Михаил турецкий и его женщины. Михаил турецкий личная жизнь, семья и его дом Эммануэль турецкая биография

Богатейший музыкант дает на содержание родной дочки всего €300 в месяц

Надежда Бушуева

В апреле Михаилу Турецкому, дирижеру и руководителю одноименного хора, исполнится 50 лет. Согласно официальной биографии у артиста три дочки: 28-летняя Наталья от первого брака и 6-летняя Эммануэль с 2-летней Беатой - от второй жены. Но вот уже 10 лет на свете живет еще одна дочь Турецкого - Белла, которую Михаил тщательно скрывает и категорически отказывается признавать. Почему - мы и попытались выяснить.

Сегодня Михаил Турецкий активно готовится к юбилею, дает глянцевым журналам интервью, рассказывая в них о том, какой он заботливый муж, классный отец. Только как-то в этот идеальный образ не вписывается история о маленькой девочке Белле Бородовской - его кровной дочке, живущей в Германии.

С первого взора

В 2000 году Михаил со своим хором были на гастролях в Германии. Во время концерта во Франкфурте он увидел в первом ряду невероятно красивую женщину. Потрясенный ее внешностью, Турецкий спрыгнул со сцены и пригласил даму танцевать. Зрители восторженно аплодировали, дирижер кружил красотку в вальсе и напоследок не растерялся - попросил у барышни телефон. Татьяна Бородовская моложе Турецкого на 6 лет - утонченная, породистая, нежная, она увидела знак судьбы в этой встрече на концерте.

Так исторически сложилось, что через месяц после этого я должна была по плану переезжать в Москву, - Татьяне сегодня 44 года, она потрясающе выглядит и обладает невероятным магнетизмом. - Я вернулась на родину, работала у Антона Носика заместителем главного редактора на ntv.ru (сейчас это информагенство newsru.com). И вдруг позвонил Турецкий.

Оказалось, что офис Михаила Борисовича находился рядом с нами, - вспоминает медиамагнат, владелец «Живого Журнала» и самый известный блогер Рунета Носик. - И он частенько стал забирать Таню с работы.

Антон с Татьяной - друзья детства.

Мы с ней соседи по «Речному вокзалу», - говорит Носик. - Жили много лет рядом - окно в окно. Я тоже ухаживал за ней, но Таню привлекали другие кавалеры… А роман с Турецким происходил на моих глазах.

Чем покорил меня Миша, - сама задает себе вопрос Таня, - он очень интересный человек.

Завязался страстный роман, который пара не скрывала, свидетелей ему уйма. На тот момент Михаил жил с дочерью-старшеклассницей от первого брака Наташей - супруга Турецкого трагически погибла, когда девочке было 5 лет. Наташа приняла Татьяну, и они стали жить втроем в двухкомнатной квартире артиста на «Белорусской». Через некоторое время Бородовская забеременела. Летом 2001 года пара устроила себе романтические каникулы на море, Михаил всем видом показывал, как желает этого ребенка. Когда узнали, что родится девочка, вместе решили назвать ее в честь мамы Турецкого Беллой.

Тяжелые роды

- А в сентябре 2001 года Турецкий был вынужден уехать на три месяца на гастроли в Америку, - рассказывает подруга Тани Евгения Бокий. - Должен был вернуться аккурат к Таниным родам. Она решила не киснуть в Москве и поехала в Германию к родителям, где собиралась рожать и ждать суженного… Но в Германию Турецкий не прилетел. Он просто исчез! Не отвечал на телефон, не звонил сам.

Это был шок для нас! - возмущается Антон Носик. - Он бросил жену за неделю до родов. Ужас того, что Турецкий сбежал от беременной женщины, значительно мощнее всего романтизма их любовной истории.

Татьяна пережила настоящий удар! В шоковом состоянии ее доставили в больницу, оказалось, что из-за стресса у нее прекратилась родовая деятельность.

Она долго не могла родить - у нее прекратились схватки, - вспоминает подруга Женя. - Потом, конечно, немецкие врачи сделали свое дело. И в декабре 2001 года на свет появилась маленькая копия Турецкого - его дочь Белла.

Чудесная девочка, видел ее на днях, - говорит Носик. - Я ее сандак (в иудаизме так называют «крестного отца»). В 2003 году в синагоге города Висбаден я прочитал над ней молитву, освятил ее имя - это большая честь крестить малышку.

Гордость Татьяне не позволила искать Турецкого, вызванивать, унижаться. Но ее друзья и родные не могли спокойно смотреть на страдания близкого человека. Михаила разыскали, и он сообщил: «Я встретил другую! Хотите, могу дать 5 000 долларов, и пусть Таня от меня отвалит». Во время гастролей в Америке, в октябре 2001 года, он познакомился со своей нынешней женой Лианой.

Она быстренько взяла его в оборот, - говорит Бокий. - Таня набралась смелости позвонить Турецкому только через два года. Он долго от нее прятался. В итоге на него пытались надавить даже через Иосифа Кобзона - тот ему сказал: «Признай дочь! Это же неприлично!» Но он до сих пор категорически отказывается ее признавать - бьется как зверь. Хотя после истории с Кобзоном стал давать денег на ребенка - правда, для этого надо за ним побегать и поумолять. Однажды приятельница Тани в очередной раз пыталась позвонить Турецкому, а попала на Лиану. «Вы знаете, у него есть жена и маленький ребенок?» - «Ну, она ему не жена, и ребенок ему не ребенок! И мы знать не желаем об этих людях!»

Виновата жена

Сам Турецкий эту историю не комментирует и лишь однажды в интервью журналу «Караван историй» обмолвился о том времени:

«Некоторые девушки предпринимали попытки сделать из меня мужа. Тогда я шел к главному раввину России Адольфу Соломоновичу Шаевичу и говорил:

Что делать? Меня прижали к стенке.

Если можешь не жениться, не женись, - отвечал он.

Я мог, потому что карьера, становление хора и обязательства перед самим собой и коллективом казались гораздо важнее романов».

Причина, конечно, не в карьере, - говорит Носик. - Он попал под прессинг со стороны Лианы, она почему-то яростно не хочет, чтобы он признавал дочь. Ей почему-то важно, чтобы эта история оставалась тайной. Понятно, что у них теперь своя жизнь, много детей, но хорошо было бы, если б он признал Беллу. Тут проблема в том, чтобы уговорить Лиану…

У Турецкого пунктик на теме еврейства.

Пятьдесят поколений моих предков женились только на своих, - говорит Михаил.

Возможно с Таней они не совпали в этом?

Вы что! Таня самая настоящая еврейка, - утверждает Носик, сам известный иудей.

Сама Бородовская до сих пор не нашла объяснения поступку Михаила.

