Каких цветов бывают танки: виды окраски и ее функции. Камуфляж танков ркка западное направление Индивидуальные названия и лозунги

Для успешного взаимодействия в различных условиях боевых действий на бронетанковую технику наносились и наносятся тактические и опознавательные знаки.

Тактические знаки в виде символа или группы цифр, а часто в совокупности того и другого в закодированном виде несут информацию о принадлежности боевой машины к различным соединениям и частям, а также идентифицируют сам танк или бронеавтомобиль, что необходимо при взаимодействии самых малых подразделений.

Для того, чтобы обеспечить гарантированное опознавание своей техники в любых условиях, на танк или бронеавтомашину наносят общеармейский опознавательный знак, как правило, являющийся элементом национальной символики. В СССР таким знаком являлась красная звезда. Однако, в отличие от авиации, в бронетанковых войсках Красной Армии она использовалась не так часто.

Для обеспечения опознавания с воздуха на башне танка или на рубке САУ наносились знаки воздушного опознавания. Появившись в конце 30-х годов, они на протяжении нескольких лет неоднократно менялись, в целом представляя из себя геометрические фигуры белого (для лета) и красного (для зимы) цветов, о чем будет рассказано ниже.

Кроме тактических и опознавательных знаков на бронетанковую технику наносились знаки коллективной воинской доблести, наиболее престижные для Красной Армии данного периода: эмблемы Гвардии (соединение или часть были удостоены Гвардейского звания) и ордена Боевого Красного Знамени (соединение или часть, награжденные орденом Боевого Красного Знамени назывались Краснознаменными). Несмотря на обилие других коллективных наград, их стилизованное отображение на боевой технике было чрезвычайно редким.

Первые советские бронетанковые отряды, организованные в начале 20-х годов, имели (небольшая часть) только знаки национальной идентификации в виде красной звезды с белой надписью «РСФСР» в ее поле. В некоторых случаях машина имела персональное название. Например, танк Fiat 3000A, купленный на средства советских граждан польского происхождения, назывался «Феликс Дзержинский». Только в середине 20-х годов в немногочисленных бронетанковых частях РККА была введена система тактически обозначений. В треугольник, который наносился на всех танках, была вписана окружность, в поле которой наносился квадрат красного, белого и черного цвета (принадлежность к 1-му, 2-му или 3-му взводу соответственно) с черными или белыми римскими цифрами в нем, обозначавшими номер танка. Принадлежность батальона определялась цветом треугольника (со стороной 30 см): 1-й батальон - красный, 2-й - белый, 3-й - черный. Тактические знаки танков командиров батальонов (треугольники) были однотонными по цвету батальонов, а командиров рот - с окружностью, которая заливалась краской по вышеуказанному принципу. Таким образом, тактический знак командира второй роты первого батальона представлял из себя красный треугольник с вписанной в него белой окружностью без римских цифр.

В 1929 г. на смену этой архитрудной тактической системе опознавания пришла новая система, также построенная на цветовых и цифровых кодах. Номер батальона обозначали красная, белая или желтая окружности диаметром 30 см (для 1-го, 2-го и 3-го батальона соответственно). В неё были вписаны две арабские цифры высотой 10 см. Числитель обозначал номер роты, знаменатель - номер взвода. Рядом с окружностью наносилась большая арабская цифра, обозначавшая номер танка во взводе. Обозначения тактического уровня от полка и выше отсутствовали вовсе.

С 1932 по 1938 гг. была разработана другая система тактических обозначений советских танков, состоящая из комбинаций красных, черных, синих и желтых полос по периметру башни, обозначающих батальоны и роты. Сплошная верхняя полоса обозначала батальон, а изображенная пунктиром нижняя - роту. Первому подразделению (батальону или роте) был присвоен красный цвет, второму - белый, третьему - черный, четвертому - синий, а пятому - желтый цвет. Номер танка во взводе, а в отдельных случаях и номер взвода, обозначался арабской цифрой в квадрате на обеих сторонах башни или корпуса. Информативность данной опознавательной системы была очень ограничена, поэтому во время маневров противоборствующим сторонам приходилось прибегать к нанесению дополнительных опознавательных знаков в виде белых вертикальных полос во всю высоту башни или белого круга на тыльной стороне последней. В 1938 г. всякая система тактических и опознавательных обозначений была отменена. Лишь в подразделениях 1-й Московской Пролетарской дивизии на танках Т-26, участвовавших в парадах на Красной Площади, на передний броневой лист, прикрывающий трансмиссию, наносилась красная звезда. На крыше башни тяжелого танка Т-28 была отлита звезда (из эстетических или опознавательных целей - неизвестно), которая при окраске красным цветом могла служить неплохим опознавательным знаком. Однако на практике окрашивалась она чрезвычайно редко. В большинстве же механизированных корпусов в предвоенное время тактические обозначения из соображений секретности отсутствовали вовсе, а роль воздушного опознавательного знака выполняла белая поперечная полоса или крест на крыше башни танка.

С началом Великой Отечественной войны многие командиры на местах поняли, что четкая система опознавания гораздо эффективнее безликой секретности, в угоду которой были уничтожены все тактические обозначения на бронетанковой технике, поэтому в первые месяцы войны в различных танковых частях РККА стали внедряться новые системы опознавания. Одна из них представляла из себя короткие прямоугольники - полосы белого цвета, наносившиеся на переднюю часть боковых стенок башни. Количество таких полос (одна под другой) определяли порядковый номер части (дивизии) в составе механизированного корпуса. По-видимому, такая система обозначений внедрялась в РККА непосредственно перед началом войны. Ее отдельные элементы до конца войны сохранились в тактических обозначениях 6-го (позже 11-го гвардейского) танкового корпуса.

Другая система - это квадрат, трапеция или треугольник, внутри которых, разделенные прямыми линиями на отдельные поля группами цифр обозначалась часть, батальон, рота и персональный тактический номер машины. Идентифицировать данные тактические обозначения очень сложно, так как большинство документов начального периода войны не сохранилось.

Наконец, в 1941 г. в бронетанковых войсках Красной Армии по немецкому подобию появляются идентификационные тактические номера танков, нанесенные белой краской арабскими цифрами и имеющие крупные размеры, которые легко опознавались взаимодействующими войсками.

С начала 1942 г. основной тактической единицей бронетанковых сил РККА стала танковая бригада. Поэтому тактические обозначения и было приказано ввести на бригадном уровне. Единой системы обозначений, универсальной для всех фронтов в Красной Армии не было, но рассматривая фотоматериалы, можно заметить некоторые закономерности в тактических знаках, характерных для определенных групп фронтов по регионам.

