История появления танков. Краткая история танков

В годы Первой мировой немцы смогли создать 8 танковых рот,
но лишь три были оснащены отечественными машинами.

Явилось ли неожиданностью для руководства армии Германии появление на Сомме 15 сентября 1916 года британских танков? Оказывается, что нет - неожиданности не было, так как немцы смогли получить некоторые данные об английских разработках. Однако этой важной информации немецкие генералы не стали придавать нужного значения. Все же военное министерство в октябре 1916 года попыталось создать производство отечественных танков. И, если не учитывать "скромное" знакомство с английскими танками, то германским конструкторам пришлось все начинать с "нуля", впрочем, как и их английским, а также французским коллегам.

До Первой мировой войны не было никакого опыта в производстве вездеходных боевых машин. Однако, в 1911 году обер-лейтенант Г. Бурштын (австрийский железнодорожник) создал реальный проект гусеничной бронированной машины Motorgeschutz ("Моторгешютц"), который предложили сначала Военному министерству Австро-Венгрии, а затем Германии. Военные ведомства им абсолютно не заинтересовались. Но 28.02.1912 г. Бурштын получил на свое изобретение немецкий патент № 252815, а 25.04.1912 г. - австро-венгерский № 53248.

Проект обер-лейтенанта Гюнтера Бурштына (Gunther Burstyn).

Все же, отметим сам факт обращения в прусское Военное министерство и получение патента, что часто воспринимается, как прелюдия истории германского танкостроения. После окончания Первой мировой войны были найдены сообщения о Б. Гебеле, который в Познани в 1913 году якобы производил испытания "вооруженной пушками" вездеходной машины, а в 1914 году даже хотел показать ее в Берлине. Этот проект был рассмотрен комиссией и признан непригодным для войны, впрочем, как вообще не реализуемым. После применения Англией танков в Первой мировой войне в прессе появился рисунок "машины кайзера для прорыва неприятельских рядов", с 20-25 пушками и пулеметами, шипами на броне и "размером с пассажирский вагон". Конечно, это все нельзя было всерьез воспринимать, как задел практических работ.

Мариенваген I (Marienwagen I)

Тем не менее, Германия имела достаточный уровень технологий, обладала конструкторским и промышленным потенциалом для создания нового оружия. Она была в состоянии организовать производство танков, т.к. имела высоко развитые артиллерийское и сталелитейное производства, а также электротехническую и химическую промышленность, собственное автомобилестроение и двигателестроение. Промышленники осенью 1916 года сообщали кайзеру и военному руководству, что "Ресурсы, находящиеся в распоряжении немецкой промышленности, таковы, что она способна на протяжении долгих лет снабжать нашу доблестную армию всем необходимым оружием".

Дюрваген (Dürwagen)

Германская экономика имела тяжелое положение, но несмотря на это военная промышленность почти полностью обеспечивала запросы армии в технических средствах, боеприпасах и вооружении, реализовывая "программу Гинденбурга" ("программу интенсификации"). Хотя сама программа танков не предусматривала. В больших объемах применялся автотранспорт, как для доставки войск вдоль фронта, так и подвоза войскам грузов. 20000 автомобилей использовались для переброски подразделений на Румынском фронте. В армии отсутствовал недостаток и в водителях (механиках).

Орионваген (Orionwagen)

За проектировку боевых гусеничных машин взялись несколько фирм. Фирма "Орион" изготовила на базе сельскохозяйственного 3-колесного трактора 18-тонную боевую машину; конструктор Г. Бремер в 1916 году сделал полноразмерный макет бронированного четырех-гусеничного военного экипажа, разработанный им на базе полугусеничного грузовика, путем замены гусеницами передних колес. Конечно, подобные разработки носили чисто экспериментальный характер.


Берлин-Мариенфельде, апрель-май 1917 года.


Человек в форме - Й. Фольмер (Joseph Vollmer), дает разъяснение генералу Фридриху (General Friedrich)

Как итог - усилия германских конструкторов увенчались успехом и Германия получила танки. Немцы использовали их в Первой мировой войне несколько раз, но в малом количестве. И лишь однажды (24 апреля 1918 года) им сопутствовала удача - под Виллер-Бретонне, когда Германия применила 15 танков A7V и около 20 трофейных английских боевых машин, при большом наступлении войск кайзера. 13 германских танков пошли в атаку с четырьмя пехотными дивизиями, которые добились значительных результатов. Во время Первой мировой войны в Германии смогли создать 8 танковых рот, однако лишь три были оснащены отечественной техникой (по 5 танков в каждой).

Конец XIX — начало XX века характеризуется стремительным научным прогрессом человечества. Активно применяют паровозы и автомобили, изобрели двигатель внутреннего сгорания и активно пытаются подняться в небо. Всеми такими изобретениями рано или поздно заинтересовываются военные.

История развития бронетехники по странам

Китай

История танков остальных стран

Этапы развития танкостроения

Первым начали использовать паровоз. Сначала для переброски войск, а позже на железнодорожную платформу установили пушку, а для защиты установили бронированные щиты. Так получился первый бронепоезд, который применили американцы в 1862 году во время гражданской войны в северной Америке. Использование бронепоездов накладывает свои ограничения — нужны железнодорожные пути. Военные стали думать о совмещении в транспортном средстве высокой огневой мощи и подвижности.

Следующим этапом стало бронирование обычных легковых автомобилей с установкой на них пулеметного или легкопушечного вооружения. Они должны были использоваться для прорыва переднего края обороны противника и доставки живой силы.

