Имя хюррем. Легенды о хюррем султан и что было на самом деле

Роксолана была маловероятным кандидатом на то, чтобы изменить ход истории. Она была молодой девушкой, которая была захвачена работорговцами и стала наложницей в гареме Сулеймана. Как обычно происходило с наложницами султана, Хюррем учили правильному придворному этикету и дали турецкое имя, Хюррем, что означает «улыбающийся и милый».

Ее интеллект, самообладание и личность увлекли Сулеймана, и вскоре она стала его наперсницей и единственной любовью.

В отличие от практики Османской империи, Сулейман женился на Хюррем , став единственным султаном (за исключением правителя 19-го века), который официально имел жену. Она родила султану шесть сыновей, один из которых стал следующим султаном. Роксолана была также филантропом. Она была единственной королевской женщиной, которая вписала свое имя в историю, пока ее муж был жив. Хюррем Султан история жизни и смерти и фото историческое вы сможете найти в данной статье.

Никто не знает происхождения Роксоланы или ее настоящего имени. Это имя возникло из западных источников, что означает «русский». Она более известна как Хюррем Султан. В книге Хюррем Султан история жизни и смерти один из источников утверждает, что ее звали Александра Лисовска и она родилась, вероятно, около 1504 года в Рогатине. Источник также утверждает, что она была дочерью русинского священника.

Известно, что она была куплена великим визирем Сулеймана и лучшим другом Ибрагимом Пашей и, в свою очередь, была подарком Султану. Она была красивой женщиной, которая выделялась из толпы из-за ее пылающих рыжих волос. Роксолана была умной и обладала яркой индивидуальностью. Через некоторое время она родила сына по имени Мехмед. Роксалана быстро стала фаворитом Сулеймана. Одной из причин, почему Роксолана была одобрена султаном, было то, что они оба любили поэзию.

Сила наложницы

Сила и влияние Хюррем над султаном заинтриговала как османов, так и европейцев. Европейцы называли ее «Роксолана» (русский) или «Ла Роза» (красный), предположительно говоря о цвете ее волос, который, должно быть, был красным или каштановым, как было сказано в одном из стихотворений Сулеймана.

В качестве Хасеки (титул королевской жены) , Хюррем накапливала огромные богатства и использовала эти средства для строительства и поддержки архитектурных комплексов в Стамбуле и Иерусалиме, а также в Анкаре, Эдирне и Мекке.

В 1539 году она поручила новоназначенному королевскому архитектору Синану спроектировать и построить группу зданий, включающих мечеть, медресе (университет) и школу.

Комплекс, названный Haseki Külliyesiwas, был построен в районе Стамбула, известном как Аврат Пазары. В начале 1550-х годов в комплекс была добавлена больница для женщин и кухня; мечеть была расширена в начале 17 века.

Haseki Külliyesi уникален по нескольким причинам. Во-первых, это первая работа Синана как королевского архитектора, продукт его первых лет, прежде чем он стал всемирно известным многочисленными зданиями — от мечети до мостов, построенных по всей империи. Во-вторых, Haseki Külliyesi был заказан женой султана, финансировался ее собственными деньгами, и поддерживался наложением, установленным на неограниченный срок. Наконец, он включал (все еще функционирующую) больницу для женщин. Вакфия, созданная Хюррем Султан , является дотошным документом, в котором указаны зарплаты и обязанности персонала, виды питания и источник дохода для расходов на персонал и обслуживание здания. Эта модель документа является актуальной для благотворительных организаций даже сегодня.

Деятельность Хюррем Султан

Хюррем была женщиной, которая преуспела в роли напористой жены самого влиятельного человека того времени. Ее личность лучше всего изучается в письмах, которые она писала своему мужу, когда он отсутствовал в военных кампаниях (Сулейман провел более десятка кампаний как в Восточной Европе, так и в Западной Азии в течение своей жизни и часто был в дороге в течение нескольких месяцев). В своих письмах Хюррем рассказывает о деятельности суда и семьи и даже отправляет списки покупок для Сулеймана.

В одном случае она просит «что-то называемое одеколоном», которое, как она слышала, было довольно популярным, ссылаясь на парфюм из немецкого города Кельн. Будучи женой султана, она чувствовала уверенность для того, чтобы послать письмо новому королю Польши (который был союзником Сулеймана), поздравив его с вступлением в должность.

