Изучение моделей молодежной политики в зарубежных странах. Европейская молодежь идет в стажеры Молодежная политика в европейских странах

Стажировки готовят молодых к уверенном старту в профессии: все больше европейских стран уделяют организации стажа самое пристальное внимание, привлекая к разработке программ обучения профсоюзы и бизнесменов. Программа "Реальная экономика" приглашает разобраться.

Из стажеров в директоры

В европейских компаниях трудятся 4 миллиона студентов - тех, кто проходит стажировку. До 70% успешно завершивших стаж получают контракт на работу. Неслучайно: компании выгодно предложить должность тому, кто знает рабочее закулисье именно этой фирмы. Высокий показатель трудоустройство молодых стажеров вдохновляет безработных идти той же дорогой - искать место на предприятии, где за небольшое вознаграждение можно постичь азы профессии.

Принимающая сторона тем временем при поддержке европейских и местных властей вырабатывает критерии организации обучения на рабочем месте - с тем, чтобы стажировка действительно стала первым шагом на пути к карьерному росту. Их несколько: так, пришедший в фирму стажер должен иметь письменный контракт; четкие задачи на срок обучения, сформулированные работодателем; поддержку опытных профессионалов. Необходимо активное погружение стажера в решение практических задач, для этого он должен проводить в компании не менее половины отведенного на стаж времени. Также будущий специалист имеет право на предусмотренное законом вознаграждение, социальный пакет и гарантии безопасности на рабочем месте.

Наблюдатели отмечают: для выполнения всех перечисленных требований компаниям в свою очередь нужна поддержка - властей, профсоюзов, общественных организаций.

Датский опыт

Дания - одна из 8 европейских стран, где в отношении стажеров соблюдается две трети перечисленных пунктов (в остальной Европе к пришедшим на стажировку относятся менее серьезно.). Датские педагоги, профессиональные тренеры и консультанты убеждены: именно качественные, хорошо организованные стажировки формируют новое поколение профессионалов.

Хенрик Свенссон, педагог, колледж Technical Education Copenhagen: "Ребята приходят к нам со школьной скамьи и, конечно, мало что понимают в мире профессий. Пройдя стажировку, они возвращаются в школу, завершают учебу, гораздо лучше представляя, куда впоследствии хотят двигаться".

Лоун Фолдер Бертелсен, директор программ профподготовки, Конфедерация датских промышленных групп: "Мы привыкли работать со стажерами, чему немало способствует постоянное общение заинтересованных сторон - профсоюзов, работодателей и педагогов. У нас выстроена система, позволяющая поддерживать контакт. Сообща мы разрабатываем обучающие программы в разных профотраслях (у нас сегодня 3200 таких программ)".

Клаус Эскесен, консультант по образовательным программам профсоюза 3F: "Мы прикладываем немало усилий, чтобы члены нашего профсоюза не останавливались, повышая квалификацию, приобретая новые знания и навыки на протяжении всей жизни. Мы также прививаем эту привычку юным стажерам. У нас выстроена система, при которой ребята могут учиться и одновременно знакомиться с бизнесом, работая в компаниях. Они делают выводы, корректируя впоследствии вектор своей учебы".

Поговорим с молодыми. Что им дают стажировки?

Кира, студентка: "Мне 25 лет. Последние 3,5 года я изучаю системы визуальной навигации, разрабатываю указатели, знаки, вывески, стикеры. Через два месяца моя учеба в Копенгагене закачивается. Во время стажировки я сотрудничала с компаниями, работающими в сфере визуальной коммуникации. Мы вели там проекты от А до Я. Когда я закончу учебу, думаю стать фрилансером. Мне повезло, я уже работаю, пытаюсь открыть собственную компанию и обзавестись клиентами".

Оливия, студентка: "Мне 23 года. Я уже три месяца прохожу стажировку. Я люблю работать руками, через них передавая свою энергию. Собираюсь стать маляром. Это позволит мне в течение года трудиться в разных местах, на разных объектах. Думаю, эта профессия даст мне хорошие карьерные перспективы, на всю жизнь".

Готовы ли девушки к выходу на рынок труда?

Кира, студентка: "Знаете, многие мне говорили: ты же делаешь обычные вывески, стикеры, чему тут учиться три года? Но на самом деле в этой профессии столько нюансов! И да, приходится многое осваивать. Мне кажется, я набрала достаточно знаний, чтобы начать собственный бизнес".

Оливия, студентка: "Уверена, что работая на объектах в компании, которая взяла меня на стажировку, я наберусь опыта и буду действительно готова к выходу на рынок труда".

На работу с младшей школы

Вот что думает о таком формате подготовки молодых Саадия Захиди, директор программы женщин-лидеров и гендерного равенства Всемирного экономического форума: "О возможности обеспечить населению возможность учиться, повышать квалификацию на протяжении всей жизни, должны думать и профсоюзы, и власти в любой стране мира. Особенно такой посыл важен для молодых. Необходимо установить связь между школой, от начальной до высшей, и реальным сектором, взаимодействовать с профессиональными коучами. Мы провели исследование, посвященное развитию рынка труда, и выяснили: уже в ближайшем будущем требования к цифровой грамотности работников возрастут, от них потребуются боле обширные технические знания и навыки. Эти требования сегодня входят в десятку важнейших - наряду со способностью потенциального работника критически и творчески мыслить, работать в команде, активно воспринимать информацию. Речь идет об общих требованиях для самых разных профессий".

Клаус Эскесен, консультант по образовательным программам профсоюза 3F: "В этом вопросе довольно легко разработать теорию, наметить цели задачи с учетом ситуации на национальном рынке труда. А вот конкретизировать замысел, предложить молодым широкую гамму программ, сложнее. Здесь невозможно двигаться вперед без социальных партнеров без информационного обмена между заинтересованными сторонами. Мы должны держать в голове: вот это важно сегодня, а это мы реализуем с прицелом на 10-20 лет".

Лоун Фолдер Бертелсен, директор программ профподготовки, Конфедерация датских промышленных групп: "Мы также детально расписываем, что о будущей профессии нашим подопечным должна рассказать школа, а что они узнают, придя в офис или на фабрику. Все вовлеченные в процесс стороны легко контактируют, если надо, вносят технологические коррективы. Мы практически все перевели в цифровую плоскость, так что это легко. Мы постоянно совершенствуем наши программы, постоянно".

Довольны ли наши героини, Оливия и Кира, полученными знаниями?

Оливия, студентка: "Думаю, мои наставники научили меня всему необходимому, чтобы радовать заказчиков, клиентов своей работой".

Кира, студентка: "Я научилась работать независимо, вести проект от А до Я, отвечать за результат".

Сегодня многие говорят о том, что молодежь поощряют получать высшее образование, однако после университета ребята не готовы к практической работе. Чем тут может помочь система стажировок?

Клаус Эскесен, консультант по образовательным программам профсоюза 3F: " Внедренная в Дании система раннего погружения в мир профессий очень помогает. Большинство наших подопечных получают работу сразу по окончании учебы именно благодаря грамотно проведенным стажировкам. Они не новички на рынке труда, они уже знакомы с ним благодаря связке между школой и бизнесом".

