Какие тайны могут скрывать египетские гробницы. Как проклятие фараонов убивает людей, нарушивших покой египетских гробниц

5-й граф Карнарвон Джордж Герберт в 1907 году нанял египтолога и археолога Говарда Картера для наблюдений и раскопок в Долине царей, а спустя 15 лет наступил долгожданный момент - вскрытие гробницы Тутанхамона. О том, как все это происходило, нам расскажут фото тех лет.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

"Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото - всюду блеск золота."
Говард Картер

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Ноябрь 1925 года. Посмертная маска Тутанхамона.

Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывалась древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы, в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

Декабрь 1922 год. Под ложе-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате.

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают на золотой колеснице из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

2 декабря 1923 год. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающими ночное небо, охватывает меньший ковчег.

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий тщательно сворачивают льняной покров.

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих тщательно разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое.

Октябрь 1925 года. Картер изучает саркофаг Тутанхамона.

Октябрь 1925 года. Картер и рабочий изучают саркофаг из чистого золота.

Чтобы полнее знать историю Египта, ученым и археологам пришлось пройти долгий и нелегкий путь исследований. Особенно интересны были гробницы фараонов, найдя и изучив которые, можно было получить ценные сведения. Их находили. Но они были уже разграблены. Считалось, что все фараоны были похоронены в Долине Царей. Но однажды археологи обнаружили гробницу, где находилось больше сорока царских мумий, тела их были захоронены на соседней долине, в отдалении от Царской. Это были мумии знаменитых правителей: Яхмоса Первого, Тутмоса Третьего, Сети Первого, Рамзеса Второго. С ними не было никаких ценностей, которые в большом количестве сопровождали умерших фараонов в мир иной. Охотники за царскими сокровищами существовали, оказывается, еще до нашей эры. И когда впервые обнаружилось это кощунственное преступление (это было в 11 веке до н.э.), решили спасти хотя бы мумии. По этой причине они и оказались не в своих гробницах, а в новых, сделанных неподалеку, куда тайно переправили большинство мумий и замуровали их.

Обряды погребения фараонов, таким образом, все еще были не известны ученым. И так было вплоть до 1922 года, когда экспедиция английского археолога Хауарда Картера нашла, наконец, не разграбленную гробницу. Она принадлежала знаменитому фараону восемнадцатой династии (1351 – 1342 до н.э.) Тутанхамону. Роскошь, с которой хоронили египетских фараонов, поразила ученых. Вместе с правителями египтяне погребали и все его несметные богатства, которые могут понадобиться ему в новой жизни. Эта гробница находилась в Долине Царей под руинами древних хижин, где жили строители гробницы другого фараона – Рамзеса Шестого. Странные ступеньки, ведущие под скалу, привели к замурованному входу в гробницу, где ученые обнаружили нетронутую печать управителя захоронения. Через несколько переходов была обнаружена и печать самого Тутанхамона. Несколько помещений огромного захоронения были завалены золочеными колесницами, кроватями с золотыми украшениями в виде львов и мифических чудовищ, статуями царя, сундуками, ларцами, креслами, дорогими сосудами, оружием. В ларцах находились несметные сокровища – золотые украшения с драгоценными камнями: перстни, ожерелья, браслеты. Одежда и обувь в сундуках тоже были богато украшенными. Здесь же нашли и золотой скипетр и несколько золотых опахал с разноцветными страусовыми перьями, различные посохи. Нашли даже емкости с окаменевшей и засохшей едой. Также были хлеб и жареная птица, фрукты, и окорока. Египтяне считали, что все это будет необходимо великому Тутанхамону в загробной жизни.