У меня нет трагедии, - говорит она. - Что было, то было. Люди расстаются. Ничего с этим не поделаешь: встречают других мужчин и женщин и расходятся. Так складывается жизнь. Я не искала причину Мишиных действий. Я приняла ситуацию так, как есть. Можно было уйти в злобу, а можно принять все, жить дальше и быть счастливой. Я выбрала второй путь. У меня нет к нему претензий. То, что он не рассказывает о Белле - его личное дело. Что я могу сделать? Я его к этому не принуждаю. И мстить не хочу.

Белла - гражданка Германии, там у нее есть свидетельство о рождении, где в графе «отец» записан Михаил Борисович Турецкий.

В свидетельстве записали Мишу с его добровольного согласия, - подтверждает Таня. - У меня спросили, кто отец, я его назвала, прислали ему письмо, он с этим согласился.

Плюс есть кучи писем, свидетельских показаний, совместных фотографий.

До сих пор

- Он втихаря не отказывается, что это его ребенок, - рассказывает Бокий. - Проведывает ее в Германии, передает ей подарки, но категорически отказывается произнести слово «дочь».

Почему я до сих пор не рассказала об этой истории? А что это изменит? - говорит Таня. - У нас с Турецким есть дочь, и он о ней заботится, как может. Мы можем позвонить ему в любой момент. Не забывайте, что мы живем в другой стране, здесь не в курсе, кто такой Михаил Турецкий. Но Белла знает, что у нее есть папа, что он артист, она была на концертах Миши. Когда мы приезжаем в Москву, он с ней общается, когда он приезжает в Германию - тоже. Однажды он даже брал ее к себе в семью. Я не считаю Мишу плохим человеком. Он хороший человек. Без его заботы я не смогла бы растить ребенка. Мы родные друг другу люди.

Вероятно, Татьяна боится потерять источник финансов, поэтому не рассказывает неприятных подробностей. Зачастую деньги в Германию Турецкий передает именно через Антона Носика.

Простите-простите, он не помогает на самом деле! - Возмущается Антон. - Та сумма, которую Михаил переправляет Белле (если вы спросите меня, я бы своему ребенку больше давал), - 300 евро в месяц! Это разве можно назвать помощью?

Недавно Таня обратилась к Михаилу: «Ты сейчас будешь праздновать 50-летие, ну, пригласи Беллку в Москву». Хормейстер отказался.

Многие почему-то думают, что Турецкий голубой, - рассуждает Бокий. - Но это не правда, Миша очень шустрый парень. Любит себя, поэтому и ухаживает за собой. И вообще у него мания величия: считает, что на сцене только три артиста: Пугачева, Кобзон и он.

Татьяна Бородовская до сих пор одна. Всю энергию она тратит на детей - взрослого сына от первого брака и 10-летнюю дочку.

После Михаила я свою личную жизнь не устроила, - призналась Таня. - Замуж так и не вышла. Ну, может, я сама не хотела.

Вы до сих пор любите Турецкого?

Ну, это уже личный вопрос. Была красивая история, она закончилась, как все заканчивается в этой жизни. Люди расстаются - так случается.

Чужая-своя

Впервые Турецкий женился в 21 год на однокурснице по Гнесинке Елене.

У Лены были вздернутый носик, открытая улыбка и бездонные глаза, - вспоминает в одном интервью Михаил. - Я стал ее первым мужчиной. Мы любили друг друга, но жениться я не собирался. Однако Лена забеременела.

Ради семьи Михаил занимался частным извозом, работал сторожем и грузчиком в супермаркете, дворником.

В 1989 году Елена Турецкая погибла в автокатастрофе.

Отец моей первой жены ехал на машине с ней и ее братом из Литвы, со дня рождения сестры, - вспоминает Михаил. - По рассказам очевидцев, на 71-м километре трассы Минск - Москва машина выехала на полосу встречного движения, ударилась об автобус, а потом столкнулась с фурой. Лоб в лоб. И мгновенная смерть. Всех троих.

Теща Михаила Зоя попросила подписать документы на отказ ребенка и отдать внучку Наташу ей.

Я сказал: «Ничего подписывать не буду. Евреи от своих детей никогда не отказываются», - рассказывает, как было, Михаил.

Сейчас дочке Наташе уже 28 лет, она закончила юрфак, а работает в коллективе у отца - заведует сайтом «Хора Турецкого»…

Потом Михаил встретил Бородовскую, а позже, когда та ждала от Турецкого ребенка, на гастролях в Америке познакомился с Лианой - ее отец был устроителем концертов в штате Техас.

На меня как на артиста, который провел месяц на гастролях, внешний вид Лианы - ее высокий каблук и открытый живот - произвел неизгладимое впечатление, - вспоминает Михаил. - Я предложил поехать в ресторан.

После выпитых коктейлей Турецкий и Лиана ночевали вместе. Так завязался роман. Турецкий уговорил Лиану уехать из Америки в Москву. Правда, возникла проблема: у Лианы есть дочь от первого брака - Сарина (сейчас ей 15 лет), которую нельзя было вывести из США. Тогда Турецкий удочерил ее и дал ей свою фамилию. Девочку он воспитывает как свою (то есть свою родную не признает, а чужого ребенка удочерил).

Я не хотел еще детей, - рассказывает Михаил в интервью. - Ребенок ведь будет мешать нашему отдыху, творческим исканиям, пафосу, статусу, ну и вообще.

Но Лиана подарила Михаилу еще двух дочерей: Эммануэль (да-да, Михаил ее назвал в честь той самой порногероини) и Беату.

Хор при синагоге в Москве спонсировал Березовский, в Чечне охранял Басаев

Айзеншпис: "Мне нужно полтора миллиона долларов от "Логоваза", и тогда страна будет засыпать и просыпаться под "Хор Турецкого"

Оригинал этого материала
© "Народная газета", 12.11.2009, "Хор Турецкого" финансировали олигархи и охраняли террористы

«Хор Турецкого» создавался как синодальный при московской хоральной синагоге. На эстраду их привел Иосиф Кобзон, а «крестными отцами» стали Березовский с Гусинским. [...] В минувшие выходные музыканты побывали в Ульяновске. А руководителя коллектива Михаила Турецкого «АРТ-ХАУЗ» по праву награждает званием одного из самых благодарных и интересных собеседников в российском шоу-бизе. Судите сами… [...]

- Вы ортодоксальный еврей? Посещаете синагогу, читаете Тору, блюдете шабат?

- [...] я, разумеется, чувствую генетическую принадлежность к определенной национальной группе людей. [...] Религиозные традиции иудеев я уважаю, хотя все 613 мицвот Торы у меня все равно не получится соблюдать. У меня есть свои мицвоты, свой внутренний кодекс. Это как персональная Тора внутри меня. Из-за несоблюдения шабата нас в свое время выгнали из синагоги. Мы уже начали работать с Иосифом Кобзоном, и один из наших совместных концертов пришелся на субботу. Мы осмелились работать в день, когда по всем канонам иудаизма любой труд запрещен. По этой причине у нас возник конфликт с главным раввином московской хоральной синагоги. И нам было категорически запрещено впредь выступать в ее стенах.

