Мир и человек. Основной вопрос философии

Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: мир - человек. Впрочем, вполне приемлема и инверсия: человек - мир. Собственно на этом различении строятся две ведущие линии в философском знании, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской.

Объективистские концепции, независимо от того, являются они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен, т.е. не зависит в своем существовании и качествах от желаний субъектов и человеческого способа видения. Истина для всех едина: для людей, богов, демонов и любых разумных существ. Если к нам прилетит сороконожка с Юпитера, у которой уши на ногах, а видит она исключительно в инфракрасной части спектра, истины и законы логики будут для нее те же, что и для нас, так как они отражают объективные характеристики действительности (или, напротив, эмпирическая действительность есть выражение объективных логических законов). Объективистские философские концепции полагают, что мы все можем и должны находить общие позиции но вопросу о качествах действительности и своем месте в ней, а те, кто упрямствует в отстаивании особой позиции - просто заблуждается, впадает в иллюзию. Яркими примерами объективистских концепций были философия Гегеля и Маркса. Учения этого типа очень высоко ценят роль познания в жизни людей, так как считают, что рациональное знание непосредственно связывает нас с истиной и показывает мир таким, как он есть.

Противоположностью объективизма является субъективизм, когда мир, общий для всех живущих субъектов, заменяется на множество "мирков". Я - сам себе Вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребываю в своих ситуациях и безмерно одинок, потому что никто не может разделить со мной моего индивидуального мира, становящегося тюрьмой. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное "я", потому, вообще-то, трудно сказать, есть ли что-нибудь объективное. Все зависит от меня, и мир как бы сплавляется со мной, становится моей проекцией, результатом моей активности. Границы между "я" и миром размываются при доминировании личностного начала. Ярким примером субъективизма такого рода выступает философия Ж. П. Сартра, который считает, что человек, не по своей воле "заброшенный в бытие" - полностью свободен. Общих истин и общих правил нет. Каждый проходит через жизнь на свой страх и риск, делая все что пожелает и отвечая только перед самим собой. Поддаться общим истинам и взглядам - значит предать самого себя.

Огромное "пространство" между двумя крайними полюсами и составляет поле философского поиска. Собственно, важнейшей философской проблемой является вопрос: что в мире - от нас, и что - от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что зависит от человека и что не зависит? Как в старой молитве: "Господи, дай мне понять, что я могу изменить, дай мне понять, чего я изменить не могу, и научи отличать первое от второго!" Философия уже две с половиной тысячи лет пытается отличать, хотя ее поиски не всегда успешны.


Философы, желая понять мир, одновременно стараются разобраться в том, возможно ли вообще его постижение и как именно оно возможно? Можем ли мы получать истинные объективные знания или всякая наша обращенность к миру есть взгляд через искажающие очки потребностей и пристрастий? Великий философ XVIII в. Иммануил Кант выдвинул идею о том, что пространство и время, через которые мы воспринимаем действительность, есть лишь способ нашего человеческого видения, и каков мир "сам по себе" - совершенно неизвестно. "Ну и не надо нам этого знать!" - сказали впоследствии философы-прагматисты, - главное - получать практические результаты, а что там на самом деле, совсем не важно!" Однако другие философы не согласились с таким отказом от познания и решили, если уж и не пробиваться к реальности "самой по себе", то по крайней мере, выработать единую точку зрения на то, каким мир для нас представляется.

В западной философии в наши дни доминируют и спорят между собой два основных подхода. Согласно первому, никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека вообще быть не может. Каждый человек и каждый философ "варятся в собственном соку" и не имеют выхода к своим братьям по разуму.

В соответствии со вторым, возможно взаимопонимание между людьми, а значит, и формирование единых, общезначимых представлений о том, что являют собой мир и человек. Как бы то ни было, философы всегда общаются между собой, с другими людьми и ищут общий язык, общие ракурсы видения, несмотря на то, что "субъективных миров" действительно много, и они порой довольно далеко отстоят друг от друга.

Чтобы не впадать в крайности, можно сказать, что мир, в котором протекает наша жизнь - это сплав субъективного и объективного, того, что зависит, и того, что вовсе не зависит от нас, и эта сложная диалектика каждый раз конкретно рассматривается философией на новом уровне и в новой исторической обстановке. При этом философы обсуждают проблему мира и человека на понятийном языке и никогда ничего не берут просто на веру. Их дело - во всем сомневаться, все подвергать строгому критическому анализу и никогда не останавливаться на достигнутом уровне знания. В этом философия противоположна религии, стремящейся точно воспроизводить древний канон.

Философская картина мира - это картина, бесконечно рисуемая пытливым интеллектом, включающая сложное переплетение человеческого и внечеловеческого, материального и духовного, минутного и вечного.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

3. Человек и мир в философии и культуре Древнего Востока

Заключение

Список литературы

Введение

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения. Слово «философия» - греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы. Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В VММ-VМ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед. Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии.

