Как стать интеллектуальным. Как подойти к вопросу развития себя, что делать, чтобы ничего не упустить и на чем следует сделать акцент

Для того, чтобы стать эрудированнее, умнее и грамотнее, необязательно просиживать дни и ночи в ближайшей библиотеке в окружении энциклопедий и научных статей. Достаточно знать несколько простых способов, с помощью которых действительно можно стать более интересным собеседником и повысить уровень своего IQ.

1. Пользуйтесь интернетом правильно

Что вы делаете, как только у вас выдается свободная минутка и появляется возможность побездельничать? Или когда вы сидите в кафе в одиночестве, а блюдо долго не несут? Как показывает практика, пытаетесь "убить" время, скуку или то же одиночество с помощью телефона. Вы начинаете просматривать ленту в Instagram, отвечать на сообщения в социальных сетях и так далее. А ведь это время можно проводить с пользой. Интернет предоставляет нам множество интересных возможностей и ресурсов: он-лайн курсы, познавательные сообщества, интересные блоги, языковые игры и приложения и многое другое. Потратьте 5 минут своего времени не на просматривание снимков еды и однотипных селфи, а на узнавание новой полезной информации.

2. Записывайте все, что вы узнали

Звучит безумно, но, по мнению некоторых ученых, записывание всего, что вы узнали в течение дня, поможет вам повысить уровень своего интеллекта. Это не должны быть целые опусы, достаточно написать несколько слов и фраз - плюс ко всему такое занятие отлично натренирует вашу память.

3. Составьте список выполненных дел

Раньше мы составляли списки дел, которые непременно нужно выполнить, не забыть, успеть, не упустить. Теперь же ученые выступают за то, чтобы мы создавали список тех дел, с которыми мы уже "расправились". Таким образом мы сможем "обмануть" наш мозг - увидев, как много всего мы уже осилили, нам захочется увеличить количество своих свершений.

4. Играйте в настольные игры

Некоторые из популярных настольных игр могут служить не только средством для развлечения, но и выступать отличными "помощниками" в тренировке памяти, интеллекта и смекалки. Почаще собирайте друзей и родных и играйте с ними в "Скраббл", шахматы, "Морской бой", шашки и так далее.

5. Дружите с умными людьми

Ищите такую компанию, в которой вы сможете почувствовать себя не совсем "в теме". Старайтесь как можно чаще и дольше находиться среди умных, интересных, высокообразованных и эрудированных людей, и тогда ваш IQ будет заметно повышаться. Вот что по этому поводу говорит один разработчик Манас Салой:

Я пытаюсь проводить как можно больше времени с моими начальниками. У меня никогда не было проблем с принятием того, что у меня довольно средний интеллект по сравнению с ними и есть много такого, чего я пока не знаю... Старайтесь быть скромными и всегда ищите возможность учиться.

6. Много читайте

Да, совет из разряда "капитан очевидность", но все же чтение является одним из важнейших способов тренировки мозга. Специалисты спорят только о том, что лучше всего читать каждый день - газеты, научную литературу или любые книги, которые по душе. Но все они сходятся в одном - нужно читать и как можно чаще.

7. Объясняйте новую информацию другим

Недостаточно просто прочитать научную статью или узнать о каком-либо интересном, но ранее неизвестном вам явлении. Нужно понять эту новую информацию. А лучший способ проверить вашу осведомленность в предмете - попытаться объяснить его суть другим. Если получится, можете смело ставить себе "5", ну а если вы будете путаться, запинаться, говорить несвязано и в итоге ваш собеседник ничего не поймет, значит что-то вы упустили и вам нужно еще раз повторить прочитанное.

8. Изучайте совершенно разные, интересные вам темы

Возможно, вы всегда хотели поучиться рисованию, но сейчас вы работаете юристом и думаете, что идти на такие курсы уже поздно и совершенно бесполезно. Врачи и психологи советуют оставить подобные мысли и записываться на всевозможные, интересные вам мастер-классы и занятия, ведь вы не знаете насколько они могут пригодиться вам в тот или иной момент жизни.

Наглядный пример этого совета - Стив Джобс. Окончив школу и поступив в университет, будущий основатель компании Apple записался на курсы каллиграфии. Казалось бы, каким образом правильное и красивое написание букв может пригодиться предпринимателю и разработчику? Оказалось, еще как может. О своих каллиграфических навыках Стив вспомнил 10 лет спустя, когда создавал свой первый Macintosh. Благодаря Джобсу в компьютере появился набор разных типов шрифтов и пропорционального масштабирования.

