Продленка конспект прогулки начальная школа. План – конспект комбинированной прогулки в гпд «Осенние изменения в природе» план-конспект занятия (2 класс) на тему

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат (II вида) № 33 Выборгского района Санкт - Петербурга

План – конспект прогулки в ГПД

Воспитатель: Данилова Э.Ф.

I . Прежде чем выйти на школьный двор – обсуждаем форму одежды.

II. Берём необходимый для прогулки инвентарь. (Например: мяч, бадминтон, скакалки, обручи; в зимнее время года: санки, и т.д.)
Формы, методы, приёмы: упражнения; повторение; закрепление.

Цель: - Отдых детей на свежем воздухе, укрепление здоровья, учить детей видеть изменение в природе, совершенствовать знания об изменениях в живой и неживой природе; расширять, обогащать словарь; учить делать выводы; играть в подвижные игры.

Ход прогулки:

  1. Организационный момент. (психологический настрой)

Отгадайте загадку, узнаете,о чём будем говорить:

Что будем делать?

(- Будем отгадывать загадку)

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла... (зима)

2. Сообщение темы и цели прогулки.

Будем говорить о зиме, играть, наблюдать

Что будем делать?

- (Будем….).

3. Отметить состояние погоды.(индивид. Работа для …….)

Отметь, какая сегодня погода?

Сегодня погода:

  • Тёплая (холодная)
  • Ясная (пасмурная)
  • Идёт дождь(дождя нет)
  • Идёт снег (снега нет)
  • Дует ветер (ветра нет)
  • Небо чистое
  • Плывут облака (тучи)

(В это время провожу групповое задание за изменением в природе. Цель: Научить анализировать, обобщать, делать вывод об изменении в природе)

Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)

А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

4. Наблюдение за изменением в природе.

Ребята я предлагаю вам поиграть в игру, для этого давайте все встанем в круг. А игра называется «Подбери слово». Игра с мячом: Зима «Какая?» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная, красивая и т. д. Молодцы! Все знаете признаки зимы.

5. Д.ИГРА

Будем играть.

Что будем делать?

(Будем ……)

Игра называется « Хлопни в ладоши»

Как называется игра?

(….)

Игра « Хлопни в ладоши».

Цель : Коррекция внимания.

Ребята, будьте внимательны.

Задание: - Слово, относится к зиме – хлопни.

Слово не относиться к зиме – топни.

Слова: листопад, тает, снежинка, ярче, холодно, набухают, солнышко, прилетают, мороз, метель, и другие.

- Молодцы! Найдите лишние слова.(Задание дано для развития лог. мышления)

Что мы делали?

Мы ………

7. Подвижные игры.

Игры планирую с учётом индивидуальных способностей детей.

«Найди себе пару»(повторение)

Цель : учить детей реагировать на сигнал, бегать, не толкая друг друга; развивать внимание, ловкость, быстроту. Учить детей в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, проведение техники безопасности при игре. Сплочение коллектива.

Словарь : - Толкать друг друга нельзя.

Не кричать, не махать руками.

Внимательно слушать воспитателя.

Ход игры

Говорю детям: «Сейчас будем играть в игру «Найди себе пару»

Спрашиваю детей, как правильно играть в игру?

Дети бегают по площадке, по сигналу флажка, дети строятся парами. По желанию детей игра повторяется 2 – 3 раза.

Наблюдения воспитателя:

Во время игры, наблюдая за ходом, выясняю, что умеет ребёнок, что знает, что боится, что ему нравиться, а что не нравиться. Благодаря чёткости игровых правил, игра становится великолепной школой произвольного поведения, школы самодисциплины и самоорганизации.

8. Итог прогулки:

Что мы делали на прогулке?

(Мы …….)

В какую н игру мы играли?

(Мы играли ……)

Поощрение……

Во время наблюдения создавала ситуации побуждающие детей к речевой деятельности.(Что это? Что ты видишь?)

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.

  1. Воспитателям при проведении прогулок, использовать все виды прогулок.

Прогулки в группе продлённого дня

Классификация прогулок в группе продлённого дня

— это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке, что дает возможность воздействовать на формирование у ребенка общей культуры, социальное и личностное развитие, наблюдая за ним во внешкольной обстановке.

Умеренные физические нагрузки, которые получают дети во время прогулки, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития ребенка при соблюдении некоторых условий:

Движения должны быть разнообразны по форме и характеру;

Физические нагрузки должны даваться с учетом растущего организма;

Занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь в первую очередь применением подвижных игр.

Чтобы после занятий в классном помещении прогулка давала детям ощущение свободы, но вместе с тем воспитатель имел возможность держать ситуацию под контролем, стоит ввести в обиход «законы прогулки», например:

. «закон сигнала» - придумать такой сигнал, услышав который дети должны оставить свои занятия и бежать на место сбора;

. «закон круга» — яркий атрибут, поднятый воспитателем вверх, означает «встать в круг возле меня». Круг необходим, когда понадобится в ходе прогулки рассказать что-то инте

ресное, дать краткий инструктаж перед игрой или подвести итог прогулки;

. «закон разведки» требует выйти из школы и вернуться в нее тихо, как разведчики, не нарушая школьной тишины.

За основу типологии прогулок берут ту ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи.

