Конный воин в доспехах. Еще раз к вопросу о весе рыцарских доспехов…



Мечи и сабли

В течение XIV в. В Северо-Западной Руси продолжали пользоваться прямыми мечами, тогда как на юге страны распространились сабли. Нет сомнения, что новгородские и псковские воины сражались с немцами и шведами с помощью обоюдоострых прямых мечей.

Рукоятки мечей в это время становились длиннее. Всего два экземпляра русских мечей этого периода сохранилось до нашего времени; считается, что один из них принадлежал князю Довмонту; это широкий треугольный клинок колющего типа, украшенный позолотой. Другой меч связывают с именем князя Всеволода Мстиславича; он украшен золотом и серебром и имеет девиз: «Никому не уступлю чести своей».

Незадолго до Куликовской битвы на Руси появилась другая разновидность прямого меча - палаш с односторонней заточкой клинка. Более широко были распространены обычные рыцарские мечи, попавшие на Русь из Европы. Один из таких мечей с двуручной рукояткой, имеющей грушевидное навершие, найден в Пскове и датируется 1-й пол. XV в. Это указывает на то, что русские использовали мечи того же типа, что и тевтонские рыцари.

В XV в. во время войн против кочевников на смену мечу пришла более удобная для всадников сабля. Постоянное давление со стороны Золотой Орды привело к распространению сабли, а меч стал играть все меньшую роль в качестве основного оружия конного воина; географическая зона распространения сабли постепенно продвигалась на север, пока не достигла Новгорода. Однако точная граница этой зоны неизвестна, так как в некоторых русских землях одновременно пользовались обоими видами клинков. Русские сабли ковались по той же технологии, что и восточные, - из высококачественной полосной или витой дамасской стали. Они использовались для нанесения как режущих, так и колющих ударов. Сабли XV- начала XVI вв. имели очень узкое острие и прямую крестовину; один английский путешественник XVI в. утверждал, что у русских такие же точно сабли, как у турок. Ни одна русская сабля XIV–XV вв. не сохранилась, но дошедшие до наших дней образцы этого оружия из соседних регионов позволяют сделать предположение, что сабли эти имели слегка изогнутую форму и больше походили на сабли XIII, а не XVI в.


Боевые ножи и булавы

Кончар впервые упоминается в рассказе о Куликовской битве в 1380 г. Это был облегченный колющий меч, название которого произошло от арабского ханджар, имевший длинный узкий клинок, способный пробить кольчугу, и обыкновенно носился с правой стороны на поясе или у седла. Кончар, по-видимому, не имел широкого распространения: в русских музеях хранятся всего несколько экземпляров. Кинжалы и ножи были поясные, засапожные и подсайдачные, которые хранились вместе с саадаком - комбинированным колчаном со стрелами и налучьем с луком.

Поясные ножи имели короткий обоюдоострый клинок и носились в устье - ножнах, которые на крючке подвешивались к поясу. У подсайдачного ножа был длинный и широкий, слегка изогнутый клинок, заточенный с одной стороны; он привязывался ремнем с левой стороны седла. Засапожные ножи имели кривые клинки. Иногда эти ножи привязывались шелковым или кожаным плетеным шнуром, украшенным кисточкой.

Булавы и палицы являлись традиционным русским оружием, и многие из них выделялись своей оригинальной формой. В XII–XIII вв. на Руси, например, появляется булава с головкой четырехугольной формы со срезанными углами, которая оставалась на вооружении вплоть до середины XVII в. Другая разновидность ударного оружия - шестопер - использовалась европейскими рыцарями начиная с XIV в., о нем упоминается еще в 1502 г. в Пскове, хотя к тому времени шестопер превращается скорее в символ воинской власти и теряет функции боевого оружия.


Арбалеты

Множество наконечников арбалетных стрел, найденных на территории России, свидетельствует о роли этого оружия. Вне сомнения, арбалет являлся важным компонентом вооружения уже к 1240 г., судя по находкам археологов на территории городов, разрушенных монголами. В городе Изяславлс были найдены останки арбалетчика, по всей видимости командира, погибшего при защите крепостной башни. Крюк для натягивания арбалетной тетивы, сохранившийся на его поясе, является самым древним из найденных в Европе. Одним концом крюк приклепывался к натяжному ремню, а другим скользил по ложу арбалета. Приспособление, найденное в Изяславле, может указывать на переход от ручного натягивания тетивы к более сложной системе, что, предположительно, связано с использованием составного лука. Арбалеты, натягиваемые посредством плечевых скоб или ремней, упоминаются в Ипатьевской летописи под 1291 г. Такими арбалетами могли пользоваться и всадники.

Известен случай, когда эффективная стрельба арбалетчиков предотвратила нападение монгольского войска на город Холм. Но если в Западной Европе процесс совершенствования арбалета стимулировал создание более надежных и крепких оборонительных доспехов, то на Руси такая тенденция была менее заметной и проявилась разве что в принятии на вооружение в пехоте большого «желобчатого», или «килевого», пехотного щита павеза, прикрывающего стоящего в рост человека. Тем не менее арбалет на Руси приобретал все более широкую популярность, и к XIV в. отряды арбалетчиков становятся решающей силой русского войска и продолжают сражаться и позднее, когда уже появилось ручное огнестрельное оружие . Стоит заметить, что первое сообщение о пушке на стене Кремля, которая стреляла не ядрами, а арбалетными болтами, один из которых поразил татарского царевича, относится к 1382 г. В 1486 г. арбалет как боевое оружие упоминается в последний раз, на смену ему приходят пищали, хотя арбалетами еще продолжали пользоваться для охоты.

У некоторых арбалетных стрел были довольно тяжелые наконечники - в четыре раза тяжелее, чем обычные. Древки арбалетных стрел имели длину 30–50 см; такая стрела пробивала мощные доспехи. Наконечники были обычно пирамидальной формы, заостренные, квадратные или ромбовидные в сечении, соединение наконечника с древком осуществлялось таким образом, чтобы стрела в этом месте не ломалась при значительном ударе. В XIV–XV вв. наконечники стали еще тяжелее, хотя сделанные в Изяславле находки указывают, что арбалетчики пытались экспериментировать с тяжелыми наконечниками еще в 1-й половине XIII в. Со временем наконечники становились толще, их режущие края укорачивались, они все больше становились похожими на маленькие снаряды. Эти «снаряды», очевидно, пробивали чешуйчатые или пластинчатые доспехи и наносили тяжелые раны.


Шлемы

Судя по книжным миниатюрам, изображениям на иконах и письменным свидетельствам, а также хранящимся в Оружейной палате Московского Кремля экспонатам, на Руси существовали две основные разновидности воинских шлемов - конический и полусферический, и оба были известны еще в домонгольский период. Богатые воины, по-видимому, носили двойные доспехи и шлемы обоих видов, один из которых, возможно, служил в качестве «подшлемника» .

Слово шишак заимствовано у турок или венгров; так мог называться подшлемник. Шишак упоминается в завещании великого князя Ивана Ивановича в 1359 г. - самое первое свидетельство о появлении этой разновидности шлема в Европе. Два самых ранних образца русских шишаков были найдены Н.С. Шеляпиной в 1975 г. в колодце Арсенальной башни Московского Кремля. Судя по узорам на тульях и навершиях, изготовили их на Руси. Венцы шишаков были окованы медной полосой, а тульи покрыты серебром. Возраст этих шлемов, найденных вместе с доспехами и тремя богатыми шпорами, датируется примерно 1500 г., а пользоваться ими московские конники могли до конца XV в.

Существовали шлемы полусферической или еще более редкой - пирамидальной - формы, с дополнительными элементами для защиты головы от удара сзади, для защиты ушей и носа, с острием (шишом) на вершине.


Доспехи и одежда

В течение XIII в. русский военный костюм претерпел значительные изменения, и к середине столетия на вооружении русского войска появились пластинчатые доспехи. К сожалению, существует мало подробных описаний того, как эти доспехи выглядели в XIV–XV вв. Тем не менее летописец, повествующий о Куликовской битве, утверждает, что на доспехах князя Дмитрия Ивановича после сражения оказалось множество вмятин, - значит, это были пластинчатые доспехи, а не кольчуга. Такие доспехи были, несомненно, тяжелыми, по этой причине их иногда сбрасывали во время бегства. Под воздействием огня эти доспехи разрушались. В XIV–XV вв. стальные пластины доспехов подгоняли друг к другу таким образом, что на поле сражения они, по словам летописца, сверкали «как серебро».


На этом рисунке один из наступающих всадников вооружен прямым мечом, другой обеими руками держит высоко занесенную кривую саблю. Один из отступающих конников обороняется, по-видимому, так называемой «литовской павезой» с вертикальным «килем» на лицевой стороне. Радзивилловская летопись, из списка копии (XV в.) оригинала XIII в.


