Истребитель авианосцев – ракетный комплекс «Гранит. Истребитель авианосцев – ракетный комплекс «Гранит Что такое бцвм

December 9th, 2013

.
4 дня назад "Известия" сообщили о том, что Дальневосточный завод "Звезда" объявил о начале модернизации атомной подводной лодки К-132 "Иркутск" (ссылка 1). Как именно (и где) было сделано это объявление, не совсем понятно, т. к. на официальном сайте ДВЗ нет даже страницы "Новости" (ссылка 2), а все прочие информагентства ссылаются только на "Известия". Остаётся предположить, что представитель завода в Большом Камне позвонил в редакцию отдельно взятой московской (центральной) газеты и эксклюзивно "объявил" о знаменательном событии. Как бы то ни было, отнесёмся к представленной информации с доверием.


АПКР пр. 949А (судя по эмблеме на ограждении рубки - "Томск", фото с forums.airbase.ru от Вованыч_1977 )

Факт начала ремонтных работ на атомном подводном ракетном крейсере (АПКРРК) "Иркутск", безо всякой иронии, знаменателен сам по себе. Вот некоторые ключевые моменты из биографии корабля : 30.12.1988 - вступил в строй; 30.08-27.09.1990 - совершил трансарктический переход с СФ на ТОФ, 28.04.1992 отнесён к подклассу АПКР; 11.1997 выведен в резерв в ожидании среднего ремонта в бухте Крашенинникова, поставлен на прикол; 11.2001 переведён для проведения среднего ремонта на ДВЗ "Звезда" (Большой Камень). Т. е., отслуживший неполных 9 лет крейсер уже 16 лет самостоятельно не выходил в море! (чисто теоре тически "Иркутск" мог дойти до завода, используя резервные средства движения - дизель-генераторы и гребные электродвигатели).




АПКР "Иркутск" (фото с ntv.ru)

Возвращаясь к сообщению "Известий", для начала поправим автора публикации (А. Криворучек) : ВМФ РФ имеет в своём составе не семь, а восемь АПКР пр. 949А (три на Севере и пять на ТОФе), из которых три находятся в строю (СФ - "Воронеж", ТОФ - "Тверь" и "Омск"), четыре - в ремонте или модернизации (СФ - "Орёл", "Смоленск"; ТОФ - "Иркутск", "Томск") и один - в резерве 2-й категории в ожидании ремонта (ТОФ - "Челябинск"). С учётом того, что "Смоленск" уже готовится к заводским ходовым испытаниям (ссылка 3), соотношение 3-4-1, в течение ближайшего времени должно измениться на 4-3-1 , а в идеале - на 6(5)-2(3)-0 .

Изюминкой новости от 05.12 стало, конечно же, грядущее перевооружение первого из восьми "Антеев" на новый ракетный комплекс : "Лодки проекта "Антей" предназначены для борьбы с авианосными группировками - для поражения авианосцев их оснащали ракет ным комплексом "Гранит". Крылатые ракеты этого комплекса развивают скорость в 2,5 Маха и поражают надводные цели на рассто янии до 600 км (500 км - А.Ш.). На "Иркутске" "Гранит" заменят на более современный "Оникс".

Дальность действия ракет "Оникса" вполовину меньше. Однако они лучше защищены от радиопомех и более скрытны для радаров. По словам контр-адмирала в отставке В. Захарова, "Гранит" морально устарел. К тому же ракеты "Оникса" намного компактнее - это позволит разместить на борту большее их количество. "Гранит" . когда-то был мощным вооружением . (?! -А.Ш.), но очевидно, что его пора совершенствовать, - пояснил "Известиям" Захаров" (конец цитаты).


АПКР "Омск" (ТОФ) демонстрирует свою ударную мощь (фото с forums.airbase.ru от К-157)

"Гранит" (наряду с "Вулканом"), конечно же, и сейчас остаётся самым мощным в мире противокорабельным оружием, но не в этом суть. Необходимость модернизации ракетного вооружения АПКР пр. 949А самоочевидна, поэтому перейдём к деталям и попытаем ся ответить на вопрос: сколько новых малогабаритных ПКР можно разместить на подводном крейсере вместо 24 ракет 3М45 ПКРК П-700 "Гранит"? Вот что говорится об этом на militaryrussia . ru : "По состоянию на 2009 г. также обсуждалась (в специализированных СМИ) возможность применения специального пускового стакана-вкладыша в ПУ СМ-225А на две ракеты калибра 533 или 650 мм ("Оникс", "Калибр" и др.). Предположительно стакан-вкладыш мог устанавливаться в пусковую установку ракет "Гранит" без пере делки пускового контейнера, с совпадением электрических разъёмов ( ! -А.Ш.) " .

Есть и другая, более свежая информация (14.12.2011) : "... самые серьёзные изменения коснутся набора вооружения корабля. На смену "циклопическим" "Гранитам" (в статье их ещё называют "монстрами эпохи холодной войны"! - А.Ш.) придут новейшие сверх звуковые противокорабельные крылатые ракеты "Оникс". По своим характеристикам "Оникс" уступает "Граниту". Но зато превос ходит его по системе управления, алгоритму боевого применения, а самое главное - по весу и размеру. Как рассказали "Взгляду" в КБ Машиностроения из подмосковного Реутова, где создавались "Гранит" и "Оникс", в ракетную шахту лодки 949 проекта входят три новые ракеты "Оникс" . В результате боевой потенциал корабля сразу же возрастает с 24 до 72 крылатых ракет" .

