Природа и причины коррупции. Основы государственной службы и кадровой политики Причины условия возникновения и последствия коррупции

Статья носит исследовательский характер, материал находится в стадии формирования. В конце статьи будет небольшое видео по теме.

Кратко, для тех кто вечно торопится:)

Причины коррупции не в слабых законах, не в сложной иерархической структуре власти, и не в правовом нигилизме.(глупые наивные объяснения о коррупции на рисунке ниже ). Причина коррупции, по сути, в потере морально-нравственных критериев/ценностей народом , и/или группой людей(обладающих властью).

*мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле

*нравственность - моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе

А что касается последствий. Самая педалируемая тема, в данном контексте, мол коррупция является тормозом развития экономики. Это не совсем правда, т.е. это так и не так. Коррупция на развитие экономики влияет, но намного слабее, чем отсутствие Цели у политической элиты. Просто, наличием коррупции в стране, легче объяснить более сложные проблемы, так легче «списать» проблемы, на понятном для обывателя уровне. И дело не в том, что политики и представители СМИ это делают специально, скорее даже наоборот. Сущность человека такова, что в любой непонятной ситуации или при столкновении с сложной проблемой, пытается найти логическое, а главное, правдоподобное объяснение происходящего. Соответственно хватают, что на поверхности. В результате, на вопрос - «почему нет развития?» подыскивается что-то правдоподобное, т.к. вопрос явно не простой.

И еще. Определение коррупции, это не совсем то, что нам рассказывает википедия. Ниже будет дано более точное определение этому понятию.

А если у вас, уважаемый читатель, найдется 3-5 минут свободного времени, то стоит прочесть статью, ибо про это вам никогда не расскажут не «ура политики» вроде Навального и им подобных, ни тем более, действующая власть, ибо они этого просто НЕ ПОНИМАЮТ, увы. А вам стоит это знать:) И найдите на этом сайте, через поиск притчу «Искать не там где светло, а там где потерял».

Материал ниже, это мое субъективное мнение, которое сложилось из личного опыта и наблюдений.Возможно уважаемый читатель, что-то совпадет из этого, с вашими наблюдениями, а что-то нет. Буду признателен за комментарии.

Темы статьи:

Последствия коррупции

Методы борьбы с коррупцией
Определение коррупции
Понятие коррупция

И так, уточним понятие «коррупции» :

-(от лат. corrumpere «растлевать», лат. corruptio «подкуп, продажность; порча, разложение; растление») - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды , противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность, что типично для мафиозных государств .

Определение коррупции взято из википедии, НО оно мне не совсем нравится, так как основной акцент(я выделил жирным) как-то затушевывается.

Попробуем дать простое и понятное определение коррупции :

-Это использование должностным лицом своих возможностей, которая дает ему/ей данная должность, в ЛИЧНЫХ целях или в интересах УЗКОЙ ГРУППЫ ЛИЦ, а НЕ в интересах ОБЩЕСТВА, в том числе попытка подкупа должностных лиц, с целью получения личной или в интересах УЗКОЙ группы лиц выгоды, в УЩЕРБ интересам других лиц или общества, в целом.
Как мы видим, тут выстраивается определенная схема - "… извлечение прибыли/выгод путем использования своей должности, в своих корыстных интересах, или в интересах групп лиц, в ущерб интересам общества..." Как вы видите отличие от определения, которая дает википедия, это «в интересах групп лиц». Почему, я на этом делаю акцент. Дело в том, что только примитивное европейское общество может оперировать понятиями «личная выгода», в более совершенных обществах(читай в более сложных обществах) кроме личных интересов еще возникает интересы узкой группы лиц, интерес может носить даже БЕЗкорыстный характер.

* корысть - жадность к деньгам, материальному богатству; страсть к наживе, личной выгоде .

Последствия коррупции

Если говорить коротко, то основное последствие это деформация ценностей в обществе, появление двойных стандартов как НОРМА поведения, что приводит к печальным следствиям . Эти следствия, не исправить ТОЛЬКО законодательными мерами. Более подробно о последствиях поговорим чуть ниже.

Должен разочаровать Уважаемого Обывателя, и сообщит, что коррупция это не болезнь власти, а болезнь общества .Что это значит… в чем разница?

Если в обществе, где коррупция стала нормой, снять одного чиновника и на место него поставить другого, сильных изменений не будет, более того если даже группу чиновников сменить, тоже мало что измениться. Проблема в том, что общество заряжено этим вирусом. Это значит, уважаемый читатель, что коррупцию порождает не власть, а народ. Читатель может возмутится… как это НАРОД...«я мол ни у кого взяток не беру, я мол честный труженик». Вынужден еще раз разочаровать вас. Если вас поставить на должность, которая «явно располагает к коррупции», то честность обывателя 9 из 10 случаев улетучится… И дело не в том, что народ такой НЕчестный. Как ни странно, народ в своей массе, всегда срастется жить честно . Проблема в другом… ниже узнаете:)

Тема, мягко говоря, . Читая в интернете сайты по теме «Причины возникновения коррупции» просмотрел ТОП10 сайтов выдающихся поисковыми системами по данному запросу. Создалось впечатление, что материал друг у друга скопировали, хотя формально тексты сильно расходятся, с точки зрения плагиата, но по сути суть одна и та же «вода».