Военные предпочитали одежды ярких цветов, как видно на изображениях из миниатюр; особенно распространены были синие, зеленые и красные цвета. Шапки и плащи обычно изображались зелеными, щиты - красными или красно-зелеными, иногда с зеленым узором в «елочку», белыми, коричневыми, красно-черными. Сабельные ножны окрашены в красные или коричневые цвета, знамена - обычно в красный. Слово «красный» означало тогда в русском языке также и «красивый» (отсюда такие выражения, как «красная девица» или «красное солнышко»), наверное, поэтому на Руси были так популярны щиты красного цвета.

КОННИЦА. 1250-1300


1. Конный воин из Западной Руси в полном вооружении

Оружие и доспехи смешанного типа, сложившегося под влиянием различных воинских традиций, которые Западная Русь активно перенимала в ту эпоху. Шлем так же отличается от типичного русского шлема, как отличались от Руси Византия и Балканские страны, тогда как «желобчатый», или «килевой», шит относится к типу «малой литовской павезы». Воин вооружен вместо лука копьем и дротиками, что указывает на более сильное влияние на вооружение литовской легкой конницы, чем Золотой Орды. Его меч, вероятно, был завезен из Центральной Европы.

2. Псковский боярин

Знатный воин облачается в доспехи. Пока на нем только кольчатые поножи европейского типа. Его тяжелый украшенный меч, вероятно, немецкого происхождения. Шлем с металлической иконой на золоченой пластине, защищающей глаза и нос, отчасти напоминающей очки, и с длинной кольчужной бармицей, прикрывающей лицо, изготовлен по традиционно русским или даже ближневосточным образцам.

3. Конный воин из Юго-Восточной Руси

Богато экипированный конный стрелок, типичный представитель военной элиты Юго-Восточной Руси, граничившей со Степью и сильнее всего подверженной военному влиянию из Золотой Орды. На воине, кроме кольчуги с короткими рукавами, нет ни пластинчатого, ни иного оборонительного доспеха. Снаряжение для стрельбы из лука и кривая сабля похожи на однотипные виды оружия из Юго-Восточной Европы, Ближнего Востока и даже Центральной Азии. На левую руку надевался небольшой жесткий кожаный браслет, оберегающий запястье от ударов тетивы.


ПЕХОТА. 1250-1325

1. Русский арбалетчик

В эту эпоху на вооружении пехоты находились оружие и доспехи, возможно, даже более смешанного типа, чем у конницы, образовавшегося под влиянием различных воинских традиций, которые Русь активно перенимала в конце XIII–XIV вв. Его арбалет и сопутствующее снаряжение, а также короткий, но довольно широкий меч выглядят как типично европейские, хотя кажутся немного устаревшими. То же самое относится к его кольчуге и стеганой куртке под ней. Но его высокий остроконечный шлем с узким венцом является образцом характерно русского доспеха, как и его сапоги, глядя на которые, можно предположить, что воин может сражаться и верхом.

2. Городской ополченец

На воине высокие сапоги из мягкой, слегка декорированной кожи. Подобная обувь была, конечно, незаменима в суровые русские морозы и обычную для этих краев осенне-весеннюю распутицу. В то же время внушительный меч, пехотное копье с широким наконечником и большой щит - ополченец предстает перед нами во всеоружии - напоминают экипировку хорошо оснащенных воинов из европейских гарнизонов. Особенно характерна структура вооружения. Шлем типично русского образца склепан из отдельных сегментов, вместо кольчужной бармицы для защиты лица и шеи здесь использована толстая стеганая набивная ткань - деталь откровенно монгольская. А тяжелый крытый материей панцирь с широкими наплечниками, непривычный для европейского глаза, также был, по-видимому, перенят у монголов.

3. Легковооруженный пеший стрелок

Этот пехотинец вооружен и одет в типично русской манере, почти не испытавшей влияния извне. Судя по головному убору и обуви, это человек невысокого происхождения, возможно даже крестьянин. Его кафтан из толстой стеганой материи с очень высоким воротником защищает его как от непогоды, так и в определенной степени от вражеских стрел. Его большой составной лук был в ходу, конечно, не только на Руси, но и в самых отдаленных регионах Европы, Азии и Среднего Востока. Боевой топор откован кузнецом, знакомым со скандинавским оружейным делом. Узорчатый колчан на правом бедре выдает свое тюрко-монгольское происхождение, хотя, возможно, и он был изготовлен в соответствии с традицией, которая издавна существовала на Руси и в Северной Азии.


КОННИЦА. 1300-1375

1. Легковооруженный конный воин из Западной Руси. 1350

В течение XIV в. оружие, доспехи и военное снаряжение в целом западных и восточных русских земель начинают заметно отличаться, а некоторые западнорусские княжества подпадают под власть Литвы и, соответственно, польско-литовское влияние. Однако облачен этот конник, кроме обычного для Центральной Европы кольчужного доспеха, еще и в пластинчатую кирасу. Вместо меча у него сабля, которой европейцы почти не пользовались, а килевой щит является развитием литовской павезы.

2. Тяжеловооруженный конный воин из Западной Руси. 1375

Руки и ноги этого представителя западнорусской военной элиты защищены пластинчатыми металлическими доспехами, характерными для вооружения конного рыцаря из Европы. Только шлем, который мог бы показаться старомодным в Германии или Франции, и чешуйчатый панцирь монгольского типа отличают его от тяжеловооруженного конного воина из Европы. Однако голова и грудь его лошади защищены пластинчатыми доспехами, заимствованными у степных монголов.

3. Конный воин из Новгорода. 1350

Как ни парадоксально, но этот новгородский конный стрелок снаряжен в тюрко-монгольском или даже исламском стиле. Его оружие, доспехи и конская сбруя чисто азиатского происхождения. Даже украшенные пластинчатые наплечники, защищающие руки, и чешуйчатые доспехи под безрукавкой полностью напоминают экипировку конников Золотой Орды или мусульманской Азии. Подобный стиль вооружения присущ в основном восточным народам. Боевая собака, пытающаяся защитить попавшего в опасное положение хозяина, - феномен типично русского или монгольского происхождения.


ПЕХОТА. 1325-1400

1. Спешившийся боярин. Середина XIV в.

В течение XIV е. в ходу снова появляются оружие и доспехи исключительно русского типа. Этот тип сложился под влиянием нескольких традиций, хотя монгольское влияние оставалось определяющим. В течение XIV–XV вв. русское оружие, доспехи, конская сбруя и военное снаряжение в целом претерпели значительные изменения и стали резко отличаться от европейского типа, сохраняя свою оригинальность вплоть до царствования Петра Великого. В данном случае на боярине как кольчатые, так и пластинчатые доспехи и шлем, бывшие в ходу на Ближнем Востоке. По его меч явно европейского образца, как и щит, хотя последний мог бы показаться несколько старомодным для того времени.

2. Пеший воин из Суздаля. Середина XIV в.

Нет ничего удивительного в том, что воинское снаряжение пешего воина из Суздаля, отделенного от Западной Руси и остальной Европы огромными пространствами и границами нескольких соперничающих княжеств, большинство из которых также находились под властью Золотой Орды, выглядит довольно архаичным. С другой стороны, на нем не заметно следов монгольского влияния. Перед нами пример сохранения старой, но изолированной военной традиции.

3. Арбалетчик. Конец XIV в.

В отличие от предыдущих случаев, снаряжение этого арбалетчика представляет собой комбинацию оригинального русского платья и доспехов, включая толстую стеганую куртку под чешуйчатым панцирем, с мечом и арбалетом западноевропейского типа. Однако его шлем является типичным образцом русского оружейного мастерства.



ВОСТОЧНАЯ РУСЬ. 1375-1425

1. Конный воин. Конец XIV в.

В конце XIV и в XV вв. среди княжеств Восточной Руси возникает новая держава. Это Москва, или Московия, мощное войско которой в основном строилось по принципам монгольского военного искусства. Московиты с успехом перенимали у своих степных соседей не только вооружение, но и тактику и военную организацию. Как и в монгольской армии, в русском войске существовали большие элитные подразделения тяжеловооруженной конницы. На их вооружении в основном находились пластинчатые и другие доспехи монгольского типа, а также и различные компоненты оборонительных доспехов европейского образца, например металлические наколенники у этого воина. Были они изготовлены местными мастерами или завезены из Европы, остается неясным.

2. Конный барабанщик. Начало XV в.

