Комиссия по народонаселению. Фонд оон в области народонаселения юнфпа и руководящие органы фонда оон в области народонаселения Комиссия по народонаселению в оон была учреждена

В 1950 году, через пять лет после основания Организации Объединенных Наций, численность населения мира составляла около 2,6 млрд человек. В 1987 году она достигла 5 млрд человек, а в 1999 году - 6 млрд человек. По состоянию на октябрь 2011 года мировое население составляло 7 млрд человек. Эта веха в истории человечества была отмечена глобальной кампанией «Семь миллиардов действий». Согласно прогнозам, в течение последующих 30 лет население планеты увеличится на два миллиарда человек, достигнув 9,7 миллиарда человек к 2050 году, а к 2100 году - 11 миллиардов человек.

Этот стремительный рост численности населения во многом обусловлен увеличением числа людей, доживающих до репродуктивного возраста, а также такими факторами, как увеличение показателя фертильности, растущая урбанизация и увеличение масштабов миграции. Данные тенденции будут иметь решающее значение для последующих поколений.

Наиболее населенные страны - Китай и Индия

Население мира распределяется по регионам следующим образом: 61% приходится на долю Азии (4,7 млрд), 17% - Африки (1,3 млрд), 10% - Европы (750 млн), 8% - Латинской Америки и Карибского бассейна (650 млн), 5% - Северной Америки (370 млн) и Океании (43 млн).

Страны с самой большой численностью населения - Китай (1,44 млрд человек) и Индия (1,39 млрд человек); их население составляет, соответственно, 19% и 18% от мирового населения. (Источник : «Народонаселения мира в 2019 году» .) Согласно прогнозам, к 2027 году Индия опередит Китай и займет первое место в мире по численности населения. В период c 2019-й по 2050-й год население Китая сократится на 31,1 миллиона человек, что составит приблизительно 2,2% населения страны.

2100 год

Согласно прогнозам, население в мире достигнет 8,5 млрд человек к 2030 году, 9,7 млрд к 2050 году и 11,2 млрд к 2100 году. Как и в случае любого прогноза, следует принимать во внимание возможные погрешности в расчетах. Представленные выше данные основаны на среднем значении, предполагающем снижение показателя фертильности в странах, где превалирует модель многодетной семьи, и незначительное увеличение показателя фертильности в нескольких странах, где на каждую женщину в среднем приходится менее двух детей. Также прогнозируется улучшение возможностей выживания во всех странах.

Африка - самый быстро растущий континент

Как ожидается, основной прирост населения до 2050 года придется на Африку. Африка демонстрирует самые высокие темпы роста по сравнению с другими крупными регионами. Население в странах Африки, расположенных к югу от Сахары увеличится вдвое к 2050 году. Быстрые темпы роста населения на континенте сохранятся даже в случае значительного сокращения показателя фертильности. Несмотря на неточность прогнозов в отношении будущей рождаемости в Африке, большая численность на африканском континенте молодых людей, у которых скоро появятся свои дети, говорит о том, что именно от этого континента будут зависеть численность и распределение мирового населения в следующие несколько десятилетий.

Сокращение численности населения в Европе

Крайне противоположная тенденция наблюдается в 55 странах и регионах мира, где ожидается уменьшение населения к 2050 году. В 26 странах население сократится на 10%. В ряде стран, к числу которых относятся Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Латвия, Литва, Республика Молдова, Сербия, Украина, Хорватия и Япония, население сократится к 2050 году более чем на 15%. На сегодняшний день уровень рождаемости во всех европейских странах ниже минимального показателя (2,1 ребенка на каждую женщину), необходимого для обеспечения воспроизводства населения в долгосрочной перспективе; при этом в некоторых странах уровень рождаемости находится ниже этой отметки на протяжении уже нескольких десятилетий.