Мумию его самого обнаружили через еще несколько переходов. В комнате было каменное сооружение с дверью. Войдя внутрь, археологи увидели, что сооружение сконструировано по принципу «матрешки», то есть, внутри него – еще один каменный футляр, в нем – третий, а в третьем – четвертый. И вот только в четвертом футляре обнаружился и сам саркофаг из желтого камня кварцита длиной почтив три метра, а в ширину и высоту – полтора. Фигуры богинь своими распростертыми крыльями защищают саркофаг с телом фараона. Внутри его – золотой гроб правителя, сделанный в виде человеческой фигуры, обернутой в дорогие погребальные ткани. Гроб же оказался деревянным, но обитым листовым золотом. Внутри этого гроба – еще один, а в нем – третий, полностью отлитый из золота и около двух метров в длину. Здесь и покоилась мумия фараона Тутанхамона, завернутая в тонкую ткань и украшенная драгоценностями в виде золотых и серебряных амулетов, ожерелий, колец, браслетов с дорогими камнями и разноцветным стеклом. Рядом с телом нашли два кинжала: один был золотой, а второй – с железным лезвием и золотой рукояткой. Железо, кстати, в то время было новинкой для древних египтян, и, зачастую, стоило в разы дороже золота. На голове мумии лежала золотая маска, украшенная лазуритом. Талантливый мастер воспроизвел в маске лицо юного фараона. В соседней комнате обнаружились предметы погребальных обрядов: фигурка Анубиса (черный шакал – бог загробного мира у египтян), статуэтки других богов и четыре сосуда с внутренностями фараона, которые вынули перед бальзамированием.

Пирамиды Древнего Египта вблизи Каира до сих пор являются визитной карточкой страны, являются гробницами египетских фараонов, которые начинали их строить сразу же после вступления на престол. Наиболее известная пирамида-гробница Гизехская (вблизи деревни Гизе), рядом с которой высится голова сфинкса (57 метров в длину и 20 метров в высоту) и еще две пирамиды поменьше. Ее еще называют пирамидой Хеопса. Строил ее для своего погребения Хуфу (Хеопс), сам выбирал зодчего, который нашел место для будущей пирамиды на левом берегу Нила, начертил план, сделал необходимые расчеты, набрал отряды рабов: каменотесов, резчиков, каменщиков, плотников. Пирамида строилась тридцать лет. Ее высота 147 метров, каждая сторона основания – 233 метра. Следующий фараон – Хафра (Хефрен) – построил свою пирамиду-усыпальницу уже на десять метров ниже, она 137 метров в высоту. Обе эти постройки оказались разоренными, не нашли даже мумий. Древнегреческий ученый Геродот, путешествуя по Египту, записывал легенды, предания. У него есть запись рассказа о том, что голодные, доведенные до отчаяния люди, ненавидевшие своих фараонов за расточительство и жестокость, разбили и уничтожили все содержимое пирамид, а тела фараонов просто растерзали. Геродот писал, что даже через сотни лет люди не называли этих фараонов по именам.

Потерянные гробницы Египта

При слове «Египет» нам представляются не только современные курорты, но и «седая, как мир, древность», великие пирамиды, с которых на нас глядят «сорок веков» истории, Сфинкс, Луксор, Абу-Симбел… Кажется, что Египет, как никакая другая страна, весь в прошлом. И прошлое это досконально изучено археологами. Те же пирамиды – это ведь не берестяные грамоты, их в земле не спрячешь. Они все обнаружены, описаны, пересчитаны. Разве что осталось поискать какие-то тайники, тайные ходы внутри пирамид. Все остальное давно известно. Все открытия сделаны. И что проку археологу поспешать в Египет? Между тем сводки новостей не перестают удивлять. Каждые несколько месяцев в нильской стране находят то пирамиду, то гробницу, то, на худой конец, мумию или саркофаг. Большинство открытий делается в Саккаре, ставшей едва ли не «археологической столицей» Египта. Так что там в Саккаре?

…Некогда на границе Верхнего и Нижнего Египта располагалсягород Мемфис, «Весы Обеих Земель» (это поэтическое название Мемфиса часто встречается в древнеегипетских текстах). Он был столицей страны в эпоху Древнего царства, в III тысячелетии до нашей эры.

В первые столетия нашей эры Мемфис постепенно опустел. Люди покинули его. Когда же сюда пришли арабы, руины города стали для них громадной каменоломней. Из камня, собранного здесь, со временем выросла новая столица Египта – расположенный поблизости Каир.