Второе впечатление , которое создалось при знакомстве с этими материалами, что они написаны явно не с целью выявления причин возникновения коррупции, а с какой-то другой целью(возможно получить аттестацию или что-то еще).

Третье впечатление от прочитанного, и это самое главное, что они, мягко говоря чушь несут. То ли авторы этих статей вообще не понимают, с чем имеют дело или, что еще хуже, запутывают читателя уводя в сторону от реальных причин.

Коррупции имеет 2 формы: 1 - когда взяткодатель просит сделать что-то в обход правил/закона, 2 - когда взяткополучатель требует деньги или что-то иное в обмен на решение вопроса. По сути. это две разных ситуаций. Первый случай менее опасный для общества и государства, второй случай, фактически может стать фактором разрушения государства/общества.

Коррупционная составляющая существует на земле с момента появления первых сообществ(племя, группа, коллективы), когда появилась необходимость наделять кого-то какими-то полномочиями/ресурсами

Борьба с коррупцией имеет два направления развития: 1- силовой методы борьбы, 2 - профилактические методы. О втором методе практически никогда ничего нигде не говорят, кроме случаев когда обсуждают законодательство. В этом случае речь идет о экспертной оценке закона на коррупционную составляющую, но это не является профилактическим способом борьбы, хотя логически так выглядит. Этот способ правильней назвать законотворческим. Профилактические методы носят совершенно другой характер, но об этом позже.

Методы борьбы с коррупцией

Методы борьбы с коррупцией использованные в прошлом:

Статья - " Движение общин сестёр милосердия и успешная борьба с коррупцией по Н.И. Пирогову " интересный метод доказавший свою жизнеспособность.

Вкратце суть метода борьба с коррупцией по Н.И. Пирогову заключается в ведение ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ структуры в уже работающую государственную систему/иерархию с такими же полномочиями и обязанностями, НО не подчиняющийся ЭТОЙ структуре , а имеющий отдельного руководителя.

Особенность данной системы заключается в том, что это не надзор в классическом понимании, над чиновниками, а ЗАПАРАЛЛЕЛИВАНИЕ работы этих чиновников, везде где это можно, а там где невозможно запараллелить максимальный контроль/мониторинг действий. Плюс такого подхода доказано жизнью(прочтете статью поймете), но есть проблемы..

Проблемы следующего порядка.

Во-первых вводимые параллельные структуры должны обладать АВТОРИТЕТОМ Во-вторых, морально-нравственные критерии не должны вызывать даже малейшего подозрения.

На этом пока остановим обсуждение данного метода, и продолжим тему о причинах возникновения коррупции.

Методы борьбы с коррупцией должны учитывать этапы/масштабы проблемы. Если это происходит начальном этапе развития коррупции, то есть возможность бороться профилактическими способами, а если произошла полная деформация моральных ценностей, то одной профилактикой уже не обойтись, потребуется хирургическое вмешательство.

Борьба с коррупцией достаточно обширная тема, но если говорить вкратце, то самые эффективными стратегиями являются:

Стратегия профилактики. Решение лежит в исправлении деформированных ценностей общества, которое генерирует коррупционеров

Карательная стратегия. Принцип заложен в названии. Есть тактические разновидности - чистка верхних эшелонах власти, чистка карательных органах, и чистка по всем фронтам

Когда в обществе наступает момент, что коррупция приобретает масштаб катастрофы?

Как ни странно, это не тогда, когда в верхних эшелонах власти коррупционеры появляются, а когда коррупция «спускается» в массы. С этого момента уже требуется хирургическое вмешательство, НО борьба должна идти «сверху», а не «снизу», так как тренд создается «сверху».

Причины возникновения коррупции

Основание для коррупции в обществе существует с момента появления функции у кого-нибудь из членов или группы лиц о возможности распределять какие-либо ресурсы, т.е. как первобытное общество шагнуло в сторону раздачи должностей и полномочий, с этого момента ФОРМАЛЬНО существует почва для коррупционера. Это не значит, что всегда и все пользуется такими возможностями. Получается интересная «вилка». Когда у людей(отдельных членов общества) появляется возможность распределять ресурсы(ресурсами могут быть материальные блага, права, даже обязанности… любые материальные и нематериальные ценности, которые считаются таковыми). Получается занятная «штука» - одни люди пользуются такими возможностями, а другие нет. Вот тут и кроется основная загадка причин возникновения коррупции, а не те сказки, о которых пишут в интернете, что это связно с неправильными законами и распределением полномочий в государственной системе. Решение проблем коррупции путем создания правильных законов. это придумывание костылей, а не решение проблемы.

Почему же одни люди обладая возможностью коррумпироваться этим пользуются, а другие нет? В этом, по сути, и скрывается причины возникновения коррупции. Если мы внимательно отследим время процветания коррупции, то заметим, что коррупция в мелких масштабах присутствует всегда, но только в определенные промежутки/периоды развития общества принимают катастрофический размах.