1. Мир и человек. Основной вопрос философии

Мир един и многообразен - в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа - это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм материального движения существует в единстве. Действительное единство мира состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой, единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах, все многообразие мира - это многообразие форм единой материи, единого материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают единство материального мира. Философия - теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении философии употребляются понятия теоретическое мировоззрение, система взглядов. В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» - к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию. Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» - мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру. Эта большая многоплановая проблема «мир - человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии. Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира. Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека. При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным - идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным - значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность. Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное - материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным - сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии - дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей. Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону - вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир? Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира. Первый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые общие черты. Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время. К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от других видов теоретического познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего. В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач, которые либо временно, в определенный исторический период, либо принципиально, навсегда, оказывались вне поля понимания, компетенции отдельных наук. Можно заметить, что во всех философских вопросах присутствует соотношение "мир - человек". Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно - такова природа философии.

2. Отношение человека к миру как предмет философии

Философия как исторический тип мировоззрения появляется последней, после мифологии и религии. Основной вопрос мировоззрения (об отношении человека к миру) философия решает в теоретической форме (т.е. теоретическое обоснование мировоззрения). Это означает, что возник новый тип рациональности, для которого не нужен ни человеческий, ни сверхъестественный компонент. Философию интересует сам объективно существующий мир без человеческой роли в нем. В философском мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения: 1) направление сознания "вовне" - формирование той или иной картины мира, универсума; и 2) его обращение "внутрь" - к самому человеку, стремление понять его суть, место в природном и социальном мире. Причем человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода (по определению Р. Декарта, вещь мыслящая, страдающая и т.д.). От всего остального его отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться и т.д. "Полюсами", создающими "поле напряжения" философской мысли, выступают мир "внешний" по отношению к человеческому сознанию и мир "внутренний" - психологическая, духовная жизнь. Различные соотношения этих "миров" пронизывают всю философию. Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые "узлы" - мир и человек. Для философской мысли существенно не раздельное рассмотрение этих полюсов, а постоянное их соотнесение. В отличие от других форм мировоззрения в философском миропонимании такая полярность теоретически заострена, выступает наиболее ярко, составляет основу всех размышлений. Различные проблемы философского мировоззрения, размещаясь в "силовом поле" между этими полюсами, "заряжены", направлены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру. Проблема "мир - человек", по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему ее можно в определенном смысле назвать основным вопросом философии. Основной вопрос философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания. Данный вопрос является основным потому, что без него не может быть никакого философствования. Другие проблемы только потому и становятся философскими, что их можно рассматривать через призму онтологического и гносеологического отношения человека к бытию. Этот вопрос является основным еще и потому, что в зависимости от ответа на его онтологическую часть формируются две главные, принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм. Основной вопрос философии, как отмечается в литературе, не только «лакмусовая бумага», с помощью которой можно отличить научный материализм от идеализма и агностицизма; он становится одновременно средством ориентировки человека в мире. Исследование соотношения бытия и сознания является условием, без которого человек не сможет выработать своего отношения к миру, не сможет ориентироваться в нем. Характерной особенностью философских проблем является их вечность. Это означает, что философия занимается проблемами, которые во все времена сохраняют свое значение. Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта. Это следующие философские вопросы: 1) о соотношении духа и материи (для идеалистов первичен дух, для материалистов - материя); 2) познаваемость мира (гносеологические оптимисты считают, что мир познаваем, объективная истина доступна человеческому разуму; агностики считают, что мир сущностей принципиально непознаваем; скептики считают, что мир не познаваем, а если и познаваем, то не до конца); 3) вопрос о первоначалах бытия (монизм - либо материя, либо дух; дуализм - и то, и то; плюрализм - у бытия множество оснований).

