Причастие как особая часть речи. Что такое причастие в русском языке? Правописание в суффиксах -Н- и -НН

Русский язык богат большим количеством различных частей речи, которые помогают построить грамотный и логичный текст. Но нельзя представить нашу родную речь без причастий, форм глагола, которые содержат в себе и его признаки, и прилагательных. Причастия — это синтезированная часть речи, которая обладает большим количеством выразительных возможностей, может выполнять разные функции в предложении. Ее обязательно изучают в курсе школьной программы.

Прежде всего, необходимо дать определение причастию как части речи. Причастием называют глагольную форму, сочетающую в себе признаки имени прилагательного и глагола и отвечающую на вопросы какой? который? Причастие характеризует действие и его признак в одно и то же время. Так кратко можно объяснить, что такое причастие. Примеры слов, относящихся к этой части речи, — это ведущий, кричащий, знающий, ставший, живший, читаемый и многие другие.

Поскольку причастие неотделимо от прилагательного, у них есть некоторые общие признаки. Так, причастия могут меняться по числам, родам и падежам. Важно отметить, что данными признаками обладают как краткие, так и полные причастия. Примеры слов, имеющих эти особенности, сближающие их с прилагательными: мечтающий — мечтающая (изменение по родам), признавший — признавшие (единственное и множественное число), составленный — составленного — составленному (изменение по падежам: именительный, родительный и дательный соответственно).

Признаки глагола в причастии

Поскольку причастие является одной из форм глагола, эти две части речи тесно взаимосвязаны и обладают набором общих признаков. Среди них следует отметить вид (совершенный — сказавший, несовершенный — говорящий), возвратность и невозвратность (смеющийся, убранный), залог (страдательный — приготовленный, действительный — стареющий). Переходность и непереходность — вот еще один признак, которым характеризуется причастие. Примеры слов, которые относятся к переходным, — убирающий (комнату), читающий (газету), к непереходным — стоптанный, воодушевляемый.

Особым пунктом является наличие у причастий времени. Необходимо запомнить, что у данной части речи есть только прошедшее и настоящее время. У причастий нет формы будущего времени.

Действительные причастия

Данная группа причастий называет действие, которое осуществляет сам объект. Но что такое на практике действительное причастие? Примеры слов данного разряда — пугающий, шепчущий, проживший, кричащий, летящий и т. д.

В предложении действительное причастие описывает действие, развивающееся одновременно с тем, которое называет сказуемое (например: Мать наблюдает за играющим ребенком).

Особая ситуация с действительными причастиями прошедшего времени. О том, какое действие описывает конкретное причастие, можно судить после определения вида глагола, от которого оно образовано. Так, если действительное причастие образовано при помощи соответствующих суффиксов от глагола совершенного вида, то действие произошло прежде, чем другое, названное глаголом. Например, в классе сидит ученик, решивший контрольную работу. Причастие образовано от глагола «решить» (что сделать?) — совершенного вида. В классе сидит ученик, решающий контрольную работу. В данном случае в предложении используется причастие несовершенного вида.

Страдательные причастия

Еще одну разновидность данной части речи составляют страдательные причастия. Примеры слов, относящихся к этой категории, могут быть следующими: созданный, приобретаемый, одетый, встроенный, ведомый и др.

Данная разновидность причастий описывает действие, которое совершают над объектом. В свою очередь, процесс, который называет причастие, может происходить как одновременно с тем, о чем говорит сказуемое, так и закончиться раньше, тем не менее иметь связь с настоящим моментом.

Очень часто и в речи, и в литературе можно встретить страдательное причастие с зависимым словом. Примеры таких словосочетаний: написанное композитором произведение, прослушанный меломаном музыкальный трек и пр.

Связь с другими частями речи

Причастие может трансформироваться в другие части речи под влиянием различных процессов, способствующих развитию русского языка. Так, причастие может субстантивироваться в существительное (необходимо обратить внимание на такие слова, как командующий, будущее, которые отвечают на вопросы кто? и что? ).

Еще одно важное понятие — подвергшееся адъективации причастие. Примеры слов, которые подверглись воздействию этого процесса, — жареный, зрелый, сокровенный, прирожденный и др. Возникает вполне логичный вопрос: как отличить причастие от прилагательного в каждом конкретном случае? Один из главных признаков, который поможет разделить эти части речи, — найти причастие с зависимым словом. Примеры таких слов: жаренный на сковородке картофель, вызывающий негодование поступок и т. д.

