Система государственного управления.

По своему типу государства весьма разнообразны.

Форма государства (англ. form of state) - понятие, которое характеризует систему организации и способы осуществления государственной власти. Включает в себя: а) форму правления, б) форму государственного устройства, в) государственный режим, а также г) связи между ними.

По форме можно судить о внутренней организации государства, порядке образования, структуре и статусе органов государственной власти, специфике их территориальной организации, характере взаимоотношений друг с другом и с институтами гражданского общества, а также о формах, методах и ресурсах, которые используются государственными структурами в процессе реализации своих властно-управленческих полномочий.

В различных странах государственные формы имеют свои отличительные черты, которые по мере исторического развития наполняются новым содержанием. На форму государства влияют природные условия и геополитическое положение страны, способ производства, уровень развития экономики и ее восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса, менталитет и культурный уровень народа, конфессиональная и национальная структура общества. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства с негосударственными организациями, политическими партиями, церковью, другими общественными институтами.

В последние годы ученые помимо классических предлагают немало новых подходов к анализу различных типов государства и характера их влияния на систему государственного управления. Тем не менее, наиболее распространенным остается давно сложившийся апробированный общественной практикой анализ форм государств по трем основным критериям: по форме государственного устройства, форме правления и государственному режиму.

По форме государственного правления, характеризующей порядок формирования высших органов государственной власти и распределение компетенции между ними, государства со времен Аристотеля подразделяют на:

а) монархии, способные, говоря словами Аристотеля, «извращаться в тиранию». В условиях такого государства верховная власть принадлежит наследственному монарху. Монархических государств в чистом виде, а тем более абсолютистских, в современном мире практически не существует. Сохранившиеся монархии, как правило, превратились в конституционные (парламентарные или дуалистические), сочетающие в себе в разных пропорциях монархические, аристократические и демократические начала;

б) аристократии, способные «извращаться в олигархию». В аристократическом государстве верховная власть принадлежит элите - лучшим, наиболее опытным и разумным представителям общества;

в) демократии, способные «извращаться в охлократию». Специфика демократического правления обозначается термином «республика», что предусматривает построение государственной власти от народа снизу доверху посредством различных форм прямого волеизъявления, представительства и открытой государственной службы. Республики также бывают разными - президентскими, парламентскими, смешанными. Особый тип республиканского правления представляет государство советской (народной) демократии.

В данном контексте следует учитывать, что каждая форма власти предусматривает свою логику организации и функционирования системы государственного управления. При монархическом принципе - это единоличное господство монарха с соответствующими наместниками на местах. Монархия, образно выражаясь, - это центр государственного организма, и от того, как он организован, во многом зависит состояние и качество функционирования всех остальных составных частей этого организма. Аристократический принцип требует коллективного управления со стороны элиты с определенным распределением власти «по вертикали» и «горизонтали». Республиканский принцип основан на коллегиальности, сменяемости, выборности и подотчетности органов власти. Поэтому общенациональные политические процессы и решение вопросов государственного строительства в большинстве случаев сосредоточиваются вокруг выбора формы правления и персонально-кадрового наполнения властных структур.

По форме государственного устройства (англ. state organization), т.е. по способу административно-территориального (и/или национально-территориального) деления территории страны с соответствующим разделением власти, государства бывают унитарными или федеративными. Иногда говорят и о конфедеративном государстве, но такое определение трудно признать корректным: конфедерация - это не государство, а союз суверенных государств, создаваемый для реализации вполне конкретных общих задач. Понятно, что характер построения государства как сложной, многоуровневой иерархической системы, охватывающей и интегрирующей общество в единую целостность, определяет многие качественные характеристики государственного управления.

Форма государственного устройства показывает, как структурирована и из каких частей состоит система государственного управления; каково социально-правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения между ними; как строятся отношения между центральными и местными органами каждой властной вертикали; в какой политико-правовой форме выражаются интересы территорий, каждого народа и каждой нации данного государства.

По господствующему политическому режиму, т.е. по содержанию методов, приемов и способов практической реализации государственной власти в стране и на международной арене, государства характеризуются демократическим или антидемократическим (деспотическим, тоталитарным, авторитарным, фашистским, военно-полицейским и др.) режимом.

Главными принципами реализации государственной воли в условиях демократии являются: а) выборность власти; б) законность, проведение в жизнь всеобщей воли народа в строгих рамках материального и процессуального права; в) разделение власти; г) парламентаризм; д) экономический, политический и идеологический плюрализм, е) свобода слова, ж) гарантированность прав и свобод человека.

Для недемократических режимов, наоборот, характерными являются укомплектованность аппарата по номенклатурному строго классовому признаку, игнорирование общепринятых демократических институтов и ценностей, приоритетность администрирования, психологического, идеологического и даже физического принуждения, тотальный контроль. Права и свободы человека в лучшем случае декларируются. На протяжении многих десятилетий из документа в документ переходили формулировки о недопустимости подмены и командования Советами, о необходимости борьбы с бюрократизмом и безответственностью, утверждалось, что «смешивать функции партийных коллективов с функциями государственных органов... ни в коем случае не следует», что такое смешение «даст гибельный результат».

Так оно, в конце концов, и получилось. Демократические ориентиры превратились в лозунги и пустые слова. Практика командования сверху, заложенная с первых дней советской власти, стала системой. А начало было следующим: только за период с ноября 1917 по февраль 1918 года из ЦК на места было направлено 1056 директивных писем. Около 200 из них касались работы партийного и государственного аппарата, 30 - вопросам укрепления партийной дисциплины, 20 - хозяйственно-политическим задачам, 40 - рассмотрению фактов смешения функций партийных и советских органов. Эта простая статистика свидетельствует о стремлении центра все взять в свои руки, установить строгую подчиненность сверху вниз посредством партийной и государственной дисциплины. Так складывалась административно-командная система. Тем более, что экономическая (государственная собственность и плановая система хозяйствования) и социально-политическая (монопольно руководящая партия и огосударствление человека) база существовала. В политике процветали монополизм одной партии в лице партийно-государственного аппарата; в идеологии - догматизированные со сталинских времен идеи и концепции; в социальной сфере - уравнительность «в бедности» и привилегии; в духовной сфере - двойная мораль и лицемерие; в управлении - не наука и законность, а волевой нажим и администрирование.

В каждом государстве в любой исторический момент его существования имеет место сочетание различных форм государственной организации. Поэтому необходимо знание конкретных типологических характеристик государства, которое способно обеспечить адекватное понимание существа государственного управления.

Хотя справедливо и другое суждение: не существует строгой зависимости между формой государственной власти и системой государственного управления. Правовое и полицейское государство в равной мере допускают республиканскую и монархическую формы правления, унитарное и федеративное государственное устройство. Истории известны не только демократические, но и-аристократические республики. Далеко не всегда парламентарная республика в постиндустриальном обществе обеспечивает реальное участие в управлении делами общества большинства населения. Вряд ли в условиях тоталитарного режима может быть в полной мере реализован принцип федерализма. Тоталитарные системы всегда сверхцентрализованы и другими быть не могут. Тоталитаризм способен лишь имитировать республиканские демократические институты. В этом смысле «советская федерация - нонсенс, ибо федерализм - это форма децентрализации государственной власти». Конституционно СССР был федеративным государством, но с точки зрения реально существующей системы государственного управления это было совсем не так. Государственный статус КПСС как центрального властно-руководящего и политически направляющего института советского общества, по сути дела, превращал советское федеративное государство в унитарное. И с этим утверждением трудно спорить. Рухнула КПСС - рухнула и федерация, на территории СССР возникло более десятка самостоятельных государств.

С точки зрения конституционного строя и формы государства нынешняя Россия является демократическим федеративным правовым социальным светским государством с республиканской формой правления. На эти характеристики и их определяющее влияние на содержание, принципы и методы государственного управления мы обращаем особое внимание. При этом подчеркиваем, что Российская Федерация в своем социально-политическом и экономическом развитии указанных качественных параметров пока не достигла. Страна прошла лишь первый этап на длинном пути построения современного цивилизованного государства, соответствующего вышеуказанным характеристикам.

