Классный час «Что означают наши имена. Классный час на тему «Тайна моего имени» (1 класс)

Классный час по теме: "Что означают наши имена"

Цели:

1) Познакомить учащихся со значением их имен, с ритуалом имянаречения на Руси.

2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность.

3) Воспитывать национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма

Подготовительная работа:

1) Каждый учащийся класса подготовил сообщение о значении и происхождении своего имени, узнал у своих родителей, почему они дали ему именно такое имя.

2) Девочки класса провели небольшое социологическое исследование . Они выяснили, какие имена носят девочки и мальчики школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т. д. места.

Учет возрастных особенностей: Час общения проводился в 6 классе , во второй половине учебного года. В возрасте 12–14 лет учащиеся пытаются ответить на вопрос: "Кто Я? Зачем Я?". Данный час общения и призван помочь учащимся ответить на эти очень важные для них вопросы.

План

Вступительное слово учителя. Имянаречение. Что означает ваше имя? Итоги школьного социологического исследования. Викторина "Имена". Подведение итогов.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то на Руси одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай.

Христианские имена пришли в 10 веке из Византии вместе с православием. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему: «По имени и житие».

После Октябрьской революции родители получили право называть детей как хотели и тогда появились имена созвучные эпохе: Октябрина, Ленина, Маркслен, Тракторина т. д.

Обратим внимание на наши имена. В классе 20 человек, и только два имени повторяются дважды, а все остальные имена разные. И каждое имя что-то означает. Большая часть имён, своими корнями, уходят в Древнюю Грецию и Израиль, есть имена латинского происхождения, а есть имена иссконно русские, славянские.

В старину говорили, что имя –это не пустой звук. Оно будто бы способно сообщить человеку некоторые особенные качества, точнее говоря достоинства.

Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять ". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать ".

Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.

Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.

С появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.

При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.

Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) –значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.

Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена частоупотребимые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение. Вот они – наши имена – на ромашке. Итак, что же они означают и откуда пришли к нам. Начнем по алфавиту (ученики сами рассказывают о своих именах).

(ВСТАВИТЬ ПРО ИМЕНА УЧЕНИКОВ ИЗ ИХ ПОРТФОЛИО)

4. Статистическое исследование.

Сейчас девочки нам раскажут о том какие имена встречаются в нашей школе, каких имён больше всего, есть ли среди имён редкие.

(Зачитываются статистические данные по именам школьников)

Статистическое исследование выполнено ученицами 6 класса:

(ВСТАВИТЬ ИМЕНЯ УЧЕНИЦ)

В нашей школе среди учащихся самое распространённое имя среди девочек - Анастасия, их у нас обучается – 11; Среди мальчиков больше всего – Владиславов, их 9;

по 8 - Дмитриев и Андреев;

по 7 - Викторий и Татьян;

по 6 - Екатерин и Алексеев;

по 5 – Анн, Марин, Елен, Юлий, Сергеев и Данил;

по 4 – Алёны, Светланы, Михаила и Александры;

по 3 – Анжелики, Дарьи, Софьи, Ирины, Виталия и Максима;

дважды встречается имена: Ангелина, Вероника, Любовь, Диана, Мария, Кристина, Полина, Наталья, Надежда, Галина, Валерия, Василий, Тимофей, Станислав, Кирилл, Егор, Павел, Евгений;

и в единственном экземпляре такие имена как: Алиса, Виталия, Валентина, Людмила, лилия, Маргарита, Ксения, Артур, Антон, Артём, Виктор, Валерий, Лев, Тигран, Тимур, Даниил, Константин, Евгения, Эльмира, Эльвира, Радмила, Захар, Иван, Илья, Руслан, Роман, Олеся, Ольга и Оксана.

Викторина «Имена»

Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)

Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)

Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)

Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)

Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)

Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)

Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)

Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)

1) Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван –китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан –французское, Жуан – испанское, Жоа –португальское, Джон – английское, Юхан –финское).

6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Наши имена».

Классный руководитель:

Голенцова Н.В.

Классный час по теме: "Что означают наши имена"

Цели:

1) Познакомить учащихся со значением их имен;

2) Развитие, любознательности;

3) Зародить желание узнать больше о своей родословной;

Подготовительная работа:

1)Подготовка материала по именам учащихся обучающихся в классе;.

Вступительное слово учителя.

Меня зовут Наталья Васильевна. Это имя я получила в подарок. Этот подарок сделали для меня мои родители. Меня назвали в честь моей бабушки. Бабушки давно нет на земле, а ее имя живет. Это имя я получила как наследство. Кто-то получает в наследство дома, сокровища, а я получила имя. Мне всегда хотелось знать, почему меня назвали в честь бабушки. Какой она была? Похожа ли я чем - нибудь на того человека, в честь которого получила свое имя?

А в честь кого были названы вы?

Знаете ли вы о жизни того человека, в честь которого вы были названы?

Что вы знаете об именах, которые вы носите?

Наш классный час мы посвятим именам, их происхождению, а также людям, чьи имена оставили огромный след в истории.

"Из людей не бывает никто безымянным" – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской "Одиссеи" – созданном десять тысяч лет назад.

Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.

Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого (конечно, привести примеры можно только несравнимо более поздние, – Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава), что-либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука, Топор), отношения родителей (Ждан, Неждана, Забава, Милава и др.). Эти имена первичные, какие могут возникать каждый раз из нарицательных слов. Однако с течением времени к ним возвращались, повторяли в честь предков, и они переходили в разряд собственных имен. Таковы ныне имена большинства народов, первичные же продолжают встречаться лишь у малых народностей в отдаленных уголках планеты.

Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена часто употребимые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имя наречение.

Знаете ли вы, что означает ваше имя? Расскажите нам почему ваши родители дали вам именно это имя?

В память о вашем родственнике?

Учитель. Имя очень важно для человека, оно дает ключ к его характеру и даже судьбе. Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу и даже счастье.

Твое имя

Ты носишь имя святого,

Который восславил Христа.

Помни, что жизни основа-

Вера, любовь, красота!

Будь же всегда достоин

Имени своего,

Будь справедлив и спокоен.

С честью носи его!

Материалы для сообщения учащимся не знающим значение своего имени:

Светлана - славянского происхождения, от слова «светлая». Женский вариант имени Светлан. У Светочки с детства проявляется противоречивый, сложный характер. Так, она вроде бы всегда пытается настоять на своем, но вместе с тем не замечая того, часто плывет по течению. У Светы завышена самооценка, но учится она средне, больше, чем учебе, уделяет времени общественной работе.

Данила -«Богмнесудья» (др.-евр.)
По натуре - это вечный первопроходец. Нетороплив в суждениях, но решителен в действиях. В работе практическая смекалка срастается с импровизацией.
Дом его - всегда полная чаша, он вырастает в таком доме и к такому изобилию стремится в дальнейшем. Его фамильная гордость - интеллигентность и высокий интеллект, отвержение спесивости. Он сам уважаем и уважает других. Спокоен, редко нервничает, стараясь это не демонстрировать.

(Александр – древнегреческое "защитник людей". К русским принесено христианством из Византии. Стало особенно частым после побед Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями". Среди русских мальчиков, рожденных в 1981году, заняло первое место по частоте.

Василина- коммуникабельна, любит жизнь, обожает природу. Она очень творческая личность, очень добра, миролюбива, влюбчива, чувствительна. Василина умна, трудолюбива, но не любит тяжелый физический труд. Василина любит комплименты и похвалу, не терпит критики. Она почти никогда не пойдет на предательство или измену. Она верная жена, хорошая хозяйка, дома всегда чистота, готовый обед. Любит нянчиться с детьми.

Владислав . Общеславянское составное имя " владеющий славой" от слов владеть и слава. К русским пришло из Сербии в XIII веке. Частым не было. Заметное место заняло среди мужских имен благодаря тесным связям с народами социалистических стран (поляками, чехами) после второй мировой войны.

Ирина – греческое "мир, покой". Ирину с детства отличают самостоятельность и решительность. Больше тянется к отцу, чем к матери. Способна хорошо учиться, это не требует от нее особых усилий. Трезво подходит к оценке окружающего ее мира .

Наталья. Имя происходит от латинского наталиа – "рожденная" или "родная". К русским принесено из Византии. Столетиями было одним из распространенных имен, особенно на Украине. В настоящее время широко распространено и в России.

Наталия

Наташа любит перемены.

Она красива, артистична,

Мечтает выступать на сцене,

Легка, изящна и пластична.

Рисует. Может стать поэтом,

Добра и ласкова при этом

Кристина (христианка - др.-греч.) Подвижная, сообразительная, жизнелюбивая девочка, обладает прекрасной памятью. Она производит впечатление застенчивой, даже робкой, но на самом деле Кристина просто наблюдает, слушает и все запоминает. Она не слишком мобильна, ей необходимо время, чтобы принять решение.

Максимы разносторонни. В раннем детстве хорошо рисуют или пишут стихи. Из них получаются неплохие фотохудожники, журналисты, политики. В принципе они не карьеристы, но если трудятся, достигают вершин. Максим

Ты нас радуешь успехом

И в учебе и в труде.

Ты играючи со смехом,

Можешь лучшим быть везде.

Когда вырастешь большим,

Ты достигнешь всех вершин!

Никита - «победитель» (греч.)
С раннего детства это умный, сообразительный мальчик. С незнакомыми вступает в разговор не сразу, молча присматривается к ним. Складывается впечатление, что он не хочет говорить, а для
Никиты важно узнать человека получше, понять, можно ли ему доверять.

Никита

Цели он достичь умеет,

Все преграды одолеет.

Он – спортивный человек,

Любит бокс, борьбу и бег,

А еще играет в салки,

В прятки, жмурки, догонялки.

Сергей- Имя происходит от римского родового имени Сергиус, что означает `высокий, высокочтимый`. В детстве Сергей - слабый и болезненный мальчик, доставляющий своим родителям много хлопот. С возрастом он становится более крепким, начинает заниматься спортом. В его характере все сильнее проявляются мужественные черты. Сергей предпочитает энергичные действия сентиментальным эмоциям, но у него также сохраняется способность и к сопереживанию. В работе Сергей проявляет добросовестность, обязательность, всегда выполняет свои обещания и ему не надо дважды напоминать о чем-то.

Александра - «помощь, надежда» (греч.).
По натуре бойкая, беспокойная и неутомимая. Всегда рядом со взрослыми. Характер твердый, мужского склада. Имидж Александры - деловая женщина. Вся жизнь проходит в соревновании с кем-либо и в чем-либо.

Анна - «милостивая» (др.-евр.)
Справедливая, бескомпромиссная. Обычно сдержанна, нервные срывы случаются редко. В работе добросовестна, тщательно и заранее продумывает свои планы. Преданна до самозабвения, добра и ласкова. Любит малышей
.

Анна

Анна – значим «благодать»,

Излучающая свет.

Любит людям помогать

И не знает слова «нет»!

Любит с куклами возиться:

Их кормить и наряжать,

Куклам заплетать косицы

И укладывать их спать.

