Определение права в современной философско правовой науке. Философия права и отраслевые юридические науки

Термин «философия права» ввел в оборот немецкий юрист Густав Гуго, который понимал ее как юридическую науку, представляющую собой «разумную основу научного познания права». В противовес Гуго Георг Фридрих Гегель считал, что это философская дисциплина, а не юридическая, задачей которой является изучение идеи права.

В.С. Нерсесянц так определял предмет философии права: «Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции». В кругу исследуемых философией права проблем: смысл права, его сущность и понятие, его место в мире, ценность и значимость, роль в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. Основные категории философии права: правовые идеи, правовые принципы, право и закон, сущее и должное в праве.

В основном право изучается юриспруденцией, предметом которой является сущее (позитивное право или наличная совокупность правовых норм). Право понимается юристами как совокупность принудительных предписаний, как система обязательных для исполнения правил поведения, установленных государством.

Юристы полагают, что настоящая наука о праве должна описывать существующие правовые нормы, а не заниматься поисками спекулятивной природы права или метафизических представлений о сущности права.

При таком подходе право оказывается продуктом властных приказаний государственной власти. Подобное понимание права в юриспруденции сложилось под большим влиянием позитивизма. Философию права такая позиция не может устроить, так как вне внимания юристов остаётся важнейший вопрос о том, как в правовой сфере жизни общества сущее (правовые нормы) соотносится с должным.

Поэтому рационалистическое философское объяснение права начинается с постановки вопроса о разумности, правильности, справедливости правовых норм. При критическом анализе права как социального явления философы ищут истинное знание о праве. Для этого в философии права осуществляется различение права и закона как различение должного и сущего. Исторически сложились различные варианты обозначения права в философских учениях: естественное право, божественное право, справедливость. Благодаря этому философия права может ставить вопросы о справедливости закона, о соотношении права и закона, закона и произвола. Отрасли философии права:

  • 1) правовая онтология -- это учение о бытии нрпва, о догме права и ее соотношении с другими элементами правового бытия (т.е. учение о правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности);
  • 2) правовая гносеология -- учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности: о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;
  • 3) правовая аксиология -- учение о смысле права как ценности, о праве как справедливости и общем благе;
  • 4) правовая логика -- изучает язык права, специфику юридического языка, применение различной юридической терминологии;
  • 5) правовая праксеология -- учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности;
  • 6) правовая антропология -- изучает, как право формируется под влиянием человека и как оно отражается в человеке, как воспринимается человеком правовая ж и;шь и как складывается правовое развитие общества.

Методы философии права

Функции философии права

1. Мировоззренческая функция – способствует формированию правового мировоззрения отдельного человека и общества, а через них – правового сознания и правовой культуры.

2. Методологическая функция – формирование определенных моделей познания права, способствующих развитию юридических исследований.

3. Легитимирующая функция – проявляется в способности философии оценивать существующие политико-правовые институты как достойные и недостойные с точки зрения философских идей, принципов и представлений.

4. Аксиологическая функция – заключается в разработке представлений о правовых ценностях (свобода, равенство, справедливость), а также представлений о правовом идеале и интерпретации с его позиций правовой действительности, критика ее структуры и состояний.

5. Воспитательная функция – формирование правосознания и правового мышления личности, социальных групп и общества, в том числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву.

1. Метод критической рефлексии , предполагающий не только размышление об объекте, но и о самой процедуре мышления.

2. Метод рациональной дедукции – ориентируется на выведение представлений о праве из предельных оснований бытия и существования человека.

В современной западной литературе используются еще два метода:

3. Герменевтический метод – связан с осознанием того факта, что происхождение, функционирование и применение права связано с пониманием как между правовыми субъектами, так и самих юридических текстов.

4. Феноменологический метод – предполагает т.н. «феноменологическую редукцию» правовых явлений (т.е. освобождение его от существующих смыслов и оценок ради постижения истинной сути).


История вопроса. Философия права имеет давнюю и богатую историю. В древности и в средние века проблематика философско-правового профиля разрабатывалась в качестве фрагмента и аспекта более общей темы, а с ХVIII в. – в качестве отдельной научной дисциплины.

Первоначально термин "философия права" появляется в юридической науке. Так, уже известный немецкий юрист Густав фон Гуго (1764-1844),предтеча исторической школы права, пользовался этим термином для более краткого обозначения "философии позитивного права", которую он стремился разработать как "философскую часть учения о праве".

Юриспруденция, по замыслу Гуго, должна состоять из трех частей.

Юридической догматики;

Философии права (философии позитивного права);

Истории права.

Для юридической догматики, занимающейся действующим (позитивным) правом и представляющей собой "юридическое ремесло", согласно Гуго, достаточно эмпирического знания.



А философия права и история права составляют соответственно "разумную основу научного познания права" и образуют "ученую, либеральную юриспруденцию (элегантную юриспруденцию)".

Широкое распространение термина "философия права" связано с гегелевской работой "Философия права" (1820) ("Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права").

Философия права, согласно Г.В.Ф. Гегелю (1770-1831), это философская дисциплина, а не юридическая, как у Гуго. В соответствии с этим предмет философии права Гегель формулирует следующим образом: "Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление".

Восходящие соответственно к Гуго и к Гегелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или философской науки получили свое дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях ХIХ-ХХ вв.

Два уровня понимания философии права. Рассмотренное выше противостояние двух точек зрения актуально и поныне. И в настоящее время философия права может строиться в двух науковедческих плоскостях и соответственно выступать в одном из двух качеств:

В качестве исконно философской дисциплины, рассматривающей право под углом зрения и в составе определенной универсальной философской системы или системы историко-философских разработок (философский подход к праву );

В качестве составной части правоведения, философско-правовой области знаний, когда осуществляется (достигает наиболее высокой ступени) общетеоретическая проработка правового материала (юридический подход к праву ).

Каждый из подходов делает акцент на одном из двух возможных способов рефлексии над правом.

Первый способ (философский подход к праву) предполагает общефилософскую или общеметодологическую рефлексию, направленную на поиски предельных оснований, условий существования права, когда право соотносится со всей ойкуменой человеческого бытия – культурой, обществом, наукой и т.д. Как правило, он связан с распространением той или иной философской концепции на сферу права.

Этот способ существования и развития философии права вполне закономерен. Право, какое бы значение этой категории ни придавать, представляет собой социальное (или природно-социальное) явление, и любая философская система, претендующая на универсальность, а также историко-философские разработки неизбежно включают в поле своего осмысления также и это явление социальной жизни.

