Каких цветов бывают танки: виды окраски и ее функции. "Белый тигр" (танк): миф или реальность Европейский театр боевых действий

В частях Советской Армии танки Т-64 в большинстве случаев были окрашены в защитную окраску, которая предназначена для снижения заметности техники на фоне местности. Стандартная советская защитная окраска зеленовато-коричневого или оливкового цвета, наносилась на танк на заводах промышленности при их производстве или капитальном ремонте. В зимних условиях была предусмотрена защитная окраска белого цвета, однако на зимний период эксплуатации танки, как правило, не перекрашивались, кроме случаев проведения учений зимой в условиях приближенных к боевым. В пустынной местности в некоторых частях танки перекрашивали в защитную окраску желто-серого, светло-коричневого цветов.

Значительно реже используется деформирующая окраска (ее часто называют «камуфляж»), предназначенная для искажения реальной формы бронеобъекта и уменьшения его заметности при слиянии отдельных пятен с окружающим фоном. Деформирующая окраска состоит из основного цвета, совпадающего с преобладающим цветом фона, и двух-трёх дополнительных цветов. Деформирующая окраска наносится в частях на заводскую защитную окраску, которая используется в качестве основного или дополнительного цвета.

При нанесении деформирующей окраски используются следующие правила.

В различных условиях применяются такие цвета деформирующей окраски:

  • для растительных фонов : основной цвет зеленовато-коричневый; дополнительные - светло-зелёный, желто-серый, серый (тёмный и светлый);
  • для пустынных фонов : основной - желто-серый; дополнительные - серый (светлый и тёмный), зеленовато-коричневый;
  • для снежных фонов : основной - белый; дополнительные - зеленовато-коричневый, серый (тёмный и светлый).

Основной цвет деформирующей окраски занимает 45-55% площади танка при трёхцветной окраске, 55-70% при двухцветной и 70-80% при двухцветной окраске для снежных фонов.

Деформирующая окраска должна состоять из крупных несимметрично расположенных пятен различных цветов с поперечными размерами не менее 0.5 м. Контуры пятен - сложные и разнообразные по начертаниям. Ось вытянутых пятен должна располагаться под углом от 30 до 60° по отношению к внешним контурам танка и, при этом, пятна должны переходить с одной плоскости на другую. Каждый угол должен охватываться одним пятном, при этом центр пятна не должен совпадать с углом.

Для покраски используются краски промышленного производства (эмалевые, водоэмульсионные, красочные смеси из сухих пигментов).

Иногда в частях при нанесении деформирующей окраски не придерживаются установленных правил и начинают «мельчить», нанося пятна небольшого размера, особенно на опорных катках, размещая на одном катке до трёх разноцветных пятен. Кроме того, часто деформирующую окраску наносят не в соответствии с приказами и наставлениями, а в соответствии со вкусом командира части или вышестоящего начальства, поэтому в различных частях можно встретить всевозможные варианты как сочетания цветов, так и формы пятен.

Поверхность как защитной, так и деформирующей окраски - матовая, хотя при покраске масляной краской в частях поверхность машин нередко приобретает характерный глянец.

На парадах танкам Т-64 придавали «парадный вид». Для этого, как правило, использовалась стандартная защитная окраска с различными белыми кантами, подчёркивающими форму машины и ее навесного оборудования. Белые канты наносились на ребра жёсткости топливных баков, патронных ящиков, грязевых щитков, на верхний край бортовых экранов, пулеотражатели перед прибором наблюдения механика-водителя, по внешнему краю ящиков АТ-1 и опорных катков, а так же рисовался белый круг на крышке подшипникового узла опорного катка. Жёстких правил «парадной окраски» не было, поэтому от парада к параду и в зависимости от принимающих в нем участие модификаций Т-64, она варьировалась.

Опознавательный знак соединения (части) представляет собой рисунок геометрической фигуры в виде круга, квадрата, прямоугольника, ромба, треугольника и других фигур. Для увеличения количества вариантов опознавательных знаков допускается нанесение внутри знака линий в различном направлении, цифр, букв, рисунков отдельных пород деревьев или их листьев, а также закрашивание одной из частей знака. Опознавательный знак соединения (части) назначается старшим начальником и периодически меняется.

Опознавательный знак наносится на башню перед условным номером. На танках Т-64 опознавательный знак наносился обычно на защитную крышку «Луны» (осветителя слева от пушки), иногда на лобовую броню справа от пушки или на переднюю часть грязевых щитков.

