вру) .

И наконец Спросил его :

А как играть в игру?

Он улыбнулся вежливо,

Потом мне отвечал :

Уверен, что такой игры

Еще ты не встречал.

Две птицы удивительных

Есть в ящике моем.

И если хочешь, то с тобой

Сыграем мы вдвоем.

А чтобы мы могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих этих птиц -

Похожие хвосты.

Поймать таких смешных пичуг -

Весьма нелегкий труд,

Недаром люди умные

Их рифмами зовут.

И вправду, птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали вытаскивать

Наверх за словом слово.

Одна достала слово гвоздь,

Другая сразу - гость и трость.

Одна достала слово слон,

Другая - звон и телефон.

Теперь, - сказал мне человек,

Пора и нам сыграть

Я буду доставать слова,

Ты должен рифмовать.

Достал он слово кочка,

А я ответил : бочка,

И строчка, и сорочка,

И сразу два листочка,

И на прощанье точка.

Мы с ним играли целый час

Похожими словами, теперь

Мы покидаем вас,

И вы играйте сами.

Поясните непонятные фразы и словосочетания. Попробуйте вместе подобрать рифмы к словам. Например :

лисичка - сестричка; машина - шина; мишка - шишка и т. д.

Доскажи словечко Игровое задание : «Закончи стихотворение»

Предлагая задание на «договаривание» стихотворения, вы приучаете ребенка внимательно слушать текст, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Есть одна игра для вас :

Я прочту стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно добавляйте.

Прочтите ребенку, не договаривая последнего слова, несколько стихотворений

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую. (лису) .

С. Маршак

Эй, не стойте слишком близко - Я тигренок, а не. (киска) .

С. Маршак

Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался. (зайка)

Телефон опять звонит От него в ушах. (звенит) .

Хитрый след плести стараясь , По сугробам прыгал. (заяц) .

Р. Рашидов

Лежебока рыжий кот Отлежал себе. (живот) .

И. Замбаева

И сейчас же щетки, щетки Затрещали, как. (трещотки) .

К. Чуковский

В реке большая драка - Поссорились два. (рака) .

А малыш пускай внимательно слушает и договаривает подходящее слово. Ведь все эти стихи вам так знакомы.

Цепочка слов Игровое задание : «Паровозик отправляется»

Вам понадобятся карточки с предметными картинками (например : трактор - рыба - аист - телевизор - ракета - автобус - самолет - телефон - носки - индюк - крокодил - лук - колесо - обруч - чашка - альбом - мышь - шарф - фартук - книга и т. д.) размером 8x5 см. К каждой карточке нужно дорисовать колеса, крышу и «выступы для сцепления» вагонов между собой. На отдельной карточке надо нарисовать паровоз, к которому будут «цепляться» все последующие вагоны.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть все картинки и сообщите, что сейчас необходимо сформировать состав. Но формирование состава будет происходить необычным способом.

А именно : к паровозу необходимо присоединять вагоны, определяя первый и последний звуки в словах названий тех предметов, которые на них изображены.

Наша цепочка начинается со слова «трактор» . Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «трактор» . Необходимо найти предмет с таким названием у себя на картинке-вагончике, присоединить свою картинку к предыдущей и назвать предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове.

Если найдено сразу два предмета, то добавляет картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком.

Многозначность слов Игровое задание : «Многозначные слова, какие они?»

Прочтите ребенку следующие предложения. Поясните, что обозначают выделенные слова.

На уроке ученики пишут ручками.

У двери ручка расположена очень высоко.

Перед едой Машенька всегда моет ручки.

На новой чашке резная ручка.

Солдаты были в разведке. Они привели языка.

У колокола - язык.

Колокол без языка нем.

Малыш, сидя в коляске, всем показывал язык.

Чтобы удобно было ходить, необходимо поправить в ботинке язык.

Много разных есть ключей :

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ - дверной.

У Оли очень длинная коса.

Дядя Петя рано утром взял косу и отправился в поле.

Рыбаки вернулись с дальней косы с хорошим уловом.

Теперь самостоятельно попробуйте составить предложения со следующими многозначными словами : лук, мышка.

Скажи наоборот (антонимы)

Игровое задание : «Страна противоположностей»

Вам понадобится мяч (или любой предмет, который есть под рукой) .

Прочтите ребенку стихотворение «Скажу я слово.» поясняя все непонятные фразы и словосочетания.