2. Человек и мир в философии и культуре Древнего Востока

Середина 1-го тысячелетия до н. э. -- тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации -- Китае, Индии и Греции -- практический одновременно возникает философия. Общность генезиса не исключает путей формирования систематизированного философского знания в различных очагах древней цивилизации. В Индии этот путь пролегал через оппозицию брахманизму, ассимилировавшему племенные верования и обычаи, сохранившему значительную часть ведического ритуала, зафиксированному в четырех самхитах, или Ведах («веда» -- знание), сборниках гимнов в честь богов. Каждая веда позднее обросла брахманом (комментарием), а еще позднее-араньяками («лесные книги» предназначенные для отшельников) и, наконец упанишадами («сидеть у ног учителя»). Первым свидетельством самостоятельного систематического изложения индийской философии являлись сутры (изречения, афоризмы), VII-VI век до н. э. Вплоть до нового времени индийская философия практический исключительно развивалась в русле шести классических систем-даршан (Веданта, Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса), ориентированных на авторитет Вед, и неортодоксальные течения: локаята, джайнизм, буддизм. Ведантисты отстаивали монистическую модель мира, в соответствии с которой Брахман -- идеальное Единое, причина мира. Санхьяики и йогины склонялись к дуализму: они признавали не проявленное пракрити, обладающее не поддающимися определению элементами-гунами. Локаятики или чарваки -- индийские материалисты -- утверждали, что первоначалу присущи четыре «великие сути»: земля, вода, воздух и огонь. Представители ньяя и особенно вайшешики относились к числу древних атомистов (атомы создают моральный образ мира, реализуя моральный закон дхарму). Позиция буддизма была серединой в том смысле, что согласно ей Вселенная представлялась бесконечным процессом отдельных элементов материи и духа, появляющихся и исчезающихся, без реальных личностей и без постоянной субстанции. Во многом аналогична было и становление древнекитайской философии. Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе сносились с ведизмом, то в Китае -- с конфуцианской ортодоксией (соперничающие школы даосизм, моизм и легизм). Древние мифы описывают происхождение космоса не иначе как по аналогии с биологическим рождением. У индийцев то было брачное сочетание неба и земли. В воображении китайцев из бесформенного мрака родились два духа, упорядочившие мир: мужской дух ян стал управлять небом, а женский инь -- землей. Постепенно упорядочивание хаоса и организация мироздания начинают приписывать «перво-человеку». В ведических мифах это тысечеглавый, тысечерукий Пуруша. Ум или дух которого породили луну, глаза -- солнце, уста-огонь, дыхание-ветер. Пуруша-это не только модель общества, но и человеческого сообщества с самой ранней социальной иерархией, проявлявшейся в делении на «варны»; из рта Пуруши возникли жрецы (брахманы), из рук-воины, из бедер-торговцы, из ступней все остальные (шудры). Аналогичным образом в китайских мифах происхождение связывают со сверхъестественным человеком Паньсу. Переходя к рассудочному осмыслению причинности мира в разнообразных проявлениях его постоянства и изменчивости человек должен был по новому увидеть и свое место, предназначение в нем в котором отражено и специфика общественного уклада древнеазиатского общества: централизованный деспотизм и сельская община. В Китае единое- «великое начало» обожествлено в Небе-«Тянь». В «Ши цзине» (Канон стихов) Небо всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и дает правило жизни: государь должен быть государем, сановник-сановником, отец-отцом…Конфуцианство, заложившего с древности идеологический фундамент китайского общества, выдвинуло в качестве краеугольного камня социальной организации -- ли, -- норма, правило, церемониал. Ли предполагало поддержанию навечно рангово-иерархических различий. В Индии образующий реальное и нереальное Брахма не только «вечный творец» существ, но и определяющий для всех имена, род деятельности (карма) и особое положение. Ему приписывается установление кастового деления («Законами Ману»), высшее положение в котором занимают брахманы. В Древнем Китае рядом с этической концепцией конфуцианства, ориентированного на поддержание гармонии человека с социумом, существовал даосский «выход» за пределы социума в космос, ощутить себя не винтиком мощного государственного механизма, но микрокосмосом. Кастовая система в Древней Индии жестко детерминировала человека, не оставляя надежд на возможности избавления от страдания иным путем, чем путь перерождений. Отсюда путь аскезы и мистического поиска в «Благавадгите», развернутом еще более в буддизме. Восхождение по пути совершенствования человека в буддизме завершается состоянием нирванны (неопределенная конечная цель -- нирвана -- огромный смысл, нет конца совершенствованию). Колебание между двумя крайностями: обоснованием общественного статуса морали за счет принижения реального индивида или утверждением конкретного индивида за счет игнорирования социальной сути морали было универсальной характеристикой античной эпохи. Однако особенности социального бытия древнеазиатского общества сказались неблагоприятно для развития свободы личности. Это, в свою очередь и определило дальнейшее развитие философской мысли, которая на протяжении веков, оставалась в замкнутом пространстве традиционных мыслительных структур, занята была преимущественно комментированием и толкованием.

4. Проблема человека в современной философии

С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: "Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!". В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: "Что такое человек?" остается по-прежнему актуальным. В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли, что знание таковой позволит объяснить происхождение мыслей и поступков людей и тем самым указать им "формулу счастья". Но среди этих философов нет единства, ибо каждый из них в качестве сущности видит то, что не видит другой, и таким образом здесь царит полная разноголосица. Достаточно сказать, что в Средние века сущность человека виделась в его душе, обращенной к Богу; в эпоху Нового времени Б. Паскаль определял человека как "мыслящий тростник"; философы-просветители XVIII столетия усматривали сущность человека в его разуме; Л. Фейербах указывал на религию, в основе которой видел любовь; К. Маркс определял человека как социальное существо - продукт общественного развития и т.д. Следуя этим путем, философы открывали все новые и новые грани человеческой натуры, но это не приводило к прояснению картины, а скорее усложняло ее. Другой подход к исследованию природы человека можно условно назвать историческим. Он опирается на изучение памятников материальной и духовной культуры далекого прошлого и позволяет представить человека как исторически развивающееся существо от низших его форм к высшим, т.е. современным. Стимул такому видению человека дала теория эволюции Ч. Дарвина. среди представителей этого подхода видное место занимает К. Маркс. Еще один подход объясняет природу человека влиянием на него культурных факторов и называется культурологическим. Он в той или иной степени свойствен многим философам, о чем пойдет речь в нашей лекции. Ряд исследователей отмечает очень важную сторону человеческой природы, а именно то, что в ходе исторического развития человек осуществляет саморазвитие, т.е. он "создает" самого себя (С. Кьеркегор, К. Маркс, У. Джемс, А. Бергсон, Тейар де Шарден). Он - творец не только самого себя, но и своей собственной истории. Таким образом, человек историчен и преходящ во времени; он не рождается "разумным", а становится им на протяжении всей жизни и истории человеческого рода. Есть и другие подходы, о них подробнее можно прочитать в работе Э. Фромма и Р. Хирау "Предисловие к антологии "Природа человека" (см. список литературы в конце лекции). Прежде чем приступить к изложению конкретных вопросов, сделаем одно терминологическое пояснение. Речь идет о том, что философия человека в специальной литературе именуется философской антропологией (от греч. anthropos - человек и logos - учение). Этот термин используется в данной лекции.

