Вооружение вмф рф. Военно - морской флот

Военно-морские Силы - это специфический вид Вооруженных Сил, стоящий на страже интересов России. Они пребывают в готовности защитить Родину на океанских и морских театрах военных действий. Флот готов взаимодействовать с Сухопутными войсками во время возможных континентальных войн.

Флаг ВМФ

Флот с 1992 г. вернул себе исторический флаг ВМФ России, тем самым продолжив прерванную традицию. Под ним, как и прежде, моряки выполняют ответственные задачи поддержания обороноспособности страны.

Задачи флота в мирное время

В мирное время потенциал флота служит для сдерживания возможной агрессии вероятного противника по отношению к РФ. Идет непрерывная учебно-боевая работа. Казалось бы, время мирное, но где-то на своих маршрутах непрерывно осуществляют боевое дежурство ракетоносные подводные лодки (РПЛСН). В стратегически важных районах производится поиск, наблюдение и сопровождение РПЛСН, авианосных групп вероятного противника. Осуществляется противодействие его разведке, коммуникациям. Проводится предварительное обследование районов возможных боевых действий.

ВМФ России находится в готовности производить защиту побережья, действовать совместно с МВД и внутренними войсками в случае возникновения гражданских конфликтов, а при ликвидации последствий катастроф - работать вместе с МЧС и гражданской обороной.

Очевидно, что именно Военно-морские Силы представляют собой лучшую гарантию осуществления народнохозяйственной деятельности в Мировом океане. Они представляют РФ на бескрайних водных просторах, выполняют по указанию командования представительские функции путем визита кораблей. ВМФ России также выполняет межгосударственные обязательства, участвуя в ратифицированных мировым сообществом миротворческих операциях, при условии их соответствия интересам страны.

Задачи флота в военное время

В военное время флот готов активно защищать суверенитет государства на в пространстве исключительной зоны, а также на шельфе континентальном. Кроме того, ему также следует при военных угрозах выполнять специфическую «морскую задачу» - отстаивать свободу открытого моря. Для выполнения вышеизложенных задач во время, указанное нормативами боевой работы, он переводится в военное состояние путем оперативного развертывания. При наличии возможности локализовать конфликт или же предотвратить его, защищая судоходство, первостепенно выполняется эта функция.

В условиях активной фазы боевых действий флот ВМФ России должен поражать удаленные наземные объекты противника, обеспечивать боевой режим работы РПЛСН, наносить удары по подводным и надводным военно-морским силам, береговой обороне противника, защищать побережье России, взаимодействовать с сухопутными фронтовыми группировками войск.

Состав Флота

Руководство военным флотом осуществляется Главным командованием ВМФ. Имеется в виду управление его функциональными силами и средствами: надводными и подводными, морской авиацией, береговыми войсками, береговыми артиллерийско-ракетными, морской пехотой.

Организационно составляют следующие оперативно-стратегические объединения: Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский флота, а также Каспийская флотилия.

Северный флот

Военно-морскими базами являются Североморск и Северодвинск. Его называют океанским, атомным, ракетоносным. Основу боевой мощи составляют атомные подлодки-ракетоносцы и торпедные подлодки, авиация ракетоносная и пр/лодочная, пр/лодочные, ракетные корабли, а также авианосец - флагман флота, атомный тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий». Одновременно этот могучий боевой корабль - это флагман ВМФ России.

Длина данного ракетного крейсера составляет 251,1 м, ширина равняется 28,5 м, высота от уровня основной плоскости его - 59 м, водоизмещение - 23,7 тыс. тонн. Могучим «сердцем» гиганта служат два ядерных реактора. Автономность плавания флагмана России определяется запасом продуктов питания для экипажа на борту, которого хватает примерно на 2 месяца. Технически же, благодаря своим реакторам, крейсер может плавать неограниченно - без захода в порта. Максимальная скорость корабля - 31 узел.

Северный флот - наиболее грозное оперативно-стратегическое формирование ВМФ России. Составляющим его мощь военным кораблям в целях боевой подготовки регулярно ставятся учебные боевые задания. К примеру, флагман флота примерно раз в полтора года вместе с сопровождающими кораблями пересекает Атлантический океан, на его счету участие в международных учениях «Восток-2010», «Индра-2009».

Балтийский флот

Близ «окна в Европу» несет службу Состав его (корабли) нынче усиленно модернизируется и обновляется. Процесс происходит на фоне наращивания в Европе военной мощи стран НАТО. Балтийский флот планируется усилить за счет новых фрегатов проекта 11 356 с восемью крылатыми противокорабельными ракетами и противолодочными ракетоторпедами на борту.

Данное оперативно-стратегическое формирование базируется в Калининградской области (г. Балтийск) и в Ленинградской области (г. Кронштадт). Функционально оно защищает балтийскую экономическую зону, способствует безопасности прохождения судов, исполняет функции внешней политики. Это старейший Российский флот. Его история началась с победы над шведскими кораблями 18.05.1703 г. Нынче 2 - «Беспокойный» и «Настойчивый» - составляют основу боевой мощи Балтийского ВМФ России.

Формирует его боевой потенциал бригада дизельных подлодок, дивизия кораблей надводных, вспомогательные судовые соединения, береговые войска, морская авиация. Флагманским кораблем является эскадренный миноносец «Настойчивый». В текущем году производится обновление корабельных навигационных систем (гидрометеокомплексов, картографических систем, гидрокурсоуказателей и проч.), планируется модернизация гавани Балтийска.

Черноморский флот

После вхождения в Российскую империю Крыма, в 1783 г., при императрице Екатерине Великой создан этот флот. Нынче он базируется в городах Севастополе и Новороссийске. С 18.03.2014 года основная база ЧФ - г. Севастополь - вошла в состав России.

25 тыс. человек насчитывает л/с Черноморского ВМФ России. Составляют его следующие силы и средства: подлодки дизельного типа, надводные корабли типа «океан-море», морская авиация (истребительная, ракетоносная, противолодочная). Основными задачами данного флота является защита черноморской экономической зоны и обеспечение судоходства. Флагманом флота является ракетный крейсер «Москва».

В текущее время военные обозреватели сообщают о формировании черноморских флотских береговых войск и артиллерии с обеспечивающими радиотехническими в/ч, оснащенными комплексами ЗРК С-300ПМ2, «Панцирь-С1». Ожидается, что морская авиация флота будет усилена самолетами МиГ-29 и Су-27СМ, штурмовиками Су-25СМ. Также предполагается подкрепление противолодочной авиации путем дополнительного комплектования частей самолетами Ил-38Н, вертолетами ударными Ка-52К и палубными Ка-29М и Ка-27.

Как сообщается в печати, на аэродроме в Гвардейском будет дислоцирован полк бомбардировщиков Ту-22М3. Они смогут тактически поддерживать корабли ВМФ России Средиземноморской эскадры. Параллельно происходит формирование сухопутных в/ч полуострова.

