Становление новой. Формирование новой российской государственности

После распада СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль.

21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию (при равнозначности обоих названий).

С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов - с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти - законодательной и исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».

Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной части населения. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров стал В.С. Черномырдин, ранее находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента.

В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Из 69 млн. человек, участвовавших в выборах, свыше половины поддержали президента и проводимую им социально-экономическую политику (соответственно 58,7% и 53%). За досрочные выборы депутатов проголосовали 67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис.

Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент - А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

В ответ на антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город были введены войска. В ходе событий несколько его участников погибли либо получили ранения.

С установлением единовластия президента начался слом, действовавший до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты указы о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

  • Россия в начале 17 века. Крестьянская война в начале 17 века
  • Борьба русского народа против польских и шведских захватчиков в начале 17 века
  • Экономическое и политическое развитие страны в 17 веке. Народы России в 17 веке
  • Внутренняя и внешняя политика России в первой половине 17 века
  • Внешняя политика Российской империи во второй половине 18 века: характер, итоги
  • Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии (1813 - 1814 годы)
  • Промышленный переворот в России в 19 веке: этапы и особенности. Развитие капитализма в России
  • Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине 19 века
  • Культура России в первой половине 19 века: национальная основа, европейские виляния на культуру России
  • Реформы 1860 - 1870 годов в России, их последствия и значение
  • Основные направления и результаты внешней политики России во второй половине 19 века. Русско-Турецкая война 1877 - 1878 годов
  • Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении России во второй половине 19 века
  • Экономическое и социально-политическое развития России в начале 20 века
  • Революция в 1905 - 1907 годах: причины, этапы, значение революции
  • Участие России в первой мировой войне. Роль восточного фронта, последствия
  • 1917 год в России (основные события, их характер и значение)
  • Гражданская война в России (1918 - 1920 годы): причины, участники, этапы и итоги гражданской войны
  • Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценка сущности и значение НЭП
  • Складывание Административно-командной системы в СССР в 20-30 годы
  • Проведение индустриализации в СССР: методы, результаты, цена
  • Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги коллективизации
  • СССР в конце 30-ых годов. Внутреннее развитие СССР. Внешняя политика СССР
  • Основные периоды и события второй мировой войны и великой отечественной войны (ВОВ)
  • Коренной перелом в ходе великой отечественной войны (ВОВ) и второй мировой войны
  • Завершающий этап великой отечественной войны (ВОВ) и второй мировой войны. Значение победы стран антигитлеровской коалиции
  • Советская страна в первой половине десятилетия (основные направления внутренней и внешней политики)
  • Социально-экономические реформы в СССР в середине 50 - 60 годов
  • Общественно-политическое развитие СССР в середине 60-х, половине 80-х годов
  • СССР в системе международных отношений в середине 60-х и середине 80-х годов
  • Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы
  • Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990 годы: достижения и проблемы
  • Распад СССР: становление новой Российской государственности

    12 июня 1990 г. I съезд народных Депутатов принял Декларацию о Государственном суверенитете РФ. К этому времени другие союзные республики уже провозгласили свою независимость (Литва, Латвия, Эстония и др.). Россия не могла оставаться с стороне от этого процесса. При своей политической и экономической значимости для страны Россия была той республикой, которую командно-бюрократическая система истощила особенно сильно.

    Провозглашение суверенитета России было вызвано и экономическими причинами. К этому времени выявилась неспособность центра вывести страну из кризиса. Руководство России стремилось в кратчайшие сроки перейти к рынку. С осени 1990 г. параллельно разрабатываются две экономические программы - правительственная (Н.И. Рыжков) и программа "500 дней" (С. Шаталин - Г. Явлинский), за которой стояло Российское руководство. Правительственную характеризовала постепенность введения рыночных методов, их регулируемость государством. Программа "500 дней" была рассчитана на максимальное ускорение рыночных процессов.

    Переход России к рынку (октябрь 1991 г.) резко обострил противостояние центра и республик, "война законов" переросла в новую стадию. Вступило в высшую фазу и соперничество союзного и российского лидеров - Горбачева и Ельцина. В основе его лежала борьба за власть. В июне 1991 года первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин.

    Августовский путч 1991 года (ГКЧП) ускорил распад СССР. 8 декабря 1991 г. в беловежской Пуще под Брестом руководители Белоруссии (С. Шушкевич), РФ (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук), подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединились еще 8 республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев в связи с прекращением существования СССР сложил свои полномочия. Россия вступила на путь самостоятельного существования.

    России предстояло решать вопросы государственного устройства, социально-экономического и духовного возрождения.