Прогулка-игра

Дети гуляют на школьном дворе. Но для проведения игр нужна площадка. Можно использовать типовую спортивную площадку школы, но лучше для групп, а тем более классов продленного дня в начальной школе, найти специальную игровую площадку с навесом или беседкой от дождя, качелями, спортивными снарядами, подходящими младшим школьникам по росту, полосой препятствий (разнообразные опоры, многоярусные конструкции, на которых можно висеть, раскачиваться, с которых можно спрыгивать). Для проведения прогулок также необходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и др.

Прогулка вне территории школы

Один из вариантов - прогулка по определенному маршруту. Он прокладывается по пересеченной местности, в жилом массиве и за его пределами. Полезно совершать прогулку с детьми около необычных объектов, которые оставляют в памяти яркие воспоминания. В целях изучения микрорайона можно составить разные по продолжительности маршруты. Расстояния, преодолеваемые на прогулке, могут быть значительными. Для учащихся начальной школы рекомендована следующая протяженность маршрутов:

Для первоклассников — 2—2,5 км;

Для второклассников и третьеклассников — до 4 км;

Для четвероклассников — более 4 км.

Прогулка-наблюдение

Темы прогулок-наблюдений:

. «Облака-белогривые лошадки».

. «Хозяйка Осень».

. «Художница Зима».

. «Как появляется листочек».

. «Как рождается здание».

. «Кто делает город красивым?».

. «Мир насекомых».

. «Птицы, что рядом с нами живут».

. «Удивительное - рядом» (о растениях).

. «Как прекрасен этот мир!»

. «Кто в парке живет, что в парке растет?»

По дороге воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие деревья и кустарники растут вдоль улицы, какие птицы зимуют в городе. Прогулка может включать элементы игры, например конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за 5 минут (время засекает по часам) каждому ученику заметить вокруг и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Конкурс усложняется заданием: кто лучше расскажет о каком-то дереве, кто вспомнит произведения о деревьях и кустарниках.

Объектом наблюдения детей полезно делать обыденные явления, на которые они часто не умеют реагировать. Обратите внимание детей на снег. Какой он? (Мокрый, тяжелый, скрипучий от мороза, грязный, сверкающий на солнце.) От чего это зависит? Такие наблюдения позволяют детям лучше чувствовать природу, понимать закономерности ее изменений.

Наблюдение за трудом людей заставляет детей задуматься о важности повседневного труда, о работе своих родителей.

Прогулка-задание

Варианты заданий:

. «Улицы, переулки вокруг нашей школы - почему они так названы?»

. «Достопримечательности в районе нашей школы (исторические, культурные, производственные). Узнать и подготовить рассказ».

. «Определить виды деревьев и кустарников зеленой зоны нашего микрорайона. Начертить план, собрать гербарий, рассказать о любимом зеленом уголке».

. «Подготовить фотовыставку «Любимый город» («Любимый район»),

. «Опасные зоны микрорайона. Узнать и подготовить рассказ».

Разновидностью прогулки-задания является прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить расстояние, величину предмета, высоту предмета, его цвет, направление и скорость ветра.

Прогулка-поиск

Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать лекарственные травы, семена деревьев, природный материал для гербария, коллекции и т. д. При этом, прежде чем дети пойдут искать, они должны разгадать загадку или найти в предложенном тексте название того, что должны искать. По окончании дети могут придумывать интересные истории о своих находках, названия для них, составлять гербарии в виде картины, панно, букетов.

Как вариант, можно воспитателю заранее спрятать на территории, где будет проходить прогулка, какие-то предметы. Во время прогулки дети должны их найти, пользуясь маршрутным листом, на котором представлен план территории с отметкой, где находится предмет.

Пример прогулки-поиска «Операция "клад"». Эта игра может иметь множество вариантов и меняться в зависимости от реальных условий и творчества воспитателя.

Первое — подготовка к прогулке:

Определение маршрута игры-поиска;

Предварительное изучение мест и объектов промежуточных заданий на этапах;

Подготовка оборудования: красочного конверта с письмом от кота Матроскина и Шарика, пакетов с заданиями на этапах (эти пакеты заранее прячут на маршруте поиска), «клада» - набора карандашей, фломастеров, альбомов и пакета с конфетами.

Проведение прогулки : дети собираются на школьном дворе, на постоянном месте сбора, разделяются на микрогруппы. Воспитатель объявляет, что получено необычное письмо из Простоквашино от кота Матроскина и Шарика:

«Дорогие ребята! К нам в Простоквашино пришло письмо из вашей школы. Из него мы узнали, что в вашей группе продленного дня ребята дружные, веселые, вы любите читать, решать задачи, рисовать. Вот мы и решили сделать вам подарок. Но найти вы его должны сами.

Объявляем начало операции под кодовым названием «клад»!

Встаньте спиной к школе. Справа вы увидите клумбу. В ближнем правом углу клумбы, поддеревом, вы найдете записку, из которой узнаете следующее задание.

Желаем удачи! Пусть вам поможет дружба!

Ваши друзья — кот Матроскин и Шарик».

По маршруту поиска в тайниках разложены пакеты с заданиями.

Задание 1. Сделайте 20 шагов вправо, заверните за угол школы, пройдите вдоль стены, поверните направо. Здесь спрятан пакет. В нем план дальнейшего движения.

Задание 2. Справа от нашей школы дорожка к школе № 1. Пройдите по ней. У забора увидите большое дерево. Отсчитайте от него вправо 30 шагов и ищите коробку из-под конфет. В ней пакет.