Тихоокеанский флот

Данный флот РФ обеспечивает защиту интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он базируется во Владивостоке, в Фокино, в Малом Улиссе. Основу боевой мощи составляют стратегические подводные ракетные крейсера, подлодки атомные и дизельные, океанские надводные корабли, морская авиация (истребительная, ракетоносная, противолодочная), береговые войска. Флагманом флота является ракетный крейсер «Варяг».

Данный флот выполняет важную стратегическую задачу ядерного сдерживания. Постоянно на маршрутах боевого дежурства находятся атомные подводные лодки. Тихоокеанские корабли ВМФ России осуществляют гарантированную защиту региональной экономической зоны.

Каспийская флотилия

Каспийская флотилия базируется в Махачкале и Каспийске. Регион данного моря является ее зоной ответственности. Организационно флотилия - составляющая Южного ВО. Ее образуют бригады и дивизионы надводных кораблей. Флагманом флотилии является сторожевой корабль «Гепард», оснащенный крылатыми ракетами «Калибр-НК». Перед нею поставлены задачи противодействия терроризму, безопасности плавания, защиты государственных интересов России в нефтедобывающем регионе.

Корабли, входящие в состав ВМФ России

На первый взгляд, неспециалисту трудно себе даже представить корабельный состав ВМФ России, однако все-таки, как оказалось, эта информация находится в свободном доступе. Это позволяет «объять необъятное»: в удобном компактном виде представить сводные данные по флотам державы, занимающей 1/5 суши (см. Таблицу 1). Прокомментируем сокращение, допущенное в таблице: флота в ней для компактности обозначены заглавными буквами.

Таблица 1. Корабельный состав ВМФ России по состоянию на начало 2014 года.

Класс С Б Т КФл Ч Всего
Ракетные подв. крейсера стратег. назначения 10 4 14
Диз./электрические подлодки 8 2 8 2 20
Многоцелевые подлодки атомные, вооруженные торпедные с ракетами крылатыми 18 10 28
Атомные подлодки спецназначения 8 8
Дизельные подлодки спецназначения 3 1 2 6
Всего - подводный флот 47 3 24 0 2 76
Тяж. атомные ракет. крейсера 2 2 4
Тяж. авианесущие крейсера 1 1
Ракет. крейсера 1 1 1 3
Эскадр. миноносцы 3 2 4 9
Сторожевые дальние корабли 2 3 5
Большие противолод. корабли 5 4 1 10
Сторожевые ближние корабли 3 2 5
Малые ракет. корабли 3 4 4 2 4 17
Малые артиллер. корабли 4 4
Малые противолод. корабли 6 7 8 7 28
Ракет. катера 7 11 6 5 29
Противодиверс. катера 1 1 1 3 6
Артиллер. катера 2 5 7
Дальние тральщики 4 2 7 13
Тральщики рейдовые 1 15 5 2 23
Ближние тральщики 6 5 7 2 2 22
Большие десант. корабли 4 4 4 7 19
Десант. катера 4 6 4 6 2 22
Десант. корабли на возд. подуш. 2 2
Всего - надводный флот 42 56 52 33 44 227


Перспективы развития ВМФ России

Проанализируем перспективы развития флота, исходя из интервью, данного Главкомом ВМФ России адмиралом Виктором Викторовичем Чирковым.

Сама логика развития Флота как сложного, целостного организма, считает адмирал, не приемлет скоропалительных решений.

Поэтому его развитие спланировано как стратегический процесс до 2050 г. Цель дальнейшего прогресса связывается с повышением эффективности ядерного сдерживания противника.

Планом предусматривается, что получит ВМФ России новейшие корабли в 3 этапа:

  • с 2012 по 2020 год;
  • с 2021 по 2030 год;
  • с 2031 по 2050 год.

На первом этапе будет завершено строительство подводных атомных крейсеров IV поколения. Главным носителем баллистического оружия станут РПЛСН проекта 955А.

Второй этап ознаменуется заменой действующих РПЛСН их аналогами IV поколения. Также планируется создание для надводных кораблей корабельного стратегического ракетного комплекса. Одновременно будет начата разработка подводных атомных крейсеров пятого поколения.

На третьем этапе предполагается развернуть строительство прошедших испытания атомных крейсеров V поколения.

Кроме принципиального наращивания потенциальных характеристик ВМФ России, новейшие корабли - стратегические подводные крейсера и РПЛСН - будут характеризоваться повышенной скрытностью, малошумностью, совершенной связью, применением робототехники.

Задачи, стоящие перед береговыми войсками

Напомним, что ранее нами уже были названы основные базы ВМФ России для всех ее флотов. Однако намеченное развитие флота на период до 2050 г., безусловно, коснется и береговой охраны. Какие же акценты в нем усматривает главком Чирков? Рассматривая базы ВМФ России в процессе их дальнейшего стратегического развития, Виктор Викторович делает ставку на завершение создания береговых ракетных комплексов, подготовку и оснащение морской пехоты для выполнения задач в условиях Севера.

Вывод

Хотя основа организационной структуры ВМФ России не изменится (4 флота и 1 флотилия), в их рамках будут создаваться разнородные высокоманевренные ударные силы. В ключе их создания продолжаются успешные разработки беспилотных аппаратов, систем искусственного интеллекта, морских роботосистем, оружия нелетального действия.

Подводя итог обзору флота России, следует обратить особое внимание на перспективу его обновления кораблями IV, а затем и V поколения. Вместе с тем основу мощи ВМФ после осуществления плана будут составлять подводные атомные крейсера V поколения. Принципиальное увеличение боевой мощи будет сопровождаться совершенствованием систем управления, интеграцией сил ВМФ в межвидовые группировки войск на возможных театрах боевых действий.

В завершение нашей скромной презентации ВМФ России - фото ее атомного флагмана, ракетного крейсера «Петр Великий».

В России День военно-морского флота отмечают ежегодно в последнее воскресенье июля. Потребность во флоте появилась в России еще в 17 веке. Чтобы избежать тотальной культурной и политической изоляции, империи требовалось развитие морских путей. Отсутствие флота тормозило развитие страны.

«Морским судам быть» - эти слова Петра I предопределили появление дня рождения Российского военно-морского флота. По настоянию императора Боярская Дума 20 октября 1696 года приняла решение о создании в государстве регулярного флота.

Настойчивость Петра можно было понять – всего годом ранее закончилась провалом осада русской армии турецкой крепости Азов. И все из-за отсутствия флота у русских, ведь турецкий флот беспрепятственно снабжал осажденных с моря боеприпасами и продуктами.

Военное кораблестроение развернулось в Воронеже, затем в Петербурге, в Архангельске и на Ладоге. Быстро были созданы Балтийский и Азовский флоты, а за ними Тихоокеанский и Северный.

На верфях Воронежского адмиралтейства в 1696-1711 годах для первого российского регулярного военно-морского флота было построено около 215 кораблей. В результате крепость Азов была завоевана, а в последствии с Турцией был подписан необходимый России мирный договор.