Камуфляж немецкой бронетехники. 1939-1945. Часть 1

Камуфляж - маскировка, состоящая в окраске предметов (одежды, орудий, зданий и т. п.) пятнами, полосами, искажающими их очертания и затрудняющими их обнаружение.

Изначально в целях маскировки военные использовали одежду защитного цвета. Это впервые случилось в конце 19 столетия, когда бойцы английской армии переоделись ввоенное обмундирование цвета хаки. Впрочем, придумали саму одежду цвета хакидаже не англичане, они подсмотрели эту идею у индусов, с которыми вели войну. Но если жители Индии носили одежду "цвета земли и пыли" из практических целей, то у англичан цели были более прагматичные - слиться с местностью.


Английская армия была переодета в хаки уже полностью во время южноафриканской войны с бурами 1899—1902 гг. От англичан хаки переняли русские и другие войска и в итоге уже на полях сражения в Первой мировой войне подавляющее большинство солдат всех сторон воевало именно в хаки.

В 1909 году американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» (Coloration in the Animal Kingdom). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа.

Во время Первой мировой войны британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон (Norman Wilkinson) разработал особую схему маскировки для военного флота — так называемый «ослепляющий камуфляж». Этот камуфляж не пытался спрятать судно, а затруднял оценку расстояния до него, его скорости и курса.

В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод»).

Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся военнослужащие, с учётом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчёта при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все вооружённые силы мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий.

К началу Второй мировой войны камуфляж был повсеместно использован во всех родах войск и с учётом географических особенностей места предполагаемого боя. Во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх шинелей. В Красной армии камуфляжная форма была введена в середине Великой Отечественной войны для снайперов, сапёров, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с неровными пятнами (в форме амёбы) коричневого или черного цвета на фоне цвета хаки или зелёном. В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья, либо с рисунком, напоминающим нынешний «цифровой» камуфляж.

Без претензий на последнюю инстанцию :


На этом хватит исторических справок, дабы соответствовать тематики блога поговорим о реализации камуфляжа в военной миниатюре. А точнее, о окраске и подборе цветовых решений при воссоздании камуфляжа немецкой броне техники в период 1939-1945. Разные материалы, разные краски, количество света, габариты оцениваемого предмета и многое другое влияют то как мы видим предметы окружающие нас. Вот по этому важно понимать что точное совпадение цвета у реального танка и модели часто приводит к неудовлетворительному результату. Конечно историческая точность это основная цель которую преследует моделист, но не нужно забывать о художественной составляющей!

Немецкий камуфляж может показаться сложным, и многие при окраске моделей выбирают однотонные цвета вроде темно-желтого или коричневого африканского. Ниже я постараюсь привести упрощенные схемы и цветовые решения найденные мной в книгах и сети. (книги, журналы и сеть ни когда не стоит закидывать в дальний ящик, они часто выручают).


RAL немецкий цветовой стандарт, разработанный в 1927 году Государственным комитетом по условиям поставок (нем. Reichsausschuß für Lieferbedingungen und Gütesicherung) по просьбе производителей лакокрасочной продукции. Классическая цветовая коллекция RAL, ставшая стандартом для выбора цвета с 1927 года. Теперь серия включает 213 цветов, в том числе 17 металликов. Номера четырехзначные, (№XXXX) где 1xxx — жёлтые (30 штук), 2xxx — оранжевые (13 штук), 3xxx — красные (25 штук), 4xxx — фиолетовые (12 штук), 5xxx — синие (25 штук), 6xxx — зелёные (36 штук), 7xxx — серые (38 штук), 8xxx — коричневые (20 штук), 9xxx — светлые и тёмные (14 штук), количество оттенков указано включая металлики. Классические цвета RAL нашли широкое применение в различных областях экономики.

Да и еще немножко истории. Краска на заводы поставлялась в виде густой пасты, и разбавлялась бензином, керосином, спиртом и другими растворителями. Разные растворители по разному влияли на конечный цвет. Краска наносилась из пульверизатора, реже кистями или валиками. Даже в полевых условиях старались механизировать процесс окраски.

На этих фотографиях отчетливо видно что камуфляжные элементы (пятна, полосы, точки) наносятся на базовый (заводской) цвет без использования трафаретов и четкого разделения границ цветового рисунка.


Ниже приведено приблизительное соответствие RAL цвета с модельными красками.

________________________________________________________________________________

Европейский театр боевых действий.