Такое обращение философии к осмыслению правовой реальности, особенно характерное для эпохи Просвещения, оказалось весьма плодотворным для самой философии. Известно, что многие из серьезных достижений классической философии – результат такого обращения. В сфере философии права происходит своеобразная проверка познавательной силы той или иной философской концепции, ее практической состоятельности в одной из важнейших сфер человеческого духа. Все это дает полное основание заключить, что без рефлексии оснований права, философского осмысления правовой реальности в целом, философская система не может считаться полноценной.

Именно здесь возможно формирование специальной философской науки, привлекающей правовой материал, но остающейся в рамках данной системы философских знаний, строго на "почве философии".

Второй способ (юридический подход к праву) – это частнофилософская или частнометодологическая рефлексия, которая тоже является философской, однако осуществляется в рамках самой правовой науки. Он направлен от решения практических задач юриспруденции к их философской рефлексии. Например, от осмысления таких частных правовых проблем, как основания уголовного права, вина и ответственность, выполнение обязательств и др., – к постановке вопроса о сущности права. Здесь философия права предстает уже как самостоятельное направление в правоведении, специфический уровень изучения собственно права. Такое философское осмысление права осуществляется правоведами в его большей практической ориентированности, при которой идеальные первоосновы права рассматриваются в тесном соотношении с позитивным правом.

Однако и в первом, и во втором случае философия права ориентируется на постижение сущности и смысла права, заключенных в нем начал и принципов.

Проблема «двух философий права». В силу отмеченных обстоятельств может сложиться представление, что существуют две философии права: одна, разрабатываемая философами, другая – юристами. В соответствии с этим предположением некоторые исследователи даже предлагают различать философию права в широком смысле слова и философию права в узком смысле слова.

Такая двойственность философии права нашла свое выражение в том, что в ряде стран, например в Украине, ученая степень по философии права может присуждаться как по разряду философских, так и по разряду юридических наук. Следовательно, она может развиваться как философом, так и юристом. А если точнее, не просто философом, а философом-юристом, т.е. практически ориентированным философом, которого интересует не просто истина сама по себе, а реализация определенных практических целей в области права (например, достижение правового состояния конкретного общества), или юристом-философом, который должен уметь отстраняться от практических проблем своей науки и становиться на позицию ее внеюридического видения, т.е. на позицию философа.

В подтверждение этой мысли можно привести слова одного из известных западных теоретиков права ХХ века Г. Коинга, который утверждает, что философия права, не отказываясь от познания вопросов чисто юридических, должна выходить за пределы данной сферы, связывать правовые феномены, понимаемые как явление культуры, с решением всеобщих и принципиальных вопросов философии.

На самом же деле существует только одна философия права, хотя она и питается из двух разных источников. Первый источник философии права – это общефилософские разработки правовых проблем. Второй же ее источник связан с опытом решения практических проблем права. Таким образом, философия права – это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая определяется своим основным вопросом, лишь в соотнесении с которым те или иные проблемы имеют к ней отношение. Она требует особых качеств от исследователя, работающего в этой области: сочетания фундаментальной философской подготовки и знания основных проблем политико-правовой теории и практики.

Конечно, каждый исследователь вместе с определенным профессиональным интересом вносит свое специфическое видение в предмет этой дисциплины, однако именно наличие различных позиций, их постоянный взаимообмен и взаимообогащение, сосуществование на основе дополнительности позволяют сохранить равновесие вокруг общей задачи – рефлексии оснований права.

Возникает проблема нахождения связующего звена, «моста» между теоретической юриспруденцией и философией права.

Три уровня теоретического изучения права. Для того, чтобы понять специфику и необходимость философской рефлексии над проблемами права, следует помнить о трех уровнях его теоретического осмысления.

На ступени первичных юридических знаний (аналитической юриспруденции , когда общая теория сводится в основном к выведенным за скобки данным отраслевых дисциплин) предмет правопонимания ограничивается главным образом догмой права – формализованными данными о законах, юридических нормах, правовых отношениях, которые необходимы и достаточны для практической юриспруденции.

В теории права более высокого порядкатеории инструментальной – понимание права опирается не только на догму права, но и на весь юридический инструментарий, на весь обширный и многообразный комплекс правовых средств, что и позволяет увидеть во всей полноте "свою", собственную, своеобразную логику права.

И, наконец, в философии права , предмет правопонимания еще более расширяет свои границы. Ибо оставаясь в рамках одной только правовой материи (юридической догмы или даже всего арсенала правовых средств), принципиально невозможно раскрыть мировоззренческое значение права, его смысл, его историческое назначение.

В этой связи представляется важным одновременно заметить, что особенности предмета юридических знаний на различных ступенях теоретического освоения права (вслед за особенностями трактовок права непосредственно в философии или под углом зрения той или иной идеологии) объясняют также столь различные, притом по-своему верные определения права в науке, принципиальную невозможность сведения их в какую-то одну-единственную дефиницию.

Во всяком случае, нужно с необходимой строгостью разграничивать, с одной стороны, рабочие, операциональные определения права как системы общеобязательных норм, необходимые и достаточные в области практической юриспруденции, а с другой – определения, призванные в сфере теории права отразить особенности самобытной, уникальной юридической материи или же на философском уровне высветить смысл и предназначение права в жизни людей, человеческого сообщества. Здесь уже в дефинициях на первое место выступают характеристики, указывающие на то, что право выражает начала "свободы", "справедливости" и т.д.

Философия права и частные юридические науки. Как уже отмечалось, формирование философии права – процесс исторически долгий, по большей части подспудный, спонтанный, лишь порой отмеченный счастливыми озарениями. Когда же, спрашивается, при наличии каких условий использование философских идей и данных правоведения дает наиболее значимый науковедческий эффект – формирование и развитие философии права как особой научной дисциплины правоведческого профиля? Здесь при ответе на поставленный вопрос необходимо прежде всего утвердиться в том, что философия права – не только идеи, но и реальная правовая жизнь, через которую (жизнь права) философско-правовые идеи не просто уточняются, корректируются, а формируются, реально существуют, наличествуют, утверждаются, оказывают влияние на общественную систему. А это в немалой степени зависит от состояния и стадии развития цивилизации, данного общества, реальной потребности общества в утверждении тех или иных идеалов, ценностей.