Задание 3. Не удивляйтесь, что в пакете номер телефона библиотеки школы. Чтобы узнать свой дальний маршрут, нужно позвонить библиотекарю.

Задание 4. Его дает библиотекарь.

А) Молодцы! Вы не только правильно набрали номер телефона библиотеки, но и не забыли поздороваться, представились и вежливо объяснили свою просьбу. Быстро на детскую площадку во дворе на ул. Полярников, в домике для игр вы найдете следующий пакет.

Б) Ваш маршрут удлиняется, и все потому, что вы очень спешили и были недостаточно вежливы с человеком, который вас ждал на вахте. Вот ваше задание: идите к скамейке на игровой площадке в парке им. Бабушкина, встаньте к ней спиной, сделайте от этого места 15 шагов вперед, поверните налево, пройдите вдоль стены, на углу найдете пакет с новым заданием.

Задание 5. На мостике у речки в парке вас ждет шестиклассник Ваня. Кто быстрее отгадает его загадки, получит следующий пакет. Посмотрите, не отстал ли кто-либо из ребят на маршруте?

Задание 6. А сейчас быстрым шагом в восточную часть парка. Подумайте, как узнать, где находится восток. Посмотрите внимательно на деревья, траву, вспомните, в какие окошки школы утром заглядывает солнце. Примените свои знания, полученные на уроках по курсу «Окружающий мир».

Задание 7. Воспитатель читает: «Вот вы у цели! Молодцы! Внимательно осмотрите площадку. Найдите углубление, прикрытое листьями. Достаньте наш подарок. Кот Матроскин и Шарик». Дети находят пакет с набором карандашей, фломастеров, альбомов и сладостей.

Подведение итогов прогулки. Командиры сдают рапорт микрогрупп о прохождении маршрута, о причинах успеха и неудач на отдельных этапах.

Прогулка-развлечение дает возможность повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить. Зимой это веселое катание с ледяной горки, штурм снежной крепости, изготовление фигурок из снега, забавные состязания «Скоморошьи потешки», «Петушиные бои». Во время дождя прогулка проходит под навесом. В это время можно решать занимательные задачи, разгадывать шарады, показывать фокусы, проводить малоподвижные игры, например «Пустое место», «Достань кольцо».

Прогулка-фантазия предоставляет детям возможность:

Сделать зарисовку;

Изготовить поделку из природного материала;

Сплести венок, корзину;

Составить букет из листьев, цветов, веток;

Придумать сказку, стихотворение, рассказ.

Определяющая задача этого вида прогулок - вызвать у детей

эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой.

Во время прогулки дети делают зарисовки с натуры, представляя себя настоящими художниками, мастерят поделки из природного материала, составляют композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, рисуют цветными мелками на асфальте, лепят из снега забавные скульптуры. Если на игровой площадке есть песочница, дети могут мастерить из него крепости, замки. Весной, когда появляются лужи и бегут ручейки, дети строят флотилии и пускают кораблики.

В конце прогулки для формирования регулятивных универсальных учебных действий объявляется конкурс на лучшее описание выполненной композиции, коллективно сочиняют сказки, организуют выставки осенних букетов, конкурсы на лучшие рисунок, поделку.

Темы прогулок-фантазий:

. «Осенний букет».

. «Осенний сон».

. «Есть в осени первоначальной.»

. «Оригинальный венок».

. «Удивительное — рядом».

. «Снежный зоопарк».

. «Сказки цветных камней».

. «Замки из песка».

. «Цветы на асфальте».

Прогулка-показ дает возможность формировать у детей умения анализировать, сравнивать, делать выводы, предположения. Для этого используются местные достопримечательности, различные предметы и объекты, редкие цветы, деревья, кустарники. Воспитатель заранее продумывает проблемные вопросы, на которые дети должны будут найти ответ в процессе такой прогулки.

Прогулка-практикум закрепляет знания Правил дорожного движения, умение ориентироваться, трудовые навыки детей.

Темы прогулок-практикумов:

. «Красный, желтый, зеленый».

. «Правила поведения в природе».

. «Ты играешь во дворе».

. «Скажите, как пройти».

. «Правила поведения в транспорте».

. «Культура поведения на улице».

Такие прогулки используют для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях (при пожаре, наводнении, отравлении различными веществами, террористическом акте).

Во время прогулки воспитателем создается ситуация, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организуется самоанализ детьми своих действий. Подобные прогулки помогают детям понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях, помогают избавляться от страхов, тревожности.

Спортивные игры во время прогулки

Во время прогулки дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, баскетбол, волейбол, проводятся веселые эстафеты («Линейная эстафета с бегом», «Встречная эстафета», «Бег с ведением мяча», «Слалом с мячом»), прыгают со скакалками, катаются на санках, лыжах и коньках.

При проведении физических упражнений, подвижных, народных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения ее в конце занятий. В заключительной части можно использовать ходьбу с различными движениями рук и игры малой интенсивности.

Оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. Следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления учащихся.

