Инструменты Совета Европы по поддержке развития молодежной политики. Современные проблемы науки и образования Молодежная политика в странах европы

Из чего должна исходить государственная политика России в отношении самой активной части населения

В этом году в России прошел 10-й, юбилейный молодежный форум «Селигер-2014», где собрались 800 будущих философов, экономистов, политологов, социологов из ведущих вузов страны. Его организацию и проведение можно рассматривать как проявление государственной молодежной политики в действии.

Спектр вопросов, затронутый при обсуждении участниками «Селигера» на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в сложной геополитической ситуации, впечатляет. Поэтому, как представляется, будет небезынтересно вспомнить историю вопроса – что же такое государственная молодежная политика? Каковы ее задачи и как они реализуются?

Молодежь – это звучит… сложно

Формирование молодежной политики как отдельного направления в международной и национальной политике государств можно отнести к 50–60 годам прошлого века. Первостепенную роль в этом сыграла Организация Объединенных Наций. Первым ее документом, в котором молодежь выделяется в отдельную социальную группу, можно назвать «Декларацию о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами», принятую на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 7 декабря 1965 года.

В документе подчеркивалось, что «во время пожаров войны, которые охватывали человечество, именно на долю молодежи приходились наибольшие страдания и именно она понесла наибольшее число жертв», «молодежь хочет быть уверена в своем будущем и в том, что мир, свобода и справедливость являются одними из основных гарантий осуществления ее стремлений к счастливой жизни», что «в нашу эпоху великих научных, технических и культурных достижений энергия, энтузиазм и творческие дарования молодежи должны быть посвящены материальному и духовному прогрессу всех народов», «молодое поколение должно знать, уважать и развивать культурное наследие своей собственной страны и всего человечества».

В качестве основной цели воспитания молодежи в Декларации было впервые провозглашено «развитие всех ее способностей, формирование людей, обладающих высокими моральными качествами, глубоко преданных благородным идеалам мира, свободы, достоинства и всеобщего равенства и преисполненных чувством уважения и любви к человечеству и к его созидательному труду».

К молодежи ООН относит категорию молодых людей от 15 до 24 лет. Вместе с тем ООН признает, что само значение термина «молодежь» существенно разнится в различных странах мира, а «определение молодежи постоянно трансформировалось в зависимости от меняющихся политических, экономических и социально-культурных условий». Чтобы привлечь внимание национальных правительств и межправительственных организаций к проблемам, стоящим перед молодежью, ООН объявила уже два Международных года молодежи – в 1985 и 2010 годах, а также ввела в 1999 году ежегодный Международный день молодежи – 12 августа.

Основополагающим документом ООН, который сформировал молодежную политику в нынешнем ее виде, можно считать «Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся молодежи», принятые в 1985 году. В нем учитываются интересы молодых людей как широкой категории, включающей различные подгруппы, а не как единой демографической единицы.

Принятая на заседании Генеральной Ассамблеи ООН спустя десять лет, в декабре 1995 года, «Всемирная программа действий для молодежи до 2000 года и на последующий период» (далее – Всемирная программа) определила молодежную политику на последующие десятилетия и стала эталоном международно-правового документа по молодежи, в том числе половое воспитание.

В рамках Всемирной программы были определены 10 приоритетных направлений деятельности, выделенных международным сообществом, которые представлены в виде основных вопросов, конкретных задач и мер, предлагаемых для осуществления различными участниками с целью выполнения этих задач: образование, занятость, голод и нищета, здравоохранение, окружающая среда, злоупотребление наркотическими средствами, преступность среди несовершеннолетних, организация досуга, девушки и молодые девушки, а также полное и эффективное участие молодежи в жизни общества и в процессе принятия решений.

Для усиления координации между структурами ООН Генеральный секретарь ООН в ответ на просьбу государств-членов поручил разработку Общесистемного плана действий ООН по вопросам молодежи Межучрежденческой сети ООН по вопросам развития молодежи. Общесистемный план действий был утвержден в апреле 2013 года Координационным советом руководителей системы Организации Объединенных Наций.

Общесистемный план действий направлен на улучшение положения молодежи как в мирных, так и в конфликтных ситуациях, признает широкое разнообразие молодых людей и обращается к вопросам, имеющим существенное значение для различных возрастных групп молодежи в рамках тематических областей, включая подростков (в возрасте 10–19 лет) и молодежь (в возрасте 15–24 лет), в соответствии с мандатами учреждений ООН. Он акцентирует внимание на следующих четырех тематических областях: занятость и предпринимательство; защита прав и участие гражданского общества; участие в политической жизни; образование, в том числе половое воспитание, и здравоохранение.

Тематические области затрагивают и используют потенциал и преимущества деятельности ООН в других областях, влияющих на развитие молодежи, таких, в частности, как устойчивое развитие, изменение климата и культура. Большая часть мероприятий по выполнению обязательств и меры, содержащиеся в Общесистемном плане действий, будут осуществляться на страновом уровне. Однако важные виды деятельности по выполнению Плана действий будут также осуществляться на региональном и глобальном уровнях.

В 2013 году в ООН появился первый посланник по делам молодежи, им стал Ахмад Алхендави (Иордания). В своей работе посланник концентрирует внимание на двух областях: расширение экономических прав и гражданской активности молодежи, при этом руководствуясь четырьмя принципами – участие, пропаганда, партнерство и согласованность. Посланник осуществляет свою работу в тесном контакте с Межучрежденческой сетью по вопросам развития молодежи.

В том же году Департамент общественной информации ООН ввел в действие онлайновую платформу (www.un.org/youthenvoy), которая является единым источником информации по вопросам молодежи всех структур ООН, имеющих отношение к молодежи.

Молодежная политика в Европе

Совет Европы впервые обратил внимание на проблемы, связанные с молодежью, в контексте построения демократической Европы на основе уважения прав человека и общности судьбы стран Европы, в 60-х годах прошлого века. Правительства и парламентарии стран Европы согласились, что любая молодежная политика должна развиваться через молодежные организации, которые, как предполагалось, создают идеальную основу для демократического участия молодых людей в жизни общества.

Совет по культурному сотрудничеству СЕ решил, что пришло время присоединить молодежные организации к другим направлениям деятельности и придать новый импульс работе с молодежью. Были разработаны специальные тренинги по активному участию молодежи в общественной и культурной жизни. При поддержке Совета по культурному сотрудничеству был организован первый проект «Экспериментальный молодежный центр» в Обернаи (Франция).

В 1966 году в американском журнале «Оплот» появилась информация, что некоторые из крупных международных европейских молодежных организаций получали финансирование из ЦРУ. Эти факты послужили толчком для осознания европейскими правительствами, что полномасштабная битва за умы молодых людей уже идет полным ходом. На этом фоне эксперимент молодежного центра в Обернаи стал рассматриваться как своего рода модель сотрудничества с молодежью.

Два года спустя, в 1968 году, европейские правительства столкнулись со студенческими восстаниями, которые потрясли послевоенный социальный порядок. Парламентская ассамблея Совета Европы и Европейская ассамблея Европейского экономического сообщества встретились, чтобы обсудить «молодежный кризис» – и по результатам встречи приняли решение по привлечению молодежи к строительству демократической Европы. Для Совета Европы это означало продвижение западной концепции прав человека и демократии. На Гаагском саммите в 1969 году главы государств и правительств в своем заключительном заявлении отметили, что «все творческие мероприятия и действия, способствующие европейскому росту, будут иметь успех только тогда, когда молодое поколение будет ассоциировать себя с ними».

Совет Европы, вдохновленный успехом проекта в Обернаи и контактами с молодежными организациями, начал разработку и реализацию полномасштабной европейской молодежной политики. В 1970 году был создан Европейский молодежный центр в Страсбурге и в 1972 году – Европейский фонд молодежи (ЕФМ), который стал играть ключевую роль в работе с молодежью и в поддержке молодежи путем оказания финансового содействия.

Благодаря своему ежегодному бюджету в размере примерно 3 млн евро ЕФМ предоставляет гранты для учебных мероприятий, встреч, исследований, кампаний и пилотных мероприятий, тем самым содействуя неформальному образованию. Он также финансирует административные расходы международных неправительственных молодежных организаций и сетей, международные и местные молодежные мероприятия, направленные на укрепление мира, сотрудничества и взаимопонимания, права человека, демократию, толерантность и солидарность.

Поскольку его бюджет состоит из государственных средств, то для ЕФМ важнейшее значение имеют транспарентность и подотчетность. Более чем 370 тыс. молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет уже напрямую участвовали в мероприятиях, финансируемых фондом. ЕФМ оказывает поддержку одному молодежному мероприятию в день в Европе и предоставляет 300 грантов на участие 15 тыс. молодых людей в год. И эти мероприятия оказывают положительное влияние на миллионы других молодых людей.

В 1985 году Европейский фонд молодежи провел первую Европейскую конференцию министров по делам молодежи.

Жить – значит участвовать

Молодежный кризис 1968–1970 годов потребовал существенных изменений в европейской молодежной политике Совета Европы и в целом изменил взгляд на нее. Новые формы протеста молодых людей изменили как их организации, так и взгляд правительств на молодежь. Стало очевидно, что без интеграции молодежи в общество будущее Европы под угрозой.

В 1960-х годах казалось, что молодежь может выступить единым фронтом, но экономический кризис сделал приоритетными потребности индивида. Молодежные организации начали выдыхаться, спрос на культурно-досуговые услуги вырос, а интерес к политической и профсоюзной деятельности ослаб. Правительства осознали, что молодежная политика должна быть чем-то большим, чем совместное управление европейскими фондами, и необходимо привлечь к молодежной политике более широкий круг партнеров. В это время Совет Европы официально создал Специальный комитет экспертов по молодежи, который в 1988 году трансформировался в Европейский руководящий комитет по делам молодежи.