На центральных фронтах в 1942 – 43 гг. был наиболее характерным ромбический знак (высота 400 мм), разделенный на два треугольных поля. В верхнем треугольнике цифрой или буквой алфавита указывался номер батальона (обычно в этот период бригада была двухбатальонного состава), в нижнем поле - закодированный цифровой номер части. Например, в 116-й танковой бригаде (KB, Т-34, Западный фронт, 1942 г.) тактическим обозначением являлся ромб, в верхнем поле которого находились цифры «1» или «2» (1-й или 2-й батальон соответственно), а в нижнем - «045» - код самой бригады. В 51-м отдельном танковом полку (таких частей также было много в 1942 – 43 гг.) первый батальон обозначался буквой «А», а второй - «Б», код самой части скрывался под цифрой «24». На Южном и Юго-Западном, а затем и Северо-Кавказском фронтах применялась другая система тактических обозначений из двух групп цифр, первая из которых кодировала номер батальона, а вторая непосредственно номер машины. Так, лучшее соединение Северо-Кавказского фронта - 5-я Отдельная гвардейская танковая бригада на август 1942 г. имела на своих Т-34 и Т-60 номера (10-12, 10-13 для Т-34 и 10-38 для Т-60). Получив осенью 1942 г. танки американского и английского производства («Валентайн» и М3 легкие), бригада уже имела другой цифровой код; 59-1, 58-2 и т.д. На некоторых машинах (в частности Т-34) номер машины дублировался белой краской на лобовой броне корпуса.

Однако, достаточно стройная система тактических обозначений в бронетанковых силах РККА стала складываться с середины 1942 г., когда стали создаваться механизированные корпуса II формирования, а также с осени 1942 г., когда появились первые советские танковые корпуса.

Можно сказать, что с 1943 г. до окончания Второй Мировой войны в советских бронетанковых войсках сложилась корпусная система тактических обозначений. Приказом командира корпуса определялись символы, буквы и цифры, определяющие тактические обозначения соединений.

В 23-м Танковом корпусе тактическим знаком соединения являлся белый ромб обычно высотой 400 мм с буквами русского алфавита в центре. Буква «В» идентифицировала 3-ю танковую бригаду, буква «Г» - 39, а буква «Д» - 135-ю ТБр. В правом нижнем углу относительно буквы наносилась небольшая арабская цифра, обозначавшая номер батальона. Например «В1» - 1-й батальон 3-й Танковой бригады 23-го танкового корпуса. Кроме тактического обозначения соединения на танк крупными цифрами наносился персональный идентификационный номер.

Во 2-м Гвардейском танковом корпусе тактическим знаком соединения являлась стрела с буквой кириллического алфавита над ней. Буква обозначала номер бригады: Л - 4-я Гв. ТБр., Б - 25-я Гв. ТБр., И - 26-я Гв. ТБр. Под «стрелой» наносили персональный тактический номер танка (Т34/85 - «236»). С цифры «100» начинались номера танков 4-й Гв. ТБр., с цифры «200» - 25-й, с цифры «300» - 26, хотя последнее правило не всегда соблюдалось.

В 10-м Гвардейском Танковом корпусе опознавательным знаком являлась так называемая «расческа», по количеству зубьев которой определялся номер бригады в составе корпуса: 61-я Гв. ТБр. - 1 «зуб», 62-я и 63-я - 2 и 3 соответственно. Над «расческой» наносился тактический номер боевой машины («1-24» - 1-й батальон, 24 машина, танк Т-34-85). Отличительным знаком 7-го Гвардейского Танкового корпуса была двойная окружность с арабской цифрой в центре: «1» - для 54 Гв. ТБр., «2» - для 55-й, «3» - для 56-й.

11-й Гвардейский танковый корпус имел в качестве отличительного знака короткую (подобную прямоугольнику, длиной 200 мм) белую «полосу-шеврон». Одна такая полоска обозначала 40-ю Гв. ТБр., две – 44-ю Гв. ТБр., три – 45-ю Гв. Танковую бригаду. Кроме полос-прямоугольников в 11-м Гвардейском танковом корпусе (ранее 6-й ТК) существовал другой тактический знак в виде ромба, в верхнем поле которого был цифровой номер бригады, а в нижнем - тактический номер самой машины.

Во 2-м Гвардейском танковом корпусе эмблемой был особый знак, под которым двузначной арабской цифрой наносили код части. Сам танк или САУ идентифицировались трехзначным тактическим номером.

Механизированные корпуса также имели собственную систему тактических обозначений. В 7-м механизированном корпусе символом соединения являлась стилизованная стрелка. Она же обозначала 41-ю Гв. танковую бригаду. Танковые полки механизированных бригад обозначались «размещением» стрелки внутри геометрической фигуры: треугольник - 58-й танковый полк 16-й мехбригады, круг - 84-й танковый полк 63-й мехбригады, квадрат - 177-й танковый полк 64-й мехбригады. Пожалуй, самая интересная и всеобъемлющая система тактических обозначений была принята в 4-м Гвардейском механизированном корпусе. Имея до июля 1944 г. достаточно типичные для Красной Армии тактические обозначения в виде квадратов с цифрой внутри (квадрат с цифрой «7» имела, например, 36-я Гвардейская танковая бригада), корпус в августе 1944 г. должен был быть введен в прорыв на одном из участков 3-го Украинского фронта. Чтобы скрыть от противника принадлежность техники к механизированному корпусу на танках, автомашинах и орудиях вместо прежних обозначений появились белые силуэты различных зверей и птиц. Танковая бригада (36-я Гв. ТБр.) имела силуэт идущего на задних лапах медведя, 13-я Гвардейская механизированная бригада - оленя, 14-я Гв. мехбригада – лошади, 15-я Гв. мехбригада - ласточки, 292-й самоходно-артиллерийский полк - носорога, 62-й отдельный мотоциклетный батальон (танковая рота - 10 Т-34-85) - жирафа и т.д. Кроме силуэтов животных тактические обозначения дополняли буквы («РР» - разведрота) и персональные номера или названия («От отца Шульги сыну Кисенко» - 36 Гв. ТБр.). Всего было более 20 различных видов опознавательных знаков, которые наносились на башни танков, кабины машин, щиты орудий. С этими опознавательными знаками корпус участвовал в боях в Румынии, Болгарии, Югославии и Венгрии, а закончил боевые действия на территории Чехословакии.

Нанесение тактических номеров также имело свои особенности. Так, в 1944 – 45 годах 1-й Гвардейский механизированный корпус использовал трехзначную систему тактических обозначений. 1-я цифра соответствовала номеру бригады, а 2-я и 3-я номеру танка (от 1 до 65) в механизированной бригаде. Номер 103 принадлежал 1-й Гвардейской механизированной бригаде, номер 234 - 2-й Гвардейской мехбригаде, 340 - 3-й Гв. МБр. Подобная система использовалась также в 18-м танковом корпусе. Первые цифры 4, 5, 6 обозначали 110-ю, 170-ю, 181-ю бригады соответственно, а 2 и 3-я цифры - номер танка. Были и другие цифровые системы. Первой цифрой обозначался номер батальона, второй - рота, третьей - взвод или номер машины в роте.