    У государственной власти и демократических сил не оказалось конкретной программы политических преобразований. Поэтому основой российской государственности стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры.

    Перед многонациональным Российским государством стояла задача укрепления его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Некоторые из них (Татарстан, Башкортостан, Якутия) пытались взять курс на постепенный выход из состава РФ. Местные правящие элиты стремились вырваться из подчинения центру. Это могло привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа провозгласили суверенитет и выступили с территориальными претензиями к России.

    В этих условиях политика центра не была последовательной. Не были разоружены формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики.

    В целях сохранения единства России в марте 1992 г. большинством субъектов Федерации был подписан Федеральный договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.

    Дальнейшее становление российской государственности связано с разработкой собственной Конституции. Однако парламентская оппозиция во главе с Р.И. Хасбулатовым всячески препятствовала этому.

    Камнем преткновения являлся выбор формы государственности: президентская или парламентская республика. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти было обусловлено также разным видением стратегии экономических реформ. Все это привело к тому, что Президент своим Указом № 1400 от 21 сентября 1933 г. "О поэтапной конституционной реформе в России" объявил о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и проведении 12 декабря 1993 г. референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное федеральное собрание. Развязкой кризиса стали трагические события 3-4 октября в Москве. По приказу Б.Н. Ельцина был расстрелян Белый дом, где находился Верховный Совет. Несколько сот человек погибли и получили ранения.

    Результаты референдума 12 декабря 1993 г. позволили принять Основной Закон страны. Россия объявлялась демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Президент по Конституции наделен широкими полномочиями. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, является Верховным Главнокомандующим, назначает федеральных министров. Президенту предоставлено право распускать Государственную Думу в случае трехкратного отклонения Думой кандидатуры премьер-министра.

    Политическая система России в 1990-е гг. претерпела качественные изменения. В эволюции государственного строя Российской Федерации можно выделить два этапа: 1992- 1993 гг. - период сохранения советского типа законодательной (представительной) власти и ее борьбы с президентско-правительственными структурами и период, открытый Конституцией 1993 г., закрепившей политическое доминирование президентской власти, утверждение нового механизма разделения властей.

    Государственный строй России в 1992-1993 гг. формировался на основе сосуществования, а затем и противостояния двух ветвей власти. Сохранялись Советы всех уровней. Этот период завершился неудавшейся попыткой силового отстранения Б. Н. Ельцина от власти в октябре 1993 г. и принятием новой Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 октября 1993 г. Одновременно состоялись выборы в новый парламент.

    Согласно новой Конституции, Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Закреплялось федеративное устройство страны, основанное на государственной целостности, разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти центра и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. В состав России вошли 89 равноправных субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и 2 города федерального значения (Москва и Санкт- Петербург).

    Государственная власть в РФ стала строиться на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Осуществляют государственную власть Президент, двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя - Совет Федерации и нижняя - Государственная Дума), Правительство и суды РФ.

    Новым явлением стало юридическое закрепление статуса Конституционного суда. В субъектах России государственную власть осуществляют президенты, губернаторы и местные представительные органы. В Конституции было признано идеологическое и политическое многообразие общественной жизни, закреплены многопартийность, права и свободы человека и гражданина, в том числе право частной собственности.

    С конца 1993 г. началось становление новых органов власти, предусмотренных Конституцией и иными нормативными актами. Выборы в Государственную Думу проводились по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. Выборы способствовали становлению в России многопартийности. Крупным шагом политического процесса стали всенародные выборы президента 1996 г., на которых вновь одержал победу Б. Н. Ельцин. Очередные выборы в Государственную Думу 1999 г. проходили уже в условиях сложившейся многопартийности и профессионализации парламентской деятельности. Победу на этих выборах одержал проправительственный блок «Единство», сформированный преимущественно из сторонников политики нового Председателя Правительства В. В. Путина.

    После принятия Конституции 1993 г. произошло обновление государственного законодательства. Практически во всех отраслях права были приняты новые кодексы, принципиально отличавшиеся от кодексов советской эпохи. Среди них: Гражданской кодекс 1994-2001 гг., Уголовный кодекс 1996 г., Семейный кодекс 1995 г., Трудовой кодекс 2001 г. и др.

    31 декабря 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил о добровольном досрочном уходе со своего поста. Согласно Конституции, исполняющим обязанности президента РФ стал В. В. Путин. На состоявшихся 26 марта 2000 г. выборах, в первом же туре, он был избран Президентом России.