Хюррем была первой женщиной, которая поселилась в дворце Топкапы, который первоначально был назначен административным и учебным штабом империи. Женщины королевской семьи жили в так называемом Старом дворце (ныне место Стамбульского университета) и не проживали в дворце Топкапы до конца 16 века. Хюррем жаловалась, что ее дети скучали по своему отцу, так как он был часто в отъезде, а когда был в Стамбуле, то работал в своих офисах в Топкапы. Затем, однажды, в Старом дворце вспыхнул таинственный огонь, заставив ее переехать в дворец Топкапы. Таким образом, Хюррем удалось остаться рядом с ее любимым мужем.

Как умерла Хюррем Султан?

Хюррем Султан умерла в 1558 году от неизвестной болезни. Во время ее почти пятидесятилетнего брака с Сулейманом она родила пятерых сыновей и одну дочь. Три ее сына умерли во время ее жизни; остальные два сражались за трон, и один из них впоследствии стал султаном Селимом II (царствовал с 1566 по 1574 год). Самой выдающейся из ее детей была ее дочь Мирирама Султан, которая унаследовала высокий интеллект своей матери, проницательную личность и сильный интерес к покровительству.

Преданность Сулеймана к Хюррем продолжалась после ее смерти, как отмечалось в стихах, которые он написал, оплакивая ее отсутствие и свое одиночество. Стихи султана, написанные под псевдонимом Мухибби (что означает «любовник» или «дорогой друг»), еще раз свидетельствуют о его любви и преданности этой замечательной наложнице, которая завоевала сердце самого могущественного на тот момент человека в мире.

Хюррем была погребена в купольной восьмиугольной структуре, возведенной на кладбище за комплексом Сулеймание в Стамбуле. Этот комплекс, спроектированный Синаном, охватывает более дюжины зданий, окружающих Мечеть Сулейманийе. Рядом с ее могилой находится внушительный мавзолей, построенный для Сулеймана, который погиб во время кампании в Венгрии в 1566 году. Сегодня Хюррем Султан остается предметом восхищения, и ее историю продемонстрировали в очень популярном телесериале «Великолепный век».

Эпилог

Будучи королевой, Роксолана давала щедрые пожертвования бедным. Она построила мечети, религиозные школы и места отдыха для паломников, отправляющихся в Мекку. Она также поручила Мимару Синану, одному из величайших архитекторов Османской империи, построить мечеть Сулеймана. Тем не менее, ее самой известной благотворительной работой был Великий Вакф Иерусалима, который был завершен в 1541 году. Это была большая кухня, на которой кормили бедных и нуждающихся. Хюррем Султан остается одной из самых противоречивых фигур в истории Османской империи.

Многие утверждают, что она была безжалостной женщиной, которая казнила всех, кто стоял на ее пути. Однако ее благотворительные работы говорят о королеве, которая заботилась о бедных и голодных. В конце концов, ее наследие как королевы почти так же неуловимо, как и ее истоки.

Хюррем Султан история жизни и смерти в видео:

Tags: ,

Кто такая Роксолана? 15-летняя девушка, которую делали героиней песен, стихов и романов. Ею восхищались, удивляясь тому, как внезапно она взошла к вершине власти, покорив сердце самого могущественного султана в истории Османской империи.

Но сколько секретов окружает Роксолану? Оказывается, историки до сих пор не могут дать точные и однозначные ответы даже на самые простые вопросы, теряясь в бесчисленных догадках.

И сегодня мы рассмотрим те вопросы, которые чаще всего волнуют исследователей жизненного пути Хюррем Хасеки-султан.

Как же ее звали?

Сам султан Сулейман называл свою любимицу Хюррем, что в переводе означает "смеющаяся". Этот факт никто не оспаривает, но вот по поводу настоящего имени Роксоланы историки к согласию не пришли.

Есть версия, что Роксолана - это похищенная дочь священника из городка Рогатин Ивано-Франковской области, что в Украине. И зовут ее Анастасия Лисовская. Но документального подтверждения этой версии нет.

Другая версия говорит о том, что Роксолана была внебрачным ребенком из рода польских королей. В защиту этой версии говорит тот факт, что татары относились к пленнице с большим почтением, не связывали ей руки и везли верхом на лошади, а не заставляли идти пешком. Вероятно, понимали ценность девушки.

Известно, что, попав в гарем, Роксолана уже владела несколькими иностранными языками. К тому же она увлекалась чтением исторических и философских трудов. Могла ли дочь простого православного священника похвастаться подобными знаниями в то время? Большой вопрос.

Умница и красавица?

