Последствия внешней политики горбачева. Семья, личная жизнь

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. "НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ"

"Новое политическое мышление". Приход Горбачева к власти вначале не предвещал ничего нового в области советской внешней политики. Он по традиции заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой, укрепления социалистического содружества, поддержки национально-освободительных движений. Спустя два месяца после избрания руководителем страны, в мае 1985 г., на праздновании 30-летия Организации Варшавского договора, Горбачев вновь обрушился с резкой критикой на Запад.

Внешняя политика начала меняться после смены министра иностранных дел СССР (вместо А. А. Громыко этот пост в июле 1985 г. занял бывший первый секретарь ЦК КП Грузии Э. А. Шеварднадзе). Были определены основные направления внешней политики: нормализация отношений со странами Запада (в первую очередь - с США); начало двустороннего сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке (разблокирование региональных конфликтов).

В 1987 г. оформилась совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная "новым мышлением". Она предполагала отказ от идеи раскола мира на две системы; признавала целостность и неделимость мира; отвергала использование силы для решения мировых проблем; объявляла приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими и т.п. Эти идеи были сформулированы в книге Горбачева "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира", но они не были новыми: их выдвигали еще раньше видные ученые и политические деятели И. Кант, М. Ганди, А. Эйнштейн, Б. Рассел и др. Заслуга Горбачева заключалась в том, что он первым из советских лидеров положил эти идеи в основу внешней политики государства.

Советско-американские отношения. Начало ядерного разоружения. В ноябре 1985 г. состоялась первая встреча М. С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом. Она положила начало новому потеплению в отношениях между Востоком и Западом. Переговоры руководителей двух стран с тех пор стали ежегодными и приносили весомые результаты.

Уже в 1987 г. СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, создававших особую опасность для европейских союзников США.

В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику Горбачева. Не имея реальных успехов в экономике, он стремился добиться популярности внутри страны и в мире за счет "прорывов" во внешней политике. А это вынуждало идти на серьезные односторонние уступки Западу. По заявлениям самих американцев, каждый спорный вопрос решался таким образом, что "русские уступали 80%, а американцы - лишь 20%".

Это позволяло США выдвигать все новые и новые условия, с которыми Горбачев вынужден был соглашаться. Вскоре СССР выразил готовность в значительно большей мере, чем США, сократить военное присутствие в странах Европы и уничтожить большее количество обычных видов вооружений. Летом 1991 г. СССР и США заключили Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), предусматривавший сокращение на 40% самых мощных видов наступательного оружия.

Перелом в отношениях с Западом произошел во время встречи Горбачева и нового президента США Дж. Буша (старшего) на Мальте в конце 1989 г., где советский руководитель объявил, что "доктрина Брежнева мертва". Это означало, что СССР не будет военной силой препятствовать переменам в странах Восточной Европы и внутри страны по отношению к союзным республикам. США сразу же усилили действия по развалу социалистического содружества.

Летом 1991 г. Буш выдвинул Горбачеву "шесть условий", на которых Запад был согласен дальше сотрудничать с СССР: демократия, рынок, федерация, изменение политики СССР на Ближнем Востоке, а также в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Впервые американцы ставили условия не только в сфере международной политики, но и требовали перемен во внутренней политике Советского Союза. Параллельно для подталкивания Горбачева в этом направлении они стали вести прямые переговоры с руководителями союзных республик. Осенью 1991 г. контакты Запада с лидерами союзных республик были настолько прочны и доверительны, что даже о денонсации Союзного договора 1922 г. от "беловежской тройки" первым узнал президент США Буш, а уже потом президент СССР Горбачев.

Распад социалистической системы. Перемены в социалистических странах Восточной Европы начались в 1987 году. Под давлением Горбачева произошло частичное обновление их руководства, демократизации. В 1989 г. начался вывод советских войск из государств Варшавского договора, что вызвало в них волну не только антисоциалистических, но и антисоветских настроений. Вскоре в ходе выборов и "бархатных революций" произошла смена руководства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В конце 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. Наиболее серьезные перемены произошли в ГДР, где после отставки Э. Хонеккера (октябрь 1989 г.) пала Берлинская стена и стали нарастать призывы к объединению Германии.

Руководство ФРГ было готово пойти на серьезные уступки для обеспечения германского единства.

США и ФРГ были согласны обсуждать вопрос о нейтралитете единой Германии (что предполагало и ее выход из НАТО). Но от них этого никто не потребовал. Летом 1990 г. Горбачев согласился на объединение Германии и ее пребывание в НАТО. Он полагал, что, идя навстречу по желаниям Запада, укрепит и свое пошатнувшееся положение в СССР. Но "обвал" Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи весной 1991 г. еще сильнее ударил по советским интересам и усилил критику политики Горбачева внутри страны.

Отношения со странами "третьего мира". Главной среди региональных проблем оставалась для СССР война в Афганистане. Требовалось остановить ее любой ценой. В апреле 1988 г. было заключено соглашение о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и начале вывода оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод из этой страны почти 100 тыс. советских солдат и офицеров (всего через войну в этой стране прошло 620 тыс. советских военнослужащих, из которых 14,5 тыс. было убито, 53,7 тыс. - ранено).

Прекратилось военное присутствие СССР в Эфиопии, Мозамбике, Никарагуа. При содействии Советского Союза из Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы - кубинские войска. Это сняло последние препятствия для решения вопроса об урегулировании отношений с Китаем. В 1989 г. состоялся визит Горбачева в КНР, в ходе которого было объявлено о нормализации двусторонних отношений.

