Прогулка в гпд где прячутся сказки. Материал для начальных классов "прогулка в группе продленного дня"

«Прогулки в группе продлённого дня Организация занятости детей в группе продлённого дня как активного наполнения свободного времени школьников имеет особую актуальность в структуре современной...»

Прогулки в группе продлённого дня

Организация занятости детей в группе продлённого дня как активного

наполнения свободного времени школьников имеет особую актуальность в структуре

современной школы. Специфика работы с детьми 6-летнего возраста заключается в

том, что в первый год обучения ребята параллельно с новыми знаниями, умениями и

навыками постигают законы и правила школьной жизни, т.е. учатся быть учениками.

В это время важно прививать детям интерес к школьным занятиям, развивать у них мыслительные процессы, а также заботиться о здоровье первоклассников.

Работа в группе продлённого дня обусловлена её режимом. В связи с этим система организации занятости первоклассников включает следующие режимные моменты: прогулки, информационно – развивающие занятия, спортивный час.

Остановимся подробнее на одном из важных режимном моменте - прогулке.

Прогулка - обязательный вид деятельности в группе продлённого дня.

В зависимости от целей и задач различают следующие виды:

1) прогулка – наблюдение за явлениями природы;

2) прогулка с заданием или прогулка-беседа;

3) целевая прогулка;

4) поисковая прогулка;

5) прогулка – практикум;

6) прогулка – показ (демонстрация);

7) творческая прогулка (прогулка – фантазия);

8) информационная прогулка;

9) игровая прогулка (прогулка – развлечение);



10) пешеходная прогулка;

11) спортивная прогулка;

12) комбинированная прогулка.

Своей целью в ходе организации прогулок воспитатель ставит не только укрепление здоровья детей, их релаксацию после образовательного процесса и развитие двигательной активности, но и знакомство с явлениями окружающего мира, наблюдение за сезонными изменениями в природе, закрепление знаний и навыков по правилам дорожного движения и правилам безопасного поведения в общественных местах.

Для достижения целей прогулки необходимо придерживаться рекомендаций при их проведении:

Тематика занятий на воздухе должна быть разнообразной и увлекательной для детей;

Все ребята должны быть вовлечены в ход прогулки;

Необходимо учитывать состояние здоровья детей, время года, погодные условия;

Следует поощрять инициативу и активность учащихся во время прогулки;

Обязательно надо подводить итоги занятия, давать оценку поведения детей.

При планировании прогулок, экскурсий за пределами учреждения образования оформляются соответствующие документы.

Предлагаем несколько разработок прогулок в зимнее время.

Прогулка – наблюдение «Деревья зимой»

Цель: обучение учащихся распознаванию деревьев по кроне, стволу.

Задачи: расширять кругозор младших школьников по теме «Растения зимой»;

развивать память и мышление; способствовать развитию двигательной активности младших школьников, воспитывать наблюдательность, любовь к природе.

Оборудование: карточки с изображением различных деревьев.

Ход прогулки:

1. Инструктаж по безопасному поведению на прогулке зимой.

–  –  –

2.Беседа по теме прогулки. до 5 мин.

(В ходе беседы воспитатель с помощью наводящих вопросов даёт детям информацию о том, почему деревья сбрасывают на зиму листву, как зимуют деревья, чем человек может помочь)

Какое сегодня число, месяц? Расскажите о погоде.

Как деревья приспособлены к зимовке? (сбрасывают листву)

Что может случиться с деревом, если не будет снега, но ударит мороз? (замёрзнут корни деревьев и они погибнут)

Почему часто снег сравнивают с одеялом, пуховой периной? (снег укрывает корни)

Рассмотрите кору дерева. Какая она? (твёрдая, промёрзлая)

Как часто люди защищают кору молоденьких деревьев? (укрывают, обматывают тканью, еловыми ветками)

3.Наблюдение за деревьями на пришкольном участке до 15 мин.

В ходе наблюдения на пришкольном участке воспитатель с детьми подходит к деревьям, рассматривают их (цвет коры, расположение веток, ствол, учатся распознать деревья по эти признакам; целесообразно иметь с собой картинки с изображениями разных деревьев)

По каким признакам можно узнать дерево зимой? (крона (расположение веток); цвет коры; толщина, высота ствола).

Посмотрите вокруг, какие деревья вы узнаете? (берёзу – по белому стволу; тополь – по светлой коре и ветвям вверх; клён – по коричневому стволу и округлой кроне;

каштан – по ветвям и темной коре).

Скажите, какие деревья вам ещё известны? Сможете ли вы узнать их в лесу зимой?

(например, у дуба тёмно – коричневая кора, толстый ствол, крючковатые ветки; у осины зеленовато – коричневая кора, тонкий ствол и ветки).

А какое дерево легко узнать в любое время года? (ель, берёзу).

Как зимой легко узнать рябину? (по ярко – красным ягодам).

–  –  –

Прогулка – беседа «Птицы зимой»

Цель занятия: закрепление знаний у детей о зимующих птицах, полученных ранее на занятиях.

Задачи: развивать у младших школьников память, мышление; формировать заботливое отношение к пернатым друзьям; развивать двигательную активность у ребят, воспитывать интерес к познанию Оборудование: семена, семечки, зерновой корм для птиц; карточки с изображениями зимующих птиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Вступительное слово о теме и цели прогулки. (1-2мин.)

2.Беседа по теме «Птицы зимой». (3-5мин.)

Что страшнее для зимующих птиц – холод или голод? Почему? (если птицы сыты, у них вырабатывается энергия для того, чтобы согреться).

Почему часто снег называют злейшим врагом всех птиц? (он закрывает корм для птиц).

Как мы можем помочь зимующим птицам? (сделать кормушки, регулярно пополнять их).

Случается, что гости из леса заходят прямо во двор к человеку. Так, белые куропатки забредут в огород, при усилении морозов ближе к жилью человека летят дятлы, сороки и другие птицы. Как должен вести себя человек, встречая таких гостей?

(приготовить для них корм, не шуметь, заметив пернатых гостей, не отпугивать их от кормушек).

Какие ещё птицы прилетят к птичьей столовой? (воробьи, синицы, снегири, голуби, чечётки, чижи, щеглы, свиристели, поползни)

3.Викторина «Зимующие птицы» (3 -5 мин.)

(по ходу викторины после правильных ответов целесообразно показывать детям картинку с изображением птицы)

У какой птицы длинный хвост и белые бока? (сорока)

Какая птица носит тёмный галстук на жёлтой грудке? (синица)

У какой птицы два пальца вперёд и два назад? (дятел)

Какую птицу сравнивают с акробатом и почему? (поползень легко передвигается по стволу вверх – вниз головой)

Какая птица зимой выводит птенцов? (клёст)

Что за птица по названию схожа с танцем? (чечётка)

О какой птице четверостишье «…-пыжик, где ты был?» (чижик)

Самец какой птицы имеет яркое оперение, как будто щеголяет им? (щегол)

Какая птица за всю свою жизнь не сделала ни одного шагу и почему? (воробей передвигается по земле только прыжками).

Какая птица по названию созвучна со снегом, а какая с овсом? (снегирь, овсянка)

Как одним словом можно назвать всех этих птиц? (зимующие)

–  –  –

5.Подкормка птиц. (5-7мин.)

