Комиссия по народонаселению в оон была учреждена. Экономический и социальный совет оон (экосос)

Межгосударственная миграционная политика по сравнению с внутренней представляет собой более жесткую и более регламентированную миграционную политику, которая включает систему специальных мер, законодательных актов и международных соглашений (двусторонних и многосторонних) по регулированию межгосударственных миграционных потоков. Миграционная политика на мировом уровне вырабатывается и проявляется прежде всего через деятельность международных организаций, в первую очередь ООН. В документах, материалах и рекомендациях, которые ими принимаются на различных заседаниях и конференциях, содержатся концептуальные подходы миграционной политики, основные направления и механизмы ее реализации, которыми в той или иной мере руководствуются многие государства при проведении национальной политики.

Главная роль здесь принадлежит всемирным конференциям ООН по народонаселению, имеющим правительственный статус, хотя документы, принимаемые на них, носят только рекомендательный характер. За последние тридцать лет были проведены три такие конференции: в 1974 г. в Бухаресте, в 1984 г. в Мехико и в 1994 г. в Каире.

На первой Всемирной конференции по народонаселению в 1974 г. в Бухаресте был принят Всемирный план действий в области народонаселения.

Главным затруднением в период принятия первого Всемирного плана действий были проблемы трудящихся-миг- рантов, легального использования иностранной рабочей силы странами-импортерами, защита прав рабочих-миг- рантов и их семей, борьба с дискриминацией на рынках труда и в обществе.

Масштаб международных проблем, связанных с беженцами, был тогда значительно уже, чем в настоящее время. Общее число беженцев в мире в 1970 г. оценивалось примерно в 2,5 млн. - это почти в восемь раз меньше, чем число беженцев на начало 1990-х гг. Вопросу о беженцах было отведено скромное место и рекомендации сводились только к проблемам прав человека. В одной из рекомендаций подчеркивалось, что проблемы беженцев, включая их право вернуться на родину, должны решаться в соответствии с Хартией ООН, Всеобщей декларацией прав человека и другими международными документами. План не был увязан с Конвенцией ООН 1951 г. и Протоколом 1967 г., определяющими статус беженцев, и не содержал ссылок на них.

Следующая Всемирная конференция по народонаселению состоялась в 1984 г. в Мехико. В период между двумя конференциями было подготовлено и принято много важных документов по международной миграции. Главным образом они касались внешней трудовой миграции. Генеральной конференцией МОТ была принята конвенция № 143 по вопросу о рабочих-мигрантах. Генеральная Ассамблея ООН практически ежегодно с 1977 г. рассматривала вопросы и принимала резолюции по рабочим-мигрантам. Первой такой резолюцией была резолюция № 32/120 от 16 декабря 1977 г., призывающая все государства обеспечить равенство мигрантов и отечественных рабочих. Эта же позиция была повторена в резолюции № 33/163 от 20 декабря 1978 г. В резолюции № 34/172 от 17 декабря 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН перешла к конкретным шагам по защите прав рабочих-мигрантов и их семей, учредив рабочую группу для выработки международной конвенции. Таким образом, в этот период на международном уровне проводилась политика повышения международной мобильности рабочей силы, стимулирования использования труда рабочих-мигрантов в государствах, где темпы экономического роста не были обеспечены внутренними трудовыми ресурсами.

Особенностью этого периода был рост числа беженцев. Поэтому на международном уровне внимание к этому вопросу возросло. Генеральная ассамблея ООН в 1979 и 1980 гт. в своих резолюциях квалифицировала проблему беженцев как существенное политическое, экономическое и социальное бремя для международного сообщества. Несколько резолюций в последующие годы также были непосредственно адресованы Верховному комиссару ООН по делам беженцев.

Эти изменения в ситуации нашли отражение в ходе проведения Международной конференции по народонаселению, состоявшейся в Мехико в 1984 г.

На конференции 1984 г. был предложен и воспринят новый подход, признающий разнообразную природу существующих международных передвижений населения. Рекомендации конференции для дальнейшего воплощения в жизнь Всемирного плана действий в области народонаселения подчеркивали важность признания таких специфических типов миграционных потоков, как официальная миграция, в том числе трудовая, неофициальная миграция, нелегальная трудовая миграция и беженцы. Согласно новому подходу повышалось значение государственной миграционной политики, так как ей отводилась роль одной из важнейших составных частей всего комплекса взаимосвязанных причин, которые вызывают те или иные виды и типы миграционных потоков, и, что особенно важно, роль главного фактора, влияющего на последствия миграционных процессов и формирующего их.

В отношении другого официально признанного типа мигрантов-беженцев или ищущих политическое убежище - в документах, принятых в 1984 г., содержалась рекомендация правительствам присоединиться к Конвенции ООН 1951 г. относительно статуса беженцев и протоколу 1967 г., который раздвигал рамки конвенции.

Но при этом в международных документах не был достаточно четко изложен порядок предоставления статуса лицам, обратившимся с запросом о предоставлении убежища, в том числе не указан срок, в течение которого должно быть принято юридическое решение по запросу. В итоге порядок рассмотрения просьбы о предоставлении политического убежища и принятия решений в различных странах сильно различался. Правительствам и международным организациям предписывалось самостоятельно, с учетом конкретных условий найти надежные решения по проблемам беженцев, в частности в предоставлении помощи странам, принявшим на себя первую волну беженцев; создавать условия, способствующие добровольному возвращению, а в тех случаях, когда возвращение невозможно, содействовать интеграции беженцев в местную среду. В то же время вопросу о предоставлении политического убежища не было уделено специального внимания. Проблема права индивидов на предоставление политического убежища рассматривалась только в контексте недопущения преследования беженцев.