По мере ухудшения экономической ситуации в СССР значительно сократились объемы безвозмездной помощи союзным режимам, составившей в 1986-1989 гг. 56 млрд. инвалютных рублей (93,3 млрд. долларов).

Под давлением США Советский Союз был вынужден не только отказаться от поддержки режимов в Ливии и Ираке, но и одобрить военные действия стран Запада во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г., а также присоединиться к блокаде Ливии.

Снятие идеологических барьеров во внешней политике способствовало налаживанию отношений СССР с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, Израилем.

Результаты и последствия политики "нового мышления". Политика "нового мышления" имела противоречивые результаты и последствия.

С одной стороны, ее главным итогом стало ослабление угрозы мировой ракетно-ядерной войны. Не только на Востоке, но и на Западе стали говорить о завершении "холодной войны". Участились контакты между простыми людьми. Начался процесс сокращения и уничтожения не только обычных, но и ядерных вооружений.

Оздоровилась обстановка в целом ряде регионов, где долгие годы США и СССР поддерживали враждующие политические силы - в Афганистане, Индокитае, на Ближнем Востоке, в Восточной и Юго-Западной Африке, Центральной Америке.

Демократические перемены произошли в целом ряде стран, где впервые за долгие годы состоялись свободные выборы, создавалась многоукладная экономика, наступило духовное раскрепощение.

Вместе с тем "новое мышление" имело и оборотную сторону. Из "холодной войны" вышел лишь один победитель - Запад во главе с США. Другой ее участник - СССР и "восточный блок" - не просто потерпел поражение, но и прекратил свое существование. Это привело к распаду биполярной системы международных отношений, на которой долгие годы базировалась стабильность в мире. Искушение для США воспользоваться этой новой ситуацией для укрепления своих позиций в мире было слишком велико, чтобы они ее не использовали. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН.

В результате под угрозой оказалась сама ялтинско-потсдамская система международных отношений. А это, в свою очередь, таило в себе угрозу нового передела мира на "сферы влияния". Как свидетельствует история, без войны это еще никогда не происходило.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

Внутренняя политика: После смерти Л. И. Брежнева во главе партийного и государственного аппарата встал генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов. Сменил его в феврале 1984 г. К. У. Черненко. После смерти К. У. Черненко, в марте 1985 г., генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. С деятельностью нового генсека связан период жизни страны, получивший название «перестройка».Основной задачей стало остановить распад системы «государственного социализма». Разработанный в 1987 г. проект реформы предполагал:1) расширить хозяйственную самостоятельность предприятий;2) возродить частный сектор экономики;3) отказаться от внешнеторговой монополии;4) сократить число административных инстанций;5) в сельском хозяйстве признать равенство пяти форм собственности: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств.Постановление 1990 г. «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».В стране усилились инфляционные процессы, вызванные дефицитом бюджета.Новое руководство РСФСР (Председатель Верховного совета - Б. Н. Ельцин) разработало программу «500 дней», предполагавшую децентрализацию и приватизацию государственного сектора экономики.Политика гласности, о которой впервые было заявлено на XXVI съезде КПСС в феврале 1986 г., предполагала:1) смягчение цензуры над средствами массовой информации;2) публикацию запрещенных прежде книг и документов;3) массовую реабилитацию жертв политических репрессий, в том числе крупнейших деятелей советской власти 1920-1930-х гг.В стране в кратчайшие сроки появились СМИ, свободные от идеологических установок. В политической сфере был взят курс на создание постоянного парламента и социалистического правового государства. В 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР, и был создан съезд народных депутатов. Формируются партии со следующими направлении:1) либерально-демократическая;2) коммунистическая партии.В самой КПСС явно обозначились три течения:1) социал-демократическое;2) центристское;3) ортодоксально-традиционалистическое.

Внешняя политика: Масштабные перемены во внутренней жизни одной из великих держав имели последствия для всего мира. Перемены в СССР оказались близкими и понятными народам мирового сообщества, которое получило светлые надежды на долгожданное укрепление мира на Земле, расширение демократии и свободы. Начались изменения в странах бывшего социалистического лагеря. Таким образом, Советский Союз вызвал глубокие перемены во всей мировой ситуации.

Изменения во внешней политике СССР:

1) процесс демократизации внутри страны заставил пересмотреть подход к правам человека; новое восприятие мира как единого взаимосвязанного целого поставило вопрос об интеграции страны в мировую хозяйственную систему;

2) плюрализм мнений и отказ от концепции противоборства двух мировых систем привел к деидеоло-гизации межгосударственных отношений. «Новое мышление»:

1) 15 января 1986 г. Советский Союз выдвинул план освобождения человечества от ядерного оружия к 2000 г.;

2) XXVII съезд КПСС анализировал перспективы мирового развития исходя из концепции противоречивого, но взаимосвязанного, по сути дела, целостного мира. Отказываясь от блоковой конфронтации, съезд однозначно высказался за мирное сосуществование, но не как специфическую форму классовой борьбы, а как высший, универсальный принцип межгосударственных отношений;

3) была всесторонне обоснована программа создания всеобщей системы международной безопасности, базирующаяся на том, что безопасность может быть только общей и достигается лишь политическими средствами. Эта программа была адресована всему миру, правительствам, партиям, общественным организациям и движениям, которые действительно озабочены судьбами мира на Земле;