Знаете ли вы, что птицы любят разное лакомство? Синицы и поползни любят мелкие семена (подсолнух и другие); воробьи, щеглы, овсянки, чижи, свиристели любят просо и пшено; чечёткам, синицам, воробьям, овсянкам давайте овёс и овсяную крупу; снегири любят семена крапивы, а чижи – шишки ольхи; ягоды рябины, черёмухи заготавливайте для снегирей и свиристелей, а льняное семя – всем птицам; синицы любят также кусочки несолёного сала; хлебные крошки – воробьям, воронам, галкам.

Давайте сейчас пополним кормушки для наших пернатых друзей!

5. Подвижная игра «Воробьишки» (5-7 мин.) Правила: выбирается водящий – «кот», остальные – «воробьишки». Пока «кот»

отдыхает «воробьишки» могут спокойно летать, прыгать по площадке. Но как только «кот» издаёт громкое «Мяу!» и выбегает на площадку, все должны спрятаться в условленном месте. Победят те, кого ни разу не поймали.

5. Подведение итогов занятия. Рефлексия. (3-5мин.)

Каких птичек вы замечали на кормушках?

Каких птиц вы ни разу не встречали, но очень хотите их увидеть?

Предлагаю вам посоревноваться и проверить друг друга, кто знает больше зимующих птиц. Для этого разбейтесь на пары, станьте рядом и по очереди называйте птичек, делая шаг вперёд. Победит тот, кто последним в своей паре назовёт зимующую птицу.

Удачи! (ход игры контролирует воспитатель).

Ребята, ежедневно мы будем пополнять птичьи столовые, и наши пернатые друзья обязательно отблагодарят нас своими звонкими голосами!

ПРОГУЛКА – ПРАКТИКУМ «Осторожно на дорогах»

Цель: закрепление знаний и навыков по правилам дорожного движения.

Задачи: способствовать развитию внимания у ребят; воспитывать у школьников осторожность и бдительность на дорогах в зимнее время; содействовать активному отдыху ребят.

Ход прогулки:

1.Инструктаж по соблюдению правил поведения во время прогулки. 2-3 мин.

Быть внимательными и активными во время прогулки;

Не толкаться, не мешать друг другу, соблюдать дистанцию;

На площадке соблюдать все правила игры и указания воспитателя.

2.Вступительная беседа по теме. 5-7 мин.

Во время каникул вы чаще будете выходить на улицу, переходить дорогу. Давайте вспомним, как это правильно делать. Что является помощником нам при пересечении проезжей части? (разметка «зебра», светофор, знак «Пешеходный переход»).

Почему зимой надо быть особенно осторожным на дороге? (гололёдица и снег ухудшают условия).

Что значит «быть бдительным»? (внимательным, осторожным).

Как правильно переходить дорогу по «зебре»? (посмотреть налево, дойти до середины дороги, затем – направо, продолжить путь).

Отгадайте загадку: «Лишь мигнёт однажды глазомВсем понятно станет сразу:

Свет зелёный – ты идёшь, Жёлтый – немного ждёшь, Ну, а коль уж свет тут красный, Значит, двигаться опасно! (светофор)

Можно ли переходить дорогу на красный сигнал светофора, если поблизости нет машин? (Нет!)

Почему надо убедиться в том, что все машины остановились, даже если пешеходам горит уже зелёный сигнал светофора? (зимой дорога скользкая, машина не может резко затормозить)

Как называется дорога для пешеходов? (тротуар). Как нужно идти по тротуару?

(придерживаться правой стороны, не толкаться, не баловаться).

3.Практикум на площадке «Пешеходный переход». 7-10мин.

Ребята, мы уже повторили правила передвижения пешеходов по «зебре». Сейчас проверим, как вы правильно это делаете. Перед вами разметка. Сейчас мы разделимся на две команды – «пешеходов» и «водителей». По моему сигналу «водители» начнут движение по дорогам, а «пешеходы» подойдут к бордюру дороги. Их задача – перейти проезжую часть, не нарушив правил дорожного движения. Но и водители тоже должны соблюдать все правила, то есть останавливаться у разметки «зебра» и пропускать пешеходов. Я буду внимательно за этим наблюдать. Удачи на дороге!

Поехали! (по ходу практикума воспитатель корректирует поведение детей, руководит игрой. Затем вместе с детьми делают выводы).

Молодцы, вы справились с поставленной задачей! Желаю вам и на улице быть очень внимательными и осторожными!

4.Подвижная игра «Светофор». 7-10 мин.

Правила игры. Дети встают в линию, воспитатель – лицом к ним. Он в разнобой показывает ребятам круги по цвету светофора. Дети должны правильно на них реагировать: красный – стоять и не шелохнуться, жёлтый – хлопок в ладоши («Внимание!»), зелёный – шагать на месте. Тот, кто хотя бы раз ошибётся – выбывает из игры. Игра продолжается. Победит тот, кто был самым внимательным и ни разу не ошибся.

5.Подведение итогов прогулки. 3-5 мин.

Какие правила дорожного движения помогут нам сберечь жизнь и здоровье?

Соблюдают ли ваши родители правила дорожного движения? Почему? Что вы можете им рассказать и пожелать?

Всем удачи!!!

Предлагаем посмотреть фотографии, сделанные в группе продлённого дня во время проведения вышеописанных прогулок.

На прогулку становись!

«У нас такой обычай:

Чуть выпадет снежок – Дощатый домик птичий Повесим на сучок!»

Угощение для пернатых друзей.

А вот и гости пожаловали!

Регулярно пополняем кормушки.

Учимся, играя: подвижная игра «Дерево, цветок, овощ»

В нашей игре – все победители!

В здоровом теле – здоровый дух!

МЫ – ПЕШЕХОДЫ!

Повторяем правила дорожного движения.

Похожие работы:

«Дж.Д. Мейер, Джейсон Тейлор, Алекс Макман, Прашант Бансод, Кевин Джонс Командная разработка с использованием Visual Studio Team Foundation Server Оглавление Предисловие Введение Часть I Основные положения Глава.1. Знакомство.с.Team.Environment.. Лог...»ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ © Зорина О.А., Зорин К.А. Сибирский федеральный университет, г. Красноярск В статье анализируются современные проблемы, связанные с преподаванием в вузе дисциплины "Радиожурналистика": падение интереса к радио со...»

«Советник бухгалтера в здравоохранении, 2006, N 3 ЕНВД ДЛЯ АПТЕК: ОПРЕДЕЛИМСЯ С РОЗНИЦЕЙ С 1 января 2006 г. гл. 26.3. НК РФ действует в новой редакции. Произошедшие изменения затронули и аптечные учреждения, т...»

«Ю.А. Михайлин Термоустойчивые полимеры и полимерные материалы Санкт-Петербург УДК 678.06 ББК 35.719 М69 Михайлин Ю.А. Термоустойчивые полимеры и полимерные материалы.- СПб.: Профессия, 2006.- М69 624 с., ил. ISBN 5-93913-104-2 В книге приведена информация о промышленных термоустойчивых полимерах и матер...»

