Открытое занятие для родителей и учащихся начальных классов «Поговорим о птицах. Игровое занятие "день птиц"

l. Историческая справка
Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1920 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы традиция прервана, а в 1996 году возобновлена.

С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию “Птица года”, цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц.

Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира.

ll. Конкурс “Разминка” (загадки о птицах)

1) На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)

2) Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А лечит. (дятел)

3) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(цапля)

4) Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)

5) По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(гусь)

6) Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… (грач)

lll. Викторина (15сек.)
Для чего дятел “барабанит”?

А) клюв чистит;
Б) кому-то что-то сообщает; (+)
В) музыкой увлекается.
(сигнал служит приглашением для самки)

Зачем страус голову в песок прячет?

Какая птица является чемпионом по нырянию?

А) утка;
Б) гагара;
В) пингвин. (+)
(гагара ныряет на глубину 80м, пингвин – 200м).

Почему у журавля рождается только один птенец?

А) журавль откладывает только одно яйцо;
Б) сильный птенец убивает слабого; (+)
В) птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом).

lV. Конкурс “Живые синонимы”

Вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.
Могучий как … (орёл)
Вольный как птица … (птица)
Вороватый как … (сорока)
Важный как … (гусь)
Взгляд хищный как … (у ястреба)
Зоркий как … (сокол)
Болтать как … (сорока)

V. Музыкальный конкурс

Спеть песню, где встречается какая-либо птица; включить фонограмму пения различных птиц.

Vl. Конкурс “Узнай птицу по портрету”

Каждое существо имеет своё лицо, свой портрет. Лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы.

Сегодня по портрету будем узнавать птиц.

Vll. Конкурс “Веришь – не веришь”
Верите ли вы, что кукушка кукует, не открывая клюва? (да)
Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (нет)
Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (нет)
Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим законам? (да)

Vlll. Конкурс “Актёрского мастерства”

Изобразить:

пение кукушки
крик петуха

Наш праздник хотелось бы закончить стихотворением Роберта Рождественского “Просьба”

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля,
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце - сердце человечье.

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

Цели занятия:

  • углубить и расширить знания детей о птицах нашего города;
  • объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие);
  • учить отличать птиц от других животных;
  • познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц;
  • обогащать и активизировать речь детей;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • рассматривание иллюстрации с птицами;
  • разучивание подвижной игры «Птицелов»;
  • чтение художественной литературы о птицах.

Оборудование:

  • демонстрационный материал «Птицы»;
  • модели – схемы для сравнения птиц с другими животными;
  • перья разной формы, цвета, размера;
  • ножницы, стаканчики с водой;
  • карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы?»;
  • кормушки и различный корм для птиц.

Ход занятия.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?

Дети: (перечисляют признаки осени).

Воспитатель: почему стало мало птиц?

Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы от других животных?

Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).

Воспитатель: каких птиц вы знаете?

Дети: (перечисляют птиц).

Воспитатель: куда улетают птицы осенью?

Дети: на юг.

Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?

Дети: перелетные птицы.

Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц?

Дети:

Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение?

Дети: о перелетных.

Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц?

Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

(дети хлопают)

Воспитатель: Что не правильно?

Дети: мухи.

Воспитатель: А мухи – это кто?

Дети: насекомые.

Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

(дети хлопают)

Воспитатель: начинаем снова…

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)

Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

(дети хлопают)

Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)

Воспитатель:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки – сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Воспитатель: ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.

Чем различаются перья?

Дети: цветом, размером, формой.

Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.

Что случится, если сейчас подует ветерок?

Дети: перья полетят, они легкие.

Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Дети: нет, вода скатилась капельками.

Воспитатель: перья защищают птицу от воды и сырости.

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?

Дети: чтобы летать.

Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?

Дети: для тепла.

Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.

Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением)

Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов» .

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.

Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?

Дети: зимующие, оседлые.

Воспитатель: каких вы знаете зимующих птиц?

Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?»

Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных.

(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)

Воспитатель: молодцы, ребята, с заданием справились.

А почему говорят, что зима трудное время для птиц?

Дети: (высказываются).

Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой?

Дети:

Воспитатель: что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?

Дети:

Воспитатель: действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево перед вашими окнами, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Воспитатель: но прежде чем это сделать напомните мне кто же из птиц остается на зимовку в нашей республике?

Дети:

Воспитатель: каких вы запомнили перелетных птиц?

Дети:

Воспитатель: чем птицы отличаются от других животных?

Дети:

Воспитатель: для чего птицам нужны большие перья? А маленькие?

Дети:

Воспитатель: спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Вот вам кормушка и корм, кормите и берегите птиц.

муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат V вида г.Городца»

Открытое занятие

« Птицы – наши друзья!»

для учащихся 4 класса

Провела: воспитатель 1 категории

Мосякина Н.А.

Апрель 2016 год

Цель: экологическое воспитание обучающихся

Задачи:

Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;

Развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;

Развивать наблюдательность детей, познавательную активность, творческие и коммуникативные способности, речь учащихся;

Расширить представление детей о птицах.

Закрепить знания о птицах, обитающих в наших краях;

Закрепить знания о пользе птиц, которую они приносят человеку;

Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем;

Формировать умение видеть красоту родной природы;

Формировать моральные и эстетические убеждения; воспитывать любознательность, пытливость в процессе общение с природой.

Ход занятия:

Прозвенел звонок и смолк,
Это начался урок! Здравствуйте!