Развалины же Мемфиса с веками исчезли. Остался лишь грандиозный «город мертвых», который никогда более не решались потревожить ни новые властители страны, ни простые люди (лишь грабители наведывались туда за своей посильной взяткой). В 20 километрах от Каира, на западном берегу Нила, находится некрополь Саккара. Это – один из самых монументальных памятников древнеегипетской цивилизации. На протяжении трех тысяч лет здесь хоронили видных людей Мемфиса – царей и полководцев, чиновников и писцов. Многие гробницы тех давних времен до сих пор не обнаружены, ждут своего часа открытия. Для археологов – здесь настоящий «конвейер славы». Древние усыпальницы и мумии одна за другой извлекаются из толщи песка, как кролики – из шляпы иллюзиониста.

Пирамида Джосера

Вся история Египта кратко, точно в конспекте, записана в этой подземной «книге мертвых». Хоронить людей в Саккаре начали еще во времена I династии, почти 5000 лет назад. Древнейшие найденные здесь погребения расположены в северной части некрополя, у края пустыни. Это – мастабы, своего рода прямоугольные надстройки над могилой, возведенные из кирпича-сырца и напоминающие земное жилище человека. Их архитектура похожа на месопотамскую, ведь и там, и здесь главный материал – пока глина, сырцовый кирпич. На этом сходство обрывается – по берегам Нила на многие километры тянулись гряды известняковых холмов, откуда можно было брать камень для строительства.

Вот один из фараонов приказывает обложить свою гробницу гранитными плитами. Для другого царя всю ее наземную часть возводят из известняковых плит. Но лишь при III династии окончательно торжествует главный материал египетской культуры – камень. В его обработке египтяне достигают поразительного мастерства.

В Саккаре можно встретить практически все типы гробниц, известные древним египтянам: ступенчатую пирамиду Джосера, классические пирамиды V и VI династий, гробницы шахтного и галерейного типа, а также многочисленные мастабы.

Вот уже полтора века здесь ведутся раскопки. Но «сезон открытий» еще далек от завершения. Что только не доводится здесь отыскать! Только за последние три десятилетия обнаружено 45 гробниц. Осмотрим же некоторые примечательные находки, сделанные недавно.

Так, летом 2010 года к западу от пирамиды Джосера были обнаружены две гробницы, отличающиеся великолепной отделкой. Обе они относятся к периоду правления царей VI династии (2318-2168 годы до нашей эры). Это, пожалуй, одни из самых красивых усыпальниц, сооруженных в эпоху Древнего царства, отметил Захи Хавасс, руководитель Высшего совета по древностям Египта. Особое восхищение ученых вызвали две ложные двери, покрытые красочными росписями, которые на удивление хорошо сохранились. Их краски ярко светятся, словно нанесены недавно. Подобные двери рисовали в Египте на стенах усыпальниц царей и видных чиновников. Считалось, что сквозь них душа умершего удаляется в загробный мир. Надписи на дверях сохранили имена похороненных здесь людей. Это – Шендуаи и Хонсу, отец и сын. Первый при жизни был главным писцом фараона и «надзирателем за экспедициями». Его сын со временем также стал главным писцом, а еще был попечителем изящных искусств. По мнению Захи Хавасса, эти гробницы не были разграблены в древности, так как оказались занесены толщей песка.

Чуть раньше, в мае 2010 года, археологи обнаружили в Саккаре гробницу градоначальника Мемфиса – Птахмеса, которая считалась потерянной вот уже более 100 лет. Тогда она была разведана грабителями, которые похитили с ее стен несколько панелей с рельефами. И тут же сбылось «проклятие фараонов», если так можно сказать применительно не к царю, а к одному из его чиновников. Молодой, гневливый Тутанхамон несколькими десятилетиями позже погубил, по легендам, чуть ли не всю экспедицию Говарда Картера. Этот же чиновник словно собрал, как недоимки, все, что было в его гробнице со стенами вкупе, и спрятал это в «закромах песка». Или говоря проще: громадные песчаные дюны укрыли усыпальницу так, что многие десятилетия археологи искали ее и не могли найти.