(Известно, например, что замечательный философ Фихте дал настолько точную, изящную философскую разработку категории прав человека и, что особо существенно, их особенностей как категорий естественного права (см.: Фихте И.Г. Соч. СПб., 1993. Т. 1. С. 15-30), что, казалось бы, они уже в то время, на пороге XVIII-XIX вв., должны были бы образовать основополагающую часть философии права как особой, высокозначимой науки.

Однако прошло почти полтора столетия, прежде чем в условиях развивающейся либеральной цивилизации сама реальная, "живая" действительность и соответствующий ей правовой материал в 1950-1960 гг. обусловили резкое возвышение гуманистического права на основе фундаментальных прав человека (характеристика которых чуть ли не пункт в пункт совпадает с давними философскими разработками Фихте).

Только тогда, когда "пришло время" и накоплен достаточный правовой материал, который по самой органике требует соединения со своей философской основой, наступает необходимый науковедческий эффект – происходит формирование и развитие философии права).

Главное же здесь вот что. Интеграция философских идей и данных правоведения нуждается не только в том, чтобы соответствующие философские и правоведческие знания достигли известной "критической массы", но и в том, чтобы в самой этой интеграции виделись центральное звено, ее стержневой пункт. И в этой связи она носила концептуальный характер, строилась на определенном методологическом подходе.

Суть такого методологического подхода в том, чтобы философско-правовые разработки были органически увязаны с непосредственно живым правовым материалом, его содержанием и, что особо существенно, с его специфической логикой и, более того, чтобы выводы из таких разработок непосредственно вытекали из правового материала (а не были "навязаны" некими сверхценными метаюридическими категориями).

Стало быть, как философские основы, так и углубленные юридические разработки должны реально, "по факту" сомкнуться, сойтись – встретиться в одном высокозначимом пункте, раскрывающем смысл и назначение права в жизни людей.

А это означает (и материал настоящего исследования претендует как раз на подобного рода разработку) два встречных процесса.

Один из них – это углубленный анализ первоосновы позитивного права – права естественного, понимание закономерных процессов его развития, развертывания и утверждения тех его главных ценностей, которые в современную эпоху призваны стать фундаментальной мировоззренческой основой философии права.

Другой, встречный процесс – понимание особенностей юридической материи, а главное – характерной для нее "собственной" логики. Логики, неуклонно ведущей к таким правовым средствам, юридическим конструкциям, типам и формам регулирования, которые основываются на субъективных правах, юридических возможностях, позволяющим субъектам права строить поведение в соответствии со своей волей и интересом.

Вот тогда-то (сообразно рассматриваемой концепции) и получается, что фундаментальные мировоззренческие положения философского порядка непосредственно вытекают из научных данных, выражающих особенности, а главное – логику правовой материи как объективной реальности. Или, что то же самое, своеобразие юридической материи, все более постигаемое юридической наукой, находит свое обоснование в философских данных как своей духовной, мировоззренческой основе.

В итоге же перед нами оказывается материал целостной интегрированной области философско-правовых знаний. И в этом материале мировоззренческие данные, образующие основу философии права, не просто перекликаются, а находятся в единстве, в гармонии с логикой правовой материи, что и раскрывает глубоко человеческий смысл и историческое предназначение права.

Философия права как вершина теоретического изучения права. В нашей лекции понимание философии права строится в соответствии с вторым уровнем, когда она предстает в качестве завершающего звена общетеоретических знаний о праве.

А это, помимо всего иного, означает, что основой и отправным пунктом осмысления права в рамках философско-правовой науки является не действительность в целом, не "все бытие" и тем более не "все сущее" (как это характерно при рассмотрении права в пределах универсальной философской системы), а действительность в тех значениях и пределах, в которых существует право, т.е. социальная действительность, человеческое бытие, определяющие социальную обоснованность (оправданность на началах по формуле "имею право") статуса, поведения, поступков людей. По справедливому утверждению Гегеля, "в праве человек должен найти свой разум... и постигнуть мысли, лежащие в основе права".

Здесь, как и в других случаях использования данных философии при теоретическом осмыслении права, научные разработки не покидают "почву права" и являются характеристиками, выводимыми непосредственно из правового материала, из его сути, специфики и логики. По меткому выражению Ю.Г. Ершова, в данной плоскости науку "мало интересуют умозрительные конструкции, оторванные от реальных правовых процессов и явлений. В этом смысле философия права как бы "вырастает" на фундаменте всего юридического знания".

Отсюда следует, что философия права не есть просто интегрированная сфера знаний, охватывающая как философию – по своим основам, так и правоведение – по своему содержанию. Использование философских данных – общая черта методологии правовой теории: такое использование дает позитивные результаты на всех ступенях общетеоретических знаний. Но если в аналитической юриспруденции философские разработки дают эффект "философского возвышения" догматического материала, а затем философские данные открывают путь к пониманию особой логики права и в этой связи определяют новые подходы в теории, то здесь, на завершающей фазе теоретического осмысления права, раскрываются его непосредственно философские характеристики, смысл и предназначение права в жизни людей.

Таким образом, философия права как составная часть правоведения – это завершающее звено целостной системы общетеоретических правовых знаний, где реализуются и развиваются на философском уровне данные предшествующих ступеней, в особенности данные о специфической логике права, и на этой основе разрабатывается собственная философско-правовая проблематика.

Взаимосвязи философии права с другими дисциплинами. Философия права постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значения

В этой связи важно отграничивать ее от смежных дисциплин:

- теория государства и права (объединяет достижения комплекса наук и в незначительной степени пользуется мировоззренческо-смысловым уровнем понимания правовой реальности);

- социология права (рассматривает право как вариант социального действия, изучает непосредственную жизнь права и тенденции его динамики);

- история политических и правовых учений (изучает развитие теоретических представлений и конкретные достижения авторов);

- история государства и права отечественная и зарубежная (рассматривает исторические факты развития права и их причины, но не смысл эволюции права).

И в заключение вопроса следует разграничить основные элементы системы изучения права. По мнению С.Г. Чукина, все многообразие способов изучения права – «правоведение», состоящее из трех относительно самостоятельных разделов:

Юриспруденция, базирующаяся на теории права;

Философия права;

Социально-гуманитарные науки, изучающие социальные и гуманитарные аспекты бытия права (социология права, психология права, антропология права и др. дисциплины).