Барабаны в отрядах московской конницы служили для поддержания боевого духа и подачи определенных сигналов на поле брани - еще один яркий пример монгольского влияния на русское военное дело. Действительно, появление конных барабанщиков в армии средневековой Москвы произошло в полном соответствии с военной традицией, распространившейся на огромном пространстве от границ Китая до мусульманской Гранады на юге Испании. Доспехи этого воина выглядят настолько типичными для Западной Азии, что с равной вероятностью могли быть изготовлены в Иране или на Кавказе. Шлем - укрепленный металлическими пластинами кольчужный капюшон - также напоминает кавказский оборонительный доспех зырих-кулах.

3. Князь в золоченых доспехах. Конец XTV в.

Хотя вооружение этого воина кажется смешанным - как западным, так и восточным, - его доспехи тем не менее очень напоминают те, что носили воины Золотой Орды и даже Средней Азии и Ирана. Это пластинчатые наручи, чешуйчато-пластинчатые рукавицы и металлические поножи. Богато золоченые доспехи включают шлем с антропоморфной личиной, которая восходит еще к тюркским племенам западных степей домонгольского периода. Конские доспехи полностью заимствованы из тюрко-монгольского арсенала, поскольку Европа в этом смысле мало что могла предложить.



ЗАПАДНАЯ РУСЬ И ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ. XV в.

1. Тяжеловооруженный конный воин. Начало XV в.

В течение XV е. большая часть средневековой Руси потеряла свою самостоятельность и оказалась в составе самого обширного в Европе того времени государства - объединенного Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Бывшие русские княжества занимали значительную территорию этого государства, а поскольку литовцы составляли в нем абсолютное меньшинство населения, все его институты, в том числе и армия, стали испытывать значительное влияние русской военной культуры. Тем не менее оружие и доспехи, которыми пользовались в элитных подразделениях тяжелой кавалерии, были европейского происхождения. Только по конской сбруе и щиту - щиты подобного типа были распространены в Балканских странах, Венгрии и Польше - можно было отличить этого воина от итальянского конного воина-профессионала XVв.

2. Новгородский знатный конный воин. Середина XV в.

Не у многих воинов, представленных на рисунках этой книги, вооружение такого смешанного типа, как у этого новгородского боярина. Его шлем с кольчужной бармицей и легкий, но прочный чешуйчато-пластинчатый панцирь поверх кольчуги являются типично русскими. То же самое можно сказать о тяжелом подбитом мехом плаще; однако пластинчатые наручи и поножи были, по-видимому, завезены из Германии или даже Италии. Вместо традиционной на Руси конской сбруи тюрко-монгольского образца сбруя его коня скорее европейского типа.

3. Пеший воин. Конец XV в.

Характерным в облике этого полностью вооруженного пешего воина является то, что за пределами Руси могло показаться обычным скорее для воина XIV или даже XIII вв., чем XV в., - кольчуга и защитная толстая стеганая куртка. Наиболее современным кажется шлем итальянского образца, завезенный, возможно, через одно из итальянских поселений на Черном море. С другой стороны, его булава, боевой топор и большая павеза выглядят также очень по-современному.



МОСКОВСКАЯ ПОЛЕВАЯ АРМИЯ. 1425-1500

1. Конный воин. Начало XV в.

Стоит заметить, что в течение нескольких столетий конные московиты отдавали предпочтение характерным высоким остроконечным шлемам. Шлемы такого типа, возможно, были заимствованы с Востока, однако давно стали неотъемлемым атрибутом вооружения московского всадника в глазах европейцев. Остальная часть вооружения конного лучника соответствует аналогичному вооружению его противников из Золотой Орды.

2. Тяжеловооруженный конник. Конец XV в.

К концу XV в. Московское государство стало играть доминирующую роль в отношениях с небольшими татарскими ханствами, на которые распалась Золотая Орда. На западных рубежах московская армия также создавала проблемы для Польско-Литовского государства. Москва превращалась в мощную державу, из которой вскоре на европейский простор выйдет возродившаяся Россия. Высокий остроконечный шлем этого воина дополнен оригинальной сборной кольчужной бармицей, закрывающей как заднюю часть шеи, так и лицо. Его доспехи состоят из кольчуги и пластинчато-кольчатого бахтерца, а щит полностью обит металлом.

3. Пеший воин. Начало XV в.

Как и в Золотой Орде, самым важным подразделением в армии Московского государства была конница, однако и пехота играла значительную роль даже в полевых сражениях. В ее составе воевали копейщики в тяжелых доспехах и воины, вооруженные боевыми топорами. И опять вооружение пехотинца откровенно смешанного типа, сложившегося под влиянием как Запада, так и Востока, - Руси, Европы и монгольского мира. Однако таким боевым топором и щитом вряд ли пользовались воины татарских ханств, образовавшихся после распада Золотой Орды.



ВОИНЫ МОСКОВСКИХ ГАРНИЗОНОВ. 1450-1500

1. Спешившийся стрелец. Конец XV в.

В быстро расширявшемся Московском государстве никогда не было такого большого числа замков и крепостей, как в соседних европейских странах. Тем не менее множество каменных кремлей, или городских цитаделей, постепенно возводилось на месте прежних деревянных, а еще несколько каменных или кирпичных появилось на северо-западе, западе и юго-западе страны. В этих крепостях размещались большие гарнизоны, вследствие чего значение пехоты стало постепенно возрастать. Хотя воин на этом рисунке - спешившийся стрелец, по размерам его лука можно предположить, что он предназначался для использования в пешем строю. Его шлем представляет собой шастинчато-кольчатую комбинацию, как и верхняя часть доспехов для защиты туловища. Гравированные наручи на предплечьях характерны скорее для мусульманского или русского типа вооружения, нежели для западноевропейского.

2. Спешившийся воевода. Конец XV в.

Интересно отметить, что подобные шлемы, популярные у турок-османов на Балканах и Ближнем Востоке, также были очень распространены и на Руси, несмотря на то что до столкновения русских с турками на поле битвы пройдет еще много лет. Эта разновидность шлема, называемая шишак, имела впереди наносник, или стрелку, по бокам - большие крылья, защищающие уши, и в более поздние времена - назатыльник для защиты шеи. Остальные доспехи командира, его металлический щит и сабля также очень напоминают османские. Возможно, это указывает на то, что хорошо вооруженная московская военная элита заимствовала некоторые военные традиции турок-османов, сменивших в Малой Азии православных византийцев.

3. Пищальник. Середина XV в.

Русские с охотой принимали на вооружение огнестрепьное оружие, и существует множество доказательств того, что вскоре это оружие стало производиться в Москве. У этого воина в руках тяжелая пищаль, аналоги которой к тому времени уже были широко распространены по всей Европе. Доспехи, включающие толстую стеганую куртку (тегиляй) и тяжелые сапоги, а также высокий остроконечный шлем с наушами и кольчужной бармицей, относятся к типично русскому типу вооружения.


Примечания:

Огромное расстояние для пешего перехода с обозом.

Александр Ярославич прибыл к месту высадки шведов с «малой дружиной», т. е. горожан в его отряде не было.

Сведений о том, что речь идет о пехоте, нет. Легкая рогатина служила вооружением легкой восточноевропейской конницы и в начале XVI в., а легкий боевой топор и булава, безусловно, являются оружием конного воина.

Легкий боевой топор на протяжении всего Средневековья входил в степной комплекс вооружения вне зависимости от происхождения воина.

Стрельцы кон. XV в. - конные стрелки из лука. Пешие воины с огнестрельным оружием именовались «пищальниками», и только Иван Грозный создает формирование «стрельцов огненного боя».

Топор в сочетании с луком был основным оружием русской поместной конницы кон. XV–XVI вв., в отличие от редкой и дорогой сабли, которая не была обязательным оружием конного стрелка.

Исторически не засвидетельствовано. Русское войско было в основном конным, и его основным оружием был более скорострельный степной лук.

В данном случае, видимо, имеется в виду не собственно «подшлемник» как таковой, т. е. мягкая амортизирующая шапка, а легкий шлем для повседневного использования.

Доспехи конного рыцаря

Конный гарнитур (доспех коня и всадника)
Германия. Нюрнберг. Между 1670-1690 гг.
Сталь, кожа; ковка, травление, гравировка.
Источник поступления в музей: Царскосельский Арсенал. 1885

Бард (англ. Barding) - название конского доспеха (преимущественно средневекового). Изготавливался из металлических пластин, кольчуги, кожи или простеганной ткани. Состоял из следующих элементов: шанфрон (защита морды), критнет (защита шеи), пейтраль (защита груди), круппер (защита крупа) и фланшард (защита боков).

Этот вид конского доспеха возникает в первой половине XV века. Дошедшие до нас экземпляры барда достаточно редки. Полные комплекты экспонируются в Собрании Уоллеса и Королевской оружейной палате. Наиболее ранним считается бард из Венского историко-художественного музея, изготовленный около 1450 г. миланским мастером Пьетро Инокенца да Фаэрно. Конские доспехи весили от 30 до 45 кг.