- После этого на вас обратили внимание олигархи Березовский с Гусинским?

Борис Абрамович поддержал нас еще до нашего знакомства с Кобзоном, в 1995 году. Мы тогда финансово переживали не самые лучшие времена. И «Логоваз» нам эпизодически помогал. Березовский появился в синагоге, послушал нас минут двадцать и стал финансировать. Он звонил Эрнсту, просил, чтобы мы были на ТВ. Но не сошлось. Начинались очередные президентские выборы. Березовский с головой ушел в эту тему. Ему стало не до нас. А Эрнсту, видимо, было не очень интересно поддерживать нас без Березовского. Мы обращались к Юрию Айзеншпису. Он сказал: «Мне нужно полтора миллиона долларов от «Логоваза», и тогда страна будет засыпать и просыпаться под «Хор Турецкого». Естественно, и это не сложилось. Помог реально в продвижении лишь Кобзон, он нас пропиарил. Между прочим, мало кто знает, что во время нашей первой поездки в Чечню за нашу безопасность отвечал лично Шамиль Басаев. Один из самых известных террористов в мире был обычным бодигардом нашего коллектива. А что касается Гусинского, то в бытность его председателем Российского еврейского конгресса на этапе, когда интересы конгресса совпадали с нашими интересами, он оказывал нам посильную помощь, только и всего. [...]

["Эхо Москвы", 06.09.2011, "Без дураков" :
М. Турецкий - Да, мы когда-то пели духовную музыку… [...] Классику в основном, это была для нас очень интересная работа. Это на заре, 1990 годы. 1992-93. И зашел к нам Березовский на репетиционную базу, сказал, у меня есть 15 минут, спойте что-нибудь. Мы спели, он сказал, сколько вам нужно, чтобы вы могли как-то репетировать. Ну я посчитал какую-то зарплату, она на всех, по-моему 5 тысяч долларов была. Чтобы люди могли нормально в магазин ходить. Бензин. В общем, репетировать и давать концерты. И он нам в течение года, наверное, перечислял эти деньги.
[...] я помню какое-то время я приезжал к Бадри Патаркацишвили, это все такие герои со знаком минус в нашей действительности, но они реально пытались нам чем-то помочь, но им уже было как-то сложно. Они уже стали персонами нон грата… - Врезка К.ру]

["Известия", 07.02.2011, "Михаил Турецкий: Дочерям не помогаю" : Руководитель и дирижер Михаил Турецкий рассказал о том, [...] как им помогал Иосиф Кобзон [...]
И: Это правда, что вас спонсировал Кобзон?
Турецкий: Я пришел к Иосифу Давыдовичу и сказал: «Давайте делать вместе программу». Когда у него был юбилейный тур, мы вместе объездили всю страну, пели только еврейские песни. В этом и была его большая помощь. Говорить, что он нас содержал, неправильно. Кобзон - это глыба. У Иосифа Давыдовича можно научиться всему: и пению, и актерскому мастерству, и общению со зрителями, и бизнесу. Но был и не очень положительный момент. После этого совместного проекта все думали, что мы поем только еврейский репертуар. А это достаточно узкие рамки. Мы даже подумывали изменить название коллектива. Но у Иосифа Давыдовича возникло недовольство по этому поводу. Помог экс-мэр Москвы Юрий Лужков, который смягчил расположение Кобзона к нам, сказав, что в коллективе только Турецкий еврей, и не нужно всем исполнителям надевать на головы шапочки. - Врезка К.ру]

Михаил Борисович Турецкий. Родился 12 апреля 1962 года в Москве. Российский музыкант, основатель и продюсер арт-групп «Хор Турецкого» и SOPRANO. Народный артист РФ (2010).

Михаил Турецкий родился 12 апреля 1962 года в Москве в еврейской семье выходцев из Белоруссии.

Отец - Борис Борисович Эпштейн, родился в семье кузнеца в Могилёвской губернии. В 18 лет, после смерти отца, уехал в Москву, где учился в педагогическом техникуме, а затем в Академии внешней торговли. Работал мастером цеха шелкографии на подмосковной фабрике.

Мать - Белла (Бейля) Семёновна Турецкая, работала няней в детском саду. Ее семья была уничтожена гитлеровцами во время войны.

Родители Михаила познакомились перед самой войной в местечке Пуховичи под Минском. Они прошли всю войну: отец ушел на фронт со второго курса Академии в первые дни войны, был участником прорыва Ленинградской блокады, мать была медсестрой эвакуационного госпиталя в Горьком.

Михаил - поздний ребенок. На момент его рождения отцу было 50, а матери - 40. Поскольку день рождения сына совпал с Днём космонавтики, ребёнка хотели назвать Юрием - в честь . Но отец настоял на имени Михаил. В семье было принято решение дать сыну фамилию матери - так как на тот момент ни одного представителя фамилии уже не было в живых.

Имеет старшего брата Александра (разница между ними 15 лет).

Как вспоминал Михаил, его отец даже в преклонном возрасте был энергичным и бодрым человеком, который прекрасно себя чувствовал: даже в 70 лет работал, ходил на каток и в танцзал.

Семья жила скромно, в 14-метровой комнате коммунальной квартиры на станции метро «Белорусская».

Уже в раннем детстве Михаил проявил музыкальные способности. В 3 года он уже пел, а первой концертной площадкой маленького музыканта был стул, на котором для старшего брата и его друзей мальчик охотно пел популярную тогда песню «Сиреневый туман».

Вскоре в доме Михаила появились вторая комната в коммунальной квартире и пианино. Заметив незаурядные способности, родители решили нанять для сына педагога по фортепьяно. Но занятия продлились только четыре месяца: преподаватель заявил об абсолютном отсутствии у ребёнка таланта.

Тогда Михаил Турецкий стал посещать музыкальную школу по классу флейты-пикколо (малой флейты). Параллельно с флейтой отец водил сына в капеллу мальчиков.

Судьбоносным для творческого будущего Турецкого оказался один из визитов двоюродного брата отца, знаменитого дирижера Рудольфа Баршая. Услышав на семейном обеде, что Михаил занимается игрой на флейте, маэстро предложил ему консультацию у одного из знакомых профессионалов. Узнав, что племянник ещё и поёт, дядя попросил мальчика исполнить песню. После Рудольф Борисович сделал звонок директору Хорового училища имени А. В. Свешникова с просьбой не предвзято прослушать Михаила. Турецкому на тот момент было одиннадцать лет, в то время как средний возраст поступающих - семь. Несмотря на это, вскоре мальчик был принят.