Краткая история Российского военно-морского флота

Благодаря наличию флота, русские моряки тоже внесли значительный вклад в географические открытия. Так, в 1740 году был основан Петропавловск-Камчатский, к чему приложили усилия В. Беринг и А. Чириков. Спустя год ими же был открыт пролив, через который они достигли западного побережья континента Северной Америки.

У мореплавателей Беринга и Чирикова эстафету географических открытий, имеющих огромное значение для страны, науки и экономики, подхватили такие русские мореплаватели как Путятин Е.В., Беллинсгаузен Ф.Ф., Лазарев М.П., Головнин В.М.

Уже во второй половине 18 века Российский военно-морской флот настолько окреп и возрос, что занимал 3-е в мире место по количеству боевых кораблей. Мастерство и тактика боевого поведения на море постоянно совершенствовалась, и благодаря этому русские моряки одерживали победы в морских сражениях. Подвиги адмиралов Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, Г.А. Спиридова, Д.Н. Сенявина, В.И. Истомина, Г.И. Бутакова, С.О. Маркова и В.А. Корнилова вошли в историю военно-морского флота, как яркие, блестящие действия талантливых флотоводцев.

Внешняя политика России стала более активной. В 1770 году Российский военно-морской флот добился господства в Эгейском море, усилиями эскадры адмирала Спиридова, разбившего турецкую флотилию.

В следующем году были завоеваны побережье Керченского пролива и крепости Керчь и Ени-Кале.

Вскоре была сформирована и Дунайская военная флотилия. А в 1773 году в Черное море гордо вышла Азовская флотилия.

В 1774 году закончилась, длившаяся шесть лет русско-турецкая война. Победа осталась за Российской империей, и по её условиям к России отошла часть береговой линии Черного моря между реками Днестр и Южный Буг, а главное – все побережье Азовского моря. Независимым государством под российским протекторатом был объявлен Крым. А в 1783 году он стал частью России.

В 1783 году из специально основанного пятью годами ранее порта Херсон, на воду был спущен первый корабль Черноморского флота.

К началу 19 века Российский военно-морской флот являлся третьим в мире по величине. Состоял он из Балтийского, Черноморского флотов, Беломорской, Каспийской и Охотской флотилий. Впереди по величине были Великобритания и Франция.

В 1802 году для управления было создано Министерство морских сил, которое немного позже переименовали в Морское министерство.

Первый военный пароход был построен в 1826 году. Назывался он Ижора, и имел на вооружении восемь пушек, обладая мощностью в 100 лошадиных сил.

Первый параход-фрегат был построен в 1836 году. На его вооружении было уже 28 пушек. Мощность его была 240 лошадиных сил, водоизмещение – 1320 тонн, и назывался этот параход-фрегат Богатырь.

В промежутке между 1803 и 1855 годами более сорока дальних путешествий, в том числе и кругосветных, были совершены русскими мореплавателями. Благодаря их стойкости происходило освоение океанов, тихоокеанского региона, а также освоение Дальнего Востока.

Показал свои геройские корни флот и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Советские военные суда били фашистов на море, а также на суше и в небе, надежно прикрывая фронтовые фланги.

Отличились и воины морских пехотных частей, и морские летчики, и моряки-подводники.

В годы Великой Отечественной войны боевыми действиями на морях руководили адмиралы А.Г. Головко, С.Г. Горшков, И.С. Исаков, Ф.С. Октябрьский, И.С. Исаков, И.С. Юмашев, Л.А. Владимирский и Н.Г. Кузнецов.

Российский военно-морской флот сегодня

Уже трехсотлетнюю с небольшим историю насчитывает Военно-морской флот России, и в настоящий момент он состоит из следующих оперативно-стратегических объединений:

  • Тихоокеанский флот ВМФ России со штабом во Владивостоке;
  • Северный флот ВМФ России со штабом в Североморске;
  • Каспийская флотилия ВМФ России со штабом в Астрахани;
  • Балтийский флот ВМФ России со штабом в Калининграде;
  • Черноморский флот ВМФ России со штабом в Севастополе.

Структура Российского ВМФ состоит из надводных и подводных сил, морской авиации (тактической, стратегической, палубной и береговой), войск береговой охраны, морской пехоты и частей центрального подчинения, а также частей и подразделений тыла.

Современные Военно-морской флот России обладает надежной боевой техникой – атомными подводными лодками, мощными ракетными крейсерами, противолодочными кораблями, самолетами морской авиации и десантными судами.

Моряки – профессия не из легких, но всегда пользуется уважением.

Российский военно-морской флот в настоящий момент представляет собой весьма противоречивую картину.

Несмотря на то, что ВМФ России является лишь тенью некогда могучего ВМФ СССР, он по-прежнему входит в число наиболее сильнейших ВМС стран мира, учитывая суммарный состав кораблей и подводных лодок, а также их качественный уровень.

Вместе с тем российский флот и военно-морская промышленность до сих пор испытывают огромное количество проблем. Попробуем разобраться, насколько удовлетворительно российские военно-морские силы могут выполнять поставленные перед ними задачи и какие перспективы ожидают их в будущем?

Прежде чем говорить, о состоянии и перспективах российских военно-морских сил, необходимо рассмотреть стоящие перед ними задачи и угрозы, которым они должны противодействовать. Одна из основных и "традиционных" проблем ВМС России заключается в географическом положении Российской Федерации, в результате чего российские ВМС разделены на 4 фактически изолированных друг от друга флота - Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский, взаимодействие между которыми затруднено, а зачастую и вовсе невозможно. При этом перед каждым из четырёх российских флотов стоят свои, во многом специфические задачи. В результате, Россия вынуждена иметь достаточно многочисленные военно-морские группировки, на каждом из направлений. Поэтому, даже не смотря на номинально многочисленный состав группировки ВМС России, её состав на конкретном стратегическом направлении, зачастую, совершенно недостаточен.

Задачами Балтийского и Черноморского флота является недопущение действий потенциального противника в соответствующих морях, что достаточно легко реализуемо. Учитывая малые географические размеры Балтийского и Чёрного моря, там затруднено действие крупных группировок потенциального противника. В тоже время данные моря легко "перекрываются" силами малых ракетных кораблей, береговых ракетных комплексов, авиации и дизельных подводных лодок.

Совсем иная ситуация для Северного и Тихоокеанского флота России. Даже те моря, что находятся в "зоне ответственности" Северного и Тихоокеанского флота, имеют огромную площадь, что вынуждает данные флоты иметь силы способные эффективно действовать на большом удалении побережья. При этом, в отличии от Балтийского и Черноморского флотов, силы Северного и Тихоокеанского флота не могут быть прикрыты силами авиации и ПВО - на удалении уже в несколько сотен километров от берега, время подлёта авиации с наземных аэродромов слишком велико, а с учётом радиуса действия даже современных тактических самолётов, время патрулирования, в течении которого они могут осуществлять прикрытие кораблей совершенно недостаточное.