Применять лошадей в сражениях начали ещё в Месопотамии в 3 тысячелетии до н. э. В X веке до н. э. там же появились первые всадники. С тех пор лошадей в военных целях (для транспорта или для боя) использовали все без исключения народы, которые населяли местности, где лошади обитали. Лошади стали государственным достоянием: нет хороших лошадей - не будет и побед в войне. Потому забота о лошади во все времена была первостепенной для каждого воина. Люди развивали лошадей, постоянно улучшая все качества верховой лошади, как внутренние, так и внешние.

Боевой конь, верный товарищ рыцаря, теперь тоже почти полностью был скрыт броней. Чтобы нести его на себе, да еще и столь же тяжело вооруженного всадника, от коня требовались, конечно, особая сила и выносливость.

Наголовник или налобник для скакуна обычно выковывался из цельного листа металла и закрывал ему лоб. В нем были большие отверстия для глаз с выпуклыми краями, закрытые железными решетками.

Шею коня закрывал нашейник. Он составлялся из поперечных чешуек-полосок и больше всего напоминал... хвост рака. Такой доспех полностью закрывал под собой гриву и прикреплялся к налобнику с помощью металлической задвижки.

Был предусмотрен и специальный нагрудник. Составленный из нескольких широких поперечных полос, он смыкался с нашейником и кроме груди защищал верхнюю часть передних ног. Бока коня прикрывали два цельных стальных листа, соединенных верхними вогнутыми краями. Боковые части доспеха тесно смыкались с нагрудником.

Сзади конь тоже защищался от возможных ударов очень широкой и выпуклой броней, выкованной из цельных листов или же собранной из отдельных узких полос. Чтобы такой доспех крепко держался на месте и не вредил коню, под него подкладывали специальную опорную основу, сколоченную из дерева и обитую тканью или кожей, или целиком сделанную из китового уса.

Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.

Для постоянного совершенствования рыцарского наступательного и оборонительного вооружения в XIV-XV веках была, разумеется, своя веская причина. Ей стала Столетняя война между Англией и Францией, за время которой англичане захватили огромную французскую территорию, владели Парижем, но в конце концов были изгнаны и сохранили за собой лишь приморский город Кале. Война изобиловала кровопролитными битвами и потери с обеих сторон были так велики, что оружейникам приходилось проявлять много изобретательности. Однако именно потому, что столкновения англичан и французов были слишком часты, всякое усовершенствование, сделанное какой-либо из сторон, тотчас перенималось другой, и шансы опять уравнивались.

На развитие вооружения влияли, между прочим, и некоторые другие факторы - например... изменения в покрое светской одежды. Когда в моде были обтягивающие камзолы, узкие штаны с буфами у живота и длинные, иногда даже загнутые кверху носки обуви, под такую мерку подгонялся и рыцарский доспех. Едва получала распространение более широкая, свободная одежда, на такой манер ковались и доспехи.

Влияло на развитие вооружения даже то, что в начале войны успех постоянно сопутствовал англичанам, и это усиливало и так уже развивающуюся у английских рыцарей склонность к щегольству красивым и богато отделанным боевым снаряжением. В этом они хотели если не превзойти, то хотя бы сравниться с рыцарями-французами, у которых подобное щегольство было, что называется, в крови, и которые, разумеется, и здесь приняли вызов противника.

А вот немецкие рыцари в моде отличались явным консерватизмом. Они жили в своих замках довольно замкнуто, французские новшества доходили до их земель с большим опозданием. Однако склонность к щегольству не совсем была им чужда: немецкие рыцари любили украшать доспехи колокольчиками и бубенчиками.
В XV веке рыцарское вооружение быстро видоизменялось, продолжали совершенствоваться отдельные его части.

Наручи были значительно улучшены тем, что на них появились защищавшие локоть круглые выпуклые бляхи. Позже к половинчатым прежде наручам добавились дополняющие их части, соединяемые с ними шарнирами и ремнями с пряжками. Теперь вся рука рыцаря от плеча до кисти, за исключением локтевого сгиба, была закрыта сталью. Но локоть тоже закрывался узкими поперечными полосками железа. С помощью шарниров они делались подвижными.

Точно таким же образом, как наручи, совершенствовались и поножи. С помощью небольших боковых пластин наколенники стали подвижными. Если прежде металл закрывал ноги только спереди и наполовину, теперь добавляется и другая металлическая половинка, скрепляемая с первой шарнирами и ремнями, которые постепенно были заменены более удобными и надежными крючками. Теперь от подколенной впадины до самой пятки нога рыцаря была защищена сталью.

Изменились в конце концов и рыцарские шпоры - они стали длиннее и с очень большими колесиками.

Неудобный кадкообразный шлем вытеснялся шлемом с металлическим забралом, снабженным глазными и дыхательными отверстиями. Забрало крепилось на шарнирах по бокам шлема, и при необходимости его можно было поднять вверх, открыв лицо, и вновь опустить в случае опасности.

При таком усовершенствованном рыцарском вооружении уже и щит, вроде бы, стал не так необходим, его продолжали носить скорее по традиции.

Доспехи такого образца, разумеется, требовали немалого искусства и времени для изготовления и стоили очень дорого. К тому же новое вооружение породило и особый вид украшений: отдельные части доспехов стали покрывать художественной чеканкой, позолотой, чернью. Такая мода пошла от двора герцога Бургундского Карла Смелого и быстро распространилась. Теперь уже и расшитую богатую тунику не было никакой необходимости одевать, раз сами доспехи выглядели гораздо роскошнее. Конечно, доступны они были только самым знатным и богатым рыцарям. Однако и любой другой мог заполучить их, как трофей на поле битвы или на турнире, а то и в качестве выкупа за пленника.

Весил такой доспех не так уж и много - 12-16 килограммов. Но в конце XV века он стал гораздо массивнее, и неспроста: рыцарю приходилось защищаться уже и от огнестрельного оружия. Теперь вес защитного вооружения мог превышать и все 30 килограммов; отдельных же частей в доспехе доходило до полутора сотен. Двигаться в нем, разумеется, можно было только на коне, о пешем бое теперь нечего было и думать.

И хоть действительно относилась такая сверхтяжелая броня ко временам заката рыцарства, нельзя не поразиться не только художественной отделке доспехов, но и совершенству, продуманности самого их устройства.

Во многих исторических романах я встречала словосочетание «боевой конь». В большинстве своём речь шла о рыцарском коне. Мне стало интересно и я провела небольшое расследование на эту тему. Чем же отличался боевой конь от обычной верховой лошади? Хочу сначала провести небольшой экскурс в древность.

Военная карьера домашней лошади началась на Востоке. Помните знаменитые колесницы, в которые запрягали четвёрку лошадей? Благодаря колесницам, армии стали не только намного мобильнее, но и превосходили силой обычные пехотные войска. Ведь одна колесница с прикреплёнными к колёсам косами заменяла сотню бойцов, нанося врагу немыслимый урон во время атаки. Помните фильм «Гладиатор»? Вот примерно такая страсть в количестве нескольких единиц атаковала противника. Лошади при этом должны были быть не только быстрыми, но и выносливыми. А на колеснице было всего два человека - возница и лучник.

А потом ассирийцы сели верхом на лошадь и стали ещё мобильнее. Тут не поспоришь, ведь верхом можно не только быстро передвигаться, но и догонять и уничтожать врага сверху, ведь пешему человеку с полной выкладкой нелегко уйти от разящего сверху копья или сабли. И хотя в то время верховая езда была примитивной до нельзя, но, согласитесь, это была революция в военном искусстве. Скифы же переплюнули всех, придумав стремена. Лучники во время скачки упирались в стремена и могли без помех стрелять во врага.

Благодаря верховым лошадям, монголы завоевали практически пол мира, добравшись аж до Европы. А Римская Империя или Александр Великий? Если бы не лошади, использовавшиеся в армии, смогли бы армии завоевателей покорить такие огромные территории?

И наконец мы подобрались к европейским лошадям. Вспомните, что сам рыцарь был укрыт латами, очень тяжёлыми и громоздкими. Вес доходил до 60 килограмм. Плюс вес самого рыцаря, плюс броня лошади. Представляете себе какой вес должна нести на себе лошадь. Если следовать логике, лошадь должна быть аналогом наших тяжеловозов. Но! Она должна быть не только сильной и выносливой, но и быстрой. Следовательно в кровь тяжеловозов вливали благородные крови более лёгких, быстроногих лошадей. Скорее всего это были арабские и берберийские лошади, ведь в то время рыцари просто толпами отправлялись в Святую землю потусоваться во имя Господа.