4) в декабре 1988 г., выступая в Организации Объединенных Наций, М.С. Горбачев в развернутом виде представил философию нового политического мышления, адекватного современной исторической эпохе. Было признано, что жизнеспособность мирового сообщества – в многовариантности развития, в его многоликости: национальной, духовной, социальной, политической, географической, культурной. А поэтому каждая страна должна быть свободна в выборе пути к прогрессу;

5) необходимость отказа от осуществления собственного развития за счет других стран и народов, а также учета баланса их интересов, поиска общечеловеческого консенсуса в движении к новому политическому порядку в мире;

6) лишь общими усилиями мирового сообщества можно одолеть голод, нищету, массовые эпидемии, наркоманию, международный терроризм, предотвратить экологическую катастрофу.

Значение и итоги «нового мышления» во внешней политике СССР: 1) новая внешняя политика выдвинула Советский Союз на авансцену строительства безопасного и цивилизованного мирового порядка; 2) рухнул «образ врага», исчезло всякое обоснование под пониманием Советского Союза как «империи зла»; 3) была остановлена «холодная война», отступила опасность мирового военного конфликта; к 15 февраля 1989 г. были выведены советские войска из Афганистана, постепенно нормализовались отношения с Китаем; 4) стало проявляться сближение позиций между СССР, США и западно-европейскими странами по крупным международным проблемам и, в частности, по многим аспектам разоружения, в подходах к региональным конфликтам и к путям решения глобальных проблем; 5) сделаны первые крупные шаги по пути практического разоружения (Соглашение 1987 г. об уничтожении ракет средней дальности); 6) диалог, переговоры становятся преобладающей формой международных отношений.

Распад СССР: К 1990 г. идея перестройки исчерпала себя. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», затем последовало постановление «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». Предусматривались разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ, развитие частного предпринимательства. Идея реформирования социализма было похоронена.

В 1991 г. была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС.

Начался процесс формирования новых партий, в основном антикоммунистического толка. Кризис, охвативший КПСС в 1989-1990 гг., и ослабление ее влияния позволил отделиться компартиям Литвы, Латвии и Эстонии.

С весны 1990 г. идет процесс потери власти центра над регионами и союзными республиками.

Горбачевская администрация как факт принимает произошедшие изменения, и ей остается только законодательно фиксировать свои фактические провалы. В марте 1990 г. состоялся 3-й съезд народных депутатов СССР, на котором президентом СССР избрали М.С.Горбачева.

Горбачев поднял вопрос перед руководителями республик о необходимости заключения нового Союзного договора. В марте 1991 г. был проведен референдум о сохранении СССР, на котором 76% граждан высказались за его сохранение. В апреле 1991 г. в Ново-Огареве состоялись переговоры Президента СССР с главами союзных республик. Однако из 15 республик участие приняли лишь 9, и почти все они отвергли инициативу Горбачева о сохранении многонационального государства на основе федерации субъектов.

К августу 1991 г. благодаря усилиям Горбачева удалось подготовить проект договора об образовании Содружества Суверенных Государств. ССГ представлялось конфедерацией с ограниченной президентской властью. Это была последняя попытка сохранить СССР хоть в каком-либо виде.

Перспектива утраты власти над республиками не устраивала многих функционеров.

19 августа 1991 г. группа высокопоставленных чиновников (вице-президент СССР Г.Янаев, премьер-министр В.Павлов, министр- обороны Д.Язов), воспользовавшись пребыванием Горбачева на отдыхе, учредили Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В Москву были введены войска. Однако путчистам был дан отпор, прошли митинги протеста, у здания Верховного Совета РСФСР были построены баррикады.

Президент РСФСР Б.Н.Ельцин и его команда охарактеризовали действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а его указы – не имеющими юридической силы на территории РСФСР. Ельцина поддержала созванная 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета республики.

Путчисты не получили поддержки со стороны ряда военачальников и воинских частей. Члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. Горбачев вернулся в Москву.

В ноябре 1991 г. Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории РСФСР.

Эти события ускорили процесс распада СССР. В августе из его состава вышли Латвия, Литва и Эстония. Горбачев вынужден был законодательно признать решение прибалтийских республик.

В сентябре 5-й внеочередной съезд народных депутатов принял решение о прекращении своих полномочий и самороспуске.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры трех славянских республик – России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.М.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич) заявили о прекращении действия договора об образовании СССР.

Этими государствами было сделано предложение о создании Содружества Независимых Государств – СНГ. Во второй половине декабря к трем славянским республикам присоединились другие союзные республики, кроме прибалтийских республик и Грузии.

21 декабря в Алма-Ате стороны признали нерушимость границ и гарантировали выполнение международных обязательств СССР.

причины распада СССР:

· кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;

· неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;

· массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;

· все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;

· обострение национальных противоречий;

· ослабление центральной власти;

основные последствия распада СССР:

Резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

Территория России сократилась на четверть;

Доступ к морским портам вновь осложнился;

Уменьшилось население России – фактически на половину;

Возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

Началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

Мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

Одним из наиболее популярных русских политиков на Западе периода последних десятилетий ХХ века является Михаил Сергеевич Горбачев. Годы правления его сильно изменили нашу страну, а также ситуацию в мире. Это одна из самых противоречивых фигур, согласно мнению общественности. Перестройка Горбачева вызывает неоднозначное отношение в нашей стране. Этого политика называют как могильщиком Советского Союза, так и великим реформатором.