Характеристика внешних признаков утомления

Внешние признаки

Небольшое

Выраженное

Окраска кожи

Значительная

Бледность или синюшность

Потливость

Незначительная

Чрезмерная

Выражение лица

Спокойное

Напряженное

Страдальческое

Характер дыхания

Учащенное, ровное

Учащенное, периодически глубокие вдохи и выдохи

Резко учащенное, поверхностное и аритмичное

Координация движений,внимания

Четкое выполнение команд

Неуверенные движения, нечеткое выполнение команд

Дрожание конечностей, отставание при ходьбе от группы

Усталость, боль в мышцах, сердцебиение

Головокружение, головная боль, шум в ушах, тошнота, слабость

При выраженном утомлении следует предложить учащимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить на другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.

Если в составе группы окажутся ученики, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобожденные от занятий физической культурой, то таким ребятам можно давать различные поручения, не связанные с непосредственным выполнением физических упражнений: помогать в судействе, быть контролером на этапах эстафет, счетчиком очков и др.

Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт, дают возможность почувствовать себя участником жизни. Он как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. О)! сам выстраивает для себя события дня.

Учитывая интересы учащихся, воспитатель должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Будучи эмоциональными и доступными, ежедневные занятия должны отвечать по своему характеру основной цели - обеспечению активного отдыха учащихся, формированию здорового и безопасного образа жизни.

Конспект № 1.

Тема: «Зима холодная»

Цель: формировать у детей первые связные представления об этом времени года.

Ход прогулки:

Организационный момент.

Наблюдение.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на одежду прохожих: «Видите? Дедушка идет в валенках и меховой шапке. Он оделся потеплей, чтобы мороз его не захолодил. Вот она какая, зимушка-зима, стужа лютая! А вот мальчик бежит, подпрыгивает, чтобы холодно не было. Птицы попрятались от холода. Никого не видно, всех разогнала зима холодная. Только один ветер гуляет. Послушайте, как он поет: "В-в-в! В-в-в!" Повторите, как поет-завывает сердитый зимний ветер» .

Педагог просит проверить, какой сегодня снег. Дети берут лопатки, набирают снег, подбрасывают его. Снег разлетается легким облачком. Воспитатель уточняет: «Сыпучий» . Лепить нельзя - решают все и договариваются делать снежную горку.

Труд. Все подходят к снежному валу и решают, где лучше соорудить горку: далеко или близко от веранды, выше или ниже снежного вала - и начинают «работать» .

Воспитатель вырубает из снега горку (высота 40-60 см) . Дети помогают: подчищают края, отгребают снег, подравнивают скат.

Как только постройка завершена, все относят инвентарь на место, собрав ведерки, лопатки, отряхнув их от снега.

Самостоятельная деятельность детей.

Малыши начинает катать кукол с горки. Старшие украшает ее края цветными льдинками (узоры, цветы) вместе со взрослым.

Подвижная игра «Дед Мороз» .

Конспект № 2.

Тема: «Снегопад» .

Цель: познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом.

Ход прогулки:

Организационный момент.

Во время сборов на прогулку воспитатель говорит детям: «Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима.

Наблюдение.

Дети выходят на прогулку и видят, что идет снег. «Снег! Снег идет!» - сообщают они воспитателю. «Правильно! - говорит воспитатель. - Идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снегопад!» Дети повторяют: «Снегопад!»

Педагог продолжает: «Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кружатся и садятся, кто куда. А на нас садятся?» Дети внимательно осматривают себя: «А мне на валенки села! А мне на варежку!»

«Смотрите, как звездочка!» - говорит педагог и предлагает посмотреть на красивую снежинку, упавшую на рукав. Педагог предлагает подставить руку навстречу падающему снегу, а когда упадет на варежку большая снежинка - подуть на нее. «Летит? Пусть летит дальше! Снежинка легкая, пушистая, красивая!»

Затем снимает варежку и предлагает детям понаблюдать, что произойдет со снежинкой. Объясняет: «Села снежинка на руку и растаяла. Была, и вот уже ее и нет! Вот какая звездочка-малютка» .

Подготовив восприятие детей к ярким характеристикам снежинки (звездочка, малютка, растаяла на ладони) , взрослый читает стихотворение 3. Рождественской «Звездочка-малютка» , повторив дважды его концовку:

Села и растаяла на моей ладошке.

Дети повторяют: «Снежинка легкая, пушистая, красивая, как звездочка» . «А какого она цвета? - спрашивает педагог. - А у кого шубка такого же белого цвета? Значит, у нас тоже есть снежинки-пушинки! Подуйте-ка на них. Пусть наши белые снежинки-пушинки полетают!»

После этого взрослый говорит: «Какой снегопад! Много снега навалило, все засыпало кругом. Старается зимушка-зима, укутывает снегом кусты, на елку шапку надела. Посмотрите, какого цвета зимушка-зима?» Дети говорят: зима белого цвета.

Подвижная игра.

Закончив наблюдение, дети играют в подвижную игру «Снег кружится» .

Труд. Спустя некоторое время педагог предлагает желающим расчистить площадку перед верандой от свежевыпавшего снега. Дети выбирают себе по желанию лопатки или движки и вместе со взрослыми убирают снег: одни сдвигают снег к снежному валу, другие бросают его наверх (педагог показывает действия) . Затем по желанию можно подмести площадку.

Самостоятельная художественная деятельность воспитанников.

Закончив расчищать площадку, дети могут вместе с педагогом украшать ее, расставляя по снежному валу разноцветные флажки, раскладывая между ними разноцветные ленты, выкладывая по склону узоры из разноцветных льдинок. Воспитатель хвалит их, благодарит за усердие.