Не привыкший доверять журналистам на слово автор данной статьи решил собственноручно проверить сказанное, вооружившись схемами общего расположения АПКР пр. 949А и скудными сведениями о массогабаритных характеристиках отечественных ПКР и их пусковых установок. Ракета 3М45 комплекса "Гранит" весит 7360 кг, имеет длину 8,84 м и диаметр описанной окружности со сложенными крыльями 1,35 м . Данных по пусковой установке СМ-225А найти не удалось, поэтому её наружный диаметр (около 1,82 м) получен пересчётомпо известной ширине корпуса АПКР пр. 949 с его поперечного сечения . Разница в 47 см (зазор 23,5 см) достаточно хорошо согласуется с тем фактом, что ракета размещается в ПУ в собственном пусковом стакане, а в пространстве между внутренней поверхностью пусковой установки и стаканом расположены амортизационные устройства . В свою очередь, масса . ракеты 3М55 комплекса "Оникс" ("Яхонт") в транспортно-пусковом стакане (ТПС) и без него составляет 3 900 кг и 3 000 кг, а длина и диаметр ТПС - 8,90 и 0,72 м соответственно, при этом наклонный старт (в отличие от вертикального на "Северодвинске") не противоречит заявленным ТТХ (15-90 град.) . В графическом исполнении замещение "Гранита" "Ониксом" выглядит так:

Если по габаритам ракет концепция "три вместо одной" представляется вполне жизнеспособной, то по суммарной массе боезапаса дела обстоят несколько хуже - 72 ПКР "Оникса" весят почти на 50 тонн больше 24 ракет "Гранита" (при расчёте неизвестная масса ТПС ПКР 3М45 была пересчитана по аналогии с 3М55). На первый взгляд, 50 лишних тонн для корабля с надводным водоизмеще нием 14 700 т (больше "Москвы"! ) не являются слишком большой проблемой (каких-то 0,3%). Однако, весовую дисциплину никто не отменял (особенно в отношении . подводного крейсера), поэтому желательно оставаться в пределах проектной нагрузки масс.

Вопрос снимается сам собой при совершенно логичной "переклассификации" АПКР из противокорабельного (противоавианосного) в многоцелевой с включением в его боезапас уже упоминавшихся КР комплекса "Калибр", точнее - стратегических КР с дальностью пуска 2600 км . По причине особой закрытости темы, придётся воспользоваться ТТХ экспортного варианта ракеты - 3М14Э (комп лекс Club ), дальность которого ограничена международными соглашениями (300 км) : стартовая масса 1770 кг; длина 6,2 м; диаметр 0,533 м (торпедный стандарт) ; длина и диаметр ТПС (по аналогии с ПКР 3М54Э1/3М54ТЭ1) - 8,92 и 0,645 м . Таким образом, ни по своей собственной массе, ни по габаритам ТПС ракета 3М14 не превосходит ПКР комплекса "Оникс".

Можно предложить несколько вариантов комплектации ракетного боезапаса, которые не приведут ни к перегрузке корабля, ни к изменению его центровки ("Оникс"/"Калибр", в скобках - изменение нагрузки в тоннах) :1 ) поровну (как на схеме внизу) - 36/36 (-6,5); 2 ) минимум ПКР - 12/60 (-45); 3 ) минимум ПКР для гарантированного прорыва ПВО АУГ (по расчётам советских военных теоретиков ) - 24/48 (-26); только ПКР (по три ракеты в 8 ПУ и по две в 16) - 56/0 (-11); только стратегические КР - 0/72 (-64).

Создавался для борьбы с американскими авианосными ударными группами – входил в группу сил и средств, носившую на Западе обобщенную кличку «убийцы авианосцев». В значительной степени являлся «главным калибром» советского флота.

Советский флот строился вокруг двух крупных задач: прикрытие районов развертывания лодок с баллистическими ракетами (и противодействие вражеским ракетоносцам) и борьба с авианосными ударными группами НАТО. Вторая задача решалась комплексом так называемых противоавианосных сил, включавших в себя надводный (корабли), подводный (субмарины) и воздушный (морские бомбардировщики) компоненты.

Для использования в надводном и подводном компоненте противоавианосных сил в 1970-е годы и проектировался комплекс «Гранит». Разработчик — реутовское «НПО Машиностроения». «Гранит» испытывался с 1975 года, принят на вооружение в 1983 году, неоднократно модернизировался (очередной раз, по ряду сведений, около 2003 года — с переводом бортовой электроники на новую элементную базу).

Ракета 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK комплекса «Гранит» в музее «НПО Машиностроение», г. Реутов. Фото: militaryphotos

Ракета комплекса 3М45 имеет массу свыше 7 тонн. Стартовый ускоритель сбрасываемый твердотопливный, маршевый двигатель турбореактивный. Боевая часть фугасно-проникающая (750 кг) или ядерная. Дальность стрельбы по разным сведениям от 500 до 700 км по комбинированной траектории. Максимальная скорость полета ракеты около 2,5 М.