9. Изучайте языки

Для того, чтобы выучить основы языка или поднять его знание на совершенно иной, более высокий уровень, в современном мире необязательно искать репетитора, записываться на дорогостоящие курсы или уезжать в другую страну для погружения в языковую культуру носителей. Интернет пестрит разнообразными полезными и удобными сайтами, разработчики создают все более успешные приложения, которые позволяют нам изучать языки в игровой форме. Самые популярные среди таких ресурсов - Livemocha, Busuu, Memrise, LinguaLeo и English as 2nd Language.

10. Давайте себе несколько минут отдыха

Врачи советуют несколько минут в день проводить в тишине. Ничего не читать, не смотреть, не отвлекаться ни на какие внешние раздражители. Просто дайте себе время для того, чтобы о чем-то подумать, вспомнить, помечтать или поразмыслить. Можно совмещать такой "умственный отпуск" с физическими тренировками, например, с бегом.

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Нужно ли учить ребенка читать с первого года жизни? Нужно ли нагружать малыша знаниями или пусть он лучше подольше гуляет на улице? Родители по-разному отвечают на эти вопросы и делают выбор. Свой выбор сделал и наш земляк Алексей Маниченко , который учился в России, Франции, США и получил образование в сфере педагогики, управления и финансов.
Вот уже много лет он ищет и успешно воплощает инновационные идеи в области раннего развития детей, разрабатывая комплексные программы. Председатель совета директоров компании «Умница» и основатель «Skylark Learning» рассказал о плюсах интеллектуального развития с пеленок.

- Гениями рождаются или становятся, на ваш взгляд? Существует ген гениальности?

Гены дают только предрасположенность. Если в вашей жизни нет ситуаций, в которых эта предрасположенность сможет развиться в талант, нобелевским лауреатом или примой Большого театра вы не станете. Родители влияют на успешность человека двумя способами: передавая ребенку набор генов и занимаясь воспитанием и развитием. Малыш получит больше шансов на долгую и успешную жизнь, если родители следят за своим здоровьем и развивают собственный интеллект задолго до рождения ребенка. Между тем многолетние исследования судеб приемных детей доказывают: на успехи в жизни намного больше влияет то, в какой семье человек вырос. Об этом же свидетельствуют и биографии многих выдающихся людей.

- Несколько слов о вашей компании. Почему вы сделали ставку именно на инвестиции в будущее ребенка?

Компанию «Умница» основал мой отец Андрей Александрович Маниченко. Он 20 лет проработал в школе учителем и психологом, разрабатывал инновационные методы обучения. Пытался облегчить процесс учебы, но при этом, сделать так, чтобы детишки добивались хороших результатов. Годы поисков привели к идее раннего развития, была основана компания. Мы занимаемся инвестициями в будущее ребенка, потому что это то, в чем мы разбираемся. За 15 лет в этом убедились 300 000 родителей в 50 странах мира.

- Расскажите о вашем сотрудничестве с учеными Кембриджского университета. Есть уже плоды совместной работы?

В 2013 году мы открыли в Кембридже компанию «Skylark Learning». Сейчас сотрудничаем с учеными прославленного университета, а также с британскими специалистами в области образования и издательского дела. Первый результат - методика обучения английскому языку «Skylark English», основанная на новейших достижениях науки о развитии ребенка. Методику уже оценили тысячи родителей в России, есть интерес в Европе, Азии, Латинской Америке. Развивающие материалы, созданные совместно с ведущими учеными мира, позволят родителям из разных стран давать своим малышам самый лучший старт в жизни.

- Расскажите об успехах своих детей? Вы их с первых дней жизни развивали?

У нас с женой двое детей, и они свободно владеют русским и английским языками. Оба рано начали читать, считать, творить, конструировать. Оба растут очень интересными людьми. Конечно, они были среди первых «испытателей» всех разработок нашей компании. Мы с женой считаем, что раннее развитие удалось, если человек с удовольствием и успешно учится всю свою жизнь, добиваясь все новых результатов. Жизнь наших малышей еще только начинается. Поэтому мы не любим рассказывать об их успехах подробно, хотя безумно ими гордимся!


У развитых не по годам детей в школе возникают проблемы. Вундеркинды скучают в первом классе и в конечном итоге теряют интерес к занятиям... Что думаете об этом?