Одни дети играют, другие наблюдают за действиями товарищей. Педагог может обратиться к подгруппе из 3-5 детей и, протянув руку навстречу падающему снегу, предложить отгадать: «Белая, пушистая, на руку упала и пропала. Что это такое? Угадали?»

Прогулка продолжается.

Конспект № 3

Тема: «Поведение птиц зимой»

Цель: формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах; учить узнавать птиц, называть их части тела.

Ход прогулки:

Организационный момент.

Во время сборов на прогулку воспитатель говорит детям: «Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима.

Наблюдение.

Дети выходят на прогулку. Воспитатель обращает их внимание на зимующих птиц и рассказывает, что зимой им голодно: нет мошек, червячков, только люди могут помочь - покормить их.

Дети повторяют за взрослым: «Здравствуйте, птички-невелички! Вы пожаловали к нам в гости? Сейчас мы вас угостим!» Педагог предлагает им посмотреть, как будут угощаться птицы, объясняет: корм нужно рассыпать на дорожке, чтобы птички его увидели, а самим отойти и понаблюдать.

Воспитатель спрашивает: «Кто такой храбрый? Кто первым прилетел? Конечно, воробей: прыгает, клюет. Вот и еще воробьи прилетели. Чем они клюют зернышки? Клювом, не носом. Клюв острый. Клюнут и на новое место перелетают стайкой. Как они переговариваются? Прислушайтесь. Чирикают? Рады, что мы их угощаем, наверное, благодарят нас. Вот и другие птицы прилетели» .

Дети отвечают на вопросы: как называют птиц, какого цвета перышки и лапки у голубя, у кого клюв больше - у голубя или воробья.

Птицы пугливые. Чуть что - вспорхнут и улетят. Воспитатель говорит: «Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые люди. Скажите им, ребята» .

А вот и шум-гам начался - это воробьи из-за крошек подрались. Какие драчуны! Расшумелись и все улетели. Воспитатель обращается к детям, предлагает им найти на участке разных птиц (муляжи) . Дети рассматривают ворону, сороку, отмечают их оперение, показывают клюв, хвост, лапки, крылья.

Если есть возможность, можно рассмотреть следы птичьих лапок на снегу, где кормились птицы. Большие следы - голубей, маленькие - воробьев. Дети имитируют движения птиц, их голоса. Затем воспитатель предлагает отгадать загадку:

На суку сижу,
«Кар! Кар!» - кричу.
Чик-чирик!
С ветки прыг.

Клюй, не робей!
Кто это?

Дети отвечают, кто чирикает, кто гулит, кто каркает.

Воспитатель предлагает детям соорудить для птиц кормушку, чтобы каждый день насыпать в нее корм, заботиться о птицах: «Кто хочет помочь?»

Все дружно берут лопаты, идут в тихий уголок участка и вместе с воспитателем вырубают из снега куб. Педагог учит детей правильно держать лопатки, когда все вместе отбрасывают в сторону снег, подчищают края кормушки. Дети наблюдают за его действиями, слушают объяснения: «Чтобы крошки ветер не унес, нужно сделать бортик, вот так!» После завершения постройки все относят лопатки на место.

Подвижная игра.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Собачка и воробьи» .

Самостоятельная деятельность.

После игры дети переходят к самостоятельной деятельности. Младшие воспитанники катаются на санках с горки. Старшие воспитанники играют в хоккей на катке.

Конспект № 4

Тема: «Помощники»

Цель: воспитывать в детях уважение к труду взрослых, формировать желание помогать окружающим.

Ход прогулки:

Дети вышли на прогулку, оглянулись - кругом высокие сугробы намела зимушка-зима, не проехать, не пройти. Снег убирать нужно, а то людям трудно ходить, коляску с малышом не провезешь, машины буксуют.

Вдруг все слышат приближающийся шум мотора. По тротуару движется снегоочистительная машина. Проехала, и сразу стало чище, ведь у нее щетки широкие - во всю ширину тротуара. Дети ждут, когда машина развернется и пойдет обратно, снова наблюдают за ее работой. В кабине сидит шофер, внимательно смотрит по сторонам, ведет машину ровно. Щетки крутятся, счищают снег с тротуара.

Во двор выходит дворник с широкой лопатой. Он счищает снег по краям тротуара, отбрасывает в сторону. Педагог предлагает детям помочь дворнику.

Труд. Дети разбирают лопаты, начинают убирать снег у входа в детский дом. Дворник увидел, подошел, благодарит за помощь. Он показывает им, как надо правильно держать лопату, куда бросать снег.

Ребята возвращаются на участок, где их встречает большая ворона (игрушка) . Воспитатель предлагает поиграть в игру «Ворона и собачка» .

Прогулка заканчивается.

Конспект № 5

Тема: «В гостях у нас Снегурочка»

Цель: познакомить детей с березой, елкой, с их отличительными внешними признаками; упражнять в пространственной ориентации.

Ход прогулки:

Организационный момент.

Во время сборов на прогулку воспитатель говорит детям: «Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима.

Наблюдение.

На фоне снега выделяется пушистая зелень елки. Воспитатель обращается к детям: «Смотрите, все деревья, кусты стоят голые, одна елочка зеленеет, красуется. Она к нам на новогодний праздник приходила в гости. Помните? А как она была украшена? Посмотрите, какие у нее колючие иголки, потрогайте ладошкой! А как пахнет елочка? (Чуть приминает в руках елочные иголки и дает детям понюхать.) Нравится? Елочка пушистая. Ветки ее называются лапами, они густые, зеленые. Елочка - красавица, детям очень нравится!» Дети повторяют эти слова. Все отмечают, что зима любит елочку, укутывает ее сугробами. Высокие сугробы, елочку еле видно.

