Понятие приспособление как адаптация. Приспособление к среде обитания, как важнейшее условие жизнедеятельности. Срочная и долговременная адаптация. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Способность организма приспосабливаться (адаптироваться) к изменившимся условиям внешней среды выработалась в процессе фило– и онтогенеза.

Приспособление – это общий биологический процесс, направленный на поддержание постоянства внутренней среды организма путем структурного и функционального равновесия. Компенсация – частное проявление приспособления для коррекции нарушений функции при болезни, для сохранения себя в критической ситуации.

Содержание концепции адаптации к школе иногда интерпретируется ограничительным образом с учетом педагогических действий, требуемых в определенных конкретных обстоятельствах: ученик входит в первый класс, готовит ученика в условиях новой учебной дисциплины; поддержка студента с недостатками или недостаточностью в учебной деятельности и т.д.

Адаптация для биолога имеет несколько концепций: эволюционная, физиологическая, сенсорная адаптация. Для нейробиологов и психобиологов это динамический процесс изменений и развития, добровольно или невольно, для того, чтобы переместить тело в более выгодное положение по своей внутренней среде или окружающей среде и предполагает способность учиться.

Приспособление в патологии может отражать различные функциональные состояния: функциональное напряжение, снижение или извращение функций ткани (органа), в связи с этим может проявляться различными патологическими процессами: атрофией, гипертрофией (гиперплазией), организацией, перестройкой тканей, метаплазией и дисплазией.

Школьная адаптация предполагает восходящее движение требований, сформулированных к ученику, а также личные размеры ученика; В контексте снижения порога дебюта в школе анализ адаптации школы должен быть достигнут с новой, междисциплинарной, психолого-педагогической и медико-социальной точки зрения.

Школьная адаптация не может быть понята без анализа показателей относительной стоимости, таких как: групповая интеграция; позитивное восприятие школьной группы; позитивное восприятие студента группой; ассимиляция возрастных значений. Считается, что даже для эволюции группы важны даже ссоры между ее членами и выражают эволюцию общительности тех, кто ее составляет. Ребенок с хорошим умственным развитием интегрируется вовремя и легко в группу.

Атрофия – это прижизненное уменьшение клеток тканей и органов в объеме, а также снижение и даже прекращение их функций. Встречается как в пределах нормы, так и при патологии. В ходе атрофии возникает апоптоз.

Атрофию следует дифференцировать от сходных процессов – гипоплазии и аплазии. Гипоплазия – это врожденное недоразвитие органа, не достигнувшее крайней степени. Аплазия – это врожденное недоразвитие органа, достигнувшее крайней степени, при этом орган представляет собой эмбриональный зачаток.

Родители играют значительную роль в адаптации ребенка, что означает, что независимо от ежедневного расписания родителя, они никогда не должны опускать, чтобы проявлять интерес к успеваемости и поддержке школы и ценить усилия ребенка. В течение крошечного школьного периода запоминание имеет важное развитие, она осознает фундаментальную интеллектуальную деятельность в обучении, и репетиция становится ее основной поддержкой.

Этапы детства - это шаги для взросления на профессиональном, социальном, индивидуальном уровне. По этим причинам, в молодые годы, посредством конкретных мероприятий, проводится инструментализация, стимуляция, формирование пластического поведения настолько близко, насколько это необходимо для оптимального функционирования взрослого человека в чрезвычайно изменяющихся условиях окружающей среды.

Виды атрофий:

1) физиологическая – может быть в ходе развития организма (эволюционная) и в ходе старения (инволюционная); так, происходит атрофия боталлова протока, пупочного канатика, мочевого протока, тимуса (вилочковой железы), у пожилых людей атрофируются железы, кожа, межпозвоночные диски и т. д.;

2) патологическая – делится на общую и местную. Общая атрофия или кахексия может быть следствием различных причин – алиментарная при недостатке питания, нарушении процессов всасывания в кишечнике и т. п.; причиной раковой кахексии является злокачественная опухоль из эпителия мочевого пузыря, желудка, пищевода и т. д.; гипофизарная кахексия возникает при патологии гипофиза (болезнь Симмондса); церебральная атрофия возникает при патологии гипоталамуса. Истощения – при других заболеваниях (хронические инфекции, такие как туберкулез, бруцеллез, хроническая дизентерия). Снижается масса тела, снижаются запасы жировой ткани, возникает атрофия внутренних органов (печени, миокарда, скелетной мускулатуры). Органы уменьшаются в объеме, становятся более плотными на разрезе, приобретают бурый цвет. Такой цвет возможен за счет того, что в цитоплазме накапливается липофусцин (это пигмент, имеющий вид зерен желтого, оранжевого и коричневого цветов); его зерна располагаются вблизи митохондрий или даже внутри них и обеспечивают клетку кислородом. Край печени заостряется, а коронарные артерии сердца приобретают извитой ход.

