Незаконнорожденный евгений матвеев. Биография, история жизни матвеева евгения семеновича Дочь матвеева


Евгений и Лидия Матвеевы.

Он признавался, что больше всего на свете боится умереть раньше, чем она, потому что не представлял жизни без своей любимой. Евгений и Лидия Матвеевы познакомились в тяжелое военное время, прошли через славу и забвение, разочарования и расставания. Но их «любовь земная» победила все ненастья.

Трудное детство

Евгений Матвеев в детстве.

Он родился 8 марта 1922 года в украинском селе Новоукраинка на Херсонщине. Мама Евгения Матвеева была крестьянкой, а замуж вышла за коммуниста, что по тем временам считалось очень хорошей партией для простой девушки. Правда, когда сыну исполнилось всего 4 года, отец из семьи ушел.

А мальчик, подрастая, познавал все тяготы крестьянского труда. И бесконечно любил свою родную землю, ее просторы, которым не видно конца, ее силу и красоту. Ему приходилось совсем нелегко. В детстве он даже торговал на обочине дороги арбузами. Впрочем, даже в этом он находил особенную радость. На вырученные от своей нехитрой торговли деньги мальчонка купил балалайку и пел под нее свои частушки. А ещё он умел виртуозно имитировать пение птиц и пародировать односельчан.


Евгений Матвеев с мамой.

В школе отмечали яркие способности парня, и учителя советовали маме везти его в город, чтоб он смог получить хорошее образование. В Цюрупинске, куда они с мамой переехали, он впервые познакомился с театром, увидев самодеятельную постановку. А затем и сам стал играть на сцене. В девятом классе мама отпустила его в Херсон, где был настоящий театр. В Херсонском театре он впервые вышел на большую сцену, играя роли в массовках. Но талантливого юношу невозможно было не заметить. В одной из постановок его увидел актер Черкасов и посоветовал учиться актерскому мастерству в Киеве, у Александра Довженко.

Евгений Матвеев был удивительно красив.

Поступив в 1940 году в актерскую школу при Киевской киностудии, юноша просто светился от счастья. Когда же за обучение ввели оплату, Евгений понял, что его театральное будущее под большим вопросом. Но Александр Довженко сам оплатил обучение нескольких своих талантливых учеников, в том числе и Матвеева.

Лейтенант Матвеев, преподаватель пехотного училища, 1944 год.

Война внесла свои коррективы в жизни миллионов людей. Будущий актер оказался студентом Тюменского пехотного училища. А затем и его преподавателем. Он рвался на фронт, раз за разом направляя руководству рапорты о том, чтобы его отпустили бить фашистов. Но руководство сочло, что наиболее полезен талантливый молодой человек будет в тылу.

Во время своей преподавательской деятельности Евгений Семенович не забывал и о своей мечте – сцене. Он активно участвовал в самодеятельности, выступая во всех возможных концертах.

Когда приходит любовь...


Евгений Матвеев офицер Красной армии, 1942 год.

На одном из концертов он заметил красивую девушку, которая к тому же прекрасно пела. Лидия до войны, точно так же, как и Женя, училась в Киеве, только в консерватории по классу вокала.

Вторая их встреча произошла уже в Свердловске, во время конкурса артистов эстрады. Удивительно, но девушка даже не обратила внимания на этого высокого, худого, совершенно нескладного молодого человека. Зато ее подруга Нина была ним просто очарована.

Евгений Матвеев.

Девушки с собой в Свердловск привезли много продуктов, потому что все было по карточкам, в чужом городе девушки просто не выжили бы. После более близкого знакомства с Женей, подруги стали подкармливать и его. У них вообще сложился необычный союз. Нине нравился Евгений, Жене нравилась Лида, а у Лиды уже был очень ревнивый кавалер, грозившийся застрелить и себя, и Лиду, и ее нового ухажера. К счастью, все обошлось без крови. Даже этот запутанный клубок симпатий развязался сразу после Победы. Женя демобилизовался и стал играть в театре, а Нине, как выяснилось, нравились исключительно военные.

Лидия с Женей стали встречаться, все больше и больше понимая, что очень симпатичны друг другу. Они то ссорились, то собирались расписываться, пока мама Лиды не поставила ультиматум: или женитесь или разбегайтесь в разные стороны и не мучайте друг друга.


Семья Матвеевых в 1949 году: Евгений, Лидия, дочка Светлана и бабушка.

А 2 апреля 1947 года они пошли в ЗАГС подавать заявление и в этот же день расписались. Настоящую свадьбу они отпраздновали через пару месяцев. А вскоре родилась Светлана, их дочь.

Такая простая сложная жизнь


Лидия всегда была для актера верным другом и надежной опорой.

Их совместная жизнь никогда не была простой. Сразу после войны Евгений Семенович стал играть на сцене Тюменского театра, а после смотра молодежных талантов принял предложение Новосибирского театра. Но становление его, как актера шло сложно и его супруге, Лидии Алексеевне приходилось кормить всю семью. Она играла в театре и была очень популярна.

Евгений Матвеев с сыном Андрюшей.

На гастролях Новосибирского театра в Ленинграде, молодого талантливого актера заметили. Посыпались предложения о работе в лучших театрах страны. Но наилучшие условия оказались в Малом театре, где Евгению Семеновичу были обещаны не только первые роли, но еще и служебная квартира. Это и решило вопрос в пользу Малого театра.


Семья Матвеевых.

Поначалу в столице им пришлось жить в гостинице, потом в коммуналке, где родился сын Андрей. Семья Матвеева переехала в новую квартиру на Комсомольском проспекте.
В Москве Лидия Алексеевна пела в хоре Большого театра. Она могла бы стать солисткой и сделать блестящую карьеру, но понимала, что в этом случае дети будут не присмотренными, а дом - бесхозным. Поэтому супруга Евгения Матвеева осознанно посвятила себя семье.

Любовь преодолеет все


Евгений Матвеев в фильме "Цыган".