Затем педагог обращает внимание детей на белый ствол березы, предлагает им обнять, погладить березу, ощутить ее гладкую, шелковистую поверхность и уточняет: белая березка. Дети обхватывают березу руками, решают, какой у нее ствол: толстый или тонкий. Затем находят на участке другие березы, отмечают, какая из них самая толстая (вдвоем обхватывают ствол) , самая высокая.

Подвижные игры.

Проводятся подвижная игра «Перебежки» с целью уточнения названия деревьев. «Раз, два, три - елку найди!» Все перебегают от елки к елке, ждут следующей команды: «Раз, два, три - к березе беги!» Воспитатель спрашивает, как дети узнали, что это береза (елка) ; объясняет, что к деревьям и кустам надо относиться бережно, не ломать их ветки.

Бегая по участку, дети замечают на дорожке Снегурочку (воспитатель незаметно выставляет большую куклу-Снегурочку) . Дети радуются, подробно рассматривают ее наряд, вспоминают новогодний праздник, а затем начинают строить ей домик (вырубая куб из снежного вала) , украшают его разноцветными льдинками, все время обращаются к Снегурочке: «Нравится тебе домик? Теперь ты от нас не уйдешь в лес?»

Самостоятельные игры.

После окончания постройки дети начинают играть со Снегурочкой: возить на санках, показывать свой участок, рассказывать о назначении сооружений. Затем все переходят к свободной игре.

В конце прогулки проводится игра «Коза рогатая» .

Цель: развитие речи, моторики, координации движений.

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

Введение

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с нравственным воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: в - первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во - вторых, собственно экологическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников нравственного отношения к действительности вообще и к природе как ее части.

Проблема нравственно - экологического воспитания сегодня волнует всех – ученых, педагогов, методистов, практиков. Чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире? Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы – это цель нравственно - экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде, экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов школы. Помимо выше сказанного, огромная роль в нравственно - экологическом воспитание может играть группа продленного дня, которая относится к внеклассной работе с учениками.

Гипотеза: процесс нравственно – экологического воспитания на экскурсиях в группе продленного дня будет эффективным, если:

1. На экскурсиях учащимся демонстрируются результаты положительного и отрицательного вмешательства человека в природу;

2. Будут использоваться различные методы и приемы нравственно- экологического воспитания младших школьников;

3. Воспитатель личным примером в процессе экскурсий будет способствовать воспитанию нравственности;

Одной из форм экологического воспитания является экскурсия. На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии - формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке.

Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения.

Весной необходимо обращать внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна - набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях поэтов

В начале экскурсии воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года.

На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.

Дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.

Эффективным приемом формирования нравственно-экологического отношения к природе является постановка проблемных ситуаций во время экскурсий.

Познавательные ситуации чаще предлагаются воспитателем. Например, он показывает картину: на заснеженной лесной поляне - следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины.

Ставятся вопросы: какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать по этой картине? К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили необходимые знания.

Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от детей решения той или иной нравственной задачи. Например: «Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его». Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она? Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения воспитателя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные. Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.

Воспитатель в своей работе тщательно готовится к экскурсии и составляет подробный план подготовки.

1. Намечает тему экскурсии. Стараюсь, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать детей.

2. Определяет цель, задачи экскурсии и составляю предварительный план экскурсии.

3. Выбирает место проведения экскурсии, заранее побывав там, разрабатывает маршрут. Предусматривает места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности детей.

4. Уточняет содержание воспитательного и познавательного материала, подбирает игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5. Продумывает методику проведения экскурсионного занятия.

6. Планирует организационные формы деятельности детей (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределяет обязанности между подгруппами или отдельными детьми.

Часто предлагают детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе. На экскурсии используют загадки. Перед экскурсией дают также детям различные задания по наблюдению за животными, птицами и растениями.

Практически на каждой экскурсии уделяют большое внимание повышению познавательной активности детей. Для этого проводятся дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.

Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.

Экскурсия в осенний парк «Осень - прекрасная пора!»

Цель: показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим.

Главный вопрос: сколько разных цветов вы видите вокруг себя? К концу занятия нужно подвести детей к выводу, что цвет живой природы - зеленый, т. е. доминантой в пору бурного развития жизни является цвет зеленого растения. Но оттенков зеленого цвета очень много, это тоже мы наблюдали, не сходя с одного места: трава, листья, стебли растений. Цвет неба и воды, земли и растений, цветов и травы, весны и лета, зимы и осени. Хоть доминантой является цвет зеленый, но мир в любую пору и в любом месте - разноцветный. К концу экскурсии обучающиеся должны не только выполнить практические задания, но собрать природный материал (листья, осенние цветы и т.д)

Экскурсия «Где растут растения?».

Цель: показать, что растения можно найти везде, но в разных средах обитания растут разные растения. Вводится понятие «среда обитания». Выяснить чем отличается лес и луг? Растут ли на берегу реки растения? А в самой реке? Выяснить чем отличаются растения леса и луга.

Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме».

Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). Как изменился цвет?

Вопросы: Какие цвета вы видите? Что осталось зеленым?