«Ф ЕДЕРАЛЬ НО Е А ГЕНТСТВО ПО ТЕ Х Н И Ч Е С КО М У РЕГУЛИ РО В А Н И Ю И М ЕТРО ЛО ГИ И ГОСТР НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ 8.920- © РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственная система обеспечения единства измерений СТАНДАРТНЫЕ ОБРАЗЦЫ СОСТАВА ГАЗОВЫХ СМЕСЕЙ НА ОСНОВЕ ОКСИДА АЗОТА, ДИОКСИДА АЗОТА, СЕРОВОДОРОДА, ДИОКСИДА СЕРЫ, АММИАКА Методик...»

«"Утилита сравнения ПО ККМ с эталоном" Руководство по использованию. Москва, 2004 Версия документации: 1.3 (от 06.10.2004).ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Сокращения Что такое "Утилита сравнения ПО ККМ с эталоном"? Комплект поставки Описание утилиты сравнения Подготовка к работе Сравнение ПО ККМ с эталоном. С...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности, т.к. находятся в школьных помещениях по 8-9 часов ежедневно. При этом на работу мышц приходится до 75% всего дневного времени. Лишь 30% школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, а остальные 70% – посещают только уроки физкультуры.

Заболеваемость детей, регулярно посещающих группу продленного дня и играющих на воздухе в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, чем у “домашних”, т.к. умеренные физические нагрузки повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и, поэтому, являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечение гармоничного развития человека. Этого можно достичь при соблюдении некоторых условий:

  • движения должны быть разнообразны по форме и характеру;
  • физические нагрузки должны даваться с учетом растущего организма;
  • занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь, в первую очередь, применением подвижных игр.

Как зимой, так и весеннее – осенний период школьная, спортивная площадка – хорошее место для организации спортивных игр, а также развлечений и забав.

Группы продленного дня всегда могут приспособить для этого те или иные сооружения, включать в содержание игровых занятий.

1. Прогулка.

Прогулка – это одна из форм отдыха детей.

Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать.
Прогулка в зависимости от обстановки и настроения группы может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха, быть насыщенной играми и развлечениями.
Прогулка, в сравнениями с экскурсиями, проигрывает лишь в одном – в системности полученных знаний. В объеме же их, как правило, прогулка превосходит экскурсию. Усвоенные в процессе прогулки представления и понятия не уступают тем, которые приобретены на экскурсии.

Игровая прогулка.

Сразу поле выхода на улицу провожу с детьми десятиминутное наблюдение за состоянием погоды (снег, дождь, солнце, сильный ветер, пасмурно и т.д.), за деревьями (набухли почки, появились первые листочки, пожелтели листья и т.д.), за птицами (летают стаей, по парам и т.д.), за настроением людей и их одеждой). После каждого рассматривания ставлю вопрос: “Почему?”. Дети отвечают активно, иногда перебивая друг друга, но обиды нет, т.к. всем хочется показать себя наблюдательным человеком. Ребята даже приводят примеры из собственного опыта или сравнивают с прошедшими наблюдениями.

Затем предлагаю детям спокойные игры. Очень любят ребята всех возрастов, по моим наблюдениям, играть с мячом. В 1-х – 2-х классах учимся ловить мяч, бросать от себя, на игре “десяточка” – об стенку или стоя в кругу.

Правила: мяч должен быть небольшим, но прыгучим. Кажется как просто: ударил мячиком об стенку, дождался, кода отскочит к тебе и поймал. Но я усложняю задачу.

Например:

– бросить и поймать, но пока мячик летит к тебе, 2-3 раза хлопнуть в ладоши;
– бросить мячик так, чтобы он отскочил не в руки, а на землю, а уж потом к ребенку;
– заставить мячик проделать обратный путь – земля, стена и в руки, а в это время повернуться вокруг себя, присесть, пропустить мячик под ногой, между 2-мя ногами, повернуться спиной к стенке и т.д.

В начале игры мы с детьми обговариваем, какие движения будут делать играющие. Играют до “первой ошибки”: ошибся – уступи место тому, чья очередь испытать силы. Ребята стараются сами и подсказываю на свои примерах другим детям, у кого не получается (как удобней встать и сделать эти движения). У ребят развивается чувство взаимопомощи, доброго отношения друг к другу.

Игра “я знаю 5 названий” показывает знания детей, полученными ими на уроках и в обыденной жизни. Эта игра учит детей ударять ладонью по мечу так, чтобы он, отскакивая от земли, возвращался к ладони. Привлекают от 2-х до 5-ти человек. Ребята без остановки отбивают ладонью от земли мяч и при этом называют имена людей, названия городов, фруктов, овощей, животных, птиц и т.д. если в выполнении программы происходит сбой, то я меняю ребенка на следующего играющего.

Увеличиваю темп прогулки с помощью игры “Вышибалы”. Здесь играют все, предлагаю поиграть даже детям из других групп продленного дня. Чем больше детей, тем интереснее. Делю ребят на две команды: 1-я – “вышибалы”, 2-я – “бегущая”. Цель “бегущих” – увернутся от мяча, который перебрасывают “вышибалы” (они стараются попасть в бегущих). Каждый раз пытаюсь вводить в игру новые правила, тем самым усложняя ее. Главная задача – продержаться в кругу как можно дольше.

Если у ребят нет желания играть в “Вышибалы” предлагаю им не менее подвижную игру “Перехват на бегу” (“Собачки”). Ставлю детей в круг, выбираю водящего по желанию. Если желающих много, применяю считалочку.

Суть игры: водящий располагается внутри круга, его цель – перехватить мяч, который летает от одного ребенка к другому. Если же водящий все-таки перехватил мяч на лету, то он становится в круг вместо того, чей пас был перехвачен, а тот делается водящим.

Если нет погодных условий для игры в мяч, то предлагаю детям не менее интересную игру, связанную с прыгалками, ведь скакалка является одним из самых доступных спортивных снарядов. Она помогает детям укрепить свою выносливость, приобрести ловкость. Прыгалки приобретаю по росту детей. Первоначально учимся прыгать. Объясняю, что прыгать надо невысоко, на носках, в ритме движения скакалки, приземляться легко, сгибая ноги в коленях. Показываю на своем примере в медленном темпе, а затем увеличиваю его. По мере обучения усложняю задачу или составляю комбинацию движений. Ввожу технику прыжка “двоечка” – один основной прыжок, другой как бы страхующий, не позволяющий ребенку как бы стоять.

Постепенно ввожу ребенка в игру “Часики” (до 24 разовых прыжков). Предлагаю разбиться на команды. Слабопрыгающих детей распределяю сама. Подбадриваю детей во время игры, подсказываю как лучше выполнить заданное упражнение, пресекаю споры, возникающие при неудачных прыжках. Чаще, чем других хвалю детей, которым тяжело даются прыжки на прыгалках. Стараюсь поддержать желание играть всем вместе.

Подвижная игра с использованием скакалок “Часики”.

Дети разбиваются на две команды. Одна команда прыгает, другая крутит скакалку (затем наоборот).