Некоторые полки танков типа ИС, а также тяжелые самоходно-артиллерийские полки, придававшиеся различным соединениям, имели собственные тактические обозначения. Эти части не входили в состав танковых или механизированных корпусов, а придавались им для решения конкретной задачи или действовали наряду с корпусами в составе танковых армий.

Кроме непосредственно танковых соединений общевойсковым армиям придавались отдельные самоходно-артиллерийские полки СУ-76, тактические обозначения которых отличались чрезвычайным разнообразием, так как единой системы характерной для танкового, механизированного или кавалерийского корпуса в таких частях не было. Например 8-я самоходно-артиллерийская бригада имела свой особый отличительный знак в виде «орла в круге». Кроме шестизначного заводского номера, нехарактерного для других советских танков и САУ, СУ-76 этой бригады имели достаточно оригинальную систему обозначения дивизиона (горизонтальные полоски над «орлом» в круге) и батареи (количество треугольников под кругом).

Самоходные полки истребителей танков также имели свои характерные знаки идентификации. Либо это были трехзначные или двузначные тактические номера с символом соединения, либо обозначение из букв русского алфавита, определяющие номер батареи в совокупности с персональным номером САУ. Например, С-13 - 4-я батарея, 13-я самоходно-артиллерийская установка. В 1047-м Калиниковичском САП (САУ СУ-85), например, была разработана целая система тактических обозначений. Кроме специального тактического знака, трехзначного номера и двух красных звезд на каждом борту, справа по ходу САУ, на каждой машине имелась надпись: «Смерть немецким оккупантам!».

На танках, поставляемых в СССР по ленд-лизу из Великобритании, Канады и США, также были присущие только им обозначения. Еще в стране-производителе на машину наносились четырех-, пяти- или шестизначные регистрационные знаки - белой краской с начальной литерой «T» (tank) - английские, «СТ» (Canadian tank) - канадские, а серо-голубой краской с надписью «USA» и шестизначным номером - американские. В бронетанковых частях Красной Армии заводские регистрационные знаки обычно оставляли без изменений и не закрашивали.

Ряд танков (особенно британских), предназначенных для поставок в СССР, изымались непосредственно из боевых частей, поэтому многие из них кроме заводских регистрационных номеров имели тактические знаки английской или американской армии. Так, танки «Тетрарх» английского производства, переданные в 151-ю танковую бригаду РККА из 9-го Уланского королевского танкового полка (Queen Lancers) 1-й английской бронетанковой дивизии уже в советской части имели британские опознавательные знаки: «белый носорог в черном овале» - знак дивизии, цифра «53» в красном квадрате - обозначения батальона. Кроме регистрационного номера и тактических обозначений большинство британских танков имело личные наименования, наносимые краской по бортам корпуса. Так как танков, поставляемых из боевых частей, было немного, эти надписи присутствовали не на всех машинах, но если они были, из уважения к английским, канадским и американским танкистам их не закрашивали.

Остальные тактические и опознавательные знаки на машины, поставляемые по ленд-лизу, наносились в зависимости от соединения, театра военных действий и периода применения без существенных отличий от танков советского производства. Единственным исключением для машин зарубежного производства являлось более частое использование опознавательных красных звезд для гарантированной идентификации менее знакомых советским бойцам танков взаимодействующими частями.

Касаясь знаков воздушного опознавания, можно со всей уверенностью утверждать, что с 1941 г. основным опознавательным знаком являлась уже упоминавшаяся широкая белая поперечная полоса на крыше башни. В 1942 – 45 годах ее сменил другой знак воздушной идентификации - белый (красный - для зимы) треугольник с желтым кругом в центре. Иногда в круге рисовали красную звезду, однако, и звезда, и сам круг в полевых условиях были редкостью - на крышу башни или рубки САУ просто наносили белый треугольник. В отдельных случаях (Ленинградский фронт, 4-й Гвардейский мехкорпус) в качестве знака воздушного опознавания использовали белый (красный - для зимы) крут или другие опознавательные знаки. В 1945 г., когда Красная Армия вышла на границы Германии, возникла проблема взаимного опознавания техники между советскими и англо-американскими войсками, также вступившими в пределы III Рейха. На одном из совместных совещаний было решено, что для взаимоопознавания на советские танки будет наноситься одна, а на союзные - две белые полосы по периметру башни. На крыше башни также наносились перекрещенные белые полосы. Однако вскоре союзники отказались от этой системы и продолжали использовать красно-желтые флюоресцирующие панели воздушного опознавания, продублированные белой звездой - американским национальным опознавательным знаком, принятым в качестве основного для всех войск Антигитлеровской коалиции на Западе. В советских танковых войсках белые полосы наносили только на танки, участвовавшие в Берлинской операции. К тому же оказалось, что немцы разгадали «опознавательный код» и стали наносить опознавательные полосы на свои танки. Поэтому уже в майских, завершающих боях, на советской технике кроме полос можно было видеть вновь нанесенные белые треугольники.

О событиях Второй мировой войны, помимо достоверно известных фактов, ходят множество откровенных небылиц, а еще больше - разнообразных легенд. Одна из них, наиболее популярная, связана с немецким танком "Белый тигр". Был он или не был? Существовал по правде или стал результатом выдуманных историй? Что же это, танк "Белый тигр" - миф или реальность?

Создание "Тигров"

Прежде чем говорить о "Тиграх" белого цвета и рассуждать, были ли они взаправду или являлись плодом чьего-то досужего вымысла, стоит, вообще, сказать о том, как на вооружении Германии возникла подобная машина. Ее не было и в планах вплоть до тридцать седьмого года - тогда начались первые разработки. Дело в том, что у немцев не имелось машины, способной противостоять советскому танку Т-35, аналогичной тому по мощи. Именно поэтому им и понадобилось создание такого мощного танка, который действительно мог бы соперничать с Советами. При этом толком никто не знал, каким именно требованиям должен отвечать данный танк. Все было довольно расплывчато, конкретных указаний не имелось. Тем не менее, в тридцать седьмом году фирма "Хеншель" потихоньку начала разрабатывать новый возможный танк. Когда началась война с Советским Союзом, и в ход пошли советские "тридцатьчетверки", немцы поняли - противостоять такому оружию они не могут: им просто нечем ответить нашей стране. Именно тогда две фирмы, одна из которых - "Хеншель", а другая - "Порше", и получили задание на разработку нового мощного орудия - танка весом в сорок пять тонн.