Лоун Фолдер Бертелсен, директор программ профподготовки, Конфедерация датских промышленных групп: "Для компаний очень важно, когда молодой человек подписывает контракт на 3-4 года. В этом случае он не стажер, он - член команды, коллега".

Клаус Эскесен, консультант по образовательным программам профсоюза 3F: "Наша задача - не ошибиться при подготовке наших обучающих программ, дать ребятам все необходимые навыки, Так, чтобы, чтобы через 5-10 лет они не оказались без работы".

Из чего должна исходить государственная политика России в отношении самой активной части населения

В этом году в России прошел 10-й, юбилейный молодежный форум «Селигер-2014», где собрались 800 будущих философов, экономистов, политологов, социологов из ведущих вузов страны. Его организацию и проведение можно рассматривать как проявление государственной молодежной политики в действии.

Спектр вопросов, затронутый при обсуждении участниками «Селигера» на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в сложной геополитической ситуации, впечатляет. Поэтому, как представляется, будет небезынтересно вспомнить историю вопроса – что же такое государственная молодежная политика? Каковы ее задачи и как они реализуются?

Молодежь – это звучит… сложно

Формирование молодежной политики как отдельного направления в международной и национальной политике государств можно отнести к 50–60 годам прошлого века. Первостепенную роль в этом сыграла Организация Объединенных Наций. Первым ее документом, в котором молодежь выделяется в отдельную социальную группу, можно назвать «Декларацию о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами», принятую на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 7 декабря 1965 года.

В документе подчеркивалось, что «во время пожаров войны, которые охватывали человечество, именно на долю молодежи приходились наибольшие страдания и именно она понесла наибольшее число жертв», «молодежь хочет быть уверена в своем будущем и в том, что мир, свобода и справедливость являются одними из основных гарантий осуществления ее стремлений к счастливой жизни», что «в нашу эпоху великих научных, технических и культурных достижений энергия, энтузиазм и творческие дарования молодежи должны быть посвящены материальному и духовному прогрессу всех народов», «молодое поколение должно знать, уважать и развивать культурное наследие своей собственной страны и всего человечества».

В качестве основной цели воспитания молодежи в Декларации было впервые провозглашено «развитие всех ее способностей, формирование людей, обладающих высокими моральными качествами, глубоко преданных благородным идеалам мира, свободы, достоинства и всеобщего равенства и преисполненных чувством уважения и любви к человечеству и к его созидательному труду».

К молодежи ООН относит категорию молодых людей от 15 до 24 лет. Вместе с тем ООН признает, что само значение термина «молодежь» существенно разнится в различных странах мира, а «определение молодежи постоянно трансформировалось в зависимости от меняющихся политических, экономических и социально-культурных условий». Чтобы привлечь внимание национальных правительств и межправительственных организаций к проблемам, стоящим перед молодежью, ООН объявила уже два Международных года молодежи – в 1985 и 2010 годах, а также ввела в 1999 году ежегодный Международный день молодежи – 12 августа.

Основополагающим документом ООН, который сформировал молодежную политику в нынешнем ее виде, можно считать «Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся молодежи», принятые в 1985 году. В нем учитываются интересы молодых людей как широкой категории, включающей различные подгруппы, а не как единой демографической единицы.

Принятая на заседании Генеральной Ассамблеи ООН спустя десять лет, в декабре 1995 года, «Всемирная программа действий для молодежи до 2000 года и на последующий период» (далее – Всемирная программа) определила молодежную политику на последующие десятилетия и стала эталоном международно-правового документа по молодежи, в том числе половое воспитание.

В рамках Всемирной программы были определены 10 приоритетных направлений деятельности, выделенных международным сообществом, которые представлены в виде основных вопросов, конкретных задач и мер, предлагаемых для осуществления различными участниками с целью выполнения этих задач: образование, занятость, голод и нищета, здравоохранение, окружающая среда, злоупотребление наркотическими средствами, преступность среди несовершеннолетних, организация досуга, девушки и молодые девушки, а также полное и эффективное участие молодежи в жизни общества и в процессе принятия решений.

Для усиления координации между структурами ООН Генеральный секретарь ООН в ответ на просьбу государств-членов поручил разработку Общесистемного плана действий ООН по вопросам молодежи Межучрежденческой сети ООН по вопросам развития молодежи. Общесистемный план действий был утвержден в апреле 2013 года Координационным советом руководителей системы Организации Объединенных Наций.

Общесистемный план действий направлен на улучшение положения молодежи как в мирных, так и в конфликтных ситуациях, признает широкое разнообразие молодых людей и обращается к вопросам, имеющим существенное значение для различных возрастных групп молодежи в рамках тематических областей, включая подростков (в возрасте 10–19 лет) и молодежь (в возрасте 15–24 лет), в соответствии с мандатами учреждений ООН. Он акцентирует внимание на следующих четырех тематических областях: занятость и предпринимательство; защита прав и участие гражданского общества; участие в политической жизни; образование, в том числе половое воспитание, и здравоохранение.

Тематические области затрагивают и используют потенциал и преимущества деятельности ООН в других областях, влияющих на развитие молодежи, таких, в частности, как устойчивое развитие, изменение климата и культура. Большая часть мероприятий по выполнению обязательств и меры, содержащиеся в Общесистемном плане действий, будут осуществляться на страновом уровне. Однако важные виды деятельности по выполнению Плана действий будут также осуществляться на региональном и глобальном уровнях.

В 2013 году в ООН появился первый посланник по делам молодежи, им стал Ахмад Алхендави (Иордания). В своей работе посланник концентрирует внимание на двух областях: расширение экономических прав и гражданской активности молодежи, при этом руководствуясь четырьмя принципами – участие, пропаганда, партнерство и согласованность. Посланник осуществляет свою работу в тесном контакте с Межучрежденческой сетью по вопросам развития молодежи.

В том же году Департамент общественной информации ООН ввел в действие онлайновую платформу (www.un.org/youthenvoy), которая является единым источником информации по вопросам молодежи всех структур ООН, имеющих отношение к молодежи.

Молодежная политика в Европе

Совет Европы впервые обратил внимание на проблемы, связанные с молодежью, в контексте построения демократической Европы на основе уважения прав человека и общности судьбы стран Европы, в 60-х годах прошлого века. Правительства и парламентарии стран Европы согласились, что любая молодежная политика должна развиваться через молодежные организации, которые, как предполагалось, создают идеальную основу для демократического участия молодых людей в жизни общества.

Совет по культурному сотрудничеству СЕ решил, что пришло время присоединить молодежные организации к другим направлениям деятельности и придать новый импульс работе с молодежью. Были разработаны специальные тренинги по активному участию молодежи в общественной и культурной жизни. При поддержке Совета по культурному сотрудничеству был организован первый проект «Экспериментальный молодежный центр» в Обернаи (Франция).