Почему нет ярких цветов?

Игра: Что я вижу наверху, внизу, сбоку? – «По кругу».

Экскурсия в зимний лес «В гостях у зимушки-зимы».

Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев.

Воспитатель предлагает детям прислушаться, как стало тих в лесу.

Показать детям дуб, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки, какого цвета у дуба кора и что она шероховатая. Показать детям кору березы.

Воспитатель предлагает отыскать еще одно дерево.

Какое? Послушайте.

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год -

Ребята будут рады,

Хлопот веселых полон рот Готовят ей наряды.

Обратить внимание детей на характерные особенности ели, которые отличают ее от других деревьев. Предложить детям погладить ствол, потрогать иголки, показать руками строение дерева.

Провести игру «Угадай-ка».

Цель: упражнять детей в выборе дерева по принципам, указанным педагогом или ребенком, раскрывающем особенности строения и поведения данного обитателя. Ход игры: предлагается описание дерева взрослым или ребенком, а остальные должны узнать о каком дереве идет речь, найти и подбежать к нему.

Экскурсия «Разноцветные облака в разноцветном небе».

Цель: дать детям возможность увидеть небо и причудливость облаков.

С детьми мы выясняли, что такое облака, что такое небо.

При восходе и закате солнце окрашивает небо в разные цвета. При этом окрашиваются причудливые формы облаков: появляется огромное разнообразие цвета на небе. Часть детей рисует "небо", а другая - рвет из бумаги "облака".

Экскурсия Природа просыпается.

Цель: наступление весны - смена условий существования.

С детьми наблюдаем за окружающей природой и замечаем, что потекли ручьи, пригрело солнышко, зазеленела травка и т.д. Мы наблюдали за тем, как изменяется цвет природы; сиреневый цвет верхушек берез, пушистые шарики верб, первая травка и цветы - цвета нежные, хрупкие. Дети изображали весну в технике "монотипия".

Экскурсия в лес: «Лес, ярусы леса»

Цель: Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

Заключение

В результате можно сделать следующие выводы:

1.Нравственно-экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.

2.Теоретические основы нравственно-экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.

3.Несмотря на оживление работы по нравственно-экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.

4.Для систематизации работы необходима программа нравственно-экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

5. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь занятия нетрадиционной формы: например экскурсии. На таких занятиях можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке занятия, заинтересованности в том, чтобы экскурсия прошла хорошо. Экскурсии, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому экскурсии особенно важны для формирования нравственно - экологического сознания у школьников.

6.При проведении нестандартных занятий у школьников не только повысился уровень нравственно-экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.

7.Целенаправленная систематическая работа по нравственно-экологическому воспитанию, способствует значительному повышению нравственно-экологической культуры школьников.

Целью исследования взаимодействия нравственного и экологического воспитания является формирование человека с высоким уровнем нравственно-экологической культуры, сочетающего в себе нравственно-экологические знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых нравственно-экологическими ценностями.

Нравственно-экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная - несёт больше информации.

ЛИТЕРАТУРА

1.Айзерман, Л.С. Уроки нравственного прозрения / Л.С. Айзерман. - М.: Педагогика, 1983.- 128 с.

2. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание/ Н.В. Архангельский - М.: Просвещение, 1979.- 92 с.

3. Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С. Богданова, О.Д. Калинина. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

4. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы/ Н.Ф. Виноградова- М.: Просвещение, 1990. .- 240 с.

5. Высотина, Л.А. Нравственное воспитание младших школьников / Л.А. Высотина. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.- 160 с.

6. Головко, Е.В. Формирование нравственной устойчивости младшего школьника к отрицательным влияниям микросреды [Текст] : монография/ Е.В. Головко. – Белгород, Изд-во: ООО «ГиК», 2008. – 128 с.

7. Дмитриев, К.Е. История педагогики: учеб. пособие / К.Е. Дмитриев. – М.: Просвещение, 1998.- 267с.

8. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. - 1993. - №2. – С. 26 -30.

9. Монахов, Н. И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика.: метод. пособие для учителей / Н.И. Монахов. - М.: Просвещение, 1981.- С. 73-79

10. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. - М.: Педагогика, 1988. – 192 с.

11. Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И. Д.,

Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983. – 180 с.

Соловьева Виктория Ивановна

МКОУ Заброденская СОШ

Приложение 1.

Осенняя экскурсия в парк

Цели: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эстетические чувства.

Ход мероприятия

Воспитатель не только проводит инструктаж о поведении во время экскурсии, но и готовит детей эмоционально к восприятию природы, к наблюдению за сезонными изменениями.

Накануне экскурсии ребята читают стихи об осени, разгадывают загадки, знакомятся с народными приметами, пословицами и поговорками.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Сентябрь холоден, да сыт.

От осени к лету поворота нету.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата? (Облака.)

Е. Серова

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду, Покуда он идет. (Дождь.)

С.Я. Маршак

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча.)

Без рук, без ног

По полю скачет,

Под окном стучится,

В дом просится. (Ветер.)

Пришла пора -

Опустели леса:

Листья опадают,

Птицы улетают. (Осень.)

Детям раздаются для заучивания стихи о природе, об осени, о деревьях и птицах.

Во время экскурсии им предлагается понаблюдать за погодой

Какая сегодня погода?

Какое небо?

Какое солнце?