Многолетний учительский опыт показывает, что с развитым ребенком интересно всем - и учителю, и одноклассникам. Часто такой ребенок - не просто отличник, но и образец для подражания, и лидер. А вообще, уравнивание детей по «возрастным нормам» - это проблема наших школ. Мы знаем, что дети развиваются разными темпами. К счастью, стали появляться и такие школы, в которых ребенок получает задачи по силам, а не по дате рождения.

- А еще говорят, умницы, как правило, неусидчивы и предпочитают заниматься только тем, что им интересно...

Умницы бывают разные. С успехами в жизни ученые связывают такое качество, как самоконтроль - умение заниматься одним делом продолжительное время, не отвлекаясь. Тем не менее, мы знаем, что послушный и умный не всегда одно и то же. Однако каждый учитель скажет, что послушных больше среди умных, а не наоборот. Есть прямая связь между успехами человека в каком-то деле и количеством времени, которое этот человек посвятил этому делу. Самые великие писатели написали больше всех книг, самые великие музыканты больше всех играли. Скажите, как долго может человек заниматься тем, что ему неинтересно? Если вы хотите, чтобы ребенок не просто следовал школьной программе, а добился чего-то выдающегося, надо дать возможность уделять максимум времени тому, что ему интересно. Конечно, если это занятие безопасно.

- Есть мнение, что большие объемы информации могут нанести вред детской психике. Существует такая опасность?

Доказательств такой опасности мы пока не нашли. Многолетняя практика показывает, что ребенка «перекормить» очень сложно. Когда он получил достаточно информации, он просто переключается на другое. Один из главных принципов раннего развития - следовать за ребенком, а не за программой. Одно из главных правил - всегда останавливать занятие раньше, чем этого захочет малыш. Внимание переключилось - значит пора заканчивать. Многие по старинке думают, что задача раннего развития, как и образования вообще - дать малышам как можно больше информации, знаний, фактов. Как будто они все запомнят и при необходимости тут же применят. Все изучали электричество в школе, но многие ли из нас в состоянии розетку починить? Надо дать детям не знания, а любовь и умение учиться. Мир меняется быстрее, чем мы успеваем понять. Через 20 лет благодаря прогрессу в технологиях половины сегодняшних профессий не будет, появится множество новых. Мы не знаем, будет нашим детям полезнее физика или музыка. Но мы точно знаем, что им всю жизнь надо будет учиться. Приобретать не знания, а новые навыки. Исследовать мир, пробовать новые решения - научиться этому важнее, чем выучить учебник. Учебники устаревают. Жажда открытий и творчества - нет.

Есть категория родителей, принципиально отвергающих раннее развитие. Они убеждены, что нет ничего более гармоничного, чем беззаботное детство с бесконечным гулянием во дворе до маминого крика в окно «Быстро домой!»...

Цель воспитания вообще - помочь ребенку подготовиться к жизни. К чему мы подготовим детей с «беззаботным детством»? Чему они научатся? Гулять, пока не окликнут? Мы все знаем примеры взрослых, которые так и гуляют... «Некоторые успевают состариться, так и не успев начать взрослеть» (Б. Гребенщиков)... Мы не можем знать, кем станут наши дети, но мы можем сделать для них главное - научить думать, учиться, творить. Важно «разбудить мозг».

Но вернемся к гениальности. Судя по всему, родители не особо развивали Билла Гейтса, Стива Джобса, не получивших высшего образования. Но это не помешало им стать тем, кем они стали...

Отец Альберта Эйнштейна был высокообразованным человеком и талантливым инженером. Вместе с братом он основал фабрику электрических приборов. С пяти лет маленький Альберт ходил в начальную школу, а в 8 поступил в лучшую гимназию Германии. В 15 лет он написал свою первую научную работу «О состоянии эфира в магнитном поле». Трудно поверить, что столь рано проявившийся интерес Альберта к физике возник без участия его отца-инженера. Билл Гейтс - сын преуспевавших юристов. Его отец основал юридическую фирму, процветающую до сих пор, а мама заседала в совете директоров банковской корпорации. Известно, что в семье всячески поощрялись достижения. Будь то настольные игры, теннис или плавание наперегонки, победитель всегда получал награду, а проигравший - штраф (в той или иной форме). Билл смог поступить в частную школу с исключительно жестким отбором учеников, с 13 лет увлекся программированием. Отец научил Стива Джобса основам электроники, вместе они собирали и разбирали радиоприемники и телевизоры. Мама Стива, бухгалтер, научила его читать до школы. Ему действительно не очень нравилась школьная муштра. Тем не менее, с тестами он справлялся настолько хорошо, что руководство школы рекомендовало ему перескочить через два класса. Кстати, если вы думаете, что все эти гении получили свои способности с генами, учтите, что Джобс был приемным сыном.