Значение философии права в подготовке будущих юристов. Вполне очевидно, что умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста. Такое обоснование, особенно в области практических решений, не всегда осознается, однако оно в значительной степени определяется доминирующими установками мировоззрения юристов, на формирование которого призвана оказывать влияние философия права. Попытки решать фундаментальные теоретические проблемы юриспруденции без философского обоснования приводят, как правило, к их релятивизации либо догматизации. «Тот, кто полагает, что обойдется без философского обоснования функционирования правовой системы, – пишет французский философ права Г.А. Шварц-Либерман фон Валендорф, – в действительности бессознательно руководствуется своей «личной», доморощенной философией, рискуя кончить блужданиями в потемках правовой дисгармонии».

Таким образом, необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан. Можно присоединиться к позиции известного британского философа права Г. Харриса, который считает, что философия права «...не является частью подготовки юриста как юриста, ее существование, я думаю, связано с более важной задачей – подготовки юриста как гражданина и гражданина как критика права».

Эта позиция достаточно четко объясняет то основополагающее место и значение, которое занимает философия права в системе юридических и других гуманитарных наук и учебных дисциплин, предметами изучения которых является право и государство, а также то внимание, которое уделяется в западных университетах преподаванию этой дисциплины уже на протяжении многих столетий.

Хотя философия права не ставит своей целью решение конкретных проблем правоведения, а лишь помогает более четко осознать исследователю-юристу собственную позицию, упорядочить знание, по-новому взглянуть на свой предмет в свете более широкого подхода, тем не менее, все центральные, фундаментальные проблемы правоведения находят свое решение или, по крайней мере, их обоснование именно на философском уровне.

В этом как раз и состоит одна из «загадок» феномена права, и это обстоятельство определяет фундаментальную роль философии права в системе правоведения как общеметодологической дисциплины.

Это, однако, не означает призыв к юристам отбросить присущие юриспруденции методы исследования и заменить их философскими. Следует четко осознавать предназначение и возможности последних.

Что же касается опасений по поводу относительной широты сферы философского осмысления права, то эти опасения могут быть сняты посредством четкой фиксации интересов философии права, уточнения ее предмета и метода, определения ее места в системе философских и юридических наук. При этом определение предметной сферы и статуса философии права должно осуществляться посредством сопоставления ее с теорией права, которая является наиболее близкой ей по сфере интересов дисциплиной.

Введение

1. Проблемы определения понятия и характера философии права …….. 2

2. Предмет философии права и его соотношение с объектом ……………. 16

3. Роль и назначение философии права в процессе познания пра­вовой действительности …………………………………………………………….. 30

4. Философия права и общая теория права: взаимосвязь и взаимо­действие ………. 42

5. Философия права в системе юридических и неюридических наук ………. 58

Заключение

Литература

1. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т.Т.1/ С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин и др. Отв. ред. Марченко. – М.: 2011. с. 5 -71.

2. Малахов В.П. Философия права. Формы теоретического мышления о праве. Таблицы и схемы. М.: 2009.

3. Философия права: Учебник / Под ред. Данильяна. М.: 2005. 416 с.

4. Радбурх Г. Философия права. М. 2004. 238 с.

5. Философия права: учебник. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. М.: 2010. 351 с.

6. Философия права. Учебное пособие. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. М.: 2011. 393 с.

Введение

1.Несмотря на то что философия права как самостоятель­ная отрасль знаний и учебная дисциплина давно находится в поле зрения исследователей-философов и юристов и что по данной тематике создана огромная зарубежная и отечествен­ная литература 1 , тем не менее многие вопросы, касающиеся рассматриваемого феномена, все еще остаются весьма спорны­ми и далеко не решенными.

Однако сколько-нибудь заметных, а тем более радикальных изменений в плане устранения имеющихся пробелов в иссле­довании данной тематики и решении ставших «вечными» про­блемами философии права пока не наблюдается.

Речь при этом идет, в частности, о таких основополагаю­щих, теоретически и практически значимых вопросах, которые касаются понятия, предмета и содержания данной дисципли­ны; ее научного и образовательного статуса; ее понятийного (категориального) аппарата; соотношения философии права с общей теорией права и другими, «прилегающими» к ней и взаимодействующими с ней юридическими и неюридически­ми дисциплинами; целей и задач, стоящих перед данной от­раслью научных знаний и учебной дисциплиной; выполняе­мых ею методологических и иных функций; и др.

1. Проблемы определения понятия и характера философии права

Указывая на огромное количество нерешенных по отноше­нию к философии права вопросов, создающих неопределен­ность в ее понятии, статусе и содержании, исследователи не без оснований обращают внимание прежде всего на то, что «несмотря на обширность современной литературы о филосо­фии права» о ней не выработано даже единого представления как о дисциплине и что хотя «все ученые признают, что объ­ект ее изучения - право», однако по-разному решают вопрос о понятии и характере философии права 2 .

В частности, не мо­гут прийти к общему мнению относительно того, является ли философия права юридической или философской дисципли­ной, и в зависимости от этого решить вопрос о том, что именно относится к ее предмету 3 .

При этом остается лишь доказывать вполне очевидное, что философия пра­ва объективно сложившееся, а точнее - формирующаяся, в силу происходящего на протяжении всей истории развития человечества разделения труда и дифферен­циации научных знаний во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере государственно-правовых исследований, дисциплина.

Несомненно, правы те авторы, которые утверждают, при­менительно к предмету данного исследования, что «ненадоб­ность изучения философии права была бы бесспорна, если бы не свойственное большинству людей стремление постичь свою роль и место в мире и в обществе, понять смысл своей про­фессии, ее социальное оправдание, обоснование и полезность, а для этого (правоведам) иметь свое мнение об истории и сущности права, его исторических судьбах, социальном на­значении и возможностях, о роли права в обеспечении общей безопасности и создании условий для осуществления социаль­ных и индивидуальных ожиданий». При этом верно подмеча­ется, что «если бы не присущее многим профессиональным юристам стремление понять суть и смысл своей работы - фи­лософия права стала бы достоянием только узкого круга спе­циалистов, обсуждающих проблемы социальной философии, связанное с существованием права в прошлом и в современ­ном обществе» 4 .

2. Исторически формировалось два мнения относительно понятия и характера философии права.