Во второй половине 80-х и начале 90-х гг. произошло новое качественное изменение социально-экономической и миграционной ситуации в мире. Это проявилось в следующих основных процессах: во-первых, нарастал дисбаланс между демографическим развитием и ситуацией на рынке труда; во-вторых, увеличился разрыв в темпах экономического роста между отдельными странами и регионами. Это совпало с распадом бывшего СССР и возникновением на его месте самостоятельных государств; с распадом политической и социально-экономической системы в странах Восточной Европы; с началом множественных конфликтов на этнической почве (в том числе с распадом бывшей Югославии); кризисом в Персидском заливе 1990 г. и гражданскими войнами в Африке и Азии и т.д. Эти и другие события привели в движение огромные, непрогнозируемые волны международных миграционных перемещений и выдвинули международную миграцию в ряд важнейших международных проблем. Кроме того, в начале 90-х гг. в развитых странах замедлился экономический рост и соответственно возрос уровень безработицы, т.е. экономические условия в них для иммиграции складывались неблагоприятно. Такое сочетание повышенного «миграционного» спроса на новые места проживания с невозможностью его удовлетворения вызвало резкое изменение мировой миграционной политики для всех типов миграций. К 1994 г. главной проблемой в мире стал поиск баланса между населением, стабильным экономическим ростом и устойчивым развитием. Такая ситуация предполагала необходимость более тесной увязки между политикой в области народонаселения, окружающей средой и развитием, требовала выработки комплексной политики и нового подхода к наиболее сложным и важным явлениям, в первую очередь международной миграции.

На Международной конференции по проблемам народонаселения и развития (МКНР) в 1994 г. в Каире была принята 20-летняя Программа действий в области народонаселения и развития, которая учитывала главное новое требование мировой политики - обеспечение устойчивого развития.

Программа, признавая положительное влияние миграции на развитие, подчеркивает, что правительства направляющих и принимающих стран должны прилагать усилия к тому, чтобы и коренное население стран испытывало влияние позитивных последствий этого процесса. Миграция должна превращаться в позитивный фактор развития принимающего государства, благоприятно воздействуя на все стороны жизнедеятельности проживающего в нем населения, в том числе и самих мигрантов. В качестве мер, направленных на достижение такого эффекта, правительствам было рекомендовано поощрять приток денежных переводов мигрантов; использовать краткосрочную миграцию как форму передачи технологических достижений. Появились новые подходы и в отношении беженцев. Среди них - концентрация внимания на вопросах физической защиты женщин-беженцев и детей-беженцев, меры привлечения самих беженцев к планированию помощи им.

Между странами - экспортерами и импортерами рабочей силы возникли разногласия по вопросу воссоединения семей, и на нем было акцентировано большее внимание, нем на предыдущих конференциях. Страны - экспортеры рабочей силы в противовес странам-импортерам настаивали на признании права на воссоединение семьи в качестве одного из основных прав человека.

Кроме того, было официально признано большое количество вновь возникающих проблем:

Возможное негативное влияние краткосрочной трудовой миграции на условия занятости в принимающих странах;

Возможное увеличение объемов миграций в результате климатических изменений;

Право принимающих стран регулировать доступ на их территорию, т.е. право проведения странами государственной миграционной политики, защищающей интересы внутреннего рынка труда;

Возникающие в связи с увеличением масштабов вынужденной миграции неблагоприятные социальные и экономические последствия;

Положение мигрантов, чьи прошения о предоставлении убежища были отклонены;

Защита женщин-мигрантов и детей-мигрантов от унизительного отношения к ним со стороны работодателей;

Торговля женщинами и детьми, проституция;

Необходимость международной защиты в случае непрогнозируемого и массового прибытия беженцев и перемещенных лиц.

Программа действий с точки зрения самого подхода к определению международной миграции во многом соотносится с программными решениями, принятыми на двух предыдущих конференциях. Тремя базовыми элементами Всемирного плана действий в области народонаселения являются:

Включение международной миграции в контекст экономического развития;

Уважение национального суверенитета;

Ориентация на соблюдение прав и свобод человека.

Дискуссии по проблемам, относящимся к международной миграции и развитию, проходили на конференциях ООН. В ходе них выработаны рекомендации о необходимости разработки и проведения миграционной политики на национальном уровне. В качестве основного инструмента регулирования процессов миграции, представляющих угрозу безопасности, рекомендовалось использовать комплексные программы в области миграций (внутренних и внешних).

Программа действий Всемирного саммита по вопросам социального развития, состоявшегося в 1995 г., которая содержит главу о социальных потребностях беженцев, перемещенных лиц и ищущих политическое убежище, официальных мигрантов, а также нелегальных мигрантов;

Платформа действий IV Всемирной конференции по проблемам женщин, состоявшейся в 1995 г., которая содержит пункты, касающиеся женщин и миграции.