Разбор причастий в теме «Морфология»

В курсе изучения каждой части речи как в школьной программе, так и в учебной программе любого филологического факультета присутствуют задания по разбору того или иного слова в предложении. Для этого необходимо определить часть речи, к которой относится данная лексическая единица, и грамотно выполнить разбор. Так, попробуем разобрать причастие. Как определить, что слово является представителем именно этой части речи? Нужно просто знать типичные суффиксы причастий. Примеры слов, содержащих суффиксы -ущ-, -ющ (участвующий, жаждущий), -ащ-, -ящ- (спешащий, спящий), -вш- (ставший), -т- (обманутый), -енн-, -нн- (встроенный, узнанный), -ом-, -ем- (обожаемый, ведомый), — все это причастия, действительные и страдательные, прошедшего или настоящего времени.

Итак, разбор причастия состоит из подстановки к нему вопроса (чаще всего какой?), идентификации его как причастия, указания начальной формы мужского рода, единственного числа в именительном падеже, определения глагола и суффикса, с помощью которого оно от него образовано. Обязательно также указание вида, наличия возвратности и переходности, залога, времени, формы (краткой или полной), рода, числа, падежа и склонения, синтаксической роли в данном конкретном предложении.

— неспрягаемая глагольная форма, выражающая признак лица, предмета, возникший в результате действия: товарищ (какой?), приéхавший из Москвы (товарищ, который приехал из Москвы);
книга (какая?), прочитанная мною (книга, которую я прочитал).

Причастие совмещает в себе грамматические признаки глагола и прилагательного. В нём, как и в глаголе, различается , ; причастие управляет тем же падежом, что и глагол, к причастию могут примыкать те же наречия, что и к глаголу. Но вместе с тем причастие склоняется и согласуется с существительным в роде, числе и падеже, как прилагательное.

Причастия делятся на действительные и страдательные настоящего и прошедшего времени . Будущего времени причастия не имеют.

Действительные причастия

Действительные причастия обозначают признак лица, предмета, возникший в результате действий этого лица, предмета: читающий книгу ученик, стоящий в комнате стол .
Действительные причастия образуются от переходных и непереходных глаголов, сохраняют управление, свойственное глаголу; действительные причастия от возвратных глаголов сохраняют частицу (встречающийся, встречавшийся, встрéтившийся) .

Образование действительных причастий

Действительные причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида путём прибавления к основе настоящего времени (для первого спряжения) или -ащ-/-ящ-
пúш-ут — пúш-ущ-ий (пишущая, пишущее, пишущие),
зна-ют — зна-ющ-ий (знающая, знающее, знающие),
стуч-ат — стуч-ащ-ий (стучащая, стучащее, стучащие),
стр
ó-ят — стр ó-ящ-ий (стр óящая, строящее, строящие).

Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного и совершенного вида путём прибавления к основе прошедшего времени суффикса -вш- (после гласного) или -ш- (после согласного) плюс родовые окончания прилагательного: писа-л (несов.) — писа-вш-ий, написа-л (сов.) — написá-вш-ий , вёз (несов.) — вёз-ш-ий, привёз (сов.) — привёз-ш-ий .

Страдательные причастия

Страдательные причастия обозначают признак лица, предмета, подвергающегося какому-либо действию: книга, прочитанная товарищем (книга, которую прочитал товарищ); дом, построенный рабочими (дом, который построили рабочие). Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Образование страдательных причастий

Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида путём прибавления к основе настоящего времени суффикса -ем- (для первого спряжения) или -им- (для второго спряжения) плюс родовые окончания прилагательного:
читаем — чита-ем-ый (читаемая, читаемое, читаемые),
вúд-им — вúд-им-ый (видимая, видимое, видимые).

От многих переходных глаголов несовершенного вида страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, от беречь, бить, брить, гнуть, греть, держать, жарить, мерить, мыть, мять, пить, топить, чистить, шить и т. п.).

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов несовершенного и совершенного вида путём прибавления к основе прошедшего времени суффиксов -нн- , -енн- , -т- плюс родовые окончания прилагательного: чита-л — чúта-нн-ый, принёс — принес-ённ-ый, закры-л — закры-т-ый .

Суффикс -нн- присоединяется к основам прошедшего времени, оканчивающимся на гласный а, я, иногда е : посéя-л — посéя-нн-ый, увúде-л — увúде-нн-ый .

Суффикс -енн- (или -ённ- ) присоединяется к основам, оканчивающимся на согласный (пример см. выше) или на гласный и , который выпадает (при этом происходит чередование конечных согласных основы, аналогичное чередованиям при образовании 1-го л. настоящего или будущего простого времени): купú-л — купл-енн-ый (ср. куплю ), спросú-л — спрóш-енн-ый (ср. спрошу ).