Согласно первому философия права - это юридическая дис­ циплина, «обладающая своей собственной философией» и ре­шающая собственные задачи. При этом имеющая место раз­ница в «юридическом подходе» к формированию представле­ния о понятии и характере философии права разных авторов, разделяющих данное мнение, заключается лишь в том, что од­ни из них рассматривают данную дисциплину наряду с социо­логией права или без таковой, как часть общей теории права, подчеркивая, что водораздел между философией права и со­циологией права «проходит, условно говоря, по линии онтоло­гического и гносеологического познания правовых объектов явлений и процессов» 5 . Другие же авторы, например немецкий ученый К. Бринкман, рассматривают философию права «как самостоятельную юридическую дисциплину, отличную от общей теории права и со­ циологии права, которые склонны к позитивистскому оправда­нию действующего права, поскольку они не задаются вопро­сом о должном и справедливом праве» 6 . Философия права - это, по мнению Шан-Луи Бержеля, есть не что иное, как «юридическая метафизика», которая стремится освободить право от «его технического аппарата под тем предлогом, что за счет этого ей удастся добраться до сущ­ности права и увидеть метаюридическое значение права» и ценности, которые это право должно отстаивать, а также смысл права относительно полного видения человека и ми­ра» 7 .

Наряду с юридическим подходом «к формированию пред­ставления о понятии и характере философии права» в отечест­венной и зарубежной литературе довольно широко использует­ся также второй философский подход, суть которого сводится к тому, что философия права рассматривается не иначе как чисто философская дисциплина. В своей широко известной работе «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права», кратко именуемой в научном обиходе «Философией права», Гегель исходил из того, что настоящая наука о праве представ­лена только в философии права и что, соответственно, «наука о праве - есть часть философии» 8 . «Философская наука о пра­ве, - писал он во введении к «Философии права» (§ 1), - имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление» 9 .

Идея философии права как философского феномена до­вольно отчетливо прослеживается в работах известного немец­кого ученого Г. Радбруха «Введение в науку права» (1910 г.) и «Основы философии права» (1914 г.), в которых право рас­сматривается в основном как «элемент культуры, т. е. факт, относящийся к категории ценности», а его понятие определя­ется не иначе как «данность, смысл которой заключается в реализации идеи права» 10 .

3. Говоря о различных - юридическом и философском подходах к решению вопроса о понятии и характере филосо­фии права, необходимо обратить внимание на ряд обстоятель­ств, помогающих полнее раскрыть и глубже понять суть и со­держание рассматриваемой материи, именуемой философией права.

Среди этих обстоятельств следует указать, во-первых, на то, что бескомпромиссное утверждение и отнесение философии права к разряду философских или юридических дисциплин грешит односторонностью и соответствующим образом сказы­вается не только на определении ее понятия и оценке харак­тера, но и на основных направлениях ее дальнейшего разви­тия и познания как научной и учебной дисциплины. В отечественной литературе в связи с этим верно подмечает­ся, что такого рода представление о философии права неизбеж­но ведет к тому, что в процессе познания данного феномена философы «склонны классифицировать науку» лишь в соответ­ствии с основными философскими школами - позитивистской и идеалистской, феноменологической, экзистенциалистской и др. А юристы, в свою очередь, «не отрицая влияния фило­софских взглядов «как на правовую науку», прибегают к совер­шенно иной классификации, опираясь на основные типы по­нимания права» 11 . В результате этого неизбежно создается иска­женная, деформированная картина исследуемого феномена - философии права, однобокое - «философическое или же сугу­бо юридическое представление о ее понятии, а вместе с тем - о ее характере и содержании.

Что же касается встречающихся в литературе утверждений типа «в философии права больше собственно философии, чем права» 12 или же суждений о возможности «жесткого различе­ния, проблематики философии права с точки зрения собст­венно философии и юриспруденции» 13 , то они скорее носят умозрительный характер и относятся к разряду предположе­ний, догадок и т. п. Ибо нет такого прибора, который бы по­казал, чего больше в философии права - собственно филосо­фии или же юриспруденции, права. Точно так же как нет та­кого точного, а главное - объективного критерия, с помощью которого можно было бы в рамках философии права всегда проводить «жесткое различие» того, что относится к собствен­но философской проблематике, а что - к юридической. При­чина этого заключается в том, что философия права по природе и характеру является одновременно и философской, и юридиче­ ской дисциплиной. Органически сочетая в себе собственно фи­лософские и юридические элементы, в реальной действитель­ности она, согласно элементарной логике, не может существо­вать и функционировать иначе, как в виде междисциплинарного образования.

Несомненно, правы те авторы, которые исходят из того, что философия права - это «междисциплинарная отрасль знаний, объединяющая усилия философии, юриспруденции, социологии, психологии и других социогуманитарных дис­циплин в исследовании сущности правовых реалий, анализе причинно-следственных связей, которыми они соединены с онтологически-метафизическими первоначалами бытия» 14 ; что в лице философии права «мы имеем дело с междисцип­линарной наукой, объединяющей те или иные начала как минимум двух дисциплин - юридической науки и филосо­фии» 15 .

Во-вторых, среди обстоятельств, способствующих более глубокому пониманию и раскрытию сути, содержания и само­го понятия философии права, следует обратить внимание на то, что, будучи междисциплинарным образованием, «объеди­няющим в себе начала юридической науки и философии», она не только не исключает, а наоборот, всячески предполагает максимальное использование в процессе познания правовой материи всех свойственных формируемым ее дисциплинам ме­тодологических, концептуальных средств.

В методологическом плане философское направление по­знания права в пределах философии идет от общего через особенное к конкретному («к искомой истине в праве»), в то время как путь юридического познания представляет собой «движение от особенного через всеобщее к конкретному» 16 .

В-третьих, в целях более глубокого и разностороннего представления о понятии и характере философии права необ­ходимо обратить внимание на ее многогранный и многоас­пектный характер, а также на то, что она интегрирует в себе не только элементы философии и юриспруденции, но и с не­обходимостью использует положения, выработанные в лоне других гуманитарных и, отчасти, - естественных наук.

В научной литературе в связи с этим не без оснований указывалось на то, что, будучи многогранным и многоаспект­ный феноменом, проявляющимся в виде методологической, научной и учебной дисциплины, философия права представляет собой «сложный симбиоз философии, социологии, общей теории права, отраслевых юридических и ряда иных наук» 17 .

В-четвертых, важное значение для формирования адекват­ного представления о понятии и характере философии права как философско-юридической дисциплины имеет учет ее интегративных связей не только с различными юридическими и неюридическими дисциплинами, но и с господствующей в обществе на том или ином историческом отрезке времени его развития идеологией.

К настоящему времени сложилось множество самых раз­личных точек зрения и определений идеологий, которая в од­них случаях определяется «как отражение общественного бы­тия сквозь призму социально-групповых или классовых инте­ресов» 18 . В других она понимается как «совокупность идей, верований и образа мыслей, характерных для различных соци­альных групп, наций, классов, каст религиозных сект, полити­ческих партий, и т. д.». В третьих же случаях идеология пред­ставляется или в виде «учения об идеях, их природе и питаю­щих их источников» или же в виде «доктрины, мнений и образа мыслей отдельных индивидуумов, классов и т. п.».