В детстве адаптивные подходы обсуждаются в отношении оптимального функционирования ребенка, в частности, он касается адаптации к школе, рассматриваемого как непосредственный индекс полезности, совместимости с социальной приобретенной компетенцией и особенно с точки зрения значений, их последствий в с взрослой жизнью. Этапы детства - это шаги, чтобы стать взрослыми на профессиональном, социальном, индивидуальном уровне.

Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды

Внутри взаимоотношений существуют постоянные моменты взаимной адаптации между партнерами и между ними и группой. Они освещаются обсуждением и участием в мероприятиях, принимая во внимание их непосредственные и поздние ответы и резонансы. Адаптация также может рассматриваться как форма строительства, изменения окружающей среды, а не только в ответ на ее требования. Это достигается благодаря деятельности, связанной с идеалами, перспективами и опытом, связанными с желаемым будущим, и выражает качество и эффективность достижения соответствия отношениям между индивидуальностью ученика и требованиями школы.

Исход: процесс обратим при своевременном и комплексном лечении. Необратимый или резко выраженный процесс лечению не подлежит.

Местная атрофия может быть нейротической (нейротрофической), дисфункциональной, следствием недостаточности кровообращения, давления, действия химических и физических факторов. Нейротическая атрофия возникает тогда, когда нарушается связь тканей органов с нервной системой (при повреждении нерва, при полиомиелите). Гистологически препарат окрашивается по Ван-Гизону. При этом нервные пучки истощены, а между ними соединительная ткань (красный цвет) или жировая ткань. Дисфункциональная (иммобилизационная) атрофия возникает от бездействия при переломах и вывихах. Эта атрофия обратима, развивается от недостаточности кровообращения, вследствие сужения артерий, питающих данный орган. Недостаточный приток крови вызывает гипоксию, вследствие чего деятельность паренхиматозных элементов снижается, размер клеток уменьшается (при атеросклерозе сосудов). Атрофия, вызванная давлением, развивается даже в органах, состоящих из плотной ткани. При длительном давлении нарушается целостность ткани (узуры), например, в телах позвонков. Эмфизема (вздутие) легких происходит за счет воздуха и увеличения поверхности мелкими пузырьками, напоминающими ткань легкого. Легкое уплотнено, на разрезе бледно-серого цвета, при разрезе ткань хрустит (крепитирует). Это характерно для хронического бронхита, хронической пневмонии, туберкулеза, наследственной эмфиземы. Исход: если эмфизема очаговая, полного изменения нет и причина утрачена, то процесс обратим. Но в большинстве случаев процесс носит необратимый характер.

Социальная адаптация человека

Учащийся, адаптированный к школе, является учеником с самым полным успехом в школе, пользующимся положительными отношениями с учебным материалом, с учителями и коллегами. Селир изучал адаптационные болезни. Это связано либо с сильными напряжениями, либо с наименее мощными, но дополнительными напряжениями. Это также связано с напряженностью, социальными неудачами, сентиментальными драмами, отказом или преступлениями и девальвацией в глазах группы или уважаемых людей или от того, какие аспекты продвижения, выдающиеся успехи зависят.

Гидронефроз возникает при нарушении оттока мочи из почек. Моча растягивает просвет лоханки, сдавливает ткань почки, которая превращается в мешок с тонкими стенками. Причины: камни в почках и мочеточниках; онкологический процесс в мочеточниках, предстательной железе, почках; воспалительный процесс в предстательной железе, уретре. Почка увеличивается в размере. При начинающемся гидронефрозе процесс носит обратимый характер, а при длительном течении – нет.

В то время, когда каждый оценивается, иерархизируется и диагностируется в соответствии с социально-профессиональными навыками, грамотностью, смягчением или устранением отказа, неадекватностью и неудачей школы, им уделяется повышенное внимание. Таким образом, известно, что на уровне нашей страны, в последний период времени, число детей и молодых людей школьного возраста, которые неграмотны, а также те, кто покидает школу в разные моменты учебно-образовательного процесса, растет.

Он также отражает способность психики меняться в зависимости от изменений в ее жизненных условиях, становясь способной выполнять свои функции и задачи. Мы можем говорить о биологической, психологической, социальной адаптации, все взаимосвязано. Адаптация связана с социализацией, хотя она не идентифицируется с ней. Адаптация к социальным, культурным и моральным ценностям является еще одной областью адаптации.

Гидроцефалия возникает при затруднении оттока спинномозговой жидкости из желудочков; как следствие – их расширение и сдавление головного мозга.

