Иллюстрации связь между живой и неживой природой. Теоретические основы взаимосвязей живой и неживой природы

Разделы на этой странице:

Вы много узнали о природе и, конечно, обратили внимание на то, что между живой и неживой природой существует тесная связь. Живые существа не могут жить без воздуха, воды, солнца и его тепла. Из неживой природы они берут все необходимое для своей жизни.

В свою очередь, и живые существа влияют на неживое. Так, зеленые растения благодаря фотосинтезу насыщают атмосферу кислородом и очищают ее от углекислого газа. Воздух, которым дышим мы и все живые существа, создан зелеными растениями.

Пищевая связь

Органические вещества, образованные зелеными растениями, используют не только сами растения, но и другие живые существа. Рассмотрим это на примере.

Мы с вами в сосновом бору. Присмотримся к коре сосны. В ней есть ходы, которые проедает жук-короед: он питается корой сосны. Дятел твердым клювом долбит кору, длинным языком достает жуков-короедов, которыми питается.

Иначе говоря, существует пищевая связь, которую ученые назвали цепь питания: сосна? жук-короед? дятел. В этой пищевой цепочке на первом месте стоит растение (сосна), второе место занимает растительноядный организм (жук-короед), на третьем месте животное, которое питается растительноядным животным (дятел).

Другой пример: кузнечик питается растительностью. Кузнечиков поедают ящерицы, а последние являются пищей ястребов (рис. 117). Таким образом, и здесь возникла цепь питания: растения? кузнечик? ящерица? ястреб.


Рис. 117. Пример пищевой цепи

Каждый организм в пищевой цепи занимает определенное звено и обеспечивает жизнь другим живым существам. Цепи питания начинаются с растений. Это первое звено в цепи; второе звено – растительноядные животные; третье – насекомоядные животные или хищные.

В природе существует огромное множество пищевых связей: простых, с которыми вы познакомились, и сложных, в которых участвует очень много различных организмов (рис. 118).


Рис. 118. Сложные пищевые связи

Теперь ясно, почему природа представляет собой единое целое, в котором между растениями, животными, грибами, микробами, человеком и окружающей средой происходит обмен веществом и энергией. Происходит он в процессе фотосинтеза растений, дыхания живых организмов и разнообразных пищевых связей.

1. Вспомните, как связаны с неживой природой живые существа: растения, животные, человек. Пользуясь рисунком 118, составьте все возможные цепи питания. Выделите животных, которые связаны с сосной напрямую и косвенно.

2. Как вы думаете, почему цепь питания начинается с растения?

3. Подумайте, почему хищники не могут быть во втором звене цепи питания.

1. В чем сходства и различия между растениями и животными?

2. Чем позвоночные животные отличаются от беспозвоночных? Назовите представителей и тех и других.

3. Как приспособились животные к жизни в воде, почве, воздухе, на земле?

4. Как расселились животные на планете? Почему белый медведь может жить только на севере, а бурый – в средней полосе России?

5. Каких животных, занесенных в Красную книгу, вы знаете? Почему они попали на ее страницы?

6. Как можно спасти диких животных?

7. С какой целью человек разводит сельскохозяйственных животных?

8. Как вы понимаете выражение «природа едина»?

Что вы узнали о животных (самое, самое, самое…)

Признаки животных

Питание

Дыхание

Размножение

Разнообразие животных

Окружающий мир делится на две части: естественный и рукотворный. Второй – это все, созданное руками человека: дома, постройки, электропровода, предметы быта, машины и прочее. А остальное – это мир, который существует без влияния человека и не был создан его руками.

Растения, люди, – это части природы, которая, в свою очередь, делится на две части: живую и неживую. Что относится к ним, а также как взаимосвязаны эти два мира, можно узнать из данной статьи.

Вконтакте

Объекты живого мира

Природа – это все то, что не было создано руками людей . Более того, сам человек является ее частью. Живая природа – это то, что способно развиваться, расти, питаться и размножаться самостоятельно. Чтобы выявить ее объекты живой природы, следует знать их признаки, точнее возможность совершать определенный цикл:

  • рождение;
  • рост;
  • производство себе подобных;
  • питание;
  • дыхание;
  • движение;
  • умирание.

Только растения, животные, люди могут рождаться, питаться, расти и размножаться с тем, чтобы однажды умереть.

А вот объекты неживой природы такими способностями не обладают.

Стоит упомянуть, что некоторые отдельные процессы могут не наблюдаться у отдельных особей, например, существуют растения, которые не двигаются, но они также относятся к организмам, поскольку остальные способности у них есть.

Биология выделяет несколько видов :

  • микроорганизмы - самая древняя форма жизни: бактерии, вирусы, грибы;
  • растения – они обладают способностями рождаться, развиваться, питаться, дышать, размножаться и умирать;
  • животные - к этому виду относятся млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные и насекомые;
  • люди - высшая ступень развития, которая способна рождаться, питаться, развиваться, размножаться и умирать.