Главной проблемой в истории развития танкостроения до было отсутствие мотивации и непонимание возможностей применения бронированной техники. Про основы применения бронированной повозки еще в XV веке Леонардо да Винчи писал: « Мы построим закрытые колесницы, которые проникнут в неприятельские линии и не смогут быть уничтожены толпой вооруженных людей, а позади них может следовать пехота без особого риска и всякого багажа». На практике никто всерьез не воспринимал «дорогие железные игрушки», как назвал в свое время прототипы танков военный министр Англии.

Причины создания первого танка и его предназначение

Настоящее признание танки получили во время Первой мировой войны.

Первая мировая была войной позиционной, для неё характерна многоэшелонированная сплошная линия обороны с пулемётами и архитектурными сооружениями. Для прорыва использовалась артподготовка, но из-за малой дальности стрельбы она могла подавить, и то довольно условно, только огневые точки передней линии. При захвате первой линии, захватившие неизбежно сталкивались со следующей, для подавления которой нужно было подтягивать артиллерию. Пока наступающие занимались артиллерией, обороняющие войска мобилизировали резервы и отвоевывали занятую линию и уже сами начинали переходить в атаку. Такое безрезультатное передвижение могло продолжаться довольно долго. Например. В феврале 1916 года в битве при Вердене, к которой немцы готовились почти два месяца, участвовало больше одной тысячи орудий. За десять месяцев противостояния было израсходовано больше 14 млн. снарядов, а число погибших с обеих сторон превысило один млн. При всем при этом, немцы продвинулись аж на – 3 километра в глубь обороны французов.

Перед военными четко стал вопрос о необходимости транспортного средства, которое могло б прорывать линии обороны противника с полным подавлением огневых точек или как минимум оперативно доставлять артиллерию к очередным рубежам.

Бронепоезда по понятным причинам использоваться не могли, а бронеавтомобили быстро показали свою несостоятельность — слабую броню и неэффективное вооружение. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю. Несколько помогло улучшить ситуацию применение гусеничного тяжителя (гусениц). Опорные катки равномерно распределяли давление на почву, что существенно повышало проходимость по мягкому грунту.

Для увеличения огневой мощи и проходимости военные инженеры начали экспериментировать с размерами и весом новой боевой машины. Пробовали комбинировать гусеницы с колесами. Было среди них и несколько довольно неоднозначных проектов. Например. В России конструктор Лебеденко, и независимо от него в Англии майор Хетерингтон, в целях большей проходимости сконструировали танк на трех огромных колесах. Идея обеих конструкторов заключалась в обычном переезде канавы боевой машиной, поэтому Лебеденко предлагал создать танк с колесами диаметром 9 метров, а Хетерингтон соответственно 12 метров. Лебеденко даже создал опытный экземпляр, но во время испытаний он… застрял в первой же яме.

Из-за несовершенства представленных броневых машин, споры о необходимости их разработки и примирения среди военных продолжались до 15 сентября 1916. Этот день стал переломный в истории танкостроения и ведения войн вцелом. Во время битвы на реке Сомме, англичане впервые использовали свои новые танки. Из 42 двух бывших в наличии, в бою участвовали 32. Во время боя 17 из них по разным причинам вышли из строя, но и оставшиеся танки смогли помочь пехоте продвинуться в глубь обороны на 5 километров по всей ширине наступления, при этом потери в живой силе составили в 20 раз! меньше расчетных. Для сравнения можно вспомнить бой при Вербене.

Первый в мире танк Mark I

Этим танком был , названый, в честь одного из создателей, «Большим Вилли», являясь, в некотором роде прародителем, всех танков, получил еще и прозвище: «Мать». Танк представлял собой огромную ромбовидную коробку с гусеницами по периметру. Для ведения курсовой стрельбы по бокам танка, в спонсонах, в зависимости от модификации устанавливались пулеметы или пушки. Экипаж танка состоял из 8 человек, весил он 27-28 тон, а скорость составляла 4,5 км/час (по пересеченной местности 2 км/час).

Такой, во всех отношениях несовершенных танк, положил начало массовому танкостроению во всем мире, уже никто не сомневался в необходимости таких боевых машин. Позже А.П. Ротмистров писал, что англичане не смогли развить тактический успех в оперативный только из-за малого количества танков.

Термин «танк» переводится с английского как «бак» или «чан». Так стали называть боевые машины во время доставки их к линиям фронта. В целях конспирации танки перевозились под видом « самодвижущиеся водяные цистерны для Петрограда». На железнодорожных платформах они и впрямь, напоминали большие баки. Интересно, но в России, до того как прижилось английское «танк», его переводили и называли — лохань. В других армиях закрепились свои названия – «панцеркампфваген» PzKpfw (боевая бронированная повозка) у немцев, у французов «шар де комба » (боевая повозка), у шведов — «стридрвагн» (боевая повозка), итальянцы называли «карро д`армато» (вооруженная повозка).

После Mark I танкам постоянно уделялось огромное внимание, хотя тактика и стратегия их применения, еще не была разработана, а возможности самих танков были довольно посредственные. Но через очень короткое время танк станет ключевым предметом на поле боя, появятся легкие и тяжелые танки, многобашенные неуклюжие гиганты и скоростные танкетки, плавающие и даже летающие танки.

Бронетанковые и механизированные войска зародились в годы Советской власти. Они развивались в направлении создания крупных танковых и механизированных соединений, повышения огневой мощи, броневой защиты и маневренности танков.

В начале 30-х годов на вооружение Красной Армии стали поступать легкие танки Т-26, танкетки Т-27, плавающие танки Т-37, а затем средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35. По огневой мощи и броневой защите средние и тяжелые танки превосходили однотипные образцы бронетанковой техники иностранных армий (приложение, таблица).