Атрофия под воздействием физических и химических факторов. Под воздействием лучевой энергии атрофия особенно выражена в костном мозге, половых органах. Йод и тиоурацил подавляют функцию щитовидной железы, что ведет к атрофии. При длительном приеме АКТГ, кортикостероидов может возникнуть атрофия коры надпочечников и развиться надпочечниковая недостаточность.

Школьная адаптация предполагает приспособление ученика к задачам, требуемым учебным процессом. Критерии оценки адаптации школы относятся к способности учащегося интегрироваться в преподавательскую и общинную жизнь. Аурелия; Василеску, Антон. При достижении целей, предложенных в учебно-воспитательном процессе, ученик должен выполнять требования учеников, то есть просвещать объем предоставленной информации и формировать необходимые навыки и навыки. Ребенок будет учиться более основательно, и поэтому он будет адаптироваться к лучшему, чем быстрее примет методы и способы обучения.

Гипертрофия (гиперплазия) – это увеличение объема клетки или ткани за счет размножения клеток или увеличения их количества и размеров внутриклеточных ультраструктур. К адаптивным относятся два вида гипертрофий: нейрогуморальная и гипертрофические разрастания. Нейрогуморальная гипертрофия развивается на почве нарушения функции эндокринных желез, а гипертрофическая – в результате хронического воспаления, при нарушении лимфообращения и т. д.

В первом классе маленький школьник должен привыкнуть к новому учителю, даже со своим местонахождением школы, с новыми коллегами, чтобы адаптироваться к обстоятельствам ситуации в классе, многие из которых делают некоторые непредсказуемые изменения. Он не должен не соглашаться с правилами сожительства в школьной среде, зная, что оптимальная адаптация школы может быть достигнута только в условиях соответствующего школьного климата. Хотя наука постоянно ищет способы доказать то или иное явление и смеяться над любой попыткой объяснить их, не ссылаясь на истины учебников.

1) очищение поврежденной зоны от детрита и некротических тканей при участии лейкоцитов и макрофагов;

2) активация фибробластов, синтез ими коллагена, а также липоаминогликанов;

3) ангиоматоз (стадия врастания капилляров) – из перифокальных зон в зону повреждения врастают кровеносные сосуды за счет пролиферации эндотелия;

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Это особенно актуально, когда язык перемещается по генетике или генетическим наборам потомства. В просто мезонине мы сталкиваемся с тремя процессами, конечные результаты которых - просто простая случайность. Ход эволюции и в то же время возникновение и развитие самой жизни неотделимы от мутации слова. Мутации - это изменения в генетическом наборе, которые обычно вредны для организма, но в некоторых случаях существуют также полезные мутации, которые являются одной из причин эволюционного процесса, приводящего к нашим изменениям.

4) грануляционная ткань, которая имеет кровеносные сосуды, переходит в волокнистую соединительно-тканную и количество сосудов резко снижается;

5) образование рубцовой ткани; благодаря лимфобластам рубец может сокращаться, поэтому его эластичность и грубость зависят от их количества.

В основе перестройки тканей лежат гиперплазия, регенерация и аккомодация. Например, коллатеральное кровообращение, возникающее при затруднении тока крови в магистральных сосудах. При нем происходит расширение просвета вен и артерий, отходящих от пораженного магистрального сосуда, утолщение стенок за счет гипертрофии мышечных и образования эластических волокон. Перестройка в костях губчатого вещества возникает при изменении направления нагрузки.

И хотя это один из величайших секретов науки, который может объяснить эволюцию жизни, мутации рассматриваются как случайные изменения в геноме. Правда, правда в том, что это просто еще одна научная догма, которая не имеет прочной основы. Теория случайных мутаций эквивалентна теоремам числа конечных обезьян, которая говорит нам, что если мы помещаем бесконечное количество обезьян на пишущей машинке, рано или поздно кто-то напишет какую-то работу Шекспира.

Еще до дарвиновских времен, когда механизмы эволюции не были полностью поняты, Жан Баптист Ламарк сформулировал свою собственную версию эволюции, которая по-прежнему подвергается сильной критике. Главным пунктом заявления Ламарка было то, что свойства, полученные организмом, передаются потомству. Например, потомки жирафов наследуют более длинные шеи, которые их родители делают для постоянной вертикальной шеи.

Метаплазия – это переход одного вида ткани в другой, родственный ей вид. Чаще встречается в эпителии и соединительной ткани, реже в других тканях. Эпидермальная или плоскоэпителиальная метаплазия – переход призматического эпителия в ороговевающий плоский (в дыхательных путях). Протоплазия – переход многослойного неороговевающего плоского эпителия в цилиндрический (в желудке и кишечнике). Метаплазия соединительной ткани с образованием хряща в кости встречается в рубцах, стенке аорты (при атеросклерозе), в строме мышц, в капсуле заживших органов первичного туберкулеза, в строме опухолей.