Предположим, ваши разработки будут применяться повсеместно и все дети станут умницами. Но нужно ли обществу такое количество одаренных и успешных людей? Оркестр, состоящий из дирижеров, как известно, безмолвствует...

Нужны ли обществу умные люди? Люди, которые создают отличные вещи, совершают открытия, пишут музыку, принимают мудрые решения? Давайте спросим родителей, хотят ли они, чтобы их дети были безработными или строили предприятия, плыли по течению или создавали будущее нашей страны? Наши разработки вряд ли станут применяться абсолютно всеми. Грамотное раннее развитие требует серьезных затрат времени и сил со стороны родителей. Не каждый к этому готов, к сожалению.

Сегодня двухлетние дети (даже без применения, кстати, методик раннего развития) свободно обращаются с гаджетами. А какими будут малыши лет через 50?

Знаете, ни один писатель-фантаст не предсказывал сотовых телефонов. Предсказывали телепортацию, передачу мыслей на любом расстоянии, но самое распространенное сейчас в мире карманное устройство - не смогли. Мир меняется с такой скоростью, что фантазировать можно без всяких ограничений - все равно не угадаем. К тому же 50 лет - не такой большой срок. Наши дети, кому сейчас нет десяти, например, даже на пенсию еще не выйдут. Значит, эти изменения, которые мы с вами сегодня не можем себе вообразить, произойдут с участием наших с вами детей! Автор одной из первых в мире программ для работы в Интернете как-то сказал: «Скоро всех людей можно будет разделить на две группы: те, кто делает то, что диктуют компьютеры, и те, кто создает и программирует эти компьютеры». Раннее развитие помогает родителям вырастить тех, кто будет создавать.

Татьяна Строганова

http://mediazavod.ru/articles/158903

Интеллигентность - это не только высокий интеллект и блестящее образование, это ещё и воспитанность, умение жить в гармонии с собой и окружающими, в согласии со своей совестью, это активная гражданская позиция, понятие о чести и достоинстве, стремление к правде.

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. <…> Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…

И пока кто-то втихую посмеивается над интеллигентами из-за их подчёркнутой корректности и интеллектуальности, во всём мире говорят о русской интеллигенции как о культурном феномене, явлении, которое зародилось в Российской империи и положило начало выделению особенной, пусть и весьма немногочисленной, прослойки общества во всём остальном мире.

Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель. История русской интеллигенции есть история русской мысли.

Д. С. Лихачёв, «Книга беспокойств»

Истинными русскими интеллигентами принято считать А. П. Чехова и Д. С. Лихачёва. В письме брату Николаю молодой Чехов привёл своего рода кодекс интеллигентного человека, на котором во многом и основываются следующие советы.

Как стать интеллигентнее

1. Уважайте других

Причём уважение это должно выходить за рамки соблюдения субординации и элементарных правил поведения. Это ещё и уважение к чувствам и желаниям окружающих, эмпатия, в какой-то степени даже сочувствие. Да, нелегко заставить себя сочувствовать окружающим, если вы не привыкли этого делать. Но именно работа над собой отличает интеллигентных людей.

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

2. Не лгите

Помните, что в первую очередь вы лжёте сами себе. Ко лжи интеллигентные люди причисляют и бессмысленную рисовку, лесть, пускание пыли в глаза. Любой обман для них недопустим.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии…

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

3. Будьте скромны

У интеллигентных людей несколько другое восприятие ценностей. Они не суетны.

Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным…

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

Чаще они молчат, предпочитают не навязывать своё мнение окружающим, тем более когда их не спрашивают. Не откровенничают зря и не добиваются внимания окружающих уничижением себя.

В этом с интеллигентов определённо стоит брать пример. Скромность и умеренность помогут вам во многих сферах жизни, стоит только примерить на себя и принять эту философию.

4. Стремитесь к эстетике

Интеллигент - эстет. Его восхищает стройность мысли, талант, утончённость образов, изящество и человечность. Именно интеллигенты - главные блюстители того, что мы привыкли называть «вечными ценностями». Старайтесь быть похожими на них. Вовсе не обязательно иметь учёную степень, чтобы разбираться в литературе и восхищаться ей. Не нужно самому писать картины, чтобы получать эстетическое наслаждение от работ художников.