Спины, плечи распрямили?

Правильно за парты сели

На меня все посмотрели,
Все работать захотели?

1. Вступительное слово (этический настрой) .
- Здравствуйте, ребята! Мне приятно встретиться с Вами. Вижу, у Вас у всех горят глазки, все в ожидании чего – то необычного.
Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее настроение это главное условие нашей с вами совместной работы. Сегодня вас ожидает много разных заданий, открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
- ЗАПОМНИТЕ! Говорить надо четко, внятно, так, чтобы было всем понятно. (На экран проецируется слайд №2)
2. Артикуляционная гимнастика.

Цель – учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру.
- Чтобы наша речь была выразительной, выполним специальную гимнастику.
Приготовим свои руки

Упражнение на дыхание:

1. -Вдох нос, выдох рот. -3 раза

2. «Улыбка – трубочка»

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнёмся мы гостям

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

3. «Часики»

Вправо, влево язычок,

Словно маятник часов.

4. «Качели»

Вверх- вниз, вверх – вниз

На качелях удержись.

5. На улыбке выполняем упражнение «Лошадки», остановили.

6. «Грибок» (считаю 1, 2, 3)

Язычком грибок держу,

Ни за что не положу!

Проговаривание чистоговорки

Говорим всегда красиво

Смело и неторопливо,

Громко, чётко говорим,

Потому что не спешим.

Молодцы, ребята! А теперь начнём наше занятие. Тема нашего занятия спрятана в загадке:

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится

Угадали - Это… (птица).

Да, сегодня у нас речь пойдет о птицах. Тема нашего занятия - «Птицы – наши друзья» . Оно посвящено Международному дню птиц , который традиционно во всём мире отмечают 1 апреля . Именно в это время прилетают первые птицы с зимовок, что в свою очередь означает пробуждение природы от зимнего сна и приход весны.
Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. Что такое
конвенция , мы знаем из курса природоведения. (Ответы детей: конвенция – это договор, соглашение между государствами, чтобы сообща бороться за охрану исчезающих видов птиц). В России День птиц появился в 1926 году. Чтобы узнать больше о птицах, я предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? «Орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение. Орнитология - это наука, которая изучает птиц.
Сегодня мы выясним, что вы знаете о наших пернатых друзьях, выявим знатоков птичьего мира. А поможет нам в этом одна из его представительниц – сова, ведь недаром она со времён древней Греции является символом мудрости.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их.

А сейчас мы проверим ваши знания о птицах. Учёная сова приготовила для вас загадки.

Отгадайте, о какой птице идёт речь?

Дети получают набор картинок с изображением птиц. Ведущий дает описание птицы или загадывает загадки. Дети должны поднять соответствующую картинку и назвать птицу. Дети прикрепляют свою картинку на доску.

1.Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый …. (воробей)

2.По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой! (Дятел )

3.Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это... (Ворона.)

4.Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока)

5. Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,

Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (Голубь)

6. У меня глаза большие,
И круги ещё вокруг,
Ты не верь, что я не вижу
Утром, днём, мой милый друг.
От меня хотят все скрыться:
В травке, в норке под сосной,
Но забыли, что я птица -
Вижу всё в глуши лесной
. (Сова)

Молодцы, ребята, всех птиц угадали. У кого остались карточки с птицами, о которых не было загадано, мы оставим для следующего конкурса.
Ребята, посмотрите на карточки с птицами, которые мы видим на доске. Что общего между ними, когда мы встречаем этих птиц? Давайте назовём этих птиц одним словом. Какие это птицы? (Ответы детей - зимующие).
- Воробьи и галки, вороны и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. Эти птицы не боятся морозов.

Очень тяжело выжить птицам в это трудное время года. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни.

Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам? (Ответы детей)
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.
В это время им просто необходима наша помощь. Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода? (Ответы детей: изготовление кормушек).

Вы постарались и изготовили кормушки, подкармливали птиц, прилетающих в наш сад. Рисовали и распространяли листовки на тему: «Покормите птиц зимой».
- А чем кормить птиц зимой? (Крошки хлеба, зерно, семечки подсолнуха, несоленое сало, ягоды рябины, семечки тыквы, крупа.)
- Да, ребята, правильно.
Правила подкормки птиц

Ребята, какие правила надо соблюдать, чтобы кормить птиц зимой?
Во время подкормки не сорить, не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки и т.д. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени. Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени.

Давайте послушаем стихи "Как птице перезимовать?" (Стихотворение читают ученики)

Чистяков Андрей
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.

Круглова Вика

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
Утенков Кирилл
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Полозов Дима
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей.

Исаев Степан
Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

Бульдов Максим

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть!

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну.

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

- А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

Игра “Назови ласково”. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

  • птица – птичка, пичужка
  • синица – синичка
  • воробей – воробышек – воробьишко
  • снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
  • голубь – голубка, голубок
  • галка – галочка

- Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

- Наши птицы пережили зиму и благодарны своим друзьям детям за заботу. А теперь настала весенняя пора, когда после долгой зимы летят к себе на родину наши пернатые друзья.

Берестень Гена

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

Ну когда же звонкой стаей

Защебечут у окна?

Может быть, они не знают,

Что вернулась к нам весна?!

Что скворечник ждет их новый.

Что проснулись луг и сад...

Всех гостей встречать готовы,

Что же гости не летят?