После окончания училища, выдержав серьёзный конкурс, Михаил Турецкий поступает на дирижерско-хоровой факультет Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1985 получив диплом с отличием, продолжает обучение в аспирантуре, занимается симфоническим дирижированием. Регулярно присутствует на репетициях Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Е. А. Мравинского, наблюдая за работой маэстро. Вскоре Турецкий становится хормейстером и актёром Театра музыкального искусства под управлением Юрия Шерлинга, где серьёзно погружается в историю синтетического искусства.

По окончании института, в 1989 году, Михаил Турецкий начал набор солистов в мужской хор при Московской хоральной синагоге. Все участники коллектива имели профессиональное музыкальное образование. Главной целью хора стало возрождение иудейской духовной музыки в СССР. Репертуар коллектива составила еврейская литургическая музыка, которая не исполнялась с 1917 года. По традиции все произведения музыканты пели a cappella, то есть без музыкального сопровождения, что требовало высокой профессиональной подготовки.

Всего за восемнадцать месяцев хор под руководством Михаила Турецкого подготовил обширную программу еврейской духовной и светской музыки, с которой с успехом выступал в Израиле, Америке, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании (фестиваль «Por Me Espiritu» в компании звёзд мировой музыки: Пласидо Доминго, Исаак Стерн, Зубин Мета).

Коллектив достаточно быстро стал востребован за рубежом, однако в России начала 90-х, артистам найти свою слушательскую аудиторию было сложно. В 1993 году музыкантов кратковременно поддерживали ЛогоВАЗ (Борис Березовский) и президент Российского еврейского конгресса Владимир Гусинский.

В 1995-1996 году коллектив разделяется на две части: одна остается в Москве, вторая отправляется в США (Майами, Флорида) на работу по контракту. Михаилу Турецкому приходится руководить одновременно обеими группами.

Опыт, полученный коллективом во время работы в США, заметно повлиял на дальнейшую репертуарную политику хора и понимание синкретической природы настоящего шоу. Артисты погружались в атмосферу американской культуры с характерной для неё зрелищностью, динамикой, яркостью музыкальных красок, а также всего, что входит в современное понятие action (экшн). Именно в США, среди знаменитых бродвейских мюзиклов и первоклассных музыкантов, впервые формируется эстрадное направление проекта.

Благодаря совместному концертному турне с , в 1997-1998 гг. с творчеством коллектива знакомится и публика бывшего СССР.

В 1998 году хор получает статус городского муниципального коллектива.

В период с 1999 по 2002 г. у хора появляется свой репертуарный спектакль («Вокальное шоу Михаила Турецкого») в Московском государственном театре эстрады под управлением , который проходит 2 раза в месяц. На этой сцене и состоялась презентация хора для широкой общественности Москвы.

В 2003 Турецкий открывает своё универсальное понятие в музыке, оставив след в истории мирового и отечественного шоу-бизнеса не только как музыкант-профессионал, но и как создатель такого явления в массовой музыкальной культуре, как «арт-группа». С этого момента его коллектив приобретает современное имя - «Арт-группа Хор Турецкого» . Теперь это ансамбль из 10 солистов, в котором представлены все существующие виды мужских голосов: от самого низкого (бас-профундо) до самого высокого (тенор-альтино). Перерождение коллектива открывает музыкантам более широкие горизонты. Репертуар хора заметно расширяется, выходит за рамки одной национальной культуры, еврейские молитвы и песни по-прежнему остаются в репертуаре, но уже не составляют его основу.

Суть понятия «арт-группа» заключена в безграничности творческих возможностей внутри одного музыкального коллектива. Репертуар арт-группы охватывает музыку разных стран, стилей и эпох: от духовных песнопений и оперной классики до джаза, рок-музыки и городского фольклора. В рамках нового явления сосуществуют всевозможные варианты исполнения: a cappella (то есть без сопровождения), пение под инструментальный аккомпанемент, шоу-представления, сочетающие вокал с элементами авторской хореографии.

Хор Турецкого - С тобой навсегда

Новый стиль, в котором работает «Хор Турецкого», отчасти определяется понятием classical crossover (синтез элементов поп-, рок- и электронной музыки), однако в творческой деятельности арт-группы есть тенденции, выходящие за рамки этого понятия: многоголосное пение и имитация голосом музыкальных инструментов, интерактивность и внедрение элементов хэппенинга (например, участие публики в танцевально-песенной программе). Таким образом, каждый концертный номер превращается в «мини-мюзикл», а концерт − в незаурядное по своей энергетике шоу. В репертуаре «Хора Турецкого» по-прежнему остаются и шедевры классической музыки в подлинном виде. Сам Михаил не только поёт, но и блестяще ведёт и направляет собственное шоу. Сегодня коллектив не имеет аналогов во всем мире.

С 2004 года «Хор Турецкого» приступает к широкой концертной деятельности, начинает свою светскую жизнь и переживает стремительный взлёт эстрадной карьеры, который сопровождается множеством наград и постоянным возрастанием количества поклонников. Коллектив выступает на лучших концертных площадках страны и мира. В их числе: СК «Олимпийский» (Москва) и Ледовый дворец (Санкт-Петербург), Большой концертный зал «Октябрьский» (Санкт-Петербург), Альберт Холл (Англия), крупнейшие залы США − Карнеги Холл (Нью-Йорк), Dolby Theatre (Лос-Анджелес), Джордан Холл (Бостон).

В 2005 году к 15-летию коллектива Михаил Турецкий написал книгу-автобиографию «Хормейстер» - о своей жизни, работе и коллегах по хору.

В 2008 году «Хор Турецкого» собрал четыре аншлага в Государственном Кремлёвском дворце, и по просьбам зрителей дал дополнительный аншлаговый пятый концерт во Дворце спорта «Лужники», чем установил своеобразный рекорд.

Несмотря на то, что коллектив существует много лет, костяк его по-прежнему составляют музыканты, с которыми М. Турецкий знаком и дружен со студенческих лет или с момента образования хора.

В 2010 году он учредил новый проект - женский - под названием «SOPRANO» . Это уникальный проект, которому подвластны произведения мировой музыкальный культуры любой сложности создавался на протяжении двух лет. За право петь в коллективе боролись сотни претенденток, и в результате нескольких кастингов в проекте остались лучшие из лучших. В «SOPRANO» представлены все существующие женские певческие голоса: от самого высокого (колоратурное сопрано) до самого низкого (меццо). Каждая солистка представляет свой стиль пения: от академического до фольклорного и эстрадно-джазового. В одном концерте арт-группы «SOPRANO Турецкого» звучат классика и рок, джаз и диско, модная современная музыка и ретро хиты. За последний год коллектив сделал мощный рывок в сторону авторских песен и достиг высоких показателей.

Со своими композициями девушки выступали на фестивалях «Песня года», «Новая Волна», «Славянский Базар», «Пять звезд». В профессиональной биографии проекта – ежегодные гастрольные туры в России и за рубежом (США, Канада, Швейцария, Израиль и др).