При загоризонтной стрельбе пользовались сведениями системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда»: низкоорбитальной группировки спутников с мощными радиолокаторами. Система наведения ракет комбинированная: инерциальная с работой активной радиолокационной головки самонаведения на конечном этапе траектории.

Пусковая установка и головная часть ракеты комплекса «Гранит» на ПЛАРК «Курск» после подъема. Фото: forums.airbase.ru

При залповой стрельбе используется система обмена информацией между ракетами в залпе, формирующая единое информационное пространство для всех ракет (что видит одна, то видят все) и позволяющая осуществлять целераспределение в ордере кораблей противника с оценкой размеров потенциальной цели. В бортовые вычислительные средства вложен типовой набор сведений о сигнатурах кораблей и схемах ордеров, что дает ракетам возможность определять тип цели. Используется гибкий адаптивный алгоритм формирования траекторий при групповой атаке, применение которого получило неофициальную кличку «волчья стая»: ракеты залпа сами в автоматическом режиме «разбираются», кто из них какую часть боевой задачи будет выполнять.

В частности, применяется схема «ракеты-наводчика» , идущей по высокой траектории, имеющей в связи с этим больший радиогоризонт, и снабжающей всю «стаю» информацией о целях. В случае перехвата «наводчика» «стая» назначает следующего. На конечной стадии полета ракеты выполняют противозенитный маневр по заранее рассчитанной программе уклонения.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Я решил рассмотреть такой давно уже и масштабно обсуждавшийся в сети вопрос как противостояние советских ПКР и американских морских ЗРК. Обычно их сравнивают на примере П-700 "Гранит" и системы AEGIS. К сожалению, обсуждения такого рода обычно проводятся на форумах, имеют характер дискуссии и вычленение собственно информации представляет собой явную проблему.

Поэтому я решил провести аналитическое рассмотрение (в рамках доступной, естественно, информации) и сделать компилляцию выводов:

Средство нападения, в данном случае - П-700 "Гранит". Ракета действительно, впечатляющая - это почти венец развития советской линейки тяжелых сверхзвуковых ПКР корабельного базирования. Ее длина - 10 метров, размах крыла - 2,6 метра, т.е. по габаритам ракета приближается к легким самолетам.

Максимальная скорость ракеты составляет почти 2,5 МаХа (около 763 метра в секунду) при полете на большой высоте. Над водой скорость ракеты приблизительно равна 1,5 МаХа (около 458 метров в секунду). Запомним эти цифры, они имеют значение.

Оборона держится на системе AEGIS: боевой информационной системе, координирующей действия радаров AN/SPY-1 общего обнаружения, радаров целеуказания AN/SPG-62, ЗУР SM-2.

Оборона AEGIS на внешнем рубеже

В данной части рассматривается противодействие летящим "Гранитам" со стороны AEGIS на большой дистанции. Если быть еще более точным - на той дистанции, на которой "Гранит" удерживается на высотном участке траектории.

Внимание, это важно! Хотя во всех источниках радиус действия "Гранита" указан просто в 550 км, это максимальный радиус по комбинированной траектории. Т.е. по траектории, при которой ракета большую часть пути летит высоко над водой - где меньше сопротивление воздуха и затраты горючего на полет значительно уменьшаются - а затем, при приближении к цели, ныряет вниз и проходит остаток дистанции на небольшой высоте.

А: Высота полета П-700 "Гранит" на высотном участке траектории составляет порядка 14000 метров. Ряд источников указывает еще большую, но они сомнительны. Более поздний "Оникс", во всяком случае, забирается на высоту порядка 14000 метров на высотном участке траектории, так что считаю, что взяв 14000 метров мы не ошибемся.

С учетом высоты расположения радара AN/SPY-1 над уровнем моря в 20 метров, и высоты полета ракеты в 14000 км, мы получаем расстояние до радиогоризонта порядка 438 км. Радиус детекции радара AN/SPY-1 (табличный) равен примерно 360 км. Т.е. можно быть уверенными, что AEGIS сможет следить за приближающимися "Гранитами" с дистанции более 250 км.

P.S. Следует учесть, что при прочих равных скорее всего, ракетный залп будет обнаружен еще самолетом ДРЛО на большей дистанции. Т.е. цифра в 250 км - это не радиус обнаружения, а радиус слежения, дистанция, с которой за приближаюищмися ПКР следит сам AEGIS.

B: Теперь мы знаем, что ракета будет взята на сопровождение системой AEGIS где-то на дистанции в 200-250 км. Идем дальше.

РЛС ракеты "Гранит" имеет радиус обнаружения цели размером с крейсер около 70 км в нормальных условиях. Учитывая, что крейсер вовсе не желает, чтобы его обнаружили, и активно применяет средства РЭБ, возьмем радиус реального захвата в 55 км.

На этой дистанции - 55-70 км - ракета "Гранит" захватит корабль, и совершит "нырок" с высоты в 14000 метров на малые высоты, для сближения с целью. Т.е. мы получаем, что 200-55=145 км. Это промежуток, на котором летящий на большой высоте "Гранит" будет уверенно сопровождаться РЛС крейсера. И, соответственно, может быть атакована ЗУР, подконтрольными AEGIS.