Именно детище "Хеншеля" в итоге и было выбрано в качестве нового мощного танка немцев - оно оказалось надежнее, да и дешевле в производстве. Хотя, кстати, самому Гитлеру больше понравилась разработка их соперников - он благоволил к основателю "Порше", но в условиях войны фюреру нельзя было полагаться на личные симпатии. Впрочем, в конечном счете "Порше" тоже не остались в обиде - из их проекта для создания нового танка позаимствовали башни - у "Хеншелей" они явно проигрывали.

Чем особенным отличался новый танк? Нужно начать, вообще, с того, что та схема, по которой был спроектирован будущий "Тигр", ранее не использовалась в танкостроении, применялась она лишь для разнообразных тягачей; таким образом, уже это одно само по себе было новшеством. Кроме того, ход "Тигра" получился более плавным (уж не потому ли и дали танку такое название, в честь этого грациозного, бесшумно ступающего кошачьего?), что, в свою очередь, позволило скоординировать прицельность и успешность стрельбы. Дальнейшая характеристика танка, дающая представление о его особенностях и масштабах, изложена ниже.

Характеристика

Выше упоминалось, что конструкторы получили задание спроектировать танк в сорок пять тонн, тем не менее готовое изделие имело боевую массу в пятьдесят семь тонн. Тяжелый танк по классификации, рассчитанный на пять человек, за годы службы (а их всего лишь три) он был выпущен в размере более чем тысяча триста экземпляров. А масштабы его впечатляли: более шести метров в длину (и еще два с небольшим - 88-миллиметровая пушка), почти четыре - ширина, три - высота. Немаленькая махина! Да еще и поражало цель на расстоянии до двух километров! «Тиграм» не было надобности подъезжать к противнику вплотную, чтобы расстрелять его, как это делали другие танки. По прямой хорошей дороге "Тигр" мог развивать скорость до сорока четырех километров в час (вдвое медленнее он ехал по бездорожью). Один такой танк обходился Германии в несколько раз дороже любого другого более раннего производства (ну и менее мощного, конечно же). Впоследствии на базе "Тигров" переоборудовались и другие машины.

Первое использование

Впервые новенькие "Тигры" вышли в бой в сорок втором году - на станции Мга, что под Ленинградом. Боевое крещение для них оказалось, мягко говоря, неудачным - к мокрой и грязной русской дороге (стояло самое начало сентября, очевидно, шли дожди и землю "развезло") немецкие машины были не готовы. Начались мгновенные поломки, танки стали глохнуть. Потребовался экстренный ремонт с учетом специфики советского бездорожья.

Последующие сражения (впрочем, они состоялись уже зимой, когда лежали плотный слой снега и корка льда) были для германских танков более удачными, хотя и тут они умудрились допустить досадную оплошность - позволили нашим войскам захватить один из "Тигров" со всем оборудованием и даже паспортом. В дальнейшем "Тигры" принимали участие в сражениях под Харьковом, на Курской дуге, у Витебска, Минска и в других битвах; кроме того, применялись "Тигры" и на других территориях, где шли военные действия. К настоящему времени в музеях мира сохранилось семь экземпляров мощнейшей немецкой машины.

Танк-призрак "Белый тигр"

Почему белый? И почему призрак? Все дело в том, что между советскими солдатами ходила история: у немцев есть "Тигр", покрашенный в белый-белый цвет (как для маскировки зимой), появляющийся из ниоткуда в самый разгар боя и налетающий на наши войска со скоростью света. Противостоять этому танку невозможно, несмотря на то, что в самих "Тиграх", вообще, наши обнаружили с течением времени немало уязвимостей. Танк "Белый тигр" же неуязвим совершенно, не то что нанести поражение, но даже просто повредить его нет никакого шанса. Налетев как вихрь и расправившись с советскими войсками, танк исчезает так же внезапно, как и появляется. И мало того: у него якобы нет экипажа, танк едет сам по себе. Так что же это - танк "Белый тигр" - миф или реальность, выдуманная история для устрашения наших солдат или настоящее чудо немецкой техники? В этом вопросе пытались разобраться многие - попробуем и мы.

Был ли танк "Белый тигр"

Итак, есть такие варианты. Первый: танк "Белый тигр" действительно существовал/существует и на самом деле связан с мистикой. Второй: танк существует, но мистика ни при чем - танк более чем реален, являясь высокотехнологичным роботом. Третий: танк "Белый тигр" - миф, выдумка, призванная запугать советских солдат, заставить их потерять голову. Точных доказательств, стопроцентно свидетельствующих за ту или иную версию, ни одна из них не имеет. Те же сведения, что есть, постараемся изложить и обдумать, а дальше пускай каждый решает для себя сам, "а был ли мальчик", то есть - существовал ли танк "Белый тигр".

Разговор с Гитлером

Танк "Белый тигр" (на фото) - не призрак и не выдумка. За данную версию говорит следующий дошедший до нас из официальных документов военного времени факт. В конце 1942 года, незадолго до Сталинградской битвы и капитального поражения, Гитлер имел беседу со своим танковым генералом Гудерианом, в коей обронил, что, дескать, нужно в побежденные города въезжать верхом на белых танках - по аналогии с белыми конями. Бытует мнение, что слова фюрера настолько запали в душу генералу, что он, желая услужить начальству, велел один "Тигр" (призванный, напомним, исключительно побеждать советское войско) выкрасить в снежно-белый цвет.

Такой танк, появившись на поле боя посреди собратьев с привычным цветом брони, действительно мог напугать особо впечатлительных и/или верующих солдат. Ни для кого не секрет, что во время войны ходило множество слухов всевозможного рода; воюющие были уверены в существовании особых духов, фантомов (например, духи умерших в сражении товарищей), помогающих бойцам на поле битвы, отводящим пули и смерть. А если есть дух, помогающий выживать, то, вполне логично, должен существовать и дух, жаждущий убивать - и почему бы этим духом не быть танку необычного окраса, который появляется так редко, этакому "Летучему Голландцу" на земле?..

Повесть о танке

История танка "Белый тигр" изложена в повести (впрочем, некоторые называют данное произведение романом) Ильи Бояшова; она же легла в основу небезызвестного фильма режиссера Карена Шахназарова с одноименным названием. О фильме речь пойдет позже, а книга, рассказывая о приключениях на поле брани "Белого тигра", устами главного героя Ивана Найденова заявляет: это призрак (собственно, и сам-то Найденов не то чтобы очень живой). Автор произведения не пропагандирует своим читателям, какой танк "Белый тигр", он лишь излагает живущую в народе легенду и выражает точку зрения своего персонажа (которого все считают помешанным). Интересно, что иные герои книги Бояшова (например один из командиров Найденова по прозвищу Козья ножка) никак не выражают свое отношение к данной легенде. Ее принимают как данность - вот и все. Миф или реальность танк-призрак "Белый тигр" - в условиях войны разбираться некогда.

Фильм по книге

И вот здесь самое время вернуться к снятому Шахназаровым кино. Оно не слишком противоречит литературному произведению, положенному в основу ленты, однако нужно сказать отдельно о двух финалах, специально снятых режиссером, и о том, какую мысль ими он хотел донести до зрителя.