Татьяна - «повелительница» (греч.)
Нервная, неуравновешенная. С преувеличенным чувством собственного достоинства. Корыстна, может быть коварной и злой. Строгая исполнительница своих планов.
Порой Татьяна представляется мученицей судьбы, но чаще мучениками становятся ее близкие. В жизни с ней нелегко.

Вячеслав. Происходит от древнерусского «вяче» (больше) и «слав» (слава).
Эти мальчики растут крепышами, а
«зимние» , кроме того, обладают выносливостью и хорошей силой воли. Поэтому родители поступят совершенно правильно, если отдадут Вячеслава в спортивную секцию.

Викторина

1.В каком имени 30 я? (Зоя)

2.В каком имени пол я? (Поля)

3.Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных? (Ия)

4.Название какого города на юге Украины состоит из одного мужского имени и ста женских имен? (Севастополь)

5.Какое русское женское имя не заканчивается ни на «а», ни на «я»? (Любовь)

6. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)

7.Кто назовет имена девочек, которые пишутся и произносятся одинаково как справа налево, так и слева направо? (Алла, Анна, Ада)

8.Если от имени мальчика отнимите букву, то получите имя девочки. (Коля – Оля, Вася – Ася)

9.Назовите женские имена, которые начинаются на букву Э. (Элеонора, Элла, Эмма, Эльза, Эльвира).

Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: " Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож, пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять ". Девочке: " Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать ".

Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.

Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.

С появлением христианства на Руси имя наречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.

При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.

Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.

Учитель : А сейчас ребята я предлагаю вам принять участие в викторине "Имена".

1) Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).

2) Назовите имена былинных богатырей.

(Алеша, Добрыня, Никита, Илья).

3) Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-марья, Иван-чай, Лилия, Роза и др.).

Учитель: "Зачем человеку имя?" (учащиеся высказывают свое мнение).

Зачем человеку имя? Мы отвечаем уверенно: "Чтобы отличить одного человека от другого".

А мнение это одностороннее. В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко". Различают их именно нарицательные определения: большой, средний, третий, А имена, наоборот, объединяют.

Сколько Карлов перебывало почти на всех престолах зарубежной Европы! Только в Швеции их было пятнадцать. К славянам имя перешло как нарицательное – король.

Кому-то из вас имена давали такие, как у бабушек, дедушек или других родственников.

Значит, имя не только различает людей, но и соединяет их – вводит в один ряд в случаях одноименности.

Сегодня мы убедились, что у каждого из вас благозвучные имена. Кому-то не нравилось свое имя, потому что оно единственное в школе или даже в поселке, или это имя вы считали некрасивым. Однако люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам.

С другой стороны, исследования показывают, что гениальные догадки древних о судьбоносном значении имени вовсе не пустяк. Имя, безусловно, влияет на личность, предопределяя его психологические характеристики. Люди с одинаковыми именами имеют во многом схожие характеры.

) Викторина

Учитель. А теперь предлагаю вам викторину, в которой я буду давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать его имя.

1.Этот герой живет в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации. (Незнайка)

2. Эта девочка настолько мала, что в ее имени размер ее роста. (Дюймовочка)

3.У этих братьев-близнецов очень смешные и необычные имена. (Чук и Гек)

4. Эта девочка, которая живет в стране чудес, подарила свое имя многим современным девочкам. (Алиса)

5. У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца в Великобритании. (Гарри Потер)

6.Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

7.Как звали девочку из произведения «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)

8. Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? (Пеппи)

9. Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? (Буратино)

10. Как звали девочку, которая все время хотела стать учительницей? (Мальвина)

11. Как зовут красавицу, которая любит носить лягушачью кожу? (Василиса )

12. Как зовут девочку из стихотворения А. Барто, которая очень любит плакать? (Таня)

13. Как зовут мальчика из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино »? (Федор)

14. Этот сказочный герой с необычным именем любит жить на крыше.

(Карлсон)

15. Как зовут девочку, которую обижала мачеха? (Золушка)

Подведение итогов.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.


Классный час на тему «Тайна моего имени»

Задачи:

- через эмоциональное восприятие дать понять детям, что имя - это великий дар;

Помочь осознать высокий нравственный смысл имени;

Формировать чувства ответственности и гордости за свое имя;

Развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.

Материалы: фотографии детей, бумага, карточки с загадками, цветные карандаши или фломастеры.

Ход занятия:

Вводная беседа.

Тему классного часа вы определите сами, отгадав загадки, которые прочитают ваши одноклассники. (Четверо учащихся зачитывают по карточкам загадки).

Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими.

Нас не было - оно было,

Нас не будет - оно будет;

Никто ни у кого его не видел,

А у каждого оно есть.

Тебе дано, а люди пользуются.

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть,

И у лошадки есть,

И у собачки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Тема классного часа – «Тайна моего имени». Мы отправляемся в удивительное путешествие по страницам истории. Нам откроются тайны имен всех присутствующих в классе учеников.

Для чего человеку дано имя?

Правильно, как бы мы могли обращаться друг к другу, если бы не имя?

Знаете ли вы, почему ваши родители назвали вас именно так? Расскажите свою историю о том, как ваши родители выбирали для вас ваше имя.

Путешествие по страницам истории.

В давние-давние времена на Руси существовала такая традиция: новорожденному давалось имя, которое знали только родители и самые близкие люди. Оно отражало любовь к младенцу и пожелание счастья.

Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою» (берегли от недоброжелателей).