Заключение

человек философия бытие

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитромных мыслительных построений,- в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления. Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-историческими и иными причинами. В-третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования. По сути история антропологии - это история осмысления процесса выделения человека из внешнего мира (античность), противопоставления ему (Возрождение) и, наконец, - слияния с ним, обретения всеединства (русская религиозная философия и иные учения).

Список литературы

1) Голубинцев В.О., Данцев А.А. Философия для технических вузов- Ростов-на-Дону, 2010г.

2) Серик Мырзалы. Философия.- Алматы, 2008г.

3) Щицко В.Л., Шаракпаева Г.Д., Джаркинбаев Е.Е. Философия. Конспект лекций для всех специальностей.- Алматы 2010г.

4) Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура.- М., 1991г.

5) Мир философии в кратком изложении.- М., 1991г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущности философии, её предмет и место в культуре и жизни человека и общества. Две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая. Человек и его место во Вселенной с точки зрения философии. Основные категории научной картины мира.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2009

    Основные темы философских размышлений и направлений в философии. Основной вопрос философии. Сущность философии по Георгу Зиммелю. Философия как наука. Борьба между материализмом и идеализмом в философских течениях. Теория Зиммеля об истории философии.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2008

    Структура философского знания и функции философии. Характерные черты основных философских направлений. Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, его гносеологическая сторона. Кому нужна философия. Особенности деятельности философа.

    презентация , добавлен 17.07.2012

    Многообразие философских школ и направлений. Основные и базисные совокупности проблем. Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии. Противоположность материального и идеального. Соотношение объективного и действительного мира.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2011

    Характеристика понятия сознание в философии. Проблема сознания как одна из самых трудных и загадочных. Отношение сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир. Индивидуальное и надиндивидуальное сознание.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    Становление философских взглядов Н.А. Бердяева. Характеристика свободы как первичной и фундаментальной реальности, проникающей во все сферы бытия – космос, общество и самого человека. Анализ учения о "коммюнотарности". Понятие человека в философии.

    реферат , добавлен 10.09.2014

    Определение предмета философии мыслителями разных эпох, разнообразие подходов. Основной вопрос философии. Дифференциация философских методов. Функции философии и их диалектическая взаимосвязь. Природа проблемы бытия. Соотношение философии и экономики.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2009

    Рассматриваемая проблема человека в философии - гуманистическая и общекультурная. Гуманистическая функция философии. Проблема смысла жизни. Отношение человека к миру. Идеальный эпикурейский человек (мудрец). Сопряжения человека с миром, природой, разумом.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2004

    Философское мировоззрение, его структура. Основной вопрос философии. Функции философии, ее назначение. Философия в системе культуры. Философия и наука: родство и различие функций. Природа философских проблем. Характеристика основных философских школ.

    шпаргалка , добавлен 10.07.2013

    Человек как предмет изучения философии. Разработки философской антропологии. Доминирование трудовой теории антропосоциогенеза в диалектико-материалистической философии. Единство природного и общественного в человеке. Духовность и проблема смысла жизни.

Мир един и многообразен - в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа - это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм материального движения существует в единстве. Действительное единство мира состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой, единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах, все многообразие мира - это многообразие форм единой материи, единого материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают единство материального мира.

Философия - теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении философии употребляются понятия теоретическое мировоззрение, система взглядов.

На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» - к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.

Возьмем, к примеру, вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он касается только человека. Но он предполагает также понимания не зависящих от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с которыми люди не могут не считаться.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» - мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Эта большая многоплановая проблема «мир - человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным - идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным - значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное - материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным - сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии - дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону - вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир? Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.

Первый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые общие черты.

Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время.

К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от других видов теоретического познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.

В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач, которые либо временно, в определенный исторический период, либо принципиально, навсегда, оказывались вне поля понимания, компетенции отдельных наук.

Можно заметить, что во всех философских вопросах присутствует соотношение "мир - человек". Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно - такова природа философии.

Мировоззрение

практический феномен

как духовно-

Жизнедеятельность человека - это сложный процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на окружающий мир и на самого человека для обеспечения своего суще-

ствования, функционирования, развития. Можно сказать, что с появлением человека образовался целостный, поистине человеческий мир, который предстает не просто как природа, материя, а как действительность человеческих сущностных сил. Различные стороны этого мира, играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отражаются в сознании. Осознание значения различных его сторон для обеспечения существования, функционирования, развития человека находит свое выражение в различных формах общественного сознания. Каждая из них представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и является фактором, обеспечивающим ориентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Например, наука, рассматриваемая с точки зрения ее особенностей как формы общественного сознания, вооружает человека знанием свойств, связей, законов объективной действительности; нравственное сознание выступает как осознание людьми зависимости их жизнедеятельности от характера взаимных отношений друг к другу во всех сферах жизни. Это осознание выражается в правилах, нормах, принципах, определяющих характер поведения людей, их поступков. Это же можно сказать и о других формах общественного сознания.