Это звездный час для носителей SM-2ER "Стандарт" (ER - extendent range, большого радиуса) Дальность этих ракет составляет порядка 150-180 км. Следовательно, ракетные атаки на летящие ПКР могут начаться с того момента, как ракеты войдут в 150-километровый радиус.

Сколько времени будет "Гранит" оставаться под огнем ЗУР крейсера? Дистанция составляет 150-55=105 км, скорость "Гранита" - 0,763 км/c, т.е. под обстрелом ракета будет оставаться порядка 125 секунд. Чуть больше 2-х минут.

За это время, корабль, оснащенный системой AEGIS сумеет произвести от 50 ракетных выстрелов (для 2-х двухбалочных пусковых Mk-26 с циклом перезарядки в 10 секунд, стоявших на первых 4-ех крейсерах класса "Тикондерога") до 65 ракетных выстрелов (для Mk-41 с циклом стрельбы 1 ракета в 2 секунды, стоящих на поздних "Тикондерогах" и "Арли Берках"). Хотя корабли несут ограниченное количество радаров AN/SPG-62, используемых для целеуказания - это не является в данном случае лимитирующим параметром, ибо конструкция "Стандарта" вполне позволяет ему "ждать" очереди, летя на инерциальном наведении в район цели.

Какова вероятность сбития одного "Гранита" одним "Стандартом"? 62-килограммовая осколочно-фрагментационная SM-2ER обладает вполне достаточной мощностью чтобы разрушить или сильно повредить "Гранит" (что на данной стадии полета равноценно сбитию - тяжело поврежденная ракета до цели не доберется). Следовательно, проблема только в попадании.

Как оценить вероятность попадания в ракету? Из опыта Вьетнама мы знаем, что вероятность поражения истребителя в услвоиях активного применения средств РЭБ одной ракетой составляла порядка 20%. Но SM-2ER все же несколько умнее чем применявшиеся во Вьетнаме радиокомандные ЗРК, да и средства РЭБ беспилотной ракеты значительно слабее. Возьмем для простоты вероятность в 40% как вероятность сбития одного П-700 одним "Стандартом"

Взяв эту цифру, мы получаем, что на внешнем рубежеможет быть сбито сбито около 15-22 ракет. Уже какой-то результат.

Оборона AEGIS на внутреннем рубеже

На дистанции в 55 км, ракета П-500 совершит резкий нырок вниз и выйдет из режима уязвимости. Она уйдет за радиогоризонт, и выйдет из радиуса видимости радаров AEGIS. Двигаясь на высоте около 20 метров, она летит к цели в низковысотном режиме, на скорости порядка 1,5 МаХа.

Как скоро П-700 вновь появится из-за радиогоризонта AEGIS? Эта дистанция примерно равна 30 км. На скорости в 1,5 МаХа или 458 метров в секунду, П-700 пролетит это расстояние за 65 секунд, т.е. около минуты.

На этой дистанции, ракета будет обстреляна залпами SM-2MR (MR - среднего радиуса). Так как в данном случае ракета НЕ ВИДНА пока не выйдет из-за радиогоризонта, AEGIS не может открыть огонь заранее, запустив ракеты с инерциальным наведением в ее сторону, и "встретить" приближающуюся П-700 на максимальном радиусе ЗУР.

Предполагая, что система полностью готова к выстрелу, мы получаем, что AEGIS откроет огонь в тот же момент, когда заметит вышедшие из-за радиогоризонта П-700. Учитывая что SM-2MR имеет скорость порядка 3,5 МаХа (около 1000 м/с), первый залп ЗУР встретится с противником где-то на 20-ой секунде полета П-700 от радиогоризонта, и далее ПКР будут непрерывно обстреливаться в течении 25 секунд (пока не приблизятся на 5 км, в радиус недосягаемый для SM-2MR)

Сколько залпов успеет дать AEGIS? Корабли с установками Mk-26 успеют дать два полных залпа (т.е. выпустить 8 ПКР), корабли с Mk-41 успеют запустить 12 ПКР.

Разумеется, вероятность попадания будет много ниже - по низколетящей цели - и составит, согласно рассчетам, где-то порядка 25%.

Таким образом, мы получаем что на низковысотном участке может быть сбито порядка 2-3 ПКР П-700.

Оборона вблизи

ВОзможности обороны на данной фазе ограничены. У кораблей с Mk-26 на данной стадии единственным адекватным средством самообороны является универсальная 127-миллиметровая автопушка (2 на "Тикондероге"). Вероятность сбития ракеты оценивается приблизительно в 0,8 на автопушку. Корабли же с Mk-41 могут добавить к автопушкам ЗУР малого радиуса RIM-7VL "Sea Sparrow". CIWS "Вулкан" следует признать в целом, малополезными в данном случае.

Хотя формально эти ЗРК имеют радиус до 25 км, но ранее стрелять ими не имело особого смысла, ибо это лишь отбирало бы каналы наведения у более эффективных SM-2MR. В упор, однако, они намного более эффективны. Учитывая что количество наводимых "Sea Sparrow" точно так же как и SM-2MR ограничено каналами наведения - т.е. 4 - за оставшееся время крейсер успевает выпустить порядка 8 ЗУР. Вероятность попадания следует признать аналогичной - 0,25.