Позже эксперименты «смеются» свидетельствовали о ошибках Ламарка. Плодовитость сказала, что если теория Ламарка верна, то потомки этих мышей также будут равноудалены. Первое поколение экспериментальных мышей родилось с хвостом. Позже он выпустил еще 21 мышь. Во время пятилетнего эксперимента не было мертвой мыши.

Однако этот эксперимент имел некоторые серьезные недостатки. Прежде всего, удаленные хвосты не увеличили способность мышей выживать, и Ламарк утверждал, что эволюционные изменения могут длиться в течение периодов, которые не могут быть решены. Начиная с популяции генетически идентичных бактерий в богатом питательными веществами растворе, они выращивали большое количество колоний этих бактерий и их потомков. Затем в изобилие чашек Петри было введено такое же количество бактерий для биологических испытаний с бактериофагами - бактериями, которые заражают и в конечном итоге убивают вирусы.

Дисплазия – это выраженные нарушения пролиферации и дифференцировки эпителия с развитием клеточной адаптации и нарушением гистоархитектоники. Это понятие тканевого иммунитета. Нарушение гистоархитектоники при дисплазии проявляется потерей полярности эпителия, а иногда и тех черт, которые характерны для данной ткани или данного органа. Выделяют три стадии дисплазии: легкая, средняя и тяжелая.

Хотя практически все бактерии умерли, некоторые из них выжили и превратились в колонии. Лурия и Дельбрий подсчитали распределение колоний бактерий, которые выжили на каждой из тестовых блюд, чтобы выяснить, были ли такие мутации выживания случайными или нацеливаться на клетки в суровых условиях. Они утверждали, что если эти мутации были вызваны способностью бактерий адаптироваться к окружающей среде, то колонии выживания во всех блюдах должны быть похожими. Однако, если мутации были результатом полностью случайных процессов, то количество выживших колоний в каждом блюде должно меняться, что оказалось в их тестах.

Компенсация – частный вид приспособления; возникает в условиях патологии в каждом поврежденном органе и тогда, когда в организме имеет место его функциональная напряженность. Стадии компенсации: становление, закрепление и декомпенсация. В стадии становления в органах и тканях возникают обменные процессы, оптимальные для данных условий. В стадии закрепления возникает гипертрофия в органах и тканях за счет гиперплазии ультраструктур. В стадии декомпенсации в гипертрофированных тканях возникают дефицит кислорода, ферментов и снижение энергетических процессов. Различают два вида компенсаторной гипертрофии: рабочую, или компенсаторную (в сердце, желудочно-кишечном тракте, мочевыводящих путях), и викарную, или заместительную (наблюдается при гибели в связи с болезнью или после оперативного вмешательства одного из парных органов).

Следовательно, при этих и подобных экспериментах ученые приняли новый «закон»: генетические мутации абсолютно случайны, непредсказуемы и не имеют никакого отношения к текущим потребностям организма. Он выбрал бактерии с дефектным геном, который продуцировал неактивную лактазу - фермент, необходимый для переваривания лактозы в молочном сахаре. Эти бактерии с дефицитом лактазы были введены Кернсом в среду, где лактоза была единственным пищевым ингредиентом. Потому что, не будучи в состоянии поглотить это питательное вещество, бактерии не могли расти и не размножаться, считалось, что колонии их не образуют.

Введение……………………………………………………………………..…2

Теоретическая часть…………………………………………………………..3

Заключение…………………………………………………………..………...10

Библиографический список……………………………………………….......11

Введение

Проблема исследования :социальная адаптация.

Тема: изучить представлений о социальной адаптации.

Однако многие бактериальные культуры неожиданно выросли в бактериальные колонии. Изучив образцы бактерий, с которыми он начал эксперименты, Кэрнс убедился, что мутантные бактерии не существовали в начальной культуре. Поэтому он пришел к выводу, что бактерии были измерены экспериментальной средой. Вирусы в экспериментах Лурии и Дельбрика практически мгновенно разрушали бактерии, а в экспериментах в Кернсе бактерии умирали от голода, чтобы замедляться. Другими словами, Кернс дал достаточно времени, чтобы справиться с бактериями, которые могли бы использовать внутренние механизмы мутации.

Актуальность проблемы: адаптация человека уже многие годы является основной проблемой многих областей научного знания. Раскрытие понятия адаптации помогает понять отношения человека с обществом, их взаимодействия. Разобраться в сущности адаптации весьма сложно, поскольку нет единого понятия, которое могло бы включать в себя ее полностью. Адаптация представляет собой одни из вполне реальных способов сохранения жизнеспособности человека не только в современном стремительно меняющемся мире, но и в будущем. В настоящее время социальный уклад меняется с все возрастающей скоростью. Человек, который не может приспособиться к этому оказывается никому не нужным и без средств к существованию. В особенности это важно для людей пенсионного возраста и инвалидов, т.к. им сложнее адаптироваться вследствие своих возможностей. Все это приводит к тому, что людям необходимо адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни.