Однако перед человеком возникает потребность осознать не только отношение к различным сторонам мира, но также к миру как определенной целостности, к самому себе. Такое осознание находит свое выражение в философии. Философия является одной из важнейших и древних форм мировоззрения. Буквально термин «философия» (рЬПео - люблю, зорЫа - мудрость) обозначает любовь к мудрости. Это этимологическое значение исчерпывает, определяет содержание философии, ведь речь идет о способности человека осмыслить сущность мира, в котором он живет, подняться до осознания смысла своей жизни, что и составляет суть мудрости. Существует мнение, что философ и математик античности Пифагор (VI в. до н. э.) был первым, кто

называл себя философом. Древнегреческий философ Платон (V в. до н. э.) употреблял термин «философия» как познание сущего. Вслед за ним Аристотель (IV в. до н. э.) считал задачей философии анализ причин вещей.

Первые философские системы появились примерно 2,5 тысячи лет тому назад. Возникновение философии исторически совпало с возникновением научного знания. Она сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Точнее, все знания, как-то отличающиеся от мифологии и религии, были названы философией.

По мере накопления специальных научных знаний началось размежевание между отдельными областями знания. Уже в античности из единого нерасчлененного знания произошло выделение математики, астрономии, физики, медицины и других наук. Одновременно происходило изменение и развитие самого философского знания. Предметом философии, в отличие от естественных и технических наук, оказалась область духовной деятельности человека, в основе которой лежит осознание этой деятельности, ее смысла, цели, предназначения человека в мире.

Философия - это учение о человеке, его месте в мире. Она исследует общие закономерности природы, общества и человеческого мышления. В философии концентрируются и получают наиболее последовательное выражение идеи, чувства, установки и настроения, существующие в обществе. Философское размышление отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании и объяснении природы, общества, человека и его мышления в их целостности и взаимообусловленности.

По мнению Пифагора, от философии рождается три плода: дар хорошо думать, дар хорошо говорить и дар хорошо действовать. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в нем. Уже в V-VI вв. до н. э. в странах Древнего Востока, в Греции формировались представления людей о сущности мира и месте человека в нем, т. е. мировоззренческие основы стремления людей к интеллектуальному постижению мира и самого человека.

Многообразная тематика этих раздумий обусловлена общей ориентацией, самоопределением человека в мире, его мировоззрением.

Мировоззрение - это система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру. Мировоззрение выступает как духовно-практическое явление и представляет собой сплав знаний, поведенческих установок, ценностей и убеждений. Оно при

звано дать человеку ориентацию в различных областях жизнедеятельности. Мировоззрение может быть повседневно-практическим и теоретическим, обыденным и научным, индивидуальным и общественным. К основным историческим типам мировоззрения относятся: мифологическое, религиозное, философское.

В мифологическом мировоззрении различные представления о природе, обществе, человеке и его мышлении увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, знание и веру, мысль и эмоции. Именно мифология и религия были источниками возникновения философского мировоззрения.

В основе религиозного мировоззрения лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им. В религии происходит раздвоение мира на земной и потусторонний.

Мировоззрение имеет две стороны: мироощущение и миропонимание. Мироощущение представляет собой эмоционально-психологическую основу мировоззрения. В него включаются опыт, навыки, вера, предрассудки, «память веков», мировоззренческие эмоции (например, Кант отмечал, что «две вещи наполняют душу удивлением и благоговением: звездное небо и моральный закон»). Мироощущение имеет стихийный характер, оно несистематизировано, часто эмоции захлестывают разум. Нередко мироощущение пасует перед проблемами, требующими знаний. Оно слабо защищено от ошибок, в значительной степени подвержено влиянию (например, национализма или современных мифов о вульгарно толкуемом равенстве). Интеллектуальной основой мировоззрения выступает миропонимание, своего рода критический суд разума. Наиболее ярким образцом его являются работы И. Канта «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Таким образом, мировоззрение - это сложное, напряженное, противоречивое единство миропонимания и мироощущения, знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления.

В целом мировоззрение предстает как общечеловеческое явление, т. е. оно присуще каждому человеку в его нормальном состоянии; понятно, что мировоззрение отсутствует у новорожденных детей и у душевнобольных. Но именно общечеловеческий характер мировоззрения обусловливает его чрезвычайное многообразие, ведь люди по-разному представляют себе мир и себя в нем.

Мировоззрение принято классифицировать по разным признакам. Схема 1. Классификация мировоззрения

носителю

По уровню мироощущения и миропонимания

По историческим эпохам

По морально-ценностным ориен-тациям

строению

По степени адекватности восприятия действительности

Индивидуальное

Осмысленное

Архаичное

Эгоистическое

Целостное

Реалистичное

Коллективное

Неосмысленное

Античное

Альтруистическое

Фрагментарное

Фантастичное

Групповое

Частично осмысленное

Средневековое

Гуманистическое

Противоречивое

Искривленное

Национальное

Повседневное

Ренессансное

Антигуманистическое

Гармоничное

Адекватное действительности

Региональное

Мировоззрение советского периода

Циничное

Согласованное

Частично адекватное

Философское

Мировоззрение периода государственной независимости

Шовинистическое

Философия выступает высшей теоретической формой мировоззрения, направленной на критическое исследование и решение мировоззренческих проблем с целью повышения степени их достоверности и надежности. Философия должна стремиться быть аргументированной, внутренне стройной и логически последовательной.