Для наводки на ответ, еще уточню . В большинстве случаев государство/общество, которое какое-то время особо не замечало коррупцию, с определенного момента начинает страдать от этого недуга… важное примечание - общество то же самое, люди те же самые… до недавнего времени коррупция не имела масштабов катастрофы, только редкие случаи, а в какой-то момент начал набирать обороты, превратившись почти в национальное бедствие.

Что же произошло в обществе, что так резко начал набирать обороты этот вирус?

Чтобы не утомить читателя, сразу даю ответ - причины возникновения коррупции в обществе/государстве,это размытие этических норм . Это на первоначальном этапе, и если не остановить процесс деморализации общества, произойдет деформация морально-нравственных норм. В этом случае уже потребуется крайние меры борьбы с этой болезнью. Коррупция является проявлением упадка морально-нравственных ценностей в обществе . Более точнее, размытие понятия справедливости, и появление двойных стандартов на бытовом уровне, если говорить по простому лицемерие становится нормой поведения.

Подводя предварительный итог причины возникновения коррупции мы можем сказать, что это КАЖУЩЕЕСЯ отсутствие справедливости в обществе . Слово «кажущееся» подчеркнуто специально так как реальная справедливость в обществе существует ВСЕГДА, как бы странно это не выглядело. Вторая причина, это отсутствие наказания, точнее возможность избежать наказания. Эти причины по разному влияют на возникновение проблемы, но вторая причина имеет ярко выраженный «измеряемый» характер, т.е. достаточно устранить эту причину, как сразу многое изменится.

Темы, которые обсуждались в статье:

Методы борьбы с коррупцией

Причины возникновения коррупции

Основные причины возникновения коррупции

Методы борьбы с коррупцией в Сингапуре

Тема № 2

Условия, причины и последствия коррупции

    Причины и условия коррупции.

    Экономические, социальные и политические последствия коррупции.

Вопрос № 1. Причины и условия коррупции

Формирование государственной стратегии борьбы с коррупцией, порождает необходимость выявления условий, причин и последствий коррупции. Коррупция порождается сложным, многослойным комплексом факторов, причин и условий. Детерминация коррупции представляет собой процесс функционирования системы политических, организационно-управленческих, экономических, социальных, культурных, нравственных, правовых и психологических детерминант (факторов, причин и условий), которые влияют, способствуют и обусловливают существование и развитие коррупционных отношений.

Выясняя причины создавшегося положения, нетрудно заметить, что в современном обществе формируется система отношений, фактически провоцирующих коррупционное поведение в различных сферах общественной жизни как на верхних этажах власти (верхушечная коррупция), так и в обычных житейских ситуациях (низовая коррупция). Причины коррупции коренятся в самой сущности отношений государства и общества, вернее в том, что в этих отношениях участвуют конкретные люди – чиновники и граждане. Таким образом, изначальный исток коррупции – в самом существовании государства, вернее, в фикции государства и подмены его представителями государства, которые имеют собственные интересы, но обязаны при этом представлять чужие. Исходя из природы конфликта интересов, как коррупциогенного фактора, очевидно, насколько он неизбежен. Именно эта система вносит коррупционную составляющую в законотворчество и правосудие, объективно способствует извращению государственной политики, преобразуя ее в политику коррупционную.

Идентифицируя восприимчивость системы власти к коррупции, криминология выделяет, как правило, три сегмента коррупционного фона, на котором она развивается:

    наличие рынка коррупционных услуг;

    неэффективность государственного управления, отягощенное разрешительными полномочиями и излишним администрированием, что объективно снижает доверие общества к должностному лицу и вызывает необходимость его подкупа;

    морально-психологическая атмосфера в обществе, оказывющая серьезное влияние на уровень коррупции в органах власти.

Наличие рынка коррупционных услуг

Одной из основных причин, порождающих коррупцию, является вовлечение государственных должностных лиц в систему экономических отношений.

Феномен коррупции является представляет собой деструктивную форму обменных отношений в системе органов государственного, общественного, хозяйственного управления,как социально опасное явление, представляющее собой противоправный обмен ресурса полномочий должностного лица государственного / негосударственного сектора на благо, что влечет за собой расширение возможностей ведения бизнеса для участников коррупционных отношений и ограничение для тех, кто не является их участником.

Распространение коррупции среди государственных должностных лиц (агентов коррупционных отношений) приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и как вышестоящие, так и нижестоящие должностные лица. Конечным итогом является формирование специфических для коррупции внутренних рынков и экономических механизмов. В частности, возникают позиции с особенно высокими нелегальными доходами, в частности, в таможенной, в строительной, инвестиционной налоговой, правоохранительной, судебной сферах, в сфере потребительского рынка. По мере развития коррупции происходит определённая централизация рынка коррупционных услуг, начиная с уровня отдельных ведомств, когда агенты коррупционных отношений вырабатывают тарифы за принятие конкретных решений, чтобы снизить внутреннюю конкуренцию за каждую взятку и повысить общий коррупционный доход.

Неэффективность институтов власти.