1. Один прыжок.
2. Два прыжка.
3. Три прыжка.
4. Четыри прыжка на левой ноге.
5. Пять прыжков на правой ноге.
6. Крестиком.
7. Закрыв лицо руками.
8. По два раза на каждой стороне, вокруг себя.
9. По два раза прыгаем обычно, третий – достать рукой до земли
10. Против “волны”.
11. “Чай” – прыгаем быстро.
12. “Молочко” – прыгаем медленно.
13. Барабан.
14. 7 раз на левой ноге, 7 – на правой.
15. "Колыбелька".
16. Подскоки против “волны”
17. Свое придуманное упражнение-зарядка
18. Сидя на корточках.
19. Хлопок спереди, хлопок сзади и т.д.
20. Против “волны”.
21. Прыгаем по два человека одновременно.
22. Зарядка на внимание: одна рука на пояс, другая; одна рука на плечо, другая; одна рука наверх, другая и обратно – в том же порядке.
23. Прыгаем по три человека одновременно.
24. Прыгает вся команда.

Тот кто первым закончит прыгать, тот и победил.

Не менее интересны спортивные игры. В эти игры хорошо играть с детьми из других групп, но лучше одинаковыми по возрасту. Что может быть прекраснее и естественнее спортивного бега? Практически любой вид спорта основан на умении хорошо бегать, поэтому мои ребята очень любят, когда я устраиваю для них нескучные беговые состязания (эстафеты).

Перебежки: совсем не надо мчаться со всех ног, стараясь опередить тех, кто бежит рядом. Здесь важно другое – показать свою выносливость (это я объясняю своим ребятам). Затем отмеряю дистанцию и предлагаю пробежаться от флажка до флажка (от черты до черты) всем вместе. Добежали, остановились, повернулись и обратно. Объясняю, что такой бег называется “челночным”. Так много раз. Не выдержавшему предлагаю постоять около меня. С каждой перебежкой число бегущих уменьшается. В конце концов, определяю победителя.

Атака со всех сторон: на возвышении ставлю предмет (кегля, кубик и т.д.), в разные стороны определяю одинаковое расстояние по кругу (12-15 шагов). Предлагаю детям занять исходные позиции. Хлопок в ладоши звучит как сигнал, можно сбегаться. Кто схватил первым предмет, тот и победил. Игру повторяю несколько раз.

Салочки: все гоняются друг за другом; сначала выбираю одного пастуха, затем двух волков – остальные овцы. Овцам надо спасаться от волков, волкам – гоняться за овцами, а пастуху – уберечь стадо и преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит всех волков, а волки – если поймают всех овец. Для того чтобы взять верх над соперником, дети проявляют не только проворство, но и хитрость.

День и ночь: делю детей на две команды, предлагаю встать спиной друг к другу вдоль линию. Один из детей – водящий. Даю названия командам “день” и “ночь”. Водящий восклицает: “День!” и дети резко поворачиваются и бегут за детьми из команды “ночь”.

И так несколько раз. Предлагаю ведущему не обязательно выкрикивать команды по очереди, а выкрикивать одну и туже несколько раз.

Раз в неделю провожу с детьми игры – эстафеты. Делю детей на команды, исходя из их количества в группе продленного дня. Приглашаю детей из других групп. Если дети не могут сами выбрать капитана, то назначаю его я. Вместе придумываем название команды. Есть дети, которым нельзя по состоянию здоровья такие активные движения, тогда они помогают мне с организацией эстафет.

Очень удобна спортивная площадка с различными атрибутами. Стараюсь, чтобы эстафетные упражнения были доступны детям. В игре развивается сила, ловкость, умение поддержать друг друга, закрепляются технические навыки и формируются личные качества ребят. Перед игрой рассказываю детям о влиянии упражнений на состояние здоровья.

2. Пешие экскурсии.

В содержании моей работы и работы учителя входят психолого-педагогические наблюдения. Мы договариваемся о совместных действиях для повышения эффективности уроков и группы продленного дня (о воспитательных занятиях после уроков). В повседневной работе мы планомерно и основательно знакомим детей с красотой родного края, города, в котором живут дети. Мы привлекаем и родителей к поведению с учащимися во внеурочное время культурно – просветительных мероприятий и экскурсий.

Из классного журнала я получаю сведения, нужные для закрепления работы, начатой в классе. С детьми мы составляем топографические карты проживания ребенка, учебного заведения. Провожу наблюдения за природными явлениями или аномалиями (зима – нет снега, лето – идет снег, утки не улетели, река не замерзла – почему?). Провожу пешие прогулки к реке “Сетунька” и экскурсии к памятникам, расположенных рядом со школой (2-3 остановки). Такая коллективно-групповая деятельность влияет на развития положительного отношения к учению, повышает заинтересованность, приучает быть внимательным к мнению товарищей, учит напряженно работать в отведенное время.

Экскурсионные занятия в группе продленного дня преследует оздоровительно-воспитательные цели. Этим они отличаются от учебных экскурсий. Я рассматриваю их как одну из форм отдыха, поэтому на них применяю методы и средства организации досуга. Кроме того, периодически, я могу прервать занятия играми развлекательного

характера. Большое внимание стараюсь уделять протяженности маршрута с целью увеличения физической нагрузки при ходьбе и развлечениях. На обществоведческих экскурсиях стараюсь показать ребятам, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрыть специфику массовых профессий, осветить трудовые и боевые традиции народа на примерах родного края. В результате этой работы формируются общественно – ценные отношения к труду и людям труд, потребности трудится, и способствовать сознательно, избрать свою будущую профессию.

На природоведческих экскурсиях знакомлю школьников с многообразием окружающей природы, преобразующей природу деятельностью человека.

Стараюсь приучать детей по – хозяйски относится к ее богатствам и приумножать их. Все это благотворно влияет на формирование такого важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащает учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем их мире.

Экскурсия к водоему.

(наблюдение за рекой, растительностью и животным миром)

Цели :

  • проверить, знают ли дети о значении экологии в природе;
  • могут ли определить ее “на глаз”.

Сразу после выхода на улицу предлагаю детям прогулку к реке “Сетунька”. Берем с собой заранее приготовленный корм для птиц (хлеб, картофель). Идем медленно, по дороге рассматривая погодные условия и растения. Спрашиваю, что появилось нового в природе (дети отвечают исходя из погодных условий).

Вопросы:

– В чем заключается взаимосвязь человека и природы?

От ребят поступают разнообразные ответы. Объединив их, делаем заключение: природа дает человеку воду, пищу, одежду и поэтому он должен оберегать природу и экономно использовать ее богатства.

– Как вы понимаете экологическое воспитание? (Воспитание бережного отношения к природе.)

– Как вы узнаете, что такое экология и как к ней относится? (Учитель рассказывает нам об охране природы и правильным использованием ее человеком.)

Продолжаю с ребятами беседу уже у реки.

Воспитатель: обратите внимание на нашу речку, как она называется?”

Дети (хором) : Сетунька.

Воспитатель: как вы думаете, вода в ней экологически чистая или нет?”

Дети: да, ее недавно чистили.
– Нет, вода в ней непрозрачная, в ней плавают ветки, бутылки, бревна, и они гниют.

Воспитатель: мы знаем, что в экологически чистых водоемах много растительности. Как вы считаете, есть ли растения в Сетуньке?

Дети: да, ведь чем-то питаются утки.
– Нет, растений не видно из-за темной, неживой воды.

Воспитатель: река замерзает на зиму или нет?

Дети: там, где нет синего течения она уходит под лед, а где сильное течение, река не замерзает.

Во время нашей беседы со всех сторон приплыли, прилетели утки.

Воспитатель: а почему утки не улетели? Посмотрите, как их много на речке!

Дети: им помогают жить люди!