Между тем, как показал опыт боевого применения танковых частей в Испании (1936-1939гг.), на р. Халхин-Гол (1939 г.) и в советско-финляндской войне (1939-1940 гг.), наши легкие танки имели слабую броневую защиту и пробивались даже осколками снарядов крупнокалиберной артиллерии противника. Использование в качестве горючего высококачественного авиационного бензина делало их легковоспламеняемыми. Малокалиберные танковые пушки не обеспечивали эффективную борьбу с артиллерией противника. 1. Плотников С.Е, Савченко И.Ф. Оружие победы. -М., 1986. с 230

Наиболее массовым советским танком к началу войны являлся танк БТ - быстроходный танк. На советских дорогах он мог развивать скорость до 70 км в час, а запас хода был доведен до 700 км. Серийные танки БТ могли форсировать по дну почти под водой глубокие реки, что и сегодня могут сделать не все зарубежные образцы. Подвижность, скорость и запас хода БТ являлись следствием его рациональной, но очень тонкой и легкой брони. Особенностью БТ являлась и его ходовая часть. БТ по полевым дорогам двигался на гусеницах, но, попав на хорошие дороги, мог сбрасывать тяжелые гусеницы и дальше двигаться как автомобиль.

В 1939 г. конструкторским бюро Ж.Я. Котина был создан тяжелый танк КВ. Уже в сентябре первый опытный образец был направлен на Карельский перешеек, где принял участие в боях с белофинами, показав высокие боевые качества.

Танк КВ был принят на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 г. И запущен в серию в двух вариантах: КВ-1 с 76-мм пушкой и КВ-2 с 152-мм гаубицей. В начале Великой Отечественной войны танки КВ по огневой мощи и броневой защите в несколько раз превосходили любые немецкие танки.

О высоких боевых характеристиках танков КВ свидетельствует следующий пример из опыта битвы под Москвой. В октябре 1941 года немецко-фашистские войска, наступая на Москву, овладели городом Наро-Фоминском. С целью освобождения города советские войска предприняли контратаку, однако она успеха не имела. В этом бою только два танка - один тяжелый КВ и средний Т-34 прорвались в город. Противник сосредоточил по ним огонь противотанковых орудий. Был подбит и подожжен танк Т-34, но перед броней КВ вражеские снаряды оказались бессильны. На большой скорости танк прошел по центральной улице города. У одного из домов командир танка лейтенант Хетагуров заметил скопление вражеских машин и солдат. Развернув машину, он ударил по дому. Под его развалинами были погребены и машины и солдаты. Затем Хетагуров повел танк к штабу фашистской части и огнем из орудия разрушил его. Та же участь постигла и вражеские орудия, замаскированные у церкви.

Обратный путь танк прокладывал по шоссе, занятому ротой гитлеровских солдат. "Огненный рейс" экипажа Хетагурова, как назвали его в дивизии, продолжался полтора часа. За это время танк дважды прошел через город, засек рад огневых точек, уничтожил несколько орудий, шесть пулеметов и большое количество гитлеровских солдат и офицеров 2. Плотников С.Е, Савченко И.Ф. Оружие победы. -М., 1986. с 265.

В 1940 г. появился средний танк Т-34 конструкции М.И. Кошкина, А.А. Морозова, Н.А. Кучеренко. Он стал лучшим средним танком второй мировой войны, на много лет вперед определившим пути развития мирового танкостроения.

Весной 1940 года два танка Т-34 первого выпуска совершили пробег по маршруту Харьков - Москва и 17 марта в Кремле были продемонстрированы членам советского правительства. Тогда же было подписано постановление о начале серийного производства этих боевых машин. Создатели этого танка установили на среднем танке длинноствольную 76-мм танковую пушку с большой начальной скоростью снаряда и специальный дизельный двигатель В-2 мощностью 500 л.с., который был экономичен, надежен в эксплуатации и позволял развивать скорость до 55 км/час. Широкие гусеницы намного повышали проходимость танка. При сравнительно небольшом весе (28 т) толщина брони была доведена до 45-52 мм. В сочетании с обтекаемой формой корпуса и оптимальным углом наклона броневых листов Т-34 был малоуязвим для противотанковых пушек того времени.

Позднее, в 1943 году 76-мм пушка на Т-34 была заменена более мощной 85-мм, чем были сведены на нет усилия немецких конструкторов, пытавшихся созданием "пантер" и "тигров" ликвидировать огневое превосходство нашего танка.

Обе эти машины имели дизельные моторы, обладали сильной противоснарядной броней, хорошей проходимостью и высокой скоростью. Серийное производство этих танков началось незадолго до начала войны. В 1940 г. было выпущено всего лишь 358 таких боевых машин (115 Т-34 и 243 КВ). Вследствие этого перед началом войны на вооружении бронетанковых частей новых танков было крайне мало. 3. Тюшкевич С.А. Советские Вооруженные Силы. -М.: Воениздат, 1978. с 131

Предвоенные планы советского руководства о переброске в Западную Европу большого количества танков привели к появлению летающего танка.