Современники Роксоланы не особо лестно отзывались о ее внешности. По описаниям венецианского посла, женщина была низкорослой, худощавой и некрасивой. Вместе с тем, дипломат отмечал ее хорошие манеры и тонкий ум.

Но если Роксолана не отличалась особой красотой, то как она смогла покорить сердце султана, окруженного самыми красивыми женщинами? Современники отмечали, что Хюррем отличалась веселым нравом. В то время когда остальные наложницы заливались слезами, жалуясь на судьбу, Роксолана смеялась назло всем.

Необычная девушка привлекла внимание Сулеймана. А когда после проведенной у султана ночи в подарок девушка попросила не драгоценности, а разрешение посещать библиотеку, правитель удивился ее уму и стал проводить с Хюррем больше времени. Скоро он перестал посещать гарем, отдав свое сердце единственной женщине.

Со временем Роксолана стала активно участвовать в политической жизни страны: принимала заграничных послов, реализовывала грамотные финансовые реформы...

К власти по трупам?

До Роксоланы у султана Сулеймана уже была официальная жена Гюльбахар, родившая ему наследника Мустафу. По тогдашним обычаям престолонаследником становился старший сын, а остальных казнили, дабы избежать распрей и бунтов.

Хюррем, родившая правителю 4 сыновей и дочь, хотела отвести беду от своих детей во что бы то ни стало. Поэтому она делала всё, чтобы очернить Мустафу в глазах султана Сулеймана. В итоге наследника обвинили в заговоре против отца и казнили. Была ли в этом деле замешана Роксолана, доказать никому не удалось.

Вот такие загадки ушли вместе с Роксоланой. Но турецкий народ навсегда запомнил свою великую султаншу, жену мудрого султана Сулеймана, которая за годы правления сделала много хороших дел для страны. Она закрыла рынок невольников на главной площади, создала больницы и школы доступными для бедняков, открыла множество благотворительных заведений.

Султанские дочери Мы продолжаем рассказ о султанских дочерях. Немедленно после рождения принцесс им выделялись отдельные апартаменты в гареме, няньки, прислужницы из наложниц. Именно они вместе с матерью принцессы и занимались ее воспитанием. Гуляли и играли принцессы вместе с другими детьми, но непременно под присмотром няни. Причем играть с принцессами разрешалось и оскопленным детям – неграм, которым в будущем предстояло стать в гареме евнухами. По достижении принцессой соответствующего возраста султан издавал указ, в соответствии с которым девочке назначались учителя. Обучение начиналось с торжественной церемонии, в которой нередко участие принимал и сам султан. Султан дарил дочери букварь и прочие школьные принадлежности. Все они были инкрустированы бриллиантами, другими драгоценными камнями, жемчугом. В наше время некоторые из этих великолепных школьных принадлежностей принцесс можно увидеть во дворце – музее Топкапы. Во дворце Топкапы обучение проводилось в специальном помещении, выделенном для султанских детей. Лишь после переезда султанской семьи из Топкапы во дворец Йылдыз принцессы и принцы стали обучаться раздельно. Учебный год всегда начинался с дворцовых церемоний. Вот что пишет о начале учебного года Айше, дочь султана Абдулхамида Второго, правившего в конце 19 – го и начале 20 – го веков: «Все обитательницы гарема стояли у его дверей и провожали нас в школу, произнося добрые напутствия и читая молитвы. Точно так же провожали нас и придворные, жившие и служившие в мужской части дворца – селямлыке». В силу того, что османский султан одновременно был и халифом, он обращал пристальное внимание на то, чтобы его дети хорошо знали Коран. Султан гордился хорошим знанием своих детей Корана. Помимо этого, детей обучали грамоте, арифметике, истории, географии. В 19 – ом веке к этому добавились обучение игре на западных музыкальных инструментах, в особенности на фортепиано, французскому языку. Изучение эпистолярного наследия принцесс показывает высокую степень их образованности. По достижении известного возраста принцессы начинали покрывать голову чадрой, одевать длинные платья. Гарем - 17Замуж принцесс выдавали в возрасте 14 – ти – 16 – ти лет. Однако в 17 – ом веке этот порог был понижен. Сделано это было знаменитой Кесем, любимой наложницей Ахмета Первого, матерью троих султанов. Выдавая принцесс замуж за известных вельмож, она тем самым привязывала их к династии, делала лично верными себе. Так что обручение принцесс при Кесем стало происходить в невероятно раннем возрасте. Так, внучки Кесем, дочери ее сына Ибрахима Гевхер и Бейхан были обручены в возрасте соответственно трех и двух лет. Эта практика сохранялась до конца 18 – го века, то есть до начала периода правления Махмуда Второго. Последний вновь повелел выдавать принцесс замуж лишь по достижении ими совершеннолетия. С другой стороны, история знает принцесс, выходивших замуж в достаточно зрелом возрасте. Связано это было с разными причинами – смертью их отцов – султанов, неприязнью, испытываемой по отношению к ним отцами, болезненностью, войнами… Принцесса, которой не нравился муж, могла разводиться с ним по получении отцовского согласия. Султан сам мог лишать зятя этого статуса, если гневался на него. При этом у султанского зятя не было права на развод с принцессой. Более того, султанский зять не имел права и на обзаведение гаремом. После женитьбы на принцессе султанский зять должен был расстаться со своими наложницами, если они у него имелись. Документы показывают, что принцессы весьма часто выходили замуж дважды. Связано это было с тем, что престарелые мужья юных принцесс умирали, оставляя последних вдовами в достаточно молодом возрасте. При этом в османской истории встречались принцессы, выходившие замуж гораздо чаще, даже 12 раз. Так что принцессы пользовались в браке правами, которых не было ни у одной другой женщины, жившей в османском государстве. Более того, они стояли на более высокой позиции, чем их мужья. По сути дела, мужья принцесс представляли собой рабов, лишь формально отличаясь от рабынь, служивших султанам женами. Хотя, собственно, все подданные султана считались его рабами, правда, не вполне в западном понимании этого слова.