Специфическим объектом философ-

Основной вопрос

ского осмысления человеком своего от-

философии:

ношения к действительности является его человеческое „

отношение «человек - мир». В практи-измерение и смысл,

чески преобразовательной деятельности

человек стремится к реализации целей, в которых в снятом виде выражены его потребности и интересы, а также предлагаемые пути и средства их достижения для обеспечения своего существования, функционирования, развития. Естественно, перед ним встает вопрос о том, что по своей природе есть мир, в котором он живет, что лежит в его основе.

В трудовой и практической деятельности, в борьбе со стихийными силами природы у человека исторически складывалось представление о том, что мир существует независимо от желания и воли людей; что люди должны считаться с фактом объективного существования мира,

каждый раз согласовывая свои цели с объективными, естественными процессами; что мир не создан никем, существует вне и независимо от воли и желания людей; что в основе его лежит материальное начало; что сам человек - продукт и частица этого мира.

Вместе с тем, практически преобразовывая мир, занимаясь земледелием, производством орудий труда и средств удовлетворения своих жизненных потребностей, ставя себе на службу силы природы, человек проникался верой в могущество разума, выдвигая цели практической деятельности и добиваясь их осуществления. Основание для такого рода подхода заключается в том, что сам трудовой процесс начинается с постановки целей и формирования идеального образа предмета, к созданию которого стремится человек. Преувеличение роли сознательной, целепо-лагающей деятельности в практическом освоении действительности, перенесение этого представления на мир в целом привели к выводу о том, что в основе мира лежит духовное начало. Эти два противоположных вывода обозначили суть основного вопроса философии, который Ф. Энгельс назвал великим основным высшим вопросом всей философии и впервые в ее истории четко сформулировал его как вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию (схема 2).

Два различных подхода к раскрытию природы мира, к пониманию того, что лежит в его основе, нашли свое выражение в решении вопроса о том, что же является первичным - материя или сознание, в решении первой стороны основного вопроса философии - вопроса об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Разные ответы в решении этого вопроса обусловили возникновение двух основных направлений - материализма и идеализма.

Практически осваивая и преобразуя природу, человек не мог ограничиться только решением вопроса о природе мира, о том, что лежит в его основе. Перед ним неизбежно возникал вопрос о его собственной природе и сущности, о его месте в мире, об отношении к миру, о возможности его познания и преобразования. В решении обоих вопросов в силу социальных и гносеологических причин обнаружились два подхода, которые нашли свое выражение в материализме и идеализме.

Материализм исходит из того, что мир по природе своей материален, извечен, несотворен, бесконечен по времени и пространству, материя - первична; что сознание является продуктом, свойством высокоорганизованной материи - мозга, сознание - вторично. В истории философской мысли материализм претерпевал изменения, развивался, совершенствовался. Материальный мир, согласно материализму, существует сам по себе, независимо ни от человека с его сознанием,

Схема 2. Основной вопрос философии

Основной вопрос философии: об отношении сознания к материи

Первая сторона (онтологическая): что первично - материя или сознание?

Вторая сторона (гносеологическая): познаваем ли мир?

Материализм: материя первична, сознание вторично

Дуализм (Декарт): материя и сознание вечны и независимы друг от друга

Идеализм: идеальное первично, материальное вторично

Оптимистическая позиция, признание познаваемости

Философия, оспаривающая познаваемость мира - агностицизм

Античный (стихийный,

наивный): Фалес, Гераклит, Эпикур, Кар, Демокрит, Лукреций.

Механистический, метафизический (ХVП-ХVШ ст.): Бэкон, Гоббс, Спиноза, Гольбах, Дидро, Фейербах.

Диалектический и исторический материализм: Маркс, Энгельс, Ленин и др.

Субъективный

идеализм (Беркли, Фихте, Мах, неопозитивизм, прагматизм)

Объективный

идеализм (Платон, Фома Аквинский, Гегель, неотомизм)

Материализм: сознание отражает материальный мир

Идеализм: познаваемо

некое идеальное

нам дано ощущение (субъективный

идеализм), а что скрывается за ощущением,этого знать

не дано (агностицизм)

существует «вещь в себе», независимо от сознания

(материализм), но она непознаваема (агностицизм)

ни от каких-нибудь сверхъестественных сил. Человек - часть природы, его сознание порождено природой, является ее особым свойством.

Домарксистский материализм - и в этом его историческая ограниченность - рассматривал человека с его сознанием лишь как природное существо, не видя в нем, прежде всего, общественно-исторической сущности. Природа (мир, космос, Вселенная) настолько превозносилась над человеком, что зачастую обожествлялась, а сознание человека иногда приписывалось ей в качестве ее всеобъемлющего свойства (пантеизм, гилозоизм и т. п.). Роль человека как деятельного, созидательного существа оставалась в тени. В результате сознание объяснялось на природном, биологическом, а не на социальном уровне.

Все же материалистическое объяснение сознания снимало мистическую оболочку с человека, ставило вопрос о реальном, земном благополучии, о естественном стремлении человека к лучшей жизни, к счастью, добру, красоте и т. д., в конечном счете отчуждало религиозный фанатизм и социальную обреченность на вечную покорность и страдание.