Обобщая анализ действий международного сообщества в области регулирования миграционных процессов, можно констатировать:

Миграционные. процессы, влияющие на положение народонаселения и развитие, отнесены к категории глобальных проблем, оказывающих воздействие на направления и интенсивность всех наиболее значимых политических, экономических и социальных процессов в мире и тесно взаимосвязанных с проблемами устойчивого развития;

Для обеспечения эффективного воздействия на развитие миграционных процессов необходимы скоординированные, экономически и политически просчитанные действия правительств, подчиненные достижению взаимоприемлемых и взаимовыгодных результатов;

Определение стратегии и направления действий, а также форм и методов реализации политики опирается на точную диагностику наиболее актуальных и острых проблем развития миграционных процессов.

Фонд народонаселения ООН

Фонд народонаселения ООН

Фонд народонаселения ООН (ЮНФПА) был образован в 1969 г. как Фонд Организации Объединённых Наций в Области Деятельности Народонаселения (это название было изменено в 1987 г.) под управлением Фонда развития ООН . В 1971 г. ЮНФПА перешёл под управление Генеральной Ассамблеи ООН .

ЮНФПА проводит свои программы в четырёх регионах мира - Арабские Государства, Азия и Океания , Латинская Америка и страны Карибского Бассейна , а так же страны Южно-Африканского региона. Организация действует более чем в 140 странах, областях и регионах. Около трёх четвертей сотрудников организации работают непосредственно в этих регионах.

Одна из сфер деятельности ЮНФПА - проведение мероприятий по охране репродуктивного здоровья. Также, ЮНФПА помогает молодым мужчинам и женщинам, живущим в районах, в которых существует проблема низкого репродуктивного здоровья, заново выстроить отношения в обществе, принимая меры по предотвращению заболеваний, передающихся половым путём , в том числе ВИЧ /СПИД .

ЮНФПА сотрудничает с другими организациями ООН, правительствами разных стран и различными сообществами. Сотрудничая с ними, ЮНФПА увеличивает уровень информированности, оказывает необходимую поддержку и предоставляет ресурсы, необходимые для достижения Целей развития тысячелетия .

Роль

Официально утверждённая миссия ЮНФПА - защита права каждого человека- мужчины, женщины или ребёнка - на здоровую жизнь и равные возможности. ЮНФПА помогает странам использовать сведения о населении в проведении политики и программ по борьбе с бедностью, обеспечению желательности каждой беременности, безопасности каждого рождения, защите молодого населения страны от СПИДа/ВИЧ, а также защите слабого пола от дискриминации .

Главные задачи ЮНФПА

  • Всеобщий доступ к услугам в сфере охраны репродуктивного здоровья к 2015 году
  • Всеобщее обязательное начальное образование и устранение полового неравенства в сфере образования к 2015 году
  • Сокращение материнской смертности на 75 % к 2015 году
  • Сокращение детской смертности
  • Увеличение средней продолжительности жизни
  • Сокращение случаев ВИЧ-инфицирования

Руководство

Исполнительные директора и заместители министров ООН

  • 2000 - наст.время г-жа Торайя Ахмед Обейд (Королевство Саудовская Аравия)
  • 1987-2000 Доктор Нафис Садик (Пакистан)
  • 1969-1987 Г-н Рафаэль М. Салас (Филиппины)

Сферы деятельности

ЮНФПА - крупнейший в мире источник финансирования программ в областях народонаселения и репродукционного здоровья. Фонд сотрудничает с правительственными и неправительственными организациями более чем в 140 странах, при поддержке международного сообщества в программах по оказанию помощи мужчинам, женщинам и молодёжи в:

  • Планировании семьи и предохранении от нежелательной беременности
  • Успешном протекании беременности и родов
  • Предотвращении заболеваний, передающихся половым путём
  • Снижении уровня насилия в отношении женщин
  • Борьбе за права женщин

Согласно ЮНФПА, эти пункты служат продвигают право на «репродуктивное здоровье». Понятие «репродуктивное здоровье» предполагает физическое, психическое и социальное здоровье населения в вопросах репродукции и репродуктивных систем .

Фонд повышает степень информированности в данном вопросе по всему миру, призывает пристально следить за проблемами населения, а также помогает нуждающимся странам сформировать политический курс и стратегии, направленные на поддержку устойчивого развития . С 2001 г. главой ЮНФПА является г-жа Торайя Ахмед Обейд. Представителями Фонда также являются Послы Доброй Воли.

Программа действий

Работа ЮНФПА регламентируется Программой действий, принятой 179 странами на Международной конференции по вопросам народонаселения и развития в 1994 году. Участники конференции пришли к согласию в том, что поддержка сфер образования и здравоохранения , в том числе охрана репродуктивного здоровья, - это необходимое условие для достижения устойчивого развития.

Основные задачи Программы действий:

Всеобщий доступ к услугам в сфере охраны репродуктивного здоровья к 2015 году Всеобщее обязательное начальное образование и устранение полового неравенства в сфере образования к 2015 году Сокращение материнской смертности на 75 % к 2015 году Сокращение детской смертности Увеличение средней продолжительности жизни

Эти задачи были сформулированы в 1999 году. Одно из важнейших поправок касательно ВИЧ: Уровень ВИЧ-инфицированных в возрасте от 15 до 24 лет в наиболее подверженных распространению ВИЧ-инфекции странах должен быть сокращён на 25 % к 2005 году, и во всём мире - к 2010.

Подход к здравоохранению

Фонд обеспечивает глобальный подход в области охраны репродуктивного здоровья населения. Он подразумевает доступность для населения эффективных и недорогих способов контрацепции и психологических консультаций; ведения беременности; отправки в родильные дома, экстренной акушерской помощи и послеродового наблюдения. Фонд также добивается предотвращения распространения заболеваний, передающихся половым путём, посредством сексуального воспитания населения.