В начале 2010 года французские археологи раскопали гробницу Бехену – супруги одного из фараонов VI династии, Пиопи I или Пиопи II. На стенах ее погребальной камеры размером 10x5 метров сохранились так называемые «тексты пирамид» – обрядовые формулы и заклинания, призванные обеспечить благополучное путешествие в загробный мир. Эти тексты, несомненно, были адресованы царице Бехену. Среди руин пирамиды, возведенной для нее, найдены также ее статуя и саркофаг, в котором, правда, не оказалось мумии. Стоит отметить, что большинство пирамид VI династии находится в Саккаре. Начиная с 1988 года здесь было раскопано семь пирамид, сооруженных для цариц этой династии, в том числе вот уже вторая с «текстами пирамид».

Летом 2008 года археологи обнаружили пирамиду фараона Менкаухора, малоизвестного правителя V династии, царившего над Египтом восемь лет. Немецкий археолог Карл Рихард Лепсиус еще в 1842 году упоминал ее среди своих открытий (только в окрестности Мемфиса он изучил и описал 64 пирамиды). Он назвал ее «безголовой пирамидой», поскольку у нее отсутствовала верхняя часть (вероятно, жители окрестных деревень за долгие века разобрали всю верхушку усыпальницы, использовав ее в качестве материала для своих жилищ). Однако вскоре эта твердыня была занесена песком. Почти полтора века продолжались ее поиски. И вот, наконец, ученым удалось раскопать фундамент потерянной пирамиды Лепсиуса – он скрывался под толщей песка высотой 8 метров.

Судя по этим открытиям, Саккара хранит еще немало тайн. Очевидно, белые пятна на ее карте – это вовсе не пустующие участки. Просто здесь до сих пор не проводились раскопки. Захи Хавасс считает, что пока исследовано не более трети некрополя в Саккаре. «Я полагаю, что есть немало пирамид, которые нам еще не удалось обнаружить», – признается он. А значит, время археологических открытий продолжается.

Из книги Тайны исчезнувших цивилизаций автора Варакин Александр Сергеевич

Тайна гробницы Тутанхамона Лорд Карнарвон, типичный английский аристократ, был человеком увлекающимся. Страстный охотник, потом любитель дерби, затем спортсмен-автомобилист, поклонник аэронавтики, оказавшись из-за болезни лишенным всех прежних увлечений, он обратился

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

«ТЕКСТЫ ПИРАМИД» И «ПОТЕРЯННЫЕ ФАРАОНЫ» Преемником Опоста Мариетта на посту директора египетской Службы древностей стал французский египтолог итальянского происхождения Гастон Масперо (1846–1916). Масперо родился в Париже и с юных лет увлекся египтологией, достигнув в

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

ГРОБНИЦЫ ЦАРЕЙ ИУДЕЙСКИХ По обычаям древних евреев на случай смерти каждый должен был иметь готовую гробницу уже при жизни, иначе его положение в общине не было бы прочным. Евреи отводили для своих почивших лучшие сооружения, какие только могли построить; более того, для

Из книги Египет. Путеводитель автора Амброс Ева

**Скальные гробницы Бени Хасан Около Эль Фикрии (Al-Fikr?ya), в 23 км к югу от Миньи, ответвляется боковая дорога на Абу Куркас (Ab? Qurq?s), из которого отходит специальный туристический паром к скальным гробницам **Бени Хасан (Ban? Hasan) (8). Здесь начинается речное путешествие среди

Из книги Болгария. Путеводитель автора Шетар Даниэла

**Гробницы Шейх Абд эль-Курна Аристократы, приближённые фараона и государственные служащие, а также некоторые высокопоставленные фиванские жрецы, художники и ремесленники могли с высочайшего согласия строить себе гробницы поблизости от царских. Наряду со многими

Из книги Пекин и его окрестности. Путеводитель автора Бергманн Юрген

**Фракийские гробницы в Свещари Экскурсию в Исперих, лежащий в 63 км к северо-западу, советуем совершить прежде всего тем, кто интересуется фракийской эпохой в истории Болгарии. В окрестностях этого небольшого городка, на расстоянии 2 км к западу от него, было открыто свыше