И ребята стали активно кормить диких птиц, которые уже не боялись людей и даже вылезли на берег, но, правда, очень близко не подходили. В заключении мы выяснили, что раз речка не замерзла, есть подкормка, то утки не улетают, а по весне дают потомство в укромных местах.

В закреплении проведенных экскурсий и наблюдений играю с детьми в “Поле чудес” на темы:

  • Лесные полезные и ядовитые ягоды и грибы
  • Полевые цветы
  • Дикие птицы
  • Животные нашего края

Воспитание коллектива через пешие прогулки по улицам и достопримечательностям родного края.

Главной задачей ставлю организацию сплоченного коллектива класса, поэтому привлекаю детей в совместную деятельность.

К пеший прогулке мы готовимся заранее. Разрабатываем маршрут, чертим карту на доске, договариваемся о дне прогулки. Интереснее получается, если с нашей группой детей идет параллельная группа из их сверстников. По дороге обращаю внимание детей на красоту деревьев (в разное время года).

Рассказ о том, как трудно вырастить дерево побуждает детей к более активному сбору макулатуры, чтобы сохранить как можно больше деревьев.

При походе к остановкам, заранее подготовленные дети рассказывают, в честь кого ионии названы.

Улица Гришина (1962 г.) – Иван Тихонович Гришин (1901-1950 г.), герой Советского Союза, участник боев по ликвидации банд Антонова – генерал-полковника. В годы ВОВ командовал дивизиями и армиями. Войска под командованием Гришина участвовали в боях под Москвой, на Западном, Брянском и 2-м Белорусском фронтах.

Можайское шоссе (19 век) – названо по дороге в старинный город Можайск, известный 1231 г. Она проходила здесь уже в 13 веке. В течение нескольких столетий Можайск служил крепостью на западных подступах к Москве. До начала 1950-х годов Можайское шоссе тянется от улицы Суслова до кольцевой автодороги.

Улица Петра Алексеева – Петр Алексеевич Алексеев (1849-1891) – один из первых русских рабочих-революционеров, ткач, вел революционную пропаганду на многих фабриках и заводах Санкт-Петербурга и Москвы. Его речь против царизма на суде 1877г. В.И.Ленин назвал “Великим пророчеством”.

Улица Багрицкого (1961г.) – Эдуард Георгиевич Багрицкий (1895-1934 г.), поэт, выходец из бедной одесской семьи. С 1925 г. жил здесь, в бывшем подмосковном городе Кунцево. В 13 лет создал школьный литературный журнал, в 18 лет участвовал в создании сборников молодых литераторов. В 1917году ушел на фронт, но через год вернулся и в партизанском отряде взялся за работу поэта-агитатора. В своих стихах он славил революцию. Оптимистичны и картины природы. Он с удивительной легкостью передавал краски и звуки, ароматы. В 1982 г. там, где жил поэт, ему поставлен памятник.

К рассказам ребята готовятся заранее. Вместе со мной они подбирают нужный материал, который и применяют впоследствии. У памятника поэта мы читаем отрывки стихов (не наизусть), желающих читать очень много. Распределяю стихи по своим детям и ребятам из параллельной группы продлённого дня.

Трудно дело птицелова:
Заучи повадки птичьи,
Помни время перелётов,
Разным посвистом свисти.
Но шатаясь по дорогам
Под заборами ночуя,
Дидель весел, Дидель может
Песни петь и птиц ловить.
В бузине сырой и круглой,
Соловей ударил дудкой,
На сосне звенят синицы,
На берёзе зяблик бьёт.
И вытаскивает Дидель
Из котомки заповедной
Три манка и каждой птице
Посвящает свой манок.
Дунет он в манок бузинный
И звенит манок бузинный
Из бузинного прикрытья
Отвечает соловей.
Дунет он в манок сосновый
И свистит манок сосновый,
На сосне в ответ синицы
Рассыпают бубенцы……….

ОСЕНЬ (отрывок)

…Я на берег выйду:
Густой, густой.
Туман от солёных вод
Клубится и тянется над водой
Где рыбий косяк плывёт.
И ухо моё принимает звук
Гудя, как пустой сосуд;
И я различаю:
На юг, на юг
Осётры плывут, плывут!
Шипенье подводного песка,
Неловкого краба ход,
И чаек полёт, и пробег бычка,
И круглой медузы мёд.
Я утра дождусь….
А потом, потом,
Когда распахнётся мрак,
Я на гору выйду….
В родимый дом
Направлю спокойный шаг.
Я слышал осеннее бытие
Я море узнал и степь,
Я свистну собаку, возьму ружьё
И в сумку засуну хлеб…
Опять упадёт осенний зной,
Густой, как цветочный мёд –
И вот над садами и над водой
Охотничий день встаёт… 1924 г.

Весна.И с каждым днём невнятней
Травой восходит тишина
И голуби на голубятне,
И облачная тишина.
Пора! Полощет плат крылатый –
И разом улетают в гарь
Сизоголовый, и хохлатый
И взмывший веером почтарь.
О, голубиная охота,
Уже воркующей толпой
Воскрылий, пуха и помёта
Развеян вихрь над головой!
Двадцатый год! Но мало,мало
Любви и славы за спиной.
Лишь 20 капель простучало
О подоконник жестяной.
Лишь голуби, да голубая
Вода. И мол. И волнолом.
Лишь сердце, тишину встречая,
Всё чаще ходит ходуном.
Гудит година путевая,
Вагоны, ветер полевой.
Страна распахнута другая,
Страна иная предо мной!
Близ углового поворота
Я поднял голову – и вот
Воскрылий пуха и помёта
Рассеявшийся вихрь плывёт!
На плоской крыше плой крылатый
Полощет – и взлетают в гарь
Сизоголовый и хохлатый,
И взмывший веером почтарь!...

1923 г.

Копытом и камнем испытаны годы.
Бессмертной полынью пропитаны воды, –
И горечь полыни на наших губах…
Нам нож – не по кисти,
Перо – не по нраву
Кирка не по части
И слава не в славу,
Мы ржавые листья
На ржавых дубах…
Чуть ветер,
Чуть север –
И мы облетаем.
Чей путь мы с тобой теперь устилаем?
Чьи ноги по ржавчине нашей пройдут?
Потопчут ли нас трубачи молодые?
Войдут ли над нами созвездия чужие?
Мы – ржавых дубов облетевших уют…

СМЕРТЬ ПИОНЕРКИ

Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашенная дверь.
Тоньше паутины
Из – под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертельный огонек.
Говоришь не можешь –
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладит бедный ежик,
Стриженных волос.
Валя, Валентина что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему ресницы обдувает сон?
Двери отворятся (спать, спать, спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:
– Валенька, Валюша!
Я крестильный крестик
Принесла тебе.
Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас…
Пусть звучат постыльные,
Скудные слова –
Не погибла молодость,
Молодость жива!
Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадский лед.
Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Подымали мы.
Возникай содружество
Ворона с бойцом, –
Укрепляйся мужество
Сталью и свинцом.
Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Э. Багрицкий

Обратный путь к школе также совершаем пешком, но более быстрым темпом. По дороге отвечаю ребятам на волнующие их вопросы: “Кто такие октябрята, пионеры, комсомольцы? Почему они были тогда, чем они занимались, почему их нет сейчас?” Даю детям ответы в форме рассказа, подытоживая тем самым нашу экскурсию. Когда дети устают мы возвращаемся в школу. На следующий день по стихам Э. Багрицкого даю детям викторину.