В романах я несколько раз встречала название породы рыцарских коней. Это ДЕСТРИЭ (сейчас этой породы уже не существует, но ближе всего к ней нынешние английские шайры, а также французские першероны). Причём боевым конём мог стать только жеребец. Практически все они были очень злобные и агрессивные, слушались только одного человека - своего хозяина, рыцаря. Их специально обучали боевым приёмам, которые потом вошли в высшую школу верховой езды. Названия этих приёмов мы все знаем. Это «левада», «курбет», «каприоль», «пируэт» и многие другие. Боевой конь во время схватки дрался наравне с всадником. Если рыцарь разил мечом, булавой или копьём, то конь бил передними копытами, кусался, лягался. Зная силу челюстей лошади, могу предположить, что рвал он врагов как Тузик грелку. Поэтому все боевые кони были покрыты специальной бронёй. Ведь стоили они просто бешеных денег. Один боевой конь стоил в 800 раз дороже ломовой лошади. Поэтому их берегли как зеницу ока, ведь купить его мог только очень богатый человек. Поэтому многие рыцари спали под одним навесом со своими боевыми конями (не поворачивается язык назвать их лошадьми).

Наверное, с тех времён мы знаем словосочетание «верный конь», ведь рыцарский боевой конь мог выскочить даже из окружающих его врагов, встав на дыбы и сделав несколько прыжков на задних ногах, молотя передними по головам неудачников, попавших под раздачу. А потом сделать прыжок и в полёте ещё и лягнуть тех, кто посмел оказаться сзади слишком близко.

Я думаю, что дрессура такого коня основывалась на доведении лошади до ярости с помощью боли и невозможностью убежать, скрыться от мучителей. Вспомните пару столбов в манеже, которые используются для дрессуры высшей школы. Вот к ним-то и привязывали крепко жеребца, отрезая ему возможность к бегству.

Те же приёмы, но, возможно, мягче, используются по сей день. Вы их можете увидеть в Венской и Испанской школе.

Но не будем отвлекаться. Так как боевой конь стоил ОЧЕНЬ дорого, то его использовали только в бою или на турнирах. По обычным делам рыцарь ездил на верховых лошадях, тоже благородных кровей, но более лёгких и не на столько дорогих. Для перевозки брони и лат использовали вьючных лошадей или мулов. Жёны рыцарей ездили на кобылах. Очень долгое время женщинам запрещалось ездить на жеребцах. Скорее всего из-за мужского шовинизма. Почему-то мужчины думали, что у нас, женщин, не хватит ума справиться с жеребцом. Но не будем отступать от темы.

Какие же требования ещё предъявлялись жеребцу, которому предстояло стать боевым конём? Идя логическими рассуждениями, он должен иметь достаточно тугой рот, ведь управлять им будет человек, закованный в железо и не могущий рассчитать силу рывка поводом. Далее, жеребец должен быть могучим и спокойным, ведь нервная лошадь может подвести в самый неподходящий момент, когда от этого зависит жизнь человека. Бесстрашие тоже приветствуется. Он не должен бояться грохота, громких звуков, взмахов оружия и других раздражителей.

Вспоминая картинки в книгах, вспомним какое железо вкладывали в рот коню, какими острыми шпорами его посылали. Я думаю, что всё это ещё больше развивало агрессию жеребца, заставляя при этом повиноваться всаднику.

Но мощь тяжёлой кавалерии была и её проклятием. Ведь огромный, тяжёлый конь в броне, несущий закованного в железо всадника, не мог с лёгкостью преодолевать препятствия, а так же был уязвим в болотистых местностях. Давайте вспомним сражение на Чудском озере. Да, против тяжёлой военной машины в виде рыцарей, выстроившихся так называемой «свиньёй», наши русские лёгкие всадники могли и не устоять. Но сработала военная хитрость Александра Невского. Тяжёлых рыцарей заманили на лёд, который не смог выдержать такого веса. Такую же тактику применили монголы Батыя, заманив рыцарей в болота, где с лёгкостью их перестреляли.

Со временем броня легчала, оружие истребления человечества совершенствовались, кавалерия становилась легче, мобильнее, а после Второй Мировой войны перестала использоваться в боевых действиях. Ведь на смену лошадям пришли бронированные машины, самолёты и бомбы. И хотя лошади перестали быть боевой единицей, всё же в дань истории кавалерия осталась существовать.

В наше время очень многие участвуют в реконструкции рыцарских турниров, боевых действиях кавалерии. Таким образом люди пытаются окунуться в романтику нашей истории, отдохнуть от повседневной гонки, стремятся пересесть с железного коня на живого. И пока мы помним, реконструируем историю, интересуемся ею, пока жива наша жажда приключений и познаний, жив и боевой рыцарский конь.

Наталья Ковшикова

А в заключении хочу предложить вам просмотр замечательного фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», снятым по мотивам рыцарского романа Вальтера Скотта «Айвенго».

«О, рыцари, вставайте, настал деяний час!
Щиты, стальные шлемы и латы есть у вас.
Готов за веру биться ваш посвященный меч.
Дай сил и мне, о боже, для новых славных сеч.

Богатую добычу я, нищий, там возьму.
Мне золото не нужно и земли ни к чему,
Но, может быть, я буду, певец, наставник, воин,
Небесного блаженства навеки удостоен»
(Вальтер фон дер Фогельвейде. Перевод В. Левика)

На сайте ВО было опубликовано уже достаточное количество статей, посвященных теме рыцарского вооружения и, в частности, рыцарским доспехам. Однако тема эта настолько интересная, что углубляться в нее можно еще очень долго. Причина очередного к ней обращения - банальный… вес. Вес доспехов и . Увы, недавно опять спрашивал студентов о том, сколько весит рыцарский меч, и получил следующий набор цифр: 5, 10 и 15 килограммов. Кольчугу в 16 кг они посчитали очень легкой, хотя и не все, а вес латного доспеха в 20 с небольшим кило просто смешным.

Фигуры рыцаря и коня в полном защитном снаряжении. Традиционно рыцарей себе представляли именно такими – «закованными в латы». (Кливлендский музей искусств)

На ВО, естественно, «дела с весом» из-за регулярных публикаций на эту тему обстоят много лучше. Однако мнение о непомерной тяжести «рыцарского костюма» классического типа не изжито до сих пор и здесь. Поэтому есть смысл к этой теме вернуться и рассмотреть ее на конкретных примерах.


Западноевропейская кольчуга (хауберк) 1400 – 1460 гг. Вес 10.47 кг. (Кливлендский музей искусств)

Начнем с того, что британские историки вооружения создали очень разумную и четкую классификацию доспехов по их специфическим характеристикам и в итоге поделили все Средневековье, ориентируясь, естественно, по доступным источникам, на три эпохи: «эпоху кольчуги», «эпоху смешанного кольчужно-пластинчатого защитного вооружения» и «эпоху цельнокованых доспехов». Все три эпохи вместе составляют период с 1066 по 1700 год. Соответственно первая эпоха имеет рамки 1066 – 1250, вторая – эпоха кольчужно-пластинчатой брони – 1250 – 1330. А вот дальше так: выделяется ранний этап в развитии рыцарских пластинчатых доспехов (1330 – 1410), «великий период» в рыцарей в «белых доспехах» (1410 – 1500) и эпоха заката рыцарских доспехов (1500 – 1700 гг.).


Кольчуга вместе со шлемом и бармицей (авентайл) ХIII – XIV вв. (Королевский Арсенал, Лидс)

В годы «замечательного советского образования» о такой периодизации у нас и слыхом не слыхали. Зато в школьном учебнике «История средних веков» для VΙ класса в течение многих лет с некоторыми перепевами можно было прочитать следующее:
«Нелегко было одолеть крестьянам даже одного феодала. Конный воин – рыцарь – был вооружен тяжелым мечом и длинным копьем. Большим щитом он мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга – рубашка, сплетенная из железных колец. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из железных пластин.


Классические рыцарские латы, о которых в учебниках для школы и вузов чаще всего и шла речь. Перед нами итальянские доспехи XV в., реставрированные в XIX в. Рост 170.2 см. Вес 26.10 кг. Вес шлема 2850 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые так же были защищены доспехами. Вооружение рыцаря было очень тяжелым: оно весило до 50 килограммов. Поэтому воин был неповоротлив и неуклюж. Если всадника сбрасывали с коня, он не мог подняться без посторонней помощи и обычно попадал в плен. Чтобы сражаться на коне в тяжелых доспехах, нужна была долгая выучка, феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании, метании копья.