Когда Евгений Семенович стал популярен, его осаждали толпы поклонниц, Лидии Алексеевне хватало такта и мудрости не устраивать мужу сцен, не ревновать понапрасну. Но когда она увидела, что Евгений Семенович влюблен, она спокойно собрала его чемодан и сказала, что будет ждать его ровно год. Несмотря на собственную боль и отчаяние, она отпустила его.


Она была рядом всегда.

Он ушел со своими нехитрыми пожитками. Но ушел совсем не к той, в кого был влюблен. Евгений Семенович поселился у приятеля, пытаясь разобраться в себе. Он пил и пытался понять, что же происходит в его жизни. А потом вернулся к своей Лиде. Без нее невозможно было дышать.


Он жил, творил, а главное - любил.

В жизни актера были и влюбленности в актрис, с которыми ему приходилось изображать пылкую страсть и неземную любовь. Но это была увлеченность сценическая, как издержка профессии. Он сам скажет много позже, уже в зрелом возрасте, что главной для него всегда была супруга.

Он умер 1 июня 2003 года, измученный раком легких, на руках у любимой жены. Умирая, смотрел в её полные слёз глаза и умудрился пошутить, что никогда не видел плачущего большевика.

Актёр, кинорежиссёр, сценарист.

Заслуженный артист РСФСР (18.11.1958).
Народный артист РСФСР (26.05.1964).
Народный артист СССР (13.03.1974).

В 1940-1941 годах учился в киноактёрской школе при Киевской киностудии.

С началом Великой Отечественной войны копал окопы и сооружал укрепления вокруг города. Был направлен на учёбу в Тюменское пехотное училище. По окончании училища проходил в нём службу в качестве преподавателя. Неоднократно подавал рапорты об отправке на фронт, которые не были удовлетворены. Демобилизован в 1946 году.
Член ВКП(б) с 1948 года.

В 1946-1948 годах играл в драматическом театре Тюмени, позднее работал в Новосибирске в драматическом театре «Красный факел» (1948-1952).
В 1952-1968 годах - актёр академического Малого театра в Москве.

В 1956 году окончил Студию под руководством М. Кедрова при ВТО. С 1968 года - режиссёр киностудии «Мосфильм».

На протяжении многих лет (с 1975 года) руководил актёрской мастерской Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК, профессор с 1985 года). Его мастерскую закончили такие актёры, как Наталья Вавилова, Валерия Рижская, Владимир Шевельков, Андрей Гусев, А. К. Кулиев и многие другие актёры, работающие в театре, кино и на телевидении, как в России, так и за рубежом.
С 1976 по 1986 год - секретарь правления Союза кинематографистов СССР.

Евгений Семёнович скончался днём 1 июня 2003 года в московской больнице от рака лёгких. Похоронен 4 июня на Новодевичьем кладбище, участок № 10.

В 2007 году к 85-летию со дня рождения был снят документальный фильм «Жизнь без вранья. Евгений Матвеев», посвященный творческой деятельности кинематографиста.

театральные работы

Тюменский театр
Ваня Земнухов («Молодая гвардия»)
Боровский («За тех, кто в море»)
Черемизов («Молодой лес»)

Театр "Красный факел"
Джон Гармон («Наш общий друг»)
Леонтьев («Кандидат партии»)
Виктор Лавров («Великая сила»)
Аксанич («Константин Заслонов»)
Юрий Поднебесько («Счастье»)
Барон Фитингоф и Комиссар округа («Незабываемый 1919-й»)
Нил («Мещане»)
Улдыс («Вей, ветерок!» Я. Райниса)

Малый театр
Незнамов («Без вины виноватые» А. Островского, 1952)
Звонарев («Порт-Артур»)
Яровой («Любовь Яровая»)
Родон («Ярмарка тщеславия»)
Трофимов («Главная роль»)
Столбов («Осенние зори»)
Ераст («Сердце не камень»)
Освальд («Привидения»)

призы и награды

Два ордена Ленина (1971, 1982).
Орден Октябрьской Революции (1986).
Ордена "За заслуги перед Отечеством" II-й степени (2002) и III-й степени (1997).
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За оборону Киева»
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «В память 1500-летия Киева»
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» I степени (2002) - за многолетнюю плодотворную работу, высокий профессионализм, значительный вклад в социально-экономическое развитие области
Золотая медаль имени А. П. Довженко (1978, фильм «Судьба»)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1974, "За создание образа современника в фильмах последних лет").
Государственная премия СССР (1978) - за создание художественных фильмов «Любовь земная» и «Судьба».

Режиссер фильма "Почтовый роман", получившего Приз и Первую премию "За историко-революционный фильм" IV-го Всесоюзного кинофестиваля (Минск, 1970 год).
Награжден золотой медалью имени А. П. Довженко (1974, за роль в фильме «Высокое звание»).
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Специальная премия кинофестиваля» (1978, за фильм «Судьба»).
Лауреат Приза МКФ в Чехословакии (1980, за роль в фильме «Емельян Пугачев»).
Лауреат Всесоюзного смотра-конкурса фильмов о рабочем классе в Ярославле (1981, Первый приз, фильм «Особо важное задание»).
Лауреат XVIII Всесоюзного кинофестиваля (1985, специальный приз Оргкомитета и Министерства обороны за фильм «Победа»).
Лауреат КФ «Созвездие» (1995, Приз «За выдающийся вклад в профессию»).
Лауреат Приза «Золотая арча» за лучшую мужскую роль на МКФ в Ташкенте (1997, за роль в фильме «Любить по-русски-2»).
Кинофестиваль республик Закавказья и Украины (1968, Диплом Союза журналистов Армении, фильм «Цыган»).
Почётный гражданин Свердловской области.

Евгений Матвеев - легендарный советский и российский кинорежиссер и актер, сделавший огромный вклад в российское кино, человек необыкновенной харизмы и энергетики, известный и любимый широчайшей зрительской аудиторией за сыгранные им незабываемые роли в картинах «Поднятая целина», «Любовь земная», «Родная кровь», «Судьба», «Солдаты свободы», «Цыган», «Любить по-русски».