Конструкторским бюро О. Антонова было предложено навесить на обычный серийный танк крылья и хвостовое оперение, используя корпус танка как каркас для всей конструкции. Эта система получила название КТ - крылья танка. Приводы воздушных рулей крепились к пушке танка. Экипаж танка осуществлял управление полетом, находясь внутри танка, путем поворота башни и подъема пушечного ствола. В книге западногерманского эксперта С. Залога есть уникальная фотография летящего в небе танка с крыльями и хвостом. После приземления крылья и оперение сбрасывались, и танк снова превращался из крылатого в обычный. 4. Мельников П.В. Развитие тактики сухопутных войск в Великой Отечественной войне. -М.: ВАФ, 1981.с 406

В августе 1944 г. были готовы и отправлены на испытания опытные образцы новых самоходок. Они завершились полным успехом, и в сентябре началось серийное производство боевых машин, получивших официальное обозначение СУ-100. Выпуск СУ-85 прекратили, тем более, на фронт уже начали поступать модернизированные «тридцать четверки», оснащенные 85-мм пушкой ЗИС-С-53 со стволом длиной 54,6 калибров. Поставлять Действующей армии две боевые машины с одинаковым вооружением было бы нецелесообразно.

До конца года на «Уралмаше» изготовили 500 самоходок СУ-100, а всего же их сделали около 2500. После второй мировой войны их выпуск по советской документации наладили и на заводах Чехословакии.

В Великую Отечественную СУ-100 применяли для огневой поддержки наступающих стрелковых и танковых подразделений, причем по маневренности, живучести и огневой мощи они почти не уступали Т-34/85 и новым тяжелым танкам ИС-2. К тому же СУ-100 были неплохо защищены и их расчеты вели успешные бои с немецкой самоходной бронированной техникой - на дистанции 1 тыс. м их бронебойные снаряды пробивали корпуса и башни, выполненные из стали толщиной 160 мм, а 2 тыс. м - 125-мм бронелисты.

Приведем лишь один пример - во время боев в Силезии полк СУ-100 за день отразил четыре атаки полусотни вражеских танков, причем было уничтожено либо выведено из строя 16 машин. Столь же эффективно расчеты СУ-100 разрушали осколочно-фугасными снарядами долговременные и деревоземляные огневые точки, преграждавшие путь наступающей советской пехоте, подавляли батареи вермахта, нередко делая это с закрытых позиций. На подобное были способны немногие самоходные и штурмовые орудия других стран.

В последний раз СУ-100 отличились в Великую Отечественную войну при штурме Берлина в апреле-мае 1945 г. А потом еще долго оставались на вооружении Советской Армии. Кстати, далеко не все знают, что в составе 40-й армии, составлявшей основу так называемого «ограниченного контингента» советских войск, действовавшего в 70 - 80-е гг. в Афганистане, применялись эти бронированные ветераны, выдержавшие проверку временем. 5. Самсонов А.М. Вторая мировая война. -М.: Воениздат, 1966.с 66

Любители истории часто изучают машины в отрыве от условий, в которых те создавались, и причин, побудивших конструкторов заняться их разработкой. А между тем военная техника – удовольствие недешёвое, и за каждым новшеством, внедрявшимся в том или ином танке, и каждой моделью, прошедшей в серию или оставшейся в единственном экземпляре, стоит далеко не только исследовательский азарт конструктора. Причины для реализации или, напротив, отказа от постановки на вооружение могут быть самими разными – начиная от политической ситуации в стране и мире и заканчивая «модой» на определенные технические решения. Понимание этих нюансов позволяет составить более стройную и осмысленную картину развития танкостроения.

Первый этап развития танкостроения в СССР (1920 1929) – «Русский Рено», МС-1 (Т-18), Т-12 и Т-24

История советского танкостроения началась во время Гражданской войны, когда в 1920–1921 годах на Сормовском судостроительном заводе в Нижнем Новгороде изготовили серией из 15 машин танк «Русский Рено», представлявший собой практически точную копию французского Renault FT-17.

К 1925 году эти машины успели устареть, и Главное управление военной промышленности (ГУВП) СССР поставило задачу создать новый танк. Разрабатывал его ленинградский завод «Большевик», взяв за основу специально закупленный для этого (по другим данным – трофейный, захваченный у поляков) итальянский «Fiat-3000». Подвеску скопировали с французского Renault NC27.

Обе использовавшиеся машины представляли собой техническое развитие конструкции Renault FT-17, поэтому спроектированный к 1927 году танк МС-1 (часто используется индекс Т-18) внешне был очень похож на «Русский Рено».

МС-1 отличался от прототипа целым рядом нововведений. В частности, поперечное расположение двигателя позволило значительно сократить длину танка. В следующий раз к этому техническому решению советские конструкторы вернулись только при проектировании Т-44 в 1944 году. Была также усовершенствована подвеска танка. С конца 1920-х на Т-18 вместо устаревшего спаренного 6,5-мм пулемёта Фёдорова начали устанавливать 7,62-мм пулемёт ДТ (конструкции Дегтярёва), который верой и правдой служил советским танкистам следующие 20 лет, вплоть до конца 1940-х

Лёгкий танк МС-1 в экспозиции Музея военной техники «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме (Свердловская обл.)
Источник – wikimedia.org

В том же 1927 году ГУВП сформулировало окончательные требования к танку массой 12 тонн. Эту более мощную и быструю машину сопровождения, которую в документах указывали как «манёвренный танк», доверили проектировать конструкторскому бюро Харьковского паровозного завода (ХПЗ). В результате получился совершенно новый средний танк Т-24 , и в 1931 году ХПЗ получил заказ на производство 300 единиц. Правда, очень скоро заказ был аннулирован – заводу предписывалось перейти на производство танков БТ-2 .

Фактически, за 1920-е годы в Ленинграде, Харькове и Москве сформировались три основных конструкторских центра советского танкостроения, которые в дальнейшем и определяли все тенденции его развития.