Таким образом, используя автопушки и ЗУР, класс "Тикондерога" может остановить на внутреннем рубеже до 4-ех ракет класса П-700.

Средства РЭБ:

Оценить эффективность действий средств РЭБ сложно. Обычно, корабли класса "Тикондерога" оснащены системой РЭБ AN/SLQ-32, интегрированой с системами запуска помех Mark 36 SRBOC. Эффективность системы оценить трудно. Но в целом, можно предполагать, что проитв такой ПКР как П-700, вероятность успешного уклонения ракеты на ложную цель составит не более 50%.


ВЫВОД:

Возможности системы AEGIS по противостоянию ПКР П-700 "Гранит" являются достаточно высокими. На 3-х рубежах обороны, крейсер может эффективно отразить атаку 19-25 ракет. Наличие эффективных средств РЭБ позволяет резко повысить этот параметр, так как существует высокая вероятность увода ракеты на помехи.

В целом, теоретический рассчет подтверждает советский вывод о том, что эффективность корабельной ПВО АУГ с появлением AEGIS возросла значительно. Полный бортовой залп субмарины проекта 949А (24 ракеты П-700) НЕ ГАРАНТИРУЕТ прорыва ПВО АУГ даже на уровне наличия в ней лишь одной "Тикондероги" и отсутствия успешных перехватов ПКР патрулирующими истребителями.

МОМ была начата разработка противокорабельной ракеты дальнего действия «Гранит».
Еще в середине 60-х годов, в период разработки комплексов «Аметист» и «Малахит», генеральный конструктор В.Н.Челомей пришел к заключению о необходимости и возможности сделать новый шаг на пути универсализации условий старта для ракет дальнего действия. Он выступил с предложением о разработке нового комплекса с крылатыми ракетами, способными стартовать из-под воды, а по дальности и скорости полета не уступающими комплексу «Базальт ». Предполагалось этим комплексом оснащать как подводные лодки (проект 949 «Гранит»), так и надводные корабли. Новый комплекс получил наименование «Гранит». В процессе создания комплекса «Гранит» впервые все основные смежники разветвленной кооперации проработали множество (до одного-двух десятков) вариантов конструктивных решений по крылатой ракете, бортовой системе управления, по подводной лодке. Затем эти варианты оценивались по боевой эффективности, стоимости и срокам создания, реализуемости, и на основе анализа были сформулированы требования к крылатой ракете и другим элементам системы вооружения.
С момента создания первых ПКР, способных поражать надводные корабли на очень больших дальностях, встал вопрос обеспечения противокорабельных ракет данными целеуказания. В глобальном масштабе эта задача могла бы быть решена только с помощью космических аппаратов.
Теоретические основы построения такой космической системы, параметры их орбит, взаимное положение спутников на орбитах разработаны непосредственно с участием академика М.В.Келдыша. Система, создававшаяся в ЦКБМ, состояла из нескольких спутников радиолокационной и радиотехнической разведки, с которых данные об обнаруженных целях могли непосредственно быть переданы на носитель КР или на наземные пункты.
Комплекс «Гранит» обладал рядом качественно новых свойств. Впервые создали ракету большой дальности стрельбы с автономной системой управления. Бортовая система управления строилась на основе мощной трехпроцессорной вычислительной машины с использованием нескольких информационных каналов, что позволяло успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне любых помех. Создание этой системы осуществлено коллективом ученых и конструкторов ЦНИИ «Гранит» под руководством его генерального директора Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии В.В.Павлова.
В ракете воплотился богатый опыт НПО по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета - один корабль» или «стаей» против ордера кораблей. Ракеты сами распределят и классифицируют по важности цели, выберут тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ПКР заложены электронные данные по современным классам кораблей. К тому же в машине есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе.
Также в бортовой вычислительной машине есть данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. Как говорят конструкторы, после пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели.
В 1966-1967 гг. в ОКБ-670 М.М.Бондарюка готовился проект двигателя 4Д-04 оригинальной схемы для КР «Гранит», рассчитанной на скорость М=4. В дальнейшем для этой ракеты был выбран серийный маршевый ТРД КР-93 на М=2,2. Ракета имеет ТРД и кольцевой твердотопливный ускоритель в хвостовой части, начинающий работу под водой. Впервые была решена сложная инженерная задача запуска двигателя за очень короткое время при выходе ракеты из-под воды.
Возможность маневрирования ракет позволила реализовать рациональный боевой порядок их в залпе с наиболее эффективной формой траектории. Это обеспечило успешное преодоление огневого противодействия сильной корабельной группировки.
Следует сказать, что ни в одной из предыдущих крылатых ракет, созданных в НПОМ, не было сконцентрировано и успешно реализовано столь много новых сложнейших задач, как в ракете «Гранит». Сложнейшая конструкция ракеты потребовала проведения большого объема наземных испытаний в гидробассейнах, аэродинамических трубах, на теплопрочностных стендах и т.д.
После проведения полного объема наземной отработки по КР и основным ее элементам (системы управления, маршевого двигателя и др.) в ноябре 1975 г. начали летно-конструкторские испытания. На государственные испытания комплекс был предъявлен в 1979 г. Испытания проводились на береговых стендах и головных кораблях: подводной лодке и крейсере «Киров». Испытания были успешно завершены в августе 1983 года, и Постановлением СМ от 12 марта 1983 года комплекс «Гранит» приняли на вооружение ВМФ.
Ракеты нового универсального ракетного комплекса третьего поколения «Гранит» имели как подводный, так и надводный старт, дальность стрельбы 550 км, обычную или ядерную боевую часть, несколько гибких адаптивных траекторий (в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции), скорость полета в 2,5 раза больше скорости звука. Тротиловый эквивалент боевой части каждой ракеты равен 618 кг, радиус действия поражающих факторов - 1200 метров.
Комплекс обеспечивал залповую стрельбу всем боекомплектом с рациональным пространственным расположением ракет и помехозащищенную автономную селективную систему управления. При создании «Гранита» впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка элементов сложной системы (средства целеуказания - носитель - ПКР). В результате созданный комплекс впервые приобрел возможность решать любую задачу морского боя нарядом огневых средств одного носителя. По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить «Гранит» противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели.
Ракетным комплексом «Гранит» вооружены 12 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа «Антей», по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов. На четырех тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 (типа «Петр Великий») размещено по 20 ракет в индивидуальных подпалубных пусковых установках СМ-233. ПУ расположены наклонно - под углом 47º. Перед пуском ракет контейнеры заполняются водой. Кроме того, этими ракетами оснащен ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (пр. 1143.5) - 12 ПКР.
Каждый подводный крейсер стоит в 10 раз дешевле, чем авианосец ВМС США типа «Нимитц». Других сил в Вооруженных силах России, способных реально противостоять авианосной угрозе, сейчас фактически нет. С учетом проводимых модернизаций самих носителей, ракетного комплекса и ПКР «Гранит» созданная группировка способна эффективно действовать до 2020 г. Естественно, одновременно необходимо развивать и поддерживать в боеготовом состоянии и системы боевого управления силами, разведки и целеуказания. Кроме борьбы с АУГ боевые единицы группировки способны действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать ракетами с обычной боевой частью цели на побережье противника. При необходимости корабли с комплексом «Гранит» могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.
Первые фотографии секретной ракеты появились только в 2001 г. после трагической гибели подводной лодки К-141 «Курск» 12 августа 2000 г. После подъема подводной лодки 23 ПКР, бывшие на борту АПЛ в последнем походе, выгружаются для дальнейшей утилизации.