Германские латы 1535 г. Предположительно из Брунсвика. Вес 27.85 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Боевой конь и рыцарское вооружение стоили очень дорого: за все это нужно было отдать целое стадо – 45 коров! Нести рыцарскую службу мог землевладелец, на которого работали крестьяне. Поэтому военное дело стало занятием почти исключительно феодалов» (Агибалова, Е.В. История средних веков: Учебник для 6-го класса/Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.: Просвещение, 1969. С.33; Голин, Э.М. История средних веков: Учебное пособие для 6 класса вечерней (сменной) школы / Э.М. Голин, В.Л. Кузьменко, М.Я. Лойберг. М.: Просвещение, 1965. С. 31-32.)


Рыцарь в доспехах и конь в конских латах. Работа мастера Кунца Лохнера. Нюрнберг, Германия 1510 – 1567 гг. Датируется 1548 г. Общий вес снаряжения всадника вместе с конскими доспехами и седлом 41.73 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Только лишь в 3-м издании учебника «История средних веков» для VΙ класса средней школы В.А. Ведюшкина, вышедшем в 2002 г., описание рыцарского вооружения стало несколько по-настоящему продуманным и соответствующим вышеназванной периодизации, используемой сегодня историками всего мира: «Сначала рыцаря защищали щит, шлем и кольчуга. Затем наиболее ранимые части тела стали прятать за металлическими пластинами, а с ХΙV века кольчуга окончательно сменяется сплошным доспехом. Боевой доспех весил до 30 кг, поэтому для сражения рыцари выбирали выносливых коней, так же защищенных доспехами».


Доспех императора Фердинанда I (1503–1564) Оружейник Кунц Лохнер. Германия, Нюрнберг 1510 – 1567 гг. Датируется 1549 г. Рост 170.2 см. Вес 24 кг.

То есть в первом случае умышленно или по невежеству доспехи по эпохам разделялись упрощенно, при этом вес в 50 кг приписывался как доспехам «эпохи кольчуги», так и «эпохе цельнометаллических доспехов» без разделения на собственно доспехи рыцаря и доспехи его коня. То есть, судя по тексту, нашим детям предлагалась информация о том, что «воин был неповоротлив и неуклюж». По сути, первыми статьями о том, что это на самом деле не так, стали публикации В.П. Горелика в журналах «Вокруг света» в 1975 году, однако в учебники для советской школы эта информация в то время так и не попала. Причина понятна. На чем угодно, на каких угодно примерах показать превосходство военного дела русских воинов над «псами-рыцарями»! К сожалению, инертность мышления и не слишком-то уж большая значимость данной информации затрудняют распространение информации, соответствующей данным науки.


Доспешный гарнитур 1549 г., принадлежавший императору Максимилиану II. (Коллекция Уоллеса) Как видите, вариант на фото представляет собой турнирные доспехи, поскольку на них присутствует грангарда. Однако ее можно было снять и тогда доспехи становились боевыми. Этим достигалась немалая экономия.

Тем не менее положения школьного учебника В.А. Ведюшкина полностью соответствуют действительности. Более того, информация о весе доспехов, ну, скажем, из Метрополитен-музей в Нью-Йорке (как и из других музеев, включая и наш Эрмитаж в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде) была доступна очень давно, однако в учебники Агибалова и Донской почему-то так в свое время и не попала. Впрочем, почему как раз понятно. Ведь у нас же было лучшее образование в мире. Впрочем, это частный случай, хотя и достаточно показательный. Получалось, что были кольчуги, потом – р-р-раз и вот уже латы. Между тем процесс их появления был более чем длительным. Например, лишь около 1350 года отмечалось появление так называемой «металлической груди» с цепями (от одной до четырех), которые шли к кинжалу, мечу и щиту, а иногда на цепь прикрепляли и шлем. Шлемы в это время еще не соединялись с защитными пластинами на груди, но зато под ними носили кольчужные капюшоны, имевшие широкое оплечье. Около 1360 года у лат появились застежки; в 1370 году рыцари уже практически полностью оделись в железные латы, а кольчужную ткань использовали в качестве основы. Появились и первые бригандины – кафтаны, и подбоем из металлических пластинок. Их использовали и как самостоятельный вид защитной одежды, и носили вместе с кольчугой, причем как на Западе, так и на Востоке.


Рыцарский доспех с бригандиной поверх кольчуги и шлемом бацинет. Около 1400–1450 гг. Италия. Вес 18.6 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

С 1385 года бедра стали закрывать латами из сочлененных полос металла. В 1410 году доспехи с полным прикрытием из пластин для всех частей тела распространились по Европе повсеместно, но кольчужное прикрытие горла все еще применялось; в 1430 году на налокотниках и наколенниках появились первые выемки-желобки, а уже к 1450 году латы из листов кованной стали достигли своего совершенства. Начиная с 1475 года, желобки на них приобретают все большую популярность, пока полностью рифленые или же так называемые «максимилиановские доспехи», авторство которых приписывается императору Священной Римской империи Максимилиану I, не становятся мерилом мастерства их изготовителя и состоятельности их владельцев. В дальнейшем рыцарские латы вновь сделались гладкими – на их форму повлияла мода, но навыки, достигнутые в мастерстве их отделки, продолжали развиваться. В броне теперь сражались не только люди. Ее получили и кони, в результате рыцарь с конем превратился в нечто вроде настоящей статуи из полированного и сверкающего на солнце металла!


Еще один «максимилиановский» доспех из Нюрнберга 1525 – 1530 гг. Принадлежал герцогу Ульриху – сыну Генриха Вюрттембергского (1487 – 1550). (Музей истории искусств, Вена)

Хотя… хотя и модники, и новаторы, «бегущие впереди паровоза», тоже были всегда. Например, известно, что в 1410 году некий английский рыцарь по имени Джон де Фиарлес выплатил бургундским оружейникам 1727 фунтов стерлингов за изготовленные ему доспехи, меч и кинжал, которые он приказал украсить жемчугом и… бриллиантами (!) – роскошь, не только неслыханная по тому времени, но даже для него совсем и не характерная.


Полевые доспехи сэра Джона Скудамора (1541 или 1542–1623). Оружейник Якоб Jacob Халдер (Мастерская в Гринвиче 1558–1608) Около 1587 г., реставрированы в 1915 г. Вес 31.07 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Каждая деталь латного доспеха получила свое название. Например, пластины для бедер получила название кюисс (cuisses), наколенники – полены (poleyns), жамберы (jambers) – для голеней и сабатоны (sabatons) для ступней. Горжет или бевор (gorgets, или bevors), защищали горло и шею, куттеры (couters) – локти, э(с)паулеры, или полдроны (espaudlers, или pauldrons), – плечи, рер(е)брасы (rerebraces) – предплечье, вамбрасы (vambraces) – часть руки вниз от локтя, и гант(е)леты (gauntlets) – это «латные перчатки» – защищали кисти рук. К полному набору доспехов принадлежал также и шлем и, по крайней мере, сначала – щит, который впоследствии перестал применяться на поле боя примерно уже к середине XV столетия.


Доспех Генри Герберта (1534–1601), Второго графа Пемброка. Изготовлены около 1585 – 1586 гг. в оружейной мастерской Гринвича (1511 – 1640). Вес 27.24 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Что до количества деталей в «белых доспехах», то в латах середины ХV века их общее число могло достигать 200 единиц, а с учетом всех пряжек и гвоздей, вместе с крючками и различными винтами, то даже и до 1000. Вес доспехов составлял 20 – 24 кг, и по телу рыцаря он распределялся равномерно, в отличие от кольчуги, которая давила человеку на плечи. Так что «никакого крана, чтобы посадить такого всадника в его седло, вовсе не требовалось. А сбитый с коня на землю он вовсе не походил на беспомощного жука». Но рыцарь тех лет – это и не гора из мяса и мускулов, и он отнюдь не полагался лишь только на одну грубую силу и звериную свирепость. И если мы обратим внимание на то, как описываются рыцари в средневековых произведениях, то увидим, что очень часто они обладали хрупким (!) и изящным телосложением, и при этом обладали гибкостью, развитой мускулатурой, и были крепкими и весьма проворными, даже будучи одетыми в латы, с отлично развитой мышечной реакцией.


Турнирные доспехи, изготовленные Антоном Пеффенхаузером около 1580 г. (Германия, Аугсбург, 1525–1603) Высота 174.6 см); ширина в плечах 45.72 см; вес 36.8 кг. Следует отметить, что турнирные доспехи обычно всегда были тяжелее боевых. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В последние годы ХV века рыцарское вооружение стало предметом особой заботы европейских государей, и, в частности, императора Максимилиана I (1493 – 1519), которому приписывается создание рыцарского доспеха с желобками по всей их поверхности, в итоге названного «максимилиановским». Его без особых изменений использовали и в XVI столетии, когда потребовались новые усовершенствования, вызванные непрекращающимся развитием стрелкового оружия.