Россия - демократическое государство. Демократизм российской государственности базируется на конституционном закреплении народовластия, гарантированности прав и свобод человека, разделении власти, выборности высших государственных органов, политического, экономического и идеологического многообразия, местного самоуправления и др. В трактовке демократического характера нашего государства особо важное значение играет положение о том, что первоосновой и первоисточником власти в стране является не отдельный класс или отдельная социальная группа, не партия или элита (хотя от нее очень многое зависит), а весь многонациональный российский народ. Всякие попытки захвата или незаконного удержания власти, присвоения властных полномочий и использования власти в корыстных целях преследуются законом. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя также рассматриваются как тяжкое преступление против народа, против основ конституционного строя и безопасности государства.

Формы реализации власти народа могут быть различны, но главное заключается, как писал в свое время Г. Бокль, в другом - «ни одна страна не может долго наслаждаться счастьем и спокойствием, если народ ее постепенно не увеличивает свою власть, не расширяет своих прав и не внедряется в жизнь государственной машины». Каналы прямого волеизъявления народа - это референдумы и свободные выборы, собрания, сходы и конференции граждан, собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения к президенту и парламентариям, в другие органы власти. В отличие от прямой представительная демократия, это форма осуществления народовластия через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Существенную роль в реализации власти народа играют политические партии, общественные палаты, неправительственные организации, различного рода политические движения.

Но демократизм государства заключается не только в господстве народа, а, прежде всего, в рациональной организации социума на основе законности, многопартийности, гласности и свободы - свободы слова, совести, передвижения, выбора форм экономической жизни, места жительства и т.д.

Россия - федеративное государство. Российская Федерация, как сложное союзное государство, состоит из 86 относительно самостоятельных и юридически равноправных субъектов, для решения общих задач объединенных по административно-территориальному и национально-территориальному принципу. Наша федерация отличается следующими чертами:

Она является конституционной, а не договорной;

Территория страны состоит из территорий отдельных субъектов: республик, краев, областей и автономий. На огромных просторах страны проживает более сотни наций и народностей, объединившихся вокруг русского народа, являющегося «ядром и главной цементирующей силой многонационального российского государства»;

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается Конституцией Российской Федерации, а также отдельными договорными документами;

Верховная законодательная, исполнительная и судебная власти - прерогатива федеральных органов. При этом субъекты федерации наделены учредительными полномочиями, имеют самостоятельную правовую и судебную систему, обладают правом принятия собственных конституций и уставов, формирования своих высших законодательных, исполнительных и некоторых судебных органов;

Наличие единого союзного гражданства;

Федеральная законодательная власть представлена двухпалатным парламентом - Федеральным Собранием, которое состоит из Государственной Думы и Совета Федерации;

Внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные государственные органы под непосредственным руководством Президента Российской Федерации, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

В основу российской федеративной системы положены принципы государственной целостности; законности; конституционного разграничения сфер деятельности и компетенции центральных и местных государственных органов; гарантированности прав и свобод граждан; равноправия и права на самоопределение народов; равноправия субъектов федераций; демократизма при самых широких возможностях граждан активно участвовать в федеральных и региональных политических процессах. Федеративное устройство, тем самым становится важнейшим фактором обеспечения равновесия между центробежными и центростремительными силами на основе закона и компромисса.

Соблюдение изложенных принципов позволяет успешно реализовать две основные функции федерализма: с одной стороны, децентрализации и разделения государственной власти по вертикали и интеграции национальных и территориальных сообществ в единое российское государственно-правовое сообщество равноправных народов и территорий.

Рациональное сочетание и взаимодействие этих факторов является непременным условием стабильности и устойчивости государственного управления, залог сохранения многообразия субъектов федерации при сохранении общенационального единства и неделимости государства, гарантом решения множества непростых проблем, которые накопились за последние десятилетия.

Тем не менее, следует признать, что далеко не все проблемы федерализма в нашей стране решены удачно. В январе 1998 года по инициативе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялась Всероссийская научно-практическая конференция на тему: «Проблемы и перспективы развития российского федерализма», которая дала нелицеприятные, но обоснованные оценки сложившейся в стране ситуации. С большой тревогой говорилось о кастово-бюрократической системе управления; приоритетности региональных, а подчас этнических интересов над интересами общенациональными; стремлении к дележу общественного богатства по национально-региональному принципу; ограничении свободы передвижения товаров, капиталов, рабочей силы и информации; господстве в некоторых регионах этнического кланово-группового принципа формирования местной власти.

Конференция предложила комплексные рекомендации по преодолению накопившегося негатива. Прозвучала идея принятия федеративного кодекса, в котором были бы упорядочены правовые основы и согласованы технологии регулирования федеративных отношений в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации. Целый ряд высказанных рекомендаций уже реализованы либо находятся на стадии активной проработки и реализации.

Россия - правовое государство. Правовое государство - это реальное воплощение принципов законности, права и свободы, реализуемых преимущественно в правовых формах и строго ограниченных законом пределах. Главное для правового государства - законность; стремление оградить человека от произвола, тотального государственного контроля и мелочной опеки; гарантированность индивидуальных свобод и основополагающих, прежде всего естественных прав личности.

Конечно, это идеал, который в реальной практике государственного строительства (даже в условиях развитой демократии) достичь крайне сложно. Тем более в условиях России с ее многовековым опытом господства абсолютизма и тоталитаризма. Но вектор движения российского государства избран правильный и дает достаточно четкое представление о будущем России как правового государства, главные отличительные черты которого:

Суверенитет народа. Российский многонациональных народ - вот основной источник и первооснова власти в стране, государство лишь представляет, защищает и гарантирует интересы нарда, каждой социальной группы и каждого отдельного гражданина;

Господство права и верховенство закона, нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений строго на правовой основе. Отсюда верховенство Конституции РФ и законодательства, гарантирующего свободу в соответствии с принципом «все, что не запрещено законом, разрешено» и ограничивающего государство принципом «государству запрещено все, что не разрешено законом»;

Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права. Это означает, что в случае, если международным правовым актом, к которому присоединилась Россия, установлены иные нормы, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются нормы международного права;

Приоритет прав и свобод личности, ее свободное развитие. Современное российское государство исходит из того, что в иерархии его ценностей человек, его права и свободы являются высшей ценностью и главной целью государственной политики, что чрезмерное вмешательство властей в жизнь общества и граждан неизбежно превращает государство в деспотическое;

Последовательное проведение в жизнь а) принципа разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви на основе соответствующих «сдержек и противовесов» и б) принципа федерализма, предусматривающего конституционное разграничение предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации;

Самостоятельность и независимость судебной власти - именно она следит за тем, чтобы две другие ветви в своих решениях и действиях следовали закону. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на государственные и общественные институты, касается всех физических и юридических лиц;

Взаимная ответственность и доверие государства и личности. Эти отношения строятся не только на формально-нормативной основе, а прежде всего на прочной основе морально-этических обязательств друг перед другом: государство создает необходимые правовые условия для честной жизни и плодотворного труда человека. Человек, в свою очередь, добросовестно исполняет нормативно закрепленные предписания - соблюдает законы, платит налоги, бережет памятники истории и культуры, охраняет природу, заботится о детях и нетрудоспособных родителях, защищает Отечество.

В России сейчас идет активный процесс формирования правового государства: в 1993 году принята конституция, содержащая принципиально новую для нашей страны концепцию демократического государства; проведена приватизация и разгосударствление; сложилась многопартийность и постоянно совершенствуется избирательный механизм; реформируется система правосудия; усиливается борьба с коррупцией и бюрократизмом. Тем не менее, следует констатировать, что этот процесс протекает крайне сложно, трудно и противоречиво.

Россия - социальное государство. Конституция Российской Федерации в ст. 7 устанавливает, что наша страна - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальное государство - это государство, высшей ценностью которого является человек, его жизнь и личное достоинство. Внутренняя и внешняя политика такого государства направлена на защиту не только общенациональных, региональных, корпоративных и групповых интересов, а, прежде всего, на защиту прав, свобод и законных частных интересов человека. Каждое его управленческое решение носит правовой характер, обеспечивает социальную ориентированность не только государственного, но и частного секторов экономики. Важнейшими признаками социального государства также являются: сильная социальная политика, основанная на взаимной социальной ответственности власти, общества, бизнеса и гражданина; забота об экологической безопасности жизни человека; нетерпимость к бюрократизму, коррупции и иным антиобщественным теневым отношениям; забота о развитии гражданского общества и авторитете каждого его института.