А сегодня поглядели -

На ольхе сидит скворец.

Прилетели...

Прилетели!

Прилетели наконец!

Какие птицы прилетают к нам весной из тёплых стран?

Давайте вновь отгадываем загадки мудрой совы

1.Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

2.Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? (Соловей).

3.Кто в лесу у нас гадает,

Про судьбу и жизнь все знает?

Прокукует - подсчитаешь -

Сколько жить тебе, узнаешь! -

Птичка, серая подружка,

А зовут ее... (Кукушка)

4.Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой! (Лебедь)

5.Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

6.Он прилетает каждый год.
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

7.Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки. Как называются эти птицы? Ответы детей: они называются перелётными.

Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.

А мы продолжаем весёлое путешествие по птичьему царству.

Люди долго наблюдали за птицами, и на основе этих наблюдений появились приметы. Например, когда весной прилетали птицы, смотрели, с какой стороны птица гнездо завивает. Давайте узнаем что это означает.

  • Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева - лето будет холодным.
  • Соловьи поют всю ночь - к сухой погоде.
  • Воробьи купаются в пыли – к дождю.
  • Жаворонок является первым – к теплу, зяблик - к стуже.
  • Увидел скворца – знай, весна у крыльца.

Теперь, ребята, вы сможете по некоторым приметам узнать, какая будет погода или предстоящее лето.

Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Я сейчас предлагаю вам отправиться на прогулку в лес, чтобы послушать пение птиц.

Физ. Минутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Упражнение для глаз. –

Давайте проследим за полётом птиц на слайде. (Грамзапись «Голоса птиц»)

-Мудрая сова предлагает следующую загадку.

Часто человека, его внешность, манеру поведения, характер сравнивают с птицами. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят:

Длинноногий, как (журавль).
Мудрый, как (сова).
Надутый, как (индюк).
Большеглазый, как (филин).
Каркает, как (ворона).
Болтливый, как (сорока).
Зоркий, как (орёл)

- Дети, зимой мы с вами делали кормушки для птиц, подкармливали птиц. Сейчас весна. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам. Пора готовить птичьи домики - скворечники. Проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело.

Для повышения численности птиц ученики нашей школы создают благоприятные условия для их гнездования.

Вместе с родителями наш одноклассник Кирилл Годованов подготовил новое жилище для скворцов.

(Кирилл читает стихотворение на фоне видеоряда)

Мы строим скворечник. У нас есть чертеж,

Чтоб домик наш был На скворечник похож.

Знаешь, где лежит пила? Доски есть. И все дела!

Помогу и подскажу Как и что по чертежу.

Взял пилу, топор, рубанок, доски, гвозди, молоток,

и пилил я и строгал, нашей школе помогал.

Поработал лишь часок, выпилил я семь досок,

их гвоздями сколотил, лаз для птичек просверлил.

Щели уплотнил замазкой, доски все покрасил краской –

свежей, нежной, голубой стал красив скворечник мой.

Всем ребятам говорю: - Я скворцам его дарю!

Прилетят весной скворцы, Скажут: « Ай, да молодцы!»

Будет радость и веселье, Птицы справят новоселье,

Натаскают пух, солому. К своему привыкнут дому.

Будем с Вами наблюдать, Как птенцы начнут летать.

- Отдохнув после долгого перелета, птицы приступают к самому важному периоду жизни - начинают строить гнезда и выводить птенцов.

Выполним следующее задание мудрой совы «У кого как называются птенцы»? Я буду называть птичью маму, а вы будете отвечать, как называется её птенец.

У кукушки-кукушонок

У вороны-воронёнок

У совы-совёнок

У журавля-журавлёнок

У аиста-аистёнок

У орла – орлёнок

Молодцы, ребята, справились с заданием.

- Но вот за весной приходит лето, птенцы уже немного подросли, и наступает еще один важный период в их жизни - родители учат их летать. Оказывается, у птиц тоже есть своя птичья школа. Я предлагаю послушать с каким юмором Борис Заходер написал про эту необычную птичью школу.

Чистяков Андрей

На старой липе во дворе
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:
«Открыта школа для птенцов!
Занятия - с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам!»

И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи,
Стрижи,
Щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.

Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся...
Что сделаешь -
Птенцы!

Таланов Миша

Но вот влетел учитель в класс,
И суматоха улеглась.
Сидит смирнее голубей
На ветках молодежь.
Учитель - Старый Воробей,
Его не проведешь!
Он справедлив, но очень строг.
- Итак, друзья, начнем урок!

У нас
По расписанию
Сейчас
Чистописание. -
Воробушки и галочки
Сидят, выводят палочки...

Второй урок - родной язык.
Запомним: пишется «чирик»,
А произносится «чивик»
Или «чилик», кто как привык!

Теперь займемся чтением
Любимых детских книжек.
Читаем с выражением
Поэму «Чижик-Пыжик».

К доске пойдет, допустим, Чиж...
Ну, что же ты, дружок, молчишь?
- «Чижик-Пыжик! Где ты был?»
А как дальше, я забыл...

Бульдов Максим

Но тут звонок раздался.
- Попрыгайте пока.
А кто проголодался,
Заморит червячка!

Теперь естествознание.
Запишем два задания:
«Где собирают крошки»
И «Как спастись от кошки».

Отлично! В заключение
Сегодня будет пение.
Все, даже желторотые,
Поют с большой охотою.