Из книги Бизнес по-еврейски 3: евреи и деньги автора Люкимсон Петр Ефимович

**Гробницы династии мин Экскурсия к знаменитым **гробницам императоров династии Мин (Шисаньлин) (5) близ Чанпина, в 50 км к северо-западу от Пекина, входит в обязательную программу всех туристов, приехавших в Пекин. Ведь заезжают к ним обычно по пути в Бадалин, к Великой

Из книги Таинственные исчезновения и перемещения автора Непомнящий Николай Николаевич

*Гробницы династии Цин Ещё красивее, гораздо менее разрушены, чем гробницы династии Мин, и к тому же меньше посещаются туристами мавзолеи последних императоров, **гробницы династии Цин (Цин лин) – два огромных некрополя посреди прекрасного холмистого ландшафта.Почти в

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Куда деваются потерянные деньги? Если вы когда-нибудь теряли деньги, то наверняка знаете, как это бывает обидно. Думаю, не ошибусь, если предположу, что хотя бы раз в жизни, обнаружив потерю, вы решали вернуться в то место, где, вероятнее всего, вы их потеряли, и начинали

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

Часть первая ПОТЕРЯННЫЕ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ ДРУГИЕ ИЗМЕРЕНИЯ Герои книжной научной фантастики иногда оказываются в ловушке других измерений. То же обычно случается с героями научно-фантастических телевизионных сериалов, таких как «Сумеречная зона», «Звездное

Из книги 100 великих мистических тайн автора Бернацкий Анатолий

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

Тайны гробницы Цинь Шихуанди Подземные владения Цинь Шихуанди (259-210 годы до нашей эры), основателя Китайской империи, были случайно обнаружены в марте 1974 года, но только сейчас нам стали ясны подлинные масштабы этого «восьмого чуда света». Здесь раскинулся обширный

Из книги автора

Тайны гробницы Цао Цао «Если бы не я, сколько других провозгласили бы себя царями!» Этот афоризм принадлежит Цао Цао (155-220), полководцу и политику, меценату и тирану, одному из самых известных деятелей китайского Средневековья. Он долго стремился сохранить на престоле

Из книги автора

Перперикон и потерянные сокровища фракийцев Долгое время фракийцев считали варварами. Однако археологические находки, сделанные в последние два десятилетия, побуждают отказаться от привычных представлений.…Болгарская земля хранит немало тайн. Иногда они напоминают о

Из книги автора

Из книги автора

The Lost Weekend Потерянные выходные 1945 - США (100 мин)? Произв. PAR (Чарлз Брэкетт)? Реж. БИЛЛИ УАЙЛДЕР? Сцен. Чарлз Брэкетт и Билли Уайлдер по одноименному роману Чарлза Р. Джексона· Опер. Джон Ф. Сайц· Муз. Миклош Рожа· В ролях Рей Милленд (Дон Бирнэм), Джейн Уаймен (Хелен

Религия Древнего Египта обязывала людей к обустройству гробниц, которые, следуя традиции их религиозных представлений, всегда имели форму и устройство жилища. Устройство гробницы, как и храма, было очень схожим и сложным по своей организации, гробницы делились на надземные и подземные. Строительство разного вида гробниц было одинаковым, и они имели одни и те же части: помещение для обряда погребения (склепа и святилища) и погребальная камера. Археологи выделяют два вида гробниц Древнего Египта: надземные гробницы и древнейшие гробницы, расположенные в скалах.

Надземные гробницы были очень приближены по своему устройству к хижине. Примером такой гробницы могут служить "Мастабы", что в переводе с арабского означает - каменная скамья, они неоспоримо являются подобием дома (рис. 1). Снаружи данного вида гробниц различается обработка и выделение двери, внутреннее устройство и элементы оформления схожи с жилым помещением. Потолок выполнен из пальмовых стволов, имеет отверстия для освещения, и даже циновки. Роспись стен воспроизводит сцены из повседневной жизни умершего.

При расположении наземной и подземной части могильника строители ориентировались на религиозные убеждения, диктовавшие условия их расположения соответственно сторонам света - человек, лежащий головой на восток или запад (стороны восхода и заката), имеет возможность воскреснуть. Самой древней мастабой на сегодняшний день находится недалеко от Саккары, В ней захоронен Мен, именно ему принадлежит заслуга в объединении Египта, второй фараон I династии.