Рассмотрим, какие угрозы стоят перед Северным и Тихоокеанским флотом. Для этого обратимся к докладу Министерства Обороны России "О комплексной оценке состояния национальной безопасности РФ в области морской деятельности в 2016 году". В докладе для ВМФ России указываются следующие угрозы:

  • «Потенциально возможный военный конфликт» со странами НАТО.
  • Сложная военно-политическая обстановка в Черноморском регионе.
  • Усиление борьбы за контроль над районами Арктического шельфа, попытки увеличения военного присутствия в Арктическом регионе, а также попытки пересмотра в свою пользу международных договорённостей, со стороны некоторых стран-членов НАТО, имеющих "доступ" к территориям Арктики. К примеру, в качестве одной из угроз рассматривается желание Норвегии к установлению полного контроля над архипелагом Шпицберген и прилегающих к нему водах.
  • Территориальные претензии Японии на Курильские острова.

Таким образом, для Северного флота наибольшей военной угрозой является столкновение с крупными военно-морскими группировками НАТО, в том числе и с авианосными ударными группами. Для Тихоокеанского флота исходя из указанных выше потенциальных угроз, основным вероятным противником является ВМС Японии. Учитывая огромный численный и качественный состав морских "сил самообороны" Японии (являющимися таковыми только по названию), задача противодействия группировки ВМС Японии, с учётом предельно близкого расположения Японии к потенциальному театру военных действий, а также крайне мощные ВВС, по своей сложности превосходит задачу противодействия АУГ США.

Исходя из этого, практически в любом случае, военно-морским группировкам Северного и Тихоокеанского флота требуется иметь способность эффективно противодействовать численно превосходящим корабельным группировкам потенциального противника, что в свою очередь требует создания на каждом из направлений развитых и высокоэффективных группировок разнородных сил.

На текущий момент основные силы российских флотов следующие:

  • Надводные силы Северный флот в своём "активном" составе располагает авианосцем "Адмирал Кузнецов", тяжёлым атомным ракетным крейсером "Пётр Великий", ракетным крейсером проекта 1164 "Маршал Устинов" (в 2016 году завершил полный восстановительный ремонт и модернизацию), большим противолодочным кораблём (БПК) пр. 1155.1 "Адмирал Чабаненко", 3 БПК пр.1155 и 1 эсминец пр. 956. Подводные силы Северно флота включают в себя ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) пр.955 "Юрий Долгорукий", РПКСН пр. 941У ТК-208 "Дмитрий Донской", 6 РПК СН пр. 667БДРМ, 3 атомные подводные лодки (АПЛ) с крылатыми ракетами пр. 949А, новейшая многоцелевая АПЛ 4-го поколения пр.885 - "Северодвинск", 6 многоцелевых АПЛ пр.971 "Щука-Б", 3 подводные лодки проектов 945 и 945А, 3 модернизированные АПЛ пр. 671РТМК, а также 5 дизельных подводных лодок пр. 877 и находящаяся в опытной эксплуатации новейшая дизельная подлодка пр.677 "Лада".
  • "Ядро" надводных сил Тихоокеанского флота составляют ракетный крейсер "Варяг" (пр. 1164), 4 БПК пр. 1155, 2 эсминца пр. 956, новейший корвет пр.20380, а также 4 малых ракетных корабля пр. 1234, и 11 ракетных катеров пр.1241. Подводные силы Тихоокеанского флота состоят из 3 устаревших РПК СН пр. 667БДР (в ближайшие годы будут списаны), 2 новейших РПК СН пр.955 - "Александр Невский" и "Владимир Мономах", 5 подводных лодок с крылатыми ракетами пр. 949А, 4 многоцелевые АПЛ пр. 971 и 8 дизельных подводных лодок пр. 877.
  • "Ядро" Черноморского флота образуют ракетный крейсер "Москва" (пр. 1164), сторожевой корабль "Сметливый", 2 сторожевых корабля пр. 1135М - "Сметливый" и "Ладный", 3 новейших фрегата пр.11356 - "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров" (официально принят в состав флота 27 декабря 2017 года), скоростные малые ракетные корабли пр.1239 - "Бора" и "Самум", 2 малых ракетных корабля пр.1234, 5 ракетных катеров пр.1241, а также дизельная подводная лодка пр.877 и 6 новейших подводных лодок пр. 636.3
  • Основные силы Балтийского флота включают в себя эсминец пр. 956 "Настойчивый", 2 фрегата пр.11540 - "Неустрашимый" и "Ярослав Мудрый", 4 новых корвета пр.20380, 4 малых ракетных корабля пр.1234.1, 2 новейших малых ракетных корабля пр.21631 "Буян-М" и 7 ракетных катеров пр.1241, а также 2 дизельные подводные лодки пр.877.

В целом состояние и уровень боеготовности ВМС России весьма неплохие. Флот активно занимается боевой подготовкой, на регулярной основе совершает походы в различные уголки Мирового океана. При этом динамика "активности" ВМФ России за последние 5 лет непрерывно растёт. Так, например, согласно докладу Министерства Обороны, в 2016 году корабли и подлодки ВМФ России совершили в общей сложности 102 похода, пробыв в море 9538 суток, при этом интенсивность выполнения задач по сравнению с 2015 выросла в 1.3 раза. Состоявшийся в 2016 году боевой поход российских кораблей во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов" к берегам Сирии показал, что Россия вполне в состоянии "выставить" при необходимости мощную многоцелевую корабельную ударную группу в требуемом районе Мирового Океана.

В целом уровень исправности и боеспособности корабельного состава существенно вырос, хотя имеются и существенные проблемы. Так, например, из 5 числящихся в составе Тихоокеанского флота многоцелевых атомных подводных пр.971 лишь 1-2 являются боеготовыми, остальные перманентно находятся в ремонте, как правило, вялотекущем.

Отдельной проблемой ВМФ России является его весьма неслабалансированный состав, что касается надводного флота. Основные силы Северного и Тихоокеанского флота имеют очень значительные противолодочные возможности, но количество кораблей, способных обеспечивать эффективную коллективную противовоздушную оборону корабельных соединений и обладающие мощными ударными возможностями составляет всего считанные единицы. Такими кораблями является тяжёлый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий" и три ракетных крейсера пр. 1164 - "Москва", "Варяг" и "Маршал Устинов". Поэтому ВМФ России остро нуждается в новых кораблях дальней океанской зоны.

Строительство новых крупных надводных кораблей.

Наибольшей проблемой для современного ВМФ России является строительство новых боевых кораблей. К середине двухтысячных годов предполагалось масштабное перевооружение и усиление флота новыми кораблями в течении 10-15 лет. Однако, надежды на это не оправдались. Скорость строительства новых крупных надводных кораблей оказалась крайне низкой. Так например, головной новейший фрегат пр.22350 (которые должны были стать основными "рабочими лошадками" ВМФ России) "Адмирал Горшков", заложенный в 2006 году до сих пор официально не передан флоту. Ситуация со строительством надводных кораблей для современного ВМФ России постоянно подвергается шквалу критики в различных СМИ.