Теперь совсем немного о мечах, потому что если писать о них подробно, то они заслуживают отдельной темы. Дж. Клементс – известный британский специалист по холодному оружию Средних веков, считает, что именно появление многослойного комбинированного доспеха (например, на эффигии Джона де Креке мы видим целых четыре слоя защитной одежды) привело к появляются «меча в полторы руки». Ну, а клинки у таких мечей колебались от 101 до 121 см, а вес от 1,2 до 1,5 кг. Причем известны клинки для рубящих и колющих ударов, так и уже чисто для колющих. Он отмечает, что такие мечи всадники использовали вплоть до 1500 года, причем особенно популярны они были в Италии и Германии, где получили названия Reitschwert (всаднический) или рыцарский меч. В XVI веке появились и мечи, имеющие волнистые и даже зубчатые пилообразные клинки. При этом сама их длина могла достигать человеческого роста при весе от 1,4 до 2 кг. При этом в Англии подобные мечи появились лишь только около 1480 года. Средний вес меча в Х и ХV вв. составлял 1,3 кг; а в ХVI в. – 900 г. Мечи-бастарды «в полторы руки» имели вес около 1,5 – 1,8 кг, а вес двуручников был редко больше 3 кг. Своего расцвета последние достигли между 1500 – 1600 гг., но всегда являлись оружием пехоты.


Кирасирские латы «в три четверти», ок. 1610–1630 гг. Милан или Брешия, Ломбардия. Вес 39.24 кг. Очевидно, что поскольку у них нет доспехов ниже колен, то вес излишек веса получен за счет утолщения брони.

А вот укороченные латы в три четверти для кирасиров и пистольеров даже в своем укороченном виде весили нередко больше, чем те, что предполагали защиту только лишь от холодного оружия и они были очень тяжелы для носки. Сохранились кирасирские латы, вес которых составлял около 42 кг, т.е. даже больше классических рыцарских доспехов, хотя закрывали они значительно меньшую поверхность тела того, кому они предназначались! Но это, следует подчеркнуть, не рыцарские латы, вот в чем дело!


Конские доспехи, возможно, изготовленные для графа Антонио IV Колаллто (1548–1620), около 1580–1590 гг. Место изготовления: вероятно Брешия. Вес с седлом 42.2 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Между прочим, лошадь в полной броне под всадником в броне могла даже плыть. Конский доспех весил 20–40 кг – считанные проценты от собственного веса огромного и сильного рыцарского коня.

«О, рыцари, вставайте, настал деяний час!
Щиты, стальные шлемы и латы есть у вас.
Готов за веру биться ваш посвященный меч.
Дай сил и мне, о боже, для новых славных сеч.
Богатую добычу я, нищий, там возьму.
Мне золото не нужно и земли ни к чему,
Но, может быть, я буду, певец, наставник, воин,
Небесного блаженства навеки удостоен»
(Вальтер фон дер Фогельвейде. Перевод В. Левика)

На сайте ВО было опубликовано уже достаточное количество статей, посвященных теме рыцарского вооружения и, в частности, рыцарским доспехам. Однако тема эта настолько интересная, что углубляться в нее можно еще очень долго. Причина очередного к ней обращения - банальный… вес. Вес доспехов и оружия. Увы, недавно опять спрашивал студентов о том, сколько весит рыцарский меч, и получил следующий набор цифр: 5, 10 и 15 килограммов. Кольчугу в 16 кг они посчитали очень легкой, хотя и не все, а вес латного доспеха в 20 с небольшим кило просто смешным.

Фигуры рыцаря и коня в полном защитном снаряжении. Традиционно рыцарей себе представляли именно такими - «закованными в латы». (Кливлендский музей искусств)

На ВО, естественно, «дела с весом» из-за регулярных публикаций на эту тему обстоят много лучше. Однако мнение о непомерной тяжести «рыцарского костюма» классического типа не изжито до сих пор и здесь. Поэтому есть смысл к этой теме вернуться и рассмотреть ее на конкретных примерах.




Западноевропейская кольчуга (хауберк) 1400 - 1460 гг. Вес 10.47 кг. (Кливлендский музей искусств)

Начнем с того, что британские историки вооружения создали очень разумную и четкую классификацию доспехов по их специфическим характеристикам и в итоге поделили все Средневековье, ориентируясь, естественно, по доступным источникам, на три эпохи: «эпоху кольчуги», «эпоху смешанного кольчужно-пластинчатого защитного вооружения» и «эпоху цельнокованых доспехов». Все три эпохи вместе составляют период с 1066 по 1700 год. Соответственно первая эпоха имеет рамки 1066 - 1250, вторая - эпоха кольчужно-пластинчатой брони - 1250 - 1330. А вот дальше так: выделяется ранний этап в развитии рыцарских пластинчатых доспехов (1330 - 1410), «великий период» в истории рыцарей в «белых доспехах» (1410 - 1500) и эпоха заката рыцарских доспехов (1500 - 1700 гг.).


Кольчуга вместе со шлемом и бармицей (авентайл) ХIII - XIV вв. (Королевский Арсенал, Лидс)

В годы «замечательного советского образования» о такой периодизации у нас и слыхом не слыхали. Зато в школьном учебнике «История средних веков» для VΙ класса в течение многих лет с некоторыми перепевами можно было прочитать следующее:
«Нелегко было одолеть крестьянам даже одного феодала. Конный воин - рыцарь - был вооружен тяжелым мечом и длинным копьем. Большим щитом он мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубашка, сплетенная из железных колец. Позднее кольчугу сменили латы - доспехи из железных пластин.


Классические рыцарские латы, о которых в учебниках для школы и вузов чаще всего и шла речь. Перед нами итальянские доспехи XV в., реставрированные в XIX в. Рост 170.2 см. Вес 26.10 кг. Вес шлема 2850 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые так же были защищены доспехами. Вооружение рыцаря было очень тяжелым: оно весило до 50 килограммов. Поэтому воин был неповоротлив и неуклюж. Если всадника сбрасывали с коня, он не мог подняться без посторонней помощи и обычно попадал в плен. Чтобы сражаться на коне в тяжелых доспехах, нужна была долгая выучка, феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании, метании копья.


Германские латы 1535 г. Предположительно из Брунсвика. Вес 27.85 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Боевой конь и рыцарское вооружение стоили очень дорого: за все это нужно было отдать целое стадо - 45 коров! Нести рыцарскую службу мог землевладелец, на которого работали крестьяне. Поэтому военное дело стало занятием почти исключительно феодалов» (Агибалова, Е.В. История средних веков: Учебник для 6-го класса/Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.: Просвещение, 1969. С.33; Голин, Э.М. История средних веков: Учебное пособие для 6 класса вечерней (сменной) школы / Э.М. Голин, В.Л. Кузьменко, М.Я. Лойберг. М.: Просвещение, 1965. С. 31-32.)


Рыцарь в доспехах и конь в конских латах. Работа мастера Кунца Лохнера. Нюрнберг, Германия 1510 - 1567 гг. Датируется 1548 г. Общий вес снаряжения всадника вместе с конскими доспехами и седлом 41.73 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Только лишь в 3-м издании учебника «История средних веков» для VΙ класса средней школы В.А. Ведюшкина, вышедшем в 2002 г., описание рыцарского вооружения стало несколько по-настоящему продуманным и соответствующим вышеназванной периодизации, используемой сегодня историками всего мира: «Сначала рыцаря защищали щит, шлем и кольчуга. Затем наиболее ранимые части тела стали прятать за металлическими пластинами, а с ХΙV века кольчуга окончательно сменяется сплошным доспехом. Боевой доспех весил до 30 кг, поэтому для сражения рыцари выбирали выносливых коней, так же защищенных доспехами».


Доспех императора Фердинанда I (1503-1564) Оружейник Кунц Лохнер. Германия, Нюрнберг 1510 - 1567 гг. Датируется 1549 г. Рост 170.2 см. Вес 24 кг.

То есть в первом случае умышленно или по невежеству доспехи по эпохам разделялись упрощенно, при этом вес в 50 кг приписывался как доспехам «эпохи кольчуги», так и «эпохе цельнометаллических доспехов» без разделения на собственно доспехи рыцаря и доспехи его коня. То есть, судя по тексту, нашим детям предлагалась информация о том, что «воин был неповоротлив и неуклюж». По сути, первыми статьями о том, что это на самом деле не так, стали публикации В.П. Горелика в журналах «Вокруг света» в 1975 году, однако в учебники для советской школы эта информация в то время так и не попала. Причина понятна. На чем угодно, на каких угодно примерах показать превосходство военного дела русских воинов над «псами-рыцарями»! К сожалению, инертность мышления и не слишком-то уж большая значимость данной информации затрудняют распространение информации, соответствующей данным науки.