Сравните сентябрьские дни с летними днями.

Воспитатель обращает внимание детей на краски осеннего парка;

Как изменились краски осеннего парка по сравнению с летом Воспитатель и дети наблюдают за листопадом:

Что называют осенним листопадом?

Начался ли осенний листопад?

Как вы думаете, в какую погоду листьев облетает больше? Почему?

Воспитатель обращает внимание детей на отдельные деревья и кустарники. Учит детей отличать деревья:

Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?

Какие лиственные деревья вы знаете?

Видите ли вы их в парке?

Как выглядит их ствол?

Какую форму имеют их листья?

Воспитатель и дети рассматривают цветущие травянистые рас тения в парке. Называют цветы, которые они видят.

Воспитатель обращает внимание детей на насекомых:

Каких насекомых можно увидеть в парке летом?

Много ли насекомых в парке сейчас?

Почему пропали насекомые?

Куда они делись?

Дети наблюдают за птицами. Называют их. Дети гуляют по осеннему парку, вслушиваются в шелест листь ев под ногами, собирают яркие осенние листочки. Читают прекрасные стихи русских поэтов об осени наизусть (предварительно выученные по заданию воспитателя): Н. Некрасова «Славная осень!», Бунина «Лес точно терем расписной...» и др. После экскурсии дети делятся своими впечатлениями о том, что особенно понравилось, что удивило, что нового узнали и увидели. Делают рисунки, аппликации из листьев.

Приложение 2.

Экскурсия Тема "Осень - прекрасная пора".

образовательная - развивать у детей понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях;

развивающая - развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей.

воспитательная - развивать эстетическое мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде;

Проведение экскурсии.

I. Начинаю экскурсию с места, к которому подступают деревья кустарники, тронутые палитрой осенних красок.

Экскурсию начинаю стихотворением И. Бунина "Листопад":

"Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца..."

Раскрываю для детей тайны удивительных вещей природы.

II. В ходе рассказа конкретизирую понятие "дерево", "кустарник", "трава", обращаю внимание дошкольников на их многообразие, ввожу видовое название растений. Объясняю им:

* причины изменения окраски листьев, листопада;

* чем вызвано многообразие плодов;

* чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.

При объяснении использую стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной"

"Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера..."

III. Ближе познакомиться с миром природы помогает игра "Найди свое дерево".

Играют в паре. Один из детей выполняет роль слепого (закрывает глаза), а другой роль поводыря. Поводырь подводит слепого своей дорогой к одному из деревьев; слепой должен обследовать это дерево с закрытыми глазами, потрогать руками шероховатости, неровности коры, ощутить его запах. Затем поводырь возвращает слепого на исходные позиции, и тот уже один находит верную дорогу и по своим ощущениям определяет "свое дерево".

Игру использую с целью развития познавательной активности детей. Игра помогает прививать интерес к предмету.

IV. После экскурсии выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для этого использую следующие вопросы:

1. Чем кустарник отличается от дерева?

2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?

3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?

4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?

5. Какие плоды преобладают у кустарников?

6. Как они распространяются?

7. У каких растений быстрее желтеют листья - у деревьев или кустарников?

В беседу включаю занимательные вопросы, пословицы, загадки, например:

Почему говорят: "Если лист ничком ложиться, когда опадает, - к урожаю на будущий год";

"Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы".

Отгадайте: "Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (лес).

"Многорук, а нога одна" (дерево).

"Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос" (береза)

"Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, упадет - почернеет" (лист).

"Летом одевается, зимой раздевается" (растения)

В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.д.елаю вывод, придав материалу целостность.

VI. Напоминаю о сроках письменного ответа. Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.

Приложение 3.

Экскурсия: лес, ярусы леса.

Цели экскурсии:

1.Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

2.Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

3.Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

1.Блокноты и простые карандаши.

2Маленькие грабельки и совок.

Предварительная подготовка:

1.Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

2.Разделить класс на 3 группы.

3.Приготовить задания для практической работы по группам.

Задание для 1 группы.

Какие растения относятся к первому ярусу?

Назовите и покажите их.

Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).

Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?

Задание для 2 группы.

Какие растения относятся ко второму ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.

Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?

Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?

Назовите и покажите эти растения.

Как их отличить друг от друга?

Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)

Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?

Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Ход экскурсии.

1.Организационный момент.

Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве. Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

Как нужно вести себя на природе?

Где вы можете ходить?

Что можете делать?

Чего нельзя делать на природе?

2.Вводная беседа.

Ребята, где мы с вами находимся?

Вам здесь нравится?

Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?

Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.(Дети читают наизусть четверостишия.)

Понравились вам отрывки из стихотворений?

Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)

О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)

А какое время года сейчас?

Какой сейчас месяц, год и число?

Какая погода стоит на дворе?

3.Изучение новой темы.

А что такое лес?

Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

Чем они отличаются друг от друга?

Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)

Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами - этажами: выше всех деревья, ниже - кустарник, еще ниже - травы, грибы, а в самом низу - мхи.)

А теперь назовите номера этажей - ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы. (Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)

Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)

К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)

4.Практическая работа.

Только ли растения живут в лесу?

Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.

Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

5.Отчет по практической работе.

По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

6.Подведение итогов экскурсии.

Понравилась ли вам экскурсия?

Какие открытия вы сделали сегодня?

Как размещаются растения и животные в лесу?

Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?

Как нужно относиться к растениям, животным и почему?


Top