Социальное государство решает две главные задачи. Первая заключается в том, чтобы создать условия, материально обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека - максимально возможное сокращение безработицы, установление минимального размера заработной платы, охрана труда и здоровья людей, обеспечение реального доступа граждан к образованию, здравоохранению, достижениям науки, культуры и искусства и т.д. Вторая - поддержка слабо защищенных в социальном плане слоев населения, забота о семье, материнстве и детстве, инвалидах и пожилых гражданах. Мощь государства обеспечивают не те деньги, которые отпускаются чиновникам, а те, которые остаются в карманах граждан.

Базовые принципы социального государства: социальная справедливость, демократизм, гуманизм, нравственность и законность. Эти принципы носят основополагающий системообразующий характер. При этом следует оговориться, что в Конституции РФ речь не идет об абсолютном праве человека на социальные блага, гарантирующие его достойное существование, а только лишь об обязательствах государства содействовать решению социально-бытовых проблем человека, если эти проблемы он сам по каким-либо объективным причинам решить не в состоянии. В этой связи напомним позицию профессора М.В. Баглая: социальным «называется то государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан и их социальной защищенности». Социальное государство - это механизм согласования интересов различных уровней и различных субъектов общественных отношений, гармонизации свободы, права, социальной ответственности и социальной справедливости.

Россия - светское государство. Это один из базовых его принципов, который характеризует взаимоотношения государства и церкви, определяет их взаимные права и обязанности, устанавливает пределы возможностей законодательной, исполнительной и судебной власти в реализации принадлежащих им полномочий по регламентации порядка образования, деятельности и упразднения различных религиозных объединений. Положение о светском характере российской государственности, согласно ст. 14 Конституции РФ, означает, что никакая религия в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. А значит, церковь не является частью государственного аппарата, а религия не может быть основой его политики и повседневной управленческой деятельности.

Провозглашение Российской Федерации светским государством органически увязано с конституционно-правовым закреплением свободы совести и вероисповедания, права исповедовать (индивидуально или совместно с другими) любую религию или не исповедовать никакой. В полной мере это право позволяет свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Образование в нашей стране также носит светский характер, школа отделена от церкви. Тем самым подтверждается светский, а не атеистический характер российского государства.

Российское государство и церковь взаимно нейтральны, причем этот нейтралитет носит позитивный характер: государство не ведет атеистической пропаганды, гарантирует свободу религиозных объединений и вероисповедания, не вмешивается во внутреннюю каноническую деятельность религиозных структур. Церковь же в свою очередь не участвует в политике, не может создавать свои организации в государственных структурах, органах местного самоуправления и войсковых частях, не претендует на осуществление государственных функций и воздерживается от всего, что может способствовать насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности государства, подрыву его безопасности и т.д. Она вправе производить, тиражировать и распространять религиозную литературу, осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую работу, устанавливать и поддерживать международные религиозные связи. Священнослужители могут избираться в выборные органы власти, но только как граждане, а не священнослужители.

Россия представляет собой многоконфессиональную страну, в которой наряду с православным христианством и исламом существуют и другие вероисповедания, в том числе католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др. В этих условиях важное значение имеет равенство религиозных объединений перед законом. Отсюда запрет государственным структурам, всем органам законодательной, исполнительной и судебной власти предоставлять какие-либо преимущества и привилегии одним из религиозных объединений по сравнению с другими. Другое дело, что государство может и должно оказывать помощь церкви в содержании, реставрации и охране зданий, являющихся памятниками истории и культуры, предоставлять определенные налоговые льготы, не препятствовать в организации воскресных школ и др.

И самое главное: российское законодательство запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или деятельность которых направлены на разжигание социальной, национальной и религиозной розни. Это важнейший императив государственного управления и всей политики российского государства.

Россия - президентская республика. Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Россия является республикой, что означает конституционное закрепление в России принципа народного суверенитета, того, что все высшие органы государственной власти либо избираются народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Республиканская форма правления распространяется также на все субъекты Федерации. Главным признаком российской республиканской формы правления являются выборность и сменяемость главы государства, участие народа (непосредственно или в опосредованных формах) в осуществлении государственной власти.

Не менее важной характеристикой является и то, что Россия фактически является президентской республикой. Это утверждение справедливо, несмотря на то, что в нашей стране глава государства не возглавляет исполнительную власть, что наше государство характеризуется некоторыми чертами, которые присущи только парламентарной республике. В Российской Федерации в руках всенародно избираемого главы государства сосредоточены огромные полномочия. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, стоит на страже суверенитета и целостности страны, координирует взаимодействие органов различных ветвей власти. Президент утверждает структуру исполнительной власти, формирует правительство и по своему усмотрению отправляет его в отставку, самостоятельно назначает и освобождает министров, заслушивает отчеты правительства и федеральных министров. Может по своей инициативе проводить заседания правительства. Кроме того, он непосредственно осуществляет руководство министерствами и службами силового блока, являясь при этом Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Его указы и распоряжения обязательны для всех властных структур.

Представленный перечень полномочий свидетельствует об особом месте и об определяющей роли Президента Российской Федерации в управлении страной. Все это позволяет квалифицировать форму правления в Российской Федерации не только как президентскую, а скорее «как суперпрезидентскую республику», в которой президент обладает широкими дискреционными полномочиями и может действовать по собственному усмотрению, вправе действовать независимо от правительства и полностью контролирует его.

Мы проанализировали основные характеристики, принципы, признаки и особенности российского государства с точки зрения его формы, которые самым активным образом влияют и учитываются в государственном управлении. Далее рассмотрим влияние федеративного устройства страны ее национальной конфигурации и политического режима на характер государственного управления. Для России все это весьма актуально и значимо.

Советская система управления и государственный аппарат: этапы развития, принципы организации и структура (октябрь 1917 - декабрь 1991 г.)

Введение в раздел

Основные проблемные комплексы советской системы управления. Этапы и логика формирования

В значительной мере логику развития советской политической системы, структуру и специфику механизма государственного властвования и управления определило то обстоятельство, что его формирование и функционирование происходило в условиях форсированного "построения социализма в одной отдельно взятой стране" и чрезвычайных обстоятельствах (гражданская война и постоянные внешние угрозы, отсутствие достаточных условий для нормального развития экономики и социальной структуры, перманентное соревнование и военное противостояние с развитыми странами Запада).

Все это сформировало политическую систему мобилизационного типа и командно-административную модель управления, которые обычно эффективны в ситуации догоняющего развития и ориентированы на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств (принуждение, насилие, подавление классовых врагов) и чрезвычайных организационных форм (авторитаризм и тоталитаризм).

Советская система управления прошла в своем развитии ряд этапов:

  • – этап формирования основ советской системы и складывания модели партийного государства (1917–1921 гг.);
  • – этап утверждения тоталитарного режима и формирования командно-административной системы управления (конец 1920-х – начало 1950-х гг.);
  • – период утверждения авторитарной модели государства и совершенствования командно-административной системы (1953–1964 гг.);
  • – период стабилизации авторитарной модели и ее последующая стагнация (1965–1985 гг.);
  • – этап модернизации авторитарной модели и демонтаж советской системы (1985–1991 гг.).

В 1991 г. Советский Союз распался на отдельные государства и вместе с ним перестала существовать и советская государственная система власти и управления.

Следует отметить, что во многом облик советской государственной системы был задан начальным этапом формирования (1917–1922 гг.), когда закладывались ее основы, и периодом ее окончательного утверждения в 1930-х гг. В дальнейшем на различных этапах происходило лишь совершенствование исходной модели.

После Октябрьской революции (1917 г.) набор угроз и вызовов, с которыми столкнулась страна в результате общенационального кризиса, вызванного противоречиями развития капитализма и обостренного Первой мировой войной, требовал немедленного адекватного ответа со стороны управляющей системы в лице нового – Советского государства. Форсированная модель модернизации 1930–1940-х гг., вызванная "построением социализма в одной отдельно взятой стране", лишь укрепляла гегемонию государства и командно-административные методы управления.

Формирование советской модели управления происходило иод влиянием ряда факторов, которые определили антикапиталистическую направленность пролетарского государства, жестко централизованную структуру его органов и авторитарные методы управляющего воздействия.

1. Советское государство создавалось большевиками в соответствии с марксистской доктриной.

Марксизм, которым руководствовались основатели советского государства, ориентировал их на классовую борьбу и диктатуру пролетариата. Марксистское учение о государстве опирается на тезис о том, что государство есть орудие классового господства.