Доспешный гарнитур 1549 г., принадлежавший императору Максимилиану II. (Коллекция Уоллеса) Как видите, вариант на фото представляет собой турнирные доспехи, поскольку на них присутствует грангарда. Однако ее можно было снять и тогда доспехи становились боевыми. Этим достигалась немалая экономия.

Тем не менее положения школьного учебника В.А. Ведюшкина полностью соответствуют действительности. Более того, информация о весе доспехов, ну, скажем, из Метрополитен-музей в Нью-Йорке (как и из других музеев, включая и наш Эрмитаж в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде) была доступна очень давно, однако в учебники Агибалова и Донской почему-то так в свое время и не попала. Впрочем, почему как раз понятно. Ведь у нас же было лучшее образование в мире. Впрочем, это частный случай, хотя и достаточно показательный. Получалось, что были кольчуги, потом - р-р-раз и вот уже латы. Между тем процесс их появления был более чем длительным. Например, лишь около 1350 года отмечалось появление так называемой «металлической груди» с цепями (от одной до четырех), которые шли к кинжалу, мечу и щиту, а иногда на цепь прикрепляли и шлем. Шлемы в это время еще не соединялись с защитными пластинами на груди, но зато под ними носили кольчужные капюшоны, имевшие широкое оплечье. Около 1360 года у лат появились застежки; в 1370 году рыцари уже практически полностью оделись в железные латы, а кольчужную ткань использовали в качестве основы. Появились и первые бригандины - кафтаны, и подбоем из металлических пластинок. Их использовали и как самостоятельный вид защитной одежды, и носили вместе с кольчугой, причем как на Западе, так и на Востоке.


Рыцарский доспех с бригандиной поверх кольчуги и шлемом бацинет. Около 1400-1450 гг. Италия. Вес 18.6 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

С 1385 года бедра стали закрывать латами из сочлененных полос металла. В 1410 году доспехи с полным прикрытием из пластин для всех частей тела распространились по Европе повсеместно, но кольчужное прикрытие горла все еще применялось; в 1430 году на налокотниках и наколенниках появились первые выемки-желобки, а уже к 1450 году латы из листов кованной стали достигли своего совершенства. Начиная с 1475 года, желобки на них приобретают все большую популярность, пока полностью рифленые или же так называемые «максимилиановские доспехи», авторство которых приписывается императору Священной Римской империи Максимилиану I, не становятся мерилом мастерства их изготовителя и состоятельности их владельцев. В дальнейшем рыцарские латы вновь сделались гладкими - на их форму повлияла мода, но навыки, достигнутые в мастерстве их отделки, продолжали развиваться. В броне теперь сражались не только люди. Ее получили и кони, в результате рыцарь с конем превратился в нечто вроде настоящей статуи из полированного и сверкающего на солнце металла!


Еще один «максимилиановский» доспех из Нюрнберга 1525 - 1530 гг. Принадлежал герцогу Ульриху - сыну Генриха Вюрттембергского (1487 - 1550). (Музей истории искусств, Вена)

Хотя… хотя и модники, и новаторы, «бегущие впереди паровоза», тоже были всегда. Например, известно, что в 1410 году некий английский рыцарь по имени Джон де Фиарлес выплатил бургундским оружейникам 1727 фунтов стерлингов за изготовленные ему доспехи, меч и кинжал, которые он приказал украсить жемчугом и… бриллиантами (!) - роскошь, не только неслыханная по тому времени, но даже для него совсем и не характерная.


Полевые доспехи сэра Джона Скудамора (1541 или 1542-1623). Оружейник Якоб Jacob Халдер (Мастерская в Гринвиче 1558-1608) Около 1587 г., реставрированы в 1915 г. Вес 31.07 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Каждая деталь латного доспеха получила свое название. Например, пластины для бедер получила название кюисс (cuisses), наколенники - полены (poleyns), жамберы (jambers) - для голеней и сабатоны (sabatons) для ступней. Горжет или бевор (gorgets, или bevors), защищали горло и шею, куттеры (couters) - локти, э(с)паулеры, или полдроны (espaudlers, или pauldrons), - плечи, рер(е)брасы (rerebraces) - предплечье, вамбрасы (vambraces) - часть руки вниз от локтя, и гант(е)леты (gantelets) - это «латные перчатки» - защищали кисти рук. К полному набору доспехов принадлежал также и шлем и, по крайней мере, сначала - щит, который впоследствии перестал применяться на поле боя примерно уже к середине XV столетия.


Доспех Генри Герберта (1534-1601), Второго графа Пемброка. Изготовлены около 1585 - 1586 гг. в оружейной мастерской Гринвича (1511 - 1640). Вес 27.24 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Что до количества деталей в «белых доспехах», то в латах середины ХV века их общее число могло достигать 200 единиц, а с учетом всех пряжек и гвоздей, вместе с крючками и различными винтами, то даже и до 1000. Вес доспехов составлял 20 - 24 кг, и по телу рыцаря он распределялся равномерно, в отличие от кольчуги, которая давила человеку на плечи. Так что «никакого крана, чтобы посадить такого всадника в его седло, вовсе не требовалось. А сбитый с коня на землю он вовсе не походил на беспомощного жука». Но рыцарь тех лет - это и не гора из мяса и мускулов, и он отнюдь не полагался лишь только на одну грубую силу и звериную свирепость. И если мы обратим внимание на то, как описываются рыцари в средневековых произведениях, то увидим, что очень часто они обладали хрупким (!) и изящным телосложением, и при этом обладали гибкостью, развитой мускулатурой, и были крепкими и весьма проворными, даже будучи одетыми в латы, с отлично развитой мышечной реакцией.


Турнирные доспехи, изготовленные Антоном Пеффенхаузером около 1580 г. (Германия, Аугсбург, 1525-1603) Высота 174.6 см); ширина в плечах 45.72 см; вес 36.8 кг. Следует отметить, что турнирные доспехи обычно всегда были тяжелее боевых. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В последние годы ХV века рыцарское вооружение стало предметом особой заботы европейских государей, и, в частности, императора Максимилиана I (1493 - 1519), которому приписывается создание рыцарского доспеха с желобками по всей их поверхности, в итоге названного «максимилиановским». Его без особых изменений он использовали и в XVI столетии, когда потребовались новые усовершенствования, вызванные непрекращающимся развитием стрелкового оружия.

Теперь совсем немного о мечах, потому что если писать о них подробно, то они заслуживают отдельной темы. Дж. Клементс - известный британский специалист по холодному оружию Средних веков, считает, что именно появление многослойного комбинированного доспеха (например, на эффигии Джона де Креке мы видим целых четыре слоя защитной одежды) привело к появляются «меча в полторы руки». Ну, а клинки у таких мечей колебались от 101 до 121 см, а вес от 1,2 до 1,5 кг. Причем известны клинки для рубящих и колющих ударов, так и уже чисто для колющих. Он отмечает, что такие мечи всадники использовали вплоть до 1500 года, причем особенно популярны они были в Италии и Германии, где получили названия Reitschwert (всаднический) или рыцарский меч. В XVI веке появились и мечи, имеющие волнистые и даже зубчатые пилообразные клинки. При этом сама их длина могла достигать человеческого роста при весе от 1,4 до 2 кг. При этом в Англии подобные мечи появились лишь только около 1480 года. Средний вес меча в Х и ХV вв. составлял 1,3 кг; а в ХVI в. - 900 г. Мечи-бастарды «в полторы руки» имели вес около 1,5 - 1,8 кг, а вес двуручников был редко больше 3 кг. Своего расцвета последние достигли между 1500 - 1600 гг., но всегда являлись оружием пехоты.


Кирасирские латы «в три четверти», ок. 1610-1630 гг. Милан или Брешия, Ломбардия. Вес 39.24 кг. Очевидно, что поскольку у них нет доспехов ниже колен, то вес излишек веса получен за счет утолщения брони.

А вот укороченные латы в три четверти для кирасиров и пистольеров даже в своем укороченном виде весили нередко больше, чем те, что предполагали защиту только лишь от холодного оружия и они были очень тяжелы для носки. Сохранились кирасирские латы, вес которых составлял около 42 кг, т.е. даже больше классических рыцарских доспехов, хотя закрывали они значительно меньшую поверхность тела того, кому они предназначались! Но это, следует подчеркнуть, не рыцарские латы, вот в чем дело!


Конские доспехи, возможно, изготовленные для графа Антонио IV Колаллто (1548-1620), около 1580-1590 гг. Место изготовления: вероятно Брешия. Вес с седлом 42.2 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Между прочим, лошадь в полной броне под всадником в броне могла даже плыть. Конский доспех весил 20-40 кг - считанные проценты от собственного веса огромного и сильного рыцарского коня.

Top