Конспект прогулки в группе продлённого дня.

Тема прогулки. Рассматривание веточек деревьев в марте

Цели : уточнить представления детей о ветках деревьев; закрепить знания детей о том, что дерево — живой организм, который нуждается в воде и тепле; закрепить умение рисовать пальцами; вызвать у детей желание приободрить лесного гостя; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: игрушка Зайка-Любознайка, мешочек с веточкой вербы (нераспустившейся), веточки с распустившимися листочками, краски, лист ватмана.

Предварительная работа : наблюдение за деревьями; принести в группу несколько веточек, упавших на землю после сильного ветра; поставить одну из них в пустую банку, остальные - в банку с водой; рассматривание картинок, на которых изображены листья тополя, березы.

Словарная работа : тополь, береза, почка, листья, приободрить, поднять настроение, клейкие.

Ход мероприятия

Воспитатель находит на окне письмо. Читает стихотворение Е. Карагановой «Письмецо».

Кто-то бросил мне в оконце.

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишка,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо,

Как мышку, на окошко заманил?

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, чтобы узнать, от кого пришло письмо.

Длинные ушки, быстрые лапки,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети отвечают, что это загадка про зайца.

Воспитатель или один из учеников зачитывает письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень страшно и грустно в зимнем лесу. Скоро приду к вам в гости. Зайка-Любознайка».

Раздается стук в дверь шкафа. Воспитатель приоткрывает дверцу, и появляется автор письма — Зайка-Любознайка (кукла). Здоровается с детьми.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что Зайка грустный. Спрашивает у него о причине его грусти.

Зайка-Любознайка отвечает, что он очень любит весну, когда ярко светит солнце, на деревьях появляются первые зеленые листочки, а на улице, несмотря на то что пришел март, хозяйничает зима: метет метель, земля укрыта снежным ковром, и еще долго ждать настоящей весны.

Воспитатель спрашивает детей, как приободрить Зайку, поднять ему настроение. Заостряет внимание детей на веточках деревьев, которые принесли с улицы.

Зайка-Любознайка радуется зеленым листочкам и просит детей рассказать ему об этом чуде.

Он беседует с детьми:

1. Что это?

2. Как эти веточки появились у нас в группе?

3. Зачем вы их принесли с улицы в группу?

4. Почему на ветках деревьев, которые находятся на улице, нет листьев?

5. Почему в группе (в помещении) распустились листочки?

Уточнение воспитателя: деревья — живые организмы, им для жизни требуются свет, тепло.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, расставленные полукругом. Подносит к каждому ребенку банку с веточками и предлагает понюхать листочки, потрогать их пальцами.

Беседа Зайки-Любознайки с детьми:

1. Какого цвета листья?

2. Пахнут ли они?

3. Приятный ли запах?

4. Какие листочки на ощупь?

Воспитатель обобщает ответы детей, произносит слово «клейкие».

Зайка обращает внимание, что на веточке, стоящей в другой банке, нет листочков, спрашивает детей почему. Он показывает на почки и интересуется, что это и зачем нужны почки на веточках. Если дети затрудняются ответить, воспитатель уточняет последовательность появления листочков.

Воспитатель говорит, что деревья — живые организмы и для жизни им нужна вода. Предлагает налить воду и в эту банку поставить принесенные сегодня с прогулки веточки и в дальнейшем понаблюдать, что будет.

Зайке жаль веточки, которые остались на улице. Спрашивает детей, как же им помочь.

Воспитатель предлагает нарисовать большое красивое солнышко, чтобы стало теплее и поскорее наступила весна.

На листе ватмана нарисован большой желтый круг. Дети пальцами рисуют лучики солнца.

Воспитатель и Зайка-Любознайка благодарят детей за то, что, несмотря на причуды зимы, которая не хочет уступать весне, он увидел весну, зеленые листья. За то, что дети нарисовали огромное солнышко, которое теперь будет греть землю, и весна непременно наступит. Предлагает детям поиграть в игру «Зайка серенький сидит...».

Прогулки в группе продлённого дня

Классификация прогулок в группе продлённого дня

— это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке, что дает возможность воздействовать на формирование у ребенка общей культуры, социальное и личностное развитие, наблюдая за ним во внешкольной обстановке.

Умеренные физические нагрузки, которые получают дети во время прогулки, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития ребенка при соблюдении некоторых условий:

Движения должны быть разнообразны по форме и характеру;

Физические нагрузки должны даваться с учетом растущего организма;

Занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь в первую очередь применением подвижных игр.

Чтобы после занятий в классном помещении прогулка давала детям ощущение свободы, но вместе с тем воспитатель имел возможность держать ситуацию под контролем, стоит ввести в обиход «законы прогулки», например:

. «закон сигнала» - придумать такой сигнал, услышав который дети должны оставить свои занятия и бежать на место сбора;

. «закон круга» — яркий атрибут, поднятый воспитателем вверх, означает «встать в круг возле меня». Круг необходим, когда понадобится в ходе прогулки рассказать что-то инте

ресное, дать краткий инструктаж перед игрой или подвести итог прогулки;

. «закон разведки» требует выйти из школы и вернуться в нее тихо, как разведчики, не нарушая школьной тишины.

За основу типологии прогулок берут ту ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи.

Прогулка-игра

Дети гуляют на школьном дворе. Но для проведения игр нужна площадка. Можно использовать типовую спортивную площадку школы, но лучше для групп, а тем более классов продленного дня в начальной школе, найти специальную игровую площадку с навесом или беседкой от дождя, качелями, спортивными снарядами, подходящими младшим школьникам по росту, полосой препятствий (разнообразные опоры, многоярусные конструкции, на которых можно висеть, раскачиваться, с которых можно спрыгивать). Для проведения прогулок также необходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и др.

Прогулка вне территории школы

Один из вариантов - прогулка по определенному маршруту. Он прокладывается по пересеченной местности, в жилом массиве и за его пределами. Полезно совершать прогулку с детьми около необычных объектов, которые оставляют в памяти яркие воспоминания. В целях изучения микрорайона можно составить разные по продолжительности маршруты. Расстояния, преодолеваемые на прогулке, могут быть значительными. Для учащихся начальной школы рекомендована следующая протяженность маршрутов:

Для первоклассников — 2—2,5 км;

Для второклассников и третьеклассников — до 4 км;

Для четвероклассников — более 4 км.

Прогулка-наблюдение

Темы прогулок-наблюдений:

. «Облака-белогривые лошадки».

. «Хозяйка Осень».

. «Художница Зима».

. «Как появляется листочек».

. «Как рождается здание».

. «Кто делает город красивым?».

. «Мир насекомых».

. «Птицы, что рядом с нами живут».

. «Удивительное - рядом» (о растениях).

. «Как прекрасен этот мир!»

. «Кто в парке живет, что в парке растет?»

По дороге воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие деревья и кустарники растут вдоль улицы, какие птицы зимуют в городе. Прогулка может включать элементы игры, например конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за 5 минут (время засекает по часам) каждому ученику заметить вокруг и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Конкурс усложняется заданием: кто лучше расскажет о каком-то дереве, кто вспомнит произведения о деревьях и кустарниках.