В связи с этим Советское государство понималось как новый тип государственности, поскольку это государство трудящихся и для трудящихся.

Однако любая власть, которая учреждается как власть нового типа и в интересах новых классов, начинается с установления своей диктатуры над свергнутым классом. Таким путем утверждала свое господство буржуазия, не стеснявшаяся применять диктаторские меры против свергнутых феодалов. Так и в России предполагалось установить диктатуру пролетариата против свергнутых помещиков и буржуазии.

Для В. И. Ленина власть Советов и была организационной формой диктатуры пролетариата "в самой суровой форме" .

Моделью пролетарского государства, по его мнению, должно стать государство-коммуна, совмещающее в одном органе функции законодательной и исполнительной властей: депутаты сами принимают законы, сами организуют и контролируют их исполнение, сами отвечают за них перед своими избирателями.

Единство власти – вот основной конституционный принцип, которому было отдано предпочтение. В соответствии с ним государственная власть по своей сущности и форме едина и неделима. Этот принцип – принцип полновластия Советов – являлся основой подчинения исполнительного аппарата представительным органам и означал верховенство Советов всех уровней, их право отменять решения, принятые подчиненными им исполнительными органами.

Преимущество системы слияния властей в противовес разделению В. И. Ленин видел еще и в открывающейся возможности раз и навсегда покончить с чиновником, во все времена бывшим в России бичом и камнем преткновения. По замыслу, будучи органами народовластия, Советы одновременно являлись и органами народного самоуправления. Принцип полновластия Советов обеспечил на первых порах эффективность и быстроту принятия политических решений, что при наличии кризисных ситуаций открывало большие возможности.

Забегая вперед, заметим, что идеальная модель советского государства в соответствии с марксистским учением претерпела весьма существенную трансформацию, обусловленную исторической реальностью.

2. На практике конкретный облик нового государства формировался не столько учением К. Маркса, сколько ожиданиями основной массы общества – непролетарских слоев населения, втянутых в политику самим фактом революции, их постоянной радикализацией. Партия большевиков, пришедшая к власти на волне массовых движений и в результате национального кризиса, вызванного противоречиями развития капитализма, обостренного Первой мировой войной, ослабившего традиционную российскую государственность и идеологию, оказалась заложником этих ожиданий и вынуждена следовать им.

Стремительное крушение самодержавия и первые месяцы революции привели к небывалой по глубине радикализации масс. Требования безотлагательного решения тех или иных вопросов звучали все настойчивее. В силу целого ряда причин решить эти вопросы в рамках закона не представлялось возможным, а несбывшиеся надежды многомиллионной толпы грозили толкнуть страну в полный хаос.

Одновременно среди части интеллигенции, в торгово- промышленной среде, у военного командования явно проявились тенденции силой восстановить порядок и общественное спокойствие в стране, предотвратить полную анархию и распад государства. К осени альтернатива развития России выглядела так: "Корнилов или Ленин".

Тем более что в период между февралем и октябрем 1917 г. не удалось создать блок левых партий, в пользу которого неоднократно высказывался В. И. Ленин, т.е. блок, который мог бы стать единственным серьезным шансом избежать кровопролития. Правые эсеры и меньшевики предпочитали блокироваться с кадетами, но позднее их хватило лишь на то, чтобы раскачивать Гражданскую войну в том или ином регионе, а затем уступать место генералам и монархистам.

Состояние общества не терпело уже длительных словопрений в духе "чистой" демократии. Речь шла о выживании страны.

Народные низы, неграмотные и полуграмотные, политически непросвещенные и неопытные, измученные многолетней войной и обещаниями политиков всех мастей, свергнув прежний режим, желали получить новый – в соответствии со своим утопическим сознанием – немедленно, причем в неусеченном виде, прежде всего в виде абсолютного социального равенства, и главным образом, с учетом продовольственного кризиса и приближающегося массового голода, при равенстве в потреблении. Формой реализации ее стал "военный коммунизм" – грубый, примитивный, казарменный коммунизм.

М. Горький вспоминал слова В. И. Ленина, сказанные осенью 1918 г.: "Русской массе надо показать нечто очень простое, очень доступное ее разуму. Советы и коммунизм – просто..." . Вводя "военный коммунизм", больше вики действовали не строго по К. Марксу, а в соответствии с реальной обстановкой, с учетом состояния экономики, настроения народных масс, невозможности иным способом спасти от голода городское население.

3. Первая мировая война и разорение потребовали усиления роли государства, его доминирующего и всепроникающего влияния на все без исключения стороны жизни.

В октябре 1917 г. противостояние различных политических сил Временному правительству еще более усилилось на фоне углубления хозяйственной разрухи.

Продукция фабрично-заводской промышленности за 1917 г. сократилась на 36–40% по сравнению с 1916 г. Упадок производства наблюдался во всех отраслях промышленности, в том числе в машиностроении и металлообработке. Добыча угля в Донбассе в октябре была меньше, чем в феврале на 1/4. В целом по добыче угля страна откатилась на уровень 1911 г. На 1/4 сократилась выплавка чугуна. Валовая продукция текстильной промышленности в 1917 г. по сравнению с 1916 г. уменьшилась на 33%.

С марта по октябрь в стране закрылось около 800 предприятий и выросла безработица.

Накануне Октябрьской революции из-за разрыва экономических связей города и деревни в 20 из 43 губерний Европейской России ощущалась острая нехватка продовольствия. Особенно критическим стало положение Петрограда и Москвы, где запасов муки хватало лишь на несколько дней .

В полное расстройство пришли в 1917 г. финансы страны. Непомерно разбухшие расходы Временное правительство покрывало за счет выпуска бумажных денег.

За восемь месяцев своего правления оно выпустило кредитных билетов почти на 9 млрд руб. (царское правительство за 32 месяца войны – 8,3 млрд руб.). Страна была переполнена бумажными деньгами, а покупательная способность рубля снизилась к концу октября до 6–7 копеек. Реальная заработная плата упала к октябрю до 40–50% от довоенного уровня.

Правительство все глубже влезало в долги к иностранному капиталу.

Внешний долг России в октябре составил 11,2 млрд руб.

Открывая заседание Временного Совета Российской республики (Предпарламента), А. Ф. Керенский признал: "Мы накануне великого экономического и финансового кризиса" .

4. В России сложился минимум условий для социалистического строительства, что возлагало именно на государство и его государственный аппарат решение всех социально- экономических задач. Государство было призвано компенсировать недостающие условия путем их достаточно быстрого формирования.

При этом следует заметить, что хотя государство является наиболее концентрированной формой организации политической власти, однако является лишь одним из элементов политической системы, наряду с партиями, заинтересованными группами. Наиболее характерной чертой этого периода было поглощение государством всех других элементов политической системы.

Для анализа политических процессов этого периода не подходит термин "военный коммунизм", так как он принадлежит к сфере экономической и социальной. Не подходит и термин "диктатура пролетариата", так как он указывает только на социальную базу системы власти, да и то более желательную, чем действительно существующую. Недаром большевики в годы гражданской войны чаще говорили не о диктатуре пролетариата, а о диктатуре партии.

5. В России сложилась социально-классовая структура, где рабочий класс составлял такое меньшинство, которое не имело шансов победить в революции. По этой причине для создания социальной базы новой власти – диктатуры пролетариата – рабочий класс выбрал себе в союзники крестьянство, как позже было уточнено – беднейшее крестьянство.

В отечественной науке принято считать, что в 1917 г. рабочие составляли 11% населения, т.е. около 18 млн человек . Но если руководствоваться ленинским определением, – рабочий это тот, кто простоял у станка не менее десяти лет, то перед началом Первой мировой войны в России было по одним источникам 2,5 млн рабочих, по другим – 3,5 млн рабочих .

Это делало актуальной задачу формирования социальной базы нового власти.

1. Структура партийно-государственной модели управления и ее черты. Непременным условием построения социализма большевики считали диктатуру пролетариата, подразумевая под этим государственный аппарат, сформированный из рабочих и осуществляющий социалистические преобразования.

  • Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 37. С. 213.
  • Бакулин В. Ленин и стихийный социализм в России // Коммунист. 1990. № 15. С. 31.
  • См.: Республика. 1991. № 1. С. 5.
  • См.: Русское слово. 1917. 8 окт.
  • См.: Октябрьская революция: вопросы и ответы. М., 1987. С. 23.
  • См.: Там же. С. 23.