    Введение. 2

    Становление новой российской государственности (г. г.). 3

    Октябрьские события 1993г.; принятие Конституции Российской Федерации . 6

    Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. 20

    Заключение. 24

    Список использованной литературы.. 26

    Введение

    К осени 1990 года уже было очевидно, что после пяти с половиной лет перестройки Советский Союз вошел в новую стадию своей истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений со всем миром. Произошла подлинная революция умов, сделавшая невозможным возврат к прежнему состоянию.

    Политическая атмосфера в стране в г. г. характеризовалась нарастанием противостояния общественных сил в борьбе за различные пути становления российской государственности, ее законо­дательное оформление. Объективно это было обусловлено переходным характером российской государственности. По конституции не было четкого разделения функций между сложившимися (по аналогии с прежним СССР) тремя ветвями власти – законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет), исполнительной (Президент и назначаемое им правительство) и судеб­ной, с венчающим ее Конституционным судом.

    Кровавые события в Москве 3-4 октября 1993 г. завершили Советский пе­риод в истории Отечества. На всенародный референдум, состоявшийся 12 декабря 1993 г., был вынесен предложенный Президентом проект но­вой Конституции. По официальным данным его поддержала одна треть избирателей (32.937.630 из 106.182.034, внесенных в списки для голосования). Центризбирком признал, что Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием.

    В ответ на антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город были введены войска. В ходе событий несколько его участников погибли либо получили ранения.

    С установлением единовластия президента начался слом, действовавший до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты указы о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

    Октябрьские события 1993г.; принятие Конституции Российской Федерации.

    Политическая атмосфера в стране в г. г. характеризовалась нарастанием противостояния общественных сил в борьбе за различные пути становления российской государственности, ее законо­дательное оформление. Объективно это было обусловлено переходным характером российской государственности.

    В политической жизни все более отчетливо проявлялся кризис власти. Падал авторитет президента, снижалась его роль в жизни государства. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя правительства РФ сменились 5 человек: , . Смена лидеров правительства не меняла положение в стране. Не велась стратегия развития реформ в экономике и политике. Отсутствовали четкие правила взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями власти. В субъектах Федерации - республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству. В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение, возглавляемое президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков против представителей федеральной власти и мирных граждан. Чечня стала центром притяжения террористов из многих соседних стран. В короткие сроки республика, являющаяся субъектом Российской Федерации, превратилась в оплот международного терроризма. Все это стало причинами антитеррористической операции федеральных войск в Чечне, а точнее - причинами второй чеченской войны (август 1999 гдекабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил Президент РФ. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил. 26 марта 2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал.

  • Государственность как основа формирования духовных ценностей офицерского корпуса Российских вооруженных сил: социально-философский анализ. Автореферат
  • Державин – Пушкин – Тютчев и русская государственность
  • История образования Кыргызской государственности в первые годы Советской власти: историография проблемы
  • Идеология конфуцианства как отражение становления государственности в Китае. Автореферат
  • Тенденции развития государственности осетинского народа: историко-политологический анализ и прогноз. Автореферат
  • Россия в конце 20 столетия