Второе, настоящее имя, давалось в подростковом возрасте, когда черты характера уже сформировались. Учитывались качества людей (Умник, Храбр, Добр, Хитр…), особенности поведения, речи (Молчан), физические достоинства или недостатки (Красава, Кудряш, Черняш, Хромой), время появления ребенка в семье (Меньшак, Старшой, Первый, Третьяк), профессию (Селянин, Кожемяка)…

Отчество – это наименование человека по отцу, почетная составная часть тройного русского официального имени: Сергеевна, Борисовна. Называть по отчеству – величать, прославлять (Князь Владимир Святославович).

Фамилия – имя родовое, которым зовется семья: Ивановы, Зарецкие.

Подготовленный ученик читает стихотворение Г.Граудина "Прадеды".

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину,

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России.

Позже на Руси давали имена по церковным календарям (Святцам).

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То - хошь, не хошь - Иероним!

М.Владимов

Много лет прошло с тех давних пор. Изменился мир, условия жизни, культура, традиции разных народов… Забылись старые имена, появились новые. Одно осталось неизменным: родители с большой любовью выбирают имена для своих детей. Ведь имя, как верный друг, сопровождает нас всю жизнь.

«Раскрытие» тайны имен учащихся класса

Что обозначают ваши имена?

Анастасия (др. греч.) – «воскресшая», очаровательна, изящна, осторожна.

Вероника – «несущая победу», жизнерадостна, активна.

Дарья (перс.) – «повелительница», умна, сообразительна.

Ева (евр.) – «дающая жизнь», озорная, подвижная.

Евгения (греч.) – «благородная», любознательна, пунктуальна.

Дана (араб.) – «данная Богом», умная, национальная.

Ирина (др. греч.) – «мирная», серьезная, самостоятельная.

Жанна (евр.) – «благодать Божия», настойчива, понимает юмор.

Кристина (греч.) – «христианка», добра, самостоятельна.

Полина (лат.) – «маленькая», жизнелюбива, благодушна.

Софья (греч.) – «премудрая», активна, вдумчива.

Арслан (тюрк.) – «лев», храбрый, трудолюбивый, надежный.

Артем (греч.) – «здоровый», спокойный, целеустремленный.

Владислав (слав.) – «влад», «слав», успешен, целеустремленный.

Георгий (греч.) – «возделывающий землю», творческий, авторитетный.

Григорий (греч.) – «бодрствующий», отважный, активный.

Егор - «покровитель земледелия», трудолюбивый, старательный.

Никита (греч.) – «победитель», умный, сообразительный.

Савва (евр.) – «мудрец», жизнерадостный, ответственный.

Ярослав (др. рус.) – «славный жизненной силой», упорный, неторопливый.

Упражнение: «Представь, и ты увидишь».

– Представьте своё имя в образе животного или растения. Нарисуйте. Какие цвета вам понадобятся?

Расскажите, когда имя становится добрым, светлым, тёплым для окружающего мира?

Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”.

Вывод:

Человека красят его добрые дела и поступки. Будем учиться жить так, чтобы в нашей жизни было больше добра, улыбок и счастья.

Классный час "Значение твоего имени"

Цели:

Познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;

Развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность. Расширять кругозор ребят.

Оборудование: презентация «Значение твоего имени», ромашка со значениями имен.

Учитель: Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”

Учащиеся: Имя.

Учитель: Ребята, как вы думаете какая тема нашего классного часа. (Ответы учащихся.)

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.

По имени можно многое узнать о человеке. Скажите, пожалуйста, что можно определить по имени?

Учащийся: Мальчик или девочка носит имя.

Учащийся: Если человек взрослый, то добавляют отчество, по которому можно узнать, как зовут его папу

Давайте, проследим, как возникали имена, думаю, вам это будет интересно.

В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена - клички. Как правило, такие имена отражали какое - то достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце» Добрыня – делающий добро, Людмила – милая людям, Любомир – любящий мир, Надежда, Вера, Любовь – это все древнерусские имена и т. д. Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по - рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.

Называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен подтверждать всю свою жизнь. Поэтому имя давалось человеку не сразу после рождения, а у отдельных народов через полгода, а то и более.

По мере того как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали они короче – так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали родители, порой задолго до рождения ребенка.

Именная викторина “Кого как зовут?”

    Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)

    Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)

    Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)

    Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)

    Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)

    Она попала в страну чудес. (Алиса )

    У нее голубые волосы. (Мальвина )

    Он попадал в снежное царство. (Кай )

    Он ездил на печке. (Емеля ).

    Она самая прекрасная в русских сказках. (Елена ).

    Имя самого сильного богатыря. (Илья )

    Имя царевича в сказке. (Иван )

После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20 - х и 30 - х годах появилось много новых имен. Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да, здравствует Первое Мая), Электрик.

У одних народов было принято называть мальчика именем дедушки, а девочку – именем бабушки. Но часто родители, выбирая имя сыну или дочке, стараются, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели бы видеть своего ребенка, ведь каждое имя и сегодня что - то обозначает.

Блиц турнир

В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

1. Кто принёс куклу из магазина?

Ответ: Зина (магаЗИНА).

2. Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

3. Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

4. Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

5. Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

6. Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

7. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.

8. Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

9. Кто, заметив жука, спрятался под диван?

(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

Большинство имён существует тысячи лет. В каждом имени скрыт свой смысл.

Из года в год встречаются родители, которые хотят, чтобы их наследники носили такое имя, которого уж точно не будет ни у кого. Список самых оригинальных имен составила «Российская газета».