ЮНФПА следит за улучшением качества жизни и расширением возможностей одиноких граждан и семейных пар, потому что, по мнению ЮНФПА, со временем выбор партнера в масштабе различных сообществ и стран, повлияет на структуру и общую направленность развития населения.

Деятельность ЮНФПА, так или иначе, связана с усилением охраны репродуктивного здоровья, созданием более благоприятных условий для материнства, поддержкой подростков и молодёжи, предотвращением распространения ВИЧ/СПИДа, борьбой за равенство полов, защитой прав человека, а также с предоставлением помощи в области охраны репродуктивного здоровья; наравне с этим, ЮНФПА использует различные подходы в зависимости от специфики страны. Прежде всего, деятельность ЮНФПА направлена на поддержку стран третьего мира , в которых эти проблемы наиболее актуальны.

Примеры программ

Кампания по предотвращению родовых травм Задачами этой глобальной кампании под руководством ЮНФПА является предотвращение родовых травм, психологических травм, связанных с общественной изоляцией родильниц, забота о женщинах в период беременности, и помощь в социальной адаптации женщин после родов. Эта кампания действует более чем в 40 странах Африки , Арабского мира и Южной Азии .

Борьба с женским обрезанием

ЮНФПА потратил много лет на искоренение практики удаления детородных органов у женщин (другое название - женское обрезание)- частичное или полное удаление женских внешних детородных органов, вызванное национальными или другими не медицинскими причинами. Практика обрезаний, затрагивающая 100-140 миллионов женщин и девочек по всему миру, нарушает их права на здоровье и физическую полноценность. В 2007, ЮНФПА, при содействии ЮНИСЕФ , потратила $44 млн на запуск программы по сокращению случаев обрезания в 16 странах мира на 40 % к 2015 году, и полному искоренению этой практики в период жизни одного поколения. Также, ЮНФПА недавно профинансировала Международное совещание по техническим вопросам, на котором собрались специалисты со всего мира для обсуждения стратегий убеждения народов разных стран в прекращении практики обрезания.

Организация взаимного образования молодежи (Ю-ПИР)

Эта широкая организация, действующая под управлением ЮНФПА и призванная информировать молодежь об эпидемии СПИДа, поддерживает сотни проектов, работающих по принципу взаимного образования молодежи более чем в 20 странах Восточной Европы, Африки и Арабского мира. Она стремится установить общие стандарты высокого уровня в различных видах деятельности, в которые вовлечены подростки, проводя обучение, разрабатывая учебные пособия и создавая обширный веб-сайт для обмена опытом и знаниями, а также многое другое.

Сенегал

Успешная программа ЮНПФА, которая поддерживает три специальных проекта по сокращению материнской смертности, специализируется на создании, восстановлении и оснащении медицинских центров и сельских родильных домов.

Мали

При помощи межведомственной командной работы ЮНФПА, в этой стране были созданы и обеспечены всем необходимым семь новых медицинских центров в трех областях страны и один современный родильный дом.

Взаимоотношения с правительством США

В период с 2002 по 2008 гг., администрация президента США Буша отказала ЮНФПА в финансировании, к тому времени уже назначенном Конгрессом, на основании того, что ЮНФПА оказывал поддержку правительственным программам Китая , включавшим в себя аборты и стерилизацию . В письме к Конгрессу от заместителя госсекретаря по вопросам политики, Николаса Бёрнса, сказано, что администрацией было постановлено, что поддержка организацией ЮНФПА китайской программы по народонаселению «способствует продвижению правительственной программы Китая по совершению принудительных абортов», нарушая, тем самым, поправку к законопроекту Кемп-Кастена, которая налагает запрет на финансирование или поддержку абортов заграницей со стороны США.

Это обвинение не было подкреплено никакими доказательствами, и по сути было опровергнуто различными группами из США, Великобритании и ООН, расследовавшими действия ЮНФПА в Китае. ЮНФПА отмечает, что он «не оказывает поддержку услуг по совершению абортов». «В его хартии отчётливо прописан пункт об осуждении насильственных мер»

Исследования 2001 года, проведенные Институтом Демографических Исследований, возражающим против абортов, установили, что ЮНФПА сотрудничал с китайской организацией по планированию семьи, проводившей программу принудительных абортов.

Позднее, в Китай на две недели была отправлена следственная группа из государственного департамента США в составе трёх человек. В письме государственному департаменту они писали, что не нашли «никаких свидетельств того, что ЮНФПА причастен к управлению программами принудительного совершения абортов в Китае, равно как и принудительной стерилизации», о которых было заявлено ранее. Президент Буш проигнорировал этот отчёт. Однако представитель республиканской партии Кристофер Х. Смит раскритиковал расследование, проведенное государственным департаментом. Он заявил, что следственной группе показали лишь «Потемкинские деревни», в которых жители были до того запуганы, что лгали о программе семейного планирования Китая.

Группы, отправленные в Китай Британским парламентом и Организацией Объединённых Наций получили те же результаты.

Под курсом администрации президента Буша, финансирование на общую сумму в $224 млн, одобренная Конгрессом , было заморожено исполнительной властью (возглавляемой президентом).