Материализм в разные исторические эпохи приобретал различные свои формы и виды: наивный и зрелый, в том числе научный материализм, стихийный и философски осмысленный, метафизический и диалектический.

Идеализм исходит из признания первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи. Идеализм так же, как и материализм, приобретал конкретные формы, наполнялся конкретным содержанием на различных этапах истории. Основные формы идеализма - объективный и субъективный.

Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) исходит из того, что над миром господствует мировой разум (логос, дух, идея, понятие и т. п.), который изначально дан как самостоятельная сущность, а затем, перевоплощаясь в материальные предметы и процессы, обусловливает их реальное существование. Этот мировой разум есть не что иное, как само человеческое сознание, оторванное от человека и превращенное в самостоятельную, объективную, всеобъемлющую силу, способную творить окружающий мир.

Религия, признающая Бога как творца всего существующего, тоже разновидность объективного идеализма.

Субъективный идеализм - рассматривает реальный мир лишь как субъективный мир человека. Внешние вещи не существуют вне и независимо от нас, они - продукты нашего сознания, комплексы наших ощущений и восприятия, порождения органов чувств. Субъективный

идеализм рождается при попытке объяснить непосредственную связь сознания и чувств человека с окружающим миром. Делаем вывод: не ощущения таковы, каковы существующие вне нас вещи (точка зрения материалистов), а реальные вещи таковы, каковы наши ощущения. Не видя природы человеческих чувств, как и сознания в целом, во внешнем мире, субъективные идеалисты приходят к заключению о том, что сознание представляет собой врожденное (имманентное, априорное и т. п.) свойство человека.

Субъективные идеалисты хором подмечают субъективную сторону жизни человека, его неоднозначное, противоречивое отношение к миру, который воспринимается только через призму сложной системы оценок и действительно выступает как чувственный мир человека. Однако эта субъективность настолько превозносится идеализмом, что не остается места никакой объективности. Главная особенность субъективного идеализма состоит в отрицании внешнего, объективно существующего мира. Природа сознания становится необъяснимой, а вместо последовательного, научного решения вопроса делается уступка религии и вере, познание ограничивается, а то и вовсе исключается.

Кроме этих основных способов решения основного вопроса философии, есть еще дуализм, признающий материю и сознание, дух и природу, мышление и бытие двумя самостоятельными началами. Это - специфическая попытка преодолеть противоположность между материализмом и идеализмом.

К сфере основного вопроса философии относится и решение вопроса о способностях и возможностях человека познавать окружающий мир, о пределах познания, о его природе и истинности. Одни философы отвечают на него утвердительно, другие отрицательно. Материализм, рассматривающий сознание производным от объективно существующей материи, исходит из того, что человек способен познать мир, что наши знания соответствуют материальным объектам, содержат в себе их образы, могут быть и являются истинными знаниями. Объективный идеализм тоже утвердительно отвечает на вопрос о познаваемости мира, но решает его на идеалистической основе, исходя из абсолютного тождества разума и действительности.

Философское направление, отрицавшее познаваемость мира, называется агностицизмом (Д. Юм, И. Кант). Это, как правило, субъективный идеализм. Согласно этой философии, человек не может иметь достоверных знаний, поскольку реальный мир для него - всего лишь мир его ощущений, которые в силу ограниченности и индивидуальных способностей человеческих органов чувств искажают действительность, не могут дать

достоверного знания о ней. Мир принципиально непознаваем. Чем больше мы познаем, тем больше подтверждаем лишь свое незнание.

Таким образом, вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию есть основной вопрос философии, ибо представляет собой ответ на вопрос о природе мира и человека в их взаимосвязи. Человек, человечество, человечность - вот триединая задача философии. Осмысливая место человека в мире, И. Кант выделил главную философскую триаду: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Конечно, именно человек и мир в своей взаимосвязи составляют смысловой стержень, объединяющий все те вопросы, которые, прорывая границы повседневности, ставят человека перед лицом Смысла. Отношение «человек - мир» становится тем смысловым центром, вокруг которого формируется в определенную целостность то духовное содержание, которое приобретает человек, отыскивая ответы на вопросы, нацеленные на приобретение нового смысла. Эту духовную нечестность и зовут мировоззрением.

Мировоззрение составляет духовное ядро личности. Оно представляет собой фундамент для наших намерений и планов. Из него произрастает наша вера и надежда. Именно оно представляет нам наиболее значимые жизненные смыслы - ценности, на которых мы выстраиваем нашу линию поведения и всю жизненную стратегию. Собственно, мировоззрение придает значимости и нам самим. Оно предоставляет нам шанс засвидетельствовать свою позицию в мире: как я понимаю мир, что я значу, каков я. Это та точка отсчета, без которой каждый из нас утратит ориентацию и в мире, и в конкретной жизненной ситуации.

Сама жизнь, изменившиеся соци-Проолема метода -

альные условия, новые потребности в философии,

и интересы поставили перед философией

целый ряд новых проблем. И одной из важнейших стала проблема общей структуры мира и состояния, в котором он находится. Это, в частности, было обусловлено тем, что дальнейшее развитие производства, познавательных возможностей и средств человека, расширение и углубление научных знаний раскрыли не только взаимосвязь различных явлений, процессов действительности, но и их взаимопереходы, раскрыли всеобщность движения и развития. В этих условиях метафизические воззрения на мир не только перестали соответствовать потребностям осмысления мира и человека в их взаимосвязи, но и превращались в тормоз развития философской мысли. Поэтому они должны были уступить место диалектической концепции понимания мира, его структуры, связей и законов развития.