В 1966 году в американском журнале «Оплот» появилась информация, что некоторые из крупных международных европейских молодежных организаций получали финансирование из ЦРУ. Эти факты послужили толчком для осознания европейскими правительствами, что полномасштабная битва за умы молодых людей уже идет полным ходом. На этом фоне эксперимент молодежного центра в Обернаи стал рассматриваться как своего рода модель сотрудничества с молодежью.

Два года спустя, в 1968 году, европейские правительства столкнулись со студенческими восстаниями, которые потрясли послевоенный социальный порядок. Парламентская ассамблея Совета Европы и Европейская ассамблея Европейского экономического сообщества встретились, чтобы обсудить «молодежный кризис» – и по результатам встречи приняли решение по привлечению молодежи к строительству демократической Европы. Для Совета Европы это означало продвижение западной концепции прав человека и демократии. На Гаагском саммите в 1969 году главы государств и правительств в своем заключительном заявлении отметили, что «все творческие мероприятия и действия, способствующие европейскому росту, будут иметь успех только тогда, когда молодое поколение будет ассоциировать себя с ними».

Совет Европы, вдохновленный успехом проекта в Обернаи и контактами с молодежными организациями, начал разработку и реализацию полномасштабной европейской молодежной политики. В 1970 году был создан Европейский молодежный центр в Страсбурге и в 1972 году – Европейский фонд молодежи (ЕФМ), который стал играть ключевую роль в работе с молодежью и в поддержке молодежи путем оказания финансового содействия.

Благодаря своему ежегодному бюджету в размере примерно 3 млн евро ЕФМ предоставляет гранты для учебных мероприятий, встреч, исследований, кампаний и пилотных мероприятий, тем самым содействуя неформальному образованию. Он также финансирует административные расходы международных неправительственных молодежных организаций и сетей, международные и местные молодежные мероприятия, направленные на укрепление мира, сотрудничества и взаимопонимания, права человека, демократию, толерантность и солидарность.

Поскольку его бюджет состоит из государственных средств, то для ЕФМ важнейшее значение имеют транспарентность и подотчетность. Более чем 370 тыс. молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет уже напрямую участвовали в мероприятиях, финансируемых фондом. ЕФМ оказывает поддержку одному молодежному мероприятию в день в Европе и предоставляет 300 грантов на участие 15 тыс. молодых людей в год. И эти мероприятия оказывают положительное влияние на миллионы других молодых людей.

В 1985 году Европейский фонд молодежи провел первую Европейскую конференцию министров по делам молодежи.

Жить – значит участвовать

Молодежный кризис 1968–1970 годов потребовал существенных изменений в европейской молодежной политике Совета Европы и в целом изменил взгляд на нее. Новые формы протеста молодых людей изменили как их организации, так и взгляд правительств на молодежь. Стало очевидно, что без интеграции молодежи в общество будущее Европы под угрозой.

В 1960-х годах казалось, что молодежь может выступить единым фронтом, но экономический кризис сделал приоритетными потребности индивида. Молодежные организации начали выдыхаться, спрос на культурно-досуговые услуги вырос, а интерес к политической и профсоюзной деятельности ослаб. Правительства осознали, что молодежная политика должна быть чем-то большим, чем совместное управление европейскими фондами, и необходимо привлечь к молодежной политике более широкий круг партнеров. В это время Совет Европы официально создал Специальный комитет экспертов по молодежи, который в 1988 году трансформировался в Европейский руководящий комитет по делам молодежи.

Борьба с безработицей среди молодежи, развитие новых форм добровольческой деятельности стали результатом деятельности Совета Европы и дискуссий, которые были им организованы с национальными правительствами. Мобильность молодежи и информирование вошли в обиход благодаря новому сервисно-ориентированному подходу.

«Участие – это больше чем участие в деятельности организаций и принятии решений. Участие – это образец того, как жить в демократическом обществе, оно имеет отношение к работе, жилью, досугу, образованию и общественным отношениям», – говорилось в резолюции II Всемирной конференции министров, отвечающих за молодежь, в 1988 году в Страсбурге. Таким образом, первая реформа молодежной политики 1988 года открыла следующий этап в сотрудничестве с новыми партнерами, представляющими молодежь, вне традиционных молодежных организаций. И они также вошли в преобразованный Европейский руководящий комитет по делам молодежи.

После стены

С падением Берлинской стены в ноябре 1989 года ситуация в Европе резко меняется. На повестке дня стоит интеграция стран Центральной и Восточной Европы. В течение десяти последующих лет Совет Европы расширился с 21 члена до 40. Из-за социально-экономического неравенства в странах Западной и Восточной Европы стало очевидно, что термин «европейская молодежь» больше не отражает реального положения дел в Европе в целом. Вопросы молодежной политики все более усложняются, и это стало причиной резкой смены приоритетов Совета Европы на центральную и восточную части Старого Света. Одновременно это повлекло изменение в молодежных структурах управления.

В 1993 году открывается второй Центр европейской молодежи в Будапеште, который является аналогом центра в Страсбурге, но сосредоточен на демократизации стран Центральной и Восточной Европы.

Новые вызовы и меняющееся лицо европейской молодежной политики стали причиной второй реформы молодежной политики Совета Европы. Ее результат – структурные изменения в управлении молодежным сектором. Так, европейские молодежные центры перестали быть только учебными, а были преобразованы в ресурсные центры по делам молодежи, открытые для всех форм работы с молодежью и направленные на более широкий круг пользователей.

В работе Европейского молодежного фонда после реформы стали участвовать только его члены. Был создан Программный комитет по делам молодежи (The Programming Committee on Youth), его функцией стали контроль и оценка программ европейских молодежных центров в Страсбурге и Будапеште и Европейского молодежного фонда.

В настоящее время в Соглашении о европейском сотрудничестве в молодежной сфере определены следующие направления: образование и профессиональная подготовка; трудоустройство и предпринимательство; здоровье и благополучие; участие; волонтерская деятельность, социальная интеграция; молодежь и мир творчество и культура.

Программа «Молодежь в действии» была утверждена 15 ноября 2006 года решением Европейского парламента и Совета Европы. Она является законодательной базой для поддержки неформального образования молодежи в ЕС. Программа реализовывалась с 2007 по 2013 год.

Главный приоритет программы «Молодежь в действии» – привлечение молодежи к участию в демократической жизни и поощрение к активной общественной деятельности. Эти цели имеют три основных измерения, определенные решением Совета министров ЕС на основании главных задач работы с молодежью:

– повышение уровня участия молодежи в гражданской жизни их сообществ;

– повышение уровня участия молодежи в системе представительной демократии;

– поддержка различных форм обучения молодежи относительно ее возможностей участия в жизни общества.

Общий бюджет программы «Молодежь в действии» (2007–2013) составил 885 млн евро.

Внимание к вопросам молодежной политики, финансирование в этой области в Европе впечатляют. Жаль, что подобных программ не было в свое время в СНГ, нет и сейчас. Конструктивный диалог с молодежью и в среде молодежи СНГ по примеру «Селигера» и межгосударственная молодежная программа могли бы стать важнейшими механизмами реализации молодежной политики в рамках гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ.