Вот самый лучший ученик
Отдельно на картинке:
Он спел три раза «чик-чирик»
Почти что без запинки!

А вот на этой ветке
Проставлены отметки.
У всех пятерки.
Молодцы!
Летите по домам, птенцы!

Ребята, а в каком недавно прочитанном произведении птицы учили осиротевших птенцов летать? (Ответы детей: «Стрижонок Стрип» Виктора Астафьева)

Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. Вашему вниманию предлагается музыкальная фраза «Лебедь» из сюиты Сен - Санса «Карнавал животных».

На фоне музыки:

Птицы, подобно цветам и деревьям, способствуют художественному восприятию природы. Стремление к красоте и способность понимать ее возникли у человека в процессе общения с природой. Среди них цветы и птицы по яркости производимого впечатления занимают особое место. Они привлекают не только богатством форм и красок. Цветы, как известно, душисты, а птицы поют. Это придает природе особый аромат и звуковую окраску. Пение птиц привлекает композиторов чаще всего и служит основой для изображения картин природы. Важное значение имеет, конечно, и образ самой птицы. В этом отношении наибольшую дань от композиторов получил лебедь, голос которого крайне редко приходится слышать. И, тем не менее, музыкальные фразы, посвященные лебедю, и у Чайковского («Лебединое озеро»), и у Грига («Лебедь»), и у Сен-Санса («Лебедь» из сюиты «Карнавал животных») настолько выразительны, что, будучи однажды услышанными, неотразимо ассоциируются именно с лебедем.

У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.

  • Кто снёс яичко не простое, а золотое?

(Русская народная сказка «Курочка Ряба»).

  • С какими птицами летала лягушка-путешественница?

дикими утками; Всеволод Гаршин «Лягушка-путешественница»).

  • Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос?

(Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).

  • В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена?

диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).

  • Какую птицу спасла Дюймовочка?
  • (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
  • У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова?

(У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).

  • Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

Молодцы, ребята. Много книг о птицах можно найти в нашей библиотеке и прочитать их. Если вы прочитаете книгу Виталия Бианки "Наши птицы", то узнаете, кто самый лучший певец, самый искусный строитель, лучший пловец и ныряльщик, лучший летун, бегун, какие птицы самые дружные, самые большие и сильные, самые маленькие, самые яркие, самые пушистые и самые смешные. Познакомьтесь с выставкой книг и запомните, в каких ещё книгах вы можете узнать о жизни птиц.

- В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

(На птицу любуются, когда она красива. Человека ценят за то, что он что-то умеет делать хорошо).

На чужой сторонушке рад своей воронушке .

Когда тоскуешь по родине (семье, дому), находясь далеко от нее, рад любому напоминанию о ней.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Рано радоваться, еще неизвестно, чем кончится дело, событие или действие.

Глупа та птица, которой своё гнездо немило.

Разговор в ней идёт вовсе и о птице, а о человеке. Все люди где-то родились, где-то росли и выросли, где-то живут в настоящий момент, какое-то гнездо считается их Родиной, большой или малой. И когда кто-то внезапно начинает говорить, что он никак не может угнездиться в этом месте, потому что место это отвратительное, - человек поступает глупо. Та сторона, которая досталась или выбрана, должна быть милее других сторон.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе . (Синица в руках является символом чего-то уже имеющегося. Тогда как журавль в небе - он, конечно, больше по размеру, красивее и интереснее, чем маленькая синичка, но все же находится высоко и кажется недосягаемым. Эта известная пословица учит человека радоваться и быть благодарным уже тому, что он имеет, вместо того, чтобы гнаться за неведомым и неизвестным в попытке найти добычу покрупнее.)

Цыплят по осени считают.

(Говорится, когда кто-то преждевременно выражает радость от возможного успеха, хотя до окончательных результатов ещё далеко и многое может измениться.)

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

(Смысл : сказанные, произнесённые слова не возьмёшь обратно)

Ребята, почему люди так заботятся о птицах? (Ответы детей: приносят человеку пользу).

А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

(Ответы детей)

1. Птицы уничтожают насекомых-вредителей, губящих посевы, леса и сады.

За лето ласточка успевает поймать около миллиона всяких мошек, комаров и тлей.

У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

2.Хищные птицы, такие как совы и филины, ястребы и соколы – поедают грызунов, которые разносят различные болезни.

Например, сова уничтожает за год 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год один килограмм зерна, то, значит, сова спасает в год тонну хлеба. Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей.

3.Питаясь плодами растений, птицы способствуют их распространению в новой местности.

Молодцы, ребята, вы правильно ответили

Что может сделать любой человек, каждый из нас, чтобы помочь сохранить живущих рядом с нами птиц? В первую очередь - не тревожить их и не вмешиваться без необходимости в их жизнь. Для этого есть очень простые правила поведения в природе.

Давайте прочитаем эти правила:

Не подходи близко к гнездам птиц и не разоряй их. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Нельзя трогать руками птичьи яйца в гнездах – некоторые птицы-родители после этого могут их бросить .

Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

Не лови и не уноси домой здоровых птиц и зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. Особенно часто дети приносят домой или в класс уже оперившихся, но не умеющих летать птенцов, которых они считают "выпавшими из гнезда". Обычно это оказываются так называемые слетки, т.е. птенцы, уже покинувшие гнездо (слетевшие с него) и подрастающие, которые учатся летать. Родители подкармливают их. Пойманные ребятами птенцы, как правило, быстро погибают в неволе.