Борьба с безработицей среди молодежи, развитие новых форм добровольческой деятельности стали результатом деятельности Совета Европы и дискуссий, которые были им организованы с национальными правительствами. Мобильность молодежи и информирование вошли в обиход благодаря новому сервисно-ориентированному подходу.

«Участие – это больше чем участие в деятельности организаций и принятии решений. Участие – это образец того, как жить в демократическом обществе, оно имеет отношение к работе, жилью, досугу, образованию и общественным отношениям», – говорилось в резолюции II Всемирной конференции министров, отвечающих за молодежь, в 1988 году в Страсбурге. Таким образом, первая реформа молодежной политики 1988 года открыла следующий этап в сотрудничестве с новыми партнерами, представляющими молодежь, вне традиционных молодежных организаций. И они также вошли в преобразованный Европейский руководящий комитет по делам молодежи.

После стены

С падением Берлинской стены в ноябре 1989 года ситуация в Европе резко меняется. На повестке дня стоит интеграция стран Центральной и Восточной Европы. В течение десяти последующих лет Совет Европы расширился с 21 члена до 40. Из-за социально-экономического неравенства в странах Западной и Восточной Европы стало очевидно, что термин «европейская молодежь» больше не отражает реального положения дел в Европе в целом. Вопросы молодежной политики все более усложняются, и это стало причиной резкой смены приоритетов Совета Европы на центральную и восточную части Старого Света. Одновременно это повлекло изменение в молодежных структурах управления.

В 1993 году открывается второй Центр европейской молодежи в Будапеште, который является аналогом центра в Страсбурге, но сосредоточен на демократизации стран Центральной и Восточной Европы.

Новые вызовы и меняющееся лицо европейской молодежной политики стали причиной второй реформы молодежной политики Совета Европы. Ее результат – структурные изменения в управлении молодежным сектором. Так, европейские молодежные центры перестали быть только учебными, а были преобразованы в ресурсные центры по делам молодежи, открытые для всех форм работы с молодежью и направленные на более широкий круг пользователей.

В работе Европейского молодежного фонда после реформы стали участвовать только его члены. Был создан Программный комитет по делам молодежи (The Programming Committee on Youth), его функцией стали контроль и оценка программ европейских молодежных центров в Страсбурге и Будапеште и Европейского молодежного фонда.

В настоящее время в Соглашении о европейском сотрудничестве в молодежной сфере определены следующие направления: образование и профессиональная подготовка; трудоустройство и предпринимательство; здоровье и благополучие; участие; волонтерская деятельность, социальная интеграция; молодежь и мир творчество и культура.

Программа «Молодежь в действии» была утверждена 15 ноября 2006 года решением Европейского парламента и Совета Европы. Она является законодательной базой для поддержки неформального образования молодежи в ЕС. Программа реализовывалась с 2007 по 2013 год.

Главный приоритет программы «Молодежь в действии» – привлечение молодежи к участию в демократической жизни и поощрение к активной общественной деятельности. Эти цели имеют три основных измерения, определенные решением Совета министров ЕС на основании главных задач работы с молодежью:

– повышение уровня участия молодежи в гражданской жизни их сообществ;

– повышение уровня участия молодежи в системе представительной демократии;

– поддержка различных форм обучения молодежи относительно ее возможностей участия в жизни общества.

Общий бюджет программы «Молодежь в действии» (2007–2013) составил 885 млн евро.

Внимание к вопросам молодежной политики, финансирование в этой области в Европе впечатляют. Жаль, что подобных программ не было в свое время в СНГ, нет и сейчас. Конструктивный диалог с молодежью и в среде молодежи СНГ по примеру «Селигера» и межгосударственная молодежная программа могли бы стать важнейшими механизмами реализации молодежной политики в рамках гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ.

Russian

English

Arabic German English Spanish French Hebrew Italian Japanese Dutch Polish Portuguese Romanian Russian Turkish

These examples may contain rude words based on your search.

These examples may contain colloquial words based on your search.

Translation of "Европейская молодежь" in English

Other translations

Этот проект был связан также с проектом Совета Европы "Европейская молодежь против расизма" и осуществлялся в сотрудничестве с ним.

This project was also related to and in cooperation with the Council of Europe"s project "European Youth Campaign against Racism".

European Youth Campaign against Racism".">

Например, организация «Европейская молодежь в действии» ежегодно организует велопробег в целях привлечения внимания общественности к локальным проявлениям проблемы загрязнения воздуха автотранспортом.

For instance, the European Youth for Action organizes an annual bike tour to raise public awareness of the harmful effects of cars on local air pollution.

European Youth for Action organizes an annual bike tour to raise public awareness of the harmful effects of cars on local air pollution.">

Европейские молодежные группы, такие, как «Молодые друзья Земли» и «Европейская молодежь в действии», признают состязательный проект «Пари» в качестве позитивной меры, способствующей формированию такого образа жизни, который в меньшей степени угрожал бы климату.

European youth groups such as Young Friends of the Earth and European Youth For Action recognized the competition "The Bet" as a positive project that encourages less climate-threatening lifestyles.

European Youth For Action recognized the competition "The Bet" as a positive project that encourages less climate-threatening lifestyles.">

Suggest an example

Other results

Совет Европы выдвинул представителей европейской молодежи для участия в первом Форуме Альянса цивилизаций, который прошел в Мадриде в январе 2008 года.

The Council nominated European youth representatives to the First Alliance of Civilizations Forum, held in Madrid in January 2008.

European youth representatives to the First Alliance of Civilizations Forum, held in Madrid in January 2008.">

Мы приветствуем участие молодежи в проведении в декабре 1994 года Кампании действий европейской молодежи против расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости.

We welcome the participation of youth in the launching, in December 1994, of the European youth campaign against racism, xenophobia, anti-Semitism and intolerance.

Youth in the launching, in December 1994, of the European youth campaign against racism, xenophobia, anti-Semitism and intolerance.">

В 1994-1995 годах была организована посвященная этой теме широкая Кампания европейской молодежи , после чего была создана ЕКРН, призванная повысить эффективность юридической и политической защиты от расовой дискриминации.

A wide-ranging European Youth Campaign on the subject was organized in 1994-1995 and ECRI was set up to strengthen legislative and policy protection against racial discrimination.

European Youth Campaign on the subject was organized in 1994-1995 and ECRI was set up to strengthen legislative and policy protection against racial discrimination.">

Наконец, следует упомянуть о сотрудничестве между различными управлениями и службами министерства культуры и социальных дел в рамках Кампании европейской молодежи против расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости, начатой Советом Европы 1 декабря 1994 года.

Lastly, mention must be made of the active participation of several offices and departments of the Ministry of Culture and Social Affairs in the European Youth Campaign against Racism, Anti-Semitism, Xenophobia and Intolerance, launched by the Council of Europe on 1 December 1994.

European Youth Campaign against Racism, Anti-Semitism, Xenophobia and Intolerance, launched by the Council of Europe on 1 December 1994.">

«Белая книга» Европейской комиссии под названием «Новый стимул для европейской молодежи » соответствует положениям Декларации Европейского совета о расизме и нетерпимости в отношении молодежи , принятой 28 мая 2004 года.

European Commission"s White Paper, "A new impetus for European youth ", is in line with the European Council Declaration on Racism and Intolerance in relation to Young People adopted on 28 May 2004.">

В связи с сессиями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Молодежный форум участвовал и совместно организовывал координацию деятельности представителей европейской молодежи в Генеральной Ассамблее.

In relation to the United Nations General Assembly, the Youth Forum participated and co-organised the co-ordination for European Youth Delegates to the General Assembly.

European Youth Delegates to the General Assembly.">

Кроме того, Германия принимала участие в кампании европейской молодежи против расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости, которая проводилась под лозунгом "Все мы разные и все мы одинаковые".

The object of these campaigns was to support education work in increasing tolerance of people of foreign origin and to advocate more understanding.

Support education work in increasing tolerance of people of foreign origin and to advocate more understanding.">

В 2008 - 2009 годах организация разработала флагманский проект, направленный на повышение информированности европейской молодежи и молодежных организаций по вопросам устойчивого развития и расширение их участия в решении соответствующих проблем (см.).

The organization developed a flagship project in 2008-2009 aimed at raising awareness and increasing the involvement of European youth and their communities in the topic of sustainable development (see).

European youth and their communities in the topic of sustainable development (see).">

Среди других основных форумов международного сотрудничества по вопросам молодежи можно отметить, например, Международное координационное совещание молодежных организаций (МКСМО), Форум европейской молодежи (ФЕМ), а также мероприятия Совета Европы и Комиссии Европейского союза.

Other main fora for international co-operation in youth issues are for example International Coordination Meeting of Youth Organizations (ICMYO), European Youth European Union Commission youth activities.

Youth issues are for example International Coordination Meeting of Youth Organizations (ICMYO), European Youth Forum (YFJ), Council of Europe (CoE) and the European Union Commission youth activities.">

1/1242: Расходы, связанные с проведением кампаний по гражданскому воспитанию "Ознакомление молодежи Австрии с федеральной столицей Веной" и "Ознакомление европейской молодежи с Веной".

1/1242: Expenses for carrying out the civic education campaigns "Austria"s young people get to know Vienna - the federal capital" and "Europe"s young people get to know Vienna".

Young people get to know Vienna - the federal capital" and "Europe"s young people get to know Vienna".">

Г-н Дук участвовал в конференции по теме "Свободное время европейской молодежи ", которая состоялась в Болонье (25-27 октября 2001 года) и в ходе которой он выступил по вопросу о досуге молодежи , проблеме отчислений из школы и молодежной преступности.