Russian

English

Arabic German English Spanish French Hebrew Italian Japanese Dutch Polish Portuguese Romanian Russian Turkish

These examples may contain rude words based on your search.

These examples may contain colloquial words based on your search.

Translation of "Европейская молодежь" in English

Other translations

Этот проект был связан также с проектом Совета Европы "Европейская молодежь против расизма" и осуществлялся в сотрудничестве с ним.

This project was also related to and in cooperation with the Council of Europe"s project "European Youth Campaign against Racism".

European Youth Campaign against Racism".">

Например, организация «Европейская молодежь в действии» ежегодно организует велопробег в целях привлечения внимания общественности к локальным проявлениям проблемы загрязнения воздуха автотранспортом.

For instance, the European Youth for Action organizes an annual bike tour to raise public awareness of the harmful effects of cars on local air pollution.

European Youth for Action organizes an annual bike tour to raise public awareness of the harmful effects of cars on local air pollution.">

Европейские молодежные группы, такие, как «Молодые друзья Земли» и «Европейская молодежь в действии», признают состязательный проект «Пари» в качестве позитивной меры, способствующей формированию такого образа жизни, который в меньшей степени угрожал бы климату.

European youth groups such as Young Friends of the Earth and European Youth For Action recognized the competition "The Bet" as a positive project that encourages less climate-threatening lifestyles.

European Youth For Action recognized the competition "The Bet" as a positive project that encourages less climate-threatening lifestyles.">

Suggest an example

Other results

Совет Европы выдвинул представителей европейской молодежи для участия в первом Форуме Альянса цивилизаций, который прошел в Мадриде в январе 2008 года.

The Council nominated European youth representatives to the First Alliance of Civilizations Forum, held in Madrid in January 2008.

European youth representatives to the First Alliance of Civilizations Forum, held in Madrid in January 2008.">

Мы приветствуем участие молодежи в проведении в декабре 1994 года Кампании действий европейской молодежи против расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости.

We welcome the participation of youth in the launching, in December 1994, of the European youth campaign against racism, xenophobia, anti-Semitism and intolerance.

Youth in the launching, in December 1994, of the European youth campaign against racism, xenophobia, anti-Semitism and intolerance.">

В 1994-1995 годах была организована посвященная этой теме широкая Кампания европейской молодежи , после чего была создана ЕКРН, призванная повысить эффективность юридической и политической защиты от расовой дискриминации.

A wide-ranging European Youth Campaign on the subject was organized in 1994-1995 and ECRI was set up to strengthen legislative and policy protection against racial discrimination.

European Youth Campaign on the subject was organized in 1994-1995 and ECRI was set up to strengthen legislative and policy protection against racial discrimination.">

Наконец, следует упомянуть о сотрудничестве между различными управлениями и службами министерства культуры и социальных дел в рамках Кампании европейской молодежи против расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости, начатой Советом Европы 1 декабря 1994 года.

Lastly, mention must be made of the active participation of several offices and departments of the Ministry of Culture and Social Affairs in the European Youth Campaign against Racism, Anti-Semitism, Xenophobia and Intolerance, launched by the Council of Europe on 1 December 1994.

European Youth Campaign against Racism, Anti-Semitism, Xenophobia and Intolerance, launched by the Council of Europe on 1 December 1994.">

«Белая книга» Европейской комиссии под названием «Новый стимул для европейской молодежи » соответствует положениям Декларации Европейского совета о расизме и нетерпимости в отношении молодежи , принятой 28 мая 2004 года.

European Commission"s White Paper, "A new impetus for European youth ", is in line with the European Council Declaration on Racism and Intolerance in relation to Young People adopted on 28 May 2004.">

В связи с сессиями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Молодежный форум участвовал и совместно организовывал координацию деятельности представителей европейской молодежи в Генеральной Ассамблее.

In relation to the United Nations General Assembly, the Youth Forum participated and co-organised the co-ordination for European Youth Delegates to the General Assembly.

European Youth Delegates to the General Assembly.">

Кроме того, Германия принимала участие в кампании европейской молодежи против расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости, которая проводилась под лозунгом "Все мы разные и все мы одинаковые".

The object of these campaigns was to support education work in increasing tolerance of people of foreign origin and to advocate more understanding.

Support education work in increasing tolerance of people of foreign origin and to advocate more understanding.">

В 2008 - 2009 годах организация разработала флагманский проект, направленный на повышение информированности европейской молодежи и молодежных организаций по вопросам устойчивого развития и расширение их участия в решении соответствующих проблем (см.).

The organization developed a flagship project in 2008-2009 aimed at raising awareness and increasing the involvement of European youth and their communities in the topic of sustainable development (see).

European youth and their communities in the topic of sustainable development (see).">

Среди других основных форумов международного сотрудничества по вопросам молодежи можно отметить, например, Международное координационное совещание молодежных организаций (МКСМО), Форум европейской молодежи (ФЕМ), а также мероприятия Совета Европы и Комиссии Европейского союза.

Other main fora for international co-operation in youth issues are for example International Coordination Meeting of Youth Organizations (ICMYO), European Youth European Union Commission youth activities.

Youth issues are for example International Coordination Meeting of Youth Organizations (ICMYO), European Youth Forum (YFJ), Council of Europe (CoE) and the European Union Commission youth activities.">

1/1242: Расходы, связанные с проведением кампаний по гражданскому воспитанию "Ознакомление молодежи Австрии с федеральной столицей Веной" и "Ознакомление европейской молодежи с Веной".

1/1242: Expenses for carrying out the civic education campaigns "Austria"s young people get to know Vienna - the federal capital" and "Europe"s young people get to know Vienna".

Young people get to know Vienna - the federal capital" and "Europe"s young people get to know Vienna".">

Г-н Дук участвовал в конференции по теме "Свободное время европейской молодежи ", которая состоялась в Болонье (25-27 октября 2001 года) и в ходе которой он выступил по вопросу о досуге молодежи , проблеме отчислений из школы и молодежной преступности.

Главная цель Совета Европы в области работы с молодежью заключается в разработке единой Европейской политики, направленной на участие молодежи в общественной жизни, привитие ей чувства гражданственности, предоставление возможностей для получения образования и рабочего места. Особую актуальность данным задачам придают устойчивые негативные демографические тенденции, когда молодым людям придется нести на себе все возрастающую финансовую нагрузку по обеспечению стареющего населения, что должно вести к ответной реакции между поколениями .

Политика молодежного развития является основной частью миссии Совета Европы с момента его основания . Генезис данного направления деятельности этого органа можно разделить на три основных этапа: 1) (1972 – 1985 гг.) – с момента появления европейского молодежного фонда и открытия первого европейского молодежного центра в Страсбурге до состоявшихся в 1985 г. первой Европейской конференции министров по делам молодежи и создания Экспертного комитета по вопросам молодежи (CANJE); 2) Второй этап (1988 – 1994 гг.) – с момента создания Европейского руководящего комитета по делам молодежи и до момента появления Исследовательского и Документационного Союза Директората по делам молодежи и спорта и внедрения системы со-управления можно характеризовать как период начала межправительственного сотрудничества в молодежной политике Совета Европы; 3) Третий этап развития (с 1994 г. по настоящее время) начинается с создания системы со-управления молодежной политикой Совета Европы и появления мощной молодежной исследовательской платформы в виде Исследовательского и Документационного Союза Директората по делам молодежи и спорта.