Все вместе это живая часть окружающей нас действительности. Живая природа включает в себя особей, которые обладают одними способностями, хотя кардинально отличаются по внешним признакам. Мир живой природы огромен и прекрасен в своем разнообразии.

Важно! Сразу же после смерти растения переходят в разряд мертвых тел.

Объекты неживого мира

Безжизненные тела практически не меняются и остаются статичными. Их можно увидеть вокруг – это солнце и луна, камни, вода, облака прочее. Стоит также упомянуть, что неживой мир первичен , более того, существование организмов невозможно без него. Чтобы определить объекты неживой природы, следует знать их признаки:

  • устойчивость;
  • малые изменения;
  • отсутствие потребности в питании;
  • отсутствие способности репродуцировать;
  • статика – не способны двигаться;
  • не растут.

Объекты неживой природы такие многочисленные, что не существует отдельной науки, их изучающей , вместо этого их по отдельности изучают разные науки: , геология, физика и прочие. Существует классификация по форме:

  • твердые – это все части почвы и ледники. Сюда также можно отнести все минеральные природные ресурсы и ископаемые;
  • жидкие - эти объекты отличаются текучестью, их нельзя определить по форме (дождь, туман, облако, лава);
  • газообразные - части , пары и звезды.

Все части естественного мира вокруг важны для жизни на земле. Без них невозможно было бы существование организмов и людей. Особо важны некоторые из них: земля – она является основой существования для растений и животных;

– один из важнейших параметров для жизни на Земле; вода – благодаря ей на Земле стало возможно существование организмов, она является источником питания; солнце – источник тепла, необходимый для роста и размножения.

Таким образом, живая и неживая части мира тесно связаны, и именно их взаимодействие дает возможность существования людей и их комфортного пребывания на . Мир живой, и не мог бы существовать без какой-то своей части.

Живая и неживая природа

Связи живой и неживой природы весьма многогранны и неразрывны. Все тела в мире крепко связаны, и разрыв их приведет к гибели окружающего мира. Рассмотрим следующую модель:

Человек – это особь. Для его существования требуется несколько предметов :

  • воздух – чтобы дышать;
  • вода – это основа жизни человека;
  • солнце – чтобы получать необходимый витамин D;
  • почва – чтобы взращивать продукты питания.

Таким образом, на примере человека ясно видно, что связи живой и неживой природы неразрывны , и без одной не было бы второй, ведь и организмы имеют влияние на статичные тела: растения после умирания насыщают почву удобрениями, рыбы поддерживают химический состав воды и т. д. Для осознания важности целостности мира достаточно привести некоторые примеры:

  1. Воздух нужен каждой особи.
  2. Солнце питает мир светом и энергией, которые также необходимы для существования всех существ.
  3. Животные удобряют почву.
  4. Человек вносит серьезные коррективы в функционирование всех систем своей деятельностью.

Именно эти связи позволяют всему сосуществовать в гармонии. Связь между живой и неживой природой можно отражает следующая схема:

Классификация

Долгое время рассматривались только объекты живой природы, именно их изучала биология, которая многие века сводила все только к описанию видов.

Статичные тела не рассматривались в качестве отдельного мира, их изучали отдельные науки (астрономия, философия и т. д.).

Первую классификацию, которая включала все части естествознания, создал Карл Линней.

Он был шведским ученым – физиологом и профессором медицины. Кроме этого, Нобелевским Лауреатом.

Внимание! Под ведением Карла Линнея находился большой ботанический сад города Упсала, в котором проводили различные научные эксперименты.

На основе изучения растений и других объектов Линней сумел создать классификацию , по которой все предметы разделялись на животных, растения или предметы. Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место. Он разделял всех на:

  • класс;
  • отряд;

Изучая и систематизируя особь, Линней делал это, используя латинское название, и такой порядок сохранен до сих пор. Сегодня полная классификаци я природного мира включает в себя:

  • надцарство или домен;
  • царство;
  • подцарство;
  • надтип или надотдел;
  • тип или отдел;
  • подтип или подотдел;
  • надкласс;
  • класс;
  • подкласс;
  • инфракласс;
  • надотряд или надпорядок.

Линней впервые в биологии ввел бинарную номенклатуру , которая подразумевает определение каждой особи под именем вида и рода.

Человек по этой причине классифицируется как Homo sapiens, что означает вид разумный.

Классификация Линнея определяет всем организмам собственное место в мире.

В современном мире классификация Карла Линнея живой природы несколько устарела и ученые пользуются другой схемой.

Так, сейчас выделяют кроме 4 царств природы, 2 надцарства и два подцарства.

Разница между живой и неживой природой, урок

Живая и неживая части природы, ее объекты

Вывод

Нельзя сказать, что важнее, живая или неживая природа, поскольку они равноценны. Именно их гармоничное сосуществование и взаимосвязь позволяет человеку и прочим организмам жить. Несмотря на существенные различия во внешнем виде, характеристиках и свойствах, все тела составляют вместе идеальный мир для человека.