Главная цель Совета Европы в области работы с молодежью заключается в разработке единой Европейской политики, направленной на участие молодежи в общественной жизни, привитие ей чувства гражданственности, предоставление возможностей для получения образования и рабочего места. Особую актуальность данным задачам придают устойчивые негативные демографические тенденции, когда молодым людям придется нести на себе все возрастающую финансовую нагрузку по обеспечению стареющего населения, что должно вести к ответной реакции между поколениями .

Политика молодежного развития является основной частью миссии Совета Европы с момента его основания . Генезис данного направления деятельности этого органа можно разделить на три основных этапа: 1) (1972 – 1985 гг.) – с момента появления европейского молодежного фонда и открытия первого европейского молодежного центра в Страсбурге до состоявшихся в 1985 г. первой Европейской конференции министров по делам молодежи и создания Экспертного комитета по вопросам молодежи (CANJE); 2) Второй этап (1988 – 1994 гг.) – с момента создания Европейского руководящего комитета по делам молодежи и до момента появления Исследовательского и Документационного Союза Директората по делам молодежи и спорта и внедрения системы со-управления можно характеризовать как период начала межправительственного сотрудничества в молодежной политике Совета Европы; 3) Третий этап развития (с 1994 г. по настоящее время) начинается с создания системы со-управления молодежной политикой Совета Европы и появления мощной молодежной исследовательской платформы в виде Исследовательского и Документационного Союза Директората по делам молодежи и спорта.

В настоящее время можно говорить о том, что с момента принятия Повестки развития 2020 молодежной политики в СЕ (сентябрь 2008 года) начался следующий (четвертый) этап развития, характеризующийся также усилением сотрудничества в молодежной сфере с Европейским Союзом.

Реализация молодежной политики Совета Европы осуществляется посредством системы административного управления, состоящей из Совместного Совета (The Joint Council ) и образующих его () и Консультативного Совета (The Advisory Council ) , а также Конференции министров по молодежной политике и Европейского молодежного фонда . Специфика данного управленческого механизма, складывавшегося и проверенного на протяжении не одного десятилетия, состоит в том, что он позволяет в равной мере распределить власть принятия решений по молодежным вопросам между представителями правительственных и неправительственных молодежных структур .

Ключевую роль в этом процессе играет Совместный Совет (The Joint Council ) , единогласно принимающий решения по рабочим программам и финансированию (формированию бюджета) молодежного сектора Совета Европы и Европейского молодежного фонда. На данный момент в Совместный Совет входят два представителя Российской Федерации, (представитель Министерства спорта, туризма и молодежной политики (Н.В. Каркач) и представитель Национального Совета молодежных и детских объединений России (Д.С. Баринов), что дает возможность России влиять на решения, принимаемые Совместным Советом и Программным комитетом Директората молодежи и спорта Совета Европы.

Задача основанного в 1988 г. Европейского руководящего комитета по делам молодежи (Le Comité directeur européen pour la jeunesse – CDEJ) состоит в обеспечении сотрудничества в молодежной сфере, формулировании задач и предложений по вопросам молодежной политики, разработке программ, охватывающих весь сектор. Данный орган состоит из представителей руководства стран-членов Совета Европы, а также представителей государств, подписавших Европейскую конвенцию по культуре ((47 стран – членов Совета Европы плюс Белоруссия и Ватикан) и работает совместно с Объединенным Советом по вопросам молодежи, который является соуправляющим органом Директората по делам молодежи и спорту. CDEJ заседает два раза в год, собирая вместе представителей министерств и государственных структур, занимающихся молодежью из всех государств-членов, которые подписали Европейскую конвенцию по культуре. Собрания позволяют развивать сотрудничество между национальными правительствами в молодежном секторе и обеспечивают проведение рамочной молодежной политики . Европейский руководящий комитет по делам молодежи также готовит и проводит различные конференции для европейских министров по делам молодежи. Им создаются специальные рабочие группы из специалистов в области молодежи, разрабатывающие программы по вопросам демократической гражданственности, неформального образования и социальной сплоченности. Так, в частности, подготовлены проекты рекомендаций Комитета Министров по следующим вопросам: 1) информационно-консультативная поддержка молодежи в Европе; 2) координация и сотрудничество в проведении исследований по проблемам молодежи; 3) развитие молодежных добровольческих инициатив; 4) мобильность молодежи; 5) участие молодежи в политической и общественной жизни, будущее гражданского общества.

Консультативный Совет (The Advisory Council ) , являющийся, наряду с ЕРКДМ , составной частью Совместного Совета (The Joint Council ) , дает свои рекомендации и доносит мнение относительно различных вопросов молодежной политики Руководящему комитету, а также следит за тем, чтобы молодые люди были вовлечены во все процессы, связанные с работой молодежного сектора Совета Европы. Он состоит из представителей 30 молодежных негосударственных организаций Европы.

Совет Европы оказывает содействие активному участию молодежи в укреплении гражданского общества в Европе и оказание помощи в решении общественных проблем и осуществлении ее чаяний посредством неформального образования и участия в общественной жизни, выработки и реализации молодежной политики на континенте, с особым упором на демократическое воспитание граждан и расширение возможностей для получения образования и трудоустройства.

Особое значение в этой связи приобретает система Европейских центров молодежи (Страсбург и Будапешт), представляющих собой международные площадки по подготовке и проведению встреч, в рамках которых обученные советники оказывают образовательную и техническую поддержку по созданию и реализации программ для молодежи. Среди них ежегодно организуемые ЕЦМ различные тренинги для молодых людей, активно работающих в молодежных организациях и объединениях, на которых рассматриваются вопросы деятельности европейского молодежного движения, международного сотрудничества, культурного образования и методов работы с молодежью в целом, с особым упором на обучение в области культурного наследия. В центре этой работы находятся также вопросы соблюдения прав человека, подготовки лидеров молодежного движения, а также обучения молодежи в целях ее участия в делах гражданского общества. В рамках консультативных встреч и симпозиумов организуются встречи людей, активно участвующих в сфере молодежной политики. На них происходит обмен мнениями по избранным темам в целях обогащения и расширения различных аспектов будущей молодежной политики в Европе.

Многочисленные проекты, финансируемые Европейским молодежным фондом (ЕМФ), вовлекли в это движение более 200000 молодежных лидеров, представляющих разные уголки Европы.

Что касается работы, осуществляемой Советом Европы в области координации молодежной политики , то она сфокусирована главным образом на признании важности участия неправительственного молодежного сектора в общественной жизни, и на продвижении идей гражданского общества, в том числе посредством тренингов и образования молодежных лидеров неправительственных организаций в Европе (демократия участия). Со временем Совет Европы сфокусировался также на стратегии развития молодежной политики.

Одну из ключевых ролей на данном направлении играет проводимая раз в три года Конференция министров, ответственных в странах СЕ за молодежную политику .

Важным аспектом работы Конференции министров является то, что итоговый документ, который она принимает, обсуждается с европейскими и национальными молодежными организациями. Это способствует оформлению в сфере европейской молодежной политики транснациональных общественно-политических сетей. Кроме того, представители молодежи принимают непосредственное участие в самой конференции, будучи членами национальной делегации.

Придавая различным вопросам молодежной проблематики Европы политический, транснациональный, приграничный или сетевой формат, Конференции и их заключительные декларации в немалой степени способствуют выявлению и последующему разрешению последних.

В качестве примера можно привести состоявшуюся в 2008 г. в Киеве очередную конференцию министров по делам молодежи. Принятая в ее рамках декларация министров о будущем молодежной политики, именуемая «Повестка 2020», является важным вкладом в реализацию Варшавского плана действий, одобренного в ходе Третьего саммита стран – членов Совета Европы в 2005г. и предусматривающего создание условий для развития сотрудничества и кооперации в молодежной сфере в качестве одного из основных политических приоритетов.

Финансовая поддержка международных молодежных проектов Совета Европы осуществляется как путем создания специализированного финансового учреждения под эгидой самого СЕ (речь в данном случае идет о Европейском фонде молодежи ), так и в рамках сотрудничества с рядом международных организаций (будь то Международный союз железных дорог (МСЖД), Европейская ассоциация карт молодежи (ЕАКМ) и др.) .

Основанный в 1972г. Европейский Фонд молодежи (ЕФМ) предоставляет молодежным организациям финансовые средства для их международной деятельности. Штаб-квартира Фонда молодежи находится в Страсбурге.

Целью фонда является усиление сотрудничества между молодыми людьми в Европе за счет финансовой поддержки европейских молодежных программ, таких, которые будут развивать мир, взаимопонимание и сотрудничество в соответствии с основными ценностями Совета Европы: прав человека, демократии, толерантности и солидарности .

Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовую поддержку мероприятий, проводимых негосударственными молодежными организациями и сетями, таких как: образовательные, социальные, культурные и гуманитарные программы; мероприятия, направленные на развитие мира и сотрудничества в Европе; программы, усиливающие сотрудничество и взаимопонимание между молодыми людьми Европы через обмен информацией; образовательные, социальные и культурные программы, разработанные для обеспечения взаимопомощи в Европе и развивающихся странах.

Проекты реализуются странами-членами Совета Европы. Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовое сопровождение обучающих программ и выпуска информационной продукции молодежной направленности включающей видео-, аудио-продукцию, выставки, веб-сайты и другие материалы. Европейский молодежный фонд предоставляет ежегодные гранты для покрытия основных административных расходов по управлению и содержанию международной негосударственной молодежной организации. Европейский фонд молодежи является фондом, созданным Советом Европы для финансовой поддержки национальной или международной деятельности молодежи, который располагает ежегодным бюджетом приблизительно в 2,3 млн. евро. Начиная с 1973г. преимуществами ЕФМ воспользовались более 280 000 молодых людей, причем большинство из них являются гражданами государств-членов Совета Европы.