В настоящее время можно говорить о том, что с момента принятия Повестки развития 2020 молодежной политики в СЕ (сентябрь 2008 года) начался следующий (четвертый) этап развития, характеризующийся также усилением сотрудничества в молодежной сфере с Европейским Союзом.

Реализация молодежной политики Совета Европы осуществляется посредством системы административного управления, состоящей из Совместного Совета (The Joint Council ) и образующих его () и Консультативного Совета (The Advisory Council ) , а также Конференции министров по молодежной политике и Европейского молодежного фонда . Специфика данного управленческого механизма, складывавшегося и проверенного на протяжении не одного десятилетия, состоит в том, что он позволяет в равной мере распределить власть принятия решений по молодежным вопросам между представителями правительственных и неправительственных молодежных структур .

Ключевую роль в этом процессе играет Совместный Совет (The Joint Council ) , единогласно принимающий решения по рабочим программам и финансированию (формированию бюджета) молодежного сектора Совета Европы и Европейского молодежного фонда. На данный момент в Совместный Совет входят два представителя Российской Федерации, (представитель Министерства спорта, туризма и молодежной политики (Н.В. Каркач) и представитель Национального Совета молодежных и детских объединений России (Д.С. Баринов), что дает возможность России влиять на решения, принимаемые Совместным Советом и Программным комитетом Директората молодежи и спорта Совета Европы.

Задача основанного в 1988 г. Европейского руководящего комитета по делам молодежи (Le Comité directeur européen pour la jeunesse – CDEJ) состоит в обеспечении сотрудничества в молодежной сфере, формулировании задач и предложений по вопросам молодежной политики, разработке программ, охватывающих весь сектор. Данный орган состоит из представителей руководства стран-членов Совета Европы, а также представителей государств, подписавших Европейскую конвенцию по культуре ((47 стран – членов Совета Европы плюс Белоруссия и Ватикан) и работает совместно с Объединенным Советом по вопросам молодежи, который является соуправляющим органом Директората по делам молодежи и спорту. CDEJ заседает два раза в год, собирая вместе представителей министерств и государственных структур, занимающихся молодежью из всех государств-членов, которые подписали Европейскую конвенцию по культуре. Собрания позволяют развивать сотрудничество между национальными правительствами в молодежном секторе и обеспечивают проведение рамочной молодежной политики . Европейский руководящий комитет по делам молодежи также готовит и проводит различные конференции для европейских министров по делам молодежи. Им создаются специальные рабочие группы из специалистов в области молодежи, разрабатывающие программы по вопросам демократической гражданственности, неформального образования и социальной сплоченности. Так, в частности, подготовлены проекты рекомендаций Комитета Министров по следующим вопросам: 1) информационно-консультативная поддержка молодежи в Европе; 2) координация и сотрудничество в проведении исследований по проблемам молодежи; 3) развитие молодежных добровольческих инициатив; 4) мобильность молодежи; 5) участие молодежи в политической и общественной жизни, будущее гражданского общества.

Консультативный Совет (The Advisory Council ) , являющийся, наряду с ЕРКДМ , составной частью Совместного Совета (The Joint Council ) , дает свои рекомендации и доносит мнение относительно различных вопросов молодежной политики Руководящему комитету, а также следит за тем, чтобы молодые люди были вовлечены во все процессы, связанные с работой молодежного сектора Совета Европы. Он состоит из представителей 30 молодежных негосударственных организаций Европы.

Совет Европы оказывает содействие активному участию молодежи в укреплении гражданского общества в Европе и оказание помощи в решении общественных проблем и осуществлении ее чаяний посредством неформального образования и участия в общественной жизни, выработки и реализации молодежной политики на континенте, с особым упором на демократическое воспитание граждан и расширение возможностей для получения образования и трудоустройства.

Особое значение в этой связи приобретает система Европейских центров молодежи (Страсбург и Будапешт), представляющих собой международные площадки по подготовке и проведению встреч, в рамках которых обученные советники оказывают образовательную и техническую поддержку по созданию и реализации программ для молодежи. Среди них ежегодно организуемые ЕЦМ различные тренинги для молодых людей, активно работающих в молодежных организациях и объединениях, на которых рассматриваются вопросы деятельности европейского молодежного движения, международного сотрудничества, культурного образования и методов работы с молодежью в целом, с особым упором на обучение в области культурного наследия. В центре этой работы находятся также вопросы соблюдения прав человека, подготовки лидеров молодежного движения, а также обучения молодежи в целях ее участия в делах гражданского общества. В рамках консультативных встреч и симпозиумов организуются встречи людей, активно участвующих в сфере молодежной политики. На них происходит обмен мнениями по избранным темам в целях обогащения и расширения различных аспектов будущей молодежной политики в Европе.

Многочисленные проекты, финансируемые Европейским молодежным фондом (ЕМФ), вовлекли в это движение более 200000 молодежных лидеров, представляющих разные уголки Европы.

Что касается работы, осуществляемой Советом Европы в области координации молодежной политики , то она сфокусирована главным образом на признании важности участия неправительственного молодежного сектора в общественной жизни, и на продвижении идей гражданского общества, в том числе посредством тренингов и образования молодежных лидеров неправительственных организаций в Европе (демократия участия). Со временем Совет Европы сфокусировался также на стратегии развития молодежной политики.

Одну из ключевых ролей на данном направлении играет проводимая раз в три года Конференция министров, ответственных в странах СЕ за молодежную политику .

Важным аспектом работы Конференции министров является то, что итоговый документ, который она принимает, обсуждается с европейскими и национальными молодежными организациями. Это способствует оформлению в сфере европейской молодежной политики транснациональных общественно-политических сетей. Кроме того, представители молодежи принимают непосредственное участие в самой конференции, будучи членами национальной делегации.

Придавая различным вопросам молодежной проблематики Европы политический, транснациональный, приграничный или сетевой формат, Конференции и их заключительные декларации в немалой степени способствуют выявлению и последующему разрешению последних.

В качестве примера можно привести состоявшуюся в 2008 г. в Киеве очередную конференцию министров по делам молодежи. Принятая в ее рамках декларация министров о будущем молодежной политики, именуемая «Повестка 2020», является важным вкладом в реализацию Варшавского плана действий, одобренного в ходе Третьего саммита стран – членов Совета Европы в 2005г. и предусматривающего создание условий для развития сотрудничества и кооперации в молодежной сфере в качестве одного из основных политических приоритетов.

Финансовая поддержка международных молодежных проектов Совета Европы осуществляется как путем создания специализированного финансового учреждения под эгидой самого СЕ (речь в данном случае идет о Европейском фонде молодежи ), так и в рамках сотрудничества с рядом международных организаций (будь то Международный союз железных дорог (МСЖД), Европейская ассоциация карт молодежи (ЕАКМ) и др.) .