Биография Горбачева

История Горбачева начинается в 1931 году, 2 марта. Именно тогда родился Михаил Сергеевич. Он появился на свет в Ставрополье, в селе Привольное. Родился и вырос он в крестьянской семье. В 1948 году работал вместе с отцом на комбайне и получил за успехи в уборке урожая орден Трудового Красного Знамени. Горбачев в 1950 году окончил с серебряной медалью школу. После этого он поступил на юридический факультет Московского университета. Горбачев признавался впоследствии, что в то время довольно туманно представлял себе, что такое право и юриспруденция. Однако ему импонировало положение прокурора или судьи.

В студенческие годы Горбачев жил в общежитии, получал одно время повышенную стипендию за комсомольскую работу и отличную учебу, но тем не менее едва сводил концы с концами. Он стал членом партии в 1952 году.

Однажды в клубе Горбачев Михаил Сергеевич познакомился с Раисой Титаренко, студенткой философского факультета. Они поженились в 1953 году, в сентябре. МГУ Михаил Сергеевич окончил в 1955 году и был отправлен на работу в Прокуратуру СССР по распределению. Однако именно тогда правительство приняло постановление, по которому принимать на работу выпускников юридических вузов в центральные прокуратуры и органы суда запрещалось. Хрущев, а также его соратники, сочли, что одной из причин репрессий, осуществляемых в 1930-е годы, было засилье неопытных молодых судей и прокуроров в органах, готовых подчиняться любым указаниям руководства. Так Михаил Сергеевич, у которого от репрессий пострадали два деда, стал жертвой борьбы с культом личности и ее последствий.

На административной работе

Горбачев возвратился в Ставрополье и решил больше не связываться с прокуратурой. Он устроился в отдел агитации и пропаганды в крайком комсомола - стал заместителем заведующего этого отдела. Комсомольская, а затем и партийная карьера Михаила Сергеевича развивалась очень успешно. Политическая деятельность Горбачева принесла свои плоды. Он был назначен в 1961 году первым секретарем местного крайкома ВЛКСМ. Горбачев уже в следующем году приступает к партийной работе, а затем, в 1966 году, становится первым секретарем Ставропольского горкома партии.

Так постепенно развивалась карьера этого политика. Уже тогда проявился главный недостаток этого будущего реформатора: Михаил Сергеевич, привыкший самоотверженно трудиться, не мог добиться того, чтобы его распоряжения добросовестно выполняли подчиненные. Эта характеристика Горбачева, как считают некоторые, и привела к распаду СССР.

Москва

Горбачев в ноябре 1978 году становится секретарем ЦК КПСС. Большую роль в этом назначении сыграли рекомендации ближайших сподвижников Л. И. Брежнева - Андропова, Суслова и Черненко. Михаил Сергеевич через 2 года становится самым молодым из всех членов Политбюро. Он хочет в ближайшем будущем стать первым лицом в государстве и в партии. Помешать этому не могло даже то, что Горбачев, по существу, занимал "штрафной пост" - отвечающего за сельское хозяйство секретаря. Ведь этот сектор советской экономики был самым неблагополучным. Михаил Сергеевич все еще оставался после смерти Брежнева на этой должности. Но Андропов уже тогда ему советовал вникать во все дела, чтобы быть готовым в любой момент взять на себя всю ответственность. Когда Андропов умер и к власти пришел на непродолжительный срок Черненко, Михаил Сергеевич стал в партии вторым человеком, а также самым вероятным "наследником" этого генсека.

В политических кругах Запада известность Горбачеву впервые принес осуществленный им в 1983 году, в мае, визит в Канаду. Он отправился туда на неделю с личного разрешения Андропова, в то время бывшего генсеком. Пьер Трюдо, премьер-министр этой страны, стал первым крупным лидером Запада, принявшим лично Горбачева и с симпатией к нему отнесшимся. Встретившись и с другими политиками Канады, Горбачев приобрел в этой стране репутацию энергичного и амбициозного политического деятеля, который резко контрастировал со своими престарелыми коллегами из Политбюро. Он проявил значительный интерес к методам управления экономикой и моральным ценностям Запада, включая демократию.

Перестройка Горбачева

Дорогу к власти Горбачеву открыла смерть Черненко. Пленум ЦК 11 марта 1985 года избрал Горбачева генеральным секретарем. Михаил Сергеевич в этом же году на апрельском пленуме провозгласил курс на ускорение развития страны и перестройку. Эти термины, которые появились еще при Андропове, не сразу получили широкое распространение. Это произошло лишь после XXVII съезда КПСС, который прошел в феврале 1986 года. Горбачев назвал гласность одним из основных условий успеха предстоящих преобразований. Еще нельзя было назвать полноценной свободой слова время Горбачева. Но можно было, по крайней мере, говорить в печати о недостатках общества, не затрагивая, правда, основ советского строя и членов Политбюро. Однако уже в 1987 году, в январе, Горбачев Михаил Сергеевич заявил, что в обществе не должно быть закрытых для критики зон.