Факторы, влияющие на рост населения

Уровень рождаемости

Темпы роста населения будут определяться главным образом уровнем рождаемости. Согласно изданию «Мировые демографические перспективы: пересмотренный вариант 2019 года», уровень рождаемости снизится с 2,5 ребенка на одну женщину в 2019 году до 2,4 ребенка в 2050 году. Тем не менее, прогнозы в отношении стран с высоким уровнем рождаемости очень неточны. В этих странах на каждую женщину приходится 5 или более детей. Из 21 страны с самым высоким уровнем рождаемости 19 стран находятся в Африке, и 2 страны - в Азии. Самые большие из них - это Нигерия, Демократическая Республика Конго, Объединенная Республика Танзания, Уганда и Афганистан. Страны с низким уровнем рождаемости включают все европейские страны, Северную Америку, 20 стран в Азии, 17 стран в Латинской Америке и Карибском бассейне, 3 страны в Океании и 1 страну в Африке.

Увеличение продолжительности жизни

В целом, за последние годы было достигнуто значительное увеличение продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни при рождении увеличится с 72,6 года в 2019 году до 77,1 года к 2050 году. Наибольший рост этого показателя наблюдался в Африке, где продолжительность жизни увеличилась в 2000-х годах на 6 лет, в то время как в течение предыдущего десятилетия она выросла лишь на два года. В 2010–2015 годах средняя продолжительность жизни в Африке составляла 60 лет, в Азии - 72 года, в Латинской Америке и Карибском бассейне - 75 лет, в Европе и Океании - 77 лет и в Северной Америке - 79 лет. Несмотря на существенные успехи в сокращении разрыва в показателях продолжительности жизни в различных странах, ситуация продолжает оставаться весьма неоднородной. Так, в 2019 году продолжительность жизни при рождении в наимение развитых странах была на 7,4 года ниже среднемирового показателя. Это главным образом вызвано высоким уровнем детской и материнской смертности, а также высоким уровнем насилия, конфликтными ситуациями и продолжающейся эпидемией ВИЧ в этих странах.

Международная миграция

Международная миграция является менее значимым фактором изменения численности населения, чем рождаемость и смертность. Тем не менее, в некоторых странах и регионах влияние миграции на численность населения весьма существенно. К ним относятся страны происхождения или пребывания большого, в пропорциональном отношении, количества экономических мигрантов и страны, в которые устремляются потоки беженцев. В период 1950–2015 годов главными реципиентами международных мигрантов являлись большая часть Европы, Северная Америка и Океания, а страны их происхождения находились в Африке, Азии и Латинской Америке и Карибском бассейне; при этом чистый приток миграции постоянно увеличивался. В период 2010–2015 годов среднегодовой чистый приток мигрантов в Европу, Северную Америку и Океанию составлял 2,8 млн человек. В период 2010–2020 годов в 14 стран и регионов будут пребывать более одного миллиона мигрантов в год. В то же самое время в 10 странах будет происходить отток мигрантов.

ООН и вопросы народонаселения

Отдел народонаселения ООН

Система Организации Объединенных Наций участвует в решении сложных и взаимосвязанных вопросов народонаселения; в частности, этим занимаются Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и Отдел народонаселения ООН.

Отдел народонаселения ООН занимается сбором данных по международной миграции и развитии, урбанизации, мировым демографическим перспективам, брачной статистике и рождаемости. Кроме того, он оказывает поддержку Комиссии по народонаселению и развитию и содействует реализации Программы действий, принятой в 1994 году Международной конференцией по народонаселению и развитию.

Отдел народонаселения ООН занимается подготовкой демографических оценок и прогнозов по всем странам и регионам мира, содействует государствам-членам в разработке политики в области народонаселения, а также, будучи членом Комитета по координации статистической деятельности, укрепляет координацию соответствующей деятельности в рамках системы ООН.

Фонд ООН в области народонаселения

Фонд ООН в области народонаселения начал свою деятельность в 1969 году; он играет руководящую роль в рамках системы ООН, предлагая программы в области народонаселения, предполагающие право человека на свободное определение размера своей семьи. На Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994 год) мандат ЮНФПА был уточнен, с тем чтобы при рассмотрении вопросов в области народонаселения уделять большее внимание гендерным и правозащитным аспектам, и ЮНФПА была отведена руководящая роль в деятельности по оказанию помощи странам в реализации принятой Программы действий. Мандат ЮНФПА охватывает три основные области: репродуктивное здоровье, гендерное равенство и народонаселение и развитие.