В первом финале на замечание о конце войны Иван роняет фразу о том, что война не кончится до тех пор, пока жив покореженный, но не побежденный танк "Белый тигр", который может ждать несколько десятков лет, прежде чем покажется вновь, и если не убить его, он принесет немало страданий и горя людям. Во втором финале - монолог Гитлера, который по большому счету повторяет то же самое, но другими словами - дескать, все были против евреев, а немцы помогли наладить массовое их истребление. Мысль режиссера Шахназарова, который сам выражает свое отношение к истории про танк "Белый тигр" словами "Во время войны много легенд ходило", предельно ясна: танк олицетворяет собой не просто мистический призрак, но дух зла, способный нести боль и смерть, и всякий раз, когда он будет появляться, жители Земли станут страдать - а появляться он будет, поскольку жить в любви, терпимости, милосердии, доброте, уважении люди еще не очень научились.

Свидетельства очевидцев

По имеющейся сейчас информации, среди мемуаров участников тех далеких и страшных событий пятеро человек описывают встречу с таинственным танком. Среди них - и знаменитый партизан Сидор Ковпак, который вспоминал о встрече своих товарищей с танком-призраком "Белый тигр", видевших его летом в той местности, где быть нормального танка не могло - потому как не просто это бездорожье было, но густой лес. Насторожило Ковпака и его товарищей также и то, что танк, замеченный ими, был один - а эти мощные машины, как правило, поодиночке не ходят.

В воспоминаниях другого человека, капитана Василия Анциферова, человека тоже известного многим, также есть эпизод, повествующий о встрече с танком "Белый тигр". Он воевал неподалеку от Радомышля, в один из дней они сражались с немецкими "Тиграми" - уже один обстреляли, как внезапно из ниоткуда появился огромный белый танк, снаряды от брони которого отлетали, будто он был заговоренным. Только то, что наши солдаты разбежались врассыпную, спасло им жизни - белый танк смял, как фантик, брошенную ими машину, после чего удалился - и не куда-нибудь, а на дно болота (этот факт, кстати, поминают в своих произведениях и Бояшов, и Шахназаров - танк-призрак прячется в трясине). Анциферов пишет, что среди солдат ходили слухи о том, что этой белой махиной была машина, сделанная с помощью усовершенствованных технологий, действительно не имеющая экипажа - вместо него танком управлял якобы некий робот, аналог современных компьютеров. Позволяла ли наука и техника немцев в далеких сороковых строить роботов - сказать сложно, но достоверно известно то, что именно в болотистой местности возле Радомышля в недавние времена производились раскопки - люди искали сгинувший там во времена Великой Отечественной войны "Тигр" - и сгинул он якобы как раз в тот период, который описывает в своих воспоминаниях Анциферов.

Другая точка зрения

Некоторые ученые подвергают осмеянию версию о существовавшем танке-призраке. По их словам, белый танк действительно существовал у германских войск - и даже не один. Однако это был вовсе не мифический танк «Белый тигр», да еще и внезапно растиражированный - нет. Это были медицинские машины: на танках белого цвета, и это исторически доказанный факт, немцы вывозили раненых с поля боя. Подобные танки внешне выглядели настоящими танками, но тем не менее никогда не стреляли. Для того чтобы дать понять противнику, что это - санитарная машина, на броне сбоку красной краской был выведен крест. Такие же машины, кстати, имелись и у наших - и стороны соблюдали уважение к танкам медицинской службы, не открывая по ним огонь, до тех пор, пока в сорок четвертом году наши не пошли на хитрость и не замаскировали военные танки под медицинские - для того, чтобы обманом, хитростью одержать победу в сражении.

Еще одно мнение касательно белого танка немецких войск немного отличается от вышеприведенного. Определенные историки считают, что никакой мистикой возле белых танков и не пахло - это были настоящие танки (не один, несколько), попросту вымазанные белой краской, как будто бы закамуфлированные в зимнюю «одежду» (зимой танки было принято красить в белый для того, чтобы труднее было его обнаружить). Такое «обмундирование» прекрасно помогало появляться внезапно, особенно утром, выныривая из тумана. После атаки, по предположению историков, известку с танков смывали, они снова приобретали обычный цвет, а наши отчаянно искали ветра в поле. Да, искали - потому что, по утверждениям тех же историков, «сверху» знали о неведомом белом обидчике, давали распоряжения найти его, но все было без толку - очевидно, именно по вышеуказанной причине. Кроме того, более вероятно, что танк был не один - это позволяло бы появляться в разных местах, а вся схема маневрирования была заранее тщательно продумана, как и психологическая реакция наших солдат. И, разумеется, экипаж у этого танка (или этих танков) имелся - просто тщательно подготовленный и умелый.

Вечный танк

Помимо легенды о танке "Белый тигр", существует и еще одна легенда о танке - возможно, на истории о "Тигре" и основанная. Она немножко поближе уже к дням сегодняшним - речь идет о периоде Первой чеченской войны. Как и во время Великой Отечественной, как и танк "Белый тигр", в Чечне тоже действовал свой танк-призрак - его прозвали "Вечным". Он тоже появлялся из ниоткуда, тоже был неуязвим для снарядов противника, так же внезапно исчезал. Вот только, в отличие от своего собрата, танка "Белый тигр", "Вечный танк" воевал на нашей стороне - он защищал наших ребят, попавших в беду - возникая всегда именно в тот момент, когда была нужна помощь, которой, казалось, было неоткуда ждать.

Еще одна деталь сближает эти два танка: "Белый тигр" был белым весь, танк чеченской войны имел на башне белую полосу - правда, уже закопченную, что косвенно указывает на тот факт, что танк горел - а значит, является призраком. А вот в другом вопросе эти два танка различаются: модель танка "Белый тигр" - Т-6, модель "Вечного танка" - Т-80. Первый - против нас, второй - за нас. Отличий хватает, но и схожего много: помимо вышесказанного, экипаж "Вечного танка" также никто никогда не видел. Поэтому, конечно, нельзя утверждать стопроцентно, но можно предположить, что одна легенда базируется на другой; и если исходить из версии, что все это - красивые выдумки, то первая была создана с явной целью запугивания, устрашения, а вторая же, наоборот, для придания сил, уверенности, надежды.