    Независимость России была провозглашена Декларацией 12 июня 1990г. на 1 съезде народных депутатов РСФСР. Но в составе СССР независимость России могла быть лишь номинальной. Российские органы власти, Верховный Совет РСФСР и его Председатель, начали борьбу с союзными властными структурами. Противостояние двух центров власти персонифицировалось в борьбе двух президентов – избранного 15 марта 1990 г. на союзном съезде народных депутатов Президента СССР М. Горбачева и избранного 12 июня 1991 г. всенародным голосованием Президента России Б. Ельцина.
    Противостояние российской и союзной властей оказывало дестабилизирующее влияние на общественно-политическую и социально-экономическую жизнь страны. Одним из главных методов сокрушения союзного центра Россия сделала всемирную поддержку национальных суверенитетов, пробудившихся национальных движений на окраинах Союза. Союзное руководство в стремлении сохранить всласть все больше склонялось к использованию силовых методов.
    Кульминацией противоборства двух властей стали события 19 - 21 августа 1991 г., известные как августовский путч ГКЧП. Российское руководство, возглавившее борьбу против путчистов, действовавших, по всей вероятности, с молчаливого одобрения Горбачева, сокрушило не только ГКЧП, но и обеспечило тем самым победу России и ее верховных органов над союзным Центром. С осени 1991 г. Конституция и законы РСФСР, съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, Президент РСФСР получили полное верховенство на территории России. Независимость Российской Федерации стала реальной.
    Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. И наиболее заметными и осознанными стали достижения России во внешней политике. Было фактически прекращено состояние “холодной войны”, снята угроза глобального военного конфликта социалистического Востока и капиталистического Запада. Прекратилась идеологизация внешней политики, а вместе с ней и поддержка антиамериканских режимов в “третьем мире”, и вдохновление региональных конфликтов. Но военно-политические уступки проводились зачастую в одностороннем порядке и не сопровождались реальной интеграцией Советского Союза в мировые сообщества. СССР постепенно утрачивал свои позиции мировой державы, а новой России это предвещало серьезные внешнеполитические проблемы. А именно внешняя политика разделилась на два направления: отношения с независимыми государствами, бывшими ранее союзными республиками – “ближним зарубежьем”, и отношения с государствами, ранее являвшимися “внешними” для СССР – “дальним зарубежьем”.
    После распада СССР Россия сократилась не только географических, но и политических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появилась Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе (социалистический лагерь распался), но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.
    Значительно пострадала обороноспособность, практически отсутствовали границы с бывшими республиками. Российский флот лишился баз в Балтийском море, предстояло делить черноморский флот с Украиной. Бывшие республики национализировали наиболее мощные военные группировки на своих территориях. Необходимо было выводить войска из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики. Развалилась единая система противовоздушной обороны. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО.
    Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних государств в Россию. Разрастались военные конфликты у ее границ (Нагорный Карабах в Азербайджане, Абхазия в Грузии, Таджикистан). Все это ставило принципиально новые внешнеполитические вопросы. Приоритетным становились отношения с ближним зарубежьем, но руководство не сразу осознало это.
    В конце 1991-начале 1992 годов Президент России выступил впервые по внешнеполитическим проблемам. Он официально заявил, что ядерные ракеты не направлены на территорию США. В подписанной во время визита Президента Ельцина с США кэмп-дэвидской декларации 1992 года было зафиксировано окончание "холодной войны" и заявлено, что "Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе". Стремление внешнеполитических ведомств укрепить связи с Западом любой ценой вело к тому, что Россия в те годы следовала в фарватере США.
    Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не имела ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы управления экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от двух крайних позиций – имперских попыток силового восстановления союзного государства и самоустранения от проблем бывшего Союза. Именно благодаря этому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько “отдалились” от России. Однако продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось множество проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.
    В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).
    Но с началом экономических реформ в России Содружество пережило в 1992 году первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в то время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из рублевой зоны.
    Провал ГКЧП и крах перестройки означал не только конец социалистического реформирования экономики, но и победу сторонников либеральных реформ. Руководство России выбрало либеральный путь, провозгласив в октябре 1991 года переход к рыночным отношениям, а затем к либеральной политической модели. В мировой практике существует 2 модели перехода от командно-административной к рыночной экономике: постепенная и "шоковая терапия".
    Российская Конституция 1993 г.

    12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявилась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосование президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.
    Конституцией разграничивались полномочия между органами власти РФ и ее субъектами.
    К компетенции высших органов власти России были отнесены важнейшие общегосударственные вопросы: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войн и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями. Федеральная государственная служба также находилась в подчинении федеральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации и ее субъектов находились вопросы природопользования, охраны историко-культурных памятников, образование, наука.
    Законодательно закрепились политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия достижения в обществе политической устойчивости.
    После распада СССР отношения федеральных властей с отдельными субъектами Российской Федерации складывались непросто.
    Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи Российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики.
    31 марта 1992 г. между автономными республиками России был подписан Федеративный договор. Он предусматривал разделение полномочий между федеральными и республиканскими органами власти. Договор зафиксировал отказ федеральной власти от стремления к диктату. Документ стал основой государственного единства страны, развития последующих взаимоотношений между центром и национально-государственными образованиями РФ. Татарстан присоединился к договору в 1994 г., оговорив особые условия, которые не противоречат тому, что он остается полноценным субъектом Федерации. Специфические отношения сложились с руководством республики Ичкерия (Чечня), которое не только не подписало Федеративный договор, но настойчиво стремилось к выходу из состава России.
    Принятие Конституции 1993 г. явилось важным шагом в укреплении единства Российского государства. Вместе с тем сохранилась напряженность в отношениях с отдельными субъектами Федерации. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России с целью восстановления там конституционного порядка. Это положило начало затяжной и кровопролитной чеченской войне, завершившейся лишь в августе 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. в Хасавюрте между российским и чеченским руководством Соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республики президентских выборов. Соглашение и прекращение военных действий не сняли сепаратистских стремлений чеченского руководства. Ситуация в республике оставалась крайне напряженной и взрывоопасной.