Немаловажную роль в части финансового обеспечения молодежных проектов Совета Европы играют его проекты с рядом иных международных структур . В ряду наиболее успешных примеров такого сотрудничества можно отметить учреждение совместно с Международным союзом железных дорог (МСЖД) специального фонда для облегчения передвижения молодежи с ограниченными материальными возможностями. С момента создания последнего в 1995г. им было профинансировано порядка 270 проектов и около 5 тыс. представителей молодежи – участников международных встреч и проектов – смогли воспользоваться правом льготного железнодорожного проезда по Европе.

Еще одним совместным начинанием СЕ, сохраняющим и развивающим свой успех и сегодня является система так называемых «карт молодежи» , созданная в результате заключения частичного соглашения с Европейской ассоциацией карт молодежи и охватывающая лиц в возрасте до 26 лет.

В 1991 году Совет Европы подписал “Частичное соглашение” по молодежной карте “EURO<26″, подтвердив её как один из инструментов поддержки молодежной политики в Европе. В 1992г. деятельность национальных дисконтных организаций вылилась в официальное учреждение новой международной организации – Европейской Ассоциации Молодежных Карт (EYCA). В 1993 г. ассоциацией создана штаб-квартира в Амстердаме. С 2004 года штаб квартира EYCA находится в Будапеште.

Начиная с 1987 года дисконтная система “EURO<26″, которая упрощает и облегчает процесс передвижения, а также доступ к различного рода товарам и услугам, необходимым для гармоничного развития молодой личности и ее культурного уровня, стала широко распространяться по всей Европе: все больше стран объединялось вокруг EYCA, все больше молодых людей приобретали карту, все шире становилась сеть предоставляемых скидок и услуг.

Ежегодноболее 4 миллионов молодых людей (каждый третий молодой европеец) в 36 европейских странах пользуются молодежной дисконтной картой с логотипом “EURO<26″, и их число постоянно растет. Основной целью деятельности EYCA было и остается создание новых возможностей предоставления услуг молодым людям по всей Европе и развитие молодежной политики в области культуры, туризма и путешествий, молодежной информации.

Неизменной ключевой составляющей деятельности Совета Европы является всемерное содействие укреплению демократических основ во всех сферах деятельности. Не стало исключением и молодежное направление. Ключевыми на данном направлении явились программы АДАКС («Деятельность по развитию и укреплению демократической стабильности», новое название: «Программы в интересах демократической стабильности») и «Демократическое лидерство».

В рамках первой из них Совет Европы организует такие мероприятия, как обучение судей и юристов по вопросам подачи заявлений в соответствии с положениями Европейской конвенции о правах человека, семинары экспертов по вопросам соответствия законодательства или проектов новых законов в ряде стран европейским стандартам в области прав человека. Он также занимается переводом и публикацией документации по вопросам прав человека на языки новых государств – членов Совета Европы, проводит круглые столы с участием национальных организаций, занимающихся проблематикой прав человека, а также обучением представителей правительств при Европейском суде по правам человека. Программа АДАКС в сфере защиты прав человека дополняется обширной деятельностью самого Совета, связанной с распространением информации среди широкой общественности и специалистов. Программа, в частности, направлена на: 1) создание и развитие молодежных ассоциации в странах Центральной и Восточной Европе в целях их участия в развитии гражданского общества; 2) оказание помощи этим странам в определении их дальнейшей молодежной политики на национальном уровне; 3) укрепление межкультурного диалога; 4) содействие обмену молодежью во всех регионах Европы; 5) совершенствование знаний и расширение понимания проблем прав человека в высших и средних учебных заведениях и среди специалистов, а именно: юристов, сотрудников правоохранительных органов и пенитенциарной системы, должностных лиц и т.д.; 6) привлечение внимания общественности к проблемам прав человека, используя информационные компании, публикации, аудиовизуальную продукцию и другие материалы; 7) оказание поддержки структурам, работающим в области защиты прав человека, а также неправительственным правозащитным организациям.

В качестве составной части программы по АДАКСу в странах Центральной и Восточной Европы проводятся тренировочные курсы, поездки и консультации.

Цель программы «Демократическое лидерство» (ПДЛ) состоит в передаче новых навыков и знаний будущим политикам, журналистам и руководителям НПО из стран Центральной и Восточной Европы, что рассматривается как один из эффективных путей обеспечения демократической безопасности.

Данная программа направлена на установление доверия между молодыми лидерами, представляющими различные страны и народы, формирование сети выпускников программы, которые после ее окончания продолжали бы претворять в жизнь ее установки.

Молодежь, молодежные организации и сетевые структуры, общественные объединения, государственные организации и эксперты принимают участие в постоянно ведущихся консультациях о целях молодежной политики и практической деятельности в этой области. Совет Европы поощряет создание молодежных организаций, сетевых структур и инициатив, а также способствует развитию международного сотрудничества между молодежными организациями. В частности, на 2003 – 2005 гг. Совет Европы определил следующие приоритетные направления в молодежном секторе: 1) развитие диалога культур и укрепление мира; 2) разъяснительная работа в области прав человека и социальной сплоченности; 3) участие молодежи в общественной жизни и демократическое воспитание молодых граждан; 4) разработка и развитие надлежащей молодежной политики.

В ноябре 2008г. Европейским советом была впервые принята рекомендация в молодежной сфере по мобильности молодых волонтеров в Европейском Союзе . Данный факт повысил внимание к молодежной политике в повестке ЕС. С этой целью молодежь, различные гражданские объединения, правительственные учреждения и эксперты принимают участие в постоянно ведущихся консультациях о целях такой молодежной политики. Совет Европы поощряет также создание ассоциаций молодежи, рабочих групп, выдвижение ими инициатив, а также стимулирует международное сотрудничество между молодежными организациями .

Научно-исследовательская и образовательная деятельность в рамках молодежной политики Совета Европы нашла свое отражение в ряде программ, сосредоточенных как в рамках Директората по вопросам молодежи и спорта данного органа, так и вне его.

Деятельность вышеозначенного Директората весьма многогранна. Прежде всего, это, разработанная в 1997 г. в качестве механизма для систематического обзора и оценки национальных курсов молодежной политики государств – членов СЕ Европейская исследовательская сеть при Директорате молодежи и спорта, обеспечивающая взаимодействие ученых, негосударственных молодежных организаций и национальных правительств при выработке межнациональных исследовательских проектов.

Помимо этого в рамках Директората существует Исследовательский и документационный союз Директората по делам молодежи и спорту, который был формально создан в 1994 году, хотя исследования в области молодежи проводились и раньше. Создание данного союза – это ответ на многочисленные рекомендации Конференции европейских министров по делам молодежи, которая испытывала потребность в независимых исследованиях по молодежным проблемами, рассматривая их как важный элемент знаний при проведении в жизнь молодежных программ.

Молодежные исследования – это комплексный анализ, который охватывает разные сферы жизни и деятельности молодежи: социальную, социально-психологическую, социально-экономическую, педагогическую, и многие другие.

Исследовательский и документационный союз работает с сетями национальных исследовательских центров по молодежной проблематике, с административными правительственными органами. Национальные исследования в области молодежи необходимы для планирования и реализации тех или иных молодежных программ СЕ, для мониторинга их выполнения.

Ежегодно проводятся исследования европейской молодежной политики по тенденциям в молодежной среде, по изменениям жизненной ситуации, исследования основных потребностей. Данный механизм стал важным инструментом для оценки молодежной политики в Европе и для выработки Советом Европы конкретных рекомендаций определенным странам по дальнейшему развитию национальной молодежной политики.

Что касается нашей страны, то она также активно участвует в работе данного Союза, внося тем самым собственный вклад в развитие европейской молодежной политики. Однако в России чувствуется потребность в независимых комплексных исследованиях в области молодежи на национальном уровне для последующей разработки эффективных и отвечающих запросам современного общества и молодежи молодежных программ. При этом необходимо, чтобы в таких исследовательских группах, как и на европейском уровне, были представлены не только ученные, но также практики молодежной работы и представители государственных структур, отвечающих за работу с молодежью.

Завершая разговор о развитии научно-исследовательской и образовательной деятельности под эгидой Директората по вопросам молодежи и спорта Совета Европы, нельзя обойти вниманием его сотрудничество с Директоратом по вопросам образования и гражданства Европейской Комиссии в деле подготовки молодых рабочих кадров, базирующемся на подписанном в ноябре 1998 г. соглашении о партнерстве. Эта программа состоит из публикаций о подготовке молодых рабочих в Европе, серии публикаций в области образования, издания журнала (Кайот), создания сети наставников для работающей молодежи на европейском уровне, а также выработки качественных стандартов в области подготовки молодых рабочих в Европе.

Вне рамок упомянутых выше органов в Европе среди прочего была создана специальная сеть контактов для проведения исследований между учеными, неправительственными молодежными организациями и правительствами, участники которой занимаются осуществлением сравнительных многосторонних научно-исследовательских проектов.

Большую роль Совет Европы уделяет издательской деятельности , и, в первую очередь, на ниве образования.

В этой связи следует отметить в частности выходящий два раза в год журнал «Сoyotе», подготовленный Директоратом по делам молодежи и спорта Совета Европы в сотрудничестве с отделом по развитию молодежной политики Европейской комиссии Евросоюза. Журнал освещает развитие молодежного движения в Европе в целом, особое внимание в журнале уделяется тренинговым программам, концепциям неформального образования и методологии, которые разрабатываются на европейском уровне. «Сoyote» издается на английском языке и рассчитан на молодежных работников, тренеров, лидеров молодежных общественных организаций.