ракета
Описание
Разработчик ЦКБМ
Обозначение комплекс П-700 «Гранит»
3М45
Обозначение NATO SS-N-19 «Shipwreck»
Первый пуск 1975
Система управления инерциальная с активным радиолокационным конечным наведением
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 10
Размах крыла, м 2,6
Диаметр, м 0,85
Стартовый вес, кг 7000
Тип боеголовки фугасно-кумулятивная ядерная (500 кт)
Масса БЧ, кг 750
Силовая установка
Маршевый двигатель ТРД КР-93
Тяга, кгс (кН)
Стартово-разгонная ступень твердотопливная
Летные данные
Скорость, км/ч (М=) на высоте 2800 (2,5)
у земли (1,5)
Дальность пуска, км 550 (625)
Маршевая высота полета, м


Не искушенный в вопросах аэродинамики человек бывает немало удивлен обликом современных крылатых ракет. «Крылатая ракета» оказывается узким сигарообразным снарядом с парой торчащих в разные стороны крохотных «лепестков». Трудно поверить, что эти миниатюрные «крылья» способны удержать в воздухе многотонную ракету и помогают ей преодолеть расстояние во многие сотни и тысячи километров.


Секрет крылатых ракет (КР) объясняется просто: подъемная сила крыла находится в квадратичной зависимости от скорости летательного аппарата. Скорость увеличилась в два раза – подъемная сила возросла в 4 раза, т.е. теперь самолету требуется в четыре раза меньшее по площади крыло!
В отличие от пилотируемых самолетов, КР представляют собой однорежимный летательный аппарат, летящий всегда с одинаковой, очень высокой скоростью (от 250 м/с у «Томагавка» до 700 м/с у ПКР «Гранит»)! Создателям КР незачем заботиться о взлетном и посадочном режиме полета – на взлете КР, разгоняемая мощным ускорителем, ведет себя как баллистический снаряд, а «посадочная скорость» крылатой ракеты равна ее максимально допустимой скорости – и чем сильнее КР «вмажется» в цель, тем будет лучше.

Долгое время фраза «крылатая ракета» была синонимом морских противокорабельных ракет - вплоть до создания тактического «Томагавка» основным применением КР было истребление кораблей противника. Тренд в этом вопросе был задан советскими учеными, которые к середине 50-х годов запустили в серию ряд уникальных проектов, изменивших законы морского боя – чудовищные противокорабельные ракеты «Комета» и КСЩ. Вскоре появился еще один «супергерой» - П-15 «Термит», утопивший «Эйлат» и устроивший погром в пакистанском порту Карачи (индийские ракетные катера разнесли там буквально все, включая береговое нефтехранилище). Всего во второй половине ХХ века советский ВПК «порадовал» мир двадцатью моделями уникальных противокорабельных ракет – различных по размерам, принципам наведения и вариантам базирования. От сравнительно примитивных П-5 до фантастических комплексов П-700 «Гранит».