Принципы внешней и внутренней политики

Новый генеральный секретарь ясного плана реформ не имел. Лишь память об "оттепели" Хрущева осталась у Горбачева. Кроме того, он верил в то, что призывы руководителей, если они честны, а сами эти призывы - правильны, могут дойти в рамках существовавшей в то время партийно-государственной системы до рядовых исполнителей и тем самым изменить к лучшему жизнь. В этом был свято убежден Горбачев. Годы правления его были отмечены тем, что он на протяжении всех 6 лет говорил о необходимости сплоченных и энергичных действий, о том, что нужно конструктивно действовать всем и каждому.

Он надеялся, что, являясь лидером социалистического государства, можно завоевать мировой авторитет, основанный не на страхе, а прежде всего на разумной политике, нежелании оправдывать тоталитарное прошлое страны. Горбачев, годы правления которого часто называют "перестройкой", верил, что новое политическое мышление должно восторжествовать. В него должны входить признание приоритета над национальными и классовыми ценностями общечеловеческих, необходимость объединения государств и народов для совместного решения стоящих перед человечеством проблем.

Политика гласности

Во время правления Горбачева в нашей стране началась общая демократизация. Политические преследования прекратились. Гнет цензуры ослаб. Из ссылок и тюрем возвращались многие видные люди: Марченко, Сахаров и др. Политика гласности, которая была начата советским руководством, изменила духовную жизнь населения страны. Возрос интерес к телевидению, радио, печатным изданиям. Лишь за 1986 год журналы и газеты приобрели более 14 миллионов новых читателей. Все это, безусловно, существенные плюсы Горбачева, проводимой им политики.

Лозунг Михаила Сергеевича, под которым он проводил все преобразования, был следующий: "Больше демократии, больше социализма". Однако у него постепенно менялось понимание социализма. Еще в 1985 году, в апреле, Горбачев на Политбюро говорил, что, когда Хрущев до невероятных размеров довел критику сталинских действий, это принесло лишь большой ущерб стране. Вскоре гласность привела к еще большей волне антисталинской критики, которая в годы "оттепели" и не снилась.

Антиалкогольная реформа

Задумка этой реформы изначально была весьма положительной. Горбачев хотел уменьшить количество алкоголя, потребляемого в стране на душу населения, а также начать борьбу с пьянством. Однако кампания в результате чересчур радикальных действий привела к неожиданным результатам. Сама реформа и дальнейший отказ от монополии государства привели к тому, что основная часть доходов в этой сфере ушла в теневой сектор. Немало стартовых капиталов в 90-е годы было сколочено на "пьяных" деньгах частниками. Стремительно пустела казна. В результате этой реформы были вырублены многие ценнейшие виноградники, что привело к исчезновению в некоторых республиках (в частности, в Грузии), целых секторов промышленности. Антиалкогольная реформа также способствовала росту самогоноварения, токсикомании и наркомании, а в бюджете образовались многомиллиардные убытки.

Реформы Горбачева во внешней политике

В ноябре 1985 года состоялась встреча Горбачева с Рональдом Рейганом, президентом США. На ней была признана обеими сторонами необходимость улучшения двусторонних отношений, а также оздоровления всей международной обстановки. Внешняя политика Горбачева привела к тому, что заключены были договоры СНВ. Михаил Сергеевич заявлением от 15.01.1986 года выдвинул целый ряд крупных инициатив, посвященных вопросам внешней политики. Должна была быть проведена полная ликвидация к 2000 году химического и ядерного оружия, осуществлен строгий контроль при уничтожении и хранении его. Все это - важнейшие реформы Горбачева.

Причины неудач

В отличие от направленного на гласность курса, когда было достаточно лишь распорядиться ослабить, а потом и фактически отменить цензуру, другие его начинания (например, нашумевшая антиалкогольная кампания) были сочетанием с пропагандой административного принуждения. Горбачев, годы правления которого были отмечены возрастанием свободы во всех сферах, в конце правления, став президентом, стремился опираться, в отличие от его предшественников, не на партийный аппарат, а на команду помощников и правительство. Он склонялся все больше к социал-демократической модели. С. С. Шаталин говорил, что ему удалось превратить в убежденного меньшевика генсека. Но Михаил Сергеевич слишком медленно отказывался от догм коммунизма, лишь под влиянием роста в обществе антикоммунистических настроений. Горбачев даже в ходе событий 1991 года (августовского путча) рассчитывал еще удержать власть и, возвратившись из Фороса (Крым), где у него находилась государственная дача, заявил, что он верит в ценности социализма и будет бороться за них, возглавляя реформированную компартию. Очевидно, что он так и не смог себя перестроить. Михаил Сергеевич во многом остался партийным секретарем, который привык не только к привилегиям, но и к не зависящей от народной воли власти.

Заслуги М. С. Горбачева

Михаил Сергеевич в своем последнем выступлении в роли президента страны поставил себе в заслугу то, что население государства получило свободу, духовно и политически раскрепостилось. Стали реальными свобода печати, свободные выборы, многопартийность, представительные органы власти, религиозные свободы. Высшим принципом были признаны права человека. Началось движение к новой многоукладной экономике, было утверждено равноправие форм собственности. Горбачев покончил, наконец, с холодной войной. Во время его правления была остановлена милитаризация страны и гонка вооружений, изуродовавшая экономику, мораль и общественное сознание.

Внешняя политика Горбачева, который ликвидировал окончательно "железный занавес", обеспечила Михаилу Сергеевичу уважение во всем мире. Президенту СССР в 1990 году была вручена Нобелевская премия мира за направленную на развитие сотрудничества между странами деятельность.