Другие мифы, связанные со Второй мировой/Великой Отечественной войной

  1. В начале войны ходили слухи о неуязвимости советских «Клима Ворошилова» и Т-34, который разносили в том числе британцы и американцы - писали о том, как русские танки «сеют смерть». А появились эти слухи во многом благодаря самим немцам, которые, потерпев поражение от советских войск, стали говорить о непобедимых чудо-танках, которыми обладают русские. Позже они создали практически копию наших «тридцатьчетверок» - машины под названием «Пантера».
  2. В сорок пятом году из Вроцлава (Польша) немцы вывезли огромный бронепоезд, груженный под завязку золотом и драгоценностями. Этот поезд не доехал до места назначения - Валбжиха, и, вообще, пропал бесследно - никто его не видел. Как и его содержимого. Легенды гласят, что он до сих пор спокойно стоит в одном из туннелей в окрестностях Валбжиха.
  3. То и дело встречаются сообщения о замеченных в небе самолетах времен ВОВ. Так, один такой горящий, подбитый «мессершмитт», пытающийся сесть, нередко можно заметить неподалеку от Волоколамска. Говорят, появляются самолеты-призраки именно над теми местами, над которыми, собственно, и погибли.

  1. Многие бывшие солдаты Великой Отечественной в своих воспоминаниях рассказывали о невесть откуда пришедшей нежданной помощи, пропавшей потом так же неожиданно, как и появилась. То это отряд партизан, то - группа бойцов-солдат. Часто встречаются сообщения о том, что при появлении этих людей (а это всегда происходило в наиболее напряженные, тяжелые моменты) веяло холодом, что давало понять, что все они - неживые.
  2. В семьдесят шестом году две девушки якобы видели приземлившийся самолет со странными звездочками на крыльях, пилот которого был одет не по современной моде.
  1. Одиннадцатое сентября в нашей стране - день танкиста.
  2. Немецкие танкисты во время войны имели особую традицию, приносящую им удачу - надо было переехать танком верблюжий помет (дело было в Северной Африке). Вызнав эту особенность, союзники стали уничтожать немцев, маскируя мины под навоз.
  3. А в нашей стране работали над созданием летающего танка. Испытания прошли успешно - он поднялся в воздух на целых сорок сантиметров. Однако вскоре разработку проекта пришлось закрыть.

Как бы то ни было, до сих пор точно неизвестно, что же такое на самом деле танк "Белый тигр" - миф или реальность. Возможно, когда-нибудь данная загадка разрешится и в этой истории будет поставлена точка?.. Поживем - увидим.

Советский лёгкий танк Т-70 на опушке зимнего леса

Зима для армии — ежегодная головная боль. Солдатам требуется тёплое обмундирование и хоть как-то отапливаемое жильё, техника нуждается в незамерзающей смазке и специальном топливе для холодной погоды. Кроме того, зимой становится гораздо труднее маскировать на местности бойцов и технику. Тёмные силуэты людей, танков, пушек бросаются в глаза на фоне снега. Причём не только днём, но и в зимние ночи, которые часто бывают светлыми.

Солдаты в это время года получают специальные маскировочные халаты, которые носят поверх формы, а технику приходится перекрашивать. Переход на «зимнюю палитру» имеет свои особенности и правила.

Вынужденная белизна

Ответ на вопрос, как сделать танк незаметным на фоне зимнего пейзажа, напрашивается сам собой: его надо выкрасить в белый цвет. Этот простой и безотказный вариант, тем не менее, имеет свои подводные камни. А точнее, требования, которые необходимо учитывать при разработке зимнего красителя.

Танки никогда не покидали заводов в зимней маскировочной окраске. Её наносили в войсках, часто — подручными средствами: мелом, известью и даже солью

Во-первых, придёт весна, и от зимней краски придётся избавляться. Значит, пигмент должен соответствовать сразу двум противоположным критериям. Он должен относительно легко отмываться, но при этом держаться на слое базовой краски достаточно прочно, не отваливаясь при тряске на пересечённой местности, сотрясениях танка при выстреле, выдерживать дождь и талую воду. Краситель также должен быть безопасен для экипажа, а при высыхании давать оттенок, характерный для снега.

Отдельно следует упомянуть ещё один момент, который касается любой краски для военной техники. Она должна маскировать боевую машину не только от невооружённого человеческого глаза. Ещё до Второй мировой войны военные стали использовать специальные светофильтры, при взгляде сквозь которые танк, казавшийся незаметным, начинал резко выделяться на фоне местности. Необходимо, чтобы маскировочная краска не выдавала себя при использовании противником таких стёкол.

В СССР этим требованиям соответствовала и была стандартной сухая белая краска Б. Она делалась на основе натурального молотого мела. В годы войны вместо него могли использовать суррогат — молотый известковый камень. Также в состав краски Б входили гашёная известь, казеин (закрепляющий элемент) и специальная добавка от коррозии. Во время Великой Отечественной войны использовались также пигменты, в которых мел разбавлялся канифолью или столярным клеем, но их старались использовать только тогда, когда краски Б не было под рукой.

Нелепая ситуация получилась с зимней краской в немецкой армии. Командование вермахта, рассчитывавшее покончить с Красной армией задолго до наступления холодов, решило не морочить себе голову этим вопросом. Так что распоряжение о начале производства легкосмываемой камуфляжной краски появилось только 18 ноября 1941 года. Обеспечить все немецкие воинские части в столь сжатое время промышленность просто не смогла. Немецким танкистам в СССР пришлось обходиться подручными средствами: известковой побелкой, лоскутами белой материи и даже слоями снега, утрамбованными на танке.

У союзников зимой 1944-1945 годов ситуация с белым красителем была примерно такой же плачевной, как у немцев тремя годами ранее. Краски в достаточных количествах просто-напросто не было. И снова в ход пошло то, что было под рукой: простыни, извёстка, мел и даже поваренная соль. Её крепкий раствор при высыхании оставлял на грязно-оливковом фоне густые белые разводы. Широко распространённым был метод покраски, когда танк для экономии красителя покрывали россыпью бесформенных пятен.

Кстати, о пятнах! В отношении сплошной белой окраски справедливо правило, что она маскирует хуже, чем хоть какой-то камуфляжный узор. Так что даже эти самопальные художества гораздо лучше прятали танки на фоне деревьев и других деталей ландшафта, чем сплошная окраска.

Скудность камуфляжной зимы

Одной только импровизацией дело не ограничивалось: армейские специалисты работали над нормальными схемами зимнего камуфляжа, а войска по мере сил внедряли их в воинских частях. В СССР одним из самых известных примеров техники, камуфлированной по правилам, могут послужить танки 1-й гвардейской танковой бригады Михаила Катукова. Несмотря на то что бригада сражалась в тяжёлых условиях, отражая удары немцев на ближних подступах к Москве, в соединении решили уделить больше внимания маскировке техники.

Катуковцы использовали разработанный до войны сетчатый камуфляж. Танк разрисовывался широкими белыми разводами, а затем на оставшиеся зелёные участки наносилась сетка тонких диагональных белых колёс. Из-за того, что рисунок напоминал протектор автомобильной шины, этот камуфляж также называли «следы колёс».