Наземная часть комплекса была похожа на могилы кочевников. Аккуратная кирпичная кладка закрывала высокий земляной холм, внутри находилось 27 камер, их заполняли вещами, которые могли понадобиться фараону в загробном мире: продуктами, кувшинами с вином, оружием и рыболовными снастями. Основным материалом для сооружения гробницы служил необожженный кирпич, но отдельные элементы, например двери изготавливались из камня. Стены мастаба были около 3 метров в высоту, с внешней стороны имели множество выступов и углублений, заканчивались плоской, слегка покатой крышей. Все сооружение замыкалось двумя каменными валами с широким проходом между ними.

Подземная часть мастабы являлась вырубленным из скалы помещением, оно было поделено на пять различных по своей величине комнат перегородками. Ни одну из этих комнат не разделяли двери. Характерной особенностью мастаб является отсутствие отверстий в стенах и потолке, так как древние люди считали, что души мертвых обладают способностью проникать через стены. В середине располагалась самая большая камера, в которой находился саркофаг с мумией фараона. Как и пирамиды мастабы имели ложный вход, располагавшийся в восточной части надстройки, где для него устраивалась неглубокая ниша. Там же устанавливался и плоский жертвенник, для принесенных родственниками даров и чтения молитв. Размеры мастаба напрямую зависели от положения в обществе покойного.

Ярким примером гробниц, расположенных в скалах можно считать гробницы фиванских династий, большая часть фиванских гробниц бала построена во времена правления царей XVIII и XIX династий, но первые захоронения Долины относят к Древнему царству, в Среднем царстве здесь хоронили фиванских номархов - наместников фараона, управлявших четвертым верхнеегипетским номом Уасет. Вместе с тем еще цари IX и Х династий заложили свой некрополь в Западных Фивах, а правитель XI династии Ментухотеп I начал в Дейр эль-Бахри строительство совершенно необычного для того времени заупокойного комплекса, завершенного уже при его преемниках. Во второй переходный период цари XVII династии избрали Дра Абу эль-Нага местом для своих погребений. Правители Нового царства перенесли свой некрополь в Долину царей, оставив восточную часть фиванского нагорья своим приближенным сановникам. Фиванские некрополи расположены на холмах, предгорьях и ущельях гористого плато на западном берегу Нила, протянувшихся с северо-востока на юго-запад на несколько километров вдоль края плодородной земли. Всего в городе мертвых насчитывается 13 некрополей:

I. Некрополь Интефа.

II. Некрополь Ментухотепов II и III.

III. Некрополь Ментухотепа V.

IV. Некрополь XII-XIII династий.

V. Некрополь XVII династии.

VI. Некрополь Дра абу-ль-Негга.

VII. Некрополь Асасиф.

VIII. Некрополь Эль-Хоха.

XI. Некрополь Шейх Абд эль-Гурна.

Х. Некрополь Гурнет Мураи.

XI. Некрополь Дейр-аль-Медине.

XII. Царский некрополь в "Долине царей".

XIII. Царский некрополь в "Долине цариц".

Рассмотрим более подробно пять наиболее древних некрополей, относятся к числу наиболее древних фиванских кладбищ.

I. Некрополь Интефа. Именно в этом некрополе археологи обнаружили огромное количество посвятительных стел у стен гробницы, в большинстве случаев на них упоминалось имя "Интеф", которое и определило современное название некрополя. Захоронения этого некрополя похожи или на удлиненные ямы - могилы, или на слегка врытые в грунт гробницы скального типа. Спокойный ландшафт местности, не имеющий горных выступов, обязал людей к выкапыванию в твердой почве углубленного на 3-4 метра открытого переднего двора, задняя стена которого образовывала переднюю сторону гробницы, а внутренние помещения устраивались в толще холма. Прямоугольные отверстия в этой стене вели из переднего двора во внутренние помещения гробницы, которая казалась как бы обрамленной с передней стороны столбообразными колоннами, образующими открытую галерею. Обычно на боковых сторонах переднего открытого двора также вырубались проходы в боковые помещения, что создавало впечатление, будто бы передний двор был с трех сторон окружен колоннадой. Почти из 100 гробниц подобного типа можно выделить три наиболее крупные гробницы, их открытые передние дворы достигают в ширину 60-70 метров, а углублены они в грунт на 5-7 метров. Ученые предполагают, они принадлежали трем первым фараонам XI династии: Интефу I, Интефу II и Ментухотепу I.