«Гранит» … легендарный робот-камикадзе, способный поражать цели на удалении 600 км, летать на больших и предельно малых высотах, самостоятельно выбирать цели и крушить своей полумегатонной боевой частью авианосные группировки «вероятного противника». Фантастический ударный комплекс, сплав самых современных технологий времен Холодной войны, объединивший в себе лучшие разработки ракетно-космической техники, электроники и кораблестроения.


"Рентгеновкий снимок" ПКР П-700


Просторы Интернета переполнены обсуждениями в формате «ракета «Гранит» vs авианосная ударная группировка», но мы не станем в очередной раз втягиваться в заведомо безрезультатный спор. Сегодня мы постараемся найти ответ на не менее любопытный вопрос: Существовали ли вообще зарубежные аналоги морскому ударному комплексу П-700 «Гранит»?

Казалось бы, ответ очевиден – за рубежом не было создано ни одной противокорабельной КР, равной по размерам и боевым возможностям с 7-тонным «Гранитом»! Единственная американская ПКР «Гарпун» имеет в 10 раз меньшую стартовую массу – всего около 700 кг, и как следствие – в 3 раза меньшую по массе боевую часть, в 2 раза меньшую скорость и в 5 раз меньшую дальность. Французский «Экзосет» обладал еще более скромными характеристиками. Возможно, кто-нибудь вспомнит израильскую ПКР «Габриель» или китайскую ракету С-802 – все они являются дозвуковыми КР с довольно слабыми по мощности боевыми частями и стартовой массой в пределах 600-700 кг. Даже хорошо известный «Томагавк», один из вариантов которого был предназначен для использования в качестве дальнобойной противокорабельной ракеты (BGM-109B TASM), не мог сравниться по характеристикам с «Гранитом» - «Топор» был слишком медленный и «тупой», к тому же имел меньшую дальность полета и значительно меньшую по массе БЧ.

Действительно, прямых аналогов «Граниту» за рубежом не существовало. Но стоит лишь взглянуть на ситуацию под иным углом, как появляется ряд интересных совпадений, которые, можно буквально идентифицировать, как аналоги противокорабельного комплекса П-700 «Гранит».

Первый случай – стратегическая сверхзвуковая крылатая ракета морского базирования SSM-N-9 «Регул II». Как и любая авиационная техника, созданная на рубеже 50..60-х годов, «Регул II» обладал запредельными скоростными и высотными характеристиками. Две скорости звука в стратосфере, дальность полета 1900 км – этого было вполне достаточно, чтобы прорвать противовоздушную оборону любой страны.


SSM-N-9 «Regulus II»


Ко всему прочему, «Регул II» страдал выраженным гигантизмом – массогабаритные характеристики американской ракеты превзошли даже показатели огромного «Гранита». Длина «Регул II» достигала 17,5 метров, а стартовая масса - порядка 10 тонн!
Всего стратегическим ракетным комплексом «Регул II» планировалось оснастить 4 ракетных крейсера и 25 подводных лодок ВМС США.

Конечно, сравнивать напрямую «Регул II» с «Гранитом» не совсем корректно – это был специфический носитель ядерного с довольно примитивной инерциальной системой наведения: гироскопы и секундомер … тик-тик-тик, время вышло – «Регул II» спикировал вниз и превратился в ослепительную вспышку света. Наконец, к моменту своего появления «Регул II» уже морально устарел и полностью проиграл по результатам испытаний баллистической ракете «Полярис».
И, тем не менее, «Регул II» имел ряд очевидных сходств с «Гранитом» - крупная и тяжелая сверхзвуковая ракета корабельного и подводного базирования, предназначенная для поражения загоризонтных целей на большой дальности.

Наш второй гость – стальной страж небес, невероятный зенитно-ракетный комплекс RIM-8 «Талос». Казалось бы… Однако, попрошу читателя набраться терпения и позволить объяснить, чем именно «Талос» можно считать близким родственником «Граниту».

К созданию «Талоса» американцы шли 15 лет – с 1944 года (когда появилась реалистичная мечта о сверхдальнобойном ЗРК) до 1959 г. (установка на боевом корабле первого серийного ЗРК). Идея была проста – научиться сбивать самолеты на дальности 100 и более километров. Проблему с точностью наведения на большом расстоянии на первых модификациях ЗРК решили довольно просто – «Талос» стрелял зенитными ракетами с ядерной боевой частью. Взрыв мощностью 2 килотонны в тротиловом эквиваленте мог мгновенно испепелить любой самолет на дальность 500 м от точки детонации – предполагалась использовать эти «снаряды» для отражения атак советских ракетоносцев морской авиации (Ту-16 или перспективных Т-4), прорвавшихся к авианосным группировкам сквозь истребительные заслоны.

Одновременно со «специальными» существовали «обычные» осколочно-фугасные боевые части массой 136 кг, а также несколько специфических ракет, о которых пойдет речь ниже.
В результате на свет появилась огромная по размерам зенитная ракета, длиной 12 метров и массой 3,5 тонны (из них 2 тонны приходилось на стартовый ускоритель, сгорающий за 3-5 секунд).