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт.

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

5. Берегите свой талант

Поверьте, что вы талантливы. И берегите свой дар. Интеллигентные люди ставят талант выше всего остального, и именно это позволяет им оставаться представителями «интеллектуальной элиты», творить и созидать.

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом.

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

6. Стремитесь ко внутренней свободе

Кто-то вообще ставит ощущение свободы во главу угла в вопросе интеллигентов и интеллигентности. И действительно, интеллигентный человек свободен от массы вещей, зависимость от которых испытывают остальные.

Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли.

Д. С. Лихачёв, «О русской интеллигенции. Письмо в редакцию», 1993 год

Интеллигентность - трудный путь, который подходит не всем. Далеко не каждый готов ежедневно «по капле выдавливать из себя раба». Но несомненно то, что ставшие на этот путь получают нечто неизмеримо большее, чем просто набор положительных качеств.

Не стоит тут же начинать со мной спорить по поводу того, что давать советы по такой теме, по меньшей мере, глупо. Я понимаю, что человека, далекого от всего этого мало чему подобному научишь. Речь не о них. Часто у нас не хватает времени, чтобы попросту поесть. Тогда что же говорить о том, чтобы больше читать или смотреть. Кто же такой этот самый интеллектуал? Это человек мыслящий, с высоким уровнем умственного развития. Средний уровень развития есть у многих, но его без проблем можно поднять до высокого. Нужно приложить лишь немного усилий, но они окупятся сторицей уже в тот момент, когда кто-нибудь скажет про вас: «О, да это наш интеллектуал!»

Книги

Это, несомненно, первый пункт. При том речь тут не просто о чтении и осознании, кто такой Толстой и почему в литературе их два, все более чем серьезно. Начните со своей родной литературы. Ведь человек не может считаться развитым, пока он не знает родного языка и не читает родной литературы. Изучите авторов, эпохи, произведения. Потом уже можно переходить к зарубежным. Конечно, легко вот так сказать: «Изучите», но ведь кто сказал, что быть интеллектуалом просто?! Зато это явно пригодиться вам в будущем, в учебе, карьере, жизни. Знаете, у меня есть подруга, которая имеет весьма скудные представления о молекулярной физике или же об органической химии, но она без труда назовет сотню зарубежный авторов (о своих вообще не говорю) и их произведения. К любому разговору она может подобрать соответствующую цитату из классики и похожую ситуацию. С ней не только легко и приятно общаться - у нее учишься! Вот таким человеком быть и хорошо, и выгодно.

История

Даже если вы биолог или программист - знания истории своей страны вам никогда не помешают. Как же развиваться обществу, не зная, чем оно жило до настоящего момента. Историю, безусловно, можно изучать разными способами: по книгам, по картинкам, по археологическим раскопками или же по компьютерным играм. Тут важно уметь совмещать несколько способов и выделять для себя нужное.

Высокое искусство

Повторюсь: даже если вы химик-технолог, это ни в коей мере не мешает вам посещать театр или выставки. Любое театральное представление образовывает по своей сути, оно помогает понять, освоить мир по-иному. Живопись также настраивает вас на нечто высокое, однако тут стоит оговориться. Если вы просто пройдете и посмотрите на картины и выйдете из галереи, не вынеся для себя в уме ничего - это не поможет образовываться. А вот если вы перед выставкой прочитаете биографию автора, ознакомитесь с историей его творчества, критикой, с анализом его работ, а потом еще и закажете экскурсию в галере - вот это и поможет вам отличить себя как человека интеллигентного.

Каждому - свое

Перейдем к частному: на самом деле я прекрасно понимаю, что экономист не всегда будет интересоваться историей искусств, также как историк - взаимодействием спроса и предложения. Но если вы и очертили для себя определенную область знаний, которая станет вашей основой в будущей жизни - изучите ее досконально. Если это экономика - вам не обойтись без знаний о ее истории, интересных и редких фактах, связью с другими видами деятельности, ее состоянии на сегодняшний день в стране и за рубежом.

Однако я все же считаю, что истинный интеллектуал - это тот, кто может поддержать с вами разговор на любую тему на достойном уровне. С этим человеком должно быть приятно, легко, а, главное, интересно общаться! Вашим друзьям очень повезет, если в их компании окажется такой интеллектуал, как вы.


Top