В Москве мальчиков называли Дмитрий-Аметист, Матвей-Радуга, Граф, Дар, Иван-Коловрат, Меркурий, Кантогор-Егор, Март, Христамрирадос, Князь, Принц, Космос, Ангел, Ветер, Воля, Дельфин, Каспер Ненаглядный, Лука-Счастье, Саммерсет Оушен, Мононо Никита, Огнеслав, Господин, Мир.

Девочкам давали следующие необычные имена: Услада, Полина-Полина, Голуба, Апрель, Вишня, Индия, Принцесса Даниэлла, Росияна, Россия, Заря-Заряница, Луна, Ляля, Ангел Мария, Луналика, Принцесса Анжелина, Алеша-Каприна, Океана, Радость, Алена-Цветочек, Дельфина, Лиса, Радостина, София-Солнышко.

В российских ЗАГСах в последние три года были зарегистрированы такие имена, как Жужа, Тюльпан, Салат Латук, Миллионера, Авиадиспетчер.

По данным Американского пенсионного фонда, каждый год в США регистрируются сотни и тысячи детей с необычными именами: Харизма, Ланцелот, Лексус и Фантазия.

В семье футболиста Дэвида Бэкхема один из детей получил имя Бруклин в честь района Нью-Йорка. Американский рок-музыкант Фрэнк Заппа назвал свою дочь Лунный Спутник. Дочь знаменитой киноактрисы Гвинет Пелтроу получила незамысловатое имя Яблоко, а Дэвид Боуи окрестил своего сына Зоуи: певцу это показалось удачным созвучием - Зоуи Боуи. Кстати, сын так и не оценил буйной творческой фантазии своего родителя. Повзрослев, он сменил Зоуи на нейтральное Джо, чем, говорят, очень огорчил отца.

Другие голливудские знаменитости оказались не менее оригинальными. Сегодня среди звездных детей встречаются такие имена, как Данделайон (Одуванчик), Питчес (Персик), Пикси (Фея) и даже Фифи Триксибель - сочетание звуков, не поддающееся переводу.

Самое длинное имя в мире носит индиец по фамилии Брахматра. Оно состоит из 1478 букв, представляющих собой ряд слитых воедино названий исторических мест, имена известных дипломатов, теологов, ученых и т.д. Чтобы его прочитать, требуется не менее десяти минут.

По сравнению с ним полное имя мисс С.Эллен Джорджиане Сер-Леккен из штата Монтана в США - сущие пустяки, всего 598 букв.

Пышный набор имен не редкость и в Испании. Знаменитого художника Пабло Пикассо полностью звали Пабло Диего Хозе Франциско де Паула Хуан Непомукено Криспин Криспиано де ла Сантисима Тринидад Руиз и Пикассо.

А во Франции жила семья, лишенная фамилии. Вместо нее она носила набор цифр - 1792. А четыре сына в этой семье носили имена месяцев года. Таким образом, в паспорте и других документах это выглядело так: Январь 1792, Февраль 1792, Март 1792 и Апрель 1792. Последний представитель этого странного рода господин Март 1792 умер в сентябре 1904-го года.

Вопросы викторины.

Ответы детей. (Маша, Мари, Машенька, Маруся, Манечка и т.д.)

А теперь попробуйте отгадать загадку .

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого сахарного пряничка.

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала.

Марьюшке – копеечку,

Марусеньке – копеечку,

Машеньке – копеечку,

Манечке – копеечку.

Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька

Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Иван задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала?

Ответы детей.

Ребята, а теперь я вам буду называть иностранные имена, а вы переделывать их на русские.

Йохан, Иоанн, Хуан, а русское – (дети) Иван;

Николас, Николя – (дети) Николай;

Серж – (дети) Сергей;

Энн, Анита – (дети) Анна;

Теодор – (дети) Фёдор;

Ежи, Иржи, Юрий, Георгий – (дети) Егор;

Мэтью – (дети) Матвей;

Энтони – (дети) – Антон;

Заккари – (дети) Захар;

Джейкоб – (дети) Яков;

Элизабет – (дети) Елизавета.

,

Ответы детей.

Дети рассказывают о своем имени. «Ромашка»

Нашу встречу мне хочется закончить отрывком из стихотворения Владимира Агапова

«…Дорожите именем своим.

Имена даются не случайно...

В них простая маленькая тайна.

Дорожите именем своим!»

«Про значение имён, что пришли с седых времён». Цель. Познакомить детей со значением популярных русских имён. Задачи. Знакомство детей с русскими традициями; развитие творческого и интеллектуального потенциала.

Ход мероприятия. Вступительная беседа. Имена – удивительный дар, преподнесённый людям. В каждом из них скрыта мудрость многих поколений. Каждое имя имеет свою историю.

Имена, имена, имена –
В этой жизни звучат не случайно.
Как загадочна наша страна,
Так и имя - загадка и тайна.

С. Я. Маршак

Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении. В далёком прошлом истинные имена людей держали в секрете. Только самые близкие люди знали настоящее имя того или другого человека. А всем остальным было известно лишь выдуманное прозвище. Люди верили, что таким образом они получат защиту от тёмных сил и им удастся избежать, например, порчи. Во все времена люди обращали внимание на значение имени. Обладая этой информацией заранее, можно как бы наделить человека теми или иными свойствами, а, может даже предопределить его судьбу. Ведь тайна имени раскрывает особенности характера, секреты успешного выбора профессии или счастливой личной жизни. Древние русские имена разнообразны. Часто они содержали в себе характеристики людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из состава семьи или родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя: родился первый ребенок в семье, его называли Перва или Первой, второй – Второй, Вторак. Давалось имя и по внешнему виду: Черныш, Чернавка – по цвету волос или кожи; Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник. Имя даётся человеку один раз и навсегда. Его не следует выдумывать или изобретать. Большинство имён существует тысячи лет. В каждом имени скрыт свой смысл. Во многом от того, как назвали ребёнка родители, зависит то, каким будет маленький человек с самого детства – озорным, непоседой или тихоней. Будет ли хватать всё на лету или основательно изучать всё новое и непонятное; каким он вырастит и что совершит.