Таким образом, вопрос о структуре и состоянии мира нашел свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической (схема 3).

Диалектика - концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния - он находится в движении, развитии. Диалектика, как отмечал В.И. Ленин, «дает ключ к самодвижению» всего сущего: только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к «уничтожению старого и возникновению нового».

Согласно метафизике, мир по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений и процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках как уменьшение и увеличение, как повторение. При этой концепции движения «...остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне - Бог, субъект etc)».

Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии, т. е. материализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.

Следовательно, материализм и идеализм, метафизика и диалектика суть различные способы раскрытия отношения «человек - мир». Это отношение является универсальной проблемой для всех эпох человеческой истории - от возникновения человека и до тех пор, пока не прекратится его существование. Хотя на каждом конкретном этапе истории оно наполняется конкретным содержанием и осознается по-разному, осмысление его есть необходимое условие жизнедеятельности общества в его поступательном развитии. Эта проблема - общечеловеческая, так как в ней выражена зависимость самой жизни человека, возможностей ее сохранения от степени осознания человеком своей сущности и сущности мира, своего бытия. В ней ключ к пониманию реальной действительности, к определению реальных целей, путей и средств их реализации.

Таким образом, философия - это особая форма общественного сознания. Ее предметом является отношение «человек - мир», которое рассматривается под углом зрения природы и сущности мира (решение первой стороны основного вопроса философии); природы и сущности человека, его места в мире, отношения к нему, возможностей

Схема 3. Противоположность диалектики и метафизики ДИАЛЕКТИКА

МЕТАФИЗИКА

В понимании

Принцип связи

предметов

и явлений

Характер связи

Источник

и движущие

силы развития

В понимании

развития

Характер

развития

Направлен-

ность развития

Все предметы и процессы взаимосвязаны и обусловлены

Определяющее значение имеют внутренние связи

Внутренние противоречия. Единство и борьба противоположностей

Единство постепенного, количественного и скачкообразного развития

Развитие от низшего (простого) к высшему (сложному), от старого к новому через диалектическое отрицание

Предметы и процессы независимы или слабо связаны

Определяющее значение имеют внешние связи

В понимании метода развития

Требует: изучать предметы и процессы

в их связях и в развитии; вскрывать и исследовать противоречия; сочетать анализ и синтез; сочетать объективность и всесторонность исследования

Рассматривать предметы и процессы вне их связей и развития; преобладает анализ и внешнее описание; характер умозрительности и односторонности исследования

познания и преобразования мира (решение второй стороны основного вопроса философии); общей структуры мира (как мир устроен: он целое или совокупность не связанных между собой предметов, явлений, процессов, какие в нем существуют связи и отношения) и состояния, в котором он находится (покоится или движется, развивается, что является источником движения и развития).

С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: "Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!". В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: "Что такое человек?" остается по-прежнему актуальным. В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли, что знание таковой позволит объяснить происхождение мыслей и поступков людей и тем самым указать им "формулу счастья". Но среди этих философов нет единства, ибо каждый из них в качестве сущности видит то, что не видит другой, и таким образом здесь царит полная разноголосица. Достаточно сказать, что в Средние века сущность человека виделась в его душе, обращенной к Богу; в эпоху Нового времени Б. Паскаль определял человека как "мыслящий тростник"; философы-просветители XVIII столетия усматривали сущность человека в его разуме; Л. Фейербах указывал на религию, в основе которой видел любовь; К. Маркс определял человека как социальное существо - продукт общественного развития и т.д. Следуя этим путем, философы открывали все новые и новые грани человеческой натуры, но это не приводило к прояснению картины, а скорее усложняло ее. Другой подход к исследованию природы человека можно условно назвать историческим. Он опирается на изучение памятников материальной и духовной культуры далекого прошлого и позволяет представить человека как исторически развивающееся существо от низших его форм к высшим, т.е. современным. Стимул такому видению человека дала теория эволюции Ч. Дарвина. среди представителей этого подхода видное место занимает К. Маркс. Еще один подход объясняет природу человека влиянием на него культурных факторов и называется культурологическим. Он в той или иной степени свойствен многим философам, о чем пойдет речь в нашей лекции. Ряд исследователей отмечает очень важную сторону человеческой природы, а именно то, что в ходе исторического развития человек осуществляет саморазвитие, т.е. он "создает" самого себя (С. Кьеркегор, К. Маркс, У. Джемс, А. Бергсон, Тейар де Шарден). Он - творец не только самого себя, но и своей собственной истории. Таким образом, человек историчен и преходящ во времени; он не рождается "разумным", а становится им на протяжении всей жизни и истории человеческого рода. Есть и другие подходы, о них подробнее можно прочитать в работе Э. Фромма и Р. Хирау "Предисловие к антологии "Природа человека" (см. список литературы в конце лекции). Прежде чем приступить к изложению конкретных вопросов, сделаем одно терминологическое пояснение. Речь идет о том, что философия человека в специальной литературе именуется философской антропологией (от греч. anthropos - человек и logos - учение). Этот термин используется в данной лекции.


Top