Зарубежные контракты – 1930 год

Работа советских инженеров над созданием танков и танкеток (Т-12, Т-17, Т-19, Т-20, Т-21, Т-23, Т-24, Т-25) показала, что Советскому Союзу не хватает опыта конструкторской деятельности подобного масштаба, кадров и элементарной производственной культуры. Чтобы не тратить время на решение этих вопросов отечественными специалистами, начальник Управления механизации и моторизации РККА комкор Иннокентий Халепский предложил высшему руководству страны закупить за рубежом образцы подходящих танков и лицензии на их производство, а также пригласить иностранных специалистов для работы в СССР. 5 декабря 1929 года было принято официальное решение о направлении за границу специальной комиссии во главе с Халепским. В 1930 году она посетила сразу несколько стран-производителей танков, среди которых особый интерес представляли Англия, Германия и США.

Первую сделку заключили 28 апреля между американской фирмой U.S. Wheel Track Layer Corp., принадлежавшей конструктору Джону Кристи, и Amtorg Trading Corp. – компанией, через которую оборудование и образцы вооружений вывозились в СССР. Согласно договору, Советский Союз приобретал два танка М1931 и право на их производство.

28 мая с британской фирмой Vickers & Armstrongs Ltd. был подписан контракт на поставку в СССР пятнадцати танков Mk.E «Модель A» в варианте с двумя пулемётными башнями под 7,7-мм пулемёты Vickers (будущие Т-26). Кроме того, были закуплены 20 танкеток Carden-Loyd Mk.IV (основа Т-27) и 15 машин Medium Mk.II. Трёхбашенный Medium Mk.III британцы продавать отказались.

Халепский схитрил: он заявил представителям британской фирмы-производителя, что уже получил разрешение на приобретение этой машины у военного ведомства Великобритании и теперь для отчётности перед руководством ему необходимо больше информации о танке. Так советская сторона получила максимальное количество материалов, благодаря которым позже в Ленинграде создали танк Т-28


Английский средний трёхбашенный танк Medium Mark III компании Vickers-Armstrong в цехе предприятия
Источник – wikimedia.org

Многобашенные танки (1930 1940) – ТГ-1, Т-35, Т-28

После поражения в Первой мировой войне Германия не имела права производить танки, поэтому закупки бронетехники у неё не осуществлялись. Вместо этого Халепский пригласил в СССР целое конструкторское бюро под руководством Эдварда Гроте. Советские разработчики уже обращались к этим специалистам за консультациями при проектировании танкетки Т-17 и танка Т-20.

В марте 1930 года было создано КБ АВО-5, и за год его сотрудники разработали новую машину ТГ-1 , две башни которой устанавливались одна на другую. Но танк оказался слишком дорогим: его стоимость составила 1,5 млн рублей, в то время как БТ-2, созданный на базе американского М1931, обходился всего в 60 тыс. В итоге машина в серию не пошла, а немецкие инженеры отправились домой. Советская же часть КБ на заводе №185 приступила к созданию тяжёлого пятибашенного Т-35 , компоновку которого конструкторы позаимствовали у британского A1E1 «Independent».

Впрочем, со временем стало ясно, что многобашенные танки по ряду конструкторских причин не имеют перспектив развития, и в дальнейшем от них отказались.


Т-35 в экспозиции Музея бронетехники в Кубинке
Источник – wikimedia.org

Параллельно с разработкой Т-35 началось проектирование советского среднего трехбашенного танка – с учётом сведений об английском Medium Mk.III, привезённых комиссией Халепского. Руководил работой конструктор Семён Гинзбург. В результате к 1933 году был сконструирован Т-28 – один из самых хорошо вооружённых и бронированных средних танков в мире на середину 1930-х годов. При освоении его производства сформировалась танковая школа Кировского завода (бывшего Путиловского), сложилось специализированное конструкторское бюро СКБ-2, сыгравшее огромную роль в последующем развитии конструирования тяжёлых танков в СССР

Танки серии БТ (1931 1940)

После отмены заказа на Т-24 Харьковский паровозный завод начал производство танков БТ-2, созданных на базе американского М1931 конструкции инженера Кристи. Эта машина имела большое значение для последующего развития советского танкостроения: на ней впервые использовали подвеску Кристи и наклонные лобовые бронедетали. Танк компоновался по классической схеме, имел сварной корпус и передвигался как на гусеничном, так и на колёсном ходу. Дальнейшее развитие БТ-2 вылилось в создание БТ-5 с более просторной эллиптической башней на расширенном погоне, в котором монтировались спаренные 45-мм танковая пушка и 7,62-мм пулемёт. Корпус и ходовая БТ-5 от БТ-2 практически не отличались.


БТ-5 в экспозиции музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» возле Кировска
Источник – wikimedia.org

В 1935 году харьковчане шагнули дальше, создав танк БТ-7 – его ходовая часть уже значительно отличалась от М1931. На модель БТ-7М конструкторы установили танковый дизель В-2. В процессе работы над этим танком они пришли к идее создания принципиально новой машины, которой впоследствии предстояло стать легендарной «тридцатьчетвёркой».

Первый в Европе танковый дизель В-2 (1939)

1 сентября 1939 года на харьковском заводе №75, выделившемся из состава ХПЗ, в серийное производство был запущен легендарный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2, модификации которого устанавливались практически на все средние и тяжёлые советские танки вплоть до Т-64 . Первая машина, на которой он начал монтироваться, – БТ-7М. Со временем в двигатель вносились незначительные изменения, но основные конструкторские решения оставались те же, что были найдены в Харькове в конце 30-х годов прошлого века.