Государственная коррупция развивается в той мере, в которой государство вмешивается в экономическую жизнь. Проблема в том, насколько эффективно осуществляется это вмешательство. Важнейшим фактором, способствующим коррупции, является неэффективность институтов власти (законодательной, исполнительной судебной). Коррупция на современном этапе развития государства выступает своеобразным компенсаторным механизмом там, где не работают законы или институты гражданского общества.

Управленческий аспект детерминации коррупции хорошо просматривается, если соотносить ее с социально значимыми функциями коррупционного поведения субъектов власти, с одной стороны, и публичного управлении – с другой, в контексте эффективности функционирования и выстраивания самой власти с учетом задач и пределов правового регулирования экономической деятельности.

Так, российский криминолог Я. И. Гилинский к социально значимым функциям коррупции, которые она «успешно» выполняет, относит:

    упрощение административных связей и процедур;

    ускорение и упрощение принятия управленческих решений;

    снятие обременительных запретов и ограничений;

    консолидацию отношений между потребителями услуг и учреждениями, организациями, их представляющими;

    содействие экономическому развитию путем сокращения расходов на бюрократические барьеры;

    оптимизацию экономического распределения в условиях дефицита.

Отсутствие социального контроля за принятием властных и управленческих решений.

Одним из существенных условий, способствующих существованию коррупционных проявлений, являются недостатки социального контроля. К ним относятся: недостатки планирования, нарушение договорной дисциплины; недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в подборе и расстановке кадров (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией, по признаку семейственности и т.п.); недостатки учета и контроля; бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов, материальных и людских ресурсов); недостатки в воспитательной работе; недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов, отсутствие контроля за доходами и расходами должностных лиц, служащих, а также за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции.

Существование недостатков социального контроля – результат просчетов в управлении делами государства и общества, в формировании экономических и организационно-правовых основ функционирования службы в сфере государственного, общественного и частного управления, в распространении психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия как служащих, так и лиц, их подкупающих. Недостатки социального контроля проявляются также и в неполной реализации законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на снижение коррупции (Закона "О государственной службе в Республике Беларусь», Закона «О Борьбе с коррупцией»), в отсутствии четко определенного механизма их исполнения.

Социально-психологические условия коррупции.

Происходящая криминализация общества оказывает негативное влияние на психику людей, деформирует их правовое сознание. Оно характеризуется сложным переплетением двух взаимоисключающих тенденций - позитивного и негативного отношения к праву. Существование таких тенденций в сознании одних и тех же субъектов свидетельствует о дезинтеграции ценностной структуры различных групп населения. Все более нарастает правовой нигилизм – негативное отношение к праву, неверие в его возможность служить эффективным регулятором общественных отношений.

Существующая морально-психологическая атмосфера в обществе оказывает серьезное влияние на уровень коррупции в органах государственного, хозяйственного общественного управления. Большинство должностных лиц рано или поздно сталкиваются с обстоятельствами, в которых они впервые должны сделать выбор: принимать или не принимать коррупционное решение. Наиболее часто названные обстоятельства бывают с должностными лицами низшего и среднего звена, работающих в непосредственном контакте с гражданами (при выдаче различных лицензий, разрешений, справок и т.д.). Появление этих обстоятельств зависит как от обсуждавшихся выше проблем и условий, порождающих коррупцию, так и от социально-психологических факторов.

Важной особенностью социально-психологического климата в обществе, способствующей процветанию коррупции является раздвоенность ценностных ориентаций. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно-неприемлемой. Это всячески поддерживается СМИ, официальной государственной идеологией, обыденной моралью.

С другой стороны, в современном обществе наблюдается высокий уровень коррупционной готовности, которая означает психологическую установку на решение различных проблем с помощью коррупционных сделок. Восприятие коррупции как «социальной нормы» (что, однако, не равнозначно признанию ее в таком качестве, просто «все так делают»), в свою очередь, формирует психологическую готовность давать взятки и брать их.

В конечном счете, за названными деформациями общественного сознания скрыта еще более глубокая деформация. В основе ее – признание денег, капитала, собственности главной жизненной ценностью, что и ведет к отчуждению личности от общества и государства, а также к превращению должностных полномочий, общественных и государственных интересов в товар и разменную монету.

К основным детерминантам коррупции социально-социально-психологические следует отнести:

    изменения в общественной, групповой психологии и образе жизни в форме вытеснения коллективистских ценностей и утверждения ценностных ориентаций индивидуалистического и личностно-конкурентного характера;

    массовая социокультурная аномия с доминированием в общественном и групповом сознании ценностных ориентаций на материальное благополучие, власть, культ денег и материальное потребление;

    дегуманизация образа жизни и микросоциальной среды жизнедеятельности, формирование псевдокультурного идеала «нового белоруса» с претензией на элитарность, господство и властность.

    деформированное сознание, низкая культура, пренебрежительное отношение к людям, клановость, местничество и невысокий уровень профессионализма государственных служащих.

Таким образом, коррупция как массовое и устойчивое антиобщественное явление закономерно возникает в условиях социальной дезорганизации и социального беспорядка, социальных конфликтов и противоречий, отсутствия правовых и других социальных возможностей удовлетворения потребностей личности и социальных групп, а также успешного решения жизненных проблем в рамках общепринятых, развивающих личность и социум, нравственных и правовых норм и стандартов поведения.