Некоммерческие организации объединились в попытке изменить такое отношение к ЮНФПА и компенсировать невыплаченную правительством дотацию путем сбора частных пожертвований:

Американцы в защиту ЮНФПА

В январе 2009 года, президент Барак Обама возобновил финансирование ЮНФПА, заявив в своём публичном обращении, что он «надеется на сотрудничество с Конгрессом с целью возобновления финансирования ЮНФПА. Возобновляя материальную поддержку ЮНФПА, США присоединится к 180 странам, осуществляющим поддержку 154 стран в борьбе с бедностью, улучшению здоровья женщин и детей, предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа и оказании помощи женщинам в вопросах планирования семьи.»

Источник: Минэкономразвития России


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ ООН (ЭКОСОС)
The United Nations Economic and Social Council (ECOSOC)
Le Conseil économique et social des Nations-Unies (CESNU)

Место расположения: Нью-Йорк (США)

Создан: в соответствии с УставомООН

Членство: 54 страны

Генеральный секретарь: Нестор Осорио (Колумбия) на 2013 год

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) , учреждённый в соответствии с Уставом ООН 26 июня 1945 года - один из главных органов Организации Объединённых Наций , который координирует сотрудничество в экономической и социальной областях ООН и её специализированных учреждений .

К основным функциям Совета относятся: оценка и контроль за осуществлением общей стратегии, политики и приоритетов, устанавливаемых Генеральной Ассамблеей ООН в экономической, социальной и смежных областях; обеспечение согласования и последовательного практического осуществления соответствующих директивных решений и рекомендаций, принимаемых на конференциях и других форумах в рамках системы ООН.

Кроме того, в его мандат входит подготовка исследований и докладов по социально-экономической и правовой проблематике, рекомендаций для Генеральной Ассамблеи ООН, а также координация соответствующей деятельности ООН и специализированных учреждений и институтов.

ЭКОСОС обеспечивает деятельность следующих органов:

Функциональные комиссии ЭКОСОС:

  • Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию

Региональные комиссии ЭКОСОС:

  • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)
  • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)
  • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА)

Постоянные комитеты ЭКОСОС:

  • Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями

Специальные органы ЭКОСОС:

  • Специальная рабочая группа открытого состава по информатике

Экспертные органы, состоящие из правительственных экспертов:

  • Комитет экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ
  • Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности
  • Группа экспертов Организации Объединенных Наций по географическим названиям

Экспертные органы, состоящие из членов, выступающих в личном качестве:

  • Комитет экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения
  • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

Связанные с Советом органы:

  • Комитет по присуждению Премии Организации Объединенных Наций в области народонаселения
  • Координационный совет Совместной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу

Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

  • содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;
  • выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в сфере здравоохранения ;
  • содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования ;
  • создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

Совет уполномочен созывать специальные заседания по чрезвычайным ситуациям гуманитарного характера.

ЭКОСОС проводит исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует практической реализации решений, принимаемых на этих конференциях.

ЭКОСОС состоит из 54 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН сроком на три года. Места в Совете распределяются на основе принципа географического представительства, при этом 14 мест отводятся государствам Африки, 11 – Азии, 6 – Восточной Европы, 10 – Латинской Америки и Карибского бассейна и 13 – государствам Западной Европы и странам остального мира. Россия является неизменным членом ЭКОСОС с момента его создания, обеспечивая переизбрание в его состав каждые три года, и пользуется неизменно высоким авторитетом у других членов ЭКОСОС.

ЭКОСОС проводит одну четырехнедельную основную сессию в июле поочередно в Нью-Йорке и Женеве. Эта сессия включает заседание на высоком уровне с участием министров и других высокопоставленных должностных лиц для обсуждения важнейших экономических социальных и гуманитарных проблем. Президиум Экономического и Социального Совета избирается всеми членами Совета в начале каждой ежегодной сессии. Основные функции Президиума заключаются в подготовке повестки дня, составлении программы работы и организации сессии при поддержке Секретариата Организации Объединенных Наций.

Кроме того, ЭКОСОС проводит на протяжении года несколько краткосрочных сессий и большое число подготовительных заседаний, «круглых столов» и экспертных обсуждений с представителями гражданского общества по вопросам организации своей работы.

Одной из основных функций ЭКОСОС является проведение раз в два года Форума высокого уровня по сотрудничеству в целях развития, которые посвящаются конкретным вопросам, включенным в Цели развития тысячелетия ООН. ЭКОСОС организует консультации с ведущими учеными, представителями делового мира и членами более чем 3200 зарегистрированных

В мире функционирует немало научных учреждений и организаций, которые исследуют проблемы демографии. (США - Центр демографических исследований при Пристонском университете и других университетах, Американская Ассоциация по вопросам населения; во Франции -Институт демографических исследований в Париже, в Китае - Институт экономики народонаселения Пекинского экономического института, в Российской Федерации - Институт социально-эко­номических проблем народонаселения РАН и др)

Важную роль призвана играть ООН и ее специализированные учреждения, такие как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Продо­вольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Программы Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Детский фонд (ЮНИСЕФ), региональные экономические комиссии и т.д.

В 1947 г. учреждена Комиссия по народонаселению, задача - орг-ия исслед-ий по числ-ти, структуре и динамике мирового населения, взаимодействию демогр. и соц.-экон. факторов. Комиссия также наблюдала за демогр. тенденц и политикой, рассматривала и оценивала прогресс в достижении целей Всемирного плана действий в области народонаселения. План действий был принят в 1974 г. на Всемирной конференции по народонаселению, состоявшейся в Бухаресте.