Основанный в 1972г. Европейский Фонд молодежи (ЕФМ) предоставляет молодежным организациям финансовые средства для их международной деятельности. Штаб-квартира Фонда молодежи находится в Страсбурге.

Целью фонда является усиление сотрудничества между молодыми людьми в Европе за счет финансовой поддержки европейских молодежных программ, таких, которые будут развивать мир, взаимопонимание и сотрудничество в соответствии с основными ценностями Совета Европы: прав человека, демократии, толерантности и солидарности .

Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовую поддержку мероприятий, проводимых негосударственными молодежными организациями и сетями, таких как: образовательные, социальные, культурные и гуманитарные программы; мероприятия, направленные на развитие мира и сотрудничества в Европе; программы, усиливающие сотрудничество и взаимопонимание между молодыми людьми Европы через обмен информацией; образовательные, социальные и культурные программы, разработанные для обеспечения взаимопомощи в Европе и развивающихся странах.

Проекты реализуются странами-членами Совета Европы. Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовое сопровождение обучающих программ и выпуска информационной продукции молодежной направленности включающей видео-, аудио-продукцию, выставки, веб-сайты и другие материалы. Европейский молодежный фонд предоставляет ежегодные гранты для покрытия основных административных расходов по управлению и содержанию международной негосударственной молодежной организации. Европейский фонд молодежи является фондом, созданным Советом Европы для финансовой поддержки национальной или международной деятельности молодежи, который располагает ежегодным бюджетом приблизительно в 2,3 млн. евро. Начиная с 1973г. преимуществами ЕФМ воспользовались более 280 000 молодых людей, причем большинство из них являются гражданами государств-членов Совета Европы.

Немаловажную роль в части финансового обеспечения молодежных проектов Совета Европы играют его проекты с рядом иных международных структур . В ряду наиболее успешных примеров такого сотрудничества можно отметить учреждение совместно с Международным союзом железных дорог (МСЖД) специального фонда для облегчения передвижения молодежи с ограниченными материальными возможностями. С момента создания последнего в 1995г. им было профинансировано порядка 270 проектов и около 5 тыс. представителей молодежи – участников международных встреч и проектов – смогли воспользоваться правом льготного железнодорожного проезда по Европе.

Еще одним совместным начинанием СЕ, сохраняющим и развивающим свой успех и сегодня является система так называемых «карт молодежи» , созданная в результате заключения частичного соглашения с Европейской ассоциацией карт молодежи и охватывающая лиц в возрасте до 26 лет.

В 1991 году Совет Европы подписал “Частичное соглашение” по молодежной карте “EURO<26″, подтвердив её как один из инструментов поддержки молодежной политики в Европе. В 1992г. деятельность национальных дисконтных организаций вылилась в официальное учреждение новой международной организации – Европейской Ассоциации Молодежных Карт (EYCA). В 1993 г. ассоциацией создана штаб-квартира в Амстердаме. С 2004 года штаб квартира EYCA находится в Будапеште.

Начиная с 1987 года дисконтная система “EURO<26″, которая упрощает и облегчает процесс передвижения, а также доступ к различного рода товарам и услугам, необходимым для гармоничного развития молодой личности и ее культурного уровня, стала широко распространяться по всей Европе: все больше стран объединялось вокруг EYCA, все больше молодых людей приобретали карту, все шире становилась сеть предоставляемых скидок и услуг.

Ежегодноболее 4 миллионов молодых людей (каждый третий молодой европеец) в 36 европейских странах пользуются молодежной дисконтной картой с логотипом “EURO<26″, и их число постоянно растет. Основной целью деятельности EYCA было и остается создание новых возможностей предоставления услуг молодым людям по всей Европе и развитие молодежной политики в области культуры, туризма и путешествий, молодежной информации.

Неизменной ключевой составляющей деятельности Совета Европы является всемерное содействие укреплению демократических основ во всех сферах деятельности. Не стало исключением и молодежное направление. Ключевыми на данном направлении явились программы АДАКС («Деятельность по развитию и укреплению демократической стабильности», новое название: «Программы в интересах демократической стабильности») и «Демократическое лидерство».

В рамках первой из них Совет Европы организует такие мероприятия, как обучение судей и юристов по вопросам подачи заявлений в соответствии с положениями Европейской конвенции о правах человека, семинары экспертов по вопросам соответствия законодательства или проектов новых законов в ряде стран европейским стандартам в области прав человека. Он также занимается переводом и публикацией документации по вопросам прав человека на языки новых государств – членов Совета Европы, проводит круглые столы с участием национальных организаций, занимающихся проблематикой прав человека, а также обучением представителей правительств при Европейском суде по правам человека. Программа АДАКС в сфере защиты прав человека дополняется обширной деятельностью самого Совета, связанной с распространением информации среди широкой общественности и специалистов. Программа, в частности, направлена на: 1) создание и развитие молодежных ассоциации в странах Центральной и Восточной Европе в целях их участия в развитии гражданского общества; 2) оказание помощи этим странам в определении их дальнейшей молодежной политики на национальном уровне; 3) укрепление межкультурного диалога; 4) содействие обмену молодежью во всех регионах Европы; 5) совершенствование знаний и расширение понимания проблем прав человека в высших и средних учебных заведениях и среди специалистов, а именно: юристов, сотрудников правоохранительных органов и пенитенциарной системы, должностных лиц и т.д.; 6) привлечение внимания общественности к проблемам прав человека, используя информационные компании, публикации, аудиовизуальную продукцию и другие материалы; 7) оказание поддержки структурам, работающим в области защиты прав человека, а также неправительственным правозащитным организациям.

В качестве составной части программы по АДАКСу в странах Центральной и Восточной Европы проводятся тренировочные курсы, поездки и консультации.

Цель программы «Демократическое лидерство» (ПДЛ) состоит в передаче новых навыков и знаний будущим политикам, журналистам и руководителям НПО из стран Центральной и Восточной Европы, что рассматривается как один из эффективных путей обеспечения демократической безопасности.

Данная программа направлена на установление доверия между молодыми лидерами, представляющими различные страны и народы, формирование сети выпускников программы, которые после ее окончания продолжали бы претворять в жизнь ее установки.

Молодежь, молодежные организации и сетевые структуры, общественные объединения, государственные организации и эксперты принимают участие в постоянно ведущихся консультациях о целях молодежной политики и практической деятельности в этой области. Совет Европы поощряет создание молодежных организаций, сетевых структур и инициатив, а также способствует развитию международного сотрудничества между молодежными организациями. В частности, на 2003 – 2005 гг. Совет Европы определил следующие приоритетные направления в молодежном секторе: 1) развитие диалога культур и укрепление мира; 2) разъяснительная работа в области прав человека и социальной сплоченности; 3) участие молодежи в общественной жизни и демократическое воспитание молодых граждан; 4) разработка и развитие надлежащей молодежной политики.