В то же время некоторая нерешительность Михаила Сергеевича, его желание найти компромисс, который устроил бы и радикалов, и консерваторов, привели к тому, что так и не начались преобразования в экономике государства. Политическое урегулирование противоречий, межнациональной вражды, которая и развалила в итоге страну, так и не было достигнуто. Едва ли история способна дать ответ на вопрос о том, смог бы на месте Горбачева кто-нибудь другой сохранить СССР и социалистическую систему.

Заключение

Субъект верховной власти, как правитель государства, должен обладать всей полнотой права. М. С. Горбачев, лидер партии, который сосредоточил в своем лице государственную и партийную власть, не будучи всенародно избранным на этот пост, в этом отношении существенно уступал в глазах общественности Б. Ельцину. Последний и стал, в конце концов, президентом России (1991). Горбачев, как будто компенсируя этот недостаток во время своего правления, наращивал свою власть, пытался добиться различных полномочий. Однако он законы не соблюдал и не заставлял других это делать. Поэтому характеристика Горбачева столь неоднозначна. Политика - это прежде всего искусство разумно действовать.

Среди многих обвинений, предъявленных Горбачеву, пожалуй, самым существенным было обвинение его в нерешительности. Однако если сопоставить значительные масштабы прорыва, осуществленного им, и короткий срок нахождения у власти, с этим можно поспорить. Кроме всего вышеперечисленного, эпоха Горбачева была отмечена выводом войск из Афганистана, проведением первых состязательных свободных выборов в истории России, ликвидацией существовавшей до него монополии на власть партии. В результате реформ Горбачева мир существенно изменился. Он не станет уже никогда прежним. Не обладая политической волей и мужеством, совершить такое невозможно. К Горбачеву можно по-разному относиться, но, безусловно, это одна из самых крупных фигур современной истории.

О победе всемирной марксистской революции во второй половине восьмидесятых годов могли мечтать только неисправимые идеалисты-романтики. Невооруженным взглядом можно было убедиться в неэффективности командно-административной экономики и абсурдности ее результатов. Весь мир, включая страны, находящиеся на куда более низких ступенях развития, испытывал проблему сбыта излишних товаров, в то время как так называемый «социалистический лагерь» страдал от их недостатка. СССР, теоретически богатейшее государство, на практике не мог прокормить собственное население. В этот критический момент к власти пришел человек, не похожий на предыдущих партийных руководителей. Внешняя и внутренняя политика Горбачева привела в исторически короткий срок (всего за шесть лет) к разрушению почти всего, что создавалось тремя поколениями советских людей. Виноват ли в этом генсек или просто так сложились обстоятельства?

Что за человек Горбачев

Для он был молодым. Привычные к невнятным речам престарелых руководителей граждане СССР поначалу с интересом слушали вновь избранного Генерального секретаря дивясь, в общем-то, обычной вещи - умению разговаривать по-русски и без бумажки. В 1985 году М. С. Горбачеву исполнилось всего 54 года, по партийно-номенклатурным меркам - «комсомолец». За время, предшествующее овладению высшим руководящим постом, Михаил Сергеевич успел немало: окончить школу (1950), поработать комбайнером, поступить на юрфак МГУ, жениться (1953), стать членом КПСС и занять пост секретаря горкома в Ставрополе (1955). Именно последний пункт биографии вызывает вопросы: все предыдущее проделывали многие советские люди, а вот сесть всего через два года после получения диплома в столь высокое кресло - это уже фокус в стиле Гудини. Ну да ладно, может быть, молодой человек (22-летний) и в самом деле хватал с неба звезды. К тому же секретарем он был не первым, а чтобы продолжить карьеру, пришлось окончить еще один вуз - сельскохозяйственный - и поработать в комсомоле.

Выбор нового Генсека

Михаилом Сергеевичем всегда «правильно понималась» партийная внешняя и внутренняя политика. Горбачева заметили, в 1978 году его «забрали» в Москву, где и началась его серьезная партийная карьера. Он становится секретарем ЦК, пока что тоже не первым и не генеральным. С 1982 года начались пресловутые «гонки на лафетах». За Мавзолей (в некрополь у отвезли Брежнева, затем Андропова, за ним Черненко, и встал вопрос о том, кого же поставить на ответственный пост, чтобы прервать этот траурный марафон. И выбрали Горбачева. Он был самым молодым претендентом.

Первые годы

Ясное дело, случилось назначение не просто так. За власть борются всегда, даже стоя одной ногой в могиле. Молодого и на вид перспективного партийца приметили видные коммунистические руководители, его поддержал сам Громыко, а Лигачев и Рыжков увидели в нем спасителя идей основоположников.

Своих протеже Михаил Сергеевич в первое время не разочаровывал. Он действовал в пределах заданных рамок, укреплял хозрасчетные отношения, агитировал за ускорение, в общем, первые два года и внешняя, и внутренняя политика Горбачева оставалась в пределах допустимых отклонений от постоянно колеблющейся линии партии. В 1987 году произошли некоторые изменения, на первый взгляд незначительные, на деле же грозящие тектоническими сдвигами. Партия разрешила некоторые виды частного предпринимательства, ограничив его пока кооперативным движением. Фактически это был подрыв социалистических основ, ревизионизм чистой воды, некое подобие НЭПа, но результатов, достигнутых в 20-е, повторить в 80-х не удалось. Такая внутренняя политика Горбачева не привела к улучшению жизни основной части населения и не улучшила экономических показателей, но вызывала брожение умов, приведшее к подрыву идеологических основ существования советского социума.