Предложите малышу отправиться в «страну противоположностей» , в которой, чтобы перейти с улицы на улицу, необходимо назвать слово, противоположное тому, которое написано на вывеске. Игрок передает мяч только в том случае, если произнес нужное слово. Например :

Мягкий - твердый

Тяжелый - легкий

Грустный - веселый

Громко - тихо

Горячо - холодно

Добрый - злой

Высокий - низкий

Сильный - слабый

Толстый - худой

Новый - старый

Пустой - полный

Узкий - широкий

Шершавый - гладкий

Глупый - умный

Больной - здоровый

Быстро - медленно

День - ночь

Зажечь - потушить

Забыть - вспомнить

Закопать - выкопать

Друг - враг

Мокрый - сухой

Голодный - сытый

Открыть - закрыть и т. д.

Игровое задание : «Чем все закончилось?»

В этой игре используется сказочный сюжет.

Сказочный сюжет

Осенним солнечным днем отправились зайчонок и ежонок в лес за грибами. Зайчонок поднял красивый березовый лист и увидел гриб. «Я нашел гриб в красной шапке!» - радостно закричал он. Ежонок посмотрел на гриб и сказал.

Прочтите ребенку начало сказочного сюжета и попросите продолжить его.

Продолжите игру, предложив «досказать словечко» : Днем ежи спят, искать пропитание выходят. (ночью) . Заячья защита - быстрые ноги, а у ежа - острые. (колючки) . Вы можете исправить «веселые перевертыши» : У ежа пушистая шубка, а у зайца острые иголки. Осенью зайцы залегают в зимнюю спячку.

Назови одним словом (обобщение, классификация)

Игровое задание : «Если знаешь - продолжи»

Предложите ребенку подобрать слова с обобщающим значением, соотнося при этом родовые и видовые понятия.

1. Называйте родовое понятие - слово с обобщающим значением, а ребенок - слово, относящееся к данному роду, с конкретным значением.

Например :

Одежда - платье, брюки, свитер, плащ, колготы, майка и т. д.

Фрукты - яблоко, груша, апельсин, банан, персик и т. д.

2. Называйте видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова. Например :

Ромашка, колокольчик, пион, гербера, нарцисс, гладиолус - цветы и т. д.

Дуб, сосна, клен, липа, тополь, рябина, каштан - деревья и т. д. Попробуйте составить предложения с обобщающими словами.

Придумайте сказку «несбивайку» , рассказывая которую надо не запутаться в содержании и в словах с похожим звучанием.

Скажи по-другому

Игровое задание : «Что обозначают выражения?»

Предложите ребенку выяснить, что обозначают устойчивые выражения, придумать короткие истории, объясняющие их смысл.

Например, выражение «белая ворона» обозначает значительное отличие кого-то от других.

Предложите составить рассказ о человеке - «белой вороне» . Некоторые выражения могут быть объяснены на примерах, передающих как прямой, так и переносный смысл высказываний. Использовать можно следующие выражения :

Золотые руки.

Буря в стакане воды.

Золотая середина.

Козел отпущения.

Рыльце в пуху.

Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Волков бояться - в лес не ходить.

Не все золото, что блестит.

Игровое задание : «Мысль, но другими словами»

Выберите простую фразу. Например : «Нынешняя весна будет ранней» .

Предложите ребенку несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами, однако ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Например :

Нынешняя весна будет ранней. В начале марта сошел снег.

Прилетели из теплых стран первые перелетные птицы.

Уже появились подснежники.

Эти три высказывания передают одну и ту же мысль. Следует обратить внимание на то, что слова в них не повторяются. Поскольку количество используемых слов увеличивается с каждой фразой, составлять новые фразы становится все сложнее. Использовать можно следующие фразы : Этой осенью было очень много дождей. Лед на реке стал очень толстым. На грядке появилось очень много вредителей. Дождь начал лить как из ведра. Зима в этом году была очень сложной. Нынешнее лето будет очень жарким.

Игровое задание : «Как ты это понимаешь?»

Попросите ребенка пояснить, как он понимает следующие фразы :

Человек, как стена.

Мальчик, как медведь.

Девушка, как лебедь.

Трава, как ковер.

Машина, как игрушка.

Деревья, как богатыри.

Лед, как камень.

Человек, как облако.

Ноги, как ватные.

Воздух, как стеклянный.