  1. The demographic future of Europe – from challenge to opportunity. Commission Communication. Brussels, 12.10.2006. COM (2006) 571; Promoting Solidarity between the Generations. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions, Brussels, 10.05.2007, COM (2007) 244
  2. Eberhard Laurence, The Council of Europe and youth. Thirty years of experience. – France: Council of Europe Publishing, 2002. – 56 c.
  3. А. В. Соколов Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития // Вестник международных организаций. 2009. № 1 (23), http://www.iori.hse.ru/publications/herald/material/1_09/Youth_Policy.pdf
  4. Европейский молодежный фонд (ЕМФ) учрежден Советом Европы в 1972 г. для обеспечения финансовой поддержки мероприятий (проектов и программ), направленных на развитие молодежной сферы в странах – членах Совета Европы.
  5. http://www.coe.int/t/dg4/youth/Coe_youth/co_management_en.asp - на этой веб-странице можно найти официальную информацию, описывающую структуру системы со-управления в молодежном секторе СЕ
  6. Астрид Уттерштрем. ,Роль Европейского руководящего комитета по молодежи (CDEJ) в формировании европейской молодежной политики// Forum 21, European Journal on Youth Policy. – Франция: Council of Europe and European Commission, № 9, 2007. – 315 с.
  7. Europa ABC // A guide to international youth work. – Франция: Directorate of Youth and Sport of the Council of Europe, 1999. – 32 c.
  8. Recommendation № 14825/08 COUNCIL RECOMMENDATION on the Mobility of Young Volunteers Across the European Union (18.11.2008)
  9. Совет Европы: 800 миллионов европейцев , http://www.echr.ru/coe/activity/index.htm
  10. Данилина М.В. Финансирование совместных программ сотрудничества Европейского Союза, Совета Европы и Российской Федерации, . 2011. . С. 48-57.
  11. Данилина М.В. Экономическое и политическое взаимодействие России и Евросоюза // . 2011. . С. 59-69.
  12. Danilina M.V. Significance of the Council of Europe and the European Union in the promoting democracy, human rights and youth policy // . 2011. . С. 61-64.
Количество просмотров публикации: Please wait

Ценностные ориентации российской и европейской молодежи

Творческие и инновационные ценностные ориентации. Среди подростков и молодежи от 15 до 29 лет более половины (53%) считают себя похожими или даже очень похожими на человека, для которого важно придумывать новое и подходить ко всему творчески, которому нравится делать все по-своему, своим оригинальным способом.

В "младших средних возрастах" (30-44 года) такие самооценки встречаются реже (48%), в "старших средних возрастах" еще реже (46%). Однако эти две средние возрастные группы отличаются от самой младшей незначительно - на 5 - 7%. Резко выделяется лишь самая старшая группа: 60 лет и более, для нее соответствующий показатель составляет лишь 31%, что на 22% меньше, чем в самой младшей группе.

Однако на фоне других стран - участниц проекта ESS, российская молодежь не отличается высокой степенью инновационности. По данному показателю (53%) наша страна заняла лишь 20-е место среди 28 стран. Максимальный показатель - на Кипре (89%), минимальный - во Франции (42%). По степени инновационности российская молодежь на европейском фоне ближе к минимуму, чем к максимуму.

Ориентация на личное обогащение. В данном аспекте российская молодежь заметно отличается от более старших возрастных групп. Эта ориентация характерна почти для половины российских респондентов в возрасте до 30 лет (47%). Это вдвое больше, чем у респондентов от 45 до 59 лет (25%) и в четыре раза больше, чем у пожилых людей старше 60 лет (12%).

По стремлению к обогащению среди молодых людей (47%) наша страна заняла четвертое место среди 28 стран, пропустив вперед лишь Латвию (54%), Турцию (53%) и Грецию (48%), и оказавшись практически на одном уровне с Израилем (тоже 47%, разница с Россией в десятых долях процента).

Интересно, что богатство занимает высокое место в системе ценностей молодых людей, проживающих в относительно бедных (по европейским понятиям) государствах. В то же время в богатых и благополучных странах (Швеция, Бельгия, Швейцария, Франция, Нидерланды, Норвегия) лишь 13-14% молодых людей ориентированы на личное обогащение, а в Финляндии - еще меньше - 10%. Это минимальный показатель в Европе - в пять раз ниже, чем у нас.

Ориентация на социальную справедливость и равенство. Данная ориентация у молодых россиян до 30 лет встречается примерно так же часто (59%), как у поколения в возрасте от 30 до 44 лет (60%). Это несколько меньше, чем в возрастах 45-59 лет (66%) и 60 лет и старше (71%).

Но разница между поколениями по данному показателю не очень велика и для подавляющего большинства российской молодежи (почти 60%) социальная справедливость занимает важное место в системе ценностей.

Однако по данному показателю Россия занимает одно из последних мест (25-е) среди 28 стран - участниц проекта ESS. Еще меньшее значение придают социальной справедливости молодые люди лишь в Эстонии (58%), Латвии (56%) и Украине (54%), причем различия между показателями этих стран и показателями РФ - в рамках статистической погрешности.

В то же время в подавляющем большинстве европейских стран ориентация молодежи на социальную справедливость намного выше, чем у нас и эти различия статистически значимы.

Амбициозность. Амбициозность, понимаемая как ориентация на успех и общественное признание своих личных способностей, свойственна более, чем половине наших молодых соотечественников (54%). В возрастной группе 30-44 года этот показатель немного ниже и составляет ровно 50%. Еще меньше он в возрасте 45-59 лет (42%) и особенно после 60 лет (32%).

По данному показателю, который может служить своеобразным индикатором амбициозности, российская молодежь занимает 11-е место из 28. Диапазон колебаний достаточно широк - от 30% в Финляндии, до 79% в Израиле.

Показатель в России чуть больше, чем в странах, которые находятся в середине списка: в Польше (50%, 14-е место) и Бельгии (49%, 15-е место). Средний, точнее серединный, т.е. медианный уровень по 28 странам - 49,5% (средняя арифметическая между странами, занимающими 14-е и 15-е места из 28). Показатель амбициозности у молодых россиян несколько выше этой средней величины, но различие несущественно. Судя по ответам на этот вопрос, степень амбициозности молодых людей в нашей стране соответствует среднеевропейскому уровню.

Однако о степень амбициозности можно судить еще и по ответам на другой вопрос. Почти две трети (63%) молодых россиян признают себя похожими на человека, которому важно быть очень успешным и который надеется, что люди признают его достижения.

Представители среднего и особенно старшего поколения гораздо реже узнают себя в этом портрете: в 30 - 44 года - 49% респондентов, в 45 - 59 лет - 40, после 60 лет - только 27%.

Если определять степень амбициозности российской молодежи по ответам на этот вопрос, то наша страна занимает 7-е место. Для сравнения надо указать, что минимальный показатель зафиксирован во Франции (28-е место, 21%), максимальный - в Израиле (1-е место, 84%). Средние показатели, в Венгрии, (14-е место, 55%) и Дании (15-е место, 54%), заметно ниже, чем у нас.

Поэтому степень обоснованной амбициозности российской молодежи следует признать весьма высокой.

Можно определить еще один показатель амбициозности - стремление к общественному признанию и авторитетному статусу вне связи с какими-либо личными достижениями. В данном случае речь может идти уже о необоснованной амбициозности.

Более половины молодых россиян (56%) считают себя похожими на человека, для которого важно, чтобы его уважали и который хочет, чтобы люди делали так, как он скажет. Однако, в отличие от других параметров амбициозности, в данном случае показатели в молодых, средних и пожилых возрастах почти одинаковые: диапазон колебаний от 52% до 56%, такие различия статистически не значимы.

В данном случае в вопросе не акцентировалось внимание на том, что человек хочет, чтобы его уважали за какие-то личные способности и достижения. Многие пожилые люди хотят, чтобы их уважали и считались с их мнением просто из-за возраста и жизненного опыта. Неуважение к себе они воспринимают не менее болезненно, чем молодые.

По стремлению к общественному признанию и авторитетному статусу вне связи с какими-либо личными достижениями молодые россияне занимают пятое место из 28 стран (56%). Опережают Россию по этому показателю только Турция (71%), Израиль (70%), Греция (67%) и Латвия (58%). Замыкают список Франция, Португалия, Эстония, Финляндия и Болгария (у последней соответственно 16% и 28-е место). Россия намного опережает страны, находящиеся в середине списка: Чехию (14-е место, 37%) и Хорватию (15-е место, 36%).

По показателю необоснованной амбициозности (56%), не связанной с какими-либо личными достижениями, российская молодежь занимает 5-е место из 28 стран. Данный показатель намного (на 18-19%) превышает среднеевропейский уровень.

Осторожность как поведение, ориентированное на безопасность. Российская молодежь менее осторожна, чем лица более старших возрастов, особенно после 45 лет (в группе респондентов 30-44 лет личная безопасность занимает важное место для 70%, 45-59 лет - 76, 60 лет и старше - 77%). Однако, даже среди подростков и молодых людей от 15 до 30 лет почти две трети (63%) признают, что для них важно жить в безопасном окружении и избегать всего, что может угрожать их безопасности.

По доле респондентов, стремящихся обеспечить себе безопасность своими личными усилиями, российская молодежь с показателем 63% занимает 13-е место, т.е. находится очень близко к середине списка (14-е место - Польша, те же 63%, 15-е - Чехия, 62%). Диапазон колебаний очень велик - от 28% в Швеции до 82% - на Кипре. Однако сами показатели слабо связаны с реальным уровнем безопасности в тех или иных странах. Ответы на данный вопрос характеризуют личное поведение респондентов, т.е. то, в какой степени они сами готовы заботиться о своей безопасности. Другая сторона проблемы состоит в том, в какой степени респонденты желают, чтобы государство обеспечивало их личную безопасность.

Ориентация на сильное государство, обеспечивающее безопасность граждан. 67% молодых россиян желают, чтобы государство было сильным, могло защитить своих граждан и обеспечивало их безопасность во всех отношениях. У лиц средних и старших возрастов это желание выражено еще сильнее (от 73% до 82%). В целом распределение ответов на этот вопрос довольно близко к распределению ответов на предыдущий вопрос, который также относится к безопасности.