Т-34 в камуфляже танковой бригады М. Е. Катукова



Немецкий дефицит зимней краски привёл к тому, что широкое распространение в немецких танковых частях получила двухцветная схема камуфляжа, представлявшая собой широкие белые полосы, нанесённые по диагонали на корпус танка поверх стандартного чёрно-серого цвета, использовавшегося в те годы как стандартный для военной техники Германии. Для него не требовалось даже фабричной краски, подходил любой белый пигмент, бывший под рукой.

Немецкий танк Pz III в «диагональном» зимнем камуфляже


Их боевого применения. Используя бронетанковую технику, противоборствующие стороны, как и 100 лет назад, стремятся обнаружить танки и другие механизированные вооружённые средства при движении, стоянке и в бою, определить их численность и вид, а также затруднить распознавание своей техники противником. Скрыть от средств наблюдения противника крупную боевую машину довольно непросто, и особенно в зимнее время. На местности с устойчивым снеговым покровом крупные тёмные объекты (например, танки в базовом камуфляже) становятся значительно контрастнее и заметнее. Как вопрос эффективной маскировки бронетехники в зимний период решался в Красной армии в годы Великой Отечественной войны?

Виды зимней окраски

В методиках и руководствах, использовавшихся в СССР в период 1941-1945 гг., описывается два основных вида зимней окраски советских БТТ и транспортной техники:

  • белая одноцветная;
  • деформирующая в виде криволинейных пятен.

Танк БТ-5. Часть машины окрашена сплошным белым цветом, часть - полосками по базовой краске. Ширина полос 1-3 см, расстояние между ними 8-12 см

Белая одноцветная окраска уменьшает заметность танка в зимнее время и является самым простым видом временного зимнего камуфляжа. Деформирующая окраска с применением пятен и полос, кроме уменьшения заметности танка, затрудняет и прицеливание по нему в бою, искажая силуэт и усложняя определение расстояния. Эффективность обеих видов окраски для защиты от воздушного наблюдения практически идентична. С учётом всех этих факторов деформирующая окраска с пятнами оказывается предпочтительнее, несмотря на то, что её сложнее наносить.


Танк Т-50. Бросаются в глаза разная ширина полос и разное расстояние между ними

При нанесении деформирующей окраски около 60-70% поверхности танка окрашивалось в белый цвет. Остальная площадь оставалась в базовой летней защитной окраске, которая и выглядела как тёмные пятна на белом фоне. Весьма полезным оказалось покрывать не закрашенные участки белыми полосами, образующими «решётку». Это было необходимо для того, чтобы сделать тёмные пятна менее контрастными (издалека они выглядели серыми и размытыми, примерно, как кустарник) и помогало улучшить маскировку на малых дистанциях, например, в засаде. Подходила такая окраска и для населённых пунктов, где белый снежный покров сочетается с контрастными тёмными строениями, бытовыми объектами и тенями.


Танк Т-40. Заметно нанесение покрытия в несколько слоёв и различная степень прозрачности белого цвета. Фары закрашены полностью!

Известь, краска, гипс и клей

Отдельного внимания заслуживают и методы нанесения зимнего камуфляжа. Существовало несколько разных как по сложности, так и по эффективности «рецептов» зимней окраски бронетанковой техники:

  1. Известь, разведённая водой. В неё добавлялась соль (для закрепления слоя) и немного бельевой синьки для осветления смеси.
  2. Сухая заводская белая краска. Состояла из 2-х порошков: смеси казеина и мела (1 часть) и гашёной извести (2 части). Добавлялась 1 часть воды, всё тщательно перемешивалось в течение получаса. Расход - около 100г сухой смеси на 1 м2.
  3. Краска на клеевом закрепителе. 1 кг малярного или столярного клея предварительно замачивался в горячей воде, затем разводился на ведро воды, туда же добавлялись 4-5 кг мела, гипса, каолина или гашёной извести. Эта смесь очень хорошо держалась на поверхности.


Танк КВ-1. Очень хорошо видны потёки на лобовой броне и неоднородность окраски. Сетка нанесена даже на фару

На окраску танка или бронемашины уходило около ведра смеси и 6-8 часов времени, на автомобили - в 2 раза меньше и того, и другого. Перед окрашиванием рекомендовалось очистить поверхности от грязи, масла и снега. Смесь в процессе работы следовало подогревать, а сами работы рекомендовалось проводить в отапливаемом помещении.

Адгезия (прилипание, сцепление) разных смесей с поверхностью была разной, как и стойкость к осадкам, механическим воздействиям. Вариант окраски №1 рекомендовался для быстрого нанесения подручными материалами, но и стойкость он имел меньшую. Вариант №2 был более сложными и менее доступным, т.к. был заводской смесью, а вариант 3 требовал больше времени для приготовления. Зато из-за наличия в составе клеев-закрепителей держалась на технике такая окраска дольше и «крепче».


Танк Т-40. Покрытие однообразно по всей площади боковой проекции машины, переходит на катки и корпус под гусеницей

Маскировка в движении и на месте

При движении танк дополнительно демаскирует себя следами от гусениц, выбросами снега и грязи. Поэтому все переходы зимой рекомендовалось совершать в ночное время и по дорогам, а не по снежной целине. При необходимости движения по целине движение следовало выполнять «волчьим следом», т.е. по колее предыдущей машины, для усложнения подсчёта числа прошедших танков.

Один из приемов сокрытия следов - применение волокуш. Это могли быть как подручные материалы (деревья и кусты, привязываемые к корме последнего в колонне танка), так и специально изготовленные средства, например, 8-10 мотков колючей проволоки, надетых на жердь. Подобные приспособления заметали следы гусениц и делали дорогу похожей на неэксплуатируемую.

Для снижения заметности техники предписывалось выключать фары, применять светомаскировочные насадки, создавать «альтернативный» шум в местах, противоположных направлению движения танков и т.д.


ЗИС-6 в зимней маскировочной окраске. Грузовики окрашивались теми же способами, что и бронетехника

При расположении танков в населённых пунктах естественными укрытиями становились сараи, развалины и прочие крупные объекты. Эффективным считалось забрасывание техники подручными материалами (снег, солома, хворост). При расположении в лесу для маскировки лучше подходили хвойные деревья, сохраняющие плотный покров и в зимнее время. Весьма полезным приёмом считалось снижение крон - искусственное прижатие ветвей деревьев ближе к земле для расположения под ними техники.


Расположение танка под деревом и искусственное снижение кроны

При вынужденном расположении танков на открытой заснеженной местности следовало располагать их в пределах тёмных пятен. Это могли быть воронки от бомб и выброшенная взрывами земля, срубленные ветки в лесах и искусственно создаваемые пятна (наброшенные на снег ветки, сено или расчищенная от снега земля). При наблюдении с воздуха силуэт танка и его тень оставались в пределах тёмного пятна и меньше контрастировали с местностью.