II. Некрополь Ментухотепов II и III. занимает южную сторону ущелья в Дейр-эль-Бахри, присоединяясь с юга к рядом расположенному великолепному храму царицы Хатшепсут. Свое название ущелье получило от коптского монастыря, находившегося здесь в раннехристианский период, которое по-арабски означает "Северный монастырь. Новый некрополь был создан для того чтобы соответствовать изменившемуся положению правителей Фив, ставших фараонами всего Египта. Начало строительства этого некрополя положил Ментухотеп II, но завершил Ментухотеп III. Ему удалось создать архитектурный ансамбль исключительной по своей красоте и грандиозности. Он объединил в себе заупокойный храм и гробницу, сочетал в себе опыт предков и мастерство современных мастеров того времени, что нашло свое отражение в архитектуре храма царицы Хатшепсут.

Широкая и величественная дорога обрамленная статуями правителей заканчивалась просторным двором, который на западе выходил в галерею, образованную двумя рядами перекрытых сверху четырехугольных каменных колонн. Широкий пандус в центре этой галереи вел на первую террасу, на которой стояло святилище. Основная часть святилища с трех сторон была окружена галереей из двух рядов перекрытых сверху четырехугольных колонн, а в самом центре святилища находилась массивная база для возвышавшейся над нею пирамиды, окруженная 140 колоннами такого же типа. Все колонны были перекрыты сверху, К западу от колоннад первой террасы располагался открытый двор, также окруженный колоннами. В центре этого двора начинался вход в подземную погребальную камеру Ментухотепа III, а позади открытого двора простирался огромный гипостильный зал с 80 колоннами в виде восьмиугольных каменных столбов, а еще далее святая святых… всего сооружения, упиравшегося на крайнем западе в обрывистый склон крутой скалы. В то время как Ментухотеп III поместил свою погребальную камеру под открытый двор за пирамидой, первый строитель комплекса Ментухотеп II создал ее непосредственно под основанием пирамиды. Помимо величественных гробниц для правителей здесь находились и гробницы массовых захоронений для павших воинов (около 60). египет архитектурный храм пирамида

III. Некрополь Ментухотепа V. В этом некрополе были произведены гигантские строительные работы. Здесь были произведены гигантские строительные работы. Были перемещены около 80 000 кубометров скального известняка, скорее всего, для создания гробнично-храмового комплекса, какой существовал в некрополе Ментухотепов II и III в Дейр-эль-Бахри. Однако в связи со сменой династии все работы были приостановлены. После того как визирь Ментухотепа V Аменемхет стал фараоном Аменемхетом I и основателем новой, XII династии, столица Египта была переведена на север страны в город Иттауи. Царский двор покинул Фивы, и потому некрополь Ментухотепа V был заброшен, таким образом оказались недостроенными огромная гробница фараона и гробницы его вельмож.

IV. Некрополь XII-XIII династий. В связи с тем, что царский двор отныне пребывал в новой северной резиденции, некрополь в Фивах не был так велик. Фараоны сооружали себе пирамиды по древнему обычаю недалеко от своей столицы Иттауи. Все небольшие захоронения того времени проводились в основном в старых некрополях XII династии в районе Дейр-эль-Бахри. Несколько более крупных погребений с широкими передними дворами и колоннадой появилось в эти годы на некоторых возвышенностях в районе Шейх Абд эль-Гурна, по устройству они были похожи на гробницы в некрополе Интефа. Так же, небольшой комплекс захоронений времени XII династии возник на холмах к юго-востоку от Дейр-эль-Бахри. Наиболее значительным захоронением того времени можно считать гробницу Интефокера - визиря Сонусерта I, в величину она превосходила захоронения других вельмож, созданные в фиванском городе мертвых. Начало этой гробницы было длинным коридором в толще скалы, а завершение широкой квадратной капеллой, у заднего края которой открывалась вертикальная шахта, которая вела в погребальную камеру, стены были украшены сценами из жизни обычного трудового человека.