1935-1940

В 1935г при производстве бронетехники стали использовать две унифицированные краски, темно-серого и темно-коричневого цвета (RAL 7021 DUNKELGRAU & Dunkelbraun RAL 7017)

RAL Цвет:

Tamiya

Vallego

RAL 7021 Dunkelgrau

RAL 7017 Dunkelbraun


В июле 1940 года в силу вступило распоряжение о единой базовой окраске военной техники.

Dunkelgrau - всеми любимый "танковый серый".


Pz III Ранние годы войны. DUNKELGRAU.

Pz II

1942-1943.

В октябре 1942 года для окраски бронетехники применяется новый цветовой стандарт. Dunkelgelb (RAL 7028) - изначально разрабатывался и применялся для окраски сельскохозяйственной техники. Этот цвет применялся на протяжении всей войны как базовый и имел несколько оттенков.

RAL Цвет:

Tamiya

Vallego

RAL 7028 Dunkelgelb

Февраль 1943 года . На базовый цвет (RAL 7028 Dunkelgelb) наносится специально разработанный камуфляж с использованием RAL6003 Olivgrun - оливково-зеленый и RAL8017 Rotbraun.

RAL Цвет:

Vallego

RAL 6003 Olivgrun

RAL8017 Rotbraun

RAL 7028 Dunkelgelb



Август 1944 года. С целью стандартизации и повышения эффективности маскировки начинается применения новых, заводских шаблонов камуфляжа. Hinterhalt-Tarnung - засадный камуфляж состоящий из уже ранее применяемых цветов: базовый Dunkelgelb, Rotbraun, Olivgrun.

RAL Цвет:

Vallego

RAL 6003 Olivgrun

RAL8017 Rotbraun

RAL 7028 Dunkelgelb


Сентябрь 1944.

С сентября по октябрь 1944 года бронетехника окрашивалась в заводских условиях и в условиях острого дефицита лако-красочных материалов. Базовый слой - грунт RAL 3009 Oxidrot использовался как элемент камуфляжа. К концу 1944 года в работу с камуфляжем шли все доступные красители. Не редки случаи отсутствия каких либо других красок кроме грунта.

После декабря 1944 года на грунт наносили RAL 6003 Olivgrun как базовый цвет в сочетании с шаблонным рисунком из RAL 7028 Dunkelgelb и RAL 8017 Rotbraun.

Газета «Известия», похоже, запустила в сеть очередную утку, хотя пока что все-таки рано говорить о том, насколько правдивой окажется опубликованная изданием информация. Вчера в газете со ссылкой на собственные источники в Минобороны РФ была опубликована статья, согласно которой российские военные решили отказаться от камуфляжа для боевой техники, всю ее предлагается красить в сплошной цвет. В зависимости от региона – это будет либо темно-зеленый, либо светло-зеленый, либо хаки. Сегодня данную информацию подтвердил известный военный журналист и блоггер Денис Мокрушин. В то же время РИА со ссылкой на представителей «Уралвагнозавода» сообщает о том, что никаких изменений в подписанные ранее контракты на поставку тяжелой бронетехники внесено не было. Никаких указаний от Минобороны о перекраске танков на предприятия не получали.

Представитель завода рассказал журналистам о том, что спецификация покраски танков четко прописана в документах – защитная (зеленый цвет). После того как танки поступают в войска их цвет может изменяться в зависимости от условий местности, в которой они эксплуатируются: лесистой, горно-лесистой, горно-пустынной и т.д. Представитель «Уралвагонзавода» рассказал, что маскировочная покраска, состоящая из 14 различных цветов, дороже защитной. По этой причине в мирное время ее применение не всегда является целесообразным.


Военный эксперт по бронетанковой технике Алексей Хлопотов, в свою очередь отметил, что ранее военные отказывались от камуфляжа из-за сложности его нанесения в обычных воинских частях, так как хорошо замаскировать технику в состоянии только заводской камуфляж. По его словам, на танке и другой бронетехнике в камуфляжной окраске труднее сфокусировать оптические приборы, а это ведет к увеличению ее живучести на поле боя. В армиях стран НАТО, к примеру, в США и Германии, для европейской местности разработаны достаточно сложные многоцветные схемы камуфляжей. Но они наносятся на технику в заводских условиях со строжайшим соблюдением регламента. Если же красить технику в частях, то это уже больше похоже на кустарный метод, толку от такого камуфляжа немного, так что лучше пусть техника будет одноцветной, отметил Алексей Хлопотов.