Вместо заполнения рынка дешевым ширпотребом и улучшения обслуживания в общепите произошло некое безобразие. Кооперативные кафе оказались доступными только для тех же «кооперативщиков» и их экономических оппонентов - рекетиров (проще: вымогателей). Товаров больше не стало, приспособиться к новым условиям удалось относительно небольшой прослойке людей авантюрного склада характера. Но это все были только цветочки…

И в борьбе с «зеленым змеем» побеждает змей

Первый по-настоящему серьезный удар по Советской власти Горбачев нанес, издав антиалкогольный указ. Расслоение на имущих и не очень, бедность магазинного ассортимента, растущие цены и многое другое население могло простить говорливому генсеку. Но он покусился на привычный для широких масс образ жизни, на ставший естественным способ ухода от серой советской реальности. Такая внутренняя политика Горбачева отвратила от него значительную часть населения. Спору нет, бороться с пьянством нужно, но методы оказались совершенно неприемлемыми, а альтернативных способов досуга больше не стало. Появились, конечно, видеосалоны (опять же, кооперативные), в которых за умеренную плату крутили всяких «Эммануэлей», из окошек частных «студий звукозаписи» звучал «Ласковый май», но компенсировать отсутствие горячительных напитков в магазине все это не могло. А вот самогонщики и продавцы ректификата сумели.

Экономическая ситуация и ее последствия

Запад долго боролся с коммунизмом, видя в нем угрозу своему существованию. Собственно, в 80-е речь шла не об идеологическом противостоянии - надеяться на то, что теоретические изыскания лидеров СССР, издаваемые огромными тиражами, могли поколебать основы рыночной экономики, не приходилось. Боялись угроз менее изысканных - ядерных ракет, например, или подводных лодок. Поступали при этом их руководители не очень логично: они подрывали экономические основы Советского Союза, играя на понижение цены нефти и газа. Это приводило к и, как следствие, к росту риска аварийности атомных объектов. Случилась Чернобыльская катастрофа, в Афганистане продолжалась война, обескровливающая и без того небогатый бюджет. Внутренняя и внешняя политика Горбачева кратко характеризовалась в тот период как прозападная. Диссидентов освобождали и с почетом принимали в Кремле. Уничтожались ракеты малой и средней дальности, так беспокоящие западную Европу (договор 1987 года). Все это делалось вынужденно, но выдавалось за жесты доброй воли.

Сепаратизм

Расчет на дружелюбное понимание Запада и его помощь не оправдался. Еще более жалкой выглядела внутренняя политика Горбачева. Кратко ее описать можно одним словом: «беспомощность». Сепаратистские настроения, подогреваемые иностранными спецслужбами, достигли апогея. Серия межнациональных конфликтов (Тбилиси, Баку, Прибалтика) не встретили достойного отпора - ни идеологического, ни, в крайнем случае, силового. Общество, обессилевшее в борьбе с нищетой, было деморализовано. Внутренняя политика Горбачева не могла опираться на внутренние ресурсы, а внешней материальной подпитки она не получала. Как назло, произошло Советский Союз, недавно еще казавшийся незыблемым, затрещал по швам. Националистические движения бурно развивались на Украине, в Молдавии, в среднеазиатских республиках и внутри РСФСР. На всю эту вакханалию безвольно взирало руководство страны, разводя руками и многословно комментируя происходящее кровопролитие.

Перестройка

Внутренняя политика Горбачева кратко определялась им самим словами «перестройка» и «демократизация». Любой прораб знает, что изменять несущие конструкции здания невозможно, если в нем живут люди, но генеральный секретарь считал иначе. И полетели кирпичи на головы… Предприятия, работавшие десятилетиями, оказались вдруг нерентабельными. Государство умудрялось даже золото на приисках добывать с убытками. Над страной замаячил зловещий призрак безработицы. Призывы «делать каждому на своем месте свое дело добросовестно» звучали слишком абстрактно. Недовольство населения росло и захватывало все более широкие общественные массы - от убежденных сторонников социализма, возмущавшихся невиданными идеологическими уступками, до приверженцев либеральных ценностей, сетовавших на недостаточность свобод. К концу восьмидесятых назрел системный кризис, в котором в значительной степени был виновен сам Михаил Сергеевич Горбачев. Внутренняя политика, проводимая им, оказалась малоэффективной и противоречивой.

Успехи внешней политики

В 1989 году происходит объединение власти в одном лице. Генсек возглавляет и Верховный Совет, пытаясь каким-то образом взять под контроль деятельность народных избранников, чересчур «расшалившихся». Успехом это действие не увенчалось, волевых качеств руководителю, ставшему на следующий год Президентом СССР (фактически самоназванным), явно не хватало.

Нелогичностью и противоречивостью страдала и внутренняя, и внешняя политика Горбачева. Кратко ее можно обозначить как сохранение претензий на сверхдержавность без средств фактического подтверждения этого статуса.

Советские войска покидают Афганистан, но хребет экономики уже надломлен, и ситуацию это не спасает. Тем не менее у Михаила Сергеевича появляется множество иностранных друзей - президентов, премьеров и особ королевской крови. Они находят советского президента приятным собеседником, милым человеком, по крайней мере, они его так характеризуют во время интервью. Такова внутренняя и внешняя политика Горбачева, кратко ее можно определить как стремление быть приятным во всех отношениях.