Объект: адаптация человека

Предмет: социальная адаптация человека

Цель: рассмотреть представления о социальной адаптации человека.

1.Дать определение адаптации.

2.Дать определение социальной адаптации.

3. Проанализировать полученные данные из разных источников.

    Определение адаптации

Адаптация человека - одно из ключевых понятий в экологии человека, а также во многих других дисциплинах (физиологии, антропологии, медицинской географии, социологии, этнографии и пр.). Адаптация человека к новой для него среде - сложный социально-биологический процесс, в основе которого лежит изменение систем и функций организма, а также привычного поведения. Это процесс двусторонний: человек не только сам приспосабливается к новой экологической обстановке, но и приспосабливает эту обстановку к своим нуждам и потребностям, создает систему жизнеобеспечения, к которой относятся питание, жилища, одежда, транспорт, инфраструктура и т.д.

Механизмы адаптации человека весьма различны, поэтому применительно к человеческим общностям выделяют: 1) биологическую, 2) социальную и 3) этническую (как особый вариант социальной) адаптацию.

1) Биологическая адаптация человека - эволюционно возникшее приспособление организма человека к условиям среды, выражающееся в изменении внешних и внутренних особенностей органа, функции или всего организма к изменяющимся условиям среды. В процессе приспособления организма к новым условиям выделяют два процесса - фенотипическую адаптацию, или индивидуальную адаптацию, которую более правильно называть акклиматизацией, и генотипическую адаптацию, осуществляемую путем естественного отбора полезных признаков. При фенотипической адаптации организм непосредственно реагирует на новую среду, что выражается в фенотипических сдвигах, компенсаторных физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие со средой. При переходе к прежним условиям восстанавливается прежнее состояние фенотипа, компенсаторные физиологические изменения исчезают. При генотипической адаптации в организме происходят глубокие морфофизиологические сдвиги, которые передаются по наследству и закрепляются в генотипе в качестве новых наследственных характеристик популяций, этнических групп и рас. Понятие адаптация оказалось исключительно плодотворным в разработке критериев норм здоровья и болезни. По определению В.В. Парина, здоровье представляет собой оптимальное состояние организма, при котором обеспечивается максимальная адаптивность. Любое уменьшение приспособительных возможностей представляет одновременно и снижение уровня здоровья, и в определенном смысле приближение к патологии. Поэтому болезнь можно рассматривать как нарушение нормальной физиологической адаптации к повседневным условиям, а больным нужно считать того, кто неспособен выполнять определенную работу, либо, выполняя ее, он смещает некоторые жизненно важные параметры организма за пределы нормы. В зависимости от длительности действия неадекватного фактора и степени морфо-функциональных перестроек выделяют три этапа адаптации: начальный, этап неустановившейся адаптации и долговременную, установившуюся адаптацию, или состояния адаптивности. Невозможность обеспечить формирование адекватных приспособительных реакций приводит к частичной адаптации, либо к срыву адаптации - дезадаптации. Дезадаптация может возникнуть также и как следствие изначальной неполноценности какой-либо системы.

2) Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида (группы индивидов) к социальной среде, проявляющийся в обеспечении условий, способствующих реализации его потребностей, интересов, жизненных целей. Социальная адаптация включает в себя приспособление прежде всего к условиям и характеру труда (учебы), а также к характеру межличностных отношений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, быту. Процесс социальной адаптации тесно связан с процессом социализации индивида, интериоризации общественных и групповых норм. Социальная адаптация предполагает как приспособление индивида к условиям жизнедеятельности (пассивная адаптация), так и активное целенаправленное их изменение (активная адаптация). Эмпирически установлено, что доминирование у индивида активной адаптации обусловливает более успешное протекание социальной адаптации. Выявлена также зависимость между характером ценностных ориентаций личности и типом адаптационного поведения. Так, у людей, ориентированных на проявление и совершенствование своих способностей, доминирует установка на активно-преобразовательное взаимодействие с социальной средой, у ориентированных на материальное благополучие - избирательность, целевая ограниченность социальной активности, у ориентированных на комфорт - приспособительное поведение. Ценностные ориентации определяют также требования индивида к характеру и условиям труда, быта, досуга, характеру межличностного общения. Например, монотонный труд на конвейере, как правило, угнетающе воздействует на людей с высоким образовательным уровнем, но удовлетворяет работников с низким уровнем образования и квалификации.