Объектом наблюдения детей полезно делать обыденные явления, на которые они часто не умеют реагировать. Обратите внимание детей на снег. Какой он? (Мокрый, тяжелый, скрипучий от мороза, грязный, сверкающий на солнце.) От чего это зависит? Такие наблюдения позволяют детям лучше чувствовать природу, понимать закономерности ее изменений.

Наблюдение за трудом людей заставляет детей задуматься о важности повседневного труда, о работе своих родителей.

Прогулка-задание

Варианты заданий:

. «Улицы, переулки вокруг нашей школы - почему они так названы?»

. «Достопримечательности в районе нашей школы (исторические, культурные, производственные). Узнать и подготовить рассказ».

. «Определить виды деревьев и кустарников зеленой зоны нашего микрорайона. Начертить план, собрать гербарий, рассказать о любимом зеленом уголке».

. «Подготовить фотовыставку «Любимый город» («Любимый район»),

. «Опасные зоны микрорайона. Узнать и подготовить рассказ».

Разновидностью прогулки-задания является прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить расстояние, величину предмета, высоту предмета, его цвет, направление и скорость ветра.

Прогулка-поиск

Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать лекарственные травы, семена деревьев, природный материал для гербария, коллекции и т. д. При этом, прежде чем дети пойдут искать, они должны разгадать загадку или найти в предложенном тексте название того, что должны искать. По окончании дети могут придумывать интересные истории о своих находках, названия для них, составлять гербарии в виде картины, панно, букетов.

Как вариант, можно воспитателю заранее спрятать на территории, где будет проходить прогулка, какие-то предметы. Во время прогулки дети должны их найти, пользуясь маршрутным листом, на котором представлен план территории с отметкой, где находится предмет.

Пример прогулки-поиска «Операция "клад"». Эта игра может иметь множество вариантов и меняться в зависимости от реальных условий и творчества воспитателя.

Первое — подготовка к прогулке:

Определение маршрута игры-поиска;

Предварительное изучение мест и объектов промежуточных заданий на этапах;

Подготовка оборудования: красочного конверта с письмом от кота Матроскина и Шарика, пакетов с заданиями на этапах (эти пакеты заранее прячут на маршруте поиска), «клада» - набора карандашей, фломастеров, альбомов и пакета с конфетами.

Проведение прогулки : дети собираются на школьном дворе, на постоянном месте сбора, разделяются на микрогруппы. Воспитатель объявляет, что получено необычное письмо из Простоквашино от кота Матроскина и Шарика:

«Дорогие ребята! К нам в Простоквашино пришло письмо из вашей школы. Из него мы узнали, что в вашей группе продленного дня ребята дружные, веселые, вы любите читать, решать задачи, рисовать. Вот мы и решили сделать вам подарок. Но найти вы его должны сами.

Объявляем начало операции под кодовым названием «клад»!

Встаньте спиной к школе. Справа вы увидите клумбу. В ближнем правом углу клумбы, поддеревом, вы найдете записку, из которой узнаете следующее задание.

Желаем удачи! Пусть вам поможет дружба!

Ваши друзья — кот Матроскин и Шарик».

По маршруту поиска в тайниках разложены пакеты с заданиями.

Задание 1. Сделайте 20 шагов вправо, заверните за угол школы, пройдите вдоль стены, поверните направо. Здесь спрятан пакет. В нем план дальнейшего движения.

Задание 2. Справа от нашей школы дорожка к школе № 1. Пройдите по ней. У забора увидите большое дерево. Отсчитайте от него вправо 30 шагов и ищите коробку из-под конфет. В ней пакет.

Задание 3. Не удивляйтесь, что в пакете номер телефона библиотеки школы. Чтобы узнать свой дальний маршрут, нужно позвонить библиотекарю.

Задание 4. Его дает библиотекарь.

А) Молодцы! Вы не только правильно набрали номер телефона библиотеки, но и не забыли поздороваться, представились и вежливо объяснили свою просьбу. Быстро на детскую площадку во дворе на ул. Полярников, в домике для игр вы найдете следующий пакет.

Б) Ваш маршрут удлиняется, и все потому, что вы очень спешили и были недостаточно вежливы с человеком, который вас ждал на вахте. Вот ваше задание: идите к скамейке на игровой площадке в парке им. Бабушкина, встаньте к ней спиной, сделайте от этого места 15 шагов вперед, поверните налево, пройдите вдоль стены, на углу найдете пакет с новым заданием.

Задание 5. На мостике у речки в парке вас ждет шестиклассник Ваня. Кто быстрее отгадает его загадки, получит следующий пакет. Посмотрите, не отстал ли кто-либо из ребят на маршруте?

Задание 6. А сейчас быстрым шагом в восточную часть парка. Подумайте, как узнать, где находится восток. Посмотрите внимательно на деревья, траву, вспомните, в какие окошки школы утром заглядывает солнце. Примените свои знания, полученные на уроках по курсу «Окружающий мир».

Задание 7. Воспитатель читает: «Вот вы у цели! Молодцы! Внимательно осмотрите площадку. Найдите углубление, прикрытое листьями. Достаньте наш подарок. Кот Матроскин и Шарик». Дети находят пакет с набором карандашей, фломастеров, альбомов и сладостей.

Подведение итогов прогулки. Командиры сдают рапорт микрогрупп о прохождении маршрута, о причинах успеха и неудач на отдельных этапах.

Прогулка-развлечение дает возможность повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить. Зимой это веселое катание с ледяной горки, штурм снежной крепости, изготовление фигурок из снега, забавные состязания «Скоморошьи потешки», «Петушиные бои». Во время дождя прогулка проходит под навесом. В это время можно решать занимательные задачи, разгадывать шарады, показывать фокусы, проводить малоподвижные игры, например «Пустое место», «Достань кольцо».

Прогулка-фантазия предоставляет детям возможность:

Сделать зарисовку;

Изготовить поделку из природного материала;

Сплести венок, корзину;

Составить букет из листьев, цветов, веток;

Придумать сказку, стихотворение, рассказ.

Определяющая задача этого вида прогулок - вызвать у детей

эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой.

Во время прогулки дети делают зарисовки с натуры, представляя себя настоящими художниками, мастерят поделки из природного материала, составляют композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, рисуют цветными мелками на асфальте, лепят из снега забавные скульптуры. Если на игровой площадке есть песочница, дети могут мастерить из него крепости, замки. Весной, когда появляются лужи и бегут ручейки, дети строят флотилии и пускают кораблики.

В конце прогулки для формирования регулятивных универсальных учебных действий объявляется конкурс на лучшее описание выполненной композиции, коллективно сочиняют сказки, организуют выставки осенних букетов, конкурсы на лучшие рисунок, поделку.

Темы прогулок-фантазий:

. «Осенний букет».

. «Осенний сон».

. «Есть в осени первоначальной.»

. «Оригинальный венок».

. «Удивительное — рядом».

. «Снежный зоопарк».

. «Сказки цветных камней».

. «Замки из песка».

. «Цветы на асфальте».

Прогулка-показ дает возможность формировать у детей умения анализировать, сравнивать, делать выводы, предположения. Для этого используются местные достопримечательности, различные предметы и объекты, редкие цветы, деревья, кустарники. Воспитатель заранее продумывает проблемные вопросы, на которые дети должны будут найти ответ в процессе такой прогулки.