Фонд народонаселения ООН

Фонд народонаселения ООН

Фонд народонаселения ООН (ЮНФПА) был образован в 1969 г. как Фонд Организации Объединённых Наций в Области Деятельности Народонаселения (это название было изменено в 1987 г.) под управлением Фонда развития ООН . В 1971 г. ЮНФПА перешёл под управление Генеральной Ассамблеи ООН .

ЮНФПА проводит свои программы в четырёх регионах мира - Арабские Государства, Азия и Океания , Латинская Америка и страны Карибского Бассейна , а так же страны Южно-Африканского региона. Организация действует более чем в 140 странах, областях и регионах. Около трёх четвертей сотрудников организации работают непосредственно в этих регионах.

Одна из сфер деятельности ЮНФПА - проведение мероприятий по охране репродуктивного здоровья. Также, ЮНФПА помогает молодым мужчинам и женщинам, живущим в районах, в которых существует проблема низкого репродуктивного здоровья, заново выстроить отношения в обществе, принимая меры по предотвращению заболеваний, передающихся половым путём , в том числе ВИЧ /СПИД .

ЮНФПА сотрудничает с другими организациями ООН, правительствами разных стран и различными сообществами. Сотрудничая с ними, ЮНФПА увеличивает уровень информированности, оказывает необходимую поддержку и предоставляет ресурсы, необходимые для достижения Целей развития тысячелетия .

Роль

Официально утверждённая миссия ЮНФПА - защита права каждого человека- мужчины, женщины или ребёнка - на здоровую жизнь и равные возможности. ЮНФПА помогает странам использовать сведения о населении в проведении политики и программ по борьбе с бедностью, обеспечению желательности каждой беременности, безопасности каждого рождения, защите молодого населения страны от СПИДа/ВИЧ, а также защите слабого пола от дискриминации .

Главные задачи ЮНФПА

  • Всеобщий доступ к услугам в сфере охраны репродуктивного здоровья к 2015 году
  • Всеобщее обязательное начальное образование и устранение полового неравенства в сфере образования к 2015 году
  • Сокращение материнской смертности на 75 % к 2015 году
  • Сокращение детской смертности
  • Увеличение средней продолжительности жизни
  • Сокращение случаев ВИЧ-инфицирования

Руководство

Исполнительные директора и заместители министров ООН

  • 2000 - наст.время г-жа Торайя Ахмед Обейд (Королевство Саудовская Аравия)
  • 1987-2000 Доктор Нафис Садик (Пакистан)
  • 1969-1987 Г-н Рафаэль М. Салас (Филиппины)

Сферы деятельности

ЮНФПА - крупнейший в мире источник финансирования программ в областях народонаселения и репродукционного здоровья. Фонд сотрудничает с правительственными и неправительственными организациями более чем в 140 странах, при поддержке международного сообщества в программах по оказанию помощи мужчинам, женщинам и молодёжи в:

  • Планировании семьи и предохранении от нежелательной беременности
  • Успешном протекании беременности и родов
  • Предотвращении заболеваний, передающихся половым путём
  • Снижении уровня насилия в отношении женщин
  • Борьбе за права женщин

Согласно ЮНФПА, эти пункты служат продвигают право на «репродуктивное здоровье». Понятие «репродуктивное здоровье» предполагает физическое, психическое и социальное здоровье населения в вопросах репродукции и репродуктивных систем .

Фонд повышает степень информированности в данном вопросе по всему миру, призывает пристально следить за проблемами населения, а также помогает нуждающимся странам сформировать политический курс и стратегии, направленные на поддержку устойчивого развития . С 2001 г. главой ЮНФПА является г-жа Торайя Ахмед Обейд. Представителями Фонда также являются Послы Доброй Воли.

Программа действий

Работа ЮНФПА регламентируется Программой действий, принятой 179 странами на Международной конференции по вопросам народонаселения и развития в 1994 году. Участники конференции пришли к согласию в том, что поддержка сфер образования и здравоохранения , в том числе охрана репродуктивного здоровья, - это необходимое условие для достижения устойчивого развития.