Происхождение

Сведения о происхождении Хюррем достаточно противоречивы. Документальные источники и даже сколь-либо надёжные письменные свидетельства, говорящие о жизни Хюррем до поступления в гарем, отсутствуют. Вместе с тем, о её происхождении известно из легенд и литературных сочинений, преимущественно западного происхождения . Ранние литературные источники не содержат сведений о её детстве, ограничиваясь упоминанием о её русском происхождении.

Первые подробности о жизни Хюррем до попадания в гарем появляются в литературе в XIX веке. Согласно польской литературной традиции, её настоящее имя было Александра и она была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина (ныне в Ивано-Франковской области) . В украинской литературе XIX века её именуют Анастасией . По версии Михаила Орловского, изложенной в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская» (1882 год), она была родом не из Рогатина, а из Чемеровец (ныне в Хмельницкой области) . В те времена оба города находились на территории Королевства Польского .

Жена султана

Роксолана и султан . Антон Хакель, 1780

В самое короткое время Хюррем привлекла внимание султана. Другая наложница Сулеймана - Махидевран , мать принца Мустафы , рабыня албанского или черкесского происхождения , стала ревновать султана к Хюррем. Возникшую между Махидевран и Хюррем ссору в своём отчёте за 1533 год описал венецианский посол Бернардо Навагеро: «…Черкешенка оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее, султан вызвал Хюррем и выслушал её. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем. Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она ещё мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей» .

В 1521 году скончались двое из трёх сыновей Сулеймана. Единственным наследником остался шестилетний Мустафа, что в условиях высокой смертности представляло угрозу для династии. В связи с этим способность Хюррем родить наследника давала ей необходимую поддержку во дворе. Конфликт новой фаворитки с Махидевран сдерживался авторитетом матери Сулеймана Хафсы Хатун . В 1521 году Хюррем родила мальчика, получившего имя Мехмед. В следующем году родилась девочка Михримах - единственная пережившая младенчество дочь Сулеймана, после родился Абдаллах, проживший всего три года, в 1524 году родился Селим, а в следующем - Баязид. Последнего, Джихангира, Хюррем родила в 1531 году .

В 1534 году умерла валиде-султан Хафса Хатун. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем - Махидевран. В марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша, ранее опиравшийся на поддержу Хафсы, был арестован, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и отстранение великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти.

После смерти Хафсы Хюррем смогла добиться того, чего никто и никогда до неё не добивался. Она официально стала женой Сулеймана. Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настраивала против этого. При этом в Османской империи, даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом - канун . Состоявшаяся свадебная церемония была, судя по всему, очень пышной, хотя никак не упоминается в османских источниках. Вероятно, свадьба состоялась в июне 1534 года, хотя точная дата этого события неизвестна . Уникальное положение Хюррем отражал и её титул - хасеки , введённый Сулейманом специально для неё .

Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем , которая была его главным политическим советником. Между тем, Лесли Пирс отмечает, что на ранних этапах деятельности Сулеймана он более опирался на переписку с матерью, так как Хюррем недостаточно хорошо знала язык. Ранние письма Хюррем написаны отточенным канцелярским языком, что говорит о том, что они были написаны придворным писарем .

Влияние, оказываемое Хюррем на Сулеймана, иллюстрирует эпизод, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Один из санджак-беев подарил султану и его матери по одной красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем, и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, так как наличие даже одной наложницы во дворце делало хасеки несчастной .

Образованнейшая женщина своего времени, Хюррем Хасеки Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.

Дети

Хюррем родила султану 6 детей:

Роль в истории

Профессор истории, автор работы о султанском гареме Лесли Пирс отмечает, что до Хюррем фаворитки султанов играли две роли - роль собственно фаворитки и роль матери наследника престола, и что эти роли никогда не совмещались. Родив сына, женщина переставала быть фавориткой, отправляясь вместе с ребёнком в отдаленную провинцию, где наследник должен был воспитываться до того времени, как займёт место отца . Хюррем же была первой женщиной, сумевшей одновременно играть обе роли, что вызывало огромное раздражение консервативно настроенного двора. Когда её сыновья достигли совершеннолетия, она не отправилась вслед за ними, а осталась в столице, лишь изредка навещая их . Именно этим во многом можно объяснить негативный образ, который сформировался вокруг Хюррем. Кроме того, она нарушила ещё один принцип османского двора, заключавшийся в том, что одна фаворитка султана должна была иметь не более одного сына. Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана . Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесён и в западную историографию, хотя и подвергся некоторой трансформации.

Роль в культуре

В отличие от всех предшественниц, а также от матерей шехзаде, имевших право возводить строения лишь в рамках провинции, в которой они проживали с сыновьями, Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской Империи. Она создала благотворительный фонд своего имени (Külliye Hasseki Hurrem ). На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен район Аксарай или женский базар, позже также имени Хасеки (Avret Pazari ), в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (Fatih ) и Сулеймание (Süleymanie ). К числу иных благотворительных проектов Роксоланы относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественная столовая в Стамбуле (в Avret Pazari ), а также две большие общественные бани в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах) .

1-я страница вакфийя на Комплекс Такхтият-Хасеки Хюррем Султан (мечеть Хасеки Хюррем, медресе и имарет в Иерусалиме)

Свод купола в хаммаме (Стамбул, недалеко от собора Святой Софии)

В произведениях искусства

Литература

  • поэма «Преславное посольство светлейшего князя Кшиштофа Збаражского от Сигизмунда III к могущественному султану Мустафе» (Самуэль Твардовский, 1633)
  • повесть «Роксолана или Анастасия Лисовская» (Сергей Плачинда и Михаил Орловский, 1882)
  • историческая драма в пяти действиях «Роксоляна» (Гнат Якимович, 1864-1869)
  • исторический труд украинского востоковеда Агафаегела Крымского «История Турции и её литературы», в котором Роксолане отведено более 20 страниц, 1924
  • повесть «Роксоляна» (Осип Назарук , 1930)
  • короткий рассказ «Роксолана. Историческое повествование XVI века» (Антон Лотоцкий , 1937)
  • роман «Roxelane» (Йоханнес Тралов, 1942)
  • роман «Mikael Hakim: kymmenen kirjaa Mikael Carvajalin eli Mikael El-Hakimin elämästä vuosina 1527 - 38 hänen tunnustettuaan ainoan Jumalan ja antauduttuaan Korkean Portin palvelukseen» (Мика Валтари , 1949)
  • роман «Степной Цветок» (Николай Лазорский, 1965)
  • штудия «Императорская карьера Анастасии Лисовской» (Ирина Кныш, 1966)
  • повесть «Неопалимая купина» (Юрий Колисниченко, 1968)
  • поема «Роксоляна. Дівчина з Рогатина» (Любовь Забашта, 1971)
  • роман «Роксолана» (Павел Загребельный , 1980)
  • роман «La magnifica dell’harem» (Изор де Сен-Пьер, 2003)

Кино

  • телесериал «Роксолана: Любимая жена Халифа» (Украина, 1996-2003) - экранизация повести Осипа Назарука, в роли Роксоланы - Ольга Сумская
  • телесериал «Хюррем Султан» (Турция, 2003), в роли Роксоланы-Хюррем - Гюльбен Эрген
  • документальный фильм «Роксолана: кровавый путь к трону» из цикла «В поисках истины » (Украина, 2008)
  • телесериал «Великолепный век » (Турция, 2011-2013), в роли Роксоланы-Хюррем - Мерьем Узерли