Детские годы

Евгений Матвеев родился в маленьком селе Херсонской области Новоукраинка, в 1922 году, 8 марта. Его мать, Надежда Федоровна, была простой крестьянкой, а отец, Семен Калинович - человеком с образованием, красноармейцем и коммунистом.

Личная жизнь родителей Евгения не сложилась. Родня Надежды Федоровны не признала их брак законным и не дала на него своего благословения. Вместе родители прожили не очень долго. Маленькому Жене исполнилось всего четыре года, когда отец оставил семью. Надежда Федоровна была вынуждена возвратиться в родительский дом, ей пришлось одной воспитывать сына.

Евгений не знал об актерской профессии и не собирался становиться актером, хотя тягу к творчеству он ощущал с самого детства. Сильный и крепкий парень неустанно трудился наравне со взрослыми, как самый настоящий крестьянин. Он носил воду, пахал и даже иногда торговал. Самой заветной мечтой мальчика было приобретение балалайки. Денег на инструмент в семье, конечно, не было. Чтобы купить его, мальчику приходилось зарабатывать их самому. Он продавал арбузы, экономил каждый рубль и в конце концов балалайка все же была приобретена. Мальчик целеустремленно изучил технику игры, а затем стал выступать с импровизированными концертами перед своими односельчанами. Евгений не просто виртуозно владел инструментом, но и сам сочинял и исполнял частушки. Эти небольшие концерты пользовались большим успехом и всегда собирали многочисленных зрителей.

Первые шаги в творчестве

Односельчане оценили явные таланты мальчика и посоветовали Надежде Федоровне отвезти Женю в город, чтобы он смог получить настоящее хорошее образование. Мальчик с матерью переехали в Цюрупинск, где Евгений впервые смог увидеть любительское театральное представление. Театр захватил его целиком и он стал мечтать о сцене и актерстве.


Фото: Евгений Матвеев

Женя занимался в драмкружке, где пробовал себя сразу в нескольких амплуа: певца, фокусника, танцора, участвовал почти во всех постановках. В девятом классе он уже участвовал в массовках в Херсонском театреи даже играл небольшие роли. Его талант был замечен знаменитым актером Н. К. Черкасовым, порекомендовавшем способному юноше поступить в театральное училище к Александру Довженко. Евгений отправился в Киев и успешно выдержал вступительные экзамены.

В школе актеров Матвеев проучился недолго, начавшаяся война изменила его судьбу.

Война

В самые первые военные месяцы жители города, и Евгений в том числе, возводили укрепления, копали окопы. Конечно же, как и все мальчишки того времени, он подавал рапорты, просился на фронт. Его отправили на учебу в Тюмень, в пехотное училище.

В боях он принял участие лишь в 1944 году, уже став лейтенантом. После войны Евгений вернулся в родное Тюменское училище в качестве преподавателя. Он руководил художественной самодеятельностью, играл в спектаклях, писал сценарии и занимался творческой деятельностью труппы. На одном из концертов произошла судьбоносная для Матвеева встреча. Он познакомился со студенткой музучилища,Лидией, своей будущей единственной супругой, с которой они затем прожили счастливую и долгую совместную жизнь.

Актерское признание и слава

Через два года после работы в Тюменском драмтеатре, Матвеев перешел в Новосибирский «Красный факел». Он - ведущий актер, участвует во многих спектаклях: «Великая сила», «Бешеные деньги», «Наш общий друг», «Кандидат партии». На первом этапе театральной карьеры Евгений смог многого добиться. Благодаря увлеченности и актерской самоотдаче к нему пришла заслуженная известность. Неудивительно, что талантливого актера вскоре заметили и пригласили в знаменитый Малый театр, в труппе которого Матвеев проработал более пятнадцати лет.

Первая кинороль в творческой биографии Матвеева была сыграна только в 1955 году. Он снялся в комедии «Доброе утро», которая имела ошеломительный успех. Но всенародно известен Матвеев стал после кинофильма «Дом, в котором я живу». Он сыграл простого парня, пережившего ужасы и тяжести войны. Образ Кости Давыдова, созданный актером, очень полюбился зрителям. Уже знаменитому Матвееву стали поступать регулярные предложения о съемках у известных режиссеров. Его природный талант и стремление к новому открывали перед Матвеевым необыкновенные перспективы. Он активно снимался и принял участие во многих популярных кинокартинах, среди которых «Поднятая целина», «Воскресенье», «Сибирячка».

После яркой, триумфальной роли Нагульнова в «Поднятой целине» Матвеев безоговорочно обожаем зрителями. Новая волна всенародной любви обрушилась на Евгения Матвеева после фильма «Родная кровь», в котором никого из зрителей не оставила равнодушным пронзительная история любви и непростой жизни главного героя. После этой роли поклонницы буквально оборвали телефон Евгения Матвеева звонками и завалили его мешками писем.

За свою актерскую работу Матвеев получил народного артиста СССР, множество государственных и кинематографических наград и премий.

Режиссерская карьера

В пик наибольшей популярности, в 1965 году, Матвеев принимал участие в праздничном театрализованном представлении в городе Николаеве. Загримированному под Макара Нагульнова Матвееву предстояло проехать на тачанке по кругу стадиона. Во время поворота колесо тачанки отвалилось, и Евгений Матвеев рухнул на асфальт. В итоге он серьезно повредил позвоночник и два года был вынужден пролежать в кровати. Актеру пришлось отказаться от театра, но он вернулся в кино.

В 1967 году Матвеев начал заниматься новой интересной сферой творчества - режиссерской работой. В известной картине «Цыган» он выступил режиссером и исполнил главную роль. Некоторые критики посчитали режиссерский дебют Матвеева явным провалом, другие, наоборот, были восхищены его работой. Тот факт, что фильм популярен и сейчас, не требует дополнительны комментариев.