Танковый дизель В-2 в музее истории танка Т-34
Источник – wikimedia.org

Тяжёлые танки серии КВ (1939 1943) – КВ-1, КВ-2, КВ-13, КВ-1С

К концу 1930-х годов Т-35 полностью устарел. Между КБ ленинградских танковых заводов развернулась борьба за создание советского серийного тяжёлого танка. Опытный завод №185 работал над двухбашенным Т-100 весом 58 тонн, башни которого размещались одна за другой на разных уровнях, что должно было позволить вести из них одновременную стрельбу. Такая компоновка определялась ТТХ, представленными военными заказчиками. На ленинградском Кировском заводе создали танк СМК (Сергей Миронович Киров) похожей компоновки и весом 55 тонн. Но, понимая, что однобашенную машину можно снабдить более толстой бронёй, «кировцы» в инициативном порядке создали ещё один тяжёлый танк – КВ (Клим Ворошилов).

Все три танка проходили «обкатку» во время Зимней войны с Финляндией в боях на Карельском перешейке в сводной танковой роте. По результатам испытаний выбор военных остановился на танке КВ, который с появлением его 152-мм варианта КВ-2 получил индекс КВ-1 .


КВ-1 на Абердинском полигоне
Источник – wikimedia.org

Кировский завод продолжал исследовательские работы. Усовершенствование КВ-1 вылилось в создание модели КВ-1С – облегчённого варианта предшественника, конструировались новые модели с использованием уже разработанных узлов.

Дальнейшее развитие тяжёлых танков пошло в сторону уменьшения их массы и доведения её до уровня средних танков. При этом толщина брони сохранялась той же за счёт более эффективного использования забронированного объёма. Результатом этих работ явилось создание экспериментального среднего танка КВ-13, который ленинградцы сконструировали, уже находясь в эвакуации в Челябинске. Однако по совокупности ТТХ и технологичности машина не смогла поспорить с уже созданным к тому времени средним танком Т-34, хотя толщина её лобовой брони в 120 мм была очень привлекательной.


Средний танк КВ-13 и его конструктивное развитие «Объект 234» (промежуточный вариант перед танком ИС). У него ещё было пять катков (на ИС добавили шестой), а в башне установлена 122-мм гаубица У-11
Источник – inarms.ru

Когда к середине 1943 года на фронте в массовом порядке появились тяжёлые немецкие «Тигр» и «Пантера», о КВ-13 вспомнили. В результате его доработки появилась новая линейка советских тяжёлых танков ИС. При перестройке производства на новые машины некоторое время выпускался переходный вариант – КВ-85, представлявший собой модернизированный КВ-1С с установленным в его башне 85-мм орудием вместо 76-мм пушки.

Средний танк Т-34 (1940 1943)

В сентябре 1938 года КБ харьковского завода получило заказ на проектирование нового лёгкого танка А-20. В качестве силовой установки на нём планировалось использовать танковый дизель В-2. Верхняя лобовая деталь должна была выполняться прямой, наклонённой под углом, близким к 60°, что значительно увеличивало вероятность рикошета снаряда от 45-мм плиты. Этот танк, как и все машины серии БТ, Москва обязывала сделать на колёсно-гусеничном ходу. Но у конструкторов ХПЗ во главе с Михаилом Кошкиным была на этот счёт своя точка зрения. В конце концов Сталин, лично курировавший развитие советского танкостроения, позволил харьковчанам разработать собственный вариант танка с противоснарядным бронированием и полностью гусеничным движителем.


Довоенные танки производства завода №183 (г. Харьков). Слева направо: БТ-7 (А-8), А-20, Т-34–76 с пушкой Л-11 (1940 г.), Т-34–76 с пушкой Ф-34 (1941 г.)
Источник – wikimedia.org

Так появился проект танка А-32, позже ставший проектом А-34, а после убедительной победы на сравнительных полевых испытаниях (в том числе над А-20) – знаменитым Т-34. От подавляющего большинства западных аналогов он выгодно отличался наклонной лобовой бронёй, 76-мм пушкой Ф-34, танковым дизелем В-2 и подвеской Кристи. В совокупности всё это делало его быстрой и хорошо забронированной машиной с высокой проходимостью и мощной надёжной пушкой. До появления «Тигров» и «Пантер», а также Pz.Kpfw. IV с модернизированными орудиями Т-34 превосходил немецкие танки по своим характеристикам. Танкистов вермахта выручали в боях только опыт и слаженность действий.

Тяжёлые танки серии ИС во время войны (1943 1945) ИС-1 и ИС-2

ИС-1 проектировался как замена КВ-1. С появлением на фронте немецких «Тигров» работы ускорились. Изначально запланированную 76-мм пушку заменили на 85-мм. Это привело к увеличению размеров и массы конструкции, и из разряда средних (прототип танка КВ-13) машина перешла в разряд тяжёлых. Завод выпустил всего 130 таких машин – вскоре их заменили на ИС-2, которые были вооружёны 122-мм орудием и могли на равных бороться с немецкими «Тиграми» и с «Пантерами».


ИС-1 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Многие немецкие танкисты признавали, что тяжёлый ИС-2 был достойным соперником. Его 122-мм пушка легко пробивала броню «Пантер» и «Тигров» и была эффективна при штурме укреплённых районов. Танк показал себя настолько хорошо, что был полностью снят с вооружения российской армии только в 1995 году. Работы над усилением его бронирования привели к созданию новых танков ИС-3 и ИС-4.