Soprano Турецкого - Зима, Зима

В 2017 году Михаил Турецкий стал Лауреатом премии Правительства РФ 2016 года в области культуры и был удостоен Ордена Дружбы - За заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность.

Рост Михаила Турецкого: 170 сантиметров.

Личная жизнь Михаила Турецкого:

Первая жена - Елена, его однокурсница по институту имени Гнесиных. Поженились вопреки воле родителей в 1984 году. В том же 1984-м у них родилась дочь Наталья.

Жена Елена трагически погибла в ДТП. В августе 1989 года вместе со своим другом и учителем Владимиром Семенюком Турецкий отправился в Клайпеду. Ночью музыканту пришла телеграмма от старшего брата со словами «Срочно позвони. Саша». Наутро Михаил узнал о страшной трагедии: на трассе Минск - Москва в автомобильной катастрофе погибли его тесть, жена и её брат.

Он вспоминал: "Отец моей первой жены ехал на машине с ней и ее братом из Литвы, со дня рождения сестры. По рассказам очевидцев, на 71-м километре трассы Минск - Москва машина выехала на полосу встречного движения, ударилась об автобус, а потом столкнулась с фурой. Лоб в лоб. И мгновенная смерть. Всех троих".

В 2001 году у него родилась внебрачная дочь Изабель (Белла), которая живёт со своей матерью Татьяной Бородовской в Германии. Они встретились в 2000 году, когда Михаил со своим хором были на гастролях в Германии. Во время концерта во Франкфурте он увидел в первом ряду невероятно красивую женщину и, потрясенный ее внешностью, спрыгнул со сцены и пригласил даму танцевать. Затем попросил телефон. Так начался их короткий роман, от которого в декабре 2001 года родилась дочь. Белла унаследовала не только внешность своего знаменитого отца, но и его музыкальность - играет на скрипке.

Татьяна Бородовская - мать внебрачной дочери Михаила Турецкого

Вторая жена - Лиана, она армянка. История Михаила и Лианы началась в 2001 году во время гастролей «Хора Турецкого» по Америке. Отец Лианы получил предложение организовать концерт коллектива. Это была любовь с первого взгляда. Четырех месяцев по большей части телефонного общения хватило Лиане, чтобы променять благоустроенную американскую жизнь на непривычную для нее жизнь в России. Лиана на момент их знакомства была женщиной с пятилетним ребенком - имела дочь . Михаил Турецкий говорил: "И я увидел в ней прежде всего заботливую мать. В дальнейшем, когда у нас появились еще дочери, это мнение только укрепилось. Для моей жены дети всегда на первом месте, и я это принял".

У пары родились две дочери: Эммануэль (2005 г.р.) и Беата (2009 г.р.).

В 2014 году Михаил стал дедушкой: у Натальи родился сын Иван Гилевич. А в 2016 году Наталья родила ему внучку Елену.

Старшая дочь Турецкого Наталья - юрист, работает в офисе «Хора Турецкого». Сарина окончила МГИМО, факультет международной журналистики, работает музыкальным продюсером.

Михаил Турецкий в программе "Пока все дома"

Библиография Михаила Турецкого:

2005 - Хормейстер

Дискография «Хора Турецкого»:

1999 - High Holidays (еврейская литургия)
2000 - Jewish Songs
2001 - Bravissimo
2003 - Хор Турецкого представляет...
2004 - Звёздные дуэты
2004 - Такая великая любовь
2004 - Когда поют мужчины
2006 - Рожденные петь
2006 - Великая музыка
2007 - Музыка всех времён и народов
2007 - Москва - Иерусалим
2009 - Аллилуйя любви


Михаил Турецкий - популярный отечественный музыкант и исполнитель. Больше всего известен как продюсер и основатель арт-группы под названием "Хор Турецкого". В 2010 году получил звание народного артиста России.

Детство и юность

Михаил Турецкий родился в Москве в 1962 году. В семье он был вторым ребенком, причем нежеланным, по крайней мере для отца. Борис Борисович Эпштейн, так звали папу героя нашей статьи, всяческими способами отговаривал жену от рождения второго ребенка. Причин была масса: тяжелые времена, немолодой возраст родителей, болезненный первенец Александр, с которым всегда была уйма проблем.

Сегодня мы можем быть только благодарны матери музыканта за то, что она настояла на своем. 12 апреля Белла Семеновна родила мальчика Мишу. Интересно, что Турецкий - это вовсе не его псевдоним, а фамилия матери, которую он взял, чтобы выступать на сцене.

Национальность Михаила Турецкого - еврей. Это создавало определенные проблемы, когда он рос, но в его детстве на это никто не обращал внимания. Родители Миши постоянно пропадали на работе, чтобы заработать средства на содержание двух сыновей. Поэтому основные обязанности по его воспитанию легли на плечи старшего брата Александра, который был на 15 лет старше. Ему такое занятие, конечно, было в тягость, поэтому он часто оставлял ребенка рядом с включенным радио или телевизором, а сам отправлялся гулять.

Творческие задатки

По всей видимости, это сыграло определенную положительную роль в биографии Михаила Турецкого. Когда родители узнали о таком воспитании, то даже не стали наказывать Александра, потому что заметили, что маленький Миша постоянно подпевает песням, звучавшим в эфире. Причем делает это хорошо, демонстрируя неплохие задатки. Главным хитом в то время была песня "Сиреневый туман".

Отец Михаила Турецкого работал мастером цеха, а мать была воспитательницей в детском саду. Денег в семье всегда было немного, но со временем удалось накопить на дополнительную комнату в коммуналке в районе станции метро "Белорусская", где они все и жили. Даже остались деньги на старое фортепиано.

Музыкальный инструмент был приобретен, чтобы Миша мог дома заниматься с приглашенным репетитором по музыке, оттачивая свой талант. Однако педагог была настроена не так оптимистично, как родители. Примерно через полгода она заявила, что дальше заниматься нет смысла, потому что у ребенка абсолютно нет слуха.

Это расстроило родителей, но настойчивый Михаил Турецкий убедил дать ему еще один шанс. Он поступил в музыкальную школу, начал учиться играть на флейте, потому что это было дешевле всего.

Образование

В 1973 году произошло важное событие, которое нельзя не отметить в биографии Михаила Турецкого. Он познакомился с кузеном отца, который оказался всемирно известным дирижером и альтистом Рудольфом Баршаем. Услышав, что Миша ходит в музыкальную школу, а также пробует петь, Рудольф попросил его что-нибудь исполнить. Вокальные способности мальчика его искренне восхитили, вскоре он уже смог пристроить его в престижное хоровое училище имени Свешникова. Удалось это сделать только по блату.