Исходя из этого любые попытки борьбы с коррупцией, которые не окажут влияния на ее причины, будут лишь имитацией этой борьбы.

Вопрос № 2. Экономические, социальные и политические последствия коррупции последствия коррупции.

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны государственного и общественного развития. Описываемые ниже негативные последствия коррупции в большей или меньшей степени находят свое проявление в Республике Беларусь.

Давно доказана тесная связь коррупции с развитием современных форм теневой экономики (скрытая от налогового учета, незаконная, наконец, открыто криминальная). Она нуждается в бюрократической и политической протекции, которая может быть обеспечена только незаконно и только на определенном уровне власти и чаще всего через коррупцию. Эмпирическая связь между коррупцией и долей теневого сектора в экономике подтверждается и является одним из основных механизмов, с помощью которого коррупция «большого денежного мешка» поражает бюрократию государственного управления.

А) Экономические последствия

Экономические потери от коррупции можно разделить на две категории: прямые и косвенные. Прямые потери – это недобор дохода бюджета в результате коррупции и неэффективное расходование бюджетных средств в силу того же обстоятельства. Косвенные потери – это общее понижение эффективности экономики, сопряженное с коррупцией. Они также имеют два слагаемых. Первое слагаемое – это потери, сопряженные с причинами, порождающими коррупцию. Пример – административные барьеры. Они приводят к коррупции и одновременно снижают эффективность экономики. Второе слагаемое – потери, порождаемые самой коррупцией. Пример – падение притока инвестиций из-за коррупции. Оценка экономических последствий коррупции или, точнее, оценка влияния коррупции на эффективность или неэффективность функционирования экономической системы или хотя бы ее части, отдельных отраслей, организаций, структур, является одним из наиболее важных, но крайне малоисследованных вопросов.

Непосредственной к экономическим потерям коррупции относятся:

    Расширение теневой экономика.

Коррупция способствует обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

    Нарушение конкурентных механизмов рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.

Например, в результате нечестно проведенного тендера заказ поступает недобросовестному исполнителю. Потери, сопряженные с этим обстоятельством намного больше величины взятки, стимулировавшей нечестное решение тендерной комиссии.

    Замедление появления эффективных частных собственников , в первую очередь – из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных (криминальных) банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников.

    Неэффективное использование бюджетных средств, в частности – при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

Логика оценки неэффективного использования бюджетных средств такова: сравниваются расходы бюджета до и после проведения антикоррупционных мероприятий Разница между старыми и новыми расходами можно трактоваться как потери, имевшие место до проведения антикоррупционных мероприятий.

Например, по информации Трансперенси Интернэшнл, в итальянском городе Милан после проведения операции «Чистые руки», направленной против коррупции, значительно повысилась эффективность государственных инвестиций. В некоторых случаях изменения были весьма значительными: так километр метрополитена «подешевел» на 57%, а строительство нового международного аэропорта было завершено при расходах на 59% меньших, чем было запланировано. Деятельность муниципальных компаний перестала быть убыточной, что позволило снизить муниципальные налоги.

5. Коррупция повышает издержки товаропроизводителей, перекладывая их оплату путем завышения цен и тарифов на плечи потребителей. В результате этого коррупция приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая коррупционера за счет остальных членов общества.

6. У участников рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

Б) Социальные последствия

    Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.

    Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти.

    Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

4. В Республике Беларусь государственной власти, в целом удается противостоять агентам теневого бизнеса и бесконтрольной приватизации общенародного достояния и, следовательно, их притязаниям на публичную власть в качестве ее экономической элиты. В этом состоит один из важнейших успехов становления и развития белорусской государственности. Но это не означает, что государственная система обладает иммунитетом от коррупционных проявлений. Наоборот, на фоне элитарного коррупционного опыта ближайших соседей они значительно не без успеха адаптируется к новым условиям и все возрастающим трудностям, предопределенным глобальными экономическими потрясениями. Коррупция является одни из важнейших факторов, благодаря которому государству сегодня государству не удается добиться осуществления поставленных перед ним стратегических задач, поскольку они противоречат интересам связанных с теневой экономикой представителей властно-управленческих структур.

Коррупция является одним из основных факторов, определяющих существование и расширение сферы деятельности организованной преступности. Последняя заинтересована в существовании коррупции и использует коррупционные связи в целях обеспечения безопасности со стороны государственных органов. Подтверждением является коррупционная деятельность попавших в орбиту уголовной юстиции ответственных должностных лиц таможенных органов, которые длительное время организовывали и контролировали на основе коррупционных соглашений поставку предпринимательскими структурами товаров в Республику Беларусь с неполной уплатой таможенных платежей.

В) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

    Помимо сырьевых, финансовых рынков появдяются и рынки власти. Коррупция стала механизмом продажи власти на собственном рынке властных структур.

    Происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования тех или иных кланов.

    Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.

    Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

Г.Г. Шиханцов

§ 2. Причины и условия коррупционной преступности

Существование коррупционной преступности определяется прежде всего общими причинами, детерминирующими преступность. Однако, как и другие виды преступности, коррупционная преступность имеет свои особенности в комплексе фактором, ее определяющих.

Лица, находящиеся у власти, осуществляющие управленческие функции, постоянно испытывают соблазн использовать свои полномочия в личных или групповых интересах. Системный кризис, связанный с переходом к рыночной экономике, – благоприятнейшая ситуация для расцвета коррупции.

Экономические причины и условия коррупционной преступности. К ним следует отнести:

а) экономическую стабильность, проявляющуюся в существовании инфляции, в высоких темпах обесценивания денежного содержания государственных служащих, что провоцирует последних на поиск других источников доходов, в том числе и нелегальных;

б) появление достаточно обеспеченного слоя людей, имеющих сверхвысокие доходы, свободные деньги, которые они могут использовать для подкупа;

в) отсутствие эффективной рыночной конкуренции, что позволяет получать необоснованные сверхдоходы;

г) недостаточная забота государства о своих служащих, их материальном благополучии и социальных гарантиях. Когда оклад правительственных чиновников порождает вопрос о том, как данный человек может прокормить свою семью на свой оклад, – подчеркивается в документах по борьбе с коррупцией, подготовленных секретариатом Восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г.), – можно утверждать, что общество порождает коррупцию. Когда оклад служащего государственного учреждения не обеспечивает ему прожиточный минимум, он либо уйдет с работы, либо будет недорабатывать свои часы, либо заниматься воровством, или вымогательством, либо брать взятки. Когда руководитель учреждения, принимающего правительственные решения, соответствующие решениям руководителя корпорации, получает оклад наравне с окладом служащего этой корпорации, или зарплатой разнорабочего, налицо основание для коррупции, которая ожидает подходящего момента» .

Организационно-управленческие причины и условия коррупционной преступности. К ним можно отнести:

а) отчуждение больше части населения от власти, в частности, от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, которое постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника;

б) отсутствие эффективного парламентского контроля за состоянием коррумпированности должностных лиц государства;

в) развитие «бюрократического рэкета» со стороны разросшегося чиновничьего аппарата органов государственной власти и управления;

г) ничем не компенсированное разрушение старой системы негосударственного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц;

д) господство в хозяйственной сфере не уведомительного, а разрешительного принципа, когда от управленческого работника соответствующей государственной структуры благоволения зависит очень многое. Государство не может безучастно относиться к тому, что делается в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поэтому пределы его вмешательства в экономику и контроля над ней основания, способы и формы контроля должны быть максимально четко регламентированы. При отсутствии такой регламентации создаются благоприятные возможности для чиновничьего произвола и коррупции.

Психологические причины и условия коррупционной преступности. Они включают:

а) многовековые традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе в России и Беларуси;

б) традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами об ответственности за подкуп;

в) относительно низкий уровень правовых знаний взрослого населения, ставящий его в условия повышенной зависимости от чиновников различного ранга;

г) психологическая готовность значительной части населения к подкупу государственных служащих для реализации как законных, так и нелегальных интересов;

д) укоренившийся в сознании крайне незначительный риск быть привлеченным к ответственности за совершение коррумпированного деяния (феномен безнаказанности);

е) феномен обоюдной вины подкупаемого и подкупающего .

К сказанному следует добавить, что непоследовательность в государственной политике проведения экономических реформ, отсутствие достаточной стабильности порождает неуверенность в будущем. Это заставляет предпринимателей как можно быстрее получит прибыль, прибегая, в том числе и к незаконным способам ее извлечения. Такова же психология многих чиновников: пока есть возможность, использовать свою должность для личного обогащения.

Причины коррупции кроются в экономических, политических, правовых и психологических факторах.

Экономические факторы:

Экономическая нестабильность, проявляющаяся в изменениях инфляции и, следовательно, высоких темпах обесценивания денежного содержания государственных служащих, что провоцирует их искать любые источники доходов;

Неудовлетворенность условиями оплаты труда;

Появление слоя людей, имеющих высокий доход и, следовательно, свободные деньги, которые они могут использовать для подкупа и др.

Политические факторы:

Реальная возможность представителей власти на месте определять формы наказания за правонарушения, например ГАИ;

Отсутствие эффективности контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе, реагирование;

Бюрократическая волокита при решении служебных и личных вопросов;

Проникновение в государственные органы представителей организованных преступных групп и др.

Правовые факторы:

Отсутствие законодательного определения коррупционного преступления;

Существование многочисленных пробелов в законодательстве и др.

Психологические факторы:

Низкий уровень правовых знаний населения, ставящий его в условия повышенной зависимости от государственных служащих;

Признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров;

Создание клиентами условий для получения представителями госаппарата незаконных доходов;

Сложившееся мнение более простого и быстрого решения проблем по «телефонному праву» и др.