Были у Матвеева и не слишком удачные картины, но он всегда неизменно пользовался высоким авторитетом. С 1968 года Матвеев - кинорежиссер Мосфильма, затем он становится секретарем кинематографического Союза, параллельно преподает во ВГИКе. Его фильмы хорошо принимаются зрителями, в них этот открытый, искренний, бескорыстный человек показывает то, что интересно обычным людям - настоящую любовь, веру в справедливость, подлинную честь и верность. В середине 70-х Матвеев снимает ленты «Любовь земная» и «Судьба» о жизни и любви колхозного председателя Захара Дерюгина. Он играет главную мужскую роль в дуэте с замечательной актрисой - необыкновенной красавицей . Фильмы посмотрели в прокате почти пятьдесят восемь миллионов зрителей.
Перестройка, наступившая в СССР в 80-х годах, изменила многое в жизни и творчестве Евгения Матвеева. Его обвиняли в угодничестве власти, отстранили от высокой должности. Он очень тяжело переживал эти несправедливые обвинения и даже хотел покончить с собой. Пережить тяжелое время ему помогали только семья и близкие друзья.

В годы кинематографического застоя российское кино стало невостребованным, зрители предпочитали смотреть сериалы зарубежного производства или криминальные низкопробные отечественные картины. В это время Матвеев снимает свою знаменитую киноленту «Любить по-русски», где он снова не изменяет себе. Несмотря на некоторую наивность и легкую утрированность сюжета, красивая сказка о жизни покоряет зрителей настолько, что продолжение трилогии Матвеев снимал за средства поклонников фильма, с нетерпением ждавших продолжения этой захватывающей истории.

Личная жизнь

Матвеев женился один раз в жизни. Его свадьба с Лидией состоялась весной 1947 года. В том же году в молодой семье родилась дочь Светлана, спустя десять лет у них появился сын Андрей.


Фото: Евгений Матвеев с женой

Матвеев вместе с супругой прожили вместе пятьдесят шесть лет. Верная помощница Лидия была музой знаменитого актера.

Смерть

В 2003 году, в мае Евгения Семеновича неожиданно госпитализировали, близкие думали, что у него бронхит. В Центральной клинической больнице ему диагностировали рак легких, что стало полной неожиданностью и шоком для семьи. Оказывается актер знал о смертельном недуге, но ничего не говорил своим близким и не предпринимал никаких шагов по его лечению. Скончался Евгений Матвеев в возрасте восьмидесяти двух лет, в июне 2003 года, на руках у Лидии Алексеевны. Рядом находилась вся его семья, дети, внуки.

Фото: Евгений Матвеев могила

Творчество этого талантливого актера и режиссера живет и сегодня. В его память была снята документальная кинолента «Жизнь без вранья», в которой рассказывается о творческом пути простого крестьянского мальчика из далекой деревни, ставшим настоящей легендой не только российского, но и мирового кинематографа.

Избранная фильмография

  • 1953 - Судьба Марины
  • 1960 - Воскресение
  • 1972 - Сибирячка
  • 1981 - Фронт в тылу врага
  • 1995 - Любить по-русски
  • 2001 - Под Полярной звездой

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Eugene Matveev Карьера: Актер
Рождение: Украина, 8.3.1922 - 1.6
Евгений Матвеев - советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист. Родился 8 марта 1922 года.Впервые в кино Матвеев снялся в 1954 году, в фильме Андрея Фролова "Доброе утро", а первый успех пришел к нему после картины Льва Кулиджанова и Якова Сегеля "Дом, в котором я живу" (1956), где он сыграл одну из главных ролей.В качестве режиссера Евгений Матвеев известен по таким картинкам как: "Цыган" 1967 год, "Любовь заемная" 1974 год, "Бешенные деньги" 1981 год, "Любить по-русски" 1995 год, "Любить по-русски 2" 1997 год, "Любить по-русски 3" 1999 год и др.

Pодился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. Отец Матвеев Семен Калинович. Мать Коваленко Надежда Федоровна. Супруга Матвеева Лидия Алексеевна (1925 г. рожд.). Дочь Матвеева Светлана (1947 г. рожд.). Сын Матвеев Андрей (1957 г. рожд.). Внуки: Алексей, Евгений, Надежда.

Евгений Матвеев до срока приобщился к нелегкому крестьянскому труду, мог реализовывать любую крестьянскую работу; огромное почтение к человеку, тот, что трудится на земле, сберег на всю бытие. Мальчишкой Женя уходил в поле, которому не было конца и края. Уходил в силу того что, что испытывал огромную отрада, оставаясь наедине с ним, слушая пение жаворонка. Там же, в поле с печалью думал о маме, которой досталась фатум одинокой женщины. Впечатления детства часто были горькими, оттого Женя вечно тянулся к чему-то светлому, радостному, веселому. Любил подражать пению разных птиц, вызывая добрые улыбки односельчан, любил распевать, аккомпанируя себе на балалайке. В школе все называли его Женька-артист. В раннем детстве хлопчик ещё не знал, что на свете существуют театры и актеры, но бессознательно уже лицедействовал.

Из 2-го класса мальчика перевели безотложно в 4-ый учителя подметили в нем склонность к наукам и посоветовали матери переселиться в град, чтобы вручить сыну образование. В городе Цюрюпинске он впервой увидел любительский спектакль и понял, что его местоположение в театре. Театр покорил его и стал его единственной мечтой. Евгений начал заниматься в самодеятельности, был фокусником, танцором, певцом. В 9-м классе Евгений решительно решил кинуть школу и тронуться в Херсон ближний областной середина, где были профессиональная труппа и театральная студия. Получив благословение матери, 17-летний паренек уселся на баржу с арбузами и поплыл к своей мечте.

Шел 1939 год. В херсонском театре Матвеев стал участвовать в массовых сценах, ему доверяли и небольшие роли. Одной из них была образ музыканта в спектакле Бесталанна. Юноша лихо в такт музыки ударял в бубен, и более того не догадывался, что его отметил профессиональный воззрение Николая Черкасова, находившегося в зале. Черкасов похвалил бессловесного исполнителя, посоветовал ему обучаться в Киеве у А. Довженко, обещая свою поддержку.