В 2005 году Михаил решается написать собственную автобиографию, в которой подробно излагает всю свою историю, как ему удалось добиться успеха, какие препятствия были преодолены на пути. Рассказывает, как стали популярными песни Михаила Турецкого.

В 2008 году кажется, что коллектив выходит на пик своей популярности. Они дают концерт в государственном Кремлевском дворце. Их начинают считать одними из самых известных и популярных артистов страны, но Турецкий и не думает на этом останавливаться.

Женский коллектив

В 2010 году он запускает новый проект под названием SOPRANO. По сути, это женская версия "Хора Турецкого". Девушки из этого коллектива, которых продюсирует сам Михаил, быстро становятся популярными. Они выступают на престижных фестивалях.

Например, на "Песне года", "Славянском базаре", "Новой волне". 2010 год становится успешным для Михаила и в том плане, что ему присуждают звание народного артиста России и орден Почета.

Личная жизнь

Семью Михаил Турецкий построил в 1984 году. Его избранницей становится однокурсница Елена. В том же году у них рождается дочка Наташа. Именно Елена погибла в аварии вместе с братом и отцом, после чего Михаил уехал с Натальей в турне по Америке.

В США его дочери понравилось. Там она даже впервые начала выступать на сцене. Однако отцу удалось убедить ее попробовать себя в какой-нибудь другой сфере, потому что сам он уже понимал, какой это тяжелый труд. Главным аргументом стало то, что музыка и вокал полностью лишат девушку личной жизни. На это она пойти не решилась, в результате занялась изучением права. Сейчас она работает юристом в офисе "Хора Турецкого", оперативно решая все возникающие вопросы.

В 2014 году она подарила отцу внука Ивана, а в 2016-м у нее родилась дочка Елена.

У самого Михаила Турецкого дети тоже появились. В 2001 году родилась внебрачная дочь по имени Изабель, это произошло после короткого романа с Татьяной Бородовской. А в 2002 году герой нашей статьи женился во второй раз. Он выбрал себе в супругу армянку по имени Лиана, с которой познакомился во время очередных гастролей по Америке, которые были организованы отцом девушки.

Еще до брака с Турецким у Лианы уже был ребенок - дочь Сарина. Несмотря на это, пара решила обзавестись еще и совместными детьми. В 2005 году у них родилась Эммануэль, а еще через четыре года Беата.

Деятельность в последние годы

Сейчас возраст Михаила Турецкого составляет 56 лет. Для музыканта и вокалиста немало, но он пока даже не думает уходить со сцены. Всю жизнь он проявлял себя в качестве трудоголика, таких же энтузиастов набрал себе в команду и сбавлять обороты не намерен.

"Хор Турецкого" вместе со своим лидером и вдохновителем ежегодно дает около двухсот концертов в России и за границей. Параллельно артисты активно развивают социальные сети, чтобы поклонники могли за ними наблюдать буквально в режиме реального времени.

В 2017 году в жизни Турецкого произошло сразу нескольких важных и знаковых событий. Он получил орден Дружбы за развитие культуры, а также выдал дочь Сарину замуж на Торника Церцвадзе. Сарина - дочь Лианы от первого брака, которую сам Михаил уже давно считает практически родной.

На данный момент коллектив "Хор Турецкого" выпустил уже восемь альбомов. Первый вышел в 1999 году под названием High Holidays, затем были пластинки Bravissimo, "Хор Турецкого представляет", "Когда поют мужчины", "Рожденные петь", "Москва - Иерусалим", "Музыка всех времен", "Шоу должно продолжаться".

Рассказывая о своей работе, артисты часто любят подчеркнуть, что в течение года им приходится около ста раз садиться на самолет, проезжать на автомобиле порядка 120 тысяч километров, также преодолевать значительные расстояния на поездах и автобусах. Но все они восхищаются своим руководителем и очень его уважают.


Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры.

Михаил Турецкий родился 12 апреля 1962 года в городе Москва. Мальчик появился на свет в семье выходцев из Белоруссии. Жили скромно, в четырнадцатиметровой комнате коммунальной квартиры на станции метро «Белорусская». Отец работал мастером цеха шелкографии на подмосковной фабрике, мама, няней в детском саду.

Музыкальные способности Миши проявились в раннем детстве. Уже в три года повторял множество песен, доносящихся из радиоприемника и телевизора, четко скандируя все слова, еще даже не понимая их смысла. Первой концертной площадкой маленького музыканта стал стул, на котором пел популярную тогда песню «Сиреневый туман».

Спустя некоторое время Михаил сам попросил родителей отдать его в музыкальную школу. Стесненная материально семья могла позволить себе лишь самое недорогое образование. В прейскуранте государственной школы стоимость обучения на различных инструментах разнилась в диапазоне от полутора до двадцати рублей. Так Михаил начал осваивать флейту-пикколо. Параллельно с флейтой отец водил сына в капеллу мальчиков.

Судьбоносным для будущего Турецкого оказался один из визитов двоюродного брата отца, дирижера Рудольфа Баршая. Услышав на семейном обеде, что Михаил занимается игрой на флейте, маэстро предложил ему консультацию у одного из знакомых профессионалов. Узнав, что племянник еще и поет, дядя попросил мальчика исполнить песню. После этого Рудольф Борисович сделал звонок директору Хорового училища имени Александра Свешникова с просьбой не предвзято прослушать Михаила. Мальчику на тот момент исполнилось одиннадцать лет, в то время как средний возраст поступающих: семь. Несмотря на это, его приняли в коллектив.

После окончания училища, выдержав серьезный конкурс, Михаил Турецкий поступает на дирижерско-хоровой факультет Российской академии музыки имени Гнесиных. В 1985 получив диплом с отличием, продолжил обучение в аспирантуре, занимался симфоническим дирижированием. Регулярно присутствует на репетициях Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Евгения Мравинского, наблюдая за работой маэстро. Вскоре молодой человек становится хормейстером и актером Театра музыкального искусства под управлением Юрия Шерлинга.

В 1989 году Михаил Турецкий начал набор солистов в мужской хор при Московской хоральной синагоге. Все участники коллектива имели профессиональное музыкальное образование. Главной целью хора стало возрождение иудейской духовной музыки в стране. Репертуар коллектива составила еврейская литургическая музыка, которая не исполнялась с начала XX века. По традиции все произведения музыканты пели без музыкального сопровождения, что требовало высокой профессиональной подготовки.

За восемнадцать месяцев хор под руководством Михаила Борисовича подготовил обширную программу еврейской духовной и светской музыки, с которой с успехом выступал в Израиле, Америке, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании.

Коллектив достаточно быстро стал востребован за рубежом, однако в России начала 1990-х годов, артистам найти свою аудиторию оказалось сложно. В 1993 году музыкантов кратковременно поддерживали ЛогоВАЗ и президент Российского еврейского конгресса Владимир Гусинский.