Связи между неживой и живой природой

Ответы к стр. 26 — 27

  • Может ли живая природа существовать без неживой? Рассмотри иллюстрации и дай обоснованный ответ.

Живые существа не могут жить без неживой природы. Солнце — источник света и тепла для всего живого на Земле. Живым существам необходимы также воздух и вода.

  • Объясни схему. Как ты думаешь, что обозначают стрелки на этой схеме?

Стрелки на схеме обозначают связи между неживой и живой природой.

Вопросы

1. Что относится к неживой природе, а что — к живой?

В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все её объекты на две большие группы: живую и неживую природу. Солнце, воздух, вода, полезные ископаемые — это неживая природа. Растения, человек, животные — живая природа.

2. Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы?

Живые существа, в отличие от объектов неживой природы, дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.

3. Как связаны между собой неживая и живая природа?

В природе всё связано друг с другом. Живая природа не может существовать без неживой. Солнце — источник света и тепла для всего живого на Земле. Живым существам необходимы также воздух и вода.

Всё, окружающее нас, - воздух, вода, земля, растения и животные - это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа - это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа - это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.

Взаимосвязь на примере растений

Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.

Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.

Появление неживой природы

На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, - это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.

Свойства неживой природы

Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.

Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:

  1. Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии - это воздух и пар.
  2. Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
  3. Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
  4. Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.

Отличия неживой природы от живой

Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают - кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.

Появление живых организмов

Возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы - с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.

Жизненный цикл

Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.

  1. Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
  2. Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
  3. Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
  4. Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.

Объекты живой природы

Объектами живой природы являются:

К объектам неживой природы относятся:

  • камни;
  • водоемы;
  • звезды и небесные светила;
  • земля;
  • горы;
  • воздух, ветер;
  • химические элементы;
  • почва.

Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.

Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья - это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.

Пример

Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.

Утка - живой организм. Она - объект живой природы. Утка создает свой дом в В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде - связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.

Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.

Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету "естествознание" полностью посвящен этой теме.












Положительные и отрицательные взаимосвязи: Между живой и живой природой птичка съела букашку - для букашки отрицательная, для дерева, которое эта букашка поедала - положительная взаимосвязь между живой и неживой природой человек построил завод, который загрязняет воздух или воду (отрицательная), но выпускает бумагу, которая нужна человеку (положительная) между неживой и неживой природой капля камень точит - разрушение горных пород - отрицательная, но проложено новое русло для реки - положительная Ваши примеры:


Живая или неживая? Поднялись ворота - всему миру красота РАДУГА Рук нет, а дом себе построит ПТИЦА, МУРАВЕЙ Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя БОЛОТО Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет, крохи собирает ВОРОБЕЙ Рук и ног у него нет, а всех трясёт, качает, ворота открывает ВЕТЕР Я - вода, по воде плаваю, да и в огне не сгорю ЛЬДИНКА Шапка набекрень, спрятался за пень, кто проходит близко, кланяется низко ГРИБ Днём спит, ночью летает, прохожих пугает СОВА, ФИЛИН Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит РЕЧКА У кого на рогах глаза, а на спине дом? УЛИТКА


Проверь себя: Выбери группу объектов живой природы: а. Песок, вода, камни, море б. Стрекоза, горы, рыба, снег в. Трава, медведь, паук, деревья Выбери группу объектов неживой природы: а. Солнце, река, земля, роса б. Лошадь, дождь, кролик, ветер в. Кенгуру, муравей, дятел, астра Найди связь между живой и неживой природой а. Трава - заяц б. Вода - рыба в. Мышь - лисица Человек взаимосвязан с… а. Живой природой б. Неживой природой в. Только с тем, что создал сам г. Со всем вышеперечисленным


Ответь на вопросы: Распредели в три колонки слова: самолёт, свинья, солнце, лошадь, одуванчик, рысь, облако, карандаш, тетрадь, кит, камыш, камень, ель, водопад, ребёнок, град, соловей, стрекоза, снег, компьютер, ветер, осёл, жук, кедр, книга, малина, скала, портфель, ёж. Перечисли признаки, по которым живое отличается от неживого. Назови по 2 примера положительных и отрицательных взаимосвязей между объектами живой и неживой природы. Что такое природа? Объясните выражение «В природе всё взаимосвязано» Какое значение имеет природа для людей? А люди для природы?


ДЕРЕВО, ТРАВА, ЦВЕТОК И ПТИЦА НЕ ВСЕГДА УМЕЮТ ЗАЩИТИТЬСЯ ЕСЛИ БУДУТ УНИЧТОЖЕНЫ ОНИ НА ПЛАНЕТЕ МЫ ОСТАНЕМСЯ ОДНИ НО ЧЕЛОВЕКУ БЕЗ ПРИРОДЫ НЕ ПРОЖИТЬ ЗНАЧИТ НУЖНО НАШУ ЗЕМЛЮ СОХРАНИТЬ! На планете Земля всё взаимосвязано со всем, человек и природа неразрывны, без природы невозможно существование человека! Берегите природу!


Top