Основные задачи Программы действий:

Всеобщий доступ к услугам в сфере охраны репродуктивного здоровья к 2015 году Всеобщее обязательное начальное образование и устранение полового неравенства в сфере образования к 2015 году Сокращение материнской смертности на 75 % к 2015 году Сокращение детской смертности Увеличение средней продолжительности жизни

Эти задачи были сформулированы в 1999 году. Одно из важнейших поправок касательно ВИЧ: Уровень ВИЧ-инфицированных в возрасте от 15 до 24 лет в наиболее подверженных распространению ВИЧ-инфекции странах должен быть сокращён на 25 % к 2005 году, и во всём мире - к 2010.

Подход к здравоохранению

Фонд обеспечивает глобальный подход в области охраны репродуктивного здоровья населения. Он подразумевает доступность для населения эффективных и недорогих способов контрацепции и психологических консультаций; ведения беременности; отправки в родильные дома, экстренной акушерской помощи и послеродового наблюдения. Фонд также добивается предотвращения распространения заболеваний, передающихся половым путём, посредством сексуального воспитания населения.

ЮНФПА следит за улучшением качества жизни и расширением возможностей одиноких граждан и семейных пар, потому что, по мнению ЮНФПА, со временем выбор партнера в масштабе различных сообществ и стран, повлияет на структуру и общую направленность развития населения.

Деятельность ЮНФПА, так или иначе, связана с усилением охраны репродуктивного здоровья, созданием более благоприятных условий для материнства, поддержкой подростков и молодёжи, предотвращением распространения ВИЧ/СПИДа, борьбой за равенство полов, защитой прав человека, а также с предоставлением помощи в области охраны репродуктивного здоровья; наравне с этим, ЮНФПА использует различные подходы в зависимости от специфики страны. Прежде всего, деятельность ЮНФПА направлена на поддержку стран третьего мира , в которых эти проблемы наиболее актуальны.

Примеры программ

Кампания по предотвращению родовых травм Задачами этой глобальной кампании под руководством ЮНФПА является предотвращение родовых травм, психологических травм, связанных с общественной изоляцией родильниц, забота о женщинах в период беременности, и помощь в социальной адаптации женщин после родов. Эта кампания действует более чем в 40 странах Африки , Арабского мира и Южной Азии .

Борьба с женским обрезанием

ЮНФПА потратил много лет на искоренение практики удаления детородных органов у женщин (другое название - женское обрезание)- частичное или полное удаление женских внешних детородных органов, вызванное национальными или другими не медицинскими причинами. Практика обрезаний, затрагивающая 100-140 миллионов женщин и девочек по всему миру, нарушает их права на здоровье и физическую полноценность. В 2007, ЮНФПА, при содействии ЮНИСЕФ , потратила $44 млн на запуск программы по сокращению случаев обрезания в 16 странах мира на 40 % к 2015 году, и полному искоренению этой практики в период жизни одного поколения. Также, ЮНФПА недавно профинансировала Международное совещание по техническим вопросам, на котором собрались специалисты со всего мира для обсуждения стратегий убеждения народов разных стран в прекращении практики обрезания.

Организация взаимного образования молодежи (Ю-ПИР)

Эта широкая организация, действующая под управлением ЮНФПА и призванная информировать молодежь об эпидемии СПИДа, поддерживает сотни проектов, работающих по принципу взаимного образования молодежи более чем в 20 странах Восточной Европы, Африки и Арабского мира. Она стремится установить общие стандарты высокого уровня в различных видах деятельности, в которые вовлечены подростки, проводя обучение, разрабатывая учебные пособия и создавая обширный веб-сайт для обмена опытом и знаниями, а также многое другое.

Сенегал

Успешная программа ЮНПФА, которая поддерживает три специальных проекта по сокращению материнской смертности, специализируется на создании, восстановлении и оснащении медицинских центров и сельских родильных домов.

Мали

При помощи межведомственной командной работы ЮНФПА, в этой стране были созданы и обеспечены всем необходимым семь новых медицинских центров в трех областях страны и один современный родильный дом.

Взаимоотношения с правительством США

В период с 2002 по 2008 гг., администрация президента США Буша отказала ЮНФПА в финансировании, к тому времени уже назначенном Конгрессом, на основании того, что ЮНФПА оказывал поддержку правительственным программам Китая , включавшим в себя аборты и стерилизацию . В письме к Конгрессу от заместителя госсекретаря по вопросам политики, Николаса Бёрнса, сказано, что администрацией было постановлено, что поддержка организацией ЮНФПА китайской программы по народонаселению «способствует продвижению правительственной программы Китая по совершению принудительных абортов», нарушая, тем самым, поправку к законопроекту Кемп-Кастена, которая налагает запрет на финансирование или поддержку абортов заграницей со стороны США.