Однако независимо от того, как она понимается и как тот или иной вариант идеологии воспринимается в обществе, она всегда была связана с правом как социальным явлением и, соответственно, с изучающими его юридическими и неюриди­ческими дисциплинами и всегда в той или иной мере оказы­вала постоянное влияние на них.

Поскольку в идеологии, соотносящейся с философией пра­ва, равно как и с другими юридическими и неюридическими дисциплинами, имеющими объектом своего познания право, главным принципом, как справедливо отмечается в философ­ской литературе, является «не принцип объективности, как в естественных науках, а принцип партийности» 19 , и поскольку философия права, в отличие от других дисциплин, «основыва­ется не на обобщении эмпирического материала, а на идеалах, на ценностной ориентации», то ее резонно именуют иногда «не наукой, а идеологией, стремящейся опереться на научное основание и обоснование» 20 .

Акцентируя внимание на том, что философия права изуча­ет смысл права, основные законы его бытия, а также связи права с идеалами, с человеком, обществом, государством и ду­ховным миром, исследователи верно указывают на то, что «идеологичность философии права» предопределяет разнообра­зие взглядов на формы, содержание и сущность права: мера (воплощение) свободы; возведенная в закон воля господствую­щего класса или всего народа; охрана или разграничение ин­тересов; воплощение справедливости в отношениях между раз­личными слоями или классами; средство обеспечения безопас­ности и порядка в обществе, основанном на разделении труда, разобщенности классов, сословий и других социальных групп, «обостряющей природный антагонизм между страстями и ра­зумом человека».

Исходя из этого философию права, «вобравшую» и «вби­рающую» в себя на протяжении всего периода своего сущест­вования самые различные идеи школы и научные направле­ния, с долей условности можно назвать не только интегриро­ванной, но и обобщающей дисциплиной - общей философией права, функционирующей как относительно самостоятельный, междисциплинарный феномен наряду с общей теорией права, социологией права и другими сопредельными дисциплинами.

4. Кроме отмеченных обстоятельств, позволяющих сфор­мировать более глубокое и разностороннее представление о понятии и характере философии права, следует обратить внимание также на такие ее особенности, как: а) многоуровне­вый характер ее структуры, основными частями - уровнями которой являются диалектика (высший уровень), определяю­щая наиболее важные направления и общие принципы позна­ния права; «общенаучный» или междисциплинарный (сред­ний) уровень, применяемый при познании особой группы од­нотипных объектов; и частно-научный (низший) уровень, применяемый в процессе познания специфики отдельного правового объекта; б) многофункциональный характер филосо­фии права, проявляющийся в осуществлении данной дисцип­линой таких направлений (видов) воздействия на правовую среду, как методологическое, познавательное, ценностно-ориентационное и др.; и в) динамический характер рассматривае­мой дисциплины, наиболее зримо проявляющийся в постоян­ном изменении и развитии философии права в целом и фор­мирующих ее компонентов на различных этапах эволюции государственно-правовой материи и общества.

Учет поэтапного развития философии права, изучения ее особенностей на каждой стадии эволюции данной дисципли­ны в прошлом, является непременным условием ее глубокого и разностороннего познания сложившейся, относительно са­мостоятельной отрасли знаний и формирующейся академиче­ской дисциплины в настоящем.

Таким образом, философия права – это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой действительности.

Философия права. Учебник для вузов Нерсесянц Владик Сумбатович

2. Философия права в системе наук

2. Философия права в системе наук

Хотя философия права имеет давнюю и богатую историю, однако сам термин "философия права" возник сравнительно поздно, в конце XVIII в. До этого, начиная с древности, проблематика философско-правового профиля разрабатывалась- сперва в качестве фрагмента и аспекта более общей темы, а затем и в качестве отдельного самостоятельного предмета исследования - по преимуществу как учение о естественном праве (в рамках философии, юриспруденции, политической науки, теологии). У Канта философия права представлена в виде метафизического учения о праве.

Первоначально термин "философия права" (вместе с определенной концепцией философии права) появляется в юридической науке. Его автором является немецкий юрист Г. Гуго, предтеча исторической школы права. Выражение "философия права" Гуго использует для более краткого обозначения "философии позитивного права", которую он стремился разработать как "философскую часть учения о праве".

Юриспруденция, по замыслу Гуго, должна состоять из трех частей: юридической догматики, философии права (философии позитивного права) и истории права. Для юридической догматики, занимающейся действующим (позитивным) правом и представляющей собой "юридическое ремесло", согласно Гуго, достаточно эмпирического знания. А философия права и история права составляют соответственно "разумную основу научного познания права" и образуют "ученую, либеральную юриспруденцию (элегантную юриспруденцию)".

При этом история права призвана показать, что право складывается исторически, а не создается законодателем (в дальнейшем данная идея была воспринята и развита К.Ф. Савиньи, Г. Пух-той и другими представителями исторической школы права).

Философия права, по Гуго, это "частью метафизика голой возможности (цензура и апологетика позитивного права по принципам чистого разума), частью политика целесообразности того или иного правоположения (оценка технической и прагматической целесообразности по эмпирическим данным юридической антропологии)".

Хотя Гуго и находился под определенным влиянием Канта, однако он по существу отвергал основные идеи кантовского метафизического учения о праве. Философия позитивного права и историчность права в его трактовке носили антирационалистический, позитивистский характер и были направлены против естественно-правовых идей разумного права. Его концепция историчности права отвергала разумность как истории, так и права.

Широкое распространение термина "философия права" связано с гегелевской "Философией права" (1820 г.), огромная значимость и влияние которой сохранились до наших дней. Но "естественное право" как обозначение (по старой традиции) типа и жанра философско-правового подхода и исследования осталось до сих пор. Показательно в этой связи, что само гегелевское произведение, которое принято кратко именовать "Философией права", на самом деле увидело свет со следующим (двойным) названием: "Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права".

Философия права, согласно Гегелю, это философская дисциплина, а не юридическая, как у Гуго. При этом юридическая наука (именуемая Гегелем также как наука о позитивном праве или как позитивная наука о праве) характеризуется им как историческая наука. Смысл такой характеристики Гегель поясняет следующим образом: "В позитивном праве то, что закономерно, есть источник познания того, что есть право, или, собственно говоря, что есть правое; тем самым позитивная наука о праве есть историческая наука, принципом которой является авторитет. Все остальное - дело рассудка и касается внешнего порядка, сопоставления, последовательности; дальнейшего применения и т. п.".