В середине 1990-х годов коллектив разделяется на две части: одна остается в Москве, вторая отправляется в США на работу по контракту. Михаилу Турецкому приходится руководить одновременно обеими группами. За время контракта артист совершает около двадцати перелетов из Москвы в Майами! Опыт, полученный коллективом во время работы в США, заметно повлиял на дальнейшую репертуарную политику хора и понимание синкретической природы настоящего шоу.

В период с 1999 по 2002 год у хора появляется свой репертуарный спектакль в Московском государственном театре эстрады под управлением Геннадия Хазанова, который проходит два раза в месяц. На этой сцене и состоялась презентация хора для широкой общественности Москвы.

В 2003 году Михаил Борисович открывает свое понятие в музыке, оставив след в истории мирового и отечественного шоу-бизнеса не только как музыкант-профессионал, но и как создатель такого явления в массовой музыкальной культуре, как «арт-группа». С этого момента его коллектив приобретает современное имя: «Арт-группа Хор Турецкого». Теперь это ансамбль из десяти солистов, в котором представлены все существующие виды мужских голосов: от самого низкого до самого высокого. Перерождение коллектива открыл музыкантам более широкие горизонты. Репертуар хора расширяется и выходит за рамки одной национальной культуры.

Новый стиль, в котором работает «Хор Турецкого», отчасти определяется понятием «classical crossover», однако в творческой деятельности арт-группы есть тенденции, выходящие за рамки этого понятия: многоголосное пение и имитация голосом музыкальных инструментов, интерактивность и внедрение элементов хэппенинга. Таким образом, каждый концертный номер превращается в «мини-мюзикл», а концерт в незаурядное по своей энергетике шоу. Сам Михаил не только поет, но и блестяще ведет и направляет собственное шоу.

С 2004 года «Хор Турецкого» приступает к широкой концертной деятельности, начинает свою светскую жизнь и переживает стремительный взлет эстрадной карьеры, который сопровождается множеством наград и постоянным возрастанием количества поклонников. Коллектив выступает на лучших концертных площадках страны и мира. В их числе: «Олимпийский» и Ледовый дворец, Большой концертный зал «Октябрьский», Альберт Холл, крупнейшие залы США: Карнеги Холл, Dolby Theatre, Джордан Холл.

В 2008 году «Хор Турецкого» собрал четыре аншлага в Государственном Кремлевском дворце и по просьбам зрителей дал дополнительный аншлаговый пятый концерт во Дворце спорта «Лужники», чем установил своеобразный рекорд. Артисты ежегодно выходят на сцену порядка двухсот пятидесяти раз, сто раз в году садятся в самолет, проезжают сто двадцать тысяч километров на автомобилях, автобусах и поездах. Несмотря на то, что коллектив существует уже более двадцати лет, костяк его по-прежнему составляют музыканты, с которыми Михаил Турецкий знаком и дружен со студенческих лет или с момента образования хора.2012 - Орден Почета - За большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
2012 - Народный артист Республики Ингушетия - за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в связи с празднованием 20-летия со Дня образования Республики Ингушетия
2015 - Заслуженный артист Карачаево-Черкесской Республики (19 ноября 2015 года) - за многолетнюю творческую деятельность, заслуги в области культуры и высокое исполнительское мастерство
2017 - Лауреат премии Правительства РФ 2016 года в области культуры
2017 - Орден Дружбы - За заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность

«Теперь я наконец-то спокоен, — говорит новоиспеченный дедушка. — У меня появилась уверенность в том, что дело, которым я занимаюсь, будет существовать и дальше, когда я уйду на пенсию. Конечно, у меня много дочерей и каждая из них может стать моей преемницей, но мужчина во главе музыкального холдинга — это как-то надежнее, на мой взгляд. — серьезный проект, не однодневка. И если вложить в него душу, он будет радовать людей и через 100 лет. Хотя, конечно, я понимаю, что внук совсем не обязательно пойдет по моим стопам. Пока представляю себе, как буду вместе с ним кататься на горных лыжах и ходить на каток. А что — у меня есть все шансы поучаствовать в воспитании внука: мне сейчас 51 год, а моему отцу, когда я родился, было 50. И он дожил до 96 лет, успел порадоваться, когда мне дали звание народного артиста. А последний раз мы с ним вместе катались на коньках, когда ему было 94. Так что я с внуком еще покатаюсь!»


А вот играть в машинки и паровозики Михаил с новым членом семейства пока не планирует. «С девочками на­игрался, — смеется он. — Мои дочки не только в куклы играли, машинки им тоже были интересны, так что у нас до сих пор полон дом всякой игрушечной техники. Девочки у нас очень любознательные и активные, занимаются спортом. Девятилетняя Эммануэль уверенно стоит на коньках, и едва у меня и у моей жены Лианы выдается свободное время, мы вместе идем на каток. Зимний отпуск, как правило, проводим, катаясь всей семьей на горных лыжах. Младшей, Беате, еще нет пяти лет, но мы ее тоже постепенно приучаем к нагрузкам. Я считаю, что главная задача родителей — разглядеть способности ребенка и открыть перед ним правильную дверь. Потому что если он выберет не тот путь и дверь окажется ему не по размеру, не по нраву и не по таланту — человек не будет счастлив».

Старшая дочь Турецкого Наташа свою «дверь» уже нашла, она — юрист, работает в офисе «Хора Турецкого». Сарине 17 лет, и она еще не определилась с будущим. По словам родителей, девочке нравится быть на виду, и она серьезно размышляет, не стать ли ей журналистом. Младшие дочери пока, разумеется, в поиске. «Мы стараемся развивать их разносторонне, кроме спорта, в расписании присутствует музыка. Эммануэль с пяти лет играет на скрипке. Не могу сказать, что она каждый день

с удовольствием бежит к инструменту и с энтузиазмом занимается. Нет, как и любого ребенка, ее приходится мотивировать. Я ей говорю, например: давай мы с тобой позанимаемся тем, что интересно тебе, — поговорим об истории нашей семьи или о мире, сходим погулять, а потом уделим внимание и моим просьбам — на лыжах покатаемся, на скрипке по­играем. Стараюсь хвалить ее как можно больше: послушай, говорю, какой звук ты извлекла из скрипки — это настоящий живой звук! Палочная дисциплина в воспитании детей хорошо работала сто лет назад, сейчас уже не действует. Ребенка надо заинтересовать. Но это непросто. У современного ребенка уже с рождения есть все, ему не о чем мечтать. Поэтому хорошо бы объяснить чаду, что мечтой может быть нечто нематериальное. Извлечь из своей скрипки особый, живой и теплый звук — вот мечта. Вот сверхзадача».