Средний танк Т-34–85 (1944 1958)

Необходимость противостоять «Тиграм» и «Пантерам» заставила советских конструкторов не только ускорить разработку тяжёлых машин, но также увеличить мощность пушек и защиту средних танков. В результате был разработан танк Т-43 с более мощной бронёй корпуса, новой башней с 85-мм пушкой и торсионной подвеской. Однако переход на производство новой машины привёл бы к уменьшению общего выпуска. Кроме того, была превышена допустимая масса конструкции, поэтому решили продолжить производство Т-34 с башней от Т-43. Новый танк получил индекс Т-34–85.


Т-34–85 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Машина прекрасно себя зарекомендовала и – параллельно с новыми моделями Т-44 и Т-54 – производилась в СССР до 1950 года, а в мире – до 1958, в том числе на польских и чешских предприятиях. Этот танк помимо ВОВ участвовал во множестве локальных конфликтов на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Последнее применение его в боях – войны на Балканах, вспыхнувшие в 90-х годах прошлого века после развала Югославии.

Тяжёлые танки серии ИС в послевоенный период (1945 1966) ИС-3, ИС-4, Т-10 (ИС-5, ИС-8)

Одновременно с производством танка ИС-2 на Опытном заводе №100 и Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) велись работы над созданием новых тяжёлых танков. Инженеры спроектировали ИС-4, являвшийся логическим продолжением конструкции ИС-2. Но военные приёмщики отдали предпочтение ИС-3, корпус которого со знаменитым «щучьим носом» спроектировали на заводе №100. Башню сконструировали на ЧКЗ, там же было налажено и серийное производство. Однако первые месяцы эксплуатации ИС-3 в войсках выявили ряд недостатков, и его производство было остановлено.


ИС-3 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Разработка тяжёлых танков активно продолжалась после ВОВ. Наиболее удачным оказался ИС-8 – проект челябинских конструкторов завода №100 (на начальной стадии работ в 1944 году танк имел индекс ИС-5). Боевая масса машины составляла 50 тонн. ИС-8 также являлся развитием конструкции ИС-3, так что «щучий нос» у него сохранился. Окончательный индекс Т-10 он приобрёл в 1953 году после смерти Иосифа Сталина, в честь которого называлась вся линейка танков ИС. Число «10» означало, что это десятый тяжёлый танк, принятый на вооружение в СССР. Машина оказалась настолько удачной, что с вооружения её сняли только в 1993 году. Лобовое бронирование Т-10 достигало 120 мм. Это был последний серийный тяжёлый советский танк – на смену ему вскоре пришли быстрые, хорошо вооружённые средние танки, получившие название «основных».


Т-10 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Средние танки Т-54 и Т-55 (1946 1979)

После окончания ВОВ вооружение танка Т-44 не вполне отвечало современным требованиям: его башня, взятая у Т-34–85 с 85-мм пушкой, на тот момент уже устарела. К 1946 году была разработана новая башня со 100-мм орудием. В таком виде танк под индексом Т-54 пошёл в серию. Однако эксплуатация в войсках выявила целый ряд недостатков, и в 1949 году машина прошла глубокую модернизацию: была изменена форма башни и уменьшено бронирование для облегчения конструкции. В 1951 году башню Т-54 снова заменили, в этот раз на полусферическую, после чего танк приобрёл окончательный, привычный нам силуэт. Дальнейшая модернизация касалась уже улучшения конструкции орудийного стабилизатора, эжектора, противоатомной защиты, боеукладок, приборов, аппаратуры и т.д. Результатом всех этих изменений стал танк Т-55 , созданный под руководством Леонида Карцева на нижнетагильском заводе №183.


Т-55 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Предшественником Т-54 был танк Т-44, выпускавшийся в 1944 1958 годах. Он не участвовал в боевых действиях во время войны, во многом из-за того, что новейшие технические решения, реализованные в Т-44 и позволившие СССР на десятилетия опередить конкурентов, могли попасть в руки противника. Поперечное, а не продольное расположение силовой установки уменьшило длину танка, а иное расположение части агрегатов на дизеле В-44 позволило снизить высоту машины. Начиная с Т-44 на советских средних танках появилась торсионная подвеска. Кроме того, отказались от курсового пулемёта и стрелка-радиста


Т-44 в Музее города Вольска
Источник – wikimedia.org

Основной танк Т-62 (1961 1975)

Создание Т-62 фактически поставило крест на разработке и производстве тяжёлых танков в СССР. Установка гладкоствольной 115-мм пушки 2А20 по мощности вооружения приблизила средние танки к тяжёлым (последние оснащались 122-мм нарезными орудиями). При этом скорострельность Т-62 была выше. Кроме того, на последующих моделях планировалась установка автомата заряжания, что делало тяжёлые танки совершенно бесполезными. Лобовое бронирование Т-62 также приближалось к тяжёлым (100 мм), а проходимость была значительно выше.


Т-62 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Пришло время основных танков. Вскоре после Т-62 в Харькове в КБ Морозова создали Т-64. Последующие советские танки – Т-72, Т-80, а также российский Т-90 и украинские «Оплот» и «Булат» используют конструкторские решения, реализованные в этой машине

Традиции советских танкостроителей не исчезли после распада СССР. В 2015 году завершилось создание основного российского танка нового поколения Т-14 «Армата » с необитаемой башней, не имеющего зарубежных аналогов. 9 мая он примет участие в параде на Красной площади, посвящённом 70-летию Победы, после чего поступит в Вооружённые силы России. Эта машина призвана окончательно заменить славно послужившие машины серий Т-64, Т-72 , Т-80 и Т-90.

Начиная с Первой мировой войны и по сей день танки господствуют на полях войн и локальных конфликтов. В СССР танкостроение было налажено хорошо. Танки модернизировались и становились всё более эффективными.