Впервые демогр. проблематика была вынесена на рас­смотрение Генеральной Ассамблеи ООН в 1957 г. 1967 г. в структуре ООН был учрежден Целевой фонд для деятельности в области народонаселения, который в 1969 г. реорганизован и переименован в Фонд ООН для деят-ти в области народонаселения (ЮНФПА). обязанность - аккумулировать и перераспределять средства на проведение программ в области народонаселения в разви­вающихся государствах.

В 1987 г. название Фонда было изменено на Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения, хотя сокращение ЮНФПА осталось прежним. Основные функции ЮНФПА: -созд. механизма, способного учитывать потребности науки при планир. народонас-ия и семьи; поощр. пр-са осозн. роли демогр. фак­торов (роста народонас-ия, уровня рожд-ти и смер-ти, тер-го распр. и миграции);- оказание помощи правительствам при разработке целей и программ в области народонас-ия и предост. фи­нансовой помощи для их осущ-ия.

В январе 2004 г в Женеве состоялся Европейский форум по на­родонаселению обсуждались вопросы демографии, здравоохранения и социальной сферы. Они изучали стратегии и тенденции в области миграции, старения населения, рожд-ти и смер-ти, сексуального и репродук­тивного здоровья и прав.

Специализированные организации ООН работают в тесном кон­такте с ЮНФПА и дополняют его деятельность.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) изучает вопросы огранич рождаемости, ве­дет статистику заболеваемости и смертности, пропаганду грудного вскармливания и использования полезных для кормящих матерей продовольственных продуктов. ЮНИСЕФ, направляет свою деят-ть на снижение детской смертности и заболеваемости путем расширения программ вакцинации детей, поощрения грудного вскармливания, помогает в обучении медицинского персонала, предоставлении оборудования для приема родов и медикаментов.

ЮНЕСКО помогает решать демографические проблемы через просвещение населения, способ­ствует проведению демогр. политики, осуществляет проекты, касающиеся статуса женщин, соц., культурных и экон. аспектов вну­тр. и междунар. миграции.

МОТ осуществляет исследования в области взаимосвязи роста населения, занятости и положения трудящихся, роли и статуса жен­щин в семье и обществе, миграции рабочей силы, а также собирает и анализирует статистические данные по занятости и безработице.

История ООН в фактах и легендах


"Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе”

С этих слов начинается Устав Организации Объединенных Наций - структуры, создание которой называют одним из главных итогов Второй мировой войны.

Изначально именно предотвращение глобальных международных конфликтов является основной задачей ООН. Ее штаб-квартира не раз становилась ареной самых ожесточенных словесных баталий и скандальных поступков ради сохранения мира и спасения человеческих жизней.

История ООН в фактах и легендах, рассказанных дипломатами, – в спецпроекте ТАСС.

ДЕСЯТЬ ФАКТОВ ПРО ООН

Рожденная войной

Идея создания ООН возникла еще в самом начале Второй мировой войны. 14 августа 1941 года на борту военного корабля в Атлантическом океане близ о. Ньюфаундленд (Канада) президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль подписали Атлантическую хартию - документ, декларирующий цели двух стран в войне против нацистской Германии и ее союзников, а также их видение послевоенного устройства мира. 24 сентября 1941 года к этой декларации присоединился СССР.

1">

1">

1 января 1942 года представители 26 союзных государств, воевавших против стран гитлеровской коалиции, заявили о поддержке Атлантической хартии, подписав Декларацию Объединенных Наций. В этом документе впервые было официально использовано название "Объединенные Нации", предложенное президентом Рузвельтом.

Идею образования новой организации поддерживали все, но имелись разногласия по вопросам ее структуры, задач и полномочий.

В итоге на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (Вячеслава Молотова, Корделла Хэлла и Энтони Идена) в конце октября 1943 года был подписан первый документ о создании международной организации в возможно короткие сроки. Во встрече также участвовал посол Китая в Москве Фу Бин-чан.

Чтобы попасть на конференцию, государственный секретарь США Корделл Хэлл совершил первый полет в своей жизни, а по возвращении из Москвы прямо в аэропорту его лично встречал президент Рузвельт.

Декларация от 1 января 1942 года, в которой впервые упоминается название "Объединенные Нации", предложенное президентом США Франклином Рузвельтом


Устав ООН и подозрительный Трумэн

Окончательная договоренность о создании ООН была достигнута в 1945 году в Ялте в ходе встречи руководителей трех стран антигитлеровской коалиции - Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля.

Было условлено, что в основу деятельности ООН будет положен принцип единогласия великих держав - постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето.

Однако проблемы и разногласия между державами, задумавшими ООН, начались еще до принятия Устава организации. Позиция США претерпела серьезные изменения после смерти президента Рузвельта. Сменивший его Гарри Трумэн относился к СССР с большой подозрительностью.

Трумэну не нравились достигнутые в Ялте договоренности о принципе единогласия великих держав в Совете Безопасности, а также возможность использовать право вето. Согласно раскладу сил, который сформировался на тот момент в будущей международной организации, США обладали абсолютным большинством голосов в Совете Безопасности и Генеральной ассамблее. Мешало одно - право вето, которое получала Москва вместе с остальными членами СБ ООН. Трумэн надеялся изменить ситуацию на конференции в Сан-Франциско, где должен был обсуждаться Устав ООН.

Масла в огонь неприязни к коммунистическому режиму подливала информация от американского посла в Москве Аверелла Гарримана.