Вместе с тем, стоит заметить, что флот и военно-морская промышленность наиболее сильно пострадали в 1990-е годы. К примеру, многим предприятиям авиационной промышленности, особенно ОКБ им. Сухого, а также заводам, производящим самолёты разработки данного КБ, удалось "выжить" благодаря многочисленным экспортным контрактам (в первую очередь для Индии и Китая). Данные контракты позволяли сохранить ключевые предприятия в твёрдой валюте, что в свою очередь позволило им не только "удерживаться на плаву", но и финансировать новые разработки. Военно-морская промышленность же столь "щедрых" контрактов не имела. Военно-морской флот же, являясь крайне сложным военно-техническим механизмом, требует очень значительных средств на содержание. Поэтому, практически полное отсутствие средств на содержание флота в 1990-е годы, привело к тому, что он стал деградировать, пожалуй, наиболее стремительными темпами, по сравнению с другими видами российских вооружённых сил.

Таким образом, параллельно со строительством новых кораблей, потребовалось восстанавливать заново всю военно-морскую отрасль в целом. Кроме того, в двухтысячных годах наиболее приоритетным направлением развития ВМФ стало обновление морской компоненты российских Стратегических Ядерных Сил и строительство новых подводных ракетоносцев пр.955 "Борей" и создание их основного оружия - межконтинентальных баллистических ракет (МБР) морского базирования Р-30 "Булава", на что выделялась крайне значительная доля средств, отпущенных на развитие флота.

Отдельной проблемой стала необходимость оснащения новых кораблей дальней океанской зоны принципиально новыми образцами вооружения. Фрегаты пр.22350, которые должны составить в будущем основу кораблей дальней океанской зоны российского ВМФ, изначально должны были использовать только самые современные, перспективные системы вооружения - 2 Универсальных Корабельных Стрельбовых Комплекса (УКСК), имеющий каждый по 8 ячеек, в каждой из которых может разместиться сверхзвуковая ПКР "Оникс" или одна из крылатых ракет семейства "Калибр" - противокорабельная 3М54, крылатая ракета 3М14 для поражения наземных целей или противолодочная ракета 91Р, новейшую универсальную артиллерийскую установку А-192 "Армат", новые средства радиоэлектронной борьбы, и самое главное - новейший зенитно-ракетный комплекс "Полимент-Редут". ЗРК "Полимент-Редут" состоит из многофункциональной РЛС "Полимент" и собственно ЗРК "Редут", имеющего новейшие зенитные ракеты семейства 9М96Д с активными головками самонаведения. РЛС "Полимент" состоит из четырёх, ориентированных под углом 90 градусов друг к другу фазированных антенных решёток, каждая из которых обеспечивает обзор пространства и радиокоррекцию зенитных ракет на маршевом участке траектории в секторе 90 градусов по азимуту и 90 - по углу места. Таким образом 4 антенных решётки обеспечивают круговой обзор пространства и возможность обстрела целей в любом направлении. Каждая из четырёх решёток обеспечивает наведение 4 зенитных ракет, а количество одновременно наводимых ракет при отражении удара с одного направления составляет 8 (при ориентации корабля таким образом, что бы атакующие средства воздушного нападения оказались на "пересечении" секторов работы двух антенных решёток). Зенитные ракеты семейства 9М96 имеют активные головки самонаведения, что позволяет сократить участок наведения при помощи РЛС, обеспечивают возможность поражения воздушной цели в случае её ухода за радиогоризонт, а в перспективе это позволяет обеспечить возможность обстрела целей за радиогоризонтом. Данные ракеты имеют газодинамические рули, что позволяет на высотах менее 5 километров развивать перегрузки до 60 (по другим данным до 65 единиц), позволяя уверенно бороться с интенсивно маневрирующими целями и обеспечивает вероятность поражения дозвуковых ПКР, близкую к гарантированной (0.9 - 0.95).

Создание новых образцов морского оружия "с нуля", в условиях находившейся в крайне проблемном состоянии военно-морской отрасли, не могло сказаться на сроках их создания. В итоге, головной корабль проекта 22350 "Адмирал Горшков" приступил к ходовым испытаниям лишь в 2015 году, но до сих пор формально не передан флоту. Причиной столь долгих задержек со вводом в строй стала необходимость испытания огромного количества новых систем, и главным образом ЗРК "Полимент-Редут". На конец 2017 года предприятиям концерна "Алмаз-Антей" удалось успешно решить большинство проблем с "Полимент-Редутом". Более того, как сообщается, в ходе испытаний и доработок комплекса обеспечено применение зенитной ракеты 9М96Д, обладающей дальностью полёта свыше 100 километров. Все остальные системы вооружения корабля, а также новейшие средства РЭБ успешно прошли испытания. Стоит заметить, что само по себе "затягивание" сроков доработок корабельных ЗРК не является чем то из ряда вон выходящим, и имело место быть в годы Холодной войны и в США, и в СССР, не испытывавшего никаких проблем в области ВПК. К примеру, зенитно-ракетный комплекс "Форт", которым вооружены современные крейсеры пр.1164 был доведён до полного соответствия заданным характеристикам спустя 3 года после после ввода в строй первого корабля, вооружённого этим комплексом - крейсера пр.1164. БПК пр.1155, являющиеся наиболее многочисленным типом кораблей дальней океанской зоны в ВМФ России, после постройки фактически несколько лет не имели положенного ЗРК "Кинжал", который официально был принят на вооружение лишь в 1989. При этом комплексы "Форт" и "Кинжал" до сих пор обладают отличными боевыми возможностями. Первый корабль ВМС США, оснащённый многофункциональной системой управления оружием "Иджис" вошёл в состав американского флота в 1983 году, однако система "Иджис" и комплекс интегрированных в неё средств вооружения доводились до приемлемого уровня боеспособности ещё 3 года.

Не являются исключением и современные боевые корабли других флотов мира. Так например, первый британский эсминец ПВО нового поколения, типа 45 "Дэринг", вошёл в строй с фактически с "условно" работоспособным ЗРК PAAMS (который является его главным оружием), сейчас же эсминцы данной серии считаются лучшими в мире кораблями ПВО. Аналогичная ситуация сложилась и индийско-израильским корабельным ЗРК “Барак-8”. Из-за проблем и его созданием на многие годы был сдвинут срок ввода в строй новейших индийских эсминцев “Калькутта”. Головной корабль был заложен в 2003-м году, а в строй вошёл в 2014-м, хотя планировался ввод в строй в 2010-м. Последний, третий эсминец данной серии вступил в строй в конце 2016 года, спустя более, чем через 10 лет после закладки. Причём неизвестно является ли 100% боеспособным ЗРК “Барак-8” на индийских эсминцах в настоящий момент.

По всей видимости, командование ВМФ России и Министерство Обороны хотят получить сразу полностью боеспособный корабль, без доводки его различных систем вооружения в процессе эксплуатации. Кроме того, фрегаты пр.22350 в целом определят облик надводных кораблей ВМФ России на ближайшие десятилетия. Можно с большой долей вероятности прогнозировать, что после принятия в состав флота фрегатов "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов" (второй корабль проекта 22350), который уже завершил достройку, строительство других кораблей серии, как и возможное строительство фрегатов усовершенствованного проекта - 22350М пойдёт значительно более высокими темпами.