История государственного управления в России охватывает множество веков. Рассмотрим ее вкратце.

Государственное управление в России сложилось еще во времена Киевской Руси. Во стоял князь, который принадлежал к роду Рюриковых. В отдельных городах управляли племенные князья. Но власть князя была ограничена вече, т.е. не была монархической. Когда умирал князь, вся лестница государственного управления поднималась на одну ступеньку вверх.

Князь должен был обеспечивать внутренную безопасность, издавать законы, управление высшим судом, он являлся главой администрации. Также в его обязанности входили сборы и формирования дружины. Население платило дань, полюдье. В городах находились чиновники, которые назывались численники. Они делали перепись населения для выплачи дани. В каждом княжестве были свои особенности государственной организации и управления. Здесь сложилось новое звание, бояре, которые все чаще стали оспаривать права князей. История государственного управления в России очень интересна. В 12-13 веках князья очень часто менялись - 68 раз, при этом князь был незаменимым элементом социально политической системы. После того, как произошло объединение русские земель в 15в. образовалось единое государство, которое называлось Россией. В связи с этим изменяется социально-экономическая структура государства. История государственного управления в России немалое место отводила и думе. Во главе государства стоял Великий Князь. Дума состояла из дух частей - бояры и окольничие. Также в государственной структуре были Дворец, который занимался землями князя, и Казна, где хранились государственные деньги, драгоценности, также важные документы. С приходом к власти Ивана IV, меняется система государственного управления в России. В следствии его реформ, создается Ближняя дума, система приказов… В деревнях должность руководителя называлась Губные старосты, и Излюбленные головы в городах. В 1549г. был создан а в 1551г. был собран которые ввел реформы в церковном правлении. Иван IV поделил всю страну на земщины и опричнины. Уже начиная с 17в в России замечаются предпосылки перехода от монархии к самодержавию. Произошли также изменения в военном строе России. Усилились вооруженные силы России. Во времена правления Петра реформы реализовались в по отношению к Его преобразования в основном были направлены в сторону европеизации, модернизации социально-экономическому и государственному строю России. Его реформы касались и крестьян, которые разделились на государственных и крепостных крестьян. В середине 18века были государственные перевороты, а после смерти Петра, были созданы органы, функцией которых было ограничение власти царя. Такими органами являлись (1725-1730), кабинет министров (1730-1740), конференция при высочайшем дворе (1740-1762). Были созданы также гражданский и уголовный суды. Такие реформы совершались постоянно в течении нескольких веков. В начале 20в была создана Государственная Дума. Республика была провозглашена 1-ого сентября 1917г.. Государством управляло временное правительство. В 1918г 10 июля была провозглашена первая конституция, конституция РСФСР. Согласно ей законодательным органом был ВЦИК.. 31-ого января 1924г была провозглашена просуществовал до 1991г. после его разрушения образовалась Российская Федерация, президентом которого стал Борис Ельцин.

История государственной службы в России охватывает несколько столетий. В Киевской Руси не было служебной повинности. Серьезные изменения в этой сфере произошли после объединения северо-восточных земель Руси под власть московского князя. Начиная с любой служилый человек не могу выехать за границы московского княжества - это считалось государственной изменой.

История государственной службы неразрывно связано с история гос управления в России. Мы попытались вкратце изложить тему "История государственного управления в России".

2-ой уровень (несколько продвинутый)

«Россия в годы Гражданской войны (октябрь1917 г. –1920 г.)»

Примерный план ответа

1.Внутренняя политика большевиков (1917-1920 гг.) II съезд Советов, разгон Учредительного собрания,разрыв большевиков и левых эсеров,


складывание однопартийной системы; принятие Конституции РСФСР.

4.Социально- экономические преобразования большевиков в годы Гражданской войны Политика « военного коммунизма».

Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Каковы причины Гражданской войны в России? На какие слои населения опирались враждующие силы?

2 В чьих интересах проводилась внутренняя политика большевиков (1917-1920 гг.), могла ли она стать причиной Гражданской войны в России?

3.Как началась Гражданская война? На какие этапы она делится?

4.В чём особенность Гражданской войны в России?

5.Каков результат восстания Чехословацкого корпуса в 1918 г

6.Кто стоял у истоков создания Добровольческой армии?

7.В каком году Красная Армия вела наиболее упорные бои с войсками Колчака, Деникина, Юденича?

8.Какой титул принял в 1918 г адмирал А.А. Колчак?

9.Когда и в связи с какими событиями был аннулирован Брест- Литовский договор с Германией?

10.Каковы причины поражения «белого движения» ,победы «красных» в Гражданской войне?

11.Что такое политика « военного коммунизма»? Каковы ее цели и последствия?

12.Каковы были итоги Гражданской войны в России

3-ой уровень (продвинутый)

«Россия в годы Гражданской войны (октябрь1917 г. –1920 г.)».

Примерный план ответа
1.Внутренняя политика большевиков (1917-1920 гг.) II съезд Советов, разгон Учредительного собрания,разрыв большевиков и левых эсеров,
складывание однопартийной системы; принятие Конституции РСФСР.

2.Внешняя политика большевиков (1917-1920 гг.). Брестский мир.

3.Гражданская война: причины, основные этапы и события, экономическая политика большевистской власти в годы войны, причины победы большевиков, итоги войны.

4.Социально- экономические преобразования большевиков в годы Гражданской войны.Политика « военного коммунизма».

Задание 8.

Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.Заполните таблицу «Борьба в большевистском руководстве по поводу заключения сепаратного мира с Германией».


2.В годы Гражданской войны вы:


а) встали бы в ряды «красных»;
б) присоединились бы к «белым»;
в) пошли бы за национальными движениями (петлюровцами, дашнаками, мусаватистами и пр.);
г) были бы близки к идеям и действиям Махно и ему подобных.
Объясните свой выбор.

3.Представьте, что вас как специалистов-историков, исследующих тему Гражданской войны, пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам Гражданской войны 1918-1920 гг. Каким бы вы хотели его видеть?

4.Является ли Гражданская война закономерностью революции, была ли она неизбежной после прихода к власти партии большевиков? Выскажите своё мнение, аргументировав его.

5.Сформулируйте цели интервентов.

6.Сопоставьте тактику «красных» и «белых» в годы Гражданской войны. Какие проблемы оказались равнозначно сложными и вынудили прибегнуть и тех и других к террору?
Литература

Основная


1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История, Учебник для нач. сред. Проф. Образования. В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр136-139; 140-148.

2.Лекции учебных занятий.

Дополнительная

1.Бровкин В.Н. Россия в гражданской войне. Власть и общественные силы // Вопросы истории. 1994. №5.

2.Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы. М., 1995.

3.Гражданская война в России: перекрёсток мнений. М., 1994.

4.Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991.

5.Журавлёв В.В., Симонов Н.С. Причины и последствия разгона 6.Учредительного собрания // Вопросы истории. 1992. №1.

7.Красный террор // Знание – сила. 1991. №7.

8.Лехович Д.В. Белые против красных. М., 1992.

9.Майсурян А. Учредительное собрание // Энциклопедия для детей: История России. Т. 3. М., 1995.

10.Майсурян А. Гражданская война. Деятели Гражданской войны. Партия большевиков в 1917-1921 годах // Энциклопедия для детей: История России Т.З. М., 1995.

11.Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: Власть и массы. М., 1997.

12.Советско-польская война // Родина. 1992. №5.

13.Шубин А. Махно и махновское движение. М., 1998.

14.http:// www . whiteforce . newmail . ru (Белая гвардия).

Карта темы 7

Задания

1-й уровень (базовый)

«Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР».

Примерный план ответа


  1. Новая экономическая политика
    а) Причины перехода к нэпу;


Задание 2. Дайте определение , объяснение:

Новая экономическая политика (нэп); продовольственный налог (продналог); концессия; хозрасчёт; нэпманы; Объединённое Государственное политическое управление (ОГПУ); теория о возможности построения социализма в одной стране; большевистская гвардия; режим личной власти; Союз Советских Социалистических Республик (СССР); унитарное государство; федерация; автономия; план автономизации; Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО); Государственная общеплановая комиссия (Госплан); Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКП (б)).


Задание 4. Кто это?

Сталин И.В.; Зиновьев Г.Е.; Каменев Л.Б.; Бухарин Н.И.; Троцкий Л.Д.; Рыков А.И.; Томский М.П.; Сокольников Г.Я.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР».