Уступки Западу

Авторитет СССР в мире стремительно снижается, с мнением советского руководителя уже перестают считаться не только США, но и небольшие страны, граничащие с Союзом и совсем недавно относившиеся к великому соседу, по крайней мере, с опаской.

Пресловутое на Восток началось в поздние горбачевские годы. Ослабление позиций Союза на международной арене отвернуло от него былых сателлитов по всему миру, и в первую очередь восточноевропейских. Недостаток ресурсов вынудил советское руководство сначала урезать, а потом и вовсе прекратить помощь режимам, проводящим антиимпериалистическую (или антиамериканскую) политику. Появился даже новый термин: «новое мышление», с ударением на первый слог, как будто речь идет о какой-то мыши. По крайней мере, так его произносил сам Горбачев. Внутренняя и внешняя политика (таблица событий, предшествующих распаду мировой социалистической системы представлена ниже) трещит по всем швам…

Такой была (как ее понимал Горбачев) внутренняя и внешняя политика. Таблица достижений в области государственных реформ выглядит не менее удручающе:

В истории СССР мало найдется примеров, приведших к столь разрушительным последствиям, как внутренняя политика Горбачева. Таблица наглядно демонстрирует, что по всем трем основным направлениям реформирования результат оказался безуспешным.

Финал

Попытка государственного переворота, названная путчем, предпринятая в августе 1991 года, продемонстрировала полное бессилие верховной власти перед грозными реалиями конца тысячелетия. Внутренняя политика М. С. Горбачева, слабая и непоследовательная, привела в скором времени к распаду Советского Союза на пятнадцать фрагментов, страдающих в своем большинстве «фантомными болями» посткоммунистического периода. Последствия уступок на международной арене ощущаются и сегодня.

Вся внутренняя политика Горбачёва была проникнута духом перестройки и гласности. Он впервые ввел термин "перестройка" в апреле 1986 г., которое сначала понималось только, как "перестройка" экономики. Но позднее, особенно после проведения XIX Всесоюзной партийной конференции, слово "перестройка" расширилось и стало обозначать всю эпоху перемен.

Первые шаги Горбачёва после избрания в основном повторяли меры Андропова. Прежде всего, он отменил "культ" своей должности. На глазах у телезрителей 1986 г. Горбачёв грубовато оборвал одного оратора: "Поменьше склоняйте Михаила Сергеевича!".

В средствах массовой информации вновь заговорили о "наведение порядка" в стране. Весной 1985 г. вышел указ о борьбе с пьянством. Вдвое была сокращена продажа винно-водочных изделий, в Крыму и Закавказье вырубили тысячи гектаров виноградников. Это привело к росту очередей у винных магазинов и к повышению употребления самогона более чем в пять раз.

С новой силой возобновилась борьба с взяточничеством, особенно в Узбекистане. В 1986 г. арестовали, а позднее осудили на двенадцать лет заключения зятя Брежнева Юрия Чурбанова.

В начале 1987 г. Центральный комитет ввел некоторые элементы демократии на производстве и в партийном аппарате: появились альтернативные выборы партийных секретарей, иногда открытое голосование заменялось тайным, вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Все эти нововведения в политической системе обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция, происходившая летом 1988 г. Её решения предусматривали соединение "социалистических ценностей" с политической доктриной либерализма - был провозглашен курс на создание "социалистического правового государства", планировалось провести разделение властей, разрабатывалась доктрина "советского парламентаризма". Для этого был создан новый высший орган власти - съезд народных депутатов, а Верховный Совет было предложено сделать постоянно действующим "парламентом".

Изменению подверглось и избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, одну треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Главной идеей конференции была передача части властных полномочий партии правительству, то есть усиление советских органов власти, при сохранении в них партийного влияния.

Вскоре, инициатива проведения более интенсивных реформ перешла к избранным на I съезд народным депутатам, по их предложению концепция проведения политических реформ была несколько изменена и дополнена. III съезд народных депутатов, заседавший в марте 1990 г. счел целесообразным ввести пост Президента СССР, тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монополию коммунистической партии на власть, это позволило формировать многопартийность.

Так же в ходе политики перестройки произошла на государственном уровне переоценка некоторых моментов истории государства, особенно это касается осуждения культа личности Сталина.

Но в тоже время стали постепенно появляться и недовольные политикой перестройки. Их позицию выразила в своем письме редакции газеты "Советская Россия" ленинградская учительница Нина Андреева.

Одновременно с проведением реформ в стране, в ней появился, казалось уже давно решенный, национальный вопрос, который вылился в кровавые конфликты: в Прибалтике и в Нагорном Карабахе.

Одновременно с проведением политических реформ проводились и реформы экономические. Главными направлением социально-экономического развития страны был признан научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация "человеческого фактора". Первоначально основной акцент делался на энтузиазм трудящихся, но на "голом" энтузиазме ничего не построишь, поэтому в 1987 г. была проведена экономическая реформа. Она заключала в себе: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, постепенно возрождение частного сектора экономики, отказ от монополии внешней торговли, более глубокая интеграция в мировой рынок, сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, реформа сельского хозяйства. Но все эти реформы, за редким исключением, не приводили к желаемому результату. Одновременно с развитием частного сектора экономики, государственные предприятия столкнувшиеся с совершенно новыми способами работы, были не способны выжить в условиях нарождающегося рынка.


Top