В текущем десятилетии военно-морской промышленности России не удалось и осуществить массовое строительство фрегатов проекта 11356 - "упрощённых" фрегатов, созданных для "внутренних" морей - Балтийского и Чёрного. До 2014 года судостроителям удавалось выдерживать высокие темпы строительства данных кораблей, т.к. строились они на базе строившихся в двухтысячных годах для Индии фрегатов класса "Тальвар" и оснащались уже имеющимся и отработанным вооружением, радиотехническими и информационными системами. К 2014 году удалось построить 3 таких корабля из 6 заложенных, однако после событий 2014 года, Украина в одностороннем порядке прекратила военно-техническое сотрудничество с Россией, и в частности, прекратила поставки корабельных газотурбинных силовых установок для фрегатов пр.2230 и пр.11356, изготавливаемых в Николаеве заводом "Зоря-Машпроект". В результате потребовалось почти 3 года на развёртывание производства данных силовых установок в России, в Рыбинском НПО "Сатурн". К счастью, данную задачу удалось успешно решить. В настоящий момент в состав ВМФ России вошло 3 фрегата проекта 11356 - "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров", причём последний был официально принят в состав флота 27 декабря 2017 года. Ещё 3 фрегата данного проекта будут достроены с уже российскими силовыми установками, и, как ожидается, вступят в состав флота в 2020-21 годах.

Таким образом основные усилия в военном-морском строительстве России за последнее десятилетие были направлены на модернизацию и восстановление судостроительной промышленности, а также на разработку и "доводку" перспективных систем вооружения. В этих условиях, руководство ВМФ России и Министерство Обороны были вынуждены несколько скорректировать концепцию развития и применения военно-морских сил.

До момента появления крупных надводных кораблей нового поколения, руководство российского флота и Министерство Обороны, очевидно, избрали курс на крупномасштабное строительство малых ракетных кораблей и береговых ракетных комплексов, с целью создания, как называют это в Западных странах "зон воспрещения манёвра и доступа" в важнейших районах, прилегающих к российскому побережью и территориальным водам, и надёжное "перекрытие" т.н. литторальной зоны, а также модернизацию имеющихся крупных боевых кораблей и подводных лодок.

Продолжение следует...

Павел Румянцев

В вышеприведенные таблицы не включены корабли, катера и подводные лодки приписанные к боевому составу флотов и его соединений, но переданные по договору лизинга третьим странам. А также, бортовые боевые катера и катера каталогизация которых технически невозможна.

В вышеприведенные таблицы включены корабли, катера и подводные лодки формально списанные и исключенные из боевого состава флота и его соединений, ожидающие утилизации, но имеющие на борту сокращенный экипаж и вымпел военно-морского флота.

В вышеприведенные таблицы не включены по причине незначительности для анализа боевого состояния флота и технической невозможности каталогизации суда, катера и элементы транспортной или складской инфраструктуры сверхмалого водоизмещения, не имеющие бортовых номеров, являющиеся несамоходными, бортовыми, являющиеся судами обеспечения пунктов базирования или в целом тематически не соответствующие данной статье. К ним относятся: дебаркадеры, брандвахты, шлюпки, плашкоуты, плавучие причалы, плавучие стенды размагничивания, плавучие станции энергообеспечения, плавучие зарядовые станции, плавучие отопительные станции, малые и большие корабельные щиты, учебные парусники-барки, катера водители мишеней и катера мишени, бортовые катера, малые гидрографические катера, мотоботы, спортивные яхты (военных спортивных клубов), несамоходные сухогрузные и наливные баржи; плавучие склады (суда хранения запасов); и суда, приписанные к судоремонтным заводам (рейдовые плавучие мастерские, плавучие технические базы и водоналивные танкеры - хранилища ядерных отходов).

В статистическом подсчёте процентной доли вооружения за указанные периоды суммарно и раздельно по флотам, не учитывались факторы выделения финансирования и фактического начала работ задолго до указанных дат церемоний закладок кораблей и соответственно их вступления в строй. Также не учитывались факты достройки кораблей из ранее созданных корпусных заделов предыдущего периода.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ), вид вооружённых сил (ВС), предназначенный для решения стратегических и оперативных задач на океанских и морских ТВД; в ряде государств - военно-морские силы (ВМС). По своим боевым возможностям современный ВМФ способен наносить ядерные удары по важным наземным объектам противника, уничтожать силы его флота в море и на базах, нарушать (срывать) океанские и морские перевозки, завоёвывать господство в морских (океанских) районах, содействовать сухопутным войскам (СВ) в проведении операций на континентальном ТВД, оборонять свои морские (океанские) перевозки, высаживать морские десанты. ВМФ проводит операции и ведёт боевые действия самостоятельно или совместно с другими видами ВС. Главные свойства ВМФ: высокая мобильность, большая автономность, способность действовать в любых районах Мирового океана, постоянная боевая готовность и высокая боевая устойчивость его подводных сил и авианосных группировок.

Развитие флота началось в глубокой древности. В Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и Китае первоначально строились торговые суда, а позднее и военные гребные корабли. В греческом флоте в 5 веке до нашей эры основным классом боевого корабля была триера. Наиболее распространёнными типами кораблей римского флота в 3-2 века до нашей эры являлись трирема (то же, что триера) и пентера (корабль больших размеров с 5 рядами вёсел). В 1 веке до нашей эры в Риме наряду с этими типами кораблей появились либурны - небольшие корабли с однорядным размещением вёсел и большей манёвренностью. Основными способами вооруженной борьбы на море были таран и абордаж. Позднее в качестве оружия стали использовать метательные машины - баллисты и катапульты, устанавливавшиеся в носовой части корабля и стрелявшие камнями и зажигательными снарядами. В 7 веке нашей эры венецианцы на основе римской либурны создали улучшенный тип гребного корабля - галеру, которая постепенно вытеснила другие типы гребных кораблей и к концу Средневековья стала основным боевым кораблём. В 10-12 веках в ряде средиземноморских стран, а также у англосаксов, норманнов и датчан появились парусные суда. Переход от гребных судов к парусным завершился к середине 17 века. Основным оружием парусных кораблей становится артиллерия. В 16-17 веках в Англии, Франции, Испании и Голландии создаются постоянные военные флоты. К началу 18 века корабли в зависимости от водоизмещения, количества пушек и численности экипажа стали разделять на классы и ранги. В это же время сложилась боевая организация парусного флота - появились эскадры. Тактика ведения морского боя парусными флотами заключалась в том, чтобы, построив свои корабли в кильватерную колонну, занять наветренное положение по отношению к кораблям противника и, сближаясь с ними, уничтожить их огнём своей артиллерии. Если артиллерийская дуэль не приводила к успеху, бой завершался абордажной схваткой.