Природа - это "дом" животных; находясь на природе, нужно всегда помнить об этом и вести себя как воспитанные гости.

Стихотворение (читает ученик Таланов Миша)

Не трогай ласточку! Она

издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй ее гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами земли

Летают стаи голубей.

Итог занятия:

- Чем запомнилось вам, ребята, наше занятие? Что вы узнали нового? Что вас взволновало?
- Ребята! Будьте друзьями птиц! Охраняйте их гнезда, устраивайте кормушки! Пусть птицы своим пением украшают наши поля, леса! Ведь не зря именно птица является символом счастливой прекрасной мирной жизни!
- Надеюсь, ребята, что это занятие не только прибавило вам знаний о наших пернатых друзьях, но и напомнило о бережном и заботливом к ним отношении.

А ещё одним итогом нашего занятия станет изготовление лебедя в технике «Оригами».

На занятии я говорила, что эти птицы величественно красивы, нежны, а ещё они очень преданны друг другу. Подарите своего лебедя самому дорогому Вашему человеку, а чтобы лебедь не грустил один, можно дома сделать ему пару. Всем спасибо.


Валентина Шомникова
Конспект занятия «Беседа о птицах»

ЦЕЛЬ :

Учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц .

Образовательная :

Расширять знания о мире птиц , их внешнем виде, о роли птиц в природе и жизни человека; углублять представление о причинах перелета птиц ; находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев.

Развивающая :

Упражнять в словообразовании, умении выделять существенные различия птиц , учить анализировать и делать выводы на основе опытно – исследовательской деятельности; развивать память, мышление, наблюдательность, любознательность.

Воспитательная :

Воспитывать интерес к жизни птиц , бережное отношение, желание помогать им.

Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птицы смогли расселиться по всему земному шару. Разновидностей птиц очень много . Они делятся по среде обитания, по способу добывания пищи, на диких и домашних, перелетных и зимующих. Но всех их объединяет один общий признак – это то, что они имеют оперение. Зачем оно птицам ?

Материалы к занятию : картины с изображением осени, картины с изображением зимующих и перелетных птиц , математические карточки на каждого ребенка, схема строения пера,макет кормушки и макеты птиц на каждого ребенка для проведения игры «Мы кормушку смастерили» ,по два листа бумаги на каждого ребенка для проведения опыта, набор перьев для каждого ребенка (маховое и пуховое) и лупы для проведения исследовательской деятельности, две кормушки для вывешивания на площадке и корм для птиц (пшено, крошки хлеба) .

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Наблюдения : за сезонными изменениями в природе и установление причинно-следственных связей, проведение цикла наблюдений за птицами на участке ,рассматривание иллюстраций, ознакомление со схемой-моделью птицы .

Словарная работа : обогащение словаря прилагательными и новыми терминами (стержень – предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего-либо, опахало – эластичная пластинчатая часть контурного пера, лежащая по обе стороны от его стержня, орнитолог – человек, изучающий птиц ).

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир проды. Он очень красив и разнообразен. А чтобы понять, о чем мы будем говорить,отгадайте загадки :

1. Кто на елке на суку счет ведет ку-ку,ку-ку?

2. В красной шапке расшитой, в черненьком кофтане,знаменит в семье лесной песенкой смешной. Что за песня-красота тук-тук-тук да тра-та-та?

3. Зимой на ветке яблоки,скорей их собери. И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это.. . (Ответы детей) .

О ком были загадки? Вы догадались, о ком мы будем говорить? Мы поговорим о птицах . На время нашего путешествия нам необходимо стать оргитологами. Вы знаете, кто такие орнитологи? (Ответы детей) . Правильно орнитолог – человек, изучающий птиц . Мы много говорили с вами о птицах , наблюдали за ними на прогулках. Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете!

ИГРА «ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ » .

Прилетели птицы :голуби,синицы,мухи и стрижи,

Комары,кукушки,чибисы,чижи,

Аисты,лягушки,совы и ватрушки.

Ой,как много в мире птиц :пеликанов и синиц,

Зимородков и клестов,попугаев и дроздов.

Есть фламинго,воробьи,есть колибри,соловьи.

Голуби,кукушки,пеночки-простушки,

Дятел,сокол и сова (днем в дупле сидит она) .

В поле перепел кричит.

Знаешь,их так много есть,что и всех не перечесть.

Нас сражают пением и буйным оперением!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

БЕСЕДА О ПЕРЕЛЕТНЫХ И ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ .

Воспитатель. Каких птиц вы видели на нашем участке? Каких птиц еще вы знаете ?Чем птицы питаются в природе ?Почему улетают зимовать в теплые страны? (Ответы детей) . Правильно. Зимой замерзают водоемы, исчезают насекомые,и птицам нечем питаться . Они вынуждены улетать в теплые страны, где нет зимы и морозов,чтобы удовлетворять потребность в пище. Как называются птицы ,которые улетают в теплые страны?Как называются птицы ,которые остаются зимовать (Ответы детей) . Назовите перелетных птиц (Ответы детей) . Назовите зимующих птиц (Ответы детей) .

ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» .

Все иллюстрации птиц обозначены цифрами от 1 до 4.

Воспитатель. Я буду задавать вопросы,а вы с помощью математических карточек должны показать цифру,обозначающую правильный ответ.

1. Найдите лишнюю птицу по среде обитания (дятел,клест,глухарь,воробей) .