Окончив экстерном два последних класса школы и получив аттестат, Евгений поступил в актерскую школу при Киевской киностудии. Здесь он стал учеником Александра Петровича Довженко, тот, что учил своих студентов чуткости, внимательности к людям, но главное, конечно, многосложному ремеслу актера.

Внезапно начавшаяся битва разрушила все планы. Под беспрерывными бомбежками Евгений копал окопы, участвовал в создании укреплений около города. Навсегда в его памяти остались страшный звук моторов немецких самолетов, свист авиабомб, панический страх беззащитных людей. Матвеев рвался добровольцем на фронт. Но фатум распорядилась по иному. Его направили на учебу в Тюменское пехотное училище. С детства не приученный действовать что-либо через рукава, Матвеев и в училище был отличником. И... как отличника его оставили в качестве преподавателя. Многочисленные просьбы и рапорты об отправке на фронт оставались без внимания.

Преподавая военную науку, он не забывал и о своей гражданской привязанности. Вскоре молодого офицера весь городок узнал как одаренного актера. Пришел и фарт первое местоположение на конкурсе чтецов Сибирского военного округа.

В 1946 году, демобилизовавшись, Евгений Матвеев остался в Тюмени, став актером местного драматического театра, которым стоял во главе режиссер Д. Бархатов. Жизнь провинциальных театров вечно сложна: небольшая труппа, частые премьеры, постоянные выезды со спектаклями в отдаленные районы. Однако многие актеры, прошедшие школу периферийных театров, справедливо полагают, что нигде больше нет таких возможностей переиграть великое море ролей, попробовать себя в разных амплуа.

Евгений Матвеев был обречен на роли героев. Высокий, пригожий, мужественный, обаятельный, возбудимый все это делало игру актера заразительной. Он сыграл роли в спектаклях Молодая гвардия А. Фадеева (Ваня Земнухов), За тех, кто в море Б. Лавренева (Боровский), Молодой лес Н. Погодина (Черемизов). Успех не заставил себя долговременно поджидать. За претворение в жизнь роли Боровского Евгений Матвеев получил приз и был допущен к заключительному туру Всероссийского смотра театральной молодежи в Москве. Успешный показ в Москве повлек за собой массу заманчивых предложений. Молодого актера приглашали и в Алма-Ату, и в Красноярск, и в Московский театр имени Ленинского комсомола. Но он остановил свой отбор на новосибирском Красном факеле, тот, что не без оснований считали сибирским МХАТом. В нем были прекрасная труппа и великолепная режиссура. В Новосибирске началась настоящая серьезная профессиональная учеба Матвеева. А обучаться в этом месте было у кого. Во главе театра стоял мужчина огромной культуры В. Редлих, в этом месте же работали и В.К. Дени, жесткий, требовательный режиссер и педагог, и Э.М. Бейбутов с его взрывным темпераментом, яркой театральностью. Здесь юный артист впервой соприкоснулся с учением К.С. Станиславского. Наставники Матвеева основательно заботились о творческом росте молодого актера. Именно в Красном факеле стремились открыть его индивидуальность.

На сцене театра Е.С. Матвеев играл как собак нерезаных и благополучно. Среди его работ тех лет: Джон Гармон (Наш групповой друг по Ч. Диккенсу), Леонтьев (Кандидат партии А. Крона), Виктор Лавров (Великая сила Б. Ромашова), Аксанич (Константин Заслонов А. Мовзона), Юрий Поднебесько (Счастье по роману П. Павленко), барон Фитингоф и Комиссар округа (Незабываемый 1919-й Вс. Вишневского), Нил (Мещане М. Горького). Самый огромный фарт выпал на долю молодого исполнителя в роли Улдыса в спектакле Вей, ветерок! поставленном Э. Бейбутовым по пьесе классика латышской литературы Я. Райниса.

Эта постановка стала важной вехой на творческом пути актера. В 1951 году Красный факел показал тот самый спектакль во время гастролей в Ленинграде. И ещё раз Матвеев получил приглашение безотложно в немного московских и ленинградских театров. На тот самый раз он принял предложение старейшего коллектива страны Мкумачового театра и в 1952 году дебютировал на академической сцене в роли Незнамова в драме А.Н. Островского Без вины виноватые. Желание совершенствоваться приводит Евгения Матвеева в творческую лабораторию М.Н. Кедрова, ученика К.С. Станиславского, организованную при Всероссийском театральном обществе. Вместе с молодыми начинающими актерами занятия посещали многие известные актеры и режиссеры, посреди которых были В. Марецкая, Р. Плятт, Н. Анненков и другие большие мастера.

Среди образов, созданных Евгением Матвеевым за 12 лет работы в Государственном академическом Малом театре, выделяются: Звонарев (Порт-Артур А. Степанова и И. Попова), Яровой (Любовь Яровая К. Тренева), Родон (Ярмарка тщеславия В. Теккерея), Трофимов (Главная роль С. Алешина), Столбов (Осенние зори В. Блинова), Ераст (Сердце не камень А.Н. Островского), Освальд (Привидения Г. Ибсена) и др. В 1958 году Евгений Матвеев был удостоен своего первого почетного звания Заслуженный артист РСФСР.

Еще будучи актером театра, Евгений Матвеев стремился к самому массовому виду искусства кинематографу. Возможность вылезти на многомиллионную аудиторию, усилить свой звук невиданным по мощность рупором это было его мечтой. И в 1955 году его греза стала осуществляться. К концу 1950-х годов его послужной список в кино насчитывал уже немного ролей: главная образ в фильме Искатели по роману Д. Гранина, Константин в фильме Л. Кулиджанова и Я. Сегеля Дом, в котором я живу, Лобанов в картине Дело Пестрых, командарм Сорокин в фильме Восемнадцатый год.

Конец 1950-х начало 1960-х годов крайне насыщенный отрезок времени в творческой биографии Е.Матвеева. Работы следовали одна за иной, и все они были отмечены талантом, вдохновением, темпераментом их создателя и в силу того что имели заслуженный фарт. За короткое время в Малом театре состоялось 11 премьер с его участием. Киноленты, в которых играл Матвеев, не сходят с экранов. Появились Федотов в картине М. Ершова Родная кровь, потрясший всех своей мужественной добротой и пронзительной искренностью, красноармеец Трофим из короткометражного фильма Жеребенок по рассказу М. Шолохова, Павловский в Крахе.