Развитие коррупции характерно для общества, в котором, во-первых, мерой всего являются исключительно деньги, материальные ценности, определяющие самые разные стороны жизни (брак, доступ к образованию, социальный статус, карьера и т. д.), ценность человека определяется размерами его личного состояния, независимо от способов получения последнего. Во-вторых, признаются допустимыми любые средства во имя обогащения, практически происходит слом норм морали, права, религии, общественного мнения и т. д. В-третьих, в рамках закона не обеспечивается даже минимальный стандарт жизни (безработица, бездомность и т. д.).

Заслуживает внимания и такое обстоятельство: продуманный выбор учебного заведения, будущей профессии с учетом получения не основанных на законе крупных «подарков», подношений.

Т Е М А 1 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Цель: получение знаний о формах и методах борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.

Задачи: 1) знать, каким образом можно предупредить коррупцию;

2) знать, что такое коррупционные правонарушения, что к ним относится;

3) знать, какие существуют меры борьбы с коррупцией в Республике Беларусь;

4) знать принципы борьбы с коррупцией, органы, осуществляющие борьбу с коррупцией в Республике Беларусь.

Меры по предупреждению коррупции. Коррупционные правонарушения. Принципы борьбы с коррупцией. Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией. Формы, методы и механизмы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.*

План

1. Предупреждение коррупции.

2. Коррупционные правонарушения.

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы
    • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
    • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Квалификационные требования к должностям
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
    • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
      • Федеральный уровень управления
      • Уровень управления субъектов РФ
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
    • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
    • Организация дополнительного профессионального образования
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти

Масштабы, специфика осуществления и динамика распространения коррупционных действий зависят от общего политического, экономического и социального состояния страны. Период модернизации и реформирования общества и государства является благоприятным для расширения коррупционных возможностей. Поэтому для возникновения и развития коррупции в современной России имеются общие причины, характерные и для других государств.

1. Переход от тоталитарного к демократическому режиму, который предусматривает отход от закрытости и неподконтрольности власти к открытости и гласности. Но этот переход происходит медленно, а продолжающийся процесс децентрализации способствуют росту коррупции.

2. Экономический кризис и политическая нестабильность. Постоянно осознаваемый политический и экономический риск, связанный с инфляцией, отсутствием четких регулятивных механизмов в экономике, формирует определенный тип экономического поведения, рассчитанный на кратчайшую перспективу. В условиях экономического кризиса государство часто пытается усилить налоговый пресс. Это приводит к расширению зоны теневой экономики, а следовательно, и сферы коррупции. Не имея уверенности сохранения в долгосрочной перспективе, бизнес-структуры поддаются соблазну подкупа чиновников - коррупции. Политическая нестабильность вызывает чувство неуверенности и личной нестабильности среди чиновников самого разного уровня.

3. Несовершенство законодательства, т.е. долговременное отсутствие системы антикоррупционных законов и подзаконных актов. На протяжении многих лет Государственной Думой не принимался Федеральный закон «О противодействии коррупции». Это был результат деятельности заинтересованного лобби в Государственной Думе и Совете Федерации РФ. Законопроект неоднократно рассматривался на заседаниях Государственной Думы; в 2002 г. он был принят в первом чтении, но дальше дело не шло. Отсутствие закона не давало возможности правильно квалифицировать действия, относящиеся к коррупционным, выстраивать систему по борьбе с ней. Лишь в мае 2008 г. вышел указ Президента РФ «О мерах противодействия коррупции» № 815, а в декабре того же года был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 27Э-ФЗ и ряд других законов.

Наиболее актуальна эта проблема при рассмотрении тех правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционных полномочия органов государственной власти во взаимоотношениях с гражданами, негосударственными юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации этих полномочий.

Под контрольными полномочиями понимаются полномочия, осуществляемые в целях проверки законности деятельности (в том числе порядка деятельности) субъектов права (инспекции, ревизии, контроль, надзор).

Разрешительные полномочия представляют собой выдачу документов, подтверждающих право заниматься определенной деятельностью (удостоверения, лицензии, сертификаты, аккредитации) или на пользование определенными предметами (оружием).

Регистрационные полномочия осуществляются в целях удостоверения фактов установления, изменения или прекращения правового статуса субъектов (налогоплательщиков, лицензиатов), а также гражданско-правовых сделок и объектов права (недвижимости, автотранспорта).

Под юрисдикционными полномочиями понимаются полномочия должностных лиц государственных органов, осуществляемые в целях применения мер административно-правовой ответственности (наложение штрафов).

Под нормотворческими полномочиями понимаются полномочия по принятию нормативных правовых актов подзаконного характера, устанавливающих правила поведения для неограниченного круга лиц.

В процессе преобразований, проводимых в России, обновление основ экономики существенно опережает ее законодательное обеспечение. Примером может служить начато приватизации (партийно-номенклатурный этап), которая проходила без четкого законодательного регулирования. Экономическая либерализация сочеталась со старыми принципами контроля за ресурсами и отсутствием законодательства за регулированием новых сфер деятельности, особенно в использовании природных ресурсов.

4. Неэффективность деятельности институтов государственной и муниципальной власти в сфере кадровой политики и расстановки управленческих кадров. После разрушения номенклатурной системы не появилась новая система отбора и продвижения государственных чиновников. Идея работать «командой» предопределяла право на назначения по принципу землячества личной преданности и т.п. При такой постановке вопроса профессиональная подготовка, личные и деловые качества становятся второстепенными. Нередко на государственные должности делегируются представители коммерческих и даже криминальных структур.