3) Этническая адаптация - приспособление этнических групп (общностей) к природной и социально-культурной среде районов их обитания. Изучение этого процесса и связанных с ним проблем входит главным образом в задачу этнической экологии. В социально-культурной адаптации этносов много своеобразного, обусловленного языково-культурными, политическими, экономическими и другими параметрами окружающей среды. Наиболее отчетливо это проявляется при этнической адаптации групп иммигрантов в странах их оседания, например, в США, Канаде, Аргентине и др. В настоящее время появились проблемы при реадаптации представителей единого этноса среди этнически однородного населения, но иной культурой. Таковы, например, немцы из бывшего СССР, переезжающие на жительство в Германию, или русские из Средней Азии и Казахстана, возвращающиеся в Россию. При этом принято выделять адаптацию, связанную с занятостью (устройством на работу), а также языково-культурную адаптацию, получившую название «аккультурация». Нормальный ход этнической адаптации может быть сильно осложнен и задержан проявлениями национализма и расизма в виде дискриминации, сегрегации и т.п. Резкое изменение среды обитания может привести к дезадаптации.

Факторы, обусловливающих выживание человека как вида, связанные, с одной стороны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой - со способностью опосредованного отражения человеком окружающей действительности. Этой способностью человек обладает благодаря нервной системе и психике. Именно они в значительной степени определяют возможность выживания человека как вида, поскольку обеспечивают процесс адаптации человека к условиям среды.

А. человека имеет два аспекта: биологический и психологический. Биологический аспект А. общий для человека и животных – включает приспособление организма биологического существа к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере к.-л. органа или ограничению его функций. К проявлениям биологической А. относится ряд психофизиологических процессов, напр. световая адаптация. У животных А. к таким условиям осуществляется лишь в пределах внутренних средств и возможностей регуляции функций организма, человек же использует разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности жилища, одежду, средства передвижения, оптическую и акустическую аппаратуру и т. д. Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. Изучение физиологических регуляторных механизмов А. имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, медицинской психологии, эргономики и др. Особый интерес для этих наук представляют адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности экстремальные условия, которые нередко возникают в различных видах профессиональной деятельности, а иногда и в повседневной жизни людей. Совокупность таких реакций называется адаптационным синдромом. Психологический аспект А.частично перекрывается понятием А. социальной – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Спектр изучаемых в психологии процессов А. весьма широк. В дополнение к отмеченным сенсорной А., соц. А., А. к экстремальным условиям жизни и деятельности в психологии изучались процессы А. к инвертированному и смещенному зрению, получившие название перцептивной, или сенсомоторной А. Последнее название отражает то значение, которое имеет двигательная активность субъекта для восстановления адекватности восприятия в данных условиях. Существует мнение, что в последние десятилетия в психологии возникла новая и самостоятельная отрасль под названием экстремальная психология, которая исследует психологические аспекты А. человека в сверхнормальных условиях существования под водой, под землей, в Арктике и Антарктике, в пустынях, высокогорье и, конечно, в космосе.(Е. В. Филиппова, В. И. Лубовский.) Психологический аспект процессов А. живых существ заключается прежде всего в адаптационной трактовке поведения и психики. С эволюционной т. зр. возникновение психической деятельности явилось качественно новой ступенью в развитии механизмов и способов биологической А. Без этого механизма эволюция жизни представляла бы совершенно иную картину по сравнению с той, которую изучает биология. Глубокие мысли о психическом факторе эволюции и А. к изменяющимся, нестационарным условиям среды высказал рос. биолог А. Н. Северцов 1866–1936 в своей небольшой работе Эволюция и психика 1922 . Эта линия подхвачена теоретиками поведенческой экологии напр., Кребс и Дэвис, 1981 , которые прямо ставят задачу точного исследования значения поведения для выживания в эволюционном аспекте. Несомненно, что в структуре образа жизни животных, начиная с простейших, существенную роль играют поведенческие А. Взгляд на поведение и его психическую регуляцию как на активные формы А. развивался многими психологами т. н. функционалистской ориентации. У истоков функционализма в психологии стоял, как известно, У. Джемс, но ранний функционализм не сумел даже выдвинуть программу экоповеденческих и экопсихологических исследований. Тем не менее функционализм дал, в принципе, верное теоретическое представление, в рамках которого могут сопоставляться разные эволюционные формы поведения и психических процессов. На базе этого представления Ж. Пиаже разработал впечатляющую концепцию интеллектуального развития. Сам Пиаже отмечал свою приверженность идеям Э. Клапареда о том, что интеллект выполняет функцию А. к новой для индивида и биологического вида обстановке, тогда как навык и инстинкт служат А. к повторяющимся обстоятельствам. Причем инстинкт отчасти похож на интеллект, поскольку его первое использование тоже является А. к новой для индивида но не для вида ситуации. Но лишь с реальным развитием зоопсихологии и этологии пришло понимание и обоснование необходимости изучения психики и поведения в структуре контексте того целого, которое называется образом жизни. Эта мысль не утрачивает своей справедливости и при переходе в область психологии человека. Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.