С юности одним из любимых героев, которого мечтал сыграть артист, был Макар Нагульнов из шолоховской Поднятой целины. Образ Макара в самой высокой степени отвечал тому, что разрешается обусловить словами герой Матвеева, что составляет главную тему его творчества влюбленность к Родине, людям, жизни. И в жизни, и на сцене его привлекали люди, живущие на самом пределе физических и эмоциональных сил, когда всякий момент наполнен до отказа, каждая минута проживается так, как подобно как она последняя.

Легко представить себе состояние актера, когда из Ленинграда пришла телеграмма с приглашением на съемки фильма Поднятая целина. Но саммит с режиссером картины А. Ивановым подействовала на Матвеева как ушат холодной воды. Ему предлагалась образ отнюдь не Нагульного, а Давыдова. Актер испытал ощущение стыда, горечи, состояние невосполнимой потери близкого, родного человека, с которым прожил свои лучшие годы. И все-таки Матвеев упросил режиссера хотя бы познать его в роли Нагульнова. Проба произвела на всех такое сильное ощущение, что сомнений ни у кого не оставалось: Матвеев и есть Нагульнов. Так произошла саммит артиста и роли, которая стала не только одной из самых удачных, запоминающихся и лучших работ актера, но и подлинным событием в советском кинематографе, классикой отечественного кино.

Макар Нагульнов предстал перед зрителями истинным рыцарем революции. Это сгусток энергии, герой внебытовой. Для него любое действо это фрагмент борьбы не на бытие, а на конец во имя революции. Гражданская битва для него не кончилась, и в каждое занятие, которое ему поручает партия, он бросается, как в махач, как в лихую конную атаку. Конечно, в нем есть и наив, и детское простодушие, но вкупе с тем и бездна обаяния незаурядной личности.

Всем актерам и режиссерам необходимо проходить чистку классикой. Проверять себя сколь доросли до нее. Это слова Евгения Матвеева. Сам же Евгений Семенович кроме того прошел эту проверку. Во время работы Поднятой целины режиссер М. Швейцер пригласил Евгения Матвеева на образ князя Нехлюдова в экранизацию романа Л.Н. Толстого Воскресенье. Времени на плавное, неторопливое вхождение в образ не было. Совмещать обе работы было невероятно тяжко, тяжело более того физически, не говоря уже о том, что приходилось практически на ходу обращаться из Нагульнова в Нехлюдова и напротив. А героев больше разных тяжко себе представить. Нужно было, чтобы вся могучая эмоциональность актера клокотала только внутри у него и сильно скупо, минимально, практически по крохам выходила наружу. Нехлюдов мужчина с сердцем, способный на душевные движения, и актерская индивидуальность Матвеева откликнулась на это, а образ принесла актеру колоссальный фарт.

Несмотря на счастливый момент в кинематографе, театр постоянно оставался для Евгения Матвеева его любовью, его болью и его мечтой. Немыслимая работоспособность, практически на пределе физических и душевных сил, с годами стала жизненным кредо Евгения Матвеева. Иначе он уже не мог. Трудно вымолвить, сколь продолжительно Евгений Матвеев оставался бы слугой двух господ кино и театра. Однако во время работы Поднятой целины он упал с коня и повредил позвоночник. Серьезная немочь на долгий срок оторвала актера от любимого дела. На сцену он больше не вернулся.

Долгие два года Евгений Матвеев был прикован к постели. Давно тайно заболевший режиссурой, он обложился книгами, занимался теорией режиссуры, мечтал о полноценной творческой работе, его экраном стал потолок, на котором он внутренне просматривал свои будущие фильмы. Искусство не позволяло ему поддаваться панике и унынию. Именно тогда он дал себе словечко сделаться на ноги, и под натиском его воли к жизни и страсти к профессии немощь отступила.

Режиссерским дебютом Е.С. Матвеева стал кино Цыган, поставленный по повести А. Калинина. За внешне бесхитростном рассказом о добром, мужественном, не ожесточившемся душой кузнеце Будулае вставала живая человеческая фатум, в которой, как это зачастую бывает в жизни, беда и веселье присутствовали не в равных пропорциях. С момента выхода фильма, где постановщик сыграл и главную образ, зрители принимают работы Матвеева-режиссера так же, как до этого принимали работы Матвеева-актера. В качестве режиссера он снял фильмы: Цыган (образ Будулая, 1967), Почтовый роман (образ Ковшова, 1969), Особо важное задание (образ Кириллова, 1980), Бешеные деньги (1981), Победа (образ Карпова, 1984), Любовь земная (образ Захара Дерюгина, 1974), Судьба (образ Захара Дерюгина, 1977), Чаша терпения (гл. роль). Среди его работ, снятых в 1990-х годах, три фильма под общим названием Любить по-русски.

Как артист Е.С. Матвеев немало и плодотворно снимался у других режиссеров: Солдаты свободы (Брежнев), Укрощение огня (Директор завода), Сибирячка (Добротин, 1972), Ярость (Гулявин), И был вечерок, и было утро (Ярцев), Смертный враг (Арсений, 1971), Фронт за линией фронта (Секретарь обкома, 1977), Фронт в тылу врага (Секретарь обкома, 1981) и др.

Замечательные актерские и режиссерские достижения Матвеева оцениваются по заслугам: зрители неоднократно называли его лучшим актером года; картина Почтовый роман получает приз IV Всесоюзного кинофестиваля как оптимальный историко-революционный фильм; дилогия Любовь земная и Судьба приносят Матвееву звание лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых; за воплощение в жизнь главной роли в дилогии Высокое звание он становится обладателем золотой медали имени А.П. Довженко; за образ Пугачева в фильме Емельян Пугачев его признают лучшим исполнителем мужеский роли на XVI Международном кинофестивале в Чехословакии; кино Победа получает особый приз Оргкомитета и Министерства обороны на XVIII Всесоюзном кинофестивале; за образ в фильме Любить по-русски Е.Матвеев удостоен приза за лучшую мужскую образ на XII Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Америки.