Игровое задание : «С чем можно сравнить?»

Придумайте вместе с ребенком, с чем можно сравнить : розу, облако, яблоко, медведя, дождь, водопад, звезды, голубя, снежинку, одуванчик.

Например : одуванчик.

Красота : маленькое солнышко, яркая искорка на стебельке.

Форма : шарик, комочек ваты, солнечный взрыв.

Цвет : как звездочка в небе, как жемчужина, как искорка во тьме и т. д.

Постарайтесь придумать к остальным объектам как можно больше сравнений.

Воспитатель: Скороходова

Анастасия Владимировна

Загадки «Доскажи словечко» для средней группы

Задачи: - Развивать логическое мышление, чувство рифмы; - Обучать детей отгадывать загадки, тем самым расширяя их словарный запас, кругозор.; - Развивать творческое воображение.

Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …(
АРТИСТ)

Она весну встречает –
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь … (БЕРЁЗКУ)

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
В неб е жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? … (АПРЕЛЬ)

На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? … (БЕЛКА)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Как приятен он на вкус,
И зовут его … (АРБУЗ)

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? … (БУРАТИНО)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (АЙБОЛИТ)

Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (ВАСИЛЁК)

Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (АВТОМОБИЛЬ)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский … (ВЕРТОЛЁТ)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё … (АЛФАВИТ)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (ВОРОБЕЙ)

Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый … (БАРАБАН)

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица … (ГРАЧ)

Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (ГОЛ)

Лодки по морю плывут,
Люди вёслами … (ГРЕБУТ)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый … (ГУСЬ)

Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно … (ЁЛКИ)

Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж
И его … (ЕЖИХА)

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла … (ЗИМА)

Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится.
Угадали? Это … (КОТ)

В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит … (КРОКОДИЛ)

На скамейке у ворот
Лена горько слёзы … (ЛЬЁТ)

Заставил плакать всё вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (ЛУК)

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (ЛИСУ)

Лейся дождь весёлый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по … (ЛУЖАМ)

У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из … (ЛЕЙКИ)

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной … (МЕДВЕДЬ)

Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой … (МЫЛИ)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (МЫЛО)

А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым … (НОЖИКОМ)

Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка.
И зовут его … (ПЕТРУШКА)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.

Я хотел устроить бал,
Я гостей к себе … (ПОЗВАЛ)

Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе … (ПЯТЬ)

Верещунья, белобока,
И зовут её … (СОРОКА)

В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется … (МЕДВЕДЬ)

На ветке не птичка —
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это...
ОТВЕТЫ

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица...
ОТВЕТЫ

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь —
Чистоплотный серый...
ОТВЕТЫ

В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись: ...
ОТВЕТЫ

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель...
ОТВЕТЫ

Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля...
ОТВЕТЫ

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Из упрямства ни на шаг
Не продвинется...
ОТВЕТЫ

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы!
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится,
Потому что это...
ОТВЕТЫ

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит...
ОТВЕТЫ

крокодил

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной...
ОТВЕТЫ

В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Под тяжелой ношей,
Но спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
Без работы, хоть убей,
Жить не может...
ОТВЕТЫ

Кто имеет один рог?
Отгадайте! ...
ОТВЕТЫ

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я —...
ОТВЕТЫ

осьминог

Строгий, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасется весь день,
Кто же это? ...
ОТВЕТЫ

Вперевалку шел со льдин
Очень важный к нам...
ОТВЕТЫ

Чок-чок, пятачок,
Сзади розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок.
Кто же это? Угадай!
Это...
ОТВЕТЫ

поросенок

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит — плохи дела!
Ну, кого паук боится?
Угадали? Это...
ОТВЕТЫ

Лесники ее котят
Взять с собой не захотят.
Ей не скажешь: "Кошка, брысь!"
Потому что это...
ОТВЕТЫ

Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок,
Музыканта звать...
ОТВЕТЫ

Погасили в доме свет,
Все равно покоя нет.
Ру-чу-чу, да ру-чу-чок.
Кто же это? Там...
ОТВЕТЫ

И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они — морские...
ОТВЕТЫ

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг — вспорхнули яблоки.
Ведь это...
ОТВЕТЫ

То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый...
ОТВЕТЫ

светлячок

Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова...Это...
ОТВЕТЫ

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистей и нежней?
Кто же это?...
ОТВЕТЫ


Top