А.Б. Георгиевский показал, на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, все понятия адаптации могут быть объедены в следующие три группы: - так называемые тавтологические определения, в которых понятие адаптация интерпретируется как буквальный перевод латинского «adapto» (adaptation) в значении приспособления организмов к среде, то есть «адаптация - это процесс и результат приспособления строения и функций организма (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды» - определения через «главный признак». Здесь адаптация определяется через выраженность ключевого аспекта структурно-функциональной организации индивида. Эти ключевые аспекты выделяются на следующих уровнях: биохимическом, морфологическим, физиологическом, поведенческом. Например, «под физиологической адаптацией следует понимать совокупность физиологических особенностей, обуславливающих уравновешивание организма с постоянными или изменяющимися условиями среды: - полисемантические определения, которые подчеркивают многозначный, многоаспектный характер самого явления адаптации, и прежде всего выделения адаптации как процесса и адаптации как результата. Далее А.Б. Георгиевский предлагает свое, более обобщенное определение понятия адаптации, обосновывая его безусловные преимущества: Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия Таким образом, в животном и растительном мире под адаптацией понимают комплекс взаимосвязанных и разноуровневых явлений, позволяющих целым видам или отдельным особям полнее приспосабливаться к внешним условиям существования, при этом совершенствуя собственные внутренние организменные функции. Исходя из этого, возьмем в качестве исходного рабочего определения адаптации следующие: Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования. Наиболее сложные и разнообразные аспекты явления адаптации проявляются в многогранной человеческой деятельности, в которой можно выделить психофизиологические, поведенческие, когнитивные и субъектно-личностные компоненты адаптационного процесса. Социально адаптация – это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Е.И. Холостова выделяет две формы социальной адаптации: - Активная, когда индивид стремиться к воздействию на окружающую среду с целью ее изменения; - Пассивная, когда индивид не стремиться к воздействию на нее.

Вывод: таким образом, мы выяснили, что в настоящее время не существует единого понятия адаптации. Адаптация делиться на 2 вида, которые разными психологами трактуются по разному.

    Социальная адаптация человека

Процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде с целью выживания, воспроизводства и развития. А.с. носит двусторонний характер: стремясь достичь согласия с окружающей средой, человек, с одной стороны, изменяется сам под воздействием среды (приспосабливается к ней), с другой - стремится к изменению (приспособлению) окружающей среды в соответствии с собственными потребностями и возможностями. Основным способом А.с. является принятие норм и ценностей новой социальной среды, в которую погружается индивид, сложившихся здесь форм социального взаимодействия, а также форм предметной деятельности. Процесс А.с. - явление довольно длительное, происходит постоянно, т.к. социальная среда меняется. Новые шаблоны поведения не просто добавляются к ранее изученным, приобретение новых форм поведения постепенно трансформирует психику человека. В результате А.с. изменяется психика человека и поведение в целом - установки, интересы, ориентации. Адаптированность - это состояние, которое достигается в результате успешной А.с. Успешность А.с. зависит от свойств социальной среды и характеристик индивида. Показателем успешной адаптированности является психологическая удовлетворенность индивида. Показателем низкой адаптированности является стремление индивида переместиться в другую среду, отсутствие у него психологического комфорта. Наступление пенсионного возраста является одним из переломных моментов в жизни человека наряду с поступлением в школу, вуз, началом трудовой деятельности. С выходом на пенсию начинается новый этап адаптации, который принципиально отличается по своей значимости. По мере старения снижаются приспособительные возможности любого организма - это общее объективное явление, характеризующееся угасанием важнейших жизненных функций - физических и психических. В ситуации получения инвалидности адаптация усложняется фактором внезапности или неестественности этого события (в отличие от естественного процесса старения). Пожилой человек, равно как и получивший инвалидность, вынужден приспосабливаться к состоянию нарушения жизненных функций и учиться жить в новых для него условиях ограничения собственных возможностей. Процесс адаптации усугубляется целым рядом обстоятельств, связанных с тем, что с достижением пенсионного возраста и прекращением в большинстве случаев активной трудовой деятельности у человека происходит существенная пере стройка образа жизни. Важным фактором, осложняющим процесс адаптации пожилых и инвалидов, является неприспособленность среды к их ограниченным возможностям. Это и отсутствие в современных квартирах и домах специальных средств, облегчающих передвижение и элементарную работу по дому людям с ограниченными возможностями, это и отсутствие поручней в присутственных местах (поликлиниках, театрах, магазинах), и высокие ступеньки городского транспорта и многое другое. В развитых странах разработан широкий арсенал подобных приспособлений. Вспомогательные средства необходимо распространять среди пожилых - здесь на социальных работниках лежит обязанность обучения стариков, как пользоваться ими. Такая помощь позволяет старым людям как можно дольше сохранять активность и отсрочивает необходимость в постоянном надомном социальном обслуживании или помещении человека в дом-интернат. В целом в социальной работе помощь людям путем усиления или поддержания адаптационных способностей клиента является центральной частью стратегий вмешательства..