Театр

  • пьеса «Les Trois Sultanes ou Soliman Second» (Шарль Симон Фавар , 1761)
  • спектакль «Роксолана» Тернопольского областного музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченка (Украина) - постановка романа Павла Загребельного, в роли Роксоланы - Люся Давидко
  • спектакль «Роксолана» Днепропетровского академического украинского музыкально-драматического театра имени Т. Г. Шевченко (Украина, 1988), в роли Роксоланы - Александра Копытина

Музыка

О Роксолане написано или посвящено ей около двух десятков музыкальных произведений, среди них:

  • «63 Симфония» (Йозеф Гайдн , 1779-1781)
  • опера «Роксоляна» (Денис Сичинский, 1908-1909)
  • балет «Хюррем Султан» (муз. Невит Кодалли, хореогр. Ойтун Турфанда, 1976)
  • песня «Роксолана», (слов. Степан Галябарда , муз. Олег Слободенко, испол. Алла Кудлай, 1990)
  • опера «Сулейман и Роксолана или Любовь в гареме» на либретто Б. Н. Чипа (Александр Костин, 1995).
  • рок-опера «Я - Роксолана» (слов. Степан Галябарда и муз. Арнольд Святогоров, 2000)
  • балет «Роксолана» (Дмитрий Акимов, 2009)

Примечания

Литература

  • Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. - New York: Oxford University Press, 1993. - 374 p.
  • Roxolana in European Literature, History and Culture / ed. by Galina I. Yermolenko. - New York: Ashgate Publishing, 2010. - 318 p.
  • Yermolenko G. Roxolana: The Greatest Empresse of the East // The Muslim World. - 95. - 2. - 2005. - P. 231-248.


46-летнее (в 1520 - 1566 гг.) правление Сулеймана Великолепного (он же Кануни - Законодатель) часто называют золотым веком Османской империи. И это вполне обосновано, поскольку именно в это время Великолепная Порта достигла своего маскимального могущества и расцвета, став самой могущественной империей всего мира.

Но не менее великолепной была и любимая жена султана, ставшая широко известной под именем Роксолана (во многом благодаря популярному турецкому сериалу "Великолепный век", содержание которого, впрочем, не слишком соответствует реальной истории этой неординарной женщины, ставшей из рабыни-наложницы фактической соправительницей могущественного Сулеймана.

Однако, несмотря на фантастические обстоятельства ее биографии, которым верится с большим трудом, Роксолана - личность совершенно историческая.

Сулейман и Роксолана.
Картина А. Хикеля (1780 г.):

Её настоящее имя, вероятно, Анастасия Лисовская . Родилась она около 1506 года в семье священника из-под Львова. Во время одного из многочисленных набегов крымских татар на земли Литовско-Польского государства, страдавшего от таких набегов в XVI - XVII веках не меньше, если не больше, чем Московское государство, она была пленена и в результате оказалась на невольничем рынке Константинополя (да, я не оговорился, даже после захвата "Второго Рима" султаном Мехмедом II Завоевателем в 1453 году, великий город сохранил свое имя; официально Стамбулом он стал только лишь по решению Мустафы Кемаля паши (Ататюрка), провозгласившего Турцию республикой в 1923 году и лишивший Константинополь как исторического названия, так и статуса столицы. Кстати, не всеми это признано до сих пор. Сам видел современные греческие карты, на которых нет никакого Стамбула, а по прежнему - Константинополь).

Впрочем вернемся к нашей героине.
На невольничем рынке среди множества полонянок красавицу Анастасию приметил главный визирь Сулеймана и его близкий друг Рюстем-паша , решивший сделать изящный подарок своему молодому повелителю. Так она, 15-летняя рабыня, оказалась в гареме.

ПРО ГАРЕМ

Здесь нужно сделать большое отступление, поскольку вопреки расхожему мнению, источником которого вероятнее всего является возникшая в первой половине XIX века в Европе мода на ориентализм (и в литературе, и в особенности, в изобразительном искусстве), гарем в Османской Турции вовсе не был земным филиалом этакого исламского Эдема, где султан приятно проводил время в объятиях сотен гурий-одалисок.