Из депеши Аверелла Гарримана

Более миллиона "голубых касок"

Деятельность ООН по поддержанию мира началась в 1948 году с учреждения органа по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке.

Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН в составе 10 стран были созданы в 1956 году для наблюдения за отводом иностранных войск из зоны Суэцкого канала (Египет). Тогда же впервые были использованы голубые береты и каски, ставшие символом миротворцев.

С 1948 года ООН инициировала 71 операцию по поддержанию мира. В рядах несли службу более миллиона военных, полицейских и гражданских сотрудников. Более 3,3 тыс. миротворцев погибли.

Люди не ценят тех вещей, которые ООН достигла. Возможность межгосударственного конфликта сильно снизилась за 70 лет существования ООН. Да, у нас есть войны и очень отвратительные события. Была Корейская война, конфликт во Вьетнаме, противостояние между Индией и Пакистаном, были войны в 70-х годах в Южной Азии, войны в Африке. Но большой войны не случилось, и мы должны признать, что часть этой заслуги лежит на ООН

Сэр Джереми Гринсток, бывший постпред Великобритании при ООН (1998-2003), глава Ассоциации ООН в Соединенном Королевстве


Шесть "Нобелей" ООН

В 2001 году ООН получила Нобелевскую премию мира, хотя до этого отдельные направления ее деятельности отмечались такой наградой, и даже не один раз.

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев было удостоено премии дважды - в 1954 и 1981 годах.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) - в 1965 году.

Международные силы ООН по поддержанию мира - в 1988 году.

В 1961 году Нобелевской премией мира был посмертно награжден генеральный секретарь ООН Даг Хаммершельд (Швеция).

РЕКОРДЫ, СКАНДАЛЫ И ЛЕГЕНДЫ


Трибуна ООН - а более высокой трибуны в мире пока нет - давала государствам возможность излагать свою точку зрения на события в международной жизни и тем самым ослаблять напряженность в их отношениях. Это позволяло общественному мнению в различных странах сопоставлять позиции основных противоборствующих сторон. В результате такого сопоставления та или иная держава подвергалась определенному международному давлению, с которым она не могла не считаться. Так было во время войны во Вьетнаме, так было во время войны в Афганистане, так было и в некоторых других случаях. И наконец, были все же международные конфликты, пусть не самые острые, которые удавалось решать непосредственно в ООН

Олег Трояновский, постпред СССР в ООН (1976-1986)

Сессии Генассамблеи ООН, открывающиеся ежегодно в конце сентября, всегда являются самым насыщенным и ярким дипломатическим событием года. В рамках форума проходят сотни встреч и выступлений. Интерес приковывают те из них, в которых участниками являются "закадычные враги" - как они поведут себя, находясь в одном помещении и слушая своих оппонентов. Выступления лидеров стран и высокопоставленных дипломатов нередко сопровождаются скандалами и экстравагантными поступками.

Рекордсменом среди глав государств по продолжительности речи с трибуны Генассамблеи до сих пор является кубинский лидер Фидель Кастро. В 1960 году он говорил 4 часа 29 минут, что стало поводом для попадания в Книгу рекордов Гиннесса.

Иногда политикам, выступавшим с трибуны ООН, становилось плохо. А ливийский лидер Муаммар Каддафи в ходе своей последней речи в ООН в сентябре 2009 года довел до обморока переводчика.

Он говорил почти два часа вместо отведенных регламентом 15 минут. В столь длительном выступлении ливийский лидер успел затронуть многие мировые проблемы, в том числе раскритиковал ООН. В частности, он заявил о необходимости перенести штаб-квартиру организации из США в другую страну.

Муаммар Каддафи, глава Ливии

Зачем вы едете в Америку, где вы все страдаете от перемены времени? Посмотрите на себя - вы все устали от долгого перелета через Атлантику. Необходимо найти для штаб-квартиры ООН другую страну, где, приехав на Генассамблею ООН, люди не будут такими уставшими... Зачем вы стремитесь в Америку? Это что - Ватикан, Иерусалим или Мекка?

Муаммар Каддафи, глава Ливии

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Одним из самых загадочных моментов, произошедших в ходе сессий Генассамблеи, является история с ботинком Никиты Хрущева. По одной из версий, ботинок соскочил с ноги Хрущева в толпе по дороге на заседание, и его принесли ему уже после начала выступлений. Кто-то утверждает, что Хрущев держал ботинок в руке в ходе заседания, кто-то отмечает, что ботинок лежал рядом на столе. Но так или иначе, в ходе выступления филиппинского делегата, который рассуждал об угрозе советского империализма, Хрущев вскочил с места и стал размахивать руками, чтобы привлечь внимание председателя сессии, а также стучал по столу в знак протеста. Ботинок просто оказался под рукой. Поговаривают, что за эту недипломатическую выходку советская делегация якобы была оштрафована ООН на 2 тысячи долларов, но штрафа так никогда и не выплатила, поскольку все документы, связанные с этим инцидентом, таинственным образом исчезли из ооновских файлов.

Был еще и другой эпизод, когда во время выступления на 15-й сессии Генассамблеи ООН Хрущев употребил известное выражение "кузькина мать", которое переводчик перевел буквально как "kusma"s mother", чем привел делегации в замешательство. Смысл фразы был совершенно непонятен, и от этого угроза приобрела зловещий характер. В дальнейшем "kusma"s mother" переводчики заменили на другую часто используемую Хрущевым в отношении Запада угрозу: "Мы вас похороним" ("we"ll bury you").