При невозможности использования естественных тёмных пятен можно было использовать сплошные сетчатые покрытия, белые или с белыми пятнами. Такие покрытия, конечно, можно различить с воздуха, но идентифицировать объект и его фактическое наличие под покрытием практически невозможно.


Маскировка с помощью табельного зимнего покрытия, имитирующего вытоптанность и следы от бывшей стоянки

При необходимости над танком мог устанавливаться макет местного предмета (сарая, стога сена, развалин дома). Этот приём был особенно эффективен при действиях в засаде. Но имел он и свои минусы: повышение пожароопасности, снижение скорости покидания машины экипажем.

В идеальных условиях могли устраиваться групповые защитные сооружения сразу для нескольких танков. Такие укрытия располагались в оврагах, возле обрывов и крутых склонов. Из снега вырезались больше куски по форме крупного отёсанного камня. Эти куски укладывались в своеобразные стены на удалении от обрыва-склона на ширину танка. Сверху стоянка укрывалась жердями для обрешетки, на которую в свою очередь укладывались ветви кустарника, штатные маскировочные сети или другое подручное покрытие. После «крыша» засыпалась слоем снега. Вместимость подобного укрытия достигала 5-10 машин. Особое внимание следовало уделять скрытию танковых следов, которые заканчивались у въезда в укрытие и «вели в тупик». Различить с воздуха такой импровизированный ангар было практически невозможно.

Мероприятия по маскировке танков организовывались на уровне командиров танковых батальонов (разработка маршрутов движения, общий контроль за выполнением мероприятий) и на уровне командиров взводов (выбор мест стоянки, указание путей подхода к ним и указания по методам маскировки).

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3



Пример имитации облезшей зимней окраски на стендовой модели ИСУ-152 в масштабе 1/35, выполненной автором

Основной объём работ по нанесению маскировки и выполнению оборудования места стоянки выполнялся экипажем танка. В виде исключения эти работы могли выполняться сапёрами и/или маскировщиками. Как правило, они привлекались к созданию групповых укрытий и к массовой окраске танков.

Комплекс мероприятий по зимней маскировке являлся простым и недорогим способом снижения заметности техники как в ходе боевых действий, так и в перерывах между ними. Своевременное и грамотное применение таких средств позволяло повысить боевую эффективность подразделений и снизить потери в боях.

Рассказ о способах имитации зимнего камуфляжа советской бронетехники в стендовом моделизме можно прочитать

Спрятать объект, особенно такой крупный, как танк, в окружающем ландшафте достаточно сложно. Покраска боевой машины в определенный цвет хотя и не позволяет полностью скрыть ее, однако затрудняет распознавание ее противником.

Используя специально подобранную окраску, можно дезориентировать врага относительно размеров объекта и его дальности. Это, в конечном итоге, дает довольно веское преимущество в условиях боевых действий.

Маскировочная окраска бывает: а) защитной; б) камуфляжной.

Защитная окраска обычно достаточно однородная (оливковая, хаки, грязно-серая или темно-зеленая). Именно такого цвета выходит с конвейера боевая техника, и только потом, если понадобится, ей придают соответствующий типу местности цвет. Защитная краска универсальна, она не требует точного знания ландшафта, тогда как камуфляж требует от командира четкого представления о зависимости цвета местности от времени суток, погоды, об имеющихся на пути продвижения боевой техники природных образованиях и пр.

Распознать и выделить из окружающей среды военный объект усложняет применение искажающего камуфляжа. Его могут также называть крупнопятнистым, так как цветовые пятна (3-5 разных цветов) весьма крупные, около 10-20% от каждой плоскости. Такая окраска искажает контуры военной машины.

Форма пятен на технике может быть округлой или ломаной - это зависит от характера окружающей местности. Например, в горной местности преобладают резкие переходы от света к тени, поэтому преимущественно используется угловатая форма пятен.

Камуфляжная окраска также бывает дробящая. Она подразумевает нанесение небольших по размеру пятен, резко контрастирующих друг с другом. Этот вид камуфляжа используется, в основном, на неподвижных или малоподвижных видах боевой техники, в том числе, на танках. Дробленые пятна на большом расстоянии смешиваются в неопределенный цвет под стать окружающей среде.

Универсальный камуфляж сделать, по признанию военных специалистов, невозможно - ведь погодные и природные условия настолько различны, что «подстроиться» под все из них нереально.

Какая танковая окраска используется в российских войсках?

Читайте также:

В СССР для маскировки использовались специальные окраски под кодовыми названиями. Сначала это был «Бутан», в разных исполнениях он имитировал лесополосу и пустынно-степную местность. Затем, уже в российских войсках, применялась окраска «Флора», ее еще прозвали «арбузным» камуфляжем, при этом он был малоэффективен в гористых местностях, зато хорошо подходил для ведения боя в лесной полосе.

На смену пришел пиксельный цифровой камуфляж под названием «Темный». Пиксельным его называют потому, что он схож с пикселями на экране монитора. Этот цвет камуфляжа, в отличие от предшественника, более универсален и подходит как для открытой местности, так и для горной.

В средней полосе России в качестве основного маскировочного цвета используется зелено-коричневый. Дополнительными цветами могут быть светло-зеленый, желто-серый, светлый и темный серые цвета, хаки, черный. Пятна при этом обычно закругленные, «переползающие» с одной плоскости на другую.

Есть еще ряд цветов, использующихся в зависимости от местности: хаки, драб (грязноватый желто-коричневый цвет), желто-серый, голубовато-серый, серо-голубой, оливковый. При этом варьируются тусклость, матовость, однородность окраски.

Для зимних сезонов танки могут быть окрашены «под стать» снега, то есть быть белыми. Причем, есть различные идентификации снежных расцветок: «снег чистый свежевыпавший», «снег чистый старый», «снег грязный» и пр.

Как маскируют танки за рубежом?

Немного истории. Первым видом маскировочной окраски в мире воспользовались англичане во время Англо-бурской войны 1899-1902 года. Английские солдаты несли значительные потери из-за того, что их красные мундиры хорошо «вырисовывались» на фоне болотистой местности. Тогда их решено было переодеть в форму цвета хаки.

Во времена Второй мировой войны на вооружении у Германии было уже порядка 30 различных видов маскировочной расцветки. Их разработки потом использовались и в Советской Армии.

Маскировочные оттенки в целом можно разделить на несколько больших групп, свойственных тому или иному континенту :

В настоящее время военные ведомства разных стран стараются свои боевые подразделения и, соответственно, боевые машины, «перевести на цифру». Другими словами, ничего более эффективного, чем окраска на основе сочетания различных по цвету пикселей на униформе и на технике, еще не придумали. Однако это изобретение активно совершенствуют. К примеру, в конце 2012 года американская компания ADS проанонсировала свою новую разработку цифрового камуфляжа US4CES для американских военных. Подобные разработки ведутся и в других странах мира.


Top