2. Каким номером обозначена птица ,не являющаяся водоплавающей?

(лебедь,пингвин,гусь,цапля) .

3. Назовите номер птицы ,которая не является домашней (курица,индюк,

утка,павлин).

4. Каким номером обозначена перелетная птица ? (воробей,ворона,сорока,

ласточка).

5. Каким номером обозначена зимующая птица ? (лебедь,синица,журавль,

Молодцы! А теперь давайте мы превратимся в птиц . Раз,два,три,повернись в птицу быстро превратись !

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

согласно тексту :

Птица крыльями взмахнула ,птица перья отряхнула ,

Крылья убрала назад,сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо – влево,удивилась : «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной ,полечу-ка я домой».

Полетела,полетела,в гнездышко свое присела.

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

Воспитатель : В этом шутливом четверостишии говорится о возможностях птиц . Как вы думаете каких? (Ответы детей) . Правильно, птицы умеют летать . А человек может взлететь? Почему? (Ответы детей) .

Ребята,давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? Возьмите другой лист и так же осторожно выпустите из рук. Что вы увидели?Почему так происходит : листы одинаковые, а падают по-разному? Какой вывод можно сделать? (Ответы детей) . Правильно, не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит. Почему же птицы летают ? (Дети высказывают свои предположения) . Птицы самые крупные , быстрые и выносливые из ныне живущих летающих животных. Их гладкое тело с легкостью преодолевает сопротивление воздуха,а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья у птиц легкие ,сильные и гибкие.

Птицы – единственные животные на Земле, имеющие перья. Как вы думаете какую роль играют перья для птиц ? (Ответы детей) . Оперение птицы состоит из огромного количества перьев (рассматриваем картины) . Длинные перья крыльев называются маховые. Они предназначены для полета,поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти перья поднимают птицу вверх . Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворота в полете. Мелкие перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми перьями. Они согревают птицу .

ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Воспитатель. Давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц . (Рассматриваем схемы строения пера) . У пера есть проходящий посередине упругий стержень и плоское опахало. Стержень у пера внутри пустой. Как вы думаете почему? (Ответы детей) . Правильно, чтобы птица была легкой и могла лететь. Теперь сядьте на свои рабочие места, найдите из предложенных перьев маховое и рассмотрите его. Что можно сказать про него? (Ответы детей) . Правильно, оно плотное, жесткое, большое по размеру. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень. Какой стержень у махового пера? (Ответы детей) . Да, он плотный и пустой. Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите? Оно падает медленно, плавно кружась. Почему? Перо легкое, так как внутри стержня пустота. Помашите пером, понаблюдайте, что с ним происходит? Когда птица машет крыльями , перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность. Рассмотрите опахало через лупу. Что вы видите? (Ответы детей) . На бороздках пера есть выступы и крючочки,которые прочно и легко соединяются,как бы «застегивая» поверхность пера. Если по какой-то причине крючочки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом. А теперь выберете и рассмотрите те, которые обогревают птицу . Какие они? (Ответы детей) . Мелкие, мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький, волоски между собой не сцеплены, меленькие по размеру. Сравните стержни махового и пухового перьев. Что можно сказать о них? (Ответы детей) . На каких местах растут пуховые перья? (Ответы детей) . Перья не только украшают птицу , помогают им взлетать и держаться в воздухе, но и спасают их от ушибов и царапин, холода и жары, намокания и пересыхания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ» .

Воробьи – воробышки - (хлопки руками по бокам)

Серенькие перышки - (махи вверх-вниз перед собой)

Клюйте, клюйте крошки - (стук кулачком об кулачок)

У меня с ладошки - (дуем на раскрытые ладошки)

Нет, с ладошки не клюют - (руки в стороны,пожали плеч.)

И погладить не дают - (руки на поясе,наклоны в стор)

Как же нам поладить - (хлопки в ладоши)

Чтоб дались погладить

УПРАЖНЕНИЕ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Дети стоят в кругу. Игра в мяч.

Воспитатель. Я буду каждому из вас бросать мяч и говорить приметы птицы ,а вы должны из двух слов образовать прилагательное :

Если у птицы красная грудка ,то она какая? –желтая грудка,-черная головка,-белый бок,-длинные крылья,-большие глаза,-тонкий клюв,-длинные ноги, -черные крылья,-длинный хвост и т. д.

БЕСЕДА ОБ ОХРАНЕ ПТИЦ .

Ребята! Птицы ,как и люди, -живые существа. Но они маленькие и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя!Что вы можете предложить для охраны птиц ? (Ответы детей) . Не разорять гнезда. Не кричать в лесу. Не брать яйца и птенцов из гнезда,развешивать кормушки,скворечники и дуплянки.

ИГРА «МЫ КОРМУШКУ СМАСТЕРИЛИ» .

У каждого ребенка изображение определенной птицы .

Мы кормушку смастерили,мы столовую открыли.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.

А во вторник,посмотри,прилетели снегири,

Три вороны были в среду,мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог прилетали семь сорок.

В воскресенье,в воскресенье было общее веселье!

Молодцы! Накормили всех птиц , никто не остался голодным. Но это была игра.

Ребята! У нас тоже есть настоящая кормушка. Сегодня на прогулке мы повесим ее и всю зиму будем подкармливать птиц . И может быть спасем от голода не одну птицу . А летом птицы помогут нам ,они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять парки,сады и скверы и радовать нас своим веселым щебетанием.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ .

Воспитатель. Сегодня мы с вами совершили путешествие в удивительный мир природы и узнали много нового о птицах . Что вам больше всего понравилось на занятии ? Какое задание было самым интересным? (Ответы детей) .

Внеклассное занятие

по теме: «Птицы – наши друзья»

2 класс

Цели:

1.)знать особенности птиц, различие видов, расширить знание о пернатых, их повадках, о роли и месте в природе, о значении в жизни человека;

уметь работать в группе, слушать своих товарищей, отстаивать свою точку зрения;

2.)развивать интерес и наблюдательность, научить правилам поведения в природе;

учить задумываться над последствиями своих действий;

3.) воспитывать у школьников бережное отношение к пернатым друзьям, неравнодушие к многообразному миру птиц;

формировать понятие о происхождении и названии некоторых птиц.

Оборудование:

Презентация "Наши друзья птицы"

Изображения различных птиц

Кроссворд "Птицы"

Книги о птицах

Карточки с заданиями

Ход занятия

Организационный момент.

Звучит музыка, дети входят в класс.

Сообщение темы занятия.

Чтобы узнать тему нашегозанятия, вы должны разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.

Вопросы:

1.Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

2.На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу:

3.Верещуньи, белобоки,

И зовут их всех:

4.Ей на месте не сидится:

Все летает целый день,

Суетится, суетится,

Целый день звенит: "Тень-тень!"

Угадай-ка что за птица?

То веселая:

5.И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши - прячутся, дрожа:

Очень уж суровы

Филины и:

Ответы: 1. Петух. 2. Дятел. 3. Сороки. 4. Синица. 5. Совы.

В выделенных клетках - "ПТИЦЫ".

Тема нашего внеклассного мероприятия - "Птицы - наши друзья".

Учитель. Сегодня, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти век орнитологи (учёные изучающие жизнь птиц) всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.

Ученик 1. 1 апреля– День птиц. Его празднуют вместе с нами сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения птиц. Но прежде давайте выясним, кто же такие птицы.

Учитель включает грамзапись "Утро в лесу".

Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Вот что такое птицы.

Ученик 2 . Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение.

Ученик 3. Огромное значение имеют птицы в сельском хозяйстве. О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи – наши злейшие враги.

Ученик 4 . Особенно прожорливы птенцы. Это и понятно: ведь они очень быстро растут. Птенцы некоторых птиц за две-три недели удваивают свой вес.

Ученик 5. Птицы украшают Землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Но нелегко переносить птицам зимнюю стужу, особенно когда ветер наметает большие сугробы снега, трудно им в это время добывать корм.

Давайте послушаем последние новости, которые принесла сорока, и узнаем, какие жалобы пишут зимой лапками, носиком, хвостиком птицы на снегу.

Появляются дети в шапочках, на которых изображены разные птицы. Разыгрывается сценка "Жалобы на сугробе".

Сорока. Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную, с самообслуживанием – устроили, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут! Привередничают и капризничают.

Чечетка (лапками на снегу наследила). Семечки и конопля в столовой недавленые! Клюв свихнешь, пока их раскусишь! У нас от такой пищи мозоли на языке!

Большая синица. Сало салу рознь! Могли бы вывешивать и несоленое, у нас от соленого животы болят!

Пухляк (коготком нацарапал). Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли!

Овсянка. Осталась голодная, обед ветром сдуло! Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь (хвостом начертил). Где семена сорняков? Где рябина, калина и бузина? Где арбузные и дынные семена?

Сорока. Тра-та-та-та! Ой, что-то будет, ой, кто-то рассердится!

Ученик 6. Вы, ребята, наверное, уже догадались, что каждый из нас должен стать настоящим, верным другом птиц. А как это сделать, мы сейчас узнаем.

Подготовленный ученик читает текст "Волшебная полочка".

Ученик 7. Я повелитель птиц! Захочу – и птицы сами ко мне прилетят. Захочу – прилетят голуби и воробьи. Захочу – синицы. Захочу – явятся красногрудые снегири и хохлатые свиристели. Все явятся – стоит лишь захотеть!

Нет, я не волшебник. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.

На вид полочка очень проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Надо только сделать ее, а потом выставить за окно, насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. На нее сразу же прилетят голуби и воробьи.

А если вы положите на полочку кусочек несоленого сала или кожуру от него, к вам прилетят синицы. А положите кисти рябины – слетятся свиристели и снегири.

Ученик 8. Как вы поняли, мы должны помочь птицам. Каждый из нас может сделать для птиц кормушку. Очень хорошо сделать грибок-навес, чтобы корм не заносило снегом. Каких только птиц не увидишь в таких столовых!

Викторина «Знатоки птиц »

1.Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

2.Какая птичка самая маленькая? (Колибри)

3.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

4.Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

5.Где синицы вьют гнезда? (В дуплах деревьев)

6.Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

7.Какая птица ходит по дну водоемов? (Оляпка)

8.Какая птица не высиживает яйца? (Кукушка)

9.На какие 2 группы делятся птицы? (Зимующие и перелетные)

10.Как называется наука о птицах? (Орнитология)

11.Какие произведения о птицах вы читали на уроках чтения? Что узнали об особенностях перелета?

Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.