Начало созданию регулярного военного флота России положено в 1696 году, когда по указу Петра I в целях борьбы за выход к Азовскому и Чёрному морям на реке Воронеж была построена Азовская флотилия. В ходе Северной войны 1700-21 годов был создан Балтийский флот, выдвинувший Россию в число крупных морских держав. Уже в начале своего становления российский флот одержал первую победу над шведским флотом в Гангутском морском сражении 1714 года и в последующем вписал много героических страниц в отечественную историю.

Во 2-й половине 18 века развитие промышленности, науки и техники позволило значительно улучшить конструкцию корпусов кораблей, их парусное и артиллерийское вооружение. Водоизмещение линейных кораблей увеличилось с 1 до 4 тысяч тонн, число орудий возросло до 135, усовершенствовалась корабельная артиллерия (бронзовые орудия были заменены чугунными, скорострельность возросла до 1 выстрела в 3 мин, дальность стрельбы - с 300 до 600 м). Парусный флот достиг своей вершины.

В начале 19 века появились первые паровые боевые корабли. После Крымской войны 1853-56 годов все государства перешли к строительству паровых броненосных кораблей. Переход к строительству парового флота совпал с внедрением нарезной корабельной артиллерии, обладавшей большей дальностью и точностью стрельбы. Появление в 1870-х годах мин, а затем торпед привело к созданию минных заградителей и миноносцев. Бурный технический прогресс привёл к созданию на флоте трёх основных типов кораблей: эскадренных броненосцев для артиллерийского боя; крейсеров для дозорной службы, разведки и уничтожения торговых судов; миноносцев для завершения боя минно-торпедной атакой повреждённых кораблей. Повышение роли ВМФ в конце 19 века (теория «морской силы», основоположники - американский контр-адмирал А. Т. Мэхэн и британский вице-адмирал Ф.Х. Коломб) было связано с активной колониальной политикой ведущих государств мира.

После русско-японской войны 1904-05 годов в составе флотов появились линкоры, которые стали решающей силой в вооруженной борьбе на море. Они постоянно совершенствовались: увеличивалось количество стволов артиллерии главного калибра, её дальнобойность и скорострельность (до 2 выстрелов в 1 мин), бронирование, скорость хода. В связи с техническим совершенствованием возросла роль в морском бою торпедного оружия и в составе флотов вместо миноносцев появились эскадренные миноносцы (эсминцы), оснащённые артиллерийским и торпедным вооружением. Для разведки, борьбы с эсминцами противника и действий на морских коммуникациях во многих государствах строились лёгкие крейсера. Усовершенствование двигателей внутреннего сгорания, электромоторов, аккумуляторных батарей и перископов создало предпосылки в начале 20 века для строительства подводных лодок (ПЛ), которые в большинстве государств первоначально предназначались для борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных водах и разведки. В ряде государств началось строительство гидросамолётов.

В 1-ю мировую войну в боях на море участвовали сотни надводных кораблей, ПЛ, а на последнем её этапе - и самолёты. Линкоры использовались крайне ограниченно из-за резко возросшей минной опасности, угрозы от ПЛ и других боевых средств. Широкое применение нашли лёгкие крейсера, водоизмещение которых к концу войны выросло до 8 тысяч тонн, а скорость хода - до 30 узлов (55,5 км/ч) и более. Кораблями универсального назначения показали себя эсминцы, которые стали наиболее многочисленными в составе флотов воевавших государств; их водоизмещение было доведено до 2 тысяч тонн, скорость хода - до 38 узлов (70 км/ч). Дальнейшее развитие получили минные заградители. Появились специальные типы тральщиков: эскадренные (быстроходные), базовые и катера-тральщики. Важную роль в боевых действиях на море стали играть ПЛ, которые оформились в самостоятельный род сил ВМФ, способный успешно решать не только тактические, но и оперативные задачи. В ходе 1-й мировой войны появились авианосцы, сторожевые корабли, торпедные катера. Впервые стала использоваться морская авиация, самолёты которой вели разведку, наносили бомбовые удары по кораблям и базам флота, корректировали огонь корабельной артиллерии. Оружием самолётов морской авиации наряду с бомбами стали торпеды. ВМФ начал превращаться в вид ВС, объединяющий соединения и части надводных кораблей, ПЛ, авиации и морской пехоты, при доминирующем значении надводных кораблей.

В период между 1-й и 2-й мировыми войнами предпочтение отдавалось строительству линкоров. Корабли других классов - авианосцы, крейсера, эсминцы и др. - предназначались для обеспечения действий линкоров. В 1937-38 годах Великобритания, Япония и США перешли к серийному строительству авианосцев. Интенсивно строились крейсера, эсминцы, ПЛ, торпедные катера. В состав флотов входила бомбардировочная, минно-торпедная, разведывательная и истребительная авиация. Корабли оснащались усовершенствованным артиллерийским и торпедным оружием, появились неконтактные мины, новое противолодочное оружие, стали применяться радиолокация и гидролокация.

Во 2-й мировой войне размах военных действий на море значительно возрос. В ходе войны линкоры уступили авианосцам роль главной ударной силы. Интенсивное развитие получила морская авиация (палубная и наземного базирования). Возросла роль ПЛ, которые использовались главным образом для борьбы с надводными кораблями. Для борьбы с вражескими ПЛ применялись авиация, ПЛ и минное оружие. В составе флотов стали использовать корабли ПВО. Война подтвердила вывод о том, что цели вооружённой борьбы на море достигаются объединёнными усилиями разнородных сил флота.

В послевоенный период в строительстве ВМС многих зарубежных государств, и прежде всего США, основные усилия направлялись на создание атомных ПЛ, вооружённых баллистическими ракетами, а также авианосцев. Произошло качественное обновление парка самолётов авиации ВМС. Надводные корабли начали оснащаться противокорабельными, противолодочными и зенитными ракетами, а атомные ПЛ - стратегическими ракетами. Резко возросло насыщение кораблей и самолётов авиации ВМС различными радиоэлектронными средствами. Появились противолодочные и десантные вертолётоносцы, корабли и катера на подводных крыльях, на воздушной подушке и др.

В России после 1917 года ВМФ создавался и развивался как составная часть ВС РСФСР (с 1924 - СССР). Декрет о создании Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ) был принят СНК 29.1(11.2).1918. За годы Гражданской войны 1917-22 в РККФ сформировано свыше 30 морских, озёрных и речных военных флотилий, преимущественно из кораблей Балтийского флота. Большинство кораблей Черноморского флота в связи с угрозой захвата их германскими оккупантами 18.6.1918 было затоплено в районе Новороссийска, часть кораблей ушла в Азовское море и составила ядро Азовской военной флотилии. Корабли, действовавшие на стороне Белого движения, в ноябре 1920 года были уведены в Тунис. После окончания Гражданской войны от Российского императорского флота остались единицы кораблей, которые требовали ремонта.