V. Некрополь XVII династии. В эпоху Нового царства погребения этого некрополя были разграблены. Они напоминали небольшие, но достаточно высокие пирамиды без внутренних помещений, находящихся обычно под пирамидой в скале, или у ее восточного края, именно из таких помещений вертикальная шахта или спуск со ступеньками вели в погребальную камеру с саркофагом, вырубленным в скале. Из-за того что некрополь был разграблен удалось обнаружить только два саркофага. Здесь же, у южного края, находились и массовые захоронения воинов.

Остальные восемь некрополей возникли позднее, в эпоху Нового царства, и именно они определили характерный облик фиванского города мертвых. Из них два некрополя являются царскими - "Долина царей" (Вiban еl-moluk) и "Долина цариц" (Вiban el-harim). Другие шесть некрополей наполнены гробницами частных лиц, в основном вельмож--приближенных фараонов XVIII-XX династий, в этих гробницах хоронили придворных, жрецов и высокопоставленных сановников. Считалось, что таким образом они получают возможность и в загробной жизни пребывать рядом со своими правителями. Для гробниц был выделен некрополь - Долина знати, он располагался вдоль восточного склона фмванских гор. Фактически он состоит из 5 кладбищ, сгруппированных вокруг скальных массивов Шейх Абд эль-Курна, Дра Абу эль-Нага, Асасиф, Курнет Мурей, эль-Хоха и эль-Тариф. Вельможи не могли позволить себе гробницы подобные "домам вечности" их правителей. Обычно они составлены из таких частей как открытый двор, пространство которого было ограничено стенами святилища ведущего под землю в погребальную камеру. Начиная с XIX династии, изменяется вход во двор, теперь его выполняли в виде гигантских ворот (пилон), являвшихся в то время обязательным элементом архитектуры египетских храмов. Во дворе устанавливались заупокойные стелы, в святилищах - статуи захороненного человека. Основным помещением для чтения священных текстов и жертвоприношения считалось святилище. Сверху фасад гробницы обносился гробничными конусами или цилиндрами - "гвоздиками", которые по "шляпки" уходили в толщу стен. Еще одной особенностью обозначения принадлежности гробницы конкретному хозяину можно считать обозначение его имени на конусах с внешней стороны, там же располагались и его земные и посмертные звания. Особым украшением гробниц царских вельмож были рельефы и росписи, в них были отражены самые значительные сцены из жизни служащего Египетских правителей. Так росписи гробницы визиря Тутмоса III и Аменхотепа II Рехмира являются уникальным источником, рассказывающим нам о жизни и обязанностях этого чиновника, все изображения сопровождает сопутствующий росписи текст.

В связи с развитием царского культа происходит глубинный процесс видоизменения основных форм египетской религии. Древние боги природы постепенно превращаются в государственных богов - покровителей государства, царя и царской власти.

Так, бог умирающей и воскресающей природы Осирис с течением времени превращается в царя загробного мира, первого царя Египта и покровителя царской власти и поэтому часто изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Жреческая пропаганда и в религиозной догматике и в изобразительном искусстве постоянно стремилась резко подчеркивать ту неразрывную связь, которая соединяла небесных богов с земным богом - обоготворенным царем.

Наиболее важные виды архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта и их особенности. Создание монументального стиля зодчества. Религиозная символика пирамид.

Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной «вечной жизни», а следовательно - сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы - «дома вечности» - явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души».

По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Гробницы знати, так называемые «мастаба», состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Для истории архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.

В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс. Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линии наращивания надземной массы здания, однако, горизонтальное увеличение последнего, в конце концов, не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась поэтому идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династии Джосера (ок. 3000 лет до н. э.)

Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное- здание начало расти вверх, и камень был определен как главный материал египетского зодчества.

Каждая из пирамид в Гизе была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизе показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамиды цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родичами. Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царских статуй. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знание конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах при пирамидах Гизы впервые в Египте встречаются свободно стоящие столбы. Вся декорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами, так же как аналогичное оформление зала ворот в долине составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера.


Top