5. Слабость гражданского общества, отрыв его от власти. Демократическое государство должно свои проблемы решать в совокупности с институтами гражданского общества.

6. Подчиненность чиновников не центральным, а ведомственным нормативным актам и инструкциям. Традиционно чиновники являются исполнителями прежде всего ведомственных нормативных актов (распоряжений, инструкций, приказов и т.п.), которые определяют порядок, количество, сроки сбора налогов и иных платежей с населения различными ведомствами, выдачу разрешений на занятия определенной деятельностью, осуществление контроля со стороны государственных служб.

7. Сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительными принципами; монополия ведомства на предоставление услуг; наличие органов власти, которые могут принимать решение и оказывать услуги; неадекватность штрафов, способствующая уклонению от уплаты с помощью взяток. Коррупцию порождает в том числе множество запретов, разрешительных процедур.

Эти общие причины коррупции характерны практически для всех стран, переходящих от тоталитарного (авторитарного) режима к демократическому.

Вместе с тем есть причины распространения коррупции, характерные именно для России. Это причины исторического, социально-политического, ментального порядка:

  • сравнительно низкая заработная плата российского чиновника. Для предупреждения коррупции, например, в Сингапуре правительство ежегодно пересматривает должностные ставки, которые составляют 80% среднего дохода бизнесменов аналогичного уровня;
  • нравственная деградация российского общества. Это вызвано тем, что деньги стали единственной ценностью массового сознания;
  • низкий морально-этический уровень российского чиновника, ориентация которого направлена на удовлетворение собственных интересов;
  • безответственность и бесконтрольность должностных лиц;
  • незаинтересованность ряда политических руководителей в борьбе с коррупцией, так как с коррумпированными чиновниками проще работать (без претензий, собственного достоинства, моральных принципов и т.п.);
  • неразвитость демократических институтов, отсутствие действенных форм социального контроля, низкая правовая и политическая культура чиновников и населения, произвол со стороны властных, особенно правоохранительных, структур;
  • монополизм и олигархия в экономике и на потребительском рынке;
  • низкое качество законодательных актов, ориентированных не на правовые, а на распорядительно-фискальные методы регулирования всех сфер жизни и деятельности;
  • излишний аппарат публичной власти, особенно местного самоуправления, который более бесконтролен для общественности и СМИ.

При проведении социологических опросов в российском обществе на вопрос, почему в обществе существует коррупция, респонденты ответили неоднозначно. Ответы респондентов можно подразделить на три примерно равные группы. К первой группе можно отнести ответы, связанные с недостаточностью контроля за действиями чиновников.

Почти каждый второй из числа опрошенных отмечает, что отсутствие общественного контроля над действиями чиновника является одной из основных причин появления коррупции (54%). Вторая группа ответов респондентов связана с проблемой нравственности в обществе вообще и чиновников в частности. Так, 52% опрошенных отметили в качестве причины появления коррупции низкий нравственный уровень чиновников. Третья группа ответов связана с такими факторами, как несогласованность и противоречивость антикоррупционного законодательства (51,8%)».

Таким образом, общественное мнение справедливо возлагает ответственность за возникновение и существование коррупции на власть и ее представителей - чиновников.

Анализируя результаты ответов респондентов, можно сделать следующие выводы:

  • увеличение числа запретов, квот, норм, виз, бюрократических правил, разрешений повышает коррупционные возможности чиновников;
  • бюрократы всех уровней власти заинтересованы в слабой работе правоохранительных органов, которые призваны бороться с экономическими преступлениями;
  • коррумпированное чиновничество заинтересовано в ослаблении государственной власти;
  • в условиях рыночной экономики сущность коррупции можно рассматривать как продажу государственным служащим находящейся в их распоряжении дали власти. Тем самым власть становится товаром, ликвидность которого зависит от рыночных факторов, в результате чего возникает в коррумпированном обществе рынок коррумпированных услуг.

Наиболее подверженными коррупции являются следующие сферы государственной службы:

  • лицензирование и регистрация предпринимательской (банковской) деятельности;
  • выдана разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами федерального, регионального и местного уровней;
  • получение кредитов в негосударственных банках и государственных целевых кредитов;
  • проведение конкурсов на получение государственных заказов, участие в программах, научных исследованиях;
  • получение экспортных квот;
  • таможенное оформление импортных товаров;
  • строительство, а также ремонт за счет бюджетных средств;
  • назначение на должности;
  • возбуждение и прекращение уголовных дел, направление на дополнительное расследование;
  • контроль за безопасностью дорожного движения;
  • работа паспортных столов, миграционных служб, разрешительных систем;
  • поступление в вузы, престижные общеобразовательные школы;
  • формирование избирательных списков и другие.

Поэтому наряду с исследованием природы коррупции формы проявления в системе государственной службы также требуют отдельного рассмотрения. Это позволит получить наиболее полное представление о коррупции в среде государственной гражданской службы.


Top