В ноябре 2008г. Европейским советом была впервые принята рекомендация в молодежной сфере по мобильности молодых волонтеров в Европейском Союзе . Данный факт повысил внимание к молодежной политике в повестке ЕС. С этой целью молодежь, различные гражданские объединения, правительственные учреждения и эксперты принимают участие в постоянно ведущихся консультациях о целях такой молодежной политики. Совет Европы поощряет также создание ассоциаций молодежи, рабочих групп, выдвижение ими инициатив, а также стимулирует международное сотрудничество между молодежными организациями .

Научно-исследовательская и образовательная деятельность в рамках молодежной политики Совета Европы нашла свое отражение в ряде программ, сосредоточенных как в рамках Директората по вопросам молодежи и спорта данного органа, так и вне его.

Деятельность вышеозначенного Директората весьма многогранна. Прежде всего, это, разработанная в 1997 г. в качестве механизма для систематического обзора и оценки национальных курсов молодежной политики государств – членов СЕ Европейская исследовательская сеть при Директорате молодежи и спорта, обеспечивающая взаимодействие ученых, негосударственных молодежных организаций и национальных правительств при выработке межнациональных исследовательских проектов.

Помимо этого в рамках Директората существует Исследовательский и документационный союз Директората по делам молодежи и спорту, который был формально создан в 1994 году, хотя исследования в области молодежи проводились и раньше. Создание данного союза – это ответ на многочисленные рекомендации Конференции европейских министров по делам молодежи, которая испытывала потребность в независимых исследованиях по молодежным проблемами, рассматривая их как важный элемент знаний при проведении в жизнь молодежных программ.

Молодежные исследования – это комплексный анализ, который охватывает разные сферы жизни и деятельности молодежи: социальную, социально-психологическую, социально-экономическую, педагогическую, и многие другие.

Исследовательский и документационный союз работает с сетями национальных исследовательских центров по молодежной проблематике, с административными правительственными органами. Национальные исследования в области молодежи необходимы для планирования и реализации тех или иных молодежных программ СЕ, для мониторинга их выполнения.

Ежегодно проводятся исследования европейской молодежной политики по тенденциям в молодежной среде, по изменениям жизненной ситуации, исследования основных потребностей. Данный механизм стал важным инструментом для оценки молодежной политики в Европе и для выработки Советом Европы конкретных рекомендаций определенным странам по дальнейшему развитию национальной молодежной политики.

Что касается нашей страны, то она также активно участвует в работе данного Союза, внося тем самым собственный вклад в развитие европейской молодежной политики. Однако в России чувствуется потребность в независимых комплексных исследованиях в области молодежи на национальном уровне для последующей разработки эффективных и отвечающих запросам современного общества и молодежи молодежных программ. При этом необходимо, чтобы в таких исследовательских группах, как и на европейском уровне, были представлены не только ученные, но также практики молодежной работы и представители государственных структур, отвечающих за работу с молодежью.

Завершая разговор о развитии научно-исследовательской и образовательной деятельности под эгидой Директората по вопросам молодежи и спорта Совета Европы, нельзя обойти вниманием его сотрудничество с Директоратом по вопросам образования и гражданства Европейской Комиссии в деле подготовки молодых рабочих кадров, базирующемся на подписанном в ноябре 1998 г. соглашении о партнерстве. Эта программа состоит из публикаций о подготовке молодых рабочих в Европе, серии публикаций в области образования, издания журнала (Кайот), создания сети наставников для работающей молодежи на европейском уровне, а также выработки качественных стандартов в области подготовки молодых рабочих в Европе.

Вне рамок упомянутых выше органов в Европе среди прочего была создана специальная сеть контактов для проведения исследований между учеными, неправительственными молодежными организациями и правительствами, участники которой занимаются осуществлением сравнительных многосторонних научно-исследовательских проектов.

Большую роль Совет Европы уделяет издательской деятельности , и, в первую очередь, на ниве образования.

В этой связи следует отметить в частности выходящий два раза в год журнал «Сoyotе», подготовленный Директоратом по делам молодежи и спорта Совета Европы в сотрудничестве с отделом по развитию молодежной политики Европейской комиссии Евросоюза. Журнал освещает развитие молодежного движения в Европе в целом, особое внимание в журнале уделяется тренинговым программам, концепциям неформального образования и методологии, которые разрабатываются на европейском уровне. «Сoyote» издается на английском языке и рассчитан на молодежных работников, тренеров, лидеров молодежных общественных организаций.

  1. The demographic future of Europe – from challenge to opportunity. Commission Communication. Brussels, 12.10.2006. COM (2006) 571; Promoting Solidarity between the Generations. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions, Brussels, 10.05.2007, COM (2007) 244
  2. Eberhard Laurence, The Council of Europe and youth. Thirty years of experience. – France: Council of Europe Publishing, 2002. – 56 c.
  3. А. В. Соколов Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития // Вестник международных организаций. 2009. № 1 (23), http://www.iori.hse.ru/publications/herald/material/1_09/Youth_Policy.pdf
  4. Европейский молодежный фонд (ЕМФ) учрежден Советом Европы в 1972 г. для обеспечения финансовой поддержки мероприятий (проектов и программ), направленных на развитие молодежной сферы в странах – членах Совета Европы.
  5. http://www.coe.int/t/dg4/youth/Coe_youth/co_management_en.asp - на этой веб-странице можно найти официальную информацию, описывающую структуру системы со-управления в молодежном секторе СЕ
  6. Астрид Уттерштрем. ,Роль Европейского руководящего комитета по молодежи (CDEJ) в формировании европейской молодежной политики// Forum 21, European Journal on Youth Policy. – Франция: Council of Europe and European Commission, № 9, 2007. – 315 с.
  7. Europa ABC // A guide to international youth work. – Франция: Directorate of Youth and Sport of the Council of Europe, 1999. – 32 c.
  8. Recommendation № 14825/08 COUNCIL RECOMMENDATION on the Mobility of Young Volunteers Across the European Union (18.11.2008)
  9. Совет Европы: 800 миллионов европейцев , http://www.echr.ru/coe/activity/index.htm
  10. Данилина М.В. Финансирование совместных программ сотрудничества Европейского Союза, Совета Европы и Российской Федерации, . 2011. . С. 48-57.
  11. Данилина М.В. Экономическое и политическое взаимодействие России и Евросоюза // . 2011. . С. 59-69.
  12. Danilina M.V. Significance of the Council of Europe and the European Union in the promoting democracy, human rights and youth policy // . 2011. . С. 61-64.
Количество просмотров публикации: Please wait

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Европейское сотрудничество в области молодежной политики развивалось посредством пошагового подхода, что привело к возрастанию интереса к знаниям о потребностях и ожиданиях молодых людей в смежных областях, таких как занятость, социальная включенность и здоровье.

Успешность международного сотрудничества в сфере молодежной политики, накопленный опыт реализованных программ и необходимость совершенствования политики Европейского Союза в сфере обучения в течение всей жизни и неформального образования послужили основой для разработки системной молодежной политики ЕС.

· Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы», принята Европейской Комиссией в ноябре 2001 г. и содержит основные приоритетные направления развития молодежной политики в Европе на ближайшую перспективу. Белая книга не является законодательным документом, тем не менее, распространяется среди институтов Европейского Сообщества и принимается Европейской Комиссией. Книга содержит предложения о расширении участия молодежи в общественной жизни, повышении уровня ее информированности и осведомленности в вопросах европейской интеграции и развития Европейского Союза, а также призывает молодых европейцев к формированию более активной гражданской позиции на основе новых принципов сотрудничества, предполагающих укрепление международного сотрудничества в рамках ЕС и углубление молодежной составляющей в других направлениях политики. «Белая книга» предлагает новые рамки для европейского сотрудничества, включающие два основных аспекта: применение открытого метода координации в сфере молодежи и лучший учет «молодежного» измерения в других политических инициативах.

· Европейский молодежный пакт, принятый Европейским Советом в марте 2005 г. Все мероприятия и проекты, предпринимаемые в рамках данного международного соглашения, учитывают Европейские стратегии занятости и социального включения и ориентированы на рабочую программу «Образование и профессиональная подготовка -- 2010». Соглашение направлено на повышение качества обучения и профессиональной подготовки, улучшение возможностей для мобильности, профессиональной занятости и социальной включенности молодых европейцев. В данных политических документах предложено разработать широкий межведомственный подход к молодежи, и с этой целью обозначено предоставление трехлетнего Европейского доклада о положении молодежи. Это предложение, основанное на возрастающей потребности сделать молодежную политику в большей степени основанной на знаниях о потребностях и ожиданиях молодых людей, направлено на повышение ее действенности, эффективности и наглядности.

· Коммюнике Европейской Комиссии «Поддержка полноценного участия молодых людей в сфере образования занятости и обществе» было опубликовано в 2007 г. Учитывая постепенное старение общества, коммюнике призывает к более качественной поддержке и финансированию молодежи, чтобы улучшить образование, повысить занятость, участие в социальной жизни, укрепить здоровье и активную гражданскую позицию. Коммюнике выдвигает на первый план потребность в улучшении условий труда и сокращении безработицы. Ключом к полному участию молодежи является возможность получения хорошей работы, которая также требует качественное и востребованное образование. Повышение полного участия в общественное жизни молодых управленцев, предпринимателей и работников также является одним из ключевых составляющих инновационной, основанной на знаниях и конкурентоспособной в международном масштабе экономики ЕС.

Рамки Европейского сотрудничества в сфере молодежи были разработаны в июне 2002 г. на основании Белой книги, и дополнены в 2005 г. Европейским молодежным пактом:

1)Активная гражданственность молодых людей. Государства - члены ЕС утвердили задачи четырех приоритетов Белой книги. С целью достижения этих задач используется открытый метод координации. Другим инструментом содействия активной гражданской позиции молодых людей является программа «Молодежь в действии», молодежный портал и Европейский центр знаний по молодежной политике. Также ЕС ведет структурный диалог с целью вовлечения молодых людей в процесс принятия решений на европейском уровне.

2)Социальная и профессиональная интеграция молодых людей. Европейский молодежный пакт служит улучшению образования и тренингов, трудоустройству и социальной включенности молодых Европейцев.

3)Включение молодежного измерения в другие политики. Такие темы, как занятость, образование, социальная интеграция, расизм и ксенофобия, иммиграция, проблемы потребителей, здоровье и предотвращение риска, экология, равные возможности для женщин и мужчин и т.д., требуют тесной координации с различными властями, как на национальном, так и на европейском уровне.

В дополнение к этим трем направлениям Европейский Союз вносит вклад в развитие мобильности молодежи и признанию неформального образования.

Открытый метод координации является важным методом реализации европейской молодежной политики и включает «фиксирование руководящих принципов Союза, соединенных с отдельными расписаниями для достижения целей, которые [страны-члены] определили на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды; установление, где это подходит, количественных и качественных индикаторов и критериев, приспособленных к нуждам различных стран-членов и отраслей, в качестве средства для сравнения наилучшей практики; перевода этих европейских руководящих принципов в национальную и европейскую политику путем постановки конкретных задач и принятия мер с учетом национальных и региональных различий; периодический мониторинг, оценка и экспертиза, организованные как процесс взаимного обучения».

В этой связи открытый метод координации предлагает «путь поощрения сотрудничества, обмена наилучшей практикой и согласования общих целей и руководящих принципов для стран-членов. Он основывается на регулярном мониторинге прогресса в достижении этих целей, позволяя странам-членам сравнивать свои усилия и учиться на опыте других». Открытый метод координации определяет приоритетные темы, устанавливает общие цели и руководящие принципы, а также обеспечивает механизмы для последующих действий. Он также включает меры по консультациям с молодежью.

Европейская Комиссия предлагает следующий план:

· Действуя на основе предложения со стороны Комиссии, Совет Министров периодически принимает решения относительно приоритетных сфер, представляющих общий интерес.

· Каждая страна-член назначает координатора, который должен действовать как контактное лицо для Комиссии по вопросам, относящимся к молодежи. Различные координаторы представляют Европейской Комиссии детали инициатив в сфере политики, примеры наилучшей практики и другой материал для рассмотрения по избранным темам.

· Европейская Комиссия представляет обзор и анализ данной информации Совету Министров совместно с предложениями относительно общих целей.

· Совет Министров устанавливает общие руководящие принципы и цели по каждой теме и утверждает мониторинговые процедуры и, где необходимо, критерии, основанные на индикаторах.

· Европейская Комиссия ответственна за периодический мониторинг и оценку, а также сообщает о прогрессе Совету Министров по вопросам молодежи.

· Европейский Парламент должен иметь подобающую роль в этом процессе и в мерах по мониторингу. Экономический и социальный комитет, а также Комитет Регионов также должны иметь возможность давать заключения.

· С молодежью проводятся консультации по приоритетным темам и мерам по их развитию «участия» (термин «participation», переводимый далее как «участие», обычно понимается как «активное участие молодежи в общественной жизни»).

· Страны-кандидаты подключаются максимально возможным образом.

Структурный диалог означает консультации с молодежью по актуальным вопросам с целью разработки, формулирования или проведения политических решений. Диалог структурирован в соответствии с темами и временем: молодые люди могут принять участие в дебатах и других мероприятиях, организованных политиками на постоянной основе. На основе структурного диалога были разработаны Белая книга и Европейский молодежный пакт.

Европейская Комиссия координирует диалог, но не в состоянии проводить его в одиночку. Поэтому Комиссия полагается на поддержку национальных правительств и национальных советов по молодежи, которые проводят различные консультации, обсуждения, слушания и дебаты и распространяют их результаты. Молодежные организации играют основную роль в структурном диалоге, так как они выражают интересы большого количества молодых людей.

Европейский молодежный портал был создан по результатам Белой книги и является информационным источником для молодых людей, которые живут, учатся и работают в Европе. Портал предоставляет европейскую и национальную информацию о 31 стране на 24 языках. Он предоставляет молодым людям возможность выразить свое мнение через дискуссионные форумы и задать волнующие их вопросы.


Top