Это обвинение не было подкреплено никакими доказательствами, и по сути было опровергнуто различными группами из США, Великобритании и ООН, расследовавшими действия ЮНФПА в Китае. ЮНФПА отмечает, что он «не оказывает поддержку услуг по совершению абортов». «В его хартии отчётливо прописан пункт об осуждении насильственных мер»

Исследования 2001 года, проведенные Институтом Демографических Исследований, возражающим против абортов, установили, что ЮНФПА сотрудничал с китайской организацией по планированию семьи, проводившей программу принудительных абортов.

Позднее, в Китай на две недели была отправлена следственная группа из государственного департамента США в составе трёх человек. В письме государственному департаменту они писали, что не нашли «никаких свидетельств того, что ЮНФПА причастен к управлению программами принудительного совершения абортов в Китае, равно как и принудительной стерилизации», о которых было заявлено ранее. Президент Буш проигнорировал этот отчёт. Однако представитель республиканской партии Кристофер Х. Смит раскритиковал расследование, проведенное государственным департаментом. Он заявил, что следственной группе показали лишь «Потемкинские деревни», в которых жители были до того запуганы, что лгали о программе семейного планирования Китая.

Группы, отправленные в Китай Британским парламентом и Организацией Объединённых Наций получили те же результаты.

Под курсом администрации президента Буша, финансирование на общую сумму в $224 млн, одобренная Конгрессом , было заморожено исполнительной властью (возглавляемой президентом).

Некоммерческие организации объединились в попытке изменить такое отношение к ЮНФПА и компенсировать невыплаченную правительством дотацию путем сбора частных пожертвований:

Американцы в защиту ЮНФПА

В январе 2009 года, президент Барак Обама возобновил финансирование ЮНФПА, заявив в своём публичном обращении, что он «надеется на сотрудничество с Конгрессом с целью возобновления финансирования ЮНФПА. Возобновляя материальную поддержку ЮНФПА, США присоединится к 180 странам, осуществляющим поддержку 154 стран в борьбе с бедностью, улучшению здоровья женщин и детей, предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа и оказании помощи женщинам в вопросах планирования семьи.»

Генеральная Ассамблея ООН – главный директивный, совещательный и представительный орган Организации Объединенных Наций. Состав Ассамблеи формируется из представителей всех государств членов ООН. На сегодняшний день в состав Организации Объединенных Наций входят 193 государства, каждое из которых представлено своей делегацией на заседаниях Генеральной Ассамблеи. Сессии Ассамблеи проходят в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

История создания Организации Объединенных Наций

Идея создания международной организации, главной задачей которой было поддержание мира и безопасности зародилась во время Второй мировой войны. Первым шагом к созданию ООН стало подписание Соединенными Штатами Америки и Великобритании документа, в котором были изложены основные принципы международной безопасности. Он был подписан 14 августа 1941 года президентом США Ф. Д. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем на военно-морской базе Арджентия в Ньюфаундленде. Документ получил название Атлантической хартии.

Вскоре к Атлантической хартии присоединились 26 стран входящих в антигитлеровскую коалицию. 1 января 1942 года ими была подписана декларация Объединенных Наций, в которой выражалась поддержка основным пунктам хартии.

На московской конференции, проходившей с 19 по 30 октября 1943 года, представители СССР, США, Великобритании и Китая подписали декларацию, в которой призывали создать международную организацию, которая занималась решениями проблем мировой безопасности. Вопрос по созданию такой организации также поднимался на встрече руководителей стран-союзников 1 декабря 1943 года в Тегеране.

С 21 сентября по 7 октября 1944 года на заседаниях проходивших в Вашингтоне, дипломаты СССР, США, Великобритании и Китая договорились о структуре, целях и функциях новой организации. 11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции Сталин, Черчилль и Рузвельт высказались о готовности создать «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».