Молодые россияне по своим ориентациям на защиту их безопасности со стороны сильного государства занимают 10-е место (67%) из 28. Самые низкие показатели по данному вопросу отмечены во Франции и в Дании (обе страны - по 37%), самые высокие - на Кипре (84%) и, что вполне понятно, в Израиле (80%). В середине списка находятся Чехия (15-е место, 59%) и Словения (14-е место, 58%), но в этих странах показатели заметно ниже, чем в России.

В Российской Федерации ориентация молодежи (да и всего населения) на то, чтобы государство было сильным и обеспечивало безопасность граждан, выражена сильнее, чем в большинстве европейских стран.

Авантюризм, стремление к неожиданностям, приключениям и риску. Противоположностью по отношению к заботе о безопасности является авантюризм, стремление к неожиданности и приключениям, что свойственно почти половине российских подростков и молодых людей (48%). В средних и особенно в старших возрастах процент стремящихся к авантюризму, неожиданностям и риску значительно меньше: в 30-44 года - 35% респондентов, 45-59 лет - 25, 60 лет и старше - только 21%.

За последние два десятилетия в нашей стране произошли бурные и драматические события, в ходе которых "вышли в люди" многие личности со склонностью к авантюрному поведению, которых особенно много среди молодежи. Однако это было характерно для 1990-х гг., после 2000 г. авантюризм стал "выходить из моды". Да и те, кто ранее "вышел в люди", составляли лишь малую часть населения, в том числе и среди молодежи. Если же иметь в виду всю российскую молодежь в целом, то она очень консервативна и мало склонна к авантюрам и приключениям.

По доле молодых людей, в системе ценностей которых важное место занимает авантюризм, стремление к неожиданности и приключениям, наша страна занимает предпоследнее, 27-е место, заметно отличаясь не только от лидирующих стран (на первом месте - Кипр, 73%), но и от стран, которые находятся в середине списка (14-15-е места), т.е. от Бельгии и Дании (обе по 57%).

Другим показателем авантюризма является стремление не просто к приключениям, а к приключениям, связанным с риском. Это крайняя форма авантюризма.

Каждый третий (33%) из молодых россиян считает себя похожим на человека, который ищет приключений и которому нравится рисковать. В средних и старших возрастах установка на рискованное поведение встречается значительно реже: в 30-44 года - у 21% респондентов, в 45-59 лет - у 15, после 60 лет - только у 10%. С годами люди становятся осторожнее и это совершенно естественно.

По доле молодых людей, склонных к авантюрному рискованному поведению (33%), наша страна занимает 19-е место из 28. Для сравнения можно указать, что на первом месте оказалась Латвия (58%), на последнем - Португалия (22%). В середине списка Швейцария (14-е место, 37%) и Финляндия (15-е место, тоже 37%). Наша молодежь "отстает" от молодежи из этих стран на 4%, но такое отставание, с учетом численности опрошенных, не является существенным.

Конформизм. Противоположностью авантюризма является конформизм, т.е. стремление следовать принятым в обществе правилам (законам и неформальным социальным нормам поведения). Это характерно для 30% молодых россиян. В более старших возрастах доля конформистов выше: 37% - в 30-44 года, 40 - в 45-59 лет, 50% - после 60 лет. В среднем по всем возрастам - 40%.

По показателю конформизма среди молодежи Россия занимает 15-е место из 28, т.е. "срединное". Минимальный показатель (28-е место) - 11% - у Франции, максимальный (1-е место) - 69% - у Турции, 2-е место занимает Израиль (52%).

Конформизм характерен также для стран Восточной и Юго-Восточной Европы (Польша, Румыния, Словакия, Болгария, Греция, Кипр, Украина). Во всех этих странах доля конформистов среди молодых людей заметно больше, чем в России.

В то же время некоторые страны Западной Европы, например, Великобритания, Нидерланды, Дания и Финляндия, очень непохожие на Россию в других отношениях, весьма близки к нам по уровню конформизма среди молодежи.

О степени конформизма российской молодежи можно судить и по другим показателям. 43% наших молодых соотечественников считают себя похожими или даже очень похожими на человека, для которого важно всегда вести себя правильно и который старается не совершать поступков, вызывающих осуждение со стороны других (среди возрастной группы 30-44 года таких 48%, 45-59 лет - 59%, 60 лет и старше - 66%).

Среди молодых людей доля конформистов значительно меньше, чем среди респондентов в средних, и особенно в пожилом возрастах. В то же время ответы на этот вопрос показывают значительно большую степень конформизма среди российской молодежи, чем ответы на предыдущий вопрос (43 против 30%). Однако и в такой редакции вопроса, в которой конформизм воспринимается, прежде всего, как стремление избежать осуждения со стороны окружающих, наша молодежь занимает то же самое среднее, 15-е место среди молодежи из 28 стран, как и по ответам на предыдущий вопрос.

Самые низкие показатели конформизма (по ответам на данный вопрос) - в Португалии (25%) и в Швеции (32%). Самые высокие - в Турции (68%) и в Израиле (66%).

Хотя сам термин "конформизм" часто воспринимается негативно, стремление следовать принятым в обществе правилам и избегать поступков, вызывающих осуждение со стороны окружающих, способствует социальной стабильности, соблюдению законов и снижению уровня преступности.

Толерантность. В нашей стране толерантность (т.е. терпимость и внимание к мнению других людей) несколько менее характерна для подростков и молодежи (47%), чем для людей средних и старших возрастов (среди респондентов возрастной группы 30-44 года тех, кто считает толерантность важной ценностью, оказалось 53%, 45-59 лет - 58%, 60 лет и старше - 54%).

По сравнению с другими европейскими странами для нашей молодежи характерна довольна низкая степень толерантности: 22-е место из 28. Диапазон показателей весьма широк - от 33% в Чехии до 79% в Швейцарии.

Показатель в нашей стране примерно на 10% ниже, чем во Франции (14-е место, 58%) и Польше (15-е место, 57%), которые оказались в середине списка.

Скромность. От поколения к поколению в нашей стране уменьшается процент людей, которые хотят быть простыми и скромными и стараются не привлекать к себе внимания. В целом такие люди составляют ровно половину (50%) среди российских респондентов.

При этом среди пожилых людей (старше 60 лет) стремящихся быть скромными две трети (65%), среди лиц от 45 до 59 лет - немногим более половины (54%), среди респондентов в возрастах от 30 до 44 лет - уже менее половины (44%), а среди подростков и молодежи до 30 лет - лишь одна треть (33%). Тенденция очевидна.

По данному показателю наша молодежь занимает лишь 19-е место из 28 стран. Судя по результатам опроса, самые скромные - турки (70%) и израильтяне (66%), самые нескромные - норвежцы (19%) и хорваты (21%). Среднее положение занимают румыны (14-е место, 37%) и немцы (15-е место, 36%). Показатели для этих стран лишь на 3-4% выше, чем для нашей, такие различия статистически незначимы. Можно считать, что степень скромности российской молодежи (33%) примерно соответствует среднеевропейскому уровню.

Гедонизм (стремление к удовольствию и наслаждению) присущ более, чем половине молодых россиян (54%). В средних и особенно в пожилых возрастах этот показатель меньше: в возрастной группе 30-44 года тех, кто признает гедонизм важным для себя, 35%, в группе 45-59 лет таких 24%, а после 60 лет - лишь 16%.

Показатели гедонизма среди молодежи (при данной редакции вопроса) колеблются от 33% в Словакии до 83% в Швейцарии. Россия занимает 18-е место (54%), что несколько ниже среднеевропейского уровня: Финляндия (14-е место, 63%), Кипр (15-е место, 61%), однако различия между нашей страной и этими государствами невелики.

Другим, может быть даже более важным, индикатором гедонизма, является стремление не просто получать удовольствие, но и использовать любую возможность повеселиться "как следует".

Почти половина наших молодых соотечественников (46%) не упускает возможности повеселиться и заняться тем, что доставляет им удовольствие. Естественно, среди молодежи таких людей намного больше, чем среди лиц средних и пожилых возрастов: среди людей возрастной группы 30-44 лет таких 29%, 45-59 лет - 23%, 60 лет и старше - 19%.

Однако на международном фоне молодые россияне больше похожи на "аскетов", чем на "гедонистов": они занимают лишь 22-е место из 28 по показателям стремления к гедонизму.

Самостоятельность, личная свобода и независимость. Широко распространено мнение о том, что представители тех поколений, чья активная жизнь началась в советское время, были ориентированы на государственный патернализм, т.е. на то, чтобы "за них все решало начальство". С этой точки зрения ориентация на самостоятельность, личную свободу и независимость в нашей стране должна быть более всего распространена среди молодых поколений, воспитанных уже в постсоветский период.

Действительно, почти для двух третей молодых россиян (62%) важно быть свободными, не зависеть от других и самим принимать решения о том, как и что делать. Однако в "младших средних возрастах" (30-44 года) таких людей еще больше (66%), а в "старших средних возрастах" (45-59 лет) их ровно столько же, сколько среди молодежи, т.е. 62%. Только для пожилых респондентов (старше 60 лет) эти ценности менее значимы, но даже и среди них подобных взглядов придерживаются 52%, т.е. более половины.

Тем не менее по доле молодых людей, ориентированных на самостоятельность, личную свободу и независимость (62%), наша страна занимает лишь 26-е место из 28. Еще ниже этот показатель только в Португалии (53%) и Румынии (57%). На противоположном полюсе находятся Словения (86%) и Швейцария (85%). Среднее положение по данному показателю занимают Словакия (14-е место, 72%) и Венгрия (15-е место, 71%). Даже от своих сверстников из бывших социалистических стран, тоже переживших эпоху государственного патернализма, молодые россияне "отстают" примерно на 10%. В то же время например, во Франции данный показатель такой же, как в России (62%). Государственный патернализм свойствен и тем странам Западной Европы, где существуют очень сильные социальные гарантии. Разумеется, они в какой-то мере ограничивают личную инициативу. Однако для значительной части населения, в том числе и молодежи, государственный патернализм более предпочтителен, чем самостоятельная жизнь на свой страх и риск.