Примерный план ответа


  1. Новая экономическая политика
    а) Причины перехода к нэпу;
    б) Сущность и основные черты нэпа;
    в) Противоречия и итоги нэпа..

  2. Образование СССР (предпосылки образования, проекты объединения).
Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Какова была обстановка в Советской России после окончания Гражданской войны?

2.В чем состояли причины перехода к нэпу? В чем состояла сущность нэпа?

3.Каковы положительные и отрицательные итоги нэпа?

4. Был ли неизбежным отказ советского руководства от нэпа?

5.Почему и как образовался Советский Союз? Какова была структура управления новым государством?

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР».
Примерный план ответа


  1. Новая экономическая политика
    а) Причины перехода к нэпу;
    б) Сущность и основные черты нэпа;
    в) Противоречия и итоги нэпа..

  2. Образование СССР (предпосылки образования, проекты объединения).
Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.Согласны ли вы с высказыванием У. Черчилля о Ленине: «Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но следующим несчастьем была его смерть»?

2.Нарисуйте схему «Высшие органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1924 г.».

3.На основе приведённых ниже фактов попробуйте определить, имеет ли какое-либо отношение создание СССР к попыткам большевиков разжечь мировую революцию?

В названии государства – СССР – нет указания ни на национальную, ни на территориальную принадлежность.

Конечная цель государства была определена как «объединение трудящихся всех стран в мировую советскую республику».

Лозунгом СССР стал призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», символом – красная пятиконечная звезда, обозначающая пять континентов, а серп и молот – единство рабочего класса и крестьянства.

4. Кому из партийных лидеров В.И. Ленин дал следующую характеристику: «…не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии»?

5.Кто стал председателем Совнаркома после смерти В.И. Ленина? Кто выступал в 20-е годы в качестве основных противников И.В. Сталина?

6.Сравните «левый» (Троцкий, Зиновьев, Каменев) и «правый» (Бухарин, Рыков) уклоны в ВКП (б) в 1920-е гг. Укажите, что было общим, а что – различным.Как вы думаете, почему в этой борьбе победу одержал И.В. Сталин?

Литература

Основная


1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История. Учебник для нач. сред. Проф. Образования6 В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр.172-177.

2.Лекции учебных занятий.

Дополнительная

1.Виноградов С.В. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М., 1996.

2.Неизвестный Кронштадт // Родина. 1993. №7.

3.Горинов М.М. Нэп: поиски путей развития. М., 1990.

4.Мау В.А. Реформы и догмы: Очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. М., 1993.

5.Нэп: приобретения и потери. М., 1994.

6.Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму: 1917-1929 гг. М., 1994.

7.Такер Р. Сталин: Путь к власти. 1879-1929 гг. М., 1994.

Карта темы 8

«СССР в 30-е годы».

Задания

1-й уровень (базовый)

Задание 1. Используя учебник составьте ответ по вопросу «СССР в 30-е годы».
Примерный план ответа

2.Индустриализация страны:



Задание 2. Дайте определение , объяснение:

Индустриализация; коллективизация; коллективное хозяйство (колхоз); кулак; выдвиженцы; двадцатипятитысячники; раскулачивание; машинно-тракторная станция (МТС); пятилетка; социалистическое соревнование; стахановцы; «враг народа»; репрессии; Главное управление лагерями ОГПУ (ГУЛАГ); культ личности; «большой террор»; номенклатура; государственный социализм; повинность; Верховный Совет; Президиум Верховного Совета.

Задание 3. Какие события связаны с датами


1925 г., декабрь

Задание 4. Кто это?

Сталин И.В.; Рютин М.Н.; Киров С.М.; Зиновьев Г.Е.; Каменев Л.Б.; Пятаков Г.Л.; Радек К.Б.; Тухачевский М.Н.; Бухарин Н.И.; Рыков А.И.; Каганович Л.М.; Ежов Н.И.; Калинин М.И.; Ягода Г.Г.; Ворошилов К.Е.; Микоян А.И.; Стаханов А.Г.; Тимошенко С.К.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу «СССР в 30-е годы».

Примерный план ответа
1.От нэпа к форсированному строительству социализма.

2.Индустриализация страны:


а) Цели, особенности, источники, итоги и последствия;
б) Первая, вторая, третья пятилетки.

3.Коллективизация сельского хозяйства (цели, основные события, итоги и последствия).

4.Советское государство и общество в 30-е гг.

Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.В чем состояли причины отказа от нэпа? Какие мнения о путях дальнейшего развития страны существовали среди руководства СССР?

2.Какие изменения произошли в сфере управления экономикой при переходе к индустриализации?

3.Что такое коллективизация? Каковы были причины перехода к политике коллективизация?

4.Как осуществлялась коллективизация? Каковы ее результаты?

5.В чем причины установления в СССР единоличной власти Сталина?

6. В чем состояли причины массовых репрессий? Какие последствия они имели?

7.Какие социальные процессы происходили в СССР? Какое значение имело стахановское движение?

8.Каковы итоги развития СССР в 30-е годы.

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу «СССР в 30-е годы».
Примерный план ответа
1.От нэпа к форсированному строительству социализма.

2.Индустриализация страны:


а) Цели, особенности, источники, итоги и последствия;
б) Первая, вторая, третья пятилетки.

3.Коллективизация сельского хозяйства (цели, основные события, итоги и последствия).

4.Советское государство и общество в 30-е гг.

Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.По мнению учёных-историков О.В. Волобуева и С.В. Кулешова, наиболее распространены четыре оценки совершённого в нашей стране «великого перелома».

Путь был определён в своей основе верно, хотя осуществлялся с ошибками.

Пройденный путь сопровождался многими бедствиями, но избежать его было невозможно (концепция «исторической ловушки»).

Нэповский вариант был предпочтительнее.

На рубеже 20 – 30-х гг. никому не удалось найти никакой удовлетворительной альтернативы.

Какая из вышеуказанных точек зрения представляется вам наиболее верной? Почему? Быть может, вы предложите что-то своё?

2.Как вы объясните тот факт, что в нашем обществе и сейчас немало приверженцев Сталина, причём не только среди старшего поколения, но и среди молодёжи? Какие цели преследуют современные сталинисты? Нужно ли с ними бороться?

3.Какая из перечисленных точек зрения на ваш взгляд верная? Объясните почему.

Сталинизм был фатально неизбежен, так как сам исход и условия русской революции предопределили установление личной диктатуры.

Сталинизм – случайность: если бы Сталина не было, в истории России не было бы и сталинизма.

Сталинизм стал вероятностью: если бы в истории России не было Сталина, то была бы установлена иная личная власть, например, Л. Троцкого, ведь глубокие цивилизационные кризисы, бурные социальные и политические революции ведут к установлению диктатуры Кромвеля, Робеспьера, Сталина…

4.Назовите не менее трёх причин успешного проведения коллективизации.

5.Как менялись цели репрессий в 1920-1930-е гг.? Почему репрессиям подверглись так называемые «старые» большевики и высшее руководство Красной Армии?

6.Какие личные качества и конкретные действия Сталина способствовали формированию культа его личности?

7.Какими достижениями нашего народа в 30-е гг. мы с полным правом можем гордиться?


Литература

Основная
1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История, Учебник для нач. сред. Проф. Образования. В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр. 177-181, 182-186.

2.Лекции учебных занятий.

Дополнительная

1.Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30 – 40-х годах. М., 1989.

2.Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивания (начало 30-х годов). М., 1994.

3.Индустриализация Советского Союза: Новые документы. Новые факты. Новые подходы. М., 1997.

4.Лельчук В.С. Индустриализация СССР: История, опыт, проблемы. М., 1984.

5.Тепцов Н.В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20 – 30-х годов. М., 1990.

6.Трагедия советской деревни: Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. 1927- 1939. М., 1999.

7.Хлевнюк О.В. 1937 год: противостояние. М., 1991.

8.Экономика ГУЛАГа и её роль в развитии страны. 1930-е годы. Сб. док. М., 1998.

http:// ocrtxt . narod . ru /092. zip («Сталинизм и советское общество»).

9.http:// www . auditorium . ru / books /477/ index . html («Коллективизация как национальная катастрофа: Воспоминания её очевидцев и архивные документы»).

Карта темы 9

Задания

1-й уровень (базовый)

Задание 1. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Внешняя политика Советского государства в 20 – 30-е годы XX в.».