Юридическую науку Гегель расценивает как "рассудочную науку", добавляя, что "с удовлетворением требований разума и с философской наукой эта рассудочная наука не имеет ничего общего". И не следует удивляться тому, что по поводу рассудочных понятий и определений юриспруденции, представляющих собой дедукцию из официальных установлений законного авторитета, философия задает вопрос: "разумно ли при всех этих доказательствах данное определение права.

Подлинная наука о праве, по Гегелю, представлена в философии права. "Наука о праве, - утверждает он, - есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета".

В соответствии с этим предмет философии права Гегель формулирует следующим образом: "Философская наука о праве имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление".

Задача философии права, по Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права. А это возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. "В праве, - замечает Гегель, - человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая часто имеет дело лишь с противоречиями".

Гегелевская трактовка предмета философии права обусловлена уже его философскими идеями о тождестве мышления и бытия, разумного и действительного. Отсюда и его определение задачи философии, в том числе и философии права, - "постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум.

Гегелевское понимание предмета и задач философии права резко противостояло и прежним естественноправовым концепциям права и закона, и антирационалистической критике естественного права (Гуго и представители исторической школы права), и рационалистическим подходам к праву с позиций долженствования, противопоставления должного права - праву сущему (Кант, кантианцы Я. Ф. Фриз и другие).

Правда, сама гегелевская идея права, составляющая предмет его философии права и по существу имеющая в виду принципы и характеристики буржуазного права, тоже выступала как должное в отношении к сущему (к полуфеодальным общественным и государственно-правовым порядкам в тогдашней Пруссии). Так что в конкретно-историческом плане эта гегелевская идея права фактически означала не "то, что есть", а то, что должно быть.

Восходящие соответственно к Гуго и к Гегелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или философской науки получили свое дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях XIX-XX вв..

Представители почти всех основных течений философской мысли (от древности до наших дней) выдвигали свою версию философского правопонимания. Применительно к XIX-XX вв. можно говорить о философско-правовых концепциях кантианства и неокантианства, гегельянства, младогегельянства и неогегельянства, различных направлений христианской философской мысли (неотомизма, неопротестантизма и т. д.), феноменологизма, философской антропологии, интуитивизма, экзистенциализма и др.

Как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские трактовки права оказали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. Но и юриспруденция, юридико-теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое воздействие на философские исследования правовой тематики.

Таким взаимовлиянием и взаимодействием философии и юриспруденции в той или иной мере отмечены все философские подходы к праву - независимо от их принадлежности к системе юридических наук или к философии. И хотя со второй половины XIX в. и в XX в. философия права по преимуществу стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться в основном на юридических факультетах, однако ее развитие всегда было и остается тесно связанным с философской мыслью.

Вопрос о научном профиле и дисциплинарной принадлежности философии права имеет несколько аспектов.

Если речь идет о философии права в целом, то очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей те или иные начала, как минимум, двух дисциплин - юридической науки и философии. Так что этот междисциплинарный компонент является общим для всех версий философии права, независимо от того, разработаны ли они как отдельная юридическая или философская наука.

Когда же встает вопрос о дисциплинарной принадлежности к юриспруденции или к философии тех или иных конкретных вариантов философии права, то по существу речь идет о концептуальном различии юридического и философского подходов к основной проблеме (подразумевающей и охватывающей и все остальные, более частные проблемы) любой философии права: "Что такое право?"

Это концептуальное различие обусловлено уже дисциплинарными особенностями философии и юриспруденции, отличием предметов их научного интереса, изучения и изученности (научно-профессиональной компетентности), спецификой философской и юридической мысли. Несколько упрощая, можно сказать: философское познание, философия (по ее предмету, методу и т. д.) - сфера всеобщего, право и правоведение - сфера особенного, искомая же философией права истина о праве, как и всякая истина, - конкретна. Отсюда и концептуальное различие подходов к философии права от философии и от юриспруденции: путь от философии к философии права идет от общего через особенное к конкретному (искомой истине о праве), путь же от юриспруденции к философии права - это движение от особенного через всеобщее к конкретному.

Интерес философии к праву и философия права как особенная философская наука в системе философских наук продиктованы прежде всего внутренней потребностью самой философии самоудостовериться в том, что ее всеобщность (предметная, познавательная и т. д.) действительно всеобща, что она распространяется и на такую особую сферу, как право.

Также и у юриспруденции (в ее движении к философии права) есть внутренняя потребность самоудостовериться, что ее особенность (предметная, познавательная и т. д.) - это действительная особенность всеобщего, его необходимая составная часть, т. е. нечто необходимое, а не произвольное и случайное в контексте всеобщего.

В этом движении с разных сторон к философии права и философия, и юриспруденция в поисках истины о праве выходят за границы своей базовой сферы и осваивают новую предметную область. Но делают они это по-своему.

В философии права как особой философской дисциплине (наряду с такими особенными философскими дисциплинами, как философия природы, философия религии, философия морали и т. д.) познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права. Существенное значение при этом придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее методологии и аксиологии.

В концепциях же философии права, разработанных с позиций юриспруденции, при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры исследования. Его философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении.

Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и юриспруденции в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и т. д.

Нередко при этом в поле философского анализа оказываются (в силу их фундаментальной значимости для теории и практики права) и более конкретные вопросы традиционной юриспруденции, такие, например, как: понятийный аппарат, методы и задачи юридических исследований, приемы юридической аргументации и природа юридического доказательства, иерархия источников позитивного права, совершенствование действующего права, правовой статус различных общественных и государственных институтов, воля в праве, законодательство и правоприменительный процесс, правосубъектность, норма права, правосознание, договор, соотношение прав и обязанностей, правопорядок и правонарушение, природа вины и ответственности, проблемы преступности, смертной казни и т. д.

Главное, разумеется, не в том или ином наборе тем и проблем, а в существе их осмысливания и толкования с позиций предмета философии права, в русле его развертывания и конкретизации в общем контексте современной философской и правовой мысли.

Степень развитости философии права, ее реальное место и значение в системе наук (философских и юридических) непосредственно зависят от общего состояния философии и юриспруденции в стране. Заметную роль при этом, помимо прочего, играют политико-идеологические факторы, а также научные традиции.