Ученик 9 . Когда приходит весна, птицы благодарят человека, оказывая ему помощь в охране полей и огородов, садов и лесов от насекомых-вредителей. Но птицы полезны не только этим. Есть на свете птицы – настоящие "лесокультурники". Они, перенося в новые места плоды и семена, расселяют деревья и кустарники. В Сибири, например, такой птицей является кедровка.

Пичуг разливаются звоны.

И кажется, будто вот-вот – и взлетишь

В зовущие певчие кроны.

«Примите нас в стаю, мы ваша родня –

Пернаты, крылаты, певучи,

Мы будем вам вторить, вот так же звеня,

А может быть, даже получше!»

Ученик10. Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.

Звучит запись птичьих голосов.

"Синь-синь!" – посвистывает синица.

"Чи-чи! Чи-чи!" – вторит ей чиж.

"Гра-гра! – представляется грач.

"Сквор-сквор!" – поют скворцы.

Ученик 1. Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори.

В чаще лесной у полянки

Рада вечерней поре.

Птичка лесная зарянка

Песню запела заре.

Ученик 2. Сойка, или горихвостка. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.

Черно-белая манишка,

Подвижной, с рыжинкой хвост...

На селе любой парнишка

Сразу скажет: "Горихвост!"

Ученик 3. Зяблик. Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, "зябкое", как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.

Ученик 4. Название птицы клест произошло от старого русского слова "клестить", что значит "сжимать", сдавливать, стискивать. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.

Ученик 5. Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово "свирест" со значением "свист", "визг". Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.

Ученик. За что же люди обидели птицу, назвав ее глухарем? А может, он и правда глухой? Прежде чем ответить на эти вопросы, послушайте разговор Глухаря и Сороки.

Инсценировка сказки Э.Шима:

Сорока. Глухарь, охотник идет!

Глухарь (поет). Теке-теке-теке...

Сорока. Глухарь, слышишь? Оглох, что ли?

Глухарь. Теке-теке – вижу... Ась? Чего? Я ведь когда пою, не слышу...

Сорока. Охотник, говорю, идет!

Глухарь. Спасибо, Сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка.

Ученик 6. Так за что же глухаря так назвали?

Дети. Когда глухарь поет или токует, он не слышит постороннего шума. В это время к нему и подкрадывается охотник.

ЗАДАНИЕ «Найди птиц»

В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось восемь птиц. Отыщите их названия.

Восемь птиц

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка.

Дети рассказывают стихотворение З.Александровой "Птичьи песни".

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов.

Я знаю все, о чем поют

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

"Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери –

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат".

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет –

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

"Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!"

И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

Загадки о птицах (Работа на интерактивной доске)

Сценка «ПОЙМАННАЯ ПТИЧКА» (Выходят два птицелова. Они набрасывают сеть на птичку).

А, попалась, птичка, стой!

Не уйдешь из сети;

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете!

Ах, зачем, зачем я вам,

Миленькие дети?

Отпустите полетать,

Развяжите сети.

Нет, не пустим, птичка, нет!

Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями.

Ах, конфет я не клюю,

Не люблю я чаю:

В поле мошек я ловлю,

Зернышки сбираю...

Там замерзнешь ты зимой

Где-нибудь на ветке;

А у нас-то в золотой

Будешь жить ты клетке!

О! не бойтесь: в теплый край

Улечу зимою;

А в неволе - светлый рай

Будет мне тюрьмою.

Птичка, птичка, как любить

Мы тебя бы стали!

Не позволили б грустить:

Все б тебя ласкали.

Верю, детки: но для нас

Вредны ваши ласки:

С них закрыла бы как раз

Я навеки глазки.

Правда, правда, птичка! ты

Не снесешь неволи...

Ну, так бог с тобой - лети

И живи на воле

Воробей: Люди, смилуйтесь над нами, над живыми существами.

Ведь мы вам не приносим вред, а лишь спасаем вас от бед.

Мы, птицы, просим доброты

Мы, птицы, просим малости –

Избавьте нас от суеты

Имейте каплю жалости!

Скворец: Дерево, трава, цветок и птицы. Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете вы останетесь одни. Своему, зная цену величью. Будь в ответе за каждую песенку птичью.

Н. Заболоцкий « Просьба »

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человечки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Учитель: - Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И Отечество любим.

(А. Яшин)

С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц. В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам .

Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.

Каким скучным был бы мир без Птиц!

Учитель: -А чем мы можем помочь птицам?

Уч. Не разоряйте птичьего гнезда,-

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора;

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разрушайте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без долга.

Почему птиц называют друзьями человека?

Какие правила вы должны помнить?

(Работа с природоохранными знаками)

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика, прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы.

Простите, птицы, нас, простите,

За неразумные дела.

Я верю, к нам вы возвратитесь,

Когда умчатся холода.

Вы расскажите всему миру,

Что много у земли друзей.

Прошу, пожалуйста, Простите

Таких безжалостных людей.

Мы обижали вас жестоко,

Но верю я, что в новый век,

Шагнет не варвар, не губитель,

А символ жизни – человек.

Обобщение, выводы

    Тест

Какие правила необходимо знать и соблюдать в природе?

1) Нельзя близко подходить к гнездам птиц, иначе птицы могут покинуть гнездо.

2) Нельзя разорять птичьи гнезда.

3) Не лови и не носи домой здоровых птиц. В неволе они погибают.

4) Можешь потрогать птенчиков, они не кусаются.

5) Не шуми в лесу.


Top