В 1926 году принята первая советская программа военного судостроения. К 1929 году отремонтирована значительная часть кораблей, проведена модернизация эсминцев, частично линкоров, восстановлены военно-морские базы. В 1929-40 годах за счёт строительства новых кораблей укрепились Балтийский и Черноморский, созданы Тихоокеанский (1935) и Северный (1937) флоты. Для непосредственного руководства ВМФ образован Народный комиссариат ВМФ СССР (декабрь 1937). Одновременно из Народного комиссариата оборонной промышленности СССР был выделен Народный комиссариат судостроительной промышленности СССР. В 1938 году принята программа строительства большого морского и океанского флота. В это же время активно исследовались новые формы и способы ведения боевых действий на море, направления развития сил флота. К началу Великой Отечественной войны в состав ВМФ СССР входило около 1 тысячи боевых кораблей различных классов (в том числе 3 линкора, 8 крейсеров, 54 эсминца и лидера, 212 ПЛ, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков, 287 торпедных катеров), свыше 2,5 тысяч самолётов морской авиации и 260 батарей береговой артиллерии. Значительно улучшилась система базирования сил ВМФ.

В ходе Великой Отечественной войны ВМФ СССР вёл боевые действия по уничтожению сил флота противника, нарушал его морские коммуникации, охранял свои морские, озёрные и речные перевозки, содействовал приморским группировкам советских войск в проведении оборонительных и наступательных операций. Северный флот совместно с ВМС союзников (Великобритании, США) обеспечивал коммуникации, связывающие северные порты СССР с портами этих государств, вёл активные действия на морских коммуникациях противника. Для обеспечения безопасности движения судов в Арктике, и в частности по Северному морскому пути, была создана Беломорская военная флотилия. В 1942 году на Северный флот была возложена оборона полуостровов Средний и Рыбачий. Балтийский флот участвовал в обороне Лиепаи, Таллина, Моонзундских островов, полуострова Ханко, ораниенбаумского плацдарма, островов Выборгского залива и северного побережья Ладожского озера, а также сыграл важную роль в героической обороне Ленинграда. Черноморский флот совместно с СВ оборонял Одессу, Севастополь, Керчь, Новороссийск, участвовал в обороне Северного Кавказа. На многоводных реках и озёрах для создания оборонительных рубежей вместе с СВ использовались речные и озёрные флотилии: Пинская, Чудская, Ладожская, Онежская, Волжская, отряд кораблей на озере Ильмень. Из Азовской военной флотилии выделялись отряды кораблей для действия на реках Дон и Кубань. Ладожская военная флотилия обеспечивала коммуникации через Ладожское озеро (Дорога жизни) с осаждённым Ленинградом. Большой вклад внесли моряки Волжской военной флотилии в оборону Сталинграда и в обеспечение важных народно-хозяйственных перевозок по Волге. В 1943 году воссоздана Днепровская военная флотилия, а в 1944 - Дунайская военная флотилия. Корабли Днепровской флотилии, перебазированные в бассейн реки Одер, принимали участие в Берлинской операции 1945 года. Дунайская флотилия участвовала в освобождении Белграда, Будапешта и Вены. Тихоокеанский флот и Амурская военная флотилия в августе - сентябре 1945 года участвовали в разгроме японской Квантунской армии, освобождении Кореи, Маньчжурии, Южного Сахалина и Курильских островов. ВМФ направил около 500 тысяч матросов и офицеров на сухопутные фронты. Военные моряки сражались под Одессой, Севастополем, Москвой, Ленинградом. За годы войны советским ВМФ было проведено свыше 100 морских оперативных и тактических десантных операций. За боевые заслуги в Великой Отечественной войне 78 кораблям присвоено гвардейское звание, около 80 соединений и частей были удостоены почётных наименований, свыше 240 кораблей, частей и различных формирований ВМФ получили государственные награды. Более 350 тысяч моряков награждены орденами и медалями, свыше 500 человек удостоены звания Героя Советского Союза, из них 7 - дважды.

В послевоенное время ВМФ СССР развивался с учётом опыта Великой Отечественной войны на базе достижений науки и техники. Были созданы дизельные и атомные ПЛ различного назначения, ракетные корабли и катера, противолодочные корабли, способные вести успешную борьбу с современными ПЛ. Морская авиация получила на вооружение реактивные самолёты, способные нести на большие расстояния ракеты и поражать корабли различных классов, пополнилась противолодочными самолётами и вертолётами. На вооружение ВМФ поступили ракетные комплексы. Морская пехота получила военную технику, необходимую для высадки морских десантов на необорудованное побережье.

ВМФ Российской Федерации - преемник российского ВМФ и ВМФ СССР, предназначен для обеспечения военной безопасности с морских и океанских направлений, защиты интересов Российской Федерации и её союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности. Кроме того, ВМФ создаёт и поддерживает условия для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности Российской Федерации в Мировом океане.

ВМФ Российской Федерации состоит из морских стратегических ядерных сил и морских сил (войск) общего назначения. Включает: подводные силы, надводные силы флота, морскую авиацию и ПВО, береговые войска, являющиеся родами сил (войск) ВМФ, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнические, радиоэлектронной борьбы, морские инженерные, судоремонтные, гидрографические и др.) и тыл. Береговые войска, в свою очередь, делятся на рода войск: морскую пехоту, береговые ракетно-артиллерийские войска и войска береговой обороны. В организационном отношении ВМФ включает Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский флоты, а также Каспийскую военную флотилию и соединения, части, учреждения центрального подчинения. Главная ударная сила ВМФ - ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные подводные лодки и морская ракетоносная авиация.

В состав ВМС США, Великобритании, Франции и Китая входят: стратегические ядерные силы (атомные ракетные ПЛ) и силы общего назначения (авианосцы, линкоры, многоцелевые ПЛ, эскортные корабли, корабли огневой поддержки, различные десантные корабли и др.), а также авиация ВМС и морская пехота. ВМС Италии, ФРГ, Канады, Турции, Норвегии, Бельгии, Нидерландов и других стран - членов НАТО, а также Швеции, Австралии, Аргентины, Бразилии, Арабской Республики Египет, Индии, Израиля, Пакистана, Японии и др. включают дизельные ПЛ, надводные корабли, авиацию ВМС, морскую пехоту и вспомогательные суда (подробнее смотри в статьях об этих государствах).

Лит.: Боевая летопись русского флота. Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX века по 1917 г. М., 1948; Горшков С. Г. Морская мощь государства. 2-е изд. М., 1979; Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. 4-е изд. М., 1988; Вьюненко Н.П., Макеев Б. Н., Скугарев В. Д. Военно-морской флот: роль, перспективы развития, использование. М., 1988; Вооруженные силы основных капиталистических государств. М., 1988; Фирсов И. И. Петра творенье: К 300-летию русского флота. М., 1992; Березовский Н.Ю., Бережной С. С., Николаева 3. В. Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1917-1941. М., 1992; Военная энциклопедия. М., 1994. Т. 2; Грибовский В. Ю., Раздолгин А. А. История российского флота. СПб., 1996; Российская наука - Военно-Морскому Флоту. М., 1997; Костев Г. Г. Военно-Морской Флот страны, 1945-1995: Взлеты и падения. СПб., 1999.


Top