Альтруизм, забота об окружающих людях. Стремление помогать окружающим людям и заботиться об их благополучии характерно для значительного большинства россиян в возрастах 45-59 лет и старше 60 лет (в обеих возрастных группах по 60%). Несколько реже такая установка проявляется в возрасте 30-44 года (53%), и еще реже - у молодежи до 30 лет (47%).

Однако подростки и молодые люди в нашей стране менее альтруистичны и соответственно более эгоистичны не только по сравнению со своими родителями, дедушками и бабушками, но и по сравнению со своими сверстниками в большинстве европейских стран. По показателю альтруизма среди молодежи (как сказано выше это 47%) наша страна оказалась на 24-м месте. Еще ниже уровень альтруизма молодежи только на Украине, в Румынии, Эстонии и Чехии (последняя, например, заняла последнее, 28-е место, 42%). Однако различия между этими странами и Россией невелики и статистически незначимы. На противоположном полюсе по данному показателю оказалась Испания (83%), второе место занял Израиль (82%), третье - Великобритания (80%), четвертое - Кипр (77%), пятое - Турция (76%). Россия резко отличается в данном аспекте не только от этих государств, но и от стран, занимающих среднее положение по альтруизму: Германии (14-е место, 65%) и Финляндии (15-е место, тоже 65%).

Однако для россиян альтруизм по отношению к близким людям, особенно к друзьям характерен гораздо больше, чем альтруизм по отношению просто к окружающим, которые могут быть совершенно чужими для респондентов. 69% наших молодых соотечественников считают себя похожими на человека, для которого важно быть верными своим друзьям и который хотел бы посвятить себя близким людям. В возрастной группе 30-44 года подобного мнения придерживаются также 69% респондентов, 45-59 лет - 71%, 60 лет и старше - 68%.

Альтруизм по отношению к друзьям и другим близким людям - это, если можно так выразиться, "конкретный" альтруизм. Он принципиально отличается от "абстрактного" альтруизма по отношению к "окружающим людям" вообще. Однако по обоим показателям российская молодежь занимает почти одни и те же места, 24-е - по "абстрактному" альтруизму и 23-е - по "конкретному" альтруизму.

Места ниже российского в данном списке занимают Чехия, Украина, Словакия, Португалия и Румыния (Румыния, например, занимает последнее, 28-е место, 51%). На противоположном полюсе - Дания (94%), Швейцария, Германия, Бельгия, Испания. В середине списка - Словения (14-е место, 79%) и Швеция (15-е место, 78%). Россия даже от стран, находящихся на средних местах, "отстает" на 10%.

Экологизм. 59% российских респондентов в возрасте от 15 до 29 лет считают себя похожими на человека, который твердо верит, что люди должны беречь природу и для которого важно заботиться об окружающей среде. Это весьма высокий показатель, но значение экологических взглядов среди молодежи ниже, чем среди респондентов средних и старших возрастов: среди респондентов возрастной группы 30-44 года приверженцев охраны экологии 65%, 45-59 лет - 78%, 60 лет и старше - 75%. Видимо, осознание исчерпаемости природных ресурсов, так же как и понимание ограниченности собственных возможностей, ко многим людям приходит только с возрастом.

По показателю экологизма (стремления к охране окружающей среды) среди молодежи (59%) наша страна занимает среднее, 15-е место среди 28. Самый высокий показатель - в Греции (78%), самый низкий - в Норвегии (41%).

Консерватизм (религиозные и семейные ценности). В России консервативная ориентация на соблюдение традиций (включая религиозные), а также семейных обычаев более всего характерна для пожилых людей старше 60 лет (70%), несколько реже она встречается в возрасте от 45 до 59 лет (62%), еще реже - от 30 до 44 лет (53%). Менее всего такая ориентация свойственна молодежи до 30 лет, но даже и в этой возрастной группе ее придерживается почти половина респондентов (47%).

Российская молодежь не самая консервативная. По степени консервативности (47%) наши молодые люди занимают 9-е место из 28. На первом месте находятся турки (71%), на втором - израильтяне (69%). Замыкают список французы (26%), предпоследнее место занимают португальцы (27%).

В странах, которые находятся в середине списка, - в Словакии (14-е место, 41%) и Нидерландах (15-е место, 40%) - показатели лишь на 6 - 7% ниже, чем у нас. При данной численности опрошенных, статистически достоверными (на уровне значимости 95%), как правило, являются различия в 7% и более. Поэтому можно считать, что степень консервативности российской молодежи лишь немного превосходит среднеевропейский уровень.

Итак, повторим некоторые моменты нашей статьи и сделаем выводы.

  1. По творческим и инновационным ценностным ориентациям российская молодежь на европейском фоне ближе к минимуму, чем к максимуму.
  2. В то же время в подавляющем большинстве европейских стран ориентация молодежи на социальную справедливость намного выше, чем у нас.
  3. Степень обоснованной амбициозности, связанной с личными заслугами и достижениями, российской молодежи является весьма высокой (54% или 11-е место из 28). Однако по показателю необоснованной амбициозности (56%), не связанной с какими-либо личными достижениями, российская молодежь занимает 5-е место из 28 стран и намного (на 18-19%) превышает среднеевропейский уровень.
  4. По доле осторожных респондентов, стремящихся обеспечить себе безопасность своими личными усилиями, российская молодежь с показателем 63% занимает 13-е место, т.е. находится очень близко к середине списка.
  5. В Российской Федерации ориентация молодежи (да и всего населения) на то, чтобы государство было сильным и обеспечивало безопасность граждан, выражена сильнее, чем в большинстве европейских стран (67% или 10-е место из 28).
  6. Степень авантюризма, связанного с риском, у молодых людей (33%) в нашей стране близка к среднеевропейскому уровню.
  7. Когда конформизм воспринимается прежде всего как стремление избежать осуждения со стороны окружающих, наша молодежь занимает то же самое среднее, 15-е место среди молодежи из 28 стран. Хотя сам термин "конформизм" часто воспринимается негативно, стремление следовать принятым в обществе правилам и избегать поступков, вызывающих осуждение со стороны окружающих, способствует социальной стабильности, соблюдению законов и снижению уровня преступности.
  8. По сравнению с другими европейскими странами для нашей молодежи характерна довольна низкая степень толерантности: 47%, или 22-е место из 28.
  9. Степень скромности российской молодежи (33%) примерно соответствует среднеевропейскому уровню.
  10. На международном фоне молодые россияне больше похожи на "аскетов", чем на "гедонистов", которые стремятся к удовольствиям и наслаждениям: они занимают 22-е место из 28.
  11. В то же время по доле молодых людей, ориентированных на самостоятельность, личную свободу и независимость (62%), наша страна занимает лишь 26-е место из 28.
  12. Подростки и молодые люди в нашей стране менее альтруистичны и соответственно более эгоистичны не только по сравнению со своими родителями, дедушками и бабушками, но и по сравнению со своими сверстниками в большинстве европейских стран. Показатель "абстрактного" альтруизма (по отношению к окружающим людям вообще) среди российской молодежи составляет 47%. Альтруизм по отношению к друзьям и другим близким людям - это "конкретный" альтруизм. Он распространен значительно больше (69% против 47%) и принципиально отличается от "абстрактного" альтруизма. Однако по обоим показателям российская молодежь занимает почти одни и те же места, 24-е - по абстрактному альтруизму и 23-е - по "конкретному" альтруизму.
  13. По показателю экологизма (стремления к охране окружающей среды) среди молодежи (59%) наша страна занимает среднее, 15-е, место среди 28.
  14. Степень консервативности (ориентация на религиозные и семейные ценности) российской молодежи равна 47% и немного превосходит среднеевропейский уровень.

А.Б. Синельников, канд. экон. наук, доц. кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Подробнее об этом исследовании, включая анкету на русском языке см.: www. ess-ru.ru; www.cessi.ru - сайт Института сравнительных социальных исследований, который проводил это исследование в России (координатор проекта с российской стороны А.В. Андреенкова); о ESS на английском языке см.: www.european-socialsurvey.org
На сайте http://nesstar.ess.nsd.uib.no/webview/
Россия в Европе: по материалам международного проекта "Европейское социальное исследование" / Под общ. ред. А.В. Андреенковой, Л.А. Беляевой. М., 2009.
Европейское социальное исследование: изучение базовых социальных, политических и культурных изменений в сравнительном контексте. Россия и 25 стран Европы: Аналитический доклад. М., 2008; Антонов А.И., Лебедь О.Л., Соколов А.А. Семья, брак и удовлетворенность жизнью в России и в Европе // Фамилистические исследования. Т. 2. Миллион мнений о семье и о себе / Отв. ред. А.И. Антонов. М., 2009. С. 207-244; Соколов А.А. Семья - установки, выбор действий, последствия в России и в Европе // Там же. С. 244-292; Синельников А.Б. Критерии социальной зрелости в России и европейских странах // Социология. Журнал Российской социологической ассоциации. 2009. N 1-2. С. 80-100.
В связи с очень большими различиями в показателях ценностных ориентаций по разным странам было решено не использовать "дизайн-весы", учитывающие повышенные или пониженные шансы каждого из респондентов попасть в выборку. Взвешивание по "дизайн-весам" незначительно влияет на уточнение данных показателей, но затрудняет некоторые дальнейшие расчеты.