Жан Огюст Доменин Энгр.
"Одалиска с рабыней":

На самом деле гарем был большим гадюшником, в котором главным было интриги и заговоры, которые плелись всеми и против всех. При этом в гареме была совершенно четкая субординация. И каждая из женщин, оказавшихся там, стремилась занять в гареме как можно более высокое место, устранив конкуренток любыми способами.

Джулио Розати.
"Танцы в гареме":

Пресловутые одалиски ("одалык") занимали в гареме низшую ступень. Они были не более чем служанками, которые чаще всего и в глаза не видывали султана, не говоря уже о том, чтобы разделить с ним ложе.

Поль Трульбер.
"Слуга в гареме":

Девушки, которым по каким-либо причинам (чаще всего - красота, умение поддержать беседу, развлечь султана танцем и т. п.) повезло больше, становились наложницами ("икбаль"). Многие из икбаль имели возможность побыть наедине с султаном лишь один раз (выбор у повелителя быд достаточно велик), но если какая-то из них понравилась султану, и он вызывал ее во второй раз, то с этого момента ее жизнь подвисала буквально на волоске. За ней начинали ревниво следить хасеки.

Джулио Розати. "Выбор фаворитки":

Хасеки - жены султана, родившие ему сына. Еще одна конкурентка никому из них была совершенно не нужна, поэтому бывали случаи, когда хасеки объединялись против понравишейся султану икбаль, стремясь всячески ее опорочить, а лучше всего - вообще изгнать из гарема (убийство при этом никого не останавливало).
Но и каждая из хасеки боролась за то, чтобы именно ее сын взошел на престол, поэтому друг другу они были не подругами, а смертельными, в буквальном смысле этого слова, врагами (или правильнее сказать "врагинями"? В общем, "демонами в женском обличье"). В дело шло все: от доноса до кинжала или яда.

Проигравшие оказывались в кожанном мешке на дне Босфора. А удачливая хасеки, чей сын все-таки становился султаном (отравить при этом собственного мужа, чтобы расчистить дорогу к престолу сыну, считалось делом вполне нормальным), становилась "валиде-султан" (матерью султана) и превращалась не только в главного человека всего гарема, но и в соправительницу своего сына. А иногда и в полновластную правительницу: так, например, во второй половине XVI века именно валиде правили империей вместо своих никчемных сыновей - пьяниц или безумцев.

Особое слово нужно сказать и о черных евнухах , бывших своеобразной службой безопасности гарема (их набирали преимущественно в Египте, хотя, конечно же, бывали и исключения).
Начальником евнухов являлся кызляр-ага , занимавший достаточно значительное место в иерархии чиновников Османской империи, поскольку выполнял функцию своего рода наперсника султана.
Именно он каждый вечер выбирал девушку для сутлана из числа икбаль или хасеки (при этом, разумеется, взяточником он был совершенно невообразимым).

Жан Леон Жером.
"Бассейн в гареме":

Кызляр-ага выполняли другие "деликатные" поручения, заведуя теми самыми кожанными мешками, в которых топили в Босфоре неудачниц из гарема.

Кстати, кастрация евнухов далеко не всегда делала секс невозможным (в отличие от возможности зачатия), так что евнухи периодически злоупотребляли своим служебным положением. Знаете анекдот о том, как гарем рыдал из-за измены султана с другим гаремом?
Так вот, этот анекдот вполне правдив. Сейчас уже не припомню имени сутлана, которому надоел его гарем в полном составе (вроде бы это был Мурад III , известный своей сексуальностью и в течение нескольких лет проводивший каждую ночь как минимум с тремя наложницами то одновременно. а то по очереди), и он приказал своим верным евнухам утопить в Босфоре всех и икбаль и хасеки, чтобы без помех набрать новых.

Но в любом случае когда султан умирал (особенно, если не своей смертью), то его наследник обзаводился собственным гаремом. А жен и наложниц предшественника ждала разная участь. Некоторых выдавали замуж, некоторых оставляли в гареме в качестве нянек, а большинство отправляли во Дворец слёз у мечети Беязит, где они доживали свои дни в полном забвении, хотя должны были радоваться тому, что избежали кожанного мешка.

Столь пространное повествование о султанском гареме понадобилось прежде всего для того, чтобы была понятнее совершенно фантастическая карьера, которую сумела сделать Анастасия (Роксолана).