Суффикс -т- присоединяется к основам глаголов, оканчивающихся в неопределённой форме на -нуть, -оть, -ереть , и к односложным основам (приставка не учитывается): выну-л (от вынуть ) - выну-т-ый , колó-л (от колоть ) - кóло-т-ый , вытер (от вытереть ) — вытер-т-ый , би-л (от бить ) — бú-т-ый (аналогично: прибитый, разбитый ).

Наиболее употребительны страдательные причастия прошедшего времени от глаголов совершенного вида.

Склонение причастий

Причастия склоняются как полные прилагательные: действительные причастия склоняются по образцу прилагательных с основой на щ, ш (например, общий, хороший ), страдательные причастия - по образцу прилагательных с основой на твёрдый согласный {например, новый ): читающ-ий, читающ-его... читавш-ий, читавш-его.., ч úтанн-ый, ч úтанн-ого и т. д.

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют краткую форму, которая образуется аналогично краткой форме прилагательных: мужской род — без окончания, женский род — с окончанием , средний род - с окончанием , множественное число — с окончанием (для всех родов): от любúм-ый — любим, любúм-а, любúм-о, любúм-ы ; от принесён-ный — при-несён, принесен-а. принесен-ó, принесен-ы .
В предложении краткие причастия, как и краткие прилагательные, употребляются в роли сказуемого (в сочетании с вспомогательным глаголом или без него): Магазин закрыт ; Окнó было закрыто ;
Книги будут куплены
.

  • ← Причастие →

Причастие – это неспрягаемая форма глагола, выражающая признак лица, предмета и возникшая в результате действия:

товарищ (какой?), приехавший из Москвы (товарищ, который приехал из Москвы);

брошюра (какая?), прочитанная мною (брошюра, которую я прочитал).

Причастие совмещает в себе грамматические признаки глагола и прилагательного. В нём, как и в глаголе, различается вид, время, переходность и непереходность, возвратность; причастие управляет тем же падежом, что и глагол, к причастию могут примыкать те же наречия, что и к глаголу. Но вместе с тем причастие склоняется и согласуется с существительным в роде, числе и падеже, как прилагательное.

Причастия бывают действительными и страдательными, настоящего и прошедшего времени. Будущего времени у причастия быть не может.

Действительные причастия

Действительные причастия обозначают признак лица, предмета и возникают в результате действий этого лица, предмета: читающий книгу ученик, стоящий в комнате стол.

Действительные причастия образуют от переходных и непереходных глаголов, они сохраняют управление, свойственное глаголу; действительные причастия от возвратных глаголов сохраняют частицу -ся (встречающийся, встречавшийся, встретившийся ).

Как образуются действительные причастия?

Действительные причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида путём прибавления к основе настоящего времени суффиксов -ущ-/-ющ- (для первого спряжения) или -ащ-/-ящ-

пиш-ут – пиш-ущ-ий (пишущая, пишущее, пишущие);

зна-ют – зна-ющ-ий (знающая, знающее, знающие);

стуч-ат – стуч-ащ-ий (стучащая, стучащее, стучащие);

стро-ят – стро-ящ-ий (строящая, строящее, строящие).

Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного и совершенного вида за счёт прибавления к основе прошедшего времени суффикса -вш- (после гласного) или -ш- (после согласного) плюс родовые окончания прилагательного:

писа-л (несов.) – писа-вш-ий, написа-л (сов.) – написá-вш-ий;

вёз (несов.) – вёз-ш-ий, привёз (сов.) – привёз-ш-ий.

Страдательные причастия

Страдательные причастия обозначают признак лица, предмета, с которым происходит какое-либо действие:

книга, прочитанная товарищем (книга, которую прочитал товарищ);

дом, построенный рабочими (дом, который построили рабочие).

Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Образование страдательных причастий

Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида за счёт прибавления к основе настоящего времени суффикса -ем- (для первого спряжения) или -им- (для второго спряжения) плюс родовые окончания прилагательного:

читаем – чита-ем-ый (читаемая, читаемое, читаемые);

вид-им – вид-им-ый (видимая, видимое, видимые).

От многих переходных глаголов несовершенного вида страдательные причастия настоящего времени образовать невозможно (к примеру, от беречь, бить, брить, гнуть, греть, держать, жарить, мерить, мыть, мять, пить и т. п.).

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов несовершенного и совершенного вида путём прибавления к основе прошедшего времени суффиксов -нн-, -енн-, -т- плюс родовые окончания прилагательного: чита-л – чита-нн-ый, принёс – принес-ённ-ый, закры-л – закры-т-ый .

Суффикс -нн- присоединяется к основам прошедшего времени, оканчивающимся на гласный а, я, иногда е : посея-л – посея-нн-ый, увиде-л – увиде-нн-ый.