Есть имена, которые изменяются до 100 раз. Например, древнейшее имя Мария.

Вопросы викторины. 1.Ребята, как ещё можно назвать девочку, которая носит это имя? Ответы детей. (Маша, Мари, Машенька, Маруся, Манечка и т.д.) 2. Ведущий. А теперь попробуйте отгадать загадку. Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка Захотели сладкого сахарного пряничка. Бабушка по улице старенькая шла, Девочкам по денежке бабушка дала. Марьюшке – копеечку, Марусеньке – копеечку, Машеньке – копеечку,

Манечке – копеечку. Вот какая добрая бабушка была! Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Иван задумался, глядя из угла: Много ли копеечек бабушка дала? Ответы детей. 3.Ведущий. А вот имя Иван было самым распространённым на Руси. А пришло оно к нам из Древней Палестины, переводится как «Божья благодать» и звучит очень ласково – Иванушка, Иванко, Ванечка. Ребята, а вспомните, в каких сказках встречается имя Иван. Ответы детей.

4. Ведущий. Из Греции к нам пришли имена Александр и Андрей. Александр значило «защитник людей», Андрей – «мужественный, храбрый».Валентина по – латыни «дочь здоровяка, могучего человека». Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад. Попробуйте переделать эти имена на иностранный лад. Ответы детей.

5.Ребята, а теперь я вам буду называть иностранные имена, а вы – русские.

Йохан, Иоанн, Хуан, а русское – (дети) Иван; Николас, Николя – (дети) Николай; Серж – (дети) Сергей; Энн, Анита – (дети) Анна; Теодор – (дети) Фёдор; Ежи, Иржи, Юрий, Георгий – (дети) Егор; Мэтью – (дети) Матвей; Энтони – (дети) – Антон; Заккари – (дети) Захар; Джейкоб – (дети) Яков; Элизабет – (дети) Елизавета.

6. Ребята, а каких людей вы знаете с именами Илья (от древнееврейского имени Илия, означающего «сила божья»), Юрий(славянская форма греческого имени Георгий, означает "земледелец"), Пётр (происходит от древнегреческого слова "петра" - камень, скала, утес, каменная глыба), Александр? Ответы детей. Илья Муромец – русский богатырь, Юрий Гагарин – первый космонавт, Пётр- I – русский царь, Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт.

Ведущий. А есть ли среди вас девочки, которые носят имена Лариса, Марина, Карина, Маргарита? Почему я назвала эти имена вместе? Да потому, что все они связаны с морем. Лариса в переводе с греческого – чайка, Марина с латинского – море, Маргарита – жемчужина, Карина – киль корабля.

Девочки, чьи имена начинаются с букв Р, Г, М, Л, прошу вас поучаствовать в конкурсе «Цветок и имя». 7. Нужно вспомнить цветок, название которого начинается на букву вашего имени. Ответы детей. (Роза, ромашка, георгин, гвоздика, гладиолус, герань, мимоза, маргаритка, ландыш, лилия, лютик)

Ведущий.

Игра «Пять шагов – пять имён». А теперь конкурс для мальчиков. Я даю вам мячик. Вы идёте вперёд. На каждый шаг вы ударяете мячом об пол и называете имя на букву своего имени. Пять шагов – пять имён. Дети играют

Ведущий. Вы знаете, ребята, сейчас очень распространёнными становятся старославянские имена, состоящие из двух слов, и переводятся они очень просто. Например, Вячеслав – «вяче» - больше, «слав» - слава, Бажена (Божена)посвященная богам, Вадислав предводитель, Любава любящая, любимая, Глеб - милый, ласковый, Вадим - званный, приглашенный, Игорь – воинственный.

Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребёнка в словах, звуках и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах. Так рождались дразнилки

Ведущий. Ребята, а вы знаете, что у каждого из нас кроме дня рождения есть ещё праздник.

Ведущий. Это день твоего ангела. В христианской традиции святой, в честь которого тебя нарекли, и есть твой ангел – хранитель. День рожденья и именины часто не совпадают. Почему? Согласно русскому обычаю имя ребенку выбирал священник при крещении.

В этот день он открывает святцы и смотрит, у каких святых сегодня праздник. А святых может быть много. Берет он одно имя и дает ребенку. А вдруг родителям имя не понравится? Тогда предлагаю другое. Раньше люди так чтили день именин, что забывали день своего рождения. Сейчас – наоборот: мы очень хорошо помним день своего рождения. Ведущий. Вот и подошло к концу наше путешествие. Я надеюсь, что мы весело и с пользой провели время. Мне хочется предложить вам небольшие задания. Соберите информацию о значении своего имени и отобразите её в рисунке.

Нашу встречу мне хочется закончить отрывком из стихотворения Владимира Агапова: «…Дорожите именем своим. Имена даются не случайно... В них простая маленькая тайна. Дорожите именем своим!»

Классный час на тему:

«Что означают наши имена…»

Цели занятия:


  1. Развитие познавательной и творческой активности учащихся.

  2. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе.

  3. Содействие расширению кругозора учащихся.
Предварительная подготовка.