КАРЬЕРА РОКСОЛАНЫ

Каким образом дочь священника из-под Львова очень быстро поняла, что из себя представляет султанский гарем, понять трудно, если вообще возможно. Но она почувствовала себя там как рыба в воде.
Она не слишком долго задержалась среди одалык (одалисок), видимо благодаря тому, что султану ее представил в качестве подарка его ближайший советник Рюстем-паша. Как икбаль она стремительно влюбила в себя молодого Сулеймана, что было не так уж и просто, так как в его распоряжении было около 600 наложниц.
Во дворце шептались, что славянка - ведьма и чем-то опоила султана. Сулейман, вовсе не отличавшийся доверчивостью, иначе он не стал бы величайшим правителем Османской империи, при виде лучезарной улыбки Роксоланы становился совершеннейшей тряпкой и верил всему, что она ему нашептывала.
А это были далеко не всегда слова любви.

Под ее всегдашней улыбкой, благодаря которой Роксолана и получила свое придворное имя Хюррем, т. е. "Весёлая", "Смеющаяся", скрывалось чудовище, по сравнению с которым какая-нибудь Леди Макбет и в подметки бы не годилась!

Такой её изобразил Тициан:

Первым делом Хюррем (давайте называть ее именно так) избавилась от предыдущей фаворитки султана - черкешенки Махидерван. Эта, прежде любимая хасеки Сулеймана, и так после появления Хюррем впола в немилость, но продолжала представлять опасность, ибо успела родить султану двух сыновей. А Хюррем во что бы то ни стало решила возвести на престол собственного сына Селима. Махидерван была сослана и умерла в изгнании.
Затем в результате виртуозной интриги Хюррем удалось убедить султана в том, что популярный в народе и главное среди янычар старший сын Махидерван, наследник престола Мустафа, замышляет против него переворот. Мустафу задушили, а его младший брат Джихаргир умер, как объявили, с горя.
Затем "веселая" хасеки последовательно истребила всех, кто мог встать между ней и Сулейманом. Одного за другим султан казнил всех своих ближайших друзей, включая того самого Рюстама-пашу, который когда-то привел славянскую невольницу во дворец султана в качестве подарка.
Мать султана - Айше-Хафса (валиде-султан), имевшая неосторожность высказать сыну все, что думает о его обожаемой Хюррем, вскоре скоропостижно умерла от странной болезни (вероятнее всего, просто была отравлена).
Для страховки Хюррем посылала убийц и в различные провинциальные дворцы: нет ли у султана еще сыновей на стороне? Таких оказалось более 40, и все они были убиты.
И уж наконец, для пущей верности, были убиты два младших брата Селима - ее собственные сыновья, ведь они могли составить ее обожаемому Селиму конкуренцию после смерти Сулеймана, поскольку никакого правила наследования престола в Османской империи XVI века не существовало (в том числе и правила первородства), а действовал звериный закон: кто из наследников первым перебъет своих братьев, тот и становится султаном.

Хюррем так и не достигла вершины, к которой так стремилась. Валиде-султан она так и не стала, не пережив своего супруга, умерев на 6 лет раньше его, в 1560 году (удивительно, что она его не отравила или не избавилась от него каким-либо другим способом!).
Но после смерти Сулеймана, в 1566 году, любимый сын Хюррем-Роксонаны-Анастасии все-таки взошел на престол.
Названный в честь Селима I Грозного, Селим II остался в истории Османской империи как один из самых ничтожных ее правителей. Его прозвищем стало "Пьяница", которое он оправдал даже своей смертью: он разбил себе голову спьяну поскользнувшись в бане.

Селим II:

Стоит ли после этого удивляться тому, что после эпохи Сулеймана Великолепного Османская империя стала постепенно деградировать и превращаться в "больного человека Европы" по меткому выражению Николая I.
Конечно, со времени Сулеймана и его любимой Хюррем до полного упадка Великолепной Порты прошло много времени, еще в конце XVII века турки штурмовали Вену. Но, как говорится, "капля камень точит"!

Поэтому предлагаю: давайте считать славянку Анастасию Лисовскую (она же Роксолана, она же Хюррем) специальным агентом, отправленым в Турцию времен ее маскимального могущества, с целью подорвать её изнутри! И отправил её туда с помощью машины времени сам Путин по поручению великого князя Василия III. А курировал все ее поведение, разумеется, Иван Грозный! В этом случае ей просто необходимо присвоить почетное звание царского стольника, ну и, конечно же, Героя РФ. Или, может быть не РФ, а Украины?

Если кто-то не понял, то это шутка.
Но ведь, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки...

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.


Top