"Лучше красный, чем мертвый"

Одна из самых популярных историй, пересказываемая буквально всеми дипломатами, работавшими в ООН, связана с Олегом Трояновским.

Олег Трояновский, постпред СССР в ООН (1976-1986)

В зале Совета Безопасности два экстремиста, принадлежавших к какой-то маоистской группировке, перед началом заседания облили меня и заместителя постоянного представителя США Ван ден Хювеля красной краской. Когда я, переодевшись, появился перед ожидавшими меня журналистами, то, отвечая на их вопросы, сказал: "Better red than dead" ("Лучше быть красным, чем мертвым"). Эта фраза имела большой успех, так как в то время крайне правые в США провозгласили своим лозунгом слова "Better dead than red", то есть "Лучше быть мертвым, чем красным"

Олег Трояновский, постпред СССР в ООН (1976-1986)

На следующий день эта история попала во многие газеты и журналы как цитата дня. Также рассказывают, что руководство Секретариата ООН, пытаясь "сгладить" оплошность своей службы безопасности, оплатила советскому и американскому дипломатам покупку новых костюмов, рубашек, ботинок и т. д.

Тайная комната, или почему не расширяется СБ ООН

Рядом с залом заседаний Совбеза находится небольшая комната для совещаний. Там очень мало места, максимум там могут находиться три человека от каждой страны - постоянного члена СБ ООН. Планировался ремонт, и членов Совета Безопасности спросили, не хотят ли они расширить помещение за счет примыкающих к нему комнат.

Сергей Лавров, глава МИД РФ

Не хочу никого выдавать, но один из постоянных членов Совета Безопасности, посол (не мы) сказал: "Нет, ребята, давайте не будем сейчас эту стену передвигать, потому что как только мы ее передвинем, сразу появится искушение активнее продавливать расширение в Совете Безопасности. Потому что будет куда расширяться..."

Сергей Лавров, глава МИД РФ


Как спецслужбы проглядели ракету в саду ООН

"На территории штаб-квартиры ООН есть два архитектурных подарка Советского Союза – скульптура "Перекуем мечи на орала" Евгения Вучетича, установленная в 1959 году, и монумент Зураба Церетели "Добро побеждает зло", подаренный в 1990 году. Отлитый из бронзы, он изображает Георгия Победоносца, пронзающего копьем межконтинентальные ракеты: советскую СС-20 и американскую "Першинг", которые стали символом окончания холодной войны", - рассказал заместитель министра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов, работавший в ООН в качестве первого заместителя постпреда РФ и старшего советника канцелярии генсека.

Легенда гласит, что Церетели с большим трудом удалось получить фрагменты советской СС-20, поскольку соответствующие ведомства отказывались пойти ему в этом навстречу, ссылаясь на секретность. Однако, когда положительное решение все же было принято, военные отдали скульптору не просто корпус, а чуть ли не оснащенную ракету. Когда памятник, ставший подарком ООН от правительства СССР, установили в ооновском саду, выяснилось, что в его основании лежат части ракеты с элементами секретной начинки. С большими трудностями удалось их демонтировать. В таком виде Георгий Победоносец до сих пор стоит в ооновском саду

Геннадий Гатилов, замминистра иностранных дел РФ


Гид по спальным местам в ООН

"Во второй половине девяностых годов послом Франции при ООН был известный дипломат Алан Дежами (Alain Dejammet). - рассказал бывший постпред Таджикистана при ООН, а ныне посол в КНР Рашид Алимов. - Он имел репутацию неразговорчивого, взвешенного дипломата, без ярко выраженного чувства юмора. Поэтому большим сюрпризом для многих стало появление в штаб-квартире ООН написанной им брошюры под интригующим названием Sleeping in the United Nations - о лучших местах в ООН, где можно поспать.

Автор "гида по спальным местам ООН" разделил места для сладкого сна во время длительных заседаний на пять категорий и присвоил им соответствующее число звезд: не рекомендующиеся, приемлемые, приятные, очень хорошие и исключительно хорошие. Со свойственной исследователю педантичностью он определил самые уютные, в основном темные, уголки и описал их комфортность, освещенность, отсутствие внешних раздражителей и шума, а также частоту использования. Все, кто познакомился с гидом, отдали должное объективности и остроумию Дежами: самым лучшим местом для спокойного сна он назвал скрытый от посторонних глаз частный офис Французской делегации в Секретариате ООН, а второе место по популярности отдал Библиотеке периодических изданий ООН, которая, по его словам, ”производит впечатление покинутого монастыря”.

Кто-то из моих коллег тогда заметил, что скорее всего французский посол за четыре года работы в ООН почерпнул эти знания и опыт, проводя "изнурительные сонные эксперименты" на себе. Справедливости ради стоит сказать, что ежегодно в ООН проходит до 7 тысяч заседаний, причем многие из них затягиваются до полуночи и выдержать столь изнурительный марафон дано не каждому

Рашид Алимов, посол Таджикистана в КНР

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

БУДУЩЕЕ ООН

Помимо миротворческой деятельности, среди приоритетов деятельности ООН - работа по содействию соблюдения прав человека, охране окружающей среды; развитие Африки; борьба с болезнями и нищетой, наркоманией, терроризмом; охрана прав интеллектуальной собственности, оказание помощи беженцам, уничтожение ядерного, химического и обычного оружия.


Top