Суффикс -енн- (или -ённ- ) присоединяется к основам, оканчивающимся на согласный или на гласный и , который выпадает (при этом происходит чередование конечных согласных основы, аналогичное чередованиям при образовании 1-го л. настоящего или будущего простого времени): купи-л – купл-енн-ый (ср. куплю), спроси-л - спрош-енн-ый (ср. спрошу).

Суффикс -т- присоединяется к основам глаголов, оканчивающихся в неопределённой форме на -нуть, -оть, -ереть, и к односложным основам (приставка не учитывается): выну-л (от вынуть) – выну-т-ый, коло-л (от колоть) – коло-т-ый, вытер (от вытереть) – вытер-т-ый, би-л (от бить) – бú-т-ый (аналогично: прибитый, разбитый).

Вместе со статьёй «Что такое причастие в русском языке?» читают:

Причастия обладают некоторыми грамматическими признаками глагола, существительного и прилагательного.

Причастия, как особая форма глагола, бывают двух видов:

  • совершенного вида - решившийся (от решиться), побудившая (от побудить), взволнованная (от взволновать);
  • несовершенного вида - засыпающего (от засыпать), волнуемый (от волновать).

У причастий два времени:

  • прошедшее - решившийся (тот, кто решился), взволнованный (тот, кого взволновали);
  • настоящее - засыпающий (тот, кто засыпает), волнуемый (тот, кого волнуют).

Причастия не имеют форму будущего времени.

Причастия бывают:

  • возвратные - с суффиксом -ся (решившийся, мчавшийся),
    невозвратные - без суффикса -ся (побудившая, построенная);
  • действительные - отражают признак объекта или предмета как инициатора действия, то есть тех, которые «действуют» (решившийся пловец - который решился, побудившая причина - которая побудила);
    страдательные - отражают признак объекта или предмета как исполнителя действия, которые «страдают» и выполняют действие по инициативе другого (взволнованное море - которое взволновал ветер, я волнуемый - которого волнуют воспоминания).

Как существительные и прилагательные, причастия изменяются по падежам, числам, родам. У причастий:

  • Падежи - именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (пробудившийся день, пробудившегося дня, пробудившемуся дню и т.д.);
  • Числа - единственное и множественное (засыпающий ребёнок, засыпающие дети);
  • Рода - мужской, женский, средний (кипящий поток, кипящая вода, кипящее молоко).

Падеж, число, род причастий определяется по падежу, числу, роду существительного, с которым причастие соотносится (под развевающимся флагом - у существительного флагом и у причастия развевающимся единственное число, мужской род, творительный падеж). Полные причастия склоняются как имена прилагательные.

Некоторые причастия, как и имена прилагательные, имеют две формы:

  • Полную форму - затопленные, покрытые,
  • Краткую форму - затоплены, покрыты.

Начальная форма причастий - именительный падеж единственного числа мужского рода. Морфологические признаки причастий соотносят с неопределённой формой глагола, по ней определяют переходность или непереходность, совершенный или несовершенный вид.

Примеры причастий

Приведём примеры предложений с причастиями. Причастия выделены цветом.
Картина, нарисованная учеником пятого класса, была выставлена на общегородском конкурсе. Моряки не рискнули выходить во взволновавшееся бурей море. Он заметил друга, поднимающегося по ступеням на второй этаж.

По числам

Окончен мой труд многолетний.
Все приготовления были окончены .

По формам

Лодка была точно приклеена к чёрной воде, густо украшенной жёлтыми листьями (М. Горький).
Грудь его накрахмаленной рубашки была украшена дьявольски пёстрым галстуком (М. Горький).

Накрахмаленной, украшенной - страдательные причастия в полной форме. Приклеена, украшена - страдательные причастия в краткой форме.

По временам

Примеры страдательных и действительных причастий в разном времени из произведений М. Лермонтова:
Действительное настоящего времени:
Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.
Действительное прошедшего времени:
В сенях она опрокинула чайник и свечу, стоявшую на полу.
Страдательное настоящего времени:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый .
Страдательное прошедшего времени:
Голова Машука дымилась, как загашенный факел.

Синтаксическая роль

Причастие в полной форме в предложении выступает определением.
Упокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья (А. Куприн).
На обсохших сжатых полях, на их колючей жёлтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина (А. Куприн).

Причастия в краткой форме выступают в предложении только в качестве именной части составного сказуемого.
Длинные серёжки развешаны , словно колокольчики, по ветвям (Е. Максимов).
Заревом заката даль небес объята (С. Надсон).

Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери - последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии - греч . «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

…………………………………………

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

…………………………………………

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).

Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы - ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя - человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого - вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека - Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно . Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его - чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

Как проходит Причастие в Церкви?

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом - событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя - в свою плоть и в свою душу - Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» - св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.


Top