Совет Европы провел обзоры молодежной политики в 14 странах: Испании, Кипре, Латвии, Литве, Люксембурге, Мальте, Нидерландах, Норвегии, Румынии, Словакии, Финляндии, Швеции, Эстонии. В отчете «Поддержка молодых людей в Европе: принципы, политика и практика» 13 сделана попытка проанализировать первые 7 обзоров Совета Европы, а также выделить общие тенденции и существенные различия.

    Тренинг курсы для представителей молодежных организаций и государственных органов, ответственных за молодежь

С 1998 г. Совет Европы проводит тренинг курсы с целью развития компетенций молодых людей и содействия сотрудничеству государственных и негосударственных структур, занимающихся вопросами молодежи. Тренинг курсы проводятся на базе молодежных центров в г. Страсбурге и г. Будапеште.

    Миссии по консультированию в области молодежной политики

С 2002 г. Совет Европы консультирует по разработке и совершенствованию молодежной политики. Такие миссии были проведены в Словении, Венгрии, Хорватии, Сербии, Черногории и других странах.

    Европейский Центр знаний по молодежной политике

Центр является виртуальным и представляет собой информационный ресурс для молодежных работников.

Структуры Совета Европы, занимающиеся развитием молодежной политики:

    Директорат по молодежи и спорту;

    Совместный Совет по делам молодежи;

    Европейские молодежные центры в г. Страсбурге (Франция) и г. Будапеште (Венгрия);

    Европейский Молодежный Фонд;

    Партнерство между Европейской Комиссией и Советом Европы в молодежной сфере.

Реализует молодежную политику Совета Европы Директорат молодежи и спорта, расположенный в Европейском молодежном центре в г. Страсбурге. Важнейшим методом работы Директората молодежи и спорта является соуправление, которое реализуется Совместным Советом по делам молодежи.

Совместный комитет состоит из двух частей – Европейского руководящего комитета по делам молодежи (CDEJ) и Консультативного Совета по делам молодежи (AC). Руководящий комитет состоит из представителей стран-членов Совета Европы и представителей государств, подписавших Европейскую Конвенцию по Культуре (Белоруссия и Священный престол). На сегодняшний день 49 представителей министерств, ответственных за реализацию молодежной политики, участвуют два раза в год в заседаниях Руководящего комитета. Консультативный Совет состоит из 30 представителей молодежных организаций Европы. Заседания комитетов проходят в 2 этапа: сначала отдельно, а потом вместе на Совместном Совете, где принимаются решения о деятельности совета Европы в молодежной сфере.

Совместный Совет отвечает за реализацию молодежной политики Совета Европы, определяет направления деятельности в области молодежи. Совет формулирует свою собственную позицию по приоритетным направлениям развитиям молодежной политики Директората, определяет основные приоритеты, задачи и бюджет для развития молодежного сектора. Его задача – обеспечение сотрудничества в молодежной сфере, формулирование задач и предложений по вопросам молодежной политики, разработка программ, охватывающих весь сектор.

Через совместное управление решаются основные вопросы и ставятся основные задачи в работе Европейских молодежных центров и Европейского молодежного фонда, определяются стратегические планы развития этих организаций.

Кроме того, существует Программный комитет по вопросам молодежи, главной задачей которого является экспертная оценка заявок молодежных организаций в Европейский молодежный фонд. Программный комитет состоит из 8 членов Руководящего комитета по делам молодежи и 8 членов Консультативного Совета.

Осуществление принципа совместного управления Совета Европы является самим по себе актуальным и ярким примером настоящего участия молодежи в принятии решений на общеевропейском уровне. Все решения и вся политика по вопросам молодежи будут иметь большее воздействие, большее признание и более высокое качество, если молодежь, молодежные работники и молодежные лидеры, а также молодежные организации будут привлекаться в процесс оценки, определения приоритетов и нахождения решений. Наконец, молодежь является экспертом, если речь идет о ее собственных жизненных условиях и ситуации. Поэтому принцип соуправления так актуален и значим.

Важнейшую роль в реализации образовательных программ играют Европейские молодежные центры Совета Европы.

Первый Европейский молодежный центр был открыт Советом Европы в Страсбурге в 1972 год. Будапештский молодежный центр был представлен в 1995 году. Центры распространяют основную философию Совета Европы в отношении молодежной политики. Через участие в разнообразных молодежных программах по развитию партнерских взаимоотношений между молодежными организациями и молодежными сетями Совет Европы вовлекает молодежь в процесс обсуждения и создания молодежной политики. Европейские молодежные центры ежегодно разрабатывают программу, которая включает в себя 40-50 мероприятий совместно с международными молодежными организациями и другими ассоциациями. Для этих мероприятий молодежные организации сами выбирают интересующую их тему, которая затем одобряется Программным Комитетом. Центр привлекает команду специалистов (эксперты, проводящие международные образовательные программы) для подготовки и проведения всех учебных сессий.

В добавление к учебным сессиям Европейские молодежные центры проводят симпозиумы и конференции раз или два в год, приглашая представителей разных общественных организаций, государственных структур, специалистов и исследователей в области молодежи со всей Европы, для которых создается возможность встретиться и обсудить основные темы и проблемы. Еще одним важным элементом программ реализации молодежной политики Директората молодежи и спорта в рамках Европейских молодежных центров являются четырехнедельные языковые курсы, проводимые специальными тренерами. Проводятся курсы английского, арабского, испанского, итальянского, немецкого, русского и французского языков. Курсы специально предназначены для работников молодежных негосударственных организаций, которые затем смогут применять полученные знания на местном уровне в работе организаций.

Европейский молодежный фонд, основанный в 1972 году, является подразделением Совета Европы. Его целью является усиление сотрудничества между молодыми людьми в Европе благодаря финансовой поддержке европейских молодежных программ, таких, которые будут развивать мир, взаимопонимание и сотрудничество в соответствии с основными ценностями Совета Европы: прав человека, демократии, толерантности и солидарности.

Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовую поддержку мероприятий, проводимых негосударственными молодежными организациями и сетями, по основным приоритетам молодежной политики Совета Европы. Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовое сопровождение обучающим программам и выпуску информации для молодежи, включающим видео-, аудиопродукцию, выставки, веб-сайты и другие материалы. Европейский молодежный фонд предоставляет ежегодные гранты для покрытия основных административных расходов по управлению и содержанию международных негосударственных молодежных организаций.

Партнерство между Европейской Комиссией и Советом Европы в молодежной сфере

Деятельность Совета Европы и Европейского Союза в сфере молодежной политики при всей схожести задач существенно различается по способам их осуществления. Если Европейский Союз, имея в своем распоряжении большие финансовые ресурсы, избрал основным способом работы реализацию централизованной программы, то Совет Европы больше внимания уделяет исследовательской, образовательной деятельности и сотрудничеству со странами – членами. Эти различия определили возможности для сотрудничества с целью взаимодополнения.

Первая фаза сотрудничества в рамках программы Партнерства между Европейской Комиссией и Советом Европы в молодежной сфере начавшаяся в 1998 году, характеризовалась соглашениями, которые касались определенных сфер деятельности, тренинг молодежных работников, позже также исследования молодежи и сотрудничество с регионом Средиземного моря. 14 .

В настоящее время четыре основные цели партнерства:

Гражданственность, участие, воспитание в области прав человека, межкультурный диалог;

Социальная сплоченность, включенность, равенство возможностей;

Качество, признание и наглядность работы с молодежью и тренинга;

Больше познаний о молодежи и развитие молодежной политики.

Менеджмент программы Партнерства обеспечивается секретариатом, который финансируется, как и вся рабочая программа, - кроме финансируемых Комиссией мероприятий Кампании - поровну Европейской Комиссией и Советом Европы, несмотря на то, что секретариат располагается непосредственно в Директорате по молодежи и спорту Совета Европы.

Партнеры договорились совместно реализовывать такие программы как: Европейская молодежная кампания в интересах многообразия, прав человека и участия «Все различны – все равны»; проводить курсы для молодежных работников на тему Европейской гражданственности в рамках программы «Молодежь»; проводить программы в кооперации с уполномоченным ресурсным центром «SALTO»; сотрудничать в рамках кооперации с регионом Средиземноморья; образовательные программы для молодежных работников на звание магистра в области Европейских молодежных знаний на базе девяти европейских университетов; ряд программ, ориентированных на развитие молодежной политики в Российской Федерации, с Восточной Европой и Кавказским регионом, Юго-Восточной Европой.

Важным элементом сотрудничества является проведение «Продвинутых Тренингов для Тренеров в Европе», длительность которых около двух лет, где идет полный процесс погружения в учебный процесс. Создан единый пул молодежных тренеров.

В рамках партнерства действует Виртуальный Европейский центр знаний по молодежной политике, скорее известный под его английским названием «European Knowledge Center for Youth Policy». 15 Центр обеспечивает развитие знаний и распространение информации о реальном состоянии молодежной сферы в странах членах и странах-партнерах Совета Европы и Европейского Союза. Центр знаний создан в рамках Партнерства Совета Европы и Европейской Комиссии по вопросам исследований в области развития молодежной сферы и представляет собой сеть взаимодействующих экспертов из стран- членов и стран- партнеров данных международных институтов. Центр знаний является основным инструментом реализации Белой книги Европейской Комиссии «Новые стимулы для молодежи Европы» и призван содействовать процессам принятия решений в европейской молодежной политике. Основой работы Центра выступает деятельность по созданию аналитической базы и базы результатов научных исследований для усиления информационного обмена и конструктивного диалога по вопросам развития молодежной сферы в Европе.

Партнерство уделяет большое внимание изданию обучающих материалов. Издаются обучающие пособия T-Kits, Журнал Coyote, регулярно выходит бюллетень о предстоящих мероприятиях Совета Европы и Европейской комиссии в области молодежной работы, издается журнал «Forum 21», где можно найти информацию по реализации молодежной политики. Выпускается большое количество методических материалов, разной учебной литературы, информационных бюллетеней.


Top