Прогулка-практикум закрепляет знания Правил дорожного движения, умение ориентироваться, трудовые навыки детей.

Темы прогулок-практикумов:

. «Красный, желтый, зеленый».

. «Правила поведения в природе».

. «Ты играешь во дворе».

. «Скажите, как пройти».

. «Правила поведения в транспорте».

. «Культура поведения на улице».

Такие прогулки используют для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях (при пожаре, наводнении, отравлении различными веществами, террористическом акте).

Во время прогулки воспитателем создается ситуация, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организуется самоанализ детьми своих действий. Подобные прогулки помогают детям понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях, помогают избавляться от страхов, тревожности.

Спортивные игры во время прогулки

Во время прогулки дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, баскетбол, волейбол, проводятся веселые эстафеты («Линейная эстафета с бегом», «Встречная эстафета», «Бег с ведением мяча», «Слалом с мячом»), прыгают со скакалками, катаются на санках, лыжах и коньках.

При проведении физических упражнений, подвижных, народных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения ее в конце занятий. В заключительной части можно использовать ходьбу с различными движениями рук и игры малой интенсивности.

Оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. Следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления учащихся.

Характеристика внешних признаков утомления

Внешние признаки

Небольшое

Выраженное

Окраска кожи

Значительная

Бледность или синюшность

Потливость

Незначительная

Чрезмерная

Выражение лица

Спокойное

Напряженное

Страдальческое

Характер дыхания

Учащенное, ровное

Учащенное, периодически глубокие вдохи и выдохи

Резко учащенное, поверхностное и аритмичное

Координация движений,внимания

Четкое выполнение команд

Неуверенные движения, нечеткое выполнение команд

Дрожание конечностей, отставание при ходьбе от группы

Усталость, боль в мышцах, сердцебиение

Головокружение, головная боль, шум в ушах, тошнота, слабость

При выраженном утомлении следует предложить учащимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить на другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.

Если в составе группы окажутся ученики, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобожденные от занятий физической культурой, то таким ребятам можно давать различные поручения, не связанные с непосредственным выполнением физических упражнений: помогать в судействе, быть контролером на этапах эстафет, счетчиком очков и др.

Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт, дают возможность почувствовать себя участником жизни. Он как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. О)! сам выстраивает для себя события дня.

Учитывая интересы учащихся, воспитатель должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Будучи эмоциональными и доступными, ежедневные занятия должны отвечать по своему характеру основной цели - обеспечению активного отдыха учащихся, формированию здорового и безопасного образа жизни.

Как организовать прогулки со школьниками

Прогулки и их виды в режиме группы продленного дня (ГПД) образовательного учреждения.

Что такое прогулка?

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" -пребывание, хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, развлечения.

Мнение педагогов о том, что прогулка – одна из наиболее лёгких педагогических форм, является заблуждением. Только усвоив сущность прогулки, вскрыв её огромные воспитательные возможности, каждый педагог сможет по достоинству оценить её и включить в арсенал своих методических средств.

Прогулки в коррекционно-развивающем обучении служат для восстановления работоспособности детей, преследуют познавательную, оздоровительную и воспитательную цели.

Цели и задачи прогулок:

Организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, посадка, уборка, сбор);

Участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, прополка клумб, изготовление кормушек, скворечников);

Развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность, умение ориентироваться на местности;

Формировать правильные представления и понятия об окружающем мире, уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;

Активизировать самостоятельную деятельность детей;

Выявлять закономерную связь явлений в природе; изучать законы развития природы;

Воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе;

Обеспечивать двигательную активность детей на воздух.

Во время прогулок у учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки культуры поведения.

Процесс воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создаёт предпосылки социальной адаптации ребёнка.

На прогулке проводятся запланированные в группе беседы. Обычно это короткие беседы по подобранной специально иллюстрации, интересной статье, рассказу в газете или по тв. Правильно построенная беседа создаёт возможность не только дать детям определённые знания или закрепить их, но и развивает мышление, т.е. учит производить анализ, сравнение, обобщение, организовывает внимание.

Прогулка – это одна из форм отдыха воспитанников в группе продленного дня. Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.

Подготовка к прогулке

1. Определить вид прогулки.

2. Установить цель.

3. Разработать маршрут, ознакомиться с ним.

4. Выбрать место проведения.

5. Определить затраты времени на прогулку.

6. Разработать задание.

7. Наметить виды деятельности учащихся.

8. Составить конспект прогулки.

Требования к организации прогулки

1. Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.

2. Сообщить цель прогулки.

3. Рассказать о маршруте и заданиях.

4. Указать порядок следования по маршруту.

5. Назначить ответственных.

6. Провести инструктаж по ТБ.

Виды прогулок и их организация в ГПД общеобразовательного учреждения

1. Прогулка-наблюдение за

сезонными изменениями в природе;

особенностями растительного мира;

жизнью домашних и диких животных;

трудом и отдыхом людей.

2. прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить:

расстояние;

величину предмета;

высоту предмета;

его цвет;

крутизну склона;

направление и скорость ветра.

3. прогулка-поиск , во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:

лекарственные травы;

сеянцы;

семена деревьев;

природный материал для гербария, коллекции и т.д.

4. прогулка-поход на

скорость;

выносливость;

дисциплину;

внимание;

ориентирование на местности.

5. прогулка-фантазия должна представить возможность:

сделать фотосессию;

изготовить поделку из природного материала;

сплести венок, корзину;

составить букет из листьев, цветов, веток;

придумать рассказ, составить описание.

6. прогулка-экскурсия , ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать:

местные достопримечательности;

различные предметы и объекты;

редкие цветы, деревья, кустарники;

заметить «следы» хорошего или плохого поведения человека.

7. прогулка-практикум , предусматривает закрепление знаний и умений учащихся:

по правилам дорожного движения;

по технике безопасности;

по трудовым навыкам;

по ориентированию;

по культуре поведения.

8. комбинированная прогулка проводится в сочетании с

играми;

спортивными занятиями;

трудом;

экскурсионной работой.

Прогулка проводится ежедневно после обеда и до самоподготовки.

Ее продолжительность - 1,5 часа.

Во время прогулок создаются такие педагогические ситуации, когда должны действовать и вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Эти навыки необходимы для регулирования поведения детей, они помогают выработать этические нормы отношений с окружающими, приучают ребят к дружелюбию и вежливости, уважению и чуткости по отношению к другому.

Это же простые нормы нравственности, которые составляют начальную азбуку морали, на основе которой растёт и формируется система высших нравственных ценностей.

На прогулках-практикумах отдельные правила многократно отрабатываются в искусственно-созданных условиях.

В процессе такой работы происходит постепенное и последовательное развитие знаний, умений и навыков детей – от правил культурного поведения, воспитанности к осознанию и усвоению простых норм нравственности.

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Примерные беседы на прогулках:

Тема: «Этические нормы общения» беседы: «Вежливо-невежливо», «Кто опрятен, тот приятен».

Тема: «Основы этикета» беседы: « Хочу, не хочу и надо», «Правила для всех».

Тема: «Нормы отношений с окружающими» беседы: « От чего зависит настроение», «Эмоции и здоровье».

Беседа


Top