Е.С. Матвеев был избран академиком Национальной академии кинематогарфических искусств и наук России.

Еще одной стороной творческой жизни Евгения Матвеева была его педагогическая дело. В течение нескольких лет он был профессором Всесоюзного государственного института кинематографии, руководителем Азербайджанской актерской мастерской. Едва ли не самым ответственным временем в работе с будущими актерами Матвеев считал начальный период, стадию первых упражнений и несложных этюдов. Поэтому, несмотря на огромную загруженность, все занятия неизменно проводил сам. Он учил своих студентов главному закону актерского искусства внутреннему, целенаправленному, точному действию, сквозь которое позволительно высказать задачу образа, индивидуальность персонажа, жанр произведения. Он не переставал напоминать, что творческая бытие актера трудна, что специальность актера это специальность увлеченных людей, это специальность музыкальная. Мы с вами ощущение, светило, словечко, листья... Бриллиант в золотой оправе вот что такое артист...

Особой сферой жизни Евгения Семеновича были творческие встречи со зрителями. К ним он относился шибко капитально и ответственно. Ездил по стране, читал отрывки из литературных произведений, играл сцены из фильмов и спектаклей, в особенности любил внимать зрителей и откликаться на их вопросы.

Е.С. Матвеев всенародный артист СССР (1974), награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом За заслуги перед Отечеством III степени.

Главной целью Е. Матвеева в кино было воспеть русскую женщину, определить ее на пьедестал, преклоняться перед женщиной, относиться к ней с благоговением, соорудить так, чтобы мужчины неизменно оберегали женщину, любили ее.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Моргунов Eugene Morgunov

Евгений Моргунов - известный советский и российский актер, заслуженный артист РСФСР. Родился 27 апреля 1927 года.Наибольшую известность принесла..

Евгений Семёнович Матвеев. Родился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка (Херсонская область) - умер 1 июня 2003 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1974). Лауреат Государственной премии СССР (1978).

Евгений Семёнович Матвеев родился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка (ныне в Скадовском районе, Херсонская область Украины).

Родители - Семён Калинович Матвеев и Надежда Фёдоровна Коваленко.

Евгений Матвеев стал с ранних лет приобщаться к нелёгкому крестьянскому труду. Учился хорошо и родителям посоветовали отвезти мальчишку в город, где бы он мог получить хорошее образование.

В городе Цюрупинске Евгений впервые увидел любительский спектакль и был покорён искусством, теперь театр стал его единственной мечтой. Евгений начал заниматься в самодеятельности, где сразу был один во многих лицах: фокусник, танцор, певец. В 9-м классе Евгений с согласия матери оставил школу и отправился в ближайший город где был театр - в Херсон.

В херсонском театре (ныне - Херсонский областной академический музыкально-драматический театр им. Н. Кулиша) Евгений Матвеев стал участвовать в массовых сценах, играл небольшие роли. В одном спектакле («Безталанна») игравшего музыканта Евгения Матвеева заметил Н. К. Черкасов. Он посоветовал Матвееву ехать в Киев и учиться у А. П. Довженко.

В 1940-1941 годах Евгений Матвеев учился при Киевской киностудии в школе актёров. С началом Великой Отечественной войны копал окопы и сооружал укрепления вокруг города. Был направлен на учёбу в Тюменское пехотное училище. По окончании училища проходил в нём службу в качестве преподавателя. Неоднократно подавал рапорты об отправке на фронт, которые не были удовлетворены. Демобилизован в 1946 году.

В 1946-1948 годах Евгений Матвеев играл в драматическом театре Тюмени, позднее работал в Новосибирске в драматическом театре «Красный факел» (1948-1952).

Член ВКП(б) с 1948 года.

С 1952 по 1968 год Евгений Матвеев - актёр академического Малого театра.

В 1956 году окончил Студию под руководством М. Кедрова при ВТО. Будучи студентом сыграл первую роль в комедии «Доброе утро».

Режиссёрский дебют в кино - фильм «Цыган», вышедший в 1967 году.

Во время съёмок фильма «Жеребёнок» упал с лошади и получил серьёзную травму. Врачи посоветовали ему ехать на Урал и пройти лечение на курорте «Озеро Молтаево», знаменитом своими лечебными грязями. Именно здесь, по воспоминаниям Ю. Сеначина, он написал основную часть сценария своего фильма «Цыган».

Евгений Матвеев в фильме "Сибирячка"

С 1968 года - режиссёр киностудии «Мосфильм». Особую любовь зрителей имела трилогия Евгения Матвеева «Любить по-русски».

На протяжении многих лет (с 1975 года) руководил актёрской мастерской Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) (профессор с 1985 года). Его мастерскую закончили такие актёры, как Н. Д. Вавилова, Валерия Рижская, В. А. Шевельков, Андрей Гусев, А. К. Кулиев и многие другие актёры, работающие в театре, кино и на телевидении, как в России, так и за рубежом.

Евгений Матвеев (1972 год)

Член Союза кинематографистов СССР. С 1976 по 1986 год - секретарь правления СК СССР.

Имел многочисленные награды:

Золотая медаль имени А. П. Довженко (1974, за создание образов современников в кино);
Лучший актёр по опросу журнала «Советский экран» 1974 года за фильм «Сибирячка»;
Золотая медаль имени А. П. Довженко (1978, фильм «Судьба»);
Государственная премия СССР (1978) - за создание художественных фильмов «Любовь земная» и «Судьба»;
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1974) - за создание образа современника в фильмах последних лет;
Лауреат КФ республик Закавказья и Украины (1968, Диплом Союза журналистов Армении, фильм «Цыган»);
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз среди историко-революционных фильмов» (1970, фильм «Почтовый роман»);
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Специальная премия кинофестиваля», премия за лучшую режиссуру и премия за лучшую мужскую роль (1978, фильм «Судьба»);
Лауреат Всесоюзного смотра-конкурса фильмов о рабочем классе в Ярославле (1981, Первый приз, фильм «Особо важное задание»);
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Специальная премия кинофестиваля» (1985, фильм «Победа»);
Лауреат КФ «Созвездие» (1995, Приз «За выдающийся вклад в профессию»);
Лауреат МКФ в Ташкенте (1997, Приз «Золотая арча» за лучшую мужскую роль, фильм «Любить по-русски-2. Женская защита»);
Почётный гражданин Свердловской области.