    В XX в. особенно во второй его половине, в корне изменилось состояние рынка. Однако в учении о рынке эти изменения долгое время не получали адекватного (вполне соответствующего) отражения. Сторонники новоклассического направления экономической теории отстаивали устаревшую догму (бездоказательное положение, принимаемое за непререкаемую истину) о совершенной конкуренции.
    Согласно их взглядам рынок совершенной конкуренции состоит их множества независимых мелких фирм. Из-за своих небольших размеров предприятия не могут влиять на рыночную цену. Они производят одинаковую продукцию. Покупатели имеют "совершенное знание" о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Совершенная конкуренция является чистой - не зависит от вмешательства государства и монополий.
    И вот в начале 30-х годов в экономической теории произошла своеобразная, по оценке некоторых ученых, революция, которая покончила с догмой о совершенной конкуренции. С решительной критикой новоконсервативной концепции конкуренции выступила профессор Кембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон. В работе "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933) она заявила: "Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующий особый случай... правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай".
    Существенный вклад в понимание несовершенной конкуренции внес американский экономист Эдуард Чемберлин. В книге "Теория монополистической конкуренции" (1933) он разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов.
    Примечательно, что нынешние авторы экономике в один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и следа от совершенной конкуренции. Вот как об этом заявляют профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус: "В современной экономике совершенно конкурентные рынки встречаются редко - это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность... В самом деле, многие рынки в современной экономике находятся во власти нескольких крупных фирм, иногда всего двух или трех. Добро пожаловать в мир, в котором мы живем, в мир несовершенной конкуренции".
    Что же это за новый мир? Его можно понять, если выявить новые тенденции, которые свойственны развитию монополий и конкуренции во второй половине XX в.
    Первая тенденция - к усилению монополизации рынка. Как уже было сказано в теме 3, научно-техническая революция вызвала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хозяйства (к объединению предприятий в различные хозяйственные комплексы). Централизация производства привела к образованию мощных естественных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство (магистральные трубопроводы для транспортировки нефти и газа, трассы по передаче электрической и тепловой энергии и т. п.). В макроэкономике возник монополистический по своей природе государственный сектор.
    Вторая тенденция - к обострению конкуренции. Научно-техническая революция необыкновенно ускорила совершенствование технической базы производства. В связи с этим резко усилилось соперничество, особенно в области внедрения новейших достижений техники и технологии. Такая конкуренция стала поистине глобальной (мировой), охватывая все страны с открытой экономикой.
    Стало быть, на исходе XX столетия сложилась парадоксальная ситуация.
    На рынке одновременно усиливают свои позиции прямо противоположные виды взаимодействия субъектов хозяйствования. Спрашивается: к каким последствиям приводит столкновение двух указанных тенденций?
    Во-первых, в корне меняется экономическая роль многих монополий. Для конца XIX - первой половины XX в. традиционным было стремление монополий тормозить применение научно-технических новинок, чтобы не допускать снижения рыночных цен. Но сейчас крупные хозяйственные объединения становятся легальными монополиями, используя в течение определенного срока патентное право для обновления технологии. Профессора С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи отмечают:
    "...правительства большинства стран в целях ускорения технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии. В Соединенных Штатах патенты обеспечивают монопольные права в течение 17 лет... Законы, охраняющие профессиональные секреты, иногда дают толчок к развитию даже монополий-"долгожителей".
    Во-вторых, внедрение достижений научно-технической революции требует крупных материальных затрат. Как правило, такие затраты не способны осуществлять мелкие предприятия, типичные для свободной конкуренции. В отличие от этого именно монополии, используя высокие доходы, могут в своей отрасли добиться первенства в научно-техническом прогрессе. Этим они упрочивают свое преобладающее положение на рынке.
    В-третьих, в последние годы важное значение приобрело участие крупных хозяйственных объединений в глобальной конкуренции, направленной на завоевание мирового рыночного пространства. Во многих странах государство оказывает национальным монополиям помощь в освоении новейших научно-технических достижений, в подготовке научных и инженерных кадров, а также обеспечивает их другими экономическими преимуществами.
    Определенным ориентиром в этом отношении служит определение рейтинга в глобальной конкуренции. Так, согласно опросам, проводимым Международным экономическим форумом (оцениваются показатели 46 стран мира), в 90-х годах наиболее конкурентной страной признавались США. Ближе всего к ней стояли Сингапур, Гон-Конг и малые европейские страны. Между тем с 1992 по 1997 г. в этом рейтинге Япония спустилась со 2-го на 10-е место, Германия - с 5-го на 14-е, Франция - с 15-го на 19-е. Россия устойчиво занимала 46-е место.
    Итак, очевидно, что в современный период характерен необычный синтез (ф. synthesis- соединение, сочетание) конкуренции и монополии.

    
    Top