Примерный план ответа



Задание2. Дайте определение , объяснение:

Недемократические режимы, фашизм, национал- социализм, Лига наций, Мюнхенский сговор, система коллективной безопасности, политика умиротворения, вермахт, пакт Молотова- Рибентропа, « жизненное пространство», первый, второй, третий центры силы, Версальский договор, блицкриг, советско- финляндская война, линия Маннергейма, коллаборационисты, « народные представительства», Закон о всеобщей воинской обьязанности, план « Барборосса»,Вторая мировая война, Великая Отечественная война.


1919-1920
1924 г.
1934 г.

Задание 4. Кто это?

В.Вильсон; Гитлер А.; Гинденбург П.; Франко Ф.; Риббентроп И.; Молотов В.М.; Литвинов М.М.; Рузвельт Ф.Д.; Черчилль У.; Жуков Г.К.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Внешняя политика Советского государства в 20 – 30-е годы XX в.»

Примерный план ответа


  1. Внешняя политика в 20-е г.Полоса признания советской России:первые международные договоры, участие в международных конференциях, установление дипломатических отношений.

  2. Внешняя политика в 30-е годы. Мир в конце 30-х гг., Германо – советский договор. Военно- политические планы сторон.
Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Вчем состояли причины установления недемократических режимов в большинстве стран мира в 20-30-е годы?

2.Как фашисты нацисты пришли к власти в Италии, Германии?

3.С какой целью была создана Лига Наций? Почему ее деятельность оказалась неэффективной?

4.Почему соглашение в Мюнхене вошло в историю как « Мюнхенский сговор»?

5.Какова была расстановка сил в мире накануне Второй мировой войны? Что прпятствовало обузданию стран- агрессоров?

6.Как был заключен счоветско- германский договор? Каковы были его последствия?

7.Что представляли военно- политические планы сторон накануне войны?

8.Была ли вторая мировая война неизбежной?

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Внешняя политика Советского государства в 20 – 30-е годы XX в.»

Примерный план ответа


  1. Внешняя политика в 20-е г.Полоса признания советской России:первые международные договоры, участие в международных конференциях, установление дипломатических отношений.

  2. Внешняя политика в 30-е годы. Мир в конце 30-х гг., Германо – советский договор. Военно- политические планы сторон.
Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.В 30-е гг. XX в. народы Англии, Франции, США, СССР выступали против надвигающейся мировой войны и её потенциального поджигателя – Германии. Тем не менее, указанные страны прямо или косвенно содействовали созданию мощного военно-экономического потенциала явного инициатора агрессии. Почему правительства этих стран, видя и понимая сущность проблемы, совершали такой шаг?

2.Выскажите доводы за и против заключения пакта о ненападении с Германией. Сформулируйте вывод. Измените ли вы мнение, если узнаете о секретном дополнительном протоколе? Объясните, почему.

3.Известны слова Сталина, сказанные в узком кругу после подписания пакта о ненападении с Германией: «Обманул Гитлера, обманул!» Кто же в конечном итоге оказался в выигрыше: СССр или Германия? Аргументируйте свой ответ.

4.Северо-западные границы Советского Союза действительно требовали укрепления на случай войны с Германией. Финской стороне предлагали решить этот вопрос мирным путём, но правительство Финляндии даже не ответило на это предложение. Тогда СССР стал отодвигать свои границы военным путём, так как другого выхода уже не видел. Может быть, прав был Советский Союз, тем более что Финляндия когда-то была составной частью России?

5.В работе «Путь к разделу мира» швейцарский исследователь Г.- А. Якобсен утверждает, что в отношении виновности государств, развязавших Вторую мировую войну, никто не может сравниться с Германией и Гитлером. Эта страна «главный виновник», все остальные «совиновные». Среди них англичане, «стремившиеся к миру любой ценой»; страны Юго-Восточной Европы с их «эгоизмом»; «польские государственные мужи с их высокомерием и переоценкой собственных сил»; «Советский Союз с его поведением летом 1939 года». Дайте оценку высказываниям швейцарского исследователя.


Литература

Основная


1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История,Учебник для нач. сред. Проф. Образования6 В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр 154-159,175-176,163-166,191-196.

2.Лекции учебных занятий.

Дополнительная


  1. Анти – «Ледокол». Беседа Л. Безыменского с Ф. Городецким // Новое время.1995. №11.

  2. Донгаров А.Г. Война, которой могло не быть // Вопросы истории. 1990. №5.

  3. Европа между миром и войной: 1918- 1939. М., 1992.

  4. Открывая новые страницы: Сборник статей. М., 1989.

  5. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1931- 1941. М., 1992.

  6. Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. М., 1989.

  7. Советско-германские документы 1939-1941 гг. Из архива ЦККПСС // Новая и новейшая история. 1993. №1.

  8. Суворов В. Ледокол. День. // Новое время 1992.

  9. Шишкин В.А. Становление внешней политики послереволюционной России (1917-1930 годы) и капиталистический мир: от революционного «западничества» к «национал-большевизму». СПб., 2002.

  10. http:// katyn . codis . ru (Катынь).
Карта темы 10

«Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа »

Задания

1-й уровень (базовый)

Задание 1. Используя учебник составьте ответ по вопросу

Примерный план ответа

1.Начало Второй мировой войны.

Задание 2. Дайте определение , объяснение:

Первый, второй, третий центры силы, Версальский договор, блицкриг, советско- финляндская война, линия Маннергейма, коллаборационисты, « народные представительства», Закон о всеобщей воинской обязанности, план « Барбаросса»,Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Ставка Верховного командования, Ставка Верховного главнокомандующего, блокада Ленинграда, Государственный комитет обороны, Перл- Харбор.

Задание 3. Какие события связаны с датами:

А. Гитлер; Сталин И.В.; Жуков Г.К.; Тимошенко С.К.; Гаврилов П.М.; Конев И.С.; Панфилов И.В.; Клочков В.Г.; Рокоссовский К.К.; Ватутин Н.Ф.; Ерёменко А.И.; Шумилов М.С.; Чуйков В.И..

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа ».

Примерный план ответа

2.Укрепление боеспособности и расширение западных границ СССР.

3.Нападение Германии на Советский Союз.

4.Причины поражения Красной Армии.

5.Мероприятия по организации отпора врагу.

6.Московская битва.Значение победы советских войск под Москвой.

7. Омск фронту и тылу в годы Великой Отечественной войны.

Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Как началась Вторая мировая война? Какие военные действия проводились в Европе? Какие страны были захвачены Германией, страны- союзники Германии?

2.Как Советский Союз укреплял свою обороноспособность накануне Великой Отечественной войны7

3.Каково было соотношение сил накануне нападения Германии на СССР?

4.Как началась Великая Отечественная война? Каков был ход военных действий в 1941г?

5.Вчем состояли причины поражения Красной армии в начальный период войны?

6.Какие мероприятия по организации отпору врагу были проведены в СССР в начальный период войны?

7.Какие военные действия проходили на Тихом океане?

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа ».

Примерный план ответа

1.Начало Второй мировой войны. Этапы войны.

2.Укрепление боеспособности и расширение западных границ СССР.

3.Нападение Германии на Советский Союз.

4.Причины поражения Красной Армии.

5.Мероприятия по организации отпора врагу.

6.Московская битва.Значение победы советских войск под Москвой.

7. Омск фронту и тылу в годы Великой Отечественной войны.

Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:


  1. Почему в своей речи по радио 3 июля 1941 года Сталин обратился к народу нашей страны со словами «Братья и сёстры!»? Какой перелом во взаимоотношениях власти и общества отразило это обращение?

  2. Какую оценку вы можете дать приказу № 227 с военно-стратегической и с нравственной позиций?

  3. Определите причины поражения Красной Армии в начальный период войны. В какой степени её неудачи были обусловлены объективными причинами?

  4. Определите главные отличия Второй мировой войны от Первой. В чём их сходство?

  5. Чем блокада Ленинграда отличалась от обороны других городов от немецких войск?

  6. Назовите основные периоды Великой Отечественной войны. Какой критерий лежит в основе названной вами периодизации?

  7. Охарактеризуйте роль советских полководцев в победе над агрессорами.

  8. Когда и почему в войну вступили США, Великобритания и ряд других государств?
Литература

Основная


1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История, Учебник для нач. сред. Проф. Образования6 В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр191-200.

2.Лекции учебных занятий.


Дополнительная

  1. Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки. М., 1999.