  1. Каждый учащийся должен подготовить небольшое сообщение о значении и происхождении своего имени.

  2. Вспомнить и записать как можно больше пословиц, поговорок и скороговорок в которых встречается какое-либо имя.

  3. Учащиеся совместно с воспитателем проводят небольшое социологическое исследование в школе, цель которого – распределить имена учащихся по популярности.
Ход занятия.

Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Ведь каждому хочется знать, каково значение имени, которое дали ему родители, в чем тайна имени, с которым человек связан всю свою жизнь. Разнообразие имен очень велико, какие-то имена встречаются часто, какие-то редко, какие-то имена даже внешне подходят человеку, а какие-то совсем нет. Как известно, большинство русских имён имеют греческие, славянские, еврейские или скандинавские корни. Поэтому первым этапом в изучении значения имени будет определение того, какова история и происхождение имени.

Задание 1.

Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются имена.

На всякого Егорку есть поговорка.

А Васька слушает да ест.

Бог не Ермошка – видит немножко.

Купила бабуся бусы Марусе.

Люди с базара, а Назар – на базар.

Мели Емеля твоя неделя.

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

Один про Фому, а другой про Ерёму.

По Ивашке и рубашка.

У лодыря Егорки – всегда отговорки.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать, да бабушка.

Каков Савва, такова ему и слава.

Голодному Федоту и щи в охоту..

По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан.

На бедного Макара все шишки валятся.

Хороша Маша, да не наша.

В первобытном обществе не было имён и фамилий. С раннего детства людей называли: во-первых, по внешности (Мал, Бел, Черныш), во-вторых, по черте характера (Добр, Храбр, Несмеяна), в-третьих, по месту в семье (Ждан, Третьяк, Другая), в-четвёртых, по названию животных, растений, явлений природы (Баран, Дуб, Волк).

Задание 2.

Детям раздаются карточки с именами.


Перед вами имена простых русских людей, живших в XIV, XV, XVI веках. Подумайте, почему их так назвали.

Время не стояло на месте. В 988 г. на Руси было введено христианство. В русской православной церкви были особые книги месяцесловы или святцы. В тех книгах на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых чтит в этот день церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имён, которые значились в святцах на день рождения ребёнка. Этим дело и кончалось.

Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там
В странице святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима
То хошь не хошь Иероним.

Очень много на Руси было Иванов, т.к. в Святцах это имя встречается 170 раз, т.е. почти через день. Правда, иногда, священник шел на уступки, и по просьбе родителей давал имя, которое в святцах не значилось. Так славянские имена Вера, Надежда, Любовь давались часто, несмотря, что Вера в святцах встречается 2 раза, а Надежда, Любовь только по одному разу.

Задание 3.

Назовите произведения литературы и искусства, в которых встречаются имена.

В ином положении оказались родители после 1918 г., Великой Октябрьской революции. Регистрацию новорождённых стали вести отделы записей гражданского состояния – ЗАГС. Давайте откроем толковый словарь и прочитаем, что такое ЗАГС. Родители теперь могли выбрать любое имя: старое (бывшее церковное), польское, немецкое и даже изобрести своё имя. И вот что из этого получилось.

Если только ты умен,

Ты не дашь ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала

Сокращенно Дита,

На родителей была

Девушка сердита.
Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он наконец

Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра

Девочку Идейкой,

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.
А один оригинал,

Начинен газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придется вековать

Злополучным детям...

(С.Я. Маршак “В защиту детей)

Пользуясь свободой выбора имени, родители иногда давали своим детям странные, необычные имена. В качестве личных имён выступают географические названия Алтай, Гималаи, Амур, Казбек. Математические и технические названия Гипотенуза, Меридиана, Дизель, Комбайн и т.д.

Некоторые советские родители, стремясь увековечить определенные исторические события, называли своих детей коротко и ясно: Пофистал (Победитель фашизма Иосиф Сталин), Пятвчет (Пятилетку в четыре года!), Урюрвкос (Ура, Юра в космосе!), Ватерпежекосма (Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт), Перкосрак (Первая космическая ракета) и т.д.

1. Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека в реку руку, рак за руку Грека цап.

2. Ювелин Валерий – кавалер в Карелии
Отправлял кораллы, – полировал опалы

3. Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

4. Насыпал Парамошка горошку на дорожку.
Зовёт теперь к порожку дорожка из горошка.

5. Канавку Наталка копала лопаткой,
Канат Капитон натянул за палаткой.

6. Милая Мила мылась с мылом.
Намылилась, смыла – так мылась Мила.

7. Боря Ире дал ириску
Ира Боре – барбариску.

Домашнее задание.

Выступления учащихся.

Ну а теперь приведу несколько интересных фактов о самых необычных в мире именах.

Самое длинное в мире имя состоит из 1478 букв. Чтобы его прочитать, требуется не менее десяти минут. Оно представляет собой ряд слитых воедино названий исторических мест, имена известных дипломатов, теологов, ученых и еще Бог знает чего. Это имя пока никто не берется прочитать...

Знаменитый художник Пабло Пикассо известен всем. Но далеко не все знают полный набор его имени и фамилии. Пабло Диего Хозе Франциско де Паула Хуан Непомукено Криспин Криспиано де ла Сантисима Тринидад Руиз и Пикассо. Всего в его имени и фамилии 93 буквы. Ведь Пикассо – испанец, а в Испании такой пышный набор имен совсем не редкость.