Пример защитной однотонной окраски


Защитная окраска и камуфляж

Защитная окраска предназначается для уменьшения заметности боевой техники, солдат, а также различных объектов и сооружений на местности за счет окрашивания поверхностей защищаемых объектов в какой-либо один цвет, который затрудняет визуальное выделение маскируемых объектов на фоне окружающей местности. При этом не обязательно, чтобы цвет защитной окраски совпадал с основным цветом фона. Существует целый ряд цветов, которые признаются универсальными, то есть действительно усложняющими визуальное выделение маскируемых объектов, почти на любых типах местности (естественно, кроме снежной). К таким цветам сегодня относят: хаки, желто-сероватый, серо-зеленоватый, драб, зеленовато-серый, серовато-голубой, голубовато-серый и оливковый. Главными правилами при подборе защитных цветов являются: тусклость цвета, невозможность однозначно назвать данный цвет, его матовость.

В российской армии защитная окраска используется для военной техники, как заводская. Практически вся техника выходит из заводских цехов окрашенной в темно-зеленый или оливковый цвет. При этом важно учитывать различные обстоятельства, в частности то, что защищаемые поверхности не должны блестеть, давать отблесков, а также иметь глянец. Если во время маскирующей окраски обмундирования матовости удается добиться уже за счет самой структуры ткани, то при покраске техники необходимо избегать использования растворителей и лаков, дающих гладкую поверхность, а также эмалевых красок. При этом полезно добавлять в саму краску или насыпать на еще свежий, невысохший слой, песок, мел, опилки и т.п.

Деформирующая окраска

Помимо защитной в целях маскировки людей, техники и разного рода объектов используется также деформирующая окраска, которая снижает заметность маскируемых объектов по цветности в несколько меньшей мере, чем защитная окраска. При этом деформирующая окраска обладает рядом собственных преимуществ. Основным ее плюсом является то, что для человека на психологическом уровне легче выделить на местности знакомые глазу объекты, которые он узнает по внешним контурам и рисунку внутренних деталей, в то время как деформирующая окраска мешает наблюдателю опознать внешние контуры и затрудняет процесс идентификации видимого объекта по внутренним деталям. К примеру, наблюдатель обнаружил на местности какой-то бронеобъект, но нанесенная на него деформирующая окраска мешает ему определить наличие и расположение на его проекции люков, дверей, бойниц, канистр и ящиков. Следовательно, наблюдатель не в состоянии однозначно распознать обнаруженный объект как танк, БМП, БТР или тягач, его марку и тип, а также расстояние до объекта, направление и скорость его движения.

Пример деформирующей окраски на танке


При этом у такой окраски есть свои недостатки. Главным является тот факт, что деформирующая окраска больше, чем защитная, зависит от фона окружающей местности. К примеру, объект, который отлично скрывался на фоне летней лесной растительности, станет очень заметен в осеннем лесу. Точно также объект, окрашенный контрастными пятнами и незаметный на местности в солнечный день, на фоне туманного утра будет выделяться ярким пятном на местности.

Исходя из этого, если защитная окраска является достаточно универсальной, то деформирующая требует от командиров подразделений четкого и ясного представления решаемой задачи маскировки, а также учета большого числа факторов (изменение цветности фона от погоды, времени суток, времени года, влияния огня противника на цветность местности и т.д.). Помимо этого использование данного рода окраски требует наличия ассортимента нужных красок, а также времени на покраску, что во время боевых действий часто затруднительно или даже невозможно.

Главная задача любой маскировки заключается в том, что противник, даже увидев объект, не понял, что это и не смог его распознать. Не распознав объекта, трудно определить представляет ли он опасность и если да, то насколько сильную. В этом и заключается главное назначение любого камуфляжа – сделать так, чтобы будучи видимым, объект оставался невидимым. Добиться этого можно при помощи различных цветовых пятен, которые искажают внутренние детали, контуры же объекта можно слегка видоизменить при помощи имеющихся подручных средств. Главное сделать так, чтобы видимое человеческому глазу изображение не совпадало ни с одним из имеющихся в мозгу образов.

Пример деформирующей окраски на военной форме


При этом людям, используя маскирующее обмундирование, следует иметь ввиду, что все действие маскировки может свести на нет светлый овал лица, которые очень хорошо видим на достаточно большом расстоянии или в ночное время суток. Поэтому помимо маскировочного комбинезона бойцы многих армий применяют специальные маскировочные маски на лицо или специальный грим (краски), которым окрашиваются открытые участки кожи – лицо и руки.

Источники информации
- http://izvestia.ru/news/547881
-http://worldweapon.ru/tactics/mask1.php
-http://www.yro03.narod.ru/33.html

Http://ria.ru/defense_safety/20130403/930800779.html


Top