Итогом этой договоренности стала Конференция прошедшая в Сан-Франциско 25 апреля 1945 года. На этой конференции делегаты от 50 стран подготовили Устав новой организации. 24 октября 1945 года Устав ООН был ратифицирован странами – постоянными участниками Совета Безопасности (СССР, США, Великобритания, Китай, Франция) и таким образом была создана Организация Объединенных Наций.

Первое заседание Генеральной Ассамблеи ООН состоялось 10 января 1946 года в Центральном зале Вестминстерского дворца в Лондоне. На ней присутствовали делегации 51 государства. Первая резолюция Генеральной Ассамблеей была принята 24 января 1946 года. Она касалась мирного использования атомной энергии и ликвидации ядерного и другого оружия массового поражения.

Динамика увеличения стран-членов ООН

Структура Генеральной Ассамблеи ООН

Генеральная Ассамблея была учреждена в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций в 1945 году. Руководит Ассамблеей председатель, который выбирается голосованием. Также методом голосования выбирается 21 заместитель председателя. При голосовании каждое государство-участник ООН имеет 1 голос. Председатель и его заместители избираются на одну сессию и выполняют свои обязанности в течение той сессии на которой они были выбраны. Действующий председатель Генеральной Ассамблеи ООН – Сэм Кутеса (Уганда).

Каждая новая сессия Генеральной Ассамблеи ООН начинается с решения организационных вопросов, после чего начинаются общие прения. В ходе проведения общих прений представители всех государств имеющих членство в ООН получают возможность высказать свою позицию на тему международных вопросов. Как правило, общие прения проходят 7 дней, после чего Ассамблея переходит к решению вопросов стоящих на ее повестке. Поскольку вопросов, находящихся в рассмотрении Генеральной Ассамблеи ООН очень много, для оптимизации ее работы были созданы специальные комитеты. Комитеты разделены по тематике вопросов и занимаются непосредственным их обсуждением. После чего резолюции вынесенные комитетами рассматриваются на пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. На сегодняшний функционирует 6 главных комитетов:

  • Первый комитет рассматривает вопросы посвященные разоружению и международной безопасности. Действующий председатель комитета - Кортни Рэттри (Ямайка);
  • Второй комитет рассматривает вопросы касающиеся экономической и финансовой деятельности. Действующий председатель комитета – Себастьяно Карди (Италия);
  • Третий комитет рассматривает вопросы связанные с социальными и гуманитарными проблемами, а также рассматривает вопросы культуры. Действующий председатель комитета – София Мескита Боргес (Тимор Лешти);
  • Четвертый комитет занимается рассмотрением политических вопросов, которые не входят в юрисдикцию других комитетов. В их числе вопросы деколонизации и деятельности БАПОР (Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ). Действующий председатель комитета – Дурга Прасад Бхаттараи (Непал);
  • Пятый комитет рассматривает административные и бюджетные вопросы Организации Объединенных Наций. Действующий председатель комитета –Франтишек Ружечка (Словакия);
  • Шестой комитет рассматривает вопросы международного права. Действующий председатель комитета – Тувако Натэниел Манонги (Танзания);

Помимо шести основных комитетов функционируют комитет по проверке полномочий и генеральный комитет. Комитет по проверке полномочий насчитывает 9 членов, назначаемых Генеральной Ассамблеей в задачу которых входит проверка полномочий представителей государств-членов ООН.

Генеральный комитет занимается организационными вопросами Ассамблеи. В его задачу входит оказывать содействие Председателю в составлении повестки дня для каждого пленарного заседания, устанавливать очередность рассматриваемых вопросов и координировать работу основных шести комитетов. Кроме этого, генеральный комитет предоставляет рекомендации по дате закрытия сессии Генеральной Ассамблеи. В состав комитета входит председатель, 21 его заместитель и руководители шести основных комитетов.

Кроме комитетов, действуют другие вспомогательные органы, решающие более узкий круг вопросов. Вспомогательные органы подразделяются на советы, комиссии и рабочие группы. Советы и комиссии делятся на исполнительные и консультационные. На сегодняшний день действуют Исполнительные совет Детского фонда ООН, Исполнительные совет Мировой продовольственной программы, Исполнительный совет Программы развития ООН в области народонаселения. К консультационным органам относятся Совет по вопросам разоружения и консультационная комиссия БАПОР. Кроме этого, в структуре Генеральной Ассамблеи функционируют:

  • Комиссия международного права. Занимается вопросами прогрессивного развития международного права и его кодификацией;
  • Комиссия ООН по праву международной торговли. Занимается вопросами содействия унификации права международной торговли;
  • Комиссия по разоружению;
  • Комиссия по международной гражданской службе. Занимается вопросами создания единой международной гражданской службы путем применения общих норм и методов в отношении персонала;
  • Комиссия по миростроительству. Занимается вопросами предотвращения военных конфликтов;
  • Комиссия ревизоров. Оказывает независимые аудиторские услуги.