В нашей философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу (за редким исключением) в историко-философском плане.

Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке.

Дело здесь обстоит таким образом, что философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значения (наряду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства).

И в таком качестве философия права призвана выполнять ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук.

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

3. Социальная философия как методология общественных наук Выше отмечалось, что социальная философия воссоздает целостную картину развития общества. В связи с этим она решает многие «общие вопросы», касающиеся природы и сущности того или иного общества, взаимодействия

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

5. Философия в системе культуры. Функции философии Философия многогранна. Обширна область философского исследования. Абсолютизация, искусственное сужение проблематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему

Из книги Философия науки и техники: конспект лекций автора Тонконогов А В

Тема 9. Философия техники и методология технических наук 9.1. Предмет, содержание и задачи философии техники Понятие «техника» (от греч. techne – умение, мастерство, искусство) означает, во-первых, совокупность специально выработанных способов деятельности; во-вторых,

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

1.1.1. Место социологии в системе наук Теоретической основой, фундаментом социологии является философия, в рамках которой социологическая проблематика решалась в течение 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не стала самостоятельной наукой. Именно из философии черпает социология

Из книги 50 золотых идей в философии автора Огарёв Георгий

5) «ФИЛОСОФИЯ КАК ИСТОЧНИК ВСЕХ НАУК» (ДЕКАРТ) Автором этой идеи является французский философ, математик, физик и физиолог Рене Декарт (1596-1650). Он родился во Франции, но в 1629 году переехал жить и работать в Нидерланды.Рене Декарт заложил основы аналитической геометрии, дал

Из книги Кант автора Нарский Игорь Сергеевич

12. Философия права, государства, истории Теперь рассмотрим прикладную, собственно практическую, этику Канта (к таковой можно отнести отчасти и его учение о религии). Это - проблематика философии права и истории, социологических и социально-политических воззрений Канта,

Из книги Философия Науки. Хрестоматия автора Коллектив авторов

Из книги Философия права автора Алексеев Сергей Сергеевич

Что же это такое - философия права? При ответе на поставленный вопрос можно было бы ограничиться ссыл­ками на известные, к тому же внешне впечатляющие, фи­лософски-утонченные определения, согласно которым философия права представляет собой "форму самосозна­ния

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

Философия и идеология права. Сначала- несколько соображений общего порядка.Философия (поскольку на деле реализуется ее предназначение), как и всякая наука, призвана строиться независима от политики, практических целей, тех интересов, во имя которых могут быть

Из книги Философия права [Курс лекций] автора Моисеев Сергей Вадимович

§ 2. Либерализм «философия права» П.И. Новгородцева В отечественной правовой культуре немало имен, не заслуженно забытых только потому, что они не вписывались в идеологические каноны. П.И. Новгородцев (1866-1924) глава Московской школы философии права, сторонник идей

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

Тема I. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА? Предмет, метод и необходимость философии права Что является предметом философии права? Какие области она в себя включает? Как соотносится с другими дисциплинами (в частности, с теорией права)? На эти вопросы нет единого ответа.

Из книги Постклассическая теория права. Монография. автора Честнов Илья Львович

Глава 1. Античная философия права 1. Дике и номос: в поисках начал справедливости Уже во времена "гомеровской Греции" (конец II тысячелетия до и. э.) эллины оперируют, в частности, такими понятиями, как дике (правда, справедливость), темис (обычай, обычное право), тиме (честь,

Из книги Філософія права: підруч. для студ. юрид. вищ. навч. закл. автора Колектив авторів

Глава 4. Философия права в России

Из книги автора

6. Экзистенциальная философия права Экзистенциалистский подход к праву сформировался в XX в. под влиянием экзистенциализма как философии существования. Сами основатели различных направлений философского экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.И. Сартр и др.)

Из книги автора

1.5. Теория права в системе наук Вопрос о месте теории права в системе наук, во-первых, предполагает определение критериев ее отличия от других научных дисциплин и, во-вторых, выявление специфики взаимосвязи с ними. Кроме того, необходимо отличать взаимосвязь теории права,

Из книги автора

§ 2. Філософія права у системі наук, її основні питання і функції Філософія права у системі філософії та юриспруденції. За своїм статусом філософія права становить комплексну, суміжну дисципліну, що перебуває на межі філософії та юриспруденції. Ця обставина вимагає

По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции. Данное обстоятельство требует четкого определения ее места и роли в системе философии и правоведения.

Выход на проблематику философии права может быть осуществлен с двух противоположных сторон: от философии к праву и от права к философии.

Давайте рассмотрим особенности этих двух подходов к философии права.

Первый путь выхода на философско-правовую проблематику (философский подход к праву) связан с распространением той или иной философской концепции на сферу права. Такое обращение философии к осмыслению правовой реальности, особенно характерное для эпохи Просвещения, оказалось весьма плодотворным для самой философии. Известно, что многие из серьезных достижений классической философии - результат такого обращения.

В сфере философии права происходит своеобразная проверка познавательной силы той или иной философской концепции, ее практической состоятельности в одной из важнейших сфер человеческого духа. Все это дает полное основание заключить, что без рефлексии оснований права, философского осмысления правовой реальности в целом, философская система не может считаться полноценной.

Другой путь формирования философии права (юридический подход к праву) направлен от решения практических задач юриспруденции к их философской рефлексии. Например, от осмысления таких частных правовых проблем, как основания уголовного права, вина и ответственность, выполнение обязательств и др., - к постановке вопроса о сущности права. Здесь философия права предстает уже как самостоятельное направление в правоведении, специфический уровень изучения собственно права.

Такое философское осмысление права осуществляется правоведами в его большей практической ориентированности, при которой идеальные первоосновы права рассматриваются в тесном соотношении с позитивным правом. Однако и в первом, и во втором случае философия права ориентируется на постижение сущности и смысла права, заключенных в нем начал и принципов.

3. Сущность право: основные подходы.

Проблемы сущности права активно обсуждаются в юридической науке. Это - основной вопрос правопонимания. В зависимости от ответа на него решаются все иные проблемы понятия, содержания и эффективности использования права. Причем актуальность исследования сущности права связана не только со сложностью глубинного теоретического анализа самого явления, его явно выраженной политической значимостью, но и динамикой сущности, ее трансформацией применительно к разным историческим условиям.

Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

§ любое право - это, прежде всего, социальный регулятор (формальная сторона);

§ интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:

1. классовый , в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

2. общесоциальный , в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.


Top