В доме Михаила Турецкого четыре женщины (Наталья живет отдельно). Казалось бы, единственного мужчину они должны холить и лелеять непрерывно. Но глава семьи уверяет, что так бывает далеко не всегда. «У нас мужчина обеспечивает семью, дает ей уверенность в завтрашнем дне, опекает и заботится. Конечно, иногда мне очень хочется, чтобы позаботились и обо мне, но я не позволяю себе давать слабину. У жены ведь тоже достаточно дел — на ней дом и дети, которые круглосуточно нуждаются во внимании».

Несколько лет назад Михаил решил реализовать свой богатый жизненный опыт по части воспитания женщин и в дополнение к мужскому хору собрал женский коллектив, который назвал «Сопрано 10». «Я, как отец четырех дочерей, понимаю женщин и всегда стараюсь быть на их стороне. За это время я стал превосходным дамским психологом, прекрасно знаю, что главные козыри в общении с девушками — правда и искренность. Каждую из солисток нужно выслушать, понять, заразить общей идеей, и только тогда они почувствуют себя уверенней. А с мужчинами все по-другому. Любой мужчина — это центр

Вселенной (ну, по крайней мере, так он думает сам о себе). И когда в одном месте собирается очень много мужчин, может начаться хаос. С ними я диктатор. Но — бархатный! Мои артисты в шутку прозвали меня Царем. Я им не даю разболтаться, стараюсь поддерживать дисциплину. Иногда даже наказываю рублем, не без этого, но на большие штрафы у меня рука не поднимается — жалко людей, а мелкие, увы, не работают, поэтому к такой мере воздействия прибегаю редко. Людей сдерживает другое: в нашем коллективе все друг от друга зависят. Это как в футбольной команде. От того, насколько хорошо ты играешь, зависит и общий успех, и твой собственный заработок. Если артист позволяет себе какие-то излишества, выходит за рамки, это обязательно отражается на его голосе. А нам и так приходится в трудных условиях работать: бессонные ночи, переезды… Поэтому, чтобы не усугублять, все стараются держаться. А диктатуру устанавливать бессмысленно. Нельзя заставить артиста искриться на сцене — для этого можно только создать правильные условия».

Дома Михаила, как и любого востребованного артиста, можно застать нечасто. «Я бываю здесь рано утром, поздно вечером и проездом из одного аэропорта в другой. Но даже если после всех разъездов у меня останется всего полчаса, чтобы побыть дома, я все равно туда поеду. Пусть потрачу лишних два часа на дорогу, но если у меня есть шанс побыть с детьми, пообщаться с женой, да просто принять контрастный душ и посидеть в тишине своего кабинета — я им воспользуюсь. Дом мне необходим для перезагрузки. Задача современного мужчины, как и его далекого предка, рожденного в первобытно-общинном строе, — охота, добывание мамонта. А для того чтобы охотиться успешно, надо время от времени аккумулировать энергию. Мне иногда достаточно полчаса здесь побыть, и я уже чувствую себя отдохнувшим и готовым для новой борьбы».

Такой большой семье и дом требуется немаленький. Несколько лет назад семья Турецких присмотрела в Подмосковье участок. Строительство жилья целиком и полностью взяла на себя жена Турецкого Лиана — она руководила всем, начиная от закладки фундамента и заканчивая декором комнат. При одном взгляде на дом видно, что оформляла его женщина: в картинах, подушечках, статуэтках и прочих изящ­ных вещицах недостатка нет. И даже сейчас, по прошествии нескольких

лет, Лиана все еще находит способы усовершенствовать интерьер. Во время съемки она дважды отвлеклась: сначала Турецким доставили огромное зеркало, специально для комнаты Сарины, а через полчаса курьер осторожно внес в гостиную две напольные фигуры — белую и красную вишни из глянцевой керамики. «Многих мужчин, наверное, раздражало бы такое обилие декора в доме, но только не меня. Всем известно, что артист — женская профессия, и многие представители сильного пола у нас тяготеют к эстетизму, присущему обычно дамам. Я умею ценить так называемый интерьерный кутюр, и мне все эти штучки очень нравятся. Вот, например, зеркало, которое сейчас уехало в комнату к Сарине, — я тоже такое хочу! Я же выхожу на сцену, должен выглядеть идеально! Считаю, что артист обязан демонстрировать лучшие свои качества. Если уж ты вышел на сцену и сказал: «Я артист, смотрите на меня и покупайте билеты», — будь добр, соответствуй! И голос должен быть на высшем уровне, и умение одеваться, и фигура. У нас в доме есть небольшой зальчик с бассейном и тренажерами. Я занимаюсь тут, если у моего тренера есть время до меня доехать. Если нет — обязательно разомнусь у себя в офисе, там тоже есть комнатка, где наши артисты занимаются физкультурой. Да и на гастролях в любом городе можно фитнес-центр найти, было бы желание».

Физкультура — очень важная часть в расписании Михаила. Иногда ему кажется, что тренажерный зал на первом этаже дома несколько маловат. «Я бы, конечно, сделал его попросторнее. Но вообще, чего Бога гневить, отличный дом. Потолки высокие, окна огромные, света много. Хотя, честно вам скажу, я не всегда уютно себя чувствую в больших помещениях. Я родился в коммуналке и очень долгое время жил в 14-метровой комнате вместе с родителями и братом. Так что от большого пространства я не всегда получаю кайф. Все время вспоминается собор Святого Петра в Риме, который был сконструирован так, чтобы люди чувствовали величие Всевышнего, а себя ощущали лишь частичками Вселенной. Вот на меня большие комнаты именно так действуют. Я вообще непритязателен — артист по натуре своей бродяга, и его не должны смущать жизнь в гостиницах и бытовые лишения. Правда, когда из этих гостиниц возвращаешься домой, все-таки хочется отдыха. Встаешь в три утра где-нибудь в Казахстане, прилетаешь домой и мечтаешь поспать хоть два часа. А дом сконструирован так, что на треть­ем этаже в спальне слышны голоса детей, играющих внизу в гостиной. Вот этот недостаток я бы устранил. А пока приходится просто выгонять все население дома на улицу часа на два, чтобы не мешали спать».


Сейчас вопрос сна и отдыха для Турецкого стоит особенно остро: через месяц, 9 марта, его коллектив дает в «Олимпийском» большой концерт под интригующим названием «Мужской взгляд на любовь», требующий, как и любое масштабное действо, тщательной подготовки. «Самое главное в жизни нормального мужчины — женщина. Конечно, можно себя обманывать и убеждать, что главное — работа, деньги, слава… Но мужчина ориентирован на то, чтобы было кому посвятить свою жизнь. Концерт «Мужской взгляд на любовь» — как раз об этом. Мужчине гораздо проще признаваться в своих чувствах с помощью музыки, чем сказать о них словами. Мы дадим каждой женщине возможность услышать и понять, что думает мужчина о любви. А мужчинам подарим возможность с помощью музыки донести до своей спутницы, что же он все-таки думает о ней и о чувствах…»


Top