На Гавайских островах в одну из школ города Гонолулу поступила младшая дочь владельца одного из местных ресторанов. Ее имя и фамилия состоят из 102 букв. Вот они: Напу-Амо-Хала-Она-Она-Анека-Вехи-Вехи-Она-Хивеа-Нена-Вава-Кехо-Онка-Кахе-Хеа-Леке-Еа-Она-Ней-Нана-Ниа-Кеко-Оа-Ога-Ван-Ика-Ванао. Ее так и не смогли внести в классный журнал. На русском языке это означает: "Многочисленные прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину и ширину своим благоуханием".

О самом длинном в мире имени говорилось выше. И в подметки ему не годится имя мисс С. Эллен Джорджиане Сер-Леккен, которая родилась в 1979 году в штате Монтана, США. Первая буква С – это начало ее имени, которое состоит "всего лишь" из 598 букв. Близкие зовут ее Сноуоул или просто Оли. Ну а переписчики населения, видимо, еще проще: "О, Господи! Опять она!"

Думается, после этого девочка по имени Принцесса Диана и мальчик, окрещенный Гамлетом, появившиеся на свет в Харькове в 1998-м году, покажутся вам всего лишь маленькой невинной шалостью их родителей.

"Здравствуй, Два килограмма риса!", "Привет, Серебряный доллар!" – примерно так приветствуют друг друга при встрече два жителя района Кандхмал в индийском штате Орисса. Этот уголок Индии держит первенство по самым необычным именам, которые выдумывают родители для своих чад. Два килограмма риса – память о ниспосланном государством подарке: именно такую меру риса выдают по решению властей за каждого родившегося ребенка.

В одном селе Кандхмала есть парень по имени Я люблю картошку.

Психолог Джон Треин подготовил книгу самых несуразных наименований, от которых страдают некоторые американцы. Например, семья Май из Нового Орлеана выбрала для своих дочерей имена: Му, Ву, Гу.

А семья Джексонов из города Чикаго заклеймила своих пятерых деток, назвав их: Менингит, Ларингит, Аппендицит, Перитонит, Тонзиллит.

Некоторое время назад во Франции жила семья, лишенная самой обыкновенной фамилии. Вместо нее она "носила" набор цифр – 1792. А четыре сына в этой семье носили имена месяцев года. Таким образом, в паспорте и других документах это выглядело так: Январь 1792, Февраль 1792, Март 1792 и Апрель 1792. Последний представитель этого странного рода, "господин Март 1792", умер в сентябре 1904-го года.

Среди "шедевров", придуманных жителями провинции Манаби, где живет особенно много таких эквадорцев, встречаются Суперкрепкий Цемент, Спортивная Кавалькада, Трудная Футбольная Победа, Лапа Цыпленка, Международный Конфликт.

В Швеции живет малыш, которому родители дали необычное, но звучное имя - Оливер Гугл. Его отец, имеющий кандидатскую степень по поисковому маркетингу, решил назвать так своего ребенка в честь любимого поисковика Google. Хорошо, что жена была не против. Например, в Италии молодая мать подала в суд на мужа за то, что он без ее ведома дал их новорожденному ребенку имя скаковой лошади. Пока женщина была в роддоме, ее супруг сходил в ЗАГС и зарегистрировал сына как "Варенне Джампауло". Именем Варенне в Италии зовут скакуна, который считается в стране практически национальным героем, а Джампауло - это ее наездник. Во время регистрации сотрудник ЗАГСа был несколько удивлен, однако папаша поклялся, что его жена дала согласие на такое имя для отпрыска. История закончилась судебным разбирательством.

В семье петербургских мусульман родился мальчик, которого родители назвали в честь президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада. Причем родители решили не ограничиваться только именем, назвав ребенка Махмудахмадинеджадом.

В ЗАГСе подмосковного города Королева зарегистрировано необычное имя - Виагра. Счастливые родители утверждают, что у них было целых три причины так назвать ребенка: красота и оригинальность имени, поспособствовавший зачатию одноименный препарат и, наконец, давняя любовь к группе "ВИА Гра".

После того, как сборная России по футболу вышла в полуфинал Евро-2008, список русских имен пополнился еще одним, пишет rian.ru. Имя главного тренера сборной России по футболу Гуса Хиддинка "увековечили" одновременно в двух российских семьях: в поселке Болотное Новосибирской области родился Гус Городников, а в городе Артемовском Свердловской области - Гус Хмелев.

В Нижнем Тагиле родители назвали свою дочурку, родившуюся в День Независимости, коротко и ясно - Россия. Также в Россия живут Ангел, Ветер, Воля, Амур, Север, Луна, весна, Заря-Зареница и т.д.

Психологи бьют тревогу: такие дети могут иметь массу проблем во взрослом возрасте. Особенно если ассоциации, которые вызывает необычное имя у посторонних, не соответствуют личностным качествам ребёнка. "Чем необычнее имя, тем сильнее оно привлекает внимание посторонних. С детства такой ребёнок будет ощущать свою необычность, отличие от других. Это, естественно, оставит на психике очень глубокий след. Здесь на родителей ложится большая ответственность: не всякий ребёнок, не всякий человек может выдержать повышенное внимание к своей персоне", - объясняет психолог Дмитрий Зима. Если уж очень хочется, чтобы в семье была Рогнеда или Нобель, когда малыш немного подрастёт, можно купить ему собаку и назвать её тем самым необычным именем.

Задание 5.

Вспомните как можно больше песен, в которых встречаются имена.

О том, что на имена существует определённая мода, говорят и результаты нашего социологического исследования, итоги которого мы сейчас подведём.

Задание 6.

В конвертах находятся слова, из которых нужно составить фразу:

“Имя у тебя одно.
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его”.

Подведение итогов занятия.


Top