Одно из главных отличий от "Гранита" - зенитная ракета RIM-8 оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем


Помимо циклопических размеров и сходной компоновки с осе-симметричным воздухозаборником, «Талос» роднит с «Гранитом» еще одно, не менее важное обстоятельство: все модификации ЗРК «Талос» имели возможность поражения надводных целей (т.е. могли выполнять задачи противокорабельных ракетных комплексов), а также могли применяться для ударов по наземным объектам (в том числе, специальная модификация ракеты для уничтожения РЛС противника). Настоящий демон трех стихий!

Конечно, 130…160 кг боевая часть не могла рассматриваться, как серьезное противокорабельное оружие, тем не менее, этого было достаточно для уничтожения любого вражеского корвета или ракетного катера. Намного солиднее выглядела «специальная» боевая часть W30, чей подрыв на близком расстоянии мог вывести из строя любой крупный корабль. Всерьез обсуждались планы использования ядерных «Талосов» для «бомбардировки» вражеских позиций в зоне высадки морских десантов. Ко всему прочему, зенитный ракетный комплекс имел меньшее время реакции, высокую скорострельность и значительный боекомплект, что еще в большей степени расширяло его ударные возможности.


Результат прямого попадания ракеты RIM-8. Эсминец-мишень почти разрублен надвое

К слову, советские моряки тоже обратили внимание на эту положительную особенность зенитных ракетных комплексов – могу уверенно предположить, что в случае вооруженного конфликта первыми во врага полетели бы не П-35 и П-500, а зенитные ракеты комплексов «Волна» и «Шторм». Аналогичная ситуация наблюдалась во 2008 году у берегов Абхазии – первый залп российского ракетного корабля «Мираж» по грузинским катерам был сделан из ЗРК «Оса-М».

Возвращаясь к «Талосу», в 1965 году на вооружение была принята новая модификация зенитной ракеты RIM-8G с дальностью стрельбы 100 миль (185 километров), что сделало «Талос» самым дальнобойным морским ЗРК двадцатого века.

Кроме того, инженеры компании Bendix проделали значительную работу, создав для своего дальнобойного ЗРК целую линейку ракет, наводящихся на источники излучения вражеских радаров. Специальная модификация ракеты, получившая обозначение RIM-8H Talos-ARM, могла использоваться для сверхдальней стрельбы по вражеским кораблям с включенными радарами – другими словами, ЗРК «Талос» превратился в первый американский противокорабельный ракетный комплекс дальнего радиуса действия.

Всего за время своего существования, ЗРК большой дальности RIM-8 «Талос» был установлен на 7 ракетных крейсерах ВМС США, из которых лишь атомный крейсер «Лонг Бич» мог полностью реализовать возможности уникального комплекса (в отличии от остальных ракетных крейсеров, перестроенных из артиллерийских кораблей Второй мировой, «Лонг Бич» специально создавался под новые ЗРК и оснащался мощным радаром SCANFAR с фазированной антенной решеткой).


"Борьба за конструкцию вместо стилей
Расчет суровый гаек и стали"

Атомный ракетный крейсер "Лонг Бич" имел несуразный "коробчатый" облик, что, впрочем, определялось уникальным комплексом оружия крейсера.

С технической стороны, ЗРК представлял собой поворотную двухбалочную пусковую установку, бронированный погреб для хранения ракет и их подготовки к стрельбе, а также пост управления стрельбой и дюжину радаров SPW-2 и SPG-49 для наведения ракет на маршевом участке и для подсветки целей.

Минутой славы для «Талоса» стала война во Вьетнаме – крейсера с «Талосом» на борту регулярно привлекались в качестве кораблей радиолокационного дозора и патрулей ПВО, курсирующих в прибрежных районах Южно-Китайского моря. Морской дальнобойный ЗРК превратился в леденящую кровь легенду у летчиков Северного Вьетнама. МиГи стремились по возможности держаться подальше от береговой линии, в противном случае, был велик риск попасть под внезапный удар – идущие неподалеку от берега крейсера «просвечивали» небо на добрую сотню километров вглубь территории Вьетнама.


Размеры двуступенчатой ЗУР RIM-8 сравнимы c размерами ПКР "Гранит". Скорость зенитной ракеты - 2,5М. Дальность - до 185 км, высота поражения - 24 км

Всего «Талосы» претендуют на четыре подтвержденные воздушные победы, все на рекордных дальностях воздушного боя – два МиГа сбил «Лонг Бич» (например, один из случаев имел место 23 мая 1968 года, дальность перехвата составила 112 км), еще по одному на счету крейсеров «Чикаго» и «Оклахома-Сити». Кроме того, на счету «Оклахома-Сити» имеется еще одна победа – в 1971 году, находясь у побережья Вьетнама, крейсер засек излучение подвижной береговой РЛС и уничтожил объект противорадарной ракетой RIM-8H.

«Талос» имел хорошие возможности для борьбы с высоколетящими целями, но к началу 1970-х годов, в связи со сменой общей парадигмы военной авиации и перехода на маловысотные режимы полета, уникальный морской ЗРК стал стремительно устаревать – в 1976 году флот официально выразил намерения снять «Талос» с вооружения, последний запуск ракеты RIM-8 состоялся в 1979 году, а еще через год последний крейсер с ЗРК этого типа был исключен из состава ВМС. Однако история


Специальная боевая часть зенитной ракеты RIM-8


Запуск ракеты с крейсера "Литтл Рок"


Top