Участвовал в программе «Белый попугай».

Евгений Семёнович Матвеев скончался 1 июня 2003 года от рака лёгких на 82-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

В 2007 году к 85-летию со дня рождения Евгения Семёновича был снят документальный фильм «Жизнь без вранья. Евгений Матвеев», посвященный творческой деятельности кинематографиста.

Личная жизнь Евгения Матвеева:

Жена - Матвеева Лидия Алексеевна (род. 1925). Познакомились в 1947 году, прожили вместе 56 лет.

Дочь - Светлана (род. 1947). Сын - Андрей (1957-2008). Внуки: Алексей, Евгений, Надежда.

Также у Матеева была внебрачная дочь Кристина, которую родила актриса . О том, что Евгений Матвеев - отец Кристины - рассказал сын Артмане Каспар после смерти актрисы.

Фильмография Евгения Матвеева:

1953 - Судьба Марины
1955 - Доброе утро - Сергей Николаевич Судьбинин
1955 - Дорога - Гриша
1956 - Искатели - Андрей Лобанов
1957 - Дом, в котором я живу - Константин Давыдов
1958 - Восемнадцатый год - Иван Лукич Сорокин
1958 - Дело «пёстрых» - Лобанов
1958 - Поднятая целина - Макар Нагульнов
1959 - Жеребёнок - Трофим
1960 - Воскресение - Нехлюдов
1963 - Родная кровь - Федотов
1964 - Мать и мачеха - Николай Васильевич Кругляков
1965 - Первая Бастилия - Потапов
1966 - Ярость - Василий Гулявин
1967 - Цыган - Будулай
1968 - Крах - Павловский
1969 - Почтовый роман - Ковшов
1970 - Сохранившие огонь - Иван Клявин
1970 - Спорт, спорт, спорт
1971 - И был вечер, и было утро... - Ярцев
1972 - Сибирячка - Добротин
1972 - Смертный враг - Арсений Клюквин
1972 - Укрощение огня - директор завода
1973 - 1974 - Высокое звание - Шаповалов
1974 - Любовь земная - Захар Дерюгин
1977 - Солдаты свободы - Л. И. Брежнев
1977 - Судьба - Захар Дерюгин
1977 - Фронт за линией фронта - секретарь обкома Семиренко
1978 - Емельян Пугачёв - Емельян Пугачёв
1979 - Особо важное задание - Кириллов
1981 - Фронт в тылу врага - Семиренко
1984 - Победа - Карпов
1985 - Анна и Антон / Anna es Anton - Антон
1986 - Время сыновей - Семён Петрович Кордин
1986 - Завещание - Иван Крылов
1988 - Отцы - тесть
1989 - Чаша терпения - Медников
1991 - Клан - Л. И. Брежнев
1990 - Место убийцы вакантно... - Кныш
1992 - Доброй ночи! - Пал Палыч
1995 - Любить по-русски - Валерьян Петрович Мухин
1996 - Любить по-русски 2 - Мухин
1999 - Любить по-русски 3: Губернатор - Мухин
2001 - Под Полярной звездой

Режиссерские работы Евгения Матвеева:

1967 - Цыган
1969 - Почтовый роман
1972 - Смертный враг
1974 - Любовь земная
1977 - Судьба
1979 - Особо важное задание
1981 - Бешеные деньги
1985 - Победа
1986 - Время сыновей
1989 - Чаша терпения
1995 - Любить по-русски
1997 - Любить по-русски 2
1999 - Любить по-русски 3: Губернатор

Сценарии Евгения Матвеева:

1974 - Любовь земная
1977 - Судьба
1981 - Бешеные деньги
1985 - Победа

Театральные работы Евгения Матвеева:

Тюменский драматический театр:

«Молодая гвардия» - Иван Земнухов
«Без вины виноватые» - Незнамов
«Коварство и любовь» - Фердинанд

Театр «Красный факел»:

«Великая сила» - Виктор Лавров
«Наш общий друг» - Джон Гармон
«Бешеные деньги» - Телятев
«Кандидат партии» - Леонтьев
«Вей, ветерок!» - Улдыс
«Мещане» - Нил

Малый театр:

1952 - «Без вины виноватые» - Незнамов
1952 - «Северные зори» - Андрей Латкин
1953 - «Когда ломаются копья» - Чебаков
1953 - «Порт-Артур» - Звонарёв
1954 - «Опасный спутник» - Андрей Корчёмный
1954 - «Иначе жить нельзя» - Рудди Мильце
1955 - «Сердце не камень» - Ераст
1955 - «Проданная колыбельная» - Оули
1955 - «Ванина Ванини» - Пьетро Миссарильи
1955 - «Макбет» - Король Дункан
1956 - «Деньги» - Беркут
1957 - «Привидения» - Освальд
1957 - «Нашествие» - Фёдор
1958 - «Власть тьмы» - мужик
1958 - «Село Степанчиково и его обитатели» - дворовый парень
1958 - «Крылья» - колхозник
1958 - «Когда горит сердце» - военком
1958 - «Веселка» - Дмитро Шелест
1959 - «Ярмарка тщеславия» - Родон Кроули
1959 - «Карточный домик» - Игнат
1960 - «Осенние зори» - Столбов
1960 - «Любовь Яровая» - Михаил Яровой
1961 - «Честность» - Павел Антонович Рагоза
1963 - «Коллеги» - Егоров
1964 - «Главная роль» - Трофимов

Библиография Евгения Матвеева:

«Судьба по-русски». 2000 г. - М. Вагриус.



Top