При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются механизмы взаимодействия личности со средой.

Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом. Социализация, в свою очередь, обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.

В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним их основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.

Социальная адаптация – это:

Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды;

Результат этого процесса .

Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов:

Производственная и профессиональная адаптация;

Бытовая (решает различные аспекты в формировании определённых навыков, установок, привычек, направленных к распорядку, традициям, существующим отношениям между людьми в коллективе, в группе вне связи со сферой производственной деятельности);

Досуговая (предполагает формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья, физического совершенствования);

Политическая и экономическая;

Адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и прочие);

К природе и др.

Как считает Г. Д. Волков все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает:

− управленческую,

− экономическую,

− педагогическую,

− психологическую,

− профессиональную,

− производственную адаптацию .

Процесс активного приспособления индивида к условиям соц. среды называется социальной А. Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества как в широком смысле, так и применительно к ближайшему соц. окружению – общественной группе, трудовому коллективу, семье. Основные проявления соц. А. – взаимодействие в т. ч. общение человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной соц. А. являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Особые трудности соц. А. испытывают лица с психическими и физическими недостатками дефектами слуха, зрения, речи и т. д. В этих случаях А. способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций.

Социальная адаптация понимается как функция развития, в отличие от ее понимания как приспособления, гомеостаза, включения взаимодействия, удовлетворенности, рациональности. Непрерывное внутреннее стремление субъекта адаптации к развитию, являющееся социально детерминированным процессом, выступает в качестве постоянного источника адаптации человека, общества. Социальная адаптация является не следствием внешних воздействий, под которыми понимаются не зависящие от сознания и воли человека изменения его самого и изменения социальной среды, в которой осуществляется его деятельность, а результатом их непрерывного развития. Именно развитие субъекта адаптации является главным дестабилизирующим фактором во взаимодействии его с внешним миром. Любое другое понимание сущности социальной адаптации недостаточно для обозначения и объяснения всех ее проявлений.

Главным направлением социальной адаптации является повышение уровня социальной организации. Основными направлениями социальной адаптации являются: социальный прогресс (инновация), идиоадаптация (конформизм), социальный регресс (деградация), уход от действительности (эскейпизм). Любое из этих направлений может обеспечивать успешную адаптацию субъекта, но только социальный прогресс, является действительной результирующей целью всех изменений; отдельные индивиды, группы, организации, институты необходимы лишь как материал для социального прогресса. Результатом адаптации является развитие субъекта адаптации, как элемента социальной структуры, то есть в интересах как самого субъекта, так и социума: многие конкретные проявления социальной адаптации не могут быть объяснены только с одной из этих позиций в отдельности. Социальная адаптация обеспечивает воспроизводство социальной структуры, ее непрерывное качественное и количественное развитие, выражающееся в усложнении всей социальной структуры, отдельных ее элементов. Глобальная- цель социального развития заключается в повышении потенциала выживаемости социального субъекта, всего социума.

Важнейшими свойствами социальной адаптации являются: целостность, непрерывность, динамичность, относительная устойчивость. Социальную адаптацию определяют сразу все комплексные факторы, использование одного или нескольких комплексов без учета остальных недопустимо. Разделение адаптации на отдельные видовые процессы (социально-психологическая, профессиональная, психофизиологическая) условно. Социальная адаптация осуществляется одновременно на всех уровнях, она всегда различна. Социальная адаптация не может быть полной (или предельной), так как все актуализированные потребности полностью удовлетворены быть не могут. Адаптация не может отсутствовать (быть «нулевой»), так как при полном неудовлетворении всех актуализированных потребностей субъект адаптации разрушается. Значение адаптации постоянно меняется, поскольку меняются как потребности субъекта адаптации, так и уровень их удовлетворения, в том числе под влиянием темпорального фактора; изменения не случайны, они имеют тенденцию. Социальная адаптация относительно устойчива, инертна, не подвержена резким изменениям и колебаниям. Потребности постепенно актуализируются и постепенно теряют актуализацию.


Top