  2. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. М., 1985.

  3. Гареев М.А. Неоднозначные страницы войны. Очерки о проблемных вопросах Великой Отечественной войны. М., 1995.

  4. Полвека назад: Великая Отечественная война: цифры и факты/ Г.Ф. Кривошеев, В.М. Андроников, М.В. Филимошин, П.Д. Буриков; Под ред. Г.Ф. Кривошеева. М., 1995.

  5. Уткин А.И. Вторая мировая война. М., 2002.

  6. http:// www . serpukhov . su / dima / war (Битва за Москву)

  7. http:// battle . volgadmin . ru (Сталинградская битва)

  8. http:// www . bsu . edu . ru:8834 (Курская битва глазами современников и потомков).
Карта темы 11

Задания

1-й уровень (базовый)

Задание 1. Используя учебник составьте ответ по вопросу « Второй период Второй мировой войны.»

Примерный план ответа

2.Антигитлеровская коалиция.

6.Открытие второго фронта.

7.Битва за Берлин.

8.Война СССР с Японией.

Задание 2. Дайте определение , объяснение:

Коренной перелом, антигитлеровская коалиция, второй фронт, Тегеранская конференция, Крымская конференция, Прохоровка, битва за Днепр, оккупационный режим, движение Сопротивления, партизанское движение, ленд- лиз, десять сталинских ударов, второй фронт, Акт о безоговорочной капитуляции,Ялтинская конференция, Хиросима, Нагасаки.

Задание 3. Какие события связаны с датами:

Задание 4. Кто это?

Паулюс; Павлов Я.Ф.; Зайцев В.Г.; Э. Манштейн; Катуков М.Е.; Ротмистров П.А.; Баграмян И.Х.; Черняховский И.Д.; Малиновский Р.Я.; Толбухин Ф.И.; Егоров М.А.; Кантария М.В.; В. Кейтель; Василевский А.М.; Говоров Л.А.; Захаров Г.Ф.; Мерецков К.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу « Второй период Второй мировой войны.»

Примерный план ответа

1.Военные действия на советско-германском фронте летом 1942г. Сталинградская битва.

2.Антигитлеровская коалиция.

3.Коренной перелом в ходе войны. Битва на Курской дуге.

4..Окупационный режим. Партизанское движение.

5. Военные операции 1944 г. на советско- германском фронте.

6.Открытие второго фронта.

7.Битва за Берлин.

8.Война СССР с Японией.

9. Итоги, последствия и уроки войны

Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Почему Сталинградскую битву считают важнейшим событием Второй мировой войны? Каков ее ход и результат?

2.Каковы были цели антигитлеровской коалиции? В чем состояло ее значение?

3. Что такое коренной перелом во Второй мировой войне? Когда он был завершен?

4.В чем причины движения Сопротивления? Какую роль оно сыграло в ходе Второй мировой войны? Что такое коллаборационизм?

5.Что такое « десять сталинских ударов» ? Перечислите их.

6.Каковы были итоги битвы за Берлин?

7.Каковы результаты Второй мировой войны? В чем состояло значение победы антигитлеровской коалиции? В чем цена победы советского народа в Великой Отечественной войне?

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу « Второй период Второй мировой войны.»

Примерный план ответа

1.Военные действия на советско-германском фронте летом 1942г. Сталинградская битва.

2.Антигитлеровская коалиция.

3.Коренной перелом в ходе войны. Битва на Курской дуге.

4..Окупационный режим. Партизанское движение.

5. Военные операции 1944 г. на советско- германском фронте.

6.Открытие второго фронта.

7.Битва за Берлин.

8.Война СССР с Японией.

9. Итоги, последствия и уроки войны

Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.Что, на ваш взгляд, защищали воины Красной Армии в годы войны: Родину, политический режим, Сталина? Были ли для них едины или разделены эти понятия? Ваше отношение к лозунгу «За Родину! За Сталина!».

2.Каково было кодовое название плана контрнаступления советских войск под Сталинградом?

3.Американская историография склонна видеть главную причину быстрой капитуляции Японии в ядерных бомбардировках и, естественно, в истощении её сил в ходе длительной борьбы с США на море. Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Ответ аргументируйте.

4.По итогам Второй мировой войны и с согласия США и Великобритании Советскому Союзу были возвращены отторгнутые у России после Русско-японской войны Южный Сахалин и Курильские острова. Таким образом, это было сделано не в одностороннем порядке. Почему же сейчас Япония предъявляет претензии к России и требует отторжения в её пользу основных островов Курильской гряды? Почему США и Великобритания не выступают с осуждением современных территориальных притязаний японской стороны к России

5.Некоторые современные историки считают, что после изгнания немецких захватчиков с территории СССР и вступления советских войск в Европу война перестала быть народной, Отечественной, превратилась со стороны Советского Союза в войну завоевательную. Разделяете ли вы подобную точку зрения? Аргументируйте свой ответ.


ч. 1 ч. 2 ч. 3

Данным ему функций в строго определенных формах. Которые и представляют собой различные виды государственной деятельности. Эти формы связаны с таким понятием, как структура государства.

Структура государства – это система государственных институтов и организаций, все элементы структуры государства тесно взаимосвязаны и выполняют свои функции.

1. Соподчиненность друг другу образующих государственных формирований.

2. Наличие определенных действий и полномочий у каждого государственного формирования

3. Вооруженность организационными и материальными средствами

Структуру государства составляют:

1. Аппараты – совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями и необходимыми средствами для их осуществления.

2. Учреждения – организация, которая осуществляет непосредственную и практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной культурной и других. Часто высказывается мнение, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения.

3. Фабрики и предприятия – определяют различные товары и услуги, удовлетворяющие нужды и потребности общества.

Центральное место в вышеуказанной структуре государства отводится государственному аппарату, так как его органы осуществляют государственную власть. На его состав и принципы влияют исторические, экономические, социокультурные и другие факторы.

Государственные органы – структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающиеся на силу государство. Стоит заметить, что любой государственный орган определяются и формируется по воле государства. Ряд факторов определяют его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими органами, которые в свою очередь являются чем-то.

Государственный орган обычно наделен определенными материальными средствами и имеют право издавать соответствующие нормативные акты.

Организация и деятельность государственных органов и всего государственного аппарата строится в соответствии с принципами законности, сочетанием единоначалия и коллегиальности, гласности, демократии и подотчетности. Все органы государства при этом делятся на органы главы государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебные и контрольно-надзорные органы. Глава государства существует при всех формах правления. В условиях монархии это наследственный император, князь, король, султан или царь. В республиках либо коллегиальный орган (в Швейцарии – Федеральный Совет), либо президент. Речь идет о должностном лице или органе, обеспечивающем порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее руководство и представительство в международных отношениях.


Положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране индивидуально в зависимости от политических условий и исторических традиций.

Верховным законодательным органом государства является структура палат. Верхняя палата нередко служит своеобразным отражением, обычно более демократичным.

Органом исполнительной власти является структура, которая непосредственно управляет страной. Она обычно состоит из главы правительства (канцлер. Премьер-министр). Отделение центральных ведомств от государственных управлений (министерство, департамент). Существуют министры, секретари и статс-секретари. Все правительства могут быть однопартийными и коалиционными. В первом случае все являются выходцами из одной фракции, а во втором – двух или нескольких партий.

Судебные органы образуют довольно сложную систему, состоящую из судов общей юрисдикции, арбитражных и конституционных. Во главе находятся верховный и конституционный суды. В странах где существуют судебные претенденты, они участвуют даже в правотворчестве.

В настоящее время ведется дискуссия еще об одной подсистеме государственных органов – органы надзорной и контрольной власти. Об особом статусе данного вида власти складывается из хрен пойми чего. Недобросовестность, нецелесообразность и неэтическая деятельность со стороны государственных служащих, следовательно, доклад или обращение в суд.

В некоторых странах, каких как Вьетнам, Китай, Россия надзор осуществляют правоохранительные органы. Но во многих странах их задачи ограничиваются в расследовании определенного рода несоответствий и правонарушений, и возбуждение обвинений. Общими тенденциями деятельности объединены соответствующие органы во всех странах.

В аппарате каждого государства есть орган, осуществляющий деятельность по охране (правоохранительные). В самом общем виде функции этого органа: обеспечение соблюдения всех норм соответствующими субъектами, а также специализированная деятельность по охране общественных отношений.


Top