Рабочие группы создаются Генеральной Ассамблеей в соответствии с принятыми резолюциями и решениями на пленарных заседаниях. Группы подразделяются на группы открытого состава и специальные рабочие группы. К группам отрытого состава относятся группы рассматривающие вопросы: защиты прав пожилых людей, финансового положения ООН, импорта и экспорта обычных видов вооружений и пр. Специальные рабочие группы занимаются вопросами: активизации деятельности Генеральной Ассамблеи, обеспечению мира в Африке, координации встреч на самом высоком уровне касающихся экономического развития государств и пр.

Задачи и функции Генеральной Ассамблеи

Генеральная Ассамблея ООН является наиболее представительным органом этой организации, так как в нее входят делегации всех стран-членов ООН. По своей сути Генеральная Ассамблея является консультационным международным органом. Ведь в отличие от резолюций Совета Безопасности ООН, резолюции Генеральной ассамблеи носят не обязательный, а рекомендательный характер.

Но в то же время, принятые Ассамблеей резолюции имеют большое морально-политическое значение для международных отношений. Нынешний Пан Ги Мун заявил, что хотя резолюции Генеральной Ассамблеи не носят обязательный характер, ООН в своей работе будет руководствоваться их положениями.

Такое заявление Пан Ги Муна связано в первую очередь с тем, что на резолюцию Генеральной Ассамблеи не налагается . Это отличает резолюции ГА от резолюций Совета Безопасности ООН. Хотя решения СовБеза являются обязательными к выполнению для всех стран-участниц ООН, резолюция может быть принята только в том случае если ни один из постоянных участников Совета Безопасности не проголосовал «против». Резолюции Генеральной Ассамблеи принимаются при условии 50% большинства при голосовании. При рассмотрении особо важных вопросов, для принятия положительного решения, необходимо согласие 2/3 делегатов.

Генеральная Ассамблея ООН является форумом для обсуждения всех проблем международной политики прописанных в Уставе организации. Согласно действующего Устава, Генеральная Ассамблея призвана выполнять следующие функции:

  • Обсуждение вопросов касающихся поддержания мира и безопасности, вопросов разоружения. Вынесение рекомендаций по этим вопросам;
  • Обсуждение и вынесение рекомендаций по вопросам касающихся организации и Устава ООН.
  • Организация исследований в областях международного права и международного сотрудничества в различных областях. Содействие осуществлению прав и свобод человека;
  • Вынесение рекомендаций по мирному урегулированию конфликтов;
  • Рассмотрение и утверждение бюджета ООН;
  • Избрание и утверждение представителей в руководящие органы ООН.

Кроме этого, Генеральная Ассамблея ООН может принимать необходимые меры, в случае когда имеется угроза безопасности мира, а Совет Безопасности ООН не может принять решение из-за его ветирования одним из своих постоянных членов. Это прописано в резолюции «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 года.

Порядок работы Генеральной Ассамблеи

Генеральная Ассамблея ООН является сессионным органом. Сессии бывают ежегодные очередные и внеочередные специальные. Очередные сессии Генеральной Ассамблеи начинаются в третий вторник сентября. При этом Генеральный секретарь извещает всех участников, как минимум за 60 дней до начала заседаний. Также Генеральным секретарем составляется предварительная повестка дня очередной сессии и любая из стран-участниц имеют право не менее чем за 30 дней до открытия сессии внести на рассмотрение дополнительные пункты.

На первом заседании в обязательном порядке проводятся выборы Председателя Генеральной Ассамблеи ООН, его заместителей, глав шести основных комитетов, а также оговаривается дата закрытия сессии.