Первые танки

Танки впервые нашли боевое применение на полях Первой мировой войны. Однако на Восточном фронте ни русские, ни германские войска никогда танков не применяли. Первым этапом в развитии танкостроения в Советской России стало копирование трофейных образцов, захваченных в ходе Гражданской войны. Так, на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» была создана на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде серия из 12 танков. Следующим шагом стало создание танков «МС-1», которые нашли первое боевое применение в боях на КВЖД в 1929 году. К концу тридцатых годов они стали использоваться как неподвижные огневые точки.

Поиски и решения

Вторым этапом можно назвать период 1929 - 1939 годов, когда на основе приобретённых за рубежом проектов создавались собственные танки. Одни машины содержали значительные заимствования, другие - гораздо меньшие. Главной задачей было дать Красной Армии большое количество простых в производстве и эксплуатации танков. Так появились относительно простые и массовые советские лёгкие танки «Т-26» и «БТ», неплохо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах межвоенного периода.

Период 1930-х для всего мира и не только для СССР был временем поиска решений, каким именно должен быть танк. Существовали самые различные идеи и концепции: от тактико-технических данных и до способов применения. Отражением идеи создания многобашенного танка в СССР стало появление танков «Т-28» и «Т-35», предназначенных для прорыва укреплений противника.

«Т-28» неплохо показали себя в ходе Польского похода и в непростых условиях Советско-финской войны. Однако после войны с Финляндией остановились на идее создания однобашенного танка с противоснарядным бронированием. Большим успехом стало создание дизельного двигателя «В-2», который устанавливался в годы Великой Отечественной войны на все советские средние и тяжёлые танки. Так, ещё 3 ноября 1939 года нарком обороны Ворошилов и нарком среднего машиностроения Иван Лихачёв докладывали в ЦК ВКП(б), что советские танкостроители в короткий срок «добились действительно выдающихся результатов, сконструировав и построив танки равных которым нет». Речь шла о танках «Т-34» и «КВ».

Первые в мире

В канун Великой Отечественной войны производство танков было развёрнуто в Харькове, Ленинграде и Сталинграде (перед войной начали осваивать производство «Т-34»). А к началу Второй мировой войны СССР по количеству танков превосходил любую армию мира. Кроме того, одной из особенностей СССР стало массовое (например, в сравнении с Германией) производство бронеавтомобилей, также сыгравших значительную роль в военных конфликтах конца 1930-х.

Отказ от лёгких танков

Период Великой Отечественной войны характерен целым рядом тенденций. Во-первых, в ходе эвакуации промышленности на восток страны и огромных потерь в танках в первые месяцы войны требовалось создание и выпуск простых и дешёвых боевых машин. Таковым стал второй по массовости после «Т-34» танк «Т-60», созданный на базе плавающего танка «Т-40».

Вооруженный 20 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулемётом танк сыграл важную роль в битве под Москвой. Дальнейшим его развитием стали лёгкие танки «Т-70» и «Т-80» с усиленной броневой защитой и 45-мм пушкой.

Однако после 1943 года дальнейшее проектирование и производство лёгких танков в СССР было признано нецелесообразным из-за большой уязвимости, хотя Германия и страны антигитлеровской коалиции в разных пропорциях продолжали производство подобных машин.

«Тридцатьчетвёрки»

Второй тенденций стало очень быстрое развитие и старение танков - если на 1941 год советские «Т-34» и «КВ» с 76 мм пушками были почти неуязвимы в танковых боях, то с середины 1942 года картина изменилась - требовалось создание более мощных танков. В СССР пошли по пути создания пусть не идеального, но простого и массового танка каковым стал «Т-34/76» и «Т-34/85».

«Т-34» стал самым массовым танком Второй мировой войны. Всего за годы войны было выпущено около 48 тыс. «тридцатьчетвёрок». Для сравнения: танков «Шерман»- 48 тыс., а немецких «Т-IV» – около 9,5 тыс.

Т-34 действительно оказался лучшим вариантом для отечественной промышленности, армии и специфических условий боевых действий от Кавказа до Заполярья.

Подобные тенденции отразились и в создании тяжелых танков ИС. Кроме того если до Великой Отечественной войны самоходные орудия не занимали значительного места в системе вооружения Красной Армии, то с середины войны наоборот - САУ начинают играть значительную роль и запускается их массовое производство.

После войны. Три танка

Послевоенный период характеризуется обобщением опыта Второй мировой войны. Концептуально на вооружении были оставлены тяжёлые и средние танки, а с начала 1960-х наметился переход к созданию основного танка.

В СССР 1970-1980-х, по сути, было три основных танка. Первым стал «Т-64» (выпускался в Харькове) - принципиально новая машина, в которой был воплощён целый ряд действительно революционных идей. Однако танк оставался слишком сложным в освоении и эксплуатации. Тем не менее, машина с вооружения не снималась и оставалась в западных округах СССР.

Второй машиной стал разработанный на Кировском заводе «Т-80», там же были выпущены первые машины, а массовое производство было развёрнуто в Омске. Танк имел газотурбинный двигатель, а в силу возросшей скорости изменилась и ходовая часть.

Третьим, и одним из самых известных образцов, стал «Т-72», который неоднократно модернизировался. Его выпуск был налажен в Нижнем Тагиле. Послевоенный период характеризуется и масштабным экспортом советской бронетехники, обусловленным как экономическими, так и политическими причинами. В ряде стран было налажено и собственное производство. Прежде всего это касается стран Варшавского договора и отчасти Китая. Относительно простые и дешёвые советские танки нашли широкое применение в войнах и локальных конфликтах в Африке и Азии.


Top