Внеочередные сессии Ассамблеи созываются Генеральным Секретарем ООН по требованию Совета Безопасности или в случае получения от большинства членов ООН уведомлений о созыве такой сессии. Направить уведомление о созыве внеочередной сессии может любой член ООН, а Генеральный Секретарь обязан известить других участников. Сессия созывается, если в течение 30 дней большинство участников дадут свое согласие на проведение заседаний.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Источник: Минэкономразвития России


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ ООН (ЭКОСОС)
The United Nations Economic and Social Council (ECOSOC)
Le Conseil économique et social des Nations-Unies (CESNU)

Место расположения: Нью-Йорк (США)

Создан: в соответствии с УставомООН

Членство: 54 страны

Генеральный секретарь: Нестор Осорио (Колумбия) на 2013 год

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) , учреждённый в соответствии с Уставом ООН 26 июня 1945 года - один из главных органов Организации Объединённых Наций , который координирует сотрудничество в экономической и социальной областях ООН и её специализированных учреждений .

К основным функциям Совета относятся: оценка и контроль за осуществлением общей стратегии, политики и приоритетов, устанавливаемых Генеральной Ассамблеей ООН в экономической, социальной и смежных областях; обеспечение согласования и последовательного практического осуществления соответствующих директивных решений и рекомендаций, принимаемых на конференциях и других форумах в рамках системы ООН.

Кроме того, в его мандат входит подготовка исследований и докладов по социально-экономической и правовой проблематике, рекомендаций для Генеральной Ассамблеи ООН, а также координация соответствующей деятельности ООН и специализированных учреждений и институтов.

ЭКОСОС обеспечивает деятельность следующих органов:

Функциональные комиссии ЭКОСОС:

  • Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию

Региональные комиссии ЭКОСОС:

  • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)
  • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)
  • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА)

Постоянные комитеты ЭКОСОС:

  • Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями

Специальные органы ЭКОСОС:

  • Специальная рабочая группа открытого состава по информатике

Экспертные органы, состоящие из правительственных экспертов:

  • Комитет экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ
  • Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности
  • Группа экспертов Организации Объединенных Наций по географическим названиям

Экспертные органы, состоящие из членов, выступающих в личном качестве:

  • Комитет экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения
  • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

Связанные с Советом органы:

  • Комитет по присуждению Премии Организации Объединенных Наций в области народонаселения
  • Координационный совет Совместной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу

Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

  • содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;
  • выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в сфере здравоохранения ;
  • содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования ;
  • создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

Совет уполномочен созывать специальные заседания по чрезвычайным ситуациям гуманитарного характера.

ЭКОСОС проводит исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует практической реализации решений, принимаемых на этих конференциях.

ЭКОСОС состоит из 54 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН сроком на три года. Места в Совете распределяются на основе принципа географического представительства, при этом 14 мест отводятся государствам Африки, 11 – Азии, 6 – Восточной Европы, 10 – Латинской Америки и Карибского бассейна и 13 – государствам Западной Европы и странам остального мира. Россия является неизменным членом ЭКОСОС с момента его создания, обеспечивая переизбрание в его состав каждые три года, и пользуется неизменно высоким авторитетом у других членов ЭКОСОС.

ЭКОСОС проводит одну четырехнедельную основную сессию в июле поочередно в Нью-Йорке и Женеве. Эта сессия включает заседание на высоком уровне с участием министров и других высокопоставленных должностных лиц для обсуждения важнейших экономических социальных и гуманитарных проблем. Президиум Экономического и Социального Совета избирается всеми членами Совета в начале каждой ежегодной сессии. Основные функции Президиума заключаются в подготовке повестки дня, составлении программы работы и организации сессии при поддержке Секретариата Организации Объединенных Наций.

Кроме того, ЭКОСОС проводит на протяжении года несколько краткосрочных сессий и большое число подготовительных заседаний, «круглых столов» и экспертных обсуждений с представителями гражданского общества по вопросам организации своей работы.

Одной из основных функций ЭКОСОС является проведение раз в два года Форума высокого уровня по сотрудничеству в целях развития, которые посвящаются конкретным вопросам, включенным в Цели развития тысячелетия ООН. ЭКОСОС организует консультации с ведущими учеными, представителями делового мира и членами более чем 3200 зарегистрированных


Top